Биология подготовка к экзаменам – Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по биологии (9 класс) по теме: материал для подготовки к экзамену по биологии 9 класс | скачать бесплатно

Содержание

Материалы для подготовки к ЕГЭ  по биологии |

Материалы для подготовки к ЕГЭ  по биологии в виде пособия «Весь курс школы в одной книге» содержат иллюстрированные тексты ответов по программе курса биологии. Все материалы представлены в максимально краткой, доступной и наглядной форме с привлечением методик мнемотехники для быстрого и качественного запоминания. Материалы включают 603 страницы текста, 508 уникальных рисунков и фотографий объемом 183 МБ. На сайте выложена демонстрационная версия в объеме 350 стр. Полную версию можно бесплатно скачать ЗДЕСЬ

Программа подготовки к ЕГЭ по биологии

Раздел 1 Биология – наука о жизни

1.1. Биология как наука. Роль биологии
1.2. Признаки и свойства живого
1.3. Основные уровни организации живой природы

Раздел 2 Клетка как биологическая система

2.1. Клеточная теория. Развитие знаний о клетке
2.2. Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов
2.3. Химическая организация клетки
2.3.1. Неорганические вещества клетки
2.3.2. Органические вещества клетки: углеводы, липиды

2.3.3. Органические вещества клетки: белки
2.3.4. Органические вещества клетки: нуклеиновые кислоты
2.4. Строение про— и эукариотической клеток
2.5. Метаболизм
2.5.1. Энергетический и пластический обмен
2.5.2. Диссимиляция
2.5.3. Фотосинтез и хемосинтез
2.6. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Гены, генетический код
2.7. Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз.

Раздел 3 Организм как биологическая система

3.1. Разнообразие организмов. Вирусы – неклеточные формы.
3.2. Воспроизведение организмов
3.3. Онтогенез
3.4. Генетика. Основные генетические понятия
3.5. Закономерности наследственности
3.6. Изменчивость признаков у организмов

3.7. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Наследствениые болезни человека
3.8. Селекция. Значение генетики для селекции.
3.8.1. Генетика и селекция
3.8.2. Методы работы И.В. Мичурина
3.8.3. Центры происхождения культурных растений
3.9. Биотехнология, клеточная и генная инженерия, клонирование

Раздел 4 Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность

4.1. Систематика. Основные систематические (таксономические) категории
4.2. Царство Бактерии.
4.3. Царство Грибы. Лишайники
4.4. Царство Растения.
4.4.1. Общая характеристика царства Растения
4.4.2. Ткани высших растений
4.4.3. Корень
4.4.4. Побег
4.4.5. Цветок и его функции. Соцветия

4.5. Многообразие растений.
4.5.1. Жизненные циклы отделов растений
4.5.2. Однодольные и двудольные растения
4.5.3. Космическая роль растений
4.6. Царство Животные
4.6.1. Общая характеристика царства Животные
4.6.2. Одноклеточные или Простейшие
4.6.3. Тип Кишечнополостные
4.6.4. Тип плоские черви
4.6.5. Тип Первичнополостные или Круглые черви
4.6.6. Тип Кольчатые черви стр.1-5  стр. 6-11
4.6.7. Тип Моллюски
4.6.8. Тип Членистоногие стр.1-10  стр.11-25   стр. 26-35
4.7. Хордовые животные
4.7.1. Общая характеристика типа Хордовых
4.7.2. Надкласс Рыбы
4.7.3. Класс Земноводные
4.7.4. Класс Пресмыкающиеся
4.7.5. Класс Птицы
4.7.6.Класс Млекопитающие

Раздел 5 Человек и его здоровье

5.1. Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, кровообращения, лимфатической системы стр.
5.1.1. Анатомия и физиология человека. Ткани  стр.1-7   стр.8-20
5.1.2. Строение и функции пищеварительной системы
5.1.3. Строение и функции дыхательной системы
5.1.4. Строение и функции выделительной системы
5.2. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорно-двигательной, покровной, кровообращения, лимфообращения. Размножение и развитие человека
5.2.1. Строение и функции опорно-двигательной системы
5.2.2. Кожа, ее строение и функции
5.2.3. Строение и функции системы органов кровообращения и лимфообращения

5.2.4. Размножение и развитие организма человека
5.3. Внутренняя среда организма человека. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека
5.3.1. Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет
5.3.2. Обмен веществ в организме человека
5.4. Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой
5.4.1. Нервная система. Общий план строения. Функции
5.4.2. Строение и функции центральной нервной системы
5.4.3. Строение и функции вегетативной нервной системы
5.4.4. Эндокринная система. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
5.5. Анализаторы. Органы чувств. Высшая нервная деятельность
5.5.1 Органы чувств (анализаторы). Строение и функции органов зрения и слуха
5.5.2. Высшая нервная деятельность
5.6. Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Приемы оказания первой помощи.

Раздел 6 Надорганизменные системы. Эволюция органического мира

6.1. Вид, его критерии и структура. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Способы видообразования. Микроэволюция
6.2. Развитие эволюционных идей. Движущие силы, элементарные факторы эволюции. Синтетическая теория эволюции
6.2.1. Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Элементарные факторы эволюции

6.2.2. Творческая роль естественного отбора. Синтетическая теория эволюции. Исследования С.С.Четверикова. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира
6.3. Результаты эволюции. Доказательства эволюции живой природы.
6.4. Макроэволюция. Направления и пути эволюции. Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных
6.5. Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека

Раздел 7 Экосистемы и присущие им закономерности

7.1. Среды обитания организмов. Факторы среды. Законы оптимума и минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм
7.2. Экосистема, ее компоненты, структура. Цепи и сети питания, их звенья. Правило экологической пирамиды. Структура и динамика численности популяций
7.3. Разнообразие, саморазвитие, смена экосистем. Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем
7.4. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа устойчивого развития экосистем
7.5—7.6. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского

 

in-natura.ru

Как успешно подготовиться к экзамену по биологии

Содержание курса школьной биологии включает в себя следующие разделы: «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология». Объем информации значительный, поэтому важно вовремя начать подготовку к итоговому экзамену. К сожалению, как показывает практика, одного учебного года, т.е. 9 месяцев, не всегда хватает, чтобы подготовиться к экзамену по биологии основательно. Многое, конечно, зависит, от уже имеющегося потенциала знаний, готовности абитуриента к систематическим занятиям, его личностных качеств (усидчивости, хорошей памяти, владению общеучебными умениями и т.д.). Здесь важно не переоценивать свои возможности, т.к. школьные оценки, зачастую, не являются объективным показателем уровня знаний.

