Экономическая безопасность малого бизнеса – МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ, ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ВНУТРИФИРМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ

Содержание

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА — ВУЗРУ

Аннотация
В данной статье рассматривается проблема особенности обеспечения экономической
безопасности малого и среднего бизнеса. Актуальность данной темы подтверждается
возросшим интересом руководителей хозяйствующих субъектов малого бизнеса от
влияния современных угроз. Основная цель работы состоит в изучении особенностей
системы экономической безопасности малого бизнеса.
Ключевые слова
Экономическая безопасность, малый бизнес, средний бизнес, микропредприятия,
конкуренция.
Проблема обеспечения экономической безопасности предприятий малого бизнеса всегда
являлась приоритетной проблемой, требующей незамедлительного устранения. В
настоящее время данный вопрос приобретает все большую актуальность. Это вызвано, в
первую очередь, сложившимися современными условиями на рынке: рост цен, влияние
крупных предприятий, влияние санкций, падение спроса и т.д. Безусловно, подобные
угрозы оказывают влияние не только на малый бизнес, но и на весь бизнес в целом. Однако
негативные последствия подобных изменений сказываются на малом бизнесе особенно
сильно.
Прежде всего, стоить отметить, что экономическая безопасность предприятия – это
состояние защищенности предпринимательской деятельности от негативного влияния
действий сторонних лиц или изменений во внешней среде организации, которые способны
причинить серьезный вред стабильности экономической деятельности хозяйствующего
субъекта [1, с. 114]. Кроме этого, стоит выделить характерные особенности малого бизнеса
Особенности обеспечения экономической безопасности малого и среднего
предпринимательства основываются на особенностях ведения деятельности. К таким
особенностям следует относить:
 Подчиненность крупным предприятиям одной сферы деятельности и изменениям
рынка. Данная особенность выражается в ценовой политике, направлениям деятельности.
Чтобы избежать негативного влияния данного фактора необходимо развивать способность
быстрой адаптации и перестройки, потому как полностью устранить зависимость от
крупных предприятий одной сферы деятельности не получится;
 Небольшое количество работников. Учитывая данную особенность, можно отметить,
что здесь экономическая безопасность зависит в большой степени от межличностных
отношений в коллективе, понимания общности целей деятельности. Кроме того, малое
число сотрудников означает, что к защите коммерческой тайне и прочим объектам
секретности привлекается малый состав ответственных лиц, а значит, повышается риск
утечки соответствующей информации;
 Упрощенная система ведения учета и составления отчетности. Учитывая, что малому
бизнесу предлагается выбор в особых режимах налогообложения, возможность подачи
упрощенной отчетности в налоговые органы и органы статистики, то данная функция
может быть передана на аутсорсинг, что значительно упростит для руководства проблему
создания целого отдела ответственного за данную функцию;
 Повышенная мобильность и гибкость малого бизнеса. Данная особенность позволяет
малому бизнесу быстро внести необходимые изменения в организации, в целях
недопущения влияния негативных изменений, наблюдающихся на соответствующем
рынке, а значит поддерживать конкуренцию на приемлемом уровне;
 Частая форма ведения малого бизнеса – совместный бизнес. Безусловно, данная
форма крайне удобна на начальном этапе деятельности организации. Но, очень часто в
процессе деятельности, взгляды на ведение бизнеса между партнерами начинают меняться,
что приводит к спорам, разногласиям и ликвидации бизнеса. Здесь, в целях обеспечения
экономической безопасности бизнеса, необходимо понимать общую цель ведения
деятельности и направления стратегического развития и т.д.
Исходя из вышесказанного, стоит отметить, что малый бизнес сам по себе является
движущей силой развития и существования конкуренции на соответствующих рынках.
Поэтому, организация защищенности ведения малого бизнеса является приоритетной
проблемой для его руководства. Система экономической безопасности малого бизнеса
строится, в первую очередь, на понимании стратегии ведения и развития деятельности,
построения на этих основах сбалансированной и полноценной методики ведения бизнеса,
которая основывается на коллективном отношении сотрудников организации. Что
обеспечивает стабильный рост и гибкость хозяйствующего субъекта, что позволяет
вовремя подстраиваться под происходящие изменения и избегать влияния негативных
последствий.
Список использованной литературы:
1. Варнакова Г. Ф., Водопьянова А. В., Шатров Д. В. Человеческий фактор как одна из
внутренних угроз экономической безопасности хозяйствующего субъекта // Успехи
современной науки. 2016. №12, Т.3. с. 113 – 115;
2. Елизарова А. С., Поздеева О. Г. Особенности обеспечения экономической
безопасности предприятий малого бизнеса // Экономика и менеджмент инновационных
технологий. 2017. №7.
© Г. Ф. Варнакова, Д. С. Братякин, Д. В. Шатров, 2017

vuzru.ru

Оценка уровня развития малого предпринимательства в рыночной экономической системе

Малый бизнес представляют
несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов,
организаторов производства, прошедших серьезную школу выживания в непростых условиях
переходного периода. Несмотря на то, что, обладая огромными потенциальными
возможностями, малое предпринимательство сегодня еще не стало стратегическим
фактором развития экономической системы хозяйствования, оно все же сумело за
полтора десятка лет своего существования накопить первичный экономический,
финансовый и интеллектуальный ресурсный потенциал.

Несмотря на крайне
неблагоприятные экономические условия, с начала рыночных преобразований малый
бизнес, хотя и медленно, но укрепляет свои позиции во многих регионах страны. На
1 января 2009 г. число зарегистрированных малых предприятий в целом по
Российской Федерации составило 282,7 тыс. единиц. Количество малых предприятий
в расчете на 100 тыс. населения в среднем по стране достигло 199,1 единиц.

В то же время уровень развития
малого предпринимательства в рыночной экономической системе России явно
недостаточен как с точки зрения потребностей переходного периода, так и с
позиции перспективы создания рациональной структуры рыночной экономики.

Угрозы экономической безопасности малого бизнеса

Слабость
отечественного малого предпринимательства обусловлена не только низкими
количественными показателями, но и качественными особенностями условий развития
малых предприятий Российской Федерации. Они непосредственно связаны с общими
проблемами, мешающими развитию рыночных отношений и цивилизованного социально ориентированного
частного предпринимательства.

Безопасность малого бизнеса – это гарантированная
конституционными, законодательными и практическими мерами защищенность
интересов малых предприятий от внутренних и внешних угроз.

Угрозами в сфере предпринимательства являются
разного рода опасности, снижающие эффективность и надежность функционирования
предприятий, а в отдельных случаях приводящие к прекращению их деятельности.

Как
показывает практика, экономическая безопасность малого бизнеса достигается
проведением единой политики, системой мер правового, организационного,
экономического и технического характера, адекватных угрозам жизненно важных
интересов хозяйствующего субъекта.

Угрозы интересам страны в области обеспечения экономической
безопасности малого бизнеса многоаспектны. В настоящее время наиболее актуальны
и реальны угрозы, связанные с продолжающимся снижением платежеспособного спроса
и финансовой поддержки, с состоянием рынка ценных бумаг и криминализацией
банковской деятельности и сферы предпринимательства, со снижением до критически
низкого уровня инновационной деятельности.

Возникновение угроз во многом обусловлено тем, что в
переходный период рыночные отношения развиты слабо и не создают достаточно
сильного мотивационного поля для повышения эффективности и экономического роста
малого бизнеса как части экономической системы. В отдельных сферах угрозу
экономической безопасности малого бизнеса создают факторы, косвенно влияющие на
результаты предпринимательской деятельности (месторасположение, социальная
значимость).

Обеспечение безопасности

Государственная деятельность по обеспечению контроля за
состоянием сферы малого бизнеса в экономической системе включает следующие
элементы:

– объективный и всесторонний мониторинг риска экономики и
общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних тенденций
развития жизненно важных для страны сфер экономики;

– разработка комплекса оперативных и долговременных мер по
предупреждению и нейтрализации негативных тенденций в развитии экономики;

– организация работы по реализации мер в области
корректировки взаимодействия государства с малым бизнесом.

Каждый параметр угроз экономической безопасности связан с
оценкой кризисной ситуации в определенной сфере малого предпринимательства в
рыночной экономической системе. Общая схема выявления возможных угроз и их
преодоления включает следующие действия:

– оценка общей траектории развития конкретной ситуации;

– осуществление ориентации процессов, в которых возникает
угроза негативного воздействия на саморегулирование;

– учет возможности использования компенсационных ресурсов;

– определение сроков возможного выхода системы из критического
состояния.

Под направлениями обеспечения безопасности малого
предпринимательства следует понимать нормативно-правовые меры, ориентированные
на обеспечение комплексной безопасности предпринимательства во всех сферах их
деятельности.

Правовая защита предпринимательства опирается на
Конституцию РФ и систему законодательных актов, ориентированных на
законодательно-правовую защиту интересов предпринимательства. Вместе с тем
следует отметить, что в условиях недостаточного государственного механизма обеспечения
безопасности особое значение приобретают собственные нормативно-правовые акты
предприятия (устав предприятия, трудовые договоры с сотрудниками, должностные
обязанности сотрудников и др.).

Организационная защита (или организационные мероприятия)
играет огромную роль в создании обучающего механизма или даже системы
обеспечения безопасного функционирования предприятия. Известно, что
значительная часть ущерба причиняется злоумышленными действиями, нерадивостью,
небрежностью и халатностью персонала.

Защитные меры

Финансово-социальная защита предпринимательства включает:

– создание системы финансово-кредитной поддержки малого
предприятия бизнеса,

– формирование механизмов предоставления предпринимателям
гарантий под кредиты;

– согласование созданных финансово-кредитных механизмов,
налоговых льгот с возможностями привлечения частных инвестиций, кредитных
ресурсов,

– расширение практики применения упрощенной системы
налогообложения и учета;

– формирование пакета взаимосвязанных и непротиворечивых
законодательных, нормативных и подзаконных актов поддержки малого
предпринимательства;

– организацию мониторинга результатов применения и
взаимодействия принятых законов и подзаконных актов, связанных с
финансированием предпринимательских структур;

– создание нормативно-правовой основы для разграничения
полномочий между Федерацией и ее субъектами с целью единого и непротиворечивого
регулирования деятельности по созданию благоприятной среды для малого бизнеса;

– обеспечение доступа предпринимателей к информации государственных
органов;

– расширение бесплатного информирования предпринимателей о
наиболее важных для безопасного ведения дел сведениями;

– организацию контроля за своевременным и качественным
обеспечением необходимой информацией предпринимателей со стороны государственных
и муниципальных служб;

– отражение во всех средствах массовой информации актуальных
проблем деятельности малого предпринимательства;

– организацию системы подготовки и переподготовки малых
предприятий и средних предпринимателей, а также чиновников, работающих в
структурах, связанных с предпринимательской деятельностью, с учетом
предотвращения угроз и рисков, возникающих из-за некомпетентности сторон;

– расширение сети центров обучения на базе федеральной и
региональных служб занятости, способствующих переквалификации безработных,
открытию новых рабочих мест, реализации предпринимательских проектов;

– материальную и финансовую поддержку учебных заведений всех
уровней и форм собственности для квалифицированной подготовки государственных
чиновников, предпринимателей и преподавателей для современного обучения
студентов.

Из вышесказанного видно, какие
серьезные риски угрожают организации, деятельности и развитию малого
предпринимательства в современной экономической системе хозяйствования и
насколько важна его поддержка, прежде всего, государством.

creativeconomy.ru

Роль малого бизнеса в обеспечении экономической безопасности россии

г.
Краснодар, ООО «Талисман»

Стабильное
и эффективное функционирование любого
государства невозможно без обеспечения
его экономической безопасности. Под
экономической безопасностью понимается
такое сочетание экономических условий
и факторов, которое обеспечивает
устойчивое в длительной перспективе
развитие национальной экономики,
приемлемые условия для жизни и развития
личности, социально-экономическую и
военно-политическую стабильность
общества и сохранение целостности
государства, успешное противостояние
влиянию внутренних и внешних угроз.

Экономическая
безопасность государства представляет
собой сложную и многоплановую конструкцию.
Будучи частью системы национальной
безопасности, она служит гарантом
суверенитета страны, последовательной
реализации национально-государственных
интересов как на внутреннем, так и на
международном уровне. Поэтому обеспечение
экономической безопасности принадлежит
к числу важнейших национальных
приоритетов.

Рассматривая
внутреннюю структуру экономической
безопасности, необходимо выделить ее
основные элементы. К числу жизненно
важных интересов личности, общества и
государства относятся поддержание
экономической независимости, стабильность
и устойчивость национальной экономики,
способность экономики функционировать
в режиме расширенного воспроизводства,
достойный уровень жизни населения и
возможность его сохранения, развитие
научно-технического потенциала страны,
сохранение единого экономического
пространства и широких межрегиональных
связей. Экономическая безопасность
достигается проведением единой
государственной политики в области
экономики, системой мер, адекватных
реальным и потенциальным угрозам.

В
настоящее время перед Российской
Федерацией стоит целый комплекс
нерешенных социально-экономических
проблем, угрожающих экономической
безопасности страны. Наиболее остро
стоят проблемы значительной имущественной
дифференциации населения и высокого
уровня бедности, безработицы,
деформированности структуры российской
экономики, неравномерности
социально-экономического развития
регионов, криминализации хозяйственной
деятельности. Немаловажную роль в
решении всех этих проблем должно сыграть
формирование широкого и жизнеспособного
сектора малого бизнеса.

В
последние десятилетия набирает силу
общемировая тенденция развития малого
бизнеса, превращения его в важнейшее
звено полноценной рыночной экономики.
Заметное усиление позиций малого
предпринимательства характерно не
только для промышленно развитых
государств. Экономические успехи многих
постсоциалистических стран Восточной
Европы и Прибалтики в значительной
степени связаны с быстрыми темпами
возрождения малых форм хозяйствования,
увеличением их численности и расширением
масштабов деятельности.

Хотя
«лицо» любого развитого государства
составляют крупные предприятия и
корпорации, а наличие мощной экономической
силы — крупного капитала — во многом
определяет уровень научно-технического
и производственного потенциала, подлинной
основой жизни стран с рыночной экономикой
являются малые предприятия как наиболее
массовая, динамичная и гибкая форма
деловой жизни. Существенная роль малого
предпринимательства определяется тем,
что в этом секторе экономики действует
подавляющее большинство предприятий,
сосредоточена большая часть экономически
активного населения и производится
примерно половина валового внутреннего
продукта.

Сектор
малого бизнеса наиболее динамично
осваивает новые виды продукции и рыночные
«ниши», способствует приближению
производства товаров и услуг к потребителю,
развивается в отраслях, непривлекательных
для крупного бизнеса. Важными особенностями
малого предпринимательства являются
широкое использование небольших местных
источников сырья, способность к
ускоренному освоению инвестиций и
высокая оборачиваемость оборотных
средств. Еще одной характерной чертой
этого сектора является активная
инновационная деятельность, способствующая
ускорению развития различных отраслей
экономики. Малые предприятия формируют
конкурентную среду, создают альтернативу
на рынке труда, организуют миллионы
новых рабочих мест.

Присущие
малому бизнесу гибкость и высокая
приспособляемость к изменчивости
рыночной конъюнктуры способствуют
стабилизации макроэкономических
процессов в стране, достижению оптимальной
структуры экономики. Однако субъектам
малого предпринимательства свойственны
относительно низкая доходность, высокая
интенсивность труда, ограниченность
собственных ресурсов, сложность получения
внешнего финансирования и повышенный
риск в острой конкурентной борьбе.
Именно эти объективные трудности
объясняют необходимость государственной
поддержки малого бизнеса.

Рассмотрим
состояние малого предпринимательства
в России с позиций обеспечения
экономической безопасности. Поначалу
число российских малых предприятий и
индивидуальных предпринимателей было
весьма небольшим, но в первой половине
1990-х гг. оно росло очень быстро. Новые
фирмы заполнили крупные ниши в
постсоветской экономике, особенно в
сфере розничной торговли и услуг. Так,
количество официально зарегистрированных
малых предприятий с 1991 г. по 1993г. выросло
с 268 тыс. до 865 тыс. (здесь не учитываются
данные по индивидуальным предпринимателям
и крестьянским фермерским хозяйствам),
а среднесписочная численность занятых
– с 5,4 млн. до 8,6 млн. человек. Доля малых
предприятий в формировании ВВП повысилась
за этот период с 11,3% до 15,5%. Пиком увеличения
численности малых предприятий стал
1995 г., когда их количество достигло 897
тыс.[1] В дальнейшем число малых предприятий
так и не превысило этой «рекордной»
отметки.

Несмотря
на наблюдаемый в течение пяти лет
устойчивый рост российской экономики,
статистические показатели не позволяют
пока говорить о преодолении стагнации
сектора малого бизнеса. В то же время,
было бы нелепо отрицать позитивную
динамику в развитии отечественного
малого предпринимательства. На начало
2004 г. в России действовало 890,9 тыс. малых
предприятий, что на 8,6% выше прошлогоднего
показателя, но практически соответствует
уровню 1999 г. Учитывая 4,6 млн. предпринимателей
без образования юридического лица и
264 тыс. крестьянских фермерских хозяйств,
к малому бизнесу в нашей стране официально
относятся почти 5,8 млн. хозяйствующих
субъектов.[2] Много это или мало? Вопрос
непростой. Принципиальные различия в
определении малого предпринимательства
в России и в других странах делают
невозможными строгие межстрановые
сопоставления рассматриваемого сектора
экономики. Именно этим объясняется
существование среди отечественных
специалистов диаметрально противоположных
точек зрения на степень развитости
российского сектора малого бизнеса по
сравнению с западными странами. Отсутствие
достоверных сопоставимых данных
позволяет некоторым манипулировать
цифрами для обоснования своих взглядов,
давать завышенные или заниженные оценки
развития малого предпринимательства
в России.

Наиболее
масштабный анализ роли и места российских
малых и средних предприятий в 2002 г.
проведен Ресурсным центром малого
предпринимательства на основе
статистических данных и экспертных
оценок. Полученные результаты стали
довольно неожиданными для многих –
относительные показатели российского
сектора малых и средних предприятий
оказались близки аналогичным европейским
и американским показателям. В целом,
вклад предприятий с численностью занятых
до 250 человек по отношению к соответствующей
суммарной величине для всех предприятий
России составляет: доля в общей численности
предприятий – 93,4%; доля в общей занятости
– 45,2%; доля в общем объеме выручки (доля
рынка) – 39,3%.[3] Малые и средние предприятия
19 стран Западной Европы, по данным
«Европейского обозрения малых и средних
предприятий» за 2003 г., составляя 99,8% от
общего количества предприятий,
обеспечивают 69,7% общей занятости и 56,7%
общей суммы продаж.[4] Однако российская
экономика более монополизирована и
значение в ней средних и крупных
предприятий гораздо более весомо. Так,
если в европейских странах таких
предприятий только 1,2%, в США – 1,1%, то в
России – 31,6%.[3,4]

Структура занятости
свидетельствует, что на данный момент
проблема обеспечения рабочими местами
решается за счет крупных предприятий
(с численностью занятых более 250 чел.),
где трудится 54,8% от общего числа занятых.
При этом хозяйствующие субъекты, которых
в Европе относят к малым и микропредприятиям,
обеспечивают занятость лишь на 21,7%.[3]
То есть отечественный сектор малого
бизнеса еще не играет той социальной
роли, которую он выполняет в экономически
развитых странах в области занятости
и повышения уровня жизни населения.

Сложившаяся
отраслевая структура малого бизнеса,
занятости на малых предприятиях и
структура выручки от реализации
свидетельствуют о преимущественном
его развитии в сфере торговли и
общественного питания. Приоритетные
отрасли реального сектора, в том числе
малая инновационная деятельность,
развиваются незначительно.

По-прежнему
сохраняется высокая дифференциация по
уровню развития малого предпринимательства
между российскими регионами, а его
потенциал в развитии региональной
экономики задействован неравномерно.
Например, количество зарегистрированных
малых предприятий в расчете на 100 тыс.
жителей в целом по стране на 1 января
2004 г. достигло 613,7 ед. По субъектам
Российской Федерации этот показатель
варьируется от 58,2 ед. в Дагестане до
1928,8 ед. в Санкт-Петербурге. Вообще, Москва
и Санкт-Петербург по уровню развития
малого бизнеса разительно отличаются
от всей остальной страны, существенно
улучшая общероссийскую статистику.
Так, в данных по малым предприятиям доля
указанных городов в среднесписочной
численности работников составляет
31,2%, а в объеме производства продукции
(работ, услуг) – 25,5%.[2]

Особенностью
российского малого бизнеса продолжает
оставаться его высокая «теневизация».
По разным оценкам, от 30 до 50% реального
оборота субъектов малого предпринимательства
укрывается от налогообложения.
Следовательно, значительная часть
потенциальных ресурсов не задействована
в решении общегосударственных задач,
сужается налоговая база, не снижается
криминализация экономики.

Согласно
подсчетам МАП РФ, вклад малого бизнеса
в ВВП России в 2003 г. составил порядка
21% ВВП (10-11% в 2002 г.). Неизвестно, чем
обусловлен такой резкий скачок, если,
по официальным данным, объем производства
продукции (работ, услуг) на малых
предприятиях за год вырос менее чем на
30%. Тем не менее, даже эта величина,
безусловно, является весьма скромной
и уже в среднесрочной перспективе должна
быть повышена до 40-50%.

Необходимо
отметить положительный прирост по
итогам 2003 г. в целом по стране по всем
показателям, используемым в мониторинге
развития малого предпринимательства.
Это не может не внушать оптимизма.

Таким
образом, несмотря на большое количество
острых проблем и воздействие широкого
спектра негативных факторов, можно
утверждать, что малый бизнес уже занял
свое немаловажное место в российской
экономике и оказывает заметное влияние
на ее динамику. Дальнейшее
развитие этого сектора призвано стать
важнейшим фактором ускорения экономического
роста в
стране, диверсификации экономики,
повышения деловой активности, роста
занятости, расширения налоговой базы
и сокращения числа дотационных регионов.
С другой стороны, развитие малого
предпринимательства поможет повысить
жизненный уровень населения и сформировать
мощный «средний класс», который служит
гарантом социальной
стабильности в обществе.

Давно
назрела необходимость формирования в
России комплексного механизма
государственной поддержки малого
предпринимательства. Государство должно
предпринять действенные шаги по
совершенствованию нормативно-правовой
базы, финансово-кредитной и инвестиционной
поддержки малого бизнеса, созданию
системы информационного обеспечения
предпринимателей, организации технопарков
и бизнес-инкубаторов. Требуется также
межотраслевая и межрегиональная
координация в сфере развития и поддержки
малого предпринимательства.

По
нашему мнению, особую важность имеет
налоговое стимулирование развития
малого бизнеса. Прозрачность системы
налогообложения и уровень налогового
бремени всегда относились к числу
наиболее значимых проблем для
предпринимателей, о чем свидетельствуют
и результаты многочисленных опросов.
Действующая в Российской Федерации
система налогообложения субъектов
малого предпринимательства не в полной
мере учитывает интересы малого бизнеса,
содержит положения, негативно влияющие
на предпринимательскую активность.
Практика применения специальных
налоговых режимов подтверждает
необходимость внесения в них значительных
изменений и поправок.

Поскольку
сектор малого бизнеса оказывает
определяющее влияние на различные
аспекты экономической безопасности
страны, предлагаем к набору критериев
и параметров состояния экономики,
отвечающих требованиям экономической
безопасности Российской Федерации,
добавить показатели уровня развития
малого предпринимательства. Такие
количественные параметры должны быть
разработаны не только для страны в
целом, но и для каждого ее региона.

Список
использованной литературы.

  1. Основные
    тенденции развития малого предпринимательства
    в России в 1996-2000 годах: Аналитический
    доклад РЦЭР при Правительстве РФ. — М.,
    2001. — С. 12. — Режим доступа: http://www.rcsme.ru.

  2. Динамика
    развития малого предпринимательства
    в регионах России в 2003 году: Ежеквартальный
    информационно-аналитический доклад
    НИСИПП и РЦЭР при Правительстве РФ /
    А.М.Шестоперов, О.М.Шестоперов. — М., 2004.
    — С. 5. — Режим доступа: http://www.nisse.ru.

  3. Анализ роли
    и места малых и средних предприятий
    России: Статистическая справка. — М.:
    РЦМП, 2003. — 62 c. — Режим
    доступа: http://www.rcsme.ru.

  4. Observatory
    of European SMEs 2003, № 8: Highlights from the 2003 Observatory.
    — Luxembourg: Office for Official Publications of the European
    Communities, 2004. — р. 9. — Режим
    доступа:
    http://www.europa.eu.int/comm/enterprise.

  5. См.: Анализ
    роли и места малых и средних предприятий
    России: Статистическая справка. — М.:
    РЦМП, 2003. — 62 c. — Режим
    доступа:http://www.rcsme.ru.

О.Б.
Кузнецова

studfiles.net

Курсовая работа, Обеспечение экономической безопасности малого бизнеса

ВУЗ, город:

Москва

Предмет: Предпринимательство

Курсовая работа по теме:

Обеспечение экономической безопасности малого бизнеса

Страниц: 29

Автор: Юлия


2011 год

Рекомендуем посмотреть похожие работы:

  1. Экономическая безопасность (Курсовая работа, 2010)

    … себя обеспечение экономической безопасности.
    Этим обуславливается актуальность данной курсовой работы на тему «Экономическая безопасность».
    Наряду с экономической безопасностью система государственной безопасности России …

  2. Модель системы экономической безопасности организации (Дипломная работа, 2002)

    … обеспечение экономической безопасности;
    3. выявить роль коммерческой тайны в экономической безопасности предприятия;
    4. проанализировать модель системы экономической безопасности предприятия.
    Объектом данной работы является система экономической …

  3. Экономическая безопасность и защита национальных интересов России (Курсовая работа, 2008)

    … социально-экономического развития РФ.
    Предмет исследования – экономическая безопасность России.
    Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
    Цель работы – рассмотреть экономическую безопасность …

  4. Экономическая безопасность и защита национальных интересов России (Курсовая работа, 2008)

    … социально-экономического развития РФ.
    Предмет исследования – экономическая безопасность России.
    Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
    Цель работы – рассмотреть экономическую безопасность …

  5. Меры государственного регулирования обеспечения экономической безопасности во внешнеэкономической сфере. (Курсовая работа, 2012)

    … проблемы экономической безопасности преимущественно рассматривается обеспечение внутренней безопасности, то зарубежные исследователи основное внимание уделяют внешнеэкономической безопасности государства.
    Внешнеэкономическая безопасность, состоит …

  6. Взаимодействие малого бизнеса и государства» (Дипломная работа, 2008)

    … выявить основные проблем в развитии малого бизнеса в России. Проведем … направления государственной поддержки малого предпринимательства (по мнению опрошенных субъектов малого предпринимательства) На втором месте по приоритетности для предпринимателей …

  7. Взаимодействие малого бизнеса и государства (Дипломная работа, 2008)

    … предпринимателю обычно невыгодно. Формирование стартового капитала предприятий малого и среднего бизнеса является целой индустрией в странах … состояние малого бизнеса.
    Огромной проблемой на пути развития малого бизнеса в России является коррупция …

Содержание

Введение3


1. Малые предприятия в России и их участие во внешнеэкономической деятельности…5


1.1. Предприятия малого и среднего бизнеса в мире, роль в развитии экономики…5


1.2. Основные проблемы малого бизнеса в России.8


1.3. Меры государственной поддержки внешнеэкономический деятельности предприятий малого бизнеса12


2. Теоретические аспекты экономической безопасности предприятий.17


2.1. Безопасность: основные понятия, цели и задачи17


2.2. Факторы и источники угроз экономической безопасности 


предприятия…20


2.3. Обеспечение экономической безопасности 


предприятий малого бизнеса …22


Заключение…28


Список литературы…29

Выдержка

Одним из критических моментов предпринимательства является его определение как зоны риска. Предпринимательству при существующей неразберихе в законодательстве сопутствуют также такие общественные явления, как организованная преступность, рэкет, чиновничье мздоимство.


Изучение проблемы показывает, что существующие государственно-правовые механизмы, традиционные методы обеспечения экономической безопасности оказываются в нынешней ситуации мало эффективными и даже неприемлемыми для организации защиты законных интересов предпринимательства.


В числе причин и условий неудовлетворительного состояния безопасности предпринимательства отмечается пробельность и противоречивость предпринимательского права, отсутствие необходимой корректировки законодательства, организационная слабость механизмов согласования интересов государства и предпринимателей, несовершенство института страхования предпринимательских рисков, отсутствие квалифицированного юридического консультирования.


Самое главное — у государства отсутствует потребность в развитии цивилизованного отечественного предпринимательства и его защите. В сфере безопасности должен работать своеобразный, глубоко структурированный рынок услуг. При этом меры, которые могут быть приняты по непосредственной защите предпринимателя от тех или иных угроз, безусловно, необходимы, но не являются единственной гарантией его безопасности.

Поэтому «рынок» безопасности по большому счету должен включать и другие гарантии, связанные со стабильностью отношений и обеспечением условий развития предпринимательства. Каждая из этих гарантий требует дальнейшей законодательной конкретизации..


Целью настоящей работы является оценка обеспечение экономической безопасности малого бизнеса.


Для достижения данной цели в настоящей дипломной работе решены следующие задачи:


— рассмотреть теоретические экономической безопасности;


— рассмотреть особенности и сложности работы предприятий малого бизнеса в области внешнеэкономической деятельности.


Объектом изучения является организация внешнеэкономической деятельности предприятием малого бизнеса, предметом — комплекс мероприятий по обеспечению экономической безопасности предприятия.


Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка литературы.


1. Малые предприятия в России и их участие во внешнеэкономической деятельности


1.1. Предприятия малого и среднего бизнеса в мире, роль в развитии экономики


Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого и среднего предпринимательства (далее МСП), можно указать на следующие его преимущества в рыночной экономике: быстрая реакция на требования рынка; высокий уровень специализации в производстве товаров и услуг; увеличение числа мелких собственников, составляющих основу среднего класса в развитых странах; создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере услуг; трудоустройство работников, в том числе представителей групп с низким социальным статусом; разработка и быстрое внедрение технологических, технических и организационных инноваций; кооперация с крупными компаниями в освоении новых рынков; поддержание конкурентной среды; склонность к сбережениям и инвестированию, что положительно сказывается на макроэкономических процессах; возможность мобилизации ресурсов на перспективных инновационных направлениях..


Малый бизнес обладает своими преимуществами и недостатками. Эти экономические особенности делают его перспективным в одних отраслях, например, наукоемких и тех, где требуется высококвалифицированная рабочая сила (это такие отрасли, как точное машиностроение, радиоэлектроника, приборостроение, микробиология, медицинская промышленность, промышленность строительных материалов, деревообрабатывающая и полиграфическая промышленность, пищевая промышленность) и неперспективным в других (ТЭК, т.к. в этой отрасли просто выгоднее монополии), что необходимо учесть при выработке стратегии его развития .

Список использованной литературы

1. Гапоненко В.Ф., Беспалько А.Л., Власков А.С., Экономическая безопасность предприятия — М.: Ось-89, 2007 -208 с.


2. Мак-Мак В.В.Служба безопасности предприятия.// Best of security, №1, 2006, стр. 15-21.


3. Фадеева О.В. Внешнеэкономическая деятельность предприятий малого и среднего бизнеса Российской Федерации: региональные аспекты / О.В. Фадеева // Вестник Финансовой академии. — М., 2010. — № 4 (58). стр. 56-60


4. Фадеева О.В. Возможности, проблемы и перспективы внешнеэкономической деятельности предприятий малого и среднего бизнеса Москвы и Московской области / О.В. Фадеева, Н.В. Лукьянович // Экономические науки. — М., 2010. — № 1.


5. Фадеева О.В. Малый и средний бизнес в системе экономической безопасности России / О.В. Фадеева // Вестник академии экономической безопасности МВД России. — М., 2010. — №7., стр. 23-29


6. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. — М.: Дело, 2005. — 896 с.


7. Безопасность бизнеса [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.pravo.irbp.ru/index/116/, свободный, последнее обращение 27.02.11


8. Процесс обеспечения экономической безопасности предприятия [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.profiz.ru/se/12_04/952/, свободный, последнее обращение 27.02.11


9. Проблемы экономической безопасности малого инновационного бизнеса[Электронный ресурс] Режим доступа: -http://science-bsea.narod.ru/2009/ekonom_2009_2/meshkova_prob.htm свободный, последнее обращение 27.02.11


10. 7 правил работы с таможней [Электронный ресурс] Режим доступа: — http://www.bishelp.ru/svoe_delo/rasresh/1002_tamoz.php свободный, последнее обращение 27.02.11 

5
87

RUR 1490

Книги для самоподготовки по теме «Обеспечение экономической безопасности малого бизнеса» — Курсовая работа

Микроэкономика


Издательский дом «Питер» , 2013

ISBN 5388006891,9785388006899

Обеспечение экономической безопасности населения республики Саха (Якутия) в условиях формирования рыночной экономики


2013

ISBN

Экономическая теория


Издательский дом «Питер» , 2013

ISBN 549807641X,9785498076416

Издание содержит: основные положения теоретической экономики; рыночные процессы на микроуровне; механизмы и…

Финансовые рынки и финансово-кредитные институты


Издательский дом «Питер» , 2013

ISBN 5496000610,9785496000611

Издание содержит: структура кредитного рынка; рынок ценных бумаг; рынок ипотечного кредитования и многое…

Государственная политика обеспечения экономической безопасности


2013

ISBN

Проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации


2013

ISBN


Статьи по теме для самостоятельной работы

Василий Лихачев: «На Западе запущен тезис о том, что Путин выстраивает новую империю» — БИЗНЕС Online. Татарстан


Недавний отказ Барака Обамы от двусторонней встречи с Владимиром Путиным, по мнению депутата Госдумы Василия Лихачева, вызван тем, что нынешний президент США является жертвой очень тяжелого наследия, которое осталось от периода власти Буша. По мнению Лихачева, в прошлом дипломата, Обама остается заложником тех процессов, у руля которых стояли – и стоят сейчас – антироссийские силы. В интервью… далее

Аликбек Жекшенкулов, председатель партии «Акыйкат»: «Никогда не был рабом богатства, власти, желудка» — Gezitter.org


Есть ли для этого политические и экономические причины. — К сожалению, политическая ситуация нехорошая. Нынешняя власть работает 3 года. Авторитет нынешней власти ниже плинтуса. Основная цель государства – обеспечение безопасности граждан и их защита. К сожалению, в приграничных районах наших граждан расстреливают в их же домах, грабят, захватывают и никто не несёт ответа. Можно назвать вопрос… далее

Календарь событий 21 августа — 22 сентября. Часть 2 — РИА Новости


ПРОДОЛЖЕНИЕ. 10 сентября. МОСКВА — В Общественной палате РФ (Миусская пл.пл. Телефон/факс: (495) 221-83-61) пройдет научно-практическая конференция «Государственно-частное партнерство в сфере дошкольного образования и оказания социальных услуг» (10…………….. далее

Бекбосун Борубашев, политолог: «Отцы Конституции» тоже должны ответить перед народом» — Gezitter.org


Интересы общества поставлены ниже интересов отдельного человека. Государственная собственность и вопросы власти лишь в малой степени стали работать в интересах людей. Принятая 27 июня 2010 года Конституция – это новая редакция Основного закона 1993 года, приспособленная к личным взглядам и интересам некоторых людей во власти. Ни один орган государственной власти не является гарантом защиты и… далее

nadfl.ru

Мотин А.В. О важности обеспечения информацией субъектов малого и среднего бизнеса в сфере экономической безопасности

Библиографическая ссылка на статью:
Мотин А.В. О важности обеспечения информацией субъектов малого и среднего бизнеса в сфере экономической безопасности // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/09/2982 (дата обращения: 24.09.2018).

Направление: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РФ

Соискатель:  Мотин Александр Владимирович

Руководитель: Быковников Илья Леонидович

 

Абсолютной защиты предприятия в РФ не существует.

Если Вас действительно захотят захватить – то захватят.

 Ваша задача – сделать так,

чтобы захватывать Вас было неинтересно или нерентабельно.

(с)

 

Существует множество терминов: M&А, рейдерство, недружественные слияния и поглощения  и д.р. Но суть всегда такова: один человек (группа, предприятие, государство) желает получить в собственность не принадлежащее ему имущество другого человека (группы, предприятия, государства) по цене ниже реальной стоимости, или вообще бесплатно. В последующем предлагается избегать иностранной лексики и использовать термин «Захват».

В мире захваты существуют столько же, сколько существует экономика. Всегда сильный (морально, интеллектуально, финансово, административно) доминировал над слабым. Это закон природы. Это закон бизнеса. Это закон естественного отбора. Заблуждением является мнение что захваты – сугубо иностранное явление.

Дело в том, что экономической безопасности вообще и экономической безопасности государства уже посвящено огромное число статей, работ и книг. Проблема экономической безопасности крупных акционерных обществ так же хорошо проработана. Да и крупный бизнес может за себя постоять т.к. есть ресурсы финансовые, административные, штат консультантов, юридическая служба и т.д. Малому же бизнесу приходится куда сложнее при выживании и борьбе с профессиональными агрессорами. Отечественные предприниматели как правило выходцы из разных отраслей, не имеющие специального бизнес-образования. Да и самому бизнесу как таковому в России всего два десятка лет. Естественно не хватает теории. А практика зачастую становится «последней» практикой в бизнесе. Так же не хватает средств на грамотных юристов, консультантов, адвокатов и т.д.

Отстав от запада по методикам захватов на 70 лет, Россия сейчас догоняет семимильными шагами, проходя весь  «рейдерский» путь эволюции экстерном. От самых примитивных бандитских способов до сложных схем слияний и поглощений. Всему этому способствует низкий уровень юридической и экономической грамотности новых Российских предпринимателей и высокий уровень коррупции в нашей стране.

Как ни прискорбно, но в официальных документах РФ Экономическая безопасность предприятия (организации, юридического лица) отсутствует как понятие. Вообще это в определенной мере отражает отношение государства к предпринимательству. В Законе РФ «О безопасности» даны следующие определения: «Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». «Жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства». «Угроза безопасности – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.» Отмечу, что если просто по смыслу подставить понятие «угроза» и «жизненно важные интересы» в первоначальное определение безопасности, то получится, что «безопасность есть состояние, в котором обеспечены существование и возможности прогрессивного развития».

В законодательстве уровень Экономической безопасности предприятия фактически пропущен. Возможно, масштаб событий на уровне предприятия несущественен для уровня страны, региона или отрасли. Или же законодатели, двигаясь в законотворчестве от общего к частному, до уровня предприятия еще не дошли. Нет лоббистских ускорителей данного раздела законотворчества. Малому и среднему бизнесу не хватает административного ресурса для проведения в свет такого рода законов. В отличии от подач крупного бизнеса у которого итак все в порядке.

Но почему то забыто главное: Собственниками большинства предприятий являются юридические лица либо граждане. Рабочие места для граждан нашего государства создаются на предприятиях, которые ведут финансово-хозяйственную деятельность и принимают на свой страх и риск различные решения. Именно предприятия платят налоги в бюджеты всех уровней. Поэтому состояние каждого конкретного предприятия входит в сферу интересов граждан, общества и государства!

Логично предположить, что решение проблемы Экономической безопасности, включая и законодательное обеспечение, следует вести не только на уровне государства, региона, отрасли  но и на уровне предприятия. Защита интересов предприятий национальной экономики (не только крупных но и мелких) должно являться существенным элементом как внутренней, так и внешней политики Государства. А малый бизнес во всем мире, как известно является основой экономики.

Поэтому крайне важно обеспечить субъекты малого и среднего бизнеса информацией в сфере экономической безопасности.

Необходимо выпускать литературу для бизнесменов. При этом использовать доступные понятия и определения, а так же практические примеры из реальной жизни отечественных предприятий. Проводить бесплатные семинары. При регистрации бизнесменом нового предприятия проводить консультации, предоставлять информационные брошюры. Это значительно повысит уровень экономической грамотности наших предпринимателей и сможет помочь в дальнейшем спасти свой бизнес. Все эти мероприятия необходимо производить как в добровольном так и в принудительном порядке, т.к. далеко не все собственники представляют серьезность данного вопроса.

Справедливости ради стоит отметить, что на момент написания этих строк наметилась положительная тенденция в данном вопросе. Прозвучали послания Президента РФ о важной роли малого и среднего бизнеса в экономике страны и пошли реальные команды, направленные на облегчение нелегкой доли отечественных предпринимателей. В частности в связи с принятием федерального закона № 312-ФЗ от 30 декабря 2008 года с 01.06.2009 вступают в силу изменения в Федеральном Законе «Обществах с ограниченной ответственностью», которые должны помочь предприятиям в защите от недружественных поглощений. Но детальное рассмотрение данного нововведения – отдельная тема для обсуждения.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Alexandro Motine»

ekonomika.snauka.ru

ЗНАЧЕНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Проблема экономической безопасности, определения роли и места России в глобализируемой экономике, выдвигается на первое место в современных условиях перехода к открытой экономике и интеграции национального хозяйства в мировую экономику.

В современных условиях процесс глобализации, идущий быстрыми темпами, имеет много преимуществ. Но распространение современных технологий, являющиеся одними из преимуществ, также возможности увеличения финансового потенциала для инвестиций, получают только такие государства, которые направляют этот процесс и имеют финансовые и информационные возможности. Общемировые тенденции свидетельствуют, что открытие экономики ускоряет развитие страны. Именно за этим последовала Россия, приступив к построению рыночной экономики. Но из-за недостаточной конкурентоспособности экономики, Россия не смогла воспользоваться преимуществами открытого развития. Для национальной экономики чрезмерная открытость – это опасное явление, которое также ведёт к обострению проблем национальных интересов и экономической безопасности государства.

Под экономической безопасностью понимают качественную характеристику экономической системы, которая определяет ее способность поддерживать оптимальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов России [1, с.15].

К исключительной компетенции государства относится обеспечение экономической безопасности. Обеспечение социальной стабильности общества, создание условий для предпринимательской деятельности, а также отражение возможных угроз безопасности страны и являются одними из главных задач государства Российской Федерации. Развитие предпринимательства способствует формированию среднего класса, а значит созданию в стране социального общества, которое будет заинтересованно в политической стабильности страны, развитии демократических основ, повышении качества человеческого капитала. Но этот процесс невозможен без государственной поддержки патриотически ориентированного существующего «среднего класса» на основе политики государственного протекционизма и воспитания будущих представителей «среднего класса» из бедных слоев общества.

Развитие предпринимательства является основным приоритетом государства, мы можем это судить исходя из того, что отечественное предпринимательство является основным звеном в условиях слияния национального хозяйства и мировой экономики, а развитие и усиление его интересов становится одним из условий исключения угрозы национальной экономической безопасности.

Рассмотрим показатели предпринимательства разных стран мира, для того чтобы подтвердить зависимость уровня экономического развития национальной экономики от степени развития малого и среднего предпринимательства.

Малое и среднее предпринимательство (МСП) в развитых странах является основой рыночной экономики. К примеру, в США, Великобритании, Германии, и Франции сектор малого и среднего предпринимательства производит 50–70% ВВП и обеспечивает около половины и более занятости населения.

Малое предпринимательство имеет множество функций, способствующих его развитию. Творческая функция, являющаяся одной из них, имеет большое значение в инновационной экономике, она связана с новаторством, приобретением конкурирующих преимуществ. Помимо этого Развитие инфраструктуры предпринимательства, расширения доступа к полезной информации, а также расширение рынка научно-технических разработок невозможно без усиления этой функции.

Сектор малого предпринимательства занимается предоставлением услуг населению и торговлей, он включает в себя малые предприятия, микропредприятии, а также индивидуальных предпринимателей. А сектор среднего предпринимательства представлен обрабатывающей промышленностью, сельским хозяйством, строительством, то есть такими сферами, которые обладают наиболее высокой добавленной стоимостью.

Значительная часть средних предприятий — это, высокопроизводительные, и эффективно управляемые компании. Такие компании формируют вокруг себя среду для развития малых предприятий, а также создают предпосылки для качественного прорыва в экономическом развитии.

В России сектор малого и среднего предпринимательства в основном представлен индивидуальными предпринимателями (62,8% от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства) и микро предприятиями (32,7%). Представления о том, что малый бизнес в России – это мелкий бизнес, подтверждает сопоставление среднего числа с пороговыми значениями разделения на категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, в 2013 г. среднее число работников на малом предприятии составило 27,5 человека, на микро предприятии —2,4 человека, на среднем предприятии — 119,0 человека. [2, с.30]

Предпринимательская деятельность развивается под воздействием факторов и условий, которые предопределяют успешность их деятельности. Так, можно сказать, что осуществление предпринимательской деятельности возможно лишь при наличии и существовании предпринимательской среды.

Предпринимательская среда — это совокупность экономических, идеологических, социальных, организационно-технических, политико-правовых и других условий и факторов, формируемых под воздействием государства на основе внутренних и внешних вызовов и угроз, которые определяют функционирование предпринимательства.[3, с.240]

На формирование и развитие предпринимательской деятельности влияют условия, к которым относятся:

-экономические — уровень развития финансово-кредитной системы, финансовое состояние населения и государства;

-научно-технические – наличие инновационных процессов, уровень развития научно-технического прогресса;

-социально-культурные — культурные и нравственные показатели потребителей, уровень развития потребительской культуры;

 -политико-правовые — правовая защищенность населения и законодательная база для осуществления предпринимательской деятельности;

— организационно-технические — наличие инфраструктуры для развития предпринимательской деятельности;

— демографические — численность и состав населения, показатели естественного движения населения;

Таким образом, можно сказать, что создание условий для активного развития малого и среднего предпринимательства невозможно без реализации комплекса мероприятий, которые будут способствовать этому процессу. К ним относятся:

— формирование законодательно-правовых основ предпринимательской среды для деятельности малого среднего предпринимательства;

— формирование и развитие предпринимательской инфраструктуры, а также, оказание государственными органами и органами местного самоуправления помощи предпринимателям в организационных, юридических и других аспектах деятельности;

— оказание финансовой помощи в выставочно-ярмарочной деятельности, продвижение продукции отечественного предпринимательства на региональных, межрегиональных и международных рынках;

– упрощение административных процедур предприятий при регистрации бизнеса и в начале предпринимательской деятельности;

– активное стимулирование научно-технического прогресса путем предоставления льготам предприятиям с высокотехнологическим сектором экономики.

На сегодняшний день существуют проблемы, препятствующие развитию российских субъектов малого и среднего предпринимательства, ими являются:

1.Труднодоступность финансовых ресурсов, отсутствие стартового капитала.

2.Нехватка производственных и офисных помещений. Всё это происходит из-за того, что свободные площади являются собственностью крупных предприятий, устанавливающие слишком высокий размер арендной платы для малого бизнеса, поэтому малые и средние предприятия испытывают трудности для офисных помещений.

 3.Сложности процедур выделения земельных участков, государственных и муниципальных помещений, лицензирования, а также сертификации.

4.Отсутствие системы информационного обеспечения предпринимательской деятельности.

5. Отсутствие знаний менеджмента у предпринимателей, потому что причиной банкротства и распада предприятий может стать отсутствие необходимых знаний предпринимателя в области маркетинга, основ бухгалтерского и экономического дела.

6. Коррупционность экономики и наличие административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательской деятельности.

7. Слабая институционально-правовая база в области предпринимательской деятельности.

Решение вышеназванных проблем поможет развитию малого и среднего предпринимательства, а в целом – обеспечении экономической безопасности государства.

 

Список литературы:

  1. Бухвальд Е.М. Макросистемы экономической безопасности: факторы, критерии и показатели // Вопросы экономики. – 1994. — №12. – 147с.
  2. Доклад Государственного совета Российской Федерации «О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»/Москва Кремль 2015г. — 82с.
  3. Латкин А. П. Управление предприятиями морехозяйственной специализации: монография //. – Владивосток: Дальнаука, 2009. – 368 с.

sibac.info

Организация экономической безопасности малых предприятий.

Малое предпринимательство играет значительную роль в экономике. Развитый малый бизнес стимулирует платежеспособный спрос и способствует снижению социальной напряженности.

Термины «малый бизнес», «малое и среднее предпринимательство» — аналог английского оборота «small and medium-sized enterprises» (SME) — прочно вошли в обиход российских политических и деловых кругов. Содержание этого понятия имеет важное теоретическое и практическое значение, поскольку точное определение дает возможность наиболее полно отразить сущность малого бизнеса как особого социально-экономического явления.

Малые предприятия — сложное явление, состоящие из неоднородных субъектов хозяйственной деятельности, которые в совокупности выступают в виде некой целостности и формируют определенную систему экономических отношений. Но эта целостность достаточно условна, отсюда возникает необходимость классифицировать малые предприятия по различным признакам, что дает возможность сделать выводы, касающиеся общей характеристики данного сектора экономики.

В Российской Федерации законодатель при определении малого предприятия пошел по пути принятия зарубежного опыта и науки. Федеральный закон РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определяет хозяйствующие субъекты в качестве субъектов малого предпринимательства, имеющие право на соответствующие льготы и преимущества, предусмотренные федеральным законодательством.

На сегодняшний день одной из самых важных задач государства является поддержка развития малого и среднего предпринимательства. Реализация этой задачи может быть осуществлена через пособие, которое выдается один раз на открытие собственного бизнеса путем целевых субсидий малому бизнесу или же через систему гарантийных фондов в каждом отдельно взятом регионе. Необходимым фактором для устойчивого развития малого предпринимательства является грамотная:

  • Финансовая поддержка

  • Материально-техническая поддержка

  • Консультативная и информационная поддержка

  • Создание рыночной инфраструктуры

В настоящее время в Тюменской области реализуется государственная программа  «Основные направления развития малого и среднего предпринимательства» на 2014–2016 годы. Эта программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Законом Тюменской области от 05.05.2008 № 18 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Тюменской области».

Данная программа учитывает социальную и экономическую специфику Тюменской области и наиболее популярные сферы развития малого и среднего предпринимательства. Цель программы – увеличение роли малого и среднего бизнеса в развитии экономики области.

Государственная программа Тюменской области по развитию малого и среднего бизнеса представляет собой стратегический документ, в котором определяется перечень мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего бизнеса и результативности деятельности органов государственной власти Тюменской области.

В Тюменской области созданы и поддерживаются благоприятные условия для развития среднего и малого предпринимательства. На территории региона на сегодняшний день функционируют 563 предприятия сферы среднего бизнеса , что на 3% больше уровня предшествующего года. В целом, динамика количества представителей среднего предпринимательства в области стабильна и демонстрирует их преобладание среди регионов Уральского федерального округа именно на территории Тюменской области, где сконцентрировано более 40% средних и малых предприятий от общего их числа по федеральному округу. 

Экономическая безопасность предприятия – это состояние защищенности предприятия от негативного воздействия внутренних и внешних угроз, дестабилизирующих факторов, которое обеспечивает устойчивую реализацию целей уставной деятельности и основных коммерческих интересов предприятия. Под внешними угрозами и дестабилизирующими факторами предполагается незаконная деятельность преступных организаций, частных лиц и компаний, которые занимаются промышленным шпионажем или мошенничеством, конкурентов и т.д. Внутренние угрозы включают в себя действие или бездействие сотрудников компании против интересов бизнеса, в результате которых может быть нанесен экономический ущерб предприятию.

Обеспечение экономической безопасности – это непрерывный сложный процесс, который требует привлечения значительных сил и средств, объединения и упорядочения усилий всех сторон, заинтересованных в его успешном протекании.

Цель создания системы обеспечения экономической безопасности — эффективная защита жизненно важных экономических интересов объекта безопасности от угроз.

Финансовая устойчивость предприятия тесно взаимосвязана с другими финансовыми категориями такими как, финансовая безопасность, гибкость, стабильность, равновесие. Своевременная и полная оценка уровня финансовой безопасности субъектов хозяйствования приобретает очень важное значение: дает возможность своевременно обнаружить проблемы в состоянии финансовой безопасности предприятия и исправить их без угрозы потери финансовой устойчивости и платежеспособности. Судить о финансовой безопасности хозяйствующего субъекта можно по множеству финансовых показателей, основными из которых являются показатели, характеризующие ликвидность, платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия. В зависимости от конкретного значения показателя можно судить о высоком, среднем или о низком уровне финансовой безопасности предприятия. Очевидно, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что вся система показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим. А за пределами значений пороговых показателей предприятие теряет способность к устойчивости, динамичному саморазвитию, конкурентоспособности на внешних и внутренних рынках, становится объектом враждебного поглощения.

videouroki.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о