Изучение языка паскаль в школе – Методическое пособие. Изучаем Паскаль в школе.

Уроки Pascal ABC для начинающих

Профессиональная среда разработки для создания программ и приложений любого уровня сложности. Сочетает в себе классическую простоту Паскаля и все возможности современной среды разработки .NET, которую используют профессиональные разработчики по всему миру. Кроме того, язык программирования Паскаль изучают на школьном курсе информатики, давая учащимся базовые знания об операторах и переменных. Таким образом, обучение Паскаль абс даётся новичкам лучше, чем освоение других языков программирования.

Курс из семи практических видеоуроков идеально подходит для тех, кто хочет узнать, как сделать программу в Pascal ABC, вне зависимости от уровня подготовки. Каждый урок имеет свою тему, поэтому их можно смотреть как по порядку, так и выборочно, чтобы углубить и расширить свои познания в конкретной области.

Уроки Pascal ABC


Представленные в видеокурсе уроки Паскаль АБС основаны на разработке прикладных программ и дают практические знания. Все программы, которые вы напишите в процессе прохождения видеокурса, полностью рабочие и их можно использовать в повседневной жизни – «воды» и пустой теории в курсе нет.

Осваиваем интерфейс редактора и пишем свои первые строчки кода.


Изучаем логику работы с числами и конструируем таймер.


Изучаем, как язык программирования компилирует исходный код.



4creates.com

Корпоративная культура вуза

Углублённое изучение языка программирования Паскаль в школе

Л.Г. Пустобаева

Саранск,

Мордовский государственный педагогический институт

Современная школа должна закладывать общую базу мышления и культуры, формировать всесторонне развитого человека, создавать условия для дальнейшего развития в любом направлении. Роль изучения информатики в формировании и становлении личности трудно переоценить.

По решению министерства образования в 1995 году была принята трёхэтапная структура курса информатики с распределёнными целевыми установками:

Первый этап (I – VI классы) – пропедевтический. На этом этапе формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ.

Второй этап (VII – IX классы) – базовый. Обеспечивает обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике.

Третий этап (Х – ХI классы) – профильный. На этом этапе осуществляется дифференцированное обучение в зависимости от интересов и направленности допрофессиональной подготовки школьников.

Преподавание программирования как фундаментальной компоненты информатики начинается на втором этапе и носит ознакомительный характер. На этом этапе формируется, в основном, алгоритмическое мышление.

Обучение программированию как профессиональной деятельности происходит на третьем этапе на базе конкретного языка программирования. Наиболее удачным для этой цели является язык Паскаль как наиболее наглядный, аналогичный русскоязычному алгоритмическому языку и содержащий цельную систему понятий и средств.

При составлении учебной программы курса учитель должен решить, будет ли язык изучен в полном объёме. Опыт показывает [1], что для этого мало даже годичного курса с тремя уроками в неделю. Кроме того, такие понятия, как динамические структуры, объектное расширение, относящиеся к ряду ‘верхних этажей’ языка, малопонятны некоторым учащимся. Раскрыть эти понятия в полной мере можно только на достаточно больших задачах, что в объёме школьного курса просто не реально. Поэтому возникает вопрос о том, надо ли это включать в школьную программу, так как погоня за количеством обсуждаемых вопросов может стать препятствием для понимания ряда ‘низших этажей’ программирования, к которым относятся: средства управления файловой системой из программ Turbo Pascal, средства доступа к конкретной информации на внешних носителях персонального компьютера, программирование обменов с клавиатурой, а также возможности управления экраном дисплея. Наличие знаний и навыков работы с указанными средствами поможет учащимся лучше понять не только файловую систему хранения информации, но и технологию взаимодействия программ с операционной системой.

