Какое по объему должно быть эссе – Подскажите, какой должен быть минимальный объем эссе о обществу (ЕГЭ)

Содержание

Эссе по литературе: структура, требования, объем эссе

В последнее время в высших учебных заведениях страны на гуманитарных специальностях, тесно связанных с владением русским языком, преподаватели все чаще стали требовать от студентов написания в некоторой степени нового вида литературных работ – эссе.

Несмотря на то что данный вид письменного изложения собственных мыслей напоминает обычные сочинения, несколько существенных отличий все же имеется. Требования, структура, форма, объем эссе – это лишь неполный перечень характерных признаков.

Что такое эссе

Само слово «эссе» имеет французское происхождение (essai), и обозначает «набросок», «очерк», «этюд», «проба». Наиболее часто этот вид сочинений встречается среди художественных произведений. Однако существуют не только эссе по литературе: письменные рассуждения распространены в философии, обществознании, истории, иностранных языках, политологии и во многих других предметах.

Основная идея эссе как произведения

Эссе подразумевает под собой свободное изложение мыслей. Однако в соответствии с некоторыми требованиями, касающимися очерка, это утверждение можно поставить под вопрос. В частности, преподавателем задается объем эссе и в большинстве случаев – его тема. Именно это и противоречит изначальному определению вольности. Что же тогда следует понимать под термином «эссе»?

Соль всей работы заключается в том, что студент на бумаге самостоятельно высказывает свои мысли и мнения касательно того или иного аспекта, трактует личное отношение к определенным проблемам и описывает взгляды. В связи с этим жанр эссе может носить различную окраску – критическую, философскую, публицистическую.

Практическая польза

Эссе, уже в течение многих лет успешно применяющееся в западных системах образования, помогает упорядочивать свои мысли, ясно излагая их в письменном виде, способствует творческому мышлению и расширению кругозора учащихся. Кроме того, в процессе написания выясняется причина проблемы, выделяются предпосылки ее возникновения, возможные последствия и способы их избежания. Студент учится аргументировать мысли и делать выводы. Особенно яркими в этом плане являются примеры эссе по обществознанию, истории и политологии.

Основные признаки

В 2004 году российским ученым М. Ю. Брандтом были выделены и наиболее точно описаны основные признаки эссе:

– конкретная тема, лежащая в основе каждого сочинения;

– осмысление проблемы и непосредственное восприятие ее самим автором;

– небольшой объем эссе;

– свободная структура;

– повествование – свободное, не ограниченное строгими рамками;

– наличие оригинальных и нетривиальных авторских суждений;

– неразрывность смысла повествования;

– незавершенность, то есть отсутствие исчерпывающего анализа с конкретной концовкой.

Кроме того, каждое эссе по литературе или любому другому предмету должно иметь в своем теле анализ материалов, найденных по данной проблеме, а также некоторые примеры, ее иллюстрирующие.

Отличие от курсовых, рефератов, сочинений

Отличия эссе от прочих письменных работ заключаются главным образом в его основных признаках. Рассмотрим эти особенности более подробно:

  1. Структура. Курсовая работа имеет строго регламентированный порядок: титульный лист, оглавление, введение, логическую цепочку из тем, включающих в себя главы, параграфы и пункты, заключение, список литературы и приложения. Форма эссе не предполагает столь жестких рамок. Информация хоть и подается в упорядоченном виде, но без доказательства актуальности проблемы, без постановки определенных целей и задач.
  2. Стилистика. Дипломные, курсовые и рефераты пишутся исключительно в научном или академическом стиле. Эссе же излагается свободным языком, но при этом предложения должны быть грамотными, а речь – хорошо поставленной.
  3. Конкретная информация. Если в научных работах обилие чисел, дат, тезисов (зачастую не очень нужных), приветствуется, то в эссе по литературе или любому другому предмету достаточно будет буквально нескольких, но весьма ярких и запоминающихся примеров.
  4. Отсутствие цитат и ссылок. В свободных очерках цитаты малодопустимы: помним, что наш очерк – это личные суждения и мысли.

Некоторые преподаватели путают студентов, называя эссе сочинением. Это не совсем так. В очерке присутствует разговорная интонация, тема пересказывается образно, текстовка украшается афоризмами, а суждения в ней нередко могут противоречить друг другу.

Структура

В каждом эссе можно выделить некоторую структуру, которая, в общем-то, ничем не регламентируется, но все-таки имеет место.

Краткий экскурс в рассматриваемую проблему совершает условное вступление в эссе. Начало, как правило, имеет не более двух абзацев, занимает около 15-30% от всего очерка и намечает суть проблемы. Важно сделать вступление таким, чтобы оно заинтересовывало читателя, мотивировало его к дальнейшему изучению статьи.

За вступлением следует основная часть эссе. Объем слов этого фрагмента должен составлять не менее 50% от текста. В основной части раскрывается суждение автора, приводятся уместные доводы и примеры. Чем ярче будет иллюстрирована идея эссе, тем лучше она покажет состоятельность автора в способности описательно рассуждать и аргументированно подкреплять свою речь.

Третья и последняя часть каждой статьи – заключение. Она самая короткая – всего около 10-15%. В заключении допустимо подчеркнуть главную мысль, сделать выводы относительно рассматриваемой проблемы и кратко подвести итоги, оставив легкую недосказанность.

Следуя всем описанным принципам при написании эссе, вы сможете привлечь внимание преподавателя и произвести на него хорошее впечатление.

Объем

Достаточно много споров вызывают вопросы относительно того, какой объем эссе должно иметь. Тут все зависит от требований преподавателя, а также темы самой статьи. Согласитесь, что разбор определенного стихотворения поэта займет гораздо меньше страниц, чем суждение о его творчестве в целом.

Стандартное эссе занимает около трех листов формата А4, заполненных с одной стороны. Однако очерк вполне может помещаться как на одной странице, так и на семи. Объем эссе также в немалой степени зависит от мастерства самого автора и манеры его изъяснения.

Требования к эссе

В связи с тем, что в конкурсные программы при поступлении все чаще включаются эссе как инструмент аттестации, важно знать некоторые требования, которые применяются к ним в большинстве ВУЗов страны.

Одну из главных ролей играет человеческий фактор. Другими словами, эссе будет проверяться преподавателем, с которым вы, вероятнее всего, не знакомы. К тому же, помимо вашей работы, ему нужно будет обработать множество других статей. Поэтому, независимо от идей и взглядов проверяющего, важно произвести на него впечатление, «зацепить» внимание.

В связи с этим рекомендуется облачить текст эссе в легкую форму. Предложения должны быть короткими, но содержательными. Избегайте пространных рассуждений, не отвлекайтесь от темы. Пишите по делу, но и не слишком скупо. При соблюдении этих нехитрых правил шансы на то, что ваше эссе дочитают до конца, значительно повышаются. Предварительно составленный план также поможет упорядочить мысли и сделать абзацы лаконичными и интересными по своему содержанию.

Будьте готовы к тому, что вам могут задать как определенную тематику, так и разрешить самостоятельный поиск предмета обсуждения. Так как наиболее часто встречается второй вариант, подбирайте такие вопросы, о которых вам есть, что сказать. Еще лучше, если они будут нейтральными – тогда ваши мысли или критика вряд ли пойдут вразрез с мнением комиссии.

Если вы совсем не представляете, что можно рассказать по заданной теме, попробуйте изучить примеры. Эссе по обществознанию или философии найти гораздо проще, чем по экономике или праву, однако после изучения схожих материалов модель будущей статьи все равно начнет вырисовываться.

К серьезному же заданию и подготовиться следует серьезно. Постарайтесь найти максимум информации по затрагиваемым проблемам. Изучите различные точки зрения и мотивы заинтересованных лиц – это поможет вам наиболее полно сформировать картину собственного мировоззрения и наиболее содержательно обрисовать ее в будущем эссе.

Подготовка и написание

Чтобы упростить себе задачу и привести в порядок мысли, которые впоследствии будут выложены на бумагу, литераторы рекомендуют принять во внимание следующие советы по подготовке и написанию эссе:

– составьте план эссе;

– создайте черновой вариант работы;

– каждую идею заключайте в отдельный абзац;

– дополните получившийся очерк новыми отрывками;

– откорректируйте порядок изложения;

– придумайте интересный, врезающийся в память заголовок.

Что касается организационных моментов, распределите этапы работы, не старайтесь сделать все за один день, если это достаточно объемный труд. Не перегружайте голову информацией и помните, что написанный накануне очерк будет читаться с утра несколько иначе, чем сразу же после многочасовой работы.

fb.ru

Общие требования к написанию эссе

Эссе – это небольшое сочинение, в котором вы должны как показать свои знания по выбранной теме, так и проявить свое умение мыслить и быть логичным.

Структурные требования к вашим работам таковы:

1 часть – актуальность.

Напишите, почему вы выбрали именно эту тему? 

Не пишите здесь слишком громких и голословных заявлений. Четко аргументируйте свое мнение о том, почему именна эта тема важна именно для вас, почему (как вам кажется) она включена в программу изучения предмета, почему актуальна в настоящее время.

(3-4 предложения).

 

2 часть – cмысл высказывания.

 

Раскройте смысл выбранного вами высказывания. Что на ваш взгляд вложил в него автор? Возможно, за выбранным афоризмом, скрываются несколько смыслов, проблем. Обозначьте их и выберите один. Тот, о котором вы будете рассуждать дальше по тексту.

(3-4 предложения)

 

3 часть – ваша позиция по отношению к высказыванию.

 

Согласны вы с ним, не согласны? Согласны и можете дополнить?

(1-2 предложения)

 

4 часть – аргументация вашей позиции.

 

Аргументируйте позицию с примерами из истории, современности или из собственной жизни. Аргументация должна быть написана строго теоретическим языком с использованием понятийного аппарата (терминологической базы по теме). Рассуждения вида: “Мне кажется, Петя плохой…”, “Вчера мы разговаривали об этом с мамой и мне было так интересно…”, считаются неприемлимыми и оценка за подобную аргументацию будет существенно снижена.

(6-10 предложения).

 

5 часть – вывод.

 

Подведите итог вашей работе. Закончите её.

(2-3 предложения)

 

Оформление работ.

 

Требования по оформлению работ достаточно просты:

 

Обычно, размер эссе – один лист А4. Текст набирается шрифтом Times New Roman, 14 размера с межстрочным расстоянием 1,5 (полуторный). Выравнивается текст по ширине страницы.

 

gym1505.ru

Требования к эссе

 

Общие требования к написанию эссе на заданную тему

  1. Эссе должно демонстрировать содержательно-теоретический уровень владения обществоведческой тематикой (проблематикой).
  2. Эссе должно отражать личное мнение автора по излагаемому вопросу (т.е. оценочные суждения – мнения, основанные на авторских убеждениях или взглядах).
  3. Текст эссе должен быть сбалансирован. Если высказывается одна точка зрения, то желательно, чтобы в тексте присутствовала и была проанализирована и противоположная ей.
  4. Содержание эссе должно быть продуманным, логически правильно выстроенным и структурированным (оно должно включать в себя введение, основную часть, заключение).
  5. Необходимо указать источники информации, фактов, цифр, на которые ссылается автор эссе.
  6. В эссе должно присутствовать творческое начало.

 

Структура эссе

Эссе должно иметь следующую структуру:

1. Вступление (введение) – это отправная идея (проблема), связанная с конкретной темой. Введение определяет тему эссе и содержит определения основных встречающихся понятий.

2. Содержание (основная часть) – аргументированное изложение основных тезисов. Основная часть строится на основе аналитической работы, в том числе – на основе анализа фактов.

Наиболее важные понятия, входящие в эссе, систематизируются, иллюстрируются примерами. Суждения, приведенные в эссе, должны быть доказательны. Доказательство – совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо положения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Структура любого доказательства включает в себя:

  • тезис – суждение, которое надо доказать;
  • аргументы – суждения, опирающиеся на категории, которые используются при доказательстве истинности тезиса;
  • вывод – суждение, логически вытекающее из приводимых автором аргументов.

3. Заключение – это окончательные выводы по теме, то, к чему пришел автор в результате рассуждений. Заключение суммирует основные идеи. Заключение может быть представлено в виде суммы суждений, которые оставляют поле для дальнейшей дискуссии.

При проверке и оценке олимпиадных заданий жюри  проверяет соблюдение каждым участником общих требований к работе с целью ее допуска к конкурсу, а также оценивает содержание допущенной к конкурсу работы в соответствии с конкретными критериями оценки. Объем эссе не должен превышать трех страниц (листы формата А-4), прилагаемых к заданию.

 

Выставление оценок за содержание эссе производится по 60-балльной шкале. Баллы начисляются (снимаются) по каждому из установленных критериев. Максимальное суммарное количество баллов – 60.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ   КОНКУРСНЫХ РАБОТ В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ ДНЯ РУБЛЯ

Критерии

 

Детализация

Баллы

Сумма

1.

Понимание темы и соответствие ей содержания работы (если тема не понята автором или проинтерпретирована совершен- но неправильно (грубо проигнорировано объективное содержание и логическая структура выбранного афоризма), остальные критерии при проверке данной работы могут не учиты- ваться и за все эссе выставляется либо «0» баллов, либо (по решению жюри) не более «10» баллов за всю работу

1.1

адекватность понимания темы 

0-2

12

1.2грамотная постановка основной проблемы, умение отделять главное от второстепенного0-3
1.3соответствие содержания работы заявленной теме0-2
1.4полнота раскрытия темы0-3
1.5выделение проблем, связанных с основной темой, и адекватность их раскрытия0 – 2

2.

Владение теоретическим и фактическим материалом по теме (в случае, если анализ проведен исключительно на повседневно-житейском уровне или при наличии в работе не относящихся к теме фрагментов текста или примеров по данному пункту, ставиться оценка «0» баллов)

2.1

владение концептуальным аппаратом (использование обществоведческих понятий, терминов, классификаций, относящихся к теме)

0-2

12

2.2знание основных теоретических подходов к решению обсуждаемой проблемы и их представителей, наличие ссылок на мнения известных исследователей по данной теме0-2
2.3использование системного подхода: выделение основных аспектов и уровней проблемы, понимание их взаимосвязей аргументация на теоретическом, а не на обыденном уровне0-2
2.40-2
2.5аргументация на эмпирическом уровне (приведение конкретных примеров, отсылка к фактам, и т.п.)0-2
2.6выявление широких взаимосвязей, в том числе междисциплинарного характера0-2

3.

Логичность авторского текста

3.1

ясность и четкость формулировок, отсутствие путаницы, связанной с двусмысленностью и неопределенностью выражений

0-3

10

3.2обоснованность, непротиворечивость рассуждений, отсутствие пробелов в аргументации0-3
3.3грамотность определения понятий и грамотность классификаций0-2
3.4

осуществление выводов, основанных на  структурных взаимосвязях между используемыми понятиями: генерализация, аналогия, анализ, синтез и т.п.

0-2

4.

Общая гуманитарная эрудиция

4.1

знание социальных фактов и их уместное использование

0-2

10

4.2использование примеров из всемирной и отечественной истории0-3
4.3знания в области истории мировой культуры (использование образов, символов, метафор из художественной литературы, живописи, музыки и др.)0-3
4.4творческий подход к ответу на вопросы, оригинальность мышления0-2

5.

Навык организации академического текста, связность, системность, последова тельность изложения, культура письма

5.1
 

связность, системность, последовательность текста

0-2
 

6

5.2четкая структурированность текста0-1
5.3соблюдение базовых стандартов академического цитирования0-1
5.4единство стиля, точность и выразительность языка0-2

6.

 

 

 

Грамотность

 

 

 

6.1

Соблюдение орфографических норм

0-3

10

6.2

Соблюдение пунктуационных норм

0-3

6.3

Соблюдение языковых норм

0-2

6.4

Соблюдение речевых норм

0-2

 

ИТОГО

 

 

 

60

rubday.asprof.ru

Выполнение эссе по правилам. Жанр эссе

Выполнение эссе не представляет сложности для тех людей, которые уже имеют опыт в написании подобных текстов. Однако те студенты (школьникам очень редко дают подобные задания), которым это предстоит впервые, озадачиваются множеством вопросов. И это, в принципе, правильно, поскольку эссе – особый жанр, отличающийся своей спецификой, рассмотрению которой стоит уделить внимание.

Жанровые особенности

Essai, если переводить с французского, означает “очерк”. Проще говоря, это произведение выражает личные мысли автора по определенному поводу. Жанр эссе студенты считают по-своему удобным, потому что оно должно быть небольшим. И не нужно особо раздумывать над стилем написания, потому что здесь важно выразить свои душевные переживания, чувства и эмоции. Повествование должно получиться легким и простым, без лишних художественных фигур и “воды”. Можно считать эссе удавшимся, если каждый человек, который его прочитал или прослушал, не просто понял, что написал автор, а почувствовал это. Очень важно излагать свои мысли таким образом, чтобы каждому стало ясно, какую проблему автор рассматривает, и в чём суть, смысл, а также посыл текста.

Тематика

Выполнение эссе должно начинаться в первую очередь с осмысления заданной темы. Зачастую студентам дают выбрать из нескольких существующих, а иногда – подобрать свою собственную. Однако задача не меняется – необходимо вникнуть в суть, понять проблему, чтобы грамотно донести до читателя свои мысли.

Литературное эссе может быть написано на тему любви, дружбы, отношений, родного города, войны, кризиса, политики и пр. Это должно быть то, по поводу чего человек испытывает эмоции, и ему есть что сказать. Потому что если тема выбрана не по собственному желанию, ничего хорошего не получится. Человек будет писать словно из-под палки, и в результате выйдет бессмыслица.

Но иногда бывает необходимо написать эссе на тему прочитанного произведения. Это сделать проще. Иными словами, необходимо изложить своё мнение по поводу прочитанного и обосновать его. Понравилось или не понравилось, согласен человек с мнением автора или нет – не важно, главное – написать своё видение и аргументировать сказанное. Здесь есть только одно важное правило – не повторять доводы автора.

Проблематика серьёзных тем

Например, вы пишете эссе на тему “Война”. Мало кого такая тема оставит равнодушной. И в этом тоже есть некоторая сложность. Дело в том, что когда человек испытывает сильные эмоции и богатую гамму чувств, их становится очень тяжело выразить. Не получается подобрать слова, которые могли бы в полной мере передать то, что хочется сказать. Как, допустим, лучше всего начать эссе на тему “Война”? Неплохим вступлением станет фраза, звучащая примерно следующим образом: “Война – это огромное горе. Слёзы, трагедии, тысячи погибших… Война коснулась всех – никто не остался в стороне от этой леденящей кровь беды. Матери лишились своих сыновей. Жены потеряли мужей. А дети никогда больше не видели своих отцов”. В этом небольшом абзаце присутствуют все стилистические особенности, присущие эссе. Эмоциональность есть, чувства – тоже, художественные излишки отсутствуют, как и “вода”. В таком духе желательно писать и всё остальное.

Авторская стилистика

Виды эссе бывают разными. Точной типологии как таковой нет. Но одно можно заявить с уверенностью: бывают эссе, которые приятно читать как тексты развлекательного характера, а существуют и такие произведения, которые осмысливать очень тяжело. Взять, к примеру, сочинение на военную тематику. Здесь сама тема тяжёлая. И если автор сможет написать так, чтобы получилось тронуть за душу читателей, то это будет бесценно. Однако если язык текста очень тяжелый, то дочитать до конца его многим будет трудно. Но такие произведения нужны, они помогают осмыслить важные вещи. Некоторым авторам не нравится оставлять тяжелое ощущение после прочтения их текстов, и поэтому они пишут легким языком. Это большое мастерство – написать на серьёзную и тяжелую тему так, чтобы у читателя осталось приятное впечатление. Однако всё это – индивидуальные особенности авторского стиля.

Структура вступления

Выполнение эссе начинается с написания вступления. И хотя в этом случае особо строгой композиции как таковой не существует, небольшой план составить не помешает. Итак, вступление представляет собой два-три предложения, которые формулируют основную проблему. И вовсе не обязательно писать мини-аннотацию на дальнейший текст. Можно сделать эпиграф, процитировать кого-то или задать риторический вопрос. Это будет оригинально и к тому же “зацепит” читателя.

Если говорить о том, какие правила эссе стоит соблюдать, то одним из основных станет конкретная формулировка проблемы. Причем автор должен отказаться от эгоизма. Что имеется в виду? Необходимо выделить ту проблему, которая затронула бы не только автора, но и его читателя. Причем практически каждого. Это тоже надо уметь – подобрать слова так, чтобы они коснулись всех сердец. Иногда можно даже подтолкнуть читателя на осознание чего-либо, написав несколько наводящих фраз наподобие: “На самом деле это актуальная проблема, так как…”, “Стоит задуматься над этим, ведь…”, “Это действительно вечный вопрос, поскольку…” – и в таком духе. К слову, элементы логики, аналитики и размышления также в обязательном порядке должны присутствовать в тексте. Это даёт ему смысловую нагрузку, что очень важно.

Рассуждение

Литературное эссе отличается от научного изобилием афоризмов, тропов, метафор и сравнений. Однако такое сочинение читать не интересно, если в нём мало смысла. Даже в художественном произведении должно быть рассуждение, построенное на логических доводах, аргументах и фактах. Важно указывать комментарии к рассматриваемой проблеме. Необходимо рассуждать о ней, о её актуальности, приводить в пример ситуации, в которых с ней приходилось сталкиваться. Если есть соответствующие знания, то не стоит стесняться рассказать, как с ней можно справиться, то есть дать совет.

К слову, заканчивать эссе подобным образом – тоже неплохой приём. Можно в завершение написать что-то в таком стиле: “Рассмотрев эту проблему на конкретных примерах и приведя в доказательство вышеуказанные аргументы, можно с уверенностью заявить, что…” Это не только служит завершением текста, но и концентрирует внимание человека, заставляя его на подсознательном уровне самостоятельно подвести итоги всему, что он прочитал.

Цели эссе

Итак, выполнение эссе не такая уж и трудная задача. Этот жанр хорош тем, что он не требует длинных текстов, заумных фраз, сложных предложений и определённой структуры. Любой человек в состоянии написать литературное эссе, главное, чтобы заданная тема его волновала. Ведь когда есть что сказать – слова сами выходят из-под карандаша. И если текст будет написан искренне, от души, то своими словами удастся зацепить читателя, заставить задуматься, поразмыслить и, возможно, изменить своё отношение к рассматриваемой проблеме.

Работая над эссе, стоит помнить, что это не просто несколько абзацев, объединенных по смыслу, а воплощенные мысли, эмоции и чувства. А чище и ценнее этого в нашей жизни нет ничего.

fb.ru

Эссе по обществознанию (ЕГЭ): структура, фразы-клише, типичные ошибки

Философия

• Соотношение материи и сознания. 

• Пространство и время как формы бытия. 

• Движение и развитие как способы существования. 

• Проблема сущности сознания. 

• Особенности психики человека. Соотношение сознательного и бессознательного. 

• Бесконечность процесса познания. 

• Вопрос о познаваемости мира: агностицизм и гностицизм. 

• Соотношение субъекта и объекта познания. 

• Соотношение чувственного опыта и рационального мышления, их основные формы. 

• Интуиция и ее роль в познании. 

• Истина и ее критерии. Относительная и абсолютная истина. 

• Эмпирический и теоретический уровни научного знания. 

• Взаимодействие природы и общества. 

• Экологическая проблема и пути ее решения. 

• Материальная и духовная стороны общественной жизни, их соотношение. 

• Соотношение личности и общества. Соотношение свободы и ответственности личности. 

• Культура как преобразовательная деятельность человека в целом. 

• Многовариантность общественного развития. 

• Сущность цивилизации. 

• Основные подходы к изучению общества. 

• Общественный прогресс, его критерии и основные этапы. 

• Духовная жизнь общества. 

• Общественное сознание, его структура и формы. 

• Наука как форма общественного сознания. 

• Эстетическое сознание. Философское понимание искусства. 

• Религия как форма культуры, тип мировоззрения. 

• Нравственное сознание. Философское понимание морали. 

• Основные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения. 

• Информационная революция как важнейшая составляющая НТР. 

• Роль народных масс и личности в истории. 

• Глобализация общественной жизни. 

Экономика

• Противоречие между ограниченностью ресурсов и безграничностью человеческих потребностей. 

• Проблема экономического выбора. 

• Факторы производства и их значение в экономике. 

• Труд как вид деятельности и экономический ресурс. 

• Капитал как экономический ресурс. 

• Интеллектуальный капитал как главный источник формирования конкурентных преимуществ в экономической деятельности. 

• Факторы, определяющие производительность и конкурентоспособность производства в современной экономике. 

• Сущность и функции денег в экономике. 

• Эффективность использования ресурсов. 

• Значение общественного разделения труда. 

• Две стороны общественного разделения труда – специализация и кооперация. 

• Польза общественной кооперации труда: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество. 

• Эффективность в распределении имеющихся ресурсов. 

• Роль торговли в развитии общества. 

• Стимулы и эффективность производства. 

• Справедливость в распределении социальных благ. 

• Сущность рыночных отношений. 

• Роль государства в регулировании экономики. 

Социальная психология

• Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи. 

• Сущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их устранения. 

• Внутриличностный конфликт – конфликт социальных ролей одного человека. 

• Взаимодействие, общение людей, выстраивание их отношений. 

• Психологический климат коллектива. 

• Человек среди людей. 

• Сущностные характеристики малой группы. 

• Взаимоотношения индивида и группы. 

• Особенности формирования групп. 

• Роли, нормы и статус личности. 

• Самоконтроль как соотнесение своего поведения с нормами общества или группы. 

• Самоопределение как выбор собственной позиции. 

• Рассогласование между притязаниями и возможностями людей. 

• Взаимосвязь основных сфер социализации личности. 

• Национальная идентичность. 

• Социальное взаимодействие. 

• Значение коммуникационного процесса. 

• Сущность социального конфликта. 

• Взаимоотношения личности и коллектива. 

• Источники социального прогресса. Социальное развитие. 

• Семейные взаимоотношения. 

• Конфликт «отцов и детей». 

• Сущность толпы и стадный инстинкт. 

• Социально-психологический портрет лидера. 

• Семейные взаимоотношения. 

• Система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей личности в обществе и группе. 

Социология

• Соотношение объективных и субъективных факторов, влияющих на общественные процессы. 

• Роль духовных и материальных ценностей в жизни людей. 

• Социальные неравенство и борьба. 

• Сохранение стабильности общественной жизни. 

• Поступательное изменение (прогресс) организации общества. 

• Закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей. 

• Исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин. 

• Специфические качества города. 

• Социальная природа знания, мышления, деятельности общества. 

• Процессы передачи информации между социальными группами. 

• Молодёжь как социальная общность. 

• Особенности социализации вступающих в жизнь поколений. 

• Особенности образа жизни молодёжи. Формирование жизненных планов, целей и ценностных ориентаций. 

• Социальная мобильность. 

• Выполнение различных социальных ролей. 

• Наука как социальный институт. 

• Социальные функции науки. 

• Образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами. 

• Взаимодействие религии и общества. 

• Семья как социальный институт и малая группа. 

• Структура и функции семьи, образцы семейного поведения. 

• Отношение человека к труду, его социальная активность. 

• Влияние глобализации на локальную жизнь. 

• Влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения. 

• Национальное самосознание. 

• Тенденции межнациональных отношений. 

• Межэтнические конфликты. 

• Национальные особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения. 

Политология

• Политическая система общества и ее роль в жизни общества. 

• Место и роль государства в политической системе общества. 

• Партии и общественные движения в политической системе общества. 

• Особенности современных политических отношений. 

• Субъекты политики. 

• Мировая политика и международные отношения. 

• Типы отношения человека к политике. 

• Регулирование политического поведения и политической деятельности. 

• Соотношение целей и средств в политике. 

• Политический прогресс и его критерии. 

• Соотношение экономики, политики и права. 

• Сущность и особенности политической власти. 

• Природа и функции политической власти. Легитимность политической власти и ее типы. 

• Политический режим: понятие и признаки. 

• Сущность демократического режима. 

• Авторитарный режим. 

• Тоталитарный режим. 

• Политическая система общества: понятие, функции и структура. 

• Происхождение государства. 

• Сущность и признаки государства. 

• Государственный суверенитет. 

• Государственная власть как особая разновидность социальной власти. 

• Форма государства и ее элементы. 

• Соотношение общества и государства. 

• Гражданское общество: понятие, структура, признаки. 

• Соотношение и взаимосвязь государства и права. 

• Правовое государство: понятие и принципы. 

• Разделение властей как принцип правового государства. 

• Государство и личность: взаимная ответственность. 

• Понятие, функции, виды и структура политических партий. 

• Партийные системы. 

• Общественно-политические движения, группы давления. 

• Политические отношения. 

• Политический плюрализм. 

• Сущность и структура политического процесса. 

• Революция и реформа как виды политических преобразований. 

• Политическая модернизация. 

• Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического процесса. 

• Политические кампании: их стратегия и тактика. 

• Популизм: понятие и признаки. 

• Прямая и представительная демократия. 

• Политическое решение. 

• Сущность и функции политического лидерства. 

• Политическое сознание: понятие, структура, функции. 

• Роль идеологии в политике. 

• Политическая культура: понятие и структура, типы. 

• Взаимодействие личности, общества и государства. 

• Функционирование политических норм, ценностей, ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам. 

• Взаимодействие института права с другими социальными институтами. 

Правоведение

• Право как регулятор общественной жизни. 

• Социальная ценность права. 

• Сущность и специфические признаки государства. 

• Политическая система и роль государства в ней. 

• Право и мораль: сходства и различия. 

• Правотворчество: принципы, виды, правотворческий процесс. 

• Механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей личности. 

• Государство и гражданское общество. 

• Понятие, признаки социального государства. 

• Правовой нигилизм и пути его преодоления. 

• Правонарушения: понятия, признаки и состав. Виды правонарушений. 

• Сущность юридической ответственности. 

• Правовая культура. 

xn--80aff1fya.xn--p1ai

Эссе по литературе: структура, требования, объем эссе

Искусство и развлечения 26 декабря 2014

В последнее время в высших учебных заведениях страны на гуманитарных специальностях, тесно связанных с владением русским языком, преподаватели все чаще стали требовать от студентов написания в некоторой степени нового вида литературных работ – эссе.

Несмотря на то что данный вид письменного изложения собственных мыслей напоминает обычные сочинения, несколько существенных отличий все же имеется. Требования, структура, форма, объем эссе – это лишь неполный перечень характерных признаков.

Что такое эссе

Само слово «эссе» имеет французское происхождение (essai), и обозначает «набросок», «очерк», «этюд», «проба». Наиболее часто этот вид сочинений встречается среди художественных произведений. Однако существуют не только эссе по литературе: письменные рассуждения распространены в философии, обществознании, истории, иностранных языках, политологии и во многих других предметах.

Основная идея эссе как произведения

Эссе подразумевает под собой свободное изложение мыслей. Однако в соответствии с некоторыми требованиями, касающимися очерка, это утверждение можно поставить под вопрос. В частности, преподавателем задается объем эссе и в большинстве случаев – его тема. Именно это и противоречит изначальному определению вольности. Что же тогда следует понимать под термином «эссе»?

Соль всей работы заключается в том, что студент на бумаге самостоятельно высказывает свои мысли и мнения касательно того или иного аспекта, трактует личное отношение к определенным проблемам и описывает взгляды. В связи с этим жанр эссе может носить различную окраску – критическую, философскую, публицистическую.

Видео по теме

Практическая польза

Эссе, уже в течение многих лет успешно применяющееся в западных системах образования, помогает упорядочивать свои мысли, ясно излагая их в письменном виде, способствует творческому мышлению и расширению кругозора учащихся. Кроме того, в процессе написания выясняется причина проблемы, выделяются предпосылки ее возникновения, возможные последствия и способы их избежания. Студент учится аргументировать мысли и делать выводы. Особенно яркими в этом плане являются примеры эссе по обществознанию, истории и политологии.

Основные признаки

В 2004 году российским ученым М. Ю. Брандтом были выделены и наиболее точно описаны основные признаки эссе:

– конкретная тема, лежащая в основе каждого сочинения;

– осмысление проблемы и непосредственное восприятие ее самим автором;

– небольшой объем эссе;

– свободная структура;

– повествование – свободное, не ограниченное строгими рамками;

– наличие оригинальных и нетривиальных авторских суждений;

– неразрывность смысла повествования;

– незавершенность, то есть отсутствие исчерпывающего анализа с конкретной концовкой.

Кроме того, каждое эссе по литературе или любому другому предмету должно иметь в своем теле анализ материалов, найденных по данной проблеме, а также некоторые примеры, ее иллюстрирующие.

Отличие от курсовых, рефератов, сочинений

Отличия эссе от прочих письменных работ заключаются главным образом в его основных признаках. Рассмотрим эти особенности более подробно:

  1. Структура. Курсовая работа имеет строго регламентированный порядок: титульный лист, оглавление, введение, логическую цепочку из тем, включающих в себя главы, параграфы и пункты, заключение, список литературы и приложения. Форма эссе не предполагает столь жестких рамок. Информация хоть и подается в упорядоченном виде, но без доказательства актуальности проблемы, без постановки определенных целей и задач.
  2. Стилистика. Дипломные, курсовые и рефераты пишутся исключительно в научном или академическом стиле. Эссе же излагается свободным языком, но при этом предложения должны быть грамотными, а речь – хорошо поставленной.
  3. Конкретная информация. Если в научных работах обилие чисел, дат, тезисов (зачастую не очень нужных), приветствуется, то в эссе по литературе или любому другому предмету достаточно будет буквально нескольких, но весьма ярких и запоминающихся примеров.
  4. Отсутствие цитат и ссылок. В свободных очерках цитаты малодопустимы: помним, что наш очерк – это личные суждения и мысли.

Некоторые преподаватели путают студентов, называя эссе сочинением. Это не совсем так. В очерке присутствует разговорная интонация, тема пересказывается образно, текстовка украшается афоризмами, а суждения в ней нередко могут противоречить друг другу.

Структура

В каждом эссе можно выделить некоторую структуру, которая, в общем-то, ничем не регламентируется, но все-таки имеет место.

Краткий экскурс в рассматриваемую проблему совершает условное вступление в эссе. Начало, как правило, имеет не более двух абзацев, занимает около 15-30% от всего очерка и намечает суть проблемы. Важно сделать вступление таким, чтобы оно заинтересовывало читателя, мотивировало его к дальнейшему изучению статьи.

За вступлением следует основная часть эссе. Объем слов этого фрагмента должен составлять не менее 50% от текста. В основной части раскрывается суждение автора, приводятся уместные доводы и примеры. Чем ярче будет иллюстрирована идея эссе, тем лучше она покажет состоятельность автора в способности описательно рассуждать и аргументированно подкреплять свою речь.

Третья и последняя часть каждой статьи – заключение. Она самая короткая – всего около 10-15%. В заключении допустимо подчеркнуть главную мысль, сделать выводы относительно рассматриваемой проблемы и кратко подвести итоги, оставив легкую недосказанность.

Следуя всем описанным принципам при написании эссе, вы сможете привлечь внимание преподавателя и произвести на него хорошее впечатление.

Объем

Достаточно много споров вызывают вопросы относительно того, какой объем эссе должно иметь. Тут все зависит от требований преподавателя, а также темы самой статьи. Согласитесь, что разбор определенного стихотворения поэта займет гораздо меньше страниц, чем суждение о его творчестве в целом.

Стандартное эссе занимает около трех листов формата А4, заполненных с одной стороны. Однако очерк вполне может помещаться как на одной странице, так и на семи. Объем эссе также в немалой степени зависит от мастерства самого автора и манеры его изъяснения.

Требования к эссе

В связи с тем, что в конкурсные программы при поступлении все чаще включаются эссе как инструмент аттестации, важно знать некоторые требования, которые применяются к ним в большинстве ВУЗов страны.

Одну из главных ролей играет человеческий фактор. Другими словами, эссе будет проверяться преподавателем, с которым вы, вероятнее всего, не знакомы. К тому же, помимо вашей работы, ему нужно будет обработать множество других статей. Поэтому, независимо от идей и взглядов проверяющего, важно произвести на него впечатление, «зацепить» внимание.

В связи с этим рекомендуется облачить текст эссе в легкую форму. Предложения должны быть короткими, но содержательными. Избегайте пространных рассуждений, не отвлекайтесь от темы. Пишите по делу, но и не слишком скупо. При соблюдении этих нехитрых правил шансы на то, что ваше эссе дочитают до конца, значительно повышаются. Предварительно составленный план также поможет упорядочить мысли и сделать абзацы лаконичными и интересными по своему содержанию.

Будьте готовы к тому, что вам могут задать как определенную тематику, так и разрешить самостоятельный поиск предмета обсуждения. Так как наиболее часто встречается второй вариант, подбирайте такие вопросы, о которых вам есть, что сказать. Еще лучше, если они будут нейтральными – тогда ваши мысли или критика вряд ли пойдут вразрез с мнением комиссии.

Если вы совсем не представляете, что можно рассказать по заданной теме, попробуйте изучить примеры. Эссе по обществознанию или философии найти гораздо проще, чем по экономике или праву, однако после изучения схожих материалов модель будущей статьи все равно начнет вырисовываться.

К серьезному же заданию и подготовиться следует серьезно. Постарайтесь найти максимум информации по затрагиваемым проблемам. Изучите различные точки зрения и мотивы заинтересованных лиц – это поможет вам наиболее полно сформировать картину собственного мировоззрения и наиболее содержательно обрисовать ее в будущем эссе.

Подготовка и написание

Чтобы упростить себе задачу и привести в порядок мысли, которые впоследствии будут выложены на бумагу, литераторы рекомендуют принять во внимание следующие советы по подготовке и написанию эссе:

– составьте план эссе;

– создайте черновой вариант работы;

– каждую идею заключайте в отдельный абзац;

– дополните получившийся очерк новыми отрывками;

– откорректируйте порядок изложения;

– придумайте интересный, врезающийся в память заголовок.

Что касается организационных моментов, распределите этапы работы, не старайтесь сделать все за один день, если это достаточно объемный труд. Не перегружайте голову информацией и помните, что написанный накануне очерк будет читаться с утра несколько иначе, чем сразу же после многочасовой работы.

Источник: fb.ru Образование
Как писать эссе по литературе: структура и план

Слово “эссе” в русский язык пришло из французского. Оно восходит исторически к одному латинскому понятию, которое означает в переводе “взвешивание”. Французский термин переводится словами “очерк”, “набросок”, “попытка…

Образование
Как сдать ЕГЭ по литературе: особенности, требования и рекомендации

В настоящее время ЕГЭ по литературе не вошло в перечень обязательных испытаний по окончании школы. Однако результаты по данному госэкзамену необходимы для того, чтобы поступить на различные специальности российских вы…

Образование
Как писать эссе по литературе: примеры, структура и план написания

В виде эссе предлагается современным школьникам писать сочинения в рамках ЕГЭ по русскому языку и литературе, а также зачастую компании предлагают конкурс подобных работ для набора новых сотрудников. Нужно отметить, ч…

Образование
Структура сочинения-рассуждения по литературе

Точно и последовательно выражать собственные мысли, логически рассуждать без примеси противоречий – эти качества важны в любой жизненной ситуации. Если человек умеет рассуждать, то ему легко будет сделать правил…

Образование
Основные критерии оценивания сочинения по литературе. Требования к сочинению

Что представляют собой критерии оценивания сочинения по литературе? Какие из них являются обязательными для получения зачета за данный вид выпускных испытаний? Эти вопросы актуальны для старшеклассников, их родителей,…

Закон
Пункт отбора на военную службу по контракту. Служба по контракту: основные требования

Каждый, кто желает служить в армии, может прибыть в пункт отбора на военную службу по контракту и, пройдя все отборные мероприятия, подписать договор. Однако прежде чем оправиться служить, кандидаты проходят отбор. Вс…

Закон
Можно ли ездить на квадроцикле по городу: правила, требования и рекомендации

Можно ли ездить на квадроцикле по городу? Для ответа стоит рассмотреть, что из себя представляет данное транспортное средство. Квадроцикл – это машина с четырьмя колесами. И благодаря множеству …

Искусство и развлечения
План анализа стихотворения (9 класс) по литературе: примеры

Целью анализа стихотворения “Пророк” А. С. Пушкина является показ изменения юношеского легкомысленного мировоззрения поэта в свете знакомства с людьми глубоко верующими и досконально знавшими Писание – масонами …

Искусство и развлечения
Сочинение “Мой Пушкин”. Сочинение-рассуждение на тему “Мой Пушкин” по литературе (10 класс)

Александр Сергеевич Пушкин – слияние всего самого душевного, родного, самобытного и особенного, что есть в душе русского человека. Это воистину народная личность, воплощение всего прошлого, настоящего и будущего. “Пуш…

Искусство и развлечения
Лауреаты Нобелевской премии по литературе: список. Лауреаты Нобелевской премии по литературы из СССР и России

Нобелевская премия была учреждена промышленником, изобретателем и инженером-химиком из Швеции, Альфредом Нобелем, и названа в его честь. Она считается самой престижной в мире. Лауреаты получают золотую медаль, на кото…

monateka.com

Как писать эссе по ЕГЭ по обществознанию. Темы эссе и план написания

Эссе по ЕГЭ по обществознанию считается одним из наиболее сложных заданий при сдаче экзамена. По статистике только каждый шестой выпускник справляется с ним. За выполнение задания можно набрать от 3 до 5 баллов. Чтобы их не потерять, крайне важно тщательно подготовиться к сдаче письменной части экзамена. Рассмотрим далее некоторые примеры эссе по обществознанию, план, типичные ошибки при выполнении этого задания.

Критерии проверки

Эссе по ЕГЭ по обществознанию пишется по одному из выбранных высказываний. В задании представлено шесть цитат. Готовые эссе по обществознанию оцениваются поэтапно. Самым первым и самым важным критерием считается К1. Оценивается раскрытие смысла выбранного высказывания. Если выпускник не обозначил проблему, поставленную автором, проверяющий ставит по критерию К1 ноль баллов. Готовые эссе по обществознанию в таких случаях дальше не оцениваются. По остальным критериям проверяющий автоматически ставит ноль баллов.

Структура эссе по обществознанию

Задание выполняется по следующей схеме:

  1. Цитата.
  2. Определение проблемы, поднятой автором, ее актуальности.
  3. Смысл выбранного высказывания.
  4. Выражение собственной точки зрения.
  5. Использование аргументов на теоретическом уровне.
  6. Приведение не менее двух примеров из общественной практики, литературы/истории, которыми подтверждается правильность высказанных суждений.
  7. Вывод.

Выбор цитаты

Определяя тему, по которой будет выполняться эссе по ЕГЭ по обществознанию, выпускник должен быть уверен, что он:

  1. Владеет основными понятиями по предмету.
  2. Четко понимает смысл используемой цитаты.
  3. Может выразить свое мнение (частично либо полностью согласиться с выбранным высказыванием, опровергнуть его).
  4. Знает обществоведческие термины, которые необходимы для грамотного обоснования собственной позиции на уровне теории. Здесь необходимо учитывать, что выбранные понятия не должны выходить за рамки темы для эссе по обществознанию. Необходимо использовать соответствующие ей термины.
  5. Может подтвердить собственное мнение практическими примерами из социальной жизни или из литературы/истории.

Определение проблемы

Здесь следует сразу привести примеры. Эссе по обществознанию (ЕГЭ) может раскрывать проблемы из областей:

  • Философии.
  • Семьи.
  • Социологии.
  • Политологии.
  • Юриспруденции.
  • Экономики и проч.

Проблемы в философском аспекте:

  • Соотношение сознания и материи.
  • Развитие и движение как способы существования.
  • Бесконечность познавательного процесса.
  • Взаимоотношение природы и общества.
  • Теоретический и эмпирический уровни научного познания.
  • Духовная и материальная стороны социальной жизни, их соотношение.
  • Культура в качестве преобразовательной деятельности людей в целом.
  • Сущность цивилизации и так далее.

Эссе по обществознанию: социология

При написании можно раскрыть следующие проблемы:

  • Социальная борьба и неравенство.
  • Соотношение субъективных и объективных факторов, оказывающих влияние на процессы в жизни людей.
  • Значение материальных и духовных ценностей.
  • Сохранение стабильности в общественной жизни.
  • Особенности города.
  • Молодежь как общность.
  • Социальная природа мышления, знания, деятельности людей.
  • Взаимодействие общества и религии.
  • Особенности социализации молодых поколений.
  • Исторически сложившееся неравноправие мужчин и женщин.
  • Прогресс общественной организации.
  • Социальная мобильность и так далее.

Психология

В рамках написания эссе по обществознанию человек может выступать как ключевой объект исследования. В этом случае раскрываются такие проблемы, как:

  • Межличностное общение, суть и решаемые задачи.
  • Психологический климат в коллективе.
  • Взаимоотношения индивида и отдельной группы.
  • Нормы, роли, статус личности.
  • Национальная идентичность.
  • Значение процесса коммуникации.
  • Суть социального конфликта.
  • Несогласованность между притязаниями и возможностями индивида.
  • Источники общественного прогресса.
  • Семья.

Эссе по обществознанию может также затрагивать конкретные функции рассматриваемой науки.

Политология

В рамках этой темы для эссе по обществознанию могут раскрываться проблемы:

  • Авторитарного режима.
  • Субъектов политики.
  • Места и роли государства в системе.
  • Современных политических взаимодействий.
  • Тоталитарного режима.
  • Соотношения политики, права и сферы хозяйства.
  • Происхождения государства.
  • Политического режима (через раскрытие его понятий и признаков).
  • Государственного суверенитета.
  • Гражданского общества (через раскрытие структуры, признаков, понятия).
  • Партийных систем.
  • Общественно-политических движений, групп давления.
  • Сущности демократического режима.
  • Взаимной ответственности личности и государства.
  • Политического плюрализма.
  • Разделения власти как принципа правового государства.
  • Политической модернизации и проч.

Хозяйственная система

Еще одна распространенная наука, по которой могут раскрываться проблемы в эссе по обществознанию, – экономика. В этом случае поднимаются такие вопросы, как:

  • Противоречие между безграничностью потребностей людей и ограниченностью ресурсов.
  • Производственные факторы и их значение.
  • Капитал в качестве экономического ресурса.
  • Сущность и функции денежной системы.
  • Эффективность использования существующих ресурсов.
  • Значение разделения труда.
  • Роль торговли в процессе развития общества.
  • Эффективность и стимулы производства.
  • Суть рыночных отношений.
  • Государственное регулирование экономики и проч.

Юридическая дисциплина

В рамках науки можно выделить ряд ключевых проблем и раскрыть любую из них в эссе по обществознанию:

  • Право как регулятор жизни людей.
  • Суть и специфические черты государства.
  • Социальная значимость права.
  • Политическая система и определение роли государства в ней.
  • Сходства и различия морали и права.
  • Социальное государство: понятие и признаки.
  • Правовой нигилизм и методы его преодоления.
  • Гражданское общество и государство.
  • Понятие, признаки и состав правонарушений, классификация.
  • Правовая культура и проч.

Фразы-клише

Кроме раскрытия проблемы, структура эссе по обществознанию предполагает указание на ее актуальность в современном мире. Для эффективной реализации этой задачи можно внедрить в свой текст фразы-клише: “Данная проблема актуальна в условиях…

  • глобализации отношений в обществе;
  • противоречивого характера изобретений и научных открытий;
  • обострения проблем глобального масштаба;
  • формирования единого экономического, образовательного, информационного поля;
  • жесткой дифференциации в обществе;
  • диалога культур;
  • современного рынка;
  • необходимости сохранения традиционных культурных ценностей, собственной идентичности нации”.

Важный момент

В эссе по ЕГЭ по обществознанию, как, впрочем, и в письменных заданиях по другим предметам, следует периодически возвращаться к поднятой проблеме. Это необходимо для наиболее полного ее раскрытия. Кроме этого, периодическое упоминание о проблеме позволит находиться в рамках темы, предотвратит рассуждения и использование терминов, не относящихся к выбранному высказыванию. Последнее, в частности, является одной из распространенных ошибок выпускников.

Основная мысль

В этой части эссе по ЕГЭ по обществознанию следует раскрыть суть высказывания. Вместе с этим не следует повторять его дословно. Здесь также можно использовать фразы-клише:

  • “Автор убежден в том, что…”
  • “Смысл этого высказывания заключается в…”
  • “Автор акцентирует внимание на…”

Определение собственной позиции

В эссе по ЕГЭ по обществознанию можно согласиться с мнением автора частично или полностью. В первом случае необходимо аргументированно опровергнуть часть, с которой возникло противоречие мнения. Также пишущий может полностью отрицать высказывание, поспорить с автором. Здесь также можно использовать клише:

  • “Я согласен с мнением автора в том, что…”
  • “Отчасти я придерживаюсь выраженной точки зрения по поводу…, но с… согласиться не могу”.
  • “По моему мнению, автор четко отразил картину современного общества (ситуацию в России, одну из проблем в современном мире)…”
  • “Позволю себе не согласиться с позицией автора в том, что…”

Аргументы

Эссе по ЕГЭ по обществознанию должно содержать обоснование выраженного мнения пишущего. В этой части необходимо вспомнить ключевые термины, относящиеся к проблеме, теоретические положения. Аргументацию следует проводить по двум уровням:

  1. Теоретическому. В данном случае в качестве основы будут выступать обществоведческие знания (мнения мыслителей/ученых, определения, понятия, направления концепций, термины, взаимосвязи и проч.).
  2. Эмпирическому. Здесь допускается два варианта: использовать события из своей жизни или примеры из литературы, социальной жизни, истории.

В процессе отбора фактов, которые послужат аргументацией к собственной позиции, необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Подтверждают ли примеры выраженное мнение?
  2. Согласуются ли они с высказанным тезисом?
  3. Могут ли они истолковываться иным способом?
  4. Убедительны ли факты?

Следуя такой схеме, можно контролировать адекватность примеров и предотвратить отклонение от темы.

Вывод

Он обязательно должен завершать эссе. Вывод обобщает основные идеи, подводит итог рассуждениям, подтверждает правильность или неверность высказывания. Он не должен дословно передавать цитату, ставшую темой эссе. При формулировании можно использовать такие клише:

  • “Подводя итог, хотелось бы отметить…”
  • “Таким образом, можно заключить, что…”

Оформление

Не следует забывать о том, что эссе – это небольшое по объему сочинение. Оно должно отличаться смысловым единством. В этой связи должен формироваться связный текст, использоваться логические переходы. Также не следует забывать о грамотном написании терминов. Текст целесообразно разбить на абзацы, в каждом из которых отражается отдельная мысль. Необходимо соблюдать красную строку.

Дополнительные сведения

В эссе можно включить:

  • Краткую информацию об авторе цитаты. Например, сведения о том, что он “выдающийся русский ученый”, “известный французский просветитель”, “основатель идеалистической концепции” и так далее.
  • Указание на альтернативные способы решения проблемы.
  • Описание разных мнений или подходов к вопросу.
  • Указание на многозначность понятий и терминов, которые используются в тексте с обоснованием значения, в котором они были применены.

Требования к работе

Среди всего разнообразия существующих подходов к технологии написания следует выделить ряд условий, которые должны быть соблюдены:

  1. Адекватное понимание смысла высказывания и проблемы.
  2. Соответствие текста поднятому вопросу.
  3. Выделение и раскрытие ключевых аспектов, на которые указал автор высказывания.
  4. Четкая определенность собственного мнения, отношения к проблеме, к позиции, выраженной в цитате.
  5. Соответствие раскрытия аспектов заданному научному контексту.
  6. Теоретический уровень обоснования собственного мнения.
  7. Наличие осмысленных фактов личного опыта, социального поведения, общественной жизни.
  8. Логика в рассуждениях.
  9. Отсутствие терминологических, этнических, фактических и прочих ошибок.
  10. Соответствие нормам языка и требованиям жанра.

Какие-либо жесткие рамки по объему эссе не устанавливаются. Он зависит от сложности темы, характера мышления, опыта, уровня подготовки выпускника.

Ошибки при формулировании проблемы

Чаще всего встречаются следующие недочеты:

  1. Непонимание и неумение выделить проблему в высказывании. С одной стороны, это связано с недостаточным объемом знаний по дисциплине, к которой относится высказывание, а с другой – с попыткой подогнать под выявленный вопрос рассмотренные, написанные или прочитанные ранее работы.
  2. Неумение сформулировать проблему. Эта ошибка связана, как правило, с небольшим словарным и терминологическим запасом по базовым наукам.
  3. Неумение формулировать суть цитаты. Оно объясняется непониманием либо неверным пониманием содержания высказывания и отсутствием нужных обществоведческих знаний.
  4. Подмена проблемы позицией автора. Эта ошибка возникает вследствие того, что выпускник не видит и не понимает разницы между ними. В качестве проблемы в эссе выступает тема, на которую автор рассуждает. Она всегда объемна и обширна. По ней могут высказываться разные мнения, зачастую совершенно противоположные. Смысл высказывания – это личная позиция автора по проблеме. Цитата – это только одно из многочисленных мнений.

Недочеты при определении и обосновании своей позиции

Отсутствие аргументов, подтверждающих позицию выпускника, говорит о незнании или игнорировании им требований к структуре эссе. Частыми ошибками при использовании понятий выступают неоправданное сужение или расширение значения термина, подмена одних определений другими. Неправильная работа с информацией указывает на неумение анализировать опыт. Зачастую примеры, которые приводятся в тексте, слабо связаны с проблемой. Отсутствие критического восприятия сведений, полученных из Интернета, СМИ приводит к использованию непроверенных и недостоверных фактов в качестве обоснований. Еще одной распространенной ошибкой является односторонность взгляда на те или другие социальные явления, свидетельствующая о неумении выявлять и формулировать причинно-следственные связи.

fb.ru

Оставить комментарий