Как решать задачи по химии 8 9 класс – Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по химии (9 класс) на тему: Решение задач по химии 9 класс | скачать бесплатно

Расчётные задачи по химии. Химия, 8–9 класс: уроки, тесты, задания.

Вход на портал Вход на портал Регистрация Начало Поиск по сайту ТОПы Учебные заведения Предметы Проверочные работы Обновления Подписка Я+ Новости Переменка Отправить отзыв
  • Предметы
  • Химия
  • 8–9 класс
  1. Физические величины

  2. Относительная атомная и молекулярная массы. Вычисление относительной молекулярной массы вещества

  3. Количество вещества

  4. Вычисление молярной массы вещества

  5. Вычисление количества вещества

  6. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении

  7. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов

  8. Простейшие вычисления по уравнениям химических реакций

  9. Вычисления по уравнениям реакций, если исходное вещество содержит определенную долю примесей

  10. Вычисление массовой доли вещества в растворе

  11. Вычисления, связанные с приготовлением растворов с заданной массовой долей растворённого вещества

  12. Комбинированные задачи

Отправить отзыв Нашёл ошибку? Сообщи нам! Copyright © 2018 ООО ЯКласс Контакты Пользовательское соглашение

www.yaklass.ru

Программа элективного курса для 8-9 классов “Решение усложнённых задач по химии”

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16» г. Вологды

Рассмотрено

на заседании МО

Руководитель МО

___________ /________________

«___» _________ 20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по ВР

___________ /________________

«___» _________ 20__г.

Принята

решением педагогического совета

протокол № ______________________

от «___»__________________20____ г.

Утверждено

Приказ №______ от «___»_____20__ г.

Директор ________________Н.И.Рыстакова

М. П.

Элективный курс

Решение усложненных задач по химии

8-9 класс

Учитель: Евсеева Лидия Ивановна

учитель высшей квалификационной категории

2015 – 2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.

Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.

Данный курс по выбору является углубленным и предназначен для 8–9-х классов и рассчитан на 68 часов(34 часа в 8 классе, 34 часа в 9 классе). Курс отвечает требованиям программы школы «Интеграция основного и дополнительного образования на базе общеобразовательной школы» и служит для подготовки учащихся не только к олимпиадам различного уровня и к ГИА, но и является базой для дальнейшего продолжения образования в профильном биолого- химическом или химико- биологическом классах в старшей школе.


Цель элективного курса:
закрепление, систематизация и углубление знаний учащихся по химии путем решения разнообразных задач повышенного уровня сложности, соответствующие требованиям устных и письменных экзаменов по химии.

Основным требованием к составлению или отбору задач является их химическое содержание, чёткость формулировки и доступность условия задачи, использование в условии задачи сведений практического характера.

Главным назначением данного курса является:

  • совершенствование подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации к изучению химии;

  • сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение использовать при решении задач совокупность приобретенных теоретических знаний, развитие логического мышления, приобретение необходимых навыков работы с литературой.

Задачи курса:

– конкретизация химических знаний по основным разделам предмета;

– развитие навыков самостоятельной работы;

– развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия и добросовестности;

– развитие учебно-коммуникативных умений.

– формирование навыков исследовательской деятельности.

Особенности курса:

  • использование знаний по математике, физике, биологии;

  • составление авторских задач и их решение;

  • использование местного материала для составления условий задач.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:

  • способы решения различных типов усложненных задач;

  • основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;

  • стандартные алгоритмы решения задач.

После изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:

  • решать задачи повышенной сложности различных типов;

  • четко представлять сущность описанных в задаче процессов;

  • видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных параметров системы, описанной в задаче;

  • работать самостоятельно и в группе;

  • самостоятельно составлять типовые химические задачи и объяснять их решение;

  • владеть химической терминологией;

  • пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных величин, необходимых для решения задач.

Курс базируется на знаниях, получаемых при изучении ребятами химии в основной школе, и не требует знания теоретических вопросов, выходящих за рамки школьной программы. В то же время для успешной реализации этого элективного курса необходимо,  чтобы ребята владели важнейшими вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых химических задач, умели применять при решении задач важнейшие физические и химические законы, поэтому необходима пропедевтическая подготовка учащихся на уровне 7 класса.
Программа курса рассчитана на два года обучения:


1-й год (8 класс) – этап решения задач по курсу химии. Особое внимание уделяется изучению алгоритмов решения задач на уравнениях реакций, в том числе на параллельные и последовательные превращения и на превращения, происходящих в растворах; использование газовых законов; нахождение молекулярных формул неорганических веществ.


2-й год (9-й класс) – заключительный этап. Решение наиболее сложных задач, преимущественно комбинированного характера, кроме того, предусматривается знакомство учащихся с тестовыми заданиями, используемыми при проведении Государственной итоговой аттестации (ГИА) по химии.

ПРОГРАММА КУРСА

Учебный план

п/п

Наименование тем

Всего часов

1 год обучения

1

Основные законы и понятия химии

8

2

Количественные соотношения в газах

3

3

Количественные соотношения в растворах

5

4

Задачи на уравнениях реакций

12

5

Решение олимпиадных задач 8 класса

6

2 год обучения

6

Основные закономерности протекания химических реакций

6

7

Решение олимпиадных задач 9 класса

6

8

Задачи на тему «Теория электролитической диссоциации»

5

9

Задачи на тему «Химия элементов».

8

10

Комбинированные задачи.

9

Учебно– тематический план

урока

Тема

Кол-во часов

Форма контроля

1-й год обучения (1 ч в неделю, всего 34  ч)

Основные законы и понятия химии

1

Общие требования к решению задач по химии. Способы решения задач.

1

Входное тестирование

2

Решение задач на нахождение массовых долей элементов в веществе.

1

Отчет по решенным задачам

3

Задачи на нахождение неизвестного индекса по данным массовой доли одного из элементов в веществе

1

Отчет по решенным задачам

4- 5

Задачи на нахождение молекулярных формул неорганических веществ по данным массовых долей элементов.

2

Отчет по решенным задачам

6

Задачи с использованием количества вещества при нахождении объёма газов, числа молекул и массы вещества

1

Отчет по решенным задачам

7

Нахождение мольной доли вещества в смеси

1

Отчет по решенным задачам

8

Нахождение объёмной доли компонентов в смеси газов

1

Отчет по решенным задачам

Количественные соотношения в газах

9

Задачи с использованием плотности и относительной плотности газов.

1

Отчет по решенным задачам

10

Задачи на газовые законы (законы Бойля – Мариотта и Гей– Люссака и уравнение Клапейрона–Менделеева).

1

Отчет по решенным задачам

11

Вычисления с использованием закона Авогадро и следствий из закона.

1

Отчет по решенным задачам

Количественные соотношения в растворах

12

Задачи на нахождение массовых долей растворённых веществ в растворах

1

Отчет по решенным задачам

13

Задачи на нахождение молярной концентрации растворов

1

Отчет по решенным задачам

14

Задачи на использование в качестве растворённого вещества кристаллогидратов

1

Отчет по решенным задачам

15- 16

Задачи на концентрирование, разбавление и смешивание растворов веществ, между которыми не происходят реакции

2

Отчет по решенным задачам. Самостоятельная работа

Задачи на уравнениях реакций

17

Задачи на уравнениях реакций

1

Отчет по решенным задачам

18

Задачи на уравнениях реакций, когда одно из реагирующих веществ содержит примеси

1

Отчет по решенным задачам

19

Задачи на уравнениях реакций с указанием практического выхода реакции

1

Отчет по решенным задачам

20

Задачи на избыток и недостаток

1

Отчет по решенным задачам

21- 22

Смешанные задачи

2

Отчет по решенным задачам

23

Задачи на термохимических уравнениях

1

24

Задачи на последовательных превращениях

1

Отчет по решенным задачам

25-26

Задачи на уравнениях реакций, происходящих в растворах

12

Отчет по решенным задачам

27- 28

Задачи на параллельных реакциях

2

Отчет по решенным задачам .Сам. работа.

Решение олимпиадных задач 8 класса

29-30

Решение олимпиадных задач школьного и городского уровня 2013- 2014 учебного года

2

Отчет по решенным задачам

31-32

Избранные олимпиадных задач предыдущих лет

2

Отчет по решенным задачам

33-34

Школьная олимпиада по химии

2

Конкурс

2-й год обучения ( 1 ч в неделю, всего 34  ч)

Основные закономерности протекания химических реакций

1-2

Повторение, обобщение типов задач, изученных в 8 классе

2

Дифференцированное тестирование

3

Задачи на тему « Скорость химических реакций»

1

Отчет по решенным задачам

4

Задачи на тему « Химическое равновесие»

1

Дифференцированное тестирование

5

Задачи на тему «Термохимия» (применение следствия закона Гесса).

1

Дифференцированное тестирование

6

Задачи на возможность протекания химических реакций на основе нахождения энергии Гиббса.

1

Дифференцированное тестирование

Решение олимпиадных задач 9 класса

7-8

Решение олимпиадных задач городской и школьной олимпиады 2013-2014 учебного года

2

Отчет по решенным задачам

9-10

Школьная химическая олимпиада.

2

Конкурс

11-12

Избранные задачи городской химической олимпиады по химии прошлых лет.

2

Отчет по решенным задачам

Задачи на тему «Теория электролитической диссоциации»

13

Растворимость веществ и расчеты на основе использования графиков растворимости.

1

Дифференцированное тестирование

14

Концентрация растворов (массовая доля, молярная и нормальная концентрации, моляльность).

1

Дифференцированное тестирование

15

Задачи на растворение в воде щелочных металлов, кристаллогидратов.

1

Отчет по решенным задачам

16

Задачи на разбавление, концентрирование и смешивание растворов с использованием правила смешения.

1

Отчет по решенным задачам

17

Комбинированные задачи на уравнениях реакций, происходящих в растворах.

1

Отчет по решенным задачам. Диф. тестирование.

Задачи на тему «Химия элементов»

18

Задачи по теме «Сера и её соединения»

1

Отчет по решенным задачам

19

Задачи по теме « Азот и фосфор и их соединения»

1

Отчет по решенным задачам

20

Задачи по теме «Углерод и его соединения»

1

Отчет по решенным задачам

21

Задачи на вывод формул органических соединений по массовым долям элементов и по данным о продуктах сгорания

1

Отчет по решенным задачам

22

Задачи по теме «Металлы»

1

23

Качественные и расчетные задачи по теме «Электролиз растворов и расплавов электролитов».

1

Отчет по решенным задачам

24

Задачи с использованием ряда стандартных электродных потенциалов металлов.

1

Отчет по решенным задачам

25

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с использованием метода электронно-ионного баланса и расчеты по ним.

1

Отчет по решенным задачам. Сам. работа.

Комбинированные задачи

26

Задачи на химические превращения с участием смесей неорганических веществ.

1

Дифференцированное тестирование

27

Качественные и количественные задачи на превращения неорганических и органических веществ.

1

Дифференцированное тестирование

28

Авторские задачи.

1

Защита авторских задач

29-34

Задания ГИА по химии для выпускников основной школы Российской Федерации прошлых лет

6

Конкурс

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Отличительная особенность построения курса состоит в том, что он предназначен для учащихся 8-9 классов, прошедших пропедевтический курс обучения химии в 7 классе. К этому времени учащиеся уже ознакомлены с типами расчетных задач и их решением. Это дает возможность на занятиях элективного курса обратить внимание на наиболее сложные и мало встречающиеся в основной программе направления решения задач

При реализации программы данного курса рекомендуем обратить внимание на типологию расчетных задач, использовать дифференцированный подход и разноуровневые контрольные работы.

Очень важно, чтобы учащиеся научились не только решать задачи по образцу, но и самостоятельно работать над текстом задачи, критически анализировать условия и возможные пути решения.

Несомненно, представленный элективный курс можно расценивать как динамичный «тренинг», но для повышения мотивации учащихся, интенсификации учебной деятельности следует обращаться к современным образовательным технологиям (технология решения изобретательских задач, технология развития критического мышления).

Необходимо акцентировать внимание на том, чтобы ребята могли научиться не только великолепно решать задачи разных типов, но и самостоятельно составлять собственные задачи (на примере краеведческого материала, информации экологической направленности, практических жизненных ситуаций, используя межпредметные связи).

ЛИТЕРАТУРА

1. Н.Е. Кузнецов, А.Н. Лёвкин, Задачник по химии. 8 класс – :Вентана-Граф,2011.

2.Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений/Кузнецова Н.Е. Титова И.М и др-М:Вентана-Граф,2011.

3. Н.Е. Кузнецов, А.Н. Лёвкин, Задачник по химии. 9 класс – :Вентана-Граф,2011.

4.Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/Кузнецова Н.Е. Титова И.М и др-М:Вентана-Граф,2011.

4.Н.А.Шириков,О.И.Ширикова. Расчетные задачи по химии/ВГПУ:Русь;2008г

5.Готовимся к олимпиаде по химии: сборник заданий и ответов для 8-11 классов/Н.А.Шириков,О.И.Ширикова,А.Н.Ласточкин.-М:АРКТН,2008(школьное образование)

6.Гольдфарб Я.Л., Ходаков Ю.В. Химия. Задачник, 8-11 классы,2001


7.Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2000 задач и упражнений по химии для школьников и абитуриентов. М.: 1-я Федеративная книготорговая компания,1998

8.Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1999


9Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. –М.: Новая волна, 1996.

10.Химия. Пособие – репетитор для поступающих в ВУЗЫ. – Ростов – на – Дону: Издательство «Феникс», 2004

infourok.ru

Решение задач по химии 8 класс. | Уроки по Химии

Решение задач по химии 8 класс.