Лицей в древней греции – Древнегреческие школы

Содержание

Древнегреческие школы

Пусть формат Единого госэкзамена древнегреческим педагогам и ученикам знаком не был, зато современники, в отношении сферы обучения разным наукам, пользуются наименованиями привычными грекам. Это из страны олив в русский, да и другие языки пришли понятия «школа», «гимназия», «лицей», «академия», «университет».

Древняя Греция и, в частности, Афины – это не только колыбель архитектуры, но и фундамент европейской цивилизации. Греческие мыслители сконцентрировали на территории своей страны знания, привезенные из разных государств. Это и Малая Азия, Египет, Византия. А в последующем греческие науки, развитые и преумноженные, стали базой знаний все для тех же соседних стран, со своеобразной культурой и традициями.

Греческие мыслители по-особенному собирали и систематизировали знания, проводили разнообразные исследования.

Греческое образование

Уже во времена Античности древние греки задумывались об образовании подрастающего поколения. Да и во все времена греки стремились дать детям не только знания, но и воспитать порядочных, интеллектуальных, здоровых, развитых физически и нравственно представителей общества. Ценились не только красота тела, но больше ум, честь и совесть.

Неграмотных людей в Греции практически не было. Об этом свидетельствуют исторические источники, датированные еще 5 веком до н.э. Впрочем, изначально обучение шло на дому, но позже были созданы школы, гимназии.

Образование греки начинали получать по достижении 7-летнего возраста. До этого времени ребенок находился на попечении мамы, была у него и кормилица. Со школьной скамьи на первый план выходил отец и раб-учитель. Именно рабы были педагогами. Дословно в переводе с греческого слово «педагог» означает «сопровождающий». Раб, приставленный к юному школьнику, не только сопровождал его в школу, но и следил за достойным воспитанием.

В самой же школе у каждого из детей было как минимум 3 педагога:

 

  • Грамматист.
  • Учитель-знаток церковных порядков.
  • Музыкант.

 

Главным являлся грамматист. В его ведении было обучение детей не только письму и грамоте, но и счету. Грамматист вместе со своими учениками изучал и скандировал разнообразные поэмы. Особенным почетом пользовались басни Эзопа, произведения Гомера.

Привычными в нашем понимании тетрадями были пара дощечек, скрепленных между собой. Диптихи раскрывали как книгу. Внутри дощечки натирали воском. Писали палочкой, вылитой из металла (стилусом). После написания текст можно было стереть прикрепленной к обратной стороне такой своеобразной тетради лопаткой. В некоторых случаях диптихи использовали в качестве конвертов, скреплялись печатями и отправлялись различным адресатам.

Счету детей учили на камешках. Если расчеты были сложными, применяли абак. Кстати, этот способ используют и поныне, причем в разных странах.

Религиоведение в нашем понимании, а в Греции обучение церковным ремеслам и песнопениям велось не менее интенсивно, чем грамматике. В Греции было много религиозных праздников, на которые всегда собиралось много народу. Повсеместно исполнялись на таких празднествах церковные песни.

Мальчики пели обрядовые песни. Хором или соло. В репертуаре были и гимны для торжественных случаев. Учителей, которые занимались с детьми разучиванием песен, называли «кифаристами». Они же обучали игре на разнообразных инструментах. Чаще это были кифара и лира.

Интенсивное физическое развитие начиналось с 12 лет. Обязательными были занятия гимнастикой. Учителя физкультуры именовали «педотриб», что в переводе с греческого значит «тренер ребенка».

В греческих полисах было очень престижно расти ловким, сильным, гибким, выносливым, физически крепким, умным, начитанным, просвещенным. Мальчиков готовили и к военной службе. Педотрибу по силам было научить подрастающее поколение метанию копья, диска, бегу, плаванию, борьбе, прыжкам в длину и высоту, езде верхом. Дети выступали на различных гимнастических соревнованиях.

Занятия спортом шли в специально предназначенных для этого местах. Помещения, больше похожие на гимнастические залы или манежи, называли «палестры». Уроки сопровождали звуки флейты. В Греции с самых древних времен было принято устраивать музыкальное сопровождение при занятиях любым спортом.

По достижении 16, в некоторых полисах 18 лет, мальчики продолжали свое образование в гимназиях. Это был более высокий уровень, нежели школа. Не менее популярны для детей этого возраста были школы риторов или философов.

 

Обучение представительниц прекрасной половины

 

Что же касается девочек, то и их обучали грамоте. Только делалось это под присмотром мам. Юная женская половина не только постигала азы разнообразных наук, но и приобщалась к домашнему труду. С малых лет девочек учили рукоделию, ткацкому делу, они пряли. Обязательными в программе обучения были танцы и пение. Это становилось необходимым при участии в обрядах и ритуальных праздниках.

Не обходили стороной и литературу. По свидетельству разных источников, уже в 7 в. до н.э. практически во всех областях Греции повсеместно строились школы для девочек. Там они занимались поэзией, танцами, пением, обучались игре на разных инструментах. Наиболее известным таким учебным заведением была школа Сапфо. Известная поэтесса руководила ей довольно долгое время. Кстати, в источниках можно найти стихи Сапфо, посвященные ее воспитанницам. По этим строкам легко понять, что образование юные дамы получали в атмосфере непревзойденной красоты и изящества.

Спарта

Обучение детей Спарты проходило совсем по-другому, нежели в других греческих полисах. Тут воспитание сводилось исключительно к целям физического развития и создания воинствующего гражданина. Что касается женщин, в них воспитывали дух матери воина.

С семи до 20 лет мальчиков воспитывали в лагерях. Были эти заведения государственными. Молодые люди постоянно тренировали свою выносливость, наращивали силу. Без физической подготовки не проходило ни дня. Условия в таких заведениях были что называется «спартанскими». Это значит – довольно жесткими. Спали мальчишки чуть ли не на голых досках. Самым сообразительным доводилось собирать солому на подстилку. Одежды, кроме набедренных повязок, у воспитанников лагерей не было. Ею доводилось обзаводиться в возрасте примерно 12 лет. Считалось, если ребенок дожил до таких лет, он будет воином, достойным жителем и защитником Греции.

Девочки Спарты не меньшее внимание уделяли занятиям спортом. Доводилось им даже состязаться с мальчишками на различных соревнованиях. А вот музыкой и различными другими искусствами, спартанцы, даже девочки, занимались в разы меньше.

Кстати, главными методами воспитания в Спарте были жестокость и суровость, практиковались разнообразные наказания. Во всем учителя Спарты проявляли твердость характера, выдержку. При этом имело место чрезмерное увлечение военным делом, что считалось нормой для Спарты, но не для остальной Греции. Конечно, невосполним был урон, который наносился умственному и творческому развитию детей-спартанцев. За это современники спартанцев афиняне и жители других полисов критиковали их воспитание, поскольку во всей остальной Греции больше почиталась так называемая «калокагатия» – идеалы красоты, добра, мудрости, креативности, если говорить современным языком.

Афины

В древней Греции, в отличие от спартанцев, широко была известна и афинская школа. Она ведет свое летоисчисление с 5 в. до н.э. Позже практически все города-полисы придерживались принципов афинского воспитания или приближенных к ним основ.

Огромное внимание уделялось умственному развитию, но и о физических данных юных греков не забывали. Кстати, гражданин этого государства должен был вырасти нравственно и разносторонне развитым.

Афиняне шли в школы в возрасте 7 лет. Обучение могло проходить и индивидуально, если достаток семьи позволял. Но чаще дети занимались в группах. Как только были преодолены первые пороги обучения азбуке, счету, письму, детям давали более сложные задания. Первые из них и, пожалуй, единственные – учение стихов наизусть. Все, больше, школярам ничего не задавали. Дальше – высшая школа.

Давать образование в гимназиях, лицеях и тем более в университетах, по силу было не каждой греческой семье. Слишком дорого стоило обучение. А уж после реформ Солона, и в школы детей отдавали не все родители. Стало принято образовывать чад неформально, а именно, давать им простейшие навыки письма и счета, а также чтения. Грамоте, как могли, обучали родители. Некоторые нанимали учителей, но большинство использовало труд рабов.

Те, кто мог заплатить за обучение, после школы отдавал своих отпрысков в гимназии («гимнасий».) Отроков готовили и к воинской службе. В Афинах действовала учебное заведение, по современным меркам напоминающее военное училище. Мальчики шли в него с 18 лет. В последующем их ждала служба в армии.

Впрочем, гимназии после 5 в. до н.э. модифицировались. В Афинах они стали центрами педагогики и науки. На этих площадках процветали свободные искусства

gidvgreece.com

Лицеи и школы – Отцы наук – Из глубины веков – Детям

В современном мире не прожить без знаний. И получить их можно из разных источников. С ранних лет мы идем учиться в школу, в лицей или гимназию. Обращаемся в трудную минуту к книгам, которые берем в библиотеке, заглядываем в словари и энциклопедии. После окончания школы можно поступить в унверситет. А самые упорные и способные, идущие по пути познания всю жизнь могут стать членами академий различных стран мира.

С изобретением компьютера и сети Интернет возможности обучения еще больше расширились. Услугами этих изобретений пользуются теперь очень многие, в том числе и академики. А вот в древнем мире ни Интернета, ни компьютера не было. Даже слов таких никто не знал, зато “школа”, “лицей”, “энциклопедия”, “библиотека”, “академия” -все эти слова пришли к нам из Древней Греции. Самый первый в мире лицей был основан на окраине города Афины в 335 г. до н. э. великим философом Древней Греции Аристотелем. Лицей, тогда он назывался “ликей”, был школой философов. И учились в нем мудрости не дети, а взрослые мужи. Все ученые тогда были философами, а все философские учения, которые долгое время разрабатывались ими и имели последователей, назывались “школами”. Ликейская школа получила свое название в честь храма Аполлона Ликейского, вблизи которого собирались ученики слушать Аристотеля. “Академия” -это тоже одна из древнегреческих философских школ, она была основана еще раньше Ликея, около 387 г. до н. э. учителем Аристотеля, другим величайшим философом древности – Платоном. Просуществовала Академическая школа Платона до 529 г. н. э., когда была закрыта императором Юстинианом как оплот язычества. Все слушатели Платона и последователи его .учения до закрытия школы назывались “академиками”.

Да, в древнегреческих философских школах – Ликее, Академии и других собирались люди взрослые, но это вовсе не значит, что дети в государствах древнего мира ничему не учились. Например, искусству писца в Древнем Египте учиться приходилось сызмальства, сама система сложнейшего иероглифического письма египтян требовала этого. Попробуй запомнить в короткий срок более 3000 иероглифов. Профессия писца часто переходила от отца к сыну, и тогда учителем становился отец, но дети знатных вельмож или самих фараонов учились у самых образованных людей своего времени, а ими в Египте были все те же писцы. Дальнейшее образование писцов и жрецов проводило в “Домах жизни”. “Дома жизни” египтян – это и дом ученых, и дом культуры, и институт повышения квалификации работников умственного труда. Там собирались самые образованные люди своего времени, общались друг с другом, обменивались знаниями, рассказывали о своих достижениях, обсуждали их, передавали друг другу навыки. Особо заботились об образовании своих детей цари различных государств древнего мира. Порой для царственных сынов, будущих правителей государств приглашали учителей из других стран. Так, Аристотель стал учителем сына македонского царя Филиппа – будущего великого полководца и покорителя мира Александра Македонского.

Библиотеки

Библиотеки – хранилища знаний, и таковыми пришли они к нам из древности. Само это слово происходит от греческих слов “biblion” – книга и “teka” — хранилище, склад. Первые библиотеки возникли раньше, чем появилось такое название. Они были уже в Древнем Египте, государствах Междуречья и Сирии. Огромнейшая древнейшая библиотека глиняных табличек существовала в государстве Эбла. Еще…

В путь за непознанным с посохом, на корабле или на крыльях воображения

Чем надежнее и меньше был родной очаг человека древнего мира – город за высокими стенами, окруженный полями или стоящий у берега бескрайнего моря, дом о четырех стенах, тем больше и опаснее казался ему неведомый окружающий мир. Но человек догадывался, что мир этот конечен, а тем более конечна суша – место обитания человека. Не имея возможности…

Кошки, мышки и все песчинки Вселенной

“В одном городе у великой реки люди очень любили кошек. В семи домах этого города держали по семь стройных изящных гладкошерстных кошек в каждом. Эти кошки были превосходными охотницами и очень любили ловить мышей. Однажды каждая из них поймала и съела по семь толстых мышек. Каждая из мышек до этого успела уже съесть по семь…

В поисках достоверного «портрета» Земли

У египтян появляются первые карты, больше похожие на зарисовки местности. До наших дней сохранились такие карты на папирусах, изображающие окрестности рудников, где добывалось золото фараонов. Удивительно, но современным разведчикам недр не удалось обнаружить в тех районах ни одного месторождения золота, кроме тех, что уже были найдены и разработаны добытчиками Древнего Египта. Вообще, карты долгое время…

Математика, записанная «клинышками»

Математические исследования древних щумеров, ассирийцев и вавилонян носили более отвлеченный научный характер, хотя и решение практических задач являлось насущной потребностью первых математиков Междуречья. Шумеры изобрели свою систему счисления — шестидесятиричную. Если в основе системы египтян лежали числа, кратные десяткам, то в этой системе кратность разрядов чисел была равна шестидесяти. Шумеры писали на глине, поэтому знаки…

Лукавство первых летописцев

Камни сохраняются в тысячелетиях и являются самыми надежными страницами нетленной книги мировой истории. Окаменевшие останки и отпечатки на камнях изображений древних животных и растений составляют своеобразную летопись истории живого мира нашей планеты. На камнях же обнаружены первые следы, оставленные рукой человека: рисунки первобытных людей, первые следы письменности, первые исторические даты. Одна из таких древнейших каменных…

Величественные знакомые

У целого ряда народов древнего мира – древних греков, финикийцев, евреев, сирийцев — цифрами служили буквы их алфавита. Наиболее известная из таких буквенных систем счисления дожила до наших дней, а родилась она в Древнем Риме. Римляне для записи чисел имели всего семь буквенных знаков с основанием, кратным пяти: I – единица, V – пять, X…

Основоположник исторической науки

Первым настоящим историком древности, а значит, и всех времен принято считать Геродота. Родом он был из Галикарнаса – одного из греческих городов на берегу Малой Азии, теперь это место находится в Турции. Родился Геродот около 484 г. до н. э., прожил до 425 г. до н. э. Выступив еще в юности на стороне противников геликарнасского…

Наука «о числах и фигурах», необходимая для жизни

В первом приближении математику можно назвать наукой о числах и фигурах. В соответствии с этим в древнем мире более всего развивались две основные отрасли этой науки – арифметика и геометрия. Причем приоритет в развитии того или иного направления диктовали насущные потребности народа в определенных практических знаниях, зависящих от условий жизни и главных занятий. Так, египтянам…

Плененные музой Клио

Геродот заложил основы научного подхода к описанию истории человечества, а последователей у него нашлась масса, порой ничуть не менее талантливых и даже гениальных. Современник Геродота афинянин Фукидид (460-400 гг. до н. э.), наверняка лично знавший своего предшественника, пишет еще одну “Историю” о Пелопоннесской войне между Афинами и Спартой, в которой и сам принимал участие –…

www.poznovatelno.ru

Чему учили детей в Древней Греции

Современная школа — продукт тысячелетий экспериментов. Нынешняя система образования обязана Древней Греции хотя бы названиями образовательных учреждений: школа, гимназия, академия, лицей — все они вышли оттуда. О том, как и чему обучали детей в Афинах и в Спарте, рассказывает Артём Асташенков.

Специальная рассылка

Для тех, кому до школы остался год. Как подготовить ребёнка и себя к походу в первый класс

Древняя Греция — своеобразный фундамент европейской цивилизации. Это двоякое положение: с одной стороны, Эллада впитала достижения соседствующих с ней по времени культур Африки и Малой Азии. С другой, ее ученые заложили основы для всего научного знания, развивавшегося в Европе в последующие века — даже не столько благодаря отдельным открытиям, сколько в силу способности к систематизации и документации существующего знания. Геродот создал первое цельное историческое исследование; ученые эллинистического периода отобрали и сохранили важнейшие достижения их цивилизации. Так что разговор об истории образования вполне уместно начать с Древней Греции, хоть с точки зрения хронологии и кажется, будто это уже середина пути.

О преемственности культуры и передаче знания мы еще поговорим — в том числе, когда доберемся до конфликта Афин и Спарты — но сначала необходимо разобраться с несколькими базовыми моментами.

Язык знания

О Древней Греции стоит поговорить еще и потому, что греческий — язык европейского образования. Нет, конечно, на самом деле язык европейского образования — это латынь. Или французский, или немецкий, или английский — в зависимости от того, где и когда в Европе вы ставите этот вопрос. Но спустя две с половиной тысячи лет мы продолжаем говорить об образовании в терминах, которые дала нам древнегреческая цивилизация. Правда, есть одна тонкость.

Древнегреческие письмена / Фото: istockphoto.com

Понятийный аппарат педагогики полон слов греческого происхождения, но время изменило их содержание до неузнаваемости. Достаточно взглянуть только на несколько слов, лежащих на поверхности.

Вот, например, школа (σχολή): исходное значение — место досуга. Позднее слово стало обозначать группу людей, слушающих лекцию. Гимназия, а точнее, «гимнасий» (γυμνάσιον) изначально был местом физического воспитания. В романских и германских языках эта двусмысленность обычно еще заметна, а вот в славянских утвердилось позднее учебное содержание термина.

Лицей (Λύκειον) и академия (Ἀκαδήμεια) — вообще названия конкретных мест, которые со временем стали именами нарицательными. «Ликеем» (в честь Аполлона Ликейского) назывался гимнасий, где базировалась перипатетическая школа Аристотеля. «Академией» называлась посвященная Афине оливковая роща и, как следствие, находящийся там же гимнасий, где собирались Платон с последователями.


Спартанская школа

Когда историки говорят о школах, да и вообще о культуре Древней Греции, они обязательно разделяют два центра влияния — Афины и Спарту. Проблема в том, что вопреки военным победам последней, знаем мы больше как раз об Афинах. Тут сказалось отношение обоих полисов к культуре и знанию. Спартанцы практически не оставили документальных свидетельств о своей жизни в доэллинистический период.

Фрагмент картины «Юные спартанцы». Эдгар Дега, 1861 / Фото: en.wikipedia.org

С этим еще можно было бы мириться, если бы до нас дошли какие-то цельные описания современников из других полисов, но реально большая часть наших знаний о Спарте основана на текстах Плутарха, жившего уже в нашей эре. Он описывал события, от которых его отделяло от нескольких веков до тысячелетия; его источники в основном утрачены, и многие историки полагают, что значительная часть традиций, описанных Плутархом — не более, чем пересказы ностальгических баек.

Например, есть археологические свидетельства, противоречащие истории про спартанцев, сбрасывавших слабых младенцев с обрыва. Иными словами, все, что мы знаем о быте Спарты (включая образование), может содержать необоснованные домыслы, а главное, не показывает динамики: эти описания зафиксированы в эдаком идеализированном «золотом веке» и ничего не говорят об исторических изменениях.

Задачей системы образования (насколько ее в принципе можно называть системой) в любом полисе в классический период было воспитание достойного гражданина, способного адекватно включиться в повседневную жизнь города. Справедливо это и для Спарты, но если в афинской сфере влияния повседневностью было, в первую очередь, коллективное принятие решений, то в Спарте — война.

В отличие от Афин, спартанская программа — агогэ — была четко выстроена с семи лет и до 18-ти. Детей забирали у родителей и помещали в казарму, где они воспитывались в максимально жестких условиях до 12 лет. Их скудно кормили и одевали, чтобы они учились выживать самостоятельно. Грамоту преподавали в минимальном объеме, основной упор делался на физическое воспитание. В роли учителя всегда выступал опытный солдат.

Возможно, Плутарх и слукавил насчет младенцев и пропасти, но первый этап спартанского воспитания переживали не все. Те, кто дожил до двенадцатилетия следующие шесть лет проводили в еще более изнурительных тренировках: занимались спортом, дрались между собой, маршировали в фалангах и, как ни странно, учились танцевать: это помогало двигаться в строю. После еще двух лет тренировок с настоящим оружием спартанцы, наконец, принимались в армию.

Фрагмент картины «Спартанка вручает щит своему сыну». Жан-Жак-Франсуа Ле Барбье, 1805

Агогэ было обязанностью для граждан Спарты и редкой привилегией для остальных. Система предусматривала образование и для девочек, правда и тут оно было ориентировано на войну: физическое воспитание, борьба, обращение с метательным оружием и культурный минимум, который можно было получить от странствующих музыкантов или старших женщин. Спартанская женщина, в первую очередь, должна была быть матерью в условиях войны.


Афинская школа

Греческое образование за пределами Спарты можно разделить на два периода. Условной границей выступит расцвет софистики в середине V века до н. э. Старую школу — то есть, относящуюся к архаическому и началу классического периода проще всего показать на примере Афин.

Афинская школа, в сравнении со спартанской была более сбалансирована, но и хуже структурирована. Идеалы древнегреческой педагогики обозначались словом «пайдейя». Эта ветвь философии учила взращиванию достойного гражданина полиса: развитого умственно, морально и физически, стремящегося к совершенству во всем.

Образование в Афинах было привилегией свободных мужчин. Маленькие афиняне начинали учиться с семи лет. В зависимости от благосостояния семей, обучение проходило индивидуально на дому или в группах. В программу обычно входили счет, чтение и письмо при помощи покрытых воском дощечек и стилосов. Как только дети начинали справляться с полноценными текстами, учителя давали им заучивать стихи.

Для большинства на этом школа и заканчивалась — если, конечно, вообще когда-то начиналась.

Базовое образование, не говоря уже о более высоких ступенях, мог позволить своим детям не каждый

Для бедного населения, особенно после реформ Солона, поощрялось «неформальное» образование: любая грамота и навык, которые могли дать сами родители, рабы или учителя, готовые работать бесплатно.

Для тех, у чьих родителей хватало денег, старая афинская школа предлагала второй уровень — уже неоднократно упомянутый гимнасий. В те времена это была спортивная школа, готовившая афинян к воинской службе. Существовало и подобие военного училища для 18-летних с последующей службой в армии. Позднее, со второй половины V века до н. э. гимнасии станут одними из площадок, на которых произойдет трансформация педагогики и научного знания и зародятся семь свободных искусств.


Artes liberales

Сегодня человек, отучившийся шесть лет в европейском университете по направлению философии, гуманитарных или социальных наук носит титул «магистр искусств» (Master of Arts, Artium Magister). На вопрос «при чем тут искусство» есть короткий и длинный ответы. Быстрый ответ такой: слово «arte» (во всех его вариациях в западноевропейских языках) стало означать искусство в современном понимании только в Новое время, а до тех пор под ним подразумевался определенный круг наук. Долгий ответ как раз связан с тем, что это за круг наук и откуда он взялся. Одновременно это еще и история об образовании в поздней Древней Греции.

Liberal arts часто ошибочно переводят на русский как «гуманитарные науки». В современном понимании (которое отражено в описании магистерской степени в предыдущем абзаце) это не слишком значительное искажение. Но в историческом смысле под artes liberales подразумевается нечто иное.

Философия и семь свободных искусств. Миниатюра из книги Геррады Ландсбергской «Hortus Deliciarum» / Фото: ru.wikipedia.org

В V веке нашей эры философ Марциан Капелла написал трактат «О бракосочетании Филологии и Меркурия». Этот текст в аллегорической форме закрепил представление о круге научных знаний, формирующем образованного человека и необходимом для занятия философией. В списке Капеллы было семь дисциплин, разбитых на тривий (три базовых, в современном понимании — гуманитарных) и квадривий (четыре второстепенных, технических): грамматика, диалектика или логика, риторика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия.

Понятно, что науки о языке и мышлении служили необходимым базисом для освоения наук о числе. Система, зафиксированная Капеллой, просуществовала в неизменном виде большую часть Средневековья, хотя его содержание оставалось открытым для интерпретаций, особенно когда потребовалось встроить эти принципы в систему церковного образования. Отец средневекового энциклопедизма (и неофициальный святой покровитель интернета) Исидор Севильский, например, посвятил свободным искусствам три из двадцати томов своих «Начал». Только к XII веку в тесный круг artes liberales начали проникать новые науки.

Семь свободных искусств изучали на «младших» факультетах средневековых университетов, их освоение было базовым требованием для дальнейшего обучения богословию, юриспруденции или медицине. Вероятно, современные степени MA и PhD являются отражением этой традиции.

Аллегорическое изображение 7 свободных искусств / Фото: ru.wikipedia.org

Остается один вопрос: причем тут Древняя Греция? Круг семи свободных искусств окончательно оформился только в V веке н. э., но его разработка заняла почти 900 лет — с конца классического периода, через весь эллинистический и до последних дней Римской империи, и процесс этот напрямую связан с новым греческим и последующим римским образованием.


Новая школа. Классический период

На раннем этапе становления свободных искусств, который, в целом, тождественен новому древнегреческому образованию, возникли грамматика и логика, но главная полемика велась вокруг риторики — ее смысла и задачи. Умение изящно доносить мысль и убеждать было чрезвычайно важно для культуры эллинов практически с самого ее зарождения — достаточно вспомнить о Гомере и Гесиоде, творивших еще в VIII–VII веках до н. э. Старое образование знало риторику стихийно, естественно — оно опиралось на века достойных примеров. Новая школа пыталась риторику препарировать, вывести закономерности и правила.

Новое греческое образование связано, прежде всего, с софистами. Середина V века до н. э., только что закончилась война с персами; Афины переживают короткий период спокойствия и благополучия; возникает прослойка состоятельных граждан с избытком свободного времени и тягой к образованию. Они учатся чему придется, бессистемно. Образовавшуюся преподавательскую нишу заполняет класс педагогов, уверенных в относительности истины.

Аллегория риторики (XVI в.). Гравюра Э.Делона / Фото: ru.wikipedia.org

Релятивизм, выраженный в Протагоровском тезисе «человек есть мера всех вещей», выворачивает риторику наизнанку. Она перестает быть инструментом развития общества и тянет за собой образование в целом. Греческая школа становится храмом индивидуализма, риторика набором инструкций по отстаиванию любой позиции, вне зависимости от ее истинности или ложности.

Теперь не знание служит обществу. Знание становится конечной целью, которой подчиняется общественная жизнь

По крайней мере, примерно так это видел Аристотель. Возможно, он сгущал краски. Поскольку в представлении софистов знание может быть лишь эмпирическим и относительным конкретного наблюдателя, то и ценность имеет лишь то, что принесет пользу этому конкретному индивиду. Когда софист учит «всему», он учит всему, что понадобится ученику. А тому в первую очередь понадобится преуспеть в общественной жизни. Так риторика становится краеугольным камнем нового образования.

Софисты стоят у самых истоков свободных искусств: они создали первые учебники риторики; в их попытках отстаивать обе точки зрения по любому вопросу можно усмотреть зарождение диалектики. При них в Древней Греции возрастает престиж образования, а в гимнасиях науки начинают вытеснять спорт.

Софистов принято демонизировать, но именно в реакции на их субъективизм окончательно оформилась диалектика — как самостоятельная аналитическая дисциплина, метод познания, а не синоним спора в рамках риторики. К этому приложили руку и Сократ, и Платон, и Аристотель. Платон, к тому же, вернул в риторику вопрос морали.

При этом в его Академии ключевыми дисциплинами были науки квадривия: арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Диалектика в платоновском понимании позднее вернулась в софистику: еще один известный греческий педагог, Исократ, учил, что риторика в долгосрочной перспективе не только решает проблемы конкретного индивида, но служит таким же орудием самоанализа для общества в целом, как диалектика — для отдельного разума.

Аристотель практически единолично создал логику — его система начала терять влияние только в эпоху возрождения и окончательно была вытеснена из научного поля в область исторических артефактов лишь в XIX веке. В той же работе он заложил основы грамматики. В своей школе он преподавал и риторику, и диалектику, впервые успешно их разделяя.


Новая школа. Эллинистический период

Классический период был эпохой открытий и хаоса в педагогике. Каждый учитель учил тому, что считал нужным. Эллинистический период стал эпохой популяризации и стандартизации. Главными его новшествами в плане разработки дисциплин стала, во-первых, альтернативная логика от стоиков — на первых порах более популярная, чем вариант Аристотеля. К тому же, стоики видели риторику, грамматику и диалектику составными частями логики, таким образом впервые сводя воедино тривий свободных искусств.

Две собаки veritas (лат. истина) и falsitas (лат. ложь) преследуют зайца problema (лат. проблема), логика, вооруженная мечом силлогизма, спешит позади. Слева внизу в гроте изображен Парменид, с которым логическая аргументация проложила себе путь в философию / Фото: ru.wikipedia.org

Второе важное достижение периода — разработка грамматики в александрийской школе, продиктованная необходимостью сохранить понимание текстов на устаревающей версии греческого языка. Влияние александрийской грамматики прослеживалось в языкознании и в Средние века.

В эллинистический период возникла концепция круга знаний — стандарта энциклопедического образования

Важным приложением этой концепции стало формирование литературного канона. Например, из всех пьес Эсхила до нас дошло только семь — потому что греческие педагоги отбирали лучших авторов, а затем их лучшие произведения для своих занятий. Достойными «школьной программы» были признаны Гомер, Эсхил, Менандр, Эврипид и Демосфен.

Популяризация образования на закате Древней Греции шла как внутри, так и вовне. Все больше педагогов занимались только обучением уже сформированным дисциплинам. Распространение греческого знания стало побочным эффектом завоеваний Александра Македонского. Завоевание Греции Римом, как ни странно, тоже дало учителям-эллинам новую аудиторию. Римляне отправляли своих детей учиться в греческие провинции. Популярностью пользовался Родос, где находилась школа энциклопедиста-стоика Посидония — его влияние на составителей римских учебных пособий было особенно велико.

Педагоги Древней Греции предопределили развитие образования в Западной Европе более чем на тысячелетие вперед. Концепция семи вольных искусств, формально созданная на закате Римской империи, в общих чертах сформировалась еще в эллинистическом периоде. Ну а то, что не дошло до нас напрямую, через римлян, позднее нашли арабские исследователи.

mel.fm

Школа, лицей, гимназия, академия… кто вообще все это придумал?!

Что общего у школы с отдыхом? Почему в гимназии раньше было принято заниматься без одежды? Какого древнегреческого героя похоронили в академии? Что связывает языческого бога Аполлона с лицеем?

Школа — это про отдых

Школа. Кто бы мог подумать, что это про отдых! Однако, если мы обратимся к древнегреческому языку, откуда это слово перекочевало к нам, окажется, что это действительно так. Sholē (схоле) означает досуг, отдых, возможность проводить время свободно, праздно. Причем сам этот досуг воспринимался древним греком как абсолютная ценность, как единственно достойный способ времяпрепровождения. Физический труд в античности потому и презирался, что он не досуг, а значит, отклонение от нормального образа жизни. Для нас, современных людей, это, конечно, нонсенс. Мы живем в таком обществе, где не трудиться просто не принято, а того, кто от работы отлынивает, мы называем «тунеядцами» или «сачками».

Но для древних греков все было наоборот: если ты трудишься, значит, ты раб и обязан обеспечивать всем необходимым класс свободных людей, которые, в свою очередь, могли использовать имеющийся у них досуг, чтобы стать достойными гражданами. И образовательная система как раз служила этой цели — воспитать такого человека, чья деятельность, как замечает Аристотель, будет добродетельна. Причем подлинное обучение — для древних это было очень важно — мыслилось возможным только, когда человек освобожден от «трудностей» труда, когда голова его не занята заботами и тревогами о завтрашнем дне. И здесь интересно отметить, что слово «схоле» означало еще и завороженное созерцание, своеобразное отсечение всего, что мешает чистому и непосредственному восприятию природы или какого-то явления. А этот смысловой оттенок «схоле» удивительным образом перекликается с христианским богословием, а если конкретнее — с идеалом монастыря и монашеской жизни.

Монастыри, как известно, стали образовываться в IV веке. Основывались они поначалу, как правило, вдали от многолюдных и шумных городов. Почему? Как раз потому, что одна из основных целей монашеской жизни — это богомыслие, то есть полная устремленность ума к Богу. А возможно это, когда окружающий человека мир и его мир внутренний полностью успокоены, когда суета, шум и тревоги оставлены где-то там, за закрытой дверью. Сама возможность созерцания Бога, как писал знаменитый святой блаженный Августин, открывается тогда, когда человек отказывается от любой формы активности. Достижение «покоя» мысли и есть путь к богомыслию. И когда святой говорит о «покое», то употребляет латинское слово «otium», которое по своему смыслу очень близко к греческому «схоле». Получается, что подлинная, возвышенная школа — это путь к богомыслию.

 

Гимназия — это про аскетику

Сегодня гимназия — это учебное заведение с углубленной образовательной программой с некоторыми предметами, которые, как правило, не изучают в обычной школе. Но изначально гимназия была предназначена совсем не для этого.

В Древней Греции, откуда к нам пришло само слово «гимназия» (γυμνάσιον), считалось, что идеальному гражданину полагается быть развитым не только интеллектуально, но и физически. Во всем, как известно, греки стремились соблюсти идеал меры, а это означало, что и ум, и тело человека в одинаковой степени должны быть совершенными. Кроме того, в случае войны каждый гражданин обязан был взять в руки оружие и защитить свой полис, для чего опять-таки необходима была определенная подготовка.

И вот для этого был устроен гимнасий — площадка для физических упражнений. Само это слово происходит от «γυμνός» (gym­nos), что значит голый, обнаженный. Действительно, юноши в Греции занимались спортом без одежды. Предполагается, что этот обычай появился после тридцать второй Олимпиады, когда один из участников соревнования сумел первым добежать до финиша благодаря тому, что с него слетела набедренная повязка.

А вот позднее, функции гимнасия значительно расширились. Появился целый комплекс зданий, где можно было не только заниматься физическими упражнениями, но и развивать свой интеллект: здесь изучали политику, риторику, литературу, философию, проводились многочасовые беседы и дискуссии, в которых участвовали ученые-философы.

Однако, если мы вернемся к первоначальному смыслу гимназии как месту для тренировок или как упражнению вообще, то увидим, что и в христианстве существует свой гимнасий — аскеза. Ведь если посмотреть на греческое слово askēsis (ἄσκησις), то окажется, что переводится оно тоже как упражнение, тренировка. Поэтому аскетическая практика — это не про ущемление и умерщвление человеческого тела Все совсем наоборот: аскетика — это тренировка тела и души для их укрепления и окончательного преображения. Иначе говоря, христианская гимназия — это система упражнений, приближающих человека к Богу.

 

Академия и ее святые выпускники

Сегодня академия — это и громадная научная организация, и высшее учебное заведение, которое готовит экспертов и преподавателей для университетов. Однако изначально так называлась одна из самых известных и элитных гимназий в Афинском полисе. Академия (Ἀκαδήμεια) была основана знаменитым философом Платоном в 386 году до Р. Х. и свое название получила от священной оливковой рощи, где располагались здания школы и где, согласно легенде, был похоронен древнегреческий герой Академ.

По сути, именно здесь сформировалась первые научные традиции, ставшие образцовыми для всех последующих поколений ученых и исследователей. Более того, через Академию Платона прошли такие великие отцы Церкви, как святители Василий Великий и Григорий Богослов. И во многом благодаря тому образованию, которое они получили в этой Академии, им удалось совершить самый настоящий прорыв в христианском богословии. Не говоря уже о том, что в принципе большинство отцов Церкви были интеллектуально связаны с той образовательной системой, которая сложилась в Академии и других знаменитых школах античности.

 

Лицей: почему прогулки полезны для учебы

В 1811 году состоялось торжественное открытие Императорского Царскосельского лицея, который мы в первую очередь знаем потому, что в нем учился Пушкин. Нельзя сказать, что поэт проявил себя здесь как блестящий ученик — по итогам выпускных экзаменов Александр Сергеевич занял только 26-е место среди 29 учащихся, — но имя его, конечно, на века прославило Царскосельский лицей. Тем интереснее, что Пушкин как раз через воспетое им во многих стихах любимое учебное заведение связан с великим философом античности — Аристотелем.

Ликей (Λύκειον) — в латинском произношении «лицей» — известнейшая элитная гимназия древности, основанная как раз этим знаменитым философом. Здания для своего гимнасия Аристотель арендовал неподалеку от храма в честь Аполлона Ликейского, откуда и пошло название школы. Ликей, кстати, известен еще и как Перипатос (Peripatos) – так назывались городские сады, предназначенные для прогулок. Здесь свободные греки могли не только спрятаться от дневной жары, но и послушать философские беседы, лекции и выступления ученых. В школе же Аристотеля некоторые занятия было заведено проводить во время неспешных прогулок по тропинкам расположенного на территории Ликея сада, а потому и учеников этого гимнасия иногда называли «перипатетиками». Практика таких философских прогулок отразилась в творчестве художника Михаила Нестерова, который написал знаменитый парный портрет «Философы». На этой картине изображены неторопливо гуляющие и беседующие друг с другом священник Павел Флоренский и Сергий Булгаков — выдающиеся представители религиозно-философской мысли.

Так что прогулки могут быть очень полезны для учебы. Особенно если они проходят в компании великого философа.

 

 

foma.ru

это что такое? Определение :: SYL.ru

Гимназия – это слово, которое сегодня знакомо каждому школьнику. При этом не всякий знает, что подобный тип учебных заведений появился несколько тысяч лет назад и за все это время не раз менялся. Давайте более подробно рассмотрим значение термина «гимназия», а также узнаем его историю.

Что такое гимназия: определение

Сегодня словом «гимназия» именуют определенный тип элитных учебных заведений для получения базового и полного среднего образования, являющийся аналогом общеобразовательной школы. Гимназии могут быть государственными и частными.

На протяжении всей истории существования учебного заведения под названием «гимназия», определение слова, как и перечень изучаемых предметов, менялось, причем иногда кардинально.

В некоторых современных языках этот термин имеет дополнительное значение. Так, в немецком, английском, польском гимназия – это не только высшая школа, но и помещение для занятий спортом, в частности гимнастикой.

Чтобы понять, почему одно и то же существительное приобрело сразу 2 разных смысла, нужно узнать его этимологию, а также историю.

Происхождение термина «гимназия»

Это слово пришло в современные европейские языки из греческого. Образовано оно от древнегреческого термина γυμνός, который дословно переводится как «обнаженный».

Помимо существительного «гимназия», от этого греческого термина произошло и известное всем слово «гимнастика». Хотя сегодня значения этих слов кажутся весьма далекими друг от друга, у древних греков они были однокоренными. Чтобы понять, почему так произошло, нужно углубиться в историю.

Гимназии в Древней Греции

Понимание того, что такое «гимназия» в Древней Греции (определение – ниже) поможет ответить на вопрос: почему этим словом называют и школу, и спортзал.

Воспитательно-образовательные заведения под названием гимназии (у греков их звали «гимнасии») впервые появились в Греции задолго до нашей эры. Хотя эллины и славились своими интеллектуальными достижениями, в приоритете у них всегда оставалась физическая красота и сила. По этой причине древнегреческие гимназии специализировались на физическом воспитании учеников, и представляли собой квадратные площадки для занятий спортом. Заниматься в гимнасиях принято было обнаженными, поэтому термин «гимназия» и был образован от слова «голый». Кстати, именно поэтому во многих европейских языках гимназия – это не только учебное заведение, но и место для занятий спортом. По этой же причине вышеупомянутое слово «гимнастика», является однокоренным для «гимназии», ведь древние греки все физические упражнения делали обнаженными.

Не стоит, однако, думать, что греческие гимнасии занимались только физическим развитием своих подопечных. Хотя оно и было в приоритете, также там обучали чтению и письму. А в более поздние века – философии и риторике.

В Древней Греции было 2 типа гимназий: Александрийская (общеобразовательное обучение всех граждан) и Спартанская (физическое воспитание и военное дело, причем не только для юношей, но и для девушек).

Среди наиболее известных античных педагогов, можно назвать Платона, Аристотеля и Киносарга, которые преподавали в греческих гимназиях. Платон выступал за гармоническое развитие личности, настаивая на том, что физическому развитию стоит уделять только половину времени. Его ученик – Аристотель, наоборот, концентрировал внимание на физическом развитии. Он написал несколько учебников для гимназий, которые оставались популярными вплоть до XVIII в.

Гимназии в Древнем Риме

Греческая культура оказала огромное влияние на большинство городов-государств Малой Азии. С легкой руки греков аналоги гимназий существовали в Египте, Сирии и других близлежащих странах.

Когда Римская империя покорила Грецию, они переименовали многие из своих школ в гимназии. Поскольку изначально у римлян не было гимнасий для занятий физическими упражнениями (они тренировались на Форуме и Марсовом поле), подражая грекам, они стали строить подобные площадки.

Жители Рима придерживались взглядов Спартанского типа гимназий и Аристотеля, готовя из учеников в первую очередь воинов и спортсменов.

С принятием христианства культ здорового и красивого тела надолго ушел в подполье, поскольку теологи призывали людей заботиться о духовном развитии, а не о плоти. В связи с этим на многие столетия традиции гимназического обучения были забыты, и лишь в эпоху Возрождения снова стали актуальными.

Гимназии в Европе

Разобравшись с тем, что такое гимназия (определение по истории Древнего Мира – выше) в древности, стоит рассмотреть, как она изменилась во времена Ренессанса.

Стоит отметить, что возвращению к традициям гимназического обучения способствовало увлечения людей эпохи Возрождения античностью. До этого, вместо гимназий, в Европе существовала система монастырских школ, а также светских учебных заведений при университетах. Главными изучаемыми предметами в них были латынь, грамматика, риторика, арифметика, геометрия, музыка, физика и астрономия.

Начиная с XVI в. в Германии и Англии начинают открываться школы-гимназии, программа которых строится по античному образцу, в частности, на трудах Аристотеля. К предметам, которые преподавались в этих заведениях, добавился греческий, язык, а также курс естествознания.

Особенной популярностью пользовалась гимназическая образовательная система в Италии, Польше и на территориях, принадлежащих Германии.

Во Франции в роли гимназий выступали лицеи и колледжи. В Великобритании, а позже и США – Grammar-Schools, Grammar-Colleges и High Schools. В Испании – колехьйос. В Швейцарии – кантональные школы.

Дореволюционные гимназии в Российской империи

Первая гимназия на территории Российской империи была открыта при правлении Петра I в 1703 г. Ее основателем стал пастор-лютеранин Эрнст Глюк. По настоянию царя среди предметов, которым обучались в этом заведении, важную роль играла физическая подготовка. В частности учеников учили плавать, ездить верхом, стрелять, фехтовать и даже танцевать.

Собственно русская гимназия появилась лишь спустя 23 года. Это была Московская академическая гимназия. Поначалу туда допускали лишь дворянских детей. Однако видя их не особое рвение к наукам, через несколько лет в Академическую гимназию стали принимать выходцев из среднего сословия, а также детей солдат. Из-за проблем с преподавателями устав учебного заведения постоянно менялся, как и учебные предметы. С трудом просуществовав вплоть до 1805 г., эта гимназия была закрыта.

Несмотря на это интерес к подобным образовательным учреждениям в империи усиливался. С началом нового века было создано Министерство народного просвещения. Именно с его деятельностью связано начало формирование полноценной образовательной системы и повсеместное открытие гимназий. Их устройство было позаимствовано у французов. В отличие от греков, у россиян физическое воспитание стало необязательным предметом. В XIX в. гимназисты начали изучать историю, географию, математику, право, политическую экономику, латынь, иностранные языки (французский и немецкий), рисование, музыку и танцы.

В XIX в. в гимназии стали принимать детей всех сословий, однако у дворянских отпрысков всегда были привилегии вроде пансионов.

На протяжении всего века устройство гимназий в империи непрерывно менялось. Был введен такой предмет, как закон божий, а само заведение было распределено на 2 группы: классическая гимназия и реальная. Главным отличием между ними было изучение в классических гимназиях древних языков, вроде латыни и греческого. Также в этот период были введены телесные наказания, а также увеличена плата за учебу.

В начале XX в. на территории страны уже функционировало около 180 гимназий. Среди них были не только государственные, но и частные, а также гимназии, устроенные при церквях неправославного вероисповедания (католики, протестанты), женские гимназии.

После революции, в 1915-1916 гг., были попытки реформировать гимназии по новому образцу. Однако из-за неспособности политиков и преподавателей найти общий язык, этот проект свернули. А с приходом к власти коммунистов гимназии были устранены. Вместо них появились общеобразовательные школы, которые существуют и сегодня.

Гимназия сегодня

После распада СССР в 1992 г. в Российской Федерации был возвращен такой тип учебного заведения, как гимназия. Сегодня этим словом называют учебное учреждение, дающее ученикам более обширные знания, чем обычные школы.

В Украине, которая обрела независимость в 1991 г., гимназии вернулись в тот же период. Однако долгие годы требования к ним не были четко сформулированы в законодательстве, что вызывало массу манипуляций со стороны руководства этих заведений. Лишь к 1999 г. правовой статус гимназий на территории Украины был четко прописан в законодательстве.

Разница между обычной школой, гимназией и лицеем

Если задать кому-нибудь задание: «Что такое гимназия? Дайте определение. Гимназия отличается от общеобразовательной школы и лицея, поясните, яем именно», – далеко не всякий сможет с ним справиться.

Так в чем же отличие? Ответ на этот вопрос можно найти в законодательстве. Так, школы – это общеобразовательные учреждения. Гимназии – это профильные заведение, дающие углубленные знания, согласно специализации. Иными словами, гимназия – это та же школа, однако с более высоким уровнем преподавания.

Лицей и гимназия имеют более существенные отличия. Цель лицея не просто дать хорошие знания ученикам (как в гимназии), а подготовить их к поступлению на конкретную специальность или даже в определенный вуз. Если в гимназии обучение носит, скорее, теоретический характер, то в лицее – практический. По этой причине на базе многих вузов открываются подготовительные лицеи, куда можно поступить, сдав экзамены после 7-8 классов.

www.syl.ru

Школа в древней Греции | Путешествия во времени

Древняя Греция в свое время много всего позаимствовала у египтян, в том числе и в определенной степени систему образования. Уже давно прошли времена, когда египетские жрецы со снисходительной улыбкой говорили греку Солону: «Вы греки, словно дети, и всегда останетесь детьми». Его пророчество вовсе не сбылось — греки таки выросли и создали собственную чрезвычайно богатую культуру, славную великими мудрецами и философами, такими как Сократ или Пифагор. Кстати последний был единственным греком, который прошел обучение в египетском храме и был посвящен в священные мистерии Исиды и Осириса. Он же и перенес египетскую обучающую систему в Грецию, создав пифагорейскую школу (имени себя) в Кротоне. Правда и многое он изменил, подстроив систему обучения под греческие реалии и местную психологию, а как там говорят: «что египтянину хорошо, то греку смерть».

Между школами древней Греции и Египта было много общего, но столько же и отличного. Обучение в греческой школе так же было исключительно для мальчиков, (ибо место женщины в древнегреческом обществе было исключительно местом домохозяйки) начиналось в возрасте семи лет и продолжалось в течение следующих девяти. В отличие от Египта обучение у греков было в разы демократичнее, все греки, (только если они не рабы) независимо от материального достатка и социального положения имели право отдать своих чад в школу. Вот, правда, дети бедных родителей, как правило, учились только первые годы, чтобы овладеть лишь грамотой, дальше покидали обучение, чтобы иметь возможность помогать родителям, перенять их ремесло, ребята же из богатых семей учились до 16 лет, полностью завершая учебную программу. Сыновья богатых греков (так сказать тогдашние «мажоры») часто ходили на обучение с личными рабами (это сейчас богатые детки хвастаются перед одноклассниками новыми модными мобильными телефонами и айпадами, а когда-то хвастались персональными рабами).

Что касается самого обучения, разумеется, как и в любой школе дети, прежде всего, овладевали ее величеством грамотой. Овладевали долго, более трех лет. Для облегчения задачи учитель давал юным школьникам глиняные таблички, где были написаны буквы и слоги и ученик учился их складывать в слова, а слова в предложения. Также составлялись специальные театральные пьесы, в которых главными действующими персонажами были буквы. Учили писать, сначала на восковых табличках, позднее на папирусе завезенном из Египта.

Наконец овладев грамотой, ученики приступали к изучению не тленной (уже тогда) классике греческой литературы — произведений Гомера: «Илиады» и «Одиссеи». Удобно расположившись на низких скамейках, ученики восторженно (или кто как) слушали учителя, вдохновенно читающего тот или иной отрывок из бессмертных творений. Прочитав, учитель разбирал его с учениками, попутно рассказывая о великих богах и храбрых героях, сражениях и отважных поступках. Кроме Гомера читали Гесиода и других древнегреческих авторов, позже отрывки из Гомера прилежные ученики заучивали на память и затем тщательно (с выражением и интонацией) декламировали. Вообще в античной Греции считалось правилом хорошего тона, когда образованный человек знал на память множество стихов Гомера и других популярных авторов и мог их в подходящий момент привести то ли в застольной беседе, то ли в речи на народном собрании, то ли выступая в суде.

Кроме грамоты древние греки питали большое уважение и к математике, арифметике, началам геометрии, хотя изучали их не очень тщательно. В те времена математика была сложной наукой, ибо цифр в нашем сегодняшнем их виде еще не было, они изображались буквами, а это делало тяжелым и громоздким задачи со многими цифрами, поэтому греки чтобы не сильно ломать головы ограничивались простыми задачами на сложение, вычитание, умножение и деления. (В конце концов, что еще требовалось в то время? Отнюдь не тройные интегралы с их логарифмами).

Также большое внимание уделялось обучению музыке, этой благороднейшей из наук. В школе ребят учили игре на флейте, лире и кифаре, а также пению. Всякий почтенный афинянин должен был уметь играть и петь. Считалось, занятия музыкой возвышает и облагораживает человека, поэтому с раннего возраста греческие мальчики принимали участие в хорах, в специальных музыкальных соревнованиях во время игр и праздников.

И конечно огромное внимание уделялось физическому воспитанию юных мальчишек, ведь каждый греческий ученик — это потенциальный воин, который в случае государственной опасности должен, не колеблясь встать на защиту родины от врагов. Именно с античной Греции происходит современный термин «гимназия», дело в том, что маленькие греки в возрасте 12-13 лет кроме обычной школы (которую называли музыкальной, из-за большого внимания к музыке) начинали посещать школу гимнастическую. Здесь название говорит само за себя — главное внимание уделялось физическому воспитанию: силе, мужественности, ловкости, выносливости. Ведь кому нужен воин, умеющий разве что на лире играть и Гомера декламировать?

Поэтому юноши активно занимались физическими упражнениями : бегали, прыгали, упражнялись в метании диска и копья, боролись друг с другом. Также ребят строго приучали к выполнению дисциплины. По завершению обучения юные греки еще два года должны были провести на военной службе, и только после этого происходила торжественная церемония, на которой юноши становились полноправными гражданами греческого общества.

P. S. Старинные летописи рассказывают: А все-таки, наверное, в каком-то смысле древнегреческим школьникам было в определенном смысле легче, нежели их современным коллегам, ведь им не приходилось проходить всевозможные курсы подготовки к ЕГЭ, ЗНО и прочим вступительным экзаменам, от результатов которых может даже зависеть дальнейшая судьба человека.

travel-in-time.org

Ликей и школа Аристотеля / Афины

В июне 2014 года в центре Афин открылся археологический памятник «Ликей Аристотеля» (Перипатетическая школа) – один из трёх гимнасиев Древних Афин наряду с академией Платона и Киносаргом. Название «Ликей» («лицей» в латинском произношении) относилось как ко всему району, так и к гимнасию в целом и той его части, которую Аристотель арендовал под свою школу.
 

Ликей до Аристотеля

Согласно письменным свидетельствам, Ликеем назывался большой район в восточном пригороде Афин за городскими стенами, а именно, за воротами Диохара между реками Эридан и Илиссос у подножья холма Ликавит. Согласно свидетельствам путешественника Павсания, в этом районе раньше стояли храмы Геракла Панграта и Аполлона Ликейского – убийцы волков, очень древнего, и, возможно, доэллинистического, божества. По его имени и был назван весь район. Этот же автор второго века утверждал, что Аполлону Ликейскому здесь поклонялись всегда и продолжали поклоняться во время его приезда.

Из записей писателей Ксенофонта и Аристофана можно узнать, что в районе Ликей, очевидно, из-за его крупного размера, тренировались всадники и гопиты (тяжеловооружённые пехотинцы). По всей видимости, здесь, в архаическом доархитектурном гимнасии, юноши проходили военную подготовку ещё до времён правления Солона (ок. 640 – 559 гг. до н.э.). Такого рода тренировки могли осуществляться только в священных местах, находившихся под защитой богов, то есть, сам Ликей также считался святилищем.

Этот район, благодаря своему идеальному положению вблизи города и реки, в Архаический период (VIII – VI вв. до н.э.) был выбран для строительства второго большого гимнасия Афин, который по названию района стал именоваться «Ликейский гимнасий» или «гимнасий Ликея». Неясно, кто именно его основал – историк Феопомп приписывал его создание Писистрату, а Филохор – Периклу. Этот гимнасий, как и первый, был учреждён как место, где афинская молодёжь могла заниматься физическими упражнениями. Со временем, однако, он стал местом собрания молодёжи и дискуссий с учёными и философами. К V веку до н.э. в Ликее постоянно преподавало несколько философов, в первую очередь, Исократ, Протагор, Евтидем, Продик, Дионисодор. Сократ также ежедневно приходил в Ликей.
 
Палестра гимнасия Ликея

 

Школа Аристотеля в Ликее

После сражения при Херонее (2 августа 338 г. до н. э.), в которой объединённая армия городов-государств проиграла и попала под власть Македонии, Аристотель (384 – 322 до н.э.) вернулся в Афины. Всего через три года, в 335 году до н.э., он, следуя примеру своего учителя, Платона, с которым у него были разногласия по некоторым фундаментальным вопросам, открыл свою собственную философскую школу. Аристотель создал её при Ликейском гимнасии, в котором уже была вся необходимая инфраструктура и аудитория. Считается, что школа Аристотеля была построена по образцу академии Платона – то есть, уроки для всех желающих проводились по утрам (Аристотель прогуливался с ними ранним утром), а дневные и вечерние уроки проходили исключительно со студентами школы. Философии в Ликее обучали по утрам, а риторике – по вечерам на свежем воздухе. Тем не менее, в школе Аристотеля больше читали лекции, а не дискутировали, как в академии Платона, и она считалась чуть менее престижной, чем академия.

Поскольку Аристотель не был афинянином, он не мог приобрести землю под школу на своё имя, поэтому он арендовал в Ликейском гимнасии несколько зданий. Согласно завещанию Феофраста, друга и ученика Аристотеля, комплекс школы состоял из маленького святилища, посвящённого Музам, перипата (дороги), большой и малой стоа, алтаря, статуй Аристотеля и его сына Никомаха, сада и строений возле сада, в которых жили студенты и учителя. Школа получила название «Перипатетическая» поскольку, как считается, Аристотель предпочитал обсуждать со студентами философию, математику и риторику прогуливаясь по перипату (περιπατός) и саду, а не сидя в помещении. Студентов называли, соответственно «перипатетиками».
 
Перипат у северного склона Акрополя
 
До своего возвращения в Афины Аристотель несколько лет был учителем Александра Македонского (Великого), унаследовавшего власть своего отца, Филиппа II Македонского и ставшего правителем Греции. Во время многочисленных завоевательных походов Александр собирал для своего учителя образцы растений и животных, что позволило тому создать первый в мире зоопарк и ботанический сад. Также считается, что он жертвовал на его Перипатетическую школу большие суммы денег.

По тем руинам, что можно увидеть здесь сегодня, сложно сказать, что это было одно из самых важных мест в истории человечества. Ликей Аристотеля, в некотором роде, был первым в мире центром, в котором начали придерживаться современного научного метода познания мира. В этом Ликее Аристотель систематизировал организацию «космоса» (мира), тут он писал по поводу широкого спектра вопросов, включая политические, метафизические, этические и логические. В период расцвета школы Перипата, то есть при Феофрасте, здесь, как считается, прошло обучение до 2000 студентов. В записях Страбона также говорится, что Аристотель был первым, кто собрал для своей школы коллекцию книг, которая была самой крупной частной библиотекой Античности. Аристотель преподавал в Ликее до 323 года до н.э., когда после смерти Александра Великого в Афинах началось восстание против власти Македонии, и он был вынужден бежать.
 
«Афинская школа», Рафаэль, 1510 (в центре: Платон в красном и Аристотель в синем)
 
Обучение в Ликее засчитывалось как военная служба на благо Афин, поскольку здесь не столько развивали ум, сколько тело. Хорошая физическая форма высоко ценилась в Афинах, поэтому юноши соревновались здесь в боксе, борьбе и других видах боевых и полубоевых искусств.

Существует версия о том, что и Аристотель и Феофраст были погребены на территории Ликея, однако подтверждений ей пока что не было обнаружено. После них главами Перипатетической школы были Стратон (286 – 268 до н.э.), Ликон Троадский, Аристон Кеосский, Критолай, Диодор Тирскийа и Эримней. Одиннадцатым главой был Андроник Родосский.

В 200 году до н.э. и Ликей и академия Платона были сожжены царём Македонии Филиппом V. В 86 году до н.э. генерал Сулла вырубил священные рощи в обоих учебных заведениях, чтобы обеспечить деревом осадные орудия, которые он использовал для захвата Пирея. В качестве гимнасия Ликей функционировал до конца II века, когда в 267 году на Афины напало племя герулов. Затем его помещения использовались для различных целей до IV века, когда были окончательно заброшены.
 
План археологического парка «Ликей Аристотеля»

 

Археологические раскопки в Ликее

Раскопки в Ликее Аристотеля начались под руководством археолога Эффи Лигури в 1996 году, когда эти руины были обнаружены во время строительства музея Современного искусства. Первоначально над всем археологическим парком планировалось построить огромную крышу, но из-за дороговизны этого проекта его отменили.

Археологический парк Ликея (лицея) Аристотеля сейчас занимает 11 500 кв. метров. Здесь можно посмотреть часть палестры (παλαίστρα) гимнасия Римского периода (146 до н. э. — 330 н. э.) — открытый прямоугольный двор для занятий спортом, окружённый с трёх сторон (с севера, запада и востока) галереями с рядами колонн. Двор имеет размеры 23 х 26 метров, а окружающие его портики насчитывают в ширину от 3,5 до 4 метров. Вход в палестру находился, вероятно, на южной стороне. Точно посередине с северной стороны было большое перистильное помещение, по сторонам которого располагались ещё по две комнаты меньшего размера. Эта часть гимнасия датируется VI веком до н.э.; в конце IV века до н.э. она была ещё расширена на север.

Также тут можно увидеть полы двух комнат с гипокаустом (античной системой подогрева), скважину и колодец, бани, эфебей (εφηβείο, помещение для гимнастических упражнений), элайотесион (ἐλαιοθέσιον, помещение, где юноши натирались маслом), конистрион (κονιστἠριον, помещение, где юноши натирались песком после масла) и библиотеку, которая одновременно была читальным залом.
 
Руины Ликея

 
Достопримечательности поблизости: святилища реки Илиссос, церковь Святого Николая, Византийский и христианский музей, музей Кикладского искусства, особняк Максимоса, дворец президента Греции, Национальный парк

 

Полезная информация о Ликее Аристотеля в Афинах

Где находится:
Между музеем Кикладского искусства и Византийским музеем; в двух кварталах от Национального парка
 

Как добраться:

Станция метро Syntagma (Σύνταγμα) на линии метро 3 (голубой) или 2 (красной) Станция метро Evangelismos (Ευαγγελισμός) на линии 3 (голубой).

Автобусы 054, 100, 203, 204, 220, 221, 224, 235, 608, 622, 732, 815, Х14, Х95, А5, Е14 до остановки Rigillis (ΡΗΓΙΛΛΗΣ)

Троллейбус 3 до остановки Rigillis (ΡΗΓΙΛΛΗΣ)

Трамваи Т4 (красная линия) или Т5 (зелёная линия) до остановки Syntagma (Σύνταγμα).

Остановка туристического автобуса Syntagma Square Terminal или National Gardens на красной линии.
 

Адрес:
Греция, Афины, улица Ригиллис
Rigillis street (Ρηγίλλης), Athens (Αθήνα), Greece (Ελλάδα)
 

Название на греческом:
Αρχαιολογικός χώρος το Λύκειο του Αριστοτέλη
Λύκειον
 

Название на английском:
Aristotle’s Lyceum
School of Aristoteles
Lukeion
 

Время работы:
1 апреля – 31 октября: с 8:00 до 20:00
1 ноября – 31 марта: с 8:00 до 15:00
 

Телефон:
нет
 

Сайт:
нет
 

E-mail:
нет
 

Координаты:
37.974009, 23.743369 (вставьте эти координаты в строку поиска карт гугл или яндекс и увидите реальное положение лицея Аристотеля)
GPS: 37°58’26.4″N 23°44’36.1″E
 

Цена входного билета:
Бесплатно
 

Условия:
Вход находится со стороны улицы Ригиллис
 

Отзывы:
Ликей стоит посетить, только если есть лишнее время. Это просто небольшие руины в окружении сада
 

Понравилась статья? Кликните на +1 и сообщите об этом автору!


 
Статьи на ту же тему:

Квартал и кладбище Керамик / Афины
Афинская агора
Эрехтейон / Акрополь
Панафинейский стадион
Храм Зевса в Афинах
Западные холмы / Афины
Проездные в Афинах

Об авторе

tuorism.ru

Оставить комментарий