Промышленные. Лучшие. Северо-Западные
BRAND
VOICE
Промышленные. Лучшие.
Северо-Западные
«Деловой Петербург» в третий раз вручил премию лучшим промышленным компаниям – на этот раз со всего Северо-Западного региона. По итогам 2017 года лидерами оказались предприятия автопрома.
При формировании рейтинга «Деловой Петербург» впервые вышел за пределы Санкт–Петербурга и Ленинградской области, назвав лучшие промышленные предприятия в каждом из 11 субъектов СЗФО. При этом было решено отказаться от отраслевого принципа и учитывать общие для всех объективные показатели роста выручки, активов, прибыли и производительности труда.
Центральной темой вечера оказался автопром — предприятия именно этой сферы стали лидерами в разных номинациях. В чем причина бурного роста, объяснили участники панельной дискуссии, предварявшей торжественную церемонию. Максим Мейксин, председатель комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга, считает это результатом реализации отложенного спроса, который сформировался после резкой девальвации рубля. И только сейчас потребители постепенно вновь решаются на покупку автомобиля. Дмитрий Ялов, заместитель председателя правительства Ленинградской области, отметил, что рост спроса на автомобили важен тем, что увеличивает и производство автокомпонентов, то есть развивается в целом кластер, тем более что важным моментом для автопрома является локализация. Как рассказал Виктор Васильев, директор по внешним связям «Хендэ Мотор Мануфэктуринг Рус», за 8 лет предприятию удалось повысить уровень локализации с 45 % примерно на 3–4 процентных пункта, и это очень хороший показатель.
Директор НИУ ВШЭ в Санкт–Петербурге Сергей Кадочников отметил, что потенциал развития автомобильной промышленности очень высок — существующие мощности загружены только на 45 %. А автокомпоненты, которые производятся в России, вполне конкурентоспособны не только на российском рынке, поэтому необходима поддержка экспорта. Сейчас Петербург и Ленинградская область стараются решать вопросы развития автокластера совместно, так как предприятия расположены в обоих регионах.
«Кластер границ не видит», — резюмировал Дмитрий Ялов.
Тема автопрома получила продолжение и при вручении премий. Так, предприятием года редакция «Делового Петербурга» признала «Мобис Модуль СНГ» — производителя автокомпонентов. Кроме того, в различных номинациях были награждены российские заводы компаний Nissan и Hyundai.
О последних тенденциях на рынке автопрома рассказал «Деловому Петербургу» заместитель генерального директора по работе с ключевыми клиентами компании Wagner Михаил Комаров.
Заслуженные награды получили наиболее динамично развивающиеся предприятия в каждом из субъектов Северо–Запада. Представители компаний благодарили за то, что уделяется внимание не только столичным городам, но и региональным предприятиям, многие из которых играют ведущую роль в своей отрасли. Так, управляющий по социальному и административно–хозяйственному обеспечению ПАО «Акрон» Сергей Бусурин, который считается главным претендентом на пост мэра Великого Новгорода, озвучил на сцене общее мнение: «Очень приятно, что «Деловой Петербург» отмечает успехи предприятий из регионов, тем более что многие из них, такие как «Акрон», лидируют не только в своей области, но и во всей стране».
А «Северсталь», получившая диплом за самую высокую производительность труда, занимает ведущие позиции и вовсе на мировом рынке.
Прочитать о том, как выбирали победителей, можно в «Рейтинге промышленных компаний», опубликованном в №126 «Делового Петербурга» или на сайте dp.ru
Победители
«Предприятие года — 2018» — ООО «Мобис Модуль СНГ»
Специальные номинации газеты «Деловой Петербург»
- За бурный рост» — ОАО «Машиностроительный завод «Арсенал»
- «Добытчик года» — АО «Карельский окатыш»
- «За интеграцию в Северо–Запад» — АО «Метахим» (ГК «Фосагро»)
- «Лидер внешнего рынка» — ПАО «Силовые машины»
- «Вклад в будущее» — ООО «Хендэ Мотор Мануфэктуринг Рус»
- «Фаворит госзаказа» — ЗАО «Биокад»
- Самое эффективное производство — ПАО «Северсталь»
Региональные премии
- «Промышленный лидер Архангельской области» — ЗАО «Лесозавод 25»
- «Промышленный лидер Вологодской области» — «АБЗ–ВАД»
- «Промышленный лидер Калининградской области» — Компания «Автотор»
- «Промышленный лидер Республики Карелия» — АО «Сегежский целлюлозно–бумажный комбинат»
- «Промышленный лидер Республики Коми — АО «Комитекс»
- «Промышленный лидер Ленинградской области — ОАО «Пелла»
- «Промышленный лидер Мурманской области — АО «Мурманский тарный комбинат»
- «Промышленный лидер Ненецкого Автономного округ — ОАО «Нарьян–Марский хлебозавод»
- «Промышленный лидер Новгородской области —ПАО «Акрон»
- «Промышленный лидер Псковской области» — ЗАО «ЗЭТО»
- «Промышленный лидер Санкт–Петербурга» —«Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус»
Отдельные награды решили вручить и компании-партнеры «Делового Петербурга». Так, региональный директор «Дженерал Инвест» Максим Нозин назвал «Крупнейшим экспортером отрасли» компанию «Петрохолод» – старейшего производителя мороженого в Петербурге. Сейчас холодное лакомство отлично едят не только в России, но и в Китае и Израиле. Сам Максим Нозин, в свою очередь, поделился тем, какие трудности есть у российской промышленности и каковы возможные пути их решения.
В номинации «Импортозамещение в медицине» генеральный директор страховой компании «Капитал-Полис» Алексей Кузнецов вручил диплом Елене Кириленко – генеральному директору ООО «КЕЛЕАНЗ Медикал». На протяжении 11 лет компания специализируется на разработке и реализации комплексных проектов оснащения лечебных учреждений.
То, что в непростых экономических условиях многие предприятия все же показывают рост выручки, прибыли, производительности труда, — серьезное достижение. Промышленность постепенно набирает обороты, при этом качество продукции растет, отмечает генеральный директор охранной фирмы «Титан» Сергей Алексеев, и есть надежда, что в будущем рост продолжится.
О том, что промышленность развивается, свидетельствует рост спроса на оборудование. А помогают предприятиям переоснащать производство различные меры поддержки, в том числе в сфере лизинга, отмечает руководитель петербургского дивизиона компании «Балтийский лизинг» Андрей Бугров.
Главное, к чему должна стремиться сегодня промышленность – уходить от сырьевой модели экономики к более глубокой переработке как для внутреннего рынка, так и для экспорта. Это актуально в том числе и для мукомольной отрасли, рассказывает генеральный директор ЛКХП Кирова Наталья Загорская.
Этому, безусловно, способствует политика импортозамещения, которая стимулирует спрос на продукцию российской промышленности внутри страны. О том, какие отрасли смогли наилучшим образом адаптироваться к новым экономическим условиям, рассказал директор санкт-петербургского филиала Страхового Дома ВСК Дмитрий Лучков.
И, как отметили победители, то, что успехи промышленности замечают не только внутри отрасли, — очень важный стимул для дальнейшего развития!
Мы благодарим партнеров и спонсоров премии «Предприятие года»:
- Гостеприимного партнёра – «Порт Севкабель»
- Партнера по безопасности – Охранную фирму «Титан»
- Страхового партнера – группу компаний «Капитал-полис»
- Автомобильного партнера – «Фольксваген Центр Таллиннский», «Фольксваген Центр Пулково», «Фольксваген Центр Лахта» – официальные дилеры «Фольксваген»
- Автомобильного партнера – компанию «Сигма Моторс», официальный дилер «Фольксваген коммерческие автомобили».
- Спонсора мероприятия – группу компаний Simple
- Финансового партнера – группу «Московская Биржа»
- Компанию «Балтийский лизинг»
- Страховой Дом ВСК
- Цветочный бутик «Ньюфлора»
Текст: Мария Мокейчева.
Фото: Валентин Беликов, Сергей Ермохин
Список заводов России от A до Я
Легкая промышленность
- Производители веревочных изделий (канатов, веревок технических, шпагата) (4)
- Производители галантерейных изделий (чемоданы, сумки, кошельки, ремни, перчатки) (2)
- Производители нетканых материалов (4)
- Производители пряжи, суровых, хлопчатобумажных и технических тканей, ниток (10)
- Войлочные фабрики, производители валяльно-войлочных изделий (4)
- Кожевенные заводы, производители натуральных и искусственных кож (16)
- Меховые фабрики, производители мехов и меховых изделий (30)
- Обувные фабрики, производители обуви (55)
- Текстильные фабрики, производители текстильных изделий (24)
- Трикотажные фабрики, производители трикотажных изделий (53)
- Швейные фабрики, производители швейных изделий (174)
Подробнее об отрасли
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность
Подробнее об отрасли
Машиностроение и металлообработка
- Предприятия по ремонту самолетов и вертолетов (3)
- Производители горношахтного и горнорудного оборудования (20)
- Производители микроэлектроники и кристаллов (7)
- Производители нефтепромыслового и бурового оборудования (16)
- Производители оборудования для пищевой промышленности (26)
- Производители оптических и оптико-механических приборов и аппаратуры (12)
- Производители пассажирских и грузовых лифтов (3)
- Производители сельскохозяйственного оборудования, техники и инструмента (8)
- Производители стрелкового оружия (4)
- Производители транспортного оборудования (конвейеров, эскалаторов) (2)
- Производители электроизоляционных изделий (2)
- Производители электросварочного оборудования (2)
- Абразивные заводы, производители абразивных материалов и инструмента (22)
- Авиационные заводы, производители авиационной техники (25)
- Автомобильные заводы, производители автобусов, троллейбусов, автоприцепов и автокомпонентов (46)
- Агрегатные заводы (24)
- Аккумуляторные заводы, производители свинцовых и щелочных аккумуляторов (9)
- Арматурные заводы, производители трубопроводной арматуры (64)
- Вагоноремонтные заводы, предприятия по ремонту локомотивов, вагонов (21)
- Вагоностроительные заводы, производители подвижного состава (13)
- Заводы газового оборудования, производители газовой аппаратуры (18)
- Заводы металлоконструкций, производители металлоконструкций (150)
- Заводы радиоаппаратуры, производители электронной техники (38)
- Инструментальные заводы, производители технологической оснастки (58)
- Кабельные заводы, производители кабелей и проводов (48)
- Комбайновые заводы (6)
- Компрессорные заводы, производители компрессорного оборудования (22)
- Котельные заводы, производители отопительных котлов и теплообменного оборудования (68)
- Крановые заводы, производители грузоподъемного оборудования (50)
- Литейные заводы, производители литья (86)
- Машиностроительные заводы (141)
- Механические заводы (163)
- Моторные заводы, производители дизелей и дизель-генераторов (14)
- Насосные заводы, производители насосного оборудования (20)
- Подшипниковые заводы, производители подшипников (20)
- Приборостроительные заводы, производители контрольно-измерительного оборудования (62)
- Ремонтные заводы, предприятия по ремонту промышленного оборудования и транспортных средств (49)
- Светотехнические заводы, производители люминесцентных и светодиодных светильников (39)
- Станкостроительные заводы, производители станков (73)
- Судоремонтные заводы, предприятия по ремонту судов (43)
- Судостроительные заводы, производители яхт и лодок (11)
- Тракторные заводы (14)
- Трансформаторные заводы, производители трансформаторов, высоковольтной и низковольтной электроаппаратуры (51)
- Часовые заводы, производители часов и часовых механизмов (13)
- Экскаваторные заводы, производители дорожно-строительной и специальной техники (7)
- Электромеханические заводы (109)
Подробнее об отрасли
Медицинская промышленность
Подробнее об отрасли
Мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность
Подробнее об отрасли
Пищевая промышленность
- Производители безалкогольных напитков (10)
- Производители макаронных изделий (5)
- Производители пищевых концентратов, БАДов, приправ и пряностей (7)
- Производители полуфабрикатов (5)
- Производители снеков (7)
- Производители хлеба и хлебобулочных изделий (26)
- Кондитерские фабрики, производители кондитерских изделий (138)
- Консервные заводы, производители плодоовощных, рыбных и мясных консервов (36)
- Ликеро-водочные заводы, производители вин, шампанского (40)
- Маслоэкстракционные заводы, производители масложировой продукции (24)
- Молочные заводы, производители молочной продукции (87)
- Мясоперерабатывающие заводы, производители мяса и колбас (37)
- Пивоваренные заводы, производители пива (63)
- Сахарные заводы, производители сахара-песка (34)
Подробнее об отрасли
Промышленность строительных материалов
- Производители строительных металлоизделий (железных и чугунных решеток, перил, дверей, навесов), пластиковых окон, скобяных изделий (5)
- Производители сухой штукатурки, извести, гипса (4)
- Производители теплоизоляционных материалов (3)
- Производители товарного бетона и строительного раствора (11)
- Асфальтовые заводы, производители асфальтобетонных смесей (12)
- Заводы ЖБИ, производители железобетонных конструкций (73)
- Заводы строительных материалов, производители изделий из полимерного сырья (59)
- Керамические заводы, производители строительной керамики (38)
- Кирпичные заводы, производители строительного кирпича (67)
- Обогатительные комбинаты, предприятия по добыче руд, щебня и строительного песка (88)
- Цементные заводы, производители строительных смесей (37)
Подробнее об отрасли
Стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность
Подробнее об отрасли
Топливная промышленность
Подробнее об отрасли
Химическая и нефтехимическая промышленность
- Производители бытовой химии, чистящих и дезинфицирующих средств (6)
- Производители одноразовой посуды, тары и упаковки (2)
- Производители парфюмерно-косметической продукции (4)
- Производители полимерной транспортной тары и геосинтетических материалов (14)
- Производители резервуаров, пленок и труб из полимерных материалов (30)
- Производители резиновой обуви (1)
- Производители резиновых изделий широкого потребления (2)
- Производители синтетических смол и пластических масс (5)
- Производители синтетических спиртов, фенолов, ацетона, органических кислот, альдегидов, кетонов, синтетических моющих средств (5)
- Производители технического углерода (сажи) (1)
- Производители удобрений и средств защиты растений (11)
- Производители химических волокон и нитей (2)
- Заводы АТИ, производители асбестотехнических изделий (6)
- Заводы пластмасс, производители изделий из пластмасс (56)
- Заводы РТИ, производители резинотехнических изделий (55)
- Лакокрасочные заводы, производители лаков и красок (45)
- Пороховые заводы, производители взрывчатых веществ (10)
- Химические заводы, производители химических реактивов (84)
- Шинные заводы, производители автомобильных шин (11)
Подробнее об отрасли
Цветная металлургия
Подробнее об отрасли
Черная металлургия
- Производители огнеупоров (10)
- Производители сварочных флюсов (1)
- Производители ферросплавов (3)
- Коксохимические заводы, производители кокса (4)
- Металлургические заводы, производители черных металлов (61)
- Метизные заводы, производители метизов (31)
- Сталелитейные заводы, производители чугуна и стали (5)
- Трубные заводы, производители стальных и чугунных труб (45)
- Электродные заводы, производители сварочных электродов (27)
Подробнее об отрасли
Сельское хозяйство
Подробнее об отрасли
Прочие промышленные производства
Подробнее об отрасли
Россия Содержание Начиная с 1921 г. В более поздний советский период экономические реформаторы, такие как Никита
Хрущев попытался перенаправить часть ресурсов в потребительские отрасли.
но акцент со временем снова сместился на тяжелые и военные
отрасли. Этот акцент был особенно силен, когда Советский Союз
строил свою военную базу во время холодной войны. В 1970-х годах
производительность труда снизилась. В рамках своей перестройки программа в конце 1980-х, Горбачев перенаправил ресурсы на потребителя
товаров, но усилий оказалось недостаточно, чтобы предотвратить упадок
производственный сектор. В 1990-е годы России остро требовалось возрождение производства сектора для обеспечения занятости и управления реструктуризацией промышленного приоритеты вдали от непрактичного советского упора на субсидируемые тяжелые промышленность и военно-промышленный комплекс (ВПК). Хотя значительная часть предприятий ОПК России подверглась полному или частичному переход на гражданское производство, и большинство производителей были частично или полностью приватизированы, объем производства в обрабатывающей промышленности продолжал снижаться в середина 1990 с (см. табл. 18, Приложение). Эта тенденция замедлилась к 1995 г. когда падение общего объема промышленного производства составило 4 процента по сравнению с с 1994 г.; итог 1994 года был на 23 процента ниже, чем в 1993 году. Черная металлургия Черная металлургия Советского Союза была образцом
централизованное планирование тяжелой промышленности. В 1994 г. на долю черной и цветной металлургии приходилось
около 16% промышленной продукции. В 1996 более 80 процентов
производства стали в России приходилось на восемь заводов, хотя около 100
заводы работали. Среди наиболее важных продуктов отрасли
трубы, чугун, сталь выплавленная, готовый прокат, фасонный
сечение стальное. В первой половине 1990-х особенно сильно пострадала сталелитейная промышленность.
в результате общего экономического спада в России, что вызвало
потребление резко упадет; к 1996 только от 50 до 60 процентов емкости
был в использовании. С 1991 по 1994 год выпуск стального проката упал с
с 55,1 млн тонн до 35,8 млн тонн. Цветная металлургия Акционерное общество «Норильский никель» доминирует на российском рынке цветной металлургии
металлургические отрасли. Автомобильная промышленность В 1993 г. автомобильная промышленность России произвела 956 000 пассажиров.
автомобилей, что меньше, чем в 1991 году, когда было 1 030 000 автомобилей.
В советский период отрасль приобрела репутацию
крайне медленное производство очень ненадежных автомобилей. Хотя спрос на легковые автомобили значительно вырос
в России за последние двадцать пять лет добыча не отреагировала даже
в постсоветский период. В 1994 году было всего 84 автомобиля.
зарегистрированных на 1000 человек. В середине 1990-х все автозаводы
сохранил советский стиль организации, который не способен
самофинансирование или эффективный маркетинг. Отсутствие постсоветского
государственные субсидии поставили большинство предприятий под угрозу
вымирание. Некоторые российские предприятия предложили совместные предприятия с
западными фирмами, но во многих случаях российским партнерам не хватает финансирования для
такие предприятия. Между тем, иностранный импорт еще больше подвергает отрасль опасности:
в 1994 только 65 000 автомобилей были ввезены легально, но еще
от 250 000 до 500 000 въехали в Россию нелегально. Машиностроение В советский период машиностроение было в центре внимания
программ промышленной модернизации, которые требовали стабильного снабжения
капитального оборудования для удовлетворения новых потребностей. Тем не менее, неэффективный
организация промышленного планирования вызвала узкие места в важнейших
программы и вообще ненадежная работа. Промышленность
сосредоточены в европейской части России, с крупными предприятиями в
Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Уральский промышленный
область, край. (Российское машиностроение включает автомобилестроение, строительство
оборудования и авиационной промышленности, а также тракторной, электрической
оборудования, приборостроения, бытовой техники и машин
промышленности. В период с 1985 по 1995 год производство большинства категорий машин значительно снизился, в основном из-за сокращения внутренних заказов. Например, к 1992 г. производство металлорежущих станков сократилось на 20 процентов, стиральные машины на 47 процентов, турбины на 36 процентов и тракторов на 45 процентов. В 1993 году производство около одной трети шестьдесят две основные категории продуктов снизились как минимум на 50 процентов. В 1995 году производство всего машиностроительного комплекса составило около 4 тыс. процент ниже 1994 уровень. Легкая промышленность Важнейшей отраслью легкой промышленности является производство хлопчатобумажных тканей.
имеет производственные центры в Иваново, Костроме, Ярославле и около двух
дюжина небольших городов между Волгой и Окой к востоку от Москвы.
Экономический спад 1990-х годов сильно сказался на текстильной промышленности. Безработица в центрах текстильного производства России вошла в число
самый высокий в стране. В начале 1996 года примерно 70 процентов
работники отрасли находились в отпуске или работали неполный рабочий день. Главный
Причиной является снижение личных доходов российских потребителей, следовательно, в
требовать. В середине 1990-х потребители покупали большую часть своего текстиля.
продукты на блошиных рынках, которые предлагали как более широкий
товар и цены ниже, чем в большинстве магазинов. К концу 1995,
заказы на все виды продукции легкой промышленности составляли 48%
в среднем за предыдущие годы. Высокие цены на хлопок также мешали текстильной промышленности,
которая привыкла платить низкие цены за сырье, когда
основные поставщики в Средней Азии были частью советской экономической
система. Хотя их хлопок не отличается высоким качеством, среднеазиатские
продавцы теперь устанавливают цены мирового рынка. (Хлопок из «дальнего
за границей», за пределами бывшего Советского Союза еще дороже,
однако.) В 1996 отраслевых экспертов ожидают некоторого улучшения из-за
расширение экспортных рынков в Европе и новые инвестиции в легкую промышленность
банками России. Они также ожидают увеличения производства отечественной обуви.
производство в 1990-х годах, потому что высокие импортные пошлины на иностранные
обуви делает их в два раза дороже российской обуви, хотя в 1996 г. Химикаты Центрами химической промышленности традиционно были районы
там, где было доступно критически важное сырье и смежные отрасли.
До 1960-х заводы располагались рядом с месторождениями полезных ископаемых, картофельными фермами, коксохимическими заводами.
угольные и цветные металлургические заводы. Когда нефть и природный газ стали
сырье для химических производств, заводы были построены вблизи
Волго-Уральские и Северокавказские газовые и нефтяные месторождения или вдоль трубопроводов. В
19В 80-е годы были построены крупные заводы в Омске, Тобольске, Уренгое,
Сургуте в Западно-Сибирском нефтяном районе и в Уфе и Нижнекамске в
Волго-Уральский регион. В тот же период правительство дало сильные
инвестиционная и научно-исследовательская поддержка химического производства из-за его
значение для остальной тяжелой промышленности. Основными подразделениями химической промышленности являются краски и лаки, резиновые и асбестовые изделия, синтетические смолы и пластмассы продукты, продукты горно-химической промышленности, бытовая химия и моющие средства соединения, минеральные удобрения, химические волокна и нити, бумага и мякоть. В 19В 90-е годы производство сократилось во всех этих областях. Среди репрезентативных продуктов с 1985 по начало 1990-х гг. производство минеральных удобрений сократилось на 29 процентов, сельскохозяйственных пестициды на 74 процента, технический углерод на 28 процентов, серная кислота на 19 процентов, синтетических смол и пластмасс на 16 процентов, красок и лаки на 43%, хозяйственное мыло на 25%, едкий натр на 15 процентов. Учитывая огромные запасы древесины в России, значительная
лесоперерабатывающая и целлюлозная промышленность развивались в советский период как
филиал химической промышленности. В начале 1990-х производство необработанной древесины сократилось примерно на 25
процентов, в основном из-за истощения оборудования, отсутствия кредита, более высокого
плата за железнодорожный транспорт и сокращение строительства лесовозных дорог. В
В 1993 году производство необработанной древесины составило 450 000 кубометров, что составляет 75 процентов
итог за 1992 год; производство товарной целлюлозы составляло 79 процентов
итог предыдущего года; и картона, 73 процента. Подробнее об экономике России. Пользовательский поиск Источник: Библиотека Конгресса США |
Взгляните на новый крупный российский газовый завод на арктическом побережье
В то время как большая часть мира с растущей тревогой наблюдает за быстро тающей Арктикой и возлагает вину исключительно на ископаемое топливо, Россия и ее партнеры во Франции и Китае наблюдают признаки рубля . Миллиарды из них, по сути, должны быть сделаны путем продажи арктического ископаемого топлива остальному миру.
Горит газ на буровой на Ямале. Во время бурения здесь и в других странах мира избыточный газ, который не может быть доставлен на рынок, обычно сжигается в факелах — обычно в менее пустых местах, из высокой трубы.
Фотография Чарльза Зело
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
В конце прошлого года российский энергетический гигант «Новатэк» завершил строительство самого северного промышленного объекта в мире: «Ямал СПГ», завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) стоимостью 27 миллиардов долларов, расположенного в Сабетте, на берегу Оби, на 71,2 градуса северной широты. . Объект и его новый порт цепляются за восточное побережье богатого газом полуострова Ямал, который, как отмороженный большой палец, торчит в Карское море, то есть посреди замерзшего нигде.
Строительство завода было завершено на год раньше запланированного срока, в немалой степени благодаря тому, что российское правительство помогло построить огромный порт для танкеров СПГ, аэропорт и электростанцию, не говоря уже об использовании флота атомных ледоколов для поддержания канал свободен для судов, прибывающих со строительными материалами.
Нурлан — один из многих рабочих завода «Ямал СПГ», приехавших из Казахстана, который также является крупным производителем нефти и газа.
Фотография Чарльза Зело
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
И это только начало. Заказано около 15 ледокольных танкеров-газовозов, а также новая железнодорожная ветка и еще два завода СПГ через устье реки Обь. Русские ожидают, что к 2030 году все заводы будут производить 60 миллионов тонн СПГ в год. в великом повороте президента России Владимира Путина на север. «Это очень удобное место с действительно хорошей логистикой», — сказал Путин в 2015 году. Он видит в Сабетте «универсальный порт для всех видов товаров».
Перспектива относительно дешевого газа вдоль короткого пути между Азией и Европой привлекла нескольких инвесторов, стремящихся закрепиться в Арктике, которая, по оценкам Геологической службы США, может содержать пятую часть оставшихся запасов нефти и газа на Земле. Французской нефтяной компании Total принадлежит 20 процентов акций завода «Ямал СПГ», как и китайской национальной газовой компании CNPC. Фонд Шелкового пути правительства Китая владеет десятью процентами.
Завод только сейчас начинает работать на полную мощность, но в прошлом году, по данным «Новатэка», он отгрузил 7,5 млн тонн СПГ на пять континентов. Это также привлекло французского фотографа Шарля Ксело, бывшего инженера-эколога, который был очарован масштабным проектом.
«Для них это очень важный проект, — говорит Кселот. Первоначально нанятый «Новатэком», ему было предоставлено право фотографировать завод, на котором во время строительства работало около 30 000 рабочих. «В России очень мало крупных промышленных проектов. Это единственное, о чем говорит российское телевидение, говоря, что это будущее». Сейчас Сабетта — это небольшой город с ресторанами и спортзалами и даже небольшой русской православной церковью, которую в 2016 году благословил Патриарх Московский и всея Руси9.0006
Кселот несколько раз возвращался с тех пор, чтобы сфотографировать новый рабочий поселок, а также традиционные поселения близлежащих ненецких оленеводов, поколениями живших на Ямале. Он был единственным жителем Запада, который путешествовал на борту Christophe de Margerie — первого ледокольного танкера-газовоза Совкомфлота, названного в честь покойного генерального директора Total, — во время его первого рейса с Ямала во Францию. По пути он пробил пятиметровый лед.
«Это было похоже на поездку на поезде, — говорит Кселот. «Никакой качки, только плоскость. Снаружи слышно, как вдоль борта плещется лед».
Свет ледокола пронзает метель в Карском море, недалеко от полуострова Ямал. Морская поверхность покрыта льдом большую часть года.
Фотография Чарльза Зело
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Гигантский корабль, как и многие другие, которые Россия планирует эксплуатировать на Северном морском пути, работает на СПГ, и это хорошо, считает Фредерик Хауге, основатель норвежской экологической группы Bellona , , работавший в России. Арктика на десятилетия.
«Эксплуатация корабля на СПГ не очень поможет климату, — говорит Хауге, — но с точки зрения случайного выброса существует большая разница между газом и мазутом».
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Левый :
Капитан Christophe de Margerie, , первого из 15 ледокольных танкеров, предназначенных для перевозки СПГ с Ямальского завода, следит за траекторией движения судна во льдах.
Справа :
Экипаж корабля проводит учения по пожарной безопасности.
Фотографии Шарля Зело
Ночью в Карском море мощные прожекторы освещают впереди лед для офицеров на мостике «Кристоф де Маржери». Судно, построенное компанией Daewoo в Южной Корее, имеет длину почти тысячу футов, может перевозить 172 000 кубометров СПГ (около 85 000 тонн) и может развивать скорость до пяти узлов во льду толщиной в пять футов.
Фотография Чарльза Зело
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Последние несколько лет Россия транспортирует нефть танкерами ледового класса с нескольких небольших месторождений и морских платформ в Арктике в нетронутый норвежский фьорд недалеко от Хоннингсвога. Там груз перегружается на более крупные танкеры неледового класса для отправки дальше на юг. В ноябре прошлого года он начал делать то же самое с СПГ.
Больше трафика в Арктике?
Производство на новом заводе на Ямале помогло увеличить грузопоток по Северному морскому пути России, протянувшемуся на 2800 миль от Карского моря на восток до Берингова пролива, на 25 процентов в прошлом году, до 18 миллионов тонн грузов. Путин приказал увеличить тоннаж в четыре раза до 80 миллионов тонн всего за пять лет. Это по-прежнему составляет лишь около одной десятой части объема, проходящего по Суэцкому каналу, но для Арктики это огромно.
Даже российское министерство природных ресурсов подавилось этой мишенью. Для его выполнения, как сообщалось, потребуются дополнительные инвестиции в размере 163 млрд долларов в арктические ресурсы, включая разработку угольных месторождений на Таймырском полуострове к востоку от Ямала, Пайяхинского нефтяного месторождения в дельте Енисея и нефтепровода, идущего на север от Арктики. Ванкорское нефтяное месторождение.
«Для Путина это больше тщеславие, чем реальность», — говорит Наташа Уденсива, эксперт по энергетике и морскому транспорту и преподаватель Школы международных отношений и государственной политики Колумбийского университета. «Его ходит не так много судов, и весь маршрут открыт лишь несколько месяцев в году. Но даже если бы это был открытый океан и вы отправляете грузовые суда из Европы в Азию, там ничего нет. не может делать несколько остановок. Я не думаю, что это так жизнеспособно, как говорят русские».
Завод Сабетта в три часа ночи февральским утром. В феврале этого года она отгрузила свою десятимиллионную тонну СПГ.
Фотография Чарльза Зело
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
И есть еще одна большая проблема, которая может разрушить мечту Путина о промышленно развитой российской Арктике, говорит Уденсива, — та самая проблема, которую русские усугубляют, добывая здесь больше ископаемого топлива из-под земли.
«Я не знаю, как долго продлится проект из-за изменения климата», — говорит Уденсива. «Завод СПГ построили на сваях из-за вечной мерзлоты, а в Арктике все тает. В частности, на газовых месторождениях есть некоторая опасность. Там уже много дыр в вечной мерзлоте, и неизвестно, когда они откроются».
Помимо самого изменения климата, усилия по его ограничению также делают инвестиции в арктический газ рискованными. «Насущный вопрос: нужен ли нам газ так долго?» — говорит Уденсива. — Европа ставит перед собой агрессивные цели по декарбонизации, Китай быстро переходит на электромобили, а мир наводнен дешевым бензином. «Если бы вы были инвестором, вложили бы вы все эти деньги в ископаемое топливо?»
Зелот был поражен более философскими вопросами, когда фотографировал крошечных рабочих, сваривающих вместе панели внутри гигантских резервуаров для хранения газа на Ямале, как если бы они были каменотесами, работающими на Нотр-Даме. Столетия назад, говорит он, «мы вкладывали ту же энергию в строительство соборов.