Экономические институты и их роль в современной рыночной экономике – Тема: «Экономические институты и их роль в современной рыночной экономике. История развития экономических институтов в России» — Литература

Содержание

Тема: «Экономические институты и их роль в современной рыночной экономике. История развития экономических институтов в России» — Литература

Заказ№1652

Курсовая работа

Тема: «Экономические
институты и их роль в современной
рыночной экономике. История развития
экономических институтов в России»

Содержание

Введение 4

Глава
1 Развитие экономических институтов в
России

1.1.
Институциональные единицы предпринимательства
и конкуренции 6

1.2.
Структурные и инфраструктурные
хозяйствующие субъекты 11

1.3.
Понятие и сущность экономических
институтов 14

1.4.
Предприятие, учреждение и органи­зация
как экономические институты 21

Глава
2 Роль экономических институтов в
современной рыночной экономике

2.1
Развитие рыночных институтов в России:
функциональные приоритеты 27

Заключение 36

Литература 39

Введение

Проведен анализ теоретических
основ для формирования системы
экономиче­ских институтов. Рассмотрены
экономические институты: «семья», «
предприятие», «регион», а также различные
межуровневые взаимодействия в рамках
государст­венного устройства.

Развитие экономических институтов
как субъектов рынка и субъектов
госу­дарственного регулирования, как
необходимых составляющих по реализации
про­грамм социально-экономического
развития определяется действующим
законода­тельством (нормативно-правовыми
актами), а деятельность экономических
инсти­тутов в части исполнения законов
и нормы обеспечивается регулирующими
орга­нами.

Эти контексты присутствуют в
развитии любой страны, территории и
имеют тот или иной акцент и особенности
в силу специфики исторического развития,
системы государственного регулирования,
развития социальных институтов и
гражданского общества, степени влияния
процессов интеграции, интернационализации,
глобали­зации и т.н. Каждое государство,
межгосударственные экономические
сообщества стремятся иметь законодательство
и регулирующие органы.

Следовательно, вопрос исследования
экономических институтов и их роли в
современной рыночной экономике
по-прежнему актуален.

Целью данной работы является
исследование вопроса экономических
институтов. Предмет исследования:
экономические институты.

Курсовая работа состоит из 2-х
глав:

— Глава 1 Развитие экономических
институтов в России;

-Глава 2 Роль экономических
институтов в современной рыночной
экономике.

Основные задачи данной
работы:

— Проанализировать сущность
экономических институтов

-Исследовать предприятия,
учреждения и органи­зации как
экономические институты;

— Рассмотреть развитие рыночных
институтов в России: функциональные
приоритеты.

В работе были использованы
материалы специальной периодической
литературы.

Глава 1 Развитие экономических институтов
в России

1.1. Институциональные
единицы предпринимательства и конкуренции

В воспроизводственном процессе
хозяйствующие субъекты распадаются на
две группы обособленных, организационно
оформленных, самостоятельных, частных
единиц: “репрезентативные” отраслевые
фирмы, аккумулирующие (локализующие)
ресурсы и производящие потребительные
блага, и домохозяйства, снабжающие
ресурсами фирмы и потребляющие их
продукт. Соответствующий замкнутый
поток экономических благ обозначен
внутренним кругом схемы хозяйственного
кругооборота, представленной на рисунок
1. Замкнутый поток доходов домохозяйств
и фирм в противоположном направлении
на схеме обозначен внешним пунктирным
кругом.

Рисунок 1- Схема хозяйственного
кругооборота

Оба потока постоянно встречаются
и взаимообмениваются на рынках ресурсов
и продукта. Рынок как институт обмена
контрагентов в условиях разделения
труда является сферой экономики, в
которой хозяйствующие субъекты
осуществляют куплю – продажу благ
(учитывая то, что современные торговые
сделки иногда заключаются по
телекоммуникационной сети, рынком
нельзя назвать только место взаимодействия
продавцов и покупателей, как это делается
в экономической литературе). Рынок,
помимо реализации обмена благ, обеспечивает
свободу экономического выбора (количества,
качества и цен благ), их эффективное
распределение, координацию экономической
деятельности в целом, т.е. рынок является
регулятором экономики.

Известна институциональная
двойственность экономики. Она состоит
из рынков и фирм (всегда имеются “рыночное
пространство” и “пространство фирм”),
между которыми существуют подвижные
равновесные пропорции (рисунок 2).

Рисунок 2 — Схема институциональная
двойственность экономики.

Фирмы – это экономические
единицы, построенные на властных
вертикальных отношениях субординации
руководителя (принципала) и подчиненных,
исполнителей (агентов), а рынки – единицы,
построенные на равноправных горизонтальных
отношениях координации продавцов и
покупателей (контрагентов). Все эти
отношения в институционализме
рассматриваются как внутренние и внешние
контракты. Рынки и фирмы представляют
собой альтернативные способы организации
деловой активности. Но поскольку власть
как способность и возможность одних
лиц (одного лица) осуществлять свою
волю, оказывать воздействие на поведение
других лиц является административной
властью, то фирмы, располагая и
экономическими, и административными
ресурсами, имеют общую потенциальную
тенденцию к расширению своей деятельности.

Чем ниже транзакционные издержки,
тем более устойчива и консервативна
институциональная структура экономики,
слаба экспансия фирм и медленнее
осуществляется распределение рынка
между фирмами. Укрупнение же производственной
иерархии агентов и контрагентов
принципала увеличивает издержки контроля
и также влияет на равновесие структур.

Необходимо отметить, что решение
вопроса “Производить или покупать?”
касается не только фирм, но и домохозяйств,
а также государства, производящего
общественные блага. Существующие в
настоящее время развернутые
социально-бытовая и государственная
инфраструктуры экономики являются
следствием вытеснения соответствующей
деятельности в рынок из-за высоких
издержек собственного контроля.

Одной из главных задач микроэкономики
является объяснение рыночного поведения
фирм и большого разнообразия и изменчивости
их конкретных институциональных форм.
Это предполагает исследование целей
фирм, методов и средств получения ими
конкурентных преимуществ, эффективных
организационно-правовых форм существования
предпринимательства.

Деловое поведение фирм, прежде
всего, определяется их целями, точнее
целями владельцев (владельца), высших
управляющих и других агентов фирм.
Анализ показывает, что в качестве цели
владельцы фирм почти всегда ставят
максимизацию прибыли (разницы между
совокупной выручкой и совокупными
издержками), так как она является
результатом социальной выгоды от
деятельности фирм (они получают прибыль
только в случае производства пользующихся
спросом благ) и конкуренции, источником
предпринимательского дохода, дивидендов
и развития фирм.

Однако мотив прибыли не действует
в некоммерческих организациях, например,
в области здравоохранения и образования.
Считается, что такие “фирмы” работают
в условиях иных ограничений и реализуют
целевые функции, не связанные с получением
прибыли. Анализ поведения хозяйствующих
субъектов показывает, что даже те из
них, которые находятся в коммерческом
поле деятельности, часто проявляют
ограниченную рациональность.

Если учесть, что задачи фирм
могут быть не только краткосрочными,
но и долгосрочными, стратегическими,
то общий список возможных целей
значительно расширяется.

Фирмы, которые не преследуют
цель максимизации прибыли, оказываются
потенциальными кандидатами на вытеснение
с рынка, не могут выжить в условиях
“естественного отбора” конкуренции.

Важно заметить, что не абсолютная
величина прибыли, а ее соотношение с
капиталом или издержками, т.е. прибыльность,
должны выражать цель фирмы. Прибыльность
является действительно унифицированным
целевым сравнительным показателем
деятельности любых хозяйствующих
субъектов.

Установка на достижение
максимальной прибыльности фирмы в
условиях внутриотраслевой и межотраслевой
конкуренции предопределяет институциональные
методы и средства создания конкурентного
преимущества (см. рис. 3).

Весь комплекс целей, методов и
средств конкуренции имеет институциональную
(юридически установленную) форму, которая
позволяет, с одной стороны, упорядочить
разнообразие хозяйственной деятельности
субъектов и, с другой стороны, сохранить
ее целесообразность, т.е. нацеленность
на достижение наивысшей прибыльности.

