Задачи типовые по химии: Как решать задачи по химии, готовые решения

Приемная комиссия БГМУ

Программа вступительных испытаний по химии

 

Общие указания

На экзамене по химии поступающий в ВУЗ должен:

  • показать знание основных теоретических положений химии как одной из важнейших естественных наук, лежащих в основе научного понимания природы;
  • уметь применять теоретические положения химии при рассмотрении классов неорганических и органических веществ и их соединений;
  • уметь раскрывать зависимость свойств веществ от их состава и строения;
  • знать свойства важнейших веществ, применяемых в народном хозяйстве и в быту;
  • понимать научные принципы важней­ших химических производств (не углубляясь в детали устройства различной ап­паратуры)
  • решать типовые и комбинированные задачи по основным разделам химии.

На экзамене можно пользоваться следующими таблицами:

  • «Периодическая система химических элементов Д. И.Менделеева»,
  • «Растворимость оснований, кислот и солей в воде»,
  • «Электрохимический ряд стандартных электродных потенциалов».

При решении задач разрешается пользоваться калькулятором.

 

Теоретические основы химии.

Предмет и задачи химии. Место химии среди естественных наук.

1. Основные понятия химии.

Основы атомно-молекулярного учения. Понятие атома, элемента, вещества. Простое вещество, сложное вещество. Понятие об аллотропных модификациях.  Относительная  атомная  и относительная молекулярная масса.  Стехиометрия: закон сохранения массы вещества, постоянство состава. Моль.  Молярная масса. Закон Авогадро и его следствие. Уравнение Менделеева-Клапейрона. Явления физические и химические. Валентность и степень окисления.

2. Периодический закон  и периодическая система элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. Химическая связь. Строение вещества.

Строение ядер и электронных оболочек атомов химических элементов (s-, p-, d-элементов).   Периодический закон   химических  элементов  Д.И. Менделеева и строение периодической системы. Изотопы.  Характеристика отдельных  химических  элементов  главных  подгрупп  на основании  положения в периодической системе и строения атома. Значение периодического  закона  для понимания научной картины  мира, развития  науки  и техники.

Виды химической связи:   Ковалентная (полярная и неполярная), ионная,  металлическая, водородная. Механизм образования и примеры соединений. Модель гибридизации орбиталей. Агрегатные состояния веществ, вещества аморфные и кристаллические. Типы кристаллических решеток.

3. Основные закономерности протекания химических реакций.

Классификация химических   реакций:  реакции  соединения, разложения, замещения, ионного  обмена. Окислительно–восстановительные  реакции,  важнейшие  окислители и восстановители. Электролиз. Тепловые эффекты  химических  реакций.   Термохимические уравнения. Закон Гесса и следствия из него.  Скорость  химических реакций.   Зависимости  скорости  от природы реагирующих  веществ, концентрации,  температуры.  Катализ.  Обратимость  химических реакций.  Химическое равновесие и условия его  смещения.

4. Растворы.  Электролитическая диссоциация.

Растворы.    Растворимость  веществ.   Зависимость  растворимости веществ  от их природы,   температуры,  давления. Типы растворов. Выражение состава раствора (массовая доля, объемная доля, молярная концентрация). Значение  растворов в промышленности, медицине, быту.   Электролитическая  диссоциация.  Степень  диссоциации.   Сильные  и слабые  электролиты.   Ионные уравнения реакций.

 

Неорганическая химия.

1. Основные  классы  неорганических  соединений.

Оксиды,  кислоты, гидроксиды,  соли: классификация, номенклатура,  способы получения и свойства. Амфотерность. Гидролиз солей.

2. Неметаллы.

Водород, его химические и физические свойства.

Вода.  Физические, химические свойства.   Кристаллогидраты. Значение воды в  промышленности, сельском хозяйстве, быту, природе. Охрана водоемов от загрязнения.

Общая характеристика  элементов  YII  группы главной подгруппы.  Хлор. Физические, химические свойства.   Свойства и способы получения  галогеноводородов, галогенидов, кислородсодержащих соединений хлора.

Общая характеристика элементов главной подгруппы  YI группы.  Кислород, его получение, сравнение физических и   химических  свойств кислорода и озона.  Окислительно–восстановительные  реакции с участием пероксида водорода. Сера,  ее физические и химические свойства.  Соединения серы:   сероводород,   оксиды серы (IY, YI).  Серная и сернистая кислоты, их свойства,  соли серной и сернистой кислот. Производство серной кислоты.

Общая характеристика  элементов  Y  группы главной подгруппы.  Азот.  Физические и химические свойства. Свойства аммиака и солей аммония, оксидов азота (I, II,  IY), азотистой кислоты и нитритов, азотной кислоты и нитратов. Производство  аммиака и азотной кислоты.   Фосфор, его  физические и химические свойства. Свойства соединений фосфора: фосфороводорода, фосфидов, оксида фосфора (Y), фосфорной кислоты и фосфатов.

Общая характеристика  элементов  IY  группы главной подгруппы.  Углерод, его  аллотропные  модификации, физические и  химические  свойства.. Свойства соединений углерода:   оксидов (II,  IY),   угольной кислоты и ее солей.  Свойства кремния, оксида кремния, кремниевой кислоты и силикатов.

3. Металлы.

Положение в периодической системе.  Особенности строения атомов металлов. Металлическая связь.  Характерные  физические и химические свойства. Электрохимический  ряд  напряжений  металлов. Коррозия металлов.

Общая  характеристика IА-  и  IIА-  групп  периодической системы. Свойства натрия, калия, кальция и магния и их соединений. Жесткость воды и способы ее устранения. Свойства  алюминия и его  соединений. Свойства  железа, оксидов,  гидроксидов и солей железа (II и III).   Природные  соединения железа.   Свойства перманганата калия: восстановление перманганат иона в кислой, нейтральной и щелочной средах.

Медико-биологическое значение соединений указанных металлов.

 

Органическая химия.

1. Теоретические положения органической химии.

Основные    положения теории  химического  строения А.М. Бутлерова.   Зависимость  свойств веществ от химического  строения. Виды изомерии.  Электронная  природа  химических  связей в молекулах  органических  соединений, способы разрыва  связей, понятие о свободных  радикалах.

2. Основные классы органических соединений.

Углеводороды.

Гомологический ряд  предельных  углеводородов, их  электронное и пространственное  строение  (sp3-гибридизация).   Номенклатура, физические   и  химические  свойства, способы получения  предельных  углеводородов.  Циклоалканы. 

Гомологический ряд  этиленовых  углеводородов.  Двойная  связь: σ–  и  p – связи, sp2–гибридизация. Изомерия  углеродного  скелета и положение двойной связи.  Номенклатура этиленовых  углеводородов. Физические и химические свойства, способы получения.  Природный каучук, его  строение и свойства.

Гомологический ряд ацетиленовых углеводородов.  Тройная  связь, sp–гибридизация.    Номенклатура, физические   и  химические  свойства, способы получения.  Получение  ацетилена  карбидным  способом  и из  метана.

Ароматические углеводороды (арены). Бензол,  электронное и пространственное строение, химические свойства. Гомологи бензола. Понятие о взаимном влиянии атомов на примере толуола.

Природные источники  углеводородов: нефть,  природный  газ  и попутные  нефтяные  газы, уголь. Фракционная  перегонка нефти. Крекинг. Ароматизация нефтепродуктов. Охрана  окружающей среды  при  нефтепереработке.

Кислородсодержащие соединения.

Спирты, их  строение. Номенклатура, химические  свойства, способы получения  спиртов.  Многоатомные спирты, номенклатура, особые свойства (этиленгликоль, глицерин). Ядовитость  спиртов,    их  губительное действие на организм  человека. Фенол, его  строение, физические и химические свойства  фенола. 

Альдегиды, их строение.  Номенклатура, физические и химические  свойства.  Получение и применение муравьиного и уксусного альдегидов. Понятие о кетонах.

Карбоновые  кислоты, их    строение.  Карбоксильная  группа,  взаимное влияние карбоксильной группы и углеводного  радикала.   Физические и химические свойства  карбоновых  кислот. Муравьиная, уксусная,  стеариновая,   олеиновая, бензойная кислоты.  Получение и применение  карбоновых  кислот. Сложные эфиры.   Строение,  химические  свойства. Реакция этерификации.

Азотсодержащие соединения.

Амины алифатические и ароматические, их строение. Номенклатура, химические  свойства, способы получения  аминов.

Аминокислоты. Строение, химические свойства, изомерия.

Понятие  об  азотсодержащих  гетероциклических  соединениях  на примере   пиридина и пиррола.

3. Важнейшие природные соединения.

Жиры, строение, химические свойства, их роль в природе. 

Углеводы: строение и свойства глюкозы, рибозы, дезоксирибозы, сахарозы, крахмала  и целлюлозы.  Применение  целлюлозы и её  производных.  Понятие об  искусственных  волокнах.

Синтез  пептидов,  их  строение. Строение,  структура и свойства белков.  Успехи в изучении и синтезе белков. Значение микробиологической промышленности.  Строение  нуклеотидов и полинуклеотидов.  Различие в строении РНК и ДНК.    Биологическая роль указанных классов соединений.

 

Типовые расчетные задачи

1. Вычисление массовой или объемной доли компонента.

2. Вычисление молярной концентрации.

3. Вычисление относительных плотностей веществ в газообразном состоянии.

4. Вычисление объема газообразного вещества известной массы или известного количества при нормальных условиях.

5. Установление молекулярной формулы вещества по массовой доле элементов или по массам продуктов сгорания.

6. Вычисление массы (объема, количества вещества) одного из участников реакции по известной массе (объему, количеству вещества) другoгo участника реакции.

7. То же, с предварительным нахождением, какое из веществ вступает в реакцию полностью.

8. То же, с учетом выхода продукции реакции в процентах от теоретически возможного.

9. То же, с учетом массовой доли примесей в реагенте.

10. Определение состава соли (кислая или средняя) по массам веществ, вступающих в реакцию.

11. Определение состава двухкомпонентной смеси по массам веществ, образующихся в ходе одной или нескольких реакций.

Все расчетные задачи могут быть как в прямом, так и в обратном вариантах (например, расчет массовой доли вещества по его массе и известной массе раствора или же расчет массы вещества по известной массовой доле и массе раствора). Сложные задачи включают в себя две или больше перечисленных типовых задач.

 

Примеры тестов

:

1. Число неспаренных электронов в атоме фосфора в основном состоянии _______(Введите число арабскими цифрами).

Ответ: 3

2. В ряду элементов N → P → As

a)  уменьшается радиус атома
б)  уменьшается число электронов на внешнем энергетическом уровне
в)  уменьшается число энергетических уровней
г)  уменьшается электроотрицательность

Ответ: г

Вещество только с ковалентной полярной связью

a) CO2                   

б) BaO         
в) Na2CO3              
г) Br2

Ответ: а

 

Рекомендуемая литература

:
  1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия для 8–11 классов. М.: «Просвещение», 2011.
  2. Гузей Л.С. и др. Химия для  8-11 классов. М., «Дрофа», 2004.
  3. В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко,  А.А. Дроздов, В.В. Лунин. Химия для 8-11 классов. М.: Дрофа, 2008
  4. Габриелян О.С. Химия для  8-11 классов. М., «Дрофа», 2005.
  5. Гольдфарб Я.Л., Ходаков Ю.Б., Додонов Ю.Б. Сборник задач и упражнений по химии. – М.: «Дрофа», 2005.
  6. Е.А. Еремина, О.Н. Рыжова Справочник школьника по химии. Еремина М.: Издательство «Экзамен», 2006.

Дополнительная  литература:

  1. Хомченко Г.П. Химия для поступающих в ВУЗы. М.: «Высшая школа», 2003.
  2. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Задачи по химии для поступающих в ВУЗы.  М., «Высшая школа», 2005.
  3. Кузьменко Н.Е., Магдесиева Н.Н., Еремин В.В. Задачи по химии для абитуриентов. Курс повышенной сложности. – М: «Высшая школа», 2004.
  4. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Химия для школьников старших классов и  поступающих в ВУЗы. М., «Дрофа», 2008.
  5. Егоров А.С., Дионисьев В.Д., Ермакова В.К. и др. Химия. Пособие – репетитор. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.

НИМЦ

  • НИМЦ
    • НИМЦ
    • Структура, сотрудники
    • Дистанционное обучение
    • Аттестация
    • Сетевое сообщество предметников
    • Формирование функциональной грамотности обучающихся
    • Конкурсы для учителей
    • Конкурс “Лучший педагог ДОО столицы Башкортостана-2021”
    • Работа с одаренными детьми
    • Городская предметная олимпиада
    • Предметная олимпиада “Юные покорители вершин”
    • Инновационная деятельность
    • Воспитательная работа
    • Профориентационная деятельность
    • Повышение квалификации
    • Социальные гарантии
  • Образовательные организации
  • Уфа в стиле ЭКО
  • Школа здорового питания
  • Демский район
  • Калининский район
  • Кировский район
  • Ленинский район
  • Общие
  • Октябрьский район
  • Орджоникидзевский район
  • Советский район
  • Ученикам
  • Официальная информация
    • Об Управлении образования
    • Документы по функционированию информационно-образовательного портала
    • Контакты
    • Руководство
    • Сотрудники
    • Законодательство в образовании
    • Противодействие коррупции
    • Антитеррор
    • Проверки
    • Трудоустройство в системе образования
  • Образование
    • Дошкольное образование
    • Общее образование
    • Независимая оценка качества условий
    • Дополнительное образование
    • Управление качеством образования
    • Дистанционное обучение детей-инвалидов
    • Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
    • Воспитательная работа
    • Физическая культура и спорт
    • Национальное образование
    • Экономика образования
    • Августовское совещание по образованию
    • Итоговое совещание
    • Электронное образование
    • ФГОС
    • Мониторинг системы образования
    • ММСО-2020
  • Педагогам
  • Родителям
    • Образовательные учреждения
    • Городской родительский комитет
    • “Психологические рекомендации родителям”
    • Объявления
    • Телефоны доверия
    • Электронная приемная
    • Что нужно знать родителям первоклассников?
  • Руководителям ОУ
    • Объявления
    • Актуальные документы
    • Аттестация руководителей образовательных учреждений
    • Консультация специалиста
    • Профстандарты
    • «Электронные трудовые книжки»
  • Горячие линии
  • Летний отдых

Образец должностной инструкции химика [Готово к использованию]

Кто такой химик?

Химики проводят эксперименты в лабораториях для анализа веществ, разработки новых продуктов или улучшения существующих. Они могут специализироваться в одной или нескольких областях, таких как органическая химия, неорганическая химия и биохимия.

Чем занимается химик?

Если вы когда-либо принимали какие-либо лекарства или использовали лосьон для тела, вы лично видели работу химика. Но работа химика не ограничивается фармацевтикой и косметикой. Они также работают в самых разных отраслях, таких как энергетика, производство и пищевая промышленность. Они также работают в отделах исследований и разработок в качестве инженеров-химиков или преподавателей в учебных заведениях

Но каковы же обязанности химика? Обычно это зависит от конкретной роли. Как правило, химики анализируют органические и неорганические соединения, очищают вещества и тестируют химические продукты. Их роль заключается в повышении качества продукции и процедур при обеспечении безопасности.

В обязанности химика входит:

  • Проведение экспериментов с использованием надлежащего лабораторного оборудования
  • Подготовка и тестирование растворов
  • Анализ и отчетность по результатам испытаний

Краткое описание работы

Мы ищем химика, который присоединится к нашей команде и поможет нам создавать безопасные и высококачественные продукты. Вы будете проводить различные испытания химических продуктов, анализировать их соединения и уточнять их состав.

Чтобы добиться успеха в этой роли, вам потребуются обширные знания таких методов, как дистилляция, кристаллизация и титрование, а также практический опыт работы со спектрометрами и хроматографами. Вы также должны уметь писать технические отчеты и анализировать свои выводы.

Если вам нравится проводить большую часть своего рабочего времени в лаборатории Если вы чувствуете себя в лаборатории как дома и получаете удовольствие от экспериментов, уделяя большое внимание веществам, химическим реакциям и температурам, мы хотели бы услышать от вас.

Обязанности

  • Приготовление растворов путем взвешивания ингредиентов и растворения и разбавления веществ
  • Анализ органических и неорганических соединений для определения их состава
  • Проведение качественных и количественных экспериментов с учетом объема и состава ингредиентов
  • Настройка формул и использование различных реагентов для проверки химических реакций
  • Составление технических отчетов о результатах испытаний
  • Разработка нестандартных тестов для химических продуктов
  • Обслуживание лабораторного оборудования и поиск и устранение неисправностей или отчет о неисправностях
  • Переработка химических продуктов для улучшения их качества
  • Обеспечьте соблюдение лабораторных рекомендаций по охране труда и технике безопасности
  • Стерилизовать оборудование и хранить материалы в безопасных местах

Требования и навыки

  • Предыдущий опыт работы химиком
  • Лабораторная работа плюс
  • Практический опыт работы с приборами и методами спектрометрии и хроматографии
  • Хорошее знание лабораторных стандартов здоровья и безопасности
  • Отличные аналитические и исследовательские способности
  • Внимание к деталям
  • Бакалавр химии
  • Дополнительная сертификация (степень магистра или доктора наук) приветствуется

Химик-исследователь: должностная инструкция

Химики-исследователи работают в различных отраслях промышленности, включая косметику, электронику и фармацевтику.

Чем занимается химик-исследователь? Типичные работодатели | Квалификация и обучение | Ключевые навыки

Химики-исследователи изучают химические соединения и используют эти исследования для создания и улучшения процессов и продуктов, от новых лекарств и методов лечения до промышленных товаров, таких как косметика, электротовары, продукты питания и напитки. Химики-исследователи будут в основном работать в лабораториях. Возможные темы исследований включают: химическую биологию, вычислительную химию, зеленую химию, химию материалов, медицинскую химию и синтез.

Вы также можете быть ученым-исследователем в других областях, таких как биология и физика. Взгляните на нашу научный сотрудник описание работы для получения дополнительной информации.

Типичные повседневные задачи химика-исследователя включают:

  • работа в команде в исследовательской лаборатории
  • установка лабораторного оборудования и проведение испытаний и экспериментов
  • запись и анализ данных
  • представление результатов старшему научному персоналу
  • исследование и написание статей, отчетов и обзоров
  • подготовка заявок на финансирование
  • руководство младшим персоналом, в том числе лаборантами
  • быть в курсе актуальных научно-технических разработок

Если вы химик-исследователь в академической среде, вы также можете рассчитывать на участие в преподавательской деятельности, читая лекции студентам-химикам в вашем университете.

Типичные работодатели химиков-исследователей

  • Химические компании
  • Государственные и частные лаборатории
  • Экологические агентства
  • Государственные исследовательские советы
  • Университеты
  • Производители продуктов питания и напитков
  • Компании по производству материалов
  • Производители потребительских товаров
  • Фармацевтические компании

Исследовательские должности, особенно с постоянными контрактами, вызывают сильную конкуренцию со стороны соискателей. Вакансии для выпускников естественных наук рекламируются в Интернете, службами по трудоустройству, в национальных газетах, в соответствующих научных изданиях, таких как Новый ученый , Наука , и Мир Химии и в журналах, издаваемых профессиональными учреждениями. Спекулятивные приложения целесообразны, для которых каталоги, такие как Текущие исследования в Великобритании может быть полезно.

  • Процесс найма, скорее всего, будет включать техническое собеседование. Прочтите нашу статью о технические интервью чтобы узнать, что они включают в себя и как вы можете решить их.
  • Если вы хотите узнать, как может выглядеть ваша зарплата, ознакомьтесь с нашей статьей о сколько можно заработать в науке на нашем сайте TARGETcareers.

Требуемая квалификация и обучение

Вы можете стать химиком-исследователем, только если у вас есть хорошая степень (2.1 или выше) в соответствующем научном предмете, таком как химия или биохимия.

Обычно также требуется соответствующая квалификация последипломного образования, такая как магистр научных исследований или докторская степень, особенно для постоянных должностей или старших научных должностей.

Оставить комментарий