Эссе культурология – Лучшие эссе по культурологии.

Содержание

Лучшие эссе по культурологии.

Documents

войти

Загрузить

×

  1. Искусство и гуманитарные
  2. Архитектура

advertisement

advertisement

Related documents

Освальд Шпенглер. «Закат Европы». Культура. История – это

Кравченко, Полозов

7 лекция — Pk42.ru

Концепция культуры

1. Проблема периодизации развития современной цивилизации

Понятие цивилизация. Становление соотношения цивилизаций и культуры.

УДК 130.2 Степаненкова В.М. РОЛЬ ГОРОДА В КУЛЬТУРЕ И

Ислам – важнейшая часть духовной культуры России

Суразаков А.С. ЦИВИЛИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРА (г.Горно-Аптайск)

Цивилизационное развитие России: социологический диагноз последних двадцати лет Электронный ресурс

Лекция Цивилизация и культура

Книга Цивилизация смерти — Александр Неклесса

Переход культуры к цивилизации

studydoc.ru

Темы эссе по культурологии

Методические
рекомендации написания эссе и список
рекомендуемых тем эссе

(со
списком предлагаемой основной литературы
к каждой теме)

1. Аполлоническое
и дионисийское начало в культуре.

Ницше
Ф. Рождение трагедии из духа музыки //
Ф. Ницше. Соч.: в 2 т. — М., 1990.)

2. Гибель
культуры или ее кризис.

1)
Ницше Ф. Антихрист. Проклятие христианству
// Ф. Ницше. Соч.: в 2 т. Т 2. — М., 1990.

2)
Шпенглер О. Закат Европы — М., 1993.

3. Исторические
судьбы европоцентризма.

Ясперс
К. Смысл и назначение истории. – М., 1994.

4. Национализм
как феномен современной социокультурной
ситуации.

Бердяев
Н Философия свободного духа. – М., 1994.

5. Психоанализ
о ментальности.

Фромм
Э. Бегство от свободы. – М., 1990.

6. Мистика
как феномен.

1)
Бердяев Н. Философия свободы.

2)
Бердяев Н. Смысл творчества. – М., 1989.

3)
Джеймс У. Многообразие религиозного
опыта. — М., 1983.

7. «Я»
или «Оно»?

Фрейд
З. Я и Оно // Фрейд З. Психология
бессознательного. Сб. произведений. —
М., 1989.

8. Проблема
целостности человеческой души по К.Г.
Юнгу.

Юнг
К.Г. Архетип и символ. – М., 1991.

9. Элитарная
культура как антипод массовой культуре.

Ницше
Ф. Так говорил Заратустра // Ф. Ницше.
Соч.: в 2 т. Т 2. — М., 1990.

10. Свобода
и судьба в античном мире.

Эсхил.
Прометей прикованный // Античная драма.
— М., 1970.

11. Государственность
как человечность в конфуцианстве.

Ли–цзы
// Древнекитайская философия. Сборник
текстов: в 2 т. Т. 2. — М., 1973.)

12. Даосизм:
свобода как растворение в природе.

Чжуан
цзын // Древнекитайская философия.
Собрание текстов: в 2 т. Т. 1. — М., 1972.

13. Символизм
восточных культур.

Японские
трехстишия. Любое изд.

14. Христианство
и антисемитизм.

1).Тайна
Израиля. Еврейский вопрос в русской
религиозной мысли к.
XIX
– н.
XX
вв. – СПб., 1993.

2)
Бердяев Н. Еврейский вопрос как
христианский вопрос // Искусство кино
— 1992. — № 5.

3)
Соловьев В.С. Еврейство и христианский
вопрос // В.С. Соловьев. Соч. Т.1. –1989.

15. Духовные
и нравственные проблемы Нагорной
проповеди.

Евангелие
от Матфея // Новый завет. Любое изд.

16. Может
ли быть «священной» война?

Коран.
Любое изд.

17. Гимн
гуманизма Данте.

Данте
А. Божественная комедия. – М., 1967.

18. Протестантская
этика труда.

Вебер
М. Протестантская этика и дух капитализма
// М. Вебер. Избр. произвед. – М., 1990.

19. Идеалы
Просвещения.

Вольтер.
Кандид или Оптимист

20. Возможен
ли «поток сознания»?

1)
Джойс Дж. Улисс.

2)
Любые произведения М. Пруста; Г. Стайна;
В. Вульфа; М. Павича; В. Пелевина; Х.
Борхеса.

21. Характерология
модерниста и авангардиста.

1)
Руднев В. Модернистская и авангардная
личность как культурно-психологический
феномен // Русский авангард в кругу
европейской культуры. — М., 1993.

2)
Шапир М. Что такое авангард? // Даугава.
– 1990. — №3.

22. Анекдот
— его роль в культуре ХХ века.

1)
Фрейд З. Остроумие и его отношение к
бессознательному // З. Фрейд. Художник
и фантазирование. — М., 1995.

2)
Налимов В.В. Вероятностная модель языка:
о соотношении естественного и
искусственного языков. — М., 1979.

3)
Руднев В. Прагматика анекдота // Даугава.
— 1990 — №6.

23. Понимание
Истины и Реальности в фильме М. Антониони
«Блоу-Ап».

1)
Колотаев В. Видимое против говоримого:
Антониони против Флоренского // Логос
– 2000. — №2.

2)
Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблема
киноэстетики. — Таллин, 1973.

24. Проблема
возможных миров в фильме Т. Тыквера
«Беги, Лола».

1)
Данн Дж.У. Эксперимент со временем. — М.,
2000.

2)
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной
сказки. — Л., 1986.

3)
Фон Франц М.Л. Психология сказки. — М.,
СПб., 1998.

4)
Юнг К.Г. Феноменология духа в сказках
// Юнг К.Г. Душа и миф: Шесть архетипов. —
Киев, 1996.

25. Постмодернистские
характеристики романа В. Набокова
«Бледный огонь».

1)
Набоков В. Бледный огонь. Люб. изд.

2)
Пятигорский А.М. Некоторые общие замечания
о мифологии с точки зрения психолога
// Учен. зап. Тартусского ун-та. — Тарту,
1965. — Вып. 181.

26.
Классическое произведение европейского
модернизма и неомифологизма. «Волшебная
гора» Т. Манна.

1)
Манн Т. Волшебная гора. Люб. изд.

2)
Фрейд. З. По ту сторону принципа
удовольствия // З. Фрейд. Психология
бессознательного. — М., 1990.

3)
Фрейзер Дж.Дж. Золотая ветвь: Исследование
магии и религии. — М., 1985.

27. Детектив
— специфический жанр массовой литературы
и кинематографа ХХ века.

1)
Руднев В. Культура и детектив // Даугава
— Рига, 1988. — №12.

2)
Руднев В. Исследование экстремального
опыта // Художественный журнал. — 1995 — №
9.

28. Дзенское
мышление в творчестве Д. Селенджера.

1)
Селенджер Д. Хорошо ловится рыбка-бананка.
Люб. изд.

2)
Судзуки Д. Основы Дзен-буддизма. — Бишкек,
1993.

29. Предчувствие
судьбы ХХ века в романе Ф. Кафки «Замок».

1)
Кафка Ф. Замок. Люб. изд.

2)
Брод М. О Франце Кафке. — СПб., 2000.

30. Образ
зеркала в одноименном фильме А.
Тарковского.

1)
Брюсов В. В зеркале // В. Брюсов. Земная
ось. — М., 1907.

2)
Кирсанов С.И. Зеркала. — М.. 1970.

3)
Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье. — М., 1982.

4)
Лотман Ю.М. О семиосфере // Ю.М. Лотман.
Избр. статьи: в 3 т. Т. 1. — Таллинн, 1992.

31. Принцип
абсурда в фильме Л. Бонюэля «Золотой
век».

1)
Фрейд З. Я и Оно // З. Фрейд. Психология
бессознательного. — М., 1990.

2)
Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в
психоанализе. — М., 1995.

32. Карнавализация
— явление культуры Нового времени.

1)
Бахтин М.М. Франсуа Рабле и нардная
смеховая культура средневековья и
Ренессанса. — М., 1965.

2)
Иванов Вяч. Вс. К семиотической теории
карнавала как инверсии двоичных
противопоставлений // Учен. зап. Тартуского
ун-та. — Тарту, 1978. — Вып. 408.

33.
Кино — феномен, создавший образ ХХ века.

