История управленческой мысли в древнем риме – 2.3 Известные личности в истории управленческой мысли Древнего Рима. Особенности управления и управленческой мысли в Древнем Риме

Содержание

Лекция – Управленческие идеи Древнего мира.

Как отмечалось выше, многие исследователи истории развития управленческой мысли обращались к трудам мыслителей Древнего мира, прежде всего, древнегреческим философам. Связано это с тем, что именно в Древней Греции 2,5 тыс. лет назад наметился коренной переворот к новой системе ценностей, сделавшей возможным развитие менеджмента. Здесь начинается становление современной европейской цивилизации с рыночной экономикой, высокой культурой демократического управления и свободном развитии личности. Основным хозяйствующим элементом греческого общества был мелкий собственник. Для древней Греции характерна децентрализация общества и экономики. Она проявлялась, в первую очередь, в множестве самих греческих государств-полисов, которых на небольшом полуострове и прилегающих островах было более 200.

Нельзя не упомянуть имя Солона, которого античная историография рисует идеальным законодателем, стоявшего над классами и сословиями и имевшего целью их примирение.

Опираясь на народное собрание, Солон провел ряд экономических и политических реформ, наиболее важной экономической реформой была отмена долгов, освободившая массу рабов-должников и облегчившая положение крестьянства. Запрещалась гарантия долга личностью должника и продажа его в рабство за долги. Далее Солон ввел закон о свободе завещаний, утверждавший частную собственность и разрешавший дробить родовые владения, в то время как раньше земля наследовалась родом и не подлежала отчуждению. В результате реформ Солона в Аттике появляется слой мелких и средних свободных земельных собственников — неотъемлемая часть всякого города-государства античности, его социальная основа.

Среди проведенных Солоном экономических мероприятий, следует отметить закон, запрещавший вывоз хлеба и поощрявший вывоз оливкового масла. На языке сегодняшнего времени это означает интенсификацию ведения хозяйства, более рациональное использование ресурсов. Поощряя разведение интенсивных культур — оливы, винограда и др. — Солон издал законы, регулирующие посадку деревьев, правила о совместном пользовании колодцами, ранее принадлежавшими отдельным родам или семьям, и т.д. Разведение интенсивных культур было доступно не только крупным землевладельцам, но и средним слоям демоса, в интересах которых и проводились эти законы. Мероприятия Солона способствовали превращению Аттики из страны хлебопашества в страну, в экономике которой главное место занимали высокоинтенсивные садово-огородные культуры, дававшие значительную товарную продукцию.

В целях поощрения и развития торговли и ремесленного производства Солон ввел закон, по которому сын мог отказать престарелому отцу в помощи, если тот не обучил его ремеслу. При Солоне в Афинах была проведена унификация единиц мер и веса.

Античные философы прославляют компетентную и честную работу, подчеркивают фундаментальное значение труда, если он разумен и правильно организован. Древние греки особое внимание уделяли вопросам организации и управления производственными процессами, заботились о четкой специализации рабочих. В своих выступлениях

Платон говорил о том, что человек не может одновременно работать и по камню, и по железу, и по дереву, так как везде преуспеть у него нет возможности. Таким образом, он первый высказывал научные идеи о разделении труда.

Сократ (469-399 до н.э.), анализируя обязанности хорошего промышленника, торговца, военачальника, показал, что, по сути дела, они у всех одинаковы и главная состоит в том, чтобы поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения своих указаний.

В целом эпоха Греции иллюстрирует первые ростки демократии, приход децентрализованного правительства, первые попытки закрепить свободу индивидуума, начало научного метода решения проблем, а также, ранний, хотя поверхностный, взгляд на то, что управление различными организациями требует одни и те же управленческие навыки.

Вклад Рима в наследие теории и практики управления лежит главным образом в законе и формах правления, которые явились решениями проблемы установления порядка. Римский закон стал моделью для более поздних цивилизаций, а римское разделение законодательной и исполнительной властей обеспечили модель системой баланса и контроля для конституционных форм правления.

Линейная структура управления государством получила выражение в системе управления Римской империей. Прямое правление из Рима осуществить было крайне трудно в связи с обширными территориями. Поэтому император

Диоклетианразделил империю на провинции, которые объединялись в диоцезы, которые, в свою очередь, были объединены в четыре географических региона. Диоклетиан и его помощники возглавляли эти регионы. Помощники имели определенную власть и права в решении гражданских дел, но военная власть была строго централизована.

В Древнем же Риме была развита система управления фермой. Так, Катон Старший писал о необходимости планирования работ на ферме на год вперед, говорил об обязательном контроле за проделанной работой, о необходимости сравнения программы и результатов, о выяснении причин невыполнения плана, о рациональной организации работ.

