Зачем учиться человеку: Почему нужно учиться всю жизнь

Содержание

Зачем нужно учиться, если уже есть работа

В чем сложность? Если ребенок задает вопрос: «Зачем нужно учиться?», взрослые выложат все приготовленные заранее аргументы, чтобы мотивировать чадо. Но большинство из нас окончанием учебы считает последний курс университета, полагая, что теперь знаний хватит на всю жизнь.

Что делать? Однако университетское образование не способно охватить большинство навыков и умений современного человека. А если учесть, сколько профессий многие меняют за всю свою жизнь… Так не пора ли самому себе ответить, зачем нужно учиться?

В статье рассказывается:

  1. Ошибочные аргументы тех, кто не хочет учиться всю жизнь
  2. 12 преимуществ непрерывного обучения
  3. Развитый интеллект
  4. Научное мышление
  5. Улучшение психического здоровья
  6. Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:

    айти, дизайн или маркетинг.

    Бесплатно от Geekbrains

Ошибочные аргументы тех, кто не хочет учиться всю жизнь

Боязнь остаться вечным студентом

Скорее всего, эпитет «вечный студент» вы почерпнули из уроков литературы в школе, а конкретно из «Вишневого сада» Чехова. Возможно, судьба Трофимова вас впечатлила и повлияла на рассуждения о том, зачем нужно учиться.

В наши дни таких вечных студентов немало: они постоянно учатся, один курс сменяется другим, но при этом они не спешат выходить на работу и живут с родителями. Эти люди коллекционируют дипломы — первое высшее, потом второе на заочке, параллельно с этим — внушительная пачка курсов, и т. д.

Ошибочные аргументы тех, кто не хочет учиться всю жизнь

Если спросить такого человека, зачем ему нужно бесконечно учиться, он смерит вас презрительным недовольным взглядом и начнёт вещать про саморазвитие, лучшую версию себя, карьерные перспективы в будущем и т. п.

Но есть существенная разница между обучением и деятельностью. Работа — и как источник дохода, и в более широком, философском смысле — это некий целенаправленный труд на пользу человечеству. Вечные студенты подменяют учёбой реальную практику. Так можно всю жизнь потратить на образование.

Как же поступать, если учиться тоже хочется? Одним из двух способов:

  • Совмещать учёбу с работой

Никто не спорит, что учиться нужно. Однако взрослый, самостоятельный человек должен работать и обеспечивать себе пропитание, заниматься чем-то полезным.

Примите участие
в конференции и узнайте:

  • Как лучше подготовить ребенка к IT еще в школе. Мы расскажем, чем различается обучение в средних и старших классах.
  • Как ребенку реализовать свои способности.
  • Какие ключевые навыки нужно развивать сейчас, чтобы заложить прочный фундамент на ближайшие годы.

При регистрации
вы получите в
подарок документ:

Уже скачали 1517 родителей

  • Грамотно расставить приоритеты

Определите, что для вас в жизни главное и чем бы вы действительно хотели заниматься. В мире ведь столько всего интересного! Изучение японского, программирование, игра на басу, спортивные тренировки… Однако если вы хотите стать экспертом в каком-то виде деятельности, нужно потратить на неё не менее 10 тыс. часов. Если вы мечтаете играть на фортепиано не хуже Мацуева, то придётся много практиковаться. До конца жизни.

Чтобы стать успешным шахматистом, тоже необходимо тренироваться регулярно. Невозможно быть одинаково результативным в музыке, живописи, спорте и изучении языков.

Выделите самое главное — профессию вашей мечты. Тогда не нужно будет искать ответ на вопрос, зачем нужно учиться и кем потом работать.

Знания, которые дают в школе, не помогают зарабатывать деньги

Это действительно так, особенно сейчас, в эпоху интернета. Инстаблогеры и «звезды» Тиктока прекрасно обходятся без школьных знаний.

Многие знаменитые спортсмены тоже, мягко говоря, не блистали академическими достижениями — им попросту некогда было делать уроки, зубрить, готовиться. Но они достигли успеха и заработали свои миллионы.

Есть, впрочем, одно но.

Заболев, любой блогер, инфлюенсер, певец, спортсмен идёт в аптеку за антибиотиками. Кем созданы эти препараты? Тем, кто посвятил фармацевтике всю жизнь — учился и работал в этой сфере. Вряд ли мы сходу вспомним имена этих учёных, но наше здоровье и жизнь — это во многом их заслуга.

Из-за учёбы человек меньше общается, становится нелюдимым

Если вы хотите добиться реальных результатов, придётся попотеть: прочесть много книг, решить кучу задач, а не тусоваться с приятелями или гулять.

Учёба — это однозначно полезно и развивающе. Однако нужно не забывать и о социальной жизни, как-то общаться с людьми, дружить, создавать собственную семью. Полное одиночество ещё никого не доводило до добра.

Ошибочные аргументы тех, кто не хочет учиться всю жизнь

Люди, зацикленные на академических успехах и оценках, нередко действительно очень замкнутые и одинокие. И многие затем, в зрелом возрасте, сокрушаются, что потратили свои юные годы так скучно, а могли бы развлекаться, получать удовольствие.

Но всегда будут причины о чём-то сожалеть, быть недовольным, даже если вы не просидели всё детство и юность за учебниками.

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

pdf 3,7mb

doc 1,7mb

Уже скачали 20451

Есть ли правильный ответ на вопрос, зачем нужно учиться? Его может знать только один человек — вы сами. Ведь это ваша жизнь. Только вы выбираете, чем её наполнить.

А чтобы выбор был осознанным и взвешенным, вот несколько аргументов.

12 преимуществ непрерывного обучения

С середины XX в. вошла в моду концепция непрерывного обучения, да так и осталась популярной: до сих пор она определяет направление развития образования. В понятие непрерывного образования входят не только вузовские программы, курсы повышения квалификации, языков или каких-либо прикладных навыков.

По мнению учёных, человеку необходимо совершенствовать разные стороны своей личности, чтобы стать гармоничным, а не только профессиональные скиллы. Поэтому нужно продолжать учиться всегда. Разностороннее образование даёт целый ряд преимуществ:

Развитый интеллект

Все понимают, что знания обогащают и тренируют ум, это очевидно. А вот о разносторонности задумываются далеко не все. Если, к примеру, математика и другие точные науки прокачивают логику, абстрактное мышление и привычку мыслить рационально, подмечать закономерности и анализировать факты, то гуманитарные дисциплины тоже учат анализировать, но другие вещи — отношения между людьми, характеры, а также расширяют знания об обществе и его развитии.

Естественные науки формируют нашу картину мира и понимание того, как он устроен, какие процессы протекают в нём.

Учиться нужно хотя бы затем, чтобы в мозгу образовывались новые нейронные связи, тренировалась память и умение концентрировать внимание. Чтобы развиваться всесторонне, необходимо затрагивать разные области знания. Это подобно тренировкам всех групп мышц у спортсменов. Желательно иногда углубляться в те сферы, которые далеки от вашей профессии и интересов, чтобы закрыть пробелы в знаниях, прокачать свои слабые места.

Научное мышление

Научный подход — это системность, структурированность, опора на логику, объективность, рациональность. Углубляясь в ту или иную дисциплину, человек учится смотреть на предметы и события критично, непредвзято и трезво, проверять факты. В результате он научается лучше аргументировать свою точку зрения, меньше поддаётся манипуляциям, видит недочёты в чужой аргументации.

Логическое, структурированное мышление меняет речь: ваше изложение мыслей становится чётче, лаконичнее. Любое образование сильно влияет на стиль мышления.

Научное мышление

Улучшение психического здоровья

Доказано многими исследованиями позитивное влияние интеллектуальной деятельности на когнитивные способности в пожилом возрасте. Зрелые люди, активно работающие и развивающие свой интеллект, намного реже сталкиваются с такими возрастными недугами, как болезнь Паркинсона, Альцгеймера, деменция. Причина — в большем (по сравнению с ровесниками) числе нейронных связей.

Даже если какая-то их часть пострадает, ресурсы мозга и нагрузка будут распределены между оставшимися областями. Поэтому учиться нужно, чтобы сохранить остроту ума в старости, прожить дольше и комфортнее. Напрягая мозг, вы тренируете его.

Устойчивость к изменениям

В последние несколько десятилетий мир меняется с такой страшной скоростью, что за годы обучения в вузе перспективная, казалось бы, специальность успевает потерять свою актуальность. Не во всех областях дела обстоят настолько плохо, но профессиональные стандарты и требования меняются везде. Да и чисто субъективная потеря интереса к специальности, на которую человек учился — явление нередкое.

Если вы являетесь очень узким специалистом, который разбирается лишь в своей работе, подобные ситуации могут разрушить вашу жизнь и нервную систему. А вот любопытные, разносторонние, увлекающиеся люди, интересующиеся несколькими направлениями, более адаптивны. Даже если вашу специальность накроет кризис, вы перейдёте в смежную область или вообще абсолютно другую.

Самодисциплина

Любая учёба — это, в первую очередь, умение организовать самого себя, настроить на работу и методично соблюдать график, дедлайны и стандарты, решать задачи, выполнять упражнения, даже если лень и настроения нет. Тем, кто учится параллельно с работой, ещё труднее: надо вписываться в ограничения по времени, чётко расставлять приоритеты.

Все эти навыки (тайм-менеджмент, самоконтроль, планирование) пригодятся вам в любой работе, да и в быту тоже. Зачем нужно учиться? Как минимум, для того, чтобы обрести эти ценные навыки.

Умение работать с информацией

Любое высшее образование предполагает постоянный самостоятельный поиск и анализ огромных массивов информации. Студенту необходимо сравнивать сведения из разных источников, отобрав самые надёжные и подходящие, анализировать информацию, обобщать, делать выводы.

При самообразовании добавляется ещё и поиск источников, проверка их правдивости.

Только до 20.04

Скачай подборку тестов, чтобы определить свои самые конкурентные скиллы

Список документов:

Тест на определение компетенций

Чек-лист «Как избежать обмана при трудоустройстве»

Инструкция по выходу из выгорания

Чтобы получить файл, укажите e-mail:

Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:

Уже скачали 7503

И неважно, о чём идёт речь — о женских образах в стихах Пушкина или видах операций с валютами на бирже — вам нужно уметь анализировать и обрабатывать информацию. Этот навык тоже полезен везде, и в профессии, и в жизни.