1)
Иванов Вяс. Вс. Функции и категория языка
кино // Учен. зап. Тартуского ун-та. —
Тарту, 1975. — Вып. 365.

2)
Иванов Вяч. Вс. Фильм в фильме // Учен.
зап. Тартуского ун-та. — Тарту,1981. — Вып.
576.

3)
Лотман Ю.М. Место киноискусства в
механизме культуры // Учен. зап. Тартуского
ун-та. — Тарту, 1977. — Вып. 411.

4)
Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы
киноэстетики. — Таллин, 1973.

5)
Лотман Ю.М., Цивьян Ю.Г. Диалог с экраном.
— Таллин, 1994.

34.
Для чего нужна массовая культура?

1)
Минц З.Г., Лотман Ю.М., Мелетинский Е.М.
Литература и мифы // Мифы народов мира.
Т. 1. — М., 1982.

2)
Руднев В. Культура и детектив // Даугава.
— Рига, 1988. — №12.

35. Пятое
Евангелие – «Мастер и Маргарита» М.
Булгакова.

Гаспаров
Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой
романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
// Б.М. Гаспаров. Литературные лейтмотивы.
— М., 1995.

36. Диагноз
нашего времени – «Матрица» (реж. братья
Вайчковски).

37. Значение
невроза в творчестве художников ХХ
века.

1)
Руднев В. Психотический дискурс // Логос
— 1999. — № 3.

2)
Фрейд З. Бред и сны в «Градиве» Р. Ибсена
// З. Фрейд. Художник и фантазирование.
— М., 1995.

38. Деконструкция
жанра романа в «Норме/Романе» В. Сорокина.

1)
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики.
— М., 1976.

2)
Руднев В. конец поствыживания //
Художественный журнал. — 1996. — № 9.

39.
Полифонический роман: его место и роль
в культуре ХХ века.

1)
Манн Т. Волшебная гора; Манн Т. Доктор
Фаустус; Фолкнер У. Шум и ярость. Любые
изд.

2)
Бурно М.Е. О характере людей. — М., 1996.

3)
Волков П.В. Разнообразие человеческих
миров: Руководство по профилактике
душевных расстройств. — М.: Аграф, 2000.

40.
Связь рекламы с психоанализом (стадии
психосексуального развития).

1)
Блюм Г. Психоаналитические теории
личности. — М., 1996.

2)
Лапланш Ж. Понталис Ж.-Б. Словарь по
психоанализу. — М..1990.

3)
Фрейд З. Характер и анальная эротика //
З. Фрейд. Тотем и табу. — М., 1998.

41. Философия
«своего среди чужих» в фильме Т. Лиозновой
«Семнадцать мгновений весны».

1)
Руднев В. Случай Штирлица // В. Руднев.
Метафизика футбола: Исследования по
философии текста. — М., 2001.

2)
Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия
// З. Фрейд. Психология бессознательного.
— М., 1990.

3)
Фромм Э. Адольф Гитлер: Клинический
случай некрофилии. — М., 1992.

42. Специфика
понимания Смысла в культуре ХХ века.
Фильм А. Куросавы «Расёмон».

1)
Данн Дж. Эксперимент со временем.

2)
Пятигорский А.М. Философия одного
переулка. — М.,1991.

3)
Руднев В. Феноменология события // Логос
— 1993 — № 4.

43. Феномен
моды: социальные, экономические и
эстетические истоки.

1)
Гофман А.Б. Мода и люди: Новая теория
моды и модного поведения. — М., 1994.

2)
Мода: за и против. — М., 1973.

3)
Петров В. Мода как общественное явление.
— Л., 1974.

44. Сверхъестественное
в современной киноиндустрии: сериалы
«Зачарованные», «Чудеса науки», «Гарри
Поттер» и т.д.

1)
Вебер М. Избр. произв. — М., 1990.

2)
Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в
первобытном мышлении. — М.,1994.

3)
Психология религии // Введение в общее
религиоведение: учебник / под ред. И.Н.
Яблокова. — М.- 2001. — Гл. 4.

4)
Феноменология религии // Введение в
общее религиоведение: учебник / под ред.
И.Н. Яблокова. — М.- 2001. — Гл. 5.

45.
Современный рок в России — всё ещё рок?

1)
Кнабе Г.С. Феномен рока и контркультура
// Вопросы философии. – 1990. — № 8.

2)
Набок И.Л. Рок-музыка: эстетика и идеология.
— М., 1989.

3)
Переверзев Л.Б. От джаза к рок-музыке:
вступительная статья // Коннен В. Пути
американской музыки. — М., 1977.

4)
Рок-музыка в СССР. — М.,1990.

46.
Понимание души нашими современниками.

1)
Природа и человек в религиозных
представлениях народов Сибири и Севера.
— Л., 1976.

2)
Токарев С.А. Религия в истории народов
мира.- Изд. 3-е., испр. — М., 1976.

3)
Франк С.Л. Душа человека. — М, 1917.

47.
Перспективы современной Российской
культуры, согласно концепции Л.Н.
Гумилева.

1)
Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки
этнической истории. — М., 1994.

2)
Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и
цивилизации. — М., 1993.

3)
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли.
— СПб., 1990.

4)
Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и
история природы. — М., 1993.

48. Игра
как феномен культуры.

1)
Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания.
— Кемерово, 1992.

2)
Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом
развитии ребенка // Вопросы психологии.
– 1966. — № 6.

3)
Хейзинга
Й.
Homo Ludens.-
М.,
1992.

4)
Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 1978.

49. Почему
продюссер фильма, а не режиссер получает
главную премию на «Оскаре»?

Грэм
Г. От живописи к киннематографу // Г.
Грэм. Философия искусства. — М., 2004. — гл.5.

50.
Образ Сократа в античности.

Аристофан.
Облака; Платон. Апология Сократа. Любые
изд.

51.
Рыцарство Средневековья: рыцарская
идея и идеал.

Хейзинга
Й. Осень средневековья. — М., 2004.

52. Символизм
мифов.

Элиаде
М. Очерки сравнительного религиоведения.
— М., 1999.

53. Антитоталитарные
романы ХХ века.

Платонов
А. Котлован; Замятин Е. Мы; Оруэлл Дж.
1984; Он же. Скотный двор.

54. Исторические
модели культурного человека.

Савицкая
Э. Закономерности формирования «модели
культурного человека» // Вопросы
философии. — 1990. — №5.

55. Проблемы
гуманизма в творчестве Л.Н. Толстого.

1)
Немировская Л.З. Толстой и проблемы
гуманизма. — М,, 1988.

2)
Толстой Л.Н. Исповедь // Собр. соч.: Т. 16.
— М., 1983.

3)
Толстой Л.Н. Смерть Ивана Ильича. Люб.
изд.

56. Воображение
и фантазия как основа искусства.

1)
Борев Ю. Эстетика. — М., 2002.

2)
Кривцун О. Эстетика. – М., 2001.

3)
Родари Д. Грамматика фантазии. – М.,
1990.

4)
Сартр Ж.-П. Воображение.

5)
Скоробогатов В.А., Коновалова Л.И. Феномен
воображения. — СПб., 1992.

57. Быт
и нравы Руси сквозь призму «Домостроя».

1)
Домострой. Люб. изд.

2)
Костомаров. Быт и нравы Древней Руси.

58. Существовал
ли языческий пантеон богов у славян?

1)
Даль В.И. О поверьях и суевериях великого
русского народа.

2)
Мифы народов мира: Энциклопедия.

3)
Рыбаков Б. Мифы древних славян.

studfiles.net

Эссе культурология

«Дуб, раздробленный
молнией»

Уверен, что мое
первое посещение Третьяковской галереи
запомнится мне надолго. Меня впечатлило
множество картин: своей красотой,
своеобразием композиции каждого из
представленных авторов и, безусловно,
выразительностью красок. Однако, больше
всего меня тронула картина, созданная
известным художником Воробьевым М.Н. —
«Дуб, раздробленный молнией».

Первое впечатление
было очень ярким. Взгляд упал на резкую
протяженную линию, напоминающую луч
солнца. Возможно, что в первые минуты,
как и я, многие посетители теряются в
догадках, что именно изображено на
картине, т.к. на ней очень много темных,
придающих композиции особую таинственность,
тонов, которые сливаются.

Перед нами предстает
одинокий дуб, сильное и крепкое дерево,
пораженное тонкой молнией. Здесь художник
словно бы описывает борьбу неба и земли.
Воробьеву М.Н. удалось передать свое
ощущение всей мощи природы, отраженной
в яркой, быстрой молнии, в огромном,
сильном дубе и в бескрайнем синем море.
Все показано очень реалистично: можно
разглядеть отдельные капли, оторвавшиеся
от бушующей морской волны, очень подробно
прорисованы листья дерева, его ветки,
прогибающиеся под напором ветра.

Эта картина
по-настоящему захватывает сознание,
поскольку разбушевавшаяся гроза и
величественные, ни с чем не сравнимые,
молнии всегда завораживали своей
загадочностью человека. Можно бесконечное
количество раз рассматривать в
подробностях тот самый момент удара
молнии, который так сильно впечатляет.
Художнику удалось на века сохранить
эту волшебную, пугающую и одновременно
чарующую, секунду. Это действительно
важный вклад в культуру нашей страны.
И ,пожалуй, одно из лучших произведений
искусства, которые я когда-либо видел.

2ABC-1ДБ-270

Бессонов Илья

2АВС-1ДБ-270

Бессонов Илья

studfiles.net

Мои размышления о культуре эссе

Существует очень много Определений культуры. Сравнивая словарные статьи и высказывания разных авторов, философов, ученых, писателей и др., я пришла к выводу, что Культура — это путь духовного развития человечества. Духовное развитие я понимаю как стремление к совершенству, и путь духовного развития человечества — это, с одной стороны, конечная цель этого пути — совершенство, с другой, — все достижения, которые накопило человечество в своем движении к совершенству: великие памятники архитектуры и зодчества, картины, книги, музыка, литература, которыми сегодня восхищается весь мир. Также в своем стремлении к прекрасному, к совершенству человечество создало и создает в самом человеке такие качества, которые и отличают его от животного. Это любовь, умение заботиться о других, ответственность, честность, умение ценить и создавать красоту во всем, одним словом, — все то, что делает человека культурным. И сегодня, говоря о культуре, я не буду рассказывать о памятниках культуры, великолепных картинах, музыке, литературе, а хочу обсудить с вами качества человека, которые выковала в нем культура, т. е. стремление к совершенству.
Хочется говорить именно об этом, т. к. качества человека определяют условия нашей жизни, а я хочу Жить в культурном обществе! Красотой или безобразием окружает себя человек, зависит от того, насколько он приобщен к культуре. Без культуры нет жизни так же, как без воды и воздуха. Чтобы убедиться в этом, давай, читатель, мы с тобой заглянем в два города. В одном царствует культура, а в другом ее уничтожили. Пройдемся по одному из них.
Мы идем по узкой грязной улице. Везде мусор: осколки разбитых бутылок, обертки бумаги, гниющие пищевые отходы. Дома старые и неухоженные, серые, скучные, полуразвалившиеся, а за ними — бурьян, окруженный облезлым забором, — бывшие парки. Встречаем пьяных людей, слышится ругань, драки. Люди в грязной, оборванной одежде, лица в кровоподтеках и нагоняют страх. Заглянем в один из домов. В доме живет семья с маленьким ребенком. Мать, в грязной одежде, развалившись на кровати, спит, отец тупо смотрит в телевизор, а в соседней комнате кричит еще грудной ребенок, напуганный, голодный и замерзший. В комнатах грязь, оборванные обои, разбросанная одежда, разбитая посуда, сломанная мебель и битые окна. В спешке удаляемся из этого дома. И вот уже этот страшный город позади, и мы попадаем, в другой, ему противоположный.
Ровная широкая дорога, ухоженная и чистая. Красивые дома, окруженные аккуратными клумбами с цветами. Огромные парки, деревья и травы в цвету, от которых далеко разливается медовый запах, животные, свободно разгуливающие на воле. Приветливые люди, красивые и чистые. Приятно видеть счастливые и радостные лица, слышать приятные речи, комплименты и смех, ощущать запахи зелени. Видим дом с маленьким заборчиком, перед ним клумбы. Заходим и слышим приветствие, видим чистоту и счастливые лица обитателей. Играет тихая музыка, на кухне готовят… Не хочется покидать эту тихую обитель. Хочется остаться здесь навсегда. Но наше путешествие подходит к концу, и мы с грустью покидаем этот гостеприимный город: пора возвращаться, пора и дома — …
Дорогой читатель, а какой выбор сделал ты, каким ты сделаешь свой дом, свой город, свой поселок..? Какова роль Культуры Вашей жизни? Не пришла ли пора нам всем задуматься о том, что мы делаем с Культурой?

Загрузка…

Мои размышления о культуре эссе

goldsoch.info

Тематика эссе по культурологии своеобразие культурологии как комплексной науки. Понятие

ТЕМАТИКА ЭССЕ по КУЛЬТУРОЛОГИИ


  1. Своеобразие культурологии как комплексной науки.

  2. Понятие «культура» в языках различных наук и в разговорном языке.

  3. Игра как принцип объяснения культуры.

  4. Формирование и основные значения понятия «цивилизация». Типы цивилизаций.

  5. Культура и цивилизация: синтез или различие.

  6. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация»: современная позиция.

  7. Отечественная и европейская цивилизации в ретроспективе и перспективе.

  8. Гуманизм и технократизм в современной культуре.

  9. Специфика и основные черты техногенной цивилизации.

  10. Тенденция и перспективы культуры в ХХI веке.

  11. Миф и его роль в культуре.

  12. Культура как система знаков.

  13. Культура как «производство» человека.

  14. История мировой культуры или круговорот «локальных» цивилизаций.

  15. Мир как взаимодействие культур (сравнительный анализ культурологических теорий Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби и С. Хантингтона).

  16. Гендерная проблематика и диалог культур.

  17. Восток и Запад: конфликт цивилизаций?

  18. Экологическое сознание Запада и Востока: сравнительный анализ.

  19. Россия и ее тип культуры.

  20. Культура России и русский национальный характер.

  21. Соотношение европейской и восточной ментальности. Специфика российской ментальности.

  22. Типы социального характера в России на рубеже веков.

  23. Особенности культурной идентификации в современной России.

  24. Россия в системе Восток-Запад: противостояние или диалог культур?

  25. Контркультура как механизм социокультурной динамики.

  26. Факторы и механизмы трансформации культуры.

  27. Сущность феномена кризиса культуры. Может ли культура обойтись без кризиса?

  28. Особенности культурного кризиса в условиях современного российского общества.

  29. Проблема критерия культурного прогресса.

  30. Универсализация и трансформация культуры в эпоху глобализации.

  31. Рутинизация и виртуализация современной культуры.

  32. Потребность в общении и ее удовлетворение в различных типах культур.

  33. Культурная идентификация личности в контексте глобализации.

  34. Глобализация как основание межкультурного диалога.

  35. Традиционная культура и современное общество.

  36. Народная культура и традиции.

  37. Проблема соотношения природного и культурного в человеке.

  38. Социализация и инкультурация индивида. Механизм и средства социализации в различных культурах.

  39. Механизмы взаимодействия культуры и индивида.

  40. Ценности и ценностные ориентации как ключевые составляющие личности. Отличие ментальности от ценностных ориентаций личности.

  41. Роль человеческих потребностей в процессе приобщения к субкультуре.

  42. Мир человека в социально-культурной реальности общества.

  43. Иметь или быть — два пути развития культуры.

  44. Человек как потребитель (по работе Э. Фромма «Иметь или быть?»)

  45. Универсальная модель взаимодействия людей З.Фрейда (либидо и Эдипов комплекс): за или против.

  46. Категория «сверхъестественного» в мышлении традиционного и современного общества.

  47. Межличностные отношения как социально-культурный феномен.

  48. «Свобода от» и «свобода для» в условиях культуры постиндустриального общества.

  49. Социокультурные факторы профессиональной успешности личности в современном обществе.

  50. Современное общество: соотношение материальных и духовных ценностей.

  51. Аполлоновское и дионисийское начала в современной европейской культуре.

  52. Массовая культура как феномен информационного общества.

  53. Конвергенция элитарного и массового в культуре постиндустриального общества.

  54. Проблемы формирования массовой информационной культуры в современном мире.

  55. Логика и мифы современной культуры.

  56. Особенности и тенденции развития культуры XXI века.

  57. Социокультурная адаптация личности в современных условиях: ценностный аспект.

  58. Стереотипы и предрассудки в межкультурной коммуникации.

  59. Межкультурные конфликты и пути их разрешения.

  60. Толерантность как результат межкультурной коммуникации.

  61. Понимание как проблема межличностной коммуникации.

  62. Особенности взаимодействия человека и телевидения.

  63. Влияние СМИ на культуру общества.

  64. Политический миф как способ формирования социальной реальности.

  65. Влияние политической мифологии на формирование «идеологизированного» массового сознания.

  66. Средства массовой коммуникации как основа мифотворчества

  67. Корпоративная культура и механизмы ее передачи.

  68. Информация как явление культуры.

  69. Математика как культурное явление.

  70. Субкультура сети Internet.

  71. Коммуникативные стили и субкультуры как параметры социализации современной молодежи.

  72. Ролевая игра как элемент молодежной субкультуры.

  73. Социальная реклама глазами молодежной аудитории.

  74. Магия в сознании современной молодёжи.

  75. Язык как средство познания самого себя.

  76. Язык тела как древнейший способ человеческой коммуникации.

  77. Культура народа и языковая картина мира.

  78. Пословицы и поговорки как часть народной культуры.

  79. Язык как основа национальной и культурной идентификации.

  80. Невербальные коммуникации – путь вхождения в «чужую» культуру.

  81. Природа творчества и его роль в культуре.

  82. Искусство как феномен культуры в условиях становления информационного общества.

  83. Художественный стиль как символическое выражение души культуры.

  84. Массовое искусство как универсальное средство культурной идентификации.

  85. Страх как эмоционально-психологическое состояние и его роль в искусстве современного индустриального общества (литература, кино, театр).

  86. Прогресс в науке и художественном творчестве.

  87. Место и роль религии в развитии человеческой культуры.

  88. Наука и религия как символические модели мира.

  89. Духовный мир человека в зеркале науки и религии.

  90. Ислам и христианство в эпоху глобализации.

  91. Религиозная символика в народной сказке.

  92. Религия и политическая культура.

  93. Мифологизация, демифологизация и ремифологизация религии в России.

  94. Природа и техника. Органика и организация.

  95. Перспектива Мегамашины.

  96. Техника как социокультурное явление: тенденции и перспективы развития.

  97. Современная и будущая техника: могущество или угроза.

  98. Техногенная цивилизация: есть ли будущее?

  99. Техника и наука: эволюция взаимоотношений.

Поделитесь с Вашими друзьями:



psihdocs.ru

Тематика эссе по культурологии

Тематика эссе по микроэкономике
Важнейшие принципы экономического анализа и их применение в экономических исследованиях
Методические рекомендации по написанию эссе по краеведению Эссе как вид сочинения по краеведению
Во время проведения муниципального и регионального этапов олимпиады по краеведению написание эссе предлагается участникам в качестве…
Методические указания по написанию эссе написание эссе является важным…
В соответствии с рабочим учебным планом Международного экономического факультета текущий контроль по дисциплине «макроэкономика»…
Методические рекомендации к его выполнению Написать эссе «Круг психологических…
Почему?». При написании эссе необходимо руководствоваться «Информационно-справочному диску», в котором подробно изложены детали и…
Кафедра философии и культурологии
Кафедра Философии и культурологии была создана в мгупб в 1991 г. Ее создание было своеобразным ответом на кардинальные изменения…
Спецкурс по культурологии Методические указания для студентов дневного отделения
Преподавание культурологии в высших учебных заведениях способствует формированию национальной картины мира вступающих в жизнь поколений,…
Современное эссе как коммуникативная форма: траектории чтения
Анализируются эссе из книг современных поэтов и эссеистов Александра Скидана, Шамшада Абдуллаева и Аркадия Драгомощенко, представляющих…
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное…
Программа курса составлена ст преподавателем кафедры гуманитарных наук спбф гу-вшэ, кандидатом культурологии Ивановой Ю. В. В подготовке…
The Amur region My native land
Наиболее интересный материал нашел свое отражение в эссе. Увлекаясь изучением английского языка, она попробовала себя в роли переводчика….
Программа и планы семинарских занятий Петрозаводск 2003 Рассмотрены…
Ления проблем развития и воспитания культуры. Предмет и задачи культурологии. Основные методологические подходы к историческому и…

top-bal.ru

Темы эссе по культурологии

Темы эссе по культурологии

  1. Рациональность как судьба европейской культуры
  2. Национализм как феномен современной социокультурной ситуации.
  3. Элитарная культура как антипод массовой культуре.
  4. Государственность как человечность в конфуцианстве.
  5. Может ли быть «священной» война?
  6. Идея альтернативности в истории
  7. Детектив — специфический жанр массовой литературы и кинематографа ХХ века.
  8. Современные субкультуры: культурное разноообразие или маргинализация культуры?
  9. Кино — феномен, создавший образ ХХ века.
  10. Для чего нужна массовая культура?
  11. Реклама, как элемент социальной реальности.
  12. Феномен моды: социальные, экономические и эстетические истоки.
  13. Феномен красоты в русской культуре.
  14. Тема любви в русской культуре 19-20 века.
  15. Ислам и европейская цивилизация: диалог или столкновение?
  16. Перспективы современной Российской культуры
  17. Игра как социальная форма современной культуры.
  18. Проблемы гуманизма в современной социокультурной реальности.
  19. Египет – «цивилизация смерти».
  20. Ислам и европейская цивилизация
  21. Техника и судьбы культуры
  22. Современные биотехнологии и будущее человечества.
  23. Возможна ли компьютерная цивилизация?
  24. Современное религиозное возрождение и его противоречия

Методические рекомендации к написанию эссе

Эссе — это литературная форма демонстрации своего мнения на какую-либо тему и аргументация этого тезиса. Цель написания эссе — научиться формулировать свое мнение и уметь его отстоять.

Эссе не следует путать с рефератом. Реферат- это обзор одной или нескольких книг. В общем-то, это пересказ отдельных глав из книг, собранных под определенной темой. Это наименее серьезная работа.

Обычно эссе состоит из следующих пунктов:

1) формулировка тезиса

2) интерпретация тезиса

3) аргументация тезиса.

Как правило, наибольшую трудность представляет формулировка тезиса эссе (то есть положения, которое следует обосновать). Например, «за что я люблю кино», или «христианство и ислам: общее и различия» — не являются тезисами эссе. Они скорее могут служить темой для эссе, но не тезисом. Тезис должен утверждать что-то, что можно обсудить и объяснить. Например: «Рок-культура никогда ни в СССР, ни в постсоветской России не существовала», или «Кино нельзя считать искусством, это кич». Как видите, в таких суждениях есть место для объяснений.

Каждое понятие, используемое в тезисе, должно быть разъяснено. То есть что вы подразумеваете под кино? Может быть, вы имеете в виду только художественные фильмы, или документальные? Что подразумеваете под искусством и ничем? Это этап эссе называют интерпретацией тезиса, он позволяет уяснить содержание вашего суждения, понять вашу мысль. Для раскрытия содержания понятий можно использовать справочную литературу (словари, справочники, учебники, энциклопедии).

После формулировки тезиса следует аргументация. Здесь вы должны обосновать не только истинность тезиса, но и целесообразность принятия его, показать значение вашей мысли, преимущество её по сравнению с другими. Форма аргументации не только включает доказательство своего тезиса, но и опровержение антитезиса возможного оппонента. То есть в аргументацию вносится диалог.На этом этапе может возникнуть такой вопрос: где найти контраргументы? Существует несколько вариантов. Первый: это могут быть какие-то обыденные представления, опирающиеся на жизненный опыт, традицию, предрассудок. Второй: это может быть устоявшееся мнение некой гуманитарной школы, сторонником которой вы не являетесь. Третий: это может быть даже ваше личное мнение, которое вы поменяли в ходе работы над эссе (этот способ наиболее интересный, своеобразный внутренний диалог).

Оформление эссе.

Оно по объему не должно было более трех рукописных листов формата А 4 и не более двух печатных листов формата А 4. Если в тексте вы используете цитаты, то делать это следует добросовестно: четко отделять свой текст от цитируемого, приводить ссылки, то есть откуда именно взята эта цитата. Обязательным требованием е является приведение списка используемой литературы. Если вы не знаете, как правильно оформить литературу, то откройте вторую страницу книги, или последнюю страницу. Там обычно приводится полное название книги, ее автора с выходными данными (город, издательство, год и количество страниц). Перепишите эту информацию, сохраняя все знаки препинания.

100-bal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о