Основные принципы психокоррекционной работы
Филиппова Анастасия Эдуардовна
Саратовский национальный исследовательский государственный университет
магистрант
Аннотация
В данной статье определены основные принципы психокоррекционной работы, также рассмотрены более подробно каждый из них, даны основные определения.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, нарушения развития у детей, психокоррекционная работа, психологическая коррекция
Abstract
In this article the basic principles of psycho-correction work are also discussed in more detail each one of them gives the basic definitions.
Библиографическая ссылка на статью:
Филиппова А.Э. Основные принципы психокоррекционной работы // Психология, социология и педагогика. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/12/7472 (дата обращения: 05. 12.2022).
Изучение принципов психологической коррекции нарушений развития у детей имеет важное значение для повышения эффективности коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья [6] разработки методов ранней коррекционнной помощи детям [1] поиска новых форм и средств коррекции недостатков психического развития в детском возрасте [4]. В коррекционной психологии психологическая коррекция является одним из основных направлений деятельности специального психолога, которое позволяет исправить недостатки развития у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Психологическая коррекция выступает в качестве особой формы психологического воздействия, базирующейся на следующих фундаментальных положениях отечественной психологии.
1. Положение, которое разработано в теоретической концепции В.Н. Мясищева [3]. В соответствии с этой концепцией личность рассматривается как продукт системы значимых отношений, в связи с чем эффективная психотерапия и психокоррекция предполагает включение в коррекционную работу не только ребенка, но и её семью.
2. Положение теории деятельности А.Н. Леонтьева [2], которое состоит в том, что позитивное влияние на процесс развития означает управление ведущим видом деятельности.
3. Положение Д.Б. Эльконина (1978) о коррекционном потенциале игры. Игра позволяет ребенку включиться в практику новых социальных отношений в процессе специально организованных игровых занятий.
4. Положение концепции личности С.Л. Рубинштейна (1973) о формах психологических контактов между людьми.
В практике психокоррекционной работы с детьми с отклонениями в развитии существуют различные модели понимания и объяснения причин нарушения развития.
Биологическая модель связывает нарушения в развитии со снижением темпа созревания структур мозга. В соответствии с медицинской моделью нарушения в развитии ребенка объясняются с точки зрения логики заболевания: этиологии, патогенеза, клинических проявлений. В интеракционисткой модели в качестве ведущей причины отклонений в развитии рассматривается нарушение взаимодействия личности и среды.
Следует отметить, что эффективность психологической коррекции в значительной степени обусловлена не только глубоким анализом причин нарушений развития у ребенка, но и учетом клинико-психологической структуры дефекта.
Принципы психологической коррекции выступают в качестве основополагающих идей, обязательных требований к ее проведению.
В качестве основных принципов психологической коррекции выступают принципы единства диагностики и коррекции, нормативности развития, личностного подхода, принцип коррекции «сверху вниз», деятельностный принцип коррекции, принцип системности, каузальный принцип, временной принцип психокоррекции развития психической деятельности. Рассмотрим сущность каждого из принципов.
Принцип единства диагностики и коррекции представляет собой отражение целостности образовательной практики. Тщательно рассмотренный в работах Ученых И.В. Дубровиной и Д.Б. Эльконина, данный принцип считается главным принципом для всей коррекционной работы, потому что ее результативность находится в зависимости от комплексности, глубины предыдущей диагностической работы. Результаты диагностического исследования являются основополагающими для планирования и проведения психолого-педагогических коррекционных мероприятий [5].
Подобная диагностика носит комплексный характер, она требует применения системы взаимосвязанных психологических методик, направленных на изучение различных сторон психического развития ребенка, его познавательной деятельности, личности, общения и деятельности. При этом важное значение имеют методики, сконструированные по типу естественного эксперимента путем моделирования реальной деятельности в группах и парах, применения игровых диагностических процедур, использования групповых дискуссий. Реализация комплексного подхода в психологической диагностике предполагает также изучение семьи и семейного воспитания ребенка, определение психологических проблем его семьи.
Диагностика как начальный этап психологической коррекции требует учета принципа активности участников коррекционных мероприятий. Это значит, что все диагностические процедуры являются личностно мотивированными для всех участников исследования, диагностика таким образом превращается в самодиагностику, когда ее участники ставят перед собой задачи анализа своих психологических черт и определение целей и путей совершенствования, поэтому в диагностике широко применяются проективные опросники, самоотчеты, дневниковые записи, проективные сочинения, рисунки с последующим обсуждением всех деталей с их автором.
