Как составляется конспект по параграфу – Что такое конспект и как его писать?

Как писать конспекты по истории? – FAQ-ЕГЭ – Все статьи


 

Сразу хочу оговориться, что какой-то специальной методики подготовки конспектов у меня не было и нет. Поэтому данный пост – это всего лишь попытка обобщить некоторые простые и очевидные советы по составлению конспектов.

 

Совет 1. Цель должна оправдывать средства.

Если вы приняли решение писать конспекты, то стоит сразу для себя решить – будете ли вы это делать по всему курсу истории, только по какой-то самой сложной и/или малоизученной для вас части (теме), или просто ограничитесь краткими отрывочными записями «на всякий случай» и «авось прокатит».

Это актуально, потому что примеров, когда люди неправильно рассчитывали время и многое просто не успевали – масса. Либо у них исчезала мотивация, когда они начинали понимать, что объем работы очень большой, а написание конспектов продвигается очень медленно.  Отсюда вытекает следующая рекомендация.

 

Совет 2. Краткость – сестра таланта.

Это значит, что информация в конспекте должна быть изложена сжато. Казалось бы, капитан Очевидность, но часто оказывается, что далеко не для всех. Конспект – это не переписывание целых предложений и абзацев из учебника, а осознанная работа с текстом с целью уменьшить существующий объём до «выжимки» наиболее ценного материала. Конспект должен содержать

самые важные из упоминаемых в параграфе (главе, разделе) имён, дат, событий.

Как их выбрать? Здесь два пути.

А) Полагаться на уже имеющиеся указания (иногда в тексте ключевые моменты могут быть уже выделены полужирным шрифтом, курсивом, цветом). Также можно опираться на присутствующие в начале-конце учебника (справочника) или их разделов словари терминов, списки персоналий, дат и т.д. и т.п.

Б) Опираться на собственный выбор. Скорее всего, идеальный путь, как это часто бывает – «золотая середина», т.е. сочетание обоих способов.

 

 

Совет 3. Сделать экономику – экономной, а конспект – пон

ятным.

Следовать первой части высказывания и призыву Л.И. Брежнева совсем необязательно, но вот сделать свои записи не только сжатыми по объёму, но и содержательными по качеству – необходимо.

Я бы выделил два основных способа достижения этой цели.

А) Составление развёрнутого плана-конспекта (т.е. выделение смысловых частей – подпунктов в тексте). С помощью данного метода удастся структурировать даже большой текст и облегчить его понимание, а значит, и запоминание информации.

Б) Составление схем (рисунков, таблиц и т.д.). Здесь основная цель примерно та же, только бОльшую роль играет метод визуализации, позволяющий как сократить количество написанного, так и не запутаться в причинно-следственных связях, логике поступков исторических лиц и т.п.

 

Совет 4. Конспект –  не роскошь, а средство обучения.

Это значит, что конспект должен быть удобным в использовании. Я всё чаще прихожу к мысли, что возможно, удобнее использовать для записей не тетради – «гроссбухи», своей толщиной напоминающие полное собрание сочинений Ленина, а обычные листы бумаги А4. Дело в том, что уже после написания конспекта вы можете найти какие-то новые сведения и важные моменты, которые также захочется зафиксировать в письменном виде. Записи в тетрадях здесь неудобны, поскольку трудно рассчитать необходимое место, которое следует оставить для внесения изменений (дополнений). Минусом здесь является то, что нужно постоянно следить, чтобы все необходимые материалы были под рукой и ничего не потерялось.

Тем не менее, из этого вытекают следующие советы.

 

Совет 5. Что имеем – не храним, потерявши – плачем.

Здесь имеется в виду, что если Вы пишете на отдельных листах, то, по крайней мере, заведите себе специальные папки (лучше с файлами), в которые и упаковывайте плоды своей учебной деятельности. Это особенно касается, например, исторических сочинений, которые стоит не только регулярно писать, но, и что не менее важно, переписывать, (исправляя последствия неудачного опыта), а затем и бережно сохранять. Это нужно, чтобы перед экзаменом не пытаться купить/скачать весь пакет возможных текстов «без смс и регистрации», а спокойно перечитать собственные опусы. 

 

Совет 6. «У кого руки чешутся, чешите в другом месте», и пишите так, чтобы потом не чесать (в затылке).

При всём уважении к В.С. Черномырдину и его крылатой фразе в заголовке, но некоторых проблем со своими текстами лучше избегать. Поэтому если вы всё же пишете в тетради, то обязательно:

А) Оставляйте место после конспекта для внесения вполне могущих появиться уточнений (исправлений), дополнений. Не стоит лепить слова и предложения друг на друга так, будто вы пишете на дефицитном материале. Не жалейте бумагу и она будет вам признательна!

Б) Используйте бумажные закладки для обозначения разделов, маркеры и ручки для выделения цветом наиболее значимых моментов (но не переборщите). Это сэкономит вам немало времени при поиске необходимых сведений при повторении и не только.

 

 

historystepa.ru

Что такое «конспект», как его составлять?

Что такое «конспект», как его составлять?

Конспект — это краткое, связное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста.

В качестве примера приведем возможную классификацию видов конспектов:

1. План-конспект.

При создании такого конспекта сначала пишется план текста, далее на отдельные пункты плана «наращиваются» ком­ментарии. Это могут быть цитаты или свободно изложенный текст.

2. Тематический конспект. Такой конспект является кратким изло­жением данной темы, раскрываемой по нескольким источникам.

3. Текстуальный конспект. Этот конспект представляет собой мон­таж цитат одного текста.

4. Свободный конспект.Данный вид конспекта включает в себя и цитаты, и собственные формулировки.

Как составлять конспект?

1.Определите цель составления конспекта.

2. Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на ос­новные смысловые части, особо выделяя главные мысли, выводы.

3. Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и оп­ределите, что именно следует включить в план-конспект для рас­крытия каждого из них.

4. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.

5. В конспект включайте не только основные положения, но и обос­нующие их выводы, конкретные факты и примеры (без под­робного описания).

6. Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо ци­тирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой рабо­ты, применять условные обозначения.

7. Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его со­держание, располагайте абзацы «ступеньками» подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчерки­вания, используйте карандаши и ручки разного цвета.

8. Используйте реферативный способ изложения, например: «Автор считает…», «раскрывает…».

9. Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на по­лях.

Познакомьтесь с правилами конспектирования

1.Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные.

2. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.

3. Составить план — основу конспекта.

4. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заме­ток, записи

незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.

5. Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более

важное значение, чем в подробном изложении произведения.

6. Запись вести своими словами, это способствует лучшему осмысле­нию текста.

7. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, ус­ловных обозначений.

8. Соблюдать правила цитирования — цитату заключать в кавычки, давать ссылку на

источник с указанием страницы.



9. Пользоваться цветом для выделения тех или иных инфор­мативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго одно­значное, заранее предусмотренное назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи конспекта, то:

красным цветом — подчеркивайте названия тем, пишите наиболее важные формулы;

черным — подчеркивайте заголовки подтем, параграфов;

зеленым — делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т.д.

10. Для выделения большой части текста конспекта использовать отчеркивание.

11. Классифицировать знания, т.е. распределять их по группам, параграфам, главам и т.д. Для распределения рекомендуем пользовать­ся цифрами (1, 1.1,1.2, 2 и т.д.)


Дата добавления: 2015-07-11; просмотров: 151 | Нарушение авторских прав


Читайте в этой же книге: Что такое «реферат», как его писать? | Что такое «доклад», как его составлять? | Что такое научная статья и как её писать? |
mybiblioteka.su – 2015-2018 год. (0.005 сек.)

mybiblioteka.su

Конспект – Сайт geokam!

Что такое “конспект”, как его составлять?

Конспект – это краткое, связное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста. В качестве примера приведем возможную классификацию видов конспектов:

План-конспект. При создании такого конспекта сначала пишется план текста, далее на отдельные пункты плана “наращиваются” комментарии. Это могут быть цитаты или свободно изложенный текст.

Тематический конспект. Такой конспект является кратким изложением данной темы, раскрываемой по нескольким источникам.
Текстуальный конспект. Этот конспект представляет собой монтаж цитат одного текста.
Свободный конспект. Данный вид конспекта включает в себя и цитаты, и собственные формулировки.

Как составлять конспект:
Определите цель составления конспекта.
Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.
Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.
Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.
В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.
Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы “ступеньками” подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
Используйте реферативный способ изложения (например: “Автор считает…”, “раскрывает…”).
Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.
Познакомьтесь с правилами конспектирования.
Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные.
Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
Составить план – основу конспекта.
Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.
Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.
Запись вести своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.
Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.
Соблюдать правила цитирования – цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.
Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи конспекта, то: красным цветом – подчеркивайте названия тем, пишите наиболее важные формулы; черным – подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т.д.; зеленым – делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т.д. Для выделения большой части текста используется отчеркивание.
Учитесь классифицировать знания, т.е. распределять их по группам, параграфам, главам и т.д. Для распределения можно пользоваться буквенными обозначениями, русскими или латинскими, а также цифрами, а можно их совмещать

geokam.jimdo.com

Памятка для для обучающихся по написанию учебного конспекта конспекта

1. Плановый конспект: являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного, этот конспект – один из наиболее ценных, помогает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления. Недостаток: по прошествии времени с момента написания трудно восстановить в памяти содержание источника.

Как составить конспект:

  • прочитайте текст учебника;

  • определите в тексте главное содержание, основные идеи, понятия, закономерности, формулы и т.д.;

  • выделите взаимосвязи;

  • основное содержание каждого смыслового компонента законспектируйте в виде кодированной информации после наименования темы в тетради;

  • прочтите еще раз текст и проверьте полноту выписанных идей;

  • сформулируйте не менее трех вопросов разного уровня сложности, запишите вопросы в тетрадь;

  • каждому вопросу определите значок степени сложности и найдите возможный ответ;

  • внимательно прочитайте материал;

  • определите основные смысловые части учебной информации по плану общей схемы;

  • определите центральную часть О.К., т.е. его “ассоциативный узел” в виде систематического класса и его особенностей;

  • Определите цель составления конспекта.

  • Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.

  • Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.

  • Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.

  • В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

  • Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.

  • Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы “ступеньками” подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.

  • Используйте реферативный способ изложения (например: “Автор считает…”, “раскрывает…”).

  • Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.

Познакомьтесь с правилами конспектирования:

   1. Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные.

    2. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.

    3. Составить план – основу конспекта.

   4. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.

   5. Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.

   6. Запись вести своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.

   7. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.

   8. Соблюдать правила цитирования – цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.

   9. Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи конспекта, то: красным цветом – подчеркивайте названия тем, пишите наиболее важные формулы; черным – подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т.д.; зеленым – делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т.д. Для выделения большой части текста используется отчеркивание.

  10. Учитесь классифицировать знания, т.е. распределять их по группам, параграфам, главам и т.д. Для распределения можно пользоваться буквенными обозначениями, русскими или латинскими, а также цифрами, а можно их совмещать.

  Удобно пользоваться схематичной записью прочитанного. Составление конспектов-схем служит не только для запоминания материала. Такая работа становится  средством развития способности выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.

    Наиболее распространенными являются схемы типа “генеалогическое дерево” и “паучок”. В схеме “генеалогическое дерево” выделяют основные составляющие более сложного понятия,  ключевые слова и т. п. и располагаются в последовательности “сверху – вниз” – от общего понятия к  его частным составляющим.

    В схеме “паучок” записывается название темы или вопроса и заключается в овал, который составляет “тело паучка”. Затем нужно продумать, какие из входящих в тему понятий являются основными и записать их в схеме так, что они образуют “ножки паука”. Для того чтобы усилить его устойчивость, нужно присоединить к каждой “ножке” ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти.

    Схемы могут быть простыми, в которых записываются самые основные понятия без объяснений. Такая схема используется, если материал не вызывает затруднений при воспроизведении. Действия при составлении конспекта – схемы могут быть такими:

  1.Подберите факты для составления схемы.
  2.Выделите среди них основные, обще понятия.
  3. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.
  4.Сгруппируйте факты в логической последовательности.
  5.Дайте название выделенным группам.
   6. Заполните схему данными.

infourok.ru

Как быстро и качественно написать конспект по литературе?

Часто в старших классах после прохождения художественного произведения учителем дается задание написать краткий конспект соответствующей темы по литературе. Так как же это сделать, не затратив при этом чересчур много сил и времени?

Инструкция к применению

Итак, для начала работы над конспектом по литературе нам понадобится сама статья, которую можно найти также в сети Интернет (бесплатная литература в онлайн-библиотеках), маркер, карандаш или ручка и, конечно же, умение выбирать самое главное.

Следующим шагом будет выбор тех мест в статье или художественном произведении, которые вы посчитали для себя важными. Это авторские высказывания и отрывки (абзацы или отдельные предложения), в которых видны основные мысли, которые автор хотел передать с помощью своего творения. Лучшее что можно посоветовать: использовать ключевые моменты различных частей текста для того, чтобы действительно кратко передать его суть. Разбейте статью на несколько частей (вступление, основная часть и концовка) и в своем конспекте кратко изложите общий смысл каждой из них. При составлении конспекта старайтесь не повторяться.

Если же ваш конспект по литературе состоит из слишком больших отрывков, то стоит заново выбрать ключевые предложения и фразы. Конечно, сейчас в век информационных технологий гораздо проще найти нужную статью на просторах интернета, воспользовавшись сайтами с бесплатной литературой, чем пойти в местную библиотеку, где вам пришлось бы долго искать, а затем сканировать или делать фотокопии нужных страниц. Прочитав статью, стоит маркером выделить те места, которые вы будете конспектировать, для облегчения их поиска во всем тексте. Затем, выбрав все основные места, которые требуются в вашей теме по литературе, перепишите все выбранное в чистовик.

После этого новые части вашей темы по литературе, над которыми вы будете работать, или же последующие статьи лучше начинать с нового листа. При потребности используйте любые актуальные знаки препинания, или ставьте авторские, ведь теперь это отчасти и ваше творение. В результате у вас должно получиться несколько оптимального размера абзацев, связанных по смыслу.

Важные нюансы подготовки

Стоить обратить внимание на то, что если тема по литературе, которую вы развиваете, описывает героя какого-либо произведения, то стоит перемежать части текста с его описанием и части с описанием его поступков для передачи боле полной картины самого персонажа.

В тетради для конспектов можно использовать поля. Там можно вставлять свои ремарки, идеи, мысли и вопросы, которые вас интересуют. Для того чтобы текст вышел более полным и структурированным, можно для каждого нового абзаца на полях написать тему, а также главную мысль. Главное, чтобы эти ремарки были краткими, но точными — не более пяти слов.

После того как вы уже приготовили конспект по литературе, можно еще раз просмотреть его, и, по желанию, оставить на полях ваше личное отношение к сказанному автором. Для этого можно использовать знаки, которые при пересказе помогут быстро сориентироваться в тексте. Знак вопроса, к примеру, (?) будет означать, что вы не поняли смысл фразы, минус (-) , что не согласны с данным изречением, а плюс (+) будет означать, что с высказыванием вы согласны полностью и поддерживаете автора цитаты. Также можете придумать свои собственные знаки. Главное в таком случае, что, если вы собираетесь сдавать работу в письменном виде, учитель должен разобрать написанное и понять ремарки. Возле каждой последующей строки ставить эти знаки не рекомендуется. Самый оптимальный вариант — это один смысловой знак на шесть строчек. Также не повторяйтесь. Не следует ставить подряд пять плюсов, например.

И немного полезных советов

Опытные педагоги советуют всегда помнить о советах, которые дают те, кто уже сдал экзамен:

  • Выбирайте из статьи только самые интересные и увлекательные отрывки;
  • Размер конспекта по литературе напрямую зависит от размера исходной статьи;
  • Бесплатная литература и сокращенные варианты ждут вас в различных онлайн-библиотеках;
  • Помните, что конспект — это краткое содержание текста, в котором подаются основные мысли.

interneturok.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *