Вуз для чего нужен: В чем смысл ВУЗа? — Хабр Q&A

В чем смысл ВУЗа? — Хабр Q&A

Вопрос скорее всего некорректно воспринимается и поднят холивар между тем что от ВУЗа ожидают, что он дает и что от него берут. Я бы поставил вопрос более корректней: “а что Вам дал ВУЗ?” Вот в Вашей ситуации, возможно, что Вы либо взяли от ВУЗа все, что он, как интстанция, мог дать, а может Вы еще не все взяли что он может дать.
Советовать Вам идти дальше или бросать учебное заведение не будет иметь смысла, поскольку это только Ваше видение и Ваша жизнь. Если Вы считаете, что это учреждение больше ничего не может Вам дать – тогда уже лучше закончить его так, чтобы Ваша совесть осталась чиста, что очередной начатый жизненный этап в жизни пройден.
Я лучше расскажу что мне дал ВУЗ.

Во-первых, я заканчивал его в прошлом десятилетии и в провинциальном городе, соответственно уровень подачи ИТ-знаний, именно знаний, оставлял желать лучшего. Ведь не каждый ВУЗ может содержать практикующих специалистов в нужной области, которые передадут именно тот необхдимый опыт, который все ожидают при обучении там.

Но к старшим курсам я уже работал и проходил пед. практику в своем ВУЗе. Вот тут я как раз попытался сгладить все те неровности, с которыми столкнулся, на мои лекции ходили студенты, потому что я делился своим жизненным опытом, но ни в коем случае не говорил, что то, что они получили до этого – никогда им не пригодится. Соответственно, как указали тут уже неоднократно, он научил меня учиться учиться. Я не говорю о том, что я этого не умел со школьной скамьи, но навык был отточен до более высокого уровня.

Во-вторых, любой “ненужный” предмет может быть когда либо пригодится. Возможно даже не по его прямому назначению. Приведу пример из своей практики. На момент изучения педагогики высшей школы мне реально не приходили на ум моменты, в которые я мог применить те знания, которые получал. Но со временем, я обнаружил, что при обучении джунов я использую именно те методы, которым меня учили. И они работали. Конечно я их адаптировал немного под свою область, но они реально работали. Макаренко не зря старался.

Что касается ОБЖ и прочего сопудствующего – представьте ситуацию, что Вы – руководитель предприятия (хотя бы малого / ит-фирмочка), и Вам арендодатель втюхивает помещение, которое ну никак не удовлетворяет нормам, которые Вы не помните наизусть, но понимаете хотя бы что за что отвечает (нормы объема на одно рабочее место). Я в детстве был “отдан” в музыкальную школу. Я не понимал зачем это мне надо, на что мне был дан ответ: Вот будешь в высшем обществе, а там будут обсуждать симфонию Баха или Времена Года Вивальди – а ты не в зуб ногой. Со временем, я обнаружил, что я – один из немногих из моего окружения, кто хоть как то понимает что такое гамма, аккорд и прочее и могу сказать что это и зачем, что подводит к следующему пункту.

В-третьих, ВУЗ дал мне много хороших знакомых и друзей, которые волей случая сейчас раскиданы по всему земному шару. Да, я периодически с некоторыми общаюсь и поглощаю соцальную сахаринку, которая помогает хотя бы развеяться. Ну и большое количество знакомств еще никому не вредило.

И как минимум, со всеми эти друзьями нужно было строить взаимоотношения. Тут как раз социальная роль института. Мне даже посчастливилось побыть главой студсовета, что дало неоценимый ранний навык управления “неуправляемыми” студентами.

В-четвертых, ВУЗ меня научил тому, что нужно иметь представление о пограничных областях применения своих знаний и именно эти специалисты всегда ценились. Я не имею ввиду того, что узкоспециализированный спец будет менее ценен, но на моей памати руководящие должности узкий спец ни разу не занимал. Отсюда даже возникали у многих вопросы – почему вот этот (условно Вася) занял пост начальника отдела, а не (условно Петя), хоть и второй разбирается лучше. Как правило – первый просто обладает как раз нужными навыками для руководителя и сможет сделать так, чтобы второй более эффективно работал. Возможно это может “попахивать” совковым подходом, за который типа его хвалили, но я не хочу ударяться в крайности.

В-пятых, это та самая корочка / пластик и прочее. Ее за плечами не таскать. Но жизнь повернулась таким образом, что именно просто наличие этой самой корочки дает привелегии. Конечно это произошло при взаимодействии с гос.структурой. А с ними как ни крути – все равно придется взаимодействовать.

В-шестых, ВУЗ дал мне необходимый навык выживания. Не в прямом плане “как выжить в пустыне без воды” и прочее, а именно тот либо порядок действий, либо настрой, при котором необходимое состояние (дедлайн / зачет / экзамен / прочее) может быть реализовано путем мобилизации всей внутренней энергии, которую смог высвободить.

Резюме:
Я ни сколько не жалею, что получил две вышки параллельно. Не все, что там давалось, я использую на все 100%, а чтото просто адаптировал под свои нужды. Это был хороший жизненных опыт. Хотел бы ли я чтобы будущие поколения прошли этот путь с такой же пользой? – Да. Но как показывают отзывы послених лет пяти (младшие братья, сестры) – у них нет всего того, через что я прошел, а осталась лишь самая малая доля.

И это печально.

Так что выбор за Вами, но моя рекомендация – все таки закончить ВУЗ. А работать параллельно Вам никто не запрещает.

Зачем мне высшее образование? / Новости / Пресс-центр / Меню / Алтайский филиал РАНХиГС

Лето – это пора, когда вчерашние школьники встают перед выбором: работать или учиться? Если продолжать обучение, то куда пойти: в колледж или в вуз? Сегодня многие дискутируют о ценности высшего образования. И среди тех, кто скептически относится к его получению, есть и представители молодёжи.

Заведующий кафедрой психологии и социологии управления Алтайского филиала РАНХиГС, доктор социологических наук Наталья Проказина вместе со студентами-бакалаврами направления «Психология» Дарьей Босовой и Юлией Аленниковой постараются расставить верные акценты в этом вопросе. Они провели пилотажное исследование «Ценность образования в молодёжной среде» среди студентов вуза и делятся его результатами.

Нужно ли сегодня молодым людям получать высшее образование?

Согласно результатам исследования, высшее образование, по мнению уже опытных студентов, даёт большие возможности для осознания того, чем ты хочешь заниматься в будущем. Это саморазвитие, период взросления и становления личности.

Чем руководствуется абитуриент при выборе своего жизненного пути?

75% опрошенных, которые обучаются в вузе, руководствовались своими интересами, взглядами и желаниями при выборе не только вуза, но и в целом жизненной стратегии. Но всё равно есть те, кто действует по указке родителей, подчиняется мнению сверстников и даже блогеров. 

Есть такая позиция: молодёжь идёт в вуз не за знаниями, а за «корочкой» или чтобы весело провести время. Так ли это?

Такое мнение имеет место быть. Но при этом 39% опрошенных твёрдо уверены в том, что высшее образование – это надёжный фундамент для построения карьеры. Оно учит критически мыслить, позволяет определить своё место в жизни, формирует навыки взаимодействия в команде и лидерские качества, становится основой профессионализма человека. Мы живём в изменчивом мире, сегодня появляется много новых профессий, но одна из ключевых ценностей высшего образования – оно учит учиться. 

Готовы ли молодые люди к непрерывному обучению?

Основываясь на данных исследования, можно сказать, что 80% опрошенных готовы продолжать обучение после получения диплома, в том числе заниматься самообразованием и самосовершенствованием, потому что это важная часть жизни в современном обществе. 

Получается, что высшее образование остаётся одной из доминирующих ценностей для жителей нашей страны, его престиж достаточно высок. Но главное, что знания и компетенции, приобретённые в высшем учебном заведении, остаются с человеком на всю жизнь.

А что о высшем образовании думают люди, которые уже состоялись в профессии? Мы задали эти вопросы жителям нашего края и вот какие ответы получили.

Если есть потребность, то обязательно нужно получать высшее образование. Вуз позволяет взглянуть на будущую специальность с разных сторон, и это делает человека образованным профессионалом, а не ремесленником.

Образование даёт прежде всего базис и навык обучаемости. Может, сразу по выходу из вуза сложно стать востребованным специалистом, но именно наличие базовых знаний и представлений вкупе с навыком обучаемости даёт нам шанс вырваться вперёд в конкурентной борьбе за высокооплачиваемую работу.

Сегодня «корочки» без знаний уже никому не нужны. Всё чаще и чаще слышу, что при приёме на работу люди даже не показывают диплом, после собеседования работодателю сразу становится ясно, стоят ли за этой «корочкой» знания и желание развиваться в профильной сфере. Если хочется только корочку, то лучше подумать над выбором другой профессии, которая нравится.

А непрерывное образование – это, безусловно, требование современности, но всё зависит от профессии. Если сфера деятельности высококвалифицированная, то человеку обязательно нужно постоянно учиться и быть в курсе всех современных достижений его профессии

Михаил Ровенский
Психолог

Образование, безусловно, важно и нужно, но оно должно быть желанным для студента. И нынешнее обучение в вузах, на мой взгляд, только тренирует полушария мозга и формирует дисциплину. Дело в том что темпы развития отраслей настолько высоки, что образовательная сфера за ними просто не успевает, она оторвана от практики и не адаптирована к реальности. Для многих профессий необходимы, например, навыки делового общения, грамотная устная и письменная речь, способность быстро адаптироваться в новом коллективе. И такие дисциплины нужны современному студенту.

Было бы здорово, если бы в нашей системе образования были созданы условия для того, чтобы уже в 9 классе ребёнок мог осознанно подходить к выбору профессии. Например, курсы по профориентации, где дети смогли бы попробовать себя в разных сферах, тренинги по формированию бизнес-мышления, занятия по менеджменту. И, подходя к выпуску из школы, он знал бы, чего хочет от жизни. Нужен осознанный подход к образованию через добавление «мягких» компетенций, необходимых в будущем. Это важно и для школьников, и для студентов.

Отсутствие диплома об окончании вуза зачастую компенсируется желанием работать и развиваться, тем более, современные компании готовы вкладываться в обучение и развитие сотрудников. Если человек, имея среднее профессиональное образование, стремится двигаться дальше, он добьётся успеха.

Ксения Польгерт
Руководитель рекламного агентства «Promo Republic»

Высшее образование получать нужно, но не стоит рассчитывать, что оно даст что-то само по себе. Сейчас знания можно получать самостоятельно, а вуз даёт полезную практику (её будет значительно меньше, чем едва полезной теории) и знакомства. Именно знакомства и рабочие отношения как со студентами, так и с преподавателями в дальнейшем могут помочь в построении карьеры.

«Корочки» бесполезны. По крайней мере, мне нигде и никогда они не пригодились — никто не смотрел в диплом. Бумажки — ничто, социальные связи — всё. А если быть честным, то, помимо прочего, высшее образование — это способ продлить беззаботное существование и начать чуть менее стрессовый переход во взрослую жизнь.

Самосовершенствование необходимо. В любой сфере, по любой теме — неважно, связана она с профессией или нет. Главное, принять, что мы по своей природе ленивы, и перебороть этот фактор.

Журфак не научил меня писать. Как в печать, так и в журналистику я пришёл без навыков, осваивал всё «в полях». Но, например, на телевидение попал с помощью одногруппницы, за что безмерно ей благодарен. Сейчас работаю в абсолютно иной сфере, занимаюсь стратегическим и операционным бизнес-консалтингом — помогаю среднему бизнесу минимизировать потери и зарабатывать деньги, внедряя японскую управленческую систему. В компании только два человека с гуманитарным образованием и оба – журналисты-телевизионщики из Барнаула. И тут пригодились навыки, отработанные во время работы на телевидении — умение руководить рабочим процессом и грамотно коммуницировать с людьми.

Артём Гусельников
Бизнес-консультант

Когда речь идёт о получении высшего образования, нужно иметь в виду не только конечный результат – получение диплома, но и сам процесс обучения. Это незабываемые четыре (или даже больше) года студенческой жизни. Многие студенты, попадая в вуз, начинают заниматься наукой и в дальнейшем становятся заметными учёными. Другим учёба в вузе помогает найти себя в творчестве или спорте. А кто-то обретает надежных друзей, любовь всей жизни или полезные знакомства. Но не стоит забывать, что ещё больше пользы и удовольствия от обучения ты получишь, если выбрал любимую профессию.

Есть компании, куда берут на работу только с высшим образованием. И без диплома, каким бы крутым специалистом в своей области ты не был, устроить тебя не смогут. В основном это государственные организации, у которых есть определённые требования. Есть профессии, где высшее образование не так уж важно, но совершенствовать себя нужно всегда. Это требование современности. О какой бы отрасли мы не говорили. Технологии развиваются, мир меняется, поэтому нужно постоянно быть в тренде. Если хочешь быть конкурентоспособным в профессии, то должен самосовершенствоваться.

Да, помимо самих «корочек», без которых меня не взяли бы на работу, на истфаке я научился критическому мышлению, работе с источниками и аргументированию своей точки зрения. И это сейчас очень помогает в профессии

Олег Харлов
Спортивный журналист

В своё время я освоил несколько рабочих профессий и получил два высших образования. Решать, нужна или нет «вышка», должен сам молодой человек. Быть успешным можно и с дипломом о высшем образовании, и со свидетельством о профессии рабочего. В этом я убежден и встречал разные примеры. Мерилом выбора должно быть чувство счастья, которое приносит то дело, которым профессионально занимаешься.

С 2010 года, после получения профильного образования, я работаю журналистом. И даже когда уходил с краевого телевидения на госслужбу, наличие диплома было необходимым условием приёма на работу.

Без документа о высшем образовании закрываются двери ко многим профессиям и должностям. В не меньшей мере, чем сам диплом, важны актуальные глубокие знания, умения и навыки, которые приобретаешь во время обучения. Мир так устроен: чтобы быть конкурентоспособным, нужно постоянно совершенствоваться. Этому принципу следую и после окончания вуза. Прошёл несколько курсов повышения квалификации, в том числе платных.

Конечно, время должно быть потрачено с пользой. Поэтому идеальным считаю тот вариант, когда молодой человек одновременно учится и работает по профессии.

Алексей Янкин
Пресс-секретарь Фонда В.А. Шаманова «Защитники Отечества»

Колледж

против университета: в чем разница?


  • В США термины «колледж» и «университет» часто используются как синонимы.
  • Колледжи и университеты в первую очередь различаются по предлагаемым программам и типам степеней.
  • «Университет» относится к более крупным учреждениям, предлагающим как программы бакалавриата, так и программы магистратуры.
  • «Колледж» относится к общественным колледжам, техникумам и гуманитарным колледжам.

В чем разница между «колледжем» и «университетом»? В США эти два термина часто используются взаимозаменяемо для обозначения высших учебных заведений, создавая путаницу как для студентов, так и для родителей.

Понимание различий между этими двумя словами особенно важно для будущих иностранных студентов, поскольку значение слова «колледж» различается в зависимости от региона и языка. Эта путаница между терминами может даже привести к тому, что некоторые студенты упустят из виду учреждения с ярлыком «колледж» и вместо этого будут рассматривать только университеты.

BestColleges.com — это сайт, поддерживаемый рекламой. Рекомендуемые или доверенные партнерские программы, а также все результаты поиска, поиска или подбора школ предназначены для школ, которые выплачивают нам компенсацию. Эта компенсация не влияет на рейтинги наших школ, справочники ресурсов или другую независимую от редакции информацию, опубликованную на этом сайте.

Готов начать свое путешествие?

Хотя оба типа учебных заведений предлагают обучение на уровне бакалавриата, учащиеся должны знать об основных различиях между ними, чтобы решить, какой тип образования выбрать.

Избранные онлайн-программы

Узнайте о датах начала, переносе кредитов, доступности финансовой помощи и многом другом, связавшись с университетами, указанными ниже.

Что такое университет?

Университеты являются государственными или частными учебными заведениями, которые предлагают как бакалавриат, так и ученые степени. Эти учебные заведения, известные своей оживленной и разнообразной атмосферой, обычно имеют большие кампусы и предлагают разнообразные программы.

В то время как в государственных университетах обычно обучаются десятки тысяч студентов, частные университеты обычно меньше по размеру и более избирательны. Например, в Техасском университете A&M — крупном государственном учебном заведении — обучается более 70 000 студентов, тогда как в Принстонском университете — уважаемом учебном заведении Лиги плюща — всего 8 000 студентов.

Университеты также, как правило, больше занимаются исследованиями, располагая впечатляющим набором средств и лабораторий для поддержки этих усилий. Многие учебные заведения, такие как Университет Джона Хопкинса и Стэнфордский университет, носят официальные исследовательские статусы и ежегодно тратят миллиарды долларов на исследования и разработки.

В то время как профессора университетов могут переключать свое внимание на публикации и исследования, студенты получают пользу от занятий, проводимых одними из самых высококвалифицированных преподавателей в соответствующих областях.

Плюсы университетов

  • Проверьте круг Вы можете выбрать из широкого спектра предложений программ и курсов , которые лучше всего соответствуют вашим навыкам, увлечениям и карьере.
  • Проверьте круг Университеты часто имеют невероятно разнообразные кампусы , что позволяет вам встречаться и работать со студентами, преподавателями и сотрудниками из разных слоев общества.
  • Проверьте круг Занятия обычно ведут профессора с высокой репутацией , что дает вам богатый и динамичный опыт обучения.
  • Проверьте круг Получение степени бакалавра или магистра может открыть перед вами более прибыльные профессиональные возможности.

Минусы университетов

  • X круг Из-за постоянных обязанностей и большого размера классов преподаватели могут больше сосредоточиться на исследованиях, чем на обучении .
  • X круг Общие расходы на обучение в четырехлетнем университете, включая плату за обучение, плату за проживание, питание и учебники, высоки и часто приводят к значительным долгам по студенческим кредитам.
  • X круг Многие крупные государственные университеты сталкиваются с ограничениями в количестве преподавателей и учебных аудиторий , что затрудняет регистрацию студентов на курс до того, как он будет заполнен.
  • X круг В то время как некоторым учащимся очень нравятся большие шумные сообщества, другие могут чувствовать себя потерянными или изолированными , особенно в классах с десятками учеников.

Что такое колледж?

Колледжи часто имеют меньшее количество студентов, более уютные кампусы и меньше предлагаемых программ, чем университеты. Большинство этих школ являются частными и практически не получают государственного финансирования. В результате многие колледжи уделяют меньше внимания исследовательской деятельности и могут даже иметь сильную религиозную принадлежность.

Термин «колледж» может также относиться к общественным, профессиональным и техническим колледжам. В то время как небольшое количество этих учреждений предлагают степени бакалавра, большинство из них присуждает только ассоциированные степени и сертификаты.

Когда большинство людей думают о колледже, они, скорее всего, думают о четырехгодичных школах, предлагающих небольшие классы, низкое соотношение студентов и преподавателей и обучение, ориентированное на бакалавриат. Например, гуманитарные колледжи применяют широкий подход к образованию, подчеркивая важность изучения ряда академических предметов. Напротив, другие колледжи могут включать программы по одной конкретной дисциплине, такой как инженерное дело, графический дизайн или изобразительное искусство.

Колледжи, предлагающие профильные и профессиональные специальности, называются профессионально-техническими колледжами. Они предназначены для небольшой группы избранных студентов, интересующихся одной конкретной областью.

Некоторые колледжи технически являются университетами, но используют термин «колледж», потому что университет с таким названием уже существует. Например, хотя Чарльстонский колледж включает в свое название термин «колледж», технически это государственный университет гуманитарных и естественных наук.

Что такое гуманитарный колледж?

Вместо того, чтобы специализироваться в одной академической области, гуманитарные колледжи предоставляют студентам разностороннее образование. Предлагаемые предметы обычно включают гуманитарные науки, математику и искусство. Эти колледжи не готовят вас к конкретной работе; скорее, они дают вам передаваемые навыки, необходимые для обеспечения должностей в ряде отраслей.

Вопреки тому, что многие считают, гуманитарное образование не сосредоточено исключительно на гуманитарных науках. Хотя эта дисциплина остается центральной частью учебной программы по гуманитарным наукам, большинство гуманитарных колледжей также предлагают степени в нескольких других областях, таких как химия и музыка.

Williams College и Swarthmore College, например, требуют, чтобы учащиеся прошли несколько курсов по гуманитарным, естественным и общественным наукам.

Что такое общественный колледж?

Общественные колледжи, также называемые младшими колледжами, представляют собой двухгодичные школы, в которых в основном присуждаются степени младшего специалиста и сертификаты. Эти учебные заведения известны своим доступным обучением, небольшими размерами классов и более индивидуальными настройками классных комнат.

Многие учащиеся предпочитают получить общее образование в местном колледже перед переводом в четырехгодичный университет для получения степени бакалавра.

Многие общественные колледжи, в том числе Hutchinson Community College и Ridgewater College, имеют признанную на национальном уровне аккредитацию и программы, облегчающие переход из колледжа в университет.

Что такое профессионально-технический колледж?

Профессионально-технические колледжи, также известные как профессиональные училища, представляют собой двухгодичные колледжи, в которых проводится специализированная подготовка в определенных сферах деятельности. Эти учебные заведения известны своими интенсивными программами, небольшими кампусами и более низкой стоимостью обучения.

Профессиональные школы, как правило, не требуют общеобразовательных курсов и вместо этого полностью сосредоточены на развитии навыков и знаний, необходимых для конкретной профессии. Хотя как технические колледжи, так и профессиональные колледжи могут похвастаться схожими учебными планами, ориентированными на навыки, выпускники технических колледжей часто получают степени младшего специалиста, тогда как выпускники профессиональных колледжей в основном получают сертификаты.

Большинство профессиональных школ являются частными коммерческими учреждениями, но некоторые технические школы, такие как Западный технический колледж в Висконсине, поддерживают связи с общественными колледжами, что делает их государственными школами.

Плюсы колледжей

  • Проверьте круг Колледжи, как правило, больше ориентированы на обучение студентов и меньше сосредоточены на исследовательской деятельности.
  • Проверьте круг Стоимость обучения в муниципальном колледже составляет лишь часть от стоимости обучения в четырехлетнем университете , что делает эти учебные заведения гораздо более доступными.
  • Проверьте круг Учащиеся двухгодичных колледжей имеют больше времени для рассмотрения вариантов получения степени по мере выполнения общеобразовательных требований.
  • Проверьте круг Небольшие классы позволяют проводить более персонализированное обучение и получать помощь от преподавателей.

Минусы колледжей

  • X круг Двухгодичные колледжи, как правило, имеют ограниченный учебный план и не предлагают такое разнообразие курсов и программ, как университеты.
  • X круг Небольшие общественные колледжи часто борются с отсутствием разнообразия и проблемами, связанными с вовлечением студентов в занятия.
  • X круг Небольшие гуманитарные колледжи , как правило, предлагают меньшую финансовую помощь и могут быть более дорогими, чем крупные университеты.
  • X круг Небольшие колледжи могут не предлагать такие же ресурсы или разнообразие людей и исследований, как более крупные университеты.

Как насчет колледжей в университетах?

Крупные университеты часто делят различные программы обучения на подразделения колледжей. В Мичиганском государственном университете, например, каждый из почти 20 колледжей имеет собственные помещения, исследовательские центры и общества, предназначенные исключительно для студентов этого факультета.

Точно так же некоторые студенческие колледжи, такие как Гарвардский колледж, размещены в более крупном учреждении — в данном случае Гарвардском университете — но фактически предшествуют основанию университета.

Эти назначения иногда требуют, чтобы будущие студенты подали заявление в конкретный колледж для программы, которую они хотят изучать, например, уход за больными, а не в университет в целом. Во многом это связано со специализированными учебными планами и ограниченной доступностью более конкурентоспособных программ.

Колледжи в составе университетов также склонны укреплять чувство академического сообщества среди студентов, изучающих схожие предметы и обладающих схожими интересами.

Подходит ли вам колледж или университет?

При принятии решения о поступлении в университет или колледж учащиеся должны учитывать несколько факторов. Крупные университеты предлагают почти безграничное разнообразие академических путей, людей и ресурсов, в то время как небольшие колледжи обещают сплоченное сообщество и более интимную обстановку в классе.

Тем, кто хочет не тратить лишнее время на общеобразовательные курсы и как можно быстрее выйти на рынок труда, могут идеально подойти профессионально-технические училища. Хотя следует учитывать финансовый аспект профессионального училища, студенты дневного отделения обычно могут получить сертификаты по специальности менее чем за два года.

Учащиеся, которых привлекает традиционный опыт колледжа с его богатой средой кампуса и разнообразным студенческим составом, могут чувствовать себя более комфортно в большом университете или небольшом гуманитарном колледже.

Студенты, заботящиеся о затратах, которые хотят получить степень бакалавра, могут начать обучение в двухгодичном колледже. Выполнение общеобразовательных требований перед переводом в четырехлетний университет остается чрезвычайно рентабельным вариантом, который может сэкономить вам тысячи долларов.

Однако, если вы беспокоитесь о том, чтобы продолжать учебу и чувствовать себя более продуктивно в яркой университетской среде, начинать обучение в местном колледже может быть не лучшим выбором.

Каждый тип высшего учебного заведения имеет свои преимущества и недостатки. Вам решать, какой из них лучше всего соответствует вашей личности, вашим интересам, а также вашим финансовым и профессиональным целям.


Feature Image: Steve Proehl / Corbis / Getty Images

Для чего нужен университет?

Всякий раз, когда мои коллеги просят меня ответить на вопрос «Что такое университет», я волнуюсь, даже боюсь за него браться. С другой стороны, очень интересно поговорить о проблеме, над которой я думал всю свою жизнь. Это большой вопрос, и дать на него адекватный ответ — большая проблема.

Исследовательский университет — это реальная форма университета, потому что между колледжем и университетом есть разница: колледж обучает студентов бакалавриата, а университеты посвящают себя исследованиям и производству новых идей. Вот что такое университет: место, где люди на собственном опыте узнают, как думать, что такое мышление и как создавать новые, универсальные идеи.

Каждая цивилизация имеет свое представление об идеальном человеке, отличное от представлений других цивилизаций: Исламская цивилизация имеет понятие «аль-инсан аль-камиль», китайская цивилизация имеет другое представление, индуистская цивилизация имеет другое и т. д. Соответственно, цивилизации строят особые образовательные учреждения, в том числе университеты, для того, чтобы произвести своих идеальных людей. При решении вопроса о нашем идеальном университете требуется исследование природы нашего идеального человеческого существа, и, действительно, каждая цивилизация, религия или сообщество могут дать свой ответ.

Исламская концепция идеального человека — аль-инсан аль-камиль — оставалась практически неизменной до периода западной колонизации, которая привела нас к периоду замешательства, продолжающемуся до сегодняшнего дня: это понимание также важно для нашего исследования. .

На мой взгляд, то, что делает университет «исламским», как раз связано с этим пунктом. Если университет стремится произвести человека, идеализированного исламской цивилизацией, аль-инсан аль-камиль, то это исламский университет. Если университет учит, как мыслить как мусульманин и как создавать идеи, совместимые с исламской традицией знания, то это исламский университет.

Видение конечного продукта образования стало очень ясным в Америке, Франции и Германии, но, к сожалению, оно все еще не ясно в Турции и мусульманском мире.

Меня всегда интересовало состояние учебных заведений в Турции в школьные и университетские годы, и я пытался понять, почему наши учебные заведения не дают нам хорошего образования. Книга Тома Боттомора «Социология: Путеводитель по проблемам и литературе» по социологии образования открыла мне глаза. Он писал, что образовательным учреждениям в незападном мире не хватает академической цели: их цель состоит только в том, чтобы модернизировать и вестернизировать население своих стран. Я понял, что в этом виноваты наши образовательные учреждения, которые действительно были созданы для модернизации и вестернизации молодежи, а не для ее академического воспитания. И они достигли своей цели: хотя они и потерпели неудачу в учебе, им удалось изменить представление студентов о себе, своем обществе и своих нормах. Например, девушка приезжает из Анатолии учиться в Стамбул на четыре года и возвращается современной западной женщиной.

Когда я посещаю университеты в Турции и других частях незападного мира, я спрашиваю студентов (например, на факультете политологии): «Есть ли теория, созданная турком, арабом или мусульманином? человека в этих книгах, которых вы изучаете?» Они говорят «нет». Университеты продают специфические западные идеи и теории молодежи незападных стран. До сих пор я не встречал факультета психологии, где преподается мусульманская психологическая теория.

Несколько дней назад я встретил молодую студентку, работающую над докторской диссертацией в области образования. Я спросил ее: «Вы знаете какого-нибудь мусульманского ученого-педагога?» Она сказала нет.” Она делает докторскую степень в Стамбуле! Религиозная девушка, с покрытыми волосами, но понятия не имеет о теориях образования мусульман, не говоря уже о турецких ученых. Я спросил ее: «Вы знаете аз-Зарнуджи?» Она ответила: «Какой он?» Я спросил: «Вы знаете аль-Газали?» Она сказала: «Да, да, он очень известный ученый, его все знают», но она ничего не читала у аль-Газали. Вместо этого она изучала и усваивала все теории, импортированные с Запада. Она турок-мусульманка, но ее не учили ни мусульманские, ни турецкие ученые в области образования, как будто нет ни исламских, ни турецких ученых в области образования.

Результатом этого процесса является то, что я называю «устойчивой интеллектуальной зависимостью», и это действительно цель университетов в незападном мире: не воспитать великих ученых, а сделать эти страны интеллектуально и академически зависимыми от Запада. .

Университет как институт впервые появился в мусульманском мире. Первый университет в мире был основан Фатимой аль-Фихрия, марокканкой, в 859 году: Университет Каравийин. Вторым основанным университетом был университет Аль-Азхар в 975 г., за которым последовал Низамийя в 11 веке нашей эры в Багдаде. Только после того, как университеты появились в мусульманском мире с востока на запад, некоторые европейские страны начали принимать университет как институт – в результате эти образовательные традиции развивались несколько иначе.

СЕТЬ ИСНАД

Такие университеты, как Каравийин, Низамия и Аль-Азхар, сильно отличались от современных университетов. Одним из важных отличий являются личные отношения между учеником и учителем: к каждому ученику подходили индивидуально, и учебная программа была адаптирована для каждого ученика. Не было массового производства образования, и по окончании образовательной программы студента диплом, называемый аль-иджаза, выдавался педагогом – наставником, учителем или профессором студенту, а не учреждением. .

Иджаза, придуманная мусульманами, особенно знатоками хадисов, для сохранения аутентичных исламских знаний, имела очень интересную структуру: в ней перечислялась вся цепочка учителей, пока она не дошла до пророка Мухаммеда, архангела Гавриила, а затем до Аллаха . Эта цепочка называется иснад, а исламская цивилизация действительно является «цивилизацией иснад». Такой системы не существует ни в одной другой цивилизации; в других цивилизациях вообще не было дипломов, не говоря уже о цепи передачи преподаваемых знаний. Моя докторская степень Диссертация (позже опубликованная издательством Стэнфордского университета) «Нарративная социальная структура: анатомия сети передачи хадисов 610–1505» посвящена сети «учитель-ученик», созданной этой системой за 1000 лет, самой длинной зарегистрированной сети в мире. Я изучил только половину, а сеть иснад существует до сих пор: в прошлом году меня пригласили в Оксфорд и я провел презентацию под названием: «Неразрывная цепь социальной памяти: сеть передачи хадисов 610-2016».

ПОКОРЕНИЕ СТИПЕНДИИ

Что произошло, когда эта система была перенесена в Европу? В средневековый период церковь монополизировала передачу образования, подчиняя себе отдельных ученых, в том числе лишая их права выдавать дипломы и рукополагать студентов. В современный период светское государство стало властью, подчинившей себе ученых, взяв на себя право выдавать дипломы и лицензии.

В исламской цивилизации, однако, отдельный ученый сопротивлялся подчинению государственной власти, вместо этого оставаясь автономным и могущественным: диплом, выданный ученым, давал право получателю стать судьей, профессором, муфтием или мударрисом ( учитель). Этот индивидуальный ‘алим (ученый) воплотил и собрал в себе полномочия Совета высшего образования, Министерства юстиции, Министерства образования и Министерства по делам религий, и до сих пор следует понимать так же. В исламе нет централизованной религиозной власти, подобной церкви, поэтому каждый ученый действует как независимая организация. Таким образом, университет на протяжении всей исламской истории представлен учеными, которые имеют право принимать или отклонять студентов и выдавать дипломы. Некоторые ученые остаются в учреждениях, но они могут уйти и продолжить свою работу самостоятельно, если захотят.

В мусульманском мире в XI веке н. э. действительно наблюдалась некоторая стандартизация учебных программ колледжей и университетов, учебных программ, которые практически не изменились и сегодня. Вспомогательные дисциплины — улум аль-ала — арабского языка, логики и риторики до сих пор одинаково преподаются во всем мусульманском мире, от Индии до Балкан. Студенты в Турции изучают книги по фикху (исламской юриспруденции), такие как «Аль-Ихтияр», «Аль-Кудури» и «Аль-Хидая», которые также изучают студенты в Индии, Пакистане и Афганистане. Пока Европа пытается стандартизировать свою учебную программу посредством Болонского процесса, мы можем вспомнить, что то, чего мусульманский мир достиг почти 1000 лет назад, сохранилось и по сей день.

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЗАПАДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Однако появление современных университетов нарушило этот стандартизированный учебный план. Последствия перехода в мусульманском мире от традиционной системы медресе к современной университетской системе еще предстоит тщательно проанализировать. Что случилось? Какой ущерб был нанесен? Были ли какие-то преимущества в отказе от нашей традиционной системы образования в пользу этой новой системы?

По иронии судьбы, это университетское учреждение, которое мы импортировали с Запада, представляет собой испорченную, разрушенную версию прекрасной системы, которую Запад первоначально позаимствовал у мусульман. В новой системе дипломы выдаются учебным заведением, а не профессорами, и не содержат иснад. Образование больше не индивидуализировано, а основано на массовом производстве.

Однако на онтологическом уровне мировоззрение, характеризующее современные университеты, принципиально отличается от исламского мировоззрения. Исламское мировоззрение мультиплексно, допуская множественное существование (Маратиб аль-Улум), а также множество уровней эпистемологии (Маратиб аль-Улум), множество уровней методологии (Маратиб аль-Усул) и множество уровней смысла (Маратиб аль-Усул). аль-Маани) и истина (Маратиб аль-Хакаик). То, что я называю «открытой цивилизацией», характеризуется этим многогранным мировоззрением. С другой стороны, современные университеты характеризуются позитивистской однослойной онтологией, однослойной эпистемологией и однослойной методологией.

Самой большой жертвой этого сдвига стало изучение исламских знаний. То, что сегодня мы отнесли изучение религии к отдельным богословским школам, является результатом светского мышления, которое стремится отделить религию от науки, чтобы защитить последнюю от «загрязнения» первой. В медресе нет отдельной школы шариата. Почему? Потому что всех учат религии и другим наукам комплексно. Таким образом, традиционная исламская система медресе соответствует не сегодняшним теологическим школам, а идеальному университету в целом, где юристы, инженеры и врачи могут обучаться вместе в одном и том же учебном заведении.

ВИДЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТА СЕГОДНЯ

Как мы представляем себе образование сегодня? Мы должны учить, как думать и производить идеи, а не просто передавать и продавать западные идеи. Вместо того, чтобы служить институтами устойчивой интеллектуальной зависимости, наши университеты должны быть институтами, через которые мы обретаем интеллектуальную независимость.

Мы должны принять и оценить преемственность интеллектуального производства исламской цивилизации через систему иснад, процесс, который продолжается до сегодняшнего дня без перерыва. Да, были периоды кризиса, но я верю в преемственность исламской цивилизации, знаний, традиций и наследия и вижу свою цель в том, чтобы опираться на это наследие: именно так создается оригинальность. Некоторые молодые студенты и ученые думают, что они создадут оригинальную идею, отвергнув и проклиная прошлое, но это неправильно: правильная стратегия — поставить себя перед потоком людей, предшествующих вам. Они работали над одними и теми же проблемами, так что возьмите их основу и стройте на ней. Точно так же, как традиционное арабское и турецкое слово «университет» — кулиййа — означает его универсальную цель, эта новая фаза человеческой истории должна вернуть университету его законное место в качестве учреждения для производства универсальных идей.

Целью Университета Ибн Халдуна (IHU) в Стамбуле является не только сосредоточение внимания на формальном образовании, но и проведение исследований. По этой причине только 25 процентов его студентов будут состоять из студентов бакалавриата, а 75 процентов будут аспирантами, работающими над своими магистрами и докторами наук. По крайней мере, 35 процентов наших студентов будут нетурецкими иностранными студентами из разных уголков мира.

В Стамбуле студенты Института Альянса Цивилизаций довольны полученным образованием, поэтому они действуют как послы в мире. Вы не можете платить деньги случайным людям, чтобы лучше рекламировать свои усилия во всем мире, но в Альянсе цивилизаций (ACI) — а теперь и в IHU — есть послы США, России, Франции, арабских стран, голландцев и Японии, послы из более чем 40 стран, которые продвигать наш институт.

Оставить комментарий