Как писать эссе по микроэкономике – Эссе «Эссе по микроэкономике прокомментировать высказывание» по микроэкономике заказать, купить

эссе по микроэкономике

Задание 1. Эссе по «Микроэкономике» на тему : Собственность; экономическое понимание. Типы собственности.

Выбранная мною тема для написания эссе относится к экономике. Экономика – наука, изучающая национальные хозяйства в целом, условия и элементы производства.

Для более полного раскрытия темы собственности следует рассмотреть её экономические аспекты. Экономические отношения собственности — это прежде всего отношения, складывающиеся между субъектами экономической деятельности по поводу неких благ. При этом принимаются во внимание прежде всего фактические отношения — кто контролирует объект собственности, обладает полной информацией о нём, принимает решения о порядке его использования, отчуждения и распределении прибыли.

По мере развития общества совершенствовались отношения собственности, принимая самые разнообразные типы и формы. Под типом собственности понимается особый этап в развитии собственности, под формой – принадлежность факторов (ресурсов) и результатов производства субъектам. Каждому типу собственности соответствуют свои особые формы собственности.

Выделяются два типа собственности: частная и общая. Частная собственность предполагает, что отдельные лица относятся к средствам производства (ресурсам) и результатам производства как лично своим. Она произошла от частного производства (ремесла, торговли и т.д.). Объектами частной собственности являются одежда, обувь, продукты питания и т.д., т.е. предметы индивидуального пользования. Общая собственность представляет собой совместное достояние, т.е. принадлежность тех или иных объектов семье, общине, ассоциации, коллективу, народу, государству, обществу. Все субъекты имеют реальное и равное право владеть, пользоваться и распоряжаться объектами собственности с учетом личных, коллективных и государственных интересов. Общая собственность может переходить в частную собственность и наоборот. Например, семейная собственность из общей переходит в частную (долевую) при выделении доли сыну, и, наоборот, собственность жены (приданое) вливается в общую собственность.

Данная тема говорит нам о том, что понятие «собственность» вошло в обиход задолго до возникновения экономической теории. Собственность воспринималась людьми как имущественное отношение, которое было основано нормами морали, обычаев, т.к. мы не крадем собственность не потому, что боимся уголовной ответственности, а потому что противоречит морали.

Я считаю, что в экономике задействованы не столько отношения людей между собой, сколько именно правовые формы этих отношений, то есть экономическое понятие собственности включает в себя необходимый правовой компонент. Собственность это не вещь, а отношения между людьми по поводу вещей.

Вариант № 3.

Задание 2.

1. б. 13. т.

2. а. 14. р.

3. в. 15. с.

4. г. 16. л.

5. д. 17. к.

6. у. 18. з.

7. ч. 19. и.

8. ц. 20. е.

9. ш. 21. ж.

10. х. 22. м.

11. о. 23. н.

12. п. 24. Ф

Задание 3.

studfiles.net

ТЕМЫ ЭССЕ ПО МИКРОЭКОНОМИКЕ ДЛЯ БАКАЛАВРОВ

ТЕМЫ ЭССЕ[1]

1.      Методология исследования экономических процессов и явлений.

2.      Предмет исследования политической экономии и экономикс: сравнительный анализ.

3.      Виды и формы собственности и трансформаций отношений собственности в России.

4.      Приватизация и социально-экономические последствия преобразований отношений собственности в России.

5.      Преобразования отношений собственности в России и их трансформационные издержки.

6.      Товарное производство как основа рыночных отношений.

7.      Механизмы мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия и их воздействие на хозяйственную активность предприятий.

8.      Особенности протекания инфляционных процессов в России и антиинфляционная политика.

9.      Кредитная система: место и роль в ней Центрального банка и коммерческих банков.

10.   Центральный банк и его регулирующая роль в кредитно-денежных отношениях.

11.   Социально-экономические последствия безработицы и методы ее преодоления.

12.   Фондовый рынок как элемент рыночной инфраструктуры.

13.   Финансовые источники активизации инвестиционной деятельности в России.

14.   Рынок земли, его специфика и факторы, определяющие цену на землю и на сельскохозяйственную продукцию.

15.   Земельные отношения в России: традиции, проблемы и поиски эффективных форм хозяйствования.

16.   Проблемы и пути обновления основного капитала в послеприватизационной экономике России.

17.   Марксистский взгляд на неизбежность возникновения несовершенной конкуренции и монополии.

18.   Совокупный спрос и совокупное предложение и различные модели макроэкономического равновесия.

19.   Модель расширенного воспроизводства, возможности и особенности ее использования в современных условиях.

20.   Экономический рост и проблемы экологии.

21.   Инвестиции как источник экономического роста. Их социально-экономическая эффективность.

22.   Поиски путей формирования российской модели социально-экономического развития страны.

23.   Цикличность экономического развития: ее природа и методы антициклического регулирования.

24.   Структурные сдвиги в экономике России 90-х годов и направления оптимизации структуры ее народно-хозяйственного комплекса.

25.   Структурная и инвестиционная политика государства в переходной экономике России.

26.   Десять лет экономических реформ в России: итоги и перспективы.

27.   Государственное регулирование экономики: современные тенденции.

28.   Рыночный механизм формирования доходов и социальная политика государства.

29.   Рыночная экономика и государственная система социальной защиты.

30.   Стоимостные показатели благосостояния нации и индекс человеческого развития.

31.   Налоги как инструмент государственного регулирования экономики.

32.   Механизмы стимулирования и активизации инвестиционной деятельности.

33.   Налоговая система России и основные направления ее совершенствования.

34.   Функции государства в переходной экономике и инструменты их реализации.

35.   Проблемы сочетания экономической (рыночной) и социальной справедливости.

36.   Динамика доходов и богатства России переходного периода (90-е годы XXв.).

37.   Современные тенденции международной миграции капитала и проблемы его бегства из России.

38.   Экономическая эффективность международного обмена и проблемы свободной торговли и протекционизма.

39.   Тенденции усиления мирохозяйственных связей и место Рос­сии в этом процессе.

40.   Принципы классификации социально-экономических систем и современные трансформационные процессы в мире.

41.   Система противоречий как основа механизма самодвижения социально-экономической системы.

42.   Организационный принцип как всеобщее начало структуриза­ции системы отношений в обществе.

43.   Противостояние модели «общества потребления» и модели ус­тойчивого развития.

44.   Глобализация: альтернативные направления развития.

45.   Этико-экономические принципы структуризации социально-экономических систем.

46.   Этика православия как основа системы ценностей русской нации и специфики социально-экономического развития России.

47.   Возрождение этики русского народа как решающая предпо­сылка формирования модели устойчивого развития России.

48.   Русская философско-экономическая мысль: традиции, совре­менность и переход к духовно-информационному обществу.

49.   Кому и зачем нужна экономическая теория?

50.   Возможна ли хозяйственная практика без экономической теории?

51.   Математические методы в экономическом анализе: область применения и границы?