На основании вышесказанного я предлагаю факультативный курс по углублённому изучению некоторых возможностей языка программирования Паскаль в 11 классе средней школы. Факультатив включает в себя следующие темы: работа с дисками и каталогами, ввод – вывод и файлы, работа с клавиатурой, работа с экраном в текстовом режиме [2]. Для изучения каждой темы разработаны уроки, количество уроков зависит от уровня подготовки конкретной группы учащихся. Тип урока определяется содержанием темы, в основном это мотивационно – ориентированные комбинированные уроки. Основные темы уроков:

– Каталоги: основные понятия и операции.

– Просмотр содержимого каталогов.

– Построение дерева каталогов.

– Операции с файлами как с единым целым.

– Простейшие методы работы с клавиатурой.

– Дополнительные возможности управления экраном.

Некоторые уроки были апробированы во время педагогической практики, предлагаемый материал вызвал интерес у учащихся и был ими успешно усвоен.

Литература

1. Методика преподавания информатики: учебное пособие для студентов педвузов. Под ред. М.П. Лапчика. – М.: “Академия”, 2001, 624с.

2. Зуев Е.А. TURBO PASCAL. Практическое программирование. - М.: Издательство ПРИОР”, 1999, 336с.

Прислано на конференцию – 27.02.2003

konf-csu.narod.ru

Для школьников программирование на языке Pascal ABC

(для 6-7 классов)

Порой мы слышим от школьников, что Pascal – это скучно и неинтересно. На самом деле язык Pascal – это своего рода «таблица умножения» для всех, кто хочет почувствовать «вкус» программирования. Легкий и понятный, он становится основой для освоения всех других языков программирования.

В Школе компьютерной грамотности Comp-As в Минске мы преподаем Pascal для детей. Мы разработали проект «Бесплатные видеоуроки Pascal», чтобы помочь школьникам убедиться: программирование – это интересно и увлекательно!

Что дают бесплатные видеоуроки Pascal?

Бесплатные видеоуроки основаны на школьной программе. Здесь вы найдете много решенных задач и легко подготовите домашнее задание.

Чему можно научиться на очных занятиях в Школе?

На компьютерных курсах для школьников мы глубже изучаем Pascal и другие языки программирования: PHP, С, С++ и Java. Хотите продолжить обучение, стать асом программирования, а в будущем – получить перспективную работу в сфере ИТ? Звоните нам и приходите на курсы в Школу Comp-As!

Невозможно заговорить на языке, познакомившись с ним только по учебнику. Точно так же нельзя стать программистом, не написав ни одной программы. Именно поэтому мы рекомендуем, просмотрев каждый из бесплатных видеоуроков, сразу переходить к практике — и проверять работу программ на компьютере.

Урок 1. Pascal ABC. Исполнитель Чертежник.

Урок 2. Pascal ABC. Линейные алгоритмы.

Урок 3. Среда программирования Pascal ABC. Структура программы.

Урок 4. Основные понятия языка программирования. Переменная. Типы данных. Ввод и вывод данных.

Урок 5. Команда присваивания. Арифметические операции и выражения. Стандартные функции.

Урок 6. Составление линейных программ для решения задач.

Приглашаем вас в путешествие по стране программирования!
«Программирование можно сравнить с огромной страной, полной чудес, сюрпризов, замечательных находок и даже… опасностей! Начинающий пользователь или опытный «геймер» — победитель виртуальных чудовищ не всегда знает, что, овладев даже основами программирования, он может заставить компьютер рисовать картинки, немногим уступающие по красоте шедеврам игровой компьютерной графики, или исполнять мелодию, подмигивая при этом световыми индикаторами своей клавиатуры.

Ну а чем не замечательная перспектива — решение сложной программистской задачи, решение, которое смог найти именно ты и никто другой, и вот уже твою программу «скачивают» через Интернет сотни и тысячи пользователей, передавая друг другу имя ее создателя!