Грамотно выбираем учебную литературу для подготовки к экзамену по биологии

Когда абитуриент определился с необходимостью дополнительных занятий, а также сроками их начала, вторым немаловажным шагом является подбор учебной литературы. При этом велик соблазн воспользоваться сборником для поступающих в вузы. Делать этого не стоит, поскольку в рамках одного учебника сложно представить все важные вопросы биологии в достаточной степени. Кроме того, важно обращать внимание на издательство, выпускающее учебные пособия. Рекомендую такие как «Просвещение», «Дрофа», «Вентана Граф», «Мнемозина». Не следует покупать учебники, выпущенные в сомнительных издательствах. Тоже самое касается выбора тестов для тренировки. Предпочтение надо отдать сборникам тестовых заданий, выпущенных под эгидой Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Хорошо зарекомендовали себя типовые экзаменационные варианты по биологии под редакцией Г.С.Калиновой.

Итак, лучше готовиться к экзамену по биологии по школьным учебникам. В настоящее время существует несколько линий учебников по биологии и опытный преподаватель посоветует, какие из них написаны доступным языком, содержат такой объем информации, которого достаточно для получения качественных знаний, современны, хорошо иллюстрированы. В свою очередь могу рекомендовать следующие: Пасечник В.В. Учебник для 6 класса “Биология: Бактерии. Грибы. Растения”, М.:- Дрофа, 2011; Б. Е. Быховский, В. Р. Дольник, М. А. Козлов. Биология. Животные. 7-8 классы, М., АСТ Астрель, 2004; Н.Д.Андреева Биология. 8 класс. Человек и его здоровье, М.:- Мнемозина, 2010г.; А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник Биология. Общая биология. 10-11кл.- М.: Дрофа, 2011.

Важно, что эти учебники хорошо зарекомендовали себя в школьной практике, легкодоступны, строго соответствуют требованиям, предъявляемым к учебной литературе.

Следующим важным моментом в подготовке к экзамену является постепенное формирование системы биологических знаний у абитуриентов, которое ни в коей мере нельзя заменить решением тестовых заданий. Только прочные знания по каждому разделу школьной биологии позволят успешно справиться с типовыми экзаменационными вариантами.

На какие разделы биологии обратить внимание при подготовке к ЕГЭ

Поскольку подготовка к ЕГЭ по биологии проходит в сжатые сроки, приходится пожертвовать логикой и последовательностью изучаемых разделов. Как показывает многолетняя практика, лучше начинать с раздела «Общая биология», каждая тема которого должна быть подробно изучена абитуриентом. В первую очередь, это тема «Основы цитологии», по которой в тестах традиционно много вопросов. Хорошо, если перед изучением этой темы преподаватель по биологии составит перечень главных вопросов, чтобы абитуриент наглядно представлял себе тот объем учебной информации, которым ему предстоит овладеть. Такой подход важен и при изучении последующих тем.

Важно помнить, что в разделе «Общая биология» нет второстепенных тем и вероятность того, что вопросы в части 2 (повышенной сложности) будут касаться не только генетики или цитологии, но и экологии, учения о биосфере, эволюции. Впрочем, велика вероятность, что задания могут быть и по разделам «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (традиционно называемый ботаникой), «Животные» (зоология), «Человек и его здоровье» (анатомия). Особенность типовых экзаменационных вариантов в 2015 году – интегрированность, когда для решения задания требуются знания из разных разделов школьной биологии. Кроме того, во всех тестах содержится задача по генетике, следовательно, решению этих задач важно уделить большее внимание, а также типовые задачи, требующие знаний генетического кода.

Наконец, абитуриентам необходимо помнить, что прослушивание лекций на подготовительных курсах – это лишь часть подготовки, поскольку полученную информацию важно не только прослушать, но и ВЫУЧИТЬ (еще лучше проговорить). После чего обязательно потренироваться, решая тестовые задания, причем выполнять эту часть работы, сначала, отдельно по каждой изученной теме раздела «Общая биология», затем по всем остальным разделам. И только тогда, когда появится понимание внутренней логики каждого раздела, приступать к решению целых тестов.

Автор: Васильева Татьяна Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, СПб

Ссылка на профиль: http://www.spb.upstudy.ru/repetitors/247431/

Поделиться в соц. сетях –

upstudy.ru

Как хорошо сдать экзамен по биологии?

По статистике 1 из 20 учеников выбирает для себя профессии естественной направленности. Для будущих медиков, экологов, психологов хорошо сдать биологию — одна из первоочередных задач. Как же справиться с ней? Возможно ли достичь хорошего результата, если знания предыдущих лет обучения благополучно забыты?

Готовимся к экзамену

Начните подготовку заранее. Оптимальный для этого срок — 1 год. Если у вас есть это время, можете воспользоваться услугами репетитора или записаться на соответствующие курсы. Если же в распоряжении осталось около полугода, все только в ваших руках. Обязательно посещайте все лекционные (теоретические) и лабораторные (практические) занятия по биологии.

Узнайте, какие вопросы ожидают вас на экзамене, и проработайте их. Выделите разделы биологии, которые вам необходимо будет изучить или освежить в памяти. Распределите свое время по разделам и темам. Систематизируйте информацию, не бросайтесь из раздела в раздел. Изучили один блок — приступайте к следующему.

Решение одних только тестов не является полноценной подготовкой, если вы рассчитываете на хороший результат. Для успешной сдачи экзамена вы должны уметь развернуто отвечать на поставленные вопросы, а также раскрывать предложенные вам темы с уместным использованием биологических понятий. Если вы планируете поступление в ВУЗ, попробуйте пройти тесты МГУ по биологии.

Не зубрите. Не пытайтесь усвоить всю теорию сплошным бездумным запоминанием — лишь зря потратите время. Наверняка вам уже известны случаи, когда из-за сильного волнения все заученное словно вылетало из головы. Если вы не хотите такого исхода событий, откройте для себя новые способы задействования вашей памяти: наглядные, звуковые, эмоциональные.

Активизируем память

К наглядным способам запоминания информации относятся:

  • таблицы;
  • схемы;
  • рисунки.

Таблицы можно использовать и для структурирования различных систем, и для запоминания необходимых вам терминов. Например, можно начертить таблицу из четырех колонок, в первую вписывать понятие, во вторую — его определение, в третью — имена ученых, связанных с понятием, и в четвертую — открытия в данной области.

