Расчётные задачи по химии. Химия, 8–9 класс: уроки, тесты, задания.
Вход на портал Вход на портал Регистрация Начало Поиск по сайту ТОПы Учебные заведения Предметы Проверочные работы Обновления Подписка Я+ Новости Переменка Отправить отзыв- Предметы
- Химия
- 8–9 класс
-
Физические величины
-
Относительная атомная и молекулярная массы. Вычисление относительной молекулярной массы вещества
-
-
Вычисление молярной массы вещества
-
Вычисление количества вещества
-
Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении
-
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов
-
Простейшие вычисления по уравнениям химических реакций
-
Вычисления по уравнениям реакций, если исходное вещество содержит определенную долю примесей
-
Вычисление массовой доли вещества в растворе
-
Вычисления, связанные с приготовлением растворов с заданной массовой долей растворённого вещества
-
Комбинированные задачи
Программа элективного курса для 8-9 классов “Решение усложнённых задач по химии”
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16» г. Вологды
Рассмотрено
на заседании МО
Руководитель МО
___________ /________________
«___» _________ 20__г.
«Согласовано»
Заместитель директора
по ВР
___________ /________________
«___» _________ 20__г.
Принята
решением педагогического совета
протокол № ______________________
от «___»__________________20____ г.
Утверждено
Приказ №______ от «___»_____20__ г.
Директор ________________Н.И.Рыстакова
М. П.
Элективный курс
Решение усложненных задач по химии
Учитель: Евсеева Лидия Ивановна
учитель высшей квалификационной категории
2015 – 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.
Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.
Данный курс по выбору является углубленным и предназначен для 8–9-х классов и рассчитан на 68 часов(34 часа в 8 классе, 34 часа в 9 классе). Курс отвечает требованиям программы школы «Интеграция основного и дополнительного образования на базе общеобразовательной школы» и служит для подготовки учащихся не только к олимпиадам различного уровня и к ГИА, но и является базой для дальнейшего продолжения образования в профильном биолого- химическом или химико- биологическом классах в старшей школе.
Цель элективного курса:
закрепление, систематизация и углубление знаний учащихся по химии путем решения разнообразных задач повышенного уровня сложности, соответствующие требованиям устных и письменных экзаменов по химии.
Основным требованием к составлению или отбору задач является их химическое содержание, чёткость формулировки и доступность условия задачи, использование в условии задачи сведений практического характера.
Главным назначением данного курса является:
совершенствование подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации к изучению химии;
сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение использовать при решении задач совокупность приобретенных теоретических знаний, развитие логического мышления, приобретение необходимых навыков работы с литературой.
Задачи курса:
– конкретизация химических знаний по основным разделам предмета;
– развитие навыков самостоятельной работы;
– развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия и добросовестности;
– развитие учебно-коммуникативных умений.
– формирование навыков исследовательской деятельности.
Особенности курса:
использование знаний по математике, физике, биологии;
составление авторских задач и их решение;
использование местного материала для составления условий задач.
Требования к знаниям и умениям учащихся:
После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:
способы решения различных типов усложненных задач;
основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;
стандартные алгоритмы решения задач.
После изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:
решать задачи повышенной сложности различных типов;
четко представлять сущность описанных в задаче процессов;
видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных параметров системы, описанной в задаче;
работать самостоятельно и в группе;
самостоятельно составлять типовые химические задачи и объяснять их решение;
владеть химической терминологией;
пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных величин, необходимых для решения задач.
Курс базируется на знаниях, получаемых при изучении ребятами химии в основной школе, и не требует знания теоретических вопросов, выходящих за рамки школьной программы. В то же время для успешной реализации этого элективного курса необходимо, чтобы ребята владели важнейшими вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых химических задач, умели применять при решении задач важнейшие физические и химические законы, поэтому необходима пропедевтическая подготовка учащихся на уровне 7 класса.
Программа курса рассчитана на два года обучения:
1-й год (8 класс) – этап решения задач по курсу химии. Особое внимание уделяется изучению алгоритмов решения задач на уравнениях реакций, в том числе на параллельные и последовательные превращения и на превращения, происходящих в растворах; использование газовых законов; нахождение молекулярных формул неорганических веществ.
2-й год (9-й класс) – заключительный этап. Решение наиболее сложных задач, преимущественно комбинированного характера, кроме того, предусматривается знакомство учащихся с тестовыми заданиями, используемыми при проведении Государственной итоговой аттестации (ГИА) по химии.
ПРОГРАММА КУРСА
Учебный план
№
п/п
Наименование тем
Всего часов
1 год обучения
1
Основные законы и понятия химии
8
2
Количественные соотношения в газах
3
3
Количественные соотношения в растворах
5
4
Задачи на уравнениях реакций
12
5
Решение олимпиадных задач 8 класса
6
2 год обучения
6
Основные закономерности протекания химических реакций
6
7
Решение олимпиадных задач 9 класса
6
8
Задачи на тему «Теория электролитической диссоциации»
5
9
Задачи на тему «Химия элементов».
