Кто принимает экзамены – О порядке сдачи экзаменов на знание правил, норм и инструкций по технике безопасности руководящими и инженерно-техническими работниками предприятий и организаций

О порядке сдачи экзаменов на знание правил, норм и инструкций по технике безопасности руководящими и инженерно-техническими работниками предприятий и организаций

        1. Руководящие и инженерно-технические работники производственных объединений, трестов, предприятий и организаций обязаны сдавать экзамены на знание правил, норм и инструкций по технике безопасности
Начальники структурных подразделений предприятий и организации, главные специалисты, их заместители и помощники сдают экзамены не реже одного раза в три года, а остальные инженерно-технические работники — не реже одного раза в год.
Работники управленческого аппарата производственных объединений, трестов, предприятий, организаций, а также инженерно-технические и научные работники проектных и научно-исследовательских организаций сдают экзамены не реже одного раза в три года.
Перечень лиц, знания которых подлежат проверке, утверждается руководителем соответствующей организации или предприятия.
Примечание. Настоящее положение не распространяется на руководителей и главных инженеров предприятий и организаций.
        2. Дополнительная или внеочередная проверка знаний правил, норм и инструкций по технике безопасности руководящими и инженерно-техническими работниками проводится при вводе в действие новых или переработанных в установленном порядке правил безопасности; при назначении впервые на работу или при переводе инженерно-технического работника на другую должность, требующую дополнительных знаний по технике безопасности; по указанию руководителя предприятия (организации), вышестоящей хозяйственной организации, а также по требованию органов Госгортехнадзора и технической инспекции труда или совета профсоюзов в случаях, если установлены недостаточное знание инженерно-техническими работниками правил, норм и инструкций по технике безопасности или грубые нарушения ими действующих правил безопасности.

        3. Организация и проведение экзаменов возлагаются на руководителей предприятий, учреждений, организаций и председателей экзаменационных комиссий. Прием экзаменов проводится по графику, утвержденному руководителями предприятий, организаций, трестов или производственных объединений. Один экземпляр графика должен быть направлен соответствующему органу Госгортехнадзора и техническому инспектору труда профсоюза или совета профсоюзов.
        4. На предприятиях, в учреждениях и организациях для руководящих и инженерно-технических работников перед экзаменами организуются консультации по наиболее сложным вопросам техники безопасности.
В межэкзаменационный период по утверждаемым календарным планам руководители предприятий и организаций для повышения знаний по технике безопасности руководящих и инженерно-технических работников организуют курсы, проведение семинаров и лекций.


        5. Для проведения экзаменов на предприятиях, в учреждениях и организациях, научно-исследовательских и проектных институтах создаются общезаводские, постоянно действующие экзаменационные комиссии, возглавляемые главными инженерами.
На предприятиях и в организациях с большим числом руководящих и инженерно-технических работников помимо общезаводской экзаменационной комиссии создаются экзаменационные комиссии по отдельным видам производств, служб и цехам под председательством главных специалистов или начальников цехов.

Общезаводским экзаменационным комиссиям сдают экзамены заместители директора и главного инженера, главные специалисты, начальники подразделений управленческого аппарата, начальники цехов, их заместители и помощники.
Все остальные руководящие и инженерно-технические работники сдают экзамены экзаменационным комиссиям, возглавляемым главными специалистами, начальниками цехов.
        6. Состав экзаменационных комиссий формируется из специалистов соответственно профилю и специальности экзаменуемого.
В состав комиссий включаются: главные специалисты, руководители служб техники безопасности, руководители учебно-курсовых комбинатов и в необходимых случаях — представители технической инспекции труда профсоюза и местных органов Госгортехнадзора (по согласованию с ними).
Состав экзаменационных комиссий по согласованию с соответствующим органом профсоюза утверждается приказом руководителя организации, учреждения или предприятия.
Не допускается проведение экзаменов комиссией в составе менее трех человек.
        7. Главный инженер предприятия, организации с участием представителей местных органов госгортехнадзора, технической инспекции труда профсоюза, заместителя главного инженера или начальника отдела техники безопасности, принимает экзамены у кандидатов в члены общезаводской комиссии, после чего они назначаются ее постоянными членами.
Руководящие и инженерно-технические работники, включенные в состав производственных, цеховых и других экзаменационных комиссий, могут принимать участие в их работе только после сдачи экзаменов общезаводской комиссии.
        8. Экзаменационные комиссии проверяют знание руководящими и инженерно-техническими работниками отраслевых и межотраслевых правил безопасности, правил технической эксплуатации, норм и инструкций по технике безопасности; должностных инструкций, паспортов, схем и технологических регламентов, обеспечивающих соблюдение технологического режима и безопасную организацию производства и труда; устройства и принципов действия средств автоматического предупреждения и локализации аварий, а также других средств противоаварийной защиты и технических средств безопасности; назначения, устройства и принципы действия контрольно-измерительных приборов и средств индивидуальной защиты; планов ликвидации аварий, противоаварийных режимов; схем дистанционного и автоматического управления машинами, механизмами и технологическими процессами; условий безопасной эксплуатации основного и вспомогательного оборудования; норм и правил производственной санитарии; способов оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
Знания по технике безопасности руководящих и инженерно-технических работников проверяются по тем регламентирующим безопасное ведение работ документам, соблюдение требований которых входит в их служебные обязанности. Знания оцениваются по двухбалльной системе — удовлетворительно и неудовлетворительно.
        9. Экзаменационные билеты разрабатываются с учетом местных условий и по согласованию с местными органами госгортехнадзора и технической инспекцией труда профсоюза, утверждаются председателями общезаводских постоянно действующих экзаменационных комиссий.
        10. Результаты экзаменов оформляются протоколами согласно прилагаемой форме и хранятся в течение трех лет в отделе техники безопасности.
        11. Лица, не сдавшие экзамены по технике безопасности, могут быть оставлены на занимаемой должности при условии сдачи экзаменов повторно в срок не позднее трех месяцев.


Полезная информация:

ohrana-bgd.narod.ru

Кто принимает решение об удалении с ЕГЭ? Список нарушений, состав контролирующих органов

Краткое содержание статьи:

 

Первый эксперимент по проведению общего для всех выпускников государственного экзамена был организован в России в 2001 году. Тогда тестирование проводилось всего в пяти субъектах России и включало восемь предметов. Со временем территория тестирования расширялась, и сейчас оно проводится по 18 предметам всей стране.

 

 

Проведение единого государственного экзамена

Процесс организации и сдачи ЕГЭ – очень серьезное мероприятие с повышенными мерами безопасности и контроля. Подготовка к периоду сдачи ЕГЭ начинается задолго до самого тестирования.

Для проведения экзамена используются так называемые КИМы – контрольные измерительные материалы, разработка которых лежит на Федеральном институте педагогических измерений.

Организацией ЕГЭ занимаются специальные государственные экзаменационные комиссии (ГЭК), которые должны следить за соблюдением всех правил и порядка с момента начала работ по проведению ЕГО и во время проведения тестирования.

В состав комиссии входят не только учителя, которых выбирают из преподавательского состава разных школ, но и представители власти, органы самоуправления, университеты и другие организации.

В обязанности ГЭК входит:

  • Вся организация проведения итогового экзамена: набор руководителей на пунктах проведения экзамена и организаторов по каждой дисциплине, определение комиссий по предметам, представителей ГЭК на пунктах сдачи;
  • Обеспечение порядка на ЕГЭ: назначение представителей в ППЭ и центр обработки информации и работа с общественными наблюдателями для обеспечения контроля за порядком;
  • Утверждение результатов тестирования по региону и отмена результатов тестирования конкретных выпускников.

 

Правила проведения ЕГЭ

Во время сдачи единого государственного экзамена действуют

строгие правила, нарушение которых может повлечь удаление с экзамена и отказ в повторном допуске к сдаче в текущем году.

Во-первых, строго определен список предметов, которые экзаменуемый может пронести с собой в аудиторию. Этот список состоит из:

  1. Ручки,
  2. Паспорта,
  3. Небольшого перекуса в виде шоколадки и бутылки воды (при необходимости),
  4. Вспомогательных предметов, разрешенных при сдаче определенных дисциплин (линейку, простой калькулятор, транспортир).

Категорически запрещено брать телефоны, часы какие-либо тетради или листы бумаги. Более того, если в аудитории жарко, лучше снять пиджак до входа в помещение для сдачи, ибо после начала экзамена сделать это будет нельзя.

Если сдающему экзамен необходимо выйти из аудитории, сделать это он может только получив разрешение наблюдателя и при сопровождении провожающего в коридоре.

Также нельзя разговаривать, фотографировать и выносить КИМы из помещения, делиться какими-либо материалами с другими экзаменуемыми.

Невыполнение этих правил приводит к наказаниям в виде удаления с из аудитории, отмены результатов ЕГЭ и даже к штрафам.

 

Кто такие общественные наблюдатели?

Помимо ГЭК, контроль за проведением экзамена осуществляется благодаря общественным наблюдателям. Любой совершеннолетний гражданин России может подать соответствующее заявление, пройти обязательный инструктаж и получить удостоверение общественного наблюдателя.

Наблюдатели имеют право присутствовать на местах проведения ЕГЭ, причем не только на самом экзамене, но и во время проверки бланков и экзаменационных работ, при рассмотрении апелляций по вопросам несогласия с результатами или нарушения порядка проведения экзамена.

Также общественные наблюдатели обязаны направлять в ГЭК информацию о выявленных на экзамене нарушениях.

 

Выявление нарушения на ЕГЭ

При выявлении какого-либо нарушения представитель ГЭК или общественный наблюдатель обязан составить специальный акт о нарушении, который передается на рассмотрение председателю государственной экзаменационной комиссии, также ставится специальная отметка на экзаменационных бланках.

При подтверждении выявленного нарушения принимается решение по отмене результатов экзамена.

Все пункты проведения ЕГЭ (ППЭ) оборудованы камерами наблюдения, поэтому факт нарушения легко и быстро проверяется. Однако заключение комиссии об удалении можно обжаловать. Для этого необходимо подать апелляцию в письменном виде. Она будет рассмотрена конфликтной комиссией (КК) при участии наблюдателей, не присутствующих в помещении в момент выявления нарушения, медицинских работников, общественных наблюдателей, технических специалистов и представителей охраны правопорядка.

При успешном удовлетворении апелляции, результаты экзамена все равно аннулируются, но выпускнику предоставляется право на пересдачу в текущем году.

 

Видео: за какие нарушения удаляют с ЕГЭ?

В данном ролике Денис Прохоров расскажет, какие проступки экзаменуемого могут привести к недопущению его к сдаче Единого государственного экзамена:

1-vopros.ru

Экзамены – это… Что такое Экзамены?


Экзамен (лат. examen; латинское слово, обозначавшее прежде всего язычок, стрелку у весов, затем, в переносном значении, оценку, испытание) — наиболее распространённая оценка знаний человека. Отличительной чертой экзаменов является то, что они проводятся редко, между экзаменационными сессиями не бывает меньше двух месяцев. Экзамены бывают совершенно разными: институтскими, военными, школьными, экзамен в ГАИ, on-line экзамен и т. д., — но все они объединены одинаковыми традициями.

Экзамены, их виды и история

Существуют различные формы и виды экзаменов. По теоретическим предметам экзамены проводятся в устной и письменной форме. По своим целям экзамены делятся на школьные и государственные. Существуют следующие виды школьных экзаменов: вступительные, переводные, выпускные. При помощи этих экзаменов проводят проверку знаний вновь поступающих, переходящих в следующий класс (курс) и оканчивающих учебное заведение.

Сложившись еще в эпоху петровских преобразований, система школьных экзаменов в нашей стране претерпела ряд изменений и не один раз реформировалось. Система школьных экзаменов, получившая наибольшее развитие в 19 веке, вызвала в начале 20 века резкий протест со стороны ряда педагогов, указывавших на то, что она приучает к механической зубрёжке в ущерб пониманию и активности учащегося, что в ней много зависит от случайности и т. п. “Не для знания, для экзамена учимся” – поговаривали в то время. В связи с этим были попытки несколько изменить систему экзаменационных испытаний, однако грянула Февральская революция 1917 года, а вслед за ней и Октябрьская. Начались социалистические преобразования, которые не обошли стороной и систему народного образования.

После Октябрьской революции 1917 года экзамены были отменены. Однако недостаток систематических знаний у оканчивающих школу заставил восстановить систему периодической проверки знаний учащихся в СССР.

По этому поводу 5 сентября 1931 года было принято специальное постановление ЦК ВКПб “О начальной и средней школе” . В 1932 году появилось постановление ЦК ВКПб “Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе”, в котором указывалось на необходимость проведения в конце года проверочных испытаний для всех учащихся. В том же году были введены обязательные приёмные испытания по главным общеобразовательным предметам для поступающих в высшие учебные заведения. До 1956-57 учебного года экзаменационная система общеобразовательной школы строилась на сочетании переводных экзаменов, где проверялись знания учащихся за данный учебный год, с выпускными экзаменами, где проверялись знания за ряд лет или за весь курс обучения. В целях разгрузки учащихся, с 1956 – 57 учебного года переводные экзамены были отменены, и учащиеся переводились в следующие классы по годовым оценкам знаний. Подобные выпускные школьные экзамены с некоторыми изменениями сохранились и до настоящего времени.

Бланк ЕГЭ для ответов на блоки A и B экзамена

Распад СССР и последующие за этим реформы внесли изменения в систему образования в Российской Федерации.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) был введен на территории России в отдельных районах сравнительно недавно. В 2007 году Государственной Думой был принят Федеральный Закон об использовании ЕГЭ на всей территории России.

Ключевая цель введения ЕГЭ безусловно одна. Это попытка дать равные условия при сдаче выпускных экзаменов в школе и поступлении в ВУЗы. При проведении данного вида экзаменов по всей территории страны предлагаются задачи одинаковой сложности и единая градация оценки, эти меры дадут возможность сравнивать выпускников школ по их уровню знаний.

Выпускникам, сдававшим ЕГЭ, по окончании всех экзаменов в общеобразовательных учреждениях выдаются аттестат о среднем (полном) общем образовании и свидетельство о результатах ЕГЭ. В свидетельстве проставляются баллы по каждому общеобразовательному предмету, сданному в форме ЕГЭ.

Экзамены воспитывают в сдающем чувство ответственности, что очень важно в педагогическом отношении. Если они и требуют большой затраты энергии и сил, причиняют воспитанникам много волнений и беспокойства, то и в этом можно видеть прекрасную подготовку к жизни, вовсе не усеянной розами. Однако такого взгляда на экзамены держатся далеко не все в педагогическом мире; особенно несогласны с ним врачи и родители. Первые настаивают на том, что экзамены безусловно вредны для здоровья учащихся; установлено, например, что во время экзаменов ученики теряют в весе и т. п. Родители и некоторые педагоги полагают, что контролировать учителей и учеников надо в продолжение всего учебного года и так рационально поставить этот контроль, чтобы экзамены стали не нужны. Во время экзамена ученик находится в совершенно особенном, ненормальном состоянии, что вместе с краткостью времени не позволяет считать его ответ надежным показателем его знаний [1]. Сам характер обучения, по мнению противников экзаменов, принимает весьма нежелательные формы, превращаясь у иных преподавателей в сплошное натаскивание к экзаменам.

Многие студенты в году небрежно относятся к своим обязанностям, надеясь к экзаменам все подогнать и восполнить вce пробелы; уровень познаний, таким образом, понижается, а отнюдь не повышается, как утверждают защитники экзаменов. Решающее значение экзаменов заставляет учеников прибегать к разным уловкам и обманам (шпаргалки и прочее), лишь бы получить удовлетворительную отметку, и в этом смысле экзамены имеют деморализующее влияние на учеников.

Переэкзаменовка

Слово “переэкзаменовка” является жаргонным школьным и студенческим выражением, подразумевает повторную сдачу (пересдачу) экзамена, повторный экзамен[2]. Тема переэкзаменовки и сдачи “хвостов” часто встречается в художественной и публицистической литературе:

Конечно, – говорю я, – вы не станете ученее оттого, что будете у меня экзаменоваться еще пятнадцать раз, но это воспитает в вас характер. И на том спасибо.

— А.П.Чехов. Скучная история[3]

Примечания

Ссылки

Источники

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Экзамен экзаменов: единому госэкзамену 10 лет / Newtonew: новости сетевого образования

В России закону о ЕГЭ исполняется 10 лет, но сам концепт ЕГЭ существует значительно дольше. Первые опыты с проведением единого экзамена датируются 1997 годом. Тогда в некоторых школах начали проводить тестирование согласно методике ЕГЭ. Тесты были довольно сырые, но зато концептуально оформленные. Идеологом внедрения ЕГЭ стал нынешний ректор РУДН Владимир Филиппов, а в прошлом министр образования РФ (также Филиппов активно выступал за присоединение России к болонской системе высшего образования). В интервью ТАСС Филиппов рассказал:

 

Идея (ЕГЭ) принадлежит всему нашему образовательному сообществу. В явном же виде она была впервые высказана на Съезде работников образования в Кремле в начале января 2000 года.

Владимир Филиппов

Спустя год после съезда в Кремле, в 2001 году, эксперимент с ЕГЭ был проведён в республиках Чувашии, Марий Эл, Якутии, в Самарской и Ростовской областях. Школьники сдавали экзамены по русскому языку, математике, биологии, физике, истории, химии и обществознанию. В те времена результаты единого тестирования не являлись обязательными для поступления в вуз. Но это изменилось в 2009 году, когда экзамен стал общеобязательным. На сегодня ЕГЭ проводится по 18 дисциплинам и является обязательным для всех поступающих в высшие учебные заведения.

 

(источник: greenmama.ru)

 

В последующие годы список регионов, проводящих экзамен, рос вместе с количеством участвующих в эксперименте выпускников. На практике обкатывались технологии сбора и обработки данных, шла подготовка кадров, а самое главное — развивалась общественная дискуссия по вопросу ЕГЭ.

Иностранный опыт

На территории бывшего СССР выпускные экзамены вроде ЕГЭ не являются чем-то уникальным. Аналогичные экзамены существуют на Украине (ЗНО — Внешнее независимое оценивание), Казахстане (ЕНТ — Единое национальное тестирование), Беларуси (Централизованное тестирование) и Азербайджане (TQDK — Госкомиссия по приёму студентов).

Все эти системы не идентичны, различаются мелкими и крупными деталями, но в принципе решают одну и ту же задачу — привести школьное образование к более-менее единому стандарту и дать возможность всем выпускникам школ поступать в те вузы, в какие те пожелают — вне зависимости от расстояний, денег и личной заинтересованности участвующих в приёме абитуриентов лиц.

За рубежом одна из самых долговечных и продвинутых тестовых аттестационных систем применяется в США. Американские колледжи и вузы принимают следующие распространённые виды экзаменов: SAT (Scholastic Achievement Test) — запущен в 1926 году,подготовлен службой педагогического тестирования ETS (Educational Testing Service — 1947 год) и комитетом по колледжам (College Board — 1899 год), и тест ACT (American College Testing) — 1959 год.

Остатки советской системы и предпосылки к внедрению

Российская система образования унаследовала очень много от советских времён. Экзамены были одним из больных вопросов образовательной системы. Коррупция (например, покупка медицинских справок для получения льготного статуса абитуриента), невозможность поступить в вуз детям из отдалённых населённых пунктов, отсутствие единых вступительных стандартов, что превращало вузы в «государства в государстве» со своими правилами и процедурами поступления. Теперь же все вузы имеют список предметов и баллов, которые необходимо набрать абитуриенту. Набираешь нужное количество — проходишь.

 

(источник: medicinform.net)

Раньше ученику нужно было сдавать два испытания: один выпускной экзамен по всем школьным предметам, а второй — вступительный в самом вузе. Стоит сказать, что сегодня некоторые вузы с особым статусом (например, СПбГУ и МГУ), а также творческие вузы (различные художественные и театральные) сохранили свои специальные вступительные конкурсы.

По словам бывшего министра образования РФ Владимира Филиппова, внедрение ЕГЭ было связано с двумя большими проблемами, которые сохранились со времён СССР: «Во-первых, нам нужен был объективный механизм оценки качества выпускников школы, потому что до ЕГЭ в школе, как правило, тот же учитель, который учил, и выставлял оценку на экзаменах — то есть фактически самому себе, поэтому двойки были крайне редки. Во-вторых, была проблема, связанная с вузами, которые предъявляли разные требования к абитуриентам на одни и те же специальности, которые иногда даже превосходили уровень школьной программы.

Ещё одна проблема заключалась в том, что для жителей Сибири и Дальнего Востока, например, в силу расстояния и денежных затрат, было сложно приехать в другой город, чтобы подать документы в вуз. Особенно учитывая тот факт, что при каждом из них существовали свои платные подготовительные курсы, выпускникам которых всегда было гораздо легче поступить».

 

(источник: vse-frazi.ru)

Такие предпосылки создали условия для модернизации выпускной аттестационной формы и приведении её к единому образцу. Филиппов и его последователи сделали для этого очень много. Благодаря их работе школьникам из далёких деревень, городов и посёлков в Сибири, на Дальнем Востоке или на северном Урале теперь не нужно тратить гигантские деньги на переезды к местам вступительных экзаменов в центральных университетах. Благодаря ЕГЭ можно всего лишь послать копии результатов экзаменов по почте и наслаждаться тёплым летом. Эта возможность бесценна, ведь теперь людям гораздо легче воспользоваться образовательным социальным лифтом. Благодаря учёбе в вузе вчерашние выпускники имеют возможность начать жить в крупном городе и раскрыть свой потенциал.

Сопротивление

Образовательное сообщество раскололось из-за вопроса внедрения ЕГЭ. Существовали (и до сих пор существуют) большие группы преподавателей, родителей, студентов и школьников, которые понимают все плюсы и минусы ЕГЭ, но всё же выступают за. А есть те, кто против. Так, противниками ЕГЭ являются преподаватели вузов, потому что раньше они могли заниматься репетиторством и готовить детей конкретно в свой университет. Раньше преподаватели СПбГУ готовили выпускников исключительно к экзаменам в СПбГУ, преподаватели ИТМО готовили в ИТМО и так далее. ЕГЭ предъявил общие требования, уничтожив старую систему, а многие преподаватели вузов лишились дополнительного заработка. «В свою очередь, ректоры были против, потому что при помощи своих вступительных экзаменов сами решали, кого принять, кого нет», — вспоминает Владимир Филиппов.

Плюсы и минусы ЕГЭ

ЕГЭ позволяет сравнивать качество школьного образования в разных частях страны. Однако, как любая сложная система, ЕГЭ не идеален. У экзамена огромное количество минусов, которые часто являются зеркальным отражением его плюсов.

 

(источник: pikabu.ru)

 

Например, одно из декларируемых достоинств ЕГЭ в том, что экзамен предусматривает абсолютную открытость, гарантирующую для всех выпускников общие условия. То есть списать практически невозможно — в аудиториях ведётся постоянный контроль, при малейшем признаке списывания или использования смартфона ученик отправляется на пересдачу, а его работа аннулируется. Но, как говорят хакеры, в любой системе безопасности самым слабым звеном является человек. Из-за этого условия для учеников не равные.

Где-то контроль может быть очень жёстким, а где-то нет. Где-то за ученика в открытую может решать учитель, как это случается в мелких сёлах, например.

Автор этого текста учился в университете с парнем из далёкой деревни в Бурятии, родители которого работают в местной школе. Так вышло, что они решали ЕГЭ за своего сына. В этом контексте сложно говорить, что качество знаний сельских выпускников может объективно конкурировать, например, с центральными гимназиями. Но вопрос объективности в целом очень непрост.

 

(источник: livejournal.com)

 

Много лет школьные учителя работали в одной парадигме, а ЕГЭ её изменил. Здесь мы видим, как массово-ориентированная советская школьная традиция встречается с ЕГЭ, который задуман учить по-новому. В итоге к ЕГЭ готовят, исходя из старой модели, что негативно сказывается на качестве знаний. Наверное, исправить это может только новое поколение учителей.

Трудности реализации ЕГЭ

ЕГЭ мешает целый ряд факторов. В первую очередь — сама отечественная школьная традиция. На учителей и школьников оказывается жёсткое давление. От результатов ЕГЭ зависит престиж школы и лояльность чиновников из местного министерства образования. Происходит не процесс учёбы, а погоня за цифрами и показателями. Дети находятся под постоянным прессингом. В идеале ЕГЭ должен развивать ответственность за себя и за свою жизнь, а на практике получается, что школьник ответственен за школу, за учителей, за регион. А ответственность за себя среди этого теряется.

В школе не говорят о том, что после ЕГЭ жизнь не кончается, что можно попробовать снова.

Для школьников ЕГЭ похож на сказку, которая кончается словами «жили они долго и счастливо». После ЕГЭ будто происходит временной обвал. Для подростков, находящихся в процессе становления личности, это очень серьёзный стресс, который многие не выдерживают.

В английском языке есть слово «overcare», что можно перевести как «гиперопека». Но только в российской школе эта гиперопека превращается в порочный круг, где ученик выступает в роли инструмента для достижения количественных показателей.

Помимо бюрократии и коррупции эффективному функционированию ЕГЭ мешают другие факторы. Например, несоответствие учебников тем знаниям, которые предъявляет ЕГЭ. Но это скорее не проблема единого экзамена. Сам ЕГЭ соответствует федеральным стандартам образования, а вот учебники… В России существует огромное количество учебников по многим предметам (история, обществознание и другие), которые могут не совпадать друг с другом. Знания, которые школьники не получают на уроках, должны восполняться с репетитором или на специальных курсах. На этом зарабатывают как школьные учителя, так и преподаватели вузов — система пока находит равновесие сама. Хотя это абсурд, ведь в идеале ЕГЭ должен быть сдан при усвоении школьной программы на уроках.

 

(источник: pikabu.ru)

Проблема учебных материалов усугубляется общим дискурсом относительно качества самих знаний, которые усваивают школьники. Концепция ЕГЭ предполагает, что всем выпускникам нужны будут одни и те же знания для сдачи экзаменов, но, как мы видим из примера выше, это пока что проблема. Например, в 2009 году на журфаке МГУ провели проверочный диктант среди первокурсников, которые ещё вчера сдавали ЕГЭ. Диктант показал, что из 200 первокурсников только 40 человек сделали менее восьми ошибок на страницу текста, остальные допускали до 25 ошибок. Причём серьёзные ошибки были замечены даже у тех, кто сдал ЕГЭ на 100 баллов. Но имеется и другая проблема, которая лежит гораздо глубже.

Школьники из далёких населённых пунктов лишь формально находятся в равном положении перед городскими, ведь в сибирской деревне проблематично найти квалифицированного репетитора по обществознанию или информатике. Таким образом, «стобалльник» из глухой деревни с высокой вероятностью может проиграть в знаниях среднему городскому выпускнику.

Качество знаний

Как же быть с реальными знаниями? ЕГЭ помог их улучшить? Помог детям стать умнее? Сложный вопрос. В университете я проходил практику в одной из лучших гуманитарных гимназий города Улан-Удэ. Два месяца я преподавал обществознание у десятых классов. Дети из почти выпускного класса путают Горбачёва и Брежнева, не знают, в каком году принята Конституция Российской Федерации. В целом их знания об обществе практически не выходят за рамки бытового восприятия. Это не плохо, но означает, что образование плохо даёт широкие знания о мире. Большие концепции, такие как гражданское общество, индивидуализм, гуманизм, да даже коммунизм для многих из этих детей недоступны и часто неинтересны.

Это грустно, ведь такие знания — не просто слова в учебниках. Эти концепции определяют жизни миллионов людей в десятках странах. Это знание выступает платформой личности и общества. Хоть это банально, но можно сказать, что у огромного числа российских школьников нет критического мышления, которое жизненно необходимо для современного человека. От этого замедляется процесс взросления и социализации. Доказать этот факт трудно, это надо просто увидеть.

 

(источник: pikabu.ru)

ЕГЭ уничтожило советское наследие в виде медалей за отличную учёбу и льготы при поступлении, связанные с ними. Теперь профильные олимпиады имеют большую ценность: первое место на престижном конкурсе может дать автоматом 100 баллов по нужному предмету. Эта система гораздо понятнее и прозрачнее медалей. Способные дети действительно выделяются в конкурентной борьбе. Школьники на практике применяют свои знания и умения, добиваясь победы и зависят лишь от себя, а не от администрации школы, которая решает, кому дать медаль, а кому нет. ЕГЭ помогает выделять действительно экстраординарных детей, а не только тех, кто просто хорошо разбирается в школьной программе. Но ради справедливости стоит отметить, что с 2016 года золотая медаль и выполненные нормы ГТО стали давать по 10 баллов, соответственно.

Благодаря ЕГЭ многие способные выпускники покинули маленькие депрессивные города и регионы, перебравшись туда, где их таланты и способности более востребованы. Некоторые вернулись домой после получения отличного образования. Они работают на благо своего дома, что тоже почётно. На своём примере могу сказать, что из почти 90 человек моего выпуска 2010 года больше половины благодаря ЕГЭ сумели уехать и получить первоклассное образование.

Проблемы реализации

Обучение по-новому понимают не всегда одинаково. Увы, но тестовая система ЕГЭ — это плюс и минус единого выпускного экзамена. Не первый год общественная дискуссия поднимает вопрос уместности тестовой части экзамена по гуманитарным предметам (русский язык, литература, история и обществознание).

Здесь мы наблюдаем случай, когда микрометры измеряют строительной рулеткой — инструмент хороший, но применяется нелогично.

В последнее время общественная дискуссия и правда начала добиваться успехов. Так, в ЕГЭ по русскому языку остаются те задания, которые проверяют знания языка и грамотность, а не способность решать тесты. Остаётся надеяться, что положенный тренд будет менять ЕГЭ и по другим гуманитарным предметам.

10 лет школьники по всей России в обязательном порядке сдают единый государственный экзамен. Хорош ли он? Трудно сказать. ЕГЭ не идеален, но он лучше того хаоса, что был раньше. Сам прецедент введения ЕГЭ является важным примером для всей нашей страны, ведь ещё никогда в России не было такой мощной подготовки и испытаний перед проведением реформы. ЕГЭ обкатывался семь лет, прежде чем оформиться в законе. Модель ЕГЭ может стать примером, по которому можно работать над многими другими жизненно важными реформами в стране. ЕГЭ показал нам, что важные вопросы необходимо обсуждать и находить пути решения проблем.

 

Кадр из фильма «Гарри Поттер и философский камень» (2001, режиссёр — Крис Коламбус)(источник: hsto.org)

ЕГЭ, может быть, и не делает человека умнее или лучше, но он даёт возможность самым упорным и настойчивым сделать первый шаг на пути в большой жизни. Те, кому это всё не нужно, окажутся за бортом как с ЕГЭ, так и без него.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

Оставить комментарий