Крепелина тест – 3.3.1. Патопсихологические методы исследования, 3.3. Экспериментально-психологические методы исследования, Глава 3. Психическое состояние. Психиатрия. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Самохвалов В. П. Страница 9. Читать онлайн

Счет по Крепелину – тест

Главная страница / Тест “Счет по Крепелину”

Тест “Счет по Крепелину” был предложен немецким психиатром Эмилем Крепелиным и предназначен для исследования утомляемости, упражняемости и волевых усилий человека (изначально методика была создана для оценки способностей больных, но впоследствии стала использоваться для любых людей). В наше время методкикой пользуются для определения колебаний внимания, переключамости и изучения психического темпа.

Суть методики состоит в том, что испытуемому требуется последовательно произвести сложение представленных в таблице в десяти рядах пары цифр, расположенных одна над другой, и внести результат сложения под этими цифрами, но с отбрасыванием десятка – если получившееся число окажется больше десяти. То есть, если при сложении у вас получилось 17, то результат следует внести только 7. Если при сложении получилось число равное десяти, то в результат следует внести 0(ноль). Приблизительное время выполнения до 4 минут. Проходить тест лучше всего на устройствах с большим разрешением экрана!

Счет по Крепелину, теория

Далее представлена картинка, как выглядит тест на данном сайте. Под каждой парой цифр в ряду таблице из двух рядов цифр находится окошко ввода результата. Желательно, чтобы клавиатура была у вас на виду, что упростит ввод результата.

Результат определеяется визуально по количеству правильных ответов в начале и в конце таблицы, то есть, если количество правильных ответов уменьшается, это может гооврить о высоком уровне утомляемости. Об этом же может говорить и увеличение количества ошибок. Далее приведена таблица результатов, которую вы увидите после прохождения теста.

Желтым цветом в таблице отмечены правильные ответы, красным цветом – ошибки. Получается колонка желтого цвета определенной величины, состоящая из правильных ответов. Справа вы можете видеть количество ошибок и количество правильных ответов. Чем ответов меньше, тем, соответственно, меньше темп работы, чем ответов больше, тем темп работы больше.

Главная страница / Тест “Счет по Крепелину”

© Олег Акван
metodorf.ru





metodorf.ru

Исследование утомляемости и работоспособности с помощью таблицы Крепелина

Вводные замечания В 1895 г. Э. Крепелин предложил методику, пред­ставляющую собой таблицу, на которой в две строки напечатаны цифры, подлежащие сложению. Методика предназначалась для исследования воле­вых усилий, упражняемости и утомляемости. В настоящее время она приоб­рела более широкое применение: ее можно использовать для изучения вни­мания (устойчивость и переключаемость) умственной работоспособности и психического темпа.

Цель исследования –определение умственной работоспособности и выявле­ние утомляемости.

Используемые материалы. Бланк методики (таблица Крепелина), ка­рандаш и секундомер.

Процедура исследования. Обследуемому дают бланк таблицы Крепелина со сле­дующей

инструкцией:«Складывайте пары однозначных цифр, напечатан­ных одна под другой, и под ними записывайте результат сложения. Работай­те быстро, старайтесь не допускать ошибок». Исследуемого предупреждают о том, что он должен производить сложения в каждой строчке до тех пор, пока экспериментатор не скажет: «Стоп! Переходите к следующей строчке». Экс­периментатор дает такой сигнал через каждые 20 с. Протокол занятия вести не обязательно.

Обработка и анализ результатов. Отмечая, сколько правильных сложений выполнил исследуемый и сколько допустил ошибок за каждые 20 с, можно построить график работоспособности (по оси абсцисс – количество строк, по оси ординат – количество сложений в строке, на этом же графике по оси абсцисс можно столбиками показать количество ошибок.. Например, исследуемый за первые 20 с выполнил 17 сложений без ошибок, а завторые 20 с — 15 сложений и допустил две ошибки, далее 16, 12, 12, 11 сложений и одно из них ошибочное, затем 10 и 7. График выполнения методики в этом случае будет свидетельствовать о наличии истощаемости внимания и снижении работоспособности даже при столь небольшой нагрузке.

Методика позволяет получить коэффициент работоспособности (Краб) как отношение суммы правильно выполненных сложений последних четырех строк (S2) к сумме правильно выполненных сложений первых четырех строк (S

1), т. е. Краб = S2/S1 . Если отношение приближается к единице, тo это означает, что утомления практически не происходит.

Больные различными нервно-психическими заболеваниями имеют свои особенности выполнения таблицы Крепелина:

– при органических заболеваниях головного мозга (травмы, сосудистые заболевания, воспалительные процессы, опухоли) — невысокая продуктивность, истощаемость внимания, снижение работоспособности при небольших нагрузках, наличие ошибок;

– при неврозах выполнение имеет неравномерный, пикообразный ха­рактер, ошибок допускается мало, продуктивность может быть достаточ­ной (т. е. приближающейся к норме), но с тенденцией к истощению. Об истощаемости и снижении работоспособности свидетельствует неравно­мерный темп выполнения, но тенденция к истощаемости не столь резко выражена, как у больных органическими заболеваниями головного мозга;

– при шизофрении с апато-абулическим синдромом больные показывают крайне низкую работоспособность (2-4 сложения в каждой строке). Возможно наличие ошибок без тенденции к истощаемо­сти. При выполнении таблицы Крепелина больные этой группы нужда­ются в побуждении, так как никакого интереса к работе не проявляют.

Таблица Крепелнна

3 4 3 4 4 8 6 6 2 4 4 7 3 4 8 9 6 7 2 9 8 7 4

2 5 9 7 8 4 3 2 4 7 6 5 3 4 4 7 9 7 3 8 9 2 4

3 8 5 9 3 6 8 4 2 6 7 9 3 7 4 7 4 3 9 7 2 9 7

9 5 4 7 5 2 4 8 9 8 4 8 4 7 2 9 3 6 8 9 4 9 4

9 5 4 5 2 9 6 7 3 7 6 3 2 9 6 5 9 4 7 4 7 9 3

2 9 8 7 2 9 4 8 4 4 5 4 4 8 7 2 5 9 2 2 6 7 4

9 2 3 6 3 5 4 7 8 9 3 9 4 8 9 2 4 2 7 5 7 8 4

7 4 7 5 4 4 8 6 9 7 9 2 3 4 9 7 6 4 8 3 4 9 6

8 6 3 7 6 6 9 2 9 4 8 2 6 9 4 4 7 6 9 3 7 6 2

9 8 9 3 4 8 4 5 6 7 5 4 3 4 8 9 4 7 7 9 6 3 4

5 8 5 7 4 9 7 2 6 9 3 4 7 4 2 9 8 4 3 7 5 8 3

3 4 6 5 7 8 4 3 5 5 4 2 9 6 2 4 2 9 2 7 2 5 8

5 2 3 9 3 4 5 3 2 8 2 9 8 9 4 2 8 7 8 5 4 3 5

3 4 9 2 4 7 8 5 2 9 6 4 4 7 6 7 5 6 9 8 6 4 7

4 9 6 3 4 9 9 4 8 6 5 7 4 9 3 2 4 7 4 9 8 3 8

8 4 7 8 9 4 3 9 3 7 6 5 2 4 4 3 4 8 7 3 9 2 4

Опыт 11

Тест «Корректурная проба»

Вводные замечания. Исследования устойчивости и концентрации внимания были вызваны потребностями практики, в частности поиском условий безаварийной работы, снижения травматизма, повышения производительности труда. Выбор того или иного экспериментального метода исследования внимания обусловлен тем, какой именно вид внимания подлежит изучению. Так, при определении устойчивости непроизвольного внимания чаще всего используют аппаратурные методы, а при исследовании произвольного внимания обязательным условием является учет активности самого субъекта. В последнем случае

наиболее распространенную группу лабораторных методов исследования внимания составляют бланковые методы, объединенные под общим названием «корректурные пробы». Корректурные пробы могут состоять из различного рода стимулов: букв, цифр, геометрических фигур, связных и несвязных текстов и т.д. Задача испытуемого заключается в обнаружении заданного стимула среди других стимулов и в фиксировании его на бланке тем или иным способом.

Первые эксперименты по изучению распределения внимания от­носятся к 1887 г„ когда французский психолог Ф. Полан обнаружил у себя способность, декламируя знакомое стихотворение, писать одно­временно другие стихи. Он мог декламировать поэму, производя также простое умножение чисел, и, по его словам, ни одна из операции при этом не замедлялась. Естественно, выполнение одновременно двух деятельностей может приводить и нередко приводит к частичному, а иног­да и к полному нарушению одной из них. Так, если испытуемый выпол­няет простые “арифметические действия и одновременно слушает рас­сказ с тем, чтобы его воспроизвести, то продуктивность его работы снижается до 57-60%. Обычно при исследовании распределения внима­ния испытуемому предлагается выполнять раздельно и одновременно две задачи. Предлагаемые задачи могут быть либо однородными, либо разнородными и иметь различную степень сложности. Необходимо подбирать задачи, допускающие численное выражение степени ус­пешности их выполнения. В эксперименте сравнивается эффективность одновременного и раздельного выполнения задач, на основании чего делается вывод об особенностях распределения внимания.

Обычно используется корректурный тест, предложенный в 1895 г. французским психологом Б. Бурдоном. Результаты, получаемые с его помощью, легко поддаются количественной обработке. Корректурная таблица Б. Бурдона содержит 30 строк по 30 букв в каждой. В таблице восемь наименований букв: а, в, е, и, к, н, с, х. В каждой серии испытуемый, просматривая корректурную таблицу строчку за строчкой, должен в течение 5 мин как можно быстрее разными способами зачеркивать буквы «С» и «К»

, а букву «А» обводить кружком.

Для определения характеристик избирательности внимания также можно использовать буквенный вариант корректуры, состоящем из набора букв русского алфавита, расположенных в случайном порядке сплошным текстом без пропусков (на каждом бланке напечатано по 10 сплошных строчек букв по 54 буквы в каждой строке. Среди этих букв в случайном порядке размещены 24 существительных в именительном падеже единственного числа. Степень сложности слов разная (например: радость, дом и т.п.)).

Для измерения устойчивости и концентрации внимания часто используется корректурная проба Бурдона – Анфимова, выполняемая на фоне помех. Эти бланки содержат стандартный набор букв русского алфавита, расположенных построчно в случайном порядке. Всего в бланке 40 строк по 30 букв в каждой.

На 2-й и 4-й минутах эксперимента, длительность которого 5 минут, не предупреждая испытуемых, вводит помехи, называя вслух в течение 15 с какие-либо буквы алфавита.

Корректурная проба А.Г.Иванова-Смоленского позволяет оценить переключаемость внимания, работоспособность в баллах производительности по девятибалльной системе. Просматривая в течение 4 минут буквенный вариант корректуры, исследуемый должен вычеркивать букву «А», а букву «К» – подчеркивать, следующие 4 минуты необходимо изменить способ: вычеркивать букву «К», а букву «А» – подчеркивать.

Опыт 11.1

Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант)

Цель исследования – изучение концентрации и объема внимания.

Используемые материалы – бланки корректурной пробы с различными буквами, в количестве 40 рядов по 40 букв в каждом, карандаш, секундомер.

Процедура исследования. Испытуемому предлагается в течение 5 минут с максимальной скоростью и точностью просмотреть в каждой строке все знаки, вычеркивая определенную букву, которая стоит первой.

Инструкция испытуемым: «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы просматривая ряды букв слева на право, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы – 5 минут. Приготовились! Начали!».




infopedia.su

Счет по крепелину

1. Счет по Крепелину

Инструкция. Определяется упражняемость и утомляемость. Производится сложение цифр в столбцах, состоящих из двух, подписанных друг под другом цифр (табл. 31). Если сумма превышает десяток, то он отбрасывается и записывается разница. Например: вместо суммы 15 пишется 5. Через каждые 20-30 сек исследуемый делает отметку (ставит вертикальную черту), где он остановился, и переходит на сложение следующей строки. Если соединить окончания отметок по строкам, то получится кривая работоспособности.

Таблица 31. Сложение цифр

3 4 3 4 4 8 6 6 2 4 4 7 3 4 8 9 6 7 2 9 8 7 4

2 5 9 7 8 4 3 2 4 7 6 5 3 4 4 7 9 7 3 8 9 2 4

3 8 5 9 3 6 8 4 2 6 7 9 3 7 4 7 4 3 9 7 2 9 7

9 5 4 7 5 2 4 8 9 8 4 8 4 7 2 9 3 6 8 9 4 9 4

9 5 4 5 2 9 6 7 3 7 6 3 2 9 6 5 9 4 7 4 7 9 3

2 9 8 7 2 9 4 8 4 4 5 4 4 8 7 2 5 9 2 2 6 7 4

9 2 3 6 3 5 4 7 8 9 3 9 4 8 9 2 4 2 7 5 7 8 4

7 4 7 5 4 4 8 6 9 7 9 2 3 4 9 7 6 4 8 3 4 9 6

8 6 3 7 6 6 9 2 9 4 8 2 6 9 4 4 7 6 9 3 7 6 2

9 8 9 3 4 8 4 5 6 7 5 4 3 4 8 9 4 7 7 9 6 3 4

5 8 5 7 4 9 7 2 6 9 3 4 7 4 2 9 8 4 3 7 8 8 3

3 4 6 5 7 8 4 3 5 5 4 2 9 6 2 4 2 9 2 7 2 5 8

5 2 3 9 3 4 5 3 2 8 2 9 8 9 4 2 8 7 8 5 4 3 5

3 4 9 2 4 7 8 5 2 9 6 4 4 7 6 7 5 6 9 8 6 4 7

4 9 6 3 4 9 9 4 8 6 5 7 4 9 3 2 4 7 4 9 8 3 8

8 4 7 8 9 4 3 9 3 7 6 5 2 4 4 3 4 8 7 3 9 2 4

Об истощаемости судят по увеличению количества ошибок или снижению темпа выполнения работы к концу эксперимента. В среднем задание выполняется за 2-3 мин.

Предложенная Э. Крепелином методика была предназначена для исследования волевых усилий, упражняемости и утомляемости больных.

В настоящее время применение этой методики приобрело бо­лее широкий диапазон; ею пользуются для изучения психичес­кого темпа, колебаний внимания, переключаемости (с видоиз­менением инструкции) и для выявления отношения к экспери­ментальному заданию.

  1. Для проведения опыта нужны бланки, на которых длин­ными рядами напечатаны пары цифр, подлежащих сложению (см. образец бланка). Существует много типографских изданий этих бланков разного формата и расположения. Желательно вы­бирать бланки, на которых цифры были бы отпечатаны круп­ным шрифтом. Необходимы также секундомер и запасные мяг­кие карандаши для больных. Бланки «счета по Крепелину» проверяются по «ключу» Обычный вариант опыта проводится так: больному предла­гают складывать числа, напечатанные одно под другим, и записывать результат, отбрасывая десяток. Так, например, если в ряду встречается 12, то больной должен подписать снизу только 2, а не всю сумму 12 (единицу, обозначающую десяток, нужно отбросить). Однако такое требование затрудняет многих больных, поэтому следовать ему не обязательно. Можно предложить больному записывать сумму полностью. Затем больного предуп­реждают о том, что он должен решать примеры в строчке до тех пор, пока экспериментатор не скажет «стоп». (Экспериментатор дает такой сигнал через 15 секунд после начала.) После этого он должен начать следующую строчку. Больному объясняют так­же, что он должен стараться работать побыстрее, но самое глав­ное — складывать точно, не допуская ошибок.

В зависимости от состояния больного и от задачи исследова­ния можно ограничиться одним бланком, т. е. предложить ему 8 строк сложения по 15 секунд на каждую; можно это количество уменьшить либо увеличить. Отдельный протокол вести не обя­зательно.

4. Такое построение эксперимента позволяет выявить, темп работы больного, его внимание, а также наличие утомляемос­ти. Отмечая, сколько сложений выполнил больной за каждые 15 секунд правильно и сколько допустил ошибок, можно по­строить график его работоспособности. Обычно это делается очень просто, путем проведения черты на самом бланке, но можно построить специальный график. Так, например, боль­ной Л. за первые 15 секунд выполнил 16 сложений без одной ошибки, во вторые 15 секунд — 15 сложений и одно из них ошибочное, далее 16, 12, 12, II сложений и одно из них оши­бочное, затем 10 и 8 сложений. Его график будет иметь следу­ющий вид (рис. 15) и свидетельствовать о некоторой истощаемости больного, падении его работоспособности при неболь­шой нагрузке.

Недавно Н.И. Курочкиным разработан видоизмененный бланк счетного задания, предусматривающий смену операции сложения и вычитания. Одну строчку больной складывает, в следующей за ней производит вычитание, а затем вновь сло­жение. Эта методика после тщательной апробации будет, види­мо, очень интересна для выявления инертности и переключаемости внимания.

Проба Мюнстерберга

Инструкция. Направлена на сенсомоторную реактивность и активность внимания. Просматривая в тексте ряды букв, нужно подчеркнуть слово. Учитывается качество и время выполнения.

Проба Мюнстерберга

бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьъхэьгчяфактьукэкзаментрочягщ

шгцкпрокуроргурстабеютеорияентоджебьамхоккейтруицыфцуйгахт

телевизорболджщзхюэлгщьбпамятьшогхеюжпждргщхэнздвосприятие

йцукенгшизхъвафыпролдблюбовьавфырплослдспектакльячсимтьбюн

бюерадостьвуфциеждлоррпнародшлджьхэшщгиернкуыфйшрепортажэк

ждорлафывюефбьконкурсйфнячыувскапрлличностьзжэьеюдшщглоджин

эпрплаваниедтлжэзбьтрдшщжнпркывкомедияшлдкуйфотчаяниейфрлнь

ячвтлджэхьгфтасенлабораториягшдщнруцтргшчтлроснованиязхжьб

щдэркентаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйфясмтщзацэъагнтзхтм

studfiles.net

ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ И ВНИМАНИЯ | Психологическая энциклопедия 1vc0

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Счет по Крепелину

1. Предложенная Э. Крепелином методика была предназначена для исследования волевых усилий, упражняемости и утомляемости больных.

В настоящее время применение этой методики приобрело более широкий диапазон; ею пользуются для изучения психиче­ского темпа, колебаний внимания, переключаемости (с видоиз­менением инструкции) и для выявления отношения к эксперимен­тальному заданию.

2. Для проведения опыта нужны бланки, на которых длинны­ми рядами напечатаны пары цифр, подлежащих сложению (см. приложение в конце книги, бланк № 2). Существует много типо­графских изданий этих бланков, разного формата и расположения. Желательно выбирать бланки, на которых цифры были бы отпе­чатаны крупным шрифтом (см. бланк). Необходимы также секундомер и запасные мягкие карандаши для больных. Так же как и бланки корректурной пробы, бланки «счета по Крепелину» проверяются по «ключу» (см. описание методики «Корректурная проба»).

3. Обычный вариант опыта проводится так: больному пред­лагают складывать числа, напечатанные одно под другим, и запи­сывать результат, отбрасывая десяток. Так, например, если в ряду встречается 12, то больной должен подписать снизу только 2, а не всю сумму 12 (единицу, обозначающую десяток, нужно отбросить). Однако такое требование затрудняет многих больных, поэтому следовать ему не обязательно. Можно предложить больному записывать сумму полностью. Затем больного предупреждают о том, что он должен решать примеры в строчке до тех пор, пока экспериментатор не скажет «стоп». (Экспериментатор дает такой сигнал через 15 секунд после начала.) После этого он должен начать следующую строчку. Больному объясняют также, что он должен стараться работать побыстрее, но самое главное — складывать точно, не допуская ошибок.

В зависимости от состояния больного и от задачи иссле­дования можно ограничиться одним бланком, т. е. предложить ему 8 строк сложения по 15 секунд на каждую; можно это коли­чество уменьшить либо увеличить. Отдельный протокол вести не обязательно.


Рис. 14. Заштрихованные столбики — ошибки

4.Такое построение эксперимента позволяет выявить темп работы больного, его внимание, а также наличие утомляемости. Отмечая, сколько сложений выполнил больной за каждые 15 секунд правильно и сколько допустил ошибок, можно построить график его работоспособности. Обычно это делается очень просто, путем проведения черты на самом бланке, но можно построить специальный график. Так .например, больной Л. за первые 15 секунд выполнил 16 сложений без единой ошибки, во вторые 15 секунд — 15 сложений с одной ошибкой, далее 16,12,12,11 сложений с одной ошибкой, затем 10 и 8 сложений. Его график приведен на рис 14 и свидетельствует о некоторой истощаемости больного и падении его работоспособности при небольшой нагрузке.

Н. И. Курочкиным разработан видоизмененный бланк счетного задания, предусматривающий смену операции сложения и вычитания. Одну строчку больной складывает, в следующей за ней производит вычитание, а затем снова сложение. Эта методика будет, видимо, очень интересна для выявления инертности и переключаемости внимания.

Литература

  • Э. Крепелин. Гигиена труда. Умственный труд. Переутомление. СПб., 1917.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

wiki.1vc0.ru

Методика счёта по Крепелину (е. Кraepelin) в модификации Шульте (r. Schulte)

Для изучения работоспособности-упражняемости и утомляемости больных с астеническими состояниями Е. Kraepelin ещё в 1895 году была предложена методика, суть которой в модификации R. Schulte состоит в изучении способности испытуемых максимально быстро и точно производить сложение в уме однозначных чисел за 8 тридцатисекундных отрезков.

Испытуемому даётся бланк с 8-ю рядами пар однозначных чисел и предлагается максимально быстро складывая пары в столбик, проставлять под ними последнюю цифру результата.

По истечении каждых 30 секунд задания испытуемый по команде экспериментатора переходит на следующий ряд бланка.

После окончания задания подсчитывается количество произведённых арифметических операций и допущенных ошибок за каждый отрезок, вычерчиваются кривые работоспособности и ошибок, которые графически отражают равномерность и темп выполнения задания, наличие истощаемости (снижения числа операций и увеличения количества ошибок к концу задания), попыток концентрации активного внимания (временного увеличения числа операций и уменьшения ошибок на определённых отрезках задания), врабатываемости (постепенного увеличения числа операций и уменьшения количества ошибок).

Повторное проведение исследования и наложение графиков работоспособности позволяет также объективизировать сдвиги в психоэмоциональном состоянии соматических больных в процессе психотерапии.

При наложении графиков работоспособности различных групп больных наглядно демонстрируются различия в их психоэмоциональном состоянии.

  • Абрамова Г. С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. – М.: «Кафедра-М», 1998.

  • Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение/ Пер. с англ. С. Могилевского.- М.: ЭКСМО-Пресс., 2000.- 352 с.

  • Боллз Э.В. Учитесь жить с Синдромом Хрони­ческой Усталости. М., 1995.

  • Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. М.: Гэотар Медицина, 1999. – 376 с.

  • Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. М.: Гэотар Медицина, 1999. – 376 с.

  • Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 512 с.

  • Исмагилов М.Ф., Якупов р.а., Якупова А.А. Головная боль напряжения. Казань: Медицина, 2001. – 132 с.

  • Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л., 1983.

  • Лакосина Н. Д.   Клиническая психология: Учебник для студ. мед. вузов. – М.: МЕДпресс-информ, 2003. – 415 с.

  • Лурия Р.А. Внутренняя картина болезни и интрогенные заболевания. – М.: Медицина, 1977.

  • Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф.. Психосоматический больной на приеме у врача. Санкт-Петербург. 1996. – 255с.

  • Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 992 с.

  • Мельченко Н.И. Клиническая психология. – Самара: Сам ГМУ, 2002. – 584 с.

  • Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Практичес­кое руководство. – М., 1999.

  • Михайлов Б. В., Сердюк А. И., Федосеев В. А. Психотерапия в общесоматической медицине (клиническое руководство) / Под общ. ред. Б. В. Михайлова. – Харьков: Прапор, 2002. – 108 с.

  • Николаева В.В. / Влияние хронической болезни на психику. М., 1987.

  • Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. – М.: Медицина, 1996. – 464 с.

  • Психология здоровья: Учебник для вузов/ Под ред.Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. – 607 с.

  • Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию. Учебник для студентов медицинских вузов. – М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

  • Смулевич А.Б. Психосоматические расстройства (клиника, терапия, организация медицинской помощи)// Психиатрия и психофармакотерапия. 2000. Т.2

  • Соколова Е.Т. / Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1988.

  • Табеева Г.Р., Вейн А.М. Хроническая ежедневная головная боль. Consilium Medicum Том I-N 2-1999 // http://www.consilium-medicum.com

  • Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. – Будапешт, 1981.

  • studfiles.net

    Исследование утомляемости и работоспособности с помощью таблиц Крепелина

    Работа № 7. ИССЛЕДОВАНИЕ УТОМЛЯЕМОСТИ И РАБОТОСПОСОБНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ТАБЛИЦ КРЕПЕЛИНА.

    Методика была предложена Э. Крепелином в 1895 году, предназначалась для исследования волевых усилий, упражняемости и утомляемости. В настоящее время она приобретает более широкое применение, поскольку безусловно ее можно трактовать как вариант методик исследования внимания. Методика представляет собой таблицу, или бланк, в которой в две строки напечатаны цифры, которые подлежат арифметическим операциям с ними, по замыслу автора – сложения. Перетрактовав исходную методику Э. Крепелина, как методику изучения внимания, на нее естественным образом распространилась и логика возможностей исследования процесса бланковыми методами типа корректурной пробы. Тем самым открылись возможности изучения устойчивости, переключаемости, колебаний, объема внимания. Следует при этом помнить, что арифметические действия с простыми числами до десятка, это хоть и автоматизированный, но все-таки интеллектуальный процесс со всеми вытекающими из этого последствиями для анализа результатов. Процедура проведения, обработки и анализа результатов не представляет никаких сложностей для студента овладевшего логикой исследования внимания на корректурных пробах, кроме того эти моменты хорошо прописаны Р.О. Серебряковой в практикумах по общей экспериментальной и прикладной психологии издательства Ленинградского, а позднее Санкт-Петербургского университета (1990, 1997, 2000). В описании анализа результатов присутствует даже указание на особенности выполнения пробы большими различных нозологических групп, что чрезвычайно ценно. В качестве дополнения к анализу ошибок выполнения счетных операций мы бы хотели добавить следующие моменты: необходимо учитывать уровень автоматизированности счетных операций у людей с различным интеллектуальным уровнем и профессиональными склонностями; необходимо знать, что число имеет пространственную природу и, соответственно, ошибки могут быть связаны с дефицитом пространственной структуры числа, которая первично может проявляться в онтогенезе, а вторично при органических заболеваниях головного мозга различной локализации; ошибки могут быть чисто ошибками внимания, связанные с его колебаниями; ошибки могут быть результатом проявления инертности или стереотипии интеллектуальных процессов, что также может быть обусловлено органическими или функциональными проблемами в деятельности головного мозга. Квалификация ошибок при анализе выполнения пробы Крепелина, равно как и вообще счетных операций, представляет большой интерес в плане повышения эрудиции будущего психолога – практика, расширяя возможности диагностики и, следовательно, оказания помощи своему клиенту, позволяет создать предпосылки интереса к изучению детской, возрастной, клинической психологий в аспекте нормы и патологии интеллектуального развития.

    Описание модифицированного варианта методики Э. Крепелина содержится в практикуме по экспериментальной психологии под редакцией Корнилова Ю. К. и Шадрикова В. Д. (1975). Данный вариант таблицы содержит ряды из трех цифр, которые также подлежат сложению и произнесению результата вслух, поэтому по процедуре предусматривается присутствие рядом протоколиста – экспериментатора, который отслеживает процесс выполнения счетных операций на бланке сумм, делая в нем пометки времени и отмечая ошибки, что чрезвычайно удобно, поскольку минимизирует дополнительные действия испытуемого по записыванию ответов и самостоятельной расстановке знаков времени, тем самым становится выше контроль за характеристиками внимания испытуемого. Что касается процесса сложения, то его анализ осложняется в виду наличия трех цифр, при сложении которых испытуемый может изменить программу, минимизировать усилия. Однако, этот же аспект представляет большой интерес, так как, как любая программная деятельность связан и с уровнем интеллекта, и с уровнем автоматизации процесса. Поэтому при обработке и анализе результатов выполнения счета по Крепелину, следует обратить внимание студента на дополнительный анализ особенностей ошибок испытуемого, а не просто подсчет их количества.

    В плане использования таблиц Крепелина, они очень гармонично вписываются в исследования мнестических процессов в норме и на клиническом материале (в любой возрастной группе), для изучения истощаемости мнестических процессов, проявления компенсаторных возможностей. Для этого счет по Крепелину используют в качестве интерферирующей, дополнительной деятельности, между проведением двух замеров памяти, например методикой «10 слов».

    21

    5.6. Изучение особенностей переключения внимания

    (с помощью проб Крепелина)

    Источник: Платонов К.К. Психологический практикум: Учеб.

    пособие для индустриально-педагогических техникумов. – М.: Высш.

    школа, 1980. – 71 с.

    Цель – исследование особенностей переключения внимания в умственной деятельности методом сложения чисел с переключением

    (проба Крепелина).

    Ход выполнения работы.

    Экспериментальная работа разделена на две части: подготовительную и основную.

    vunivere.ru

    Методы исследования внимания

    Расстройства внимания выявляются как во время беседы (отвлекается на посторонние раздражители, не может сосредоточиться, быстро утомляется, не может переключиться и т.д.), так и в ходе специального психодиагностического исследования. Из методик исследования внимания наиболее известны и широко применяются: корректурные пробы, счет по Крепелину, отыскивание чисел по таблицам Шульте, поочередное сложение, поочередное вычитание, тест Мюнстерберга и др.

    1) Корректурная проба – исследование внимания, способность к концентрации, устойчивость.

    Корректурная проба впервые была предложена Бурдоном (В. Bourdon в 1895 г.) Исследование производится при помощи специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв.

    Инструкция предусматривает зачеркивание одной или двух букв (выбор их определяется исследующим). Каждые 30 или 60 с исследующий делает отметку в том месте таблицы, где в это время находится карандаш больного.

    Регистрируется:

    время на выполнение всего задания.

    количество ошибок и темп выполнения задания.

    распределение ошибок в течение опыта – равномерно ли они встречаются во всей таблице, или в конце исследования в связи с истощаемостью.

    характер ошибок – пропуски отдельных букв или строчек, зачеркивание других, расположенных рядом или внешне похожих букв.

    Здоровые обследуемые выполняют задания (вычеркивают две буквы на приведенном бланке) за 6-8 мин и допускают при этом не более 15 ошибок.

    2) Счет по Крепелину. Методика была предложена Крепелиным в 1895 г. для исследования работоспособности – упражняемости и утомляемости.

    В большой столбец записывалось много однозначных чисел, которые испытуемый должен складывать в уме. Результаты оценивались по количеству сложенных в определенный промежуток времени чисел и допущенных при этом ошибок. Для проведения опыта необходим специальный бланк.

    Обследуемому дается инструкция – производить сложение чисел в столбцах. Его Каждые 30 с или каждую минуту исследующий делает отметку в том месте, где в это время остановился больной, затем подсчитывает количество сложений и допущенных ошибок для каждого отрезка времени.

    С помощью графика можно получить кривые работоспособности – равномерность и темп выполнения задания, наличие истощаемости, врабатываемости, расстройства внимания.

    3) Отсчитывание. Методика была предложена Крепелином – возможности осуществления испытуемым счетных операций, состояние внимания.

    Опыт заключается в отсчитывании (вычитании) от 100 или 200 все время одного и того же числа (например, 7). Испытуемого предупреждают, что считать он должен про себя, а вслух только называть полученное при очередном вычитании число.

    Промежутках между числами хронометрируются. Запись опыта приобретает следующий вид:

    (100-7). .93…86…79…72…65..58.51..44..37.30.23.16.2.

    При наличии повышенной истощаемости длительность пауз в конце – увеличивается.

    Возможны два вида ошибок.

    Первый – ошибки в единицах и главным образом при переходе через десяток – свидетельствует о некоторой интеллектуальной недостаточности, например:

    (100-7)..93…. 85.. ..78..71. …64.. ..58 и т. д.

    Второй – ошибки в десятках – характерен главным образом для больных с неустойчивым вниманием. Например:

    93…86…69..62…..55…38 и т. д.

    4) Отыскивание чисел по таблицам Шульте. Методика применяется для исследования темпа сенсомоторных реакций и особенностей внимания. Исследование производится с помощью специальных таблиц, изготовление которых несложно. На этих таблицах в беспорядке расположены числа от 1 до 25. Размер таблицы – 60х60 см. Обследуемый находится на таком расстоянии от таблицы, чтобы видеть ее целиком. Ему дается инструкция отыскивать числа по порядку, каждое показать указкой и назвать вслух. Секундомером отмечается время, которое затрачивается на каждую таблицу.

    Можно отмечать количества чисел, найденных обследуемым за каждые 30 с, либо время, за которое обследуемый находит каждые пять чисел.

    Обычно здоровые обследуемые ведут поиск чисел в таблицах равномерно, а иногда даже наблюдается у них ускорение темпа сенсомоторных реакций в последующих таблицах.

     

    Для большей наглядности результатов исследования строится график, в котором отражены показатели продуктивности (например, количество просмотренных знаков) и допущенных ошибок (например, количество неправильно зачеркнутых букв в корректурных пробах) в течение определенного интервала времени.

    Если график медленно «растет» вверх – инертность нервных процессов, постепенная врабатываемость.

    Резкое снижение показателей к концу работы – слабость нервных процессов, утомляемость (проявление астении (при неврозах, психосоматических нарушениях и т.д.).

    Неравномерный темп выполнения – истощаемость и снижение работоспособности.

    При органических поражениях головного мозга (травмах, сосудистых заболеваниях, воспалительных процессах, опухолях) – невысокая продуктивность, истощаемость внимания, снижение работоспособности при небольших нагрузках, наличие ошибок.

    При неврозах – выполнение заданий может иметь пикообразный характер, ошибок допускается мало, с приближенной к норме продуктивностью, но с тенденцией к истощению.

    hr-portal.ru

    Оставить комментарий