Идеальным случаем отраслевого
взаимодействия хозяйствующих субъектов
является так называемая совершенная
(“атомистическая” или “действенная”)
конкуренция, которая предполагает:

1) однородность производимых
товаров;

2) большое число продавцов и
покупателей товаров;

3) свободу входа в отрасль и выхода
из нее предпринимательского капитала;

4) обладание участниками рынка
полной информацией о конъюнктуре;

5) продажу и покупку одним
участником рынка количества товаров,
которые пренебрежительно малы по
сравнению с совокупным объемом операций
в отрасли;

6) отсутствие как среди продавцов,
так и покупателей сговора;

7) максимизацию потребителями
полезности, а производителями прибыльности
реализации товара;

8) свободную переместимость
товаров. Совершенная конкуренция
считается либо чисто теоретической
абстрактной конструкцией, либо связывается
с классической рыночной экономикой или
какой-либо ее отраслью, соответствующими
указанным условиям (например, рынок
зерна, который наиболее близок к
“совершенству”).

Отсутствие хотя бы одного из
условий означает существование
несовершенной конкуренции, которая
более соответствует реальной экономике
и огромному количеству конкретных
рыночных структур. Несовершенная
конкуренция усиливает контрактную
основу отрасли и экономики (когда
договариваются между собой не только
контрагенты, но и конкуренты), а рыночная
структура приобретает властный характер,
появляются субъекты, объекты (пространство)
и средства власти. Реальная отрасль
несовершенной конкуренции производителей
может сводиться к отдельному предприятию,
сильно специализировавшему свой товар,
или к нескольким крупным фирмам,
составляющим олигополию, либо просто
совпадает с монополией.

gigabaza.ru

11)Сущность экономических институтов и их роль в системе рыночного хозяйства.

От желания и воли людей
в рыночной экономике
зависит очень многое. Однако тезис
«пусть люди делают всё, что хотят» ныне
категорически неприемлем. Свобода
означает: во- первых,
равные экономические возможности
для всех, т. е. право для каждого
начинать экономическую деятельность
в соответствии со своими возможностями
и интересами и беспрепятственно выполнять
её в рамках закона: во-вторых, служит
условием существования конкуренции и
эффективного распределения
ресурсов.
В хозяйственной жизни,
как и во всех остальных сферах человеческой
деятельности, необходимо соблюдение
определённых общепризнанных правил,
чтобы масса разнообразных
поступков хозяйствующих субъектов
не привела к экономическому хаосу,
а превратилась в логическую
совокупность экономических процессов,
обеспечивающих развитие экономики в
целом. Эти правила
возникают и изменяются в процессе
исторического развития, устанавливаются
общепринятой практикой или в
административном порядке —
государством.
Все хозяйствующие субъекты
в рыночной экономике
— государство, предприятия, граждане,
занимающиеся бизнесом, и т.д. — действуют
по определённым правилам, указывающим,
что можно и что нельзя делать, как строить
взаимоотношения между хозяйствующими субъектами.
Такие правила называются экономическими
институтами.

Нередко
в понятие «институт» включают
и экономические организации,
и учреждения, например такие, как
правительство, парламент, центральный
банк, министерства, службы, комиссии и
т.д. Вместе с тем понятие «институт» более
широкое. Институты — это правила, по
которым хозяйствующие субъекты
взаимодействуют друг с другом и
осуществляют экономическую деятельность.
Институтами являются, например, право
частной собственности, порядок открытия
и регистрации нового предприятия,
процедура получения государственной
лицензии на разработку какого-либо
месторождения и т. д.

Институты бывают
формализованные
и неформализованные
.

Формализованные институты
— это все писанные правила, имеющие
отношение к экономической
деятельности:
Конституция, Гражданский кодекс,
Налоговый кодекс, другие экономические законы,
Указы, постановления и
распоряжения государственной власти.
К
неформализованным институтам (правилам)
относятся традиции, социокультурные
стереотипы, правила и процедуры, не
санкционированные государством, но тем
не менее, практикуемые хозяйствующими субъектами
в своей деятельности.
При недостатке
правовых норм или неспособности
государства обеспечить соблюдение
законов неформализованные институты играют
очень важную роль в
регулировании
поведения экономических агентов.
Существует
множество экономических
институтов.
 Однако
важнейшим из них является договор
— институт сделки,
представляющий собой двухстороннее
или многостороннее соглашение, где
оговорены права и обязанности его
участников, направленные на
установление, изменение
или прекращение прав и обязанностей.
Договор регулирует поведение контрагентов
по определённым, известным им признакам,
в соответствии с логикой тех видов
деятельности, которыми они заняты.
Другим
видом экономического
института
 является
право собственности, регулирующее
поведение людей в обществе в отношении
тех или иных экономических
благ.
Симметричным
праву собственности является право
человека. Это право регулирует поведение
человека в отношении других людей. По
своему содержанию оба института настолько
близки, что фактически составляют часть
одного целого — правил поведения индивида
в обществе.

В высокоразвитых странах
институциональная среда, сформировавшаяся
в результате многовековой
социально-экономической эволюции,
чрезвычайно сложна, что можно рассматривать
как её достоинство. В такой
среде институты хорошо
взаимодействуют, законодательство
подробно регулирует весь спектр
социально-экономических отношений.
Существует огромное
многообразие экономических организаций
очень узкой специализации. В этих
условиях хозяйствующий субъект
функционирует в экономической среде
легко и свободно, что значительно
облегчает ему хозяйственную деятельность.
С
течением времени со сменой условий и
обстановки у экономических
институтов
 наблюдается
тенденция к изменениям. Однако решение
об институциональном преобразовании
должно быть принято соответствующим
властным органом, а он не всегда делает
это охотно и эффективно. Всё дело в том,
что новые государственные законы,
программы по регулированию и стабилизации
экономики, основополагающие решения о
расходах и налогах, мероприятия,
предотвращающие инфляцию или спад
производства, принимаются органами
представительной и исполнительной
власти. Но и избранные, и назначенные
официальные чиновники исходят
исключительно из собственных интересов.
Все лица, управляющие государством,
имеют свои цели, стремятся извлечь для
себя выгоду из экономического процесса
и максимизировать собственное
благополучие. Поэтому решения, принятые
ими, нередко бывают сомнительными и
неэффективными с экономической точки
зрения, поскольку в них учтены частные
интересы.
Кроме того,
изменение институтов связано
в большинстве случаев с перераспределением
прав отдельных групп или самого властного
органа, принимающего решение об
институциональном изменении. Иногда
неэффективный институт может
со временем в процессе изменения
поведения экономической системы
перестать вообще функционировать.
Например, люди могут просто перестать
выполнять устаревший закон.
Очень
важно проводить систематическую работу
по изменению институциональной среды.
При этом особую роль должно
играть государство. Оно обязано
устанавливать и защищать обязательные
для других субъектов рынка
условия экономической деятельности.
Воздействие государства на формирование
институциональной среды выражается
прежде всего в законотворчестве и
контроле за соблюдением законов.

studfiles.net

Сущность экономических институтов и их роль в системе рыночного хозяйства

Количество просмотров публикации Сущность экономических институтов и их роль в системе рыночного хозяйства — 985

Понятие «экономические институты» введено в научный обо­рот институционально-социологическим направлением экономической теории. Основоположниками институционализма признаны Т.Веблен, его ученик, специалист в области промышленных цик­лов У.Митчелл, теоретик, публицист и политический деятель Дж.Гэлбрейт, экономист и разработчик глобальных проблем Я.Тин-берген и др.

Институты совокупность созданных людьми формальных и неформальных правил, выступающих в виде ограничения для эконо­мических агентов, а также соответствующих механизмам конт­роля за их соблюдением и защиты.

Под механизмом контроля подразумевается набор средств, с по­мощью которых можно индентифицировать соблюдение или нару­шение правила, а также применение стимулирующих или дестиму-лирующих санкций.

Институтами являются как формальные законы (конституции, законодательства, права собственности), так и неформальные пра­вила (традиции, обычаи, кодексы поведения). Институты создава­лись людьми с целью обеспечения порядка и устранения неопреде­ленности в обмене. Такие институты вместе со стандартными огра­ничениями, принятыми в экономике, определяли набор альтернатив, издержки производства и обращения и, соответственно, прибыль­ность и вероятность привлечения к экономической деятельности.

Современная экономическая теория институтов находится в за­чаточном состоянии, хотя за последние два десятилетия было про­ведено много исследований. В 1993 ᴦ. Д. Норт был удостоен Нобелœев­ской премии по экономике как один из пионеров новой институ­циональной экономики.

Институты — достаточно дискуссионные понятия. Ученые так и не дали им четкого определœения. Более того, с точки зрения эконо­мических перспектив институты определялись по-разному. Напри­мер, Эльстер пишет, что институт характеризует законопринудительный механизм, изменяющий поведение с использованием силы, что представляет наиболее поразительный его аспект. Дж.Найт счи­тает, что институты набор правил, структурирующий обществен­ные взаимоотношения особенным образом, знание которых должны разделять всœе члены данного сообщества.

Используя терминологию, разработанную К.Менгером, инсти­туты можно определить как общественные блага более высокого порядка. Объясняется это следующим. В случае если институты обеспечива­ют производство информации, крайне важно й для координации дей­ствий отдельных экономических агентов, то именно эта информация оказывается общественным благом. Так, рыночная цена, являющаяся носителœем информации, формируется на базе взаимодействия экономических агентов, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ построено на определœенных правилах.

Институты, обеспечивая агентов крайне важно й информацией, способствуют формированию совместимых друг с другом ожида­ний, предопределяющих координацию их действий и достижение изаимовыгодных результатов. В этом случае институты как набор правил обладают свойствами самодостаточности, добровольности соблюдения и не требуется внешнего органа, обеспечивающего соблюдение установленного правила.

Институты можно рассматривать как общественный капитал, который может меняться через обесценивание и новые инвестиции.» Формальные законы могут меняться быстро, но принуждение и формальные правила меняются медленно. И здесь примером может служить Россия, приспосабливающая экономические институты капитализма, подходящие для рыночной модели. Неформальные правила, нормы, обычаи не создаются властями, они часто разви­ваются стихийно.

Институты медленно приспосабливаются к изменениям окру­жающей обстановки, в связи с этим институты, бывшие эффективны­ми, становятся неэффективными и остаются таковыми продолжи­тельное время, так как трудно повернуть общество с историческо­го пути, установленного много времени назад.

Роль институтов в экономической жизни чрезвычайно велика. Институты уменьшают неопределœенность, структурируя повсœеднев­ную жизнь. Οʜᴎ организуют взаимоотношения между людьми. Ин­ституты определяют и ограничивают набор альтернатив в экономи­ческом поведении, которые имеются у каждого человека. Οʜᴎ вклю­чают всœе формы ограничений, созданных людьми для того, чтобы придать определœенный порядок человеческим взаимоотношениям.

Институты бывают формальные и неформальные. Формальные институты — это правила, придуманные людьми, а неформальные — общепринятые условности и кодексы поведения (обычаи, тради­ции и т.д.). Οʜᴎ бывают продуктом сознательного человеческого замысла (к примеру, конституции) или просто складываться в про­цессе исторического развития.

Формальные институты часто создаются, чтобы служить инте­ресам тех, кто контролирует институциональные изменения в ры­ночной экономике. Погоня за собственными интересами одних мо­жет иметь негативный эффект у других.

Общественные институты, исполняющие идеологические или ду­ховные потребности, часто влияют на общественные организации и экономическое поведение. Попытки государства манипулировать об­щественными институтами, к примеру нормами, в своих целях часто оказывались безуспешными. Примером может служить воспитание советских людей в духе морального кодекса строителœей коммунизма.

Институциональные ограничения включают как запреты инди­видам совершать определœенные действия, так и иногда указания, при каких условиях отдельным индивидам разрешены некоторые действия. По этой причине институты представляют из себярамки, в преде­лах которых люди взаимодействуют друг с другом. Важный элемент механизма функционирования институтов состоит в том, что уста­новление факта нарушения не требует специальных усилий и что нарушитель подвергается суровому наказанию.

Некоторые люди добиваются успеха, постоянно нарушая пра­вила и таким образом устрашая противника (и имеют соответству­ющую репутацию). Насколько результативна такая стратегия — это зависит от эффективности контроля за соблюдением правил и су­ровости наказания. Иногда кодексы поведения — честное соперни­чество — удерживают агентов рыночной экономики в рамках пра­вил, даже если нарушения сулят им успех в их делœе.

Между институтами и организациями существует принципи­альное различие.

В то время как институты являются набором правил и законов, определяющих взаимодействие отдельных лиц, организации явля­ются корпоративными действующими лицами, которые сами мо­гут быть объектами институциональных ограничений.

В понятие «организация» входят политические органы и учреж­дения (политические партии, Госдума, контрольные ведомства), экономические структуры (фирмы, профсоюзы, семейные фирмы, кооперативы), общественные учреждения (церкви, клубы, спортив­ные ассоциации) и образовательные учреждения (школы, универ­ситеты, центры профессионального обучения). Организация — это группа людей, объединœенных стремлением сообща достичь какой-либо цели. Институциональные рамки оказывают широчайшее вли­яние на то, какие именно организации возникают, и на то, как они развиваются. Но в свою очередь и организации оказывают вли­яние на процесс изменения институциональных рамок.

Институты влияют на экономический процесс тем, что оказы­вают воздействие на издержки обмена и производства. Наряду с применяемой технологией они определяют трансакционные и транс­формационные (производственные) издержки, которые в совокуп­ности составляют общие издержки производства.

Связь между институтами и эффективностью производства рас­крывает концепция трансакционных издержек. Термин «трансакци­онные издержки» введен в научный оборот лауреатом Нобелœевской премии Р.Коузом (1910 ᴦ. рожд.). Эти издержки связаны не с произ­водством как таковым, а с сопутствующими ему затратами: по­иском информации о ценах, контрагентах хозяйственных сделок, издержками заключения хозяйственных договоров, контролем за их исполнением и т.д.

Участники простой модели персонализированного обмена мно­гократно совершают однотипные сделки друг с другом, хорошо знают атрибуты, характеристики и свойства друг друга. Измерен­ные трансакционные издержки в таком обществе весьма низки. Обман, нарушение обязательств, беспринципность проявляются очень редко либо вообще отсутствуют, ибо это просто невыгодно. В подобных условиях нормы поведения редко фиксируются в писа­ных законах. Официальные контракты не заключаются, договорное право как таковое отсутствует. Тем не менее, хотя измеренные трансакционные издержки в подобных обществах низки (при этом неизмеренные издержки при общинном строе бывают высоки­ми), производственные издержки высоки, поскольку специализа­ция и разделœение труда ограничены пределами рынков, заданных персонализированным обменом.

Противоположностью персонализированного обмена является мир специализированной зависимости, в котором благополучие отдельных участников зависит от сложной структуры, характеризу­ющейся индивидуальной специализацией и, следовательно, мено­выми связями, имеющими временную и пространственную протя­женность. При такой форме обмена трансакционные издержки мо­гут быть высокими, поскольку здесь возникают проблемы как с измерением характеристик объектов обмена, так и с обеспечением соблюдения условий обмена; в результате открывается поле для обмана, нарушения соглашений, беспринципности и пр., поскольку это сулит немалый выигрыш.

Чтобы не допустить подобных действий, приходится создавать сложные институциональные структуры, которые ограничивали бы участников и тем самым минимизировали бы потери от вышепере­численных причин.

Иногда институциональные рамки не поощряют, а тормозят эко­номическую активность, в данном случае политические и экономи­ческие руководители имеют возможность поощрять деятельность по перераспределœению, а не по производству материальных благ, формируют неэффективные права собственности, создают моно­полии, а не конкурентную среду, редко стимулируют инвестиции образование, науку, которые повышают производительность труда.

Согласно институционализму, сохранение неэффективных ин­ститутов объясняется тем, что правительство, преследуя фискаль­ные цели, сужает временные рамки экономической деятельности и тем самым создает разрыв между побудительными мотивами част­ной деятельности и общественным благосостоянием.

Политическим системам органически присуща тенденция вос­производить неэффективные права собственности, которые приво­дят к стагнации или упадку. На это есть две причины. В первую очередь, доходы, которые получают правители, могут оказаться выше при такой структуре прав собственности, которая хотя и неэффективна, но легче поддается контролю и создает больше возможностей для взимания налогов, чем эффективная структура, которая требует высоких издержек контроля и сбора налогов. Во-вторых, прави­тели, как правило, не могут позволить себе устанавливать эффек­тивные права собственности, поскольку это может оскорбить од­них подданных и тем самым поставить под угрозу соблюдение прав других. Интересы эффективности приносятся в жертву интересам самосохранения, диктующим иной образ действий, поскольку эф­фективные нормы могут ущемить интересы сильных политических группировок.

Высокие трансакционные издержки очень часто ассоциируются со слабыми институтами (слабое общественное принуждение в вы­полнении законов), но они бывают связаны и с сильными ин­ститутами, которые оставляют агентам мало прав. В целом институ­циональные рамки общества определяют издержки контроля акти­вов, которые влияют и на то, как ресурсы используются, и на желания индивидов приобретать активы и инвестировать в них.

Главная роль, которую институты играют в обществе, заключа­ется в уменьшении неопределœенности путем установления устой­чивой (хотя не обязательно эффективной) структуры взаимодей­ствия между людьми. Но устойчивость институтов ни в коей мере не противоречит тому факту, что они претерпевают изменения. Раз­виваются всœе институты — от традиционных условностей, кодек­сов и норм поведения до писаного права, обычного права и кон­трактов между индивидами.

Институциональные изменения — это сложный процесс, пото­му что предельные изменения бывают следствием изменений в правилах, неформальных ограничениях, в способах и эффективно­сти принуждения к исполнению правил и ограничений. Хотя фор­мальные правила можно изменить за одну ночь путем принятия политических или юридических решений, неформальные ограни­чения, воплощенные в обычаях, традициях и кодексах поведения, гораздо менее восприимчивы к сознательным человеческим усили­ям. Эти культурные ограничения не только связывают прошлое с настоящим и будущим, но и дают нам ключ к пониманию пути исторического развития.

В условиях переходной экономики обществу, согласно учению институционалистов, крайне важно решать тройственную задачу. Суть этой задачи в том, что нужно, во-первых, осваивать перемены и новые механизмы, во-вторых, преодолевать негативные последствия перемен и ошибок и, наконец, сохранять ценное из наследия прошло­го. Обоснованной и рациональной представляется позиция Д.Нор-га, касающаяся этого наследия: независимо от вашего отношения к прошлому крайне важно считаться с тем, к чему люди привыкли. Стратегия и тактика реформ не может это не учитывать. В корне представлений людей лежат не единичные знания, полученные в течение жизни одного человека или одного поколения, а их сумма, аккумулированная в течение длительного периода. К сожалению, пет теории динамики трансформации, предусматривающей мини­мизацию ее цены.

В практике российских реформ рыночная эффективность оказы­вается не адекватной эффективности социально-экономической. Заплачена высокая цена за трансформацию в виде глубинных и во многом не восстановимых разрушений производственного и техно­логического потенциала, совершенно не сопоставимых с издерж­ками любой из стран с переходной экономикой. Теперь уже соци­альная защищенность населœения становится не результатом, а предпосылкой реформ. Ирыночная самоорганизация не способна обес­печить преодоление глубоких кризисов — финансового, инвести­ционного и институционального — без крайне важно го регулирова­ния со стороны государства. Стремление механически перенести в эти условия государственно-рыночные пропорции, сложившиеся в течение десятилетий на Западе, и вредно, и опасно, поскольку забегание вперед в поведенческих системах вызывает движение вспять.

Для успешного осуществления реформ необходимы изменение институдиональной системы, формирование эффективных форм собственности, активно влияющих на экономическое развитие.

referatwork.ru

«Экономические институты и их роль в современной рыночной экономике», Макроэкономика

Пример готовой курсовой работы по предмету: Макроэкономика

Введение 3

Глава

1. Развитие экономических институтов 5

1.1. Понятие и сущность экономических институтов 5

1.2. Разновидности экономических институтов 6

1.3. Экономические институты и концепция трансакционных издержек 8

Глава

2. Экономические институты в современной рыночной экономике 13

2.1. Место экономических институтов в социально-экономической системе 13

2.2 Функции экономических институтов в современной экономике 16

Глава

3. Роль экономических институтов в современной рыночной экономике Росси 18

3.1.Состояние и состав экономических институтов в России в настоящее время 18

3.2. Основные тенденции развития экономических институтов в России в будущем 20

Заключение 26

Список литературы 28

Содержание

Выдержка из текста

Практическая значимость работы представляет ценность, так как, в ходе анализа информации были рассмотрены теоретические и методологические основы по теме экономических институтов, а понимание основ их функционирования позволит оценить их влияние на международной экономики, а также экономики отдельных государств.

Информационной базой для написания курсовой работы послужила учебная и специальная экономическая литература, научные статьи и публикации по проблемам формирования и развития экономических институтов.

Акционерные общества и их роль в развитии рыночной экономики России

В основе термина «институционализм «лежит понятие «институт» (лат.

institutio — образ действия, обычай, направление).

Оно рассматривается как первичный элемент движущей силы общества в экономике и за ее пределами. К институтам относят государство, семью, предпринимательство, монополии, частную собственность, профсоюзы, религию, общины, организации, все, что отражает обычаи, этику, правовые решения, общественную психологию и эволюцию форм экономики. Таким образом, по логике институционалистов, способ мышления, словесный символ, обычаи и традиции выступают как первопричина экономического развития общества .

В экономике достаточно примеров кооперации, когда производители создают общий союз, картель, чтобы диктовать собственные условия на рынке. В последнее время, изменения коснулись только двух вещей: целей картелей и способов их формирования. В арсенале современных картелей, все чаше используются такие актуальные моменты, как продуктивный выход на новые рынки, координирование стратегий развития участников объединения, формирование и реализация единой маркетинговой политики.

В систему экономических институтов входит: правовая система, органы государственного контроля и регулирования, различные ассоциации и инфраструктура. Очень важно проводить систематическую работу по изменению институциональной среды. При этом особую роль должно играть государство. Оно должно устанавливать и защищать обязательные условия экономической деятельности. Воздействие государства на формирование институциональной среды выражается прежде всего в законотворчестве и контроле за соблюдением законов.

Содействие коммерческих банков ускорению перехода к рыночным отношениям выражается, в частности, в том, что с их организацией ослабляется монополизм и рождается конкуренция в банковском деле. Банковская система стала одной из первых сфер экономики, где реально осуществляется демонополизация.

Социальная практика доказывает, что для человеческого общества весьма важно упорядочить и регламентировать, а также закреплять множество социально-значимых отношений в обществе, сделать так, чтобы они являлись обязательными абсолютно для всего общество. Главным элементом регулирования общественных отношений являются социальные институты и социальные организации.- проанализировать специфику деятельности основных социальных институтов и их роль в современном обществе;

Основная цель данной курсовой работы заключается в изучении налогов и дотаций и их роли в регулировании рыночной экономики. Предметом работы являются экономические отношения, возникающие в процессе государственного регулирования экономики.

При этом развитие инновационной деятельности в российских условиях имеет свою специфику по сравнению с западными странами. Быстрый выход России из кризиса вполне возможен через реализацию ее преимуществ. При этом необходимо воспользоваться тем, что рыночная экономика более восприимчива к инновациям, чем централизованная, что, однако, не означает автоматического разрешения проблемы.

Предмет исследования — институционализация государственного антимонопольного регулирования в экономике России, ориентированная на обеспечение его соответствия условиям развития рыночных отношений.

Е.Л.Хмельницкой, С.И.Яковлевой. Национальные и отраслевые особенности монополистических объединений освещались в работах С. Аароновича, В.И.Бовыкина, Л.И.Глухарева, В.Н.Котова, М.Н.Куныцикова, Л.С.Микши, Ф.А.Новиковой, Е.Н.Пигулевской.

В процессе реализации исследования использованы статистические материалы, данные министерств и ведомств, материалы научных конференций, различные периодические издания, специальная научная литература по раскрываемой тематике.

Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Зубенко В.В., Ломакин В.К., Пономарева Е.С., Чеботарев Н.Ф., Шкваря Л.В. и др., а так же был использован Интернет-ресурс .

В процессе реализации исследования использованы статистические материалы, данные министерств и ведомств, материалы научных конференций, различные периодические издания, специальная научная литература по раскрываемой тематике.

Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Зубенко В.В., Ломакин В.К., Пономарева Е.С., Чеботарев Н.Ф., Шкваря Л.В. и др., а так же был использован Интернет-ресурс .

Список источников информации

1) Вольчик В. В. Институциональная и эволюционная экономика: учебное пособие. Ростов н/д: Изд-во ЮФУ, 2011. — 228 с.

2) Горяинова Л. В. История экономических учений: учебно-практическое пособие. — М. Изд. Центр ЕАОИ, 2011. — 248 с.

3) Деревянко В. М. О классификации экономических институтов // Финансы. Экономика. Стратегия. Ср.: Инновационная экономика: человеческое измерение. 2011 № 3

4) Земцова Л. В. Институциональная экономика: учебное пособие. Томск: Эль Континент, 2012 — 168 с.

5) Институциональная экономика: Новая институциональная экономическая теория. Под ред. Азуана А. А. — 2е изд. — М.: ИНФРА-М, 2011 — 447 с.

6) Осипов В. С., Смотрицкая И. И. Актуальные проблемы институциональной экономики. Теория и практика. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 127 с.

7) Сухарев О. С. Экономика будущего: теория институциональных изменений (новый эволюционный подход).

 — М.: Финансы и статистика, 2011. — 432 с.

8) Ханин Г. И. Экономическая теория России в новейшее время: монография в 2 т.- Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010 — Т.

2. Экономика СССР и РСФСР в 1988—1991 годах, 408 с.

9) Мелихов В. Ю. Экономические институты: сущность, содержание, понятие. Социально-экономические явления и процессы. № 9 (031), 2011, с. 118 — 122.

10) Радаев В. Можно ли спасти российскую легкую промышленность // Вопросы экономики, 2014. № 4 с. 17−31.

11) Проблемы профсоюзного движения в России. Баранов Ю. В., Полянская С. Г. Омский государственный технический университет. С. 71 — 72.

список литературы

referatbooks.ru

Экономические институты и их роль в современной рыночной экономике 2, Экономика

Пример готовой курсовой работы по предмету: Экономика

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ 5

1.1 Сущность понятия «экономический институт» 5

1.2 Связь институтов с эффективностью производства 7

2 РОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

Выдержка из текста

ВВЕДЕНИЕ

Переход к рыночной экономике в постсоциалистических странах сопровождается рядом проблем, специфика которых во многом обусловлена особенностями функционирования постсоциалистической экономики страны, не приспособленной к отношениям в системе рынка. Однако среди проблем переходного периода немаловажную роль играет отсутствие принципиально новых методологических подходов в институциональной и эволюционной экономических теориях.

Разработчики реформ ошиблись во мнении о том, что для перехода к рыночным отношениям будет достаточно разрушить существовавшую административно-командную систему, институт планирования, отменить механизмы контроля, провести либерализацию «шоковой терапией» и приватизировать большую часть государственной собственности. Данных мероприятий оказалось недостаточно для эффективного функционирования рыночной экономики и не принесло ожидаемых результатов для страны, не способствовало росту благосостояния большинства ее граждан.

Осуществляя процесс хозяйственной деятельности нельзя руководствоваться только ориентирами предельной полезности и максимизации прибыли, так как существует невидимый глубинный пласт неписанных норм, законов и традиций, которых придерживаются экономические субъекты и которые во многом определяют жизнедеятельность человека.

В условиях современной рыночной экономики существенные изменения претерпевает роль государства, которое активно формирует «правила игры», а также наблюдает за их выполнением и соблюдением, и является полноправным участником экономических отношений.

Таким образом, наличие проблем развития экономических институтов в России и необходимость формирования научного знания о природе возникновения, закономерностях функционирования и особенностях трансформации экономических институтов обуславливают актуальность темы исследования данной курсовой работы.

Анализ отечественной и зарубежной литературы позволяет выделить следующих авторов, которые в той или иной степени уделяли внимание институциональным проблемам: М.

Дерябина, Р. Капелюшников, С. Кирдина, А. Нестеренко, Р. Нуреев, А. Радыгин, В. Русановский, Т. Веблен, Д. Коммонс, Я. Корнай, Д. Норт, Ф.А. фон Хайек, Й. Шумптер, К. Эрроу.

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении теоретических аспектов экономических институтов и определении их роли в современной рыночной экономике.

Для достижения цели необходимо определить и последовательно решить ряд взаимосвязанных задач. Задачами работы является:

  • — уточнение понятия «экономический институт»;
  • — рассмотрение видов экономических институтов;
  • — выяснение наличия связи между институтами и эффективностью производства;
  • — определение роли экономических институтов в современной рыночной экономике.

Информационной базой для написания курсовой работы послужила учебная и специальная экономическая литература, научные статьи и публикации по проблемам формирования и развития экономических институтов.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ

1.1 Сущность понятия «экономический институт»

В экономической теории такое понятие как «экономический институт» было введено институционально-социологическим направлением в изучении экономической науки. Основоположником институционализма принято считать Т. Веблена, У. Гэлбрейта, Я. Тинберга и других. Сторонники институционализма уделяют внимание исследованию таких основных проблем: экономическая власть и контроль над экономикой. В этой связи представители данного направления использовали концепцию «институты».

Итак, определим понятие экономического института. Под институтами принято понимать совокупность неких «правил игры» в обществе либо ограничений, сформированных людьми, которые формируют их взаимоотношения, а также механизмов контроля соблюдения и защиты данных правил и ограничений. Экономические институты формируют совокупность или структуру стимулов общественного, экономического или политического обмена. Механизм контроля подразумевает под собой набор средств, который позволяет идентифицировать нарушение либо соблюдение правил, а также применение стимулирующих и дестимулирующих санкций .

Институты могут быть как формальными, так и неформальными правилами игры. К формальным институтам можно отнести Конституцию, законодательство, право собственности. В свою очередь неформальные институты выступают в форме традиций, обычаев, норм и кодексов поведения.

Одной из основных целей, которые преследовали люди, создавая институты, являлось обеспечение порядка и устранение неопределенности при обмене. Институты в совокупности с существующими в экономике стандартными ограничениями определяют набор альтернатив и,

Список использованной литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Антипина В.И., Белоусова И.Э., Бубликова Р.В. Экономическая теория. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2007. 576 с.

2.Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебник, 11-е изд., стер. М.: Омега-Л Сибирское соглашение, 2008. 732 с.

3.Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебник. 2-е изд., испр. М.: Дрофа, 2005. 416 с.

4.Булатов А.А. Экономика. 4-е изд. М.: Экономистъ, 2005. 831 с.

5.Гребнев Л.С., Нуреев Р.М. Экономика. Курс основ: Учебник. М.: Вита-Пресс, 2001. 431 с.

6.Журавлева Г. П. Экономика: Учебник. 4-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. 934 с.

7.Колодко Г. В. Глобализация и сближение уровней экономического развития // Вопросы экономики, 2000, № 10.

8.Курс экономической теории / Под общ. ред. Проф. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров: «Аса», 2005. 832 с.

9.Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2008. 512 с.

10.Малевич Ю. Институциональное равновесие // Эковест, 2002, № 2.

11.Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М.: Инфра, 2005. 940 с.

12.Максимова В.Ф. Микроэкономика. М.: Маркет ДС, 2007.

13.Микроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. А.Т. Грязновой, А.Ю. Юданова. — М., 2004.

14.Носова О.В. Институциональные подходы к исследованию переходной экономики // Экономическая теория, 2006, № 2.

15.Скоробогатов А. Институты как фактор порядка и как источник хаоса // Вопросы экономики, 2006, № 8.

16.Экономическая теория: учеб. для вузов по экон. спец. и направлениям / Под общ. ред. Видяпина В.И. М.: Инфра-М, 2006. 713с.

17.Экономическая теория / Под. ред. д.э.н. Камаева В.Д. М.: Владос, 2006. 160 с.

18.Экономическая теория / Под ред. И.П. Николаевой. М.: Юнити, 2006. 527 с.

referatbooks.ru

Экономические институты и их роль в современной рыночной экономике. История развития экономических институтов в России

                     Российская  Международная 

                             
Академия туризма

                             
Казанский филиал

 

 

 

 

 

                             
Курсовой  проект

                               
по дисциплине

                
«институциональная экономика»

           Тема: «Экономические институты и их роль в
современной рыночной экономике. История
развития экономических институтов в
России»

 

                                                   

 

 

                                                

                                                                  
Выполнил 

                                                                  
студент гр.ГМЗ-112

                                                                  
Гордиенко М.И  

   

 

 

 

                                                                  
проверил к.п.н.

                                                                  
доцент                 

                                                                  
Торкунова Ю.В.                    

 

Содержание

Введение 4

Глава 1 Развитие экономических институтов
в России

1.1. Институциональные единицы предпринимательства
и конкуренции 61.2. Структурные и инфраструктурные
хозяйствующие субъекты 11

1.3. Понятие и сущность экономических 
институтов 14

1.4.  Предприятие, учреждение и
организация как экономические институты 21

Глава 2 Роль экономических институтов
в современной рыночной экономике

2.1 Развитие рыночных институтов 
в России: функциональные приоритеты 27

Заключение 36

Литература 39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проведен анализ теоретических 
основ для формирования системы 
экономических институтов. Рассмотрены
экономические институты: «семья», « предприятие»,
«регион», а также различные межуровневые
взаимодействия в рамках государственного
устройства.

Развитие экономических 
институтов как субъектов рынка 
и субъектов государственного регулирования,
как необходимых составляющих по реализации программ социально-экономического
развития определяется действующим законодательством
(нормативно-правовыми актами), а деятельность
экономических институтов в части исполнения
законов и нормы обеспечивается регулирующими
органами.

Эти контексты присутствуют в развитии любой
страны, территории и имеют тот или иной
акцент и особенности в силу специфики
исторического развития, системы государственного
регулирования, развития социальных институтов
и гражданского общества, степени влияния
процессов интеграции, интернационализации,
глобализации и т.н. Каждое государство,
межгосударственные экономические сообщества
стремятся иметь законодательство и регулирующие
органы.

Следовательно, вопрос 
исследования экономических институтов
и их роли в современной рыночной экономике по-прежнему
актуален.

Целью данной  работы является  исследование
вопроса экономических институтов. Предмет
исследования: экономические институты.

Курсовая работа состоит 
из 2-х глав:

— Глава 1 Развитие экономических 
институтов в России;

-Глава 2 Роль экономических 
институтов в современной рыночной 
экономике.

  Основные задачи данной работы:

— Проанализировать сущность 
экономических институтов

-Исследовать  предприятия, учреждения и организации
как экономические институты;

— Рассмотреть развитие рыночных институтов
в России: функциональные приоритеты.

В работе были использованы
материалы специальной периодической 
литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Развитие экономических 
институтов в России

1.1. Институциональные единицы предпринимательства
и конкуренции

 

В воспроизводственном процессе хозяйствующие 
субъекты распадаются на две группы
обособленных, организационно оформленных,
самостоятельных, частных единиц: “репрезентативные”
отраслевые фирмы, аккумулирующие (локализующие)
ресурсы и производящие потребительные
блага, и домохозяйства, снабжающие ресурсами
фирмы и потребляющие их продукт. Соответствующий
замкнутый поток экономических благ обозначен
внутренним кругом схемы хозяйственного
кругооборота, представленной на рисунок
1. Замкнутый поток доходов домохозяйств
и фирм в противоположном направлении
на схеме обозначен внешним пунктирным
кругом.

 

 

Рисунок 1- Схема хозяйственного кругооборота

Оба потока постоянно встречаются 
и взаимообмениваются на рынках ресурсов
и продукта. Рынок как институт
обмена контрагентов в условиях разделения
труда является сферой экономики, в 
которой хозяйствующие субъекты
осуществляют куплю – продажу благ (учитывая
то, что современные торговые сделки иногда
заключаются по телекоммуникационной
сети, рынком нельзя назвать только место
взаимодействия продавцов и покупателей,
как это делается в экономической литературе).
Рынок, помимо реализации обмена благ,
обеспечивает свободу экономического
выбора (количества, качества и цен благ),
их эффективное распределение, координацию
экономической деятельности в целом, т.е.
рынок является регулятором экономики.

Известна институциональная двойственность
экономики. Она состоит из рынков и фирм
(всегда имеются “рыночное пространство”
и “пространство фирм”), между которыми
существуют подвижные равновесные пропорции
(рисунок 2).

Рисунок 2 — Схема институциональная двойственность
экономики.

Фирмы – это экономические 
единицы, построенные на властных вертикальных
отношениях субординации руководителя
(принципала) и подчиненных, исполнителей
(агентов), а рынки – единицы, построенные на равноправных
горизонтальных отношениях координации
продавцов и покупателей (контрагентов).
Все эти отношения в институционализме
рассматриваются как внутренние и внешние
контракты. Рынки и фирмы представляют
собой альтернативные способы организации
деловой активности. Но поскольку власть
как способность и возможность одних лиц
(одного лица) осуществлять свою волю,
оказывать воздействие на поведение других
лиц является административной властью,
то фирмы, располагая и экономическими,
и административными ресурсами, имеют
общую потенциальную тенденцию к расширению
своей деятельности.

Чем ниже транзакционные издержки, тем более устойчива
и консервативна институциональная структура
экономики, слаба экспансия фирм и медленнее
осуществляется распределение рынка между
фирмами. Укрупнение же производственной
иерархии агентов и контрагентов принципала
увеличивает издержки контроля и также
влияет на равновесие структур.

Необходимо отметить,
что решение вопроса “Производить
или покупать?” касается не только фирм, но и домохозяйств,
а также государства, производящего общественные
блага. Существующие в настоящее время
развернутые социально-бытовая и государственная
инфраструктуры экономики являются следствием
вытеснения соответствующей деятельности
в рынок из-за высоких издержек собственного
контроля.

Одной из главных задач 
микроэкономики является объяснение рыночного 
поведения фирм и большого разнообразия
и изменчивости их конкретных институциональных 
форм. Это предполагает исследование целей фирм, методов и средств получения
ими конкурентных преимуществ, эффективных
организационно-правовых форм существования
предпринимательства.

Деловое поведение фирм, прежде всего, определяется их целями,
точнее целями владельцев (владельца),
высших управляющих и других агентов фирм.
Анализ показывает, что в качестве цели
владельцы фирм почти всегда ставят максимизацию
прибыли (разницы между совокупной выручкой
и совокупными издержками), так как она
является результатом социальной выгоды
от деятельности фирм (они получают прибыль
только в случае производства пользующихся
спросом благ) и конкуренции, источником
предпринимательского дохода, дивидендов
и развития фирм.

Однако мотив прибыли 
не действует в некоммерческих организациях,
например, в области здравоохранения и образования. Считается,
что такие “фирмы” работают в условиях
иных ограничений и реализуют целевые
функции, не связанные с получением прибыли.
Анализ поведения хозяйствующих субъектов
показывает, что даже те из них, которые
находятся в коммерческом поле деятельности,
часто проявляют ограниченную рациональность.

Если учесть, что задачи
фирм могут быть не только краткосрочными,
но и долгосрочными, стратегическими,
то общий список возможных целей 
значительно расширяется.

Фирмы, которые не преследуют цель
максимизации прибыли, оказываются потенциальными
кандидатами на вытеснение с рынка, не
могут выжить в условиях “естественного
отбора” конкуренции.

Важно заметить, что не абсолютная
величина прибыли, а ее соотношение 
с капиталом или издержками, т.е.
прибыльность, должны выражать цель фирмы.
Прибыльность является действительно
унифицированным целевым сравнительным
показателем деятельности любых хозяйствующих
субъектов.

Установка на достижение максимальной
прибыльности фирмы в условиях внутриотраслевой
и межотраслевой конкуренции предопределяет
институциональные методы и средства
создания конкурентного преимущества
(см. рис. 3).

Весь комплекс целей, методов и 
средств конкуренции имеет институциональную
(юридически установленную) форму, которая 
позволяет, с одной стороны, упорядочить
разнообразие хозяйственной деятельности
субъектов и, с другой стороны, сохранить
ее целесообразность, т.е. нацеленность
на достижение наивысшей прибыльности.

 

 

 

Идеальным случаем отраслевого 
взаимодействия хозяйствующих субъектов 
является так называемая совершенная
(“атомистическая” или “действенная”)
конкуренция, которая предполагает:

1) однородность производимых товаров;

2) большое число продавцов и 
покупателей товаров; 

3) свободу входа в отрасль 
и выхода из нее предпринимательского 
капитала;

4) обладание участниками рынка 
полной информацией о конъюнктуре;

5) продажу и покупку одним 
участником рынка количества товаров,
которые пренебрежительно малы по сравнению
с совокупным объемом операций в отрасли;

6) отсутствие как среди продавцов, 
так и покупателей сговора; 

7) максимизацию потребителями 
полезности, а производителями прибыльности 
реализации товара;

8) свободную переместимость 
товаров. Совершенная конкуренция 
считается либо чисто теоретической 
абстрактной конструкцией, либо 
связывается с классической рыночной 
экономикой или какой-либо ее 
отраслью, соответствующими указанным 
условиям (например, рынок зерна, который наиболее близок к “совершенству”).

Отсутствие хотя бы одного
из условий означает существование 
несовершенной конкуренции, которая 
более соответствует реальной экономике 
и огромному количеству конкретных
рыночных структур. Несовершенная конкуренция усиливает контрактную основу
отрасли и экономики (когда договариваются
между собой не только контрагенты, но
и конкуренты), а рыночная структура приобретает
властный характер, появляются субъекты,
объекты (пространство) и средства власти.
Реальная отрасль несовершенной конкуренции
производителей может сводиться к отдельному
предприятию, сильно специализировавшему
свой товар, или к нескольким крупным фирмам,
составляющим олигополию, либо просто
совпадает с монополией.

Явление конкуренции 
в условиях современного рынка становится, как правило,
комплексным и включает в себя:

1) классическую конкуренцию 
между большим количеством мелких 
и средних предприятий; 

2) конкуренцию между 
монополизированными фирмами и 
аутсайдерами;

3) конкуренцию между 
крупными фирмами, входящими в олигополию;

4) конкуренцию предприятий, 
входящих в монополистическую 
структуру, но стремящихся к 
самостоятельности. 

1.2. Структурные и инфраструктурные хозяйствующие
субъекты

 

Объекты микроэкономики
являются не только институциональными единицами производства и конкуренции,
но и элементами структуры народного хозяйства.
Понятие “структура” здесь означает
устойчивую, существенную связь составных
частей системы, базовое ее строение. Структурные
компоненты экономики имеют фундаментальное
значение в хозяйственной жизни общества,
поскольку характеризуют главные функциональные
экономические связи.

Для выделения структурных единиц
микроэкономики воспользуемся вышеприведенной 
схемой кругооборота благ и доходов
(см. рис.1), сделав в ней некоторые
уточнения и добавления.

Во-первых, “капитализируем” часть 
потока доходов домохозяйств в виде
процентов на капитал и ренты 
в активы (имущество) фирм и тогда 
их цель – максимизация прибыльности
в виде рентабельности капитала – 
становится очевидной.

Во-вторых, учитывая, что потребление
всегда является и производством, будем
считать главной экономической функцией
домохозяйств производство рабочей силы,
т.е. возобновление работоспособного состояния
человека. 1

В-третьих, целью домохозяйств является
получение выгоды (прибыли) как разницы
между доходами от реализации рабочей
силы в производственном секторе экономики
и расходами на ее производство. При этом
прибыльность становится “сквозным”,
универсальным, всеобщим критерием деятельности
всех хозяйствующих субъектов экономики.

В-четвертых, критерий прибыльности обусловливает 
функцию сбережений (инвестиций) хозяйствующих 
субъектов, которая дополняет функцию 
текущего потребления.

Домохозяйства, как и фирмы, обладают
капитальными благами (предметами потребления
длительного пользования), которые за
счет капитализации сберегаемой заработной
платы наращиваются количественно и качественно.

 В-пятых, поскольку капитальные 
блага фирм дублируются акциями 
и облигациями, реализуемыми на 
рынке капиталов физическими 
и юридическими лицами, то соответствующие
потоки ценных бумаг прибавляются к товарам
и услугам фирм и домохозяйств. Обратный
поток доходов содержит выручку фирм и
домохозяйств от продаж корпоративных
ценных бумаг.

yaneuch.ru

Экономические институты и их роль в современной рыночной экономике. История развития экономических институтов в России

Заказ№1652

Курсовая  работа

Тема: «Экономические институты
и их роль в современной рыночной экономике.
История развития экономических институтов
в России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение 4

Глава 1 Развитие экономических институтов
в России

1.1. Институциональные единицы предпринимательства
и конкуренции 6

1.2. Структурные и инфраструктурные хозяйствующие
субъекты 11

1.3. Понятие и сущность экономических 
институтов 14

1.4.  Предприятие, учреждение и
организация как экономические институты 21

Глава 2 Роль экономических институтов
в современной рыночной экономике

2.1 Развитие рыночных институтов 
в России: функциональные приоритеты 27

Заключение 36

Литература 39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проведен анализ теоретических 
основ для формирования системы экономических
институтов. Рассмотрены экономические
институты: «семья», « предприятие», «регион»,
а также различные межуровневые взаимодействия
в рамках государственного устройства.

Развитие экономических институтов
как субъектов рынка и субъектов 
государственного регулирования, как
необходимых составляющих по реализации
программ социально-экономического развития
определяется действующим законодательством
(нормативно-правовыми актами), а деятельность
экономических институтов в части исполнения
законов и нормы обеспечивается регулирующими
органами.

Эти контексты присутствуют в развитии
любой страны, территории и имеют тот или
иной акцент и особенности в силу специфики
исторического развития, системы государственного
регулирования, развития социальных институтов
и гражданского общества, степени влияния
процессов интеграции, интернационализации,
глобализации и т.н. Каждое государство,
межгосударственные экономические сообщества
стремятся иметь законодательство и регулирующие
органы.

Следовательно, вопрос  исследования
экономических институтов и их роли в
современной рыночной экономике по-прежнему актуален.

Целью данной  работы
является  исследование вопроса экономических
институтов. Предмет исследования: экономические
институты.

Курсовая работа состоит из
2-х глав:

— Глава 1 Развитие экономических
институтов в России;

-Глава 2 Роль экономических институтов
в современной рыночной экономике.

  Основные задачи данной работы:

— Проанализировать сущность экономических
институтов

-Исследовать  предприятия,
учреждения и организации как экономические
институты;

— Рассмотреть развитие рыночных
институтов в России: функциональные приоритеты.

В работе были использованы материалы
специальной периодической литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Развитие экономических институтов
в России

1.1. Институциональные единицы предпринимательства
и конкуренции

 

В воспроизводственном процессе хозяйствующие 
субъекты распадаются на две группы
обособленных, организационно оформленных,
самостоятельных, частных единиц: “репрезентативные”
отраслевые фирмы, аккумулирующие (локализующие)
ресурсы и производящие потребительные
блага, и домохозяйства, снабжающие ресурсами
фирмы и потребляющие их продукт. Соответствующий
замкнутый поток экономических благ обозначен
внутренним кругом схемы хозяйственного
кругооборота, представленной на рисунок
1. Замкнутый поток доходов домохозяйств
и фирм в противоположном направлении
на схеме обозначен внешним пунктирным
кругом.

 

 

Рисунок 1- Схема хозяйственного кругооборота

Оба потока постоянно встречаются 
и взаимообмениваются на рынках ресурсов
и продукта. Рынок как институт
обмена контрагентов в условиях разделения
труда является сферой экономики, в которой
хозяйствующие субъекты осуществляют
куплю – продажу благ (учитывая то, что
современные торговые сделки иногда заключаются
по телекоммуникационной сети, рынком
нельзя назвать только место взаимодействия
продавцов и покупателей, как это делается
в экономической литературе). Рынок, помимо
реализации обмена благ, обеспечивает
свободу экономического выбора (количества,
качества и цен благ), их эффективное распределение,
координацию экономической деятельности
в целом, т.е. рынок является регулятором
экономики.

Известна институциональная двойственность
экономики. Она состоит из рынков
и фирм (всегда имеются “рыночное 
пространство” и “пространство 
фирм”), между которыми существуют
подвижные равновесные пропорции (рисунок
2).

Рисунок 2 — Схема институциональная
двойственность экономики.

Фирмы – это экономические
единицы, построенные на властных вертикальных
отношениях субординации руководителя
(принципала) и подчиненных, исполнителей
(агентов), а рынки – единицы, построенные
на равноправных горизонтальных отношениях
координации продавцов и покупателей
(контрагентов). Все эти отношения в институционализме
рассматриваются как внутренние и внешние
контракты. Рынки и фирмы представляют
собой альтернативные способы организации
деловой активности. Но поскольку власть
как способность и возможность одних лиц
(одного лица) осуществлять свою волю,
оказывать воздействие на поведение других
лиц является административной властью,
то фирмы, располагая и экономическими,
и административными ресурсами, имеют
общую потенциальную тенденцию к расширению
своей деятельности.

Чем ниже транзакционные издержки,
тем более устойчива и консервативна институциональная
структура экономики, слаба экспансия
фирм и медленнее осуществляется распределение
рынка между фирмами. Укрупнение же производственной
иерархии агентов и контрагентов принципала
увеличивает издержки контроля и также
влияет на равновесие структур.

Необходимо отметить, что решение 
вопроса “Производить или покупать?” 
касается не только фирм, но и домохозяйств,
а также государства, производящего 
общественные блага. Существующие
в настоящее время развернутые социально-бытовая
и государственная инфраструктуры экономики
являются следствием вытеснения соответствующей
деятельности в рынок из-за высоких издержек
собственного контроля.

Одной из главных задач микроэкономики
является объяснение рыночного поведения
фирм и большого разнообразия и изменчивости
их конкретных институциональных форм.
Это предполагает исследование целей
фирм, методов и средств получения ими
конкурентных преимуществ, эффективных
организационно-правовых форм существования
предпринимательства.

Деловое поведение фирм, прежде
всего, определяется их целями, точнее
целями владельцев (владельца), высших
управляющих и других агентов фирм. Анализ
показывает, что в качестве цели владельцы
фирм почти всегда ставят максимизацию
прибыли (разницы между совокупной выручкой
и совокупными издержками), так как она
является результатом социальной выгоды
от деятельности фирм (они получают прибыль
только в случае производства пользующихся
спросом благ) и конкуренции, источником
предпринимательского дохода, дивидендов
и развития фирм.

Однако мотив прибыли не действует 
в некоммерческих организациях, например,
в области здравоохранения и 
образования. Считается, что такие 
“фирмы” работают в условиях иных
ограничений и реализуют целевые
функции, не связанные с получением прибыли.
Анализ поведения хозяйствующих субъектов
показывает, что даже те из них, которые
находятся в коммерческом поле деятельности,
часто проявляют ограниченную рациональность.

Если учесть, что задачи фирм могут 
быть не только краткосрочными, но
и долгосрочными, стратегическими, то
общий список возможных целей значительно
расширяется.

Фирмы, которые не преследуют цель
максимизации прибыли, оказываются 
потенциальными кандидатами на вытеснение
с рынка, не могут выжить в условиях
“естественного отбора” конкуренции.

Важно заметить, что не абсолютная
величина прибыли, а ее соотношение 
с капиталом или издержками, т.е.
прибыльность, должны выражать цель фирмы.
Прибыльность является действительно 
унифицированным целевым сравнительным
показателем деятельности любых хозяйствующих
субъектов.

Установка на достижение максимальной
прибыльности фирмы в условиях внутриотраслевой
и межотраслевой конкуренции 
предопределяет институциональные 
методы и средства создания конкурентного 
преимущества (см. рис. 3).

Весь комплекс целей, методов и 
средств конкуренции имеет институциональную
(юридически установленную) форму, которая 
позволяет, с одной стороны, упорядочить 
разнообразие хозяйственной деятельности
субъектов и, с другой стороны, сохранить
ее целесообразность, т.е. нацеленность
на достижение наивысшей прибыльности.

 

 

 

Идеальным случаем отраслевого 
взаимодействия хозяйствующих 
субъектов является так называемая совершенная
(“атомистическая” или “действенная”)
конкуренция, которая предполагает:

1) однородность производимых товаров; 

2) большое число продавцов и 
покупателей товаров; 

3) свободу входа в отрасль 
и выхода из нее предпринимательского
капитала;

4) обладание участниками рынка 
полной информацией о конъюнктуре;

5) продажу и покупку одним 
участником рынка количества 
товаров, которые пренебрежительно 
малы по сравнению с совокупным 
объемом операций в отрасли; 

6) отсутствие как среди продавцов,
так и покупателей сговора;

7) максимизацию потребителями полезности,
а производителями прибыльности 
реализации товара;

8) свободную переместимость товаров. 
Совершенная конкуренция считается 
либо чисто теоретической абстрактной 
конструкцией, либо связывается с
классической рыночной экономикой или
какой-либо ее отраслью, соответствующими
указанным условиям (например, рынок зерна,
который наиболее близок к “совершенству”).

Отсутствие хотя бы одного из условий 
означает существование несовершенной
конкуренции, которая более соответствует
реальной экономике и огромному количеству
конкретных рыночных структур. Несовершенная
конкуренция усиливает контрактную основу
отрасли и экономики (когда договариваются
между собой не только контрагенты, но
и конкуренты), а рыночная структура приобретает
властный характер, появляются субъекты,
объекты (пространство) и средства власти.
Реальная отрасль несовершенной конкуренции
производителей может сводиться к отдельному
предприятию, сильно специализировавшему
свой товар, или к нескольким крупным фирмам,
составляющим олигополию, либо просто
совпадает с монополией.

Явление конкуренции в условиях
современного рынка становится, как 
правило, комплексным и включает
в себя:

1) классическую конкуренцию между 
большим количеством мелких и средних
предприятий;

2) конкуренцию между монополизированными 
фирмами и аутсайдерами;

3) конкуренцию между крупными 
фирмами, входящими в олигополию;

4) конкуренцию предприятий, входящих 
в монополистическую структуру, 
но стремящихся к самостоятельности.

1.2. Структурные и инфраструктурные хозяйствующие
субъекты

 

Объекты микроэкономики являются не
только институциональными единицами 
производства и конкуренции, но и 
элементами структуры народного 
хозяйства. Понятие “структура” 
здесь означает устойчивую, существенную
связь составных частей системы, базовое
ее строение. Структурные компоненты экономики
имеют фундаментальное значение в хозяйственной
жизни общества, поскольку характеризуют
главные функциональные экономические
связи.

Для выделения структурных единиц
микроэкономики воспользуемся вышеприведенной
схемой кругооборота благ и доходов (см.
рис.1), сделав в ней некоторые уточнения
и добавления.

Во-первых, “капитализируем” часть 
потока доходов домохозяйств в виде
процентов на капитал и ренты в
активы (имущество) фирм и тогда их цель
– максимизация прибыльности в виде рентабельности
капитала – становится очевидной.

Во-вторых, учитывая, что потребление 
всегда является и производством, будем 
считать главной экономической 
функцией домохозяйств производство
рабочей силы, т.е. возобновление работоспособного
состояния человека. 1

В-третьих, целью домохозяйств является
получение выгоды (прибыли) как разницы 
между доходами от реализации рабочей 
силы в производственном секторе 
экономики и расходами на ее
производство. При этом прибыльность становится
“сквозным”, универсальным, всеобщим
критерием деятельности всех хозяйствующих
субъектов экономики.

В-четвертых, критерий прибыльности обусловливает 
функцию сбережений (инвестиций) хозяйствующих
субъектов, которая дополняет функцию
текущего потребления.

Домохозяйства, как и фирмы, обладают
капитальными благами (предметами потребления
длительного пользования), которые за
счет капитализации сберегаемой заработной
платы наращиваются количественно и качественно.

 В-пятых, поскольку капитальные 
блага фирм дублируются акциями 
и облигациями, реализуемыми на 
рынке капиталов физическими 
и юридическими лицами, то соответствующие 
потоки ценных бумаг прибавляются 
к товарам и услугам фирм 
и домохозяйств. Обратный поток
доходов содержит выручку фирм и домохозяйств
от продаж корпоративных ценных бумаг.

В-шестых, к структурным компонентам 
экономики причисляются не только фирмы 
и домохозяйства, но и государство,
производящее общественные блага.

Схема кругооборота экономических
благ между этими тремя структурными единицами
представлена на рис.4.

yaneuch.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о