Урок 3. Психология и педагогика. Принципы эффективного обучения
Психология на протяжении столетий являлась спутником педагогики, ведь в образовательном процессе просто необходимо учитывать психологические характеристики учащихся. Существует и специальный раздел психологии, изучающий особенности образовательного процесса. Называется он психологией образования или педагогической психологией. И сегодня мы рассмотрим вопросы взаимодействия этих двух дисциплин.
Точно так же, как психология взаимосвязана с воспитанием и обучением человека, так и педагогика не может существовать вне зависимости от наук, изучающих его личность. Знания педагога в области психологии способны многократно повысить эффективность его деятельности. В том же случае, если педагогика не будет опираться на психологические знания, она станет просто набором педагогических рекомендаций, неспособным оказать педагогу существенную помощь в работе.
Любая область педагогики (дидактика, теории восприятия, частные методики и т. д.) предполагает психологическое исследование. Знание о законах, по которым протекают психические процессы, формируются умения и навыки, а также о том, чем характеризуется их динамика и в чём заключается природа мотивов и способностей, имеет огромнейшее значение в процессе решения главных педагогических проблем, к примеру, повышения эффективности образовательных и воспитательных методов или содержания образования на каждой ступени обучения.
Доподлинно известно, что цель воспитания состоит в том, чтобы сформировать личность, которая будет соответствовать требованиям социума. Достижение же данной цели невозможно без изучения тех закономерностей, согласно которым формируется личность: мотивов, потребностей, способностей, направленности и т.п. Благодаря связи педагогики и психологии началось изучение возрастных особенностей учащихся, выявление факторов и условий, которые влияют на развитие детей.
Стремление специалистов интегрировать в педагогический процесс психологию стало основой, на которой впоследствии была построена вся система педагогической психологии, появившейся в первой половине XX столетия, а также обусловило тот факт, что в разработке педагогических проблем стали принимать участие учёные из других областей науки. Собственно, взаимосвязь педагогики и психологии отражается в одном общем связующем их звене – педагогической психологии.
Педагогическая психология
Педагогическая психология является наукой , изучающей факты, механизмы и закономерности освоения человеком социокультурного опыта, закономерности личностного и интеллектуального развития ребёнка, выступающего субъектом педагогической деятельности, которая организуется и управляется педагогом в различных условиях образовательного процесса. Если обобщить, то педагогическая психология занимается изучением психологических аспектов управления процессом образования.
Педагогическая психология отличается наличием ряда проблем: как соотносится обучение и развитие, как соотносится обучения и воспитание, какие существуют сенситивные периоды развития в процессе обучения, как производится работа с одарёнными детьми, в чём заключается проблема готовности детей к обучению в школе и т.д. Исходя из этого, основная задача педагогической психологии состоит в выявлении, изучении и описании психологических особенностей и закономерностей, управляющих интеллектуальным и личностным развитием человека в условиях учебной и воспитательной деятельности. Это и обуславливает и саму структуру данного научного направления, состоящую их психологии обучения, психологии воспитания и психологии педагога.
Психология и педагогика не могут существовать, не опираясь на знание о психике и особенностях психического развития человека. Связь педагогики и психологии сама по себе естественна, о чём можно судить по тому, какое значение имеет применение психологических знаний в целях педагогики. На практике их объединение приводит к появлению новой – производной от них науки – педагогики индивидуальности. Она представляет собой перевод теоретических основ психологии к практической деятельности человека, а её задачей является раскрытие способов применения психологических знаний человеком к своей профессиональной деятельности и психическому здоровью. Именно этот подход, в котором при помощи психологических методов воздействия на человека решаются базовые педагогические задачи, разделяют в настоящее время множество отечественных и зарубежных учёных.
И сегодня имеется множество проблем, вызывающих жаркие споры на тему того, чему необходимо обучать современных школьников, какая именно научная информация должна быть отобрана для доведения её до учащихся, как более эффективно выстраивать педагогическую деятельность и т. п. Ответы на эти и другие подобные вопросы должны даваться с учётом именно психологических знаний, точно так же, как должен определяться потенциал и резервы психического развития учащихся на разных возрастных стадиях.
Из всего сказанного выше следует, что педагогика, как одно из научных направлений, изучающих человека, находится не только на стыке с психологией, но и прочно взаимодействует с другими науками, как с социальными, так и с естественными и философскими. Но, естественно, основы обучения, если рассматривать этот вопрос с позиции отношений педагогики с другими направлениями, диктуются психологией.
Психологические основы обучения
Как известно, обучение представляет собой педагогический процесс, где учащиеся под контролем педагога осваивают опыт и навыки по применению систематизированных знаний различных дисциплин. Представленный процесс является двусторонним, и соединяет в себе работу педагога (обучение) и работу учащегося (изучение). Результат обучения заключается в получении учащимся общего образования, формировании у него научного мировоззрения и его подготовке к жизни.
Педагог же обязан знать не только особенности правильного построения педагогического процесса, но и обладать пониманием его общих психологических закономерностей, а также уметь формировать умения и навыки, развивать и направлять мыслительный процесс. Успешное решение задач воспитания и образования может быть достигнуто только при знании психологических особенностей процесса становления личности, возрастных особенностей, индивидуальных, волевых и эмоциональных критериев психического развития, нюансов умственной и познавательной деятельности. Особое значение отводится тому, как хорошо педагог знает актуальную на современном этапе концепцию личностного развития.
Согласно психологии, психологические особенности личности человека являются продуктом среды, воспитания и обучения. Другими словами, они формируются посредством стороннего влияния. И если эти особенности оказывают на формирование личности управляющее воздействие, то основополагающую функцию берут на себя всё же социальное воспитание и условия, в которых живёт, воспитывается и обучается человек.
Психологами уже давно признан факт того, что человек как существо активное способен производить сознательные изменения в собственной личности, а значит, может заниматься самовоспитанием. Однако самовоспитание не может быть реализовано вне окружающей среды, т.к. происходит благодаря активному взаимодействию человека с окружающим миром. Таким же образом и естественные данные являются важнейшим фактором психического развития человека. Например, анатомо-физические особенности представляют собой естественные условия развития способностей вообще. На формирование способностей оказывают воздействие условия жизни и деятельности, условия воспитания и обучения. Однако это вовсе не означает, что наличие одинаковых условий влечёт за собой одинаковое развитие интеллектуальных способностей.
Отечественным психологом Л. С. Выготским впервые была выдвинута идея о том, что образование и воспитание играет управляющую роль в психическом развитии. Согласно этой идее, образование опережает развитие и направляет его. Если человек не обучается, он не может быть полноценно развит. Но образование не исключает из внимания и внутренние закономерности процесса развития. Необходимо всегда помнить о том, что обучение хоть и обладает огромными возможностями, но эти возможности далеко не бесконечны.
С развитием психики развивается устойчивость, единство и целостность личности, в результате чего она начинает обладать теми или иными качествами. Если педагог в своей учебно-воспитательной деятельности учитывает личностные особенности учащегося, это даёт ему возможность применять в работе педагогические средства и методы, соответствующие возрастным критериям и возможностям ученика.
О степени умственного развития говорит происходящее в сознании человека. Психологами была дана характеристика умственного развития и указаны его критерии:
- Скорость, с которой учащийся усваивает материал
- Количество обдумываний как показатель сжатости мышления
- Степень аналитико-синтетической деятельности
- Приёмы, при помощи которых переносится умственная деятельность
- Способность к самостоятельной систематизации и обобщению полученных знаний
Процесс обучения необходимо выстраивать таким образом, чтобы для умственного развития учащегося была максимальная польза. Изыскания в психологической области позволяют сделать вывод о том, что вместе с системой знаний необходимо давать и комплекс приёмов умственной деятельности.
Если говорить о детях младшей школьной возрастной группы, то их развитие имеет свои особенности. Например, именно в этот период приоритет нужно ставить на развитии научно-творческих способностей, ведь обучение должно быть не только источником знаний, но и гарантом умственного роста. А если говорить о студентах, то основная направленность их научно-творческих способностей требует, чтобы педагог обладал достаточным опытом преподавания и научно-творческим потенциалом. Это обусловлено тем, что для повышения мыслительной активности студентов нужно выстраивать занятия с установкой на подготовку высококлассных специалистов, обладающих высоким интеллектуальным потенциалом, а также являющихся опорой социума и его продолжателями.
Одним из факторов, способных повысить качество педагогического процесса, является соответствие образовательных методов и конкретных педагогических условий – только так можно добиться надлежащего усвоения новых знаний и сотрудничества в образовательном процессе педагога и учащегося.
Развивая творческий потенциал учеников, важно особое внимание уделять организации занятий. И здесь талант и мастерство педагога состоят в использовании инновационных образовательных технологий и творческого подхода к изучаемому материалу в ходе уроков. Это будет способствовать повышению мыслительной активности и расширению границ мышления.
Перед образовательными учреждениями стоит важнейшая из задач – реализовать образование молодого поколения, которое будет соответствовать требованиям современности и научно-технического прогресса, а также вооружить учащихся самостоятельными базовыми знаниями и основами актуальных дисциплин, пробудить стремление в постоянному совершенствованию умений, навыков и знаний и подготовить к осознанному выбору профессии и активной социальной и трудовой деятельности.
С психологической точки зрения мотивы здесь являются причинами, по которым учащиеся совершают те или иные действия. Мотивы формируются требованиями, инстинктами, интересами, идеями, решениями, эмоциями и предрасположенностью. Мотивы к обучению могут быть различны, например: соответствовать требованиям родителей и оправдать их надежды, желание развиваться вместе со сверстниками, получить аттестат или золотую медаль, поступить в университет и т.п. Однако самыми высокими мотивами являются стремление к получению знаний, чтобы быть полезным обществу, и желание много знать.
Задачей педагога является формирование у учащихся именно высоких, можно сказать, духовных мотивов – воспитание веры в необходимость получать знания, чтобы принести социальную пользу, и культивирование отношения к знаниям, как ценности. Если удаётся сформировать у учащихся такой мотив и привить им интерес к получению знаний, то всё обучение будет намного результативнее.
Если педагогу удаётся пробудить интерес к своей дисциплине, то ученик получает дополнительную мотивацию, желает получать знания и преодолевать преграды в процессе их получения. Он будет с удовольствием работать и самостоятельно, уделяя предмету свободное время. Если же интереса к предмету нет, то материал не оставляет в сознании учащегося никакого следа, не вызывает положительных эмоций и быстро забывается. Сам ученик в таком случае остается безучастным и безразличным к процессу.
Как несложно заметить, основной уклон в педагогическо-воспитательной деятельности делается именно на том, чтобы сформировать у учащегося мотивацию к обучению, которая включает в себя и интерес, и тягу к знаниям, и желание развиваться и учиться новому, овладевать новыми навыками и т. д. Мотивация должна всячески поощряться и поддерживаться педагогом, и во многом именно это обуславливает успешность и эффективность как педагогической работы (обучения), так и работы учеников (изучения).
И при развитии мотивации имеют значение условия образовательного процесса, которые должны включать в себя не только подходящую форму преподнесения информации, но и различные формы деятельности: выдвижение гипотез, мыслительное моделирование, эксперименты, наблюдения и т.п. Помимо прочего, большое значение имеет и личность педагога: педагог, который уважает и любит преподаваемую им дисциплину, всегда вызывает уважение и привлекает внимание учащихся, а его личностные качества и поведение во время занятий будут прямым образом влиять на то, как ученики будут относиться к занятиям.
В дополнение к этому можно использовать не только традиционные методы обучения привычные для всех нас, но и более современные, которые ещё не успели «набить оскомины» и либо введены в образовательную деятельность не очень давно, либо только начинают вводиться. Но о методах обучения мы ещё поговорим в нашем курсе, а пока заключим, что любой педагог, который ставит перед собой цель повысить качество своей деятельности и сделать её более результативной, всенепременно должен руководствоваться основными психологическими знаниями.
В действительности на эту тему можно рассуждать ещё очень и очень долго, но мы постарались лишь сделать так, чтобы у вас сложилось ясное представление о том, как педагогика связана с психологией, и почему об этом следует знать. Огромное количество информации на тему педагогической психологии вы можете найти самостоятельно на страницах Интернета, а на тему психологии вообще мы предлагаем вам пройти наш специализированный тренинг (он находится здесь). Сейчас же будет более логичным продолжить беседу на тему достижения эффективности обучения, а именно: мы поговорим о том, какими принципами следует руководствоваться, чтобы обучение и развитие человека – вашего ребёнка, ученика или студента дало максимальные результаты. Информация будет полезна и тем, кто занимается самообразованием.
10 принципов эффективного обучения и развития
Любые принципы обучения находятся в зависимости от тех целей, которые ставит перед собой педагог. Он может, например, развивать творческое мышление своего ученика, расширять его запас общих знаний, способствовать познанию явлений окружающего мира, создавать наиболее подходящие для его развития условия и т.д. Но очень важно помнить, что какого-то универсального «рецепта», согласно которому любой человек может стать развитым и умным, не существует, однако есть несколько принципов, которые помогут педагогу стать действительно хорошим учителем и максимизировать эффективность своей деятельности.
1
Принцип первый – убедиться в том, что обучение и развитие необходимы
В первую очередь нужно провести точный анализ навыков и умений учащихся и определиться с тем, что потребность в обучении действительно есть (касается, главным образом, выпускников ВУЗов, людей, желающих повысить квалификацию, пройти переподготовку и т. п.). Также нужно удостовериться в том, что данная потребность или проблема является вопросом именно обучения. К примеру, если учащийся не выполняет требования образовательного процесса, нужно выяснить, обеспечен ли он условиями для этого, осознаёт ли сам, что от него требуется. В дополнение к этому следует провести анализ способностей, навыков, знаний, темперамента и других особенностей личности. Это поможет лучше понять, в какое русло следует направлять образовательный процесс. В условиях школы это способно помочь определить склонности и предрасположенность ученика к тем или иным предметам.
2
Принцип второй – создать условия, способствующие обучению и развитию
Требуется снабдить учащихся информацией о том, что получать новые знания, приобретать новые навыки и развиваться – необходимо, и почему это необходимо. После нужно убедиться в том, что учащиеся понимают связь между получением образования и его последующим практическим применением в жизни. Эффективность обучения многократно повышается, если учащиеся осознают взаимосвязь между своим обучением и возможностью быть полезными для общества в целом и для себя лично. Успешное выполнение учебных заданий можно стимулировать посредством признания прогресса, хороших отметок и положительных отзывов. Таким образом, учащиеся будут ещё более мотивированы.
3
Принцип третий – обеспечить именно такое обучение и развитие, которое будет полезно на практике
Необходимо внедрять в педагогический процесс такие предметы и дисциплины (знания, умения и навыки), которые будут представлять не эфемерную полезность в сознании учеников, а иметь конкретное практическое значение. То, что узнают учащиеся, они в обязательном порядке должны будут применять в своей жизни. Без взаимосвязи теории и практики обучение теряет не только свою эффективность, но и перестаёт мотивировать, а значит, необходимые для выполнения учащимися функции будут выполняться лишь формально, а результаты будут посредственными, что полностью противоречит целям образования.
4
Принцип четвёртый – включать в обучение и развитие измеримые задачи и конкретные результаты
Результаты обучения и развития должны отражаться на деятельности учащихся, по причине чего педагогический процесс необходимо планировать.
Проверка усвоения знаний и навыков должна осуществляться на каждом этапе – это могут быть тесты, контрольные работы, экзамены и т.п.
5
Принцип пятый – объяснить учащимся, из чего будет состоять процесс обучения
Учащиеся должны ещё до начала обучения знать, что будет включено в образовательный процесс, а также что ожидается и от них самих, как во время, так и после обучения. Таким образом, они смогут сконцентрироваться на обучении, изучении материала и выполнении заданий, не испытывая при этом никакого дискомфорта или страха перед неизвестным.
6
Принцип шестой – донести до учащихся, что они несут ответственность за своё обучение
Любой педагог должен уметь доносить до сознания учеников информацию о том, что, в первую очередь, за своё образование ответственны именно они. Если они будут это понимать и принимать, то и их отношение к обучению будет серьёзным и ответственным. Приветствуются предварительные беседы и подготовка заданий, активное участие учащихся в обсуждениях и практических занятиях, использование в педагогическом процессе новых и нестандартных решений, причём учащиеся здесь тоже имеют право голоса – они могут сами предлагать и выбирать наиболее удобный для них способ обучения, план занятия и т. д.
7
Принцип седьмой – использовать весь педагогический инструментарий
Каждый педагог должен уметь оперировать основными педагогическими инструментами. Среди них есть те, что связаны с действиями педагога, и те, которые связаны с взаимодействием между педагогом и учащимися. Речь идёт об использовании педагогом разнообразия – как способа постоянного поддержания внимания и интереса, ясности – как способа грамотной подачи запутанной и непонятной информации, вовлечённости – как способа привлечь учеников к активной деятельности, поддержке – как способа придать ученикам веру в свои силы и возможности познавать новое, и уважительного отношения – как способа сформировать в учащихся доверие к себе.
8
Принцип восьмой – использовать больше визуального материала
Доподлинно известно, что 80% информации поступает в мозг от зрительных объектов, и педагог должен учитывать это в своей работе. По этой причине необходимо использовать как можно больше того, что учащиеся могут увидеть своими глазами, причём не только прочесть. Источниками визуальной информации могут быть плакаты, схемы, карты, таблицы, фотографии, видеоматериалы. По этой же причине во всех классах и аудиториях всегда есть доски для писания мелом или маркером – даже самые простые данные всегда записываются. А наиболее эффективным методом визуального обучения являются опыты и практические лабораторные работы.
9
Принцип девятый – сначала доносить суть, а после – детали
Об этом принципе мы уже несколько раз упоминали, когда говорили о дидактической работе Яна Коменского, но упомянуть о нём ещё раз будет только на пользу. Обучение связано с изучением огромных массивов данных, поэтому нельзя доносить до учащихся всё и сразу. Большие темы должны быть разбиты на подтемы, а подтемы, при необходимости, на более мелкие подтемы. Сначала следует объяснять суть какого-либо предмета или проблемы, и только потом переходить к обсуждению деталей и особенностей. К тому же и мозг человека изначально улавливает смысл того, что воспринимает, а уже затем начинает различать детали. Педагогический процесс должен соответствовать этой природной особенности.
10
Принцип десятый – не перегружать информацией и давать время на отдых
Отчасти этот принцип связан с предыдущим, но в большей степени он основывается на том, что организм человека всегда должен иметь время на «подзарядку». Даже самые трудолюбивые люди осознают ценность отдыха и полноценного сна. Обучение – процесс сложный, и связан с высоким нервным и психическим напряжением, повышенным вниманием и концентрацией, максимальным использованием потенциала головного мозга. Переутомление недопустимо в обучении, в противном случае учеником может овладеть стресс, он станет раздражительным, а его внимание рассеянным – толку от такого ученичества не будет. Согласно этому принципу, учащиеся должны получать столько информации, сколько допускают их возрастные особенности, и всегда иметь время на отдых. Что касается сна, то спать рекомендуется 8 часов в стуки, поэтому и ночных бдений за учебниками лучше не допускать.
На этом и мы подведём итог третьему уроку, и скажем только о том, что учащиеся должны учиться учиться, а педагоги должны учиться учить, а понимание психологических особенностей образовательного процесса способно значительно увеличить шансы на успех как самих педагогов, так и их учеников.
Наверняка вам хочется поскорее узнать, какие же существуют образовательные методы, ведь теории уже предостаточно, а практики несравнимо меньше. Но не отчаивайтесь, следующий урок посвящён традиционным методам обучения – именно тем практическим методам, которые уже проверены множеством педагогов и закалены годами, тем методам, применить на практике которые сможете и вы.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Cтатистика На весь экран
Евгений БуяновКирилл
← 2 Принципы дидактики4 Традиционные методы →
К.Д. Ушинский о роли психологических знаний для педагогической теории и практики
Реферат
ПСИХОЛОГИЯ
Тема: К.Д. Ушинский о роли психологических знаний для педагогической теории и практики
2010
СОДЕРЖАНИЕ
1 Краткая биография К.Д. Ушинского и его роль в педагогике | 3 |
2 Роль психологических знаний для педагогической теории и практики с точки зрения К. |
7 |
Заключение | 14 |
Список использованных источников | 16 |
1 Краткая биография К.Д. Ушинского и его роль в педагогике
Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в Туле в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского – отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича – Любовь Степановна умерла, когда ему было 12 лет.
После назначения отца Константина Дмитриевича судьёй в небольшой, но старинный уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии, вся семья Ушинских переехала туда. Все детство и отрочество К. Д. Ушинского прошло в приобретенном отцом небольшом имении, расположенном в четырёх вёрстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны. Константин Ушинский в 11 лет поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии, которую окончил в 1840 году.
После окончания гимназии он поступил учиться на юридический факультет Московского университета, где слушал лекции таких известных преподавателей, как профессор истории Тимофей Николаевич Грановский и профессор философии государства и права Пётр Григорьевич Редкин, который оказал немалое влияние на последующий выбор К. Д. Ушинского заняться педагогикой.
Таким образом, изначально К.Д. Ушинский планировал посвятить себя юридической науке. В 1844 году ему была присуждена степень кандидата юриспруденции, а в 1846 году он был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения.
В круг интересов молодого Ушинского помимо юриспруденции входили философия, литература, театр, а также все те вопросы, которые волновали представителей прогрессивных кругов русского общества того времени, в частности пути распространения грамотности и образованности среди простого народа. Прогрессивные демократические взгляды молодого профессора, его глубокая эрудиция, простота в обращении со своими учениками вызвали недовольство руководства лицея, что в конечном итоге привело к тому, что в 1849 году Ушинский уходит в отставку.
Через полтора года безуспешных попыток устроиться на преподавательскую работу в Ярославле К.Д. Ушинский переехал в Санкт-Петербург, где первоначально он смог устроиться только на должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий – достаточно мелкую чиновничью должность. В январе 1854 года, благодаря помощи бывшего коллеги по Демидовскому лицею, К.Д. Ушинскому удалось перейти на работу преподавателя русской словесности в Гатчинский Сиротский институт, который находился под покровительством императрицы. Задачей Гатчинского сиротского института было воспитание людей, верных «царю и отечеству», а применяемые для этого методы славились своей строгостью. Так, за небольшую провинность воспитанника могли посадить под арест в карцер, на прогулку за стены института воспитанники могли выходить только по субботам и воскресеньям. Сам Ушинский так характеризовал позже институтские порядки: «Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание — за дверьми здания». Интересно, что за пять лет своей преподавательской работы в этом учебном заведении (1854–1859) К. Д. Ушинскому удалось изменить старые и внедрить новые порядки и традиции в институте, которые сохранялись в нём вплоть до 1917 года.
Так, ему удалось начисто искоренить фискальство, доносительство, как правило, характерное для учебных заведений закрытого типа, ему удалось изжить воровство, так как самым суровым наказанием для воров стало презрение товарищей. Чувство настоящего товарищества К. Д. Ушинский считал основой воспитания. Уже через год своей службы в Гатчинском сиротском институте К.Д. Ушинский был повышен по службе и назначен инспектором классов.
В стенах этого учебного заведения К. Д. Ушинский обнаружил архив одного из прежних инспекторов Гатчинского сиротского института — Е. О. Гугеля, в котором он нашёл, как писал позже сам Ушинский, «полное собрание педагогических книг». Найденные книги оказали огромное влияние на Ушинского. Впоследствии, под влиянием идей, полученных от прочтения этих книг, он написал одну из лучших своих статей по педагогике «О пользе педагогической литературы». После огромного общественного успеха его статьи, Ушинский становится постоянным автором «Журнала для Воспитания», где он последовательно публиковал статьи, в которых развивал свои взгляды на систему воспитания и образования в России. Он также сотрудничал в журналах «Современник» (1852–1854) и «Библиотека для чтения» (1854–1855). [7]
В 1859 году К. Д. Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где ему удалось провести значительные прогрессивные изменения. Так, исходя из своего главного принципа демократизации народного образования и народности воспитания, ему удалось убрать существовавшее до этого разделения контингента учащихся на «благородных» и «неблагородных» (то есть из мещанского сословия), он ввёл практику преподавание учебных предметов на русском языке и открыл специальный педагогический класс, в котором осуществлялась подготовка учащихся для работы в качестве воспитательниц. К.Д. Ушинский ввёл в практику педагогической работы совещания и конференции педагогов, а воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей.
Одновременно с преподавательской работой Ушинский стал редактировать «Журнал Министерства народного просвещения», который благодаря ему превратился в прекрасный педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования
Однако у К.Д. Ушинского произошёл конфликт с начальницей института М. Леонтьевой, которая обвинила Ушинского в вольнодумстве, непочтительном отношении к начальству, атеизме и других проступках подобного рода. Под благовидным предлогом в 1862 году Ушинского удалили из института — он был направлен на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела. За это время Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию, в которых он посещал и изучал учебные заведения – женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швейцарии, считавшиеся самыми передовыми в части новаций в педагогике. Свои заметки, наблюдения и письма этого периода он объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии». Таким образом, «наказание» в виде отправки за границу сыграло прогрессивную роль в развитии педагогических новшеств в дальнейших трудах К.Д. Ушинского.
За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский мир». Фактически это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Более того, Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному слову» — «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей». Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу. Свою актуальность как пособие по методике преподавания родного языка оно не потеряло и по сей день. Достаточно сказать, что до 1917 года оно выдержало 146 изданий [7].
В середине 1860-х годов К. Д. Ушинский с семьёй вернулся в Россию. Свой последний главный научный труд, названный К. Д. Ушинским «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году. Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868 году, а через некоторое время вышел второй том. К сожалению, третий том остался незавершённым. В этой своей работе К. Д. Ушинский подходит к рассмотрению психических явлений на фундаментальной философской основе, не будучи приверженцем какой-либо определённой философской системы, он вполне самостоятельно дал в своём труде ценный психологический анализ цепочки: ощущение прекрасного – чувствование прекрасного – осознание. Так же в этом труде К.Д. Ушинский дал обоснование предмета педагогики, её основных закономерностей и принципов.
В последние годы жизни К.Д. Ушинский выступал как видный общественный деятель. Он писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, а также принял участие в учительском съезде в Крыму.
Скончался К.Д. Ушинский 22 декабря 1870 года (3 января 1871 года) в Одессе. Его вклад в педагогику трудно переоценить. Труды К.Д. Ушинского до сих пор имеют свою актуальность.
2 Роль психологических знаний для педагогической теории и практики с точки зрения К.Д. Ушинского
Психология – это знания о психике как внутреннем мире людей, о психологических причинах, объясняющих их поведение. Психологические знания как знания о душевном мире человека могут иметь разные источники. В традиционной психологии выделяют пять основных типов психологических знаний, которые отличаются методами получения, особенностями построения, способами выражения и обоснования, а также критериями истинности:
а) житейская психология;
б) научная психология;
в) практическая психология;
г) искусство;
д) иррациональная психология.
Житейская психология – это психологические знания, накопленные и использующиеся человеком в повседневной жизни. Они обычно конкретны и формируются у человека в процессе его жизни в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений. Достоверность житейской психологии проверяется на личном опыте и опыте людей, с которыми человек непосредственно соприкасается. Эти знания передаются из уст в уста, записываются, отражая многовековой житейский опыт. Богатый психологический опыт накоплен в сказках. Многие житейские наблюдения собирают писатели и отражают в художественных произведениях или в жанре моральных афоризмов. Житейские наблюдения выдающихся людей, в силу их мудрости и способности к обобщению, представляют также большую ценность. Главный критерий истинности знаний житейской психологии — их правдоподобность и очевидная полезность в повседневных жизненных ситуациях.
Главная цель научной психологии – поиск новых психологических знаний о внутреннем мире людей. Причем для научной психологии представляют интерес общие закономерности психической жизни. В течение многих столетий научно-психологические знания накапливались в рамках философии, биологии, медицины, педагогики, социологии и других наук, связанных с изучением человека. Во второй половине XIX века психология стала самостоятельной наукой. С тех пор она разработала большое количество собственных методов научного познания, направленных на исследование фактов, закономерностей и механизмов психической жизни.
Главная цель практической психологии – психологическая помощь людям. Работа практических психологов направлена на поиск путей и разработку методов психологической помощи людям в решении их жизненных или профессиональных проблем.
Психологические знания обнаруживаются также в различных видах искусства: художественной литературе, изобразительном и музыкальном искусстве, в театре и кино. В них зафиксировано огромное многообразие человеческих судеб и реальных психологических проблем. Это своего рода «экспериментальные ситуации», которые создала сама жизнь или творческое воображение писателя, художника, музыканта, драматурга, режиссера. Приоритетное значение в изображении человека в искусстве принадлежит, конечно, художественной литературе.
Под иррациональной психологией понимается круг психологических знаний, недоступных объяснению научными и вообще рациональными методами. Традиционно научному знанию противопоставляется религиозное знание. К иррациональной психологии относятся также эзотерические знания, опирающиеся на некоторое тайное знание, недоступное для большинства людей (астрология, йога, нумерология, хиромантия и т. п.).
Каждый из рассмотренных типов психологических знаний характеризуется своими особенностями, достоинствами и недостатками. Каждый оправдан, полезен и даже необходим на своем месте и в своем собственном качестве.
Активное применение психологических знаний в педагогике привело к появлению в научном обиходе термина «педагогическая психология», которым обозначаются две разные науки. Одна из них – это базовая наука, которая является первой ветвью психологии. Она призвана изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания.
Под таким же термином – «педагогическая психология» развивается и прикладная наука, цель которой – использовать достижения всех ветвей психологии для совершенствования педагогической практики. За рубежом эту прикладную часть психологии часто называют школьной психологией.
Термин «педагогическая психология» был предложен П.Ф. Каптеревым в 1874 г. (Каптерев П.Ф., 1999; аннотация). Первоначально он существовал наряду с другими терминами, принятыми для обозначения дисциплин, занимающих пограничное положение между педагогикой и психологией: «педология» (О. Хрисман, 1892), «экспериментальная педагогика» (Э. Мейман, 1907). Экспериментальная педагогика и педагогическая психология сначала трактовались как разные названия одной и той же области знания (Л.С. Выготский, П.П. Блонский). На протяжении первой трети XX в. их значения были дифференцированы. Экспериментальная педагогика стала пониматься как область исследований, направленных на приложение данных экспериментальной психологии к педагогической реальности.
Педагогическая психология – это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Она тесно связана с педагогикой, детской и дифференциальной психологией, психофизиологией.
Особое значение для становления педагогической психологии имело творчество К.Д.Ушинского. Его работы, прежде всего книга «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868-1869), создали предпосылки для возникновения педагогической психологии в России. Более того, содержащийся в этой книге материал в какой-то мере предвосхитил появление педологии, основателем которой признан американский психолог С. Холл, который создал в 1889 году (спустя 20 лет после выхода книги) первую педологическую лабораторию.
С точки зрения К.Д. Ушинского, воспитание является процессом «создания истории». Предметом воспитания является человек, и если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях. Это означало изучение физических и психических особенностей человека, влияний «непреднамеренного воспитания» – общественной среды, «духа времени», его культуры и общественных отношений.
Какую роль играет психология в обучении специальному образованию?
Психология — это изучение биологических, социальных и экологических влияний, влияющих на то, как люди думают, ведут себя и учатся. Этот последний пункт был предметом больших дебатов в области специального образования, где педагоги стремятся помочь учащимся преодолеть пробелы в успеваемости. Около 14% всех учащихся государственных школ в США получают специальные образовательные услуги, как педагоги могут обеспечить идеальную среду обучения для этих мальчиков и девочек?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны рассмотреть роль психологии в специальном образовании, т. е. педагогической психологии. Педагогическая психология была движущей силой некоторых из величайших достижений в области специального образования, включая реинтеграцию учащихся с ограниченными возможностями в общеобразовательные классы. Если вы хотите узнать, как можно использовать педагогическую психологию, чтобы помочь учащимся с ограниченными возможностями добиться успехов в учебе, рассмотрите возможность получения степени магистра искусств в области специального образования Техасского университета в Пермском бассейне.
Что такое педагогическая психология?
Педагогическая психология — это раздел психологии, изучающий процессы и проблемы, влияющие на обучение. Понимая, как люди усваивают и сохраняют информацию, педагоги-психологи могут информировать учебные процессы и способствовать улучшению академических результатов учащихся, независимо от их способностей, ресурсов или среды. Это особенно важно для учащихся с ограниченными возможностями, которые в той или иной степени подвержены целому ряду проблем развития.
Истоки педагогической психологии можно проследить до Аристотеля и Платона, но именно такие психологи, как Жан Пиаже, заложили основы одного из важнейших принципов педагогической психологии: знание не может быть просто дано. Учителя могут преподносить информацию в привлекательной и уместной форме, но в конечном итоге учащийся должен изучать и запоминать информацию. Это идея, лежащая в основе конструктивистской теории, теории обучения, которая утверждает, что учащиеся могут учиться, только опираясь на предыдущие знания. Совместное обучение является еще одним ключевым принципом конструктивистской теории и представляет собой идею о том, что учащимся будет легче преодолевать проблемы и понимать уроки, если они смогут работать над ними в группах.
Несмотря на то, что ряд других теорий, в том числе теория когнитивного обучения, формируют то, как проводятся уроки в Соединенных Штатах, идея о том, что учащийся является активным участником своего учебного процесса, продолжает формировать то, как учащиеся с особыми потребностями обучаются в США. класс.
Влияние педагогической психологии на специальное образование
С повторным принятием Закона об инвалидах (IDEA) всем детям с инвалидностью гарантируется бесплатное соответствующее государственное образование. Когда в 2004 году Конгресс подтвердил важность этого новаторского законодательства, педагоги начали переключать свое внимание на отдельных людей, а не на их нарушения. В связи с этим динамичным сдвигом учителя общего образования все чаще обучают как учащихся с ограниченными возможностями, так и учащихся без инвалидности — задача, которая сопряжена с собственным набором проблем. За помощью общие педагоги часто обращаются к специальным педагогам, которые могут применить свои знания педагогической психологии в классе и помочь создать идеальную среду обучения.
Влияние педагогической психологии на классы
Педагогическая психология полностью изменила ландшафт специального образования. В то время как учащиеся с ограниченными возможностями когда-то были отделены от остального студенческого контингента, преподаватели теперь знают, что большинство учащихся с ограниченными возможностями могут достичь тех же академических стандартов, что и их сверстники без инвалидности. Тем не менее, потребности каждого учащегося с инвалидностью должны быть учтены и обеспечены, если они хотят добиться успехов в учебе.
Планирование уроков с учетом сильных и слабых сторон учащихся
Не существует универсального подхода к обучению учащихся с ограниченными возможностями. Используя уроки, извлеченные педагогами-психологами, учителя дифференцируют обучение, чтобы у каждого ученика была возможность учиться независимо от его способностей. В дополнение к гибкости, постоянной оценке и сотрудничеству, дифференцированное обучение отдает приоритет групповой работе и сложной рабочей среде: концепции, ориентированные на ученика, разделяются конструктивистским взглядом на обучение. В инклюзивном классе учащиеся с ограниченными возможностями обучаются вместе со своими сверстниками без инвалидности и получают индивидуальное обучение, обучение в малых группах и весь класс, а также возможность обсуждать уроки со сверстниками с разными способностями и интересами.
Создание сложной учебной среды часто оказывается более сложной задачей. Как вы предоставляете увлекательный контент как учащимся с ограниченными возможностями, так и учащимся без инвалидности? Помните, что учащиеся учатся, основываясь на собственном опыте, поэтому лучше всего, чтобы учащиеся всегда взаимодействовали с содержанием, которое они могут усвоить. Это означает оценку прогресса и потребностей каждого учащегося и соответствующее планирование уроков.
Почему педагогическая психология важна для специального образования?
До принятия Закона об образовании для всех детей-инвалидов в 1975 (в настоящее время принят как IDEA), люди с инвалидностью часто помещались в государственные учреждения, где они получали немногим больше, чем самое необходимое — еду, одежду, кров. Инвалиды редко получали образование и реабилитацию. Какова роль психологии в специальном образовании? Педагогическая психология предоставляет учителям средства для обучения людей с ограниченными возможностями, которые в противном случае могут не иметь доступа к первоклассному образованию, которого они заслуживают.
Узнайте об педагогической психологии и многом другом
Педагогическая психология охватывает теории поведения, обучения и обучения, а также исследования онтологического развития человека, и это один из многих курсов, преподаваемых в рамках онлайн-программы магистратуры Пермского бассейна UT в программе специального образования. В нашей онлайн-программе вы узнаете, как применять эти концепции в классе. Дополнительные курсы программы, которые могут подготовить вас к успешной карьере учителя специального образования, включают:
- Дизайн исследований в образовании и социальных науках
- Основы специального образования
- Программы и практики для одаренных учащихся
- Методы обучения одаренных учащихся
- Характеристики РАС и нарушений развития
уроки, управлять классными комнатами и проводить обучение, при этом учитывая потребности учащихся с ограниченными возможностями. Если вы заинтересованы в применении опыта педагогов-психологов в своем классе, зарегистрируйтесь в нашей доступной, гибкой, 100% онлайн-программе. Принципы педагогической психологии сослужат вам хорошую службу в классе как одно из многих соображений, которые вам необходимо учитывать при обеспечении идеальной среды обучения для учащихся специального образования.
Узнайте больше об онлайн-программе магистратуры Пермского бассейна UT по программе специального образования.
Источники:
https://www.verywellmind.com/what-is-educational-psychology-2795157
https://www.dphu.org/uploads/attachements/books/books_4778_0.pdf
https://www2.ed.gov/policy/speced/leg/idea/history.pdf
https://nceo.umn.edu/docs/OnlinePubs/Martha_Thurlow-Meeting_the_Needs_of_Special_Education_Students.pdf
Что такое педагогическая психология? 6 Примеры и теории
Педагогическая психология — одна из старейших отраслей в этой области, корни которой восходят, по крайней мере, к Платону.
Платон считал, что обучение основано на врожденной способности разума получать информацию и оценивать ее интеллектуальную и моральную ценность.
Самый выдающийся ученик Платона, Аристотель, подчеркивал, что обучение включает в себя построение ассоциаций, таких как последовательность во времени, смежность в пространстве, а также сходство и/или контрасты.
Более поздние мыслители уделяли значительное внимание процессам обучения и памяти, различным методам обучения и тому, как можно оптимизировать обучение.
Вместе эти мыслители сформировали растущий и разнообразный корпус теории и практики педагогической психологии, и эту интригующую тему мы обсудим ниже.
Прежде чем продолжить, вы можете бесплатно загрузить три упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.
Эта статья содержит:
- Что такое педагогическая психология и почему она важна?
- Краткая история поля
- Описание работы и роли психолога-педагога
- 3 примера из реальной жизни
- 3 популярные теории
- Темы исследований в области педагогической психологии
- Педагогическая психология против школьной психологии
- Взгляд на идеи Выготского
- Соответствующие ресурсы PositivePsychology.
com
- Сообщение на вынос
- Ссылки
Что такое педагогическая психология и почему она важна?
Педагогическая психология занимается изучением и улучшением человеческого обучения на протяжении всей жизни, в каких бы условиях оно ни происходило.
К таким условиям относятся не только школы, но и рабочие места, организованные спортивные состязания, правительственные учреждения и сообщества пенсионеров — везде, где люди участвуют в обучении и обучении того или иного типа.
Педагогическая психология важна из-за того, что она сосредоточена на понимании и улучшении важнейшей способности человека к обучению.
В этой миссии повышения качества обучения педагоги-психологи стремятся помочь как ученикам, так и учителям.
Краткая история области
Как отмечалось выше, ранние греческие философы, такие как Платон и Аристотель, занимались процессом обучения, получением фактических и моральных знаний.
Однако лишь позже в истории педагогическая психология стала самостоятельной областью, отличной от философии.
Джон Локк (1632–1704), влиятельный британский философ и «отец психологии», классно описал человеческий разум как tabula rasa (чистый лист), у которого нет врожденных или врожденных знаний, но который может учиться только через накопление опыта.
Иоганн Гербарт (1776–1841) считается основоположником педагогической психологии как отдельной области. Он подчеркивал интерес к предмету как важнейший компонент обучения.
Он также предложил пять формальных шагов обучения:
- Обзор того, что уже известно
- Предварительный просмотр нового материала для изучения
- Презентация нового материала
- Связь нового материала с уже известным
- Демонстрация того, как можно с пользой применить новые знания
Мария Монтессори (1870–1952) — итальянский врач и педагог, начавшая с обучения детей-инвалидов и малообеспеченных детей. Затем она основала сеть школ, в которых обучали детей любого происхождения, используя практический, мультисенсорный и часто ориентированный на учащихся подход к обучению.
Натаниэль Гейдж (1917–2008) был влиятельным психологом-педагогом, пионером исследований в области преподавания. Он служил в армии США во время Второй мировой войны, где разработал тесты на пригодность для отбора штурманов самолетов и операторов радаров.
Гейдж продолжил разработку исследовательской программы, которая во многом способствовала научному изучению преподавания.
Он считал, что прогресс в обучении в значительной степени зависит от эффективного преподавания и что надежная теория эффективного преподавания должна охватывать:
- Процесс обучения
- Содержание для изучения
- Способности учащихся и уровень мотивации
- Управление классом
Вышеизложенное является лишь примером влиятельных мыслителей, которые со временем внесли свой вклад в область педагогической психологии.
Прекрасную и краткую историю педагогической психологии от Платона и Аристотеля до бихевиоризма и других современных течений см. в Grinder (1989).
Должностная инструкция и функции педагога-психолога
Педагог-психологи обычно имеют степень магистра или доктора наук в этой области.
Они работают в различных учебных, исследовательских и прикладных учреждениях (например, K–12, университеты, военные и образовательные отрасли, такие как разработчики учебников и тестов).
Те, кто имеет докторскую степень, часто преподают и проводят исследования в колледжах или университетах.
Они преподают базовые курсы, такие как Введение в педагогическую психологию , и более сложные семинары, такие как Профессиональная этика в педагогической психологии или Методы исследования в педагогической психологии .
Они проводят исследования по таким темам, как лучший показатель навыков грамотности для учащихся средних школ, наиболее эффективный метод обучения начинающих инженеров-профессионалов и взаимосвязь между уровнем образования и эмоциональным здоровьем пенсионеров.
Педагоги-психологи также работают в различных прикладных ролях, таких как консультирование по разработке учебных программ; оценка образовательных программ в школах или на учебных площадках; и предлагая учителям лучшие методы обучения для предметной области, уровня класса или населения, будь то обычные ученики, дети с ограниченными возможностями или одаренные ученики.
3 примера из реальной жизни
Говард Гарднер, профессор Гарвардской высшей школы образования, известен тем, что разработал теорию множественного интеллекта.
Эта теория утверждает, что помимо традиционно измеряемых вербальных и визуально-пространственных форм интеллекта существуют также формы, включающие кинестетический или спортивный интеллект, межличностный или социально-эмоциональный интеллект, музыкальный или художественный интеллект и, возможно, другие формы, которые мы еще не изучили. научился измерять.
Доктор Гарднер преподает, проводит исследования и публикует материалы. Его многочисленные книги включают Структуры разума: теория множественного интеллекта (1983) и Дисциплинированный ум: помимо фактов и стандартизированных тестов, образование, которого заслуживает каждый ребенок (2000).
Мейми Фиппс Кларк (1917–1983), показанная выше, была первой афроамериканкой, получившей докторскую степень по психологии в Колумбийском университете. Она и ее муж Кеннет Кларк (1914–2005) интересовались развитием и самооценкой афроамериканских детей.
Ее докторская работа продемонстрировала дегуманизирующий эффект сегрегированных школ как на афроамериканских, так и на белых детей в известном «исследовании кукол» (Clark & Clark, 1939). Она обнаружила, что как афроамериканские дети, так и белые дети приписывают белым куклам больше положительных характеристик, чем черным куклам.
Эта работа использовалась в качестве доказательства в деле Браун против Совета по образованию (1954 г.), единогласном постановлении Верховного суда США, постановившего, что школы, разделенные по расовому признаку, не равны и должны быть десегрегированы.
Она и ее муж основали несколько учреждений, предоставляющих консультационные и образовательные услуги малоимущим афроамериканским детям, в том числе проект Harlem Youth Opportunities Unlimited.
Ирен Мари Монтеро Хиль получила степень магистра на факультете эволюционной и педагогической психологии Автономного университета Мадрида, Испания.
Г-жа Монтеро Хиль совмещала последующее обучение в докторантуре со своей ролью самого молодого члена Конгресса депутатов Испании, представляющего Мадрид. Позже она отложила учебу, чтобы стать министром по вопросам равноправия Испании, офисом, который выступает за равные возможности независимо от возраста, пола или инвалидности.
Приведенные выше примеры показывают лишь некоторые вклады, которые педагоги-психологи могут внести в исследовательскую, преподавательскую, юридическую и правозащитную деятельность.
Загрузите 3 бесплатных инструментария для позитивной психологии (PDF)
Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.
3 Популярные теории
Различные теории были разработаны для объяснения того, как люди учатся. Некоторые из наиболее устойчивых и репрезентативных современных теорий обсуждаются ниже.
1. Бихевиоризм
Бихевиоризм приравнивает обучение к наблюдаемым изменениям в деятельности (Skinner, 1938). Например, работник сборочной линии мог «научиться» собирать игрушку из деталей, и после 10 практических занятий рабочий может сделать это без ошибок в течение 60 секунд.
В бихевиоризме основное внимание уделяется стимулам или побуждениям к действию (ваш руководитель вручает вам коробку с деталями игрушки), за которым следует поведение (вы собираете игрушку), за которым следует подкрепление или его отсутствие (вы получаете повышение за самая быстрая сборка игрушки).
Бихевиоризм утверждает, что положительно подкрепленные поведенческие реакции с большей вероятностью повторятся в будущем.
Следует отметить, что бихевиористы верят в предустановленную внешнюю реальность, которая постепенно открывается в процессе обучения.
Некоторые ученые также считают, что с бихевиористской точки зрения учащиеся больше реагируют на стимулы окружающей среды, чем активны или проактивны в процессе обучения (Ertmer & Newby, 2013).
Однако одним из наиболее устойчивых достижений более поздней бихевиористской традиции является позитивное поведенческое вмешательство и поддержка (PBIS), в котором упреждающие методы играют заметную роль в улучшении обучения в школах.
Такая проактивная поведенческая поддержка включает в себя максимальную структуру в классе, заблаговременное обучение четким поведенческим ожиданиям, регулярное использование подсказок с учащимися и активное наблюдение за учащимися (Simonsen & Myers, 2015).
Более 2500 школ в Соединенных Штатах в настоящее время применяют поддерживающую поведенческую основу PBIS с документально подтвержденными улучшениями как в поведении учащихся (Bradshaw, Waasdorp, & Leaf, 2012), так и в достижениях (Madigan, Cross, Smolkowski, & Stryker, 2016).
2.

Когнитивизм был частично вдохновлен развитием компьютеров и модели обработки информации, которая, как считается, применима к человеческому обучению (Neisser, 1967).
Он также развился отчасти как реакция на предполагаемые ограничения бихевиористской модели обучения, которая, как считалось, не учитывала психические процессы.
В когнитивизме обучение происходит, когда информация принимается, систематизируется, удерживается в памяти и извлекается для использования.
Когнитивисты очень заинтересованы в изучении и памяти с точки зрения нейронов или взаимодействия мозга с поведением. Их направления исследований часто включают исследования, включающие функциональную визуализацию мозга (например, функциональную магнитно-резонансную томографию), чтобы увидеть, какие мозговые цепи активируются во время конкретных учебных задач.
Когнитивисты также очень интересуются «нейропластичностью», или тем, как обучение вызывает новые связи между отдельными клетками мозга (нейронами) и их более широкими нейронными сетями.
С точки зрения когнитивистов, люди считаются очень активными в процессе обучения, включая то, как они организуют информацию, чтобы сделать ее значимой и запоминающейся для себя.
Когнитивисты, как и бихевиористы, считают, что обучение отражает внешнюю реальность, а не формирует или конструирует реальность.
3. Конструктивизм
Конструктивизм считает, что с детства человек учится последовательно (Piaget, 1955).
На этих стадиях мы сопоставляем наши основные понятия или «схемы» реальности с опытом в мире и соответствующим образом корректируем наши схемы.
Например, основываясь на определенном детском опыте, вы можете сформировать схематическое представление о том, что все предметы падают, когда вы их отпускаете. Но допустим, вы получаете гелиевый шарик, который поднимается, когда вы его отпускаете. Затем вы должны скорректировать свою схему, чтобы зафиксировать эту новую реальность: «большинство вещей исчезает, когда я отпускаю их, но по крайней мере одна вещь поднимается, когда я отпускаю их».
Для конструктивистов всегда существует субъективный компонент того, как организована реальность. С этой точки зрения нельзя сказать, что обучение отражает предустановленную внешнюю реальность. Скорее, реальность — это всегда взаимодействие между активным конструированием мира и самим миром.
Темы исследований в области психологии образования
Недавние исследования в области психологии образования сделали акцент на том, как социально-эмоциональные факторы влияют на успеваемость учащихся.
Например, Zysberg and Schwabsky (2020) исследовали взаимосвязь между позитивной школьной культурой или климатом, чувством самоэффективности учащихся и успеваемостью в израильских средних и старших классах.
Они обнаружили, что школьный климат положительно связан с чувством самоэффективности учащихся. Самоэффективность, в свою очередь, была положительно связана с успеваемостью по математике и английскому языку.
Это исследование отражает конструктивистский подход, акцентируя внимание на том, как учащиеся придают смысл своему образовательному опыту.
Другое недавнее исследование было сосредоточено на поведенческих вмешательствах для поддержки онлайн-обучения, которое становится все более распространенным в качестве образовательного варианта.
Например, Yeomans and Reich (2017) обнаружили, что регулярные подсказки учащимся о завершении онлайн-работы привели к увеличению числа пройденных курсов на 29%. Они пришли к выводу, что отправка регулярных напоминаний является недорогим и эффективным способом улучшить прохождение онлайн-курсов.
Это исследование отражает активный бихевиористский подход к улучшению результатов обучения.
Еще одна текущая область исследований в педагогической психологии связана с использованием методов визуализации мозга во время учебной деятельности.
Например, Takeuchi, Mori, Suzukamo и Izumi (2019) изучали активность мозга у учителей и учеников, в то время как учителя давали подсказки для решения зрительно-пространственной задачи (сборки головоломок).
Они обнаружили, что префронтальная кора головного мозга, участвующая в планировании и мониторинге сложных когнитивных действий, значительно активизировалась у учителей не тогда, когда они планировали давать подсказки, а только тогда, когда они действительно давали подсказки.
У студентов-участников префронтальная кора значительно активизировалась, когда они решали головоломку с помощью предоставленных подсказок.
В этом исследовании подчеркивается когнитивистский подход, сосредоточенный на активности мозга во время обучения.
Для когнитивистов понимание того, как мозг преобразует вводимые инструкции в обучение, может привести к улучшению стратегий обучения и улучшению результатов обучения.
Педагогическая психология и школьная психология
Педагогические и школьные психологи в некоторой степени совпадают по своему обучению и функциям, но также имеют важные отличия.
Педагоги-психологи больше занимаются преподаванием и исследованиями на уровне колледжей или университетов. Они также ориентируются на более крупные и разнообразные группы в своей исследовательской и консультационной деятельности.
В качестве консультантов педагоги-психологи работают с такими организациями, как школьные округа, военные или корпорации, над разработкой наилучших методов обучения.
Некоторые школьные психологи участвуют в обучении, исследованиях и/или консультировании больших групп, таких как школьный округ. Однако большинство из них больше ориентированы на работу в рамках конкретной школы, а также с отдельными учащимися и их семьями.
Около 80% школьных психологов работают в государственных школах и проводят прямые вмешательства с отдельными людьми или небольшими группами.
Они помогают с тестированием и поддержкой учащихся с особыми потребностями, помогают учителям разрабатывать стратегии управления классом и участвуют в индивидуальном или групповом консультировании, которое может включать кризисное консультирование и эмоционально-поведенческую поддержку.
Взгляд на идеи Выготского
Лев Выготский (1896–1934) был русским психологом, разработавшим некоторые идеи, лежащие в основе конструктивистского движения в образовании.
Одной из центральных идей теории обучения Выготского является идея о зоне ближайшего развития (ЗБР).
ZPD представляет собой область между тем, что учащийся (студент, взрослый стажер, реабилитационный пациент и т. д.) уже может делать самостоятельно, и тем, что учащийся может легко выполнить с помощью учителей или более продвинутых сверстников.
Например, пятилетний ребенок может уже знать, как выполнить задание из трех шагов вручную, но можно ли научить его выполнять задание из четырех или пяти шагов?
ZPD — это зона формирующихся навыков, которая требует своего рода исследования и измерения, чтобы лучше понять потенциал учащегося (Moll, 2014).
Выготского также интересовали отношения между мыслью и языком. Он предположил, что большая часть мысли состоит из интернализированного языка или «внутренней речи». Подобно Пиаже, работы которого он читал с интересом, Выготский пришел к выводу, что язык имеет социальное происхождение, которое затем интериоризируется как внутренняя речь.
В этом смысле Выготского часто считают (социальным) конструктивистом, где обучение зависит от социальной коммуникации и норм. Таким образом, обучение отражает нашу связь с другими и согласие с ними, а не связь с чисто внешней или объективной реальностью.
Соответствующие ресурсы PositivePsychology.com
Как упоминалось в обсуждении теории эффективного обучения Натаниэля Гейджа, мотивация учащихся является важным компонентом, который необходимо оценивать и поощрять.
Саморефлексия «Кто я» может помочь учащимся и их учителям подумать о том, в чем они хороши, с какими серьезными проблемами они столкнулись и что их вдохновляет. Эти знания могут помочь как преподавателям, так и учащимся найти способы повышения мотивации в конкретных случаях.
Как отмечалось выше, когнитивистский подход к педагогической психологии включает в себя понимание того, как мозг обучается, формируя новые связи между нейронами. Упражнение «Принятие установки на рост» — это простое руководство по замене фиксированного мышления заявлениями о росте. Это может вдохновить взрослых учиться, ссылаясь на присущую им нейропластичность.
Идея состоит в том, что при достаточном усилии и повторении мы можем формировать в нашем мозгу новые и прочные связи положительного и адаптивного характера.
Родителям и учителям мы рекомендуем статью доктора Габриэллы Ланча о Стратегии здоровой дисциплины для обучения и вдохновения детей . В этой статье предлагаются основные и эффективные стратегии и рабочие листы для создания положительного поведенческого климата дома и в школе, который является просоциальным и способствующим обучению.
17 упражнений по позитивной психологии. Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим улучшить свое самочувствие, эта подборка подписей содержит 17 проверенных инструментов позитивной психологии для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим процветать и процветать.
Важная информация
Область педагогической психологии имеет древние корни и остается актуальной и сегодня.
Сегодня в мире существует множество программ, обеспечивающих качественную подготовку по психологии образования на уровне магистратуры, докторантуры и докторантуры.
По данным Бюро статистики труда США, возможности карьерного роста в области психологии будут расти здоровыми темпами примерно на 14% в течение этого десятилетия, и ожидается, что психология образования будет идти в ногу со временем.
Кроме того, удовлетворенность работой в педагогической психологии и смежных областях, таких как школьная психология, традиционно была высокой, в том числе в том, что касается социального воздействия, независимости и вознаграждения (Worrell, Skaggs, & Brown, 2006).
Те, кто имеет докторскую степень в области педагогической психологии, могут оказать широкое влияние на учащихся любого типа. Они часто преподают в колледжах или университетах, проводят исследования и публикуются по различным темам в этой области или консультируются с различными организациями по поводу лучших методов преподавания и обучения.
Исследователи в области педагогической психологии внесли важный вклад в современное образование и культуру, начиная с парадигм обучения (бихевиоризм, когнитивизм, конструкционизм) и теории множественного интеллекта и заканчивая активной школьной поддержкой положительного поведения.
Мы надеемся, что вы узнали больше о богатой области психологии образования из этой краткой статьи и сочтете содержащиеся в ней ресурсы полезными. Не забудьте скачать наши бесплатные упражнения по позитивной психологии.
- Браун против Совета по образованию , 347 США (1954 г.).
- Брэдшоу, С.П., Ваасдорп, Т.Е., и Лиф, П.Дж. (2012). Влияние общешкольных позитивных поведенческих вмешательств и поддержки на проблемы с поведением ребенка. Педиатрия , 130 (5), e1136–e1145.
- Кларк, К., и Кларк, М. (1939). Развитие самосознания и появление расовой идентификации у негритянских дошкольников. Журнал социальной психологии , 10 (4), 591–599.
- Эртмер, П.А., и Ньюби, Т.Дж. (2013). Бихевиоризм, когнитивизм и конструктивизм: сравнение важнейших характеристик с точки зрения учебного дизайна. Повышение производительности Ежеквартально , 26 (2), 43–71.
- Гарднер, Х. (1983).
Образ мышления: теория множественного интеллекта . Основные книги.
- Гарднер, Х. (2000). Дисциплинированный ум: Помимо фактов и стандартных тестов, образование, которого заслуживает каждый ребенок . Книги пингвинов.
- Гриндер, Р. Э. (1989). Педагогическая психология: основная наука. В MC Wittrock & F. Farley (Eds.), Будущее педагогической психологии (стр. 3–18). Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс.
- Мэдиган, К., Кросс, Р. В., Смолковски, К., и Страйкер, Л. А. (2016). Связь между общешкольными позитивными поведенческими вмешательствами и поддержкой и успеваемостью: оценка за 9 лет. Образовательные исследования и оценка , 22 (7–8), 402–421.
- Moll, LC (2014). Л. С. Выготский и образование . Рутледж.
- Нейссер, У. (1967). Когнитивная психология . Эпплтон-Сенчури-Крофтс.
- Пиаже, Дж. (1955). Детское конструирование реальности . Рутледж и Кеган Пол.
- Симонсен, Б.
, и Майерс, Д. (2015). Вмешательства и поддержка позитивного поведения в классе: руководство по активному управлению классом . Публикации Гилфорда.
- Скиннер, Б.Ф. (1938). Поведение организмов: экспериментальный анализ . Фонд Б. Ф. Скиннера.
- Такеучи Н., Мори Т., Судзукамо Ю. и Изуми С.И. (2019). Активность префронтальной коры у учителей и учащихся при обучении проблеме инсайта. Разум, мозг и образование , 13 , 167–175.
- Уоррелл, Т. Г., Скэггс, Г. Е., и Браун, М. Б. (2006). Удовлетворенность работой школьных психологов: 22-летняя перспектива в США. School Psychology International , 27 (2), 131–145.
- Йоманс, М., и Райх, Дж. (2017). Планирование подсказок увеличивает и прогнозирует завершение курса в массовых открытых онлайн-курсах. Конференция : Седьмая международная конференция по аналитике и знаниям в области обучения , стр. 464–473.
- Зисберг, Л., и Швабски, Н.