Тематика курсовых работ по детской психологии
Тематика курсовых работ
Тематика курсовых работ по детской практической психологии
1 направление: Психологическое здоровье дошкольника
1. Творческое развитие личности ребенка 5-6 лет в продуктивных видах деятельности.
2. Развитие нравственных чувств у детей 5-6,5 лет в процессе игровой деятельности.
3. Развитие эстетических чувств у детей 4-6 лет в процессе изодеятельности.
4. Развитие эстетического вкуса в процессе музыкальных занятий у детей 4-5 лет.
5. Развитие эстетического вкуса в процессе музыкальных занятий у детей 5-6 лет.
6. Развитие эстетического вкуса в процессе музыкальных занятий у детей 6-7 лет.
7. Развитие музыкального кругозора в условиях музыкальных занятий у детей 5-6 лет.
8. Развитие музыкального кругозора в условиях музыкальных занятий у детей 4-5 лет.
9. Развитие музыкального кругозора в условиях музыкальных занятий у детей 6-7 лет.
10. Развитие музыкальности в процессе музыкальных занятий у детей 6-7 лет.
11. Развитие музыкальности в процессе музыкальных занятий у детей 4-5 лет.
12. Развитие музыкальности в процессе музыкальных занятий у детей 5-6 лет.
13. Развитие нравственных чувств у детей 5-6,5 лет в процессе учебно-игровой деятельности.
14. Мотивация выбора партнера для игровой деятельности у детей 4-5 лет.
15. Мотивация выбора партнера для игровой деятельности у детей 5-6 лет.
16. Мотивация выбора партнера для игровой деятельности у детей 6-7 лет.
17. Развитие умственных способностей детей 4-5 лет в процессе сочинения ими сказок и фантастических историй.
18. Развитие умственных способностей детей 4-5 лет в процессе продуктивных видах деятельности.
19. Развитие умственных способностей детей 5-6 лет в процессе продуктивных видах деятельности.
20. Развитие умственных способностей детей 6-7 лет в процессе продуктивных видах деятельности.
21. Развитие умственных способностей детей 3-4 лет в процессе драматизации (или театрализованной деятельности).
2 направление: Психическое здоровье дошкольника
22. Внимание детей 3-4 лет и возможности его амплификации.
23. Внимание детей 4-5 лет и возможности его амплификации.
24. Внимание детей 5-6,5 лет и возможности его амплификации.
25. Внимание детей 2- 3 лет и возможности его амплификации.
26. Внимание детей 1-2 лет и возможности его амплификации.
27. Внимание младенцев и возможности его амплификации.
28. Развитие памяти детей 5-6,5 лет и возможности ее амплификации.
29. Развитие памяти детей 3-4 лет и возможности ее амплификации.
30. Словесно-логическое мышление детей 5-6 лет и возможности его амплификации.
31. Дискурсивное мышление детей 5-6,5 и его амплификация.
32. Логические операции детей 4-6,5 лет и возможности его амплификации.
33. Наглядно-действенное мышление детей 2-3 лет и возможности его амплификации.
34. Развитие социальных чувств у детей 5-6,5 лет. 35. Волевые действия детей 4-5 лет в условиях стрессовых ситуаций.
36. Волевые действия детей 5-6,5 лет в условиях стрессовых ситуаций. 37. Волевые действия детей 5-6,5 лет и возможности их оптимизации в условиях учебно-игровой деятельности. 38. Развитие эмоциональной сферы ребенка 4-5 лет в продуктивной творческой деятельности. 39. Развитие воображения детей 5-6,5 лет в процессе обучения их рассказыванию.
40. Развитие воображения детей 5-6,5 лет в процессе сочинения ими сказок. 41.Развитие устной речи детей 2-3 лет в процессе общения с воспитателями ДОУ на целевых прогулках.
3 направление: Осложнение психического развития дошкольника
42. Агрессивность ребенка 3-4 лет и коррекционная работа с ним.
43. Агрессивность детей 4-5 лет и коррекционная работа с ними.
44. Агрессивность детей 5-6 лет и коррекционная работа с ними.
45. Специфика коррекционной работы с агрессивными детьми 2-3 лет.
46. Вспыльчивость и ее коррекция в период кризиса у детей 3-3,5 лет.
47. Вспыльчивость и ее коррекция в период «малого кризиса 5-ти лет».
48. Пассивность и ее коррекция в развитии детей 5-6,5 лет.
49. Пассивность и ее коррекция в развитии детей 4-5 лет.
50. Пассивность и ее коррекция в развитии детей 3-4 лет.
51. Гиперактивность и ее коррекция в развитии детей 3-4 лет.
52. Гиперактивность и ее коррекция в развитии детей 4-5 лет.
53. Гиперактивность и ее коррекция в развитии детей 5-6,5 лет.
54. Социальная запущенность и условия ее преодоления у детей 6,5 лет.
55. Педагогическая запущенность и ее преодоление у детей 6,5 лет.
4 направление: Сензитивные периоды психического развития детей дошкольного возраста
56. Психологическое сопровождение детей в период кризиса 3-3,5 лет.
57. Оптимизация общения детей со взрослыми в период кризиса 3-3,5 лет.
58. Оптимизация общения детей со взрослыми в период кризиса 6-6,5 лет.
59. Оптимизация общения детей со сверстниками в период кризиса 6-6,5 лет. 60. Оптимизация поведения детей в период кризиса 6-6,5 лет.
61.Оптимизация самосознания и самооценки у детей 6-6,5 лет. 62. Интеллектуальная компетентность и ее оптимизация у детей 6-6,5 лет.
63. Особенности половой идентификации у детей 3-4 лет. 64. Особенности половой идентификации у детей 4-5 лет. 65. Особенности половой идентификации у детей 5-6,5 лет.
5 направление: Готовность к обучению в школе
66. Интеллектуальная готовность к обучению в школе и оптимизация процесса ее развития.
67. Эмоциональная готовность к обучению в школе и амплификация процесса ее развития у детей 6-6,5 лет.
68. Социальная готовность к обучению в школе и амплификация процесса ее развития у детей 6-6,5 лет.
69. Мотивационная готовность к обучению в школе и амплификация процесса ее развития у детей 6-6,5 лет.
70. Школьные страхи у детей 6-6,5 лет и возможности их психологической коррекции.
71. Мотивы учения детей 6-6,5 лет и оптимизация процесса их развития.
Тематика курсовых работ для проведения лонгитюдных исследований
1. Экспериментальное изучение особенностей образа «Я» у детей 3 – 4лет (4 – 5 лет) (на примере формировании половой идентичности; на примере формирования самооценки и Я – образа в игровой деятельности). 2. Экспериментальное изучение особенностей развития социального поведения у детей 3 – 4 лет (4 – 5 лет).
3. Экспериментальное изучение особенностей развития ощущений у детей 3 – 4 лет (4 – 5 лет).
4. Экспериментальное изучение особенностей развития восприятия у детей 3 – 4 лет (4 – 5 лет) в процессе трудовой деятельности.
5. Экспериментальное изучение особенностей развития языка ребенка 3 – 4лет (4 – 5 лет) в процессе речевой практики.
6. Экспериментальное изучение особенностей развития памяти ребенка 3 – 4 (4 – 5 лет).
7. Экспериментальное изучение (особенностей) воображения детей 3 -4 лет (4 – 5 лет).
8. Экспериментальное изучение (особенностей) формирования моральных чувств у детей 3 – 4 лет (4 – 5 лет).
9. Экспериментальное изучение чувства юмора у детей 3 – 4 лет (4 – 5 лет).
10. Экспериментальное изучение особенностей проявления эмпатии детьми 3 – 4 лет (4 – 5 лет) в межличностном взаимодействии.
11. Экспериментальное изучение особенностей проявления социальных эмоций у детей 3 – 4 лет (4 – 5 лет).
12. Экспериментальное изучение нормативных и ненормативных страхов у детей 3 – 4 лет (4 – 5 лет).
13. Экспериментальное изучение особенностей общения ребенка 3 – 4 лет (4 – 5 лет) в межличностном взаимодействии.
14. Опытно-экспериментальное изучение развития общения ребенка со взрослым в раннем возрасте.
15. Опытно-экспериментальное изучение развития общения ребенка 4 – 5 лет со взрослым.
16. Опытно-экспериментальное изучение развития общения ребенка со сверстниками в дошкольном возрасте.
17. Опытно-экспериментальное изучение возрастных взаимоотношений детей дошкольного возраста.
18. Опытно-экспериментальное изучение гендерной дифференциации в группе детского сада.
19. Опытно-экспериментальное изучение гендерного развития ребенка дошкольного возраста.
20. Опытно-экспериментальное изучение влияния детской субкультуры на социализацию ребенка дошкольного возраста.
21. Особенности формирования уровня притязания как одной из составляющих самосознания.
22. Роль сверстника в формировании произвольного поведения детей предшкольного возраста.
23. Влияние родительских установок на формирование характера ребенка.
24. Зависимость уровня тревожности от самооценки и уровня притязаний.
25. Моделирование как условие развития воображения у дошкольников 4-5 лет.
26. Становление образа себя у детей 4-5 лет. 27. Самосознание дошкольников и роль воспитателя в его формировании (с 4-5 лет).
28. Взаимосвязь «образа семьи» и развитие самосознания дошкольников (4-5 лет).
29. Развития «Я – концепция» у детей предшкольного возраста средствами содержательного общения со сверстниками и воспитателем (с 4-5 лет).
30. Особенности представлений о семье у детей разного психологического возраста.
31. Особенности представлений о семье у детей предшкольного возраста (с 4-5 лет).
32. Роль сказкотерапии в развитии самосознания дошкольников.
33. Смысловое будущее в контексте профессионального самоопределения студентов – психологов.
34. Влияние мотивации на формировании общих умственных способностей у детей предшкольного возраста (с 4-5 лет).
35. Виды конфликтов дошкольников и способы их предупреждения (с 4-5 лет).
studfiles.net
Курсовая работа на тему «Особенности общения детей дошкольного возраста» – Психология ребёнка дошк. и младшего шк. возраста
Курсовая работа на тему «Особенности общения детей дошкольного возраста» – Психология ребёнка дошк. и младшего шк. возраста – StuDocu all_subjectsDocumenteconomicsif_65-fb_messenger_1181188?leaderboard1medicinepsychologyscience_engineeringTickettrendingtrophyМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования1 «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» Институт детства Кафедра возрастной психологии и педагогики семьи Курсовая работа по дисциплине ПСИХОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНИКА И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА на тему «Особенности общения детей дошкольного возраста» Санкт – Петербург 2015 1 Оглавление Введение ……………………………………………………………………………………………… 3 Глава 1. Понятие «Общение» ……………………………………………………………….. 5 Глава 2. Характеристика ребёнка дошкольного возраста ………………………. 7 Глава 3. Особенности общения дошкольного возраста …………………… 9 3.1 Общение со сверстниками …………………………………………………………………….. 9 3.2 Общение с взрослыми …………………………………………………………………………. 12 Заключение………………………………………………………………………………………… 15 Список информационных источников: ……………………………………………….. 16 2 Введение Взаимодействие дошкольника с социальным окружением даёт возможность освоить ценный для ребёнка опыт, сформировать самооценку и без сомнения играет важную роль в его личностном и психическом развитии. Для маленького ребёнка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития. [8c.5] Проблема общения дошкольников со сверстниками и с взрослыми, относительно молодая, но активно развивающаяся в последние десятилетия. Впервые это проблема встречалась в трудах Жана Пиаже (1896 – 1980). Он считал, что сверстник является главным фактором разрушения эгоцентризма у ребёнка и так же способствует социальному и психологическому развитию дошкольника. Данная проблема также рассматривается в трудах М. И. Лисиной, Л. С. Выготского, У. Хартапа, Г.М. Андреевой, А.Н.Леонтьева, Х. и М. Харлау, С. Л. Рубинштейна, А.Кимпински, Б. Коутса. Учёными было выявлено, что коммуникативные способности дошкольников зависят от качества и количества общения со сверстниками. На сегодняшний день, почти все психологи признают факт того, что одну из важнейших ролей в психическом развитии дошкольника играет именно сверстник. Таким образом, цель моей работы – изучение особенностей общения дошкольников со сверстниками и с взрослыми. Объект моей работы – общение дошкольников. Предмет моей работы – процесс общения детей дошкольного возраста со сверстниками и с взрослыми. Задачи моей работы: 1. Изучение понятия общения. 2. Характеристика детей дошкольного возраста. 3. Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками. 3 4. Особенности общения детей дошкольного возраста с взрослыми. 4 Глава 1. Понятие «Общение» Общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов и как информационный процесс, как отношение людей друг к другу и как процесс их взаимовлияния друг на друга, как процесс сопереживания и взаимного понимания. [6] Подобно всякой другой деятельности, общение направлено на удовлетворение особой потребности. Потребность в общении нельзя свести к другим нуждам человека (например, в пище, во впечатлениях, в безопасности, в активности и т.п.) Психологическая сущность потребности в общении состоит в стремлении к познанию самого себя и других людей. [8 с.9] При рассмотрении термина «общение», нужно отметить три основных составляющих: цель общения, содержание общения и средство общения. 1. Цель общения – это то, ради чего люди вступают в контакт. 2. Содержание общения – это информация, которая передаётся от одного человека к другому. 3. Средства общения – это способы передачи информации, которая передается от одного человека к другому в процессе общения. По мнению М.И. Лисиной, при определении общения, нужно опираться на четыре критерия: 1. Первый критерий: общение предполагает внимание и интерес к другому, без которых любое взаимодействие не возможно. 2. Второй критерий: эмоциональная окраска восприятия воздействий партнера. 3. Третий критерий: инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе. 4. Четвёртый критерий: чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партер.[8с.3-4] 5 Общение ребёнка со сверстниками и со взрослыми имеет уникальное значение в дошкольном возрасте. Для ребёнка общение является главным условием формирования его человеческого развития и личности в целом. Две основные характеристики в общении у ребёнка это – «говорение» и «понимание». При «говорении» ребёнок может самостоятельно создавать диалог в соответствии с его интересами, корректировать поведение окружающих его людей и уточнять предъявляемые к нему требования. При «понимании» ребёнок усваивает требования направленные на него со стороны взрослых или сверстников, и корректирует своё поведение в соответствии информации, которую он усваивает. 6 Глава 2. Характеристика ребёнка дошкольного возраста Дошкольный возраст – это дети от 3 до 7 лет. В этом возрасте происходит дальнейшее развитие основных сенсорных систем, приводящее к более точному и дифференцированному восприятию внешнего мира.[4с.158] Это возраст характеризуется ростом познавательной активности, наглядного мышления и развития восприятия. Ребёнок пытается логически мыслить, усваивать знания на основе объяснений и выполнять задания по словесной инструкции. В дошкольный возраст входят 3 подвозраста: 1. младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет 2. средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет 3. старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет При развитии познавательной активности, у ребёнка меняется мышление с наглядно – действенного на наглядно – образное. Теперь ребёнок пытается создать полный и точный образ нового, что бы в дальнейшем ему это помогло в установлении связи между предметами и их свойствами. Развитие восприятия в дошкольном возрасте тесно связано с выделением в структуре действия ориентировочной части. А.В. Запорожец изучал процесс формирования навыка у дете й и показал, что появление ориентировки повышает эффективность выполнения предметного действия.[5 с.6] Восприятие окружающего мира у дошкольников становится более целенаправленным и анализирующим, они стараются использовать такие методы как наблюдение и поиск. В период дошкольного возраста основным средством общения у ребёнка является речь. Ребёнок задаёт очень много вопросов и посредством ответов он расширяет свои знания об окружающем мире. Также дети стремятся сотрудничать с взрослыми, так они открывают для себя знания старших. 7 Ведущий тип деятельности у дошкольника является сюжетно – ролевая игра. В игре, дети могут получить новые знания об окружающем мире и проверить уже имеющиеся. П.П. Блонский дошкольника, в определил процессе игру которой как он «основной упражняет вид активности силы, расширяет ориентировки, усваивает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей среды». [1с.92] Д.Б. Эльконин в своей книге «Психология игры» отмечает: «Человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности». [1 с.92] Игра – это школа социальных отношений, в которой моделируются формы поведения дошкольника. [2с.170] Во время игры у ребёнка развиваются коллективные качества и способность к сопереживанию, он исполняет роли, которые направлены на сверстников. Для дошкольного возраста, также характерно появление у детей самосознания. Исследования показали, что дети начинают себя сравнивать с другими, но в осознании своих умений проявляют скромность. Также они проявляют скромность в самооценке, не желая ставить себя на первое место. Они способны испытывать чувство стыда, если их подозревают в хвастовстве, самохвальстве. [9с.216] 8 Глава 3. Особенности общения дошкольного возраста 3.1 Общение со сверстниками «В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие ребенка в группе сверстников зависит либо от способности к организации совместной игровой деятельности, либо от успешности продуктивной деятельности. У популярных детей наблюдается высокая успешность в совместной познавательной, трудовой и игровой деятельности. Они активны, ориентированы на результат, ожидают положительной оценки. Дети с неблагоприятным положением в группе имеют низкую успешность в деятельности, которая вызывает у них отрицательные эмоции, отказ от работы». [10с.48] Отличительной чертой дошкольного возраста является создания у детей так называемого «детского общества». Это объясняется тем, что у детей возникает потребность в общении друг с другом. Кроме того, именно сверстники дают возможность ребёнку научится критически оценивать поведение и действия другого человека. В дошкольном детстве важным становится статус в группе сверстников. Степень популярности зависит от многих причин: от особенностей поведения дошкольника, форм общения с другими детьми, его знаний, умений умственного развития.[1с.90-91] В отличие общения с взрослыми, общение со сверстниками имеет отличительно яркий и эмоционально – насыщенный характер. При общении, дети могут быть более раскрепощенными друг с другом, они используют более широкий спектр коммуникативных действий, нежели с взрослыми. Другая важная особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламинтированности. Если в общении с взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определённых форм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольник используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения.[3с.171] Дети могут вести себя свободно 9 и раскованно. В отличии от взрослого, сверстник создаёт для ребёнка условия, в которых он может свободно себя проявить. Еще одна отличительная особенность общения сверстников – преобладание инициативных действия над ответными.[3с.171] Ребёнку очень важно, что бы его идея была поддержана ответной активность. Чаще всего сверстники не поддерживают инициативу ребёнка и гораздо чаще, ее поддерживают взрослые. Детские конфликты возникают чаще всего именно по этой причине. Существуют три формы общения дошкольника со сверстниками. Первая – эмоционально – практическая (2-4 года). У ребёнка появляется интерес к другим детям, он ожидает от сверстника участия в его играх, для проявления себя. Ему нужно, что бы сверстник поддержал его деятельность и усилил общее веселье. Оба участника ожидают привлечения внимания, и получения эмоционального отклика партнёра. Эмоционально – практическое общение крайне ситуативное. Оно зависит от обстановки в корой происходит взаимодействие и от действий, которые совершаются партнёром. Ели в ситуацию ввести яркий для детей предмет, взаимодействие может разрушиться. Они переключают своё внимание с партнера на предмет, даже дерутся из – за него. Вторая – ситуативно – деловая (4-6 лет). Для этой формы общения характерно деловое сотрудничество детей, они стараются заниматься общим делом, согласовывать свои действия с остальными партнёрами, что бы дости
www.studocu.com
ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ — МегаЛекции
1. Особенности внимания у детей 3-7 лет.
2. Понимание значения слова детьми 3-7 лет.
3. Особенности использования прилагательных и глаголов в речи детьми 3-7 лет.
4. Взаимосвязь воображения и речи у детей 3-7 лет.
5. Особенности связной речи у детей 3-7 лет (на материале рассматривания картины и рассказывания по картине).
6. Соотношение зрительного и осязательного восприятия формы детьми 3-7 лет.
7. Особенности восприятия цвета детьми 3-7 лет.
8. Особенности наблюдательности и свойств внимания у детей 3-7 лет.
9. Восприятие игрушки детьми 3-7 лет.
10. Соотношение произвольной и непроизвольной памяти у детей 3-7 лет.
11. Особенности самоконтроля у детей 4-7 лет в процессе воспроизведения.
12. Особенности непроизвольной образной памяти у детей 3-7 лет.
13. Операция классификации у детей 3-7 лет.
14. Операция обобщения у детей 3-7 лет.
15. Изучение операции сравнения у детей 3-7 лет.
16. Особенности процесса рассуждения у детей 3-7 лет.
17. Особенности логического мышления у детей 3-7 лет (на материале отгадывания загадок).
18. Осознание своей трудовой деятельности детьми 3-7 лет.
19. Представления о труде взрослых у детей 3-7 лет.
20. Игровые предпочтения у детей 3-7 лет.
21. Особенности конструктивной деятельности в зависимости от образца у детей 4-7 лет.
22. Особенности творческих проявлений в конструировании у детей 3-7 лет.
23. Особенности рисования по замыслу детьми 5-7 лет.
24. Особенности эмоционально-эстетического отношения к действительности в рисунках у детей 4-7 лет.
25. Особенности воображения в изобразительной деятельности у детей 3-7 лет.
26. Представления детей 4-7 лет об отношении к ним педагога.
27. Личностные ожидания детей 4-7 лет в общении со взрослыми.
28. Коммуникативные умения детей 4-7 лет в общении со взрослыми.
29. Уровень самосознания у детей 5-7 лет.
30. Образ «Я» и самооценка у детей 6-7 лет.
31. Осознание мотивационных предпочтений детьми 3-7 лет.
32. Осознание нравственных норм детьми 3-7 лет.
33. Особенности самоконтроля у детей 4-7 лет.
34. Социальные эмоции у детей 3-7 лет.
35. Планирование своей деятельности детьми 3-7 лет.
36. Общая способность к обучению у детей 6-7 лет.
37. Мотивы учения у детей 6-7 лет.
38. Эмоциональное отношение к школе у детей 6-7 лет.
39. Особенности новой внутренней позиции у детей 6-7 лет.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ВЫБОРА МЕТОДИК К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
1. Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. – М.: КСП, 1997
2. Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М. Кризис развития ребенка семи лет: Психодиагностическая и коррекционно – развивающая работа психолога: Учеб. пособ. для студ. высш. учебн. заведен.- М. – 2003. –96с
3. Афонькина Ю.А., Беляева Л.С., Урунтаева Г.А. Изучение психики дошкольника. – Мурманск, 1992
4. Баранова О. Рисунок семьи // Школьный психолог. – 2001.- № 29
5. Битянова М., Барчук О. Диагностика дошкольной зрелости // Школьный психолог. – 2000.- № 30
6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический проект, 2000.- 184с.
7. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Методические рекомендации. – Ростов- на Дону, 2003. – 288с.
8. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. –Мн., 1997
9. Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. – М., 1978
10. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Педагогическая практика в детском саду: Учебн. пособие для студентов пед. учебн. заведений. – М., 1998
11. Ермолаева М.В. Методические указания к использованию психологической карты дошкольника (готовность к школе)/ М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева, -2-е изд., стер.- М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж, 2003.- 64с.
12. Ермолаева М.В., Ерофеева И.Г. Психологическая карта дошкольника (готовность к школе).- Графический материал. – М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж, 2002.- 96 с.
13. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет: Учебн.-метод. пособ. для учителей. – М.: Новая школа, 1996.- 288с.
14. Золотнякова А.С., Любимова Е.Д. Курсовые работы по детской психологии. – М., 1980
15. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – СПб., 2003.- 144с.
16. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб., 2002.-160с.
17. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. – 2-е изд., перер.. и доп. – Ярославль, 2001.-160с.
18. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста /Под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной. – СПб.,2003. – 240с.
19. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1996.- 208 с.
20. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми.- СПБ., 2000.- 150с.
21. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., 1997
22. Немов Р.С. Психология в 3-х кн. Кн.3 Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М., 1995. – гл.7
23. Педагогическая практика студентов факультетов дошкольного образования: Учебн. пособие/ Л.М.Волобуева, В.И. Ядэшко, Л.И. Павлова и др./ Под. ред. В.И. Ядэшко, Л.М. Волобуевой. – М., 1999. – 224с.
24. Практикум по возрастной психологии/ Под. ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб., 2001.- 688с.
25. Прокина Н.Ф. Практикум по детской психологии. –М., 1985
26. Психология дошкольника (Библиографический указатель. 1917-1998 г.г.) /Сост. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина, Д.Ю. Двоеглазова М.Ю. –М., 2000
27. Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного возраста /Под ред. О.М. Дьяченко, А.И. Булычевой. – М., 1996
28. Рогов Е.Н. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. – М., 1995.- 529с.
29. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы/Под ред. И.В.Дубровиной. – 2-е изд. – М., 1995.- 128 с.
30. Семаго Н.М. Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации по проведению обследования и анализу результатов// Школьный психолог. – М., – 2002.- № 9.- с.2-16.
31. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1996.- 192 с.
32. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. –Ярославль, 1995. – 240 с.
33. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. –М., 1996
34. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995
35. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М., 1998
36. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника. –М., 2001. – 224с.
37. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1996.- 240с.
38. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога / Серия «Справочники».- Ростов-на-Дону, 2003.- 384 с.
Контрольная работа № 1
РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
№ 1
1. Роль , игровые действия, игра, содержание игры, сюжет.
2. Художественно-обзорная основа изобразительной деятельности. Взаимосвязь видов изобразительной деятельности.
3. Условия формирования трудовой деятельности дошкольника.
4. Развитие бытовой деятельности.
№ 2
1. Художественный образ, графический образ, знаково-символическая функция, знак, творчество.
2. Исторические корни возникновения игры. Социальная природа игры.
3. Особенности представлений дошкольников о труде.
4. Мотивационно-целевой компонент учебной деятельности.
№ 3
1. Конструирование по образцу, схеме, условию.
2. Предпосылки возникновения игры в онтогенезе.
3. Операционно-технический компонент учебной деятельности.
4. Формирование положительного отношения к труду, развитие мотивов трудовой деятельности.
№ 4
1. Трудовые умения, трудовые навыки, потребность, трудовая деятельность.
2. Характеристика игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте.
3. Предпосылки возникновения изобразительной деятельности в раннем детстве.
4. Контрольно-оценочный компонент учебной деятельности.
№ 5
1. Учебная деятельность, обучение, научение, учебное действие, способ выполнения учебной деятельности.
2. Структура игры. Роль как основная единица игры.
3. Структура конструктивной деятельности.
4. Формирование трудовых навыков, трудовых умений.
№ 6
1. Роль , правила игры, игровые действия, игровой материал.
2. Доизобразительная стадия рисования.
3. Формы трудовой деятельности дошкольника.
4. Знания, умения и навыки в составе учебной деятельности.
№ 7
1. Художественный образ, графический образ, знаково-символическая функция, знак, творчество.
2. Этапы развития игры в дошкольном возрасте.
3. Труд и умственное развитие.
4. Своеобразие методов обучения дошкольников.
№ 8
1. Трудовая деятельность, трудовые умения, трудовые навыки, мотив, потребность.
2. Игра и развитие познавательных процессов, умственные действия.
3. Конструирование по условиям.
4. Овладение самоконтролем и самооценкой в учебной деятельности.
№ 9
1. Учебная деятельность, умения, учебное действие, способ выполнения учебного действия, познавательный интерес.
2. Игра и развитие произвольного поведения, воли.
3. Особенности композиции детского рисунка, цвет дошкольного рисунка.
4. Труд и развитие личности дошкольника.
№ 10
1. Роль, игровые действия, сюжет, содержание игры, игра.
2. Конструирование по замыслу.
3. Труд и развитие творчества, способностей дошкольника.
4. Своеобразие методов обучения дошкольников.
№ 11
1. Художественный образ, графический образ, творчество, знаково-символическая функция, знак.
2. Этапы развития игры в дошкольном возрасте.
3. Труд и общение детей.
4. Условия развития учебной деятельности дошкольника.
№ 12
1. Трудовая деятельность, цель, мотив, трудовые умения, трудовые навыки, потребность.
2. Игра и нравственное развитие дошкольника.
3. Развитие содержания детского рисунка. Факторы, определяющие его содержание.
4. Уровни развития учебной деятельности и готовность к школьному обучению.
№ 13
1. Учебная деятельность, учебное действие, контроль, самоконтроль, обучение.
2. Игра и межличностные отношения детей.
3. Изобразительная деятельность и сенсорное развитие дошкольника.
4. Условия формирования трудовой деятельности дошкольника.
№ 14
1. Игра, роль, игрушка, правила игры, сюжет игры.
2. Конструирование и развитие личности.
3. Особенности представлений дошкольников о труде взрослых.
4. Мотивационно-целевой компонент учебной деятельности.
№ 15
1. Конструирование, образец, схема, мотив, контроль.
2. Исторические корни возникновения игры. Социальная природа игры.
3. Формирование положительного отношения к труду, развитие мотивов трудовой деятельности у дошкольника.
4. Операционно- технический компонент учебной деятельности.
№ 16
1. Трудовая деятельность, трудовые умения, трудовые навыки, цель деятельности, знания.
2. Предпосылки возникновения игры в онтогенезе.
3. Художественно-образная основа изобразительной деятельности.
Взаимосвязь видов изобразительной деятельности.
4. Контрольно-оценочный компонент учебной деятельности.
№ 17
1. Учебная деятельность, обучение, учебное действие, знания, навыки.
2. Характеристика игры как ведущей в дошкольном возрасте.
3. Структура изобразительной деятельности. Ее функции.
4. Конструирование и сенсорное развитие дошкольника.
№ 18
1. Игра, игровые действия, правила игры, сюжет игры, роль.
2. Предпосылки возникновения изобразительной деятельности в раннем детстве.
3. Формирование трудовых навыков и умений у дошкольника.
4. Предпосылки формирования учебной деятельности в дошкольном возрасте.
№ 19
1. Конструирование, схема, образец, контроль, представление.
2. Структура игры. Роль как основная единица игры.
3. Формы трудовой деятельности дошкольника.
4. Своеобразие методов обучения дошкольников.
№ 20
1. Трудовая деятельность, трудовые умения, трудовые навыки, потребность, цель деятельности.
2. Этапы развития игры в дошкольном возрасте.
3. Доизобразительная стадия рисования.
4. Условия развития учебной деятельности дошкольника.
№ 21
1. Учебная деятельность, учебное действие, обучение, знания, контроль.
2. Игра и развитие познавательных процессов, умственных действий.
3. Возникновение изобразительной функции рисования, развитие графических образов.
4. Труд и умственное развитие дошкольника.
№ 22
1. Роль, игрушка, игровые действия, игровые правила.
2. Предпосылки зарождения конструктивной деятельности в раннем детстве.
3. Труд и развитие личности дошкольника.
4. Уровни развития учебной деятельности и готовность к школьному обучению.
№ 23
1. Художественный образ, графический образ, знаково-символическая функция, знак, творчество.
2. Игра и развитие мотивационно-потребностной сферы дошкольника.
3. Условия формирования трудовой деятельности дошкольника.
4. Мотивационно-целевой компонент учебной деятельности.
№ 24
1. Трудовая деятельность, цель деятельности, трудовые умения, трудовые навыки, мотив.
2. Игра и развитие произвольного поведения, воли.
3. Структурные компоненты конструктивной деятельности.
4. Операционно-технический компонент учебной деятельности.
№ 25
1. Учебная деятельность, обучение, контроль, самоконтроль, учебное действие.
2. Игра и нравственное развитие дошкольника.
3. Особенности формы и конструкции изображений в изобразительной деятельности дошкольника.
4. Особенности представлений дошкольников о труде взрослых.
№ 26
1. Игра, игровые действия, правила игры, игрушка, роль.
2. Конструирование по образцу.
3. Формирование положительного отношения к труду, развитие мотивов трудовой деятельности у дошкольника.
4. Предпосылки формирования учебной деятельности в дошкольном возрасте.
№ 27
1. Художественный образ, графический образ, знаково-символическая функция, знак, творчество.
2. Игра и межличностные отношения детей.
3. Предпосылки формирования трудовой деятельности.
4. Развитие учебной деятельности дошкольника.
№ 28
1. Трудовая деятельность, трудовые умения, трудовые навыки, цель деятельности, мотив.
2. Психология игрушки. Значение трудового материала в возникновении и развитии игры.
3. Конструирование по условиям.
4. Своеобразие методов обучения дошкольников.
№ 29
1. Учебная деятельность, обучение, умения, учебное действие, потребность.
2. Исторические корни возникновения игры. Социальная природа игры.
3. Характеристика музыкальной деятельности.
4. Уровни развития учебной деятельности.
№ 30
1. Игра. роль, сюжет игры, содержание игры, правила игры.
2. Конструирование по замыслу.
3. Формы трудовой деятельности дошкольника.
4. Этапы освоения культурно-гигиенических навыков.
Контрольная работа №2
РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ.
№1
1. Общение, мотив, коммуникативные умения и навыки, средства общения, социометрия.
2. Общая характеристика общения, его функции и роль в психическом развитии. Общение как форма усвоения социального опыта.
3. Социометрическая структура группы детского сада.
№2.
1. Социальная перцепция, межличностное взаимодействие, конфликт, педагогическое общение.
2. Характеристика потребности в общении и о основных мотивов общения
со взрослыми. Основные средства общения.
3.Социально-перцептивная структура группы детского сада.
№3
1. Коммуникация, социальная роль, социальный стереотип, речь, психологический барьер.
2. Характеристика ситуативно-личностной формы общения со взрослыми.
3. Актометрическая структура группы детского сада.
№4
1. Общение, идентификация, язык, рефлексия, стереотипизация, группа.
2. Восприятие дошкольником воспитателя.
3. Особенности общения дошкольника с родителями.
№5
1. Коммуникация, социальная роль, социальный стереотип, речь, психологический барьер.
2. Характеристика внеситуативно-личностной формы общения со взрослыми.
3. Социометрическая структура детского сада.
№6
1. Социальная перцепция, межличностное взаимодействие, конфликт, педагогическое общение.
2. Общая характеристика общения, его функции и роль в психическом развитии. Общение как форма усвоения социального опыта.
3. Причины трудностей и конфликтов во взаимоотношениях детей. Пути их устранения.
№7
1. Общение, идентификация, язык, рефлексия, стереотипизация, группа.
2. Характеристика ситуативно-деловой формы со взрослыми.
3. Значение общения со сверстниками для психического развития ребенка.
№8
1. Общение, мотив, коммуникативные умения и навыки, средства общения,
социометрия.
2. Характеристика внеситуативно-познавательнолй формы общения со взрослыми.
3. Функции группы детского сада.
№9
1. Социальная перцепция, межличностное взаимодействий, конфликт, педагогическое общение.
2. Характеристика внеситуативно- личностной формы общения со взрослыми.
3. Особенности взаимоотношения детей в совместной деятельности.
№10
1. Общение, мотив, коммуникативные умения и навыки, средства общения, социометрия.
2. Характеристика внеситуативно-познавательной формы общения. Со взрослыми.
3. Актометрическая структура группы детского сада.
№11.
1. Коммуникация, социальная роль, социальный стереотип, речь, психологический барьер.
2. Характеристика ситуативно-деловой формы общения со взрослым.
3. Особенности взаимоотношения детей в совместной деятельности.
№12.
1. Общение, идентификация, язык, рефлексия, стереотипизация, группа.
2. Характеристика внеситуативно-личностной формы общения со взрослыми.
3. Значение общения со сверстниками для психического развития ребенка. Основные средства общения.
№13.
1. Общение, мотив, коммуникативные умения и навыки, средства общения, социометрия.
2. Особенности общения дошкольника с родителями.
3. Социально-перцептивная структура группы детского сада.
№14
1. Социальная перцепция, межличностное взаимодействие, конфликт, педагогическое общение.
2. Общая характеристика общения, его функции и роль в психическом развитии. Общение как форма усвоения социального опыта.
3. Функции группы детского сада.
№15
1. Общение, идентификация, язык, рефлексия, стереотипизация, группа.
2. Характеристика ситуативно-личностной формы общения со взрослым.
3. Актометрическая структура группы детского сада.
№16
1. Социальная перцепция, межличностное взаимодействие, конфликт,
педагогическое общение.
2. Характеристика ситуативно-деловой формы общения со взрослым.
3. Причины трудностей и конфликтов во взаимоотношениях детей. Пути их устранения.
№17.
1. Общение, мотив, коммуникативные умения и навыки, средства общения, социометрия.
2. Характеристика внеситуативно-познавательной формы общения со взрослыми.
3. Функции группы детского сада.
№18
1. Коммуникация, социальная роль, социальный стереотип, речь, психологический барьер.
2. Характеристика внеситуативно-личностной формы общения со взрослым.
3. Особенности взаимоотношения детей в совместной деятельности.
№ 19
1. Общение, идентификация, язык, рефлексия, стереотипизация, группа.
2. Особенности общения дошкольников с родителями.
3. Социально-перцептивная структура группы детского сада.
№20
1. Социальная перцепция, межличностное взаимодействие, конфликт, педагогическое общение.
2. Характеристика потребности в общении и основных мотивов общения ребенка со взрослым. Основные средства общения.
3. Социометрическая структура группы детского сада.
№21
1. Коммуникация, социальная роль, социальный стереотип, речь, психологический барьер.
2. Характеристика ситуативно-личностной формы общения со взрослым.
3. Актометрическая структура группы детского сада.
№22
1. Общение, идентификация, язык, рефлексия, стереотипизация, группа.
2. Общая характеристика общения, его функции и роль в психическом развитии. Общение как форма усвоения социального опыта.
3. Причины трудностей и конфликтов во взаимоотношениях детей. Пути их устранения.
№23
1. Социальная перцепция, межличностное взаимодействие, конфликт,
педагогическое общение.
2. Характеристика ситуативно-деловой формы общения со взрослым.
3. Социально-перцептивная структура группы детского сада.
№24
1. Общение, мотив, коммуникативные умения и навыки, средства общения, социометрия.
2. Характеристика внеситуативно-познавательной формы общения со взрослым.
3. характеристика форм общения ребенка со сверстниками.
№25
1. Социальная перцепция, межличностное взаимодействие, конфликт, педагогическое общение.
2. Характеристика потребности в общении и основных мотивов общения ребенка со взрослым. Основные средства общения.
3. Социометрическая структура группы детского сада.
№26
1. Коммуникация, социальная роль, социальный стереотип, речь,
психологический барьер.
2. Характеристика внеситуативно-личностной формы общения со взрослыми.
3. Актометрическая структура группы детского сада.
№27
1. Общение, идентификация, язык, рефлексия, стереотипизация, группа.
2. Особенности общения дошкольника с родителями.
3. Значение общения со сверстниками для психического развития ребенка. Основные средства общения.
№28
1. Общение, мотив, коммуникативные умения и навыки, средства общения, социометрия.
2. Характеристика потребности в общении и основных мотивов общения со взрослым. Основные средства общения.
3. Социально-перцептивная структура группы детского сада.
№29
1. Коммуникация, социальная роль, социальный стереотип, речь, психологический барьер.
2. Характеристика ситуативно-личностной формы общения со взрослым.
3. Функции группы детского сада.
№30
1. Общение, идентификация, язык, рефлексия, стереотипизация, группа.
2. Характеристика ситуативно-личностной формы общения со взрослым.
3. Характеристика форм общения ребенка со сверстниками.
Контрольная работа №3
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.
№1
1. Речь, эгоцентрическая речь, автономная речь, ситуативная речь, контекстная речь, объяснительная речь.
2. Особенности проявления внимания в младенчестве и раннем детстве.
3. установление причинно-следственных связей и особенности рассуждения при решении задач дошкольниками.
4. Развитие видов памяти (произвольной и непроизвольной, образной и словесной, логической и механической).
№2
1.Наглядно-образное мышление, синтез, абстрагирование, классификация, обобщение, наглядно-действенное мышление.
2. Основные пути развития дошкольника.
3. Восприятие дошкольниками художественных произведений (рисунка, произведения живописи, литературных произведений, спектакля, музыки).
4. Характеристика образов воображения дошкольников и особенности развития операций создания образов.
№3
1.Память, образная, словесная, логическая, произвольная, непроизвольная память, узнавание, воспроизведение, запоминание.
2. Развитие словаря и грамматического строя речи дошкольника.
3. Развитие основных видов чувствительности.
4. Характеристика наглядно-образного мышления.
№4
1. Воображение, воссоздающее, творческое, непроизвольное, произвольное воображение, операции воображения.
2. Развитие звуковой стороны речи (фонематический слух и овладение правильным произношение) и осознание словесного состава слова.
3. Предпосылки развития логического мышления.
4. Пути организации и поддержки внимания у детей. Дидактическая игра как форма развития внимания.
№5
1. Ощущение, восприятие, пороги чувствительности, сенсорный эталон, перцептивные действия.
2. Осознание словесного состава и грамматического строя дошкольниками.
3. Роль речи в развитии мышления ребенка.
4. Развитие процессов памяти, узнавание, воспроизведение, запоминание и некоторые приемы его организации.
№6
1. Речь, эгоцентрическая речь, автономная речь, ситуативная речь, контекстная речь, объяснительная речь.
2. Развитие свойств внимания.
3. Установление причинно-следственных связей и особенности рассуждения при решении задач дошкольниками.
4. Развитие видов воображения.
№ 7
1. Мышление, анализ, проблемная ситуация, наглядное моделирование, познавательный интерес.
2. Пути и средства организации и поддержания внимания у детей. Дидактическая игра как форма развития внимания.
3. Развитие функции речи.
4. Развитие видов памяти(произвольной и непроизвольной, образной, словесной, логической и механической).
№ 8
1. Внимание, непроизвольное внимание, послепроизвольное внимание, произвольное внимание, распределение, объем сосредоточение, устойчивость, переключение внимания, рассеянность.
2. Развитие звуковой стороны речи (фонематический слух и овладение правильным произношением) и осознание словесного состава слова.
3. Особенности развития мыслительных операций у дошкольника.
4. Развитие ориентировки в свойствах предметов.
№ 9
1. Наглядно-образное мышление, синтез, абстрагирование, классификация, обобщение, наглядно-действенное мышление.
2. Основные пути развития речи дошкольника.
3. Особенности проявления внимания в младенчестве и раннем детстве.
4. Восприятие пространства дошкольниками.
№ 10
1. Память образная, словесная, логическая, произвольная, непроизвольная, узнавание, воспроизведение, запоминание,
2. Развитие словаря и грамматического строя речи дошкольника.
3. Предпосылки развития воображения. Воображение и знаково-символическая функция. Индивидуальные особенности воображения дошкольника.
4. Предпосылки развития логического мышления.
№ 11
1. Ощущение, восприятие, пороги чувствительности, сенсорный эталон, перцептивные действия.
2. Рол общения со взрослыми и сверстниками, роль продуктивных видов деятельности, игры в развитии речи.
3. Характеристика наглядно-образного мышления.
4. Развитие видов памяти (произвольной и непроизвольной, образной и словесной, логической и механической).
№ 12
1. Речь, эгоцентрическая речь, автономная речь, ситуативная речь, контекстная речь, объяснительная речь.
2. Установление причинно-следственных связей и особенности рассуждения при решении задач дошкольниками.
3. Восприятие дошкольниками художественных произведения (рисунка, произведения живописи, литературных произведений, спектакля, музыки
4. Характеристика образов воображения дошкольников и особенности развития операций создания образов.
№ 13
1. Наглядно-образное мышление, синтез абстрагирование, классификация, обобщение, наглядно-действенное мышление.
2. Развитие функций речи.
3. Особенности проявлений памяти в младенчестве и раннем детстве.
4. Развитие основных видов чувствительности.
№ 14
1. Внимание, непроизвольное внимание, послепроизвольное внимание, произвольное внимание, распределение, объем, сосредоточение, устойчивость, переключение внимания, рассеянность.
2. Осознание словесного состава и грамматического строя речи дошкольниками.
3. Характеристика наглядно-действенного мышления.
4. Развитие видов воображения.
№ 15
1. Наглядно-образное мышление, синтез, абстрагирование, классификация, обобщение, наглядно-действенное мышление.
2. Роль общения со взрослыми и сверстниками, роль продуктивных видов деятельности, игры в развитии речи.
3. Условия и формы развития памяти. Роль речи и деятельности в развитии памяти. Дидактическая игра как основная форма развития памяти. Дошкольника.
4. Развитие ориентировки во времени.
№ 16
1. Память образная, словесная, логическая, произвольная, непроизвольная память, узнавание, воспроизведение, запоминание.
2. Развитие видов внимания.
3. Роль речи в развитии мышления ребенка.
4. Характеристика образов воображения дошкольников и особенности развития операций создания образов.
№ 17
1. Речь, эгоцентрическая речь, автономная речь, ситуативная речь, контекстная речь, объяснительная речь.
2. Характеристика наглядно-действенного мышления.
3. Развитие процессов памяти, узнавание, воспроизведение, запоминание и некоторые приемы его организации.
4. Восприятие дошкольником человека.
№ 18
1. Мышление, анализ, проблемная ситуация, наглядное моделирование, понят. Познавательный интерес.
2. Пути и средства организации и поддержания внимания у детей. Роль речи и дидактическая игра как форма развития внимания.
3. Характеристика образов воображения дошкольников и особенности развития операций создания образов.
4. Развитие основных видов чувствительности.
№ 19
1. Внимание, непроизвольное внимание, послепроизвольное внимание, произвольное внимание, распределение, объем, сосредоточение, устойчивость, переключение внимания, рассеянность.
2. Условия и средства развития воображения. Воображение и знаково-символическая функция. Индивидуальные особенности воображения дошкольников.
3. Предпосылки развития логического мышления.
4. Восприятие пространства дошкольниками.
№ 20
1. Воображение, творчество, фантазия, знаково-символическая функция, агглютинация, гиперболизация, схематизация.
2. Основные пути развития речи дошкольника.
3. Особенности проявления внимания в младенчестве и раннем детстве.
4. Характеристика наглядно-образного мышления.
№ 21
1. Память, образная, словесная, логическая, произвольная, непроизвольная память, узнавание, воспроизведение, запоминание.
2. Развитие ориентировки во времени.
3. Роль речи в развитии мышления ребенка.
4. Развитие видов внимания.
№ 22
1. Мышление, анализ, проблемная ситуация, наглядное моделирование, понят. познавательный интерес.
2. Осознание словесного состава и грамматического строя речи дошкольниками.
3. Развитие видов воображения.
4. Восприятие дошкольниками художественных произведений (рисунка, произведения живописи, литературных произведений, спектакля, музыки).
№ 23
1. Ощущение, восприятие, пороги чувствительности, сенсорный эталон, перцептивные действия.
2. Особенности развития мыслительных операций у дошкольника.
3. Развитие функций речи.
4. Условия и формы развития памяти. Роль речи и деятельности в развитии памяти. Дидактические игры как основная форма развития памяти дошкольника.
№ 24
1. Внимание, непроизвольное внимание, послепроизвольное внимание, произвольное внимание, распределение, объем, сосредоточение, устойчивость, переключение внимания, рассеянность.
2. Характеристика наглядно-действенного мышления.
3. Развитие видов воображения.
4. Развитие ориентировки в свойствах предметов.
№ 25
1. Воображение, творчество, фантазия, знаково-символическая функция, агглютинация, гиперболизация, схематизация.
2. Роль общения со взрослыми и сверстниками, роль продуктивных видов деятельности, игры в развитии речи.
3. Развитие свойств внимания.
4. Развитие процессов памяти, узнавание, воспроизведение, запоминание и некоторые приемы его организации.
№ 26
1. Ощущение, восприятие, пороги чувствительности, сенсорный эталон, перцептивные действия.
2. Условия и формы развития памяти. Роль речи и деятельности в развитии памяти. Дидактическая игра как основная форма развития памяти дошкольника.
3. Роль речи в развитии мышления ребенка.
4. Развитие свойств внимания.
№ 27
1. Воображение, воссоздающее, творческое, непроизвольное, произвольное воображение, операции воображения.
2. Установление причинно-следственных связей и особенности рассуждение при решении задач дошкольниками.
3. Особенности проявления памяти в младенчестве и раннем детстве.
4. Восприятие пространства дошкольниками.
№ 28
1. Мышление, анализ, проблемная ситуация, наглядное моделирование, понятие, познавательный интерес.
2. Развитие звуковой стороны речи (фонематический слух и овладение правильным произношением) и осознание словесного состава слова.
3. Пути и средства организации и поддержания внимания у детей. Роль речи в развитии видов и дидактическая игра как форма развития внимания.
4. Развитие ориентировки во времени.
№ 29
1. Речь, эгоцентрическая, автономная, ситуативная, контекстная, объяснительная речь.
2. Особенности проявления внимания в младенчестве и раннем детстве.
3. Характеристика наглядно-образного мышления.
4. Развитие процессов внимания, узнавание, воспроизведение, запоминание и некоторые приемы его организации.
№ 30
1. Воображение, творчество, фантазия, знаково-символическая функция, агглютинация, гиперболизация, схематизация.
2. Основные пути развития речи дошкольника.
3. Развитие видов памяти.
4. Характеристика наглядно-действенного мышления.
Контрольная работа №4
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.
№1
1. Самосознание, самооценка, ”гордость за собственные достижения”, новая внутренняя позиция, образ “Я”.
2. Взаимосвязь мотивов и потребностей. Общая характеристика потребностей и мотивов поведения дошкольника. Появление новых мотивов и потребностей.
3. Знание норм морали и эмоциональное отношение к ним как условие нравственного развития личности дошкольника.
4. Условия развития произвольных движений.
5. Развитие динамики и содержания эмоций и чувств.
№2
1. Мотив, мотивировка, соподчинение мотивов, потребность, виды мотивов и потребностей.
2. Общая характеристика самосознания и его структура.
3. Роль общения со взрослыми в нравственном развитии личности дошкольника, притязания на признание среди сверстников.
4. Фазы развития произвольных движений.
5. Развитие положительных эмоций и их роль в психическом развитии.
№3
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru
Темы рефератов и курсовых работ. Детская психология: от рождения до школы
Темы рефератов и курсовых работ
1. Значение игры для психического развития ребенка.
2. Значение игр для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников.
3. Психологический анализ коллективных форм трудовой деятельности дошкольников.
4. Формирование социально–психологической готовности к труду у дошкольников.
5. Формирование у дошкольников мотивов трудовой деятельности.
6. Формирование познавательных интересов дошкольников.
7. Моделирование в учебной деятельности дошкольника.
8. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста.
9. Приемы и способы управления вниманием детей раннего и дошкольного возраста.
10. Зависимость запоминания от характера деятельности дошкольника.
11. Роль образной основы в развитии мышления у дошкольников.
12. Значение общения со взрослыми и сверстниками для развития активной речи детей дошкольного возраста.
13. Влияние деятельности на развитие личности дошкольника.
14. Самосознание и самооценка в дошкольном возрасте.
15. Эмоционально–волевые особенности дошкольника.
16. Индивидуальный подход к детям в процессе формирования их личности.
17. Проблема кризиса детей седьмого года жизни в работах отечественных психологов.
18. Проблема развития мышления в работах отечественных психологов.
19. Школа творческой личности в детском саду (ТРИЗ).
20. Педагогическая оценка и ее влияние на психическое развитие дошкольника.
21. Развитие речи в раннем и дошкольном возрасте.
22. Психическое развитие детей 6 лет, начинающих обучение в школе.
23. Сенсорное развитие в работах отечественных психологов.
24. Развитие фантазии у детей дошкольного возраста.
25. Пути формирования творческих путей дошкольника в процессе конструктивной деятельности.
26. Зарождение игры в раннем возрасте.
27. Почему дети лгут?
28. Анализ детских рисунков в связи с познавательной деятельностью.
29. Учет индивидуальных особенностей детей в работе воспитателя.
30. Эмоционально–личностное общение как вид деятельности в младенческом возрасте.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Темы курсовых работ для студентов 3-4 курса Кафедра «Дошкольная педагогика и психология»
Темы курсовых работ для студентов 3-4 курса
Кафедра «Дошкольная педагогика и психология»
Научный руководитель – доктор психологических наук, профессор Смирнова Елена Олеговна
Условия развития игровой деятельности дошкольника.
Роль игрушки в развитии ребенка раннего дошкольного возраста.
Научный руководитель – старший преподаватель
Мотявина Татьяна Александровна
Цветовосприятие у дошкольников с нарушением интеллектуального развития.
Изобразительная деятельность у дошкольников с нарушением интеллектуального развития.
Межличностные отношения в дошкольном возрасте в норме и при нарушении интеллектуального развития.
Научный руководитель – кандидат психологических наук, профессор Ягловская Елена Константиновна
Развитие эмоций в дошкольном возрасте.
Общение и взаимодействие дошкольников.
Развитие психологических механизмов регуляции в дошкольном возрасте.
Научный руководитель – кандидат психологических наук, доцент Галигузова Людмила Николаевна
Развитие процессуальной игры в раннем возрасте.
Развитие общения со сверстниками в младенческом и раннем возрасте.
Проблема адаптации к яслям детей раннего возраста.
Анализ методов диагностики психического развития детей раннего возраста.
Научный руководитель – кандидат психологических наук, профессор Лаврентьева Татьяна Владимировна
Анализ современных сюжетов игр старших дошкольников.
Стили воспитания и тревожные дети
Стили воспитания и гиперактивные дети
Стили воспитания и демонстративные дети
Научный руководитель – старший преподаватель
Масалова Валентина Сергеевна
Условия социально-эмоционального развития старших дошкольников.
Проблемы адаптации детей в рамках программы «Я-ты-мы».
Влияние стиля взаимодействия в семье на социально-эмоциональное развитие старших дошкольников.
Формирование у дошкольников эмоциональной отзывчивости в рамках программы «Я-ты-мы».
Уважительное отношение к продуктам детской конструктивной деятельности в рамках программы «Я-ты-мы».
Научный руководитель – кандидат психологических наук, профессор Бурлакова Ирина Анатольевна
Адаптация дошкольников к детскому саду.
Эмоциональное развитие дошкольников.
Научный руководитель – кандидат педагогических наук, профессор Гаврилушкина Ольга Петровна
Восприятие изображения дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью.
Развитие взаимодействия детей в игре.
Психологическое изучение ведущей деятельности как основа диагностики психического развития.
Развитие наглядно-действенного мышления глухих детей.
Развитие наглядно-действенного мышления у младших дошкольников с ЗПР.
Разработка диагностики детей 4-го года жизни с интеллектуальными нарушениями.
Развитие игрового партнерства у пятилетних детей с интеллектуальной недостаточностью.
Научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Горшкова Елена Викторовна
Понимание (восприятие) дошкольниками выразительных движений человека.
Развитие у дошкольников «мышечного чувства» как одной из составляющих выразительной пластики в творческом воплощении игрового образа.
Воплощение детьми игрового образа средствами выразительных движений (в театрализованной деятельности)
Развитие у дошкольников внимания в процессе творческого воплощения двигательно-пластического образа.
Выразительные движения как средство воплощения игрового образа дошкольниками в сюжетно-ролевой игре.
Двигательное воображение и его развитие в дошкольном детстве.
Двигательная память и её развитие в дошкольном детстве.
Темы курсовых работ по раннему возрасту
(Холмогорова В.М., Мещерякова С.Ю.)
Психологический анализ игрушек для детей раннего возраста.
Формирование пространственного образа «Я» в раннем возрасте.
Психолого-педагогические условия становления речи в раннем возрасте.
Индивидуальные варианты адаптации ребенка к ДОУ.
Ощущение границ своего «Я» как показатель развития ребенка раннего возраста.
Роль игры и игрушки в становлении общения детей раннего возраста.
Взаимосвязь предметной и игровой деятельности у детей раннего возраста.
Особенности общения детей со сверстниками в раннем возрасте, воспитывающихся в разных условиях.
refdb.ru
Примерная тематика дипломных и курсовых работ по психологии
Развитие коммуникативной компетентности подростков средствами социально-психологического тренинга.
Становление произвольного мнемического действия у детей 4–7 лет.
Соотношение зрительного и осязательного восприятия формы у дошкольников.
Развитие произвольной памяти у старших дошкольников на занятиях по конструированию.
Использование цвета в психокоррекционной работе с дошкольниками.
Становление самосознания и самооценки у детей 6–7 лет.
Соотношение произвольной и непроизвольной памяти у старших дошкольников.
Половые различия непроизвольной памяти у старших дошкольников.
Взаимосвязь воображения и речи у детей 5–7 лет.
Мотивационные предпочтения старших дошкольников.
Речевые особенности детских сказок.
Проявления креативности у старших дошкольников.
Системный подход в изучении развития мировоззрения в онтогенезе.
Понимание пословиц как показатель интеллектуального развития в старшем дошкольном возрасте.
Особенности восприятия сказки в старшем дошкольном возрасте.
Представления о мире профессий в старшем дошкольном возрасте.
Образ родителей у детей старшего дошкольного возраста.
Развитие эстетического интереса детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема.
Формирование образа «Я» и образа партнера в процессе социально-психологического тренинга.
Социальные и психологические факторы, определяющие потребительское поведение (на примере воздействия средств массовой информации).
Социометрический статус дошкольников как фактор адаптации в детской группе и психологические детерминанты его формирования.
Влияние семьи на формирование и развитие личности ребенка.
Современные проблемы экологического воспитания подростков.
Поощрение как фактор активизации учебно-воспитательной деятельности младших школьников.
Особенности творческой деятельности младших школьников, обучающихся по системе Л.В. Занкова.
Развитие слухового внимания у первоклассников.
Интеллектуальное развитие как фактор успеваемости младших школьников.
Представление о современном человеке у выпускников начальной школы.
Агрессия подростков с различной аффективной патологией (у наркоманов или у преступников).
Влияние правшества-левшества на динамику и эффективность психокоррекционной работы с детьми.
Особенности волевого поведения во взаимоотношениях с другими у адаптированных и дезадаптированных подростков.
Профессиональная психодиагностика сотрудников УВД (или ФСБ, или других сотрудников госслужбы).
Психологические особенности детей, воспитывающихся без родителей.
Самоотношение личности и стили поведения в конфликтных ситуациях.
Сравнительный анализ психологических характеристик (личностные черты, мотивационная сфера, самосознание) студентов, обучающихся в государственном и негосударственном вузах.
Факторы становления самоотношения в младшем школьном и младшем подростковом возрасте.
Агрессивность в дошкольном (младшем школьном, подростковом) возрасте.
Психологическая характеристика дошкольников (младших школьников) с трудностями в общении со сверстниками.
Исследование эмоциональных проблем младших школьников.
Исследование динамики страхов и беспокойства младших школьников (младших подростков).
Изучение типов поведенческих реакций адаптированных и дезадаптированных подростков.
Особенности самооценки подростков с различными акцентуациями личности.
Особенности самооценки подростков с различным уровнем тревожности.
Особенности формирования самооценки у подростков с различным типом направленности.
Оценка сформированности профессиональных планов у адаптированных и дезадаптированных подростков.
Психологические особенности подростков (юношей и девушек) – членов неформальных объединений.
Психологические особенности подростков, употребляющих спиртные напитки.
Психологические особенности развития самосознания при переходе от старшего подросткового к юношескому возрасту.
Психологические проблемы табакокурения в подростковом возрасте.
Психологические проблемы наркомании и токсикомании (в подростковом и юношеском возрасте).
Формирование жизненных перспектив в старшем подростковом и юношеском возрасте.
Формирование установок на здоровый образ жизни в подростковом возрасте.
Сравнительное исследование ценностных ориентаций современной молодежи.
Особенности произвольного внимания у успевающих детей и у детей с трудностями обучения.
Особенности социального интеллекта у детей из благополучных и неблагополучных семей.
Самооценка слабоуспевающих школьников.
Социально-психологические факторы успешной адаптации учащихся начальной школы.
Структура мотивации учения у успешных и неуспешных школьников.
Психологическая характеристика взаимоотношений детей дошкольного возраста в семье.
Восприятие других этнических и культурных групп «коренными мурманчанами».
Изучение социальной адаптации подростков (юношей и девушек) с различным локусом контроля.
Особенности гражданской социализации благополучных и девиантных подростков.
Переживание одиночества у социально благополучных и дезадаптированных подростков и юношей.
Политическая социализация в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте.
Сравнительный анализ представлений о дружбе в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.
Психологические предпосылки поведения в конфликтной ситуации.
Сравнительный анализ восприятия образа семьи юношами и девушками.
Сравнительный анализ личностных особенностей и способов поведения в конфликтной ситуации «манипуляторов» и «актуализаторов».
Экономическая социализация в подростковом возрасте.
Восприятие жизни и смерти в процессе социализации: от детства к юношеству.
Особенности развития Я-концепции подростков, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа.
Особенности сознания субъективных трудностей в обучении у старших подростков.
Развитие творческих способностей детей 5–7 лет в процессе изобразительной деятельности.
Акцентуации характера как одна из предпосылок суицидальных наклонностей подростков.
Психологические особенности представлений неформальных молодежных объединений в подростковом и старшем школьном возрасте.
Психолого-педагогическая коррекция акцентуаций характера подростков из неблагополучных семей.
Особенности агрессивного поведения подростков и его влияние на успешность обучения.
Сравнительный анализ мыслительных процессов леворуких и праворуких младших школьников.
Страхи младших школьников и их коррекция.
Влияние самооценки и уровня притязаний на учебную успеваемость детей младшего школьного возраста.
Социально-психологические детерминанты девиантного поведения старших подростков.
Особенности личности детей младшего подросткового возраста, занимающихся спортивными бальными танцами.
Сравнительный анализ уровня эмпатийности воспитанников детских домов подросткового возраста и их сверстников, воспитывающихся в семьях.
Развитие навыка самоконтроля у детей младшего школьного возраста с синдромом гиперактивности.
Влияние Я-концепция на выбор стиля поведения в конфликтных ситуациях в юношеском возрасте.
Компьютерная игра как средство компенсации нереализованной потребности в общении и достижениях у подростков.
Особенности представлений старшеклассников о смысле жизни в контексте личностного самоопределения.
Личностное самоопределение в структуре Я-концепции старшеклассников.
Особенности личностного развития подростков, воспитывающихся в детском доме.
Особенности отношения к явлению неуспеваемости в младшем школьном возрасте.
Образец оформления титульного листа дипломной работы
ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Фамилия, Имя, Отчество (ученая степень, звание)
studfiles.net
Курсовая работа – Психология дошкольника
Возраст от четырех до шести — период относительного затишья. Так или иначе ребенок вышел из кризиса, стал спокойнее, послушнее, покладистее. У него развивается, как выражаются медики, первичная аффективная привязанность к близким, появляется потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру, взаимоотношениям людей.
Приобретает малыш и известную самостоятельность, хотя и добытую иногда в нелегком «бою». В идеале он уже может самостоятельно есть, хорошо ходит и бегает, легко говорит, обучен навыкам гигиены и опрятности, стабилизируется сон, упорядочивается поведение, ему уже не нужна постоянная и неотлучная опека. Но это, конечно, не значит, что все проблемы решены. При неправильной тактике легко, например, нарушается аппетит или режим сна. Сразу заметим, как и на предыдущих возрастных этапах, мерилом правильного питания являются показатели физического развития ребенка. Так, на третьем году малыш вырастает приблизительно на 10 см, а в весе прибавляет около 3 кг. В дальнейшем темп этот несколько замедляется: до 5-7 см и до 2 кг каждый год. Если ребенок выдерживает данный темп, особого беспокойства возникать не должно.
Ночной сон в этот период, как и раньше, должен быть не менее 10 часов. И почти до самой школы рекомендуется также и дневной сон — час-полтора. Возникают известные трудности с вечерним засыпанием. Поэтому отход ко сну необходимо обставить, как мы уже говорили, особым ритуалом: гигиенические мероприятия, переодевание в ночную одежду, ласковая и тактичная беседа, повышенное внимание к словам и поведению ребенка, интересная сказка или поучительная история, рассказываемая спокойно, умиротворяюще, притушенный свет, относительная тишина. Вся процедура укладывания должна быть неторопливой и приятной для ребенка. Особенно это касается детей со слабым типом высшей нервной деятельности. Навыки опрятности обычно уже хорошо усвоены ребенком, но еще некоторое время он продолжает; иногда просыпаться «мокрым». И в этом случае нет места излишней спешке и нервозности. Бессмысленно будить ребенка по ночам для того, чтобы он сходил на горшок. Пусть все идет естественным путем.
Дайте ему небольшой срок, и малыш будет сам просыпаться по ночам, когда это нужно. Правда, поначалу ему требуется помощь от взрослых, поскольку он сам еще боится подниматься ночью с постели. Но и это вскоре наладится, появится желанная смелость. Для привития гигиенических навыков используйте тягу ребенка к самоутверждению и склонность к подражанию. Если взрослые сами постоянно выполняют требования гигиены, то и малыш в конце концов почувствует необходимость вымыть руки перед едой: И как же, он ведь совсем «большой».
Уже младший дошкольник начинает осознавать свою индивидуальность, личную обособленность, свою «самость», у него начинают формироваться первые понятия о добре и зле. Безусловно, нельзя еще говорить о том, что у дошкольника хоть в какой-то мере сформировались моральные принципы и нравственные оценки, тем не менее он уже отлично знает, «что такое хорошо и что такое плохо», он уже может понять, что необходимо слушаться и уважать старших, что неприлично совершать те или иные поступки, он способен переживать такие чувства, как гордость и стыд. Основным стимулом деятельности является оценка его поведения взрослыми, хорошие поступки он чаще всего совершает ради того, чтобы заслужить похвалу.
Ребенок в дошкольном возрасте легко восприимчив как к плохому, так и к хорошему. Все зависит от окружающей среды. У доброжелательных и любящих родителей малыш быстрее набирает опыт любви и сердечности. Он уже способен в какой-то мере и к сопереживанию, и к сочувствию. Он может заставить, себя (хотя бы на время) не шуметь, если ему скажут; что мама заболела, что маме больно. Он уже может — присмиревший и серьезный — подойти к ней, чтобы утешить, чтобы помочь ей своим сочувствием и любовью, своим поцелуем и крепким объятием.
В это же время появляются у ребенка и первые ростки доброты и великодушия. И требуется не заглушить эти ростки в самом зародыше. Например, малыш делится с вами или с кем-нибудь другим любимым-лакомством. И вряд ли нужно тут же отдавать конфету или грушу ему обратно. Наоборот, надо дать ему вкусить радость своего великодушия и даже самопожертвования, если хотите. Эта радость разовьет в дальнейшем благодатные свойства его души.
Уже в дошкольном возрасте надо воспитывать у ребенка способность считаться с потребностями и нуждами других, прежде всего вас самих. Он уже может понимать, что вы заняты, что вам сейчас некогда, что у вас неотложные дела, важная работа. Необходимо обучать его также ладить с другими детьми в семье, в гостях, на детской площадке, обучать дожидаться своей очереди в играх, уступать при необходимости, делиться игрушками. Все это достигается не сразу, но вполне доступно каждому ребенку. Эти навыки самоограничения и коллективизма помогут малышу безболезненно приспособиться к детсадовским условиям, а в дальнейшем и к школе.
Важным фактором при воспитании дошколят является склонность их к подражанию родителям. Вот что писал по этому поводу А. С. Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, — все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо… » Пожалуй, лучше и не скажешь. Мы приведем только один пример из практики. В семье инженера Петрова очень часто при сыне родители обсуждали производственные неурядицы, отец осуждал начальника отдела Фарафонова, говорил, что тот ему «палки сует в колеса», называл его дураком. Однажды на семейное торжество Петровы пригласили сослуживцев отца. Был среди приглашенных и Фарафонов. В самом разгаре вечера Фарафонов подошел к мальчику, начал задавать обычные в таких случаях вопросы, но малыш наотрез отказался отвечать:
— Это почему же? — спросил начальник.
— Потому что ты Фарафонов!
— Ну и что?
— Ты дурак и папе работать мешаешь!
Конечно, вечер был испорчен и для отца, и для Фарафонова, но больше всех пострадал маленький Вася. Отец уволок его в другую комнату, отлупцевал, а мальчик, всхлипывая, повторял только:
— Ты же сам говорил!
Ведь и правда — сам говорил! И не один раз! И откуда малышу было знать, что в глаза можно рассыпаться перед начальством в комплиментах, и лебезить, и угождать, а за глаза называть дураком. В результате у Васи развилось нервное расстройство, рассыпалось, как карточный домик, радужное мироощущение, а самое главное — этот позорный урок оставил в его душе глубокий след на долгие годы.
Для большинства детей в обычных условиях характерно оптимистическое восприятие жизни. Окружающий мир кажется им устроенным самым лучшим образом. Нужно всегда помнить об этом, щадить и оберегать легкоранимую психику ребенка. Опасно выяснять в присутствии детей свои отношения, устраивать, сцены и скандалы. Нет смысла рассказывать при детях различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для иного ребенка подобная информация может стать сверхсильным раздражителем, своеобразным трамплином для нервного срыва. Нужно постепенно, крайне осторожно и в более старшем возрасте вводить маленького человека в сложный и противоречивый взрослый мир.
Дошкольный возраст — период насыщенной и богатой эмоциональной жизни, буйного расцвета творческой фантазии, период открытия мира в его первозданной красоте и чистоте. Вот как писал о ребенке раннего возраста Ф. Г. Лорка: “… какой это чудесный художник! Творец с первоклассным поэтическим чувством. Стоит лишь понаблюдать за его первыми играми, пока он не испорчен рассудочностью, чтобы увидеть, какая звездная красота одухотворяет их, какая идеальная простота и какие таинственные отношения обнаруживаются при этом между простыми вещами. Из пуговицы, катушки ниток и пяти пальцев своей руки ребенок строит трудный мир, пересеченный небывалыми резонансами, которые поют и волнующе сталкиваются среди светлой радости, не поддающейся анализу. Ребенок знает гораздо больше, чем мы думаем… В своей невинности он мудр и лучше нас понимает несказанную тайну поэтической сути”.
Любознательность ребенка в дошкольном возрасте не знает границ. Его интересует буквально все, он задает взрослым тысячи вопросов и на каждый требует немедленного, понятного для него ответа. При объяснениях ребенок любит и просит повторений — они помогают ему запомнить и лучше понять объяснение, поэтому нельзя сердиться и обрывать малыша, когда он во второй, третий и четвертый раз задает один и тот же вопрос. Ученые тот возрастной период так и назвали; «стадия вопросов». Очень важно давать детям правдивые ответы на вопросы, доступные их пониманию.
Когда-то Л. Н. Толстой писал, что для детей надо писать так же, как для взрослых, что наиболее ценны и значимы те художественные произведения для детей, которые одинаково интересны и взрослым. В таких произведениях заключена глубокая жизненная и художественная правда, но подана она таким образом, что каждый воспринимает ее в зависимости от жизненного опыта. Таковы, например, «Винни-пух», «Аленький цветочек», детские рассказы Толстого, сказки Андерсена и народные сказки. В своих ответах детям мы должны придерживаться такого же принципа, в особенности это касается ответов на самые сложные вопросы. Неправильные объяснения, заведомо ложные версии, попытки отмахнуться от вопросов ребенка могут привести к печальным результатам. Как правило, если ребенок обнаруживает эту неправду, он перестает обращаться к родителям со своими переживаниями, сомнениями. Это, в свою очередь, отчуждает родителей и детей, ведет к нарушению контакта между ними. А без контакта, доверия невозможно нормальное развитие ребенка.
www.ronl.ru