Электронное обучение в японии – Дистанционное образование в Японии « Программы удаленного обучения и второго высшего и доп. образования в университетах Европы, США и Азии

Содержание

электронное обучение в Японии, Информационные технологии

Пример готового реферата по предмету: Информационные технологии

Содержание

1. Особенности развития электронного обучения в Японии

Сам термин — электронное обучение — появился не так давно. Он включает в себя перечень нововведений в области применения современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, таких как компьютерные методы обучения, взаимодействующие между собой видеоряд и звуковое сопровождение, получение нового материала на основе Интернет-технологий, методики онлайн-обучения, и т. п. Постепенно эта форма вытесняет широко известный и модный в настоящее время термин «дистанционное обучение» (ДО).

Связано это с применением ИКТ в современных системах ДО и с практически повсеместным внедрением этих технологий в традиционных высших учебных заведениях. Таким образом, сглаживается разница между обучением на расстоянии и непосредственно внутри вуза. Эту интеграцию дистанционной и традиционной организации учебного процесса на основе ИКТ и отражает термин «электронное обучение».

В настоящее время использование схемы e-learning в Японии постепенно занимает главенствующие позиции. Наиболее актуальным это является в условиях вузовского обучения, где наблюдается процесс преобладания современных педагогических технологий, в том числе технологий электронного обучения, над традиционными.

Возможно, это только дань моде и заигрывание с современными технологиями, но нам представляется, что современные условия постоянного повышения уровня информатизации общества определяют направления движения и развития его наиболее значимой и базовой структуры — образования.

Выдержка из текста

В современном мире информационные технологиипронзили все сферы жизни человека, и сфера образования не является исключением.

Использование интернет технологий и дистанционного обучения не является сейчас чем-то новым. На сегодняшний день дистанционное обучение позволяет взглянуть на процесс получения образования с другой стороны. С появлением интернета у людей появилась возможность прямого доступа к различным ресурсам, находящимся в сети. Потенциал таких технологий очень высок, именно поэтому ни одна область деятельности человека сейчас не функционирует без информационных технологий. Активное использование таких технологий в образовании определиломесто дистанционному обучению.

Эволюция образовательной системы в Японии связана с внедрением информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в сам процесс построения деятельности учебных заведений и во многом обязана появлению свободного, лёгкого и быстрого доступа в Интернет. Именно благодаря этому процессу интеграции высоких технологий во всё большее количество сфер жизни общества, стало возможным, а главное, целесообразным, поступательное изменение и систем.

Список использованной литературы

Список использованной литературы

1. Борзых А.А., Горбунов А.С. Виртуальные миры, информационные среды и амбиции e-Learning // Образовательные технологии и общество. — 2009. — № 2. — С. 423−437.

2. Буханцева Н.В., Дудина И.А. Модель e-Learning как инструмент управления электронными ресурсами вуза // Образовательные технологии и общество. — 2009. — № 2. — С. 438−444.

3. Оганесянц Н. Конструктивистские подходы в e-Learning // Высшее образование в России. — 2008. — № 9. — С. 125−127.

4. Хортон У., Хортон К. Электронное обучение: инструменты и технологии. — М.: КУДИЦ-Образ, 2005.

5. Электронное обучение. Рекомендации руководителям библиотечных и информационных служб / Мэксин Меллинг. — М.: Омега-Л, 2006.

referatbooks.ru

Дистанционное образование в Японии « Программы удаленного обучения и второго высшего и доп. образования в университетах Европы, США и Азии

Начало 80-х годов прошлого века в Японии ознаменовалось появлением дистанционного образования. На телевидении и радио начала работу программа «Университет в эфире». В назначенное время по интересующему предмету два раза в течение недели обучающийся имеет возможность слушать часовые лекции. По истечении 5 лет он экзаменуется и может получить диплом бакалавра. Государство регулярно вкладывает крупные денежные средства в этот проект, т.к. министерство образования Японии высоко оценивает результативность такого обучения.

Особенности дистанционного образования в Японии
Этот вид образования также доступен студентам из других стран, работающим в Японии или получающим второе образование.

Передовые образовательные технологии стали основным стержнем такого вида образования. Оно постоянно совершенствуется не только благодаря дотациям от государства, но и вследствие того, что коммерческие корпорации вкладывают средства для подготовки специалистов в области бизнеса. Бизнес-программы занимают 4 часть всех дистанционных курсов.

Такие курсы окажут помощь тем, кто уже имеет основное образование (бакалавр), но хотел бы закончить магистратуру или получить еще одно дополнительное образование.

Программы дистанционного обучения в магистратурах японских вузов разделены на 2 вида в соответствии со сроком обучения. Программы 1 типа имеют точные даты сдачи работ и экзаменов. А 2 типа предлагают «свободный» график сдачи заданий и экзаменов в удобное для студента время. Это помогает правильно распределять учебную нагрузку.

Важно, что для поступления на курсы дистанционного обучения не требуется сдавать экзамены, а достаточно диплома и высокого среднего балла. В некоторых случаях претендентам предлагают провести собеседование посредством скайпа.

www.second-chance.ru

Образование в современной Японии: как всё устроено? / Newtonew: новости сетевого образования

Многие считают, что японцев нам не понять, потому что, как писал Киплинг, «Запад есть Запад, Восток есть Восток», а Страна Восходящего Солнца — почти что другая планета. Из-за этого преклонение иностранцев перед японским технологическим гением и поразительной работоспособностью сочетается с легким недоверием: это же японцы, у них «всё по-своему». Японские школьники и студенты тоже окружены мифами, в которых они то массово изучают боевые искусства и сдают экзамены на одни пятёрки, то получают нервные срывы, собираются в уличные банды и закрываются в комнате на несколько лет.

Идеализация японского образования и воспитания была бы такой же ошибкой, как и обратная крайность. Японское общество до сих пор пожинает плоды экономики «мыльного пузыря», а свидетельства прорывного технического прогресса в образовании являются частными примерами. Жизнь в Токио и маленьких городах сильно различается, патриархальные настроения до сих пор очень сильны: например, женщинам крайне трудно добиться руководящей должности или сделать карьеру в IT-отрасли. Строгая дисциплина — следствие феодальных отношений, что плохо сказывается на креативности и критическом мышлении специалистов. Многие японские учащиеся считают систему образования устаревшей, неповоротливой и безжизненной.

Возможно, между Россией и Японией не так уж много различий? Если взглянуть на Японию не как на экзотическую диковинку, а как на общество, перед которым встают схожие проблемы и вызовы, мы сможем не только лучше узнать японцев, но и подумать о том, как культурные традиции влияют на отечественную систему образования. В конце концов, если смотреть с родины Киплинга, Россия тоже будет находиться на востоке.

Ксения Щербакова давно живёт и работает в Японии, а также получила там учёную степень. Она рассказала о том, каким видится японское образование изнутри.


Ксения Щербакова

 

Японские университеты

Высшее образованиев Японии платное и стоит довольно дорого. В частных вузах оплата, как правило, выше, чем в государственных, но в них легче поступить. Существуют кредиты на образование и различные фонды, в том числе государственные, которые могут частично оплачивать обучение особо талантливых детей. Есть много централизованных порталов, которые позволяют искать стипендии по всей стране.

В настоящее время в Японии особенно много программ по поддержке иностранных студентов. Это может быть и стипендия, покрывающая обучение, и стипендия, которая выдаётся на руки — то есть, может быть потрачена на усмотрение студента. Если вы смышлёный иностранец, то вы вполне можете неплохо устроиться в Японии, подав заявки на несколько стипендий.

Mногие ученики, кроме обычной школы, посещают частные и подготовительные учебные заведения, ориентированные на подготовку к экзаменам.

Источник: flickr.com

Чем выше уровень образования в вузе, тем выше его престиж, и тем выше требования на вступительных экзаменах. Как правило, в государственных университетах требования выше, чем в частных. Самыми труднодоступными являются Университет Токио и Университет Киото (можно сравнить с МГУ и СПбГУ) — главные университеты новой и старой столиц. Образование стоит очень дорого, а диплом престижного университета почти на 100% гарантирует высокий доход и престижную карьеру в будущем. Поэтому любая семья старается отдать своих детей в самый лучший университет, на который хватит таланта ребёнка и денег родителей.

Небогатые семьи часто не могут позволить себе подготовить детей к поступлению в вуз так же хорошо, как обеспеченные. Поэтому в Японии постепенно складывается ситуация, при которой качество образования становится функцией семейного дохода, что ведёт к классовому расслоению.

Организация учебного процесса не сильно отличается от российской. Есть обязательные предметы и предметы по выбору. Много практических занятий, оценка почти повсеместно тестовая. Сравнительно мало семинаров, где бы у студентов была возможность обсуждать и высказывать собственное мнение. Собственное мнение не поощряется.

Многие вузы заключают контракты с международными университетами, что позволяет студентам уехать на семестр-другой в другую страну, или принять у себя иностранных студентов. Смена специальности проблематична, но возможна — при должной вовлеченности самого студента.

Японские студенты рассказывают о своих претензиях к высшему образованию.

Вне класса и аудитории

В Японии клубная активность является такой же важной частью образования, как и академическая часть, если не более важной. При поступлении на работу работодателя больше интересуют личностные качества человека и клубная деятельность в школе или университете, чем профессиональные навыки. Внеклассное чтение, журналистика, путешествия, биология, кулинария, астрономия, робототехника, верховая езда, стрельба из лука, искусство икебаны, искусство чайной церемонии, традиционные танцы, латиноамериканские танцы, современные танцы, плаванье, бейсбол, футбол, ораторское искусство — только первое, что приходит на ум. Количество и разнообразие клубов определяется, главным образом, бюджетом учебного заведения.

Помимо клубной активности ученики и студенты вузов участвуют в спортивных мероприятиях, и один-два раза в год организуют «мацури» (фестиваль). Слово «мацури» переводится с японского как «праздник», или «фестиваль», но подразумевает вполне определенный формат общественного мероприятия: люди объединяются в группы и разбивают палатки с едой или развлечениями, которые называются «ятай». Типичной едой, которую готовят и продают в «ятай» являются франкфуртские сосиски на палочках, жареная гречневая лапша (якисоба), такояки (шарики из теста с осьминогом), тайяки (пирожок в форме рыбки с традиционной начинкой из сладких бобов или сладкого картофеля) и тому подобное.

На такие мацури собираются жители окрестных районов, друзья из других школ, родители и просто проходящие мимо люди. Считается, что организация таких мероприятий готовит детей и подростков к общественной жизни и укрепляет связи.

Японские школьницы на прогулке.

Источник: Wikimedia Commons

О популярных профессиях и карьере

За последние годы в Японии мало что изменилось, и понятия «профессии» и «области знания» не так важны в вопросе трудоустройства, как выбор места работы. В конечном итоге, большинство людей в жизни хотят «стабильности», а стабильность в японском представлении — это японская семья, в которой муж работает, а жена или сидит дома, или подрабатывает. При этом муж работает на одну и ту же компанию всю жизнь (а жена не видит мужа совершенно, и заводит себе любовника).

Понятие «карьера» в Японии обычно означает не самореализацию в профессиональном плане, а движение по карьерной лестнице внутри выбранной в юности компании. При этом для продвижения вверх наиболее важны лояльность и время. Профессионализм, лидерские качества, инициативность влияют на карьерный рост очень мало. Поиск работы в Японии начинается за один-два, а то и три года до окончания вуза, и очень часто на последнем курсе студент уже знает, где он будет работать. При этом компании часто страдают от того, что считают, будто наняли, например, сорок человек, а в апреле оказывается, что наняли они только тридцать, потому что остальные десять не смогли закончить университет.

В фильме «Страх и трепет», который был снят по автобиографичному роману Амели Нотомб, иностранная героиня, начав карьеру в качестве переводчицы, оказывается в результате уборщицей, не сумев адаптироваться в японской компании.

Источник: kinokopilka.pro

Поиск подходящей компании часто сравнивают с поиском супруга — очень важно найти такого, с кем можно провести всю жизнь. Поэтому мужчины хотят высокооплачиваемую и стабильную работу (крупная компания любой индустрии, финансы, госслужба, медицина), а женщины ищут что-то «женское» — на время до замужества (офисный работник, салон красоты, медсестра, сиделка в детском саду). Существуют целые порталы поиска «истинно женской работы».

В Японии также очень популярна форма подработки, называемая «байто» (сокращённое «арубайто», от немецкого «работа»). Это работа с почасовой оплатой, не требующая особенной квалификации — официант, продавец, грузчик, уборщик мусора, девушка в ночном заведении и так далее. Среднестатистический японец начинает подрабатывать в старшей школе, потом продолжает в вузе, часто меняя много мест, а потом, наконец, устраивается в компанию, где работает до конца жизни. При этом вуз и специальность часто выбирают по воле родителей.

Бенто, компактный домашний обед, который берут с собой на учёбу или на работу.

Источник: flickr.com

О стараниях и профессиональном успехе

Усердие, которое необходимо прилагать в учёбе, значительно зависит от университета. Лучшие вузы готовят отличных специалистов. В целом, можно сказать, что японская система высшего образования совершенно не формирует автономности мышления. Одна из самых высокооплачиваемых профессий в Японии — это доктор. Можно ли сказать, что японские доктора — отличные специалисты?

На основании личного опыта могу судить, что чаще всего нет, хотя бывают исключения. Кроме того, я слышала, какие оценки давали своим японским коллегам иностранные доктора. Один чешский хирург рассказывал, что в центральной больнице одного из крупнейших городов Японии из десяти хирургов в Чехии прошли бы аттестацию только двое. При этом время выполнения операций значительно превышает время, которое бы было затрачено в Чехии. Доктора отлично знают, как пользоваться своей настольной книгой — справочником, которому они неукоснительно следуют. Ожидать же от них что-то за пределами справочника довольно бессмысленно.

Японцы очень усердны, и они могут до бесконечности усовершенствовать процесс или технологию, и они также уделяют невероятное внимание безопасности. Но из-за чрезмерной консервативности и групповой ориентированности мышления им довольно сложно меняться и придумывать что-то оригинальное и принципиально новое.

Действительно ли дисциплина в учёбе делает людей хорошими работниками, или же просто давит непосредственность?

Источник: flickr.com

Сильные и слабые стороны

Что касается высоких технологий, то здесь всё зависит от бюджета учебного заведения. Техническое оснащение, например, проекторы и прочая демонстрационная техника, оборудование в естественно-научных вузах — на высоте. Университетские сайты, как правило, представляют собой сложно организованные порталы с личным кабинетом, имеющим множество функций.

Однако при этом уровень инноваций в образовании как системе довольно низок. Это особенно заметно на примере преподавания английского языка: за последние годы не наметилось никакого улучшения. Как правило, преподавание языка доверяют не филологу с хорошим знанием как японского, так и иностранного, а иностранцу с нулевыми или низким знанием японского. Упор делается не на разговорные навыки, а на грамматику, причём произношение вообще игнорируется.

В провинциальных школах и небогатых вузах обстановка аскетична. Если, насмотревшись анимационных фильмов, вы расчитываете увидеть японских школьников, которые пилотируют человекоподобных роботов, то будете разочарованы.

Источник: flickr

В Японии наверняка есть единичные учебные заведения, в которых все организованно так замечательно, что можно только поучиться на этом примере, но в целом японская система образования ужасно устарела, совершенно не отвечает современным потребностям в социальных и экономических изменениях и нуждается в глубокой реформе.

В японских учебных заведениях совершенно не учат ведению дискуссии и автономности суждений. Кроме того, здесь у многих людей низкие навыки критического мышления. Именно критическое мышление является одним из самых распространённых тренингов в корпоративном обучении.


Ранее, в период экономического роста, запрос на узких профессионалов и исполнителей, которым Япония обязана своим успехом в ХХ веке, был велик. Однако сегодня больше востребованы творческий подход и умение находить нестандартные решения. Можно сказать, что это станет определяющей чертой в профессиях будущего, которое наступит, когда сегодняшние первоклассники станут специалистами.

Поэтому для обществ, в которых сильны патриархальные традиции, важно понимать, что интерес к новому, умение видеть ситуации с разных сторон и способность к концептуализации уже сегодня становятся ценнее, чем правила и запоминание конкретики.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

Система образования в Японии

Японская система образования начинается с детских садов 幼稚園 (ё:чиэн) и 保育園 (хоикуэн) для детей дошкольного возраста, затем следует обязательное 9-летнее образование 義務教育 (гимукёику), которое состоит из начальной 6-летней школы 小学校 (сё:гакко) и средней 3-летней школы 中学校 (тю:гакко). Поступление в начальную школу проводится с 6 лет, что является обязательным для всех детей, достигших такого возраста.

После средней школы школьник может продолжить обучение в школе старшей ступени 高等学校 (ко:тогакко), сокращенно 高校 (ко:ко:), сдав вступительные экзамены. Обучение в старшей школе продолжается 3 года. После окончания школы высшей ступени можно поступить в японские ВУЗы, к которым относятся университеты 大学 (дайгаку) и профессиональные колледжи 専門学校 (сенмон гакко). Каждое из этих образовательных учреждений различается по срокам обучения и содержанию образовательных курсов.