Диагностика и коррекция осуществляется практически одновременно на всех этапах работы, поэтому коррекционные приемы являются одновременно и приемами диагностики, и самодиагностики участников коррекционной работы.
Принцип нормативности развития отражает суть нормативности как последовательности сменяющих друг друга возрастных стадий, отличающихся своей динамикой и содержанием. Данный принцип предполагает учет социальной ситуации развития, ведущего вида деятельности и личностных новообразований психического развития клиентов. Индивидуальная норма выступает в качестве основы составления программы индивидуального развития.
Принцип личностного подхода (К. Роджерс, 1931) выступает в качестве подхода к клиенту как целостной личности с учетом всей ее сложности и всех индивидуальных особенностей, поэтому в коррекционной работе учитывается прежде всего не изолированная психическая функция, а личность в целом.
Иерархический принцип, или принцип коррекции «сверху вниз», акцентирует внимание на завтрашнем дне развития, создании «зоны ближайшего развития» (Л. С. Выготский). В данном принципе проявляется опережающий характер коррекции, нацеленность на формирование психологических новообразований. Коррекция с ориентацией на зону ближайшего развития требует максимальной активности ребенка и носит опережающий характер.
Принцип коррекции «снизу вверх» предполагает упражнение и тренировку имеющихся психологических способностей и подкрепление желательных форм поведения (М. Монтессори), в нем учитывается зона актуального развития клиента. Этот принцип реализуется сторонникам поведенческого подхода (бихевиористического) как «вызывание» любыми способами заданной модели поведения (как комбинации уже имеющегося поведенческого репертуара) и ее немедленное подкрепление.
Принцип системности развития психической деятельности задает взаимосвязанность разных личностных структур и гетерохронность (неравномерность) их развития. Реализация данного принципа направлена на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии и предполагает актуализацию системы причинно-следственных связей и иерархии отношений между симптомами и их причинами.
Деятельностный принцип коррекции выступает как предмет приложения коррекционных усилий; он заключается в том, что личность формируется и проявляется в процессе жизнедеятельности, важен выбор средств и способов достижения цели, тактики проведения коррекционной работы, путей и способов реализации поставленных целей. В соответствии с этим принципом главным течением коррекционная деятельность считается направленным развитием общих методов ориентировки клиента в разных областях предметной деятельности, межличностных взаимодействий, в окончательном счёте в общественной условия формирования. Самостоятельно коррекционная деятельность создается никак не равно как элементарная тренировка способностей и умений, а равно как целая осознанная работа, безусловно и неотъемлемо вписывающаяся в концепцию ежедневных актуальных взаимоотношений клиента. Данный принцип задает способы коррекционных мероприятий путем организации соответствующих видов деятельности. Коррекционная работа при этом осуществляется не в виде простой тренировки навыков и умений, а в виде целостной, осмысленной деятельности, которая включается в систему повседневных жизненных отношений клиента.
Каузальный принцип направлен на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии ребенка. Сложная иерархия отношений между симптомами и их причинами, структура дефекта определяют цель и задачи психологической коррекции. С учетом первопричины разрабатывают стратегию психокоррекционной работы.
Временной принцип психокоррекции предполагает раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохраненный функции. Проведение ранней коррекционной работы обусловлена особенностями детского мозга – его пластичностью и универсальной способностью к компенсации нарушенных функций. Коррекция должна строиться не с учетом хронологического возраста, а в связи с тем, на каком этапе психического развития находится ребенок.
Таким образом, опора в деятельности на систему принципов психологическогой коррекции в деятельности специального психолога позволяет повысить эффективность коррекции нарушенных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Библиографический список
- Кухарчук О.В., Полякова С.С. Стратегии и техники прикладного анализа поведения как метода коррекции аутистических расстройств//Образование в современном мире сборник научных статей. Институт дополнительного профессионального образования Саратовского национального исследовательского государственного университета, под ред. проф. Ю. Г. Голуба. Саратов, 2016. С. 157-160.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия, 2005. – 352 с
- Мясищев В. Н. Личность и неврозы. М.:КНИГА ПО ТРЕБОВАНИЮ, 2012 – 428 с.
- Суслова О.И., Денисова Ю.А. Театрализация как метод психокоррекционной работы с детьми, пережившими психофизическое насилие в семье//Дыльновские чтения “Социологическая диагностика современного общества” Материалы научно-практической конференции Дыльновские чтения. 2016. С. 438-443.
- Терехина Т.В. Психолого-педагогическая коррекция. Учебно-методическое пособие.
Краснодар, 2013
- Шипова Л.В. Психолого-педагогическая коррекция нарушений поведения у школьников//Гуманитарные и социальные науки.2014.№1. с.131-138.
Количество просмотров публикации: Please wait
Все статьи автора «Филиппова Анастасия Эдуардовна»
Принципы, цели и задачи психокоррекции
Основными принципами психокоррекционной работы являются следующие:
- Принцип единства диагностики и коррекции.
- Принцип нормативности развития.
- Принцип коррекции “сверху вниз”.
- Принцип коррекции “снизу вверх”.
- Принцип системности развития психической деятельности.
- Деятельностный принцип коррекции.
1. Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога. Подробно рассмотренный в трудах Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной и др., этот принцип является основополагающим всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.
Названный принцип реализуется в двух аспектах.
Во-первых, началу осуществления коррекционной работы обязательно должен предшествовать этап прицельного комплексного диагностического обследования, на его основании составляется первичное заключение и формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей работы. Эффективная коррекционная работа может быть построена лишь на основе предварительного тщательного психологического обследования. В то же время “самые точные, глубокие диагностические данные бессмысленны, если они не сопровождаются продуманной системой психолого-педагогических коррекционных мероприятий” (Д.Б. Эльконин, 1989).
Во-вторых, реализация коррекционно-развивающей деятельности психолога требует постоянного контроля динамики изменений личности, поведения, деятельности, динамики эмоциональных состояний клиента, его чувств и переживаний в процессе коррекционной работы. Такой контроль позволяет внести необходимые коррективы в задачи самой программы, вовремя изменить и дополнить методы и средства психологического воздействия на клиента. Таким образом, контроль динамики хода эффективности коррекции, в свою очередь, требует осуществления диагностических процедур, пронизывающих весь процесс коррекционной работы и предоставляющих психологу необходимую информацию и обратную связь.
2. Принцип нормативности развития. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.
Понятие “психологический возраст” было введено Л.С. Выготским. Это “тот новый тип строения личности, ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период” (Л. С. Выготский, 1984, с. 248).
Таким образом, при оценке соответствия уровня развития ребенка возрастной норме и формулировании целей коррекции необходимо учитывать следующие характеристики:
- Особенности социальной ситуации развития (например, изменение типа образовательного или воспитательного учреждения, круга общения ребенка, включая сверстников, взрослых, семейное окружение и т.
д.).
- Уровень сформированности психологических новообразований на данном этапе возрастного развития.
- Уровень развития ведущей деятельности ребенка, ее оптимизация.
Кроме понятия “возрастная норма” психологу приходится встречаться с понятием “индивидуальная норма”, которая позволяет наметить в пределах возрастной нормы развития программу оптимизации развития для каждого конкретного клиента с учетом его индивидуальности и самостоятельного пути развития.
3. Принцип коррекции “сверху вниз”. Данный принцип, выдвинутый Л.С. Выготским, раскрывает направленность коррекционной работы. В центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание “зоны ближайшего развития” для клиента (у Л.С. Выготского такими клиентами выступали дети). Коррекция по принципу “сверху вниз” носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.
4. Принцип коррекции “снизу вверх”. При реализации этого принципа в качестве основного содержания коррекционной работы рассматриваются упражнение и тренировка уже имеющихся психологических способностей. Этот принцип реализуется в основном сторонниками поведенческого подхода. В их понимании коррекция поведения должна строиться как подкрепление (положительное или отрицательное) уже имеющихся шаблонов поведения с целью закрепления социально-желательного поведения и торможения социально-нежелательного поведения.
Таким образом, главной задачей коррекции “снизу вверх” становится вызывание любыми способами заданной модели поведения и ее немедленное подкрепление. В центре коррекции – наличный уровень психического развития, понимаемого как процесс усложнения, модификации поведения, комбинации реакций из уже имеющегося поведенческого репертуара.
5. Принцип системности развития психологической деятельности. Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач. Системность этих задач отражает взаимосвязанность различных сторон личности и гетерохронность (т.е. неравномерность) их развития. В силу системности строения психики, сознания и деятельности личности все аспекты ее развития взаимосвязаны и взаимообусловлены. При определении целей и задач коррекционно-развивающей деятельности нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами, а необходимо исходить из ближайшего прогноза развития. Вовремя принятые превентивные меры позволяют избежать различного рода отклонений в развитии, а тем самым необходимости развертывания в целом системы специальных коррекционных мероприятий.
Реализация принципа системности развития в коррекционной работе обеспечивает направленность на устранение причин и источников отклонения в психическом развитии. Успех такого пути коррекции базируется на результатах диагностического обследования, итогом которого становится представление системы причинно-следственных связей и иерархии отношений между симптомами и их причинами.
При определении стратегии коррекционной работы принцип системности развития оказывается тесно связанным с принципом коррекции “сверху вниз”: системность анализа актуального уровня развития, достигнутого ребенком к моменту обследования, осуществляется с точки зрения центральной линии развития, сложившейся иерархии форм психической деятельности на каждом возрастном этапе, определяющей зону ближайшего развития и перспективы.
6. Деятельностный принцип коррекции. Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.
Суть его заключается в том, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности клиента, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки в трудных, конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности, являясь средством, ориентирующим активность.
Согласно данному принципу основным направлением коррекционной работы является целенаправленное формирование обобщенных способов ориентировки клиента в различных сферах предметной деятельности, межличностных взаимодействий, в конечном счёте в социальной ситуации развития. Сама коррекционная работа строится не как простая тренировка навыков и умений, а как целостная осмысленная деятельность, естественно и органически вписывающаяся в систему повседневных жизненных отношений клиента.
Особенно широко в коррекционной работе с детьми используется понятие “ведущая деятельность”. В дошкольном и младшем школьном возрасте такой ведущей деятельностью является игра в различных ее разновидностях, в подростковом возрасте -общение и различного рода совместная взаимодеятельность.
Деятельностный принцип коррекции: во-первых, определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, а во-вторых, задает способы коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности путем формирования обобщенных способов ориентировки.
Цели и задачи психокоррекционной работы
Психокоррекционные мероприятия направлены на исправление отклонений в развитии. В связи с этим возникает ряд актуальных вопросов:
- Что следует понимать под отклонением в развитии?
- Каковы показания для осуществления психологической коррекции?
- Кто принимает решение и берет на себя ответственность за целесообразность определения задач коррекции?
- Кто и по каким критериям оценивает эффективность коррекции?
В практике коррекционной работы выделяют различные модели объяснения причин трудностей в развитии.
- Биологическая модель – объясняет этиологию отклонений в развитии снижением темпа органического созревания.
- Медицинская модель- выносит проблемы, трудности и отклонения в развитии в область аномального развития.
- Интеракционистская модель – подчеркивает значения сбоев и нарушений взаимодействия между личностью и средой для возникновения проблем развития и, в частности, вследствие дефицитарности среды, сенсорной и социальной депривации ребенка.
- Педагогическая модель – усматривает причины отклонений в явлениях социальной и педагогической запущенности ребенка.
- Деятельностная модель – ставит во главу угла несформированность ведущего типа деятельности и других, типичных для данной возрастной стадии видов деятельности.
Постановка целей коррекционной работы прямо связана с теоретической моделью психического развития и определяется ею.
В отечественной психологии цели коррекционной работы определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым. На этом основании выделяют три основных направления и области постановки коррекционных целей:
- Оптимизация социальной ситуации развития.
- Развитие видов деятельности ребенка.
- Формирование возрастно-психологических новообразований.
В зарубежной психологии причины трудностей развития ребенка усматриваются либо в нарушении внутренних структур личности (3. Фрейд, М. Клайн и др.), либо в дефицитарной или искаженной среде или объединяют эти точки зрения. А отсюда цели воздействия понимаются либо как восстановление целостности личности и баланса психодинамических сил, либо как модификация поведения ребенка за счет обогащения и изменения среды и научения его новым формам поведения.
Выбор методов и техник коррекционной работы, определение критериев оценки ее успешности в конечном счете будут определяться ее целями.
При конкретизации целей коррекции необходимо руководствоваться следующими правилами:
1. Цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме. Определение целей коррекции не должно начинаться со слова “не”, не должно носить запретительного характера, ограничивающего возможности личностного развития и проявления инициативы клиента.
- Негативная форма определения целей коррекции представляет собой описание поведения деятельности, личностных особенностей, которые должны быть устранены, описание того, чего не должно быть.
- Позитивная форма представления коррекционных целей, напротив, включает описание тех форм поведения, деятельности, структур личности и познавательных способностей, которые должны быть сформированы у клиента. Позитивная форма определения целей коррекции содержательно задает ориентиры для точек роста индивида, раскрывает поле для продуктивного самовыражения личности и тем самым создает условия для постановки личностью в дальнейшей перспективе целей саморазвития.
2. Цели коррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью коррекционной работы и возможностями переноса клиентом нового позитивного опыта и усвоенных на коррекционных занятиях способов действий в реальную практику жизненных отношений. Если цели далеки от реальности, то психокоррекционная программа являет собой большее зло, чем ее отсутствие, так как опасность состоит в том, что создается впечатление, что делается что-то полезное, и поэтому заменяет собой более существенные усилия.
3. При постановке общих целей коррекции необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу развития личности и планировать как конкретные показатели личностного и интеллектуального развития клиента к окончанию коррекционной программы, так и возможности отражения этих показателей в особенностях деятельности и общения клиента на последующих стадиях его развития.
4. Нужно помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного временного интервала: в процессе коррекционной работы; к моменту ее завершения; и, наконец, примерно полгода спустя можно окончательно говорить о закреплении или об утере клиентом позитивных эффектов коррекционной работы.
Правильный диагноз приобретает все большее значение – Ирландский медицинский журнал
Все врачи осознают важность постановки правильного диагноза. Это впечатляет каждого студента-медика и стажера с самого начала. Khuller и коллеги утверждают, что диагностика важнее, чем когда-либо прежде, потому что пациент может многое потерять в случае ошибочного диагноза. Диагностическая ошибка может привести к тому, что пациенту будет отказано в своевременной эффективной терапии или будут назначены потенциально токсичные, неправильные препараты. Там, где быстрое лечение могло вернуть пациенту полное здоровье, последствия неправильного диагноза могут быть разрушительными. Постановка правильного диагноза имеет решающее значение для пациента. Диагноз и последствия должны быть поставлены не только своевременно, но и эффективно. Ключевыми вопросами являются своевременность и точность. Время может составлять минуты в острых ситуациях или недели в случае подострых расстройств.
Гипердиагностика также вызывает беспокойство. Это когда диагностируется состояние, которое не вызывает никаких симптомов или плохого состояния здоровья. Это может привести к стиранию границ между здоровьем и болезнью. Хотя гипердиагностика не является ошибкой, она может привести к вреду, чрезмерному лечению и ненужному беспокойству. Гванде описал это как следствие чрезмерного тестирования. Специальности с высоким риском судебного разбирательства, такие как нейрохирургия, ортопедическая хирургия, неотложная медицина, с большей вероятностью закажут чрезмерное количество исследований. Проблема усугубляется тем, что пациенты верят, что больше тестов означает лучший уход.
В отчете МОМ 15 лет назад «человеку свойственно ошибаться» освещалась проблема врачебной ошибки. Критической частью, отсутствующей в структуре безопасности, была диагностическая ошибка. Ошибки в диагностике, допущенные или отложенные, могут иметь серьезные последствия. МОМ в своем новом отчете предложила действенные решения. Признано, что данные о диагностических ошибках немногочисленны. Наиболее полезными источниками были обзоры историй болезни, жалобы на злоупотребления служебным положением и результаты вскрытия. При изучении заявлений о злоупотреблении служебным положением обнаруживается, что 70% случаев неправильного диагноза связаны с амбулаторной деятельностью, но заявления стационарных пациентов с большей вероятностью связаны с серьезным вредом или смертью. Чаще всего ставятся неверные диагнозы: рак, болезни сердца, сердечно-сосудистые заболевания, инфекции и инсульт. В педиатрии неправильный диагноз составляет 61% от общего числа заявлений о врачебной ошибке, тогда как в акушерстве — 9%. % претензий.
Добровольное сообщение и обсуждение диагностических нежелательных явлений имеет большой потенциал для предотвращения повторяющихся ошибок. Имеющиеся исследования показывают, что частота диагностических ошибок у госпитализированных пациентов составляет от 7% до 17%. Примерно в половине этих случаев ошибка может быть вредной. Человеческие ошибки, по-видимому, являются основной причиной диагностических ошибок, но часто в этом участвуют организационные факторы.
Все шире признается, что пациенты занимают центральное место в решении и что хорошие диагностические системы являются результатом совместных усилий. Вклад медсестер следует активно искать, потому что они проводят большую часть своего рабочего дня со своими пациентами. Стереотип врача, работающего и ставящего диагноз самостоятельно, устаревает. Все чаще задают вопрос, достаточно ли времени врачи тратят на беседы с пациентами, чтобы получить важные сведения об их симптомах. Исследования показали, что опытные медсестры получают от пациента больше сигналов, чем их коллеги-новички.
В учреждении должна быть культура, приветствующая диагностический диалог. Достижения в науках об обучении, таких как клиническое мышление и обработка, не использовались в достаточной мере.
Современное понимание клинического мышления состоит в том, что оно основано на двойственном процессе неаналитического и аналитического мышления. Неаналитический процесс быстр, интуитивно понятен и требует небольшого объема оперативной памяти. Напротив, аналитический процесс идет медленно и сильно нагружает рабочую память. Неаналитическая система рассуждений подходит для больших объемов медицинских мероприятий низкой остроты, таких как ЭД. Аналитический, медленный подход применяется к малообъемной, но неотложной медицинской помощи, как это встречается в неврологии. Эвристика — это умственные приемы, используемые для быстрой постановки диагноза. Их часто нанимают опытные врачи. По мере того, как человек становится более опытным, у него накапливаются большие запасы ментальных моделей болезненных состояний. Однако они могут привести к ошибкам, когда у пациента проявляются нетипичные симптомы. Когда эвристика терпит неудачу, это называется когнитивным искажением. Ошибка может произойти, когда первоначальное клиническое впечатление не меняется в свете новой информации. Преждевременное закрытие – это когда диагноз ставится быстро, без учета других возможностей, например, связывая боль в спине с проблемой диска. Аналитический процесс может быть нарушен, если врач утомлен или недосыпает. Когда приходит пациент, врач собирает информацию и сравнивает эту информацию со своими знаниями о болезнях. Рассуждение о вероятности – это когда определенные симптомы и признаки либо подтверждают, либо исключают диагноз. Если тот или иной признак должен присутствовать всегда, то его отсутствие управляет болезнью. Однако в большинстве ситуаций симптомы и признаки не являются исключительно специфическими.
Необходимо установить цели для улучшения процесса диагностики. Необходимо постоянно уделять внимание диагностическим навыкам и обучению как студентов, так и аспирантов. Культура и система работы организаций здравоохранения должны отражать важность клинической диагностики. Сотрудничество между всеми медицинскими работниками следует укреплять и дальше. Должна быть разработана система отчетности, которая учится на ошибках в непредвзятой среде. Клиницисты должны быть более открытыми для отзывов о своей клинической деятельности и о том, в чем команда могла бы добиться большего. Электронная медицинская карта предлагает потенциальную выгоду, поскольку все клинические, радиологические и лабораторные данные будут собраны вместе в легкодоступном транспортном средстве. Необходимо обеспечить финансирование исследований в области диагностического процесса и коренных причин ошибок.
Пришло время вновь подчеркнуть важность диагностического процесса.
JFA Murphy
Editor
- Khullar D, Jha AK, Jena AB. Сокращение диагностических ошибок – почему именно сейчас. N Engl J Med 2015;373:2491-3
- Балах Э., Миллер Б.Т., Болл-младший.
Улучшение диагностики в здравоохранении. Издательство национальных академий, 2015 г. http://www.nap.edu/21794
.
Страница 324
Получение неправильного диагноза – Исправление ошибочного диагноза психического здоровья
Можно подумать, что когда вам ставят медицинский диагноз, это проверено и верно. Но, к сожалению, многие люди получают диагноз психического здоровья, начинают лечение и не получают того облегчения, в котором они нуждаются или которого ожидают. И, без их ведома, это из-за неправильного диагноза. Получение неправильного диагноза может разочаровать и привести к тому, что человек поверит, что он никогда не получит необходимую ему помощь или облегчение от профессиональных специалистов по психическому здоровью. Вот почему Raul J. Rodriguez, MD & Associates предлагает исправление неправильного диагноза людям, которые столкнулись с этой ситуацией. Таким образом, люди, которые, возможно, получили неверный диагноз в прошлом, могут узнать, в чем заключаются их истинные проблемы. И разработайте план лечения психического здоровья, который действительно может позволить им лучше справляться с симптомами проблем с психическим здоровьем, чтобы они могли прожить жизнь с лучшим психическим здоровьем.
Существует множество причин, по которым человеку могут поставить неправильный диагноз, когда речь идет о проблемах с психическим здоровьем. Это может быть связано с неточной или недостаточной информацией, полученной во время оценки психического здоровья. Или это может быть связано с неопытностью врача или чрезмерной уверенностью в диагнозе. Наконец, ошибочный диагноз может произойти из-за недостаточного наблюдения за пациентами в отношении их симптомов и недостаточного времени, проведенного с пациентами, чтобы получить достаточную и точную информацию для постановки истинного диагноза. В любом случае, второе мнение часто может понадобиться людям, имеющим проблемы с психическим здоровьем. Итак, если вы чувствуете, что не получили необходимой помощи в решении проблем с психическим здоровьем, это может быть связано с тем, что вы пострадали от неправильного диагноза психического здоровья.
Некоторые проблемы с психическим здоровьем диагностируются чаще, чем другие. Raul J. Rodriguez, MD & Associates может помочь людям, столкнувшимся с этими проблемами, поставить правильный и точный диагноз. Таким образом, эти люди могут работать над разработкой более точных и эффективных планов лечения, которые лучше отвечают их потребностям в области психического здоровья.
Некоторые из наиболее часто ошибочно диагностируемых проблем с психическим здоровьем включают:
Большое депрессивное расстройство (БДР) является наиболее часто диагностируемым расстройством психического здоровья в США. Таким образом, поскольку это так широко распространено и часто диагностируется, это также одна из самых неправильно диагностируемых проблем психического здоровья. Депрессия является распространенным симптомом многих других проблем с психическим здоровьем, соматических заболеваний и приема лекарств, отпускаемых по рецепту. Таким образом, этот симптом часто воспринимается как проблема психического здоровья, а не симптом чего-то лежащего в основе. Поэтому у многих людей может быть диагностировано это расстройство. Но на самом деле они борются с депрессией как с симптомом другой основной проблемы с психическим или физическим здоровьем. Поэтому традиционные методы лечения депрессии могут не помочь в решении этих проблем. И люди, у которых неправильно диагностировано это состояние, могут не испытать облегчения от других симптомов, которые сопровождают их сопутствующие основные проблемы со здоровьем, чтобы жить здоровой и полноценной жизнью.
Получение неправильного диагноза тревожных расстройств
Другими часто встречающимися психическими расстройствами являются тревожные расстройства. И, как и депрессия, тревога может быть результатом основных психических или физических проблем со здоровьем. Когда человек имеет дело с физическим заболеванием, новыми методами лечения и лекарствами или проблемами с психическим здоровьем, он, вероятно, испытывает стресс и испытывает беспокойство. Но тревога — это нормальная человеческая реакция на изменения и стресс. Тем не менее, люди, имеющие дело с тревожными расстройствами, испытывают большое количество стресса, даже если они не сталкиваются с серьезными жизненными изменениями или стрессовыми ситуациями. Это то, что отличает тревогу от тревожных расстройств.
Неправильный диагноз настроения — биполярное расстройство
Биполярное расстройство — это расстройство настроения, характеризующееся эпизодами как мании, так и депрессии. Существует много типов биполярного расстройства, и они характеризуются частотой длительности этих эпизодов, симптомами этих эпизодов и прерывистыми периодами мании или депрессии. Итак, поскольку биполярное расстройство характеризуется периодами депрессии, его часто диагностируют вместо депрессии или тревожных расстройств. Тем не менее, биполярное расстройство характеризуется неспособностью регулировать эмоции. Таким образом, он отличается как от тревоги, так и от других депрессивных расстройств.
Пограничное расстройство личности
Наконец, одной из других часто неправильно диагностируемых проблем с психическим здоровьем является пограничное расстройство личности.