Что дает аспирантура при трудоустройстве – Что дает аспирантура в России и зачем туда идти? Аспирантура дает отсрочку от армии? Входит в трудовой стаж? Что дает при трудоустройстве? Обучение в аспирантуре и работа, как совмещать? Какой срок обучения в аспирантуре? Какие есть формы обучения в аспирантуре? Есть ли заочная аспирантура? Чем заочная аспирантура отличается от очной? Каков процесс обучения в аспирантуре? Что дает аспирантура без защиты? Какое звание дает аспирантура? Расчет затрат на обучение.

Содержание

Нужна ли аспирантура для карьеры

Cтуденты окончившие институт или университет, должны решить вопрос, определив дальнейший вариант развития своей профессиональной жизни: уходить из образовательной системы, отыскав подходящую работу, либо продолжить обучение, поступив на программу аспирантуры.

Главная проблема студентов – смутное понимание того, какие выгоды и преимущества может дать зачисление в ряды аспирантов, зачем и кому нужно аспирантство.

Аспирантура представляет собой послевузовский этап образования, который дает возможность провести дополнительные несколько лет в стенах родного вуза, окунуться в углубленное изучение профильных дисциплин, попробовать себя в преподавательской деятельности и при определенных обстоятельствах внести свой вклад в науку.

Главная цель аспирантуры – диссертация, которая завершает трехгодичное обучение и написание которой курирует научный руководитель – преподаватель вуза. Результатом успешной защиты этого серьезного научного труда станет получение степени кандидата наук по соответствующей специальности.

Тем, кто собирается поступать на обучение в аспирантуру, предстоит сдать кандидатский минимум, в который входит экзамен по профильной дисциплине, иностранному языку и философии. Однако чтобы стать аспирантом, необходимо иметь не только стремление получать новые знания, но и способности к научной деятельности, среди которых – память, наблюдательность, умение анализировать, мыслить логически и вместе с тем подключать воображение. 

Подать заявку на обучение

Аспирантура или второе высшее образование

В то время как второе высшее образование позволяет стать универсальным специалистом широкого профиля, освоившим сразу два направления, либо полностью сменить сферу деятельности, аспирантура обеспечивает вертикальный образовательный рост за счет повышения профессионализма и квалификации, позволяя выпускнику в случае удачной защиты получить ученую степень. Кроме того, поступление в аспирантуру предоставляет отсрочку от армии, что актуально в первую очередь для молодых людей призывного возраста, при этом кандидаты на получение второго диплома о высшем образовании подобной льготой не обладают.

Обучение по программам второго высшего образования допускает его прохождение одновременно с первым высшим, в то время как аспирантура не позволяет совершить подобный маневр. Более того, получить статус аспиранта возможно только после прохождения магистратуры, которая представляет собой предшествующую аспирантуре образовательную ступень. Немаловажно также, что не каждый вуз имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, в то время как получить еще один диплом ВО можно в любом высшем учебном заведении. 

Карьерный рост и работодатели

Аспирант – это не только потенциальный ученый, для которого наука стала смыслом жизни, или преподаватель вуза, которого привлекла педагогическая работа. Будущая профессиональная жизнь состоявшегося кандидата наук может сложиться и вне стен родного вуза. Выпускник аспирантуры, обладатель степени кандидата, будет пользоваться повышенным спросом на рынке труда: каждый работодатель хочет видеть в рядах своих сотрудников специалистов, имеющих высокий уровень квалификации, а для некоторых должностей отметка в резюме, свидетельствующая о прохождении аспирантуры, является важнейшим условием приема на работу. Среди профессий, для которых защищенная диссертация может являться преимуществом при отборе на вакансию и основанием для более высокой оплаты труда, – юрист, финансист, программист, экономист, то есть наиболее актуальные на сегодняшний день специальности. Это означает, что если человек – карьерист, то прохождение аспирантуры станет для него серьезным подспорьем в успешной реализации профессиональной стратегии.

synergy.ru

зачем нужна и что дает, кто такой аспирант и кандидат наук

Возможность поступить в аспирантуру для многих является серьезным шагом, на который нужно решиться. Человек, идущий на это, должен четко понимать, чего он хочет достичь. Следует понимать, что обучение в аспирантуре является не просто следующей ступенью образования после окончания вуза. Поступление в нее выводит вас на качественно новый уровень. Аспирантура служит не просто местом для получения знаний. Она дает возможность человеку получить ученое звание.

Ознакомьтесь с подразделами…

Обучение

Все о процессе поступления и будущей учебы.

Вузы

Учеба в высших учебных заведениях страны.

… и дочитайте этот материал

Оглавление

Для того, чтобы учиться в аспирантуре, человек должен иметь способности к аналитической, творческой и исследовательской работе, а также у вас должен быть талант. Людей, обладающих такими способностями, среди выпускников вызов, очень мало. Из-за этого перед тем, как принять решение, вы должны разобрать в себе и понять, есть ли у вас способности для обучения и научной работы. Без способностей и таланта вы просто зря проведете время, и от этого не будет пользы. Лучше найти себя в чем-то другом, где вы можете принести пользу.

Что представляет собой данное обучение

Аспирантура представляет собой форму профессионального послевузовского обучения. Она является главным этапом подготовки научных и научно-педагогических кадров. На сегодняшний день она служит самостоятельной формой для получения образования. Основной целью ее является приобретение навыков для занятия научными работами самостоятельно. Образование в основном ведеться при научно-исследовательских институтах и высших учебных заведениях.

Специалист, который закончил обучение, должен обладать всем необходимым, чтобы эффективно решать задачи в научной среде и качественно выполнять научно-исследовательские работы. Аспирантура, по сути, является формой повышения квалификации для желающих получить ученую степень кандидата наук. В ходе обучения человек получает опыт, который ему будет нужен, чтобы в дальнейшем выбрать актуальное научное направление. Он учится обосновывать те, темы исследований, которыми занимается. Аспирант также получает требуемый опыт для правильной организации и проведения эксперимента. Приобретает навыки умелой работы с литературой, способность грамотно получать и обрабатывать данные исследования, выполнять их сравнительный анализ. Учится правильно обобщать данные своих исследований в форме выводов. Завершающим этапом обучения является написание кандидатской диссертации. Написанную диссертацию аспирант должен будет предварительно защитить на заседании кафедры, а также на заседании научного отдела, который обязательно должен соответствовать его профилю.

Кто такой аспирант

Аспирантом является человек, у которого есть высшее профессиональное образование. Его целью является подготовка к защите диссертации для получения ученой степени кандидата наук. Для осуществления этой цели он должен пройти обучение в аспирантуре, которая находится при научно-исследовательских учреждениях и вузах. Им стать может человек, который имеет квалификацию магистра или специалиста и при этом является гражданином своей страны. Для зачисления в аспирантуру необходимо будет сдать вступительные экзамены на конкурсной основе. Кандидату необходимо будет подготовить научную публикацию, реферат и заявление на поступление. Очень помогают участия в научных конференциях, на основе которых дается рекомендация к поступлению.

Каждому аспиранту назначается научный руководитель, под наблюдением которого он пишет диссертацию. Кроме подготовки к написанию диссертации аспирант занимается индивидуальным планом работы.

Этот план предусматривает сроки, по которым сдаются экзамены на кандидатский минимум. Также там указываются даты, по которым сдаются отдельные части диссертации. В обязанности аспиранта также входит посещение дополнительных занятий. Эти занятия проводятся на первом курсе обучения. Участие в работе кафедры, к которой он непосредственно закреплен, тоже входит в его обязанности. Если он не выполняет свой календарный план, его могут отчислить.

Для аспирантов очной формы предусмотрена выплата стипендий. У обучающихся на заочной форме обучения стипендии нет, но им можно каждый год брать дополнительный отпуск в размере тридцати дней. Этот отпуск они должны брать по месту своей работы. Аспирантам заочной формы обучения также может быть предоставлен один день в неделю, для проведения занятий, который оплачивается в размере 50%. Человек, поступающий в аспирантуру, имеет право выбрать направление, по которой будет проходить обучение. Поэтому не обязательно поступать в аспирантуру по специальности вашего диплома. В этом случае не стоит забывать, что необходимо будет освоить больше информации.

Что дает

Аспирантура предоставляет возможность человеку заниматься научной деятельностью. Также вам открывается возможность выступления на разнообразных конференциях и возможность участия в разных конкурсах. Она позволяет человеку самосовершенствоваться. Это происходит благодаря получению знаний по одному направлению, которое вы выбрали. Благодаря аспирантуре, вы можете заниматься преподавательской деятельностью. Итогом обучения является написание и защита кандидатской диссертации.