Иностранные студенты могут быть признаны лицами, окончившими общеобразовательную школу высшей ступени, если они обладают знаниями эквивалентными знаниям японских выпускников 高等学校 (ко:то гакко). Последняя ступень не является обязательной, но необходима для поступления в ВУЗы, тогда как для поступления в колледжи достаточно среднего образования.

Учебный год в Японии, за некоторым исключением, начинается в апреле и заканчивается в марте следующего года. Иностранным студентам рекомендуется учитывать данное расписание при планировании поступления в японский ВУЗ, особенно для сдачи вступительных экзаменов.

Подробно и системе оразования в Японии и возможностях для обучения иностранных студентов в лекции “Образование в Японии: перспективы и возможности”

Университеты полного и ускоренного циклов, аспирантуры

В Японии существуют университеты полного цикла 大学 (дайгаку), срок обучения в которых 4 года, и университеты ускоренного цикла 短期大学 (танки дайгаку) со сроком обучения 2 года. Для обоих типов стандартный срок обучения в аспирантуре 大学大学院 (дайгаку дайгакуин) составляет: в магистратуре 2 года, в докторантуре – 5 лет и 2 года для получения ученой степени по специальности. Существуют государственные, общественные (префектуральные, муниципальные и т.п.) университеты, и частные. Большую часть университетов Японии составляют частные образовательные заведения. В настоящее время в Японии в университеты обоих циклов поступают около половины выпускников школ старшей ступени.

В ВУЗах Японии, независимо от факультета и отделения, наряду с изучением специальных дисциплин , большое внимание уделяется и обязательным предметам, таким как иностранные языки, физкультура, информатика и т.п.

Зачисление иностранных студентов в японские университеты во многих случаях осуществляется на тех же основаниях, что и зачисление японских студентов.

По окончании базового курса обучения в университете полного цикла присваивается степень бакалавра 学士 (гакуси), в университете ускоренного цикла 短期学士 (танки дайгакуси). По окончание университета ускоренного цикла выпускник может поступить в университет полного цикла. 

В аспирантуре, в зависимости от системы и факультета, выпускникам присваивается степень “магистр наук” 修士 (сю:си), “доктор наук” 博士 (хакуси) и “ученая степень по специальности” 専門職学位 (сэнмонсёку гакуи).

Профессиональные колледжи 専門学校 (сенмонгакко)

Профессиональные колледжи – это среднетехнические учебные заведения, где студенты приобретают узкопрофильные знания и навыки, необходимые для выбранной профессии. В Японии колледжи относятся к высшим образовательным заведениям. Целью таких заведений является развитие профессиональных навыков, востребованных в современном обществе. В основе образовательного процесса лежат практические занятия.

Стандартный период обучения в колледжах составляет 2 года, иногда 3 года. По окончании обучения присваивается квалификация “Специалист” 専門士 (сэнмонси). После 2х лет обучения в колледже выпускник получает возможность поступить в университет полного цикла на 3й курс, иногда на 2й курс. После окончания такого курса присваивается квалификация “Специалист высшей категории” 高度専門士 (ко:до сэнмонси) и выпускник имеет право продолжить обучение в аспирантуре. 

study-japan-guide.com

Развитие электронного обучения в Японии, Страноведение

Пример готового реферата по предмету: Страноведение

Содержание

Образование в Японии — это культ, поддерживаемый семьей, обществом и государством. Система образования Японии, как и в России, делится на несколько ступеней: общее, среднее и высшее образование. Начальная и средняя школы в Японии обязательны для всех и бесплатны. Старшая школа не обязательна, но около

95. процентов продолжают учебу по окончании средней школы.

48. закончивших учебу в старшей школе поступают в колледж (обучение в течение 2 лет) или в университет (обучение в течение 4 лет).

И поскольку школьная программа в Японии мало чем отличается от Российской (если не рассматривать такие условия, как экзамены 3 раза в год и платные старшие классы), то, думаю, не имеет смысла заострять на этом внимание. Двигаемся дальше.

Выдержка из текста

Столь высокий интерес к электронному обучению объясняется довольно просто. В последнее десятилетие произошли сильные изменения на рынке труда: выросли требования к работникам, практически во все сферы деятельности начали широко внедряться IT-технологии, а сам персонал стал более мобильным. Подобные изменения создали необходимость возникновения условий для непрерывной, быстрой, гибкой, и одновременно высококачественной подготовки кадров, и поскольку традиционные системы обучения не могут соответствовать данным требованиям, понадобился поиск альтернативных решений.

Но такое альтернативное решение не могло найтись одновременно в разных странах по всему миру, поэтому в каждой стране этот процесс протекал по-своему.

Рассматривая данную проблему, мне стало очень интересно, а как же данный процесс проходил в Восточной Азии, а именно в Японии? Ведь Япония поистине очень самобытная и необычная страна, она сочетает в себе традиции и новаторство. Рассмотрим этот вопрос поподробнее

Список использованной литературы

1. Датта С., «Глобальная информационная технология отчет 2008−2009: Мобильность в Подключенной к сети World. Всемирный экономический форум.”(2009).

2. Cузуки, К. Из «Список компетенций для выполнения учебного плана: тематическое исследование. Первый в Японии Интернет. Программа для специалистов электронного обучения.» — Международный журнал по E-Learning. (2009).

3. «Цифровой индекс возможностей», (электронный источник: www.itu.int/ITU-D/ict/doi/;дата обращения: 13.10.16)

4. «International Conference: Technology and Future Learning Space, Proceedings», стр 9−17, 2009 г.

5. Katsuaki Suzuki, Ph. D Kumamoto University, JAPAN «E-Learning in Japan: Past, Present, and Future», 2009 г.

referatbooks.ru

О трех реформах образования в Японии



Современная Япония – страна с высоким уровнем жизни населения: одни из лучших в мире технических разработок, первое место в сфере электроники и автоматики, информационное общество и многое другое.

Безусловно, все перечисленные достижения Страны восходящего солнца были бы невозможны без вклада каждого отдельного японца в одно общее дело: «превращение Японии в красивую страну», как когда-то провозгласил один из бывших премьер-министров Японии Синдзо Абэ.
Япония – это страна с 127-миллионным населением. Почти 50% выпускников школ получают высшее образование, потому что иметь хорошее образование в Японии очень престижно, а дать хорошее образование своему ребенку – первостепенная задача каждого родителя-японца. От того, какую школу, а затем вуз закончит ребенок, во многом зависит вся его дальнейшая жизнь и карьера, а значит качество и уровень жизни.

Преобразование образования
Со второй половины XIX в. японская система образования дважды претерпевала коренные преобразования.
Сначала в эпоху Мэйдзи (1868–1912) была упразднена дуальная система частных школ (отдельно существовали специальные школы для самураев и школы для всего остального населения) и создана государственная система всеобщего образования для всех детей (обязательное четырехлетнее образование, а позднее увеличение срока обязательного образования до 6 лет). Тогда большое влияние на формирование японской системы образования оказали европейские модели. Вместе с тем довлел жесткий контроль со стороны правительства, которое взяло на свои плечи формирование учебных планов, программ и штата учителей.

Вторая реформа образования была проведена вскоре после окончания Второй мировой войны. Важной задачей реформы было ослабление  централизованного контроля школьного воспитания и содержания учебных программ с целью не допустить использование образовательных учреждений для ремилитаризации Японии. Большая часть преобразований была осуществлена в условиях американской оккупации и под руководством союзных держав. Неудивительно, что на преобразования огромное влияние оказал американский опыт. Была учреждена система образования «6–3–3» (6 лет – начальная школа, 3 года – младшая средняя школа, 3 года – старшая средняя школа). Все школы были переданы в ведение избираемых органов местного самоуправления. Кроме того, обязательным стало 9-летнее школьное образование, и была заметно расширена система высшего образования.

Проведение каждой реформы было вызвано создавшимися условиями, и реформирование системы образования являлось ответом на вызовы времени. Первая реформа была призвана ликвидировать разрыв в развитии систем образования Японии и стран Запада, вторая – провести реформирование системы образования по американскому пути, обеспечить массовую подготовку специалистов, имеющих среднее техническое образование, которые могли бы восстанавливать страну после Второй мировой войны.

Ответ на вызов времени
Необходимость проведения третьей реформы образования назрела уже более 20 лет назад, она должна была ответить на вызовы глобализации.
Первоначальная концепция третьей реформы образования в Японии была высказана одним из премьер-министров Японии Ясухиро Накасонэ. В одном из своих выступлений он заявил: «…образовательная реформа должна быть нацелена на то, чтобы, с одной стороны, сохранить и развивать традиционную японскую культуру, унаследованную от предыдущих поколений. А с другой − воспитывать у подрастающего поколения высокие идеалы, растить его физически здоровым, формировать личность гражданина, развивать в нем творческое начало, прививать общепринятые в человеческом обществе моральные и поведенческие стандарты, чтобы будущие граждане Японии смогли внести свой вклад в сокровищницу мирового сообщества и привнести в него частицу японского сознания»1.

В 1984 году при правительстве Накасонэ был создан Национальный совет по реформе образования. В его состав вошли 25 высококвалифицированных специалистов, которым предстояло проанализировать состояние образования и разработать свои рекомендации для проведения предстоящей в сфере образования реформы. С тех пор план реформы неоднократно дорабатывался и утверждался. Над его разработкой, каждый в свое время, работали и глава коалиционного правительства, либерал-демократ Рютаро Хасимото, и министр просвещения и науки Японии Осима Тадамори, а также многие другие видные деятели Японии.

Большой интерес к разработке реформы образования проявили все слои японского общества. К сентябрю 2002 года в Японии было собрано более 5300 мнений и предложений, касающихся совершенствования существующей системы образования, большинство из них также было учтено при разработке проекта реформы.

10 постулатов третьей реформы
Было решено проводить преобразования, учитывая как внешние вызовы, порождаемые идущим процессом глобализации, так и внутренние проблемы, скопившиеся в японской системе образования.

Во-первых, в сфере образования было намечено произвести поворот от школьного образования, где основное внимание долгое время обращалось на равные возможности и равное качество образования, в сторону раскрытия разнообразных индивидуальных способностей каждой отдельной личности. Теперь Японии уже не нужны «кропотливые муравьи», ей требуются хорошо образованные, способные и талантливые люди.

Во-вторых, расширить выбор образовательных возможностей и содействовать формированию и развитию такой системы образования, которая бы в течение всей жизни человека смогла бы обеспечить ему непрерывную активную деятельность.

В-третьих, расширять культурный обмен с зарубежными странами, с этой целью необходимо повышать эффективность преподавания иностранных языков, особенно английского. Сейчас в Японии ведутся оживленные дискуссии относительно того, чтобы сделать английский язык вторым государственным языком. Совсем недавно его преподавание было введено в начальных школах. Для проведения занятий по иностранному языку все чаще приглашаются носители языка. Обычный урок по иностранному языку ведут сразу два преподавателя: преподаватель-японец и носитель языка. Первый – японец – играет ведущую роль. Он объясняет грамматику и нюансы языка. Второй – носитель языка – вступает, когда необходимо поставить произношение или прочитать текст. Причем в последнее время акцент в изучении английского языка все больше сдвигается с обучения умению читать и писать на иностранном языке на развитие разговорных навыков.

В-четвертых, планируется осуществить перестройку высшего образования с целью его полной адаптации к новым международным условиям, процессам интернационализации и информатизации, научно-техническому прогрессу как с точки зрения подготовки необходимых кадров, так и участия высшей школы в научных исследованиях. Необходимо обеспечить соответствие высших учебных заведений мировому уровню и провести реформу университетов. Япония активно расширяет обмен между японскими студентами и студентами других стран. Согласно статистике, только в 2003 году общее число студентов, обучающихся в Японии, достигло рекордно высокой отметки, превысив цифру в 100 000 человек. Большую часть из них составили студенты из Китая – 70 814 человек, или 64,7% от общего числа. Японские же студенты предпочитают ехать на учебу в США (2001 год – 59,9% – 46 810 человек). На втором месте стоит Китай (2001 год – 18,8% – 14 692 человека), и на третьем – Великобритания (2001 год – 7,9% – 6206 человек).

В-пятых, поощрять участие молодежи в общественной, волонтерской деятельности, а также привлекать их к участию в реализации различных программ; улучшить систему школьного морально-нравственного воспитания, в том числе с использованием специальных учебных пособий; принять меры по возрождению воспитания детей в рамках семьи и общества. Воспитывать подрастающее поколение необходимо общими усилиями, а не только стараниями семьи или учебных заведений. Чтобы в Японии была достойная молодежь, к ее воспитанию должно быть причастны все члены общества.

В-шестых, необходимо повысить качество подготовки педагогов (выращивать способных, творческих педагогов-профессионалов; внедрить бонусы и специальную систему поощрений для выдающихся учителей; установить порядок, согласно которому педагоги могли бы приобретать производственный опыт в различных учебных заведениях; принимать необходимые меры в отношении некомпетентных преподавателей, включая временное их отстранение от должности).

В-седьмых, важным событием в Японии стал пересмотр старого и принятие «Нового Основного закона об образовании». Этот закон не пересматривался более 60 лет, с 1947 года. В новом Основном законе об образовании, принятом в декабре 2006 года, основной акцент делается на усилении патриотического воспитания подрастающего поколения.

В-восьмых, важная роль в реформировании системы образования отводится информатизации образования. Был разработан Проект тысячелетия, рассчитанный на 2000–2005 годы. Согласно этому Проекту планировалось оснастить все учебные заведения компьютерными классами (из расчета по одному компьютеру на каждого ученика), чаще использовать компьютер и интернет при проведении занятий как в школах, так и в высших учебных заведениях. Показательно, что намеченные цели были успешно и в срок выполнены. Кроме того, планировалось также повысить уровень подготовки преподавателей, чтобы они могли свободно пользоваться компьютером и интернетом. Показательно, что доступ в интернет получили все общеобразовательные школы Японии еще в 2001 году.

В-девятых, создать детям условия для радостного и спокойного учебного процесса: проводить больше культурных и спортивных мероприятий, расширять возможности школьных клубов; улучшить существующую систему и методы работы с детьми с неадекватным поведением; защитить их от негативной информации.

В-десятых, создавать школы, пользующиеся доверием со стороны родителей и местных сообществ, внедрив для этого систему оценки деятельности школ; возобновив деятельность школьных советов с целью участия родителей в жизни школы и обмена информацией между родителями; учредив новые типы школ, удовлетворяющие нужды различных районов страны и различных слоев населения.

Характерными моментами третьей реформы японской системы образования можно считать ее нацеленность на индивидуализацию обучения и культивирование индивидуальности учащихся, усиленное развитие мыслительной деятельности и творческих способностей, смягчение стресса, получаемого абитуриентами при поступлении в вузы, расширение образовательных возможностей посредством системы непрерывного образования, содействие процессу интернационализации японского общества.

Проведение реформы образования подразумевает также решение ряда проблем, накопившихся в системе образования в течение последних нескольких десятков лет. Это апатия учащихся; запугивание и насилие в школе, подростковая преступность; отказы детей посещать школу; нежелание родителей нести ответственность за воспитание своих детей; сильные стрессы на вступительных экзаменах при поступлении в вуз.

Реформа еще не завершена и будет продолжаться. Как еще в 1984 году сказал премьер-министр Накасонэ: «Образовательную реформу нельзя провести быстро, чтобы реформировать систему, потребуется длительное время. Результаты реформ будут видны не ранее чем через 20–30 лет».


1Теперь Японии уже не нужны «кропотливые муравьи», ей требуются хорошо образованные, способные и талантливые люди.

Оксана Железняк


eurekanext.livejournal.com

Дистанционное обучение и его роль в современном мире

Пимичева Мирослава Алексеевна,студентка 4 курса, направления государственное и муниципальное управления, филиала Федерального бюджетного государственного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке, г. Тихорецк[email protected]

Лишманова Нина Александровна,студентка 4 курса, направления государственное и муниципальное управления, филиала Федерального бюджетного государственного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке, г. Тихорецк[email protected]

Научный руководитель –Чернухина Наталья Васильевна,кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры социальногуманитарных дисциплин филиала Федерального бюджетного государственного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке, г. Тихорецк[email protected]

Дистанционное обучение и его роль в современном мире

Аннотация.Встатье рассматривается сущность дистанционного обучения, его состояние на современном этапе,как в России, так и за рубежом.Обсуждаются преимущества и недостатки данной системы получения знаний, анализируются результаты его применения.Ключевые слова: образование, информационные технологии, дистанционное обучение, персональный компьютер, интернет.

В современном мире информационные технологиипронзили все сферы жизни человека, и сфера образования не является исключением. Использование интернет технологий и дистанционного обучения не является сейчас чемто новым. На сегодняшний день дистанционное обучение позволяет взглянуть на процесс получения образования с другой стороны. С появлением интернета у людей появилась возможность прямого доступа к различным ресурсам, находящимся в сети. Потенциал таких технологий очень высок, именно поэтому ни одна область деятельности человека сейчас не функционирует без информационных технологий. Активное использование таких технологий в образовании определиломесто дистанционному обучению. Дистанционное обучение –это обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов.Проблемы,связанные с применением информационных технологий в образовательном процессе, в том числе и дистанционном обучении в той или иной степени нашли отражение в трудах современных исследователей [1, 2, 3, 4, 5].В «Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России» дается следующее определение дистанционного обучения: дистанционное обучение это комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной образовательной среды, основанной на использовании новейших информационных технологий, обеспечивающих обменучебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, компьютерная связь и т.д.)[6].

Однако, при всем при этом, дистанционное обучение не является базовым, оно носит лишь дополнительный характер. Обычные очные занятияпока все же остаются в нашей жизни, несмотря на быстро развивающиеся информационные технологии[7, 8]. Если говорить о столь большом интересе к такому виду обучения, можно выделить три основные причины. Первая причина состоит в большой потребности к простой и достоверной информации. Вторая в том, что технологии для удовлетворения этих потребностей есть уже сейчас и в будущем будут только совершенствоваться. Третья причиназаключается в самом отношении кдистанционному обучению как к новому важному рынку, из чего следует, возможность деловой деятельности на этом рынке. Существует ряд принципов,на которых строится дистанционное обучение. Так, например, П.В. Скулов считает, что ононосит в себе два основополагающих принципа:

свободный доступ, т.е. право каждого, без вступительных испытаний, начинать учиться и получить среднее или высшее образование;

дистанционность обучения, т.е. обучение при минимальном контакте с преподавателем, с упором на самостоятельную работу.Но, кроме этого, есть и другие принципы. Принцип гибкости позволяет не посещать лекции и семинары в строго установленное время, а обучаться в любом месте в удобное для себя время. Благодаря этому принципу повышается доступность образования, т.е. практически каждый может позволить себе получать образованиетаким способом. Модульный принцип обучения. Данный принцип позволяет строить учебные программы для каждого обучаемого с учетом его подготовки и потребностей. Принцип открытогообучения, так же, является немаловажным. Он предполагает, что в системе образования лежит богатая и хорошо разработанная образовательная среда, в которой обучаемый ориентируется достаточно самостоятельно, при этом стремясь к достижению своих образовательных целей.Принцип сознательности и активности, который предполагает понимание учащимся смысла усваиваемых им знаний и умений, а так же, четкое понимание и представление своих целей, формирование на основе приобретенных знания своих убеждений. Кроме принципов дистанционного обучения немаловажным является мотивация обучаемого, которую смело можно назвать движущей силой образовательного процесса. Студент должен для себя осознать важность и необходимость получаемого образования, так какв дистанционном обучении, как говорилось выше, большой упор делается на самостоятельную учебу студента и минимальный контакт с преподавателем. Дистанционное обучение имеет как плюсы, так и минусы. Одним из основных его недостатков, на которые необходимо обратить внимание, является недостаток практических знаний. Обучение дистанционно специальностям, которые требуют большогоколичествапрактических занятийвесьма затруднено. Даже самые современные технологии не заменят реальной практики. Еще одним недостатком является и то, что такое образование не подходит для развития коммуникабельности, связано это с тем, что при дистанционном обучении контакт обучающихся минимален не только с преподавателем, но и друг с другом. Поэтому такая форма получения образования не способна развить такой навык как работа в команде.

Кроме тогодистанционное обучениетребует большой мотивации у учащихся, необходимо поддерживать нужный темп в обучении без помощи со стороны. Недостаточная компьютерная грамотность, так же, является минусом в данном виде образования, котораяможет стать серьезной проблемой в получении образования дистанционно. В современном мире, казалось бы,только ленивый не знаком с компьютером, однако, до сих пор остаются люди работа с компьютером у которых, вызывает большие трудности. Кроме того, не достаточно просто иметь некие базовые знания о персональном компьютере, так жеважно уметь работать в интернете и обрабатывать имеющуюся информацию[9, 10]. Еще одним минусом является проблема идентификации пользователя. Получая образованиедистанционно достаточно сложно определить, насколько студент сам выполнял ту или иную работу. Кроме этого, на итоговую аттестацию студенты вынуждены приезжать в вуз, так как пока еще не существует способа дистанционно провести экзамен. Но стоит отметить, что плюсов у дистанционного образования достаточно много, основным из которых является доступность обучения для любого человека, независимо от его географического положения и в любое время. Учеба без отрыва от основной деятельности, так же, является одним из весомых плюсов такого обучения. Дистанционное обучение позволяет изучатьсразу на несколькокурсоводновременно. Получая образование дистанционно, студенты не сталкиваются с проблемой нехватки учебников, либо какихто других материалов, так как учебные материалы можно всегда найти в сети, что повышает их доступность и облегчает процесс обучения. Очевидно социальное равноправие

возможность получать образование не зависимо от места проживания, состояния здоровья, национальности или материального состояния. Плюсы в дистанционном обучении есть не только для обучающихся, но и для преподавателей, так как онимогут уделять время студентам находясь даже в другой стране. Таким образом,дистанционное обучение предлагает большой спектр возможностей для получения образования, однако, эта система все еще далека от совершенства, есть ряд проблем, с которыми дистанционному образованию как системе придется справляться и совершенствоваться. На сегодняшний день получение высшего образования в России путем дистанционного обучения, является обычным делом. Однако,мало кто знает, что первый шаг к такому виду получения образования был сделан еще в 1997 году с появлением Приказа «О проведении эксперимента в области дистанционного образования». В соответствии с Приказом было выбрано несколько вузов в качестве участников эксперимента, которым выдали соответствующую лицензию, позволяющую осуществлять дистанционное обучение. Эксперимент проводился в два этапа. Первый этап длился с 1997 по 1999 годы, на этом этапе все внимание, в основном, обращалось на отработку и совершенствование технического, технологического, учебнометодического и организационного обоснования дистанционного обучения.Второй этап пришелся на 19992002 годы, главной задачей на этом этапе было создание нормативных и правовых документов, регулирующих применение и использование технологий «дистанта» в образовательном процессе.Всего в сумме 16 высших учебных заведений России приняло участие в этом эксперименте. Данный эксперимент имел большой успех, вследствиечего были разработаны различные методические рекомендации и проекты законов. При всем при этом, стоит отметить, что уровень развития дистанционного обучения за рубежом гораздо выше, чем в России. В нашей стране даже само отношение к дистанционному обучению кардинально отличается от отношения к немув других странах. Так, согласно опросу, проведенному в 2014 году, отношение населения к дистанционному обучениювесьманеоднозначное. На рисунке 1 представлены результаты опроса населения.

Рисунок 1Отношение кдистанционному обучениюПри этом нельзя забывать, что получение дистанционного образования сегодня стоит намного дешевле прочих форм обучения на 3245%, время обучения занимает на3545% меньше, чем при прочих формах, аскорость запоминания учебного материала выше на1525%.К сожалению,Россияпо уровню использования и доступа новых технологий в образовании, находится лишь на 71 месте из 75 наиболее развитых стран. На дистанционное обучение в стране приходится только 15% образовательного рынка. На сегодняшний день активному развитию дистанционного обучения мешает ряд факторов, тормозящих этот процесс. Главным таким препятствием является неразработанная законодательная база, которая является, своего рода, основой для развития дистанционного обучения. Т.е. сейчас отсутствует единое содержание профессиональнообразовательных программ для высшего образования, стандартизация технологий обучения, инструментов регулирования и контроля межрегиональных и международных образовательных услуг. Кроме этого, еще одним важным фактором, тормозящим развитие дистанционного обучения, является мнение населения о том, что такой способ получения образования неэффективен, что качествоего даже ниже, чем у заочной формы обучения. В подтверждение этого фактора выше представлен рисунок1, отражающий мнение населения. Такая обстановка сложилась на сегодняшний день в России в областидистанционно обучения. Однако это совершенно не значит, что государство забросило эту сферуи пустило все на самотек. В нашей стране уже появились собственные онлайн образовательные площадки. Так жев Министерстве образования и науки Российской Федерации существуют отдельные рабочие группы, которые призваны заниматься разработкой стандартов дистанционного образования.Если сравнивать дистанционное обучение в России с другимистранами, например, с США, то дела там обстоят совсем иначе. Сегодня образовательные учреждения США могут предложить осуществление дистанционного образования на технической базе, представленной на рисунке 2.

Рисунок 2 –Техническая база, посредством которой осуществляется дистанционное образование

Как видно из рисунка 2, дистанционное обучение способно разнообразить процесс получения образования, сделать его более интересным и доступным. Именно это отмечают преподаватели не только в России, но и за рубежом. В США дистанционное обучение стало активно развиваться еще 19801990 гг. Первоначальной его целью было повышение уровня квалификации определенной категории граждан, которые по различным причинам желали получить высшее образование дистанционно. Основной причиной такого роста желающих получить высшее образование, можно считать, необходимость наличия такого образования для приема на хорошую высоко оплачиваемую работу. В США дистанционное обучение предоставляется как частными, так и государственными учебными заведениями. Однако, в большей степени, услуги по дистанционному обучению предоставляются государственными ВУЗами. На сегодняшний день в этой стране сложилась такая тенденция

количество студентов, которые получают образование дистанционно, растет гораздо быстрее, чем число студентов дневных отделений. Примерно 82% всех учебных заведений США предоставляют минимум один курс дистанционно, а 67% считают, что это направление является перспективным. На мировом рынке дистанционного обучения, большая доля принадлежит США и странам Европейского союза. Развитие этой отрасли в Евросоюзе происходит, по большей степени, засчет государства, например, посредством дотаций. В Америке же, больший вклад в его развитие происходит через коммерческую систему. Говоря о дистанционном обучении невозможно не упомянутьстоль технически развитую страну как Япония. С начала 80х годов в Японии реализуется государственный проект «Университет в эфире». Суть этого проекта в том, что в определенное время по телевидению и радио транслируются лекциипо каждому выбранному предметуиучащиесядважды в неделю прослушивают часовую лекцию. Через пять лет студенты должны сдать экзамен и получить диплом. Такой вид получения образования в Японии считается условно дистанционным, но при этом, получать его могут и иностранцы, которые работают или учатся в Японии.Сегодня в Японии дистанционное обучение развивается не только в конкретных вузах, спонсируемых за счет государства, но и по средствам крупных коммерческих корпораций, которые ориентированы, в большей степени, на подготовку населения в сфере бизнеса.Стоит упомянуть и о том, что в Японии получить основное образования бакалавра дистанционно практически невозможно, так как большинство вузов требуют личного присутствия студента. Дистанционно обучатся, возможно, лишь при получении дополнительного образования. Дистанционные курсы магистратуры предлагают два вида получения образования в зависимости от срока обучения. Первый вид дистанционного обучения с фиксированными сроками сдачи всех работ и экзаменов, второй вид предполагает отсутствие временного лимита. Программы для второго типа обучения включают в себя задания и экзамены, которые студент может сдать в любое удобное время. Дистанционное обучение так жеактивно используется крупными фирмами и корпорациями Японии для переподготовки и повышения квалификации своих работников без отрыва от рабочего процесса. Такие фирмы активно используют корпоративные образовательные сети, однако эти программы доступны только сотрудникам данных фирм и корпораций, как правило, уже имеющим высшее образование. Таким образом, можно сделать вывод о том, что дистанционное обучение является на сегодняшний день неделимой частью образовательной системы, наряду с такими формами получения образования как очное или заочное. В России система дистанционного образования находится все еще встадии разработки, попрежнему нет четкой правовой базы, однако это не мешает ВУЗам предоставлять услуги по осуществлению дистанционного обучения. В других же развитых странах, таких как США или Япония, дистанционное обучение начало развиваться раньше и намного продуктивнее по сравнениюс Россией, однако, и в этих странах получение дистанционного обучения сопровождается рядом условийи ограничений. Подводя итог, стоит отметить, что дистанционное обучение, как один из современных видов обучени

e-koncept.ru

Оставить комментарий