2.5. Составление аналитического обзора литературы
Аналитический обзор литературы включает в себя определение и описание проблемы в целом и имеющиеся на сегодняшний день результаты ее решения (по материалам учебной и методической литературы, монографий, периодических изданий и нормативно-правовых документов). Главная задача обзора литературы — построение и обобщение информации с целью выделения проблемной области, в контексте которой будет проводиться исследование, а также научные предпосылки к проведению исследования.
Изложение материала в литературном обзоре не должно представлять собой набор выписок из прочитанных источников. Необходимо упорядочить их содержание определенным логическим образом, переходя от рассмотрения общих проблем к описанию конкретных вопросов (по принципу «от общего к частному»).
Проанализировав современное состояние проблемы, в заключении следует обозначить круг вопросов, остающихся неразрешенными.
2.6. Выбор методов и методик исследования
В процессе изучения состояния рассматриваемой проблемы рекомендуется использовать общенаучную методологию исследования, основанную на системном и комплексном подходах, моделировании, экономико-математических методах и методах социологических исследований (анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос и др.).
Состав конкретных методов исследования, используемых при написании дипломной работы, зависит от проблемы исследования (организация, кадры, маркетинг) и изучаемой функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль).
В зависимости от специфики решаемых задач могут быть использованы описательные методики, логические методы (сравнения, выделения «узких мест», ведущих звеньев), моделирование, исследование операций, эвристические методы и др.
С целью определения верного пути решения изучаемой проблемы, необходимо разработать максимально точный метод измерения или наблюдения исследуемых переменных.
2.7. Проведение исследований, обработка и анализ полученных результатов
Для уменьшения вероятности возникновения ошибок и недоразумений, сбор данных производится согласно предварительно разработанному плану, который четко определяет все процедуры сбора данных, представления исследования участникам, получения их согласия на участие, и, в случае необходимости, подготовку людей, проводящих сбор данных.
После сбора данных необходимо провести их обработку и анализ.
Выделяют два вида анализа данных:
качественный, включающий в себя интеграцию и синтез повествовательной, нецифровой информации;
количественный, включающий в себя широкий спектр статистических методов и процедур.
Анализ полученных данных должен быть завершен проведением интерпретации полученных результатов (процесс осмысления и определения значения результатов в более широком аспекте) и формулированием соответствующих выводов и предложений.
III. Структура и объем дипломной работы
Основными структурными элементами дипломной работы являются:
Титульный лист, на котором указываются наименование учебного заведения, факультета (отдела) и кафедры, фамилия, имя и отчество студента-дипломника; наименование темы; фамилия, имя и отчество руководителя, его ученое звание, ученая степень (прил. 2).
Содержание – указатель рубрик (заголовков), включающий в себя все разделы дипломной работы и страницы, на которых они расположены. В содержании рубрики должны точно соответствовать заголовкам текста, а расположение рубрик должно правильно отражать последовательность и соподчиненность их в тексте (прил. 3).
Введение – первая часть собственно дипломной работы, в которой дается оценка состояния исследуемого вопроса, указываются цель и задачи исследования, его новизна и актуальность. Цель и задачи должны быть четко сформулированы в контексте положения о том, что задачи решаются для достижения (реализации) цели.
Введение должно содержать:
обоснование актуальности выбранной темы;
цель и задачи исследования;
практическую значимость исследования.
В главе I, посвященной анализу источников и литературы, дается обзор литературы, обязательно содержащий проведенный студентом анализ работ предыдущих исследователей по данной теме, заканчивающийся заключением. Так же глава может содержать теоретическое изучение поставленной в работе проблемы.
В последнем параграфе этой главы, посвященном материалам и методам исследования, приводятся объект и предмет исследования, подробно описываются методы исследования, включая статистические. При необходимости описываются специфические моменты в организации исследования, связанные с особенностями его тематики.
Глава II посвящена анализу результатов собственных исследований и их обсуждению. По своему содержанию она представляет собой изложение и анализ экспериментальных данных, полученных в ходе исследования. Результаты исследования целесообразно преподносить в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм и рисунков с комментариями к ним. Для удобства изложения данная глава дипломной работы может быть разделена на параграфы. В последнем параграфе необходимо дать интерпретацию собственных данных, сопоставляя их с материалами отечественной и зарубежной литературы. В нем можно поместить концепцию, разработанную на основании результатов собственных исследований и материалов литературы. Этот параграф при необходимости может быть представлен в виде отдельной главы.
В этом случае Глава III работы должна начинаться с выводов, которые были сделаны в ходе исследования проблемы. Сначала выявленные положительные тенденции, затем по порядку негативные факты и тенденции, сопровождая их рекомендациями и описанием мероприятий, направленными на устранение и исправление выявленных проблем. Они должны быть обоснованными и вытекать строго из полученных автором материалов, а не базироваться на литературных данных.
Каждый из параграфов глав в конце должен содержать краткий вывод.
Заключение является завершающей частью дипломной работы. По содержанию они должны вытекать из сформулированных во введении задач. Поэтому количество выводов должно соответствовать числу задач или чуть его превышать. Выводы следует формулировать в настоящем времени (никакого сослагательного наклонения!), четко, лаконично, не загружая их без необходимости числами и процентами. И самое главное – выводы должны интерпретироваться только однозначно.
Список используемой литературы включает упоминаемые или цитируемые в работе литературные источники. Они располагаются в алфавитном порядке. Сначала работы, изданные на русском языке, затем – на иностранных языках.
Приложение выделяется в самостоятельный раздел дипломной работы и включает фактический материал, предоставленный учреждением, на основании которого строится исследование, объемные таблицы, графики, иллюстрации, схемы, анкеты, справочный материал, и т.д. Приложение помещается в конце работы и открывается отдельным листом, со словом «ПРИЛОЖЕНИЕ» (в центре листа), затем даются сами пронумерованные приложения на отдельных листах. В общую нумерацию страниц дипломной работы Приложение не входит (нумерация дипломной работы заканчивается на последней странице списка литературы). Чтобы не возникали сложности при поиске конкретного материала в Приложении, принято каждый самостоятельный материал озаглавливать и помещать в отдельное приложение, присваивая последнему порядковый номер (Приложение 1, Приложение 2 и т.д.). В тексте работы обязательно делаются ссылки на приложение в соответствии с логикой изложения.
Общий объем дипломной работы не должен превышать 90 страниц (без Приложений).
В работе рекомендуется придерживаться следующего соотношения объемов ее основных частей:
Введение – 3-5 страниц
studfiles.net
Как писать литературный обзор: пошаговая инструкция для студентов
Некоторые студенты полагают, что для выполнения литературного обзора не нужно прикладывать каких-либо усилий, достаточно лишь прочесть книгу и составить о ней своё личное мнение. Это очень распространенное заблуждение! Важно не только понимать, как писать литературный обзор, но и каким критериям он должен соответствовать.
Итак, для правильного составления и написания литературного обзора необходимо проделать несколько важных шагов.
Подготовительный этап
Шаг 1: задание
При получении задания на написание литературного обзора в первую очередь стоит уточнить под какие критерии и требования он должен подходить. Для этого стоит получить ответы на вопросы:
- какое количество источников необходимо включать в обзор?
- в обзоре должно присутствовать обычное подведение итогов или полный критический анализ?
- нужна ли справочная информация в обзоре?
Шаг 2: уточнение темы
Для того чтобы написание обзора не превратилось в рождение нового многотомного труда, желательно максимально сузить количество используемых источников. Для этого конкретизируется тема, по которой будет писаться обзор.
«Для создания обзора по технической тематике лучше всего использовать современные источники, так как в них информация по теме будет максимально приближена к современному состоянию проблемы. Для гуманитарных же наук можно практически не беспокоиться о датах издания источников».
Шаг 3: основная мысль
Литературный обзор — это не обычный сбор информации из источников и её суммирование, в первую очередь это
- понимание того, что связывает между собой все источники,
- в чем состоят отличия,
- в чем их общность.
Необязательно детально углубляться в каждый источник обзора, главное понять то,
- какой точки зрения они придерживаются,
- какую теорию отстаивают.
Шаг 4: оценка источников
При работе над обзором важно убедиться в компетентности выбранных источников. Конечно, жизненное и яркое повествования способно убедить самого скептически настроенного преподавателя в правильности изложенных мыслей, но если используемые источники не признаны хотя бы на нескольких уровнях, то от самого качественного обзора при детальной проверке может не остаться камня на камне.
Написание обзора
Шаг 5: вступление
Первое впечатление — это важная составляющая любой дискуссии. Без отклонений от основной темы стоит дать понять читателю, что ждет его в основной части обзора, при этом впечатление от вступления должно предвосхищать ожидания от прочтения всего труда.
Шаг 6: основная часть
Если вы приступили к основной части работы, то важно понимать, что в первую очередь литературный обзор — это
- пример работы мысли,
- а не простое собирание доказательств и фактов.
В основной части автор обзора ни в чем не ограничен, большие возможности при работе предоставляют разные источники, выбранные заранее.
«Как писать литературный обзор, если мнения по теме меняются со временем? В таком случае стоит разбить работу на хронологические отрезки, в течение которых менялось мнение, используя при этом соответствующие подзаголовки».
Шаг 7: вывод
Чтобы читатель смог в полной мере осмыслить проделанный труд, в заключении литературного обзора должен быть ясный и описывающий весь процесс исследования вывод.
После работы
Шаг 8: проверка
Итак, работа выполнена, а обзор написан. Вроде бы можно сдавать его, но для начала нужно полностью проверить всё исследование:
- все ли предъявленные требования к обзору были выполнены во время исследования?
- полностью ли раскрыта тема обзора?
- логично ли повествование и переходы между абзацами?
Шаг 9: корректировка
Любой автор верит в непогрешимость своей работы, но для того чтобы работа действительно нашла своё признание, стоит всё-таки еще раз взглянуть на собственное творение глазами стороннего читателя.
«Зачастую литературный обзор — это всего лишь часть огромной работы, в том числе и исследовательской. Его цель состоит в разрешении противоречий, поэтому правильно написанный обзор придаст новый импульс дальнейшим исследованиям».
Видео: Андрей Синицын: «Обзор литературы»
mineralov.ru
Обзор литературы — Zbio
Материал из Zbio
Обзор литературы (литобзор, ревю) — часть или полностью научное исследование, состоящее из изучения опубликованных работ по избранной теме. По идее, должно содержать научную критику. Его главной целью является определение текущих границ познания в избранной области науки, а также вскрытие противоречий в данных предшественников или выявление их данных, не подтвержденных независимыми исследователями. Чаще всего обзор содержит компиляцию из чужих данных, но может также содержать собственные ранее опубликованные данные, которые коротко суммируют предыдущие достижения и показывают их в «товарном виде», что должно производить впечатление на редакторов и рецензентов. В конце обзора могут быть сделаны выводы о перспективах дальнейших исследований, а если за ним следуют новые данные, полученные автором и ранее не опубликованные (оригинальное исследование), то формулируется также задача следующей далее экспериментальной части.
Хотя в оригинальных исследованиях обзоры обычно предшествуют экспериментальной части, на самом деле их пишут уже после того, как исследование заканчивается, чтобы содержание обзора соответствовало содержанию работы в целом. Тем не менее, поиск и первичное знакомство с литературой производят как до, так и в процессе заплыва. Для организации процесса устраивают семинары, на которых, вместе или вместо отчета по проделанной работе, докладывают содержание чужих публикаций. Публикации добывают в обычной или электронной библиотеке путем браузинга и для доклада читают с пристрастием (так как с ней без бутылки не разберешься). Таким образом, каждая статья, попавшая в обзор, читается охотником по меньшей мере трижды: при браузинге, индивидуально с пристрастием и при сопоставлении результатов с другими публикациями в ходе работы над собственно обзором. Учитывая, что при подготовке одной собственной статьи средних размеров в список литературы входит несколько десятков, а диссертации — несколько сотен чужих статей, глаза охотника после всего этого становятся начитанные-начитанные.
[править] Происхождение термина
Термин обзор происходит от древнерусского корня зор, который встречается в сходных по значению словах: взор, зрить, зырить, позор, взорвать, телевизор. Термин литобзор является сокращением от неправильного термина литературный обзор (на самом деле ничего литературного в обзорах научной литературы нет, в лучшем случае не торчат ослиные уши, да и то вряд ли). Термин ревю — калька от англ. review, употребляется равным образом как к театральному представлению с легко одетыми женщинами, так и к обзору медицинской литературы по гинекологии без единой иллюстрации.
molbiol.ru
Что такое литературный обзор? Какие у него основные виды и характеристики?
Прежде всего, хочу поздравить и себя и всех с самой возможностью воплощения этой идеи. Литсовет, Самиздат, Проза, Стихия, Новая литература, Что хочет автор, Наш автор, Сетевая Словесность, Точка Зрения, и остальные, плюс несколько библиотек и форумов.Большой перечень. На всех литературных и окололитературных Интернет ресурсах рунета, мы, силами шести сотрудников и в течение почти двух месяцев пытались найти максимально широкий и действенный канал общения с читателем.
Вот перед вами результат. В пользу Литсовета.
Конечно, будут задействованы и другие сетевые возможности, но форма и содержание пойдут отсюда.
Теперь, два слова о Литературном Ответе (ЛИТОТВЕТ) . Оказалось, что читатель ищет в интернете не конкретную книжку и не конкретную возможность удовлетворить свои потребности в литературе, в большинстве своём, естественно исключаем массовые явления под воздействием рекламы и узконаправленные интересы. Читатель ищет ответы на свои вопросы. Это кстати характерно почти для всего пользовательского Интернета.
Так будем же давать ему ответы, и стараться доводить само их наличие до него.
Итак.
Первый блин.
Почему первый блин потому что, необходимо набрать опыт в формировании тематик ответов, в выявлении уровней доступности (образности и метафоричности) , в методике подачи.
Поэтому обращаюсь ко всем участникам лито и авторам ЛС. Старайтесь определять вопросы, на которые отвечают произведения самостоятельно. Будем работать вместе. Вы много читаете, и у каждого есть свои предпочтения и убеждения. Методики только создаются. Используйте имеющуюся форму, создавайте свои, наполняйте содержанием и творите.
Помочь читателю сориентироваться в своих вопросах и в ответах на них не менее увлекательное творчество, чем создание метафор и раскрытие образов.
Удачи всем.
И собственно обзор первого номера. С моим личным мнением о вопросах и ответах. Тоже первая попытка. Проба пера.
Ещё одно отступление.
В моих обзорах не будет литературного анализа, как копания в профессионализме и умении написательства слов. Стилистика, пунктуация, морфология и т. п. читателю наплевать. И мне тоже.
Вопрос ответ. Сила, яркость, убедительность, доступность и актуальность вот примерный перечень.
Поехали.
1. Лекарство от одиночества Александр Грозный
Лекарство от одиночества
Вопрос: Одиночество – это симптом или диагноз?
Удивительное по своей силе и образности произведение. Автор не навязывает копание в причинах и массовости подобных ситуаций, а рассказывает о всегда имеющем место шансе, что и представляет собой ответ на поставленный вопрос. Иносказательность предоставляет читателю возможность участия в игре, облегчая процесс отождествления своей ситуации со стратегией игры в рассказе.
2. Пусть “завтра” подождет Чередник Андрей
Пусть “завтра” подождет
Вопрос: – Зачем нужны президенты?
Сложное и дерзкое произведение, где автор через своё видение и диалог с советником, привязывает вопросы власти и влияния личности на мировоззрение и ощущения. Убедительность ощущается только после глубокого осмысливания, а актуальность спрятана от налёта обычных кухонных разговоров. Ответы возникают не просто, но зато являются собственными ответами на многие вопросы.
3. Болельщики Вейс В. П.
Болельщики
Вопрос: – Для чего все эти люди вокруг?
Ярко и сказочно. Доступно и увлекательно. О своём месте в мире и о людях, вокруг себя. Вопрос вроде бы и простой, немного наивный, но ведущий к очень важному отождествлению себя с болью, страданиями и счастьем. А ответы рождаются сами собой. Сегодня, вчера и завтра. И для всех.
4. “Кларо” Рапсодия
“Кларо”
Вопрос: – Мы для жизни, или жизнь для нас?
Колоритность и эффектность связи с падением. В любых его вариациях. Актуальность абсолютная. Учитывая всеобщую подавленность наступающей зимой и общим состоянием ожидания. Убедительность немного недотягивает, так как отождествление с предметами не
otvet.mail.ru
Составление обзора источников и литературы
Составление обзора источников и литературы“В науке нет такого запретного соседнего или дальнего участка, где висела бы надпись: “Посторонним вход воспрещен”. Ученому всё дозволено – всё перепроверить, всё испробовать, всё продумать, не действительны ни барьеры дипломов, ни размежевание дисциплин. Запрещено ему только одно: быть неосведомленным о том, что сделано до него в том или ином вопросе, за который он взялся”.
Б.Ф. Поршнев
” … – Папа, списывать из книжки жульничество?
– Не понимаю.
– Ну, если кто-то – например, если я буду писать сочинение и возьму чего-нибудь из книжки, это как?
– Зависит от того, как ты это сделаешь.
– Теперь я не понимаю.
– Если ты поставишь кавычки и сделаешь сноску с указанием, кто автор, это только придаст твоей работе солидность и значительность.
– А если без этих самых… кавычек?
– Тогда это все равно что воровство, самое настоящее воровство. Надеюсь, ты не сделала ничего подобного?
– Нет.
– Тогда что же тебя смущает?
– А за это могут посадить в тюрьму?
– Могут – если ты таким образом получишь деньги. Так что лучше ты этого не делай, дочка.”
Стейнбек Д. Зима тревоги нашей. Гл. IX.
Обзор источников и литературы по заданной теме является непременной частью любого исследования. Его составление необходимо, во-первых, для формулировки и детализации основных направлений исследования, во-вторых, для реализации исследовательского процесса как такового, в-третьих, для того, чтобы не “изобретать велосипед” и выяснить, какие исследования в интересующей вас области уже проведены, а какие проводятся.
Следует различать два вида обзора источников и литературы:
1) обзор существующей литературы (т.е. обзор текстов) по данной тематике: академические издания, монографии, аналитические обзоры, рефераты, статьи и т.д.
2) обзор источников вторичных данных (статистических данных и иных видов информации, например, нормативных актов или годовых отчётов предприятий), которые лягут в основу вашего исследования.
Это два разных вида обзоров, и обзор источников данных обычно делается в разделах введения, которые называются “Статистическая база исследования”, “Нормативно-правовая база исследования” и т.д. после формулирования цели и задач исследования, в то время как обзор литературы может быть как частью введения (предваряющей формулировку цели исследования), так и отдельным разделом – например, частью теоретической главы.
Обратите внимание на то, что существует путаница в применении термина “источник”. При составлении обзора литературы мы называем “источниками” различные виды текстов (монографии, статьи и т.д.), но не следует называть их “источники литературы”, так как это неверно и тавтологично. При составлении обзора источников данных термин “источник” применяется напрямую: например, источник статистических данных, источник информации.
Итак, рассмотрим виды источников.
Рис. 1. Три типа источников1.
Все источники, используемые во время исследований, можно разделить на три категории: первичные (опубликованные и неопубликованные), вторичные и третичные. Хотя сами категории определены достаточно четко, в отдельных случаях источник может относиться сразу к двум категориям: например, протоколы конференций могут быть опубликованы в журналах, а книги – содержать ссылки на первичные и вторичные источники.
Три типа источников представляют собой три стадии перемещения информации. По мере того, как информация перемещается от первичных к вторичным и далее к третичным источникам, она становится все менее детализированной и заслуживающей доверия, но более доступной. Из рис. 1 видно, что по сравнению с первичными вторичные источники имеют меньшую ценность, поскольку отражают информацию, уже однажды обнародованную. Другие отличия первичных и вторичных источников демонстрирует таблица 1.
Таблица 1. Характеристика первичных и вторичных источников.2
Источник | Частота публикации | Формат публикации | Охват третичными источниками | Доступность |
Аннотированные академические журналы Другие академические журналы | Обычно ежемесячно или ежеквартально | Обычно как печатное издание, но многие можно получить через Интернет. Также могут быть доступны на дисках CD-ROM или микрофишах | Хороший | В большинстве университетов включены в каталоги. Если источник отсутствует, его можно получить через систему межбиблиотечного заимствования и все чаще через Интернет |
Профессиональные журналы | Обычно еженедельно или ежемесячно | Обычно как печатное издание, но многие можно получить через Интернет. Также могут быть доступны на дисках CD-ROM или микрофишах | Не такой хороший, как у академических журналов; возможно, необходимо «пролистывание» | В большинстве университетов включены в каталоги. Если источник отсутствует, его можно получить через систему межбиблиотечного заимствования и все чаще через Интернет. Многие профессиональные журналы можно прочитать на веб-страницах соответствующих организаций |
Отраслевые журналы | Обычно еженедельно или ежемесячно | Обычно как печатное издание, но многие можно получить через Интернет. Также могут быть доступны на дисках CD-ROM или микрофишах | Не такой хороший, как у академических журналов; возможно, необходимо «пролистывание» | В библиотеках обычно представлены плохо. Их можно получить через систему межбиблиотечного заимствования |
Книги | В форме книги или аннотированного академического журнала | В виде книги или аннотированного академического журнала | Хорошо отражены в третичных изданиях. Поиск можно проводить в Интернете | Легко достижимы. Если источник отсутствует, его можно получить через систему межбиблиотечного заимствования |
Газеты | Обычно ежедневно или еженедельно | Все современные британские газеты можно читать в Интернете или по подписке в интерактивных базах данных, а также на CD-ROM и микрофильмах. Многие международные газеты доступны через Интернет | Хорошо отражены в специализированных каталогах. В формате CD-ROM и в Интернете эффективен поиск по ключевым словам | Обычно хорошо отражены в третичных источниках в библиотеках. Большинство из них можно прочитать в Интернете на веб-сайтах соответствующих изданий |
Протоколы конференций | В зависимости от типа конференции; иногда публикуются в журналах | В виде книги или аннотированного академического журнала. Некоторые протоколы или их резюме доступны через Интернет | Зависит от конференции, хотя обычно ограничен. Существуют специализированные каталоги | В библиотеках обычно представлены плохо. Можно получить через систему межбиблиотечного заимствования |
Отчеты | Единожды | В виде аннотированного академического журнала | Несмотря на то, что существуют специализированные каталоги, охват слабый | В библиотеках обычно представлены плохо. Можно получить через систему межбиблиотечного заимствования |
Диссертации | Для получения ученой степени | В основном печатаются, но все чаще издаются на микрофишах | Хороший для диссертантов | Обычно достижимы через систему межбиблиотечного заимствования. Как правило, хранятся в одном экземпляре |
При составлении обзора литературы вы должны:
рассмотреть основные академические теории (и зарубежных, и российских учёных), относящиеся к области исследований;
показать, что вы знакомы с самыми последними работами в данной области, в том числе и на иностранных языках;
раскрыть, каким образом ваше исследование соотносится с предыдущими исследованиями в данной области;
оценить сильные и слабые стороны предыдущих исследований, включая разного рода упущения и проявления предвзятости;
обосновать ваши аргументы, снабдив обзор необходимым количеством ссылок на литературные источники.
Кроме того, не стесняйтесь высказать благодарность тем, чьи плоды труда вы используете в своей работе. Например, “благодаря исследованиям такого-то учёного”, “на основании признанной большинством специалистов монографии таких-то авторов”, “по совету профессора такого-то” и т.д. Это избавит вас от возможных обвинений в плагиате и от соответствующих угрызений совести и возможных неприятностей.
Основные этапы создания обзора литературы приведены на рис. 2. вот их примерное перечисление:
Этап 1. Задание параметров поиска.
Этап 2. Поиск литературы.
Этап 3. Составления списка литературы.
Этап 4. Определение ценности источников, выбор наиболее ценных.
Этап 5. Чтение, обзор литературы, реферирование наиболее ценных источников информации.
Этап 6. Создание предварительного варианта обзора литературы.
Этап 7. Уточнение ключевых слов, сужение тематики, возврат к первому этапу.
Этап 8. Создание окончательного обзора литературы.
Рассмотрим эти этапы подробнее.
Этап 1. Задание параметров поиска.
На первом этапе можно применить стандартные методы осмысления задачи, например, метод “мозгового штурма” или метод построения “дерева относительной важности”.3
Метод “мозгового штурма” может быть полезным при отборе ключевых слов. В процессе работы (независимо от того, работаете вы один или с группой) необходимо записать все пришедшие в голову слова и короткие фразы по теме исследования. После этого оцените, может ли быть данное слово ключевым. Обсуждайте свою тему с как можно большим количеством людей, особенно со специалистами.
“Дерево относительной важности” напоминает структуру книги с ее названием, главами, разделами и подразделами. Эти структурные части книги либо отражают тему исследования, либо являются ключевыми словами (с учетом имен авторов). Чтобы построить дерево, следует предпринять ряд действий. Поместите контрольный вопрос (или цель исследования) на самом высоком уровне. Идентифицируйте две или более области исследования, представляющие интерес для вашей темы. Каждую из областей разделите на подобласти, которые также представляют соответствующий интерес. Каждую из подобластей разделите на еще более узкие подобласти. Идентифицируйте области, которые необходимо исследовать немедленно, и те, на которые нужно обратить особое внимание. Обязательно обратитесь за помощью к руководителю проекта. По мере ознакомления с литературой добавляйте новые ветви к вашему дереву.
Фактически, вы можете составить подробный тезаурус вашей темы. Сразу фиксируйте источники дефиниций (определений) важнейших понятий вашего исследования.
Этап 2. Поиск литературы.
Поиск литературы осуществляется с помощью поисковых программ Интернета, а также по каталогам библиотек (которые тоже зачастую существуют в электронном виде), по спискам литературы в учебниках или монографиях. Следует обязательно пообщаться с преподавателями, с научным руководителем – они могут посоветовать ценные источники. Можно также пообщаться с участниками тематических Интернет-форумов. Главное – не забывайте каждый найденный источник вне зависимости от его ценности записывать в список литературы.
Этап 3. Составление списка литературы.
При нахождении того или иного источника СРАЗУ ЗАПИСЫВАЙТЕ ЕГО В СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. При этом соблюдайте правила библиографической записи (см. отдельный материал “Оформление источников”). Иначе потом этот источник невозможно будет найти и правильно оформить. При записи текстов из Интернета не забывайте указывать дату обращения (т.е. дату, когда вы посетили эту Интернет-страницу).
Этап 4. Определение ценности источников, выбор наиболее ценных.
Не каждый найденный вами источник будет представлять ценность для вашей работы и для упоминания и тем более анализа в обзоре литературы.
Определение ценности источника:
Как давно написана работа?
Может ли она повторять другую работу?
Насколько согласуется общая направленность этой работы и вашего исследования?
Видели ли вы ссылки на данную работу (или другие работы этого же автора) в источниках, которые считаете ценными?
Подтверждает ли работа ваши идеи или противоречит им? В обоих случаях ее необходимо изучить!
Кажутся ли вам предвзятыми выводы автора? Не имеет значения, насколько актуальна тема работы!
Какие методологические упущения вы обнаружили в работе? Даже если таковые есть, работа может представлять ценность для вашего исследования!
Насколько точны результаты исследований? Даже если точность их невысока, работа может оказаться полезной!
Рис. 2. Мониторинг литературы в процессе формулирования темы, написания обзора литературы и дальнейшего исследования4.
Этап 5. Чтение, обзор литературы, реферирование наиболее ценных источников информации.
На этом этапе не забывайте записывать и сразу правильно оформлять кажущиеся вам нужными цитаты: указывайте источник, страницу источника, адрес страницы Интернет-сайта и т.д. Активно пользуйтесь возможностями ксерокопирования, сканирования нужных источников (например, отдельных страниц монографии, посвящённых вашей теме), но не опускайтесь до плагиата, т.е. всегда указывайте источник той или иной цитаты или парафраза (передачи смысла слов автора своими словами). Не выдавайте текст, написанный другими людьми, за свой.
Этап 6. Создание предварительного варианта обзора литературы.
Далее можно приступить к написанию предварительного варианта обзора. Начните его с более общего теоретического уровня. Кратко изложите основные идеи, почерпнутые из уже проработанных источников. Обобщите, сравните и противопоставьте позиции различных авторов. Сузьте круг работ, чтобы сконцентрировать внимание на наиболее актуальных. Тщательно проанализируйте результаты этих исследований. Отметьте вопросы, по которым ваше исследование предлагает “свежий” взгляд на предмет исследования. Подготовьте читателя к следующему разделу отчёта о вашем исследовании.
Оценка качества обзора литературы5
Начинается ли ваш обзор литературы на более обобщенном уровне, чем уровень области исследования?
Имеет ли отобранная вами литература прямое отношение к контрольным вопросам и целям вашего исследования?
Отражены ли в обзоре основные теории ведущих специалистов в области исследования?
Даны ли в обзоре основные источники или, по крайней мере, их репрезентативная выборка?
Отражены ли в обзоре вопросы, по которым ваш отчет предлагает «свежий» взгляд?
Есть ли в отобранной вами литературе последние работы в области вашего исследования?
Были ли вы объективны при обсуждении отобранной вами литературы?
Включили ли вы ссылки на источники, в которых высказанные идеи не согласуются с вашей точкой зрения?
Старались ли вы размежевать факты и точки зрения?
Пытались ли вы оценить ценность каждого источника для темы вашего исследования?
Четко ли обоснованы ваши собственные идеи?
Является ли ваша формулировка темы исследования логически последовательной?
Подводит ли ваш обзор читателя к последующему разделу вашей работы?
Этап 7. Уточнение ключевых слов, сужение тематики, возврат к первому этапу.
После создания предварительного обзора литературы следует вернуться к постановке и формулировке темы, к плану вашей работы. Вы увидите, как много ранее туманных вопросов вы выяснили, как точно вы теперь стали понимать смысл вашего исследования. У вас может появиться идея несколько скорректировать формулировку темы, цели, задач исследования, заголовки отдельных разделов. Все желаемые изменения обязательно обсудите с научным руководителем.
Этап 8. Создание окончательного обзора литературы.
Итоговый вариант обзора литературы должен логически выводить читателя на исследуемую вами проблему. Проверьте правильность оформления цитат, уберите из текста банальности, общие слова, любые части, не отвечающие конкретике Вашего исследования. Не забывайте о том, что если краткость – сестра таланта, то вместе с точностью и конкретикой они составляют целый любовный квадрат.
Основные выводы, которые вы делаете в обзоре, следует сформулировать и подытожить в виде кратких тезисов или даже сравнительной таблицы для того, чтобы их можно было представить на первых слайдах отчётной презентации.
referat.znate.ru
Литературный обзор
Техногенная деятельность человека стала играть роль мощного геологического фактора, ведущего к эволюционном изменению состояния и свойств верхней части литосферы. Загрязнение окружающей среды (ОС) стало столь значительным, что не может нейтрализоваться саморегуляцией биосферы. По мере ухудшения состояния ОС и биосферы, человечеству придется затрачивать все больше энергии и труда на их стабилизацию. Расчеты и наблюдения показывают, что биосфера и ОС сохраняли стационарность до тех пор, пока антропогенное потребление продукции биосферы не превышало 1 %, а в настоящее время оно достигло 17 %. При сохранении этого показателя и прекращении экономического роста полное истощение биосферы произойдет через несколько сотен лет, а при сохранении современных темпов экономического роста — во второй половине 21 века.
Охрана целостности ОС — глобальная проблема. С помощью создаваемых экологических моделей почв для отдельных регионов можно восстановить нарушенное экологическое равновесие в природе. При экологическом моделировании, чтобы разумно управлять антропогенной нагрузкой на почву, необходимо знать предельно допустимую степень загрязнения теми или иными веществами и отклонение от них. Возможно, этим требованиям сможет отвечать блок санитарно-физико-химического состояния почвы. Непрерывное образование промышленных и бытовых отходов и неполная их утилизация влечет за собой сильное загрязнение почв. Необратимые процессы, происходящие в почвах под воздействием чуждых веществ (канобиотиков) могут вызвать анаэробные превращения в почве с образованием ядовитых жидкостей и газообразных компонентов, просачивающихся в толщу почвы. Дальнейшее загрязнение снижает гумификацию почв и приводит к гибели почвенных микроорганизмов и дальнейшей деградации почв. Установление предельно допустимых норм для вредных веществ, преимущественно ядохимикатов, применяемых для защиты растений от вредителей и болезней, и определение степени отклонения от них является неотложной задачей сегодняшнего дня.
Среди многочисленных загрязнителей особое место занимают тяжёлые металлы. Среди тяжёлых металлов приоритетными загрязнителями считаются Hg, Pb, Cd, As, Zn, главным образом потому, что техногенное их накопление в окружающей среде идёт высокими темпами. Эта группа веществ обладает большим сродством к физиологически важным органическим соединениям и способна инактивировать последние. Их избыточное поступление в организм живых существ нарушает процессы метаболизма, тормозит рост и развитие.
Поскольку тяжёлые металлы поступают в организм человека травоядных животных в основном с растительной пищей, а обогащение последней происходит главным образом из почвы, почвенно-агрохимические исследования на техногенно-загрязнённых территориях приобретает важное значение. Поступившие в организм человека и животных тяжёлые металлы выводятся очень медленно. Они способны к накоплению главным образом в почках и печени. В связи с этим растительная продукция даже со слабозагрязнённых почв способна вызвать кумулятивный эффект -постепенное увеличение содержания тяжёлых металлов у человека. В настоящее время изучению тяжёлых металлов в почвах и растениях уделяется повышенное внимание.
Исследования показывают, что вокруг крупных предприятий, вдоль автомагистралей с интенсивным потоком транспорта, в городских почвах содержание большинства элементов, как правило, превышает фон и допустимые нормы. Вокруг этих объектов формируется аномалия (локальные участки) техногенного загрязнения почв ТМ (тяжелыми металлами) и канцерогенами. Госкомгидромет на основании результатов дешифровки -телевизионных спутниковых изображений определил ареалы хронического загрязнения воздушного бассейна и почвенного покрова вокруг городов
России.
В век научно- технической революции наблюдается бурное развитие всех отраслей промышленности, сельского хозяйства, повышается уровень механизации и автоматизации всех производственных процессов. По мере развития промышленности, прилегающие к промышленным зонам территории подвергаются все усиливающемуся потоку техногенных выбросов отходов, территории сельскохозяйственного пользования — излишнему воздействию минеральных удобрений, ядохимикатов, пестицидов. Все это в целом приводит к очень серьезным нарушениям экологического состояния отдельных территорий. Деградация почв и почвенного покрова, почвенной биоты, растительного покрова во многих районах столь высока, что стали появляться так называемые техногенные пустыни, т.е. территории, полностью лишенные живой растительности, а частично и почв.
Химическое загрязнение и деградация почв представляют совершенно особую проблему. Почвы медленно накапливают загрязняющие вещества, выполняя при этом протекторные функции в отношении других природных образований, они защищают подземные воды от возможного химического загрязнения, удерживая загрязняющие вещества (ЗВ), которые содержатся в фильтрующихся через почву воды. Почвы также связывают многие соединения в малоподвижные и недоступные растениям формы, предохраняя тем самым растительную продукцию от попадания тяжелых металлов или других элементов и веществ. Но, выполняя эту защитную роль, почвы постепенно все в большей мере сами подвергаются загрязнению и на каком-то этапе оно может достичь таких уровней, когда почвенный покров становится или непригодным для сельскохозяйственного использования или разрушается вовсе.
В качестве одного из наиболее токсикологических опасных проявлений следует в настоящее время признать загрязнение почв тяжелыми металлами и кислотными выпадениями. Кислотные выпадения и поступление тяжелых металлов приобрело уже почти глобальный характер (или четко выраженный региональный).
Поэтому необходимо знать степень деградации химического загрязнения почв.
studfiles.net
Археология Архитектура Астрономия Аудит Биология Ботаника Бухгалтерский учёт Войное дело Генетика География Геология Дизайн Искусство История Кино Кулинария Культура Литература Математика Медицина Металлургия Мифология Музыка Психология Религия Спорт Строительство Техника Транспорт Туризм Усадьба Физика Фотография Химия Экология Электричество Электроника Энергетика | Все обзоры относятся к ретроспективным наблюдательным исследованиям и поэтому подвержены систематическим и случайным ошибкам. Соответственно качество обзора и, следовательно, его ценность зависят от использования при его проведении научных методов, снижающих до минимума эти ошибки. Это основное, что отличает традиционные обзоры литературы от систематических обзоров (табл. 2). Если обзор проведен согласно принципам, изложенным в правой колонке таблицы, более вероятно, что он будет систематическим и обеспечит наиболее объективные выводы. Если методы проведения обзора соответствуют приведенным в средней колонке, это скорее обзор литературы; вероятность того, что его выводы основаны на безошибочном объединении всех относящихся к данному вопросу данных, гораздо ниже. Таблица 2.
Систематические обзоры проводят, чтобы найти ответы на определенные, часто довольно узкие клинические вопросы. В точной формулировке этих вопросов должны быть отражены 4 параметра: определенная популяция и клиническая база (например, пожилые амбулаторные больные), изучаемое заболевание (например, артериальная гипертония), используемый метод исследования или лечения (например, определенная лекарственная терапия), один или более определенный клинический исход (например, сердечно-сосудистая и цереброваскулярная заболеваемость и смертность). Пример хорошо сформулированного клинического вопроса — предотвращает ли лекарственное лечение артериальной гипертонии у пожилых больных инсульты и инфаркты миокарда и увеличивает ли оно продолжительность жизни? Если вопрос, на который обзор должен ответить, не ясен из названия, резюме и введения, или если не включен раздел с описанием методов проведения обзора, статья, скорее всего, окажется обзором литературы, а не систематическим обзором. Большинство обзоров литературы чаще посвящены широкому диапазону проблем, связанных с данной темой, а не глубокому анализу конкретного вопроса. Например, обзор литературы по диабету (напоминающий главу из учебника) может содержать разделы по физиологии и патофизиологии обмена углеводов, жиров и белков; эпидемиологии диабета и прогнозу при нем; диагностическим и скрининговым методам; профилактическим, лечебным, реабилитационным и паллиативным вмешательствам. Таким образом, обзоры литературы наиболее полезны для получения широкого представления по теме; они гораздо менее полезны при поиске конкретного ответа на определенный клинический вопрос. Обзоры литературы хороши для описания истории развития вопроса и его решения, они могут лучше представить новейшие достижения, если проведенные исследования были немногочисленными, предварительными или не очень достоверными из-за недостатков в их организации или исполнении. Они могут быть особенно полезны для обсуждения данных в свете основной теории. В обзорах литературы допустимы аналогии, умозрительное объединение исследований в двух независимых областях (например, посвященных раку и синдрому приобретенного иммунодефицита) . Однако в таких обзорах связь между клиническими рекомендациями и фактами часто слабая, неполная, или — что еще хуже — основана на предвзятом цитировании определенных оригинальных исследований. В результате рекомендации в обзорах литературы, публикуемых в журналах или руководствах, часто отличаются от рекомендаций систематических обзоров. Например, обзоры литературы могут с опозданием на десятилетие рекомендовать методы лечения, эффективность которых доказана, или приводить доводы в защиту методов лечения, о которых уже давно известно, что они бесполезны или вредны. Кроме того, систематические обзоры, использующие количественные методы, скорее, чем обзоры литературы, позволят обнаружить небольшие, но клинически значимые эффекты лечения. |
studopedya.ru