Ну а опасности? Есть и опасности. В историю программирования вошла ошибка программиста, создавшего управляющую программу для американского межпланетного зонда и «набившего» вместо запятой точку. Запятая потеряла хвостик, а межпланетный зонд «промахнулся» мимо Венеры на несколько миллионов километров. А если нечто подобное произойдет в программе, управляющей, например, полетом боевой ракеты?»

Из книги С. Немнюгина, Л. Перколаба «Изучаем TURBO PASCAL».

Готовы преодолевать трудности в поисках интересного и неожиданного? Будем рады видеть вас в Школе компьютерной грамотности Comp-As в Минске.

Расписание занятий и цены. Филиал №1, Минск, Лошица-3

Расписание занятий и цены. Филиал №2, Минск, Каменная горка-2

comp-as.by

Нужен ли сегодня Паскаль в обучении программированию?

Сегодня до сих пор в школах начинают изучение программирования с Паскаля, языка программирования, позволяющего писать самые простые программки, но которые идеально подходят для стартового обучения. Продолжают такое обучение и в ВУЗах, но там ситуация уже другая – по большей части на специальностях, связанных с программированием, изучают Си и иные языки, игнорируя Паскаль. Если же Паскаль все-таки используется в обучении, то встает однозначный вопрос – а надо ли это? Действительно ли такой язык не утратил своей актуальности? Ведь программирование на Паскале все равно никому не требуется, разве что для банального решения задач. Но на практике его применение сводится к нулю.

Тот же Си – более подходящий для этих целей язык. И более эффективный. Конечно, просто так отказаться от Паскаля не получится, ведь этот язык уже укрепился в среде студентов, где многие преподаватели специально предлагают задачи, основанные на Турбо Паскале. С него многие учатся разным алгоритмам сортировки, которые затем уже переносят в более продвинутую среду. Взять хотя бы такие программы, как программа SCHOOL на Паскале – если вы учились в университете, то вы знаете такой род задач, и, определенно, сталкивались с ним. Естественно, сейчас в сети есть примерно все решенные задачи, которые только можно придумать – разные программы лежат, доступные для скачивания. Студенты или ученики могут легко найти для себя уже решенные варианты задач, но вот вопрос – а лучше ли будет им в таком случае? Ведь они сами лишат себя багажа знаний. Тем более, задачки не самые сложные, решаются они довольно легко, если немного покрутить извилинами.

Как вы считаете, Паскаль жив? Или скорее мертв?

oddstyle.ru

Проблемы выбора языка программирования в школьном курсе информатики

 

Мнения о том, какой язык программирования лучше преподавать в школе, разнятся: от того, что программирование изучать не нужно, а следует просто поднимать компьютерную грамотность и осваивать офисные программы (как Западе), до того, что нужно изучать операционные системы и несколько языков программирования с различными парадигмами. Это крайние случаи, но золотую середину найти непросто. В первую очередь, нужно определить цель. Научить школьников логически и алгоритмически мыслить? Познакомить с компьютерами на бытовом уровне, чтобы школьники умели пользоваться Интернетом, электронной почтой, текстовым графическим редакторами? Заложить базовые знания, необходимые для будущих инженеров, математиков, физиков и специалистов по информационным технологиям? А может, нужно каждого школьника познакомить с программированием как явлением, чтобы он представлял потенциал компьютерных систем? Много ли школьников станет программистами? Немного. Безусловно, в науке о программировании есть фундаментальная составляющая, но определить её непросто. Некоторые считают, что не так важно, какой язык программирования взять: на уроках информатики нужно учить не языку программирования, а методам программирования и системному подходу решения задач. Нужно развивать алгоритмическое мышление и на примерах знакомиться с принципами построения современных компьютерных систем.

Неужели действительно не так важно, какая среда и какой конкретный язык программирования будет использован для практических занятий? У каждого преподавателя есть свой список требований к учебному языку программирования. Набор требований может быть, например, таким: простой, интуитивный синтаксис, наличие высокоуровневых инструментов для обнаружения и недопущения ошибок и для отладки программ, наличие качественной документации с примерами, наличие дружелюбной среды разработки, кроссплатформенность (наличие версий под различные платформы), …

С одной стороны, школьная программа не предполагает подготовку специалистов и базовые понятия алгоритмизации можно традиционно давать на Паскале. Для школы нет особой разницы, какой именно язык учить, база у всех языков идентична, надстройку над базой дают уже в профильных учебных заведениях. Ученику достаточно знать набор базовых понятий бинарной логики, условий, циклов и т. п. а они присутствуют практически в любом языке программирования. Проблема кроется в том, что в школе стоит задача ознакомить с тем, что такое программирование и дать примерное представление о том, как это делается.

С другой стороны IT-технологии развиваются очень быстро, появляются новые платформы, языки программирования (Java, C#, Python…), технологии. Современному программисту приходится постоянно «держать руку на пульсе». Именно поэтому программу обучения школьников программированию нужно тщательно продумывать со взглядом в будущее.

Подходы к программированию в частности и информационным технологиям, в общем, постоянно изменяются, но что-то остается неизменным. Эту базу необходимо передавать учащимся, в первую очередь, чтобы школьники учились самостоятельно искать нужный материал и изучать его. Нужно учить базовые вещи, которые будут востребованы всегда, независимо от технологий.

В программировании есть несколько парадигм, подходов к созданию программ: модульная парадигма, процедурные парадигма, объектно-ориентированная парадигма. В школах обычно преподают процедурный подход к программированию, в то время как ООП (объектно-ориентированное программирование) — очень редко или никогда.

Выбор языка и системы программирования имеет принципиальное значение, т. к. от этого во многом зависит методика изучения курса, содержание и последовательность предъявления учебного материала, система учебных заданий и, главное, вся дальнейшая работа по овладению программированием для решения реальных практических задач на компьютере. От этого выбора напрямую зависит доступность восприятия, изучения и овладения учащимся приемами и методами программирования.

Какие из современных используемых на практике языков годятся на роль первого языка? Наверное, это императивный, строго типизированный, со статической типизацией и строгой семантикой язык. Turbo-Pascal всему этому соответствует, но он уже почти мертв.

В последнее время наметилась явная тенденция перехода обучения от алгоритмических к объектно-ориентированным языкам с использованием визуальных систем программирования (Delphi, Visual Basic, Visual C++ и т. д.). Прежде всего, программирование подразумевает написание программы, а что для учащегося означает «программа»? Ответ очевиден, программа — это то, с чем он работает на компьютере каждый день, например, текстовый процессор или Интернет- обозреватель. Т. е. для ученика программа — это приложение с графическим оконно-кнопочным интерфейсом. Значит, программа, которую он будет составлять должна быть такой же. И здесь визуальные среды программирования дают широкие возможности ученику в реализации такого приложения. Старый добрый Turbo-Pascal тоже хорош для изучения принципов программирования, но его терминальный интерфейс плохо воспринимается современными школьниками.

Так как объектно-ориентированное программирование (ООП) — это основа всех современных языков программирования, то его необходимо начинать изучать ещё в школе, чтобы учащиеся, придя в высшие учебные заведения, уже имели правильное представление о программировании. Такое утверждение очевидно не является бесспорным, так как для большинства учащихся их дальнейшее образование не связано с разработкой IT технологий.

Первый язык программирования должен быть требовательным к ученику. Необходимо, чтобы ученик имел чёткое представление о том, что его программа делает на каждом шаге, и уметь записывать алгоритмы на строгом формальном языке, без лишних “вольностей”. Первый язык должен быть cтрого типизированным, ибо смешение целых чисел, вещественных чисел и текстовых переменных приводит у начинающих программистов к неправильному представлению о методах хранения данных в памяти компьютера. Чем больше сообщений об ошибках ученики увидят от компилятора, и чем больше из этих сообщений они поймут, тем больше фундаментальных знаний о программировании они получат. Паскаль — неплохой язык в этом смысле. Но этот язык редко применяется на практике, и специалист по Паскалю оказывается мало востребованным на рынке труда.

