Что означает заочная форма обучения – что значит, как проходит, сроки обучения, как поступить, стоимость обучения на заочном отделении

Что значит очно-заочная форма обучения в вузе?

Система образования предоставляет все желающим различные варианты форм обучения. Сделать выбор можно в зависимости от своей занятости. Всем известна очная и заочная форма обучения. Однако с развитием технологий постепенно популярность набирает дистанционная. Но есть разновидность, которая совмещает в себе основные признаки всех видов. Иногда ее называют еще вечерней. Не все имеют точное о ней представление. Что значит очно-заочная форма обучения?

Особенности такого способа

Для начала нужно определить, что значит очно-заочная форма обучения. Ученик (студент) приходит на уроки (лекции) определенное количество раз в неделю. Это могут быть будни или выходные дни. Это касается тех, кто учится в колледже и вузе. Занятия могут проводиться по вечерам в будние дни. Эта форма считается наиболее схожей с очной формой обучения.

Разобрав, что значит очно-заочная форма обучения и основные особенности, можно переходить к образовательным учреждениям, в которых может быть такая система получения знаний. Сейчас практически во всех вузах она предусмотрена как на гуманитарных, так и на технических факультетах. Меньшую распространенность эта система получила в колледжах и школах.

Вечерняя школа

Как правило, очень мало учеников выбирают такую разновидность учебы. Что значит очно-заочная форма обучения в школе? Уроки проводятся от 2 до 4 раз в неделю на протяжении всего учебного года. Обучение делится на два этапа. На первом ученик получает базовые знания, на следующем — проводится проверка усвоенности материала.

Для того чтобы школьник получил нужный материал, ему должны предоставить все необходимые пособия. А если возникнет надобность, то составить индивидуальную образовательную программу. Занятия проводятся как в виде стандартных уроков, так и в виде самостоятельной работе. Существуют и другие виды, которые предусмотрены учебным планом. Теперь вы знаете, что значит очно-заочная форма обучения в средних общеобразовательных учреждениях.

Такой способ рекомендуют детям с особыми потребностями в обучении и тем школьникам, которые не могут учиться на дневной форме. Хотя, конечно, на такой вариант имеют право все учащиеся.

Очно-заочное обучение в колледже

Те, кто решил получать среднее профессиональное образование таким способом, получают возможность работать без отрыва от учебы. Более подробно рассмотрим, что такое очно-заочная форма обучения в колледже. Студенты посещают занятия два раза в неделю в вечерние часы в рабочие дни. Занятия проводятся в двух вариантах. Это лекции, на которых учащиеся получают теоретические знания, и семинары, которые предполагают практическую деятельность.

Одним из минусов является то, что такое обучение не предусматривает наличие бюджетных мест. Проверкой усвоенности учебного материала является сессия, во время которой выдается справка для работы.

Что значит очно-заочная форма обучения в вузе?

Наибольшую популярность такой способ получения знаний получил в институтах. Некоторые приходят получать высшее образование, уже имея специальность. Поэтому им выгоднее совмещать работу и учебу. Что такое очно-заочная форма обучения в институте?

Это посещение лекционных занятий несколько раз в неделю в рабочие и выходные дни. Бюджетных мест не предусмотрено. Но их стоимость значительно ниже дневного, т.к. студентам приходится усваивать большую часть материала самостоятельно. По сравнению с заочной формой лекции проходят чаще и регулярней. У студентов есть возможность получить больше консультаций по непонятным вопросам касательно учебного материала. Поэтому приобретенные на этом отделении знания качественнее, чем на заочном.

Занятия бывают теоретическими, на которых студентам даются все необходимые базисные понятия, и практические, которые проводятся в виде семинаров. Экзамены и зачеты (контроль качества усвоения материала) проводятся в выходные дни. Конечно, это удобно для работающих студентов, но такой график для некоторых кажется напряженным из-за того, что остается немного времени для отдыха.

Отдельно стоит отметить значение такой формы для людей с особыми потребностями. Что значит очно-заочная форма обучения в инклюзивном образовании? Она позволяет ученикам адаптироваться к другим условиям, отличным от тех, в которых они воспитываются. Также это возможность взаимодействия с другими людьми в небольших группах или только с педагогом.

Очно-заочная форма позволяет написать индивидуальную образовательную программу для ученика. Это дает возможность подобрать наиболее подходящие методики для обучения и адекватно оценить обучающегося. Почему вечернее обучение не так популярно в школе, как в вузах?

Потому что школьникам труднее заниматься самостоятельным изучением материала и искать нужную информацию. Такая форма обучения возникла из-за того, что многие студенты работают и хотят получать качественные знания. Поэтому и был найден компромисс между очной и заочной формами обучения. А с развитием вопросов интеграции людей с особыми потребностями в социум такая система получения знаний позволяет им адаптироваться и получить качественное образование. Хотя и не так важно, какую форму вы выберете, главное — это желание учиться.

autogear.ru

Очное и заочное обучение: в чём отличие?

Тот, кто уже стопроцентно решил, что будет поступать в университет, институт или академию, рано или поздно спрашивает себя: а что, собственно, я хочу получить от учёбы в вузе? Найти точный ответ не так легко. Всё потому, что многие просто не представляют, между чем и чем им предстоит выбирать. Адукар решил рассказать о формах обучения подробнее, чтобы каждый мог выбрать для себя оптимальный вариант.

Вариант № 1: очное отделение

Если тебе по душе ежедневное посещение занятий, постоянное общение со сверстниками и преподавателями, а также получение новых знаний в наиболее полном объёме — тебя ждёт очное отделение. Большая нагрузка, как правило, будет компенсироваться возможностью оценить все прелести студенческой жизни и завести интересные и полезные знакомства.

Есть два вида очной формы обучения — дневная и вечерняя. Отличаются они не только по времени посещения занятий. Студенты дневной формы сориентированы на получении образования, это основной вид их деятельности (поступившие на бюджет, кстати говоря, имеют ещё и приятный бонус в виде стипендии). Вечерники учатся только на платной основе и в большинстве случаев сочетают занятия в вузе с другой деятельностью.

Вариант № 2: заочное отделение

Нравится заниматься самостоятельно, составляя для себя удобный график? Не нуждаешься в постоянном общении с сокурсниками и преподавателями? Нашёл хорошую работу или обзавёлся семьёй, но хочешь стать дипломированным специалистом в своей области? Получил среднее специальное или профессионально-техническое образование, но желаешь повысить свой профессионализм? Значит, тебе подойдёт обучение на заочном отделении.

Разновидность заочной формы обучения — дистанционная, она подразумевает под собой получение образования с использованием современных технологий. Дистанционное обучение, рассматриваемое в границах одной страны, — хорошая возможность получить образование людям с ограниченными возможностями здоровья. Тем не менее, обучаться через интернет может любой желающий и умеющий заниматься самостоятельно. Дистанционное обучение осуществляется только на платной основе.

Всё ещё тяжело определиться? Прочитай вот эти важные факты:

1) Все выпускники белорусских вузов получают дипломы единого образца и форма обучения в них не указывается;

2) Согласно законодательству, обучение на заочном отделении не даёт отсрочку от армии;

3) Заочник, работающий по специальности, может пройти учебную практику по месту работы;

4) Учиться и работать одновременно — не так просто, как может показаться;

5) Стоимость обучения на заочном отделении ниже стоимости на очном;

6) На дневном отделении, как правило, выше конкурс и проходной балл;

7) Немного статистики: примерно 59% специальностей в белорусских вузах предполагают собой обучение на дневной форме, 39% — на заочной. Всего 2% составляет дистанционная и вечерняя формы.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. [email protected]

adukar.by

Заочное обучение — это… Что такое Заочное обучение?

   — форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих получение образования с профессиональной трудовой деятельностью; часть системы непрерывного образования. З.о. включает самостоятельное прохождение учащимися учебных курсов и очную сдачу экзаменов.

   Система З.о. формируется на основе специально созданных методических центров — заочных школ, курсов, заочных отделений высших и средних специальных учебных заведений. Эти центры организуют разработку учебно-методической литературы, осуществляют текущий контроль за учебной деятельностью заочников, ведут приём экзаменов.

   В дореволюционной России единственной формой З.о., признанной государством, был экстернат. Первыми методическими центрами для лиц, занимавшихся самообразованием, стали Комиссия по организации домашнего чтения (осн. в 1893) при Обществе распространения технических знаний (Москва) и Отдел для содействия самообразованию (1894) при Комитете педагогического музея военно-учебных заведений (С.-Петербург), которые рассылали желающим учебно-методическую литературу, организовывали консультации и лекции. Московские программы обучения были построены на основе вузовских учебных курсов.

   В начале 20-х гг. открылись многочисленные заочные курсы (позднее отделения) при вузах: 2-м МГУ, Сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева, Механическом институте им. М.В. Ломоносова и др. В 1929 коллегия Наркомпроса РСФСР определила принципы и организационные основы З.о. Были созданы специализированные центры подготовки кадров без отрыва от производства: Ленинградский индустриальный институт (1929, ныне Северо-Западный заочный технический университет) и в Москве — Всесоюзный сельскохозяйственный институт заочного образования (1930), Всесоюзный заочный финансово-экономический институт (1930, ныне Всероссийский заочный финансово-экономический институт), Всесоюзный индустриальный институт (1932).

   Постановлением СНК СССР от 29 августа 1938 «О высшем заочном образовании» была установлена курсовая система обучения с обязательной очной сдачей экзаменов и зачётов по всем дисциплинам, определена общая номенклатура специальностей для З.о.


Студентам-заочникам предоставлялись дополнительные отпуска.

   Согласно Положению СНК СССР о заочной аспирантуре (1939) З.о. распространилось на подготовку научных и научно-педагогических кадров. В 1940/41 учебном году в СССР действовало 18 заочных институтов, при 383 вузах имелись заочные отделения.

   После Великой Отечественной войны были созданы областные и республиканские заочные средние школы, в начале 70-х гг. — районные. В 70-х гг. традиционное З.о. в школах стало заменяться очно-заочным с использованием сессионного режима (см. Вечерние школы). С 1-й половины 80-х гг. число заочников средних общеобразовательных школ уменьшается. Осн. сферой З.о. становится система высшего и среднего профессионального образования.

   В 2000 в Рос. Федерации насчитывалось 8 самостоятельных государственных заочных вузов и 463 заочных отделения при вузах. В государственных вузах по заочной форме обучалось 1278 тыс. чел., в негосударственных — 173 тыс. чел. (для сравнения — по дневной форме — 140 тыс. чел.). Имелось 14 самостоятельных заочных учреждений среднего профессионального образования. Всего обучалось по заочной форме в учреждениях среднего профессионального образования 459 тыс. чел.

   С 1981 разрешены сокращённые сроки обучения для заочников, имеющих стаж работы по избранной учебной специальности; для лиц, обучающихся заочно в городах по месту жительства, организованы очные (вечерние) занятия по крупным циклам учебных дисциплин в течение 1 года; приём слушателей на подготовительные отделения с заочным обучением при вузах и техникумах.

   Вузам предоставлено право самим утверждать по согласованию с базовыми предприятиями учебные планы для З.о. Сроки обучения студентов на одном курсе не ограничены.

   По заочной форме готовится значительная часть специалистов для сельского хозяйства, экономики, связи, а также (в высшей школе) учителей (ок. 40%) и юристов. З.о. не используется при подготовке специалистов для здравоохранения. Учебные планы и программы для заочников средних специальных и высших учебных заведений по своему содержанию в основном соответствуют планам и программам очной формы обучения. Выпускники получают диплом единого общегосударственного образца. Учебный процесс при З.о. в вузах и техникумах складывается из вводных, установочных, обзорных лекций, лабораторных занятий, самостоятельной подготовки с выполнением контрольных работ, заочных и очных консультаций. Заочники выполняют курсовые и дипломные проекты (работы) и сдают государственные экзамены. При необходимости для студентов организуется производственная практика.

   Очные занятия (30-35% объёма учебного плана дневной формы обучения) проводятся гл.о. в период экзаменационно-лабораторных сессий (как правило, 2 раза в год в самом учебном заведении или в учебно-консультационных пунктах, филиалах и т.п.). Наибольшие трудности у студентов и педагогов вызывают установочные лекции в начале учебного года, когда в течение 5-6 дней заочникам предстоит освоить базовый объём знаний по 3-4 учебным предметам. Важную роль играет контроль знаний педагогом, в т.ч. проверка самостоятельности выполнения заочником заданий в течение учебного периода. С целью получения объективных данных используются многовариантные задания, краткие теоретические собеседования перед выполнением практических и проверочных работ и другие виды контроля, определяемые учёными советами и кафедрами вузов, педсоветами училищ и техникумов. Ежегодно издаются методические указания и контрольные задания по общенаучным и общетехническим предметам. Организуются общеобразовательные передачи по радио и телевидению, создаются аудиовизуальные пособия.

   Методическая и воспитательная работа с заочниками осуществляется с учётом их профессиональной подготовки. Сокращение пути от получения знаний учащимися до их применения на практике способствует более глубокому усвоению учебного материала. Предприятия и учреждения обязаны оказывать своим работникам, получающим образование без отрыва от производства, содействие в создании благоприятных условий для обучения. Научную и методическую работу в области З.о. вели до середины 80-х гг. гл.о. НИИ образования взрослых АПН СССР (Ленинград), НИИ высшего образования (Москва). В 1988 созданы учебно-методические центры по группам специальностей З.о. на базе вузов: МГЗПИ (с 1992 Московский открытый педагогический институт), ВЗПИ (ныне — Московский открытый государственный университет).

   На З.о. в государственные и муниципальные учебные заведения высшего и среднего профессионального образования принимаются в порядке конкурсного отбора лица, имеющие законченное общее среднее образование, а в техникумы и училища — неполное общее среднее образование. В первую очередь по итогам вступительных экзаменов зачисляются лица, работающие по профилю учебного заведения. На некоторые специальности приём в заочные вузы осуществляется только из числа лиц, работающих по профилю или имеющих соответствующее среднее специальное образование.

   Льготы для заочников. В Рос. Федерации учащимся заочных общеобразовательных школ устанавливается сокращённая на 1 день или соответствующее число часов рабочая неделя. Всего в течение года заочники могут иметь (кроме отпуска, общевыходных и праздничных дней) по 36 свободных от работы дней в расчёте на 6-дневную рабочую неделю. За время освобождения от работы учащимся выплачивается 50% средней заработной платы по осн. месту работы, но не ниже установленного минимума. Учащимся, по условиям работы не имеющим возможности регулярно пользоваться льготными днями, разрешено предоставление таких дней в суммированном виде в межсезонный период или в период наименьшей занятости на производстве. В течение учебного года руководители предприятий и организаций по своему усмотрению могут представлять заочникам дополнительно 1-2 свободных дня в неделю без сохранения заработной платы. Для сдачи выпускных экзаменов предоставляется отпуск: в 12-м классе — 20 рабочих дней, в 9-м — 8 рабочих дней с сохранением заработной платы; для сдачи переводных экзаменов — от 4 до 6 дней с сохранением заработной платы (за счёт сокращения общего числа предусмотренных льготных дней). Для сдачи вступительных экзаменов в заочные вузы предоставляется дополнительный отпуск в 15 календарных дней, в заочные техникумы и училища — 10 календарных дней, не считая времени проезда до места нахождения учебного заведения. Успешно обучающимся ежегодно предоставляется учебный отпуск: на 1-м и 2-м курсах — 30, на 3-м и последующих — 40 календарных дней; на период сдачи государственных экзаменов — 30 календарных дней, для подготовки и защиты дипломных работ (проектов) в вузах — 4 мес, в техникумах и других специальных учебных заведениях — 2 мес. За время всех учебных отпусков сохраняется средний заработок. Раз в год заочникам по месту работы оплачивается 50% стоимости проезда до места нахождения учебного заведения и обратно. Студентам и учащимся последних курсов в течение 10 мес перед началом выполнения дипломных проектов или перед государственными экзаменами предоставляется один свободный день в неделю (или соответствующее количество часов) с выплатой за этот день 50% среднего заработка, но не ниже установленного минимума.

   (Бим-Бад Б.М. «Педагогический энциклопедический словарь». М., 2002 г., 93-94)

   Ч34(2)763




Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека.
2006.

pedagogical_dictionary.academic.ru

Что такое заочное образование | Университет СИНЕРГИЯ

Заочное обучение хотя и не так популярно в России, как очное, – по крайне мере, если речь идет о первом высшем образовании, – оно тем не менее имеет постоянно высокий спрос у абитуриентов. Несмотря на то, что заочная форма получения знаний дает облегченную теоретическую подготовку по сравнению с дневной, целеустремленные студенты предпочитают компенсировать этот условный недостаток реальным опытом работы, который, как показывает практика трудоустройства, ценится у работодателей гораздо выше, чем оценки в дипломе. 

Подать заявку на обучение

Как устроена заочная форма образования

Обучение на «заочке» имеет некоторые черты дневного образования, с одной стороны, а с другой – заочное отделение чем-то напоминает дистанционный формат, поскольку методика во многом строится на самообучении. Каждая дисциплина, тем не менее, должна быть изучена строго в срок, никакие вольности и отклонения от учебного плана не допускаются. А каждый семестр традиционно оканчивается сессией и предварительным общением с преподавателями, в рамках которого можно проконсультироваться по сложным вопросам, связанным с пройденным материалом. 

 

Отличие заочного от очного

Если про очный формат обучения все понятно, то вечерний нередко вызывает много вопросов. Есть ли желанная специальность, выбрать государственный вуз или коммерческий, как поступить, как сдавать сессию? На самом деле эти две формы отличаются по сути только тем, как часто приходится приезжать на занятия. Если очники вынуждены каждый день присутствовать в вузе, то заочники встречаются с преподавателями дважды в год – в сессионный период. Это может быть тяжело тем, кто не обладает достаточной мотивацией к тому, чтобы осваивать профессию. С другой стороны, когда человек учится, самостоятельно добывая знание из учебной литературы, не перекладывая ответственность на преподавателя, это знание и ценится выше, и надежнее откладывается в памяти. Впрочем, при активном желании студент может получить право являться на лекции и в течение учебного года. Хотя большинство заочников все же предпочитает больше внимания уделять практике: работа занимает большую часть личного времени, давая тем самым шанс получать истинное представление о выбранной профессии. А диплом будет един как для очников, так и для заочников, разница – только в форме обучения, которая в нем указывается. 

Плюсы и минусы образования

Единственное ограничение касается выбора специальностей: действительно, не все направления деятельности можно изучать в режиме самообразования. Однако список профессий, которые нельзя освоить с помощью заочной формы, на самом деле не так уж велик, и речь идет скорее об исключениях. Еще один минус – отсутствие студенческой жизни, хотя и этот недостаток весьма спорный. При этом обучение на заочном более доступно для подавляющего большинства поступающих, поскольку обладает важными преимуществами, среди которых:

  • отсутствие необходимости ежедневно посещать вуз. Хотя для кого-то это обстоятельство является недостатком, все же возможность учиться частично в удаленном режиме очень подходит некоторым будущим «заочникам» – например, молодым мамам в декрете или начинающим специалистам, которых затруднит перспектива постоянно отпрашиваться с работы, а также студентам из регионов, которые приезжают в столицу лишь на период сессии, и тем, кому состояние здоровья не позволяет совершать регулярные поездки в учебное заведение;
  • более простые условия поступления. Будущим студентам не обязательно покорять вершины ЕГЭ – в том, что касается баллов: для заочного отделения их проходное количество значительно ниже, чем для других форм обучения;
  • отсутствие возрастных ограничений: можно стать студентом на любом жизненном этапе;
  • более выгодные условия обучения – если речь идет о платной основе. Тут все понятно: тем, кому финансово не потянуть очное отделение, «заочка» предоставляет реальный шанс получить высшее образование и не остаться в этой жизни без диплома.

Подать заявку на обучение

synergy.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о