Культурное развитие народов ссср и русская культура – – 1980

Культурное развитие народов Советского Союза и — Мегаобучалка

Русская культура.

В годы господства марксистско-ленинской идеологии духовность понималась как особый высший результат общественно-исторической практики людей, как отражение бытия, а главной задачей социалистической культуры объявлялось формирование нового человека, строителя коммунизма. Поэтому вся духовная жизнь была идеологизирована и политизирована.

Для борьбы с несогласными осуществлялась «ждановщина», которая понимается как борьба с инакомыслием, физическое и моральное уничтожение несогласных, обвинение в антисоветизме, аполитичности, в оторванности от жизни. Главным аргументом главного идеолога страны А.А. Жданова было утверждение, что такое искусство народу чуждо, народу не понятно!

Идеологический диктат, ослабевший в годы войны во всех сферах общественной жизни страны, в послевоенные годы был вновь резко усилен. Писатели были вынуждены создавать свои произведения согласно идеологическим установкам партии, чтобы иметь возможность издавать их. Были раскритикованы фильм А.Довженко «Украина в огне» и фильм Л.Лукова «Большая жизнь». Про фильм Довженко заявили, что он превозносит украинский национализм, враждебный политике КПСС. Фильм «Большая жизнь» рассказывал о восстановлении Донбасса. Высказывая свое мнение об этой картине А.Жданов отметил, что «показан не тот Донбасс, который мы сейчас имеем; наши люди – не те люди, которые показаны в фильме…» Критике подверглись также художественные кинофильмы «Свет над Россией» С.Юткевича, «Молодая гвардия» С.Герасимова и другие.

В послевоенные годы в изобразительном искусстве появилось немало полотен на военную тематику. К ним можно отнести картины А.Лактионова «Письмо с фронта», В.Костецкого «Возвращение» и другие. Одновременно всеми способами поощрялось создание картин, изображающих «вождя народов» Сталина, строительство коммунизма.

В ходе боевых действий в Европе последний период войны советские солдаты увидели реальную жизнь реальной Европы, отнюдь не умиравшей с голоду под властью капиталистов. Привыкнув считать свою страну самой лучшей, самой свободной и самой богатой, советские люди теперь воотчию убедились, что они жили едва ли не хуже других. Чтобы избежать дальнейшего развития этих настроений, власти стремятся пресекать проникновение в СССР информации о жизни Запада. СССР начинает отгораживаться еще более непроницаемым для внешнего мира информационным занавесом, чем прежде. В одном из американских фильмов конца 1940-х годов этот занавес был окрещен «железным», и это название стало нарицательным.



В конце 1940-х – начале 1950-х годов произошли многочисленные дискуссии по различным вопросам науки и культуры. С одной стороны, эти дискуссии развитие многих отраслей знаний. С другой, высшее руководство организовывало их прежде всего с целью укрепления идеологического контроля над обществом, борьбы с казавшимися враждебными властям направлениями в науке и культуре.

Известная научная дискуссия состоялась в августе 1948 года на очередной сессии Всесоюзной академии хозяйственных наук им. В.И.Ленина (ВАСХНИЛ). Эта дискуссия привела к утверждению монопольного положения группы академика Т.Лысенко в области агробиологии. В России была разгромлена теоретическая генетика с ее учением о наследственности, которая была уже давно признана в широких научных кругах во всем мире. Пострадала также и далекая от биологии кибернетика, олицетворявшая на Западе прогресс науки. В СССР и генетика, и кибернетика были объявлены «лженауками».

Основные достижения в послевоенной литературе были связаны с разработкой темы Великой Отечественной войны. Наряду с признанными литераторами М.Шолоховым, К.Паустовским, М.Пришвиным и другими появляются новые писатели Э.Казакевич, Б.Полевой, М.Дудин, В.Панова и другие. В 1945 году А.Фадеев написал роман «Молодая гвардия», в котором показал мужественную борьбу советских людей против фашистов. В 1946 году известный поэт А.Твардовский создал стихотворение «Я убит подо Ржевом», ставшее одной из вершин всей послевоенной поэзии.

Поскольку литература всегда признавалась самой значимой частью культуры, внимание власти к ней было наиболее пристальным. В 1946 – 1948 годах был принят ряд партийных и правительственных постановлений относительно литературы. В этих постановлениях содержались отрицательные оценки таких литературных деятелей как А.Ахматова, М.Зощенко и другие. В постановлениях о журналах «Звезда» и «Ленинград» М.М.Зощенко назван «подонком» и «пошляком», а А.А.Ахматова – созидательницей «пустой, безидейной поэзии, пропитанной духом пессимизма и упадничества». На литературные произведения распространялась строгая цензура, авторы постоянно были вынуждены переделывать свои произведения, чтобы иметь возможность их опубликовать.

Смерть Сталина создала условия для «оттепели». Это сложное время. С одной стороны, идет процесс восстановления прерванного в 1930 –е годы авангардного искусства, с другой – впервые очень сильно проявилось западное влияние. В культуре появляется то новое, что позднее будет названо искусством «шестидесятников».

Сложным было вхождение в большую литературу многих писателей – «шестидесятников» (В.Белов, В.Быков, Ю.Нагибин, Е.Носов, А.Солженицын, Ч.Айтматов). Большую роль в том, что они стали известны, сыграл А.Твардовский и сотрудники журнала «Новый мир». Никто из «шестидесятников» в тот период не был наказан, хотя и чувствовали надзор и цензуру. Искусство в эти годы находилось под контролем нового идеолога М.А. Суслова и министра культуры Е.А.Фурцевой.

Духовная атмосфера времен «оттепели» была весьма либеральной. Шла активная реабилитация писателей, которые стали жертвами репрессий. Вновь стали издаваться произведения реабилитированных писателей.

При Хрущеве получили большое распространение различные вечера поэзии, на которых проходили встречи с молодыми поэтами – кумирами поколения. Устраивались также художественные выставки (например, в Манеже), кинофестивали. На таких мероприятиях обычно присутствовал сам Хрущев.

В те годы «властителем дум» стал новый театр «Современник», в котором творили О.Ефремов, О.Табаков, Г.Волчек, Е.Евстигнеев и др. этот театр возник как альтернатива «старым театрам», сделал много авангардным, скандальных спектаклей.

Со второй половины 1960-х годов стали расширяться международные связи советской науки и культуры. Ученые получили возможность участия в международных конференциях. Советские творческие коллективы стали совершать гастрольные поездки по всему миру. При Совете министров был создан Госкомитет по культурным связям с зарубежными странами. СССР вступил в ЮНЕСКО. В 1958 году организуется Международный конкурс исполнителей им. Чайковского. Возобновляется работа Московского кинофестиваля.

В хрущевское десятилетие успешно развивалась наука. На исследования и строительство научных центров выделялись огромные средства. Примером этого может служить формирование крупнейшего научного центра – Сибирского отделения Академии наук СССР. Особенно успешными стали достижения в освоении космоса. 4октября 1957 года был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника Земли, затем космические аппараты достигли Луны. 12 апреля 1961 года состоялся первый в истории полет человека в космос. Первопроходцем космоса стал Ю.А.Гагарин. Успешно развивались самолетостроение, ядерная физика, астрофизика и другие науки. В 1958 году было введено обязательное восьмилетнее образование, а десятилетняя школа переводилась на 11-летнее образование.

После кратковременной «оттепели» наступает длительный период застоя в духовной жизни страны, идет возврат к сталинизму. ЦК КПСС принимает ряд постановлений о повышении бдительности, было создано 9-е отделение в КГБ, сотрудники которого специально занимались наблюдением за благонадежностью граждан, была принята статья 190 УК РСФСР о наказании за хранение и распространении запрещенной литературы.

В эпоху застоя особенное внимание уделялось (и усиленное финансирование) отраслям науки, обеспечивающим оборонную мощь страны. В этой отрасли работали такие крупные ученые как академики И.Е.Тамм, А.Д.Сахаров, Л.А.Арцимович. в 1960 – 1980-е годы СССР произвел большое количество запусков космических пилотируемых кораблей и спутников. Однако даже в науке приоритетные направления ее развития определялись не самими учеными, а решениями партии.

Многие прикладные и фундаментальные исследования финансировались только при условии интереса к ним со стороны военно-промышленного комплекса.

Подконтрольной партии оставалась гуманитарная наука. История советского общества неразрывно связывалась с историей КПСС, а все успехи советского народа приписывались исключительно мудрому руководству со стороны партии. Попытки более объективной трактовки исторического процесса вызывали ожесточенную реакцию со стороны партийных органов.

Все произведения искусства, литературы и кинематографа создавались и оценивались с точки зрения коммунистической морали и ее идеологического влияния на общество. Поддержку получали культурные программы, воспевающие успехи социализма. Огромные средства были выделены на съемку киноэпопеей «Освобождение» и «Судьба». Началась кампания, восхваляющая «героя» Малой Земли Л.И.Брежнева, с вручением ему Ленинской премии по литературе.

Ответом на господство во всех сферах общества коммунистической идеологии явилось возникшее еще в конце 1950-х годов неформальных объединений, кружков. Вначале представители этих движений пытались бороться за улучшение советской системы, против отдельных ее недостатков, но затем перешли к оказанию сопротивления властям.

Слово «диссидент» в переводе с латыни означает «несогласный» или, в переносном смысле, «инакомыслящий». Диссиденство было двух типов: добровольное и вынужденное. Государство выслало из страны приблизительно 170 человек, лишив их гражданских прав, а тысячи уехали сами. Среди них Виктор Некрасов, Эрнст Неизвестный, Илья Кабаков, Михаил Шемякин, Юрий Любимов, Галина Вишневская, Мстислав Растропович, Дмитрий Пирогов и др.

В отличие от диссидентов, которые ориентировались на западное искусство, в России в застойные годы сформировалась группа писателей, которых в дальнейшем стали называть «деревенщиками» не только потому, что они жили в провинции, а главным образом потому, что в их произведениях впервые зазвучала правда о деревне 1930 – 1950-х годов. Это В.Тендряков, Ф.Абрамов, В.Астафьев, В.Белов, В.Распутин, Б.Можаев. Осуждение коллективизации, показ тяжелого положения крестьян в годы войны, бесправия колхозников в первые послевоенные годы – вот круг проблем, которые подняты в этих произведениях.

Несколько лет провел на поселении И.Бродский, позже удостоенный Нобелевской премии за поэтическое творчество. Особое место среди выдающихся деятелей русской эмигрантской культуры занимает А.И.Солженицын. с его именем связано появление в нашей литературе темы сталинских лагерей («Один день Ивана Денисовича») и послевоенной деревни («Матренин двор»). В конце 1960 – начале 1970-х годов, работая в школе учителем математики, он продолжал создавать художественные произведения: «Раковый кортус», «В круге первом», закончил автобиографическое и публицистическое произведение «Архипелаг Гулаг», которое появилось в «самиздате», а затем за рубежом. В 1974 году А.И.Солженицын был выслан из страны как антисоветчик.

Не менее значительной личностью в 170 – 80-е годы был А.Д.Сахаров – академик, «отец водородной бомбы», как и А.И.Солженицын, – лауреат Нобелевской премии.

К 1970 –м годам диссидентское движение переходит на новый этап – правозащитный. Определенным этапом в развитии правозащитного движения явилось создание в 1970 году Комитета прав человека, в который вошли А.Д.Сахаров, В.Н.Чалидзе и А.Н. Твердохлебов, позже к ним присоединился И.Шафаревич.

Правозащитники исходили из основных положений «Всеобщей декларации прав человека», принятой ООН в 1948 году. Главными их требованиями были: свобода личности; восстановление прав репрессированных народов; право наций на самоопределение; свободный въезд и выезд всех желающих; гласность и т.д. Методы, которыми действовал А.Д.Сахаров и его сторонники, были самые лояльные: письма в ЦК КПСС и лично Л.И.Брежневу, обращение к конгрессу США, в ООН.

Но даже это воспринималось как подрыв системы, за что академик А.Д.Сахаров был сослан на 6 лет в город Горький, и ему было запрещено выезжать из страны. В отличие от А.И.Солженицына, А.Д.Сахаров не был антисоветчиком, он верил в мирное сближение капитализма с социализмом, что видно из составленной Сахоровым «Конституции». В этом академик видел гарантию сохранения мира на земле и решение наиболее острых экологических проблем.

В целом правозащитное движение не было массовым, оно охватило тонкий слой столичной интеллигенции, ориентирующейся на западную цивилизацию, в основе которой лежат реформизм и правовая государственность.

Таким образом, можно отметить, что к середине 1980-х годов в нашей стране шел поиск пути преодоления застойных явлений. Необходимость перемен чувствовали и прогрессивные деятели в КПСС.

 

megaobuchalka.ru

Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 25Следующая ⇒

«Культурные особенности развития советского общества в 70 – 80 – е г.г.».

1.Составление конспекта по плану:

1. Введение. С приходом к власти Л.И. Брежнева концепция «развитого социализма» привела к обострению идеологической борьбы социализма и капитализма. В области художественной культуры была провозглашена»золотая середина». С одной стороны – отказ от очернительства; с другой – отказ от лакировки действительности.

С середины 70 –х годов в практику внедрялись госзаказы на постановку фильмов, написание романов, сценариев и пьес. Во второй половине 60 –х гг. усиливается идеологический контроль за средствами массовой информации. Учреждениями культуры.

В 70 – нач. 80 –х гг. уехали из страны: В. Аксенов, А.Солженицын и другие. 2Магнитофонная революция» – записи песен: В.Высоцкого, А.Галич. Ю.Ким, Б.Окуджава, М.Жванецкий и др.В конце 70-х были арестованы почти все лидеры правозащитного движения и национальных религиозных организаций.

Противоречия между властью и обществом углублялись.

2. Творчество художников СССР в 1970-е годы;

Эпоха от хрущевского разгрома левого крыла МОСХа в Манеже в 1962 году до “Бульдозерной выставки” 1974 года, сплотила небольшую группу шестидесятников – нонконформистов – инициаторов выставочной акции, закончившейся бульдозерным разгромом. Последовавшая шумиха и скандал в западных СМИ вынудила советских идеологов немного ослабить давление на некоторых художников, и разрешить, под пристальным присмотром “органов”, “дозированные” экспозиции в небольшом помещении. Таким местом стал профсоюз художников-графиков на Малой Грузинской 28, при котором была создана секция живописи, включившая в себя именно эту группу художников неофициального искусства. Первая выставка секции состоялась в марте 1976 года. До того имели место две выставки неофициального искусства: в феврале 1975 года в павильоне «Пчеловодство» и в сентябре того же года в павильоне «Дом культуры» на ВДНХ.

В неофициальном искусстве СССР 70-80 гг. творчество В.Колотева занимает особое место. Работы Колотева получили высокую оценку искусствоведов в зарубежных музейных экспозициях: в частности в проектах «ИСКУССТВО 60-90гг

Наряду с визуальным образом «защитника Отечества», в эти годы остается популярным образ «строителя новой жизни». Такой визуальный образ современника мы можем встретить в живописных произведениях Михаила Сергеевича Омбыш-Кузнецова 70-80-х годов, посвященных ударным стройкам Сибири: «Хозяйка», 1975 г. (рис.6), «Артерия Нефтехима», 1975 г. (рис.7), «Нефть Сибири», 1976 г. (совместно с В.С. Бухаровым) (рис.8). Все три работы были отмечены на различных всесоюзных и всероссийских выставках дипломами и премиями Министерства культуры СССР и России, Союза художников СССР и ЦК ВЛКСМ.

В 1970-80-х гг. среди «нонконформистов» все более популярными становились формы авангардного искусства, такие как акции, перформансы. Здесь художник представлял не какую-либо работу, а самого себя как носителя идеи.

3. Характер творчества писателей СССР в 1970- е годы;

В 1972 г. были приняты постановления о литературно-художественной критике. В условиях зрелого социалистического общества от работников искусства требовалась партийная требовательность и принципиальность, развитие социалистического реализма как основополагающего творческого метода. Последовал абсолютный запрет на показ реальной действительности. Требовалась упрощенность во всем, никаких символов, чтобы все и всем было понятно. Следовательно, художественное творчество не могло не развиваться двумя параллельными потоками: разрешенное и запрещенное.

В литературе, насаждался определенный идеал поведения, некий устав, которому предлагалось неукоснительно следовать. Первый пункт этого не писаного устава утверждал – партия(и ее вождь, разумеется) всегда права. Даже если не права, человек не вправе обижаться на Родину, партию, не должен озлобляться. Так создавалось ощущение бесконфликтного общества, всеобщего примирения.

Наибольшим читательским спросом в 70-е годы пользовались произведения А. Иванова («Вечный зов», «Повитель», «Тени исчезают в полдень», «Жизнь на грешной земле»), П. Проскурина («Имя твое», «Судьба», «Черные птицы»), А. Черкасова («Хмель», «Конь рыжий», «Черный тополь») и ряда других авторов. Массовая литература, покоящаяся на основах социалистического реализма и социалистического же гуманизма, усиленно пропагандировалась.

Весьма популярными были произведения о войне: Ю.Бондарева («Горячий снег»), В. Быкова(«Волчья стая», «Обелиск», «Знак беды»), К. Воробьева («Крик»), В. Гроссмана («За правое дело», «Жизнь и судьба»). В. Пикуля (Реквием каравану PQ–17»). Авторы больше пишут о неудачах, нежели о победах, размышляют об их причинах, вспоминая и коллективизацию, и 37-й, и 39-й годы. Ставят проблемы нравственных истоков подвига, долга, чести, совести, выбора между жизнью и смертью, исследуют поведение человека в экстремальной ситуации.

Особое развитие получила «деревенская проза». Писатели «деревенщики» (В. Астафьев«Последний пок­лон», В. Распутин «Живи и помни», В. Белов «Привычное дело», М. Потанин «На чужой стороне», произведения В. Шукшина) с ужасом увидели исчезновение русской деревни, обесценивание народной культуры, «религии труда» на земле, т.е. то, во что превратилась наша деревня в эпоху «развитого застоя».

 

4. Архитектура СССР в 1970- е годы;

В противовес «украшательству» предшествующего периода в архитектуре официальных зданий 70-х гг. эталоном стали считать прямолинейность и аскетизм, а господствующей формой — бетонный параллелепипед со сплошными лентами окон. Был взят курс на массовое строительство жилых домов.

В 70-е гг. на окраинах больших городов появились жилищные комплексы оригинальной планировки, в которых обыгрываются местные особенности рельефа и природной среды. В московском образцовом перспективном жилом районе Чертаново-Северное предусмотрена полная изоляция автотранспорта в подземных тоннелях и гаражах. Жилая зона живописно разрежена оврагами и лесом. Расширение ассортимента домостроительных деталей обеспечило застройке большее разнообразие. В пластической разработке зданий на смену былой сухости всё чаще приходят свободная асимметрия и декоративная выразительность форм, напоминающие о постмодернистской архитектуре Запада.
Влияние брутализма дошло и до советской архитектуры, особенно проявившись в 1970‑х — начале 1980‑х годов. В частности, в Москве в этом стиле были построены:

Здание Онкологического центра РАМН (Каширское шоссе, 24, архитектор И. М. Виноградский, 1972-1979)

Пресс-центр Олимпиады 1980 года, ныне здание АПН (Зубовский б-р, 4, архитекторы В. К. Антонов, И. М. Виноградский, А. С. Дубровский, Ю. В. Калмыков, В. М. Орлов, 1976-1979)

«Дом-корабль», жилой дом на Большой Тульской (Б. Тульская ул., 2, архитектор В.Воскресенский, 1976-1981)

«Дом-сороконожка», жилой дом на Беговой (Беговая ул., 34, архитектор А. Д. Меерсон, 1973-1978).5. Достижения СССР в науке и технике в 1970- е годы; В 70-е годы капиталовложения в науку были увеличены, что позво­лило преодолеть отставание в некоторых ее областях. Продолжалась разработка научных программ, начатых в предшествующие годы. В ча­стности, активно проводились космические исследования. Вошли в практику длительные полеты людей в космос. Итоги космических изы­сканий широко применялись в народном хозяйстве, в частности, в гео­логии и рыболовстве. Велись исследования в области электроники и лазерной техники. Было построены несколько атомных реакторов.

Широкое признание получили труды советских исследователей в области радиотехники и электроники (В.А. Котельников), термодина­мики (В.А. Кириллин), прикладной механики и автоматики (А.Ю. Ишлинский). В 1978 г. за научные открытия в области физики был удосто­ен Нобелевской премии академик ПЛ. Капица.

Советские ученые успешно проводили космические исследования.

СССР произвел множество запусков пилотируемых космических кораблей. Для изучения Луны и космического пространства в 1959-1976 гг. осуществлено 24 полета автоматических межпланетных станций, в 1970 г. на Луну была доставлена первая в мире автоматическая лунная станция “Луно-ход-1”. В 1970 г. в Харькове построен самый крупный в стране турбогенератор мощностью 1000 МВт; в 1974 г. спущен на воду атомный ледокол “Арктика”; в 1975 г. осуществлен совместный советско-американский экспериментальный полет космических кораблей по программе “Союз-Аполлон”, построен первый отечественный авианосец “Киев”, на котором базировались самолеты Як-38 вертикального взлета и посадки и вертолеты Ка-25; в 1976 г. создан первый российский аэробус — пассажирский широкофюзеляжный самолет Ил-86; в 1977 г. создана противолодочная быстроходная подводная ракета “Шквал”; в 1978 построен самый крупный в мире вертолет Ми-26; завершено формирование Единой энергетической системы Советского Союза — крупнейшего в мире энергообъединения; в 1979 г. в Институте атомной энергии имени М. В. Курчатова пущена первая в мире термоядерная установка со сверхпроводящими электромагнитами “Токамак-7”, создан многопроцессорный вычислительный комплекс “Эльбрус-Х-1” с быстродействием до 15 млн операций в секунду.

2.Беседа по вопросам:

Задание: 1.Обоснованно ли с Вашей точки зрения, утверждение о формировании в СССР «новой общности – советского народа», носителя «советской цивилизации» и «советской культуры»?2.Используя средства Интернет, представьте хронологическую выборку плакатов социальной направленности за 1977-1980гг. Прокомментируйте полученный результат.

 

 

Знать термины: «Перестройка», «новая общность – советский народ», «советская цивилизация», «советская культура».

 

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

arhivinfo.ru

Культурное развитие народов Советского Союза и русской культуры

Тема: Культурное развитие народов Советского Союза и русской культуры

Цели:

обучающая: сформировать знания о социально-экономическом и культурном развитии СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг.;

в результате урока учащиеся должны:

– характеризовать социально-экономическое и культурное развитие СССР;

– определять положительные и отрицательные стороны экономической реформы

середины 1960-х гг., проявления и причины кризисных явлений в экономике

СССР на рубеже 1970 – 1980-х гг.;

– объяснять противоречия в развитии советской культуры;

– давать оценку социально-экономического, политического и культурного

развития СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг.;

развивающая: развивать навыки сравнения и анализа исторических процессов, явлений;

воспитательная: воспитывать у учащихся чувство озабоченности трудностями бывшей Родины – СССР.

Обеспечение урока: учебное пособие, атлас;

политическая карта мира;

портреты деятелей культуры;

материалы для самостоятельной работы;

тесты контроля знаний.

Достижения советской культуры:

– переход к всеобщему среднему образованию в 1970-е гг.;

– расширение сети ПТУ в связи с необходимостью обеспечения народного хозяйства работниками массовых профессий из-за продолжавшегося экстенсивного развития экономики;

– рост количества вузов. Острая потребность экономики в кадрах из-за низкого уровня подготовки и нецелевого использования специалистов;

– ориентация фундаментальной науки на нужды ВПК;

– отставание от Запада в научно-техническом обеспечении гражданских отраслей, а также электроники, информатики, приборостроения, новейших технологий. СССР не отставал от Запада в фундаментальных исследованиях, но отставал в прикладных работах, особенно в компьютеризации;

– усиление партийно-государственного контроля над литературой и искусством, ужесточение идеологического диктата;

деятельность «шестидесятников». Творчество таких писателей, как В. Солоухин, В. Белов, В. Астафьев, А. Битов, Ф. Искандер, В. Дудинцев, А. Рыбаков, Е. Евтушенко, Р. Рождественский, А. Солженицын. Повести и рассказы В. Шукшина, песни В. Высоцкого, творчество режиссёров А. Тарковского, Ю. Любимова, А. Кончаловского, Н. Михалкова, С. Бондарчука, С. Герасимова, живопись А. Шилова, И. Глазунова, художников-авангардистов;

– запрет публикации литературных произведений, не отражающих позицию властей, демонстрации фильмов, не угодных режиму; преследования выдающихся музыкантов, театральных деятелей, артистов;

– распространение «самиздата»;

– диссидентское движение, которое руководство СССР пыталось представить как движение обиженных одиночек. А. Гинзбург, Ю. Галансков, А. Сахаров, В. Буковский,

Л. Богараз;

Вопросы.

1) Какие задачи в области образования не были решены в рассматриваемый период?

2) Что мешало развитию науки во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг.?

3) Можно ли утверждать, что Л. И. Брежнев продолжил политику Н. С. Хрущёва в отношении творческой интеллигенции?

4) Чем было вызвано появление диссидентского движения?

5) Оказывала ли влияние политика советских властей в области культуры на международные отношения?

6. Закрепление.

1) Дайте определение понятий: застойный период, стагнация, хозрасчёт и самофинансирование, АПК, экстенсивный путь развития экономики, диссиденты, «самиздат», «шестидесятники».

2) Даты:

– время правления Л. И. Брежнева;

– начало «косыгинской» реформы;

– принятие Продовольственной программы.

7. Ориентация на домашнее задание

1) Охарактеризуйте экономическую реформу 1965 г. по плану:

– причины;

– цели;

– сущность;

– преобразования в области промышленности, сельского хозяйства;

– результаты;

– причины неудачи.

2) Докажите, что на рубеже 1970 – 1980-х гг. в СССР начался кризис.

3) Дайте собственную оценку экономической и культурной политики советского руководства.

7. Рефлексия.

Составить синквейн на тему «Реформа».

1) Реформа.

2) Необходимая, эффективная.

3) Гарантирует, сокращает, стимулирует.

4) – СССР вышел из кризисного состояния;

– Происходит экономическая и политическая стабилизация;

– Самый высокий уровень благосостояния людей.

5) Неудача. (Проблемы.Трудности.)

п урока: комбинированный.

multiurok.ru

«Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура» — КиберПедия

Цель:

· определить особенности духовной жизни советского общества

· охарактеризовать культурное развитие СССР в эпоху «развитого социализма».

 

Задание 1.

Таблица для заполнения:

 

Виды искусства Основные идеи
Литература  
Театральное искусство  
Киноискусство  
Изобразительное искусство  
Музыкальное искусство  
Смеховая культура  
Диссидентское, правозащитное движение  

Задание 2.

Ответьте на вопросы:

  • Какие темы преобладали в литературных произведениях?
  • С чьим именем связано движение в защиту памятников истории и культуры.
  • Какое название получило движение в СССР в защиту прав и свобод граждан?
  • Почему в 1965-1968 гг. в СССР зародилось диссидентское движение?
  • Кто из известных деятелей культуры в 70-е начале 80-х гг. оказался за границей? Как вы думаете почему?

Каковы ваши личные впечатления от музыки, кино, живописи, литературы, театра, смеховой культуры 1960-х – начале 1980-х гг.?

Задание 3.

Работа с терминами: Раскрыть суть понятия

«диссиденты»,

правозащитник,

«деревенщики»,

критический реализм,

«экология культуры»,

интеллектуальное (авторское) кино,

авторская песня,

художники – неформалы,

московский концептуализм,

соц-арт.

 

 

Практическая работа № 3.

Тема: Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира»

Цель:

· определить причины перехода мировой политики от разрядки к конфронтации между СССР и США

· охарактеризовать политическое развитие, понять каковы причины конфронтации во внешней политике;

Задание 1.

Раскрыть суть понятий: пражская весна, интеграция, «доктрина Брежнева».

Задание 2.

Выполните тест.

1. Каковы причины ввода советских войск в ЧССР?

а) резкое увеличение количества антиправительственных выступлений в стране

б) реформы, проводимые в Чехословакии, могли подорвать влияние СССР в стране

в) возникла угроза распада страны на Чехию и Словакию

2. В каком году состоялось совещание по безопасности в Хельсинки?

а) 1972г.

б) 1973г.

в) 1975г.

3. Какие страны получали военную помощь от СССР?

а) Пакистан

б) Индия

в) Израиль

4. Когда советские войска вошли в Афганистан?

а) 1975г.

б) 1979г.

в) 1980г.

5. Какая политика называлась «доктриной Брежнева»?

а) переговоры о разоружении

б) сотрудничество с США в области освоения космоса

в) усиление влияния СССР в Восточной Европе.

Задание 3.



а) Из статьи Маршала Советского Союза Н.И.Крылова «Поучительные уроки истории»

Августа 1969г.

Массовое внедрение ракетно-ядерной техники в войска привело к изменению форм организации Вооруженных Сил. Одним из существенных выражений этих изменений является создание ракетных войск стратегического назначения, как главной силы сдерживания агрессора и разгрома его в войне. В этом году советский народ и его Вооруженные Силы отметят 10-летие ракетных войск стратегического назначения как самостоятельного вида Вооруженных Сил.

Ракетные войска – олицетворение военного могущества нашего Советского государства, концентрированное выражение его неограниченных возможностей в области науки, техники, промышленного производства и подготовки высококвалифицированных кадров. Ракетные войска оснащены стратегическими ракетами различных типов с широким диапазоном дальности действий. Ракеты в глобальном варианте, имея неограниченную дальность пусков, способны поражать цели противника в любой точке земного шара с любого направления и высокой точностью.

Нам хотелось бы напомнить любителям военных авантюр, что любая агрессия не останется безнаказанной. Возмездие последует немедленно и неотвратимо. Такая уверенность базируется на высокой постоянной готовности наших Вооруженных Сил, каждой пусковой установки, каждого самолета, корабля, танка и орудия. Наши замечательные системы обнаружения не позволяют противнику осуществлять внезапное нападение.

(Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995гг.).

Учебное пособие для студентов вузов под редакцией А.Ф.Кисилева, Э.М.Щагина.М. Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 1996. с. 557)

б) Из Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Декларация принципов взаимоотношений государств-участников Совещания

Августа 1975г.

II. Неприменение силы или угроза силой



Государства – участники будут воздерживаться в их взаимных, как и вообще

в их международных отношениях, от применения силы или угрозы силой как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций и с настоящей Декларацией. Никакие соображения не могут использоваться для этого, чтобы обосновывать обращение к угрозе силой или к её применению в нарушение этого принципа.

Соответственно государства-участники будут воздерживаться от любых действий, представляющих собой угрозу силой или прямое или косвенное применение силы против другого государства-участника…Равным образом, они будут также воздерживаться в их взаимных отношениях от любых актов репрессалий с помощью силы.

Никакое такое применение силы или угроза силой не будет использоваться как средство урегулирование споров или вопросов, которые могут вызвать споры между ними.

(Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995гг.).

Учебное пособие для студентов вузов под редакцией А.Ф.Кисилева, Э.М.Щагина.М. Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 1996. с. 559)

Ответьте на вопросы:

· Каковы причины перехода к политике разрядки?

· Каких успехов удалось добиться мировому сообществу в ограничении гонки вооружений и предотвращении мировой войны?

· Какую роль отводили ядерному оружию в СССР и США?

· Какие противоречия существовали в оценках хельсинкских мирных инициатив между лидерами СССР США?

 

Задание 4.

Подумай, почему Советский Союз вывел свои войска из Афганистана? Почему эти события называют «советским Вьетнамом»?

 

Практическая работа № 4.

cyberpedia.su

Культура развития народов советского союза. Русская культура 80г.

     В целом “оттепель” оказалась не только кратковременной, но и достаточно поверхностной, не создала гарантий против возврата назад, к сталинской практике. Потепление не было устойчивым, идеологические послабления сменялись грубым административным вмешательством, и к середине 60-х годов “оттепель” сошла на нет, но ее значение выходит за рамки кратких всплесков культурной жизни.Общая характеристика советской культуры периода “застоя”. Более двадцати лет в советской истории существовала эпоха “застоя”, которая в области культуры характеризовалась противоречивыми тенденциями. С одной стороны, продолжалось плодотворное развитие всех сфер научной и художественной деятельности, благодаря государственному финансированию укреплялась материальная база культуры. С другой стороны, усилился идеологический контроль руководства страны за творчеством писателей, поэтов, художников и композиторов.

     За  этот долгий временной отрезок во всех областях социальной жизни наступили серьезные изменения:

     – благодаря научно-техническому и информационному прогрессу произошел раскол и переориентация общественного сознания, особенно среди молодежи, к традиционным ценностям русской культуры и к западным образцам жизни;

     – нечеткая разобщенность, которая наблюдалась среди творческой интеллигенции, приобрела достаточно ясные очертания противостояния двух культур – официально-номенклатурной (часть творческой элиты срослась с высшими эшелонами власти) и национально-демократической (появление и развитие новой народной интеллигенции как великорусской, так и в союзных республиках, автономиях и областях).

     Следует отметить эволюцию форм этого противостояния – от резкого неприятия до установления определенного взаимосогласия и взаимодействия, что было продиктовано жизненной необходимостью изменения ориентиров внутреннего и внешнего развития. Так, логика развития предмета отображения действительности официальной культурой была связана с попыткой сохранения своего доминирующего положения в общественном сознании, что вызвало переход от явного “лакирования” явлений окружающей жизни к традициям неосталинизма, возрождая тем самым духовные ценности русской культуры через военно-патриотическую и культурно-историческую тематику (например, фильмы “Война и мир” и “Андрей Рублев” режиссеров С. Бондарчука и А. Тарковского).Несмотря на все сложности и противоречия, литературно-художественная жизнь 70-х годов отличалась разнообразием и богатством. В литературе и искусстве продолжали жить идеалы гуманизма и демократии, звучала правда о настоящем и прошлом советского общества.Большой популярностью в стране и за рубежом пользовалось творчество национальных писателей: киргиза Ч. Айтматова (повести “Джамиля”, “Прощай Гульсары”, “Белый пароход”, и др.), белоруса В. Быкова (повести “Мертвым не больно”, “Круглянский мост”, и др.), грузина Н. Думбадзе (повести “Я, бабушка, Илико и Илларион”, “Я вижу солнце”).

     На 60-е годы приходится творчество рано ушедшего из жизни (1971) русского поэта Н. Рубцова. Его лирике свойственны предельно простая стилистика, напевная интонация, душевность, неразрывная связь с Родиной.

     Теме  Родины, ее судеб посвящал свои музыкальные  произведения композитор Г.В. Свиридов (“Курские песни”, “Пушкинский венок”), сюиты “Время, вперед”, музыкальная иллюстрация повести А.С. Пушкина “Метель”).70-е годы были временем подъема советского театрального искусства. Особенной популярностью у передовой общественности пользовался Московский театр драмы и комедии на Таганке. На его сцене были поставлены “Добрый человек из Сезуана” Б. Брехта, “Десять дней, которые потрясли мир” по Дж. Риду, “А зори здесь тихие…” Б. Васильева, “Дом на набережной” Ю. Трифонова, “Мастер и Маргарита” М. Булгакова. В 70-е годы началась так называемая “магнитофонная революция”. Песни прославленных бардов записывались в домашних условиях и передавались из рук в руки. Наряду с сочинениями В. Высоцкого, Б. Окуджавы и А. Галича большой популярностью пользовались произведения Ю. Визбора, Ю. Кима, А. Городницкого, А. Дольского, С. Никитина, Н. Матвеевой, Е. Бачурина, В. Долиной. Повсеместно возникали молодежные клубы самодеятельной песни, начали проводиться их всесоюзные слеты. Симпатии молодежи все более завоевывали эстрадные вокально-инструментальные ансамбли (ВИА).

     В целом художественная культура сумела поставить перед советским обществом ряд насущных проблем и попыталась в своих произведениях эти проблемы решить. 

  1. Отечественная культура и “перестройка”

     Обновление  системы государственного социализма, начатое партийным руководством во главе с М.С. Горбачевым в 1985 г. имело большие последствия для всех отраслей культуры. В ходе “перестройки” (1985-1991) развернулась интенсивная ломка сложившихся стереотипов во всех направлениях социокультурной жизни. За шесть лет ситуация в культурной жизни изменилась радикальным образом. Исчез монолит “советской культуры”, искусственно скрепленный идеологическими догмами. Культурная жизнь стала несравненно сложнее, разнообразнее, многовариантнее.

     Перестройка как процесс трансформации советского общества теснейшим образом связана с культурой, игравшей огромную роль в духовной подготовке перемен. Культура стала стержнем идеологической перенастройки общества.

     Решающее  значение для перемен в культурной жизни общества имела политика гласности. Реформаторы рассматривали гласность как необходимое условие курса на демократизацию и ускорение социально-экономического развития. Были смягчены или частично пересмотрены постулаты официальной идеологии. Классовый подход с его идейной непримиримостью постепенно вытеснялся идеей приоритета общечеловеческих ценностей и “социалистического плюрализма” мнений. Однако разрешенный сверху плюрализм мнений очень быстро вышел за рамки социалистического.Для “перестройки” характерны идейные разногласия и политическое размежевание художественной интеллигенции, что раскололо некогда единые творческие союзы. Из парадных казенных мероприятий съезды творческой интеллигенции превратились в дискуссии. Появлялись новые группировки, хотя их организационное оформление сдерживалось трудностью раздела собственности, принадлежавшей союзам. Нестабильность политической и экономической ситуации и облегчение процедуры выезда привели к новой волне эмиграции из страны. Нормализация отношений с Русским зарубежьем и современные средства транспорта и коммуникации помогали поддерживать единство российской культуры. В СССР стала свободно продаваться эмигрантская периодика.

     Ослабление  цензуры вызвало бурный поток  публикаций на ранее запретные темы. На первый план выдвинулось обсуждение и осуждение “деформаций социализма”, которых накопилось немало за 70 лет существования советской власти. Среди авторов острокритических публицистических статей преобладали “шестидесятники”. 
Мотив всеобщего греха, плахи заставляет прибегать к таким формам художественного образного мышления как притча, миф, символ (“Плаха” Ч. Айтматова, фильм “Покаяние” Т. Абуладзе).Смягчение идеологического диктата позволило расширить культурно-информационное пространство, в котором жило общество. Массовый читатель получил доступ к литературе, которая десятилетиями пряталась в спецхранах. За два-три года “толстые” литературно-художественные журналы вернули читателям десятки произведений ранее запрещенных авторов. Граница между подцензурной литературой и “самиздатом” размывалась. На экраны возвращались “полочные” (не пропущенные в свое время цензурой) фильмы, на сцены театров – “старые новые” пьесы. Началась реабилитация диссидентов.

     Характерным явлением духовной жизни конца 80-х  гг. стало переосмысление истории  советского периода. Еще раз нашла своеобразное подтверждение мысль о том, что в России непредсказуемо не только будущее, но и прошлое. Стали публиковаться документы, недоступные ранее даже специалистам. Наблюдался всплеск интереса к публицистическим произведениям и документальной прозе.Важнейшей особенностью художественной ситуации 80-х гг. является возникновение мощного потока “возвращенной” художественной культуры. Российская общественность получила возможность открыть для себя сознательно изгнанные ранее из отечественной культуры имена и произведения, широко известные на Западе: лауреатов Нобелевской премии Б.Л. Пастернака, А.И. Солженицына, И. Бродского, а также В.В. Набокова, Э. Лимонова, В. Аксенова, М. Шемякина, Э. Неизвестного.  

     По  многообразию творческих стилей, эстетических концепций, пристрастий к той или иной художественной традиции, культура конца 80-х начала 90-х гг. напоминает начало XX в. в русской культуре.Отечественная культура как бы добирает несостоявшийся естественный момент своего развития (спокойно пройденный западно-европейской культурой XX в.) и насильственно остановленный известными социально-политическими событиями у нас в стране. 

     Вместе  с тем ликвидация цензуры и  политика “открытых дверей” в культурном обмене имели и негативную сторону. В страну устремились сотни проповедников различных конфессий, религиозных школ и сект, которые формировали свои отделения в СССР. На смену идеологическому диктату в искусстве пришел диктат рынка. В поток массовой западной культуры вливалась низкопробная отечественная продукция.

     К концу перестройки государственная  культурная политика должна была решать принципиально новые задачи: как обеспечить поддержку высокого уровня отечественной культуры в рыночных условиях и цивилизованными мерами регулировать распространение массовой культуры. 

  1. Русская культура 80г.
 

     Конец XIX – начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем всю европейскую  культуру, явившемся следствием разочарования  в прежних идеалах и ощущением  приближения гибели существующего  общественно-политического строя.

     Но  этот же кризис породил великую эпоху – эпоху русского культурного ренессанса начала века – одну “из самых утонченных эпох в истории русской культуры. Это была эпоха творческого подъема поэзии и философии после периода упадка. Это была вместе с тем эпоха появления новых душ, новой чувствительности. Души раскрывались для всякого рода мистических веяний, и положительных и отрицательных. Никогда еще не были так сильны у нас всякого рода прельщения и смешения. Вместе с тем русскими душами овладели предчувствия надвигающихся катастроф. Поэты видели не только грядущие зори, но что-то страшное, надвигающееся на Россию и мир… Религиозные философы проникались апокалипсическими настроениями. Пророчества о близящемся конце мира, может быть, реально означали не приближение конца мира, а приближение конца старой, императорской России. Наш культурный ренессанс произошел в предреволюционную эпоху, в атмосфере надвигающейся огромной войны и огромной революции. Ничего устойчивого более не было. Исторические тела расплавились. Не только Россия, но и весь мир переходил в жидкое состояние… В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни” .

     В эпоху культурного ренессанса произошел как бы “взрыв” во всех областях культуры: не только в поэзии, но и в музыке; не только в изобразительном искусстве, но и в театре… Россия того времени дала миру огромное количество новых имен, идей, шедевров. Выходили журналы, создавались различные кружки и Общества, устраивались диспуты и обсуждения, возникали новые направления во всех областях культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В силу специфики российской истории  и, в частности, наличия в обществе принципиально отличных друг от друга социально-экономических укладов и социокультурных слоев, осознание необходимости преобразований происходит, как правило, очень непросто. Ключевский подчеркивал, что особенностью стран, отставших от передовых держав, является то, что «нужда р-форм назревает раньше, чем народ созревает для реформы». В России первыми понимали необходимость реформ интеллигенция или отдельные представители господствующей элиты, испытавшие на себе определенное влияние западной культуры. Однако в силу инертности подавляющей части общества и отчужденности государственной власти идеи реформ, как правило, распространялись крайне мед-ленно. Это, в свою очередь, нередко провоцировало их радикальных сторонников на антиправительственные выступления или, по меньше мере, на пропаганду. Подавление этих движений (например, декабристов и народников в XIX в., диссидентов в прошлые десятилетия) лишь вызывало обратную реакцию и отдаляло реформы.Вместе с тем, идея необходимости преобразований постепенно проникала в умы государственных деятелей и именно государство начинало реформы. Отсюда огромное, решающее значение для судеб преобразований имела позиция верховной власти: царей, императоров, генсеков, а ныне, и президентов. Отдельные из них были в числе первых, кто осознал и начал реформы.

     В сложных исторических и природных условиях Россия выстояла, создала свою самобытную оригинальную культуру, оплодотворенную влиянием как Запада, так и Востока, и, в свою очередь, обогатившую своим воздействием другие культуры, перед современной отечественной культурой стоит сложная задача – выработать свой стратегический курс на будущее в быстро меняющемся мире. Для этого есть важная предпосылка – достижение всеобщей грамотности, значительный рост образованности народа. Тем не менее решение этой глобальной задачи чрезвычайно сложно, так как упирается в необходимость осознания глубинных противоречий, присущих нашей культуре на всем протяжении ее исторического развития. 
 
 
 

     СПИСОК  ИСТОЧНИКОВ 

  1. Бледный С., Грехов В. История отечественной  культуры ХХ века – начала XXI века. Учебное пособие. М., 2006.
  2. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина и М.С. Кагана. – М.: Юрайт. 2005, 566 с.
  3. Культурология. Учебное пособие. Борисов О.С., Свечникова Н.О. и др. СПбГУ ИТМО; 2008, 483с.
  4. История русской культуры IX-XX веков. Под ред. Л.В. Кошман. Учебное пособие. М.,  2006.
  5. Мировая художественная культура. XX век. Литература.  Манн Ю.В., Зайцев В.А. и др.СПб.: Питер, 2008, 464с.,

stud24.ru

культурное развитие народов советского союза и русская культура, история

Lolitakrutaja

29 дек. 2015 г., 4:20:56 (3 года назад)

смотря какое время ты имеешь в виду и кто стоял у руля СССР, ведь в каждое время были свои новообразования и введения. Начало зарождения СССР после революции 1917 года началось массовое свержение всех классов, другая постройка общества, а самое главное, это перемена культурных взглядов у всех народов СССР, меняется менталитет, начинается ненавист к капиталу уже в глобальном смысле, аттеизм и вера, что коммунизм постоится через социализм и обеда рабочего класса над всеми!  20-е и 30-е годы как ты понимаешь это построение общества и смена культурных ценностей,уже добивают тех, кто был верен царю и кто не сумел сбежать из России, когда была возможность! 40-е годы. это уже коммунизм во всю бьёт у многих народов появляется общая культура и общее образование. народы руспублик СССР знают свой родной и русский, начинают учить и немецкий….а так же поднимается такое понимаение, как “Жить и Трудиться на благо Родины и Вождей!” нет понятия жить для себя, есть для Родины(СССР) и Сталина (девиз к примеру “работать так, чтобы товарищ ь Сталин сказал “спасибо!” т.е многие уже работают на совесть и на благо своей страны и отвечают за то что делают! Чем не культурная ценность всех народов работать на совесть, чтобы другие работали так же?!) в Тоже время в 30+е и 40-е и 50е и т.д идёт сохранность многих уцелевших памятников культуры, великим людям, победам (1612 год Окончание смуты 1812 год и.тд) Но при этом быт людей очень медленно менялся, каждая семья по сути была одинакова. и всё было таким же, т.е все были равны и не было лучше или хуже! Ценили то , что есть, что сделали, то сохранаяли и продолжали!  Время Хрущёва, это время новых перемен, “оттепель” – новые идеи, планы, новые ценности! А время Брежнева “Застой” – ничего не было нового, ничего не изменилось со времём Хрущёва. т.е общество простаивало духовно и культурно на 1-ом месте!

istoria.neznaka.ru

культурное развитие народов Советского Союза и русская культура., литература

Nike01

30 апр. 2013 г., 21:09:30 (5 лет назад)

смотря какое время ты имеешь в виду и кто стоял у руля СССР, ведь в каждое время были свои новообразования и введения. Начало зарождения СССР после революции 1917 года началось массовое свержение всех классов, другая постройка общества, а самое главное, это перемена культурных взглядов у всех народов СССР, меняется менталитет, начинается ненавист к капиталу уже в глобальном смысле, аттеизм и вера, что коммунизм постоится через социализм и обеда рабочего класса над всеми!  20-е и 30-е годы как ты понимаешь это построение общества и смена культурных ценностей,уже добивают тех, кто был верен царю и кто не сумел сбежать из России, когда была возможность! 40-е годы. это уже коммунизм во всю бьёт у многих народов появляется общая культура и общее образование. народы руспублик СССР знают свой родной и русский, начинают учить и немецкий….а так же поднимается такое понимаение, как “Жить и Трудиться на благо Родины и Вождей!” нет понятия жить для себя, есть для Родины(СССР) и Сталина (девиз к примеру “работать так, чтобы товарищ ь Сталин сказал “спасибо!” т.е многие уже работают на совесть и на благо своей страны и отвечают за то что делают! Чем не культурная ценность всех народов работать на совесть, чтобы другие работали так же?!) в Тоже время в 30+е и 40-е и 50е и т.д идёт сохранность многих уцелевших памятников культуры, великим людям, победам (1612 год Окончание смуты 1812 год и.тд) Но при этом быт людей очень медленно менялся, каждая семья по сути была одинакова. и всё было таким же, т.е все были равны и не было лучше или хуже! Ценили то , что есть, что сделали, то сохранаяли и продолжали!  Время Хрущёва, это время новых перемен, “оттепель” – новые идеи, планы, новые ценности! А время Брежнева “Застой” – ничего не было нового, ничего не изменилось со времём Хрущёва. т.е общество простаивало духовно и культурно на 1-ом месте!

literatura.neznaka.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *