Рекомендовано
Учебно-методическим объединением вузов
РФ по педагогическому образованию в
качестве учебного пособия для студентов
педагогических вузов, обучающихся по
специальностям: 030900 — Дошкольная
педагогика и психология; 031000 — Педагогика
и психология; 031200 — Педагогика и методика
начального образования; 033400 — Педагогика
Введение в
педагогическую деятельность: Учеб. пособие
для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.
С. Роботова,
Т. В. Леонтьева,
И. Г. Шапошникова и др.; Под ред. А. С.
Роботовой. – М.: Издательский центр
«Академия», 2002. – 208 с.
ISBN
5-7695-0665-2
В
пособии раскрывается сущность
педагогической деятельности, ее
гуманистическая природа, социальная
роль и образовательные функции;
определяются профессионально значимые
качества личности педагога. Читатель
узнает о различных видах педагогических
учебных заведений, о возможностях
получения образования,
профессионально-личностного роста
педагога и его творческой самореализации.
Роботова
Алевтина Сергеевна, Леонтьева Татьяна
Владимировна, Шапошникова Инна
Георгиевна и др. Введение
в педагогическую деятельность Учебное
пособие
К
педагогическому делу надо призывать,
как к делу морскому, медицинскому или
тому подобным, не тех, которые стремятся
только обеспечить свою жизнь, а тех,
которые чувствуют к этому делу и к науке
сознательное призвание и предчувствуют
в нем свое удовлетворение, понимая
общую народную надобность.
Д.
И. Менделеев
Уважаемые
читатели! Вы открыли книгу, цель которой
— подготовить вас к осознанному
вхождению в педагогическую деятельность.
В
обыденном сознании эта деятельность
предстает как рядовая, обычная, лишенная
каких-либо тайн, ибо каждый человек
учился и видел десятки учителей и
тысячи уроков, многие из которых уже
давно забыты.
Многим
на основе школьного опыта педагогическая
деятельность представляется
монотонной, она может отпугивать
кажущейся рутиной, повторяемостью
уроков, действий, отдаленностью и
неочевидностью результатов. Бытует
мнение, что труд учителя — неблагодарный
труд. И только тот, кто посвятил жизнь
педагогической деятельности, может
опровергнуть это суждение. «Сердце
отдаю детям» — так назвал одну из своих
книг В. А. Сухомлинский, проработавший
в школе более трех десятков лет. Эта
прекрасная метафора выражает суть
педагогической деятельности, если
она становится призванием.
Сегодня,
когда образование воспринимается
большинством людей как одна из высших
ценностей жизни, резко возрастает
значимость педагогической деятельности
и растет потребность в людях, которые
сознательно избирают педагогическое
поприще.
Наше
пособие, мы надеемся, укрепит читателя
в выборе одной из педагогических
профессий, поможет подойти к осознанному
пониманию перспектив профессионального
роста и выполнения жизненных задач.
Мы
стремились показать, как глубоки
исторические корни этой деятельности,
как она развивалась, менялась и обогащалась
во времени. Нам хотелось показать
сложность и тонкость этой по-настоящему
гуманитарной деятельности, связанной
с образованием, — созиданием человека.
Мы
хотели бы, чтобы читатель проникся
пониманием того, что даже если он не
изберет конкретную педагогическую
профессию, он все равно не минует
роли ученика или учителя. Потому что
вечен феномен педагогической деятельности.
С ней связаны бытие человечества и жизнь
каждого конкретного человека. Каждому
суждено учиться и учить других.
Глава 1. Педагогическая деятельность
Сущность
педагогической деятельности
Происхождение
педагогической деятельности
Непрофессиональная
педагогическая деятельность
Педагогическая
деятельность как профессия
Кто
может заниматься профессиональной
педагогической деятельностью
Педагогические
основы различных видов профессиональной
деятельности
Ценностные
характеристики педагогической
деятельности
1.
1. Сущность педагогической деятельности
Название
этого учебного пособия — «Введение в
педагогическую деятельность». Первая
глава и посвящена ключевому понятию
пособия. Содержание данной главы должно
ответить на вопрос, что такое педагогическая
деятельность, каковы ее происхождение,
сущность, содержание, чем отличается
эта деятельность от других видов
деятельности, всякий ли человек может
профессионально ею заниматься.
В
обыденном значении у слова «деятельность»
есть синонимы: труд, дело, занятие. В
науке деятельность рассматривается в
связи с бытием человека и изучается
многими областями знания: философией,
психологией, историей, культурологией,
педагогикой и т.д. В деятельности
проявляется одно из существенных свойств
человека — быть активным. Именно это
подчеркивается в философском
определении деятельности как «специфически
человеческой формы активного отношения
к окружающему миру» [1]. Как отмечал
психолог Б. Ф. Ломов, «деятельность
является многомерной» [2], поэтому
существуют многочисленные классификации
деятельности, в основу которых положены
ее различные признаки, отражающие
разнообразные стороны этого феномена. Выделяют деятельность духовную и
практическую, репродуктивную
(исполнительскую) и творческую,
индивидуальную и коллективную и т.д.
Выделены также разнообразные виды
профессиональной деятельности.
Педагогическая
деятельность — это
вид профессиональной деятельности,
содержанием которой является обучение,
воспитание, образование, развитие обучающихся
(детей разного возраста, учащихся
школ, техникумов, профессионально-технических
училищ, высших учебных заведений,
институтов повышения квалификации,
учреждений дополнительного образования
и т.д.).
Одна
из важнейших характристик педагогической
деятельности — ее совместный характер:
она обязательно предполагает педагога
и того, кого он учит, воспитывает,
развивает. Эта деятельность не может
быть деятельностью только «для себя».
Ее сущность — в переходе деятельности
«для себя» в деятельность «для другого»,
«для других». В этой деятельности
соединяются самореализация педагога
и его целенаправленное участие в
изменении обучаемого (уровня его
обученности, воспитанности, развития,
образованности).
Профессиональная
деятельность требует специального
образования, т.е. овладения системой
специальных знаний, умений, навыков,
необходимых для выполнения функций,
связанных с этой профессией. Этими
знаниями и умениями вы будете овладевать,
изучая теоретическую и практическую
педагогику, занимаясь самообразованием
и самосовершенствованием, чтобы
достигнуть высоких результатов
деятельности, прийти к высокому уровню
профессионализма.
Человек,
который занимается профессионально
педагогической деятельностью, может
называться по-разному: воспитатель,
учитель, преподаватель, педагог.
Часто это зависит от учреждения, в
котором он работает: воспитатель — в
детском саду, учитель — в школе,
преподаватель — в техникуме, училище,
вузе. Педагог — скорее родовое понятие
по отношению ко всем остальным. Во второй
главе пособия будет рассказано о видах
педагогических профессий и специальностей.
При
всем различии педагогических профессий
у них есть общая цель, свойственная
педагогической деятельности, —
приобщение человека к ценностям
культуры. Именно в цели проявляется
специфика этой деятельности. Эта цель
определяется как особая миссия,
«предназначение которой — сотворение
и самоопределение личности в культуре,
утверждение человека в человеке» [3].
Какова,
по вашему мнению, сфера педагогической
деятельности? Подумайте, насколько
она широка, сколько людей проходит через
эту деятельность…
Учат
и воспитывают дома (родители, бабушки
и дедушки, няни, гувернантки, репетиторы,
домашние учителя), учат и воспитывают
в детском саду (воспитатели, руководители
кружков), учат и воспитывают в школе
(учителя, классные руководители, педагоги
групп продленного дня, педагоги
дополнительного образования). Таким
образом, уже в детстве растущий человек
становится объектом педагогической
деятельности очень многих людей. Но вот
человек стал взрослым: поступил в
техникум, училище, высшее учебное
заведение, на курсы и т.д. И здесь он
опять попадает в сферу педагогической
деятельности, которой занимаются
специально подготовленные преподаватели,
педагоги.
Получив
профессию, современный человек в течение
жизни не раз должен будет пополнять
свои знания, повышать квалификацию,
менять профиль деятельности, может
быть, менять по разным причинам и саму
профессию. Он должен будет заниматься
на различных курсах, в институтах
повышения квалификации, получать новое
или дополнительное образование. И опять
он попадает в сферу педагогической
деятельности.
Таким
образом, оказывается, что ни один человек
не может прожить, не став объектом
педагогической деятельности. Это
необычайно нужная в любом обществе,
востребованная всем ходом социокультурного,
цивилизационного развития человечества
деятельность, имеющая непреходящую
ценность.
Занятия в классе с использованием роботов Dash & Dot
Роботы Dash & Dot представляют собой увлекательное введение в мир программирования для детей младшего возраста. Купив для своей школы набор из пяти комплектов Wonder Pack, я был впечатлен тем, на что способны эти роботы. Роботы, созданные Wonder Workshop, уже полностью собраны при покупке, но для игры им требуется одно из пяти возможных приложений для iPad. Взаимодействуя с окружающим миром с помощью датчиков, Dash & Dot может слышать звуки, обнаруживать объекты и знать, двигаете ли вы их. Затем приложения для iPad позволяют запрограммировать этих роботов практически на все, что угодно, включая доставку сообщений, игру на музыкальных инструментах и преодоление полос препятствий.
Дэш — робот-исследователь, потому что именно он может водить машину.
Дот — подстрекатель, он может общаться с Дэшем с помощью света и звуков.
Приложение Go — лучшее место для начала.
Интерфейс интуитивно понятен, и дети могут легко настроить цвета Dash или Dot, подсветку глаз, голос и могут управлять Dash. Приложение идеально подходит для ознакомления учащихся с возможностями Dash & Dot.
Приложение Path знакомит с основами программирования.
Дети могут легко использовать это приложение, чтобы нарисовать путь, по которому Дэш будет следовать. В процессе рисования пути они могут добавлять различные последовательности событий, чтобы Даш выполнял различные действия на своем маршруте, например, создание звука, освещение и т. д. — основы секвенсорного и событийного программирования. Это приложение подходит для детей от 5 лет и старше.
Приложение Xylo позволяет детям сочинять и создавать музыку.
С помощью аксессуара ксилофона, входящего в комплект Wonder Pack, это приложение позволяет детям сочинять песни и программировать Дэш, чтобы он двигался во время воспроизведения музыки. Идея этой деятельности состоит в том, чтобы научить детей концепции последовательности и циклам. Он также поставляется с готовыми песнями, например. У моей Мэри был ягненок, которую Дэш может играть на своем ксилофоне.
Приложение Blockly основано на знаниях детей в области программирования за счет введения условных выражений и циклов.
Предоставляя аналогичный языку визуального программирования Scratch, это приложение предоставляет бесконечные возможности программирования, обучая детей последовательностям, событиям, условным выражениям и циклам. Blockly рекомендуется для детей от 8 лет.
Приложение Wonder — последнее дополнение к этой серии приложений для Dash & Dot. На видео ниже показана группа детей, использующих приложение Wonder для программирования Dash.
Возможные занятия на вводном уроке для детей от 5 до 7 лет
Упражнение 1. Управление Dash с помощью приложения для iPad Go с помощью приложения Go для iPad. Смоделируйте открытие Go на iPad, а затем покажите учащимся, как использовать интерфейс для управления Dash: заставляйте его голову двигать, перемещайте его, заставляйте его издавать разные звуки и светиться. Попросите добровольца выйти вперед, чтобы посмотреть, могут ли они использовать элементы управления на iPad, чтобы заставить Dash мигать.
Упражнение
Учащиеся экспериментируют с использованием приложения Go на iPad для управления Dash & Dot.
Пленарное заседание
Спросите: кто-нибудь разобрался, как записать свой голос на Dash&Dot? Пригласите добровольцев для демонстрации использования Dash & Dot.
Действие 2. Создание путей для Dash0003
Посадив детей в круг, скажите им, что на этом уроке они изучат основы программирования с помощью Dash и Dot. Используя приложение Path для iPad, дети должны будут разработать путь, по которому будет следовать Dash. Смоделируйте это на iPad. Dash будет двигаться по пути, как он был нарисован на iPad. Объясните, как мы можем также добавить различные звуки по этому пути, которые Дэш будет издавать в той же последовательности, как он движется по пути.
Занятие
Учащиеся используют приложение Path, чтобы нарисовать разные пути для Dash. По мере продвижения ученики могут открывать новые темы и специальные анимации.
Пленарное заседание
Убедившись, что дети сидят в кругу, попросите добровольца запрограммировать Дэш так, чтобы он двигался по пути внутри круга, созданного детьми.
Упражнение 3. Создание музыки на ксилофоне с использованием Dash
Введение
Объясните, что на этом уроке дети будут сочинять музыку для Dash. Они будут использовать приложение Xylo на iPad и аксессуар ксилофон.
Сначала смоделируйте, как прикрепить ксилофон к телу Дэш. Затем спросите: что нам нужно для подключения дальше? Выясните, что следующее, что нам нужно прикрепить, это молоток, который должен соединиться с левой стороной головы Даша. Как только эти две части будут соединены, откройте приложение Xylo.
Покажите детям, как, нажимая на разные цвета, мы можем создавать последовательность разных звуков, поскольку каждый цвет соответствует отдельной ноте. Вы можете продемонстрировать это, сыграв одну из готовых мелодий, например. У моей Мэри был маленький ягненок.
Занятие
Дети экспериментируют с сочинением собственной музыки с помощью приложения Xylo и Dash.
Пленарное заседание
Попросите добровольцев сыграть музыку, которую они сочинили с помощью приложения Xylo.
6 Преимущества преподавания робототехники учащимся начальной школы
Совместное использование наших материалов помогает обеспечить бесплатное обучение детей, нуждающихся в учебе и финансах.
Идея использования робототехники с детьми набирает популярность, особенно в сфере образования.
Робототехника поощряет новаторские идеи и творчество. Это также позволяет детям подготовиться к будущему, одновременно развлекаясь.
Робототехника открывает детям совершенно новый технологический мир.
Лидеры осознали важность робототехники и начали создавать программы для включения этой концепции в систему образования.
6 Преимущества обучения робототехнике учащихся начальной школы
1. Робототехника готовит детей к будущей карьере.
По мере того, как современная рабочая сила все чаще обращается к науке, технологиям, инженерии, и математике (STEM), растет потребность в специалистах по технологиям, программистах и инженерах-программистах.
У специалистов в этих областях также есть большие шансы получить более высокую заработную плату.
Современные компании в различных отраслях промышленности используют технологические системы. Эти компании часто имеют сложные и уникальные технологические потребности, поэтому они ищут выпускников с навыками STEM.
Знакомство детей с программированием с помощью робототехники помогает подготовить их к конкуренции в будущем.
Даже если они никогда не окажутся в сфере робототехники, они могут развить множество других навыков, таких как дизайн веб-сайтов, дизайн дронов, программирование видеоигр и создание мобильных приложений.
Кроме того, они приобретут другие ценные навыки, такие как аналитическое мышление, решение проблем и вычислительное мышление.
2. Робототехника пробуждает творчество.
Помимо развития ценных навыков решения проблем, робототехника стимулирует любознательность и творчество.
Подобно играм по программированию, робототехника предоставляет детям набор инструментов и побуждает их создавать новые вещи.
Базовое понимание робототехники дает детям многочисленные возможности для экспериментов и исследований.
Это также дает им прекрасную возможность проявить творческий потенциал, особенно если они уже занимаются строительством или проявляют интерес к тому, как что-то устроено вокруг них.
Робототехника — это инструмент обучения, который ведет к созданию реального продукта. Дети могут создавать материальные вещи и управлять ими, чтобы выполнять задачи, на которые они запрограммированы.
Когда детям предоставляется такая возможность построить что-то и запрограммировать его на выполнение действий, их уровень вовлеченности повышается, и они более эффективно запоминают информацию.
Исследования также поддерживают идею о том, что вовлеченность и удержание улучшаются благодаря практическим и мультисенсорным действиям, таким как робототехника.
3. Робототехника — это осязаемое введение в более абстрактные концепции программирования.
Образование должно быть направлено на предоставление детям знаний и навыков, которые им понадобятся в будущем, а технологические навыки, такие как компьютерное программирование, сейчас востребованы.
Когда дети учатся программировать роботов и управлять ими, они также узнают, на что способны роботы. Это увлекательно и весело для многих студентов, а также учит их основам работы технологии программирования.
Если робототехника не подходит для вашего класса (или программы домашнего обучения), существуют приложения для программирования и онлайн-курсы, которые используют детский язык программирования для обучения основам программирования таким образом, чтобы ученики и учителя могли с ними справиться.
Вам может понравиться: 5 преимуществ обучения программированию учащихся начальной школы
4. Робототехника способствует инклюзивности учащихся с аутизмом.
Исследования показывают, что роботы помогают заинтересовать детей с аутизмом. Это может быть связано с чистым, спокойным и последовательным взаимодействием, которое обеспечивают роботы.
Было показано, что некоторые роботы помогают учащимся с аутизмом. Примеры включают Milo и ASK NAO, показанные в двух видео ниже.