8
10
Комбинированные задачи.
9
Учебно– тематический план
№
урока
Тема
Кол-во часов
Форма контроля
1-й год обучения (1 ч в неделю, всего 34 ч)
Основные законы и понятия химии
1
Общие требования к решению задач по химии. Способы решения задач.
1
Входное тестирование
2
Решение задач на нахождение массовых долей элементов в веществе.
1
Отчет по решенным задачам
3
Задачи на нахождение неизвестного индекса по данным массовой доли одного из элементов в веществе
1
Отчет по решенным задачам
4- 5
Задачи на нахождение молекулярных формул неорганических веществ по данным массовых долей элементов.
2
Отчет по решенным задачам
6
Задачи с использованием количества вещества при нахождении объёма газов, числа молекул и массы вещества
1
Отчет по решенным задачам
7
Нахождение мольной доли вещества в смеси
1
Отчет по решенным задачам
8
Нахождение объёмной доли компонентов в смеси газов
1
Отчет по решенным задачам
Количественные соотношения в газах
9
Задачи с использованием плотности и относительной плотности газов.
1
Отчет по решенным задачам
10
Задачи на газовые законы (законы Бойля – Мариотта и Гей– Люссака и уравнение Клапейрона–Менделеева).
1
Отчет по решенным задачам
11
Вычисления с использованием закона Авогадро и следствий из закона.
1
Отчет по решенным задачам
Количественные соотношения в растворах
12
Задачи на нахождение массовых долей растворённых веществ в растворах
1
Отчет по решенным задачам
13
Задачи на нахождение молярной концентрации растворов
1
Отчет по решенным задачам
14
Задачи на использование в качестве растворённого вещества кристаллогидратов
1
Отчет по решенным задачам
15- 16
Задачи на концентрирование, разбавление и смешивание растворов веществ, между которыми не происходят реакции
2
Отчет по решенным задачам. Самостоятельная работа
Задачи на уравнениях реакций
17
Задачи на уравнениях реакций
1
Отчет по решенным задачам
18
Задачи на уравнениях реакций, когда одно из реагирующих веществ содержит примеси
1
Отчет по решенным задачам
19
Задачи на уравнениях реакций с указанием практического выхода реакции
1
Отчет по решенным задачам
20
Задачи на избыток и недостаток
1
Отчет по решенным задачам
21- 22
Смешанные задачи
2
Отчет по решенным задачам
23
Задачи на термохимических уравнениях
1
24
Задачи на последовательных превращениях
1
Отчет по решенным задачам
25-26
Задачи на уравнениях реакций, происходящих в растворах
12
Отчет по решенным задачам
27- 28
Задачи на параллельных реакциях
2
Отчет по решенным задачам .Сам. работа.
Решение олимпиадных задач 8 класса
29-30
Решение олимпиадных задач школьного и городского уровня 2013- 2014 учебного года
2
Отчет по решенным задачам
31-32
Избранные олимпиадных задач предыдущих лет
2
Отчет по решенным задачам
33-34
Школьная олимпиада по химии
2
Конкурс
2-й год обучения ( 1 ч в неделю, всего 34 ч)
Основные закономерности протекания химических реакций
1-2
Повторение, обобщение типов задач, изученных в 8 классе
2
Дифференцированное тестирование
3
Задачи на тему « Скорость химических реакций»
1
Отчет по решенным задачам
4
Задачи на тему « Химическое равновесие»
1
Дифференцированное тестирование
5
Задачи на тему «Термохимия» (применение следствия закона Гесса).
1
Дифференцированное тестирование
6
Задачи на возможность протекания химических реакций на основе нахождения энергии Гиббса.
1
Дифференцированное тестирование
Решение олимпиадных задач 9 класса
7-8
Решение олимпиадных задач городской и школьной олимпиады 2013-2014 учебного года
2
Отчет по решенным задачам
9-10
Школьная химическая олимпиада.
2
Конкурс
11-12
Избранные задачи городской химической олимпиады по химии прошлых лет.
2
Отчет по решенным задачам
Задачи на тему «Теория электролитической диссоциации»
13
Растворимость веществ и расчеты на основе использования графиков растворимости.
1
Дифференцированное тестирование
14
Концентрация растворов (массовая доля, молярная и нормальная концентрации, моляльность).
1
Дифференцированное тестирование
15
Задачи на растворение в воде щелочных металлов, кристаллогидратов.
1
Отчет по решенным задачам
16
Задачи на разбавление, концентрирование и смешивание растворов с использованием правила смешения.
1
Отчет по решенным задачам
17
Комбинированные задачи на уравнениях реакций, происходящих в растворах.
1
Отчет по решенным задачам. Диф. тестирование.
Задачи на тему «Химия элементов»
18
Задачи по теме «Сера и её соединения»
1
Отчет по решенным задачам
19
Задачи по теме « Азот и фосфор и их соединения»
1
Отчет по решенным задачам
20
Задачи по теме «Углерод и его соединения»
1
Отчет по решенным задачам
21
Задачи на вывод формул органических соединений по массовым долям элементов и по данным о продуктах сгорания
1
Отчет по решенным задачам
22
Задачи по теме «Металлы»
1
23
Качественные и расчетные задачи по теме «Электролиз растворов и расплавов электролитов».
1
Отчет по решенным задачам
24
Задачи с использованием ряда стандартных электродных потенциалов металлов.
1
Отчет по решенным задачам
25
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с использованием метода электронно-ионного баланса и расчеты по ним.
1
Отчет по решенным задачам. Сам. работа.
Комбинированные задачи
26
Задачи на химические превращения с участием смесей неорганических веществ.
1
Дифференцированное тестирование
27
Качественные и количественные задачи на превращения неорганических и органических веществ.
1
Дифференцированное тестирование
28
Авторские задачи.
1
Защита авторских задач
29-34
Задания ГИА по химии для выпускников основной школы Российской Федерации прошлых лет
6
Конкурс
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Отличительная особенность построения курса состоит в том, что он предназначен для учащихся 8-9 классов, прошедших пропедевтический курс обучения химии в 7 классе. К этому времени учащиеся уже ознакомлены с типами расчетных задач и их решением. Это дает возможность на занятиях элективного курса обратить внимание на наиболее сложные и мало встречающиеся в основной программе направления решения задач
При реализации программы данного курса рекомендуем обратить внимание на типологию расчетных задач, использовать дифференцированный подход и разноуровневые контрольные работы.
Очень важно, чтобы учащиеся научились не только решать задачи по образцу, но и самостоятельно работать над текстом задачи, критически анализировать условия и возможные пути решения.
Несомненно, представленный элективный курс можно расценивать как динамичный «тренинг», но для повышения мотивации учащихся, интенсификации учебной деятельности следует обращаться к современным образовательным технологиям (технология решения изобретательских задач, технология развития критического мышления).
Необходимо акцентировать внимание на том, чтобы ребята могли научиться не только великолепно решать задачи разных типов, но и самостоятельно составлять собственные задачи (на примере краеведческого материала, информации экологической направленности, практических жизненных ситуаций, используя межпредметные связи).
ЛИТЕРАТУРА
1. Н.Е. Кузнецов, А.Н. Лёвкин, Задачник по химии. 8 класс – :Вентана-Граф,2011.
2.Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений/Кузнецова Н.Е. Титова И.М и др-М:Вентана-Граф,2011.
3. Н.Е. Кузнецов, А.Н. Лёвкин, Задачник по химии. 9 класс – :Вентана-Граф,2011.
4.Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/Кузнецова Н.Е. Титова И.М и др-М:Вентана-Граф,2011.
4.Н.А.Шириков,О.И.Ширикова. Расчетные задачи по химии/ВГПУ:Русь;2008г
5.Готовимся к олимпиаде по химии: сборник заданий и ответов для 8-11 классов/Н.А.Шириков,О.И.Ширикова,А.Н.Ласточкин.-М:АРКТН,2008(школьное образование)
6.Гольдфарб Я.Л., Ходаков Ю.В. Химия. Задачник, 8-11 классы,2001
7.Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2000 задач и упражнений по химии для школьников и абитуриентов. М.: 1-я Федеративная книготорговая компания,1998
8.Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1999
9Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. –М.: Новая волна, 1996.
10.Химия. Пособие – репетитор для поступающих в ВУЗЫ. – Ростов – на – Дону: Издательство «Феникс», 2004
infourok.ru
Решение задач по химии 8 класс. | Уроки по Химии
Решение задач по химии 8 класс.
22.07.2015 13305 796 Битабарова Хадиша ИсабековнаПредисловие.
Задачи по химии обычно предлагаются на всех экзаменах по химии: устных и письменных.
На последних, как правило, в экзаменационные билеты входят только задачи. Умение решать их является основным показателем творческого усвоения предмета. Кроме того, решение задач при изучении теории позволяет значительно лучше разобраться в ней и усвоить наиболее сложные вопросы.
С помощью этого задачника вы вспомните навыки решения таких задач и научитесь решать те химические задачи, с которыми еще не встречались.
Вам подскажет нужные формулы, ход решения и правила оформления задач.
Задачник включает все типы расчетных задач, основанных на вычислениях по химическим формулам на вычислениях по химическим уравнениям реакций , а также качественные задачи .
В задачнике используются общепринятые в настоящее время обозначения физических величин и схема записи расчетов. Следует иметь в виду, что во многих школах величину «количество вещества» обозначают символом n, но в настоящем задачнике принято обозначение ν, которое больше распространено в высшей школе. В задачнике использованы единицы международной системы СИ, некоторые допустимые внесистемные единицы (тонна, литр, милилитр и др.),современная международная номенклатура неорганических веществ.
