Презентация по педагогике “Дошкольная педагогика как наука. История вопроса”
Становление дошкольной педагогики как науки.
Размышляя о назначении науки, великий русский ученый Д.И.Менделеев пришел к выводу, что у каждой научной теории две основные и конечные цели — предвидение, и польза. Не исключение из общего правила и педагогика. Ее функция — познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.Несмотря на то, что педагогика занимается «вечными» проблемами, ее предмет конкретен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения.Первые воспитательные системы сложились еще во времена античности (VI–V вв. до н. э.).
Так, в наиболее развитых государствах древнего мира — Китае, Индии, Египте, Греции — были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения.
Известны римские, афинские, спартанские школы, различавшиеся между собой методами и содержанием обучения, а также его целями.
Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (460—370 гг. до н.э.) создал обобщающие труды во всех областях современного ему знания, не оставив без внимания и воспитание. Его крылатые афоризмы, пережившие века, полны глубокого смысла: «Природа и воспитание подобны. А именно, воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу», «Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы», «Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда».Он подчеркивал, что воспитание ведет к обладанию тремя сокровищами: «хорошо мыслить», «хорошо говорить», «хорошо делать».Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» древнеримского философа и педагога Марка Квинтилиана (35 — 96 гг.).Труд Квинтилиана долгое время был основной книгой по педагогике, наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех риторических школах.
Почему учителям и воспитателям следует проходить курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в учебном центре «Инфоурок» ?• Огромный каталог: 677 курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации;• Очень низкая цена, при этом доступна оплата обучения в рассрочку – первый взнос всего 10%, оставшуюся часть необходимо оплатить до конца обучения; • Курсы проходят полностью в дистанционном режиме (форма обучения в документах не указывается); • Возможность оплаты курса за счёт Вашей организации. • Дипломы и Удостоверения от проекта «Инфоурок» соответствуют всем установленным законодательству РФ требованиям. (Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года). |
infourok.ru
Презентация по педагогике “Дошкольная педагогика как наука. История вопроса”
Становление дошкольной педагогики как науки.
Размышляя о назначении науки, великий русский ученый Д.И.Менделеев пришел к выводу, что у каждой научной теории две основные и конечные цели — предвидение, и польза. Не исключение из общего правила и педагогика. Ее функция — познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.Несмотря на то, что педагогика занимается «вечными» проблемами, ее предмет конкретен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения.Первые воспитательные системы сложились еще во времена античности (VI–V вв. до н. э.).
Так, в наиболее развитых государствах древнего мира — Китае, Индии, Египте, Греции — были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения.
Известны римские, афинские, спартанские школы, различавшиеся между собой методами и содержанием обучения, а также его целями.
Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (460—370 гг. до н.э.) создал обобщающие труды во всех областях современного ему знания, не оставив без внимания и воспитание. Его крылатые афоризмы, пережившие века, полны глубокого смысла: «Природа и воспитание подобны. А именно, воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу», «Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы», «Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда».Он подчеркивал, что воспитание ведет к обладанию тремя сокровищами: «хорошо мыслить», «хорошо говорить», «хорошо делать».Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» древнеримского философа и педагога Марка Квинтилиана (35 — 96 гг.).Труд Квинтилиана долгое время был основной книгой по педагогике, наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех риторических школах.
Слайд 1Дошкольная педагогика как наука Шубина Ольга Геннадьевна Директор НОУ СПО «Колледж Экономики и Права»
Слайд 2СТАНОВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ. Педаго́гика ( др.-греч. πα ιδ αγωγική — искусство воспитания, от παῖς — ребёнок и ἄγω — веду ) — наука о воспитании и обучении человека. Слово «педагогика» происходит от греческого πα ιδ αγωγική, что означает буквально «детоведение, детовождение». В Древней Греции «педагог» — раб , наблюдающий за ребёнком, отвечающий за посещение им школы (часто — неспособный к физическому труду)
Слайд 3научная теория предвидение польза Дмитрий Иванович Менделеев (27 января [8 февраля] 1834, Тобольск — 20 января [2 февраля] 1907, Санкт-Петербург )
Слайд 4Функция педагогики познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей. Предмет педагогики – это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях. Педагогика рассматривается как прикладная наука.
Слайд 5ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ Первые воспитательные системы сложились еще во времена античности (VI–V вв. до н. э .) Индия Китай Египет
Слайд 7древнегреческая философия Демокрит ( 460—370 гг. до н.э.) « Природа и воспитание подобны. А именно, воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу » « Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы » «Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда ». Он подчеркивал, что воспитание ведет к обладанию тремя сокровищами: «хорошо мыслить», «хорошо говорить», «хорошо делать».
Слайд 8Сократ (469 — 399 гг. до н.э.), его ученик Платон ( 427 — 347 гг. до н.э .), Аристотель (384-322 гг. до н.э .) говорил о единстве физического воспитания, воспитания личности и воспитания общественного. При этом он подчеркивал, что « воспитание тела способствует воспитанию духа».
Слайд 9Плутарх ( ок. 45 — ок. 127)говорил о громадной важности обучения и воспитания ребенка в семье. Он был противником жесткого воспитания (считал, что надо избегать насилия, жестоких наказаний по отношению к детям) и сторонником поощрения послушания. При этом он подчеркивал необходимость материнского воспитания : « Мать должна оставаться кормилицей собственных детей ». Сенека 4 до н. э., Кордуба — 65, Рим отводил воспитанию роль формирования самостоятельной личности, подчеркивая важность постижения подрастающим поколением нравственных основ. Главным методом воспитания он считал беседу с яркими примерами из реальной жизни.
Слайд 10Древнеримский философ и педагог Марк Квинтилиан (35 — 96 гг .) Труд Квинтилиана « Образование оратора » долгое время был основной книгой по педагогике, наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех риторических школах. Древнеримский философ Квинтиллиан сравнивал ребенка с «драгоценным сосудом», который способен вместить в себя все хорошее или дурное. Именно поэтому он считал, что роль воспитания заключается в развитии позитивных качеств человеческой натуры. Он подчеркивал необходимость соединять воспитание ребенка и природную доброту человеческого существа.
Слайд 11период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло Тертуллиан Августин Аквинат ( 160 — 222) (354 – 430) ( 1225 —1274 )
Слайд 12Эпоха Возрождения Я — человек, и ничто человеческое мне не чуждо Эразм Роттердамский Франсуа Рабле (1466— 1536) ( 1494 —1553)
Слайд 13Ян Амос Коменский (1592-1670 )
Слайд 14«Великая дидактика» «В основе обучения должно лежать познание вещей и явлений, а не заучивание чужих наблюдений и свидетельств о вещах»… « Слух необходимо соединять со зрением и слово — с деятельностью руки»… Необходимо учить «на основании доказательств посредством внешних чувств и разума».
Слайд 15ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ Цель воспитания заключалась в подготовке детей к труду, выполнению основных социальных ролей. Большое значение имело религиозное воспитание. В качестве основных средств воздействия выступали факторы народной педагогической культуры ( потешки, пестушки, скоро
vseuroki.pro