52.   Виртуальная экономика: этап развития рыночного хозяйства или его альтернатива?

53.   Устарел ли формационный подход к анализу развития экономических систем?

54.   Каковы особенности первоначального накопления капитала в постперестроечной России?

55.   Почему и в каком виде сохранилось натуральное хозяйство в России?

56.   Кредитные и электронные деньги: преимущества и недостатки?

57.   Рыночная экономика: цель Российских реформ или средство достижения целей?

58.   Что такое спекуляция в рыночном механизме и как она вписывается в рыночный механизм?

59.   Конкуренция и монополия: за кем победа?

60.   Право на интеллектуальную собственность: элемент рынка или форма монополизма?

61.   Российская приватизация: оправданны ли ожидания?

62.   Может ли бизнес быть государственным?

63.   Есть ли побочные (негативные) эффекты у маркетинговой деятельности?

64.   Как и для чего рассчитывают экономическую прибыль?

65.   Честные и нечестные методы конкуренции в Российской предпринимательской деятельности.

66.   Х-неэффетивность на примере Российских компаний.

67.   Побочные эффекты дифференциации продукции и рекламы в Российской экономике.

68.   Особенности поведения Российской олигополии.

69.   Влияние Российских профсоюзов на предложение труда и гибкость заработной платы.

70.   Действительны ли альтернативы альтернативные теории фирмы?

71.   Особенности поиска финансовых ресурсов Российскими предприятиями

72.   Предпринимательские риски в Российской экономике (на конкретных примерах).

73.   История развития экономической категории “Земельная рента”: от средних веков до наших дней.

74.   Международное состояние ставки ссудного процента (на примере зарубежной страны, ведущей активную инвестиционную политику).

75.   Что такое капитализированная стоимость?

76.   Государственное регулирование аграрной политики: инструменты и границы применения.

77.   “За” и “Против” включения в систему международной торговли с точки зрения влияния на общественное благосостояние.

78.   Эффективность или справедливость политики?!

79.   Трансакционные издержки: понятие и формы.

80.   Лауреаты Нобелевской премии в области экономики.

81.   Важнейшие принципы экономического анализа и их применение в экономических исследованиях.

82.   Особенности традиционной, командной и рыночной экономики и их черты в современной экономике России.

83.   Положительные и отрицательные моменты государственного регулирования цен на конкурентных рынках.

84.   Рациональность потребителей: ее особенности и проявления в современной российской экономике.

85.   Фирма как экономический субъект.

86.   Основные типы фирм, их достоинства и недостатки.

87.   Цели экономической деятельности фирм.

88.   Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике.

89.   Роль рекламы при несовершенной конкуренции.

90.   Определение спроса и влияющих на него факторов на рынке труда.

91.   Предложение труда и факторы, на него влияющие.

92.   Различия в оплате труда и их особенности в экономике России.

93.   Роль профсоюзов на рынке труда.

94.   Распределение и перераспределение доходов: общие черты и особенности современной российской экономики.

95.   Спрос и предложение на рынке капиталов.

96.   Особенности рынка земли и актуальные проблемы формирования рынка земли в России.

97.   Роль земельной ренты в экономической деятельности.

98.   Индивидуальное отношение к риску и методы снижения риска.

99.   Спекуляция в рыночной экономике: роль и конкретные формы.

100.Проблемы обеспечения общественными благами в России.

101.Изменение роли государства в экономике в ходе рыночных реформ.

102.Проблемы установления равновесия на современном российском рынке.

103.Практическое использование понятия эластичности в деятельности российских предприятий.

104.Роль естественных монополий в российской экономике.

105.Снижение издержек как одна из главных задач российских предприятий.

106.Пути достижения точки безубыточности российскими предприятиями.

107.Марочные товары в России и особенности рынка монополистической конкуренции.

108.Демонополизация российской экономики и особенности антимонопольной политики в России.

109.Формирование и развитие рынка труда в России.

110.Роль природных ресурсов в экономике России.

111.Проблема частной собственности на землю в России.

112.Развитие предпринимательской деятельности в России и его формы.

113.Частная собственность и тенденции ее развития в России.

114.Государственная и муниципальная формы собственности в современной экономике России.

115.Фирма как субъект рыночных отношений и ее организационно-правовые формы.

116.Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества.

117.Конкуренция. ее виды. Место и роль в современном хозяйственном механизме.

118.Проблемы формирования и использования человеческого капитала.

119.Проблемы слияния и поглощения предприятий на современном этапе развития экономики.

120.Биржа труда и ее роль в регулировании рыночных отношений.

121.Анализ спроса и предложения на рынке недвижимости.

122.Кредитные и электронные деньги: преимущества и недостатки.

123.Конкуренция и монополия: тенденции развития на современном этапе.

124.Эластичный и неэластичный спрос примеры из российской практики.

125.Дифференциация продукции при монополистической конкуренции и роль рекламы в российской экономике.

126.Прибыль: сущность, виды, методы увеличения.

127. Особенности поведения российских олигополий.

128.Анализ предложения труда в российской экономике.

129.Анализ спроса на труд в российской экономике.

130.Анализ факторов, влияющих на заработную плату в российской экономике.

131.Капитал: традиционные и современные трактовки.

132.Особенности ценообразования на рынке капитала.

133.Антимонопольная политика государства: мировая и российская практика.

134.Проблема конкуренции на рынке труда.

135.Роль финансовых рынков в развитой рыночной экономике.

136.Анализ факторов, оказывающих влияние на продовольственный рынок в России.

137.Малый и крупный бизнес: проблемы взаимоотношений.

138.Особенности поведения фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.

139.Малые фирмы в сфере услуг.

140.Анализ состояния современного рынка капитала.

141.Анализ факторов, оказывающих влияние на спрос и предложение (на примере конкретного рынка).

142.Анализ факторов, оказывающих влияние на стабильность и нестабильность равновесия.

143.Преимущества и ограничения каждой формы организации бизнеса.

144.Характеристика внешней среды деятельности фирмы  в России и ее влияние на поведение российской фирмы.

145.Базовые понятия микроэкономики: их роль в экономическом анализе.

146.Анализ рыночной конъюнктуры на рынке товаров.

147.Анализ рыночной конъюнктуры на рынке услуг.

148.Анализ рыночной конъюнктуры на рынке труда.

149.Анализ рыночной конъюнктуры на рынке ценных бумаг.

150.Анализ рыночной конъюнктуры на рынке капитала.

151.Анализ рыночной конъюнктуры на рынке информации.

152.Анализ рыночной конъюнктуры на рынке валюты.



[1] Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно.

 

www.agroekonomika.ru

эссе по микроэкономике

Задание 1. Эссе по «Микроэкономике» на тему : Собственность; экономическое понимание. Типы собственности.

Выбранная мною тема для написания эссе относится к экономике. Экономика – наука, изучающая национальные хозяйства в целом, условия и элементы производства.