Множество схем есть на страницах учебников, пособий, рабочих тетрадей и справочников. Лучше всего перерабатывать их самостоятельно. Например, изучая параграф учебника, выделите в нем ключевые слова и составьте схему на их основе. Выбирайте такие формы, за которые вам проще будет зрительно “зацепиться”: стрелочки, овалы, прямоугольники, цветочки, листики и т. д.

Хорошо запоминаются нам рисунки, переработанные собственной рукой. Попробуйте перерисовать, например, одноклеточный организм, а потом воспроизвести рисунок по памяти. Затем обязательно проверьте свой рисунок с оригиналом, исправьте неточности и нарисуйте снова. Зрительная концентрация и образное восприятие объектов вместе с вашими механическими действиями более эффективны для запоминания, чем готовые факты из учебника или пособия.

Если вами лучше воспринимается то, что вы слышите, обязательно используйте в своей подготовке повторение вслух. Впрочем, данный метод подходит для всех, так как при повторении человеку приходится задействовать свои личные переживания и ассоциации, а для прочного запоминания это самое главное. Для только слухового же восприятия можно использовать аудио учебники.

Какой бы способ запоминания вы ни избрали для себя, он не должен оставлять вас равнодушным к тому, что изучается. В этом заключена суть долговременной памяти: хорошо запоминается лишь то, что задело или потрясло нас эмоционально.

Задействовать свои чувства в обучении — задача непростая, но и не сверхъестественная. Изучая растения, представляйте те, что когда-то видели, вспомните свои ощущения. Если есть возможность, прогуляйтесь по парку или лесу, наберитесь новых впечатлений. Изучая зверей, фантазируйте, преобразовывайте информацию творчески. Представляйте себя на месте животных, чтобы осознанно запомнить те или иные их особенности. При изучении же человека используйте себя, пробуйте находить в своем теле изучаемые кости, хрящи, мышцы и т. п.

Изучаем задания ЕГЭ

Каждый год и ученики старших классов, и их родители интересуются, как сдать ЕГЭ по биологии, ведь его вопросы затрагивают теорию, изучаемую не только в старших классах, но и в среднем школьном звене. К ЕГЭ, как и к любому другому экзамену, можно подготовиться даже за полгода, если разумно распределить время и подобрать для себя подходящие методы освоения материала. Что представляет собой ЕГЭ по биологии?

Экзамен подразделяется на:

  1. Часть А. Состоит из вопросов базовой сложности. На обдумывание каждого ответа постарайтесь отводить не более 2 минут. Внимательно прочитайте сам вопрос или инструкцию. Если возникают трудности или сомнения, не отчаивайтесь: соберитесь, постарайтесь спокойно вспомнить соответствующую тему, и решение придет к вам само. Не спешите и не поддавайтесь панике. Взвесьте свое решение, проверьте его методом исключения и выберите правильный ответ.
  2. Часть В. Здесь вам будут предложены вопросы повышенной сложности: поиск соответствий, выбор нескольких верных вариантов ответа и установление последовательностей. На каждый ответ отводите не более 5 минут. В заданиях с поиском соответствий сосредоточьтесь, вспомните изученные вами структуры, таблицы, схемы. Выбирая варианты ответа из предложенного списка, обязательно продумайте каждый вариант, исключайте неподходящие, и останутся только правильные. Определяя же нужную последовательность ответов, не забывайте сверять каждый вариант с поставленным вопросом.
  3. Часть С. Представляет собой собрание из заданий высокой сложности. На выполнение каждого можно отвести до 20 минут. Ваши развернутые ответы должны быть структурированными и аргументированными, иными словами, излагайте свои мысли ясно и упорядоченно и умейте их доказать. Для этого подкрепляйте ответы научными терминами и фактами. Вопрос, требующий найти и исправить неверные утверждения, рассчитан только на ваши знания и логику.

Сдавать любой экзамен вовсе не сложно при добросовестной подготовке. Добавьте к ней немного упорства, усидчивости и самоконтроля — и для вас хорошо сдать экзамен по биологии не составит труда.

biology.coach

Биология в классе

Ботаника

Царство растений. Общая характеристика.
Органы растения: корень.
Органы растения: лист.
Органы растения: побег.
Органы растения: цветок.
Органы растения: плод.
Органы растения: семя.
Царство бактерий. Общая характеристика.
Царство грибов. Общая характеристика.
Царство растений. Водоросли.
Царство растений. Лишайники.
Царство растений. Мхи.
Царство растений. Хвощи.
Царство растений. Плауны.
Царство растений. Папоротники.
Царство растений. Голосеменные.
Царство растений. Покрытосеменные или цветковые растения.
Роль растений в природных сообществах.

Ученые-биологи

Карл Линней.
Иван Петрович Павлов.

Зоология

Царство животных. Общая характеристика.
Одноклеточные животные.
Многоклеточные животные. Общая характеристика основных классов.
Тип хордовые. Ланцетник.
Общая характеристика типа моллюски.
Класс Земноводные, или Амфибии (Amphibia).
Класс Млекопитающие.
Класс Пресмыкающиеся, Рептилии (Reptilia).
Класс Птицы.
Надкласс Рыбы.
Сравнительная характеристика классов позвоночных животных.

Биологические закономерности

Половое размножение и его биологический смысл.
Вегетативное и бесполое размножение.
Жизненный цикл живого организма.

Анатомия и физиология человека

Роль и место человека в животном мире.

Строение, химический состав и свойства клетки.
Внутренняя среда организма.
Ткани. Типы тканей, их свойства.
Органы. Системы органов.
Нервная система. Общий план строения.
Спинной мозг, его строение и функции.
Головной мозг, его строение и функции.
Условные и безусловные рефлексы.
Опорно-двигательная система.
Состав и функции крови. Иммунитет.
Движение крови в организме человека.
Дыхание. Строение и функции дыхательной системы.
Пищеварительная система человека.
Обмен веществ и энергии.
Система органов выделения, ее строение и функции.
Кожный покров человека. Его строение и функции.
Анализаторы. Строение и функции анализатора на примере зрительного.
Железы внутренней секреции и их значение.
Размножение и развитие человека.
Высшая нервная деятельность.

Общая биология

Химический состав клетки. Роль органических веществ в ее строении и жизнедеятельности.
Фотосинтез и хемосинтез.
Клеточная теория.
Структура и функции клетки.
Строение и жизнедеятельность растительной и животной клетки.
Гены и хромосомы как материальные основы наследственности. Их строение и функционирование.
Биосинтез белков. Транскрипция и трансляция.
Прокариоты и вирусы, их строение и функционирование. Вирусы — возбудители опасных заболеваний.
Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональное и послезародышевое развитие.

Генетика

Основы генетики. Гибридологический метод.
Законы Менделя.
Генотип и фенотип.
Половые хромосомы и аутосомы. Сцепленное с полом наследование.
Генетика человека. Методы изучения наследственности человека. Наследственные заболевания, их профилактика.
Наследственная изменчивость, ее виды. Виды мутаций, их причины. Роль мутаций в эволюции органического мира и селекции.
Разнообразие сортов растений и пород животных — результат селекционной работы ученых. Закон Н. И. Вавилова о гомологических рядах в наследственной изменчивости.
Гибридологический метод изучения наследственности. Первый и второй законы Менделя.
Цитологические основы закономерностей наследования.
Дигибридное скрещивание. Второй закон Менделя.
Сцепление наследования генов. Генетика пола.
Наследственные болезни человека, их лечение и профилактика.

Эволюция

Развитие эволюционных представлений. Доказательства эволюции.
Эволюционное учение Ч. Дарвина. Его основные положения и значение.
Вид, критерии вида. Популяции.
Видообразование.
Борьба за существование и естественный отбор.
Приспособленность организмов — результат действия факторов эволюции. Относительный характер приспособленности.
Искусственный отбор и селекция.
Образование новых видов. Макроэволюция.
Возникновение жизни на Земле.
Эволюция человека. Доказательства происхождения человека от млекопитающих животных.
Движущие силы эволюции человека. Биологические и социальные факторы эволюции. Основные стадии эволюции человека.

Экология

Основы экологии. Экологические факторы.
Биогеоценоз как экологическая система, его звенья, связи между ними. Саморегуляция в биогеоценозе. Многообразие видов, их приспособленность к совместному обитанию.
Биомасса. Поток энергии и цепи питания. Экологическая пирамида.
Изменения в биогеоценозах. Причины смены биогеоценозов. Агроценоз.
Биосфера, ее границы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Ведущая роль живого вещества в преобразовании биосферы.
Круговорот веществ в экосистеме. Основной источник энергии, обеспечивающий круговорот.
Живое вещество, его роль в круговороте веществ и превращении энергии в биосфере.
Изменения в биосфере под влиянием деятельности человека, сохранение равновесия в биосфере как основа ее целостности.

biologiyavklasse.ru

Подготовка к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии

В рамках реализации основных направлений Концепции модернизации российского образования произошло внедрение новых форм аттестации выпускников 9, 11 классов, в том числе и по предметам естественного цикла.

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования.

Биология не входит в число обязательных экзаменов, но в последнее время во многих населенных пунктах, школах открылись профильные классы (чаще всего это 10-11), куда приходят учащиеся, которые выбрали для поступления биологический факультет университета, медицинский университет, психологические и социальные специальности, факультеты физической культуры и спорта и другие. В идеале, конечно, в данные классы идет отбор: в 10 класс должны попадать дети, которые при сдачи ГИА по биологии набрали высокие баллы. В этом случае подростки уже целенаправленно идут к своей цели, ставят перед собой задачи и т.д. Они уже определились с профессией и осознают, что чтобы стать студентом ВУЗа , необходимо сдать ЕГЭ с наивысшими баллами.  Но нам, педагогам школы, чаще всего приходится работать и с детьми, которые при сдаче ГИА еле- еле перешагнули порог.  Ребенок не только не определился в какой он ВУЗ будет поступать, какую профессию он хочет получить, а о базе за 6,7,8,9 классы, мы вообще не говорим. Как работать в таких условиях, с чего начинать подготовку детей к ЕГЭ по биологии?

Качественную подготовку к сдаче ЕГЭ дает профильное обучение, которое предполагает более глубокое изучение предмета за счет увеличения учебных часов, элективных курсов и консультаций.

Я начинаю детальную и планомерную подготовку к экзамену уже с сентября 10 класса и работаю в следующих направлениях:

1. Педагогу необходимо систематически отслеживать изменения, знакомиться с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена по биологии и спецификацией контрольных измерительных материалов. В 10 класс приходят дети у которых сформированы умения: описывать, распознавать, определять, классифицировать, объяснять, сравнивать, анализировать биологические объекты и явления. За годы обучения у школьников формируются основные компетенции: информационные, учебно-познавательные, общекультурные, коммуникативные, формируется системное мышление, понимание основополагающих теорий и законов биологии. В старших классах необходимо их продолжать развивать.

2. Не стоит учеников пугать предстоящим ЕГЭ, а необходимо  формировать у них твердое убеждение в том, что если постараться, то можно получить вполне приличный балл.  В начале учебного года, я предлагаю ребятам указать на шкале уровень своих результатов ( с каждым годом  2 пирамида может меняться) ?

3. Далее считаю необходимым предложить ребятам написание диагностического теста в формате ЕГЭ, который и позволяет определить степень готовности каждого к экзамену, его самооценку, степень знакомства с переводом тестовых баллов ЕГЭ в отметку (последнее указывает на то, что у ребенка самоопределение на высоком уровне, он много будет работать самостоятельно, отрабатывать материал, поэтому следую в будущем составить для таких детей индивидуальный план подготовки к ЕГЭ). Обычно результаты бывают невысокие, и многих учеников этот факт заставляет задуматься о том, что необходима тщательная и серьезная подготовка к ЕГЭ.

 В 10 классах диагностические работы планирую 1 раз в полугодие. В 11 классах- 1 раз в 2 месяца. В тетрадях дети ведут свой мониторинг по каждой работе:

Номер вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

Перв.

балл

Втор. балл

отметка

Макс.балл

1

2

1

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

 

 

 

Кох

1

0

0

0

0

0

1

2

2

2

1

2

2

0

1

0

2

0

2

1

2

0

0

0

0

0

0

0

21

43

3

 

Я, как педагог, систематизирую и обобщаю сведения по каждому учащемуся по всем диагностическим работам:

ФИО учащегося

1.12.2016

15.02.2017

Роспись учащегося

Роспись родителей

 

Первичный балл

Тестовый балл

Отметка

Первичный балл

Тестовый балл

Отметка

 

 

Кох

37

63

4

 

 

 

 

Иванова

50

79

5

51

81

5

 

 

4. Важно, находиться в тесной связи с родителями и классными руководителями, поэтому данные сведения, считаю необходимым озвучивать и классным руководителям, и родителям, и администрации образовательного учреждения. Посещая родительские собрания, важно ставить в известность законных представителей учащегося о графике дополнительных занятий, консультаций для учащихся, на которых проводиться подготовка учащихся к ЕГЭ.  Если в течении определенного периода у учащегося не наблюдается положительной  динамики по подготовке к экзамену, я обязательно приглашаю законных представителей на индивидуальную беседу.

5. Следующим этапом в подготовке учащихся к ЕГЭ считаю – знакомство с документами, рекомендациями по сдаче ЕГЭ. Я знакомлю учащихся с основными документами – спецификацией экзаменационной работы, кодификатором, структурой экзаменационной работы, распределением заданий по содержанию и видам деятельности, систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, условиями проведения и проверки результатов экзамена, бланками ответов.  Далее рекомендую справочную и учебную литературу, пособия для поступающих в ВУЗы,  интернет- сайты, где можно получить информацию по подготовке к экзамену, где можно провести on-line тестирование, скачать демоверсии разных лет, тренировочные тесты по биологии, записаться на дистанционные подготовительные курсы, которые предлагают ВУЗы России.

6. Необходимо акцентировать внимание детей на том, что самоподготовка – -это неотъемлемая часть успешного сдачи экзамена. При этом важно показать, что недостаточно, только написать пробники, диагностические работы, отработать материал на «Решу ЕГЭ» или «Незнайка», важно проанализировать свои ответы. Для этого, я прошу завести отдельную тетрадь, в которой они будут  отрабатывать материал, анализировать свои ответы в процессе самоподготовки.

 7. Для самоподготовки я предлагаю несколько методов отработки материала:

  • ученик может сразу просматривать текст от начала до конца и отмечает про себя задания, которые кажутся ему наиболее простыми, понятными. Именно эти задания школьник выполняет первыми.
  • ученики уже знают свои «пробелы» и поэтому, могут просмотреть задания и выделить данные темы, оставив их на второй план,
  • необходимо уделять внимание заданиям, требующих внимания. Задания с частицей «не», где дети часто ее пропускают. Или «ответ поясните», где ребенок, считая, что если задача решена или предложен ответ, то пояснять ход выполнения задания необязательно.
  • ребята должны строго следить за временем.  Вся работа должна быть выполнена за 2 часа. Остальное время на проверку и переписывание из черновика в бланки ответов.
  • учу детей тому, что нельзя оставлять вопросы тестов без ответа, в худшем случае ставить интуитивно или наугад. В вопросах с развернутым ответом, стараться формулировать свои мысли, утверждения и доводы лаконично, оперируя биологическими терминами, стараясь рассмотреть вопрос с разных сторон.
  • необходимо приучать выпускников к внимательному чтению и неукоснительному выполнению инструкций, использующихся в материалах ЕГЭ, к четкому разборчивому письму. Это поможет избежать ошибок в ходе выполнения работы.

8. Залогом успеха подготовки ученика к успешной сдаче единого государственного экзамена по биологии является системное повторение, отработки заданий по изученным темам по форме ЕГЭ, которое провожу на уроках в химико-биологическом профильном классе, индивидуальных консультациях и групповых дополнительных заданиях.

Работа на уроке: при закреплении материала важно включать задания следующие задания:

  • Тесты с выбором одного или нескольких ответов,
  • Задание на установление соответствия,
  • Выбор 3-х ответов из 6, 
  • Установление последовательности, 
  • Задания на выбор ошибок в предложениях. При этом необходимо, чтобы дети не только нашли ошибки в предложениях, но и исправили их,
  • Вопросы, предполагающие развернутый ответ.

Например, при изучении материала по теме «Биосинтез белка» можно предложить учащимся следующие задания:

Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

  1. Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки.
  2. Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания.
  3. Белки входят в состав плазматической мембраны.
  4. Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию.
  5. В молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организма.
  6. Молекулы белка и тРНК входят в состав рибосом.

Участок молекулы ДНК, кодирующей последовательность аминокислот в белке, имеет следующий состав: Г-А-Т-Г-А-А-Т-А-Г-ТТ-Ц-Т-Т-Ц. Объясните, к каким последствиям может привести случайное добавление нуклеотида гуанина (Г) между седьмым и восьмым нуклеотидами.

Сколько нуклеотидов содержит ген (обе цепи ДНК), в котором запрограммирован белок инсулин из 51 аминокислоты? Ответ поясните.

В одной молекуле ДНК нуклеодиды с тимином (Т) составляют 24% от общего числа нуклеотидов. Определите количество (в %) нуклеотидов с гуанином (Г), аденином (А), цитозином (Ц) в молекуле ДНК и объясните полученные результаты.

Какой антикодон транспортной РНК соответствует триплету ТГА в молекуле ДНК

А) АЦУ 

Б) ЦУГ 

В) УГА 

Г) АГА

В 11 классах при изучении темы «Антпрогоненез» учащимся предлагаю для закрепления следующие задания:

К рудиментам человека относится:

а) аппендикс 

б) хвостатость 

в) многососковость

г) оволосение лица и тела

Какие признаки характерны для человека и млекопитающих животных:

а) теплокровность

б) наличие вороньих костей

в) правая дуга аорты

г) трехкамерное сердце

д) наличие диафрагмы

е) выкармливание детенышей молоком

Установите соответствие между особенностью строения организма человека и видом сравнительно-анатомических доказательств его эволюции:

1) развитие хвостаа) атавизмы
2) аппендиксб) рудименты
3) копчик 
4) густой волосяной покров на теле 
5) многососковость 
6) складка мигательной перепонки 

Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Homo sapiens:

а) класс млекопитающие

б) тип хордовые

в) вид Homo sapiens

г) отряд приматы

д) подкласс плацентарные

е) семейство люди

Чем доказывается принадлежность человека к классу Млекопитающих?

Практика показывает, что наиболее трудными для ребят являются задания при работе с рисунками. Поэтому, при закреплении тем, использую и задания, которые помогать отработать материал по таблицам, рисункам и схемам. Данные задания использую при закреплении следующих тем: «Митоз и мейоз», «Биосинтез белка», «Формы размножения» и другие. Например,

Назовите тип и фазу деления клеток, изображённых на рисунках. Какие процессы они иллюстрируют? К чему приводят эти процессы?

При составление календарно- тематического планирования, учитываю, что некоторые темы  требуют более детальной отработки. Например, «Митоз и мейоз», «Биосинтез белка», «Гаметогенез и онтогенез», «Клетка» и другие. Поэтому на данные темы я отважу больше времени, чтобы закрепить у учащихся навыки решение заданий различного уровня.   В 11 классе важно повторить материал  10 класса,  поэтому  во втором полугодии, решаем задачи по молекулярной биологии, генетике, отрабатываем тесты разного уровня сложности по общей биологии.

Дополнительные задания: на дополнительных занятиях, я считаю целесообразным уделять внимание ранее изученному материалу: «Растения», «Животные», «Человек» и другие. Для этого, по каждому разделу мной систематизирован и обобщен материал по каждой теме каждого раздела. Материал мной постоянно обновляется. В помощь мне сайт «Решу ЕГЭ» и «Незнайка», различные сборники для подготовки к ЕГЭ, которые присутствуют в продаже.

Например, по теме «Водоросли» мы с учащимися на дополнительных занятиях отрабатываем вопросы такого плана:

Установите последовательность, в которой предположительно возникли перечисленные группы растений.

  1. Риниофиты
  2. Голосеменные
  3. Папоротники
  4. Зелёные водоросли
  5. Мохообразные
  6. Покрытосеменные

Для каждого признака установите, для кого он характерен – для высших (1) или низших (2) растений:

А) тело представляет собой таллом, или слоевище

Б) имеют вегетативные и генеративные органы

В) не имеют органов и тканей

Г) имеют ткани и органы

Д) живут главным образом в водной среде

Е) имеются одноклеточные формы

Реакция на свет у хламидомонады осуществляется с помощью:

  1. ядра
  2. вакуоли
  3. хроматофора
  4. стигмы

«Салат из морской капусты» представляет собой продукт переработки

  1. морского планктона
  2. растений семейства Капустные
  3. зелёных водорослей
  4. бурых водорослей

Спирогира, в отличие от сфагнума,

  1. является одноклеточным организмом
  2. использует кислород для дыхания
  3. не размножается половым путём
  4. не имеет органов и тканей

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

  1. Водоросли — это группа низших растений, обитающих в водной среде.
  2. У них отсутствуют органы, но имеются ткани: покровная, фотосинтезирующая и образовательная.
  3. В одноклеточных водорослях осуществляется как фотосинтез, так и хемосинтез.
  4. В цикле развития водорослей происходит чередование полового и бесполого поколений.
  5. При половом размножении гаметы сливаются, происходит оплодотворение, в результате которого и развивается гаметофит.
  6. В водных экосистемах водоросли выполняют функцию продуцентов.

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Бурые водоросли обитают в морях и состоят из разнообразных тканей. 2. В их клетках наряду с хлорофиллом содержатся и другие пигменты, улавливающие солнечный свет. 3. Водоросли способны образовывать органические вещества из неорганических как при фотосинтезе, так и при хемосинтезе. 4. Водоросли поглощают воду и минеральные соли с помощью ризоидов. 5. Водоросли — основной поставщик кислорода в морях и океанах. 6. Морскую водоросль — ламинарию человек употребляет в пищу.

Установите соответствие между характеристикой и группой растений.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ГРУППА РАСТЕНИЙ

А) не имеют тканей

Б) не имеют органов

В) имеют коробочки со спорами

Г) у некоторых представителей имеются водоносные клетки

Д) спорофит развивается на гаметофите

Е) содержат одноклеточные и многоклеточные организмы

1) Зелёные водоросли

2) Моховидные

9. Красные водоросли (багрянки) обитают на большой глубине. Несмотря на это, в их клетках происходит фотосинтез. Объясните, за счёт чего происходит фотосинтез, если толща воды поглощает лучи красно-оранжевой части спектра.

10. Какой набор хромосом характерен для зиготы и для спор зелёных водорослей? Объясните, из каких исходных клеток и как они образуются.

Обязательно на занятиях должна присутствовать наглядность, поэтому обязательно напоминаю ребятам строение водорослей и их размножение, используя слайды презентации. Например,

При изучении жизненного цикла необходимо акцентировать учащихся на понятиях «спорофит» и «гаметофит», поэтому с учащимися четко проговариваю набор хромосом на каждых стадиях.

Каждое занятие подкрепляю лекциями, которые раздаю в печатном виде учащимся. Лекции составляю лично на основе пособий для поступающих в ВУЗы. В лекциях содержится не только текст, но и таблицы, схемы и  фото, так как учащимся при повторении такой формат запоминается намного легче.

Индивидуальные консультации: так как учащиеся имеют разную подготовку, способности, некоторые пропускали уроки по объективным причинам, поэтому подготовка к экзаменам требует дифференцированного  подхода. Учащиеся индивидуально получают задания, по необходимости провожу индивидуальные консультации, разъяснения сложных тем, в которых имеются пробелы в знаниях у отдельных учеников.

В кабинете имеется стенд «Подготовка к ЕГЭ»,  где размещена информация о изменениях,  образцами заданий с развернутым ответом и их оценка с комментариями, демоверсия, список пособий сайтов,  которыми учащиеся могут воспользоваться при подготовке к ЕГЭ,  рекомендации  психологов по подготовке к экзамену и др.  В кабинете есть много дополнительной литературы, справочники, сборники для подготовки за разные годы.  

Все вышеперечисленные методические приемы позволяют добиться хороших результатов выполнения ЕГЭ по биологии.  В 2016 учебном году  31 учащийся выбор биологию для сдачи ЕГЭ.  Максимальное количество баллов- 94, минимальное-59

www.uchportal.ru

Как готовиться к экзамену по биологии – Ученикам – Каталог статей

Собираетесь стать медиком (косметологом или стоматологом), психологом, тренером по фитнесу или специалистом генной инженерии или нанотехнологий ? Тогда вступительного экзамена по биологии не избежать. Причем придется немало потрудиться, ведь биология для вас – профильный экзамен. 

Начиная подготовку к конкурсному экзамену по биологии, вы столкнетесь с большим объемом материала. Только основных разделов – четыре: ботаника, зоология, человек (анатомия и физиология) и общая биология. Общая биология, в свою очередь, делится на генетику, экологию, цитологию и т.д. Поэтому «каша в голове» – совершенно нормальное состояние абитуриентов, несмотря на то, что биология изучают в школе с 5 класса.

 

Андрей Каменский, старший экзаменатор по биологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ):

– Материал очень разный, многое приходится заучивать как таблицу умножения или неправильные глаголы в иностранном языке. Например, у всех млекопитающих – коровы, жирафа и т.д. – семь шейных позвонков, а у ленивцев – от шести до девяти. Это нельзя никак объяснить, можно только запомнить. 

Александр Чичев, председатель приемной комиссии Московской сельскохозяйственной академии им. Тимирязева:

– Особенность биологии в том, что здесь не бывает мелочей, нет вопросов более или менее значимых. Абитуриенты «срезаются» на самых элементарных заданиях, которые, несмотря на свою простоту, «стоят» столько же, сколько и сложные. Поэтому учить надо буквально все.

Строго по плану

Первый этап подготовки – знакомство с требованиями конкретного вуза. Единой программы по биологии, официально утвержденной Министерством образования и науки, не существует. Все, что сегодня издается, – «вариации на тему»…Серьезные учебные заведения, например МГУ, ежегодно публикуют собственные справочные пособия и программы с образцами билетов: чем они конкретнее, тем легче заниматься. Если выбранный вуз не издает методической литературы, можно воспользоваться стандартными программами для поступающих в вузы.

Проверь себя

После каждого раздела или параграфа для самопроверки составляйте вопросы «закрытого» типа с вариантами ответов. Так вы сможете оценить, какую тему выучили хорошо, а к какой стоит вернуться еще раз.


Ознакомились с программой? Значит, пора подобрать учебники. Полный комплект должен состоять из восьми (!) книг: по две на каждый раздел – ботанику, зоологию, человека и общую биологию. Вузовские преподаватели положительно оценивают многие школьные учебники и рекомендуют для занятий традиционную «классическую литературу»: учебники под редакцией В.В. Пасечника, Т.И. Серебряковой.

 

В дополнение к основным учебникам имеет смысл взять несколько «Пособий для поступающих в вузы по биологии», но выбирать их надо очень внимательно: нередко абитуриенты начинают скупать буквально все пособия, которые попадаются под руку. Это абсолютно неправильно. Подобных брошюр выходит огромное количество – ведь этот рынок никак не контролируется. Большинство из них не выдерживает никакой критики, ошибки есть практически во всех изданиях – даже в тех, что проверены и одобрены Министерством образования нередко встречаются серьезные разночтения. Выход только один – придерживаться выбранной линии, отвечать по конкретному учебнику. Если экзаменационную оценку снизили, подавайте на апелляцию. А подтвердить свою правоту поможет тот учебник, по которому вы готовились. Преподаватели подобные «иски», как правило, рассматривают в пользу абитуриента. 

Два подхода к биологии

Подготовка по биологии отличается от изучения всех остальных дисциплин. Если физику и математику учат по принципу «от простого к сложному», историю проходят по хронологии, то у начинающих биологов есть свобода выбора.

Два верных способа выучить биологию:

1.     Следовать школьному принципу: начать с ботаники и постепенно, повторяя все виды и классы организмов, дойти до общей биологии. Правда, в учебниках по ботанике шестого-седьмого класса и общей биологии одни и те же процессы и явления могут описываться разными терминами. Поэтому важно, чтобы не возникло путаницы.

2.     Начать с цитологии – науки о строении клеток, и уже на эту базу нанизывать систему и классификацию всех живых организмов.

Оба подхода эффективны в равной степени, и предпочтительнее тот, который окажется для вас легче. Зачастую система занятий зависит от пособий, выбранных для подготовки, или приоритетов педагога: каждый репетитор по биологии работает по удобной схеме (о ней стоит узнать еще до начала занятий). Объединяет эти два метода четкий структурный подход: не так важно, начнете вы со строения клетки или семейства крестоцветных, самое главное, чтобы сформировалась стройная система знаний.

Биология в нюансах

«Психология» и «Фундаментальная медицина» – специальности малопохожие, но формат экзамена по биологии и для психологов, и для медиков – примерно один. Разница в деталях. Так, у психологов больше вопросов по разделу «человек», его нервной системе и жизнедеятельности.

 

Галина Гузикова, заведующая учебной частью Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова (ММА):

– Большое внимание на экзамене мы уделяем классификации видов – абитуриенты должны ее знать очень хорошо. Практически во всех вопросах затрагивается медицинское значение представителей разных видов – у нас медицинский вуз, и, естественно, это отражается на вопросах вступительных билетов. Вместе с тем, убрали из программы такой раздел, как селекция.

 

Пройти вступительные экзамены сразу в нескольких вузах бывает сложно – тесты могут сильно различаться по типу заданий. Если вузы «средней руки» отдают предпочтение вопросам «закрытого» типа – с несколькими вариантами ответов на заданный вопрос, то в МГУ, например, встречаются в основном «открытые» вопросы, напоминающие классический билет для письменного ответа. В таком случае угадать верный вариант невозможно.

 

«Любимые» ошибки

Без своего «джентльменского набора» ошибок абитуриентов не обходится ни одна дисциплина, и биология не исключение. Из года в год одни и те же разделы попадают в своеобразный «черный список» и становятся камнем преткновения для каждого третьего абитуриента. «Теория эволюции» – абитуриенты почему-то плохо знают эту тему, и их «погрешности» умножаются на серьезные расхождения в учебниках – разница в датировках может составлять миллионы лет. 
Экология – этот раздел стоит в конце учебника, вероятно, многие не успевают пройти его в школе. 
Ботаника – традиционно пробелы в теме про фотосинтез. 
Зоология – абитуриенты путаются в классе членистоногих 
Раздел «Человек» – недостаточно хорошо разбираются в нервной и половой системах. 
Абитуриенты часто ошибаются при заполнении тестовых заданий, не дочитывают вопрос до конца, невнимательны к вариантам ответов. Помимо этого, некоторые почему-то уверены, что биология – это сугубо философская наука и учить ее не надо – главное понимать. Однако в билетах много вопросов на конкретные знания, задачи – на голой теории далеко не уедешь. Есть абитуриенты, которые рассчитывают на свою интуицию, надеются угадать верный ответ. Но как только они сталкиваются с необходимостью решить задачу, проиллюстрировать ту или иную теорию – возникают серьезные проблемы.

Можно ли выучить биологию самому

Конечно, можно. Но заниматься придется много. Занятия на курсах или с репетитором во многом облегчают подготовку: репетитор биологии поможет быстрее сориентироваться в огромном объеме материала, существенно сэкономив тем самым ваше время и силы.

Галина Гузикова:

– Самостоятельные занятия подходят не всем. Многое зависит от самого абитуриента, накопленной им базы знаний. С другой стороны, к нам в академию успешно поступают молодые люди из самых разных регионов – из Сибири, Казахстана и др. Не думаю, что они прибегают к помощи репетиторов Москвы. Для тех, кто намерен готовиться серьезно и заранее, при нашем вузе существуют базовые лицеи – их семь по Москве, есть школы в Раменках и Мытищах. Принимаем в 10 класс, конкурс достаточно большой. Но те, кто его прошел, помимо непосредственно качественной подготовки к поступлению получают и хорошие базовые знания.

Мария Кригер, журнал Куда пойти учиться

Общие цифры ЕГЭ по биологии

Минимальный балл ЕГЭ 2009

35

Минимальный балл ЕГЭ 2010

36

Средний балл 2010

55,56

Количество сдававших

171257

Не сдали ЕГЭ 2010, %

6,1

Количество стобалльников

133

% сдававших, не приступивших к части С

8,51

Время проведения экзамена

180

Проект

ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ

•Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши.

•Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.

•Составь план подготовки. Для начала определи, кто ты — «жаворонок» или «сова», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы будут пройдены.

•Начни с самого трудного — с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепен­но войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.

•Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

•Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

•Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.

•Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на задания в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).

•Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься, а, напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

•Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

НАКАНУНЕ ЭКЗАМЕНА

•Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, боевого настроя. Ведь экзамен — это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

•В пункт сдачи экзамена ты должен явиться не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (а не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.

•Продумай, как ты оденешься на экзамен: в пункте тестирования может быть прохладно или тепло, а ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.

ПАМЯТКА ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ

Как вести себя во время сдачи экзаменов в форме ЕГЭ

Экзаменационные материалы состоят из трех частей, в которых сгруппированы задания разного уровня сложности. Всегда есть задания, которые ты в силах решить. Задания разрабатываются в соответствии с программой общеобразовательной школы и отвечают образовательному стандарту. Задания части С отвечают более высокому уровню сложности, но соответствуют школьной программе — они доступны для тебя!

Итак, позади период подготовки. Не пожалей двух-трех минут на то, чтобы привести себя в состояние равновесия. Вспомни о ритмическом дыхании, аутогенной тренировке. Подыши, успокойся. Вот и хорошо!

Будь внимателен! В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.п.). От того, насколько ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!

Соблюдай правила поведения на экзамене! Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос организатору проведения ЕГЭ в аудитории, подними руку. Твои вопросы не должны касаться содержания заданий, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения регистрационного бланка, или в случае возникновения трудностей с тестопакетом (опечатки, непропечатанные буквы, отсутствие текста в бланке и пр.).

Сосредоточься! После заполнения бланка регистрации, когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша!

Не бойся! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет даст тебе и другой бесценный психологический эффект: забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание — это шанс набрать баллы.

Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).

Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким, доступным для тебя заданиям (первый круг), тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить (второй круг).

Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

Проверяй! Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.

Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

Удачи тебе!

ПОМНИ:

— ты имеешь право на подачу апелляции по процедуре проведения экзамена в форме ЕГЭ руководителю пункта проведения экзамена в день выполнения работы, не выходя из пункта проведения экзамена;

— ты имеешь право подать апелляцию в конфликтную комиссию в течение трех дней после объявления результата экзамена.

 

ku-licey9.ucoz.ru

Подготовка к экзамену по биологии, как подготовиться к ЕГЭ по биологии

У многих учащихся возникает вопрос о том, как подготовиться к ЕГЭ по биологии быстро и эффективно. Простая зубрёжка или поверхностное запоминание в этом случае не поможет, так как нужно тщательно подойди к самому процессу подготовки. Экзамен подразумевает комплексную проверку знаний по биологии за все годы и классы, когда преподавался предмет.

Пособия

Чтобы сдать экзамен по биологии, необходимо располагать всем необходимым материалом для обучения:

  • Учебники по биологии за все годы.
  • Дополнительные материалы или книги (сборники, пособия для подготовки).
  • Сборник вопрос по ЕГЭ прошлых лет.
  • Энциклопедии, справочники.
  • Тетради.

Всё это нужно для того, чтобы подготовка к ЕГЭ была комплексной, а не поверхностной, ведь вам придётся вспомнить огромный пласт информации. Также не забывайте о том, что в биологии есть определённые формулы и расчёты, поэтому решайте задачи и тренируйтесь их проходить дома. Не забывайте о классификациях организмов, которые также нужно запомнить.

Также важно проходить тесты ЕГЭ прошлых лет, чтобы уже быть готовым к системе опроса, а также проверить себя на уровень знаний. Постоянно анализируйте свои ошибки и проверяйте себя, не стесняйтесь попросить кого-то, чтобы он вас опросил.

Методы

Для лучшего запоминания можно воспользоваться не только книгами, но и научно-популярными видео, где рассказывается о природе, эволюции жизни на Земле, отдельных видах животных и т.д. Возможно, визуальная подача материала будет воспринята намного лучше книжных конспектов. Используйте также такие методы запоминания, чтобы сдать ЕГЭ:

  • Ассоциативный ряд. Некоторые названия, термины в биологии могут быть очень сложными. Чтобы их запомнить, привяжите слово или его часть к тому, которое вы хорошо знаете, тогда и запомнится информация намного быстрее. Также можете ассоциировать некоторые слова с разными картинками, изображениями, которые потом и помогут вам вспомнить все необходимые термины.
  • Игровая форма обучения. Подготовьтесь, придумав игру на основе вопросов по курсу и ответов на них: увидите, что так материал намного быстрее усваивается.
  • Старайтесь начать с самого сложного, так как лёгкий материал лучше в конце запомнится, чем сложный.
  • В биологии зубрежка имеет слабую эффективность, так как весь материал логичен, имеет структуру, которая должна быть усвоена учеником.

Профессиональная подготовка к экзамену по биологии

Подготовиться и вспомнить такой большой пласт информации за все годы обучения не так просто. Иногда справиться с этим самостоятельно практически невозможно, а заставить себя ежедневно заниматься бывает очень сложно. В таком случае следует обратиться к специалисту, которые дистанционно займётся вашим обучением.

Например, репетитор Ярославцев В.Ю. проводит такие занятия онлайн или на очной форме. Учащемуся предоставляется возможность посмотреть видеокурсы, посетить центр и пройти программу вместе с профессиональным преподавателем. Вся информация разбита по разделам и подана максимально понятно, поэтому подготовка проходит быстро и вместе с тем результативно. Этот вариант считается лучше самостоятельных занятий дома.

egevideo.ru

Оставить комментарий