Эссе я и литература – Эссе «Я открываю двери» (эссе учителя русского языка и литературы) – Эссе “Я – педагог” – Эссе учителей и педагогов – Образование, воспитание и обучение

Эссе “Литература в моей жизни”

V городской конкурс профессионального мастерства

«За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности» имени Чугуновой В.П.

Сочинение-эссе

на тему «Литература в моей жизни»

Фадеева Елена Марковна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

г. Набережные Челны, 2015

Да здравствует право читать.

Роберт Бёрнс

Слова, слова, слова… Вся литература – это слова. О чем они? У каждого писателя или поэта – о разном и об одном. О мире, построенном на законах добра и красоты. К кому обращены эти слова? Всем вместе и каждому лично.

Писать о литературе? Это сложно. Писать о месте и роли литературы в моей жизни? Это ответственно. Но я попробую.

В последнее время много пишут и говорят о бездуховности, об утере лучших традиций отечественной культуры. Не секрет, что будущее нашего общества, его интеллектуальный потенциал будут определять те, кто сегодня молод. Очень много в жизни человека зависит от него самого. И как бы ни проявляли себя порой страшные человеческие свойства, мы их, к сожалению, не искореним. Самое возможное – помочь человеку понять свой внутренний мир, свой уникальный настрой чувств и научиться управлять им. Писатель может дать направление всей жизни или сбить с толку. Очень хотелось бы, чтобы ответы на вопросы об успехе в жизни, о чести и достоинстве, о любви мы получали из нашей великой литературы. Не случайно Максим Горький образно называл литературу «человекознанием».

Литература воспринимается не только сердцем, но и умом. Она способна творить чудеса.

У французского писателя Ромена Гари есть такой эпизод, где героиня восклицает: “Мадам! Ваш сын плохо поступил со мной. Он заставил меня прочитать Тургенева, Чехова и Достоевского. Как мне теперь жить?!” Вот оно, чудо! Литература заставила думать!!! Причем над такими вещами, которые раньше не замечали или проходили мимо… Кто-то сказал, что сотни умных людей не смогут так перевернуть душу, как одна нежная и умная книга.

Литература – это историческая энциклопедия человеческих ощущений, противоречивых страстей, желаний, взлетов и падений духа, самоотверженности и мужества, поражений и побед. Раскрывая книгу, мы всматриваемся в жизнь в поисках собственного героя, ответов на свои вопросы, поневоле примеряя чужую судьбу и чужие поступки к личным чертам характера, жалея, колеблясь, горюя, смеясь, плача, сочувствуя и принимая участие в судьбах вымышленных героев. Мы верим, что мир литературы стал нашим миром, а такое единение бесследно для человека не проходит.

Литература несёт духовное и эстетическое наслаждение.

Все мы родом из детства. Помните? «В некотором царстве, в некотором государстве…» или «Жили-были…» У каждого из нас первое знакомство с миром литературы происходит в детстве. Так было и со мной. Очарование и наслаждение – вот что я испытала после знакомства с волшебной страной Литература. Я могла без конца перебирать и разглядывать книжки С.Маршака, Е.Чарушина, С.Михалкова, Г.Х.Андерсена и быстро поняла, что с книгой можно разговаривать, что она даст добрый совет, станет живым другом.

Самое главное, за что я благодарна своим родителям, это то, что дома всегда были хорошие книги. Прав был Авраам Линкольн, который говорил: «Моим лучшим другом является тот, кто дал мне книгу, которую я еще не читал». И я читала. А книги все появлялись и появлялись. Пушкин и Есенин, Толстой и Чехов, Распе и А. Дюма, Твен и Лондон, Милн и Волков, Ремарк и Уайльд. Пёстро, скажете вы? Да. Но благороднейшее наслаждение становилось потребностью. Оно сделало привлекательной, интересной всю мою жизнь, открывая в ней, в природе и в человеке прекрасное существование, какого до тех пор я и не подозревала…

Сегодня редко читают бумажные книги, чаще слушают в аудиоварианте либо читают со смартфона в свободные минутки. Но я, несмотря на век прогресса, всё равно люблю бумажные книги. Это ни с чем не сравнимые тактильные ощущения от перелистывания бумаги и ни с чем не сравнимый запах.

Литература способна руководить человеком в жизни.