Расширение круга знакомств

С возрастом круг общения любого человека сужается. Обычно остаются только несколько друзей со школьных и университетских времён, некоторое количество коллег и тех, кто занят в той же сфере (включая конкурентов и начальников). Человек незаметно оказывается в пузыре, общаясь с одними и теми же людьми годами.

Расширение круга знакомств

Учиться нужно ещё и затем, что интерес к новой деятельности — это способ обзавестись новыми знакомыми, порой совершенно не похожими на вас. Общение с людьми иных социальных статусов и возраста, с иными хобби и профессиональными интересами обогащает интеллектуально, расширяет картину мира, помогает лучше узнать людей. Кроме того, чем вы умнее и начитаннее, тем проще вам социализироваться: вы способны поддержать диалог на различные темы, а это даёт потенциал для развития в будущем.

Прогресс в карьере

Повышая квалификацию и обретая новые скиллы, вы увеличиваете свою стоимость как наёмного специалиста. Работодатель скорее выберет более продвинутого кандидата, который способен не только выполнять свои прямые обязанности, но и, например, владеет английским или умеет разбираться в сложном ПО.

Разносторонне образованные люди трудоустраиваются легче, быстрее получают повышения, реже упираются в потолок по зарплате. Если потребуются какие-то новые знания, то вы без проблем найдёте, где вам нужно учиться.

Широкие возможности

Образование — это свобода. С каждой новой изученной областью вы расширяете свои перспективы, получаете доступ к дополнительным ресурсам. Помимо карьеры, это ещё и стрессоустойчивость, умение общаться с людьми и управлять своими эмоциями, разбираться в людях. Знание определённых процессов помогает точнее строить прогнозы, эффективнее вести себя в меняющихся обстоятельствах.

Важно не только набить голову знаниями, но и научиться учиться. Тогда вы сможете лучше контролировать собственную жизнь, переходить в новые сферы, осознанно рисковать.

Интересная жизнь

У тех, кто всё время учится и осваивает новое, представления о мире и людях (включая самих себя) более широкие и объёмные. Чем больше знаний и навыков, тем сильнее развито мышление, шире спектр доступных реакций и паттернов поведения.

Такие люди более гибкие, они вхожи в различные области. Учёба спасает от рутины, в которую превращается жизнь многих людей с возрастом: кроме работы и дома в ней ничего не остаётся. Обучение делает человека любопытным, заставляет ценить знания и стремиться к новым открытиям. Каждый день приносит больше интереса и удовлетворения, и вы чувствуете, что прожили его не зря.

Персональный бренд

Сегодня каждый из нас вынужден продавать себя, выстраивать собственную репутацию и имидж, грамотно преподносить свои компетенции и сильные стороны. Когда появляется возможность устроиться на более высокооплачиваемую должность или получить повышение, но не хватает каких-то умений и знаний, ни у кого не возникает вопроса, зачем нужно учиться: затем, чтобы повыгоднее продать свой труд и экспертность.

Изменение возрастного уровня работающего населения

Учёба и демографическая тенденция состаривания населения — какая между ними взаимосвязь? Прямая, и искать её следует на рынке труда. Чем выше возраст ухода на пенсию, тем дольше трудовая жизнь каждого работающего гражданина.

Численность работников увеличивается за счёт людей, ещё не попадающих в новые рамки пенсионного возраста и вынужденных работать дольше, чем их предшественники. Между тем, прогресс не стоит на месте, и учиться приходится людям любого возраста, чтобы их компетенции были достаточными.

Этот тренд подтверждает статистика ВОТ (Всемирной организации труда):

  • Спустя всего десятилетие средний возраст работающего человека (в масштабах планеты) составит 41 год.
  • В этот же период на каждого пенсионера будет приходиться по двое молодых работающих граждан (сейчас их трое).

Каков общий вывод из этих тенденций? Нужно учиться, чтобы не отстать от требований рынка труда! Идея life-long education, непрерывного образования, выходит на первый план: современный человек и работник должен иметь как можно больше навыков и знаний, регулярно повышать квалификацию, совершенствоваться в других областях.

К счастью, сегодня для того, чтобы обучиться чему-то новому, не обязательно даже выходить из дома: в интернете масса полезного обучающего контента.

Рейтинг: 5

( голосов 2 )

Поделиться статьей

Зачем взрослым учиться

Высшего или среднего профессионального образования для плодотворной карьеры и полноценной жизни недостаточно. Мы изучили научные исследования и высказывания экспертов на эту тему и нашли как минимум семь доводов в пользу непрерывного обучения.

Рассказываем, что дает постоянная учеба, как нужно учиться и какие проблемы в жизни и карьере помогут решить хотя бы два оконченных курса в году.

Знания — это новые деньги

Предприниматель и колумнист журнала Time и HBR Майкл Симмонс в своем блоге называет знания эквивалентом денег. В качестве примера он приводит цитату Бенджамина Франклина о том, что именно инвестиции в знания приносят максимальный доход. Симмонс считает, что современный мир очень быстро меняется, и многие товары и услуги в нем теряют свою ценность. Банальный пример: через несколько десятилетий, а то и лет, в мире появятся автоматизированные автопарки. Уже сейчас все больше людей в мегаполисах предпочитают каршеринг вместо личной машины. Что это значит для тех, чей бизнес основан на продаже автомобилей? Банкротство.

В то же время знания и умение их получать становятся все более ценными. В мире появляются десятки новых профессий, например, аналитик данных, дизайнер продуктов — и компаниям не хватает людей с нужными для этой работы компетенциями.

Читайте подробнее о том, как научиться учиться в статье «Топ-10 soft skills для развития карьеры».

Обучение спасает от деменции

Деменция — беда 21 века. Это неинфекционное заболевание, которое в легкой форме проявляется в виде нарушений памяти и мешает ясно мыслить. А в тяжелой форме приводит к разрушению личности. Еще в 2012 году на борьбу с ней в мире расходовалось около 600 млрд долл., а в 2030 году ученые ожидают рост затрат до 2 трлн долл. в год. Существуют сотни исследований о взаимосвязи обучения и рисков развития болезни. 

Большинство ученых считают, что именно обучение снижает вероятность появления болезни Альцгеймера. Предполагается, что постоянная интеллектуальная активность и образование создают условный когнитивный запас, который компенсирует гибель нейронов в мозгу. Проще говоря, постоянно обучаясь и занимаясь интеллектуальной деятельностью, мы как бы даем себе отсрочку. Больше образования — больше времени с ясным умом.

Смотрите также: Техники развития системного мышления

Умные и богатые люди постоянно учатся

В пользу постоянного обучения говорят и неакадемические исследования. Если обратиться к истории успешных людей, то можно отследить закономерность — большинство из них постоянно учатся. Например, многие любят читать: Стив Джобс любил Уильяма Блейка, глава Nike Фил Найт не разрешает входить в свою библиотеку без обуви, а Билл Гейтс читает ежегодно по 50 книг.

Майкл Симмонс в своем блоге приводит еще десятки примеров успешных и умных людей, которые считают образование необходимостью в современном мире. Он даже выявил «правило 5 часов» — именно столько в среднем тратит современный предприниматель на самообразование в неделю.

Обучение — это радость и развлечение

Не всем нам повезло учиться в школе и в вузе с замечательными преподавателями, которые сумеют заинтересовать, объяснить пользу от получения знаний и навыков, и превратят обучение в увлекательное занятие. Но в зрелом возрасте мы сами можем поменять отношение к учебе.

Например, Альберт Эйнштейн считал, что чем больше радости приносит обучение, тем больше знаний вы сможете получить в единицу времени. Ищите способы увлечь себя обучением, учитесь в первую очередь тому, что вам действительно интересно.

Обучение — это потребность

Американский психолог Абрахам Маслоу еще в 1954 году в книге «Мотивация и личность» изложил основные потребности человека, Речь идет о так называемой пирамиде потребностей. Суть идеи в том, что все наши потребности можно разделить на семь видов. По мере удовлетворения потребностей из основания пирамиды, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня.

Фундамент пирамиды — это физиологические потребности, голод и жажда. А вот из высших шести потребностей минимум три связаны с постоянным образованием.

  • На втором месте в пирамиде Маслоу разместил потребность в безопасности. Кроме физической защиты, здесь речь идет и о чувстве уверенности в завтрашнем дне — стабильной работе, избавлении от страха неудачи. Если вы образованный специалист в востребованной области, вы по умолчанию решаете эту потребность.
  • Четвертое место в пирамиде — познавательные потребности. Когда решены базовые физиологические желания, человек начинает нуждаться в получении знаний и развитии умений. Именно это и есть постоянное обучение.
  • Наконец, верхушка пирамиды, седьмой уровень, это потребность в самоактуализации. Именно обучение поможет вам в реализации целей и развитии собственной личности.

Как правило, именно отсутствие удовлетворения потребностей с высших уровней пирамиды способствует выгоранию. Если же потребности человека удовлетворены, то и психологическое состояние в порядке.

Читайте подробнее об этом в статье: «Как бороться с профессиональным выгоранием».

«Книжная полка РШУ» — подкаст о классике мировой бизнес-литературы.
Слушайте обзоры книг от наших экспертов.

Нетворкинг

Полезные деловые знакомства тоже станут следствием непрерывного обучения. Причем вам не придется целенаправленно заниматься нетворкингом — новые знакомства появляются естественно, во время практической работы на курсах или на кофе-брейках во время конференций.

87% участников курса Mini MBA Русской Школы Управления устанавливают новые деловые связи еще во время обучения. И это не просто знакомства — так находят новых сотрудников, место работы или партнеров по бизнесу.

Читайте подробнее о полезном бизнес-обучении в статье: «Цели Mini MBA».

Учеба — драйвер роста зарплаты

Очевидный аргумент в пользу обучения — новые навыки и знания помогут увеличить доход. Обычно этот аргумент срабатывает для наемных специалистов. Научившись чему-то в профессии, вы сможете решать новые задачи и станете эффективнее работать. И используете это как аргумент в переговорах за большую зарплату.

Конечно, сам по себе курс, который вы прошли, ничего не гарантирует — вы можете бесконечно долго учиться, но не применять знания. Тогда любая учеба будет бесполезной.

Но, как показывает исследование, у абсолютного большинства респондентов (67,8%) доходы после прохождения обучения увеличиваются. Две основные причины роста зарплаты — специалист берет на себя новые задачи или получает повышение в должности.

Зачем еще нужно учиться

Конечно, перечисленные в статье аргументы только верхушка айсберга. Посетив два или три семинара, закончив хотя бы один курс по профессии в год, вы становитесь намного привлекательнее в глазах HR-специалиста. Именно вам отдадут предпочтение, если второй кандидат при прочих равных не будет постоянно учиться.

Наращивая навыки и знания, вы будете чувствовать уверенность в завтрашнем дне — умелому специалисту всегда проще найти новую работу, если с текущей что-то не так.

Посещая лекции и семинары, вы сможете окружить себя мотивированными людьми. Это будет подталкивать к новым целям, поможет держаться на плаву и достигать новых профессиональных высот.

Повышайте компетенции с нашими экспертами! Более 2000 учебных программ по 30 направлениям, удобные форматы — очно и онлайн, квалифицированная методическая поддержка. Узнать подробнее → Дмитрий Кузьмин Автор медиапортала Русской Школы Управления

Исследование человека | работа Линтона

В Ральфе Линтоне

Исследование человека (1936) часто считается его самой важной теоретической работой. Это влиятельный синтез теорий антропологии, психологии и социологии. В Культурный фон личности (1945) он выдвинул идею «статусных личностей», общих элементов, которые формируют…

Подробнее

“,”url”:”Introduction”,”wordCount”:0, “sequence”: 1}, “imarsData”: {“INFINITE_SCROLL”: “”, “HAS_REVERTED_TIMELINE”: “false”}, “npsAdditionalContents”: {}, “templateHandler”: {“name”: “INDEX”},” paginationInfo”:{“previousPage”:null,”nextPage”:null,”totalPages”:1},”uaTemplate”:”INDEX”,”infiniteScrollList”:[{“p”:1,”t”:569995}],”familyPanel”:{“topicInfo”:{“id”:569995,”title”:”Изучение человека”,”url”:”https://www. britannica.com/topic/The- Study-of-Man”,”description”:”Ральф Линтон: Исследование человека” (1936) часто считается его самой важной теоретической работой. Это влиятельный синтез теорий антропологии, психологии и социологии. Предыстория личности (1945), он выдвинул идею «статусных личностей», общих элементов, образующих…», «тип»: «ТЕМА», «текст заголовка»: «Изучение человека», «метаописание»: «Другое». статьи, в которых обсуждается «Изучение человека»: Ральф Линтон: «Изучение человека» (1936) часто считается его самой важной теоретической работой. Это влиятельный синтез теорий антропологии, психологии и социологии. В «Культурном фоне личности» (1945) он выдвинул идею «статусных личностей», общих элементов, формирующих…», «identifierHtml»: «работу Линтона», «identifierText»: «работу Линтона», «topicClass». “:”topic”,”topicKey”:”Изучение человека”,”articleContentType”:”INDEX”,”ppTecType”:”THING”,”gaTemplate”:”INDEX”,”topicType”:”INDEX “,”relativeUrl”:”/topic/The-Study-of-Man”,”assemblyLinkPrefix”:”/media/1/569995/”},”topicLink”:{“title”:”Изучение человека”,”url”:”https://www. britannica.com/topic/The-Study-of-Man”},”tocPanel “:{“title”:”Directory”,”itemTitle”:”Ссылки”,”toc”:null},”groups”:[]},”byline”:null,”citationInfo”:null,”веб-сайты”: null,”freeTopicReason”:”TOPIC_IS_INDEX_PAGE”,”topicCollectionLinks”:[],”articleSchemaMarkup”:{“browserTitle”:null,”imageUrl”:null,”authors”:null,”keywords”:”Изучение человека” ,”wordcount”:0,”url”:”https://www.britannica.com/topic/The-Study-of-Man”,”creationDate”:null,”modificationDate”:null,”description”:” Другие статьи, в которых обсуждается исследование человека: Ральф Линтон: исследование человека (1936) часто считается его самой важной теоретической работой. Это влиятельный синтез теорий антропологии, психологии и социологии. В «Культурном фоне личности» (1945) он выдвинул идею «статусных личностей», общих элементов, формирующих…”},”initialLoad”:true}

обсуждается в биографии

  • У Ральфа Линтона

    Исследование человека (1936) часто считается его самой важной теоретической работой. Это влиятельный синтез теорий антропологии, психологии и социологии. В Культурный фон личности (1945), он выдвинул идею «статусных личностей», общих элементов, формирующих…

    Подробнее

Изучение человека: может ли быть общая наука о человеке?

Есть предметы, требующие изложения простых и очевидных истин, хотя бы потому, что они так много обсуждались, так заглушались изощренностью, что самые простые, самые элементарные факты были упущены из виду и больше не признавались заслуживающими внимания. упоминания. Одним из наиболее элементарных фактов о социологии является то, что литература по этой науке очень скучна. Этого нельзя было ожидать, и это требует объяснения. Литература по социальной антропологии далеко не скучна. Напротив, он полон удивительных и наводящих на размышления фактов о человеческой жизни; и это факты, которые, вероятно, не могли бы быть обнаружены никакими другими методами, кроме тех, которые фактически использовались антропологами. Поэтому книгу, рекомендованную антропологом, открываешь с приятным ожиданием узнать что-то новое и найти методы, связанные с результатами. К настоящему времени, после всех этих лет методологических споров, работу по социологии открываешь со вздохом и уж точно не с приятным ожиданием встретить удивительные и наводящие на размышления факты о человеческой жизни. Я не могу придумать ни одного социологического обобщения, которое было бы действительно новым и важным: важным в том смысле, что оно меняет или должно изменить наш общий способ мышления о политической и социальной политике, как, например, обобщения Фрейда. изменили наш общий образ мышления. Ничто, я думаю, не перешло из социологии в обиход мысли и аргументации, за исключением, пожалуй, статистики доктора Кинси, которую действительно можно было бы считать удивительной: «Поразите меня» — это второе требование, которое мы предъявляем к ученому. , первое из которых состоит только в том, что он не должен делать утверждений, которые менее точны, поскольку они могут быть проверены наблюдением и экспериментом. Эти два требования, конечно, связаны; ибо пример физических наук научил нас ожидать, что требование точности формулировок само по себе приведет к удивительным результатам. Казалось очевидным, что более тяжелые тела должны падать на землю быстрее, чем более легкие; именно идея и нахождение средств очень точного измерения вывели этот вопрос в область науки и сделали его интересным.

Какой бы предмет нас ни интересовал, нам решать, хотим ли мы ограничиться в определенное время и для определенных целей утверждениями, которые совершенно точны, насколько они могут быть проверены наблюдением . В мире нет ничего, что по своей природе мешало бы нам делать о нем систематически точные утверждения и, следовательно, изучать его научно. Но есть определенные вещи — например, пьесы Шекспира, — которые нас интересуют таким образом и по причинам, которые не дают веских оснований настаивать на предельной точности изложения. С другой стороны, мы интересуемся самими собой и другими людьми способами и по причинам, которые, безусловно, дают повод для предельной точности высказываний: например, нас интересуют здоровье и здравомыслие людей, их диета и их средств к существованию и во многих других аспектах их жизни и поведения, и мы интересуемся ими с целью их контроля и изменения. Чем больше мы пытаемся сделать наши утверждения о людях точными, насколько позволяют наши наблюдения, тем больше мы склонны изолировать определенные аспекты личности для тщательного и тщательного изучения. Мы вынуждены отворачиваться от неясных, широких, более или менее верных общих положений о людях, которые обычно определяют наши действия. Таким образом, напрашивается гипотеза, что социология до сих пор потерпела неудачу или сравнительную неудачу, потому что она пыталась делать две несовместимые вещи одновременно; быть научной и в то же время всеобъемлющей, а не абстрактной в своих утверждениях. Кажется, что он не может делать и то, и другое сразу, и что в определении его целей есть какой-то вытекающий из этого порок.

_____________

 

Социологию можно определить как изучение людей, живущих в пределах четко обозначенной группы, с целью получения путем наблюдения некоторых общих истин о формировании социальных групп и об отношении к ним индивидов. Новыми являются только методы точного наблюдения. С самого начала западной мысли идея достижения некоторых общих истин о различных формах общества была частью идеи самой истории. Никто не считался бы серьезным историком, если бы его рассказ о жизни людей или об учреждениях и мнениях не усматривал в нем демонстрации некоторых важных отношений между человеческой природой и формами общества, которые ее видоизменяют. Без какой-либо такой руководящей идеи, которая все же может и не быть теорией, у историка не было бы канонов релевантности, и в его писаниях не было бы внутренней последовательности.

После 1725 года, года первой публикации Вико « Scienza Nuova », можно утверждать, что единственно верным описанием природы человека как социального животного является вся история его обычаев, языка, искусства и учреждений, в истинном порядке их развития до настоящего времени. Но все же традиционные философы могли бы возразить, что мы не устанавливаем истинную природу человека и его потребностей в обществе, просто находя его историю; ибо определить природу любого природного вида — значит установить пределы его возможного проявления; а показать, какие общества были созданы людьми в прошлом, — значит еще не установить никаких ограничений для форм жизни, которые они могут создать в будущем. будущее. По этой причине утверждение Вико и Гегеля о том, что история должна вытеснить традиционную философию, поскольку изучение человеческого разума считалось бесполезным, если только оно не согласовывалось с философской теорией последовательных эпох человека, образующих эпохи человеческой истории; а у Вико и Гегеля это была еще метафизическая теория, не гарантированная самостоятельным знанием прошлого.

В ранний период своего радикального гегельянства Маркс честно столкнулся с этой проблемой, которую его учитель оставил нерешенной. Если Французская революция ввела новую и революционную фазу человеческого развития, в которой, как утверждал сам Гегель, трансформируются все общественные отношения, то история человеческого духа до XIX века, выраженная в искусстве и институтах, должна быть трактуется как предыстория. В современный период самосознания все общественные отношения впервые ставятся под вопрос и должны быть оправданы перед критическими людьми как исторически необходимые, а потому как преходящие и изменчивые. Если произошел этот резкий разрыв с прошлым, когда люди не осознавали своего места в истории, знание этого прошлого не может быть адекватным проводником в будущее. Поэтому различие между Geisteswissenschaften и естественные науки должны быть оставлены, и мы должны искать строго научное объяснение социальных изменений как основу будущих действий.

К сожалению, в 1840-х годах — и даже позднее у Тэна и позитивистов — наука отличалась от других исследований своим предметом, и поэтому ошибочно предполагалось, что любое научное исследование человека в обществе должно быть изучением материальной реальности, а следовательно (по Марксу) его материальных отношений внутри процессов производства. Эта простая философия, которая определяла науку скорее по ее предмету, чем по ее методам, казалось, делала ненужным эмпирическое изучение человеческих мотивов. Мотивы не материальные вещи, и Маркс, в гордыне своего нового материализма, полагал, что по этой причине их следует обходить как философскую чепуху, формулируя истинно научные законы социальных изменений. Таким образом, самое мощное политическое движение следующего века шло своим путем, не обращая ни малейшего внимания на точные наблюдения в социальных науках, и до сих пор остается парадоксом, что социологию воспринимают всерьез на относительно незапланированном Западе, а не на планирующем Западе. коммунистические государства. Этот метафизический материализм является подходящей философией для тирании, у которой нет средств скорректировать свою политику в соответствии с меняющимися потребностями.

Социальные науки не могли бы стать независимыми до тех пор, пока наука не отличалась бы от других исследований исключительно своими экспериментальными методами, а не предметом изучения. Это было достижением Милля и Дюркгейма, работавших в более или менее либеральных и демократических обществах. Не случайно сравнительное наблюдение за мифами, обычаями и моралью получило наибольшее развитие в демократических государствах, где политика в значительной степени определяется давлением народных требований, а затем в Америке, где успех в свободной экономике зависел от утонченности. исследований рынка. Физические науки укоренялись везде, где накапливался спрос на технические средства эксплуатации дешевых источников энергии; социальные науки укореняются везде, где политический и экономический успех зависит от предвосхищения предпочтений избирателей и потребителей. В настоящее время существует хорошо известная техника манипулирования людьми в массе, и их точно предсказуемые реакции действительно являются источником дешевой власти. Рекламщики и продавцы, которые руководят кампаниями президента Эйзенхауэра и методично «продают» продукт, политику или человека, действуют на основе статистических наблюдений не меньше, чем экономические советники правительства; но они остаются простыми технологами, не интересующимися общей теорией.

_____________

 

Возможна ли совершенно общая теория социальных изменений — это старый — и ныне изнурительный — спор, восходящий к Дюркгейму и Максу Веберу: допущение того, что надежное единообразие поведения и социальной группировки можно найти в любом общества, есть ли основания надеяться на корреляции, действительные во всех обществах, независимо от других различий между ними? Если нет, то понятие естественного права, на котором основано большинство физических наук, неприменимо в социологии в том виде, в каком оно определяется в настоящее время. Первые успехи естествознания основывались на абстрагировании от поверхностных качественных различий, отличающих один материал от другого, и на выводе всех этих различий из законов, соотносящих несколько первичных или структурных свойств. Таким образом, ранние теоретики социальных наук неизбежно поддались этой аналогии поиску нескольких инвариантных законов социальной структуры, полагая, что эта метафора «структуры» оправдает себя в опыте. Опыт можно было найти в рамках дисциплины социальной антропологии, наблюдая за различными закрытыми и относительно стабильными обществами, образованными первобытными народами; их количество и разнообразие заменили бы активный эксперимент.

Мне кажется весьма вероятным, что все, что действительно заслуживает названия социальной науки, на самом деле будет социальной антропологией или ее ответвлением, и, конечно, неудивительно, что наиболее интересными авторами на эти темы являются антропологи. Пытаясь найти подходящие термины, с помощью которых они могли бы сообщить друг другу свои точные наблюдения, антропологи должны, в конце концов, опираться на опыт на некоторые особенности поведения и языка, которые можно считать общими точками отсчета при описании любое общество. Поэтому наблюдатель вынужден заглянуть за свои обычные классификации человеческого мышления и поведения. Он не может ожидать, что обычай, вера, собственность, нравственность, искусство или индивидуальная душа будут повсюду проявляться как узнаваемо одни и те же отдельные факторы в речи и действиях людей.

Но даже если таким образом будут вскрыты какие-то более общие и постоянные отношения в социальной структуре, это все равно будет казаться слишком поздним для всех практических целей и будет представлять интерес главным образом для историков. Мы не сомневаемся, что великий процесс выравнивания индустриальной цивилизации вскоре сметет закрытые общества, до сих пор сохранившиеся для наблюдения. Формы индустриального общества действительно разрываются с любой из более ранних форм социальной жизни, а также более однородны и менее разнообразны; везде, где они внедряются, они быстро разрушают местную историю. Прерывистость заключается в распространении критического и самосознательного духа во всех слоях общества, распространении, которое нельзя остановить, раз оно началось, ибо оно необходимо для процессов производства, требующих всеобщей грамотности и научно-популярного образования. Скорость научного прогресса сейчас слишком высока, чтобы можно было применить какое-либо из уже известных условий социальной стабильности или остановить распространение беспорядков. В этих условиях социолог, я думаю, может быть только полезным человеком с анкетой, который обнаруживает настоящие потребности и фрустрации, но даже не пытается экстраполировать далеко в будущее. Если масса населения в индустриальном обществе готова требовать новых потребностей и вытекающих из них новых прав, как только старые потребности будут удовлетворены, то по той же причине не будет основы для установления каких-либо законов социальных изменений. что мы не ожидаем найти законы, управляющие свободным выбором индивидуумов: исходные условия всегда меняются и никогда не повторяются в достаточной мере. Поскольку проводить активные эксперименты над людьми отвратительно с моральной точки зрения, определенного способа обойти эту трудность не существует.

Во-вторых, существует своего рода противоречие между идеей научного понимания нынешних социальных изменений и идеей многих из нас, пытающихся вычислить с помощью этой социальной науки, как мы можем наилучшим образом достичь наших независимо задуманных целей. Если, например, мы все начинаем осознавать принадлежность к той или иной социальной группе с ее хорошо известными характеристиками, то эта конкретная классовая структура начинает распадаться и формируется новый паттерн. Этот неуклюжий эффект самосознания отражен во многих современных произведениях: Фигаро и Жюльен Сорель (в отличие от своих создателей) не видели в своих рассказах только типичных представителей определенного социального изменения, как соответствующих героев современного романа, с жалкой точки зрения. и раздраженно делает. На этом основании Маркс в противовес Гегелю заключил, что в условиях всеобщего самосознания дело не в том, чтобы просто понимать социальные изменения, а в том, чтобы активно их производить. Но как мы можем принять решение о направлении перемен, не исследуя методично потребности и волю людей в данное конкретное время? Это возвращает нас к старой радикальной идее, которая сформировала первую революционную традицию и до сих пор не опровергнута: будущее в человеческих делах не должно предсказываться, а скорее должно решаться заново на каждом этапе в изменяющихся границах возможного. , и что первая проблема политики состоит просто в том, чтобы найти и сохранить справедливый механизм принятия решений.

_____________

 

Само общество никогда не виновато, и мы не можем полагаться на эту абстрактную сущность, чтобы сделать людей счастливыми; ибо каким бы ни было общество в прошлом, теперь оно представляет собой лишь сложный набор более или менее изменяемых и сознательно принимаемых привычек. Психологи, возможно, смогут объяснить бессознательные корни этих привычек и рассказать историю их возникновения и развития. Тогда человека, который вместе с миллионом других имеет особую привычку, можно убедить спросить себя, в полном знании ее причин и истории, хороша она или дурна. Конечно, лучше дождаться его ответа и не создавать у него ложного впечатления, что социолог где-то знает, каким будет его ответ, еще до того, как он начал думать. Если он думает, что ученый уже знает свой ответ, он не станет утруждать себя вопросом. Если он не будет утруждать себя этим вопросом, то кто-нибудь, нанявший ученого, вскоре экспериментально найдет способ изменить или сохранить его привычки по своему желанию. Но если он затруднится с вопросом и если он знает то, что знает ученый о факторах, влияющих на него, его ответы всегда будут на шаг впереди предсказаний ученого: и это либеральная надежда.

Поэтому мне кажется, что нас не должна вводить в заблуждение фраза «наука о человеке в обществе», предполагающая, что должен существовать какой-то особый набор законов движения, применимых к человеку в обществе. Возможно, мы научимся лучше понимать поведение людей в обществе, как мы понимаем поведение рыб в воде, с помощью смеси специальных наук, дающих совершенно точные утверждения о различных аспектах человеческого поведения. Вызывает раздражение человек, который говорит: «Меня не удовлетворяют зоология, анатомия, химия; Я настаиваю на том, чтобы найти законы, присущие пискатологии, интегральной науке о поведении рыб в воде». Мы бы ответили: «Понаблюдайте как можно точнее за повадками различных видов рыб и сопоставьте эти факты с фактами и теориями зоологии, анатомии, химии и других соответствующих наук. Затем посмотрите, какие пробелы еще нужно восполнить дальнейшим точным наблюдением, прежде чем появится объяснение поведения того или иного вида рыб в той или иной воде. Но не думайте, что вы когда-нибудь скажете что-нибудь интересное, если останетесь простым пискатологом, решившим объяснить свою рыбу в терминах чистых универсальных рыбохозяйственных законов».

Две громоздкие книги, которые вызвали эти размышления, — это «Общие границы социальных наук» (Falcon’s Wing, Free Press, 1957), сборник исследований под редакцией Мирры Комаровски из Барнард-колледжа, и Theory and Practice of the Social Sciences. Исследования (Macmillan, 1956) профессора Эрла С. Джонсона из Чикагского университета. Первая из них, хотя и разрозненная и разнообразная, содержит в своих исторических исследованиях более основательную информацию, чем вторая, состоящая из страницы за страницей механических рассуждений — социологии в худшем ее проявлении. Ни одна наука или исследование не могут позволить себе быть такими размытыми и бесформенными.

Оставить комментарий