Для более полного раскрытия темы собственности следует рассмотреть её экономические аспекты. Экономические отношения собственности — это прежде всего отношения, складывающиеся между субъектами экономической деятельности по поводу неких благ. При этом принимаются во внимание прежде всего фактические отношения — кто контролирует объект собственности, обладает полной информацией о нём, принимает решения о порядке его использования, отчуждения и распределении прибыли.

По мере развития общества совершенствовались отношения собственности, принимая самые разнообразные типы и формы. Под типом собственности понимается особый этап в развитии собственности, под формой — принадлежность факторов (ресурсов) и результатов производства субъектам. Каждому типу собственности соответствуют свои особые формы собственности.

Выделяются два типа собственности: частная и общая. Частная собственность предполагает, что отдельные лица относятся к средствам производства (ресурсам) и результатам производства как лично своим. Она произошла от частного производства (ремесла, торговли и т.д.). Объектами частной собственности являются одежда, обувь, продукты питания и т.д., т.е. предметы индивидуального пользования. Общая собственность представляет собой совместное достояние, т.е. принадлежность тех или иных объектов семье, общине, ассоциации, коллективу, народу, государству, обществу. Все субъекты имеют реальное и равное право владеть, пользоваться и распоряжаться объектами собственности с учетом личных, коллективных и государственных интересов. Общая собственность может переходить в частную собственность и наоборот. Например, семейная собственность из общей переходит в частную (долевую) при выделении доли сыну, и, наоборот, собственность жены (приданое) вливается в общую собственность.

Данная тема говорит нам о том, что понятие «собственность» вошло в обиход задолго до возникновения экономической теории. Собственность воспринималась людьми как имущественное отношение, которое было основано нормами морали, обычаев, т.к. мы не крадем собственность не потому, что боимся уголовной ответственности, а потому что противоречит морали.

Я считаю, что в экономике задействованы не столько отношения людей между собой, сколько именно правовые формы этих отношений, то есть экономическое понятие собственности включает в себя необходимый правовой компонент. Собственность это не вещь, а отношения между людьми по поводу вещей.

Вариант № 3.

Задание 2.

1.б.13.т.

2.а.14.р.

3.в.15.с.

4.г.16.л.

5.д.17.к.

6.у.18.з.

7.ч.19.и.

8.ц.20.е.

9.ш.21.ж.

10.х.22.м.

11.о.23.н.

12.п.24.Ф

Задание 3.


Главная > эссе по микроэкономике

aret.ru

Тематика эссе по микроэкономике.

1.Лауреаты Нобелевской премии в области экономики.

2.Важнейшие принципы экономического анализа и их применение в экономических исследованиях.

3. Ограниченность экономических благ и вытекающие из нее особенности экономических решений.

4. Принцип альтернативных издержек и его роль в экономической деятельности.

5. Преимущества и недостатки рыночной системы координации экономической деятельности.

6.Спрос и закон спроса. Неценовые факторы спроса в современной России.

7.Предложение и закон предложения. Неценовые факторы предложения в современной России.

8.Проблемы установления равновесия на современном российском рынке.

9. Конкуренция продавцов и покупателей в модели спроса и предложения.

10. Условия установления рыночного равновесия в модели спроса и предложения.

11.Проблемы установления равновесия на современном российском рынке.

12.Положительные и отрицательные моменты государственного регулирования цен на конкурентных рынках.

13.Сопоставление изменения излишков потребителя и производителя при количественных ограничениях, вводимых государством на конкурентных рынках.

14. Ценовая эластичность спроса и предложения и распределение налогового бремени.

15. Эластичность рыночного спроса по цене и доходам на различных товарных рынках.

16. Практическое использование понятия эластичности в деятельности российских предприятий.

17. Теории потребительского выбора и их практическое использование в деятельности российских предприятий

18. Основные факторы, определяющие выбор потребителя.

19. Факторы, влияющие на форму и расположение кривых безразличия.

20. Влияние изменений цен товаров и дохода потребителя на количество и структуру покупаемого им набора благ.

21. Соотношение эффектов замены и дохода для различных видов благ и его отражение в форме кривых спроса на разные блага.

22. Производственная функция и ее роль в анализе деятельности фирмы.

23.Снижение издержек как одна из главных задач российских предприятий.

24.Пути достижения точки безубыточности российскими предприятиями.

25. Определение спроса на ресурсы и факторов, воздействующих на него.

26. Отдача от масштаба и влияющие на нее факторы.

27. Фирма как экономический субъект. Основные типы фирм, их достоинства и недостатки.

28. Рыночные структуры и их роль в экономической деятельности.

29. Монополия, особенности ее экономической деятельности, положительные и отрицательные стороны для общества.

30. Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике.

31. Роль рекламы при несовершенной конкуренции.

32. Соотношение ценовой и неценовой конкуренции при олигополии.

33. Методы ценообразования олигополии.

34. Модели конкуренции олигополии и их проявления в российской экономике.

35. Использование теории игр при анализе поведения олигополии.

36.Роль естественных монополий в российской экономике.

37.Марочные товары в России и особенности рынка монополистической конкуренции.

38.Проблема эффективности олигополистического рынка и крупные предприятия в экономике России.

39.Демонополизация российской экономики и особенности антимонопольной политики в России.

40.Ценовая дискриминация и ее разновидности в России.

41. Государственное регулирование рынков несовершенной конкуренции.

42. Причины возникновения и измерение неопределенности и рисков в экономике.

43. Индивидуальное отношение к риску и методы снижения риска.

44. Формирование и последствия внешних эффектов в экономике.

45. Проблемы обеспечения общественными благами в России.

46. Определение спроса и влияющих на него факторов на рынке труда.

46. Предложение труда и факторы, на него влияющие.

47. Различия в оплате труда и их особенности в экономике России.

48.Формирование и развитие рынка труда в России.

49. Спрос и предложение на рынке капиталов.

50.Особенности установления равновесия на рынке основного капитала в России.

51. Механизм установления равновесия на рынке оборотного капитала и проблема утраты оборотных средств российскими предприятиями.

52. Роль природных ресурсов в экономике России.

53.Проблема частной собственности на землю в России.

54. Особенности рынка земли и актуальные проблемы формирования рынка земли в России.

55.Развитие предпринимательской деятельности в России и его формы.

56.Частная собственность и тенденции ее развития в России.

57.Государственная и муниципальная формы собственности в современной экономике России.

58.Фирма как субъект рыночных отношений и ее организационно-правовые формы.

59.Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества.

60.Конкуренция.: ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме.

61.Проблемы формирования и использования человеческого капитала.

62. Проблемы слияния и поглощения предприятий на современном этапе развития экономики.

63.Биржа труда и ее роль в регулировании рыночных отношений.

64. Анализ спроса и предложения на рынке недвижимости.

65. Деньги: происхождение и сущность.

66. Функции денег в современной экономике.

67. Кредитные и электронные деньги: преимущества и недостатки.

68. Конкуренция и монополия: тенденции развития на современном этапе.

69. Товары Гиффена в российской экономике.

70. Эластичный и неэластичный спрос: примеры из российской практики.

71. Использование теории потребительского поведения на практике.

72. Положительные и отрицательные внешние эффекты в российской экономике и роль государства в их регулировании (на конкретных примерах).

73. Закон убывающей предельной полезности: сущность и примеры реализации его действия.

74.Дифференциация продукции при монополистической конкуренции и роль рекламы в российской экономике.

75. Прибыль: сущность, виды, методы увеличения.

76. Особенности поведения российских олигополий.

77.Анализ предложения труда в российской экономике.

78. Анализ спроса на труд в российской экономике.

79. Анализ факторов, влияющих на заработную плату в российской экономике.

80. Капитал: традиционные и современные трактовки.

81. Особенности ценообразования на рынке капитала.

82. Недобросовестная конкуренция: виды, последствия, методы борьбы.

83. Антимонопольная политика государства: мировая и российская практика.

84. Проблема конкуренции на рынке труда.

85. Влияние эффекта дохода и эффекта замещения на формирование предложения труда.

86. Двухсторонняя монополия на рынке труда.

87. Роль финансовых рынков в развитой рыночной экономике.

88. Анализ факторов, оказывающих влияние на продовольственный рынок в России.

89. Малый и крупный бизнес: проблемы взаимоотношений.

90. Особенности поведения фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.

91. Малые фирмы в сфере услуг.

92. Анализ состояния современного рынка капитала.

93. Анализ факторов, оказывающих влияние на спрос и предложение (на примере конкретного рынка).

94.Анализ факторов, оказывающих влияние на стабильность и нестабильность равновесия.

95. Анализ эластичности спроса и предложения на конкретных рынках.

96.Преимущества и ограничения каждой формы организации бизнеса.

97. Анализ рыночной конъюнктуры на разных видах рынка: товаров, услуг, труда, ценных бумаг, капитала, информации, валюты (сделайте собственный выбор).

 

 

 

Пример эссе по курсу «Микроэкономика»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Российская академия народного хозяйства и государственной

Службы

При Президенте Российской Федерации

Факультет финансов и банковского дела

Эссе

по дисциплине «Микроэкономика»

На тему: «Особенности традиционной, командной и рыночной экономики и их черты в современной экономике России»

Выполнила:

студентка 1 курса

Иванова Ирина Ивановна

 

 

Проверил:

к.э.н., доцент

Хохлова Лилия Владимировна

 

 

Москва – 2013

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………3

1.Особенности экономических систем…………………………………………4

1.1 Традиционная.…………..………………………………………………4

1.2 Командная……………………………………………………………….6

1.3 Рыночная…………………………………………………………………7

2.Черты экономических систем в современной экономике России………8

Заключение………………………………………………………………………10

Список использованной литературы………………………………………..12

Введение

Известно, что одним из основополагающих факторов человеческих взаимоотношений является экономика. С древнейших времен и по сей день она стоит на первом месте, так как именно экономика обеспечивает условия жизнедеятельности человечества. Но, конечно, экономика изменялась параллельно развитию человечества. Так, самой первой и, пожалуй, единственной экономической системой являлась традиционная экономическая система. Позже благодаря развитию технологий, человечества и благодаря изменению политической системы начали брать развитие такие системы как командно-административная, рыночная, а также смешанная системы, однако в эссе будут представлены лишь три системы, так как смешанная система включает в себя и командную и рыночную системы. Мы считаем, что тема эссе актуальна, так как на данный момент сложно сказать, что в России господствует какая-то одна экономическая система, скорее это смесь нескольких, таким образом, будет интересно узнать смесь каких экономических систем сейчас в России и какие положительные черты этого явления можно выделить.

Цель работы – проанализировать и раскрыть на примерах основные черты традиционной, командной и рыночной системы в России.

Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть теоретические аспекты каждой из экономических систем, тем самым выделив их особенности;

2. Показать плюсы и минусы данных экономических систем;

3. На основе полученных теоретических и практических данных сделать заключительный вывод.

 

 




infopedia.su

Образец эссе по экономике

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Российская академия народного хозяйства и государственной

службы

при Президенте Российской Федерации

Эссе

по дисциплине «Экономика»

на тему: «Особенности традиционной, командной и рыночной экономики и их черты в современной экономике России»

Выполнила:

студентка 1 курса

Иванова Ирина Ивановна

Проверил:

к.э.н., доцент

Хохлова Лилия Владимировна

Москва – 2013

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………3

1.Особенности экономических систем…………………………………………4

Традиционная.…………..………………………………………………4

Командная……………………………………………………………….6

Рыночная…………………………………………………………………7

2.Черты экономических систем в современной экономике России………8

Заключение………………………………………………………………………10

Список использованной литературы………………………………………..12

2

Введение

Известно, что одним из основополагающих факторов человеческих взаимоотношений является экономика. С древнейших времен и по сей день она стоит на первом месте, так как именно экономика обеспечивает условия жизнедеятельности человечества. Но, конечно, экономика изменялась параллельно развитию человечества. Так, самой первой и, пожалуй, единственной экономической системой являлась традиционная экономическая система. Позже благодаря развитию технологий, человечества и благодаря изменению политической системы начали брать развитие такие системы как командно-административная, рыночная, а также смешанная системы, однако в эссе будут представлены лишь три системы, так как смешанная система включает в себя и командную и рыночную системы. Мы считаем, что тема эссе актуальна, так как на данный момент сложно сказать, что в России господствует какая-то одна экономическая система, скорее это смесь нескольких, таким образом, будет интересно узнать смесь каких экономических систем сейчас в России и какие положительные черты этого явления можно выделить.

Цель работы – проанализировать и раскрыть на примерах основные черты традиционной, командной и рыночной системы в России.

Для достижения цели работы передо были поставлены следующие задачи:

Раскрыть теоретические аспекты каждой из экономических систем, тем самым выделив их особенности;

Показать плюсы и минусы данных экономических систем;

На основе полученных теоретических и практических данных сделать заключительный вывод.

3

Особенности экономических систем

Традиционная экономическая система

Экономическая система – это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма.

О традиционной экономической системе можно говорить, как о матери всех экономических систем, так как именно она появилась самой первой. Однако нельзя сказать, что сейчас в глобализованном мире отсутствуют страны с таким типом экономической системы. Такой тип системы присущ слаборазвитым странам: Бангладеш, Бутан, Лаос, Мьянма, Непал. Другими словами, традиционная экономическая система прослеживается в бывших странах-колониях. Чем это вызвано? На мой взгляд, такой низкий и достаточно примитивный уровень развития экономики, который главной целью ставит лишь удовлетворение самых низших потребностей, связан с их традициями, религией и культурой. Как мне известно, религия африканских стран, а именно стран, приведенных выше, не поощряет стремление к материальному благополучию.

Базой, то есть особенностями, традиционной экономической системы являются отсталые, неразвитые технологии, широкое применение ручного труда, а не машинного и многоукладность экономики, то есть существование при таком типе экономической системы различных форм хозяйствования. Например, натурально-общинные формы, основанные на общинном ведении хозяйства; огромное значение имеет мелкотоварное производство, основанное на частной собственности. Также все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми обычаями, и организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета.

4

Как было уже сказано, развитие страны при таком типе экономической системы довольно слабое, поэтому огромную роль играет иностранный капитал.

Для такой экономической системы характерно сословное и кастовое деление, что сдерживает социально-экономический прогресс. Но, конечно, у традиционной системы есть свои плюсы и минусы.

Плюсы:

Стабильность;

Предсказуемость;

Добротность и большое количество благ.

Минусы:

Беззащитность перед внешними воздействиями;

ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА

Неспособность к прогрессу.

Рис. 1. Характерные черты традиционной системы

Неграмотность населения, высокий уровень безработицы

Активная роль государства

Низкие темпы развития

Большую роль играют религия, обычаи, традиции

Присутствие иностранного капитала

Многоукладность экономики

Низкий уровень развития производительных сил

Командная экономическая система

Нам бы хотелось рассмотреть данную экономическую систему на примере СССР, потому что, на наш взгляд, Советский Союз является ярчайшим примером командной системы. В то время большая часть предприятий принадлежала государству, частная собственность не поощрялась. В стране была бюрократизация и монополизация экономики, а также централизованное экономическое планирование со стороны государства. Вообще, государство играло огромную роль в экономике страны. Цены устанавливались государством, количество производимой продукции также определяло государство, но самое главное, на мой взгляд, было то, что распределением товаров также занималось государство, таким образом, можно смело утверждать об «уравниловке», то есть уравнительном распределении продукции, причем все это жестоко регламентировалось законом. Из-за такого подхода люди потеряли всякий интерес к увеличению производительности, так как у них не было никакой для этого мотивации, ведь все равно каждый получит поровну. Так, отсутствовала какая-либо возможность карьерного роста.

Как и традиционная экономическая система, командная система имеет ряд положительных и отрицательных черт.

Положительные черты командной системы:

Развитие без экономических кризисов;

Низкие цены;

Отсутствие безработицы;

Гарантированные заработки.

Отрицательные черты командной системы:

Слабая мотивация к деятельности;

Формирование психологии иждивенчества;

Дефицит товаров;

Низкое качество продукции.

6

На данный момент такой тип экономической системы характерен для Кубы, Вьетнама, Северной Кореи.

1.3 Рыночная экономическая система

После ликвидации форм личной зависимости человек начал стремиться к укреплению своей свободы, конечно, это отразилось и на экономике. Благодаря этой, по моему мнению, главной причине возникла рыночная экономика, которая ставит свободу потребителя превыше всего. Но наряду со свободой потребителя существует и свобода предпринимательства, то есть человек сам определяет что, как и для кого производить.

Особенностями рыночной экономики являются частная собственность, свобода выбора и конкуренция, роль государства при данном виде экономической системы минимальная.

Создание тех благ, в которых нуждается общество, осуществляется системой рынков, на каждом из которых продаются и покупаются блага и ресурсы определенного типа (существуют рынок земли, рынок капитала, рынок труда, рынки товаров и услуг, которые непосредственно потребляются людьми).Благосостояние каждого человека в рыночной системе определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, собственные изделия, земельный участок, умение проводить коммерческие операции. Тот, кто предложит покупателям лучший товар и на более выгодных условиях, открывает себе дорогу к росту собственного благосостояния.

У этой рыночной системы также есть свои плюсы и минусы.

Плюсы рыночной экономической системы:

Поощрение рациональной и эффективной деятельности;

Быстрая реакция на потребности общества;

Использование достижений НТР;

Минусы рыночной экономической системы: 7

Не способствует сохранению ресурсов;

Не стимулирует крупные проекты, которые не дают быстрой выгоды;

Не обеспечивает фундаментальные исследования в науке;

Носит нестабильный характер со спадами и инфляцией;

Возможна безработица;

Усилена экономическая дифференциация общества.

Страны с рыночной экономической системой, конечно, преобладают на мировой арене. По большому счету рыночная экономика присуща развитым странам. На данный момент такой тип экономической системы в США, в Японии, в ряде Европейских стран и в Российской Федерации.

Рис. 2. Общая схема рыночной экономики.

8

Черты экономических систем в современной экономике России

За все время своего существования Россия прошла все типы экономических систем, начиная с традиционной системы и придя к рыночной экономике сейчас. Я считаю, что рыночная экономическая система России не совершенна, я думаю, что это еще только зачатки рыночной экономики, конечно же, есть к чему стремиться, но это ни в коем случае не плохо. Потому что это говорит о том, что страна стремится к прогрессу, и показала это, даже на примере перехода от командно-административной системы к рыночной системе. То есть результат на лицо. Естественно у всех расходятся мнения на этот счет, но мне кажется, что при рыночной экономике жизнь людей стала лучше во всех направлениях: у людей появился выбор, люди перестали полностью зависеть от государства в плане экономики, они ушли от «уравниловки», также появилось больше возможностей и условий для формирования малого бизнеса, используются достижения науки и техники, существует экономический плюрализм, то есть многообразие форм собственности, свободное ценообразование, важнейшим фактором является конкуренция, которая способствует улучшению качества продукции, существует довольно много прогрессивных преобразований, все, конечно, не перечислить.

Хотелось бы отметить, что у Российской Федерации есть хорошие условия и огромный потенциал для того чтобы догнать по экономическим показателям развитые страны. Огромный интеллектуальный капитал, созданные основы рыночных институтов, обширные природные ресурсы, основные элементы производственной и коммуникационной инфраструктуры, накопленные финансовые сбережения — все эти факторы создают позитивные предпосылки для обновления страны.

9

Заключение

В результате проведенного анализа экономических систем, можно сделать вывод. Рассмотрев подробно все экономические системы с их особенностями, а также с их плюсами и минусами, нами было доказано, что Россия принадлежит к числу стран с рыночной экономической системой. Однако рыночная экономика нашей страны требует прогрессивных преобразований, и нам представляется, что для этого у нее есть огромный потенциал, который в первую очередь заключается в готовности людей к такому преобразованию.

Россия должна ответить на те вызовы, которые ставят сегодня перед ней, и не растерять остатки «лидерского» ресурса, а в дальнейшем — развить и приумножить его.Сегодня Россия получила шанс на решительное экономическое обновление. Этот шанс — в сложившемся сочетании позитивных факторов: политической стабильности, относительно благоприятной конъюнктуры внешних рынков, готовности людей воспринимать перемены. В первую очередь, благодаря развитию рыночной экономики России необходимо преодолеть разрыв со странами Запада, а в дальнейшем выйти на лидерские позиции.

10

Список использованной литературы

Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник/ Р. М. Нуреев. – 2-е изд., изм. – М. : Норма : ИНФРА-М, 2013.

http://www.academico.ru.

http://схемо.рф

12


Главная > Школьнику > 8 класс > Образец эссе по экономике

aret.ru

Темы ЭССЕ по микроэкономике (2005г

в рамках провидения внутривузовской экономической практики

для студентов 1 курса д/о ОЭФ в течении 38-й и 39-й учебной недель

  • Кому и зачем нужна экономическая теория?

  • Возможна ли хозяйственная практика без экономической теории?

  • Математические методы в экономическом анализе: область применения и границы?

  • Виртуальная экономика: этап развития рыночного хозяйства или его альтернатива?

  • Устарел ли формационный подход к анализу развития экономических систем?

  • Каковы особенности первоначального накопления капитала в постперестроечной России?

  • Почему и в каком виде сохранилось натуральное хозяйство в России?

  • Кредитные и электронные деньги: преимущества и недостатки?

  • Рыночная экономика: цель Российских реформ или средство достижения целей?

  • Что такое спекуляция в рыночном механизме и как она вписывается в рыночный механизм?

  • Конкуренция и монополия: за кем победа?

  • Может ли эластичный спрос стать не эластичным и наоборот? Приведите примеры из Российской практики.

  • Право на интеллектуальную собственность: элемент рынка или форма монополизма?

  • Можно ли использовать теории потребительского поведения для реальных маркетинговых исследований? Каким образом?

  • Российская приватизация: оправданны ли ожидания?

  • Может ли бизнес быть государственным?

  • Положительные и отрицательные внешние эффекты в Российской экономике и роль государства в их регулировании (на конкретных примерах)?

  • Есть ли побочные (негативные) эффекты у маркетинговой деятельности?

  • Опишите процесс усреднения нормы прибыли, взяв за основу два вида мелкого бизнеса.

  • Как и для чего рассчитывают экономическую прибыль?

  • Честные и нечестные методы конкуренции в Российской предпринимательской деятельности.

  • Х-неэффетивность на примере Российских компаний.

  • Побочные эффекты дифференциации продукции и рекламы в Российской экономике.

  • Особенности поведения Российской олигополии.

  • Влияние Российских профсоюзов на предложение труда и гибкость заработной платы.

  • Действительны ли альтернативы альтернативные теории фирмы?

  • Особенности поиска финансовых ресурсов Российскими предприятиями

  • Предпринимательские риски в Российской экономике (на конкретных примерах).

  • studfiles.net

    микро Эссе методика написания

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

    Кафедра экономики АПК

    РЕКОМЕНДОВАНО

     

    УТВЕРЖДАЮ

    методической комиссией факультета

    Декан

    экономического

    к.э.н., профессор И.А. Мухина

    факультета,

    (председатель методкомиссии)

    к.э.н., доцент Е.В. Марковина

    от «____» __________________ 200 __ г.

    ___________________________

    протокол № _____________________

    «_____» _____________ 200 __ г.

     

    Микроэкономика: логика курса и методические материалы для написания эссе

    Составитель Л.Н. Петренко

    Ижевск 2013

    УДК 330.01 (076.5)

    ББК 65.01Я 73-5

    П 69

    Учебно-методическоепособие составлено на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и рабочей

    программы по микроэкономике и предназначено для самостоятельного изучения данной

    учебной дисциплины и рекомендовано к изданию методической комиссией факультета

    (протокол № ____ от «____» _______________ 200__ г.)

    .

    Рецензенты:

    Н. А. Беляева – к. э. н., доцент, доцент кафедры экономики АНК ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

    И.П. Картазаева – к.э.н., доцент кафедры экономической теории ФОУ ВПО Удмуртский государственный университет

    Составитель Л.Н. Петренко

    Микроэкономика: логика курса и методические материалы написания эссе для организации

    П 69 самостоятельной подготовки студентов направления подготовки “Экономика” / Сост. Л.Н. Петренко

    – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2013. – c.

    Цель учебно-методическогопособия – помочь студентам, изучающим экономическую теорию, понять логику курса «Микроэкономика», и научиться самостоятельно излагать и корректно отстаивать собственное мнение в дискуссиях по поводу экономических проблем. Он адресован студентам вузов направления экономики.

    УДК 330.01 (076.5)

    ББК 65.01я 73-5

    © ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2013

    2

    Каждая тема состоит из следующих разделов.

    Раздел «Логика курса: рассуждения: вопросы, проблемы, доказательства и опровержения» способствует выработке у студентов компетенций, умений и навыков корректного экономического мышления: выделения главных логических элементов темы и установления между ними взаимосвязей; анализа системы используемых доказательств; выявления основных причин и следствий рассматриваемых закономерностей. Подраздел «Узловые моменты» содержит контрольные вопросы, которые помогут студенту осмыслить и запомнить узловые вопросы соответствующей темы. Подраздел

    «Логические и функциональные взаимосвязи» содержит задания, нацеленные на выявление функциональных и логических взаимосвязей между экономическими процессами и явлениями

    Раздел «Логика курса» призван выработать навыки корректного экономического мышления, а именно: выделения главных логических элементов темы и установления их взаимосвязей; анализа системы используемых доказательств; выявления основных последствий рассматриваемых закономерностей. Он содержит контрольные вопросы, которые помогают повторить ключевые моменты соответствующей темы, и задания, нацеленные на выявление логических взаимосвязей.

    Краткое экономическое сочинение является основным заданием самостоятельной работы студента. Из всего предложенного перечня следует выбрать одну тему эссе и раскрыть её содержание. Рекомендуемый размер эссе — 1—3машинописные страницы. Основная цель эссе – научить студентов формировать собственное мнение по поводу новых для автора (а часто и объективно спорных) проблем и корректно его отстаивать. То есть делать именно то, что составляет значительную часть практической работы любого экономиста.

    Отправным пунктом написания эссе является обдумывание тезисов, своего рода подсказок, сгруппированных под заголовком: «Обратите внимание на следующие аспекты проблемы». Содержание эссе должно раскрыть скорее общий подход к проблеме, чем дать анализ ее деталей. Особенно ценится новизна

    взгляда и отражение в экономическом сочинении зарождающихся и актуальных экономических явлений и процессов.

    Следует также иметь в виду, что многие темы эссе носят дискуссионный характер, то есть допускают различия в позициях изложения и решения проблемы. Студенту не обязательно при этом придерживаться мнения авторов учебников или преподавателя-лектора.Студент должен попытаться привести факты и выдвинуть все возможные возражения против общепринятой точки зрения. Если научная позиция выдерживает подобный подход, ее можно считать надежно обоснованной. Студент волен выбрать любую точку зрения: придерживаться традиционных, общепринятых подходов к проблеме или выявить в них недостатки и противоречия. Важно лишь, чтобы аргументация в обоих случаях была максимально сильной и убедительной.

    Особое внимание при подборе тем эссе уделено получению студентами первичных навыков приложения теоретических положений к практике. Во многих случаях студенту целесообразно мысленно поставить себя на место экономиста-практика(руководителя фирмы, государственного регулирующего ведомства, банка и т.п.) и написать текст как бы от его имени, выражая его (или его организации) интересы.

    Написание эссе предполагает самостоятельную работу в спокойной домашней обстановке, когда есть возможность еще раз изучить учебную и научную литературу, сопоставить знания, полученные в разных частях курса «Макроэкономики», привлечь дополнительные источники информации. Текст эссе следует излагать кратко, максимально сжато, при этом затрагивая все основные аспекты проблемы.

    Помимо предложенных формулировок тем студент может самостоятельно выбрать проблему для обсуждения, написать эссе на свободную тему. Наиболее высоко будут оцениваться экономические сочинения, основанные на российской или удмуртской действительности.

    Ксвободному эссе предъявляются следующие требования:

    1.Оно должно описывать особенности реализации какой-либо

    теоретической закономерности в России.

    2.Эссе начинается названием, отражающим суть ситуации, и в некоторых случаях подзаголовком, прямо указывающим на иллюстрируемую примером теоретическую закономерность. Например: «Почему в условиях современного экономического кризиса наблюдается экономический рост в аграрном секторе экономики России (особенности циклического развития аграрной экономики)?».

    3.Обязательно необходимо наличие интриги, какой-либоострой, быть может, сенсационной, дискуссионной экономической проблемы и острота ее разрешения (или, наоборот, неразрешения) в современных российских условиях. Обратите особое внимание на случаи крупных успехов (или поражений) российских, удмуртских организаций, государственных учреждений, институтов, наиболее активно обсуждаемые в обществе (на телевидении, в прессе) проблемы. Найдите их связь с фундаментальными положениями экономической теории и сделайте эту связь понятной.

    4.Допускается использование только реальных примеров. Необходимо обязательно указать источник информации (номер журнала и страницы, где напечатана соответствующая статья; адрес интернет-сайтаи т.п.).

    6

    ТЕМА 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

    1. Логика курса: рассуждения: вопросы, проблемы, доказательства и опровержения

    А. Узловые моменты. Ответьте на следующие вопросы:

    1.Как изменялся объект исследования экономической теории с древнейших времен до наших дней?

    2.Почему меркантилисты считали необходимым вмешательство в экономику? Что делает актуальными их взгляды в наше время?

    3.Каким образом эгоистический интерес человека может служить обществу? Как это объяснял Адам Смит?

    4.В чем сила и слабость марксистской теории? Почему марксизм стал базой мощных политических движений?

    5.С какими изменениями в экономике связано появление маржинализма?

    6.Почему кейнсианцы настаивают на активном государственном регулировании экономики, а монетаристы считают его вредным? Какая из этих доктрин представляется вам более применимой к сегодняшней России?

    7.В каких областях вклад российских ученых в экономическую теорию был наиболее значимым?

    8.Опишите эволюцию и постепенное обогащение содержания методов, используемых экономической теорией.

    9.Можно ли свести предмет экономической теории к изучению трех фундаментальных проблем экономики? Какое из определений предмета экономической теории кажется вам

    более точным? Проанализируйте становление научной системы экономической теории и её предмета.

    Б.Логические и функциональные взаимосвязи

    1.Проследите взаимосвязь между экономическим развитием общества и особенностями научных теорий, появившихся в соответствующую эпоху.

    2.Обсудите, насколько оправдано подобное прямое сопоставление уровня экономического развития и содержания экономических теорий.

    3.Какие возможности дают экономисту следующие методы? (Эмпирический, статистический, научных абстракций, причинно-следственный,функциональный эконометрический)

    4.Какая из трактовок предмета экономической теории кажется вам более точной? Это позволит заполнить следующую таблицу.

    Теоретические

    Ведущие

    Содержание предмета

    Причины возникновения и

    школы и

    представители

    экономической теории

    развития данных трактовок

    направления

     

     

    предмета экономической

     

     

     

    теории

     

     

     

     

    ЭССЕ

    1. Что важнее: пушки или масло?

    Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

    •Экономическая теория утверждает, что все точки на кривой производственных возможностей являются Паретто-оптимальными.То есть каждая из комбинаций пушки/масло считается наилучшей. Почему экономисты так странно определяют понятие оптимума?

    •Существует ли объективно оптимальная пропорция производства благ? В частности, согласились ли бы вы с тезисом «Масло важнее пушек» в канун Второй мировой войны? Или с обратным постулатом «Пушки важнее масла» для СССР конца 70-ыхгодов (эпоха ввода войск в Афганистан)?

    •Какая пропорция пушек и масла нужна современной России?

    •Если пропорции производства должны быть разными в разных ситуациях, то как определить, оптимальны ли они в конкретном случае?

    •Продумайте эту же проблему для пары «потребительские товары — инвестиционные товары». Можно ли предложить для этого случая критерий выбора самого лучшего их сочетания?

    2. Существуют ли три отдельных фундаментальных проблемы экономики или все они сводятся к одной?

    Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

    •Обдумайте, влияет ли ответ на вопрос «Что производить?» на решение вопроса «Для кого производить?». Есть ли обратное влияние решения вопроса «Для кого производить?» на проблему «Что производить?»? Связаны ли вопросы «Что производить?» и «Как производить?»? Рассмотрите и другие парные взаимосвязи всех трех фундаментальных вопросов экономики.

    •Существует ли среди трех фундаментальных вопросов экономики главный? Многие социалистические концепции, например, в явной или неявной форме исходят из того, что главным является вопрос «Для кого производить?». Сформулируйте свое отношение к такому подходу.

    •Не являются ли три фундаментальных вопроса внешними проявлениями какой-тоболее

    общей проблемы? Попробуйте ее сформулировать.

    3. Объективно ли экономическое знание?

    •Можно ли четко разграничить нормативный и позитивный подходы к экономике? Ведь рекомендации по проведению той или иной экономической политики (нормативный подход) всегда базируются на определенном понимании фактического состояния экономики (позитивный подход).

    •С другой стороны, существует и обратная взаимосвязь. Представления о том, как должна выглядеть «идеальная экономика» (нормативный подход), сами влияют на оценку реальной экономики страны (на позитивный подход). Приведем пример. Сторонник социального равенства неизбежно увидит в современной России раздираемую имущественным расслоением страну, возможно, стоящую на пороге гигантских потрясении, и предложит соответствующую программу преобразований (например, перераспределение доходов с помощью государства). Сторонник либеральной экономики увидит в том же расслоении источник сильной мотивации и зачатки здорового предпринимательства. Его рекомендации будут противоположными (например, сократить вмешательство государства в экономику).

    •Как известно, экономическая теория не является точной наукой. В частности, она не может (в отличие, скажем, от астрономии) делать точные количественные предсказания. Как, в таком случае, можно проверить экономические теории? Не являются ли они бездоказательными?

    •Способен ли в этих условиях честный исследователь сохранить объективность (личные симпатии или антипатии мешают непредвзятому взгляду на вещи, а проверка теорий путем проверки сделанных на их основе предсказаний затруднена)? И не является ли вся экономическая теория искаженной и политизированной картиной мира, созданной в угоду определенным слоям или классам общества?

    •Способны ли методы экономической теории снизить риск необъективности?

    •Может ли здесь помочь история? или статистика? другие дисциплины?

    4. Свободное эссе по вводным проблемам курса (истории экономической науки, ее предмета, метода, связи с другими дисциплинами). Требования к свободному эссе см. в методических указаниях.

    8

    ТЕМА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ. ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА.

    1. Логика курса: рассуждения: вопросы, проблемы, доказательства и опровержения

    А. Узловые моменты. Ответьте на следующие вопросы:

    1.Что такое «экономическая система»?

    2.Какова взаимосвязь понятий «экономическая система» и «цивилизация»?

    3.Какие типы цивилизаций вы знаете? Что служит решающим признаком для выделения того или иного типа цивилизации?

    4.Назовите главные черты традиционной цивилизации.

    5.Какие основные черты присущи социалистической цивилизации? В чем ее сильные и слабые черты? Дайте прогноз дальнейших перспектив социалистической цивилизации.

    6.Есть ли что-тообщее между традиционной и социалистической цивилизациями?

    7.Назовите определяющие черты рыночной цивилизации. Все ли они одинаково важны по вашему мнению? Какова роль отношений собственности в рыночной системе?

    8.Сравните рыночную и социалистическую цивилизации.

    9.В чем состоит суть формационного подхода к анализу общественно-экономическихсистем?

    10.В чем заключаются специфические черты чистого капитализма, смешанной и переходной экономики? Каковы плюс и минусы развития России по каждой из этих моделей общества?

    11.В чем состоят достоинства и недостатки рыночной системы? Как усилить первые и ослабить вторые?

    12.Какие факторы производства вы знаете?

    13.Перечислите основные субъекты экономики и опишите их роль.

    Б.Логические и функциональные взаимосвязи

    1.Опишите взаимосвязи основных черт рыночной экономики

    ЭССЕ 1. Не является ли рыночная экономика эффективной только для богатых?

    Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

    •Как известно, рыночная экономика с помощью цен выравнивает объемы спроса и предложения, не допуская, таким образом, возникновения дефицитов или излишков. То есть производится то и только то, на что существует спрос. Это свидетельствует об эффективности рыночной экономической системы.

    •Однако в этом рассуждении под спросом понимается только платежеспособный спрос. Последний же прямо связан с распределением доходов в обществе. То есть богатые, имеющие деньги для оплаты своих запросов, действительно могут быть уверены в том, что рынок эффективно удовлетворит их потребности. Потребности бедных, не имеющих денег, напротив, останутся неудовлетворенными. В итоге в рыночной экономике вполне возможна ситуация, когда производство товаров и услуг будет ориентировано на удовлетворение прихотей и даже нелепых причуд богатых, в то время как бедные будут умирать от голода, холода и отсутствия медикаментов. Такая экономика не заслуживает названия эффективной.

    •При этом рыночная экономика не имеет естественных или, как говорят экономисты, «встроенных» механизмов выравнивания доходов разных социальных групп.

    •Или, по-вашему,такие механизмывсе-такиесть?

    • С другой стороны, существует так называемый «исторический аргумент» в пользу капитализма, предложенный великим австро-американскимэкономистом Йозефом Шумпетером. Он сравнил положение современного рабочего с положением крестьянина эпохи французского«солнце-короля»Людовика XIV. Ясно, что положение бедных радикально улучшилось за истекшие столетия господства рыночной экономики. Если же

    сравнить жизнь современного магната и аристократа старых времен, то сдвиги окажутся куда меньше. Они коснутся скорее формы удовлетворения потребностей, чем их сути (у маркиза времен «солнце-короля»не было электробритвы, но вряд ли он от этого страдал, так как его брил личный брадобрей). Вывод Шумпетера: история показывает, что от существования рыночной экономики бедные выигрывают не меньше богатых.

    • Известен и контраргумент взглядам И. Шумпетера. Современные бедные действительно живут лучше бедных прежних времен, но произошло это не из-зазакономерностей функционирования рыночной экономики, а вопреки ним. В частности, положение низов улучшилосьиз-заклассовой борьбы и перераспределительной роли государства.

    2. Россия (не?) является особым типом цивилизации и особой экономической системой Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

    •Хорошо известно, что историческая судьба нашей страны отличается исключительным своеобразием. В разные эпохи (при Иване III, Петре I, Николае I, в конце IX в., в настоящее время) активно обсуждалась проблема «особого русского пути». При этом четко сложились два основных подхода к проблеме: славянофильский и западнический.

    •Лейтмотив славянофильского подхода состоит в подчеркивании особости, «инаковости» российского общества и экономики. Согласно этой точке зрения, копирование институтов западного общества не совместимо с природой России, а реформы, переносящие их на российскую почву, только вредят стране.

    •Наиболее радикальные сторонники этого подхода считают, что в России действуют особые экономические законы, а хозяйство страны не должно быть ни социалистическим, ни капиталистическим (рыночным), а представлять некий третий национально-русскийтип.

    •Сторонники западнического подхода полагают, что существуют лишь общемировые цивилизационные типы. Конкретнее, наиболее эффективным типом организации хозяйственной жизни является в настоящее время рыночная экономика. России надлежит заимствовать институты развитых стран (чаще всего упоминаются так называемые «либеральные ценности»). Только переход к ним введет нашу страну в число процветающих экономик.

    •Наиболее радикальные сторонники западничества настаивают на ускоренном и насильственном (или полунасильственном) внедрении западного опыта. В ходе этого процесса особенности российской экономики (трактуемые радикальными западниками как признаки отсталости) исчезнут.

    •Какая из позиций представляется более обоснованной? Какие аргументы можно привести в их пользу? О чем говорит исторический опыт российских реформ в разные эпохи?

    •Возможен ли компромисс между обеими позициями (некий средний вариант)?

    3.Свободное эссе по проблемам основных принципов функционирования рыночной экономики (праву собственности, механизмам саморегуляции рынка, социальным проблемам и др.). Требования к свободному эссе см. в методических указаниях.

    4.В течение ближайших двух лет роль бартера в российской экономике сойдет на нет.

    Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

    •По данным Института экономики переходного периода доля бартера в основных отраслях экономики снизилась с 1996 по 2000 год в 2—3раза и составляла в электроэнергетике 4%, черной металлургии — 17%, цветной металлургии — 31% стройиндустрии — 22%, легкой и пищевой промышленности — по 14%. То есть доля бартерных сделок, хотя и сохранилась на более высоком уровне, чем в развитых рыночных экономиках, но не является больше преобладающей.

    •Какие причины, по вашему мнению, вызвали эти благоприятные сдвиги? Вспомните основные факторы бартеризации российской экономики. Сохранили они свое значение в настоящее время или их действие слабеет? Или, возможно, какие-тофакторы даже

    studfiles.net

    Оставить комментарий