Жизненные навыки: 10 жизненных навыков для благополучия человека – GSD

Содержание

Жизненные навыки: как они формируются у ребенка?

Что такое жизненные навыки?

Светлана Кривцова, психотерапевт

Это базовые умения, необходимые для того, чтобы жить среди людей. Несколько таких умений легко заметить в поведении детей, начиная с четырех с половиной — пяти лет. Маленький человек учится взаимодействовать с окружающими, обращаться за помощью, заявлять о своих потребностях, знакомиться, вступать в обсуждение, проявлять инициативу — это и есть жизненные навыки. Ученые насчитывают 45 таких базовых умений и компетенций. В книге «Жизненные навыки для дошкольников» я привожу весь список умений, отмечая, какие ошибки в каком возрасте еще допустимо совершать.

Галия Нигметжанова, детский психолог

Жизненные навыки — это взрослое (в соответствии с возрастом) поведение в определенной повторяющейся ситуации. Поведение в каком‑то смысле эталонное, зрелое. Присмотритесь к ребенку: умеет ли он слушать других людей, задает ли вопросы, как вступает в разговор, может ли предложить свою помощь взрослому или сверстнику? Ребенок осваивает эти навыки, наблюдая за поведением взрослых, копируя его. Но если он по какой-то причине еще не овладел определенными умениями (возможно, потому что сами взрослые ими не владеют), то необходимо подключиться родителям. Например, вы заметили, что ребенок берет чужие вещи без спросу. Вместе поразмышляйте над тем, как можно поступить, помогите ему «примерить на себя» лучший выход из этой ситуации. «Хочешь взять понравившуюся игрушку? Чтобы не быть уличенным в воровстве, обязательно найди ее хозяина и попроси разрешения поиграть».

Если у ребенка в принципе есть такая идея — обратиться к окружающим и спросить, а кто хозяин вещи, которую он хочет взять — значит, можно говорить, что навык сформирован. Причем важно найти того, кому действительно принадлежит вещь, а не спрашивать у первого, кто пробегает мимо, — «Можно я возьму?» Ведь тот легко ответит: «Да, бери, она не моя!» Ребенка, который взял вещь без спроса, легко назовут «вором», а он просто не освоил этот навык. Задача родителей — внимательно посмотреть, на каком шаге ребенок допускает ошибку, и объяснить ему порядок действий.

Другой важный навык — это умение слушать. Наблюдая за родителями, ребенок постепенно перенимает их способ воспринимать мир. Позднее, с 4,5— 5 лет, эта способность станет одним из базовых умений, необходимых для жизни.

Как понять, что ребенок умеет слушать? Обратите внимание на следующие важные критерии. Когда ребенок слушает, он…

  • смотрит на человека, который говорит,
  • пытается понять, что ему говорят,
  • показывает это «языком тела» (кивает или выражает несогласие),
  • задает встречные вопросы,
  • молчит, пока говорит собеседник.

Когда же навык не сформирован, ребенок…

  • не оборачивается на того, кто обращается к нему,
  • убегает от говорящего,
  • перебивает или переключается (как будто намеренно) на другое занятие в тот момент, когда с ним разговаривают.

Жизненные навыки — как верхушка айсберга. Социально приемлемое поведение закладывается не в 4–5 лет, а раньше, с самого рождения. Например, первые опыты вслушивания дает грудному ребенку мама, которая реагирует на его плач, вступает с ним в диалог: «Да, я знаю, ты проголодался, сейчас я подогрею кашку, и мы с тобой будем кушать». Ребенок запоминает: взрослый его слышит. Это и становится его опытом. Чувства, которые диктуют то или иное поведение, складываются постепенно и спонтанно в общении с родителями, со сверстниками. Трудно сформировать навык спрашивать разрешение у того ребенка, который не верит, что если он попросит, ему дадут. Вероятно, жизнь его уже научила: когда просишь, тебе чаще всего отказывают. Но и этот опыт можно подкорректировать. Да, родителей не выбирают. Но, как сказал Жан-Поль Сартр, свобода — это то, что я сделал с тем, что сделали со мной. В любом возрасте я могу это пересмотреть и изменить свое отношение.

Что делать в ситуации, когда ребенок выбрал занятие (игру на пианино или танцы), а через полгода оно ему разонравилось? Нужно прислушаться к его желанию, или все-таки надо учить ребенка доводить дело до конца?

Соглашаясь чем-то заниматься, дети не понимают, что значит «играть на фортепиано» или «учиться танцевать». Они очень быстро подхватывают энтузиазм и взрослых, и сверстников. Эта отзывчивость сама по себе прекрасна, но она может быть источником проблем — ведь любые занятия требуют освоения навыка доводить дело до конца. Родителям стоит внимательно следить, что ребенку по-настоящему нравится, что его мотивирует, а что демотивирует. Выясните, что отбило у него охоту заниматься — может быть, все дело в том, что сменилась учительница, а может быть, ему стало слишком сложно. Рецепт здесь может быть такой: поставить все-таки какую-то конечную достижимую цель, обозначить границу. Выдерживать нагрузки всегда легче, когда знаешь, где финишная прямая, когда все кончится и можно будет расслабиться и отдохнуть. Не может быть хорошей жизни в состоянии постоянного напряжения.

А еще очень важно время от времени показывать ребенку, насколько он продвинулся в своем деле, — ведь он может этого не видеть, или ему просто сложно оценить результаты. Демонстрация успехов помогает ему двигаться дальше и преодолевать непредвиденные трудности на пути к цели.

Об экспертах

Светлана Кривцова – экзистенциальный психотерапевт, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности МГУ им. М.В. Ломоносова, научный руководитель проекта «Жизненные навыки: психологические занятия с детьми от 5 до 15 лет».

Галия Нигметжанова – детский психолог, ведущий специалист Московского психологического центра поддержки семьи «Контакт».

Подробнее об овладении дошкольником этими и другими жизненными навыками читайте в книге «Искусство понимать ребенка. 7 шагов к хорошей жизни» (Clever, 2018).

Текст:Алла АнуфриеваИсточник фотографий:Getty Images

Новое на сайте

Конфликты в паре: 3 признака, что мы хотим от партнера невыполнимого

«Мы ни разу не поцеловались»: как вырваться из сети френдзоны

«Муж кричал дочери: „Отвернись!“ и продолжал меня резать»: история покалеченной визажистки из Алматы — от первого лица

«Я боюсь, что у меня шизофрения»

«У меня не оставалось веры в будущее»: рассказ психолога о победе над депрессией

Семья и карьера: 3 принципа гармоничной жизни

«У меня темные волосы и смуглая кожа: как перестать чувствовать себя уродиной?»

«Слежу за своей девушкой, как агент 007»

Трудовые и жизненные навыки

В связи с высоким уровнем безработицы среди молодежи, быстро меняющимися условиями на рынке труда, техническим прогрессом, глобализацией, устойчивым социальным неравенством и напряженностью многие правительства уделяют приоритетное внимание техническому и профессиональному образованию и подготовке (ТПОП), которые позволяют развить умения и навыки, необходимые для успеха на рынке труда.

В этом контексте ЮНЕСКО призывает расширить ТПОП и включить в них весь спектр навыков, необходимых для успешного поиска работы и трудовой деятельности. ТПОП должны основываться на принципе обучения на протяжении всей жизни и гарантировать равенство возможностей для всех. Такой подход к ТПОП охватывает формальное, неформальное и неофициальное обучение.

Руководствуясь этим подходом, ЮНЕСКО при поддержке Международного центра ЮНЕСКО-ЮНЕВОК оказывает помощь странам с целью совершенствования их систем и практики ТПОП.

Глобальные рамки совместных действий в поддержку развития ТПОП были определены в ходе третьего Международного конгресса по ТПОП, проведенного ЮНЕСКО в Шанхае в 2012 году.

Проект новой Стратегии ЮНЕСКО в области ТПОП на 2022-2029 гг. будет рассмотрен на 214-й сессии Исполнительного совета весной 2022 г.

Консультирование по вопросам политики и создание потенциала

В рамках Программы по созданию потенциала в области Образования для всех (СП-ОДВ) ЮНЕСКО оказывает правительствам поддержку в разработке систем ТПОП в Афганистане, Бенине, Кот-д’Ивуар, Лаосской Народно-Демократической Республике, Либерии, Мадагаскаре и Малави.

 

Проект «Повышение качества образования в интересах развития Африки» (BEAR) представляет собой пятилетнюю программу, осуществляемую при поддержке Республики Корея и направленную на содействие развитию ТПОП в Ботсване, Демократической Республике Конго, Малави, Намибии, Замбии, а также в регионе Сообщества развития юга Африки (САДК)

Мониторинг и установление международных стандартов

На ЮНЕСКО возложена ответственность за мониторинг осуществления двух нормативных актов по вопросам ТПОП: Конвенции 1989 года и Пересмотренной рекомендации 2001 года.

ЮНЕСКО оказывает поддержку Межучрежденческой рабочей группе по ТПОП, которая представляет собой международный механизм для политического диалога и сотрудничества. В состав группы входят Международная организация труда (МОТ), Африканский банк развития, Азиатский банк развития, Европейский фонд подготовки кадров, Организация экономического сотрудничества и развития, Всемирный банк и другие организации.

Во Всемирном докладе по мониторингу программы «Образование для всех», который ежегодно подготавливает независимая группа экспертов и публикует ЮНЕСКО, представлен обзор глобального прогресса в достижении шести целей ОДВ, относящихся к ТПОП (Цель 3).

Выпуск Всемирного доклада по мониторингу ОДВ за 2012 год был посвящен теме «Молодежь и навыки: применение образования на практике».

Совместное использование знаний

Осуществляемый ЮНЕСКО в сотрудничестве с Международным фондом сельскохозяйственного развития (МФСР) проект «Приобретение знаний и навыков для сельского хозяйства и жизни в сельской местности» представляет собой исследовательский проект, связывающий грамотность, обучение и развитие практических навыков у молодежи в сельских районах Камбоджи, Египта и Эфиопии.

Международная целевая группа «Учителя для ОДВ» в сотрудничестве с ЮНЕСКО и Международным центром ЮНЕСКО-ЮНЕВОК проводит обзор подготовки учителей и инструкторов в области ТПОП в арабских государствах.

Ссылки по теме:

  • Техническое и профессиональное образование и подготовка (ТПОП)
  • Международный центр ЮНЕСКО по техническому и профессиональному образованию и подготовке кадров (ЮНЕВОК)
  • Институт ЮНЕСКО по обучению на протяжении всей жизни (ИЮОЖ) – Программа обучения и образования взрослых
  • Бюро ЮНЕСКО в Бангкоке – ТПОП
  • Бюро ЮНЕСКО в Дакаре – ТПОП
  • Бюро ЮНЕСКО в Сантьяго – ТПОП

Яркие горизонты | Обучение детей жизненным навыкам: 7 основных жизненных навыков, которые помогут вашему ребенку добиться успеха

Какие жизненные навыки наиболее важны для детей?

  1. Фокус и самоконтроль
  2. Взгляд на перспективу
  3. Связь
  4. Установка соединений
  5. Критическое мышление
  6. Принятие вызовов
  7. Самостоятельное, активное обучение

Что такое жизненные навыки?

Учителя иногда описывают эти навыки как навыки «учиться учиться», которые можно развивать посредством преднамеренной повседневной деятельности.

Ниже мы рассмотрим семь основных жизненных навыков и предложим несколько простых способов их развивать.

Занятия по развитию жизненных навыков, которые следует включить в распорядок дня вашего ребенка

1. Сосредоточенность и самоконтроль

Дети добиваются успеха благодаря расписанию, привычкам и распорядку дня, которые не только создают чувство безопасности, но и помогают детям научиться самоконтролю и сосредоточиться. Говорите с ребенком о том, чего ожидать каждый день. Организуйте свой дом так, чтобы ваш ребенок знал, куда положить обувь, пальто и личные вещи. Мы живем в шумном мире, полном отвлекающих факторов, поэтому тихие занятия, такие как чтение книги, сенсорные занятия или совместное решение головоломки, могут помочь вашему ребенку замедлиться и улучшить концентрацию.

2. Принятие точки зрения

Думать о точке зрения другого человека неестественно для большинства детей, но это можно развить. Обсудите чувства и мотивы персонажей в книгах, которые вы читали, например: «Интересно, почему кошка и свинья не помогли маленькой рыжей курочке». Понаблюдайте за тем, что чувствуют другие, например: «Алексу было очень грустно, что он не получил очереди. Интересно, что мы можем сделать, чтобы ему стало лучше».

3. Общение

Дети нуждаются в активном личном общении каждый день, чтобы развить здоровые социально-эмоциональные навыки, включая способность понимать других и общаться с ними. Хотя темпы, с которыми они развивают эти навыки, могут различаться, детям необходимо научиться «читать» социальные сигналы и внимательно слушать. Они должны обдумать, что они хотят сообщить, и наиболее эффективный способ поделиться этим. Простой разговор с заинтересованным взрослым может помочь развить эти навыки. Проводите время каждый день, слушая и отвечая вашему ребенку, не отвлекаясь.

4. Установление связей

Настоящее обучение, говорит Галински, происходит, когда мы можем видеть связи и закономерности между, казалось бы, несопоставимыми вещами. Чем больше связей мы создаем, тем больше смысла и значения мы придаем миру. Маленькие дети начинают видеть связи и закономерности, когда сортируют основные предметы домашнего обихода, такие как игрушки и носки. Простые действия, такие как выбор одежды, соответствующей погоде, помогают им наладить связи. Укажите на более абстрактные связи в жизни или в прочитанных вами историях, например: «Эта книга напоминает мне о том, как мы собирали морские раковины на пляже».

5. Критическое мышление

Мы живем в сложном мире, в котором взрослые должны ежедневно анализировать информацию и принимать решения по множеству вещей. Один из лучших способов развить критическое мышление — это богатая, открытая игра. Убедитесь, что у вашего ребенка есть время каждый день, чтобы играть в одиночку или с друзьями. Эта игра может включать в себя взятие на себя ролей (притворяясь пожарными или супергероями), строительство сооружений, настольные игры или игры на улице, такие как пятнашки или прятки. Играя, дети формулируют гипотезы, рискуют, проверяют свои идеи, совершают ошибки и находят решения — все это важные элементы формирования критического мышления.

6. Принятие вызовов

Одно из самых важных качеств, которые мы можем развить в жизни, — это устойчивость — способность принимать вызовы, восстанавливаться после неудач и продолжать попытки. Дети учатся принимать вызовы, когда мы создаем среду с правильной структурой — не столько ограничивающей, сколько достаточной, чтобы они чувствовали себя в безопасности. Поощряйте ребенка пробовать что-то новое и позволять разумный риск, например, залезть на дерево или покататься на велосипеде. Предложите новый вызов, когда она, кажется, будет готова, например: «Я думаю, ты готова научиться завязывать шнурки. Давайте попробуем.” Сосредоточьтесь больше на усилиях, чем на достижениях, например: «Научиться завязывать шнурки было очень трудно, но ты продолжал пытаться. Отличная работа.”

7. Самостоятельное, увлеченное обучение

Ребенок, который любит учиться, становится взрослым, которому редко бывает скучно в жизни. Чтобы поощрять любовь к учебе, постарайтесь ограничить просмотр телевизора и поощряйте чтение, игры и неограниченные исследования. Продемонстрируйте любопытство и энтузиазм к обучению в своей собственной жизни, посещая вместе библиотеку, храня принадлежности для творчества, делая игры доступными и допуская некоторые беспорядки дома.

Следуя этим простым советам, вы легко поможете своему ребенку приобрести необходимые навыки.

Подкаст Bright Horizons: От лимонов до лимонада из четырех ингредиентов

В этом выпуске «Уравнения между работой и личной жизнью» превратите эти родительские лимоны в лимонад! Может показаться, что это не так, но ваш ребенок более предсказуем, чем вы думаете, и каждый этап развития вашего ребенка, наряду с каждым кризисом, является воротами для развития навыков вашего малыша. Послушайте, как эксперты по раннему развитию Эллен Галински и Рэйчел обсуждают науку, лежащую в основе воспитания детей, которая может превратить разочарование в ценные навыки для жизни.