Задачи сгруппированы по основным темам, последовательно изучаемым в 8-9 классах: «Постоянство состава вещества»,«Вычисления по химическим формулам», «Основные количественные характеристики вещества: количества вещества, масса и объем»,« Массовая, объемная и молярная доля вещества в смеси. Массовая доля элемента в соединении», «Расчеты по химическим уравненииям», «Кристаллогидрата», «Растворимость веществ. Молярная концентрация. Плотность раствора в массовая доля вещества в растворе», «Простейшие расчеты по уравнениям химических реакции», «Тепловой эффект химической реакции», «Вывод формул соединений», «Объемные отношения газов. Определение объема газа по массе вещества, содержащего определенную долю примесей», «Расчет массы, объема продукта реакции, если одно из реагирующих веществ в избытке», «Расчеты, связанные с использованием доли выхода продуктов реакции», «Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты», «Скорость химической реакции. Химическое равновесие», «Основные понятия и стехиометрические законы химии».
Задачник дает возможность систематизировать базовые знания по химии. Надеемся, что она пригодится не только вам, но и вашим учителям
Нахождение молекулярной массы вещества.
1. Найти молярную массу сульфата алюминия. Указать относительную молекулярную массу вещества.
Дано:
АІ2(SО4)3
Найти:
М[АІ2(SО4)3] -?
Мr[АІ2(SО4)3] -?
Решение:
М[АІ2(SО4)3] = А(АІ) · n(АІ) + А(S) · n(S) + А(О) · n(О)
М[АІ2(SО4)3] = 27 · 2 + (32 + 16 · 4) · 2 = 54 + 96 · 3 =
= 54 + 288 = 342 г/моль
Мr[АІ2(SО4)3] = Аr(АІ) · n(АІ) + Аr(S) · n(S) + Аr(О) · n(О)
Мr[АІ2(SО4)3] = 27 · 2 + (32 + 16 · 4) · 2 = 54 + 96 · 3 =
= 54 + 288 = 342 .
Ответ: М[АІ2(SО4)3] = 342 г/моль; Мr[АІ2(SО4)3] = 342.
2. Найти молярную массу ортофосфорный кислоты. Указать относительную молекулярную массу вещества.
Дано:
Н3РО4
Найти:
М(Н3РО4) -?
Мr(Н3РО4) -?
Решение:
М(Н3РО4) = А(Н) · n(Н) + А(Р) · n(Р) + А(О) · n(О)
М(Н3РО4) = 1 · 2 + 31· 1 + 16 · 4 = 2 + 31 + 64 = 98 г/моль
Мr(Н3РО4) = Аr(Н) · n(Н) + Аr(Р) · n(Р) + Аr(О) · n(О)
Мr(Н3РО4) = 1 · 2 + 31· 1 + 16 · 4 = 2 + 31 + 64 = 98
Ответ: М(Н3РО4) = 98 г/моль; Мr(Н3РО4) = 98.
3. Найти молярную массу оксида натрия. Указать относительную молекулярную массу вещества.
Дано:
Nа2О
Найти:
М(Nа2О) -?
Мr(Nа2О) -?
Решение:
М(Nа2О) = А(Nа) · n(Nа) + А(О) · n(О)
М(Nа2О) = 23 · 2 + 16 · 1 = 46 + 16 = 62 г/моль
Мr(Nа2О) = Аr(Nа) · n(Nа) + Аr(О) · n(О)
Мr(Nа2О) = 23 · 2 + 16 · 1 = 46 + 16 = 62
Ответ: М(Nа2О) = 62 г/моль; Мr(Nа2О) = 62.
4. Найти молярную массу гидроксида кальция. Указать относительную молекулярную массу вещества.
Дано:
Са(ОН)2
Найти:
М(Са(ОН)2) -?
Мr(Са(ОН)2) -?
Решение:
М(Са(ОН)2) = А(Са) · n(Са) + А(О) · n(О) + А(Н) · n(Н)
М(Са(ОН)2) = 40 · 1 + 16· 2 + 1 · 2 = 40 + 32 + 2 = 74 г/моль
Мr(Са(ОН)2) = Аr(Са) · n(Са) + Аr(О) · n(О) + Аr(Н) · n(Н)
Мr(Са(ОН)2) = 40 · 1 + 16· 2 + 1 · 2 = 40 + 32 + 2 = 74
Ответ: М(Са(ОН)2) = 74 г/моль; Мr(Са(ОН)2) = 74.
Задачи для самостоятельной работы.
1. Найдите относительную молекулярную массу вещества по формуле Nа3Сr2О7 дихромат натрия. Ответ: 262.
2. Найдите относительную молекулярную массу вещества по формуле АІ(МnО4)3 перманганат алюминия. Ответ: 357.
3. Найдите относительную молекулярную массу вещества по формуле К3РО4 ортофосфат калия. Ответ: 212.
4. Найдите относительную молекулярную массу вещества по формуле Zn(NО3)2 нитрат цинка. Ответ: 189.
5. Найдите относительную молекулярную массу вещества по формуле Nа3ВО3 борат натрия. Ответ: 128.
6. Найдите относительную молекулярную массу вещества по формуле
Nа[АІ(ОН)4] тетрагидроксоалюминат натрия. Ответ: 118.
7. Найдите относительную молекулярную массу вещества по формуле Мg3(РО4)2 ортофосфат магния. Ответ: 262.
8. Найдите относительную молекулярную массу вещества по формуле К3РО4 ортофосфат калия. Ответ: 212.
9. Найти относительную молекулярную массу сульфата натрия Nа2SО4. Ответ: 142.
10. Вычислите относительную молекулярную массу углекислого газа СО2. Ответ: 44.
11. Вычислите относительную молекулярную массу оксида серы (ІV) SО2. Ответ: 64.
12. Вычислите относительную молекулярную массу оксида фосфора (V) Р2О5. Ответ: 142.
13. Вычислите относительную молекулярную массу оксида серы (VІ) SО3. Ответ: 80.
14. Вычислите относительную молекулярную массу оксида алюминия АІ2О3. Ответ: 102.
15. Вычислите относительную молекулярную массу оксида железа (ІІ) ҒеО. Ответ: 72.
16. Вычислите относительную молекулярную массу нитрата магния Мg(NО3)2. Ответ: 148.
17. Вычислите относительную молекулярную массу хлорида натрия NаСІ. Ответ: 58,5.
18. Найти молярную массу сульфата железа. Ответ: 96.
19. Найти молярную массу фосфата бария. Ответ: 44.
20. Найти молярную массу азотной кислоты. Ответ: 63.
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
tak-to-ent.net
Решение расчетных задач по химии (8 класс)
РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ (8 КЛАСС)
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №1
КОЛИЧЕСТВО ВЕЩЕСТВА
№1. Задача: Какому количеству вещества соответствует 1,2*1023 атомов кислорода?
Дано: Решение:
N(O) = 1,2*1023 атомов
n(O) = ?
n = ; Na = 6*10231/моль
№2. 1 вариант: В каком количестве вещества содержится 1,8*1023 атомов серебра?
2 вариант: В каком количестве вещества содержится 2,4*1023 молекул воды?
№3. Задача: Сколько молекул содержится в 0,3 моль воды?
Подсказка: N = Na*n
№4. 1 вариант: Сколько молекул содержится в 0,5 моль поваренной соли?
2 вариант: Сколько атомов содержится в 2 моль натрия?
РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ (8 КЛАСС)
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №2
МОЛЯРНАЯ МАССА
№1. Задача: Чему равна масса 4 моль воды?
Подсказка: m = M*n; M(H2O) = 1*2+16 = 18 г/моль
№2. 1 вариант: Сколько граммов весит 2,5 моль серной кислоты H2SO4?
2 вариант: Какова масса 5 моль углекислого газа CO2?
№3. Задача: Какое количество вещества оксида кальция CaO имеет массу 560 г?
Подсказка: n =
№4. 1 вариант: Какое количество вещества сульфида алюминия Al2S3 имеет массу 15 г?
2 вариант: Какому количеству вещества соответствует 8 г гидроксида натрия NaOH?
РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ (8 КЛАСС)
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №3
КОЛИЧЕСТВО ВЕЩЕСТВА. МОЛЯРНАЯ МАССА.
n= N=Na*n m=M*n n=
№1. Задача. Сколько моль содержит 1,2*1023 атомов серы? Найти массу данных атомов серы.
№2. Вариант 1. Рассчитайте количество вещества и массу 36*1023 молекул оксида бария ВаО.
Вариант 2. Рассчитайте количество вещества и массу 0,6 *1023 молекул фосфорной кислоты H3PO4.
№3. Задача. Сколько моль и молекул содержится в 28,4 г оксида фосфора (V) P2O5?
№4. Вариант 1. Сколько моль и молекул содержится в 12,6 г азотной кислоты HNO3?
Вариант 2. Сколько моль и молекул содержится в 26,4 г сульфида железа FeS?
№5. Задача. Найти массу 0,5 моль хлора. Сколько там содержится молекул?
№6. Вариант 1. Найти массу 0,1 моль водорода. Сколько содержится молекул в данном количестве водорода?
Вариант 2. Найти массу 0,3 моль кислорода. Сколько содержится молекул в данном количестве кислорода?
РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ (8 КЛАСС)
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №4
МОЛЯРНЫЙ ОБЪЕМ
№1. Задача. Какой объем (н.у.) займут а) 0,6 моль азота; б) 3 моль кислорода?
Подсказка: V=Vm*n ; Vm=22,4 л/моль
№2. Вариант 1. Какой объем (н.у.) займут 0,3 моль сероводорода?
Вариант 2. Какой объем (н.у.) займут 5 моль хлороводорода
№3. Задача. Сколько моль углекислого газа занимают объем 5,6 л (н.у.)?
Подсказка: n=
№4. Вариант 1. Сколько моль угарного газа занимают объем 89,6 л (н.у.)?
Вариант 2. Сколько моль аммиака занимают объем 11,2 л (н.у.)?
РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ (8 КЛАСС)
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №5
КОЛИЧЕСТВО ВЕЩЕСТВА.
МОЛЯРНАЯ МАССА. МОЛЯРНЫЙ ОБЪЕМ.
n= N=Na*n m=M*n n= V=Vm*n n=
№1. Задача. Найти количества вещества и массу: а) 6,72 л (н.у.) кислорода; б) 4,48 л (н.у.) хлора; в) 2,24 л (н.у.) водорода.
№2. Задача. Найти количество вещества и объем (н.у.): а) 6 г водорода; б) 6,4 г кислорода; в) 8,8 г углекислого газа.
№3. Задача. Найти массу и объем (н.у.): а) 0,5 моль азота; б) 2 моль углекислого газа; в) 0,3 моль кислорода.
№4. Задача. Найти количество вещества, массу и объем (н.у.): а) 12*1023 молекул фтора; б) 3*1023 молекул азота; в) 1,8*1023 молекул хлора;
gigabaza.ru
Элективный курс “Решение усложненных задач по химии”. 8–9-й классы
Разделы: Химия
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.
Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.
Данный курс по выбору является углубленным и предназначен для 8–9-х классов и рассчитан на 68 часов(34 часа в 8 классе, 34 часа в 9 классе). Курс отвечает требованиям программы школы «Интеграция основного и дополнительного образования на базе общеобразовательной школы» и служит для подготовки учащихся не только к олимпиадам различного уровня и к ГИА, но и является базой для дальнейшего продолжения образования в профильном биолого- химическом или химико- биологическом классах в старшей школе.
Цель элективного курса: закрепление,
систематизация и углубление знаний учащихся по
химии путем решения разнообразных задач
повышенного уровня сложности, соответствующие
требованиям устных и письменных экзаменов по
химии.
Основным требованием к составлению или отбору
задач является их химическое содержание,
чёткость формулировки и доступность условия
задачи, использование в условии задачи сведений
практического характера.
Главным назначением данного курса является:
– совершенствование подготовки учащихся с
повышенным уровнем мотивации к изучению химии;
– сознательное усвоение теоретического
материала по химии, умение использовать при
решении задач совокупность приобретенных
теоретических знаний, развитие логического
мышления, приобретение необходимых навыков
работы с литературой.
Задачи курса:
– конкретизация химических знаний по
основным разделам предмета;
– развитие навыков самостоятельной работы;
– развитие умений логически мыслить, воспитание
воли к преодолению трудностей, трудолюбия и
добросовестности;
– развитие учебно-коммуникативных умений.
– формирование навыков исследовательской
деятельности.
Особенности курса:
– использование знаний по математике, физике,
биологии;
– составление авторских задач и их решение;
– использование местного материала для
составления условий задач.
Требования к знаниям и умениям учащихся:
После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:
– способы решения различных типов усложненных
задач;
– основные формулы и законы, по которым
проводятся расчеты;
– стандартные алгоритмы решения задач.
После изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:
– решать задачи повышенной сложности
различных типов;
– четко представлять сущность описанных в
задаче процессов;
– видеть взаимосвязь происходящих химических
превращений и изменений численных параметров
системы, описанной в задаче;
– работать самостоятельно и в группе;
– самостоятельно составлять типовые химические
задачи и объяснять их решение;
– владеть химической терминологией;
– пользоваться справочной литературой по химии
для выбора количественных величин, необходимых
для решения задач.
Курс базируется на знаниях, получаемых при изучении ребятами химии в основной школе, и не требует знания теоретических вопросов, выходящих за рамки школьной программы. В то же время для успешной реализации этого элективного курса необходимо, чтобы ребята владели важнейшими вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых химических задач, умели применять при решении задач важнейшие физические и химические законы, поэтому необходима пропедевтическая подготовка учащихся на уровне 7 класса.
Программа курса рассчитана на два года обучения:
1-й год (8 класс) – этап решения задач по курсу химии. Особое внимание уделяется изучению алгоритмов решения задач на уравнениях реакций, в том числе на параллельные и последовательные превращения и на превращения, происходящих в растворах; использование газовых законов; нахождение молекулярных формул неорганических веществ.
2-й год (9-й класс) – заключительный этап. Решение наиболее сложных задач, преимущественно комбинированного характера, кроме того, предусматривается знакомство учащихся с тестовыми заданиями, используемыми при проведении Государственной итоговой аттестации (ГИА) по химии.
ПРОГРАММА КУРСА
Учебный план
№ |
Наименование тем |
Всего часов |
1 год обучения |
||
1 | Основные законы и понятия химии | 8 |
2 | Количественные соотношения в газах | 3 |
3 | Количественные соотношения в растворах | 5 |
4 | Задачи на уравнениях реакций | 12 |
5 | Решение олимпиадных задач 8 класса | 6 |
2 год обучения |
||
6 | Основные закономерности протекания химических реакций | 6 |
7 | Решение олимпиадных задач 9 класса | 6 |
8 | Задачи на тему «Теория электролитической диссоциации» | 5 |
9 | Задачи на тему «Химия элементов». | 8 |
10 | Комбинированные задачи. | 9 |
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Форма контроля |
1-й год обучения (1 ч в неделю, всего 34 ч) |
|||
Основные законы и понятия химии | |||
1 | Общие требования к решению задач по химии. Способы решения задач. | 1 | Входное тестирование |
2 | Решение задач на нахождение массовых допей элементов в веществе. | 1 | Отчет по решенным задачам |
3 | Задачи на нахождение неизвестного индекса по данным массовой доли одного из элементов в веществе | 1 | Отчет по решенным задачам |
4-5 | Задачи на нахождение молекулярных формул неорганических веществ по данным массовых долей элементов. | 2 | Отчет по решенным задачам |
6 | Задачи с использованием количества вещества при нахождении объёма газов, числа молекул и массы вещества | 1 | Отчет по решенным задачам |
7 | Нахождение мольной доли вещества в смеси | 1 | Отчет по решенным задачам |
8 | Нахождение объёмной доли компонентов в смеси газов | 1 | Отчет по решенным задачам |
Количественные соотношения в газах | |||
9 | Задачи с использованием плотности и относительной плотности газов. | 1 | Отчет по решенным задачам |
10 | Задачи на газовые законы (законы Бойля – Мариотта и Гей– Люссака и уравнение Клапейрона–Менделеева). | 1 | Отчет по решенным задачам |
11 | Вычисления с использованием закона Авогадро и следствий из закона. | 1 | Отчет по решенным задачам |
Количественные соотношения в растворах | |||
12 | Задачи на нахождение массовых долей растворённых веществ в растворах | 1 | Отчет по решенным задачам |
13 | Задачи на нахождение молярной концентрации растворов | 1 | Отчет по решенным задачам |
14 | Задачи на использование в качестве растворённого вещества кристаллогидратов | 1 | Отчет по решенным задачам |
15-16 | Задачи на концентрирование, разбавление и смешивание растворов веществ, между которыми не происходят реакции | 2 | Отчет по решенным задачам. Самостоятельная работа |
Задачи на уравнениях реакций | |||
17 | Задачи на уравнениях реакций | 1 | Отчет по решенным задачам |
18 | Задачи на уравнениях реакций, когда одно из реагирующих веществ содержит примеси | 1 | Отчет по решенным задачам |
19 | Задачи на уравнениях реакций с указанием практического выхода реакции | 1 | Отчет по решенным задачам |
20 | Задачи на избыток и недостаток | 1 | Отчет по решенным задачам |
21-22 | Смешанные задачи | 2 | Отчет по решенным задачам |
23 | Задачи на термохимических уравнениях | 1 | Отчет по решенным задачам |
24 | Задачи на последовательных превращениях | 1 | Отчет по решенным задачам |
25-26 | Задачи на уравнениях реакций, происходящих в растворах | 12 | Отчет по решенным задачам |
27-28 | Задачи на параллельных реакциях | 2 | Отчет по решенным задачам. Сам. работа. |
Решение олимпиадных задач 8 класса | |||
29-30 |
Решение олимпиадных задач школьного и городского уровня 2011-2012 учебного года | 2 |
Отчет по решенным задачам |
31-32 |
Избранные олимпиадных задач предыдущих лет | 2 |
Отчет по решенным задачам |
33-34 |
Школьная олимпиада по химии | 2 |
Конкурс |
2-й год обучения (1 ч в неделю, всего 34 ч) |
|||
Основные закономерности протекания химических реакций | |||
1-2 | Повторение, обобщение типов задач, изученных в 8 классе | 2 | Дифференцированное тестирование |
3 | Задачи на тему «Скорость химических реакций» | 1 | Отчет по решенным задачам |
4 | Задачи на тему «Химическое равновесие» | 1 | Дифференцированное тестирование |
5 | Задачи на тему «Термохимия» (применение следствия закона Гесса). | 1 | Дифференцированное тестирование |
6 | Задачи на возможность протекания химических реакций на основе нахождения энергии Гиббса. | 1 | Дифференцированное тестирование |
Решение олимпиадных задач 9 класса | |||
7-8 | Решение олимпиадных задач городской и школьной олимпиады 2011-2012 учебного года | 2 | Отчет по решенным задачам |
9-10 | Школьная химическая олимпиада. | 2 | Конкурс |
11-12 | Избранные задачи городской химической олимпиады по химии прошлых лет. | 2 | Отчет по решенным задачам |
Задачи на тему «Теория электролитической диссоциации» | |||
13 | Растворимость веществ и расчеты на основе использования графиков растворимости. | 1 | Дифференцированное тестирование |
14 | Концентрация растворов (массовая доля, молярная и нормальная концентрации, моляльность). | 1 | Дифференцированное тестирование |
15 | Задачи на растворение в воде щелочных металлов, кристаллогидратов. | 1 | Отчет по решенным задачам |
16 | Задачи на разбавление, концентрирование и смешивание растворов с использованием правила смешения. | 1 | Отчет по решенным задачам |
17 | Комбинированные задачи на уравнениях реакций, происходящих в растворах. | 1 | Отчет по решенным задачам. Диф. тестирование. |
Задачи на тему «Химия элементов» | |||
18 | Задачи по теме «Сера и её соединения» | 1 | Отчет по решенным задачам |
19 | Задачи по теме « Азот и фосфор и их соединения» | 1 | Отчет по решенным задачам |
20 | Задачи по теме «Углерод и его соединения» | 1 | Отчет по решенным задачам |
21 | Задачи на вывод формул органических соединений по массовым долям элементов и по данным о продуктах сгорания | 1 | Отчет по решенным задачам |
22 | Задачи по теме «Металлы» | 1 | |
23 | Качественные и расчетные задачи по теме «Электролиз растворов и расплавов электролитов». | 1 | Отчет по решенным задачам |
24 | Задачи с использованием ряда стандартных электродных потенциалов металлов. | 1 | Отчет по решенным задачам |
25 | Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с использованием метода электронно-ионного баланса и расчеты по ним. | 1 | Отчет по решенным задачам. Сам. работа. |
Комбинированные задачи | |||
26 | Задачи на химические превращения с участием смесей неорганических веществ. | 1 | Дифференцированное тестирование |
27 | Качественные и количественные задачи на превращения неорганических и органических веществ. | 1 | Дифференцированное тестирование |
28 | Авторские задачи. | 1 | Защита авторских задач |
29-34 | Задания ГИА по химии для выпускников основной школы Российской Федерации прошлых лет | 6 | Конкурс |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Отличительная особенность построения курса состоит в том, что он предназначен для учащихся 8-9 классов, прошедших пропедевтический курс обучения химии в 7 классе. К этому времени учащиеся уже ознакомлены с типами расчетных задач и их решением. Это дает возможность на занятиях элективного курса обратить внимание на наиболее сложные и мало встречающиеся в основной программе направления решения задач
При реализации программы данного курса
рекомендуем обратить внимание на типологию
расчетных задач, использовать
дифференцированный подход и разноуровневые
контрольные работы.
Очень важно, чтобы учащиеся научились не только
решать задачи по образцу, но и самостоятельно
работать над текстом задачи, критически
анализировать условия и возможные пути решения.
Несомненно, представленный элективный курс
можно расценивать как динамичный «тренинг», но
для повышения мотивации учащихся,
интенсификации учебной деятельности следует
обращаться к современным образовательным
технологиям (технология решения
изобретательских задач, технология развития
критического мышления).
Необходимо акцентировать внимание на том, чтобы ребята могли научиться не только великолепно решать задачи разных типов, но и самостоятельно составлять собственные задачи (на примере краеведческого материала, информации экологической направленности, практических жизненных ситуаций).
ЛИТЕРАТУРА
1. Н.Е. Кузнецов, А.Н. Лёвкин, Задачник по
химии. 8 класс – М: Вентана-Граф, 2011.
2. Учебник для учащихся 8 класса
общеобразовательных учреждений/Кузнецова Н.Е.
Титова И.М и др. – М: Вентана-Граф, 2011.
3. Н.Е. Кузнецов, А.Н. Лёвкин, Задачник по
химии. 9 класс – :Вентана-Граф,2011.
4. Учебник для учащихся 9 класса
общеобразовательных учреждений/Кузнецова Н.Е.
Титова И.М и др. – М: Вентана-Граф, 2011.
4. Н.А.Шириков,О.И.Ширикова. Расчетные задачи
по имии/ВГПУ: Русь; 2008
5. Готовимся к олимпиаде по химии: сборник заданий
и ответов для 8-11 классов/Н.А.Шириков, О.И.Ширикова,
А.Н.Ласточкин. – М: АРКТН, 2008 (школьное
образование)
6. Гольдфарб Я.Л., Ходаков Ю.В. Химия. Задачник,
8-11 классы, 2001
7. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2000 задач и
упражнений по химии для школьников и
абитуриентов. М.: 1-я Федеративная книготорговая
компания, 1998
8. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2400 задач по
химии для школьников и поступающих в вузы. М.:
Дрофа, 1999
9. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач
по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна,
1996.
10. Химия. Пособие – репетитор для поступающих в
ВУЗЫ. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2004
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai