Учеба и ребенок: как совмещать?
Часто молодые мамы не знают, как поступить в вопросе «продолжать ли обучение или нет?», некоторые не справляются и бросают ВУЗ, а самые смелые умудряются совмещать два таких сложных дела, как учёба и ребёнок. Понятно, что при воспитании малыша у многих просто не остается свободного времени, особенно когда он еще совсем кроха, все ваши силы уходят на семью. Но проблема в том, что и учёба требует немалого времени, особенно при наступлении сессии. Если же женщина решается получить высшее образование несмотря ни на что, то она часто думает, что ей придется определить для себя, что важнее на данный момент и одному делу выделять больше времени, чем другому. Но это не совсем верный подход, ведь чем меньше времени будет уделяться ребенку или учебе, тем больше проблем начнёт появляться в этом вопросе. Но тогда, как можно совмещать такие разные вещи, как учёба или семья? Мы попробуем вам помочь, дав пару советов, как же стоит поступить в таком вопросе.
Учеба и ребенок. Вопрос №1 стоит ли жертвовать учебой, а в дальнейшем и карьерой из-за ребенка?
Если так получилось, что вы стали мамой и для вас учёба и ребёнок очень важны, то постарайтесь это совместить наиболее подходящим и простым для вас образом.
Вы студентка 1 или 3 курса, тогда однозначно не стоит бросать учёбу, возможно лучший выход для вас сейчас – перейти на заочную форму. Так у вас появится больше времени на воспитание малыша, но при этом вы сможете закончить ВУЗ, ведь теперь на учебу будет уходить не 10 месяцев, а всего 2. Еще одним вариантом, но не таким удачным может стать академический отпуск, но это довольно долгий период, за это время вы можете всё уже подзабыть, а ваши одногруппники будут уже на год или даже 3 вас опережать и придется налаживать контакт с новыми людьми. Если есть шанс, то попробуйте оформить свободное посещение, то есть вы на лекции и семинары приходите, когда можете, а сессию сдаете со всеми вместе.
Если же, так получилось, что вы родили на последнем курсе, то не логично переходить на заочное отделение или брать академический отпуск. Стоит подумать над более рациональным решением этой проблемы, возможно, вам смогут помочь в воспитании ребенка муж, родители или подруги. Еще один вариант – сдать экзамены досрочно, попробуйте договориться с деканатом и преподавателями, многие поймут и пойдут на уступки, особенно если вы проявите себя очень активно.
Учеба и семья: бабушки и родственники всегда рады посидеть с малышами. Им это в радость!
Просите о помощи родителей ведь теперь они стали бабушкой и дедушкой и для них за счастье понянчится с малышом, вспомнить те былые времена, когда и вы были такой крошкой. Возложите пару своих обязанностей на мужа, пусть он тоже принимает участие в воспитании ребенка, особенно если у него есть выходные в будние дни. Возможно, он сможет взять более свободный график на работе и тогда у вас появится пару дней на посещение занятий. Не забывайте, что друзья тоже могут стать хорошими помощниками в таком вопросе, возможно у вас есть подруга с ребенком, которой не будет сложно иногда посидеть с вашим ребенком или кто-то учится на вечернем отделении и днем понянчится с вашим малышом.
Многие женщины уже при начальной стадии беременности подумывают бросить университет, ведь на парах они начинают ощущать дискомфорт и усталость, да еще и эти постоянные токсикозы. Но существует такое мнение среди психологов, что ребенок у студентки родится умным. Ведь в утробе он уже все слышит и даже пытается, что-то понимать, ведь неспроста беременным советуют читать в голос книги и слушать музыку. Так, что на лекциях развиваться вы уже будете не одна, а и ваш малыш, тогда это можно считать небольшим вкладом в будущее интеллектуальное развитие ребенка.
Учёба или семья? Вещи вполне совместимы, главное вам осознать, что образование — это хороший вклад в ваше будущее. И не стоит пугаться, что на вас обваливается сразу столько проблем, возможно в этот период вам и будет очень сложно, но зато потом вы сможете полностью посвятить себя карьере.
Пройдите тест

Тест: Насколько вы целеустремленны и амбициозны
1/15
На службе грозит перепланировка работы. Многие сотрудники пойдут на повышение. Ты:
klumbariy.ru
Как приучить ребенка к учебе

Всех родителей во все времена заботил вопрос приобретения их ребенком тех качеств и знаний, которые они считают необходимыми ему в его последующей жизни. Кто-то из родителей делает ставку на обучение ребенка сначала воспитателями в детском саду, затем преподавателями в школе. А кто-то, не перекладывая ответственность за столь серьезное дело на чужие плечи, самостоятельно старается дать своему ребенку необходимые, на его взгляд, знания. Но тут же встает вопрос: а какие знания, не относящиеся к повседневной жизни, необходимы ребенку, едва оторвавшемуся от материнской груди? Да и в каком возрасте начинать давать эти знания?

Перефразируя великого мастера воспитания, можно сказать, что и теоретическое обучение малышей нужно начинать с самого раннего возраста. Так давайте попробуем разобраться, как лучше всего это сделать.
Что любят дети больше всего на свете? Учиться!
Звучит парадоксально? Вовсе нет! Человек, появившись на свет, буквально в первые же часы начинает обучаться всему, что только можно себе представить: куда повернуть голову, чтобы найти молоко в материнской груди, как сообщить о своих проблемах криком, как улечься поудобнее, чтобы было теплее… Дальше — больше: освоение движений собственного тела, понимание назначения рук и ног, звуков человеческого голоса. Малыш больше и больше приобретает навыки, облегчающие и усовершенствующие его жизнь, а процесс узнавания и приобретения новых навыков становится для него самым увлекательным и интересным занятием. Это как раз тот процесс, который, мы, взрослые, называем познанием ребенком материального мира.
Ребенок всегда готов узнавать что-нибудь новое, чего не знал прежде. Процесс познания для любого ребенка — это самая интересная и бесконечная игра, в которую он готов играть в любое время дня и ночи. И задача взрослых — помочь ему в этом своевременными подсказками, но помощь их должна быть предложена не с позиции опеки, а с позиции участия родителей в интересной игре-обучении. Будет не лишним сказать, что иногда и родителям приходится учиться вместе с детьми, ведь, чтобы научить ребенка чему-либо, взрослые должны как минимум сами владеть нужной информацией. И здесь задачей становится не только заинтересовать ребенка учебой, но и самим быть заинтересованными в ней.
Отсюда вытекает первое и основное правило раннего воспитания и обучения детей: учеба — это игра, которая должна заканчиваться, когда ребенок от нее устает, и возобновляться с появлением у ребенка нового интереса к этой игре.
Всегда отвечайте на вопросы детей!
Дети уверены, что мамы знают все, поэтому всегда отвечайте на все детские вопросыСтановясь старше, ребенок начинает осознавать, что получать новые знания можно, не только исследуя мир самостоятельно, но и обращаясь за ними к родителям. Сколько бесконечных «как?», «зачем?» и «почему?» слышал каждый из родителей от своих любимых чад!
Но не все родители способны дать своевременные и правильные ответы на каждый из этих вопросов. К сожалению, это так. Как часто приходится слышать, как в ответ на бесчисленные вопросы ребенка, мамы или папы, особенно молодые, раздраженно говорят: «Не болтай!», «Не надоедай!», «Замолчи!». Но вопрос, который ребенку запретили задавать, не исчезает из его сознания вместе с запретом, малыш начинает искать на него ответ самостоятельно. А это существенно замедляет расширение кругозора ребенка. Зачастую родители оказываются просто неподготовленными к детским вопросам, которые всегда бывают непредсказуемы: от проблемы его, малыша, появления на свет до устройства двигателя внутреннего сгорания.
Но как раз в ответах на «детские» вопросы и заключается один из важнейших моментов обучения детей раннего возраста. Ребенок уверен, что его родители знают все на свете и поэтому, если вы хотите приучить ребенка к учебе и получению знаний, совершенно необходимо всегда отвечать на заданный ребенком вопрос, каким бы он ни казался «неудобным» с точки зрения родителей. Отвечать на вопрос следует на уровне языкового понимания ребенка, не используя непонятных для малыша слов и выражений. Ответ должен быть исчерпывающим и звучать естественно, не давая заподозрить взрослого в некомпетентности или смущении.
Поэтому второе наше правило: всегда отвечаем на вопросы детей на языке, соответствующем возрасту и пониманию ребенка.
Не пугайте ребёнка трудностями!
Очень важно при мотивации ребенка к обучению не пугать его сложностью предстоящей учебы. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что, например, физика — сложный предмет, а правоведение — скучный, или что учиться в школе трудно, придется прикладывать для этого много усилий. Нет, наоборот, мотивация ребенка учиться должна быть строго позитивной. Он должен быть убежден, что учиться в школе будет очень интересно и приятно, что там он узнает много нового и интересного, и что физика описывает явления окружающего нас мира, например, то, что происходит в кипящем чайнике или на скользком тротуаре возле подъезда. А правоведение помогает детям понять смысл таких «взрослых» слов как «конституция», «закон», «государство», «президент» — слов, которые ребенок часто слышит с экрана телевизора, но не понимает их значения. Кроме того, если детям объяснить некоторые теоретические вопросы с практической стороны, то они и их запомнят! Не обязательно поймут, но запомнят, и эти знания станут частью их сознания. А понимание придет несколько позднее и будет не таким сложным, как в конструкции «узнал — понял — запомнил», применяемой в наших школах. Например, почему ночью солнце не светит или почему ветер дует? Откуда берутся лед и пар? Почему трамвай обходят спереди, а троллейбус и автобус сзади? Почему зимой холодно, а летом тепло? Придя в школу с комплектом подобных знаний, ребенок гораздо легче освоится в новой обстановке и включится в учебный процесс. Как приятно бывает любому ребенку знать ответы на новые вопросы учительницы, в то время как остальные дети ответить на них не могут! Как при этом возрастает его самооценка!
Важно создать позитивный настрой у ребенка перед началом изучения каждого нового школьного предмета, убедить его, что в предстоящей дисциплине нет ничего сложного, главное — с самого начала не упускать нить знаний и не прерывать ее. И тогда ваш ребенок легко и с интересом освоит даже сложные предметы.
Наше третье правило: не пугать ребенка предстоящими сложностями, а создать у него уверенность в том, что все сложности будут с легкостью преодолены его знаниями.
Обучаем теории
Обучение ребенка лучше всего начинать вскоре после рождения, потому что именно в период младенчества и раннего детства у ребенка наиболее сильно желание учиться, продиктованное самой природой. Ребенок на физиологическом уровне познает мир, учится отличать съедобное от несъедобного, опасное от безопасного, теплое от холодного, большое от маленького, день от ночи и т.д. Как раз в этот момент и следует начинать учить ребенка первым основам теории. Отличать, например, треугольник от круга и квадрата, показывая предметы различной формы и называя их.
Точно так же можно начинать обучение визуальному чтению, так как у младенцев отлично развита зрительная память. На карточках одного размера нужно написать известные ребенку слова буквами одного размера и формы и эти карточки 2-3 раза в течение дня показывать ребенку и называть слова, на них написанные. Очень скоро малыш сам начнет выстраивать логические связи между звучащим словом и его графическим изображением, и сам будет, по просьбе взрослого, отыскивать карточку с названным словом. Это удивительно — младенец, умеющий читать, но не умеющий при этом говорить! Но это реально. Со временем задачу следует усложнить, предлагая ребенку читать знакомые слова уже не только на карточках, но и написанными от руки на бумаге. Ребенку, умеющему визуально различать написанный текст, в дальнейшем будет гораздо легче освоить разбивку слов на слоги и буквы, как если бы приходилось целый дом разбирать по кирпичику. Ведь для того, чтобы, наоборот, этот дом-слово из кирпичиков-букв построить, потребуется гораздо больше умственных усилий, а ведь как раз так наших детей и начинают учить чтению в первом классе начальной школы! И начинается школьное обучение как раз в том возрасте, когда ребенок уже получил основные сведения о мире, в котором он живет, и когда у него уже началось затухание физиологической тяги к знаниям и постепенное замещение ее творчеством. Вместо творчества ребенку предлагают скучное заучивание непонятных, ничего для него не значащих букв и слогов. Ведь смысловой единицей любого языка является именно слово, а не буква или слог. Поэтому помощь ребенку в учебе можно начинать оказывать с ранних лет, например, стараясь читать слова и только потом раскладывать их на буквы.
Следующее правило: обучайте ребенка сразу понятным ему вещам, чтобы не вызвать у него скуку.
Культурные ценности – малышам
Дети дошкольного возраста хорошо запоминают музыку, если слышат ее достаточно часто. Даже если малыш не в состоянии повторить услышанную мелодию, он все равно безошибочно узнает знакомое произведение. Если при этом ребенку называть автора и исполнителя музыки, то он запомнит и их.
Можно знакомить ребенка и с произведениями изобразительного искусства, репродукциями известных картин, называя произведение, объясняя его сущность и указывая автора. Разумеется, не стоит надеяться, что ребенок запомнит все это с первого раза. Но постепенно, раз за разом у него сложится в сознании определенный образ, который он будет уверенно идентифицировать.
То же самое касается мультипликации и кинофильмов. Ребенок должен помнить не только яркие моменты фильма, но и знать его общую суть и название. Малыша нужно знакомить с произведениями архитектуры, инженерной мысли, научными достижениями — хотя бы в общих чертах. Разумеется, познакомившись с ними, малыш не поймет сразу всей значимости этих культурных ценностей человечества, осознание этого придет к нему гораздо позднее, но знания, заложенные в его сознание в детском возрасте, будут для него основой развития во всей его последующей жизни.
Правило познания культурных ценностей: как можно чаще знакомить ребенка с достижениями культуры и вместе с ребенком восхищаться ими.
Если опоздали к началу
Ну, а как же быть, если возраст вашего малыша исчисляется уже не месяцами, а первыми годами? Ничего страшного, учеба для детей важна в любом возрасте, хотя все-таки лучше это сделать как можно раньше. Но и здесь теоретическое обучение пойдет в интересном ключе, если сделать его увлекательной игрой. Любое знание, которое вы хотите поместить в кладовую разума вашего ребенка, следует окрасить в эмоционально позитивный цвет, а игра — лучший способ для этого.
Подытоживая все сказанное выше, можно сделать вывод об огромном влиянии раннего обучения на всю последующую жизнь человека. Знания, полученные им в период активного познания мира и себя в нем, несомненно, будут более глубокими и весомыми, чем те, которые вбиваются в головы детей методом «зубрежки» в более старшем возрасте. А тот, кто владеет информацией, владеет миром!
schoolofcare.ru
Как совместить учебу и ребенка
Конечно, все очень индивидуально. Одни женщины уверены, что учеба и материнство несовместимы. Другие же не видят в этом никакой проблемы. Однако сложностей здесь много, и маме- студентке необходимо все как следует продумать. Как же совместить учебу и воспитание ребенка?
Прежде всего, кто будет сидеть с вашим малышом? Это должен быть надежный человек, отдающий себе отчет в том, как много хлопот ляжет на его плечи. Не думайте, что помощник понадобится только на те пару часов, пока вы будете в институте. Заниматься придется с утра до вечера! Вы должны быть уверены, что сможете посвящать учебе столько времени, сколько будет необходимо.
В принципе аналогичные трудности испытывает и работающая мама. Ее тоже не бывает дома, и о ее ребенке пекутся другие люди. И все-таки у нее статус выше: она зарабатывает деньги, что в глазах окружающих более уважаемое занятие. И зачастую они правы! Маме, которая перекладывает свои обязанности на других, нужно иметь для этого веские основания. Уверены ли вы, что учеба позволит твердо встать на ноги? Одно дело, если вы получаете актуальную специальность, а другое — если забросили дом и семью ради навыков бисероплетения.
Важен режим!
Еще одна проблема учащихся мам — постоянная нехватка времени, стресс. Но именно сложные ситуации приучают к организованности и самодисциплине. „Когда у меня появился ребенок, — вспоминает Лариса, — я училась на третьем курсе. Поначалу было очень трудно. Но потом я отладила свою жизнь как по нотам. Главным моим помощником стал грамотно спланированный режим дня. Я справлялась и с учебой, и с ребенком даже лучше, чем мои подруги, перед которыми стояла только одна из этих задач!»
Мамы-студентки порой сталкиваются с диаметрально противоположным отношением преподавателей к их проблемам. Некоторые педагоги идут молодым мамам навстречу. Правда, зачастую это выглядит довольно унизительно. Например, один преподаватель перед началом каждого экзамена объявлял: «Кто согласен на тройку, подходите с зачетками. Тройки ставлю всем желающим — беременным, кормящим, болящим». Если вы не хотите таких троек, учитесь со всеми на общих основаниях и не спекулируйте ребенком. Тем более что некоторых педагогов это откровенно раздражает. Одна молодая мать приходила на сессию с ребенком в „кенгуру» и прямо так и садилась отвечать по билету. Ребенок время от времени принимался попискивать. Большинство преподавателей тут же брали зачетку, ставили отметку и отпускали ее с миром. А один профессор холодно сказал: «Идите отдайте кому-нибудь
ребенка и возвращайтесь сдавать экзамен».
А что же испытывает сам малыш, когда его мама занята учебой? Если вам удалось обеспечить ему полноценный уход с помощью любящего родственника, доброй и компетентной няни или хороших яслей, а сами вы возитесь с ним в любую свободную минуту, вряд ли он как-то страдает. Поэтому вам незачем терзаться чувством вины по отношению к малышу. Образованная мама будет интересна как личность своему подросшему ребенку и многое сможет ему дать.
Важно и то, что к началу маминой карьеры управляться с малышом будет все легче.
Многим работающим мамам заводить детей просто недосуг, ведь как минимум несколько месяцев, а то и лет, будут вычеркнуты из их профессиональной деятельности! А у вас самый трудный этап окажется далеко позади.
Вообще, если речь идет о профессиональном образовании, тем более первом, его надо постараться завершить во что бы то ни стало. Представьте себя через несколько лет: женщина с ребенком на руках, без специальности, без трудового стажа… Возможно, сегодня кажется, что единственный смысл вашего существования — малыш и что о вас позаботится муж.
Но завтра захочется самореализации, самостоятельности, элементарного разнообразия, и что тогда?
Образование как привилегия
Во время учебы в аспирантуре Тане доводилось вести семинары у студентов-вечерников. Большинство из них были людьми семейными, с детьми. Тогда Татьяна и обратила внимание, какой контраст составляют они с безалаберными дневниками, вечно норовившими сбежать с занятий. Ее великовозрастные студенты приходили на учебу все, как один, старательно записывали материал, задавали много вопросов.
Если семейный человек после рабочего дня сидит за партой, значит, у него совсем другое отношение к образованию. Знания становятся перспективой лучшей жизни, а не абстракцией. Для таких людей учеба не обязаловка, а привилегия, которую они решили себе позволить, все взвесив. На нее сознательно выкраиваются силы, время, а иногда и деньги.
Вообще, материнство само по себе не оказывает кардинального влияния на успешность обучения. Тот, кто хочет учиться, мобилизуется и достигает цели. А для кого и раньше ценность образования была невелика, найдет себе достойную отговорку.
Впрочем, бывают и особые случаи. „Родители настояли, чтобы я пошла в технический вуз. — говорит Дина. – Я математику не любила, но перечить родителям не стала. В институт поступила легко. А в начале второго курса забеременела. Учебу пришлось прервать. Моя беременность была словно сигналом: ты делаешь не то, что тебе нужно! После того как сын подрос, я окончила другой институт — педагогический, факультет дефектологии. Сейчас работаю логопедом и очень люблю свою профессию».
Ничего в жизни не происходит просто так. И если мы найдем смысл происходящих событий, будет легче идти по правильному пути. Маме-студентке приходится отвечать на много жизненных вопросов. Постарайтесь разложить все по полочкам!
forsmallbaby.ru
Обучение ребенка | Все Для Детей
Вы уже задумывались над тем, что обучение ребенка – процесс невероятно трудный? Стоит только поинтересоваться, и оказывается, что к первому классу малыш должен знать и уметь массу вещей! И хотя многие школы гарантируют, что научат ребенка с любым багажом знаний, нам, родителям, все же хочется, что бы он чувствовал себя комфортно и знал не меньше своих одноклассников.
Почему необходимо обучать ребенка дома
Возможно, Вы записали чадо на подготовительные курсы в школу, или он посещает детский сад, или курсы в дорогом престижном центре. Достаточно ли этого, что бы в первом классе он показал достойные результаты? Обучение детей, где бы они ни занимались, желательно и даже обязательно дополнять домашними занятиями. А для этого необходимо знать, что и как делают педагоги.
На какие предметы стоит обратить внимание при подготовке ребенка к школе? Это:
- Логика;
- Математика;
- Навыки ручного труда;
- Техника безопасности;
- Окружающий мир, природа;
- Чтение и подготовка к нему;
- Подготовка к изучению грамоте;
- Подготовка к письму, тренировочное письмо.
О чем следует помнить при обучении малыша
Непосредственно перед 1 сентября у родителей появляется слишком много забот. Да и времени остается маловато. Поэтому приступать к обучению ребенка стоит как минимум за полгода — год до школы. А в идеале, занятия с малышом начинаются с первых дней – в том смысле, что новорожденный кроха уже может готовиться к 1 классу.
И это не шутка – пальчиковые игры, массаж, гимнастика и зарядка, все то, о чем говорят авторы методик раннего развития, педагоги и врачи, очень эффективны и действенны.
В разделе, посвященном обучению детей, мы будем рассматривать все вопросы, которые возникают у родителей дошкольников и даже школьников. Ведь учеба первоклассника тоже не всегда безоблачна. Иногда подготовка к школе не дает того результата, на который рассчитывают родители – по разным причинам. И тогда, папы и мамы хотят знать, чем и как помочь своему малышу.
В серии статей про обучение мы собрали всевозможные советы для родителей – традиционные и выходящие за рамки школьной методики, для дошкольников и школьников, по различным предметам и по допредметной подготовке. Все эти приемы работают, их много, и Вы обязательно выберете что-то свое – с учетом предпочтений ребенка, его подготовки, интеллекта, темперамента и даже здоровья.
www.vse-dlya-detey.ru
Обучение ребенка
Когда в семье появляется ребенок, несколько дней вселенского счастья и радости сменяются трудовыми буднями. Большинство родителей уверены в собственной родительской компетентности. Основания для такой уверенности могут быть разные, но, на мой взгляд, единственное, что может подкреплять такую уверенность, так это готовность расти, учиться и развиваться вместе с ребенком.
Воспитание должно быть построено на принципах совместного сосуществования, сотворчества, содружества с детьми. Принцип «ничокакнибудьсправимся», сработает только в том случае, если вы хотите вырастить «ачонехужечемудругих».
Старинная индейская пословица гласит: «Ребенок — гость в твоем доме: накорми, выучи и отпусти».
Если с кормлением у нас трудностей не возникает (уж мы-то умеем покормить), то с умением передать необходимый опыт, научить самостоятельности, ответственности и многим другим полезным вещам, иногда возникают трудности – то нам не досуг, то ребенок не хочет.
Понятие «воспитание» действительно имеет общий корень с питанием, однако в данном случае речь идет не только о вскармливании ребенка, но и об обеспечении его духовной пищей, передачей ему опыта, базовых ценностей и необходимых жизненных установок. Чтобы родители могли успешно справиться с этой задачей, им важно знать базовые правила обучения.
Приведенная ниже схема поможет родителям понять, как действовать в процессе обучения ребенка.
Первый тезис, который нужно принять – ребенок, изначально хочет учиться. Так же, как хочет быстрее вырасти, быть самостоятельным, ощущать свою ценность и нужность. Если ребенок отказывается учиться, значит, уже успели произойти определенные события, которые снизили интерес к получению новых знаний и приобретения нового опыта.
Итак, на предложение научить ребенка чему-нибудь, есть несколько вариантов реакции:
- Да, хочу научиться
- Нет, не хочу
- Я не могу сейчас об этом даже думать
- Не хочется, но надо
Да, хочу научиться
Так отвечает ребенок, у которого есть желание научиться чему-то конкретному, но он не обладает ни конкретными навыками, ни знаниями, ни умениями. Соответственно задача родителя или статусного взрослого (педагога, например), держать в фокусе две задачи – сохранять/беречь мотивацию на обучение и корректно преподносить необходимый материал. Очень часто взрослые допускают одну очень серьезную ошибку, им кажется, что если ребенок уже начал учиться, то он будет сохранять высокую мотивацию до конца. И порой, взрослые недоумевают, почему ребенок, который так хотел учиться, через короткое время начинает ненавидеть учебу.
Для поддержания мотивации есть несколько очень простых правил:
- Цените и поддерживайте желание ребенка учиться, используя метод позитивных подкреплений.
- Замечайте успехи и цените усилия ребенка. Не вообще, а конкретно. Например: «Ты сегодня самостоятельно завязал шнурки, тебе было тяжело, но ты справился. Настойчивость и терпение это важные качества. Я горжусь тобой»
- Подкрепляйте даже самые маленькие достижения. Для ребенка это важно. Он понимает, что двигается в правильном направлении.
- Показывайте ребенку, как правильно действовать. Не стесняйтесь поправлять. Немедленно прекращайте поправлять, как только увидели, что ребенок самостоятельно действует правильно.
- Соблюдайте постепенность. Слишком сложные задачи могут показаться ребенку невыполнимыми. Для того, чтобы не огорчать вас неудачей, он может отказаться от обучения. Поэтому сложные задачи упрощайте, разбивая их на более простые части.
- Говорите и доносите информацию до ребенка на доступном для него языке. Если употребляете новые слова, объясните их значение – непонимание вызывает ощущение неподъемной сложности, это убивает желание продолжать.
- Старайтесь использовать доступные примеры. Показывайте как, полученные знания можно использовать на практике.
- Пока ребенок не начал уверенно демонстрировать полученные знания или навыки, не бросайте его, показывайте, что вы рядом и всегда готовы помочь.
Нет, не хочу
Ответ, к которому нужно относиться со вниманием и уважением. Во-первых, это проявление собственной позиции. Во-вторых, для вас этот ответ должен являться индикатором снижения мотивации у ребенка. Отсутствие интереса может иметь две причины: ребенок не видит необходимости в приобретении этих знаний или не хочет принимать эти знания именно от конкретного человека. Если родители не замечали своих ошибок долгое время, то у ребенка может сформироваться страх неудачи.
Как действовать родителю в этой ситуации:
- Покажите, что ребенок сможет получить или достичь в результате обучения – помогите увидеть смысл обучения – не ваш, родительский, а свой смысл..
- У вашего ребенка есть интересное и любимое занятие. Покажите, как обучение поможет в реализации тех вещей, которые интересны ребенку. Кроме того, существует универсальная деятельность, интересная для каждого ребенка – Игра. Облекайте обучение в форму игры.
- Ни в коем случае не пытайтесь заставлять. Путевого результата из этого ничего не выйдет.
- Если вы обнаружили у ребенка проблемы с мотивацией, вы можете и должны подкреплять не столько результат, сколько проявление интереса к предмету, занятию, обучению, постепенно подводя к осознанию ценности результата.
- Ребенок может не проявлять никакого интереса к обучению, если он избрал сопротивление в качестве реакции на несправедливые, на его взгляд, действия взрослых. В этом случае, необходимо восстанавливать отношения. Усиление давления принесет только вред.
Не могу об этом даже думать
Этот ответ можно услышать, когда ребенок находится тревоге и переживаниях. Причины могут быть самыми разными и не обязательно связанными с действиями взрослых, но пока ребенок не восстановит нормальный эмоциональный фон, любые усилия по обучению бесполезны. Поэтому действия взрослого могут сводиться к двум основным задачам:
- Выяснить причины тревоги и беспокойства.
- Помочь ребенку справиться с переживаниями.
Я буду учиться, потому, что это мне пригодиться
Этот вариант выбора возможен только в том случае, если у ребенка присутствует вера в авторитет взрослого, развиты волевые качества и проявление этих качеств, приносит свои плоды.
Как видим, родителям, необходимо правильно оценивать ситуацию, понимать настрой ребенка и подбирать адекватный стиль поведения. Самое главное, на мой взгляд, это понимание необходимости совершенствовать свои родительские качества. Если родители готовы развиваться вместе с детьми, тогда забота взрослых о детях не будет построена на принципе жертвенности: «Мы для него все, а он неблагодарный». Если в семье будут найдены способы общего развития детей и взрослых, то совместная жизнь будет наполнена ощущением полноты совместной жизни, совместного духовного роста.
Главное помнить – учатся наши дети, а вместе с ними учимся и мы.
Дмитрий Телечкун, психилог,
специалист по воспитанию
Клуба родительского мастерства
www.vospitaj.com
дети, учеба, как стимулировать ребенка учиться, мотивация к учебе – Дети
Часто родители требуют от детей-школьников хорошей успеваемости, забывая о том, что основная задача обучения в школе – получить навыки обучения и научиться работать с информацией. С этим, к сожалению, зачастую не справляется ни школа, ни семья. В таком случае, выходя из стен школы во взрослых мир, ребенок, от которого требовали хорошие оценки, не готов справляться с задачами, которые перед ним ставит жизнь.
Почему важно уметь учиться?
Для ребенка, сосредоточенного исключительно на оценке, получить низкую оценку – трагедия. Поэтому он будет стараться сделать все возможное, чтобы получить хорошую оценку: списывать, врать и т.д. Никаких навыков обучения при таком подходе он не получит. У него при столкновении с трудным заданием будут опускаться руки, будет пропадать мотивация, он будет считать себя бестолковым или что у него нет способности к данному предмету. Человека, который умеет учиться, отличает уверенность в том, что, пусть он пока не знает, как выполнить задание, но он знает, где поискать ответы на свои вопросы и найти решение.
Как формируются навыки обучения
Навык обучения не появляется у ребенка сам по себе, от природы. Его нужно формировать постепенно, так же как и навык ходить, держать ложку и т.д. Формирование навыка можно разделить на этапы:
1-й этап. Показать, как работать с тем или иным материалом, и заинтересовать его. Часто ребенок не может решить задачу, потому что не знает, как, – у него не сформирован навык. Прежде чем ожидать от ребенка усваивания материала, необходимо показать, как это делать. Только после этого у ребенка появляется интерес. В противном случае он будет говорить: “Мне это не интересно”, “У меня не получается”, “Я это не хочу делать”. Важно не воспринимать эти слова буквально, осознавая, что ребенку пока что не понятно, как сделать задание или усвоить материал, а значит, ему нужна помощь. Как только у ребенка начнет получаться, нелюбимый предмет понравится ребенку. На этом этапе не зазорно нанять ребенку репетитора, чтобы он помог усвоить непонятный материал.
2-й этап. Закрепить навык. Важно не один раз ребенка научить пользоваться информацией для решения данного задания, а сделать это неоднократно, пока вы не убедитесь, что ребенок понял и усвоил навык.
3-й этап. Самостоятельность. Когда у ребенка навык уже сформирован, он может самостоятельно, без присутствия родителей сесть и прочитать параграф и выполнить упражнение.
4-й этап. Обусловленность. Навык необходимо запустить, чтобы он работал. Для этого есть определенный сигнал. Например, когда в школе преподаватель говорит: “Достаем двойные листочки”, ребенок знает, что делать в этой ситуации, если уже хорошо знаком с манерой ведения урока этого преподавателя. То же происходит и при самостоятельных занятиях. Когда требуется сделать практическое упражнение, ребенок уже знает, что нужно достать соответствующий учебник, прочитать параграф перед этим упражнением, просмотреть классную работу и напомнить себе алгоритм выполнения подобных задач, а затем уже приступить к выполнению задания.
5-й этап. Репродуктивность. Зная алгоритм действий и отработав его до автоматизма, ребенок уже может добавлять свою долю креативности в выполнение задачи. На этом этапе можно с уверенностью сказать, что навык обучения закреплен.
Инструментарий для овладения навыком обучения
Человека, который умеет учиться, отличает владение различными инструментами для выполнения задачи. Научите ребенка пользоваться вспомогательными справочниками, чтобы он мог быстро найти дополнительную информацию по нужному вопросу. Покажите, как искать информацию в интернете, используя ключевые слова. Информацию можно искать на специализированных сайтах. Например, в помощь обучению в интернете есть популярные сайты для школьников и их родителей, где можно найти нужную информацию, а также пообщаться с другими родителями и учителями и спросить совета. Научите ребенка вычленять главное из огромного потока информации. Даже если родители сами не знают, как справиться с заданием, особенно в старших классах, они могут поддержать ребенка, вселить в него веру в то, что с любой задачей можно разобраться, попросить помощи у человека, который разбирается в данном предмете (учителя, репетитора). Когда ребенок уже умеет использовать разные инструменты для поиска нужно информации, он будет уверен в том, что любые задачи ему по силам. И самое главное – у него не будет паники из-за того, что он не знает, что делать, а также ощущения, что он брошен наедине с невыполнимым заданием.
При наличии навыков обучения каждая новая трудная задача становится элементом игры. Для ребенка, который умеет учиться, это будет вызовом, с которым он будет справляться, используя имеющийся у него набор инструментов. Для ребенка, который не умеет учиться, это станет дверью, которая перед ним захлопнулась.
Татьяна Корякина
Благодарим за помощь в подготовке материала психолога, директора тренингового центра “Школа успеха” Дарию Шевченко (shkola-uspeha.com.ua).
ru.tsn.ua
Как помочь ребенку в учебе? Не врите и учитесь вместе! | Обучение
И правда, мотивировать детей к учебе не так уж и просто. Особенно когда школьная программа, школьные требования делают все возможное для воспитания неврастеников, с устойчивым чувством отвращения к учебе. Что можем сделать мы, чтобы помочь ребенку в учебе? Ну, конечно же помимо вечернего крика, закатывания истерик, обещаний, шантажа и прочего. Всего лишь пара наблюдений не психолога, а мамы…
1. Никогда не врать.
Хорошая учеба в школе не гарантирует, что в будущем вы непременно получите высокооплачиваемую работу, обустроите свою личную жизнь, купите остров, станете президентом и т. д. Будущее непредсказуемо. Успех одних и неудачи других порою не поддаются объяснениям, и предлагать ребенку блага в будущем в обмен на его усердный труд сейчас, обещая то, на что вы повлиять не можете, весьма рискованно для вас обоих. Вы рискуете обмануть его самые глубокие ожидания и, как следствие, подорвать его доверие к вам. А он рискует познать глубочайшее разочарование. Ну и потом все это будущее кажется ему столь далеким, что мотивировать им, равно как и пугать, абсолютно бесполезно.
В этом вопросе, как и в большинстве других, лучше говорить правду. Мы учимся не ради табеля, хотя и делаем все возможное, чтобы он выглядел достойно, а ради уверенности. Ведь чем больше мы знаем и понимаем, как устроены вещи и явления, чем лучше разбираемся в чем-то, тем нам спокойней, тем уверенней мы находим выходы из ситуаций, в которых оказываемся, тем меньше мы ведемся на поводу эмоций, тем сложнее нас напугать или обмануть.
Фото: pixabay.com
Приведите понятный ему пример. «Ты же умеешь плавать (кататься на роликах, коньках, велосипеде)? Хорошо или плохо тебе от этого?» Знания и умения — смертельный враг разрушающих нас эмоций.
2. Быть «в тренде», но не превращать обучение в инквизицию.
Как известно, любое дело придется человеку по душе, если оно в его руках спорится. И наоборот. Если ребенок чего-то не понимает в заданиях, разберитесь сперва, а понимаете ли вы. И только если ответ положительный, принимайтесь за объяснение. Трудность в том, что методики обучения меняются. Но если вы современных методик не понимаете или не разделяете, вы не обязаны им следовать. Ваша задача — объяснить, и если вам в этом помогает старенький советский учебник, выкиньте из головы все новые методики — учите по нему.
В конце концов, не важно, как ребенок записывает примеры в столбик, важно, что в итоге он дает верный ответ. Важно не для табеля, а по жизни. Даже если ему поставят «4» за неправильную по мнению учителя запись «столбика». Готовьтесь к тому, что вначале ребенок будет расстроен, будет недоумевать и, возможно, обвинит вас в том, что вы неправильно его учите. Примите это как неизбежность, как один из этапов становления личности. Как ни крути, он должен научиться самостоятельно оценивать результат своей работы. Правильно решенный пример — результат налицо. А дальше ему решать: плюет ли он на требования к оформлению или приспосабливается к ним.
Стоит ли делать за школьника уроки? Я считаю, что да, при условии если первокласснику задают доклад по нано-частицам, а пятикласснику — раскрасить веселые картинки. Просто вы со школой преследуете разные цели: школе нужны высокие результаты, выполнение программ. А вам — грамотный, уверенный и здоровый во всех смыслах ребенок.
Фото: pixabay.com
И радуйтесь, если ребенок в сердцах брякнет что-нибудь про какой-нибудь предмет. Значит, именно там у него трудности, и вы знаете, с чем надо поработать. Предупрежден — вооружен.
3. Учиться вместе.
Никогда не отрицайте при ребенке необходимости заниматься. Ребенок это отрицание с удовольствием подхватит и возьмет на вооружение. Вместо «Ну, где там твои чертовы уроки, гвоздь им в кеды!» задайте серьезный вопрос, продемонстрируйте деловой подход. Учеба — это работа. Иногда потяжелей вашей самой настоящей работы. Вы вправе требовать ответной реакции от ребенка: такого же желания разобраться в чем-то. Ведь это отношения двух взрослых работающих людей.
Не ведитесь на его настроение или переходный возраст. Скажите честно, что готовы помогать, но готовы помогать человеку, который старается и стремится, а не сидит сложа руки. Если ребенок мал и никак не может собраться, дайте ему время: 10 минут, полчаса. Предупредите, что у него есть время, после которого он должен поработать, это дисциплинирует. Объясните, что в жизни нужно уметь сосредотачиваться, иногда наступая на свои желания. Ведь пилот не может бросить штурвал, а хирург скальпель в пациенте, чтобы полчасика послушать музыку.
Продолжение следует…
shkolazhizni.ru