Вероятно, в этом заключается основная “неудовлетворенность” учащихся, которые решили совершенствоваться в программировании. Для реальной работы им приходится учить более популярный язык (Java, C/C++, PHP, Python и т. д.). Однако использование Си в качестве начального языка программирования имеет ряд проблем: в нём много отпугивающих конструкций даже для интересующихся программированием учащихся. С другой стороны, никто не заставляет учителей показывать все глубины Си. С ним можно работать на том же уровне, что и с Паскалем, используя соответствующие конструкции.

Одним из лучших языков программирования для старта считался и считается Pascal, так как он был придуман специально для обучения основам программирования. Но есть «но»: язык устарел, его никто из компаний не использует в коммерческих целях. Можно, конечно, начать изучение программирования с Pascal, но после основ всем придётся учить новый язык, с другим синтаксисом, с новыми правилами. Паскаль даёт свои плюсы в обучении и, возможно, даже стоит самые основные понятия показать на Паскале. Но нет смысла обучать всему «от и до» на языке Pascal и его библиотеки. Лучше это время потратить на изучение языков и технологий, которые сейчас используются и будут использоваться ближайшие 10–20 лет.

Паскаль — это тот самый инструмент (более упрощённый, чем С), который научит, как вообще нужно «идеологически» подходить к программированию. Почему сначала нужно объявлять типы переменных, что операция присваивания значения и логическое равенство — это разные вещи. Когда делаешь элементарные ошибки в Паскале, то программа не будет работать. Это чисто обучающая база. Существуют альтернативы для Turbo Pascal, которые можно использовать в учебном процессе.

FreePascal — бесплатный компилятор Паскаля, отвечающий современным требованиям и обладающий средой разработки один в один похожей на Turbo Pascal, что делает возможным использования большей части методической литературы, написанной для последнего. Работает под Windows и Linux. Рекомендуется как самый простой способ замены Turbo Pascal. Отсутствуют проблемы с лицензией.

PascalABC — удобная среда разработки, работающая под Windows. С 2007 года разрабатывается версия PascalABC.net — та же среда, но написанная с использованием технологии.NET. Система создавалась на факультете математики, механики и компьютерных наук ЮФУ как учебная среда программирования. С лицензией проблем нет.

Lazarus — среда разработки, использующая компилятор FreePascal, но при этом поддерживающая разработку современных оконных приложений. Позиционируется как, совместимая с Delphi, но учебный материал, написанный для последней, применим не всегда. Интерфейс более сложен по сравнению с IDE FreePascal. Рекомендуется использовать при достаточной квалификации преподавателя.

Использование Turbo/Free Pascal в процессе обучения программированию — это почти идеальный вариант для обучения алгоритмам, без понимания которых дальше лучше не программировать (и не имеет значения дальнейшая специализация — будет ли человек работать на ассемблере под микроконтроллеры, или посвятит себя разработке софта на языках высокого уровня с применением современных парадигм).

Выбор современных систем визуального проектирования (Delphi, Lazarus, Visual Studio и т. д.) на начальном этапе обучения программирования вызывает ряд проблем. При создании проекта система автоматически генерирует большой объем кода, связанный с работой визуальных компонентов и не относящийся к решению поставленной задачи. Всё сразу объектно-ориентированное, а ученику, для начала бы, разобратьсяс циклами, массивами, условными операторами…

На сегодняшний день наиболее удачным выбором, скорее всего, был бы Питон (Python) + приличная IDE (Eclipse или PyCharm), с тестированием приложений во встроенной консоли. Питон был создан более 20 лет назад и по сей день используется и в обучении основам программирования, и в коммерческих целях. На нем можно разрабатывать серверные и клиентские программы, сайты и веб сервисы, мобильные приложения и программировать роботов. Самое главное, что на рынке труда Python-программисты получают широкую востребованность, и она будет расти еще много лет, ведь язык Python используют крупные корпорации в своих коммерческих проектах.

Python — это полноценный язык программирования высокого уровня. Он поддерживает целый ряд парадигм: модульная парадигма, процедурная парадигма, объектно-ориентированная парадигма, функциональная парадигма. Немаловажно, что Python распространяется свободно на основании лицензии подобной GNU General Public License.

Программа на Питоне зачастую не требует изменений для запуска ее на другой операционной системе. Программы успешно работают как под Linux, так и под Windows. Питон является интерпретируемым языком. Это очень хорошо, так как можно пробовать идеи «на ходу», без ввода ненужного кода. Python характеризуется ясным синтаксисом. Читать код на этом языке программирования достаточно легко, т. к. в нем мало вспомогательных элементов, а правила языка заставляют программистов делать отступы. Понятно, что хорошо оформленный текст с малым количеством отвлекающих элементов читать и понимать легче.

Питон относится к языкам с динамической типизацией. В этом случае нагрузка на программиста меньше ввиду того, что теперь не надо самостоятельно следить за типами данных. Иногда это приводит к трудноотлавливаемым ошибкам (это является существенным недостатком на начальном этапе изучения программирования), но в основном достаточно хорошо помогает писать код. Паскаль или Си относятся к языкам с статической типизацией и начинающему программисту самому приходиться следить за типами данных.

Питон относится к языкам с практическим отсутствием программной «магии». Исключения составляют только метаклассы, но до них нужно дорасти. А это минимум 2–3 года изучения. Питон обладает большим количеством готовых решений и библиотек. Большая часть из них бесплатна.

В ряде школ проводят интересные эксперименты по преподаванию программирования на базе языка Python. Отзывы учителей и школьников очень положительные. За рубежом накоплен большой опыт в преподавании информатики в школах и колледжах с практикой программирования на самых разных языках, в частности и на Python. Конечно переход в школьной информатике на “новый” язык программирования Python связан целым рядом трудностей, в первую очередь отсутствие учебно-методического материала и необходимости самостоятельно изучать особенности языковых конструкций.

Не смотря на то, что в учебниках по информатике есть только один язык программирования Pascal и всё примеры приводятся на нём, наблюдается общая тенденция перехода на Python преподавателей информатики для обучения основам программирования. И всё больше и больше появляется олимпиад, которые предоставляют возможность решать задачи на Python.

Многие преподаватели заявляют, что не важно, какому языку обучать, главное — чтобы ученик разбирался в алгоритмах. Это правда, но только отчасти. Изучение алгоритмистики, умение читать и составлять качественные алгоритмы — это основы основ. Понимая азы программирования, и разбираясь в синтаксисе одного языка, можно разобраться в синтаксисе другого языка. Но есть языки с отличными синтаксисами, собственными конструкциями, которых нет в других языках. В результате может получиться так, что понимание алгоритма есть, а синтаксис без справочника прочитать сложно или невозможно.

Нет необходимости знакомить учащихся со всеми тонкостями и техническими подробностями языка программирования. Необходимые детали он сможет узнать сам, если его научат пользоваться документацией. Гораздо важнее познакомить учащегося с различными парадигмами программирования. Но при этом есть опасность того, что учащиеся столкнутся с большими трудностями в написании программы для решения конкретной задачи. Мнений очень много, и нельзя ничего здесь категорично заявлять.

Важно, чтобы учитель информатики не забывал о главном — что цель не изучить конкретный язык программирования, а развивать алгоритмическое мышление, знакомить с разными стилями мышления и методами, которые применимы при решении различных задач. Одним из вариантов такого подхода является знакомство (без детального изучения) с несколькими языками программирования. Достаточно вместе с классом разобрать несколько простых классических алгоритмических задач.

 

Литература:

 

  1.      Лапчик М. П., Семакин И. Г., Хеннер Е. Г. Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студентов педвузов — М.: Издательский центр “Академия”, 2003–624 с.
  2.      Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений — М.: Издательский центр “Академия”, 2005–192 с.
  3.      Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса / 9-е изд., испр. и доп. — М.: БИНОМ, Лаборатория знаний. 2012. — 295с.
  4.      Поляков К. Ю. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса: в 2ч. Ч. 2 — М.: БИНОМ, Лаборатория знаний. 2013. — 304 с.
  5.      Поляков К. Ю. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 11 класса: в 2ч. Ч. 2 — М.: БИНОМ, Лаборатория знаний. 2013. — 304 с.
  6.      Авдошин С. М., Ахметсафина Р. З., Максименкова О. В. Информатика и ИКТTU”Учебно-справочные материалы. М.: СПб.: Просвещение. 2012.-252с.

moluch.ru

Профессиональное обучение языку программирования Паскаль

Я – профессиональный репетитор по информатике, программированию и математике. Квинтэссенция моей деятельности – изучение, анализирование, синтезирование и структурирование информации. Программирование – моя любимая стихия. Всю свою сознательную педагогическую жизнь занимаюсь фундаментальным обучением языку программирования Паскаль школьников и студентов.

Имею свыше 10 лет преподавательского положительного опыта в школе, вузе, коммерческих курсах. В технических вузах РФ веду авторский курс, в котором проходит обучение языку программирования Паскаль одновременно несколько сотен человек. На перманентной основе слежу за изменениями в спецификации языка Pascal.

На данный момент времени занимаюсь исключительно обучением языку программирования Паскаль всех желающих студентов. Взаимодействуя со мной вы можете быть уверены в том, что урок состоится, что он состоится без опозданий, то есть в строго обозначенное время, так как я очень педантично подхожу к проводимым занятиям.

На своих репетиторских уроках уделяю внимание не только лаконичной и точной подаче материала, но также внимательно слежу за физическим и психологическим состоянием своего подопечного. Для улучшения восприятия информации мною была приобретена интерактивная доска американской компании PolyVision, благодаря которой значительно возросла эффективность проводимого занятия.

Важнейшую роль в процессе передачи знаний выполняют речевые способности наставника, ментора, репетитора. Мастерство донесения информации до мозговых клеток ученика я оттачиваю уже на протяжении нескольких лет. Студенты, проходящие обучение языку программирования Паскаль отмечают, что им в принципе понятен с первого раза сложный, запутанный материал, объясняемый мною.

На протяжении нескольких последних календарных лет язык программирования Паскаль является моим любимым языком. Колоссальное количество времени я посвящаю тому, что исследую его новые возможности, изучаю его редкие встроенные и сторонние функции, процедуры. Через «мои руки» прошло около 119 студентов из всевозможных вузов РФ. Превалирующее большинство из них получило на рубежных контролях оценку «отлично». Как ранее было сказано: студенты учатся в вузах на протяжении пяти лет и за этот период успевают изучить несколько языков программирования. Следовательно, после того, как вы успешно «закроете» сессию, связанную с языком программирования Pascal, можно будет совместно подумать о подготовке по следующему языку. Напомню, я знаю на профессиональном уровне 7 языков программирования.

videoege.ru

Мнения о преподавании языков программирования в школе

 

