Как выучить историю за год – мне нужна история для поступления.. . я в 9,как за 2 года выучить историю с нуля? как вы готовились? что нужно читать?))

Содержание

Как выучить историю с нуля, чтобы сдать ЕГЭ?

Ох, ну это достаточно легко, если вы сейчас в 10 классе. Если в 11 – проснулись поздновато, конечно, но шанс еще есть и довольно большой.

Сначала надо поставить себе цель по баллам и стойко к ней идти. Моей целью было 100, начала я с самого начала 11 класса. Багаж у меня был совсем небольшой, в основном сложившийся на основе курса русской литературы XIX века и труда Карамзина в пересказе отца-историка. Так и вы должны сесть и внятно оценить, на что вы можете надеяться. Готовилась я вместе с другом-абитуриентом провинциального юрфака, который не особо старался, но ему нужно было просто преодолеть порог в 50 баллов, что он успешно и сделал.

Дальше по пунктам:

1. Лучший учебник для сдачи ЕГЭ – это МГУшный учебник по истории Орлова и Георгиева. Его можно купить практически везде, он очень удобный. По нему учим “теорию”.

2. Потом надо купить пособия. Я брала обычные от ФИПИ, плюс отдельное пособие для сложных заданий. Берете книжку с КИМами и решаете их, часть С пишите полностью в специально заведенную тетрадь. Желательно – найти препода, который сможет их проверять. Или по ключам. Решайте как можно больше тестов и набивайте руку.

3. Выучите кодификатор. Или хотя бы несколько раз вдумчиво прочтите. Вы должны знать, как делается каждое задание. За что баллы дают и отнимают. Очень рекомендую на сайте фипи найти материалы для проверяющих ЕГЭ преподов – там есть образцы заданий, выполненных на средние и высокие баллы (часть С).

4. Покупайте пособия с картинками и картами. Чаще всего на картах спрашивают славянские племена, крупные сражения и восстания. Очень желательно знать, как выглядит каждый правитель России (я не говорю о Рюрике и Святославе, но отличать Хрущева от Андропова и Черненко надо обязательно).

5. Ведите таблицы. От крупнейших сражений Второй Мировой до реформ Александра I. Если удобно, ведите конспекты. Я не вела и просто обводила нужные места в учебнике, потому что мне так проще.

6. Если хотите хороший балл, не забивайте на культуру. На ней срезаются очень многие, особенно те, кто не готовится к ЕГЭ по литературе. Феофан Грек, Андрей Рублев, Фальконе, Тон, Феофан Прокопович и прочие, прочие, прочие. Учите известные церкви, здания, картины, художников. Здесь очень(!!!) много всего. Не забывайте культуру 80-ых и 90-ых. В том числе – телепередачи.

7. Повесьте над столом выдержки из самых нелюбимых и сложных тем. Для меня такими были всякие чиновники СССР (этот вопрос очень любят на ЕГЭ) и восстание Пугачева, не знаю даже, почему.

8. Будьте готовы учить одну тему по 8, 9, 10 раз. История ужасно быстро забывается, потому что информации очень много. Советую начинать с самой древней и заканчивать на Путине, его тоже желательно выучить, мало ли что придумают.

9. Найдите друга и готовьтесь вместе. Это весело, интересно, особенно если друг знает гораздо больше, чем вы.

10. И не выражайте так уж ярко свое мнение. Если вашу бабушку очень обидел в свое время лично Брежнев, не пишите про него гадости в части С, даже если вам кажется, что вы абсолютно правы. Будьте абсолютно нейтральны.

В итоге:

Сама я сдала на 93, причем баллы сняли в части С, и, как мне показалось, совершенно несправедливо. Апелляция должна была проходить за 300 километров от моего города в день школьного выпускного, и мама меня не отпустила. Такие дела.

На ДВИ по истории в МГУ (исторический факультет) набрала 95, если что.

thequestion.ru

Как я выучил историю, не уча её

Я люблю историю. В 5 классе я был настолько уверен в своих знаниях, что решил поспорить с учительницей. Мне показалось, что она была не совсем права в вопросе, касавшемся Александра Македонского. За все школьные годы я получил лишь одну четвёрку по истории за домашнее задание (до сих пор помню, что проблемной темой стали этруски), в итоге поступил в вуз по исторической олимпиаде. Но сколько я себя помню, я не занимался зубрёжкой, не учил параграфы и не понимал, почему все остальные считали историю непонятной и запутанной.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Если вы живёте в какой-либо среде, то очень быстро осваиваетесь в ней и принимаете всё совершенно естественно. Вы можете сейчас мало знать о том, как работает, например, образовательная система Австралии, но пожив там даже полгода и пообщавшись с учениками и студентами, вы будете знать о ней всё достаточно подробно и точно. Конечно, вы могли бы просто взять учебник или статью и выучить, что в Австралии есть такие-то ступени образования, есть такие-то экзамены и такие-то степени. Но эти знания были бы совершенно оторваны от вашей настоящей среды и потребностей, а значит, они бы быстро забылись. У вас нет никакой эмоциональной связи с этими знаниями, вы не можете вспомнить ни одной ситуации, которая была бы связана с ними. И поэтому ваш мозг считает эту информацию бесполезной, ведь она не подтверждена практикой.

Представлять что-то дедуктивно (от общего к частному) сложнее, чем представлять что-то индуктивно (от частного к общему)

Рассказ о том, как какой-то конкретный Джон Смит сдавал свои экзамены и поступал в университет, отложится у вас в голове очень ярко, и вы с лёгкостью обобщите его до масштаба всей страны — так возникнет понимание. Конечно, такая информация будет страдать точностью. Не факт, что опыт Джона Смита действительно говорит о реальном положении дел в сфере образования Австралии, но, отталкиваясь от этого факта, вам будет гораздо легче усвоить теоретическую информацию. Вы будете уверенно стоять ногами на почве примера Джона Смита и сравнивать его со статистическими данными.

При чём тут история

Я никогда по-настоящему не учил историю, потому что жил в среде истории. Меня окружала история. На полках стояли исторические книги, в компьютере были исторические игры (привет, Цивилизейшн), по телевизору — историческое кино. Из-за этого я не воспринимал историю как «древнюю и непонятную науку». Совсем наоборот.

Для меня царь Леонид и Пётр I были такими же живыми и реальными, как и мои одноклассники

Да, в моём сознании было много мифов и легенд, я не понимал, в чём была особенность глобальных процессов типа Французской революции, но я принимал всех людей всех эпох как равных. Они все сталкивались с похожими проблемами, решали похожие вопросы и проходили через те же трудности. Я читал, смотрел, слушал, воспринимал историю с точки зрения отдельных личностей, таких же людей, как и я. Поэтому мне было любопытно. Мне было интересно узнавать, как они прожили свои жизни.

Исторические фильмы — один из способов увлечься историей. Кадр из фильма “Пётр Первый”, 1937 год

Как изучают историю в школе

В школе историю проходят совсем поверхностно. Есть такой царь, он сделал то-то в таком-то году, а был другой царь, он провёл такие-то реформы, а потом его убили в таком-то году. У ученика возникает резонный вопрос: «Кто все эти люди?». Да, детям хочется знать подробности — кто этот человек был, о чём мечтал, что хотел от жизни, какие поступки совершал, в чём ошибался и так далее. Человеку хочется узнавать о другом человеке не с перспективы официальных понятий — «провёл реформы», «укрепил армию», «проводил внешнюю политику», — а с точки зрения его личных проблем. Поэтому, например, в голову так западает история князя Игоря и княгини Ольги или образ Александра Македонского, потому что они были яркими личностями с индивидуальными особенностями, слабостями и ошибками.

Картины с историческими событиями. Александр Македонский вступает в Вавилон

История — это и есть рассказать историю

Любая книжка для сценаристов начинается с того, что самое важное — это рассказать историю. В любой истории есть свои герои и злодеи, трудности, которые герои преодолевают, конфликты между ними и их решение. Реальность намного сложнее и многостороннее сценария, но людям всегда было легче воспринимать именно истории. Когда ваши родители рассказывали вам о том, что не надо ходить одному в тёмном лесу, они объясняли это через историю. Они же не говорили: «Понимаешь, сынок, есть определённая статистика убийств и она высока именно в отдалённых лесных массивах, потому что маньякам там удобно прятать тела своих жертв». Скорее, это была история про какого-то маленького мальчика, который не слушался маму с папой, зашёл глубоко в лес, а там его ждал серый волк.

Подход понимания реальности со стороны историй самый действенный уже на протяжении многих веков

И учитель на уроке — рассказчик историй. Когда же вместо увлекательных рассказов он занимается просто перечислением фактов и событий, то это напрочь убивает всякий интерес.

Что делать, чтобы понять и полюбить историю

Окружите себя историями: читайте хорошие исторические художественные романы, смотрите историческое кино, спектакли, играйте в игры, слушайте талантливых рассказчиков. Мы знаем историю по рассказам других людей, так зачем узнавать об этом через пресный и скучный учебник? Представьте, что вместо просмотра интересного фильма вам просто выдают выжимку основных событий. Скорее всего, вы просто скажете: «Ну ок», — и не испытаете никаких эмоций. Только хорошо рассказанная история может дать настоящие эмоции — а значит, зародить интерес.

Три хороших рассказчика историй про историю России:

  1. Леонид Парфёнов — сериал «Российская империя»;
  2. Игорь Данилевский — лекции;
  3. Игорь Орлов — лекции.

mel.fm

Как выучить историю

Весна никак не желает наступать, это наверное всё потому, что на масленицу все ели блины, а чучело зимы жгли далеко не все! 🙂 А надо было!

Мы уже много писали о том, как правильно готовиться к ЕГЭ по истории. Однако, конечно, не все ещё раскрыли секреты профессиональных репетиторов по истории! Есть ещё порох в пороховницах! Сегодня я наверное покушусь на самое святое — на самый старый секрет подготовки к любым экзаменам по истории, в том числе и к ЕГЭ. Я реально раскрою ещё одну методику, как выучить историю! Конечно в будущем буду раскрывать секретов всё больше и больше  -так что подпишитесь на обновления сайта, чтобы ничего не пропустить! Интересно? Тогда читайте дальше!

Как обычно проходит занятие с репетитором? Дома. Да, на занятии можно (и нужно!) использовать презентации, карты документы отрывки из кинохроник. Это всё очень здорово! Однако как правило такими занятиями (дома) всё и ограничивается. Многие думают, что если наняли репетитора по истории, то дальше беспокоиться не о чем! И многие выпускники настолько привыкли к такой традиционной подготовке к егэ по истории (дома): сидению за компьютером, тестами, решая

тесты егэ онлайн, или оффлайн… Всё это конечно здорово, однако…

Однако рано или поздно наступит своеобразный «перегруз» — когда история уже кажется не учительницей жизни, а мучительницей! Если такое с Вами произошло — знайте — пора применить тот секрет, о котором я сейчас вам расскажу!

Первый способ того, как выучить историю, — это музей. Представляю ваше недоумение: «Ну, Андрей Александрович совсем, видать, того, переработал! Какой музей — у меня экзамен через месяц!» В самом деле, чего это я, совсем что ли? … Но прежде чем отвергать всё накорню, не спешите и подумайте.

Как выучить историю? Как выучить ее так, чтобы она сама собой запоминалась? А спросите себя, когда Вы запоминаете что-то очень быстро, независимо от сложности? Когда информация Вам крайне интересна! Это может быть, например, телефон любимого человека, место, где вы отдыхали, когда куча положительных эмоций и чувств. Не так ли?

Книжка по подготовке  к егэ по истории с сухим текстом как правило ничего не поможет вам запомнить, если только у вас нет нехилой мотивации в виде ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ! Заинтересованность может быть выражена в мотивации поступлении в вуз,… или заинтересованности в самой дисциплине. Опыт подсказывает, что люди, которым история реально интересна, — выучивают ее крайне быстро и без проблем!

Поход в хороший музей истории дает просто взрыв мотивации и «интересности», поскольку вы можете увидеть тот мир прошлого, про который читаете в книжках: через вещи исторических эпох, видов старых книг, мебели, повседневных вещей, которыми пользовались люди давно минувших дней! Именно благодаря музеям можно окунуться в мир прошлого, составить своё собственное представление о развитии как России, так и вашего города в ту или иную историческую эпоху…

Могу понять ваши сомнения. Однако вижу и корень этих сомнений: не всегда музейные работники могут действительно заинтересовать. Но вы ведь взрослые люди — найдите в экспонатах то, что вас действительно заинтересует! Я  рекомендую сходить в музей с другом или подругой, чтоб можно было бы обсудить тот или иной экспонат.

У нас в Перми есть много классных музеев. Один из них — Пермский краеведческий музей! Там есть множество  выставок. Одна из них освещает все исторические эпохи России — с древности до конца перестроечного периода! Очень классно!

А совсем недавно (29 марта) открылась выставка, посвященная 400-летию династии Романовых! То есть можно реально  прикоснуться к прошлому. На выставке можно увидеть портреты семьи Романовых, оружие с вензелями Елизаветы Петровны, Екатерины II Великой, Александра I и Николая I.

Крайне полезно совершить внезапную проверку образцов декоративно-прикладного искусства: например заценить платок с набивным рисунком со сценами подвига Ивана Сусанина. Также можно лицезреть уникальные книжные памятники: Соборное уложение 1649 года… В общем, не выставка а просто сказка!

В общем, как ни верти — музей просто супер метод быстро и эффективно повторить изученный материал по истории. Именно после посещения музей, вы поймете как выучить историю!  Вы не просто повторите, вызубрите, а реально заинтересуетесь материалом! Не верите? Проверьте — не ленитесь!

Вот ещё классный сайт, где можно заказать  исторические экскурсии.

Лично на меня самое большое впечатление произвел музей в Люксембурге. Представляете: пять этажей к верху, пять в землю. Минус пятый этаж — древний мир: воссозданы вживую жилища из шкур, можно по ним побродить…  в общем круть!

Кстати, вот ещё полезный способ выучить историю: послушать интересные истории в русле традиционной истории. В общем была такая в России детская писательница в 19 веке Александра Осиповна Ишимова (1805–1881).

Сама родилась в Костроме, но потом занимала видные должности, даже занимала должность коллежского асессора! Непосредственно общалась с Императором Николаем Первым. В 1834 году пишет свою «Историю России в рассказах для детей в 5-ти частях». Эта книга принесла ей огромную славу в то время. Первое издание книги выпущено было Академией наук Российской Империи и разошлось мигом по всей стране.

Сами книги были написаны искусным, живым и увлекательным литературным языком, до которого современным писателям ещё расти и расти. Так вот, сегодня книгу Александры Ишимовой издали как аудиокнигу. Приятно послушать, скажу я Вам!

«История России в рассказах для детей в 5-ти частях»

Аудиоверсия — оказалась очень хорошей вещью. Залил на флеш, или в телефон и можно оставить ребенку на ночь: слушай сказки, заодно постигай историю. Друзья просили порекомендовать что-нибудь такое интересное для старшей дочери: неинтересно ей видите ли было историю в школе изучать.

Порекомендовал, через месяц сказали, что у дочки пятерки по истории: заинтересовали ее история в рассказах А. Ишимовой.

Приобрести книгу можно по ссылкам:

«История России в рассказах для детей» (Часть 1)

«История России в рассказах для детей» (Часть 2)

«История России в рассказах для детей» (Часть 3)

«История России в рассказах для детей» (Часть 4)

«История России в рассказах для детей» (Часть 5)

Чем я занимался в Люксембурге? Вообще я ездил во Францию волонтерить: восстанавливать старое еврейское кладбище XVIII века. И хоть было это довольно давно, воспоминания не изгладились:

ege59.ru

Как изучить историю России самостоятельно, чтобы хорошо в ней разбираться?

Ну-у-у-у-у изучать историю иначе, нежели читая книги по ней, невозможно. История России тут не исключение.  Нужно выбрать наиболее хороших авторов и читать. Впрочем – есть ряд подводных камней.

1) Какой начальный уровень?
– Если речь идет о том, что читалвшколеплохопомню. То логично начать с учебников. Есть отличные школьные учебники по истории России. По истории до 20 века ОЧЕНЬ рекомендую двухтомник Буганова, Зырянова. Он содержит не очень много неточностей и ошибок, написан довольно неплохо и подойдет для стартового изучения. Для изучения времен Русской революции – хорошо подойдет учебник Жаровой и Мишиной. Дальше можно взять учебник по истории отечества Денисенко, Измоик, Островский и ко. История Отчества 1939 – 1996. Не стоит Сразу браться за более серьезную литературу с наскока. Потратьте несколько дней, месяц, полтора для изучения этих учебников. Даже если вам не очень близки их концепции – они освежат вам память и подготовят к более серьезному чтению.
– Если вы прочитали эти учебники, или же помните историю лучше, чем “давнонеправда” – беритесь за вузовские учебники. Учебник СПбГУ Дворниченко до 20 века, Ратьковского после 20 века. Неплохие пособия.
– Если вы хотите поглубже – то читайте крупные труды по истории России, Скрыльникова, Платонова, Ключевского. К сожалению современного научпопа не очень много сейчас издается, но посмотрите серию ЖЗЛ, там есть тоже приятные вещи.
2) как изучать?
– Постарайтесь чтобы все что вы читаете воплощалось в какую-то картинку. Смотрите фильмы, читайте худлит по соответствующему периоду. Чтобы оживить персонажей из учебника. Лермонтовский сказ о купце Калашникове не особо точное отображение эпохи Ивана Грозного, но для лучшего запоминания может быть полезен. Не стесняйтесь делать конспекты, сравнительные таблицы и все такое. Чтобы иметь наглядное пособие
3) Только ли история России?
– Нет! Изучайте историю России в контексте общемировой! Помните, что наша история не так отличается от многих других обществ. Поэтому старайтесь искать хорошую литературу по западной и восточной истории. Вот читаете вы про Ивана Грозного, почитайте сразу и про Генриха VIII и про религиозные войны во Франции. Чтобы представлять, что было в это время в мире.

Надеюсь, мои советы окажутся полезными   

thequestion.ru

Подготовка к ЕГЭ по Истории с нуля. ТОП советов экспертов

Автор статьи – А. В. Морозов.

ЕГЭ по истории – один из популярных экзаменов по выбору. Его сдают те, кто идёт на гуманитарные факультеты: журналистика, юриспруденция, политология. Многие считают, что история – лёгкий предмет и можно подготовиться к ЕГЭ по истории с нуля и за год. Так ли это?

Средний балл по истории невысок по сравнению с с другими предметами по выбору. Многие пытаются сдать ЕГЭ по истории, но обычно сдают его плохо, особенно если готовятся к ЕГЭ по истории с нуля. “Двойку” вряд ли поставят, но для поступления не хватит!

Чего же не знают выпускники из программы ЕГЭ по истории? Не знают культурологию, картографию, не могут сопоставлять (синхронизировать) события зарубежной истории и отечественной. Путают исторические личности и терминологию. Очень большое количество неверных ответов во второй части, где надо дать аргументы в подтверждение позиции или в опровержение.

Последний вопрос в варианте ЕГЭ по истории — эссе. За него даётся 11 первичных баллов, но мало кто из учеников их набирает.

Как подготовиться к ЕГЭ по истории с нуля? Если мы сейчас станем учить историю, и при этом не учили историю ни в седьмом и восьмом классе, ни позже, то с чего нам начать? Первое, на что обращаем внимание, – это хронология. Да, это знание событий в хронологической последовательности. Какое событие за каким следует. И это самое сложное для учеников! Как выучить все даты, если их так много? Хорошо, что в ЕГЭ не так много вопросов, где знание дат проверяется с точностью до дня! И тем не менее событий и дат так много, что старшеклассник может прийти в отчаяние.

Как выучить события и даты при подготовке к ЕГЭ по истории с нуля? Вот какую технику запоминания я советую как эксперт.

Допустим, вы изучаете X век. Много событий: война с Византией в 907-911 годах, восстание древлян, языческая реформа Владимира, крещение Руси, и это не всё! Как же это всё запомнить? Сначала запомним, что это век у нас десятый, потом “расставим” личности, которые правили в это время, в хронологической последовательности. Князь Олег, на следующее место – князь Игорь, княгиня Ольга, Святослав и Владимир. А потом к каждому из князей “привяжем” то событие, которое было во время его правления. Таким образом, у нас получится хронологическая последовательность.

С ее помощью вы легко ответите на вопрос, какое событие было раньше – восстание древлян или крещение Руси. Вы сразу вспомните, что сначала был Олег, а потом Владимир. Значит восстание древлян было раньше, а крещение Руси – позже.

Вот такой отличный прием для запоминания хронологии – берите и пользуйтесь. Кстати, к каждому правителю надо также “привязать” его современников! Например, современником Ярослава был митрополит Илларион, современником Ивана Грозного был митрополит Макарий. И если вам встретится вопрос, кто из митрополитов жил раньше, а кто позже, вы легко на него ответите, зная, что сначала правил князь Ярослав, а уж потом царь Иван Грозный.

Второе, что важно при подготовке к ЕГЭ по истории с нуля: изучая темы, необходимо параллельно учить картографию. Например, изучаем историческую личность – князя Олега. Смотрим карту: с кем он воевал, как расширял территорию Киевской Руси. Какие исторические памятники были построены. Мы выстраиваем ассоциативные связи. Пример: князь Владимир — Десятинная церковь. Бывает, что в учебнике нет ее нынешнего облика. Тогда Гугл нам в помощь! Ищем и находим иллюстрацию – реконструкцию Десятинной церкви. И конечно, необходимо знать архитекторов, которые строили храм.

И значит, при подготовке к ЕГЭ по истории с нуля необходимо:
знание дат
знание исторических личностей
картография
культурология
терминология.

Готовясь к ЕГЭ по истории с нуля, делайте табличку: век, правитель, его внутренняя политика, внешняя политика (реформы, войны). В следующую колонку — выпишите термины, следующая колонка — современники.

А дальше – вторая часть ЕГЭ по истории. Чтобы подготовиться к ЕГЭ по истории с нуля, необходимо очень много читать – “начитывать” материал. Использовать разные источники. Это поможет осмыслить текст, который вы увидите в задании во второй части. Вам надо будет определить время, правителя, основные события, описанные в данном тексте. А дальше – следующие вопросы, где необходимо написать аргументы в подтверждение или в опровержение позиции. Это один из самых сложных вопросов.

Например, крещение Руси: положительное и отрицательное его значение, то есть два аргумента мы должны привести со знаком «плюс» и два – со знаком «минус». Значит, необходимо рассматривать дискуссионные вопросы, которых очень много в истории.

На занятиях мы уделяем много времени таким дискуссионным вопросам и нарабатываем базу, которая поможет верно выполнить такие задания.

Теперь о написания эссе. Эссе – одна из самых сложных тем на ЕГЭ по истории. Надо точно определить, какие события были. События относятся к одному из трех периодов: это период правления Рюриковичей, период правления Романовых и советский период. Моя рекомендация – тщательно отработать именно второй период. Далее, надо написать, почему произошло событие, содержание события и его следствие, описать личностей, которые связаны с этим событием, какую роль они сыграли.
И плюс историческая оценка данного периода – знаком «плюс» и со знаком «минус».

На наших курсах мы даем алгоритм написания эссе. Запоминаем хронологию и анализируем события с положительной и с отрицательной стороны. Так складывается целостная картина. И еще дополнительный материал, которого нет в учебнике. Рекомендуемые фильмы и историческая литература.

Когда вы готовитесь к ЕГЭ по истории с нуля, уже к марту месяцу у вас должна сложиться полная историческая картина, а дальше – отработка заданий и сложных вопросов ЕГЭ по истории. Историю надо не просто учить – историей надо жить – для того, чтобы сдать экзамен хорошо.

Репетитор по истории направляет, акцентирует внимание на сложных вопросах ЕГЭ, учит написанию эссе, аргументации позиции, выявлению хронологической последовательности, знакомит с картографией и культурологией.

Звоните нам: 8 (800) 775-06-82 (бесплатный звонок по России)                        +7 (495) 984-09-27 (бесплатный звонок по Москве)

Или нажмите на кнопку «Узнать больше», чтобы заполнить контактную форму. Мы обязательно Вам перезвоним.

ege-study.ru

Как правильно и продуктивно подготовиться к ЕГЭ по истории за один год?

Готовилась 3 месяца. Вчера написала экзамен. Гм, это я так хорошо подготовилась, или мне попался самый легкий вариант из возможных (говорю про вопросы, на которые нужно было дать письменный ответ)?

У вас есть целый год! Это очень круто. Первым делом даю ссылку на прекрасный сайт — интернетурок.  Здесь отличные уроки по истории России 10-19 вв.(зайдите на 10 класс). Да и всеобщей истории стоит внимание уделить (там же). Начните с просмотра этих уроков.

Далее, что касается разных справочников, таблиц и прочего. Приобретите одну книжку с таблицами, но только хорошую, потолще (лучше всего под авторством Баранова). И вот ссылка на отличный справочник по истории.
Другого уже не надо. Советую работать с ним.

Про 20 век нужно говорить отдельно, поэтому даю отдельную ссылку. Это лучшее, что я нашла по этому периоду. Очень информативно, события освещены во всех подробностях и аспектах, но вместе с тем эти лекции лаконичны, конспективного характера. И постарайтесь не откладывать 20 век в долгий ящик, там много в чем надо разбираться.

И да, учитесь работать с картами! Старайтесь по каждому событию, которое вы в данный момент разбираете, просматривать карты (особенно это касается русско-турецких войн и гражданской войны в России). Вообще, так и должна в идеале изучаться история — в обнимку с картами. 

Что касается дат  — ну, тут просто зубрить. Хотя, если не просто на сухие даты пялиться, а в Википпедии про данное событие читать, то запоминается куда легче. Я вот, кстати, зашла на сайт РешуЕгэ (почаще на него наведывайтесь, когда накопиться достаточно знаний для решения тестов) и прорешала подборку из первого задания, где нужно расположить события в хронологическом порядке. Всё незнакомое выписывала в тетрадку (в основном это были события всеобщей истории). За недельку эти даты выучила и трудностей больше не возникало.

Ну и пару слов про историческое сочинение. На ютюбе есть канал, где очень хороший учитель истории выкладывает сочинения по разным периодам. Там же есть видосы по архитектуре и скульптуре, очень выручают. Других подобных материалов по этой теме я не нашла.

Осмелюсь заявить, что с таким арсеналом и при должном усердии (у вас же есть мотивация и интерес?) никакие репетиторы не нужны! 😀 Если я, имея всего 3 месяца подготовки, (а при этом еще в школе училась, 11 класс, надо уроки делать, поднапрячься для хороших оценок в аттестат) чувствовала себя на экзамене весьма уверено, то вы за год подготовки расправитесь с заданиями на экзамене за полтора часа!

Успехов!

thequestion.ru

Как выучить историю – Карен Хистори

Карен Хистори

Введение

Историей я никогда особо не интересовался и поэтому долгое время знал ее очень плохо. Настолько плохо, что, помню, иногда задавался вопросами типа «а кто жил раньше: древние египтяне или древние греки?» Да, все было настолько ужасно. Но с другой стороны, откуда мне было знать историю? В школе изучение этого предмета сводилось к зубрежке и потом пересказу параграфа у доски. В голове после такой учебы оставалось очень мало. В итоге я всегда чувствовал, что в моем образовании есть огромный пробел.

Уже учась в университете, я начал всерьез задумываться над этой проблемой и понял, что это неправильно – не знать историю. Это не просто неправильно, это позорно. «Как вообще можно считать себя полноценным человеком, – думал я, – если тебе не интересно узнать, откуда все взялось и почему мир вокруг тебя именно такой, какой он есть». Конечно, точно такие же рассуждения можно применить в отношении не только истории, но и любой другой науки, и прийти к тому, что позорно не знать химию, позорно не разбираться в классической музыке и т.д. Но по какой-то причине другие подобные пробелы в моем образовании меня не волновали так, как незнание истории.

И вот я засел за изучение истории. Это было уже через несколько лет после окончания школы, на курсе этак четвертом. Я начал с учебника истории за 5-й класс. Начал читать, но вскоре забросил: просто было неинтересно. Мозгом я понимал, что историю надо знать, и что она должна быть мне интересна, но мне было неинтересно! И только где-то через год, когда я учился уже на пятом курсе, я нашел-таки способ.

Способ оказался на удивление простым. Он заключался в чтении Википедии по полчаса в день. И все? – спросите вы. – В этом и состоит вся методика? Да, методика состоит в этом, но если бы все было так просто, то я бы прямо на этом и закончил свою мини-книгу, ведь так? Конечно же, все не так просто и мне есть еще, что вам рассказать. Ниже я расскажу о пяти правилах изучения истории, которые я для себя вывел. Надеюсь, они помогут и вам.

Зубрежка не работает никогда

Когда я учился в школе, я делил предметы на «умные» и «тупые». Например, математика, – думал я, – это «умный» предмет. Ее можно даже почти не учить, но в нужный момент додумать мозгом то, что не выучил. А вот английский язык – это, – думал я, – «тупой» предмет. Его надо тупо зубрить. Историю я тоже относил к «тупым» предметам.

Но уже намного позже я понял, что такая классификация предметов в корне не верна. Нет таких предметов, которые надо было бы зубрить. Надо лишь понять основные принципы работы мозга и можно навсегда забыть о зубрежке. Хотели бы вы научиться изучать историю, да и не только историю, совершенно не применяя зубрежку? Если да, то давайте рассмотрим, как работает наш мозг.

Мозг использует один и тот же способ для изучения чего угодно. Я не буду здесь вдаваться в подробности о том, почему это так, но это так. Просто поверьте мне. Представьте себе, что любой предмет мозг осваивает точно так же, как он осваивает языки.

Все, что есть в мозгу, это «языки»: язык тела, язык музыки, язык математики, язык логики и т.д. Мы знаем, что обычные языки (т.е. языки, на которых мы говорим) могут состоять друг с другом в близком или далеком родстве. Например, русский и украинский язык близки друг другу, в то время как китайский язык очень далек от этих двух языков. Именно поэтому китайцу труднее выучить любой из этих двух языков, чем русскому выучить украинский язык или украинцу выучить русский язык. Так вот, точно такая же картина наблюдается и со всеми остальными «языками», которые находятся в нашей голове. Какие-то из этих «языков» близки друг другу, другие – далеки друг от друга.

«Языки» близкие к тем, которые мы уже знаем, нам легче выучить. Например, если у человека все в порядке с логикой, ему будет легко освоить математику. Если он хорошо умеет рисовать, ему легче дается геометрия. Если у человека все хорошо с литературой, скорее всего, он и с историей дружит.

Далекие же «языки» даются нам труднее. Например, поэт может плохо понимать математику или физик может плохо разбираться в истории.

«Языки» не обязательно содержатся только в голове в виде конкретных знаний. Бывают и телесные «языки». Это разные навыки владения своим телом. К ним можно отнести танцы, боевые искусства, да и вообще любой вид спорта. И там тоже можно найти как примеры «языков» близких друг другу, так и примеры «языков» далеких друг от друга. Рассмотрим футбол и баскетбол. Эти два «языка» во многом близки друг к другу. Вам может показаться, что футбол и баскетбол – очень разные виды спорта. Но в плане необходимых для игры навыков в них есть и много общего. И там и там надо бегать. И там и там надо хорошо владеть своим телом. И там и там надо уметь играть в команде и т.д. Футболисту легче будет научиться играть в баскетбол, чем какому-нибудь штангисту, который никаким спортом, кроме поднятия тяжестей, никогда не занимался. А какому-нибудь неспортивному математику освоить футбол или баскетбол будет еще сложнее.

В общем, думаю, моя мысль понятна: нам легче учить более близкие к нам «языки». Более далекие от нас «языки» даются нам труднее.

Теперь давайте вернемся к школьным предметам, которые я подразделял на «умные» и «тупые». Так вот, получается, что в моей школьной классификации предметов я, по сути, называл «тупыми» те предметы, которые мне не давались, т.е. предметы, далекие от меня. Такая классификация не была универсальна, потому что она была целиком завязана на мне. Другой человек, мог бы разделить предметы на «умные» и «тупые» совершенно по-другому.

Что если бы подобную классификацию проводил, скажем, Пушкин? Вполне возможно, что он назвал бы литературу и историю «умными» предметами, а математику – «тупым» предметом. Всем известно, что Пушкин вообще не понимал математику. Так вот, он мог бы сказать про математику, что это «тупой» предмет, потому что в нем якобы ничего нельзя понять умом, а можно только вызубрить.

То есть, он мог бы сказать про математику то же самое, что я когда-то говорил про английский язык или историю! А ведь любой человек, понимающий математику, согласится, что зубрить ее – извращение. Математику надо понимать. Так вот, со временем я пришел к тому, что понимать надо не только «умные» предметы, но и те предметы, которые кажутся «тупыми». Даже языки надо понимать, а не зубрить. Зубрежка языков – такое же извращение, как и зубрежка математики.

И тут я хочу подвести вас к мысли, что нет «умных» и «тупых» предметов. Есть предметы, которые мы хорошо понимаем, и есть предметы, которые мы плохо понимаем или вообще не понимаем. Те, что мы не понимаем, мы зубрим. Такие предметы кажутся нам «тупыми». Но на самом деле нет ничего тупого ни в английском языке, ни в истории, ни в химии. Проблема в нас. Мы зубрим, потому что не понимаем, а не потому что предмет «тупой».

Но как понять предмет, если он реально непонятен? Что если он действительно кажется вам «тупым» и никакого другого способа его изучения кроме зубрежки вы для себя не видите?

Для начала надо перестать зубрить. Я знаю, о чем говорю, потому что самостоятельно выучил несколько языков, полностью отказавшись от зубрежки. Я исключил зубрежку там, где раньше она мне казалась единственным возможным путем. Потом я точно так же разобрался в истории, опять же, не прибегая к зубрежке.

Правило номер один: никогда, никогда, никогда не зубрите. Если поймали себя за зубрежкой, немедленно прекратите. Пусть зубрежка будет для вас сигналом о том, что вы идете неправильным путем. Ведь вы хотите понять предмет, а зубрежка – это первый признак непонимания.

Вот вам аналогия. Представьте себе, что вы засунули ключ в замок, но открыть не можете: ключ не поворачивается. Самое глупое, что вы можете сделать в этой ситуации, это пытаться прокрутить его при помощи грубой силы. Грубая сила тут – аналог зубрежки. Согласитесь, что если ключ не поворачивается, надо сначала проверить, тот ли это ключ и правильно ли вы им пользуетесь. Точно так же, если вам приходится зубрить, вы просто делаете что-то не так. Перестаньте это делать и подумайте, что можно изменить в своем подходе.

Перед тем как перейти к следующему правилу, давайте немного уточним первое правило. Давайте подумаем, что вообще такое зубрежка? Это попытка запомнить. Не пытайтесь запоминать! Мозг устроен таким образом, что он запоминает всё сам, автоматически и без малейших усилий. Но только при условии, что ему интересно! Если ему не интересно, он ничего не запомнит. И никакая зубрежка тут не поможет. Сознательные попытки что-то запомнить приводят только к кратковременному запоминанию. Поэтому, если вы изучаете историю не для сдачи экзамена, а для себя, что называется для души, то просто никогда не пытайтесь ничего запоминать.

ПРАВИЛО №1

Никогда не пытайтесь запоминать.


Интересный путь

Как было сказано выше, попытки запомнить что-либо, к настоящему запоминанию не приводят. Но как же тогда учить историю? – спросите вы. Очень просто. Во-первых, поймите, что запоминание – это не ваша забота. Запоминать будет ваш мозг автоматически. Ваше сознательное участие в этом процессе не нужно и только вредит делу. Единственная задача, которая в действительности стоит перед вами, – сделать так, чтобы вашему мозгу было интересно.

Для этого вам надо научиться идти по интересному пути. Что такое интересный путь? Это путь во времени, а не в пространстве. Представьте, что, пока вам интересно, вы как бы идете по некому интересному пути. Если вам стало неинтересно, значит, вы сошли с интересного пути. Например, вы читаете учебник по истории и вам интересно – вы на интересном пути. Вдруг вас что-то отвлекло, интерес пропал. Вы начинаете заставлять себя читать учебник. Но теперь от чтения нет толка: ваш мозг перестал запоминать, потому что вы сошли с интересного пути.

По части умения не сходить с интересного пути нам стоит поучиться у детей. Они профессионалы в этом вопросе. Наблюдая за детьми, мы обнаружим, что они всегда идут по интересному пути. Дети всегда делают то, что им интересно. Попробуйте заставить маленького ребенка делать то, что ему неинтересно! Еще одна важная особенность детей состоит в том, что они не парятся. Им все равно, что вы о них думаете. Им без разницы, правильно ли они делают что-то или нет.

Например, взрослый человек, изучая иностранный язык, может стесняться начать на этом языке говорить. Почему? А вдруг получится как-то не так? Вдруг он не сможет говорить с идеальным произношением? Вдруг он в грамматике запутается? Что подумают люди, которые услышат, как плохо он говорит на иностранном языке?

Дети же начинают говорить, еще не умея говорить. Они игнорируют половину звуков, сами выдумывают слова, которых нет в природе, и т.д. Им не важно, правильно ли они говорят или нет. Все это так, – скажете вы, – но как это применить к изучению истории?

Дело в том, что подход, при помощи которого мне долгое время не удавалось выучить историю, заключался в том, что я пытался прочитать учебник по порядку, от корки до корки. То есть, я пытался сделать все «правильно». Мне казалось, что если уж учить историю, то с самого начала и потом идти по порядку, ничего не пропуская. Но проблема такого подхода заключалась в том, что путь изучения истории по порядку не совпадал с интересным путем. Любой заранее проложенный маршрут не совпадет с интересным путем. Он может совпасть на каком-то участке, но потом пути обязательно разойдутся, потому что интересный путь непредсказуем.

Каково же решение? Решение очевидно: не делайте «правильно», а делайте интересно. Не читайте учебник по порядку. Читайте только самое интересное. Всегда идите по интересному пути.

Как было в моем случае? Я просто плюнул на учебники и стал читать Википедию. В ней нет оглавления, нигде там не сказано, в каком порядке читать статьи. И я читал те статьи, которые мне были интересны.

Например, помню, решил я узнать о Хатшепсут. Это фараонша такая. Заметьте, я ничего толком не знал про Древний Египет. Я не знал про периодизацию его истории, про Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства. Я не знал, какие вообще фараоны были в Египте и в каком порядке они правили. Я не знал никаких исторических событий из истории Египта. Я не знал, когда какие у Египта были войны и с кем. То есть, я не знал ничего, но мне было интересно узнать что-нибудь про Хатшепсут. Почему про Хатшепсут? Да просто в голову взбрело! Прикольное имя – Хатшепсут. Читая статью про нее, я узнал, что у нее был сын Тутмос III, которого историки называют Наполеоном древнего мира: много он воевал и всех побеждал. Мне стало интересно узнать о нем больше, и я прочитал соответствующую статью. Читая статью про Тутмоса III, у меня появились новые вопросы, ответы на которые я уже искал в других статьях. Я переходил от одной интересной мне статьи к другой. Я не пытался ничего запоминать. Впервые я читал историю, просто потому что мне было интересно, а не потому что «историю надо знать».

Заметьте, я не учил историю «правильно». Я не начал с первобытных времен. Я пропустил зарождение цивилизации. Я пропустил строительство пирамид. Я начал с того, что мне было интересно.

Вы можете подумать, что, читая историю не по порядку, я хуже ее понимал. Я мог, к примеру, неправильно понять роль и место Хатшепсут в истории, потому что я, по сути, проигнорировал всю предшествующую, да и современную ей историю. Да, это так. Не зная историю, я действительно рассматривал Хатшепсут как бы в вакууме. И, тем не менее, порядок освоения истории не важен. Изучение истории, да и вообще чего угодно, похоже на собирание большого паззла. Нет никакой разницы, с какой стороны начать его собирать. Ведь, в конце концов, если не останавливать обучение, этот паззл все равно будет собран и всё станет на свои места.

Да, читая первые статьи, я, наверное, многое из них не понимал. Но по мере того как картина истории собиралась у меня в голове, я мог возвращаться к ранее прочитанным статьям и перечитывать их снова, понимая все больше и больше. То есть, я учился так же, как учатся дети: сначала я делал «неправильно», но интересно, а потом уже исправлял недочеты. Главное – идти интересным путем, иначе ничего не выучишь.

Примечательно, что задолго до этого, еще когда я учился на первых курсах, я неосознанно применял похожий подход к другим предметам. Например, к физике. Правда, я применял его в масштабах параграфов в учебнике, а не всего курса обучения. К примеру, в параграфе разбирается какая-то отдельная тема по физике. Если заглянуть в конец параграфа, становится понятно, что же автор пытается объяснить, и к чему все эти долгие и малопонятные рассуждения. Я видел, к примеру, что вот оно то самое уравнение, которое автор пытается вывести. После этого я мог вернуться к началу и уже читать по порядку, имея теперь представление о том, зачем я читаю этот параграф.

Это очень простой подход, но очень неочевидный. Нам почему-то кажется, что надо обязательно читать по порядку. Не надо! Никогда не читайте по порядку. Сначала читайте самое интересное, потом – все остальное. «Все остальное», кстати, станет вам интересно, после того как вы прочтете то, что заинтересовало вас в первую очередь.

Этот же подход я применял при изучении языков. Интересный путь работает всегда и везде.

ПРАВИЛО №2

Не идите «правильным» путем, идите интересным путем.


Вопросы – признак интереса

Теперь давайте разберем, как же нам всегда идти по интересному пути, и никогда с него не сходить. Если вы хотите научиться этому умению, то запомните простую фразу: вопросы – признак интереса.

Как узнать, будет ли интересно прочитать ту или иную статью в Википедии? Очень просто. Спросите себя, зачем вам ее читать? Затем что «так надо»? Или потому что у вас есть какой-то вопрос, ответ на который содержится в этой статье? У вас всегда должен быть вопрос! Если есть вопрос, значит вам интересно, т.е. вы находитесь на интересном пути. Если же у вас нет никаких вопросов, то даже не читайте эту статью.

Где брать вопросы? Если вы только начинаете учить историю, возьмите вопрос из своей головы. Это может быть, что угодно. Например, вам может быть интересно, кто стал править в России сразу после Петра I, или когда жил Александр Македонский, или кто такие гугеноты, и т.д.

Затем, когда вы уже начнете регулярно читать историю, вопросы будут приходить сами. Вы будете что-то узнавать, и тут же у вас будут появляться новые вопросы. Часто интересный путь вел меня по различным царским династиям. Например, прочитал про Саргона – стало интересно узнать о его сыновьях, Римуше и Маништушу. Прочитал о них – стало интересно узнать про Нарам-Суэна.

Выше я говорил о том, что интересный путь – это путь во времени. Мол, пока вам интересно, вы на интересном пути. Но интересный путь можно еще представить как серию мысленных «прыжков» по различным фрагментам осваиваемого материала. Нагляднее всего это видно на примере «прыжков» по статьям Википедии. Представьте, что перед каждым таким прыжком вы должны выбрать, куда вам прыгать. Если промахнетесь, то сойдете с интересного пути. Можете даже представить себя в роли Индианы Джонса, который прыгает по буквам секретного слова. Наступил не на ту букву – провалился.

А выбирать статьи для прочтения очень просто. В этом вам помогут вопросы. Если вам кажется, что статью прочитать «надо», но она вам не интересна, т.е. у вас к ней нет никаких вопросов, то просто не читайте ее. Если же у вас есть какой-то вопрос, найдите статью, которая даст вам ответ на ваш вопрос, и прочитайте ее. Любому вашему чтению должен предшествовать вопрос.

ПРАВИЛО №3

Всегда имейте вопросы.


Порядок не важен

Здесь мне придется снова обратиться к примеру с паззлом. Представьте себе, что вы собираете большой паззл. Как вы это делаете? С чего вы начинаете? Берете ли вы первый же попавшийся фрагмент и пытаетесь, во что бы то ни стало, найти другой фрагмент, который подойдет именно к этому первому фрагменту? Конечно же нет! Вы ищете среди всей кучи фрагментов любые два фрагмента, которые подойдут друг к другу. Вы не сидите с одним фрагментом в руках, методично перебирая остальные в поисках подходящего к нему фрагмента.

Но именно так почему-то большинство людей пытается освоить историю, да и любой другой предмет. Когда вы чего-то не понимаете, вы как бы сидите с одним фрагментом в руках и тратите время на то, чтобы понять, куда его пристроить. Отбросьте его в сторону. Перейдите к более понятным вещам. Собирайте паззл в других местах. Ведь, в конечном счете, паззл все равно будет собран, и все фрагменты окажутся на своих местах. Поэтому, если вы чего-то не понимаете, смело пропускайте это. Не пытайтесь понять всё.

Особенно много непонимания будет в самом начале. И оно будет вызвано в основном отсутствием общей картины. Вы все равно не избавитесь от этого непонимания, пытаясь решить ту маленькую, проблему, которая не дает вам покоя в данный момент. Поэтому пропускайте непонятные вещи. Не тратьте на них время. Лучше вернитесь к ним позже, когда у вас в голове будет собрана более полная картина истории.

И опять же данное правило я тоже когда-то до этого неосознанно применял, изучая физику. Порой это происходило вынужденно. В физике я долго не мог понять некоторые вещи. Например, в школе я мучился, пытаясь понять, почему же F=ma. Этот вопрос долго не давал мне покоя. Я избавился от него, только после того как плюнул на него и продолжил изучение физики, несмотря на ощущение непонимания чего-то важного. И только в университете, когда я проводил эксперимент, доказывающий это уравнение, до меня, наконец, дошло, что сам Исаак Ньютон не знал, почему F=ma.

В университете, помню, я бился над корпускулярно-волновым дуализмом. Я не мог понять, каким образом частица может в каком-то случае оказаться и не частицей вовсе, а волной, или наоборот, волна – частицей. Все мои одногруппники спокойно прошли этот вопрос и учились дальше, делали домашние задания. Я же впал в ступор. Я несколько месяцев (!) не мог перелистнуть страницу и продолжить чтение, не поняв этот несчастный корпускулярно-волновой дуализм. Мне казалось чем-то недостойным просто принять на веру какой-то постулат и пойти дальше. Но когда дело уже запахло сессией, мне все-таки пришлось переступить через свои принципы и продолжить чтение. И – о чудо! – вскоре я обнаружил, что, оказывается, вообще никто в мире не понимает корпускулярно-волновой дуализм. Его существование следует из опытов, но объяснить его никто не может.

Надеюсь, эти примеры убедили вас в том, что не стоит зацикливаться на непонятных вещах.

ПРАВИЛО №4

Если непонятно, пропускайте.

30 минут в день

И последнее, но не менее важное правило. Ваши занятия должны быть регулярными. Как это было у меня? Я просто поставил себе за правило читать историю по 30 минут в день. Я следовал этому правилу несколько месяцев, пока у меня не начало появляться впечатление, что в принципе я в истории уже более-менее ориентируюсь. Потом я перестал заниматься регулярно, о чем жалею.

Уже долгое время я собираюсь возобновить регулярные чтения истории, но постоянно откладываю на завтра. Не знаю, как решить эту проблему и стоит ли ее вообще решать. Видимо, на самом деле я не так уж и сильно интересуюсь историей. Однако это уже вопрос личной мотивации. В этой книге я лишь даю вам некоторые фишки, которые помогли мне в изучении истории. Рассказывать же о том, зачем нужно знать историю и как себя мотивировать на ее изучение, я не буду. Если не хотите учить историю, не учите. Но если же вы все-таки решили ее выучить, то постарайтесь сделать ее изучение регулярным.

ПРАВИЛО №5

Учите историю регулярно.

Подведем итоги

Вот, в принципе, и вся методика. Давайте подведем итоги. Перечислим все пять правил.

Итак, правила изучения истории от Карена Хистори:

1. Никогда не пытайтесь запоминать (не зубрите)
2. Не идите «правильным» путем, идите интересным путем
3. Всегда имейте вопросы
4. Если непонятно, пропускайте
5. Учите историю регулярно


karenhistory.ru

Оставить комментарий