 

История

Древнего Китая дает много ценного материала как для теоретического обобщения, так и практического применения. Наряду с признанием необходимости планирования, организации, распорядительства и контроля, китайцы выделили принципы специализации, децентрализации и множественности подходов в решении идентичных проблем. Увидев в управлении один из основных инструментов воздействия на все стороны общественной жизни и изменения ее в требуемом направлении, китайцы создали академию, выпускники которой, как правило, становились управленцами. Таким образом, они начали специализированную подготовку социальных и хозяйственных менеджеров за два тысячелетия до появления современного менеджмента.

Китайскую цивилизацию и ее систему управления характеризует исключительный прагматизм. Китайская философия родилась в середине первого тысячелетия до нашей эры в стремлении найти ответ на жизненно важный вопрос об организации общества. В обсуждении проблем управления обществом родились такие философские школы как легизм, модизм, даосизм, конфуцианство. Китайский прагматизм сказался и в том, что философы в качестве советников правителей участвовали в практическом, экспериментальном поиске наилучших систем управления. Исключительно важным является и то обстоятельство, что древние мыслители Китая с самого начала предложили множественный подход к решению проблемы. Широкая дискуссия по проблемам управления обществом, которая велась в Китае на протяжение ряда веков, весьма сильно повлияла на современное китайское общество, а также на его реформирование в различные периоды вплоть до сегодняшнего дня.

 

Заметный вклад в развитие практики и теории менеджмента внесла еще одна восточная цивилизация — индийская. Для нее характерна взаимосвязь идеологической жизни общества с хозяйственной, активное государственное регулирование, контроль за хозяйственной жизнью, многосторонняя государственная поддержка новых хозяйственных субъектов. Индийцы обогатили мировую практику находками в работе с информацией, формированием общественного мнения в целях эффективного управления проектами, созданием штабного аппарата, иррациональными методами принятия решений.

Индийская цивилизация, индийская управленческая школа создала уникальную по своей жизнеспособности кастовую систему, которая обладает не только своей исключительной протяженностью во времени, но и стабильностью в пространстве. Если сословия допускали определенный обмен своими составляющими элементами, то касты исключали таковой. Беспрецедентный в истории менеджмента случай, который противоречит одному из основных законов развития организации — самоорганизации, степень которой определяется степенью открытости внешнему миру, внешнему воздействию. Касты же, как и предшествующие им варны, были одними из самых закрытых организаций. Достаточно напомнить, что членом касты нельзя стать иначе как по рождению.

Государственное регулирование хозяйственной жизни имело место во многих государствах и цивилизациях, но наиболее ярко и последовательно оно проводилось в Индии. Наибольший вклад в развитие земледелия внесло строительство государством ирригационных сооружений и обеспечение земледельцев необходимым количеством воды. Налог на воду равнялся пятой, четвертой и даже третьей части всего урожая, который собирали с орошавшегося участка. Следует воздать должное государству и за возведение огороженных стенами городов, где селились не только жрецы, знать и воины, но и ремесленники, купцы и т.д.

Индийская цивилизация дает нам и первый известный учебник менеджмента – это найденная в начале ХХ века книга под названием “Артхашастра”, что означает в переводе “учение о хозяйстве и государственном управлении”. Она представляет собой системное изложение основных принципов и методов управления, должностных инструкций чиновников, осуществлявших организацию и контроль за деятельностью основных отраслей и предприятий. Поэтому его вправе можно назвать первым учебником менеджмента. Различные разделы труда конкретизируют направления организаторской деятельности, устанавливают процедуры и правила управленческой деятельности в отдельных отраслях и предприятиях, административных единицах.

В целом для организаций Древнего мира было характерно относительно небольшое количество руководителей, управленческая работа зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой деятельности, должности руководителей занимали чаще всего по праву рождения или силой.

www.ronl.ru

2.1 Управленческие идеи Древнего Рима. Особенности управления и управленческой мысли в Древнем Риме

Похожие главы из других работ:

Государственный и общественный строй Древнего Рима

1. Государственный и общественный строй Древнего Рима

Древний Рим

5.2 Государственный строй Древнего Рима в период республики

509 г. до н.э. – установление республиканского строя после изгнания Тарквиния Гордого. Организация власти в этом периоде довольно проста, она почти не изменялась, несмотря на то, что республика значительно разрослась…

Древний Рим. Реформы Сервия Туллия

2. Социальное положение населения Древнего Рима

В Риме этого времени наряду с рядовыми общинниками, которых называли плебеями или плебсом (буквально те, кого много), были богатые и влиятельные аристократы-патриции (буквально отцовские), считавшие себя потомками первых римских сенаторов…

История Древнего Рима

1.1 История возникновения Древнего Рима

Начало римской истории теряется во мгле легенд и преданий. Это связано с тем, что синхронных письменных источников, относящихся к первым векам истории Рима, почти не сохранилось…

Культура Древнего Рима в период республики

IV. Поэзия Древнего Рима

Лирическая поэзия зародилась в I в. до н.э. в кружке молодых поэтов, среди которых самым талантливым был Катулл. Он первый ввел в латинскую поэзию употребле-ние различных размеров, известных в греческой поэзии…

Особенности инженерного искусства античного мира

2. Канализация Древнего Рима

Рим зачастую так и называли – Город (“urbs”), этого было достаточно, чтобы понять, что речь идет именно о нем. “Чужестранцы, побывавшие в этой столице мира, с восторгом рассказывали своим землякам о великолепных зданиях…

Особенности инженерного искусства античного мира

3. Водоснабжение Древнего Рима

Водопроводов в Риме было много, они снабжали водой частные и общественные постройки (в I в. н.э. – 9, к концу III в. н.э. – 13). Первый водопровод был построен в 312 г. до н.э. цензором Аппием Клавдием (вода по трубам под землей текла более 2 км…

Особенности управления и управленческой мысли в Древнем Риме

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ДРЕВНЕГО РИМА

Особенности управления и управленческой мысли в Древнем Риме

1.2 Особенности государственного устройства Древнего Рима в царский период

Уже в древнейшую эпоху истории Древнего Рима мы не находим в нем чистого родового строя, то есть, строя, в котором роды были бы суверенны, независимы от какой бы то ни было высшей организации…

Особенности управления и управленческой мысли в Древнем Риме

2.3 Известные личности в истории управленческой мысли Древнего Рима

Важное место в истории римской управленческой мысли принадлежит Колумелле, написавшему трактат «О сельском хозяйстве» в 12 книгах. Колумелла был большим знатоком сельскохозяйственной литературы и хорошим практиком…

Римская цивилизация

4. Экономическая система древнего Рима

В экономической сфере римлянам также принадлежат значительные достижения. Известно, что у греков не существовало даже понятия собственности, не говоря о спецификации частной собственности…

Становление государства в Древнем Риме

1.1. История возникновения Древнего Рима

Начало римской истории теряется во мгле легенд и преданий. Это связано с тем, что синхронных письменных источников, относящихся к первым векам истории Рима, почти не сохранилось…

Формулярный процесс в Древнем Риме

1. Судебная система Древнего Рима

Частная жизнь древних римлян

Глава 3. Современность через призму Древнего Рима

Рассмотрение исторического быта и повседневности античной эпохи дает нам возможность попытаться понять мышление древних римлян и их самих…

Этнология в трудах древнеримских авторов

1. Этнография в трудах авторов Древнего Рима

hist.bobrodobro.ru

2.3 Известные личности в истории управленческой мысли Древнего Рима. Особенности управления и управленческой мысли в Древнем Риме

Похожие главы из других работ:

Государственный и общественный строй Древнего Рима

1. Государственный и общественный строй Древнего Рима

Древний Рим. Реформы Сервия Туллия

2. Социальное положение населения Древнего Рима

В Риме этого времени наряду с рядовыми общинниками, которых называли плебеями или плебсом (буквально те, кого много), были богатые и влиятельные аристократы-патриции (буквально отцовские), считавшие себя потомками первых римских сенаторов…

Зарождение и становление управленческой мысли в России (IХ-ХVIII вв.)

Важнейшие факторы развития управленческой мысли в России XVII в.

С середины XVI в. в России начинается период бурного развития сословно-представительной монархии, которая образовалась в XV в…

История древнего мира (Египет)

Глава 2.2. Самые известные фараоны Древнего Египта

Единство Египта воплощалось во власти фараонов – неограниченных хозяев всей страны. Все значительные мероприятия в стране и за ее пределами производились от имени фараона – большие ирригационные и строительные работы…

История Древнего Рима

1.1 История возникновения Древнего Рима

Начало римской истории теряется во мгле легенд и преданий. Это связано с тем, что синхронных письменных источников, относящихся к первым векам истории Рима, почти не сохранилось…

Культура Древнего Рима в период республики

IV. Поэзия Древнего Рима

Лирическая поэзия зародилась в I в. до н.э. в кружке молодых поэтов, среди которых самым талантливым был Катулл. Он первый ввел в латинскую поэзию употребле-ние различных размеров, известных в греческой поэзии…

Особенности инженерного искусства античного мира

2. Канализация Древнего Рима

Рим зачастую так и называли – Город (“urbs”), этого было достаточно, чтобы понять, что речь идет именно о нем. “Чужестранцы, побывавшие в этой столице мира, с восторгом рассказывали своим землякам о великолепных зданиях…

Особенности инженерного искусства античного мира

3. Водоснабжение Древнего Рима

Водопроводов в Риме было много, они снабжали водой частные и общественные постройки (в I в. н.э. – 9, к концу III в. н.э. – 13). Первый водопровод был построен в 312 г. до н.э. цензором Аппием Клавдием (вода по трубам под землей текла более 2 км…

Особенности управления и управленческой мысли в Древнем Риме

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ДРЕВНЕГО РИМА

Особенности управления и управленческой мысли в Древнем Риме

2.1 Управленческие идеи Древнего Рима

римский государство право управленческий В каком направлении развивались управленческие идеи древнего Рима? В Древнем Риме, так же как и в Древней Греции, сложилось общество, отличающееся от обществ других стран той эпохи…

Развитие взглядов на управление государственным хозяйством в Древней Индии

Формирование управленческой мысли в Древней Индии

Управление уходит своими корнями в глубокую древность…

Реформы Петра I

1. Принцип законности как основа реформы управленческой мысли в России Петра Великого

Закон есть проявление воли законодательной власти, имеющее целью регулирование общественной жизни путём установления в ней определённого порядка отношений. В то же время закон как социологическая категория есть явление…

Римская цивилизация

4. Экономическая система древнего Рима

В экономической сфере римлянам также принадлежат значительные достижения. Известно, что у греков не существовало даже понятия собственности, не говоря о спецификации частной собственности…

Становление государства в Древнем Риме

1.1. История возникновения Древнего Рима

Начало римской истории теряется во мгле легенд и преданий. Это связано с тем, что синхронных письменных источников, относящихся к первым векам истории Рима, почти не сохранилось…

Формулярный процесс в Древнем Риме

1. Судебная система Древнего Рима

hist.bobrodobro.ru

Древний Рим

Катон Старший– работа «О Земледелии».Лучшая сфера экономики – сельское хозяйство. Очень важным является приобретение «вилл». Впервые разработал шкалу прибыльности сфер сельского хозяйства.

Варрон- трактат «О сельском хозяйстве».Состоит из трёх частей:

  1. Приусадебное хозяйство

  2. Животноводство

  3. Земледелие

Рассматривал основы организации сельского хозяйства на больших территориях-«латифундиях». Большое значение придавал географичсекому фактору эффективности. Впервые признал необходимость разведения рабов. После восстания Спартака Варон смягчил отношения к рабам.

Коллумела .Причина упадка сельского хозяйства-плохой труд рабов. Рабов нужно учить. Предназначение виллы- в обогащении хозяина. Основными станвятся товарно-денежные отношения. Ввел в оборот понятие нормы земли и сформировал основы агрокультуры.

Оля:

3. Экономическая мысль в Древнем Китае

Чаще всего Древний Китай ассоциируется с Конфуцием. Также у более знающих историю этой страны он ассоциируется еще и с популярным в то время коллективным трактатом под названием «Гуань-цзы». Конфуций (Кун Фуцзы) (551(2) – 479 гг. до н. э.) – философ и мыслитель Древнего Китая. Он известен всем как автор трактата «Лунь-юй» («Беседы и суждения»). По мнению Конфуция, хорошее государство должно быть похоже на добропорядочную семью. Государь – это отец, который обо всех заботится, а жители государства – это дети, которые во всем слушаются своего государя-отца. Конфуций всегда стоял на защите привилегий родовой знати. Также он считал, что все люди разделены по сословиям самим богом, но все-таки напоминал, что человек любого сословия должен стараться стать совершенным в моральном плане. Конфуций полагал, что может наступить тот момент, когда у каждого появится достаток, потому что управление хозяйством будет умелым, богатство государства станет приумножаться, причем независимо от того, будет ли это частное хозяйство или общее крестьянское владение. Главной задачей автора книги «Гуань-цзы» тоже было построение такого общества, в котором весь народ стал бы обеспеченным и поэтому счастливым.. Также он полагал, что государство должно обязательно регулировать цены на хлеб и создать хлебный запас на случай неурожая. Еще, по его мнению, государство должно создать самые выгодные условия по кредитованию для земледельцев. Он предложил заменить прямые налоги на соль и железо на косвенные, которые бы учитывались уже в готовых продуктах, изготовленных из этих товаров. Золото он считал товаром, который существует для измерения других товаров.

Важным направлением ранней китайской управленческой мысли является даосизм. Его основоположник — Лао Цзы. В отличие от традиционных теологических толкований «дао» как проявления «небесной воли» Лао Цзы характеризует это понятие как независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естественную закономерность.«Дао» определяет законы неба, природы и общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к «дао» все равны. Все неестественное (искусственные, надуманные установления в сфере управления, законодательства и т. д.), согласно даосизму — это отклонение от «дао» и ложный путь. В известном смысле «дао» скорее означало отказ от цивилизации и возвращение к природе, нежели дальнейшее совершенствование общества, государства и законов. Резкой критике Лао Цзы подвергает всякого рода насилие, войны, армию. Лао Цзы первым сформулировал принцип невмешательства государства в управление экономическими и социальными процессами, т. е. по существу он был первым либералом:

Распространены также управленческие идеи Мо Цзы (479—400 гг. до н. э.), вышедшего из школы Конфуция, но делавшего акцент не только на строгом исполнении законов, но и наказании за их неисполнение. Сборник его изречений, названный именем самого просветителя — «Мо Цзы», составлен в VI в. до н. э. В этом сборнике отмечается важность договорной теории создания государства (добровольного выбора первого правителя), строгой дисциплины и централизации государственной власти, идей социального равенства. Мо Цзы осуждал аристократизм и ратовал за реформы в интересах народа. Он внес в китайскую политическую мысль идею эгалитаризма, связанную с отказом от роскоши. Мо Цзы полагал, что осуществление преобразований предполагает не только использование обычаев, но и установление новых правил в форме законов

.4 ЛегизмОснователем легизма считается ШанЯн (390—338 гг. до н. э.), правитель области Шан. Он констатирует, что народ распустился, стремится к удовольствиям, забывает свое основное занятие — земледелие, доходы казны падают. Общие призывы уже не помогают, речи в стиле Конфуция — тоже. Свои взгляды Шан Ян, выступивший в роли древнекитайского Макиавелли, изложил в трактате «Книга правителя области Шан» Шан Ян усматривал эффективный метод управления государством в наказаниях. Шан Ян выделял два главных занятия — земледелие и войну, которые должны подчинить себе все остальные человеческие интересы. В обоснование необходимости сосредоточения усилий народа на земледелии и ведении войн вводится специальный термин «Единое». Для Шан Яна «совершенно мудрым» выступал тот правитель, кто был в состоянии принудить народ к занятию земледелием, а заодно к ведению захватнических войн.

Экономическая мысль в Древней Индии

Об экономической мысли в Древней Индии тоже имеется недостаточное количество данных. Много интересного хотелось бы узнать историкам об этой удивительной стране.

«Артхашастра» («артха» – «учение», «шастра» – «доход», т. е. если переводить дословно, то получится «учение о доходах») – один из самых ярких документов Древней Индии в IV – III вв. до н. э. Этот документ повествует нам об экономических достижениях страны. Автором этого труда считают Каутилью, одного из советников царя Чандрагупты I (правившего приблизительно в конце IV в. до н. э). Он старался объяснить своему народу то, что богатство появляется за счет труда, а также то, насколько необходимо разделение прибыли купцов с государством, потому что только государство позволяет льготное землепользование, ведет строительство дорог, обеспечивает охрану сооружений, развитие промыслов, По его мнению, естественно, что существуют свободные люди и рабы. Кроме того, он призывал к тому, чтобы тех, кто не оплачивает использование земли, обращать в рабство на время или навсегда. Каутилья выступал за то, чтобы государство регулировало хозяйственный механизм.

Экономическая мысль в Древнем Риме. Учение Катона

Катон, гораздо менее знаменитый под своим настоящим именем Марк Порций (234 – 149 гг. до н. э.), известен как автор труда под названием «Земледелие». В нем он старался описать экономику Древнего Рима в общих чертах, а также само земледелие и сельское хозяйство в частности. Катон призывал как можно больше заниматься сельским хозяйством, потому что физический труд не позволяет человеку быть грубым, злым, агрессивным и недовольным. Труд, причем только сельскохозяйственный, может приносить пользу здоровью. Нельзя сказать, чтобы Катон был ярым противником торговли, но он и не очень-то приветствовал ее, потому как считал опасным бедствием, По мнению Катона, все хозяйственные области следует объединить в одну большую. Он счилал,что рабов следует постоянно наказывать, дабы они не ленились на своем рабочем месте. Поэтому Катон выдвинул предположение, что хозяин сам должен работать время от времени, чтобы рабы знали, что за ними присматривают, и не позволяли себе расслабляться. Также в его трактате можно почерпнуть множество полезных советов по поводу покупки земли или рабов.. Катон искал выгоду во всем и четко знал, где можно сэкономить.

.Учения Ксенофонта

Считается, что именно Ксенофонт (430 – 355 гг. до н. э.) предложил название «экономика», что дословно переводится как «наука об искусном ведении домашнего хозяйства» (или «домострой»). Основанием послужило создание трактата «Ойкономия», где была описана экономика в представлении древних греков. Этот трактат охватывает абсолютно все стороны быта того времени. Также Ксенофонт признается автором трактата «Домострой», который считался у древних греков образцом мудрости. В этом трактате можно прочесть то, что считалось истинным и мудрым в то время. Самым главным видом деятельности, по мнению Ксенофонта, является земледелие .Также Ксенофонт считал, что рабство необходимо. Чтобы заставить раба трудиться усерднее, надо награждать тех, кто работает лучше, как материально, так и морально. По мнению Ксенофонта, разделение труда могло бы принести больше выгоды, потому что чем чаще человек делает одну и ту же простую работу, тем более совершенным он становится в этой области. По его мнению, ничто не является благом для человека, если он не умеет правильно распоряжаться этим. (Корова не сможет быть постоянно полезной, если не уметь ее доить, ведь зарезать можно только раз).

Учения Платона

Платон (428 – 348 гг. до н. э.) – древнегреческий философ, один из первых мыслителей, которые пытались показать, как должно выглядеть идеальное государство. Он известен как автор произведений «Государство» и «Законы». Платон полагал, что идеальное государство – это нечто похожее на то, как устроена человеческая душа. По мнению Платона, государством должны управлять философы, потому что их главное достоинство – мудрость. Они составляют первый класс, второй – это воины, а третий – торговцы, ремесленники, крестьяне, которые должны обеспечивать товарами первые два класса. Он считал, что землей надо наделить лишь низший класс. Платон первый классифицировал формы государственного управления по тому, как в них соблюдают законы и сколько человек правит государством. Платон, считал, что рабство необходимо, а чтобы раб работал лучше, его надо поощрять за трудовые успехи. Также он полагал, что рабы должны общаться на разных языках, чтобы они не смогли договориться о побеге, или, чего хуже, восстании. Платон полагал, что рабов можно приравнивать к имуществу Согласно представлениям Платона, цены на товары должно устанавливать государство… Самым главным Платон, как и Ксенофонт, считал земледелие, а не ремесло и торговлю. Также он предлагал, чтобы земля могла переходить по наследству. Еще Платон практически требовал, чтобы люди не были богаче друг друга больше, чем в 4 раза.

Учения Аристотеля

Аристотель (364 – 322 гг. до н. э.) – философ, ученик Платона и учитель великого Александра Македонского, первый мыслитель, который высказал мнение о том, что экономика – это наука о богатстве. Он также известен нам как автор многих трудов об идеальном государстве, например таких, как «Политика», «Никомахова этика» и др.

Аристотель полагал, что свободные люди не должны ни работать своими руками на земле, ни заниматься ремеслом, для этого существуют рабы. Аристотель поддерживал Ксенофонта и Платона в вопросах о разделении труда (на умственный и физический) и разделении людей (на свободных и рабов). полагал, что земледелие является главным, если сравнивать его с ремеслом и торговлей. Аристотель в своих трудах противопоставляет экономию и хрематистику. Экономика – приобретение богатств для совершенно безбедного существования себя и своей семьи. Хрематистика – это накопление денег сверх того, что нужно для проживания человеку. Мыслитель делил хрематистику на два вида:

1) умение сохранить то, что понадобится после для экономии

2) накопление всего, в том числе и денег, сверх меры.

Деньги, по Аристотелю, появились из-за потребности торговать более удобным способом, т. е. не выяснять, сколько штук одного товара возможно поменять на несколько штук другого товара. Сама потребность в торговле возникла из-за разделения труда. Также Аристотель выдвинул теорию о стоимости денег и цене.

studfiles.net

ВВЕДЕНИЕ. Особенности управления и управленческой мысли в Древнем Риме

Особенности управления и управленческой мысли в Древнем Риме

Управление – это важный элемент, необходимый для нормального взаимодействия людей. Любой процесс в жизни человека определенным образом связан с управлением. С самого начала своего развития человек управляет как себе подобными, так и всем, что его окружает. Все это является доказательством того, что управленческая мысль развивается и совершенствуется с момента появления человеческого общества.

Большинство аспектов современного менеджмента берут свое начало с древнего мира, в частности с управленческой мысли Древнего Египта, Месопотамии, Вавилона, Индии, Китая, Греции и Рима, где были заложены основы управления как государством и обществом, так и различными общественными и рабочими процессами. Эти основы, развиваясь и совершенствуясь в более поздние периоды, привели к той форме менеджмента, которую мы имеем сегодня. Именно поэтому особенно важным является изучение истории развития менеджмента для более полного понимания его сущности. В связи с этим тема данного реферата является актуальной.

Цель исследования – подробно изучить управленческую мысль Древнего Рима.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– дать общую характеристику государственного устройства Древнего Рима;

– раскрыть управленческие идеи Древнего Рима;

– изучить право Древнего Рима;

– узнать об известных личностях в истории управленческой мысли Древнего Рима.

Объектом исследования является Древний Рим, предметом – особенности управления и управленческой мысли в Древнем мире.

В качестве методов исследования использованы сбор и обработка данных, анализ и синтез, обобщение и систематизация, сравнение, классификация фактов и материалов и др.

Структура реферата состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

hist.bobrodobro.ru

1. Развитие управленческой мысли древнейших цивилизаций

Введение

Большой интерес представляет собой рассмотрение исторического аспекта развития систем управления в России. В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.

Управление – неотъемлемая часть производственных отношений, сформировавшихся в обществе и определяющих формы собственности, принципы купли-продажи товаров и услуг и взаимоотношения производителей и потребителей. Изменение этих отношений в корне меняет и управление, и его основополагающие элементы – цели, принципы, законы и закономерности, методы.

Изучение этапов развития систем управления имеет большое значение для развития современного производства, так как эффективная деятельность любой организации неизбежно связана с управлением. Таким образом управление – является молодой наукой., а её развитие происходило вместе с изменением практики менеджмента. Менеджмент вбирает в себя достижения различных подходов, продолжает пополняться новыми знаниями. Стоит отметить что развитие управления неразрывно связано с прогрессом производства.

Особенность настоящего этапа развития российского общества в том, что прежние управленческие схемы уже не работают, а современные западные подходы и методы еще невозможно полностью использовать в наших переходных экономических и политических условиях.

История теории управления вплоть до начала 19 века проходит как единое целое с Историей правовых и политических учений, и, скорее всего, может быть определена как часть истории философии, которая трактует не общие проблемы бытия и сознания, смысла жизни и назначения человека, а трактует вопросы государства (управления государством), права (управления обществом), власти (управления людьми – группами людей), политики и полиции.

Для каждой эпохи исторического развития характерны свои тенденции в управленческой мысли, приобретающие большой общественный резонанс, приводящий к качественной перестройке управленческих структур вообще, государства и права в частности. На первых этапах развития теории управления основные вопросы которые ей приходилось решать:

  • Какова лучшая форма организации: общества, государства, города?

  • Какая лучшая форма управления (правления)?

  • Каковы пределы деятельности и управляемости государством и личностью, каковы обязанности и права гражданина перед государством, и государства перед гражданином, и граждан перед гражданами?

  • Что такое управление – необходимость, обязанность, подавление воли или применение власти/силы?

Упомянутые проблемы на самом деле вечны, выбор вариантов решения ограничен, поэтому и сами решения как бы повторяются, если рассматривать их в историческом ракурсе.

Управленческая мысль древнейших цивилизаций своеобразна и разнообразна. Первый вклад в его развитие, вероятно, сделали шумеры, которые около 7 тысяч лет назад (5000г. до н.э.) начали письменно регистрировать факты. Второй шаг был совершен через тысячу лет (в 4000г. до н.э.), когда египтяне признали необходимость планирования, организации и контроля.

Следующий шаг совершен еще через тысячу лет, когда опять-таки египтяне, признали необходимость «честной игры» и доверительных бесед – «облегчи свою душу».

Еще через тысячу лет (2000г. до н.э.) египтяне признали необходимость письменных запросов и использование рекомендаций «штаба» (создание самого штаба в современном смысле принадлежит Александру Македонскому).

Через 200 лет после этого вавилонский царь Хаммурапи признал необходимым использование свидетелей, письменных документов для контроля, установил минимальную заработную плату, а также признал недопустимым перекладывание ответственности.

В 600г. до н.э. царь Навуходоносор признал необходимым контролировать производство и стимулировать труд через зарплату. Навуходоносор II, царь Вавилонии (605-562гг. до н.э.) в 587г. (по др. данным, 586г.) разрушил восставший Иерусалим, ликвидировал Иудейское царство и увел в плен большое число жителей Иудеи. При нем сооружены так называемые Вавилонская башня и висячие сады.

В 500г. до н.э. Менциус провозгласил необходимость стандартов и систем; в это же время китайцы признали необходимой специализацию.

В 400г. Сократ высказал мысль об универсальности управления, а древнегреческий писатель и историк Ксенофонт (его основное сочинение «Греческая история» в 7т.) определил управление как особый вид искусства. В это же время по указанию персидского царя Кира проводились исследования мотивации.

На востоке особо крупный вклад в развитие представлений о государстве внесли Индия и Китай. И индийская и китайская мысль отразили общественный и политический строй, основанный на «азиатском способе производства», для которого характерна верховная собственность государства на землю и эксплуатация крестьян-общинников. Типичной формой государства является восточная деспотия-сатрапия. Древнекитайский ученый Сыма-Цань (145-86 год до н.э.) писал, что управлять людьми и двигать общественную жизнь можно опираясь на такие свойства человеческой природы как прямодушие, почитание культуры. В развитие теории государства и права исключительный вклад внесла Древняя Греция. Греки систематизировали и анализировали многообразие политических форм и управленческих решений, изучали условия, благоприятствующие становлению систем и формаций, закономерности их смены. Верили в возможность рационально сконструировать идеальную форму правления и осуществить ее на практике.

Первая кодификация афинского права, отличавшаяся крайней жестокостью – «драконовы законы» была произведена афинским архонтом Драконтом, который составил в 621 г. н.э. свод законов полиса.

Полибий (210-122 до н.э.) отмечал 6 возможных чередований/смен форм правления у эллинов.

  • Категории положительные, Категории отрицательные;

  • Монархия – единовластие, Деспотия – узурпатор;

  • Аристократия – народовластие, Олигархия – власть недостойных;

  • Демократия – народовластие, Охлократия – власть толпы.

Переход от демократии к охлократии / от власти народа как организованного целого к власти стихийно действующей массы, толпы. По Полибию – круговорот смены форм государственного общежития – таков порядок природы государственной власти, по которому формы правления меняются, переходят друг в друга и снова возвращаются.

Такое же чередование форм Правления отмечает и Аристотель. Но в отличие от Полибия отдает предпочтение как форме правления не Демократии, а Аристократии.

Одна черта роднила все политические и управленческие мысли древности как на Западе, так и на Востоке: личность не рассматривалась как самостоятельная ценность, а следовательно и как объект управления.

Большой вклад в развитие теории государства внес Аристотель, 322г. до н.э., ученик Платона, который в своем трактате «Политика» рассматривал проблемы правильной формы правления и трактовку о трех частях государственного устройства:

Он отмечает, что правление может осуществляться только наилучшими людьми, имеющими реальное превосходство в добродетели перед управляемыми. Кроме того, Аристотель положил начало экономическому анализу.

Александр Македонский (356–323гг. до н.э.) проявил себя гениальным организатором. Он создал в Азии сложную фискальную структуру; каждая сатрапия имела специфическую систему налогообложения (таможни, отработочная повинность, подушный налог, налог с недвижимости), что приносило большие доходы.

Представитель древнеримских мыслителей экономической мысли Марк-Коттон (234 – 149г. до н.э.) исследовал практические вопросы, связанные с организацией крупного хозяйства рабовладельческого типа. Как экономист-практик он пытался установить оптимальные пропорции элементов производства.

studfiles.net

История управленческой мысли и её становление

Управление является особым видом деятельности, который делает из неорганизованной толпы – целенаправленную, эффективную и производительную команду. Оно также выступает в роли стимулирующего элемента для социальных изменений и значительных перемен. Практика управления существовала ещё с древних времён, чему есть доказательства (построение египетских пирамид, политические организации в Риме и Македонии), поэтому можно заключить, что история управленческой мысли глубоко уходит корнями в прошлое.

До 19 века никто не задумывался об управлении, как об отдельной науке и ее системности, всех интересовали деньги и власть. Только в начале века Роберт Оуэн начал заниматься вопросами достижения целей предприятия при помощи рабочих. Он улучшал им условия труда, предоставлял хорошее жилье, стимулировал дополнительной оплатой за качественно выполненную работу, развивая тем самым материальную заинтересованность. Эти новаторские идеи были уникальным прорывом в человеческое сознание и роль руководителя. Таким образом, история управленческой мысли сделала один шаг вперед.

В дальнейшем, Фредериком Тейлором была опубликована книга о принципах научного управления, которая считается началом признания, и выделения в отдельную область исследования управления. С тех пор история развития управленческой мысли все ближе подходила к тому, что управление может существенно влиять на развитие и успешность предприятий. Его успех во многом зависел и от успехов в других областях, таких как психология, математика, социология и др. Полученные знания помогали понять, по каким критериям оценивать подходы к управлению.

В то время история управленческой мысли имела несколько подходов, которые значительно повлияли на её дальнейшее развитие в теории и практике. Подходы различных школ управления содержали в себе четыре различных аспекта: школа научного управления, с точки зрения человеческих взаимоотношений и науки о поведении, административный подход, а также количественные методы.

Осознавая влияние внешних сил на деятельность организаций, исследователями разрабатывались и другие подходы. История управленческой мысли, двигаясь вперед, находит свое отображение сначала в процессном подходе, который рассматривает её как взаимосвязанную серию управленческих функций. Затем в системном подходе, который обращает внимание руководителей на то, что организация – это совокупность взаимосвязанных элементов (людей, задач, технологий и т.д.), которые двигаются в направлении различных целей и подвержены меняющимся условиям внешней среды. И в ситуационном подходе, который акцентирует внимание на том, что методы управления следует определять, исходя из ситуации.

В нынешнее время развитие управленческой мысли достигло ясных тенденций, стратегий и силы. Менеджмент является процессом и продуктом среды, а концепция управления перенесла своё внимание на человеческий фактор, организационные и методологические способы решения вопросов.

fb.ru

Оставить комментарий