Зачем нужна

В первую очередь аспирантура нужна тем, кто планирует заниматься научной деятельностью или же преподавать в вузе. Некоторые люди идут учиться для того, чтобы повысить свою квалификацию или поменять область своей деятельности. Некоторые люди поступают продолжают обучение потому, что у них большое желание учиться и этот процесс им нравится.

edunews.ru

Где могут работать выпускники аспирантуры

Не все студенты понимают, что такое аспирантура и для чего она нужна в принципе, что она дает при трудоустройстве и каковы ее основные преимущества. Отказываясь от претензий на степень кандидата наук, молодые люди, утомленные длительным обучением на бакалавриате, за которым следует магистратура, предпочитают поскорее устроиться на полноценную работу. Однако аспирантура сама по себе не является препятствием для трудовой деятельности – ни во время, ни после нее, а резюме, в котором содержится информация о прохождении этого этапа подготовки, зачастую имеет больший вес при трудоустройстве. 

Подать заявку на обучение

Аспирантура – это

Аспирантура – это первый этап послевузовского образования, учебный процесс на котором завершает диссертация – главный научный труд аспиранта и главная цель прохождения этого образовательного уровня. Государственный диплом кандидата наук дает два преимущества: возможность вести преподавательскую деятельность и возможность стать научным сотрудником или руководителем высшего звена. К примеру, специальность «Финансы, денежное обращение и кредит» позволит глубоко изучить финансовый рынок, его основные тенденции и закономерности его развития и трудоустроиться в российский или международный банк, причем отнюдь не рядовым сотрудником. А образование по специальности «Экономика и управление народным хозяйством» откроет дорогу на высшие позиции как на госслужбе, так и в крупные коммерческие организации. При этом далеко не каждое направление подготовки допускает обучение в аспирантуре. Сегодня дипломы кандидатов наук наиболее ценятся в сфере наукоемких технологии, а также в сфере экономики и юриспруденции. 

Особенности аспирантуры

Обучение в аспирантуре ведет кафедра, соответствующая специальности. Учебный процесс строится таким образом, чтобы постигаемая наука была освоена на глубоком теоретическом уровне с целью последующего применения ее на практике. Каждая форма научной деятельности (исследовательская, педагогическая, информационная) предполагает выполнение аспирантами различных видов работ, в том числе:

  • написание рефератов, докладов и научных статей;
  • участие в вузовских семинарах и конференциях;
  • выполнение научных исследований;
  • обработка научных данных;
  • выполнение лабораторных работ;
  • прохождение производственной или учебной практики;
  • передача знаний студентам посредством собственной педагогической деятельности. 

Работа после аспирантуры

Многие новоиспеченные кандидаты наук уже имеют полноценный трудовой опыт: многие из них работали во время учебы в вузе или в перерыве между образовательными этапами. Так что вчерашний аспирант обычно уже более-менее знаком с текущей ситуацией на рынке труда и четко знает, на какую позицию собирается претендовать. Значительная часть аспирантов остается в стенах родного вуза, выбирая преподавательскую стезю. Немалый процент молодых кандидатов наук трудоустраивается в научные центры и организации, где требуются не просто рядовые сотрудники, но специалисты, имеющие высокий профессиональный уровень подготовки. В целом можно сказать, что аспирантура обеспечивает возможность беспрепятственно заниматься любимым делом, проводить исследования и другую научную работу, а также делиться своим опытом и знаниями с теми, кто только начинает постигать азы науки. 

Поступление в аспирантуру

Стоит отметить, что не каждое учреждение образования, будь то институт или университет, предоставляет своим студентам возможность стать аспирантом. Поступая на выбранный факультет, еще на этапе бакалавриата стоит выяснить, как обстоят дела с послевузовским обучением. Если аспирантура – это заранее поставленная цель, то идти учиться лучше всего туда, где можно безотрывно повышать свой образовательный уровень. Поступить же в аспирантуру можно как сразу после окончания вуза, так и после перерыва в обучении, который был заполнен нарабатыванием трудового стажа по приобретенной специальности (не менее 2-х лет). При этом право стать аспирантом имеют только обладатели магистерских дипломов. Помимо стандартных документов, обычно требуется характеристика с места работы или учебы, научные работы (при наличии), а также реферат. Кроме того, поступающие на бюджет дополнительно сдают вступительные экзамены: по специальности, а также философию и иностранный язык. 

Подать заявку на обучение

synergy.ru

От абитуриента до аспиранта — Молодой ученый

Пожалуй, ни одна ступень образования в России не претерпела таких колоссальных изменений за последние десятилетия, как высшее и послевузовское образование. Современные студенты проходят путь от абитуриента до аспиранта совсем иначе, чем это делали каких-то лет 20 назад. Что их ждет на этом пути, разбирается журнал «Молодой ученый».

Структура высшего образования в России

Несмотря на то, что двухуровневая система высшего образования (бакалавриат + магистратура) официально принята в России с 2009 года, а фактически в ряде вузов существует с середины 1990-х, она до сих пор вызывает массу вопросов и недопониманий.

Мы свели основные сведения о ступенях образования в следующую таблицу.

Ступень Квалификация/
Степень
Срок обучения Требования для присвоения квалификации Где можно продолжить обучение
Высшее образование
Бакалавриат Бакалавр Не менее 4 лет Госэкзамены и выпускная квалификационная работа Магистратура
Специалитет Дипломированный специалист / Специалист Не менее 5 лет Госэкзамены и защита дипломной работы или дипломного проекта Магистратура или аспирантура
Магистратура Магистр 2 года Защита магистерской диссертации Аспирантура
Аспирантура

Адъюнктура

Исследователь. Преподаватель-исследователь / Кандидат наук (после защиты кандидатской диссертации) Не более 3 лет по очной форме и 4 лет по заочной (для ряда специальностей 4 и 5 лет соответственно) Кандидатский минимум (специальность, философия и иностранный язык), ВКР и защита кандидатской диссертации Докторантура
Подготовка научных кадров
Докторантура Доктор наук Не более 3 лет Защита докторской диссертации

Введение двухуровневой системы связано с присоединением России в сентябре 2003 года к Болонскому процессу, который сегодня объединяет 48 стран. Но в ряде профильных вузов сохранилась и традиционная, пятилетняя программа подготовки специалистов. Это те вузы, которые смогли доказать, что за 4 года бакалавриата невозможно подготовить квалифицированного специалиста.

Параллельное существование двух разных системы высшего образования часто порождает вопросы: чем отличается бакалавр от специалиста? а специалист от магистра? что считать вторым высшим образованием, а что — первым?

Бакалавр — это недоучившийся специалист?

Нередко можно услышать вопрос, кто лучше — бакалавр или специалист. Распространено мнение о том, что бакалавр — это недоучившийся специалист. Часто, основываясь на сроке обучения, полагают, что бакалавриат не является законченным высшим образованием. И даже при приеме на работу могут предпочесть кандидата с дипломом специалиста человеку с дипломом бакалавра.

Но это заблуждение. Квалификация бакалавра свидетельствует о получении базового высшего образования. Диплом бакалавра наравне с дипломом специалиста дает возможность заниматься профессиональной деятельностью и получить должность, для которой требуется высшее образование.

Разница в обучении заключается в том, что бакалавр все 4 года изучает предметы широкого профиля по выбранному направлению, специалист же с третьего года обучения выбирает какой-нибудь профиль (специализацию), который и будет отражен в его дипломе.

Если бакалавр захочет получить более углубленное и узкопрофильное образование, если в дальнейшем он хочет связать свою жизнь с наукой или выше продвинуться по карьерной лестнице, он может продолжить учиться в магистратуре — на бюджетной основе и с правом на отсрочку от призыва в армию. С дипломом специалиста стать магистром можно только на платной основе — это будет считаться получением второго высшего.

Однако специалист специалисту рознь. Так называемый «дипломированный специалист» может поступить в магистратуру на бюджет — для него это не будет считаться вторым высшим образованием (п. 15 ст. 108 закона «Об образовании»). Как различить корочки специалиста и дипломированного специалиста? Все, кто поступал в вуз до 1 января 2011 года, считаются «дипломированными специалистами». В графе диплома «Квалификация (степень)» у них написано: «Физик», «Математик», «Историк» и т. д. Специалисты же в соответствующей графе имеют запись «Специалист». В настоящее время вузы ведут подготовку только по программам подготовки специалистов, после окончания которой поступить в магистратуру можно только на платной основе.

Диплом бакалавра, так же как и диплом магистра, признается во многих странах, где принята аналогичная двухуровневая система. Зато специалист может сразу поступить в аспирантуру, а также заняться научной или преподавательской деятельностью в вузе — бакалавру такие права не даны.

Магистр против специалиста

Магистр, как и специалист может заниматься научной деятельностью, преподавать в вузах, а также продолжить обучение в аспирантуре.

В чем же тогда разница между специалистом и магистром? Первая и самая главная заключается в том, что магистров готовят к дальнейшей научно-исследовательской работе, а специалистов — к профессиональной деятельности. Магистры получают более глубокие профессиональные знания и навыки, дающие им преимущества перед специалистами.

Для получения диплома специалиста требуется меньше времени и усилий: поступив в вуз один раз, через 5 лет выпускники получают заветную корочку.

В магистратуру на бюджет принимают на конкурсной основе уже после окончания бакалавриата. Для поступления в магистратуру требуется сдать комплексный междисциплинарный экзамен.

Магистратуры по выбранному направлению подготовки есть не в каждом вузе, но с дипломом бакалавра можно поступить в магистратуру другого вуза — здесь нет ограничений. Можно даже сменить направление, если вдруг понял, что интересы изменились. Чтобы получить диплом магистра, требуется уже как минимум 6 лет: не менее 4 лет бакалавриата плюс 2 года магистратуры.

К слову, о дипломах. Несмотря на то, что обучение и специалиста (с третьего года), и магистра предусматривает специализацию, предполагается, что они должны различаться присвоенной квалификацией. Например, если в дипломе специалиста будет указана широкая квалификация «Психолог», то в дипломе магистра — более узкая специализация: «Психологическое консультирование в образовании», «Семейный консультант и психоаналитик», «Клиническая психология». Специалист получит квалификацию «Физика», а магистр — «Ядерные физика и технологии», «Техническая физика», «Радиофизика», «Электромеханика» и т. п. Хотя на деле можно встретить магистра с широкой квалификацией, такой как «Педагогическое образование», «История», «Экономика». Это лишний раз свидетельствует о том, что критерии присвоения степеней еще до конца не разработаны.

Аспирантура — третья ступень высшего образования

Реформирование образовательной системы затронуло и последующие ступени образования. Если еще недавно аспирантура считалась послевузовским образованием, то вступивший в силу 1 января 2013 года закон «Об образовании» сделал аспирантуру третьей ступенью высшего образования, которая реализует программу подготовки научно-педагогических кадров. Срок обучения в аспирантуре, как правило, составляет 3 года в очной форме и 4 — в заочной. Приказом Минобрнауки от 12 августа 2011 года № 2202 были утверждены специальности технических и естественнонаучных отраслей наук, срок обучения для которых в аспирантуре и адъюнктуре может составлять 4 и 5 лет соответственно.

Раньше аспирант был нацелен на защиту кандидатской диссертации и получение степени кандидата наук. Теперь же времени на подготовку диссертации в аспирантуре отведено гораздо меньше за счет введения обязательных учебных занятий, а защита диссертация становится необязательной опцией. В результате, по словам главы ВАК Владимира Филиппова, диссертации защищают лишь 25–30% закончивших аспирантуру.

Единых для всех вузов и научных институтов требований к поступлению в аспирантуру больше нет. То, какие экзамены сдают поступающие в аспирантуру, решают сами учебные заведения: если раньше их было три, то с 2017 года их может быть и меньше.

Вузы самостоятельно определяют не только количество и перечень экзаменов, но и шкалу оценивания и проходной балл. Дополнительные баллы можно получить за личные достижения: патенты, публикации, участие в научных мероприятиях и конкурсах. Эти баллы складываются с баллами, полученными на экзаменах, либо могут учитываться вместо них. То есть вступительный экзамен может быть заменен конкурсом портфолио.

В 2017 году также впервые выданы дипломы об окончании аспирантуры, которые свидетельствуют об «освоении программы подготовки научно-педагогических кадров» по определенному направлению и о присвоении квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь».

Что касается докторантуры, то с 2013 года она полностью стала формой подготовки научных кадров, а не послевузовской подготовки.

Итак, реформирование системы высшего образования России привело к параллельному существованию двух систем: традиционной пятилетней подготовки квалифицированных специалистов и двухуровневой, по европейскому образцу, состоящей из бакалавриата и магистратуры. Также заметно изменились функции аспирантуры, которая теперь встроена в общую систему высшего образования и направлена на подготовку научно-педагогических кадров. Меньше всего реформа затронула докторантуру, которая в целом сохранила свои функции.

moluch.ru

что такое и для чего нужна?

Аспирантура – что такое? Для чего нужна? Многим молодым людям, которые учатся в университете или только собираются поступать, интересны подобные вопросы. Что же это такое? Аспирантура является основной формой подготовки кадров, имеющих высшую квалификацию. Раньше сие считалось уделом меньшинства. Поступить в нее было возможно только по специальному направлению от института, где работал специалист с дипломом.

Поступающему предстояло узнать, что такое аспирантура, выдержав серию вступительных экзаменов по специальности, философии и иностранному языку, а также пройдя отборочный конкурс.

Такие же особенности остались и сегодня. Есть только одно исключение: поступить туда может любой выпускник высшего учебного заведения, у которого есть склонность к научной и исследовательской деятельности и который стремится полностью реализовать себя в научных изысканиях. Что такое аспирантура и зачем она нужна? Это форма обучения, цель которой – подготовка высококвалифицированных кадров для учебных заведений и других научных учреждений, а также для тех социальных сфер, где без науки не обойтись.

Обучение

Итак, ваша цель – аспирантура. Что такое это – теперь ясно. Как же ведется обучение? Существует две формы – заочная и очная. Срок обучения на очной составляет три года. Заочная длится на год дольше. Организация процесса обучения имеет множество серьезных отличий от организационных форм в высших учебных заведениях. Конечно, здесь также имеются лекционные занятия, семинары и экзамены, но часов на подобные занятия выделяется гораздо меньше в сравнении с тем, что обучающиеся должны выполнять самостоятельно в качестве своей научно-исследовательской деятельности. Что такое аспирантура? По сути, обучение здесь является скорее индивидуальным, чем коллективным.

На все время учебы для каждого аспиранта составляется индивидуальный план, где прописаны все основные виды работ, их сроки, а также результаты выполнения. По собственному плану человек каждый год должен отчитываться на специальном заседании научной лаборатории или кафедры, на которой он обучается. Результаты такого обсуждения позволяют перевести его на следующий учебный год.

Каждый аспирант за время своего обучения должен сдать три обязательных экзамена: по своей специальности, истории и философии, а также по иностранному языку. Для того чтобы учащиеся успешно сдали кандидатские экзамены, учебное заведение устраивает дополнительные занятия. Такие условия ставит аспирантура. Что такое кандидатский экзамен? Это испытание, пройдя которое, человек получает звание кандидата наук.

Научный руководитель

Этот человек является для аспиранта главным лицом. Научным руководителем обычно назначают того, кто является в своей области ведущим ученым. Как правило, это либо доктор наук, либо профессор. Научный руководитель помогает аспиранту выбрать тему кандидатской диссертации. Вместе они составляют план и советуются по всем основным вопросам, касающимся исследования аспиранта.

Диссертация кандидата

Это главное испытание, которое ставит перед молодым ученым аспирантура. Что такое кандидатская диссертация? Она отличается от дипломной работы или диссертации магистра тем, что защищается в специальном диссертационном совете, в который входят ученые в конкретных отраслях, являющиеся авторитетами. Стоит отметить, что такой совет может быть организован как при учреждении, где проходит непосредственно обучение, так и при другом научном или образовательном учреждении.

Сфера деятельности аспиранта

После успешного окончания и защиты кандидатской диссертации аспиранту присваивается звание кандидата наук. Теперь он вполне может занять высокооплачиваемую должность в какой-либо организации или учреждении по тому профилю, который он избрал для себя.

Таким образом, если человек решает связать жизнь с научно-исследовательской деятельностью, он интересуется тем, что такое аспирантура и магистратура. Перед ним стоит выбор. Чтобы стать кандидатом наук, нужно закончить аспирантуру, защитив диссертацию. Магистерская степень же станет ступенькой на пути к статусу аспиранта.

fb.ru

10 вопросов об аспирантуре – Мнения пользователей

Аспирантура — кому она нужна и нужна ли вообще? Нередко даже выпускники вуза толком не представляют‚ что это за зверь такой‚ с чем его едят. А на самом деле эта ступень образования позволит ВАМ добавить весомую строчку в резюме и сущест­венно увеличить вашу будущую зарплату.

 

1. Что такое аспирантура?

 

В отличие от института‚ где нужно обязательно посещать лекции и семинары‚ сдавать зачеты и экзамены‚ аспирантура — это самостоятельная форма обучения. Ее цель — научить вас заниматься исследовательской работой. Фактически вы самостоятельно выбираете интересное вам научное направление‚ читаете литературу по этой теме и проводите эксперимент. Потом на его основе получаете и анализируете данные‚ сравниваете свои результаты с уже доказанными в науке и делаете выводы. Блестящим завершением аспирантуры будет подготовка кандидатской диссертации‚ которую вам придется защищать на ученом совете вашего института.

 

В помощь вам аспирантура предоставляет возможность посещать на протяжении первого года обучения ряд лекций: по иностранному языку‚ философии‚ специальности (профильный предмет)‚ психологии и педагогике. Это должно быть полезно для сдачи кандидатских экзаменов.

 

 

2. Какие выгоды от аспирантуры?

 

Первая и сама главная — возможность участвовать в научных разработках‚ которые сейчас активно инвестируются государством. Вторая — это строчка в резюме‚ которая существенно повысит вашу профессиональную значимость.

 

И третья‚ немаловажная: если вы молодой человек‚ аспирантура — это возможность получить отсрочку от армии. Правда‚ таковую предоставляют только аспирантам-очникам.

 

 

3. Как поступить в аспирантуру?

 

Поступить в аспирантуру может любой выпускник вуза вне зависимости от пола‚ возраста и вероисповедания. Главное‚ чтобы на руках у вас уже был диплом специалиста или магистра (бакалаврам придется еще подучиться).

 

Для поступления необходимо сдать несколько экзаменов. Обязательны философия и иностранный язык (английский)‚ а также два специальных предмета: один — для нужной вам кафедры‚ а другой — по направлению вуза. Кроме того‚ вам понадобятся рекомендация к поступлению и реферат по специальности‚ также защищаемый на кафедре. Любое из направлений (кроме соискательства) может быть как платным‚ так и бесплатным. Соискателям в любом случае придется платить.

 

 

4. Можно ли поступить в аспирантуру не по своей специальности?

 

Да‚ можно. К примеру‚ окончив физтех‚ вы смело можете идти в экономическую аспирантуру — только с экзаменами будет сложней. Еще один нюанс: некоторые университеты могут отказаться обучать гуманитария тонкостям машиностроения‚ так что стоит соизмерять запросы с возможностями.

 

 

5. Какие формы обучения в аспирантуре?

 

Очная‚ заочная и соискательство. Отличаются они прежде всего сроками обучения. Максимальные сроки обучения аспирантов-очников составляют три года‚ заочников — четыре года‚ соискателей — пять лет. Кроме того‚ соискатели не сдают вступительные экзамены и могут не ходить на занятия.

 

Следует добавить‚ что и студент своего родного вуза‚ и пришедший в аспирантуру извне могут стать как аспирантами‚ так и соискателями в зависимости от желания и возможностей.

 

 

6. Как проходит обучение?

 

Все достаточно просто. Занятия в рабочем порядке‚ лекции‚ семинары‚ после чего идет все та же самостоятельная работа. Плюс для очной формы обучения — педагогическая практика. Все это решается в процессе обучения под руководством научного руководителя. К окончанию второго‚ а у заочников — третьего года обучения крайне важно успешно сдать кандидатские экзамены: философию‚ английский‚ специальность общую и на кафедре‚ а также психологию и педагогику для очных аспирантов.

 

 

7. Какие льготы есть у аспирантов?

 

У аспиранта — неважно какой формы обучения — льгот ощутимо меньше‚ чем у студента. Причем зачастую они разнятся в зависимости от вуза или города проживания. При желании можно уйти в академический отпуск (по различным причинам) и восстановиться на оставшийся срок обучения. Но придется подождать свободного места (если вы бюджетник) или же заново заключать финансовый договор (для платников). Ну и военкомат не будет дремать и может побеспокоить во время отчисления.

 

Кроме того‚ если вы не дотянули по баллам и поступили в платную аспирантуру‚ шанс заплатить меньше у вас есть. При этом условия перевода на бюджет надо оговаривать в каждом конкретном случае на кафедре.

 

 

8. Можно ли совмещать работу с аспирантурой?

 

По официальным правилам аспиранты очной формы обучения не могут работать где-либо еще‚ кроме родного института. На практике за этим уже давно никто не следит. Главное‚ чтобы вы успевали выполнять всю нагрузку и к вам лояльно относились на кафедре. Ну а что касается заочников и соискателей‚ так тут полная свобода действий.

 

 

9. А что с наукой?

 

Занятия наукой позволят вам приобрести серьезные аналитические навыки и завести полезные знакомства. К моменту защиты помимо написанной диссертации за вами должно числиться некоторое количество опубликованных в печатных изданиях статей (обязательно в журналах ВАКа — Высшей аттестационной комиссии)‚ а также выступлений на конференциях. Без этого очень велик шанс‚ что защита кандидатской будет провалена‚ даже не начавшись.

 

 

10. Необходимо ли преподавание?

 

Формально для аспирантов-заочников и соискателей нет преподавательской нагрузки‚ а очники даже сдают на один экзамен больше (психология и педагогика)‚ заточенный аккурат под преподавательскую работу со студентами. На практике же зачастую и заочные аспиранты ведут лекции наравне со своими коллегами. Все зависит от правил кафедры‚ вуза‚ а также от ваших отношений с научным руководителем.

 

 

Павел Рудаков‚ аспирант МГИУ:

— Обучение в аспирантуре на 100% является самообразованием. Этот процесс‚ конечно‚ можно сравнить с учебой в университете‚ но есть одно очень важное отличие: в вузе знания дают тебе‚ а в аспирантуре знания даешь ты — опираясь на собственный опыт и наработки предыдущих лет‚ привносишь в науку новую мысль.

 

 

 

 

 

Екатерина Морозова‚ аспирант РЭА им. Г. В. Плеханова:

— Учеба в аспирантуре — это работа‚ тяжелая и неоплачиваемая. Заниматься этим стоит‚ только если вы чувствуете‚ что вам действительно интересна область исследования‚ вы хотите строить свою карьеру дальше‚ опираясь на полученные знания и результаты‚ либо заниматься наукой. Навыки преподавания — общения с аудиторией — тоже полезное приобретение и хороший опыт. Но если вам не по душе внутренняя жизнь кафедры‚ студенты‚ дипломы‚ курсовые‚ длинные научные дискуссии‚ поступайте лучше на второе высшее.

 

www.start4you.ru

кому и зачем она нужна

В настоящее время поступление в аспирантуру стало довольно популярным. Для чего и кому это нужно? Причин может быть множество и среди них встречаются довольно банальные. Конечно, существуют и самые простые объяснения, такие как отсрочка от армии или получение места в общежитии. Но существуют и другие причины.

Также получение учёной степени объясняется и стремлением обрести новый социальный статус в обществе. Для многих людей приписка “кандидат наук” в визитке играет огромную роль. А также она является большим плюсом в условиях современной конкуренции на рынке труда.

Наличие учёной степени по-прежнему помогает делать карьеру госслужащим. Во многих органах исполнительной, законодательной и судебной власти при распределении должностей до сих пор учитывается факт наличия ученой степени.

Хотя в коммерческих структурах наличие за плечами законченной аспирантуры редко является ценным в глазах работодателя, тем более, что если он сам ее не имеет. Бывает даже, наоборот, чувствуя себя недостаточно квалифицированным при таком умном сотруднике с ученой степенью, работодатель может создать определенные помехи в карьерном росте.

Другой вопрос относительно аспирантуры – материальный. Официально, единственный плюс – если будете преподавать в каком-либо вузе, то вам положена небольшая прибавка. Других материальных преимуществ наличия кандидатской степени сейчас нет.

Некоторые люди, не испытывающие материальных трудностей в жизни, рассматривают аспирантуру как возможность получить степень, для того чтобы преподавать несколько пар в неделю в вузе и не утруждать себя каждодневной работой со строгим графиком в другом месте.

Также аспирантура может стать реальной альтернативой второму высшему образованию и дать возможность подкрепить твои практические навыки теоретическими знаниями и степенью. Однако в науке перебежчиков с одной специальности на другую не очень-то и жалуют, а потому при защите могут возникнуть определенные трудности.

Итак, подведём итоги. Абсолютных преимуществ аспирантура не имеет, но она является определенным инструментом для достижения конкретных целей. Хотя инструментом весьма дорогостоящим в плане эмоциональных, трудовых, временных, а иногда и материальных затрат. Поэтому при выборе указанного направления следует тщательно обдумать свой выбор и взвесить все за и против, прежде чем решиться защищать кандидатскую диссертацию.

www.begin.ru

Оставить комментарий