Как успевать записывать лекции – Как правильно и быстро конспектировать лекции

Как я успеваю слушать и конспектировать лекции. Мой секрет | Сестрам

        11 Май 2017

С тех пор, как мы этой зимой уехали из Египта и приехали в Украину, я учусь онлайн. АльхамдулиЛлях, тут для этого у меня больше возможностей, чем было в Египте, т.к. Интернет быстрее и дешевле.

Вообще, в основе, я конечно предпочитаю реальную учебу лицом к лицу с учителем и, в идеале, в группе сестер, любой учебе онлайн. Потому что плюсов в ней, на мой взгляд, гораздо больше:

  1. выше мотивация,
  2. жив дух соперничества в благом,
  3. от учителя ты берешь не только знание, но и адаб,
  4. вращаешься в кружке знания, где особая атмосфера и т.п.

И в Египте конечно было множество возможностей для учебы в оффлайне, которыми я старалась пользоваться.

Но сейчас я в Украине, а мы, как проактивные мусульмане, должны действовать исходя из того, что имеем здесь и сейчас. И особенно это касается учебы и требования знаний!

Никогда не следует ждать, пока наступит «идеальный момент» для учебы. Он может никогда и не наступить. Идеальное время для требования знаний —

сейчас. Идеальное место — здесь, где ты есть. Идеальные условия — те, в которых ты в данный момент. Время уйдет, неделя за неделей, месяц за месяцем, год за годом. И то, что ты могла бы узнать, выучить, пройти за это время, будет упущено.

Поэтому я стараюсь не ждать, когда я опять окажусь в стране мусульман, а работать с тем, что имею. И в моем случае — это учеба онлайн. Я ранее уже училась около полу года в онлайн школах арабского языка, о чем я рассказывала в своей истории изучения арабского языка.

Мой рабочий стол во время учебы в онлайн школах арабского

И в принципе меня все устраивало, но тогда мне пришлось преостановить учебу из-за проблем с электричеством в Египте. И я пошла в марказ, который успешно закончила около года назад, и вся хвала за это только Аллаху.

Моя шахада (свидетельство) об окончании марказа

Сейчас я опять вернулась к онлайн учебе и хотела бы поделиться одним секретом, которым я пользуюсь каждый день и который значительно сокращает мое время на уроки. А время — то, что я сейчас особенно ценю, когда в доме трое маленьких детей, старшие из которых уже не спят днем (мамы поймут…).

Так как моя учеба сейчас в основном состоит из прослушивания и конспектирования лекций, то для меня важно максимально оптимизировать этот процесс. О том, как я конспектирую лекции, я расскажу в другой раз иншаАллах, а сейчас я поделюсь с вами тем, как я их слушаю.

Мой секрет

Казалось бы: какой тут может быть секрет? Слушаешь и все тут) Но может быть я открою вам большую тайну, если скажу, что любой видео или аудио файл можно слушать быстрее, чем он записан на самом деле

. Я увеличиваю скорость своих уроков вдвое, а иногда и больше, чтобы часовую лекцию успеть прослушать за пол часа или даже меньше.

Зачем?

Я слушаю на высокой скорости не весь урок, а только те места, которые мне уже известны или где автор приводит разнообразные примеры из жизни на то, о чем он рассказывает. Я перематываю таким образом то, что не обязательно записывать, или что можно записать схематично двумя словами и я потом точно буду знать, о чем была речь. (подробнее о техниках конспектирования, облегчающих жизнь требующему знания, в следующий раз, иншаАллах)

Ведь почти каждую лекцию совершенно не обязательно записывать слово в слово от начала и до конца. Редко когда учитель дает информацию в столь интенсивном ключе.

Обычно в любом уроке есть важные, ключевые моменты для записи

и есть моменты, где учитель отходит от темы, или приводит примеры, или повторяет то, что было раньше и т.п.

Не говоря уже о том, что обычно лектор старается говорить довольно медленно, чтобы студенты успевали записывать. Опытные требующие знаний пишут быстро 💪 И не нуждаются в такой медленной подаче информации.

Конечно это требует предельной сосредоточенности на материале, но это тоже навык, который вырабатывается со временем. И концентрироваться на уроке, который длится 15-20 минут гораздо проще, чем внимательно слушать целый час или более. Для этого в материале урока учитель, порой бессознательно, обычно выделяет несколько пиков напряжения и активной подачи информации, и время для расслабления и отвлечения.

Как?

Для этого надо файл урока (видео или аудио) открыть в VLC плеере.Скачать можно тут: http://www.videolan.org/vlc/

Это отличный плеер, который поддерживает множество форматов файлов. Мне особенно нравится то, что громкость в нем можно увеличивать не до 100%, как обычно, а до 125%, т.е. делать файл громче, чем он есть.

Ну и конечно опция, которая нас сейчас интересует — увеличение скорости воспроизведения.

Увеличить скорость можно нажав клавишу + (плюс) один или несколько раз.

Уменьшить — клавиша — (минус). (на боковой правой части клавиатуры, где размещены цифры для быстрого набора).

Вернуть нормальную скорость — нажимаем = (равно). Вот и все)

То же самое можно сделать через главное меню выбрав Playback > Speed как показано на картинке:

Меняем скорость на youtube

Увеличить или замедлить скорость видео можно и если вы смотрите его онлайн на youtube. Для этого в нижнем правом углу каждого видео есть шестеренка настроек, нажимаем на нее и выбираем «скорость» или «speed» и настраиваем как нам нужно.

Или используем для этого клавиши < и >. Для этого надо переключиться на английский язык и нажать Shift и одну из выделенных клавиш:

Вот и все!) Во время прослушивания лекции я несколько раз переключаю скорость таким образом, чтобы взять из урока максимальную пользу за минимальное время.

Да и вообще, отвлекаясь от темы уроков, жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на скучные места в каком-то видео или аудио, так что эти знания вам обязательно пригодятся, иншаАллах, вот увидите!)

Попробуйте и напишите, как вам этот метод!

Sestram.com

Об авторе
Умм Муса, мусульманка, жена и мама троих детей. Около 7 лет прожила в Египте. Вдохновляю сестер трудиться, чтобы возродить эту умму.

sestram.info

Как правильно конспектировать лекции на паре?

1. Вы пришли на пару в университет, а значит, должны вести себя на ней подобающе. Постарайтесь максимально сконцентрироваться на предстоящую работу, и не отвлекайтесь ни на какие другие мысли. Внимательно выслушайте то, что говорит Вам лектор. При этом не нужно записывать абсолютно все, ведь слушая лекцию, Вы должны понять, о чем Вам говорит преподаватель, и соотнести эту информацию с пройденным материалом.
2. Советуем Вам заносить на бумагу только самые важные вещи. В моментах, когда нужно записать какое-то предложение, преподаватель начинает говорить медленнее, и дает, таким образом, понять собравшейся аудитории, что сказанную в этом случае им речь нужно записать. Не старайтесь зафиксировать всю информацию у себя в тетради, ведь механическое записывание всего подряд текста не принесет никаких результата. 3. Записывать текст нужно членораздельно. Старайтесь выделять тему лекции, дату ее конспектирования. Не забывайте помечать текст абзацами. Желательно делать выводы и основные тезисы по окончанию лекции. Не стесняйтесь записывать примеры, которые приводит Ваш преподаватель по каждому из актуальных на лекции вопросов.
4. Запомните, если преподаватель обратился с вопросом к аудитории, и Вы вместе нашли на него ответ – нужно его записать на бумаге. А вдруг этот самый вопрос попадется Вам на зачете или экзамене? От этого никто не застрахован! 5. Советуем Вам выделять важный текст другим цветом, или напротив этого абзаца ставьте восклицательные знаки, вопросы. Придумайте и такие символы, глядя на которые Вы вспомнили бы, что с данным вопросом Вы должны были ознакомиться в учебнике. Специфическим символом помечайте примеры, которые надиктовал Вам преподаватель. 6. Не закидывайте Ваш конспект в сумку до следующей лекции. Откройте его, поработайте с текстом. Выделите нужные абзацы. Зазубривать их Вас никто не заставляет, но основную мысль уловить все же надо.
7. Посмотрите на те символы, которые Вы вынесли на поля. Поработайте и с ними. Постарайтесь по памяти восстановить те вопросы, что Вы не успели записать на лекции. Быть может информация, которую Вы допишите окажется Вам очень нужной. 8. Многие из лекторов всегда проводят первую лекцию в качестве вводной. Ее, кстати, желательно записать полностью, чтобы потом не задавать лишних вопросов преподавателю. Пометьте в конце тетради список той литературы, что порекомендовал Вам к прочтению преподаватель, может он давал какие-либо рекомендации по выбору источников при выполнении контрольной или курсовой работы. В общем, вынесите всю информацию, которая в итоге может оказаться Вам полезной.

www.quaer.ru

Как записывать лекции Как? Так!

Содержимое:

4 части:

Эффективное конспектирование – это не просто запись и воспроизведение. Это важная часть учебного процесса, которая помогает вам быстрее усваивать лекционный материал и записывать ключевые моменты в таком виде, который является для вас более удобным. После того как вы правильно подготовились к лекции, приготовьтесь делать заметки. Представленные ниже шаги направлены не только на эффективную организацию учебного процесса, но и на более удобную запись лекций и конспектов.

Шаги

Часть 1 Подготовьтесь к лекции

  1. 1 Прочтите тему перед лекцией или занятием. Преподаватель задает тему на дом, чтобы вы знали, о чем он будет рассказывать на занятии. Если перед занятием вы прочитаете заданную тему, вы уже будете знать не только общие понятия, но и некоторые детали. В этом случае вы сможете сосредоточить внимание на ключевых моментах лекции и составить хороший конспект.
    • Прямо перед занятием быстро перечитайте свои записи по этой теме. Таким образом, вы будете иметь представление о том, на чем вы остановились на прошлом занятии.
  2. 2 Попробуйте найти учебные материалы и лекции онлайн. Если ваш преподаватель дает какой-то материал в виде презентаций PowerPoint или сам делает краткие конспекты предстоящих лекций, извлеките из этого максимум пользы! Представьте, что эти лекции – каркас для вашего дома, который вы обставите и заполните собственными конспектами.
    • Конечно, очень заманчиво просто сфотографировать или распечатать эти презентации, лекции и конспекты, ничего не записывая на занятии, или сделать для себя несколько пометок на этих распечатках. Но гораздо полезнее использовать эти материалы для написания собственных конспектов. Это лучший способ обработки информации, в этом и есть цель конспектирования.
  3. 3 Теперь давайте обсудим плюсы и минусы составления конспекта во время лекции. Многим студентам намного удобнее печатать, чем писать от руки, но все же есть некоторые причины, по которым рекомендуется писать заметки от руки. Результаты некоторых исследований показывают, что студенты, которые пишут от руки, намного лучше понимают и запоминают лекционный материал, чем те, кто набирает его на клавиатуре. К тому же, на ноутбуке легко автоматической записи текста лекции. Это значит, что вы пытаетесь успеть напечатать все сказанное лектором, вместо того чтобы выделить из его речи самое главное и записать это в конспект. Поэтому написание текста вручную лучше концентрирует внимание.
    • С другой стороны, использование электронных технологий дает возможность форматировать, сохранять, редактировать, использовать и читать файлы совместно, не заботясь о неразборчивом почерке и помарках.
    • На ноутбуке есть множество вспомогательных программ и приложений, которые можно скачать даже на планшет: «ноутбук маркет», форматирование в «Microsoft Word», другие программы, с помощью которых можно записывать лекции и делать заметки. Есть программы, которые помогут вам организовать ваши записи, объединить материалы разных разделов и форматов (например, документ электронной почты и PDF файл). Есть программы, в которых можно конспектировать совместно с кем-то, делиться конспектами, делать заметки в режиме реального времени. Такие программы могут стать для вас спасительными или отвлекающими. Только вам судить, что вам удобнее всего.
    • Некоторые преподаватели запрещают пользоваться на занятиях электронными гаджетами (или это может быть запрещено учебным заведением), поэтому не стоит пренебрегать советами о том, как правильно записывать конспекты от руки.
  4. 4 Садитесь впереди. Выберите место в классе, где вас ничего не будет отвлекать. Тогда у вас будет возможность лучше сосредоточить внимание и составить хороший конспект. Выберите место, откуда вы сможете хорошо видеть и слышать преподавателя. К тому же, вы должны хорошо видеть доску. Заходите в класс раньше остальных, чтобы иметь возможность занять самое удобное место.
    • Если вас вдруг начнут отвлекать шумные приятели, кондиционер, блики на экране проектора, аккуратно пересядьте на другое место, если это возможно сделать, не поднимая при этом шум и не отвлекая других. В противном случае постарайтесь сделать все возможное, чтобы уменьшить дискомфорт, а в следующий раз сядьте на другое место.
  5. 5 Обязательно проверьте, есть ли у вас все необходимые принадлежности для составления конспекта. Если вы пишите конспекты от руки, обязательно берите с собой запасную ручку с карандашом и дополнительные листы бумаги (или тетрадь). Если вы печатаете конспекты на ноутбуке или другом электронном гаджете, проверьте перед занятием, полностью ли он заряжен.
    • Некоторым студентам больше нравится писать конспекты на отдельных листах, которые можно будет потом вставить в тетрадь-блок или в папке, другим больше нравятся обычные тетради, которые, по их мнению, выглядят более аккуратно.
  6. 6 Вверху на листочке напишите дату и тему лекции. Убедитесь в том, что лекции и конспекты подписаны, чтобы их было потом удобно организовать и использовать при подготовке. Пишите дату и название лекции наверху на каждой странице.
    • Если ваш конспект состоит из нескольких страниц, лучше всего обозначить эти страницы номерами. Это очень полезная вещь, которая позволит хранить конспекты в правильном порядке.
  7. 7 Теперь вернемся к формату конспекта. Чем больше внимания вы уделяете порядку написания конспекта, тем легче его будет понять и выучить. Один из возможных вариантов – , особенно если лекция четко структурирована или представлена таким образом. Придерживаясь такого формата, вы будете писать каждый раздел под новым заголовком. Под каждым заголовком раздела запишите главную мысль (в виде подтемы) и дополнительную мысль (в виде вспомогательной темы). Это намного лучше, чем записывать каждую мысль, как новую тему.
    • Имейте в виду, что не всегда лекции построены так, что предусмотрена главная тема и подтема. Возможно, после лекции вам придется пересмотреть и немного изменить формат конспекта.

Часть 2 Улучшите конспект

  1. 1 Помните, что лучше делать заметки, а не переписывать всю лекцию под диктовку целиком (или на диктофон). Чтобы , вам нужно стать «активным слушателем». Это значит, что вы не просто должны переписывать все сказанное лектором или записывать его речь на диктофон. Вместо этого вам нужно обработать материал и записать только главную мысль того, что было сказано.
    • Например, вместо того, чтобы тратить кучу времени, записывая каждую особенность различных действий того или иного правителя, постарайтесь определить ключевые моменты его общей политики и запишите пару ситуаций в качестве примеров. Таким образом, вы уже начали запоминать и обдумывать учебный материла (другими словами, начали процесс изучения).
    • Очень важно перерабатывать материал, именно по этой причине многие специалисты не рекомендуют записывать лекции на диктофон.,
    • Если вам очень хочется записывать лекции на диктофон (или это необходимо по каким-то обстоятельствам) – запишите. Спросите лектора, можно ли записать его речь на диктофон. Лекция – это своего рода собственность того человека, который ее читает. Кроме того, в некоторых учебных учреждениях существуют определенные правила касательно записи лекций на диктофон.
  2. 2 Отнеситесь внимательно к введению лекции. Не тратьте время в самом начале лекции на оформление конспекта для более легкой организации заметок. Всегда будьте готовы записать какую-то важную мысль.
    • Обычно лекцию начинают с краткого перечисления того, о чем будет идти речь, по крайней мере, обязательно следует краткое введение. Внимательно слушайте вводную часть, потому что она подскажет, как организовать свои записи и какие мысли и идеи будут самыми важными.
    • Не обращайте внимания на опоздавших и болтающих студентов, которые еще не готовы конспектировать лекцию.
  3. 3 Переписывайте в тетрадь все, что лектор пишет на доске. Каждый лектор по-своему организовывает ход лекции, составляя при этом какие-то записи и наброски, даже если эти записи не очень вам понятны.
  4. 4 Научитесь следовать плану лектора и понимать его записи и разные подсказки. Преподаватель будет выделять голосом важные моменты лекции, жестикулировать и, возможно, какими-то другими мелочами показывать, что сейчас речь пойдет о важной части лекции. Научитесь распознавать эти подсказки и жесты для того, чтобы было легче уловить главную мысль темы.
    • Постарайтесь понять, какие из фраз лектора указывают на важную мысль, которая раскрывает тему. Поймите, что лектор не начнет вам специально сигналить, чтобы вы поняли, что сейчас будет сказана важная мысль или какой-то пример. Но лектор обязательно постарается выделить эту мысль голосом или жестикуляцией. Во всяком случае, так обычно делают все хорошие лекторы, так что вам нужно быть готовым распознать эти сигналы. Например:
      • Есть три причины, по которым…
      • Во-первых… Во-вторых… В третьих…
      • Смысл этого в том, что…
      • Последствием может быть…
      • Таким образом, становится понятно, что…
    • Научитесь обращать внимание и на другие мелочи. Перед важной мыслью или фразой лектор может начать говорить чуть медленнее или громче, повторить слово и фразу, выдержать паузу, а затем продолжить речь (преподаватель так же может сделать глоток воды), начать более демонстративно жестикулировать руками, перестать ходить по аудитории и начать смотреть в одну точку и так далее.
  5. 5 Попробуйте составить собственную систему сокращений. Это значит, что вы можете придумать знаки и обозначения, чтобы вам не пришлось переписывать каждое слово. Этот полезный навык поможет намного быстрее составлять конспекты, не упустив ничего важного. Делая записи, не стоит увлекаться и рисовать какие-то особенные схемы и значки, потому что их долго рисовать и не так уж просто расшифровать. Поэтому придумайте собственную систему сокращений, значков, символов и так далее. Даже если никто не знает, что обозначают ваши знаки, вы все равно поймете, что имелось в виду.
    • Пользуйтесь сокращениями, пропускайте несущественную информацию, чтобы сделать конспект более полным и полезным. Записывайте только ключевые слова, по которым можно воспроизвести смысл материала лекции. Пропускайте разные предлоги и союзы, которые не придают особого смысла лекции. Примерами сокращений, которые сэкономят вам время, являются стрелки «вверх» и «вниз» для обозначения увеличения/уменьшения, обычные стрелки, которые показывают причинно-следственную связь, сокращений по первым буквам (например, МО для международных отношений).
    • Старайтесь перефразировать все, кроме точных определений и формул, а также фактов, которые придется заучивать дословно для экзамена.
    • Вы можете подчеркивать, обводить, помечать звездочками или любым другим образом выделять ключевые моменты, примеры, определения и другие важные моменты. Придумайте свою систему обозначений для выделения тем и ключевых моментов лекции.
    • Нарисуйте схемы, рисунки или диаграммы для понятий и вещей, которые вы не успеваете или не можете сразу объяснить и переписать. Например, вы можете нарисовать круговую диаграмму, чтобы указать примерное соотношение политических партий в выборах, вместо того, чтобы описывать детали по каждой партии.
  6. 6 Старайтесь писать разборчивым почерком. Обязательно разделяйте слова и предложения, чтобы слова были понятными, и вы могли бы прочитать свои записи позже. Одна из самых неприятных вещей – невозможность разобрать свои собственные записи, особенно если вы пытаетесь подготовиться к экзамену по биологии.
  7. 7 Оставьте немного места, чтобы позже дописать пропущенный материал. Не жадничайте и не пытайтесь втиснуть все в один маленький лист. Оставьте на странице немного пустого места. Чем просторнее ваши записи, тем легче будет потом перечитать их и вставить какие-то заметки и аннотации. К тому же, в таком формате намного легче усваивать и запоминать информацию.
  8. 8 Будьте внимательны на протяжении всей лекции, даже в конце. Конечно, когда лекция приходит к концу, очень просто отвлечься на что-то. Другие студенты наверняка начнут собирать вещи, шептаться и обсуждать обед. Тем не менее, заключение лекции так же важно, как и введение, потому что обычно в конце лекции подводятся итоги темы и делаются выводы.
    • Если в конце лекции преподаватель начинает подводить итоги, обязательно внимательно вслушайтесь. Вы можете записать это заключение, чтобы проверить организацию своих записей и дополнить их. Если вам кажется, что ваши записи не имеют четкой систематизации, постарайтесь успеть записать основные моменты из заключения лекции. Это будет очень полезно, когда вы будете пересматривать записи.
  9. 9 Задавайте вопросы. Во время лекции не стесняйтесь задать вопросы о каких-то пунктах и понятиях, которые вы не поняли. Если другие студенты задают вопросы, запишите себе в конспект вопрос и ответ лектора. Эта дополнительная информация также может помочь вам найти ответы на свои вопросы.
    • Если вы стесняетесь задавать вопросы в конце лекции (и раздражать студентов, которые уже одной ногой за дверью), подойдите к лектору лично после лекции. Скорее всего, вы встретите студентов, которые делают так же, и сможете послушать их вопросы и ответы на них.
    • Вы также можете составить список вопросов и подойти с ним к преподавателю в другое рабочее время.

Часть 3 Перечитайте свои записи

  1. 1 Перечитайте свой конспект как можно скорее после лекции. Лучше всего сделать это в тот же день. Может оказаться, что за это время вы уже забыли 80% материала. Вместо того чтобы потом повторно изучать материал с нуля, основывайтесь на тех записях, которые вы сделали.
  2. 2 Перечитайте, а не просто перепишите свои записи. Скажите себе, что ваш конспект – это черновик, и подумайте, как его можно отредактировать и дополнить. Создайте новый конспект на основе своих переработанных записей. Это очень полезно, особенно если ваши записи неорганизованны и неразборчивы. Именно поэтому нельзя просто переписывать сделанные на лекции записи, сначала нужно их пересмотреть и дополнить.
    • Используйте свои записи, которые вы сделали на лекции, как ключевые моменты и опорные слова для нового конспекта, в котором вы организуете все, что записали, в нормальном виде.
    • Пропущенные моменты уточните в учебнике и обязательно допишите пропущенный материал.
  3. 3 Выделите важные части лекции. Когда вы перечитываете свои записи, потратьте немного времени, чтобы выделить или подчеркнуть важные моменты в лекции. Для этого вы можете купить разноцветные ручки или маркеры, придумав себе цветовой код для каждого раздела лекции. Размеченная и организованная таким образом лекция будет очень полезна, когда вы будете готовиться по ней к занятиям и экзамену. Такой способ систематизации позволяет быстрее запомнить ключевые моменты каждой лекции.
  4. 4 Обязательно конспектируйте пропущенные занятия. Если вы пропустили лекции из-за того, что болели (или по другой причине), обязательно возьмите пропущенный материал у одногруппников. Чтобы лучше понять материал, поговорите с профессором.
    • Не стоит полагаться на уже готовые конспекты, которые можно купить в некоторых университетах. К тому же, в некоторых учебных заведениях есть свои правила на этот счет. Помните, что покупной конспект не является формой «активного обучения», поэтому не так эффективен в процессе усваивания информации.
    • Если у вас есть есть официально установленная инвалидность (физическая или психическая), из-за которой вам сложно делать записи, обсудите эту проблему с лектором и администрацией вашего учебного заведения. Возможно, вы сможете организовать дополнительные занятия, найти людей, которые помогут вам делать записи, получите официальное разрешение записывать учебный материал на диктофон или найдете другие способы зафиксировать учебный материал.

Часть 4 Попробуйте конспектировать по метод Корнелла

  1. 1 Разделите лист бумаги на три части. Метод Корнелла предполагает не только составление конспекта, но и составление вопросов к этому конспекту. Теперь разделите лист бумаги на две части, нарисовав вертикальную линию на расстоянии 6 см от левого края. Продолжите эту линию, не доходя до нижнего края листа 5 см. Затем проведите горизонтальную линию на расстоянии 5 см от нижнего края.
    • Если вы пользуетесь ноутбуком, то есть программы, в которых можно преобразовать ваши текстовые файлы в конспекты по методу Корнелла.
  2. 2 Запишите основные мысли лекции. В самом большом разделе вашего листка бумаги делайте заметки, помечайте главные мысли и опорные слова. Оставьте достаточно места для поправок.
    • Добавьте примеры, схемы, диаграммы, другие дополнительные материалы, которые соответствуют лекции.
  3. 3 После лекции задайте себе несколько вопросов. Чтобы придумать и записать эти вопросы, используйте левую сторону страницы. Эти вопросы помогут вам понять некоторые определения, ключевые моменты и так далее. В течение одного-двух дней просматривайте свои записи по лекциям. Таким образом, ваше восприятие информации будет намного более эффективным.
    • Опираясь на этот материал, вы можете придумать для себя несколько вопросов. Как вы думаете, какие вопросы будут задавать на экзамене?
    • Когда вы учите свои конспекты к экзамену, накройте чем-нибудь правую часть листа. Посмотрите, сможете ли вы ответить на вопросы, которые вы написали на левой стороне листа.
  4. 4 В нижней части страницы подытожьте материал лекции. В этой части страницы должны быть выводы (или краткое резюме) содержания лекции. Это поможет вам вспомнить ключевые моменты учебного материала.

Советы

  • Если вы отсутствовали на лекции, обязательно сделайте себе пометку, чтобы не забыть о пропущенном материале. Таким образом, вы обязательно вспомните, что нужно взять конспект у одногруппника, а не забыть про пропущенную лекцию, не ознакомившись с материалом.
  • Правильно настройтесь. Чтобы слушать и запоминать, нужно сконцентрировать на этом все внимание. Будьте готовы слушать преподавателя и воспринимать то, что он говорит, даже если вы в какой-то степени с этим не согласны.
  • Сохраняйте конспекты по каждому предмету, храните их в одном месте (например в тетради-блоке или обычной тетрадке). Проверьте, в правильном ли порядке лежат ваши конспекты, на всех ли лекциях написано название и номер. Лучше всего пользоваться тетрадью-блоком со сменными листками, чем обычной тетрадью, потому что в ней вы сможете разложить свои конспекты так, как вам удобнее, когда придет время готовиться к экзамену.

Предупреждения

  • Постарайтесь избегать любых действий и моментов, которые могут отвлечь вас или других от конспектирования (например, не стоит рисовать каракули на полях и щелкать ручкой). Подобные действия обрывают зрительный контакт и снижают концентрацию внимания, к тому же, скорее всего, они раздражают окружающих. Поэтому если вы можете сосредоточиться только притопывая ногой или щелкая ручкой, сядьте с теми, кто делает так же, либо найдите более уединенное место.

Прислал: Гусева Кира . 2017-11-06 14:21:18

kak-otvet.imysite.ru

Конспекты лекций. Как эффективно записывать лекции.

Студенты часто выкрикивают на лекции что-то подобное, лихорадочно пытаясь успеть за мыслью преподавателя и зафиксировать его речь дословно. Но превращать лекцию в монотонный диктант – не выход. Механически записанный текст остаётся на бумаге, но плохо запоминается. Как же отучиться от школьной привычки писать под диктовку, и при этом сделать свои записи читабельными?

По последним данным, наш мозг успевает схватывать смысл воспринимаемой информации со скоростью 480 слов в минуту! Однако скорость человеческой речи пока существенно ниже скорости работы мозга. Люди разговаривают сегодня в среднем со скоростью 120 слов в минуту. А с какой скоростью мы пишем? Можем мы записать хотя бы 120 слов в минуту, не говоря уже о 460? Именно для того, чтобы писать как можно быстрее, люди придумывают различные значки, сокращения и пометки, которые помогают фиксировать больше информации.

Самые короткие и простые сокращения получаются из одной буквы: Б – быть; Г – год; ГГ. – года; Д – должен и т.д. На основе этого принципа, создаются и временные сокращения. Например, на лекции о Блоке фамилию поэта можно обозначать буквой Б, длинные названия произведений тоже можно сокращать для удобства – «В и М» – «Война и мир».

Ещё один вид сокращений – начало слова (несколько первых знаков, по которым будет понятно, какое слово написано). НАР – народ; ДР. – другой; ЯЗ – язык; рев – революция; НАЗ  – называть; ОПР – определять.

Иногда к началу слов приписывают окончание: УН-Т – университет; ОБ-ВО – общество; ПРАВ-ВО – правительство; CВ-ВО – свойство; КАЧ-ВО – качество; ГОС-ВО – государство.

Часто сокращения образуется таким образом – в слове опускаются все гласные, кроме первых. УНВР – университет; НРД – народ; ЛКЦ – лекция.

Сокращаются и часто употребляемые многословные выражения: НЕМБ – не может быть; КАКИНБ – как бы то ни было; ДБ – должен быть; МБ – может быть.

Самый рациональный способ обозначения чисел – цифры. К порядковым числительным справа приписывается Й: 1-й; 2-й и т.д. Большие числа – миллион, миллиард и т. д. пишутся с пометками  млн.; млрд. Слова – половина, треть, четверть пишутся, как знаменатели: /2, /3, /4.

 

Краткие обозначения

Помимо конспекта речи преподавателя, Вам нужно успевать записывать замечания к каким-то отдельным мыслям, делать пометки к непонятным для Вас моментам лекции, чтобы потом иметь возможность задать вопрос лектору или самостоятельно разобраться с проблемой. Для этого тоже существуют специальные символы. Вот некоторые из них:

!!! Важно, очень важно, обратить внимание.

? Сомнение, вопрос.

= Равенство, итого, сумма.

>< Более, менее.

S Сумма, итог.

SS Общий итог.

?? Сомнительность или неясность.

VS Вставка, дополнение.

Z Красная строка.

NB Хорошо заметить.

:> Повтор, противоречие в рассуждениях и пр.

VV Наоборот.

PS Приписка, написанное после.

Любой человек может создать свою собственную систему знаков, разнообразие которой будет зависеть от его фантазии, профессиональной принадлежности, увлечений и других особенностей, характеризующих личность. Но, тем не менее, кое-какие общие рекомендации по конспектированию полезно знать.

Памятка: как записывать лекцию

Слушать и записывать лекцию необходимо самому. Каждый человек фиксирует информацию по-своему, для себя. Поэтому конспект старшекурсника «не работает».

Не старайтесь записать всю речь преподавателя дословно. Фиксируйте наиболее важные моменты, некоторые слова по возможности заменяйте знаками.

Пишите разборчиво, иначе рискуете потом не разобраться в собственных записях.

Не забывайте оставлять широкие поля по бокам – чтобы делать дополнительные заметки.

Введите условную систему обозначений, которая упрощала бы процесс конспектирования.

Записи должны быть компактными и аккуратными. Это улучшит их обозреваемость.

Записи полезно расчленять, по необходимости нумеровать пункты текста, выделять различные фрагменты текста разными цветами.

Оставляйте достаточно места между строчками. Это необходимо для того, чтобы, например, сверху над словом можно было исправить ошибку и написать правильный вариант.

Записывайте текст удобной для Вас ручкой, карандаш используйте только для внесения пометок и исправлений.

Записи не помешает датировать.

Используйте любые выделения разумно. От пёстрых, чрезмерно разрисованных страниц рябит в глазах, полезность такого конспекта снижается.

Пусть Ваша система условных обозначений будет постоянной, запоминайте в каких случаях Вы используете те или иные знаки. Иначе  рискуете через какое-то время забыть какое-нибудь обозначение и не понять смысл написанного Вами же.

Опубликовано: 20.04.2010
Просмотров: 7518

Сейчас читают по этой теме

www.2semechki.ru

Как надо писать лекции, чтобы было понятно

Наверняка вам знакома ситуация, когда после написания конспекта, пытаешься его выучить, но ничего не понимаешь. В спешке многие понятия путаются, что-то пропускается, что в итоге приводит к полному непониманию. Студенты за время своего образования проходят очень много наук, но тому, как правильно писать конспекты, их никто не учит. Им не рассказывают о том, как это делать правильно, чтобы потом было проще усвоить записанный материал. По сути, все студенты являются самоучками в этом мастерстве. Если изначально они неправильно поймут суть написания конспектов, то до конце учебы у них будет только негативное отношение к лекциям, поскольку из-за неправильно написанного конспекта, присутствие на лекции можно считать бессмысленным.

Для того чтобы у вас в голове информация, полученная из данной статьи, лучше отложилась в памяти, мы распишем каждую рекомендацию под отдельным пунктом. Кстати, это одна из главных хитростей в написании конспекта – правильное структурирование материала. Ведь всегда проще найти вещь, когда она лежит на своем месте, где она и должна лежать, чем ту вещь, которая заброшена черт, знает куда. Но об этом мы расскажем чуть дальше, а пока вашему вниманию предлагается универсальный список рекомендаций, как правильно писать конспект.

Как правильно писать конспекты

Не стоит заниматься на лекции сразу несколькими делами. Представьте, что лекция может настолько наскучить, что в руки сразу попадает телефон с доступом в интернет, также сразу хочется поговорить с соседом по парте и заняться другими делами. Имейте в виду, что обычный человек не может заниматься несколькими делами одновременно. Это под силу разве что Юлию Цезарю. Но про студентов этого точно сказать нельзя.Это приводит к тому, что вы как бы находитесь везде (слушаете и записываете лекцию, беседуете с соседом по парте, общаетесь в Интернете), но на самом деле вы находитесь нигде. Так что, подводим итог первой хитрости – чтобы грамотно писать лекции, надо концентрировать внимание только на них.

Следует писать только те данные, которые кажутся наиболее важными и ценными. Очень часто студенты совершают грубейшую ошибку – стараются записать всё дословно. При этом они естественно прерывают преподавателя, просят его повторить ранее проговорённый материал. Скажем вам по большому секрету – от того, что у вас будет больше написано в конспекте, в голове не прибавиться. Если вы любите вникать в подробности, лучше прочтите книгу по интересующему вас вопросу. Также в сети есть масса полезного видеоматериала. Ваши данные, которые вы пишите с лекции могут быть разбавлены дополнительным материалом из интернета. Наверняка вы найдете, все что вам необходимо. Ведь по факту лекции даются только для разъяснения основ предмета, а не для углубления в его мельчайшие детали. Для этого существуют практические занятия, а также домашние задания в виде подготовке письменных материалов.

Придумайте принципы сокращения слов. Есть множество методик всевозможных сокращений. Вы можете выбрать одну из них, либо придумать собственную, понятную только вам. Это и для вас будет проще, и путаться вы в дальнейшем не будете. Хотя мы в предыдущем пункте и говорили о том, что нужно записывать только самое необходимое, однако всё же бывают ситуации, когда стоит записать очень большой объём информации за одну лекцию. Когда перед студентами встаёт такая проблема, часто они не способны поспевать за диктовкой преподавателя. Вам просто стоит создать свою собственную систему сокращений, которой вы будете пользоваться на всех предметах. Старайтесь как можно чаще пользоваться сокращениями. Это позволяет успевать записывать за преподавателем. Также у вас не так сильно будет уставать рука, а к тому же вы экономите место в тетради. Оно вам ещё может пригодиться – учебный год долгий.

Пользуйтесь цветными маркерами. На самом деле в конспекте этот пункт просто необходим для выполнения. Вот представьте, до сессии осталось несколько дней, а вам нужно найти какой-то сложный момент, который вы не поняли на лекции. Вы помните, что вы не помните, но найти именно то, что вам нужно доскональнее изучить, вы не можете. Время ограничено, а ещё и другой материал стоит повторить. Поэтому, все важные моменты следует визуально отделять от всех остальных. Это делается для того, чтобы сэкономить свое личное время в поисках важной части конспекта.

Подготовьте структуру конспекта. Это наиболее важный пункт, несмотря на то, что мы поместили его в середину статьи. Конечно же, все пункты статьи важны для исполнения и понимая, но этот требует особого внимания. Ваш письменный материал должен чётко показывать, о чём в нём идёт речь на данной дисциплине. Нет ничего проще, чтобы сделать ваш конспект более наглядным, чем структурировать материал лекции. Когда вы пишете всё слитно, не разделяя текст лекции на параграфы, подпункты и тому подобное, то в итоге у вас получается бесформенная каша из слов. Попробуйте быстро найти необходимую информацию через месяц – наверняка у вас уйдет масса времени.

Аккуратность и разборчивость – основные понятия хорошего конспекта. доказано, что даже если студент сам написал конспект, то он все равно не сможет понять ни одного слова, если они будут написаны неаккуратно. Такой конспект можно считать попросту ненужным.  Конспект является основой и фундаментом каждой лекции. Вы же не хотите, чтобы потраченное вами время на паре не прошло даром? Тогда старайтесь не торопиться, учитывая предыдущие правила написания конспектов. Тогда текст лекции будет аккуратным, структурированным и грамотным.

 

Вот в принципе и все основные секреты написания хорошего конспекта. Учтите, что когда вы усвоите эти правила, то еще больше приблизите себя к профессионализму. Вы, как будущий специалист, должны четко понимать, что вся плодотворная работа начинается с малого, а именно, в нашем случае – это написание конспектов.

studuslugi.ru

Как правильно и быстро конспектировать лекции | Учеба-Легко.РФ

Как правильно и быстро конспектировать лекции

Лекция – универсальное учебное пособие для любого студента, который стремится получить необходимые знания и успешно сдать экзамен. Для того, чтобы успевать записывать за преподавателем, необходимо быстро и правильно уметь конспектировать. Лекции могут быть на любые темы, даже про недвижимость в Испании, если вы учитесь, допустим, в архитектурном ВУЗе.

Чтобы правильно записать лекцию, необходимо создать собственную систему знаков-пометок, которые будут вам удобны и значительно сократят время на написание. Важно выделять красную строку, абзацы и параграфы. Лучше всего, когда в тетради имеются поля, на которых можно ставить опознавательные знаки. Важно также понимать смысл сказанного на лекции, чтобы можно было кратко оформить важную мысль в конспекте. Можно делить лекцию по смысловым блокам и каждый такой блок выделять красной строкой и маркировать.

Необходимо также продумать систему сокращений слов, неплохо при этом использовать некоторые приемы стенографии, заменяя часть слова удобными значками. Математические знаки можно и нужно обозначать графически, их также можно использовать даже в гуманитарной лекции, когда присутствуют такие слова, как больше и меньше, следовательно и приблизительно, бесконечно и неточность, а также многие другие легко заменяемые знаками понятия.

Можно использовать восклицательные знаки в качестве обозначения важности. Чем больше таких знаков, тем важнее абзац. Если у вас есть несколько цветных ручек или хотя бы карандаш, можно подчеркивать ключевые моменты другим цветом, чтобы в дальнейшем можно было без труда их найти. Ручку для записей следует использовать самую обычную, гелевая со временем может изменить ваши записи до неузнаваемости, и вы не сможете ими воспользоваться при необходимости. Очень важно писать лекции читабельным почерком, как бы трудно это не было, иначе вы рискуете не разобрать свои же записи при подготовке к экзамену.


Лекция добавлена 20.06.2014 в 01:44:05

uclg.ru

Как записывать лекцию – Учеба и образование – Каталог файлов

Преподавателей условно можно поделить на две категории: одни хотят донести до слушателей знания, другие просто проводят занятия. Первые отличаются тем, что искренне хотят заинтересовать студентов своим предметом. Но одних только знаний для этого мало.

Вам понадобится

Книги, конспекты.

Инструкция

1. Запишите данные, которые касаются предмета лекции.

2. Расположите информацию в логическом порядке. Выстраивайте любую тему по принципу «от простого к сложному».

3. Оставьте в записях только важные пункты. Это необходимо сделать, т.к. формат лекции ограничен временными рамками.

4. Подготовьте к каждому пункту «объяснение на пальцах». В идеале вас должен понять первоклассник. Подберите примеры, касающиеся бытовой жизни. Объединение молекул можно сравнить с союзом мужчины и женщины; в произведениях Ломоносова находить связь с сегодняшним днем и т.д.

5. Будьте неформальны, запланируйте участие студентов в лекции. Например, в методике преподавания литературы есть интересный прием. Рассматривая творчество какого-то автора, можно задать вопрос: «С чем у вас ассоциируется фамилия этого автора?» Управляя дискуссией, педагог может выйти к нужной отправной точке. В итоге учащиеся вовлечены в диалог, а это 50% успеха. Можете придумать аналогичные приемы самостоятельно или найти их в методической литературе.

6. Подготовьте вступление и заключение лекции. Во вступлении необходимо сказать о важности предмета, в заключении – подвести итоги.

7. Разнообразьте формат проведения. Устраивайте лекции на природе, в холле института или другом неожиданном месте. Это наверняка заинтересует студентов и заставит их прислушаться. Единственный момент, который надо учитывать – насколько оправдан отказ от традиционной аудитории. Если не оправдан, лучше не экспериментировать, иначе любопытство студентов быстро пропадет.

8. Делайте лекцию интересной. Если из года в год рассказываете одни и те же вещи, любой, даже самый увлекательный материал надоест, следовательно, не сможете заинтересовать учащихся. Поэтому придумывайте новые примеры, следите за развитием науки, доносите новости до слушателей.

Полезный совет

Чтобы провести хорошее полуторачасовое занятие, надо готовиться три, а может быть, и четыре с половиной часа. В дальнейшем будете читать эту лекцию для других студентов и на подготовку понадобится меньше времени.

livepedia.ucoz.com

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *