Что же сильнее социализация или воспитание за чем будущее эссе – Эссе «Что сильнее – социализация или воспитание? За чем будущее?»

Эссе «Что сильнее – социализация или воспитание? За чем будущее?»

Эссе «Что сильнее – социализация или воспитание?  За чем будущее?»

Есть такое мнение, что человек существо социальное и без общества ему ну никак.

Так ли это? Как любят говорить мои коллеги, что все мы родом из детства, так может заглянуть в детство и найти там корни социализации и потребности в обществе?

Чтобы хоть как–то прикоснуться к этой обширной и спорной теме, давайте рассмотрим то, как социализация и воспитание проявляется в обычной жизни.

Согласно классиков психологии на формирование личности влияют две фигуры, это мать и отец.

Мать отвечает за то, как ребенок строит отношения с внутренним миром.

А отец за то, на сколько ребенок социально адаптируется.

И тут не большой момент: не обязательно биологическая мать передает этот базис, это может быть учительница, сестра, бабушка в конце концов, или еще кто – то, от кого ребенок примет данную модель.

То же самое относиться и к отцовским установкам, это может быть дед, брат или сосед со двора.

Тут ребенок сам выбирает от кого взять модель, и если родители особо не занимаются своим чадом, то ребенок ищет сам с кого он снимет данную модель.

И что он снимает, или так сказать впитывает?

Если мать уравновешена и психически сбалансирована, то она предаст ощущение уверенности и самодостаточности. Однако такое бывает крайне редко.

Обычно передается программа о том, что человек по сути своей ничтожен.

Как это делается? Если ребенок провинился в чем – либо, то вместо адекватного наказания идет посыл, который можно озвучить фразой «Ты плохой, я на тебя обиделась». Как это считывается ребенком? Ответ прост: «Меня не любят, я никуда не годен». В дальнейшем ребенок начинает завоевывать любовь и расположение матери.

А потом из-за этого начинаются классические проблемы с тем, что человек не может полюбить себя, полюбить другого человека, да и вообще встретить любовь, ибо даже если она к нему прикоснется, он ее элементарно не узнает.

Ибо идет подмена любви жалостью. Любит ли его мать, которая такие посылы посылает ребенку? Однозначно нет, она его жалеет. Естественно, это не проблема отдельно взятого человека, что вместо любви он только может дать жалость или сожаление. Как женщина может дать любовь ребенку, если она не умеет любить себя и не может любить отца ребенка? Вместо этого химия страсти по началу, затем игра в то, кто кого прогнет под себя, торги за внимание, и т.д.

И в итоге взрослый человек может построить отношения на жалости, на покупки к себе расположения, но не на взрослых зрелых чувствах. На этой почве много проблем в личной жизни формируется.

Роль отца и мужского воспитания — это адаптация с внешним миром.

По сути задача заключается в том, чтобы научить свободно жить в этом мире, это как передача ремесла от мастера ученику происходит. Но вместо того, чтобы передавать этот навык в большинстве случаев идет разделение на плохое и хорошее, на добро и зло. И в процессе воспитания судит прав ребенок или нет, достоин он наказания или поощрения, таким образом вместо наставника отец становится надсмотрщиком с плетью. В итоге ребенок учится врать, увиливать, в будущем такой человек вырастает в приспособленца.

Есть еще второй вариант, когда ребенок достигает подросткового возраста, то он может так сказать свергнуть власть отца над собой. Это мощный конфликт, который формирует следующие: доминируй и властвуй.

В чем особенность? Когда человек взрослеет, ему необходимо постоянное общение, чтобы снять этот конфликт, или унизить кого – то и почувствовать тем самым свое превосходство, или отобрать власть. А также постоянно такие люди ищут одобрения извне, ибо внутри то они уверены, что они не соответствуют той роли, на которую замахнулись. А это уже из–за материнские подачи восприятия самого себя, как ничтожества.

Конечно, есть и осознанные родители, которые любят свих детей и стараются передать им свой навык.

Так вот теперь если посмотреть на такое слепое утверждение о том, что человек существо социальное и ему необходимо общение, так ли это?

Общение необходимо потому, что нужно снять этот конфликт и напряжение, которые мы рассмотрели.

Ведь человек, если промаринован в таком воспитание, то ему в дальнейшем необходима постоянная доза жалости и сострадания о том, какой он хороший и это в наше время называют любовью.

А также нужно социально состояться, занять соответствующее положение в обществе, ездить обязательно на определенной марки машины, и получать стимулы извне, что все отлично.

Это потребность в обществе, как форма наркомании. То есть человек становится зависимым, и без этой дозы от социума у него начинаются ломки, ибо воздействия конфликта сильнейшее.

Подумайте над этим и в первую очередь восстановите себя, как личность, а дальше уже легче будет общаться, строить отношения и любить, тем более воспитывать.

Процесс, о котором мы говорим «социализация и воспитание» не прекращается никогда.

Мы постоянно растем и развиваемся, ну или в обратном случае деградируем, но на месте точно не стоим, и то что мы делаем сейчас в это плане зависит то, как мы будем жить в будущем.

Но воспитывать без социума невозможно, точно так же как социализация без воспитания. Значит будущее без социализации и воспитания невозможно.

multiurok.ru

Эссе на тему Что же сильнее

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30»

Тема Эссе: «Внешние, прежде всего стихийные влияния на  современного  ребёнка  преимущественно  отрицательны: факторами  социализации  стали  бездуховность  и  преступность, равнодушие, часто переходящее в жестокосердие, даже гуманность порой выглядит всего лишь модным словом. Можно  ли  в  этих  условиях  вырастить  духовно  богатые,  нравственные  поколения? Что  же  сильнее – социализация или  воспитание?  За чем  будущее?»  

Выполнила социальный

педагог Новикова Г.А.

г. Пермь 2016

Тема Эссе: «Внешние, прежде всего стихийные влияния на  современного  ребёнка  преимущественно  отрицательны: факторами  социализации  стали  бездуховность  и  преступность, равнодушие, часто переходящее в жестокосердие, даже гуманность порой выглядит всего лишь модным словом. Можно  ли  в  этих  условиях  вырастить  духовно  богатые,  нравственные  поколения? Что  же  сильнее – социализация или  воспитание?  За чем  будущее?»  

Семья и другие первичные группы играют важнейшую роль в период ранней социализации ребёнка. По мере его взросления, превращения в подростка, юношу, закономерно расширяется круг его общения, и всё большую роль начинают играть различные организации и учреждения, особенно системы образования; немаловажны и СМИ. Радио, газеты, телевидение, а в последнее время – Интернет предлагают подростку информацию о любой сфере деятельности человека, о любых странах и т. д. Все эти посредники между человеком и обществом называются институтами и агентами социализации. Для того чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать свой социальный опыт новым поколениям. 
Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение, копирование поведения взрослых. В средние века такая передача осуществлялась чаще всего через зазубривание текстов.

Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или заучивание – не самые лучшие способы для передачи социального опыта. Наибольший эффект достигается при активном участии самого человека в этом процессе, при включении в его творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности. Основной социальной причиной нарушений общественных норм определённой частью молодых людей является уклад жизни, уровень развития производительных сил, зрелости общественных отношений, политической системы, системы образования, обучения и воспитания. Так преступность, пассивность, потребительские настроения, скептицизм молодёжи явились следствием стагнации общества, его перехода к иному общественному строю, а также серьёзных недостатков в реализации современных реформ, в процессе социализации и воспитания.

www.prodlenka.org

Сочинение эссе по педагогике.

Цель: освоить понятия “социализация” и “воспитание”. Способствовать становлению основ профессиональной культуры преподавателя высшей школы.

Задание.

Поразмышляйте: «Внешние, прежде всего стихийные влияния на современного человека преимущественно отрицательны: факторами социализации стали бездуховность и преступность, равнодушие, часто переходящее в жестокосердие, даже гуманность порой выглядит всего лишь модным словом. Можно ли в этих условиях вырастить духовно богатые, нравственные поколения? Что же сильнее – социализация или воспитание? За чем будущее?»

Оформите свой ответ в виде эссе.

Главные задачи моей темы это освоить понятия социализации и воспитания. За чем будущее?

Рассмотрим эти понятия:

Социализация – это длительный процесс, при котором индивид усваивает знания, опыт, нормы поведения и нравственные ценности, принятые в том обществе, которое его окружает.

Под воспитанием понимают комплекс технологий на целенаправленное формирование или изменение личности ребенка.

Социализация и воспитание тесно взаимосвязаны между собой.

Важную роль в период социализации ребенка играют семья.

Рождение ребенка – это чудо само по себе. И задача родителей вывести в свет здорового, полноценного, самостоятельного, способного к адаптации личность-индивида.

Первое и самое важное родителей это дать любовь детям. Каждую минуту ребенок должен чувствовать, что его любят несмотря ни на что. Он нужен, он хороший, даже если его поведение оставляет желать лучшего. Наказание должно поступать следом за действием, но затем снова должна проявляться любовь в близком контакте (обнять, поцеловать), в заботе и внимании, в участии.

Обычно за безобразным поведением ребенка скрывается внимание, которое он хочет получить со стороны взрослых.

Если мы будем воспитывать детей спокойно, в атмосфере любви, то не только сделаем хорошо им, но и себе, воспитывая мудрого и спокойного родителя.

Лучший способ воспитания собственный пример.

Задача родителей помочь выбрать правильное направление, соответствующее его интересам, возможностям и способностям (образование, хобби, профессию).

На следующем этапе социального развития большое значение имеет и опыт приобретаемый ребенком в саду и школе. Поступление в эти образовательные учреждения дает понять ребенку, что общение между людьми не сводится лишь к отношению между членами семьи. Участие в таких отношениях заставляют ребенка изменять свои взгляды на сторонних людей. Они обогащают их благодаря встречам с людьми, принимающими участие в других социальных группах. На основе этого ребенок сопоставляет свой предыдущий опыт с новоприобретенным.

На всем протяжении своего развития ребенок остается участником двух систем – семейной и вне семейной (сад, школа). В соответствии со своим развитием он может оказаться в гармонии или противоречии с ними. Чтобы избежать замыкания круга общения только на семью ребенок обязан научиться сочетать в себе различные области социализации. Социальные отношения имеют глубокую связь с самостоятельностью, осознанием ребенком себя и окружающих его людей. С его способностью контролировать свои мысли, эмоции, слова и поступки.

Семья и прочие места социализации играют в жизни ребенка различные роли. Имеют разные по своему предназначению функции, планы и представления. Их ценности цели и нормы зачастую настолько различны, что могут даже вступать в противоречия.

Таким образом, я считаю, что задача в воспитании ребенка состоит в том, чтобы он успешно социализировался в обществе. Наше будущее зависит от того, что мы постоянно растем и развиваемся, не стоим на месте. Воспитание без социализации невозможно, точно также как социализация без воспитания.

infourok.ru

Эссе на тему Что же сильнее

Своевременность разрешения основного и других противоречий в сфере социализации и воспитания личности обусловливает характер совершенствования процесса развития личности, а преодоление противоречий означает зарождение новых противоречий. Следовательно, противоречия – есть источник формирования, развития личности.

Общественно-экономические и политические преобразования, происходящие в России, оказывают влияние на обострение противоречий в обществе, в том числе и в системе управления процессами воспитания. Одной из основных причин негативных явлений в нашем обществе является несоответствие слова и дела. Порою в школе, вузе, на работе, молодые люди получают информацию об успехах реализации программ, о новых законах, но в реальной жизни они видят другое. Принятые программы не реализуются, демократия часто является прикрытием для бюрократов, не срабатывает принцип социальной справедливости. В такой ситуации у некоторой части молодёжи происходит как бы раздвоение их сознания и жизнедеятельности. На работе или в процессе учёбы молодой человек имеет вполне бдагопристойное поведение, а в быту, в семье, с друзьями совершает безнравственные поступки. Разрешение противоречий может осуществляться в разнообразных формах и различными средствами. Главное заключается в том, чтобы личные интересы, потребности молодого человека не расходились с требованиями общества, с индивидуальными возможностями и способностями личности.

В заключение можно сформулировать некоторые выводы. Во-первых, преобразования в России осуществляются противоречиво, порождая противоречие между требованиями обновления, творчества, созидающей инициативы и консерватизмом, инерцией, корыстными интересами. Действенное средство преодоления такого противоречия – реальные подвижки в экономике, социальной сфере, образовании, в развитии демократии и гласности. Во-вторых, успех социализации и воспитания молодёжи возможен при использовании позитивных факторов, заложенных в современных общественных отношениях, в образе жизни, и нейтрализации факторов, которые мешают осуществлению задач социализации, обучения и воспитания. В-третьих, в процессе формирования ценностных ориентаций подрастающих поколений на активное участие в обновлении российского общества творчески использовать позитивный социальный опыт, накопленный Россией и всем человечеством.

В-четвёртых, перестройка системы образования и общественного воспитания может быть успешна лишь тогда, когда она станет делом всего общества. Важно переориентировать всю общественную жизнь, социокультурную среду, систему воспитания, обучения на молодое поколение. В-пятых, систематически проводить конкретно-социологические и политологические исследования, педагогические и психологические эксперименты по актуальным проблемам молодёжи, на основе которых управлять процессами обучения и воспитания молодёжи.

www.prodlenka.org

Практическая работа № 2 | Социальная сеть работников образования

Академия дополнительного профессионального образования

Программа профессиональной переподготовки

Учитель математики. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС (620)

Дисциплина: Педагогика

Практическое задание 2, Модуль 2. Взаимосвязь педагогики с другими науками. Сущность педагогической деятельности

Выполнил:

 слушатель Стрельникова Елена Сергеевна

Преподаватель:

Сухоруков Александр Александрович

 г. Курган – 2017

Задание 1. Установите  иерархию  следующих  понятий: обучение, развитие,  образование  как социокультурный  феномен,   педагогический  процесс, педагогическое  взаимодействие.  Покажите стрелками  их  взаимосвязь.

Задание 2. Воспитание в широком социальном смысле нередко отождествляют с социализацией. Приведите аргументы (не менее  двух) в  защиту  этого утверждения  или  против  него.

Человек приходит в этот мир беспомощным и неприспособленным к жизни. Социализация – это процесс, он происходит не в один момент, а на протяжении всей жизни. Человек проходит его в несколько этапов. Навыки, приобретенные на одном этапе, совершенствуются на другом и становятся базой для освоения новых характеристик  социализации. Первый опыт общения – самые близкие люди (мама, папа ит.д.)  Слова, прикосновения, первая улыбка, первое слово. Поле общения расширяется по мере взросления.  Навыки действий с предметами, игрушками, выражение эмоций (негативных и позитивных). Дошкольный возраст сопряжен с новыми впечатлениями – общение со сверстниками, другими взрослыми, освоение игровой деятельности как ведущей, примеряются новые роли, мир вызывает множество вопросов, расширяется круг общения, осваиваются первичные навыки: что такое хорошо и что такое плохо. С приходом в школу начинается новый важный этап социализации – освоение учебной деятельности. Практический опыт, полученный на предыдущем этапе, подкрепляется новыми знаниями, умениями, появляется новый авторитет – учитель, эти отношения отличаются от родственных, требуют определенных правил, норм поведения. В подростковом возрасте происходит освоение новых знаний, активное взаимодействие со сверстниками, интерес к противоположному полу. Подросток или принимает нормы и требования общества или может их отрицать, пытаясь таким образом самоутвердиться. Юношеский возраст-период полового созревания, человек становится более самостоятельным, окончание школы, выбор дальнейшего жизненного пути(учеба, работа и т.д.), часто покидают родной дом, несут полную ответственность за свои поступки. Личность развивается социально и профессионально. До 65 лет – период самообразования, самосовершенствования и самореализации. В пенсионный возраст человек реализует себя в своей семье (лучше, если это многопоколенная семья), творчестве, хобби и т.д. Таким образом, на протяжении всей жизни человек не перестает работать над собой, в противном случае (ведя асоциальный образ жизни) просто деградирует.

Задание 3. Поразмышляйте: «Внешние, прежде всего стихийные влияния на  современного  ребёнка преимущественно  отрицательны: факторами  социализации  стали  бездуховность  и  преступность, равнодушие, часто переходящее в жестокосердие, даже гуманность порой выглядит всего лишь модным словом. Можно  ли  в  этих  условиях  вырастить  духовно  богатые,  нравственные  поколения? Что  же  сильнее – социализация или  воспитание?  За  чем  будущее?»  

Оформите  свой  ответ  в  виде  эссе.

Лишь бы хуже не стало…

   Как страшно жить… Иногда просто хочется закричать всему миру: «Остановитесь, что же вы делаете!» страшно за детей, молодежь. Что ждет их в будущем? Вспоминаю свое детство, или правительство было такое мудрое, или что-то другое, но детство было ограждено от всего негативного. С экрана телевизора только успехи, достижения, всеобщая радость, ликование, грандиозные праздники,  демонстрации, чувствовалось какое-то, почти родственное единство. Может быть, это не всегда была правда…

   Информация в наши дни – это товар рыночной экономики, кто-то хорошо на этом зарабатывает! Сегодня, что ни канал, причем их сотни, то либо скандал, катастрофа, жестокость, непристойность даже в дневное время, никакой цензуры… И все это на глазах детей, с неокрепшей психикой, неустойчивыми нормами поведения. Что видит ребенок по телевизору или в интернете, когда родители на работе? Сегодня страшно даже предположить, что знает ребенок в свои 10-12 лет. Отдельной проблемой стала компьютерная зависимость, дети теряют реальное представление о мире, живут в своих фантазиях, наивно верят в то, что происходит с ними в игре, радуются: «Я его убил!». А дальше? На улицу, попробовать в реальности. Увлечение  гаждетами, общение СМС, селфи-мания (самолюбование).

 Обмельчали идеалы, теперь это силиконовые куклы или зарубежные вымышленные «супер-герои», безголосые певички, которые исполняют песни с подтекстом, потерявшие мужской облик «свободные от традиций» юноши. Зачем нашим детям эта дешевая подделка? Где герои, на которых можно равняться? Впору закрыться дома, выключить телевизор и телефон и замереть в полной тишине, хотя бы на сутки. То войны, то катастрофы, то дебаты (о чем???), то сплетни, то выдуманные рейтинги. Молодежь ориентируют на праздный образ жизни, чуждый нашему обществу.  Где добрые, веселые, наивные комедии, тонкий юмор, чистая поэзия, душевная песня…, детские образовательные программы? Не мешало бы навести порядок на телевидении. А если еще и семья неблагополучная, куда деваться бедному ребенку? Если он предоставлен сам себе и улице? Кто находится рядом с ребенком в данный момент, тот его и воспитывает.

  Слава Богу, что мой ребенок вырос в деревне. Закрытый, далекий от такой реальности мир, тишина, свежий воздух, все открыты друг для друга, все на виду, а значит надо быть порядочным, трудолюбивым, честным. Если что не так, осудят так, что на улицу не выйдешь. Традиционный уклад, старшие и младшие, все заняты делом. Этнопедагогика в действии.  Если семья неблагополучная, сразу на контроль, помогут, присмотрят. Наши дети, уезжая в город, уже имеют нравственные установки, главное, чтобы в новых условиях они не поддались дурным соблазнам.

  Так много сейчас говорится о воспитании, образовании, принимаются важные документы, с трибун рапортуют о инновациях, какое-то это все показное, оторванное от реальной жизни. Реализовать эти инновации в сельской школе практически невозможно. Материальная база не изменяется уже на протяжении  нескольких лет.  Да есть у нас примитивные условия и для занятий спортом, творчеством, учителя-универсалы, способные помочь детям, да и большинство родителей, я все-таки надеюсь, заинтересованы в том, чтобы их дети выросли достойными людьми, чтобы они им гордились, никто не хочет, чтобы они выросли асоциальными.

   Воспитание – это целенаправленный, сознательно контролируемый процесс. Если рядом с ребенком порядочные люди, для него создаются благоприятные условия, а если нет? Процесс воспитания прерывистый, ребенок находится даже в течение дня в разных ситуациях (дома, в школе, и т.д.) и каждый раз это новое влияние. Воспитание осуществляется здесь и сейчас конкретными людьми: родители, воспитатели, тренера. Воспитание и  есть направленное воздействие на личность с помощью семьи, учебных заведений, органов правопорядка, с целью формирования знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, подготовки к жизни. Социализацию нельзя отделить от воспитания. Человек развивается внутри социума, прямо или косвенно оно воздействует на каждого, что примет ребенок, каково будет его развитие как личности, зависит от окружающих его людей, событий, условий.  Социализация – процесс стихийный, даже спонтанный. Хотим  или не хотим, мы не можем отделиться от действительности: политики, культуры, социальной сферы. Они не оставляют нас равнодушными, спрятаться, отказаться от них, практически не возможно, положительно или отрицательно, но они на нас влияют. Социализация – процесс, которым нельзя управлять искусственно. Он длится многие годы, начинаясь с рождения и не прекращаясь на протяжении всей человеческой жизни. Мы осваиваем не одну, а множество социальных ролей до глубокой старости, меняя взгляды, вкусы, привычки, правила поведения. Воспитание лишь может способствовать социализации, т.е. помочь человеку освоиться в обществе. Как бы ни было печально негативное настоящее, всегда есть надежда на лучшее. Лишь бы хуже не стало…

nsportal.ru

Общие основы педагогики”Практическая работа 2″

Практическая работа №2

1. Установите  иерархию  следующих  понятий: обучение, развитие,  образование  как социокультурный  феномен,   педагогический  процесс, педагогическое  взаимодействие.  Покажите стрелками  их  взаимосвязь.

2. Воспитание в широком социальном смысле нередко отождествляют с социализацией. Приведите аргументы (не менее  двух) в  защиту  этого утверждения  или  против  него.

Воспитание никогда не было простым делом, и в каждый исторический период возникали соответствующие ему проблемы и трудности. Они были связанны не только с особенностями историко-культурной ситуации, но и с объективными трудностями самого процесса воспитания. Если рядом с ребенком порядочные люди, для него создаются благоприятные условия, а если нет? Процесс воспитания прерывистый, ребенок находится даже в течение дня в разных ситуациях (дома, в школе, и т.д.) и каждый раз это новое влияние. Воспитание осуществляется здесь и сейчас конкретными людьми: родители, воспитатели, тренера.

Главная цель воспитания заключается в создании условий для позитивной самореализации человека, в том, чтобы помочь человеку встретиться с самим собой – а это невероятно трудная задача.

Например, тезис от одиозного Владимира Жириновского:

 Ребенку нельзя указывать на то, что он из малообеспеченной семьи.

«До сих пор помню, как мне в школе подарили ботиночки. Так и сказали: „Вова, ты у нас самый бедный, вот тебе ботиночки“. Кто вам дал право называть меня бедным? Это самое страшное, что может услышать ребенок. Нельзя объявлять его бедным. Нельзя подчеркивать. Подарите к Новому году, например. Ну надо же знать психологию ребенка. Над этим надо думать, а не только над новыми стандартами».

 Воспитание лишь может способствовать социализации, т.е. помочь человеку освоиться в обществе. Как бы ни было печально негативное настоящее, всегда есть надежда на лучшее.

Хотим  или не хотим, мы не можем отделиться от действительности: политики, культуры, социальной сферы. Они не оставляют нас равнодушными, спрятаться, отказаться от них, практически не возможно, положительно или отрицательно, но они на нас влияют. Социализация – процесс стихийный, даже спонтанный, процесс, которым нельзя управлять искусственно. Он длится многие годы, начинаясь с рождения и не прекращаясь на протяжении всей человеческой жизни.

Первый опыт общения- самые близкие люди (мама, папа ит.д.)   Дошкольный возраст сопряжен с новыми впечатлениями – общение со сверстниками, другими взрослыми, освоение игровой деятельности как ведущей, примеряются новые роли, мир вызывает множество вопросов, расширяется круг общения, осваиваются первичные навыки: что такое хорошо и что такое плохо.

С приходом в школу начинается новый важный этап социализации – освоение учебной деятельности. Практический опыт, полученный на предыдущем этапе, подкрепляется новыми знаниями, умениями, появляется новый авторитет – учитель, эти отношения отличаются от родственных, требуют определенных правил, норм поведения. В подростковом возрасте происходит освоение новых знаний, активное взаимодействие со сверстниками, интерес к противоположному полу. Подросток или принимает нормы и требования общества или может их отрицать, пытаясь таким образом самоутвердиться.

Юношеский возраст-период полового созревания, человек становится более самостоятельным, окончание школы, выбор дальнейшего жизненного пути(учеба, работа и т.д.), часто покидают родной дом, несут полную ответственность за свои поступки. Личность развивается социально и профессионально.

До 65 лет – период самообразования, самосовершенствования и самореализации. В пенсионный возраст человек реализует себя в своей семье (лучше, если это многопоколенная семья), творчестве, хобби и т.д.

Таким образом, на протяжении всей жизни человек не перестает работать над собой, в противном случае (ведя асоциальный образ жизни) просто деградирует.

3. Поразмышляйте: «Внешние, прежде всего стихийные влияния на  современного  ребёнка  преимущественно  отрицательны: факторами  социализации  стали  бездуховность  и  преступность, равнодушие, часто переходящее в жестокосердие, даже гуманность порой выглядит всего лишь модным словом. Можно  ли  в  этих  условиях  вырастить  духовно  богатые,  нравственные  поколения? Что  же  сильнее – социализация или  воспитание?  За чем  будущее?»  

Оформите  свой  ответ  в  виде  эссе.

«Эссе «Что сильнее – воспитание или социализация?»

Кто-то, когда-то должен ответить,

высветить правду, истину вскрыв,
что же такое – «Трудные дети»?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
сжался пружиной, отчаялся он,
словно стена без дверей и окон.
Вот они, главные истины эти:
поздно заметили…поздно учли…
Нет! Не рождаются «трудные» дети!
Просто им вовремя не помогли

С. Давидович

Как социализация и воспитание проявляется в обычной жизни?

Семья — основополагающая ячейка, где осуществляется социализация ребенка. Из всех дефектов социализации личности наиболее опасными являются семейные дефекты. Процесс социализации в семье предполагает усвоение ребенком образцов нормативного, социально одобряемого поведения родителей. Их поведение до определенного возраста становится эталоном для подражания. Знание родительских норм-образцов и моделей поведения позволяет подростку не искать заново решений в стандартных ситуациях, а вести себя как бы автоматически, в соответствии с принятыми в данной среде и усвоенными личностью шаблонами.

Следует отметить также функции, структуру и динамику семьи. Функции семьи подразделяют на:

а) воспитательную;

б) хозяйственно-бытовую;

в) эмоциональную;

г) духовного (культурного) общения;

д) первичного социального контроля.

Если мать уравновешена и психически сбалансирована, то она предаст ощущение уверенности и самодостаточности. Однако такое бывает крайне редко.

Роль отца и мужского воспитания — это адаптация с внешним миром.

Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты социализации, вольно или невольно провоцируют детей на раннее употребление психоактивных веществ и совершение правонарушений.

Криминологи выделяют следующие типы, неблагополучных семей:

1. Псевдоблагополучная семья, применяющая неправильные методы воспитания.

2. Неполная семья, отличающаяся дефектами в структуре.

3. Проблемная семья, характеризующаяся постоянной конфликтной атмосферой.

4. Аморальная семья, характеризующаяся алкогольной, аморальной и сексуальной деморализацией.

5. Криминогенная семья.

Под руководством известного ученого О.С.Газмана разработана концепция педагогической поддержки обучающегося. Для ее реализации необходимо выполнение следующих норм педагогического взаимодействия:

– любовь, принятие как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать

– уважение достоинства и доверия

– ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;

– поощрение и одобрение самостоятельности, стимулирование самоанализа,

Представленные нормы можно разделить на три этапа:

  • ПОНЯТЬ

  • ПРИНЯТЬ

  • ПОМОЧЬ

Мы постоянно растем и развиваемся, ну или в обратном случае деградируем, но на месте точно не стоим, и то что мы делаем сейчас в это плане зависит то, как мы будем жить в будущем.

Но воспитывать без социума невозможно, точно так же как социализация без воспитания.

Значит будущее без социализации и воспитания невозможно.

infourok.ru

Тема 6. Воспитание как фактор социализации личности

Ловцовой Ольги 21 РЯиЛ

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Содержание воспитания – система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны обладать учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое, политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания: формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

Роль воспитания в системе факторов социализации личности

Довольно сложным является соотношение понятий “социализация” и “воспитание”. В широком смысле слова под воспитанием понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта, что и есть социализация. Воспитание в узком смысле слова – как управление процессом развития личности – можно рассматривать в качестве одного из компонентов процесса социализации, который можно назвать педагогическим. Основная социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В этом общем смысле воспитание – вечная категория, ибо оно существует с момента возникновения человеческой истории. Конкретная же социальная функция воспитания, конкретные его содержание и сущность изменяются в ходе истории и определяются соответствующими материальными условиями жизни общества, общественными отношениями, борьбой идеологий.

Воспитание предполагает целенаправленное управление процессом развития человека через включение его в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности. Воспитание рассматривает свой объект одновременно в качестве своего субъекта. Это означает, что целенаправленное влияние на детей предполагает их активную позицию. Воспитание выступает как этическое регулирование основных отношений в обществе; оно должно способствовать реализации человеком себя, достижению идеала, который культивируется обществом.

Процесс воспитания – сложная динамичная система. Каждый компонент этой системы может рассматриваться как система, создавая свои компоненты. Системный подход к анализу воспитательного процесса обязательно предусматривает изучение взаимодействия системы со средой, поскольку любая система не может существовать вне определенной среды, она может быть понята только во взаимодействии.

Необходимо зафиксировать участие элементов и систем в процессе, в непрерывном изменении во времени. Поэтому процесс воспитания рассматривается как динамичная система, где определяется, как он зарождался, развивался и каковы пути его дальнейшего развития в будущем.

Процесс воспитания изменяется в зависимости от возрастных особенностей учеников, он становится иным в различных условиях и конкретных ситуациях. Бывает так, что одно и то же воспитательное средство в одних условиях оказывает сильное воздействие на воспитанников, а в других – самое незначительное.

Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях, внутренних и внешних. Именно противоречия рождают ту силу, которая поддерживает непрерывное течение процесса. Одним из основных внутренних противоречий, проявляющихся на всех этапах становления личности, выступает противоречие между возникающими у нее новыми потребностями и возможностями их удовлетворения.

Возникающие при этом «рассогласование» побуждает человека активно пополнять, расширять опыт, приобретать новые знания и формы поведения, усваивать нормы и правила. Какую направленность приобретут эти новые качества, зависит от многих условий: деятельности, активности, жизненной позиции личности.

Назначение воспитания – правильно сориентировать формирование личности, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребности, жизненных планов и ценностных ориентаций воспитанников.

Основные компоненты воспитательного процесса:

  • Целевой компонент (цели, задачи и социализация личности).

  • Содержательный компонент (соответствие потребностям личности; стандарт образования).

  • Операционно-деятельностный (организация деятельности детей на уроках и во внеурочное время).

  • Аналитико-результативный (анализ результатов педагогической деятельности).

Эффективность воспитания зависит:

  • От сложившихся воспитательных отношений.

  • От соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть.

  • От соответствия социальной практики и характера (направленности, содержания) влияния на воспитанников.

Движущая сила воспитания – это результат противоречия между приобретенными знаниями и опытом в поведении, с одной стороны, и новыми потребностями – с другой, противоречие между потребностями и возможностями, а так же способами их удовлетворения.

Гуманистическое воспитание характеризуется четырьмя основными движущими силами воспитания:

  • воспитательное воздействие должно “попадать” в зону ближайшего развития личности ребенка;

  • должна быть позитивно сформированная мотивация учения или установка;

  • право ребенка на свободу выбора и возможность смены видов деятельности;

  • создание особой атмосферы воспитания и жизни детей: атмосферы радости, добра, творчества и любви.

Принципы воспитания

Принцип гуманистической ориентации воспитания требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечение свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье ребенка.

В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:

—опора на активную позицию ребенка, его самостоятельность и инициативу;

—в общении с ребенком должно доминировать уважительное отношение к нему;

—педагог должен не только призывать ребенка к добру, но и быть добрым;

—педагог должен защищать интересы ребенка и помогать ему в решении его актуальных проблем;

—поэтапно решая воспитательные задачи, педагог должен постоянно искать варианты их решения, которые в большей степени принесут пользу каждому ребенку;

—защита ребенка должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности;

—в классе, школе, группе и других объединениях учащихся педагоги должны формировать гуманистические отношения, которые не допускают унижения достоинства детей.

Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач. Реализация принципа возможна только на основе учета разнообразного влияния социальной среды.

В практической деятельности педагога этот принцип отражается в следующих правилах

—воспитательный процесс строится с учетом реалий социальных отношений, учитывая особенности экономики, политики, духовности общества;

—школа не должна ограничивать воспитание ребенка своими средствами, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;

—педагог должен корректировать негативное влияние на ребенка окружающей среды;

—все участники воспитательного процесса должны взаимодействовать.

Принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

В практической педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

— работа, проводимая с группой учеников, должна ориентироваться на развитие каждого из них;

— успех воспитательного воздействия при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других;

— осуществляя выбор воспитательного средства, необходимо пользоваться только информацией об индивидуальных качествах;

—на основе взаимодействия с учеником педагог должен вести поиск способов коррекции его поведения;

—постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ребенка определяет совокупность

воспитательных средств, используемых педагогами.

Принцип социального закаливания детей предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, приобретения социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции. Существуют различные мнения об отношении к ученикам в процессе воспитания. Несомненно, что педагоги должны заботиться о благополучии ученика, стремиться к тому, чтобы он был удовлетворен своим статусом, своей деятельностью, мог себя в большей степени реализовать в системе социальных отношений. При этом решение данных задач осуществляется по-разному, в широком диапазоне: от педагогической опеки, базирующейся на авторитарном стиле воздействия, до полного отстранения от регулирования отношений воспитанника с окружающей средой.

Постоянный комфорт отношений приводит к тому, что человек не может приспособиться к отношениям более сложным, менее для него благоприятным. При этом некоторые благополучные референтные отношения воспринимаются им как должное, как типичное, как обязательное. Формируется так называемое социальное ожидание благоприятных отношений как норма. Однако в обществе, в системе социальных отношений существуют в равном количестве или даже преобладают неблагоприятные факторы, воздействующие на человека. (Например, подростки могут попасть под влияние преступного мира, не зная, как сопротивляться тем влияниям, которые этот мир оказывает на них.)

В педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

—проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;

—ребенок не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху — залог успешной жизни в дальнейшем;

— не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;

— волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их нет сегодня.

— нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо быть готовым к их преодолению.

Принцип создания воспитывающей среды требует создания в учебном заведении таких отношений, которые бы формировали социальность ребенка. Прежде всего, важна роль идей о единстве коллектива школы, педагогов и учащихся, сплочении этого коллектива. В каждом классе, в каждом объединении должно формироваться организационное и психологическое единство (интеллектуальное, волевое и эмоциональное). Создание воспитывающей среды предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в школе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности, при этом творчество рассматривается учащимися и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе.

Этот принцип отражается в ряде правил организации педагогической деятельности:

—школа для ребенка должна быть родной, и он должен ощущать сопричастность к успехам и неудачам коллектива;

—педагоги и учащиеся — члены одного коллектива— помогают друг другу;

—общая цель школы — цель каждого педагога и ученика;

—необходимо реально доверять детям, а не играть с ними в доверие;

—каждый в коллективе должен быть творцом отношений и новых дел;

—равнодушный педагог рождает равнодушных учащихся.

Закономерности воспитания

Первая закономерность. Воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей. Он может только то, что он может на данный момент его развития, однако в процессе активной деятельности происходят физические и духовные приобретения, они позволяют повысить меру усилий ребенка. Воспитательный процесс, с этой точки зрения, выглядит образно как непрекращающееся движение вверх, требующее все новых и больших усилий. Первая закономерность выдвигает и первый постулат воспитания: «Организовать воспитание — это организовать активную деятельность ребенка в соответствии культуре на каждый данный момент жизни и деятельности».

Вторая закономерность. Содержание деятельности детей в процессе их воспитания обусловлено изменяющимися потребностями детей и потому вариативно, определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями. Педагог выстраивает систему деятельности в полном соответствии с этим ансамблем актуальных потребностей, придавая им окультуренную форму и направляя это развитие по лестнице общечеловеческих ценностей. Пренебрежение актуальными потребностями приводит достаточно часто ребенка на асоциальную либо антисоциальную дорогу – тогда мы вынуждены констатировать так называемое девиантное («уклоняющееся от дороги» — лат.) поведение воспитанников.

Третья закономерность. Развитие личности только через деятельность самой личности ставит педагога и ребенка перед проблемой неподготовленности ребенка к деятельности: он не обладает от природы ни умениями, ни соответствующими навыками для самостоятельной жизни (как, например, цыпленок, теленок). Следовательно, необходимо специальное оснащение человеческого детеныша деятельностной готовностью. Совместно-разделенная деятельность выступает решением данного противоречия. Суть ее заключается в соблюдении пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности. Совместно-разделенная деятельность помогает ребенку ощущать себя субъектом деятельности, а это чрезвычайно важно для свободного творческого развития личности. Выразим третью закономерность так: «вхождение в культуру совершается благодаря поддержке педагога, дополняющего слабые силы ребенка собственными усилиями».

Четвертая закономерность. Решающим для благоприятного развития личности при самой интенсивной ее деятельности будет внутреннее состояние ребенка, определяющее его ценностные отношения к объектам деятельности. Только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения и не боится складывающихся отношений. Поэтому воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви в адрес ребенка, чтобы он был спокоен в отношении к нему близких людей, чтобы это спокойствие обеспечивалось наглядным образом любви, когда он слышит в речи доброе отношение к себе, когда он видит мимико-пластическую расположенность к себе, когда он проживает вместе с педагогом взаимную симпатию. Попробуем выразить лаконично и эту закономерность: трудности «вхождения в культуру» преодолеваются ребенком в атмосфере любви к нему со стороны взрослых. Любить ребенка — значит признавать за ребенком право на существование его таким, каков он есть, со своими характерологическими особенностями. Это уважение истории жизни ребенка, которая сформировала его на данный момент именно таким, каков он есть, учет его психического состояния, особенностей физического и психического здоровья специфическими чертами, вкусами, привычками.

Пятая закономерность. Целевые воспитательные влияния, планируемые во имя социализации личности, духовного обогащения ее и готовности к культурной жизни современного общества, остаются в ограниченной сфере педагогического профессионализма. Дети не могут и не должны чувствовать себя объектом приложения профессиональных сил. Об этом ещё предупреждал А.С. Макаренко, возглавлявший колонию, как известно, специально созданную для детей, лишенных воспитания. Но именно здесь, где, казалось бы, воспитательные цели могут быть открытыми, великий педагог утверждает гуманистическое положение о том, что ребенок не должен постоянно осознавать свою подверженность продуманным педагогическим влияниям. И до Макаренко в истории педагогической мысли не раз раздавалось предупреждение: ребенок живет, а не готовится к жизни!

Педагогический постулат: «В работе с детьми необходимо педагогически инструментировать внимание и заботу, направленные на достижение предметной цели, на последствия организуемой деятельности, на ход событий, влияющих на самочувствие людей, а также на последствия планируемого и совершаемого воспитанниками, но не на профессиональную заботу о достижении цели воспитания».

Возрастная периодизация:

В жизненном цикле человека выделяют следующие периоды:

  1. Новорожденный – 1-10 дней

  2. Грудной возраст – 10 дней – 1 год.

  3. Раннее детство – 1-3 года.

  4. Первое детство – 4-7 лет.

  5. Второе детство – 8-12 лет мальчики – 8-11 лет девочки

  6. Подростковый возраст – 13-16 лет мальчики – 12-15 лет девочки

  7. Юношеский возраст – 17-21 год юноши – 16-20 лет девушки

  8. Зрелый возраст: I период – 22-35 лет мужчины, 21-35 лет женщины; II период – 36-60 лет мужчины, 36-55 лет женщины

  9. Пожилой возраст – 61-74 год мужчины, 56-74 лет женщины

  10. Старческий возраст – 75-90 лет мужчины и женщины

  11. Долгожители – от 90 лет и более

Акселерация — ускорение физического развитие детей, включающее различные анатомические и физиологические проявления (увеличение веса и роста новорожденных, сокращение сроков полового созревания). Считается, что акселерация обусловлена влиянием как биологических и социальных факторов, в частности более интенсивным информационным воздействием. За три десятилетия длина тела у подростков увеличилась на 13-15 кг, а вес – на 10-12 кг. Выросший организм требует удовлетворения всех «взрослых» потребностей, в то время как духовное и социальное развитие отстает и вступает в конфликт с бурно прогрессирующей физиологией.

Специфика полоролевой социализации мальчиков и девочек

Проблема полоролевой социализации включает в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации. Без ее решения невозможно разработать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола, для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье.

Доминирующие взгляды в обществе на половые социальные роли мужчин и женщин на протяжении длительного периода истории человеческого общества вызывали необходимость раздельного воспитания детей. Эти взгляды были продиктованы яркой поляризацией общественных функций мужчины и женщины и строгой иерархией половых ролей, когда считалось, что мужчина должен занимать социально более значимую позицию, а позиция женщины – зависимая и подчиненная.

“Отсюда необходимо было готовить мальчика к будущей роли воина, вождя, жреца, а следовательно, освободить его от любых женских влияний и в первую очередь ослабить его идентификацию с матерью. Это достигалось путем физического удаления мальчика от родительского дома: его передавали на воспитание в другие дома родственников или вождей племени, отдавали в учение.

Это достигалось также с помощью социальных организаций: так называемые “мужские дома”, в которых мальчикам разного возраста надлежало ночевать под крышей особого жилища, где они выполняли некоторые виды совместных работ, общались, отдыхали”.

Половая социализация девочек проходила преимущественно в стенах родительского дома, подле матери и была направлена на приобретение ею определенных форм поведения и приобщения ее к будущей роли жены и связанных с этим обязанностей.

В современном обществе процесс половой социализации протекает в несколько иных условиях.

Основные аспекты этой проблемы:

  • Феминизация воспитания (дома и в детском саду воспитанием детей в основном занимаются женщины).

  • Первичная феминная идентификация с матерью (этот аспект служил причиной разделения сына с матерью).

  • Феминные базовые ориентации ребенка (зависимость, подчиненное положение, пассивность).

Исходя из этого, определяется целый ряд сложностей в понимании

направлений педагогической работы с девочками и мальчиками.

Современная система воспитания не отводит места в социализации мальчиков маскулинным проявлениям (агрессии, двигательной активности).

Кроме того, постоянная негативная стимуляция взрослых, направленная на поощрение “мужских проявлений”, а наказания за “немужские” (например: «Не плачь, как девчонка!») приводят к панической тревоге под страхом сделать что-то женское. Отсутствие возможности проявить свою маскулинность сначала в детском саду, затем в школе и на работе снижают статус мужчины в обществе, что в свою очередь затрудняет ориентацию на культивирование мужских качеств у мальчиков.

Социализация девочек происходит несколько легче, т.к. социальные признаки фемининности накладываются на генные образования. Однако содержательные компоненты фемининности не способствуют становлению элементов самоуважения и самоценностей девочек. Традиционно их награждают прозвищами: плакса, ябеда, трусиха, подлиза и т.д. Их гораздо чаще опекают родители, что способствует развитию ощущения собственной незначительности, существенное влияние на становление образа девочки, женщины оказывают историко-культурные образцы (подчиненное положение). Отрицательным фактором в усвоении содержательной стороны женской принадлежности высыпает также совмещение женской функции и профессиональной – очень тяжело работать и быть мамой. Несмотря на то, что у девочек легче протекает процесс полоролевой идентификации, ей труднее определиться в полоролевых предпочтениях. Причинами этого служат то, что девочки видят сложную жизнь своих мам, в обязанностях девочек лежит помощь мамам по хозяйству, а также им нельзя прыгать, кричать и т.д., потому что это некрасиво делать девочкам. Поэтому большинство девочек хотели бы быть мальчиками, у них больше стремления играть в мальчишеские игры, чем у мальчиков в девчоночьи.

Все эти особенности необходимо учитывать в работе с детьми.

Неравномерность развития подростков

Развитие подростков происходит неравномерно. Не все из них укладываются в средние стандарты. Одни их опережают и называются рано созревающими, а другие отстают и относятся к поздно созревающим. Любое отклонение, как правило, создает дополнительные проблемы. Раннее созревание у мальчиков приветствуется и обычно связано с положительной самооценкой. Позднее развитие мальчиков огорчает, а у девочек проходит менее заметно. Рано созревающие мальчики выглядят старше своих лет, у них выше рост, лучше развита мускулатура и координация движений. Отцы видят в них своих помощников.

Превосходство в телосложении позволяет им побеждать в спорте, становиться лидерами в среде сверстников. Такие подростки пытаются строить отношения со взрослыми на равных. Поздно созревающие мальчики страдают от чувства неполноценности. Обычно они менее привлекательны и непопулярны среди ровесников, более беспокойны, любят командовать, восстают против родителей и постоянно испытывают чувство собственной зависимости, часто бывают застенчивы. Многие замыкаются в себе, испытывая внутреннее напряжение. У таких подростков развивается чрезмерная зависимость или обостренная чувствительность к обидам или покушению на их свободу.

Такие подростки уклоняются от спортивных соревнований, зато с удовольствием и весьма успешно участвуют в интеллектуальных беседах и предметных олимпиадах. Они проявляют большой интерес к самообразованию, стараясь на этом поприще достичь большего.

Девушки рассматриваемого возраста отдают предпочтение гуманитарным наукам, им легче даются упражнения на заучивание, запоминание. Они предпочитают такие виды спорта, где превалирует гибкость, пластичность, красота движений. В этот период девушки более сентиментальны, чем юноши, они раньше переживают чувство влюбленности, раньше юношей начинают оценивать и осмысливать мир «по-взрослому». Девушки острее переживают чувство одиночества, чувствуют потребность в утешении, сочувствии, они более чувствительны к упрекам и нуждаются в поддержке. Девушки, в отличие от юношей, наблюдают за впечатлением, которое они производят на других, фиксируют малозаметные нюансы и колебания этих впечатлений, малейшее изменение оценивания своей личности и поведения. Они не действуют так прямолинейно как юноши, а незаметно, понемногу завоевывая.

В пубертатном возрасте (11-13 лет у девочек и 13-15 лет у мальчиков) доля возбудимых опять увеличивается, а после его окончания опять уменьшается. Физиологические истоки эмоциональной напряженности нагляднее видны у девочек: их депрессивные состояния, тревожность и пониженное самоуважение во многом связаны с определенным периодом менструального цикла, за которым следует эмоциональный подъем. У мальчиков нет такой жесткой психофизиологической зависимости, хотя пубертатный возраст и для них труден. Практически все психологи мира считают наиболее трудным возрастом эмоционального развития 12-14 лет. К 15 годам, как правило, уже начинает проходить подростковый синдром озабоченности своим телом и внешностью. Поэтому эмоциональные реакции и поведение юношества данного возрастного периода уже нельзя объяснить лишь сдвигами гормонального порядка. Они зависят также и от социальных факторов и условий воспитания.

В юношеских увлечениях, проявляется и реализуется чрезвычайно важное для формирования собственного чувства независимости: если быть «своим» необходимо выглядеть так как «все» и разделять общие мнения и увлечения. Они учатся общаться, дружить по-взрослому. Дружба активизирует их общение, за разговорами на разные темы проходит много времени. Они обсуждают события в жизни их класса, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых. В содержании их разговоров бывает немало разнообразных тайн.

Затем появляется потребность в личном друге, возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость, чуткость, умение хранить чужую тайну.

Важнейшим фактором дружеского сближения молодежи данного возраста является сходство в интересах и делах. Бывает и наоборот, когда симпатия к товарищу, желание дружить с ним, вызывает возникновение интереса к делу, которым занимается товарищ. В результате у школьников могут появляться общие интересы.

Овладение нравственными нормами составляет важнейшее личностное приобретение юношеского возраста. Психологи определили, что взаимоотношения со сверстниками связано с психологическим благополучием в будущем. Не случайно социологические исследования обнаруживают тот факт, что именно в ранней юности у наибольшего числа людей наблюдается внутренняя тревожность во всех сферах общения – и со сверстниками своего пола, и противоположного, и со взрослыми. А среди людей, которые в школьные годы были в разладе со своими сверстниками, наблюдается более высокий процент людей с тяжелым характером, жизненными проблемами.

У подростков также возникает способность планировать и предвидеть. Исследования показывают, что испытуемые старшего возраста могли заглянуть дальше в будущее, чем более молодые, и рассказы старших были более конкретными.

Тремя существенными свойствами подросткового мышления являются:

  1. Способность учитывать все комбинации переменных при поиске решения проблемы.

  2. Способность предполагать, какое влияние одна переменная окажет на другую

Способность объединять и разделять переменные гипотетико-дедуктивным образом.

Вопросы по теме:

  1. Назовите основные компоненты воспитательного процесса.

  2. Определите роль воспитания в системе факторов социализации личности.

  3. В чем заключается неравномерность развития подростков?

  4. Назовите закономерности воспитательного процесса.

  5. Назовите принципы воспитательного процесса.

Список использованной литературы:

  1. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. М.: Владос. 2010 г.

  2. Педагогика: Новый курс: В 2 кн.: Кн. 2: Процесс воспитания: Учебник для студентов педагогических вузов

  3. Исаев И.Ф. Сластенин В.А. Шиянов Е.Н. Общая педагогика. В 2 частях.

  4. Гусак Е.В. Краткий курс по педагогике: Учебное пособие для вузов.

  5. Рапацевич Е.С. Педагогика: современная энциклопедия. 2010 г.

studfiles.net

Оставить комментарий