Хорошая книга обладает уникальной способностью появиться в то самое время, когда мы особенно нуждаемся в совете. Вы замечали это?

Нужная книга приходит тогда, когда мы морально и интеллектуально готовы к встрече с ней. С вами случалось такое? Уверена, что да. Всегда в трудных жизненных ситуациях мы черпаем из книги мудрость, силы и вдохновение.

Литература воспитывает эстетический вкус, учит прекрасному, доброму, формирует нравственные принципы. Литература всегда со мной.

Оказавшись летом в сосновом бору, я невольно вспоминаю строки Бунина: «Чем жарче день, тем сладостней в бору дышать сухим, смолистым ароматом». А первая весенняя гроза напоминает Тютчева: «Люблю грозу в начале мая». И ахматовское «на правую руку надела перчатку с левой руки», и есенинское «лицом к лицу лица не увидать», и пастернаковское «во всём мне хочется дойти до самой сути», и многое-многое другое сопровождает меня всю жизнь, вдохновляет, учит и воспитывает.

Литература в моей жизни – это ещё и школьные уроки литературы, уроки духовности, жизни, мудрости. На таких уроках нужна особая атмосфера доверия, теплоты и ценности человеческого общения. Сколько раз я ловила себя на мысли, что столько ещё не прочитано, переживала, что недочувствую, недоговорю, недодам… Но, прочитав слова Жоржа Элгози, что «образованный человек не читает, а перечитывает», успокоилась. И вновь, открывая книгу на знакомой странице, обнаруживаю новое, будто не замеченное ранее, и вновь отправляюсь в странствие по волнам времени в поисках истины и добра, убежища и утешения, друга и самого себя.

Вот в этом и заключается особое очарование книги, неисчерпаемость литературы, из века в век отражающей одни и те же вечные темы и проблемы человеческой жизни и всегда остающейся юной и неразгаданной.

Литература для меня – это возможность испытать доброе настроение, единение с миром, это постоянное стремление к духовной красоте, поиски нового – словом, то, что составляло во все времена человеческое счастье.

infourok.ru

Сочинение на тему «Литература в жизни общества»Сочинения по русскому языку и литературе

Сочинение на тему «Литература в жизни общества» 3.50/5 (70.00%) 2 votes

Чаще всего литературу поминают как художественные произведения. Но на самом деле, литература – нечто большее, более развитое и богатое. Литература – есть искусство, богатое, обширное, великое. Литература позволяет людям развиваться. Ведь с ее помощью мы узнаем многое: историю, обычаи и представления о жизни людей прошлых поколений. Без литературы, наш язык был бы беден и пуст.

С помощью литературы развивается человек. Люди составляют энциклопедии, для передачи информации будущим поколениям. Тем самым передают научные сведения. Таким же путем, в наше время пришел фольклор, он прошел уже через многие столетья и это только положительно влияет на его содержимое. Это еще раз доказывает бессмертность, величие и могущество литературы, как искусства.
«Только одна литература не подвластна тлению. Она одна не признает смерти». Сказал однажды Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, его слова лишь подтверждают все вышесказанное, а именно то, что литература была, есть и будет, ведь она бессмертна.



Похожие сочинения

  • Сочинение на тему «Роман-предвидение — Ф.М.Достоевского «Бесы»» Достоевский, являясь знатоком русской жизни, четко осознавал всю трудность сложившегося положения, он не […]
  • Сочинение на тему: «День памяти и скорби – день согласия и взаимопонимания» Дату 22 июня 1941 года знает каждый житель нашей страны и практически каждый житель стран бывшего Советского […]
  • Сочинение на тему «моя мама» Человек…Человек – родился! Он появился на этой земле, чтобы взглянуть на мир, чтобы прикоснуться руками к великой […]
  • Сочинение на тему «Путь к звёздам» Люди смотрели на небо и им было очень интересно посмотреть что за облоками. И вот 1961 года 12 апреля с космодрома […]
  • Сочинение на тему «Что я люблю делать летом» Лето,каникулы,солнце и смех детворы во дворе,самое любимое мое время года.Летом я люблю купаться в море,когда мы […]
  • Сочинение на тему «Мама — главная часть нашей жизни» Мама – это такое необычное слово, состоящее только из четырех букв, но смысл имеет очень большое значение для всех […]

online-urok.ru

Я – учитель (эссе) – Сайт учителя русского языка и литературы Астаховой Елены Васильевны

     Тетрадь, еще одна тетрадь… Обычно я проверяю их дома, потому что не просто ищу ошибки, а как будто разговариваю с учениками. А любая беседа не терпит поспешности.

     Какая аккуратная работа у Полины! Я горжусь этой девочкой. Думаю, в жизни все у нее сложится замечательно. Интересно, кем она мечтает стать? Вспоминаю себя ученицей.

      …На вопрос «Кем ты хочешь стать?» я всегда отвечаю: «Учителем!» Вот только определиться не могу: начальных классов, истории, французского языка или… Для меня, девочки из рабочей семьи, учителя почти небожители. Я очень люблю школу, люблю учиться и учить… Да-да, учить своих подружек-одноклассниц. Мы вместе делаем уроки, и главная в это время – я!…

     Нашла ли я свое место в жизни? Думаю, да. Я с удовольствием иду на работу, с радостью встречаю детей, строю планы на будущее, наше общее будущее – мое и учеников…

     А пока проверяю тетрадки… Вот и выросли мои восьмиклассники.  Для меня очень важно было включить их в поисковую, творческую, проектную деятельность. Старалась, чтобы каждый мог проявить индивидуальность, фантазию, способности, а следовательно, поверить в свои силы. И сейчас за страницами домашних тетрадей вижу серьезный проект Ульяны и Оли, оригинальное исследование Володи и Миши, творческие работы Насти, Ирины, Вики…

      Знаю, что каждый ребенок в школе хочет быть принятым и понятым, мечтает об интересной ученической жизни. Поэтому на уроках создаю  доброжелательную творческую атмосферу, побуждаю к желанию думать и сотрудничать, открывая новое. Сколько таких открытий было за эти годы!

       …Сентябрь. Прошла первая неделя знакомства с новым пятым классом. Ребята уже освоились. На перемене подходит Кирилл: «Елена Васильевна! А Вы маму мою учили». За ним Света робко: «И мою…»

     Выясняю девичьи фамилии мам – и точно! Радостно, приятно! И мысль: сколько же лет прошло в школе, а я и не заметила…

Листаю, листаю тетради… Вот уже 25 лет…То радуюсь замечательно сделанной работе, то огорчаюсь большому количеству ошибок. Не могу быть равнодушной! В нашем учительском деле, по-моему, не должно быть педагогов-машин. Все чаще говорят о том, что компьютеры заменят учителей… А как же живое человеческое общение?! А как же эмоции?!

     …У меня дрожит голос (не могу сдержаться!) – читаю текст о маме. Вижу, что несколько человек смахивают слезу. Я закончила читать. В классе – тишина…

     Как ценны для меня эти слезы на уроках литературы! И не только слезы – любое проявление чувств!

     …Новый для меня 10 класс, сборный – все пришли из разных школ. Пока я говорю серьезно и строго – все понимают. Шучу – не улыбаются, не реагируют! А мне не нужна на уроке тишина, мне нужен разговор о книге и о том, что сейчас волнует …

      «…Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь», – писал А. де Сент-Экзюпери. Вот и стараюсь на уроках раскрыть сердца своих детей.  Считаю, что любой урок должен быть эмоциональным. Только тогда ученики захотят и чувствовать, и думать. И захотят высказать свои мысли свободно, без страха.

     Листаю страницы детских сочинений. Вот списанная работа, вот еще одна… И как только ухитряются, ведь предлагаю всегда нестандартные темы, жду оригинальных размышлений. Кажется, все сделала, чтобы «очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем», как советовал Е.Н. Ильин.

      Литература – особый учебный предмет. Преподаю ее как искусство и по законам искусства. Пользуюсь любой возможностью свозить учеников в театр. Именно там подчас раскрываются их глубинные, потаенные качества.

      …Смотрим «Леди Макбет Мценского уезда». Вдруг Людмила на весь зал: «Нет!» – и заплакала. В антракте откровения: «Мальчика жалко. Ведь так нельзя…»

      Многие учителя в лицее считают Людмилу грубой. А она, оказывается, нежная, чуткая… С надеждой беру ее тетрадь: обычно пишет сама и от души. Так и есть! Читаю сочинение и слышу голос девочки. Самые ценные, по-моему, вот такие работы, в которых их, учеников, голос слышится.

      Я говорю с ними обо всем: о смысле жизни, о вечности, о добре и милосердии, о любви и верности… И я сейчас не только учитель, я –  старший товарищ, мудрый, справедливый, участливый. А помогает мне литература, потому что она и есть (я согласна с Л.С. Айзерманом) «человековидение, человековедение и человекостроительство».

      Радуюсь, когда мои уроки открывают им мир, помогают осознать себя в этом мире. И всегда искренна. Мои ученики знают обо мне почти все: что я люблю и что мне интересно, что ценю в людях, как отношусь к тому, что происходит вокруг. Не боюсь признаться ребятам, что чего-то не знаю. Не боюсь признаться, что порой сама не могу оценить поступки героя, что и сама оказываюсь перед трудным жизненным выбором.

     … Опять на уроке сделали открытие: Гоголь не устарел! Герои его живут рядом с нами. Вместе радуемся, что узнали в них своих современников. Появляется новый повод поговорить. И я вижу неподдельный интерес в глазах учеников….

     Сегодня мне повезло: несколько сочинений удачных. И я стала немного счастливее. А мы, учителя, обязательно должны быть счастливыми! Убеждена, что в школе должны работать только счастливые люди.

     … Для счастья, по-моему, немногое нужно: иметь дом, семью, работу, возможность реализоваться.

     Я счастливая.  Я родилась в хорошей семье. Наш дом всегда был добрым, гостеприимным. Мои родители не смогли получить образование в тяжелые послевоенные годы, поэтому всегда поддерживали меня в желании узнать новое: покупали книги, пластинки, брали с собой в поездки по городам, водили в музеи и на выставки.

      Я счастливая – я жена и мать. Рядом есть человек, который меня любит, поддерживает и уважает мой труд. Моей дочери скоро восемнадцать, и я радуюсь, что девочка выросла умная, воспитанная, музыкальная, с хорошим вкусом. Вместе мы строим дом, в котором тепло и уютно.

      Наконец, у меня есть любимая работа…

 

      На мне лежит ответственность за воспитание нового поколения России, от которого зависит судьба нашего Отечества. Возможно, именно мои слова станут для них главными и в становлении характера, и в выборе нравственных ценностей, и в поиске жизненного пути.

      Моя профессия дает мне возможность «идти в ногу со временем». Помогает в этом и общение с молодыми коллегами. Мне нравится их современность, энергичность, ценю то новое, что они несут в школу.

       … В руках диплом учителя. Робко переступаю порог родной школы: «Возьмете?»… Спасибо, милые мои учителя, что по-отечески опекали меня, что сразу приняли в качестве коллеги, а не ученицы.

       Я – Учитель! И в моих руках не только тетрадки, в моих руках – сердца и умы детей.

 

         

astahova.edufe46.ru

Сочинение-эссе на тему «Литература в моей жизни»

Сочинение-эссе на тему «Литература в моей жизни»

Из рая детского житья

Вы мне привет прощальный шлете,

Неизменившие друзья

В потертом, красном переплете…

М.И.Цветаева

Впечатления детства, наверное, одни из самых дорогих и значимых воспоминаний в человеческой жизни. Места, с которыми связано становление личности, навсегда остаются в памяти, и мы не однажды мысленно возвращаемся в этот мир, расцвеченный яркими красками. Его символом для Цветаевой были книги, которые она так любила. Именно благодаря чтению будущая поэтесса открыла для себя удивительный мир волшебства, именуемый литературой. Все это близко и мне, поэтому литература в моей жизни занимает особое место. Я поклонница русской классической литературы. Именно она является для меня опорой в жизни и ответом на многие вопросы. А как учителю, литература просто необходима для развития творческой мысли, для внутренней жизни во внутреннем мире. Рассуждая о том, какое место занимает литература в моей жизни, невольно обращаюсь к золотым словам известного русского писателя М. Горького «Всему хорошему во мне я обязан книгам».

У любого человека заложена внутренняя потребность познания себя, мира, людей, ее нужно поддержать, развить, и я, как учитель, с помощью литературы удовлетворяю эту пока неосознанную потребность у учеников. Детям необходимо заглянуть в их будущее, им нужно найти ответы на свои вопросы, в этом смысле литература уникальна. Мы изучаем литературу прежде всего потому, что она открывает ребенку мир взрослых. Ученик еще не повзрослел, но, благодаря литературе, уже может на равных судить взрослых. Это редкая возможность, которая дается только благодаря прочтению книг. Роль литературы как учебного предмета в школьной жизни велика. Моя миссия Учителя заключается в том, чтобы воспитать в детях уважение к родному языку, национальным традициям и, самое главное, сберечь грамотную русскую речь.  Сегодня, когда вопрос о сохранении не только грамотной речи, но и национального самосознания стоит как никогда остро, роль учителя становится особенно значимой. А роль учителя литературы возрастает многократно, ведь литература – словно плодородная почва, на которой прорастают жизненные ценности человека.

Какова роль литературы в современном обществе? И имеет ли она значение вообще? На эти вопросы нет однозначных ответов, ведь XXI век – век высоких технологий. Но я считаю, что мы никогда не достигнем высот, если откажемся от своих истоков. Где, как не в спрессованной мудрости строк, дошедшей до нас из веков, мы сможем найти шанс на выживание? Я убеждена, что литература обращена не только к человеку прошлого и настоящего, но и будущего! Во все времена есть «классический» человек, несущий в себе свою природу, а это и любовь, и сострадание, и сила духа. Не думаю, что без этих качеств мы могли бы продолжать человеческий род. Неужели канут в прошлое имена Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Толстого, Чехова? Да, жалкое зрелище – человек “без языка”! Подтвердить обоснованность своего суждения я могу, опираясь на мнение современного русского поэта и прозаика С. Соловьева «Вычесть из России литературу – то же, что вычесть из человека его лицо».

Вечная истина, говорящая о том, что человек перестает мыслить, когда перестает читать, по-моему, является актуальной и в наш такой динамичный и неспокойный ХХІ век. Нет никаких сомнений относительно того, что нынешний век требует интеллектуально развитых, грамотных людей. Причем, приобретенные ими знания и сведения не должны быть просто набором определенной информации. Ее необходимо осмыслить, проанализировать. Хочется снова обратиться к мудрой мысли, почерпнутой, кстати, из классической литературы. Она гласит, что дабы стать грамотным человеком, нужно прочитать всего несколько книг. Но чтобы их найти, следует прочитать сотни других. На мой взгляд, литература – универсальный язык, корнями прорастающий в народ, его культуру, быт и душу. Он единый на все времена. «Только одна литература не подвластна тлению. Она одна не признает смерти». Сказал однажды Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, его слова лишь подтверждают все вышесказанное, а именно то, что литература была, есть и будет, ведь она бессмертна.

infourok.ru

Эссе на тему “Что такое для меня литература?”

Эссе на тему «Что такое для литература?»

Что такое для меня литература? Это бесконечная вселенная, полная загадок и тайн. Тайн человеческих отношений, загадок природы, цепи исторических событий. Это неизведанная сила, уводящая меня в мир словесной фантастики.

С первых минут жизни моя мама дарила мне радость познания литературных произведений: пела колыбельные, рассказывала сказки и прибаутки. Потом она научила меня читать, тем самым привила любовь не только к родному, но и к русскому языку. Тогда мне казалось, прочитанных мною книг, живут рядом со мной: в летнем саду – страна гномов, в зимнем лесу – братья – месяцы. Имея семиклассное образование, мама подарила мне весь мир! Множество пословиц и поговорок, легенд и сказок, загадок и стихов, рассказанных мамой, я предаю своим детям, и своим ученикам.

Когда не стало моей мамы, у меня как будто земля ушла из-под ног… Что же помогло мне пережить это необъятное горе?! Конечно же, чтение. Читая строки стихотворений тех, кто уже похоронил самого главного человека в жизни, я понимала, что нужно пережить, отпустить и жить дальше…И теперь, когда порою душу охватывает необъятная боль, я беру в руки книгу. Она уводит меня от печальных мыслей в завораживающий мир. Мир, где я проживаю самые разные жизни, становлюсь свидетелем исторических событий, переживаю неизведанные чувства. Именно там я нахожу успокоение своей души, равновесие духа.

Всегда, соприкасаясь с природой – медленно шагая по лесу, наблюдая из окна ливень, озирая взглядом бескрайние поля – я про себя читаю строки стихотворений любимых поэтов: С.Есенина, Ф.Тютчева, А.Фета. В такие моменты иногда рождаются мои стихотворные строки.

Книги – молчаливые свидетели моей жизни: улыбок и слез, радостей и переживаний. Именно они помогают собраться с мыслями, успокоиться, сосредоточиться. Благодаря прочитанным книгам, укрепляется мой дух, усиливается вера в будущее и желание жить.

infourok.ru

Cайт учителя русского языка и литературы

Эссе «Я УЧИТЕЛЬ»

 «Вся жизнь театр, а люди в ней актеры», – так говорил английский поэт и драматург Уи́льям Шекспи́р.    Как же эта истина верна! Разве наша жизнь не похожа на пьесу жизни, в которой каждый из нас   играет   определенную роль, порой нелегкую, но интересную, важную.

Моя жизнь представляется мне многосерийным документально-художественным фильмом, и в этом фильме я играю роль УЧИТЕЛЯ…

 Мой фильм снимается давно. Какие-то кадры из этого фильма уже стираются из памяти, какие-то запечатлены не только в моей памяти, но и в реальности яркими красками. Вот некоторые из них.

Кадр первый.  «Мысли о будущей профессии и приход к ней».

Не помню даже, когда у меня появилась мысль стать учителем. Наверное, еще в  далеком детстве, когда в начале 80-х годов профессия учителя была в почете, когда мы боготворили своих учителей, стремились быть похожими на них. Первым примером для подражания стала      Крючкова Татьяна Николаевна. Добрый, но строгий и справедливый учитель.    

А потом, в среднем звене, для меня   примером стали молодые учителя, начинающие свою трудовую деятельность в нашей школе. Все они были   энергичными, творческими личностями.   Я восхищалась их душевным отношением к детям, умом и талантом преподавания, мне хотелось быть похожей на них. Мои первые наставники стали для меня  маяком,   указывающим  верный путь в жизни – путь учителя.

Своеобразным маяком по жизни для меня стали и книги. Отчетливо помню, как в юные годы  бегала  в сельскую библиотеку-храм знаний   за новой   книжкой. И всегда для себя находила что-нибудь интересное. Обратно   чуть ли не бежала: хотела ускорить момент встречи с героями книги.   Дома   я  перелистывала пожелтевшие страницы   с трепетом и предчувствием попасть в загадочный мир, мир чего-то нового, таинственного.   Хорошая литература формировала мое мировоззрение. 

Любовь к чтению, сформированная в раннем детстве, а также любовь к  учителям  часто в дальнейшем  становятся основой для  будущей профессии. Так случилось и со мной.  После окончания школы, не задумываясь, поступила в  педагогический институт на филологический  факультет, окончив который, пришла работать в родную школу… 

С тех пор, вот уже 25 лет,   стараюсь привить любовь к чтению     подрастающему поколению,  пытаюсь убедить в том,  что  русский  язык –    «великий  и могучий», потому что это язык Пушкина, Гоголя, Чехова и других классиков русской литературы.  

Кадр второй.  «Жить – значит иметь проблемы, а решать их  – значит расти интеллектуально», – так считал     американский психолог Джой Пол Ги́лфорд.  В последнее десятилетие меня, как словесника, стала волновать    проблема речевой культуры современной молодежи. 

Молодежь сейчас является преимущественным носителем жаргона и делает его элементом поп-культуры, который в свою очередь делает его престижным и необходимым для самовыражения.  

Как же решить проблему   речевой грамотности?  Думаю,   многие согласятся с тем, что речь может быть развитой только в том случае, когда ребенок много читает, а    любовь к книге – надо закладывать в душу ребенка с раннего детства, с его семьи.  «Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать», – говорила Сесиль Лупан. 

  Моя же задача – научить детей проникать в мир произведения, познавать его тайны и загадки, делать увлекательные открытия. Как бывает приятно видеть, когда дети, анализируя произведения, загораются желанием говорить, делают   выводы, учатся мыслить. Свои уроки строю так, чтобы   размышления   над словом    помогли   обучающимся познакомиться и с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации.  Объясняю,  что  проявить свой ум, вкус, такт, транслировать свои взгляды, выразить своё отношение к окружающим, проявить себя поможет красивая и грамотная речь, так как именно речь является показателем общей культуры, интеллекта человека. Не зря  народная мудрость гласит:   «По одёжке встречают, по уму провожают». 

         Кадр третий. «Моя педагогическая философия».

Каждый из моих учеников – личность, неповторимая,   индивидуальная.  

Свою задачу  как учителя  вижу  еще и в том, чтобы помочь детям полностью раскрыться, проявить свои способности. По-моему, работа учителя родственна   работе хлебороба и строителя – из зерен  доброго и справедливого выращиваю я  душу человека, из кирпичиков знаний составляю их ум.    

 Качества, которые я стараюсь воспитать в детях,  составляют непреходящую ценность человеческой культуры.  В этом и заключается моя педагогическая философия. А ещё  это и мой стиль отношений с учениками. Он состоит в том, чтобы отдавать   не только некую сумму знаний, но и частичку своей души, своего сердца.       

Знания доношу   через простые формы, жизненные ситуации, путём общения и обмена опытом. Для меня каждый новый урок  – это возможность открыть в себе скрытые резервы работоспособности и выносливости, артистизма и обаяния, духовной красоты. И если после моих уроков учащиеся становятся хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не остаются для многих фразой – значит, я на правильном пути. Значит, моя роль УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ важна.

Кадр четвертый. «Лирическое отступление».

Не так давно в сетях интернета я нашла вот такое стихотворение:

Глаза детей, их души и сердца

Природа создала   неповторимо.

Быть с ними в роли друга и творца –

Судьба мне это право подарила.

Творить учу, терпимей быть, добрей,

Любовь в сердцах детей  я пробуждаю.

И вместе с ними становлюсь мудрей –

Важнее этой роли я не знаю.

Когда я читала   стихотворение, думала: «Как же верно эти слова передают мои мысли и чувства!» И какова же была моя гордость, когда я прочитала фамилию и имя автора этих строчек. Автор стихотворения – Феофанова Ольга Николаевна – мой любимый учитель и наставник. Именно у неё я переняла опыт, стиль отношения с детьми. Она  поддерживала меня в первые годы моей работы.        

Кадр четвертый. «Финал? НЕТ, не финал»

Ну вот, пока все. Но я не ставлю на этом точку. Я ставлю многоточие – символ перспективы и надежды. И съемка моего фильма ещё не закончена, до финала далеко! У меня впереди ещё много путешествий и открытий   в мир детских душ!

 

  

websiterusslit.ru

Творческое эссе “Я учитель!”

Эссе «Я учитель»

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия № 22»

МО «Город Майкоп»

Ли Елена Николаевна

Я учитель! Вот уже 20 лет я с гордостью произношу эту фразу. Эту лаконичную, емкую, всеобъемлющую фразу. В ней все: школьные годы, первая встреча с любимым учителем, средняя и старшая школа, любовь к урокам словесности, первый осознанный выбор дальнейшего пути, встреча с мудрыми людьми, которые предопределили мой путь в профессию, годы учебы, первый урок в школе в статусе учителя, сотни любопытных глаз и сомнение: смогу ли стать УЧИТЕЛЕМ с большой буквы?

Прошло 20 лет, и я твердо заявляю: я выбрала правильный путь, я люблю свою профессию, я люблю детей, Я ЛЮБЛЮ ЖИЗНЬ!

Учитель – это даже не профессия, это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, а прежде всего перед учениками.

Вспоминаю свой первый урок…Тревога, страх, неуверенность. Получится ли? Поймут ли меня дети? Смогу ли я дотронуться до сердца каждого, не станут ли мои слова Пустотой?

И вот уже 20 лет я в школе, 20 разных, непохожих друг на друга лет. Но каждый день по – прежнему начинается для меня все с тех же вопросов. Дети – это то, к чему невозможно подготовиться. Здесь нет заведомо известных ответов, и каждый день с ними – это испытание, прежде всего для самого себя, для своей души.

Каким должен быть человек, чтобы иметь право называться Учителем? Чтобы научить ребёнка чему-то новому, воспитать в нём хорошие качества, учитель сам обязан обладать ими. Очень точно сказал об этом А.С.Макаренко: “Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его… Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни… Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь – всё это имеет для ребёнка большое значение”.

Я считаю, что главный принцип в работе учителя – обучать и воспитывать собственным примером. Чтобы требовать что-то от ребёнка, я должна иметь на это моральное право. Желая воспитать честных, искренних и добрых учеников, я должна быть искренней и доброжелательной с ними всегда. Подавать положительный пример не так уж легко, ведь приходится в какой-то мере переделывать себя. Все мы знаем, что переделать других – очень легко, себя – намного труднее. Каждый из нас обладает недостатками, которые он бы не хотел видеть в своих воспитанниках. Учитель должен стараться искоренить или хотя бы уменьшить степень этих недостатков, чтобы не привить их своим ученикам.

В древности люди верили, что Земля стоит на трёх китах. Я верю, что профессия учителя содержит три непременных составляющих: любовь к детям, знание своего предмета, увлечённость им и профессиональное мастерство. Только их гармоничное сочетание – залог успешной работы. Невозможно, на мой взгляд, учить детей не любя их, таких разных, со всеми достоинствами и недостатками, дисциплинированных и озорных, успевающих и тех, кому ещё трудно.

Каждый из нас задает себе вопрос: в чем суть профессии учителя, чем притягивает эта внешне вроде бы однообразная работа? Вопрос этот «вечный», и каждый отвечает на него по- своему. Сейчас, когда за плечами опыт работы, я бы ответила на него так: работа в школе – это постоянный творческий поиск, это вечная молодость души, это возможность не только учить детей, но и учиться у них, учиться терпимости, пониманию, оптимизму. Кроме того, работа в школе отвечает моим потребностям в личном развитии, творческой деятельности. Суть профессии учителя – это ЛЮБОВЬ. Любовь к предмету, любовь к детям, вообще любовь к жизни!!!

Без сомнения, учитель должен быть профессионалом в своем деле, всегда отлично подготовлен к уроку, быть эрудированным, знать все (и не только по своему предмету), быть готовым ответить на любой детский вопрос. Но в том-то и дело, что очень часто нам задают вопросы не совсем, а иногда и совсем не связанные с предметом. И в этом тоже своеобразие нашей профессии. Очень часто говорят, что все дети по-своему талантливы. Это на самом деле так. И Учитель, как выдающийся режиссер, должен раскрыть этот иногда очень глубоко спрятанный талант. Нужно просто чаще оглядываться вокруг, внимательно и пристально наблюдать, и ты увидишь, какие творческие личности твои ученики! И обязательно надо хвалить ребенка. Критиковать мы умеем все, а вот отмечать что-то хорошее дано далеко не каждому. А качество это очень нужное и полезное, оно вселяет уверенность, помогает преодолеть комплексы и увеличивает стремление и старание детей. А еще учитель должен быть образцом для подражания не только внутренне, но и внешне, поэтому мы всегда должны выглядеть на «отлично»: стильная одежда, прическа, макияж, маникюр – все должно быть безупречно. Мы должны быть особенными, такими же необычными, как профессия учителя.

Сократ сказал, что «все профессии от людей и только три от Бога: Педагог, Судья, Врач». Я полностью согласна с ним, потому что учитель – это не только проводник в мир наук, своими делами и словом он готовит детей к самой сложной и главной профессии на земле – быть ЧЕЛОВЕКОМ. Пожалуй, уроки словесности в этом отношении обладают самым мощным духовно-нравственным потенциалом. Воспитать человека в полном смысле этого слова – это значит совершить чудо, а творят такие чудеса обыкновенные люди – учителя. Я счастлива, что тоже причастна к такому удивительному событию – рождению Человека.

Я убеждена в том, что самая добрая, самая мудрая, самая первая профессия на земле – это профессия учителя. Потому что она особенная. Эта работа такого рода, что о ней не забудешь, выйдя за порог школы. Школьные проблемы, бесконечные стопки тетрадей, общение с учениками и родителями , подготовка к урокам – все это не дает покоя и дома.

Я уверена в том, что Учитель 21 века, как и во все предыдущие эпохи , должен быть интересной личностью, справедливым и строгим, понимающим и искренним, уважающим и ценящим своих учеников. А главное все – таки – это любовь к своему предмету и любовь к детям. Вот в этом и состоит МИССИЯ УЧИТЕЛЯ!

Я счастлива, что с гордостью могу сказать: «Я УЧИТЕЛЬ!»

И жизнь теперь полна событий.

Я главное смогла открыть!

Мое достоинство – учитель!

Мое призвание – любить!!!

Как много тем в мечтах моих,

И я работаю отныне

Не над детьми, не вместо них,

А только рядом, вместе с ними!

multiurok.ru

Оставить комментарий