Бейсик и Паскаль

Когда-то наиболее популярными языками программирования в школах мира были Бейсик и Паскаль. Бейсик всегда считался самым простым языком программирования, а Паскаль — самым подходящим языком для обучения программированию. Но теперь это не так. Да, Бейсик прост. Но он создавался во времена, когда человечество не имело никакого опыта создания компьютерных систем, и основан на устаревших и не оправдавших себя принципах. Собственно, никакой фундаментальной целостной идеи в основе Бейсика не лежит. Сегодня есть простые и при этом более наглядные и идейно замкнутые языки программирования, нежели Бейсик. Паскаль удобен в учебных целях; ведь именно для них он и создавался. Студенты быстро учатся решать с его помощью алгоритмические задачки. Но так получается, что изучать Паскаль полезно только для того, чтобы писать программы на Паскалe. А если нужно создать настоящий программный продукт, Паскаль оказывается неудобен. И студентам, знающим только Паскаль, приходится переучиваться, что часто сложнее, нежели изучить правильные языки и технологии с нуля. Часто слышишь от преподавателей школ и вузов:

«Уж лучше Паскаль, чем Бейсик. И лучше Java, а не Паскаль: в Java есть сборка мусора, а это очень удобно для изучения программирования. А еще лучше какой-нибудь сценарный слабо типизированный язык. Там и сборка мусора есть, и в типах путаться не будут, всё будет просто и понятно.»

Но есть и другие мнения:

«Первый язык программирования должен быть требовательным к ученику. Необходимо, чтобы ученик имел чёткое представление о том, что его программа делает на каждом шаге, и уметь записывать алгоритмы на строгом формальном языке, без лишних поблажек, которые имеются, например, в языке Перл, где можно писать круглые скобки вокруг аргументов функций, а можно не писать, и делать другие подобные вещи. Первый язык должен быть cтрого типизированным, ибо смешение целых чисел, вещественных чисел и текстовых переменных приводит у начинающих программистов к неправильному представлению о методах хранения данных в памяти компьютера. Чем больше сообщений об ошибках ученики увидят от компилятора, и чем больше из этих сообщений они поймут, тем больше фундаментальных знаний о программировании они получат. Паскаль — неплохой язык в этом смысле. Особенно приятно, что в нём есть проверка на принадлежность индекса массива допустимому множеству значений. Это школьникам очень полезно. Но Паскаль редко применяется на практике, и специалист по паскалю оказывается мало востребованным на рынке труда; для реальной работы приходится учить более популярный язык[1] (Java, C/C++, PHP и т.д.). С языком Си другая проблема: в нём много отпугивающих конструкций. С другой стороны, никто не заставляет учителей показывать все глубины Си. С ним можно[источник?] работать на том же уровне, что и с Паскалем, не занимаясь сложными махинациями c указателями и не используя сложных конструкций.»

«Язык Бейсик, используемый сейчас в большинстве школ, просто вреден как для будущих программистов, так и для обычных школьников. Он не имеет никакой системы отладки[источник?], не имеет контроля типов и не требует явного объявления переменных. Это приводит к тому, что ученики не могут находить ошибки в своих программах. Ошибки, с которыми они встречаются, обычно неадекватны и создают у учеников отвратное представление о программировании вообще. Бейсик в принципе не пригоден для учебных, и тем более практических целей.»

«Скриптовые языки больше соответствуют потребностям среднего пользователя компьютера. Многие из существующих скриптовых языков имеют достаточно серьёзный идеологический фундамент, замкнутую модель, наглядный естественный синтаксис и хорошие учебные материалы с примерами, в том числе на русском языке. В первую очередь, я имею в виду языки Форт, Руби и Питон.»

«Ныне школьникам приходится работать с морально устаревшими и неудобными системами Borland Pascal и Бейсик. Введение в школах более современных языков программирования автоматически поднимет уровень преподавания информатики, и уровень учителей тоже.»

«Если кто хочет заниматься программированием и идти дальше, желательно начать изучение с Паскаля, прорешивать задачи по циклам, массивам, матрицам и т.д. Когда базовые понятия уже будут заложены можно переходить на Borland Delphi, это тот же Паскаль, только там используется объектно-ориентированный подход. Этот язык имеет Ооо! какие возможности.»

www.oivt.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *