Личностные качества менделеева – Менделеев – гений нашей истории или обычный человек… – Конкурс молодых историков “Наследие предков

Новая страница 1

Качество Примеры из жизни
     Волевые качества
        

       Будучи студентом первого курса, Менделеев остается сиротой: в сентябре 1850 года умирает его мать (отец умер, когда мальчику было 14 лет), в феврале 1851 года умирает дядя, Василий Дмитриевич Корнильев, который материально поддерживал Дмитрия и его сестру Лизу, приехавшую в Петербург вместе с братом. Весной 1852 года умирает Лиза, и Дмитрий остается в Петербурге практически один. Беспросветность, общая слабость, недоедание, туберкулезная интоксикация приковывают его к больничной койке в институтском изоляторе. Однажды во время обхода врач, думая, что Д.И.Менделеев спит, сказал у его кровати: Этот уже не поднимется.

       Все было против одинокого, бедного и болезненного студента, который, вопреки всем обстоятельствам, все же сумел победить болезнь и благополучно окончил институт в 1855 году.

Острый ум и тяга к пополнению и совершенствованию знаний

         

       В гимназии Менделеев учился неважно. Не по душе ему была гимназическая рутина, в которой латинское самообольщение играло видную роль. Охотно он занимался только математикой и физикой. Отвращение к классической школе осталось у него на всю жизнь. Благоприятную почву для развития своих способностей Менделеев нашел только в Главном Педагогическом институте, который закончил с золотой медалью.

       23 лет от роду он делается доцентом Петербургского университета, где читает сначала теоретическую, потом органическую химию. В 1863 г. физико-математический факультет Петербургского университета избирает его профессором на кафедру технологии, но он не получает утверждения от министерства за отсутствием у него степени магистра технологии!  В 1864 г.  Менделеев был избран профессором Петербургского технологического института. В 1865 г. он защитил диссертацию О соединениях спирта с водой на степень доктора химии, а в 1867 г. получил в университете кафедру неорганической (общей) химии, которую и занимал в течение 23 лет.

      Широта интересов

       

Менделеев в широкой мере обладал присущей истинному гению способностью объединять различные стороны научного и вообще духовного творчества и потому охотно работал в пограничных областях между химией и физикой, между физикой и метеорологией, от химии и физики, переходил в область гидродинамики, астрономии, геологии, даже политической экономии. Всякое дело, за какое бы ни брался Менделеев, каким бы узко специальным оно ни было, он захватывал широко и стремился глубоко проникнуть в сущность поставленного вопроса. Всюду он умел быть оригинальным, или, как он сам говорил, своеобычным. От вопроса о рациональной добыче и утилизации нефти он возвышался до чисто научной проблемы о происхождении нефти с одной стороны, до всестороннего анализа экономической жизни России с другой; от узких задач метрологии, от выверки разновесок он восходил к проблеме всемирного тяготения.

О многосторонности  научных интересов Менделеева свидетельствует  то, что,  кроме  химии и физики, он занимался  следующими предметами: астрономией, метрологией, геологией (о происхождении нефти), воздухоплаванием, кораблестроением, нефтяной, железной и химической промышленностью, сельским хозяйством и его отраслями, горным делом, металлургией, тарификацией, статистикой, народным просвещением, организацией отраслевых училищ и, наконец, спиритизмом. Он изобрел  бездымный порох.

Любимым занятием на досуге у Менделеева в течение многих лет было изготовление чемоданов и рамок для портретов. Припасы для этих работ он закупал в Гостином дворе. Однажды, выбирая нужный товар, Менделеев услыхал за спиной вопрос одного из покупателей: “Кто этот почтенный господин?”                                                               

“Таких людей знать надо, – с уважением в голосе ответил приказчик.- Это мастер чемоданных дел Менделеев”.                                    

 

           Трудолюбие

              

        При таком широком размахе мысли и разносторонней деятельности Менделеева все, что выходило из-под его пера, было в то же время глубоко продумано и тщательно проработано. Это становилось возможным только благодаря его необычайной трудоспособности, позволявшей ему проводить за работой целые ночи, едва уделяя несколько часов на отдых. Обширный курс органической химии, по свидетельству профессора Г. Г. Густавсона, был написан им в течение двух месяцев, почти не отходя от письменного стола. Таким же почти образом позднее был составлен отчет о состоянии уральской промышленности и многие другие сочинения Менделеева.

          Решительность

   

         В 1890 г. Менделеев покинул Петербургский университет при следующих обстоятельствах. Возникшие весной этого года студенческие беспорядки привели к выработке на студенческих сходках петиции на имя министра народного просвещения, в которой содержались исключительно пожелания академического характера. По просьбе студентов Менделеев согласился передать эту петицию министру, взяв раньше с них слово приостановить беспорядки. Бестактный ответ министра (графа Делянова ), отказавшегося рассмотреть петицию, и возобновившиеся после того беспорядки заставили Менделеева подать прошение об отставке. Просьбы товарищей не смогли убедить Менделеева изменить раз принятое решение; со стороны министра не было предпринято никаких шагов к тому, чтобы загладить свою вину перед Менделеевым и сохранить за Петербургским университетом его лучшее украшение. Почти насильно оторванный от науки, Менделеев посвящает все свои силы практическим задачам.

             Смелость

   

         В 1887 г. он поднимается на воздушном шаре в Клину для наблюдения полного солнечного затмения. Стартовав возле Клина, он приземлился в Тверской губернии. Этот полет обсуждался во всем мире, а Французская Академия метеорологического воздухоплавания присудила ему диплом За проявленное мужество при полете для наблюдения солнечного затмения.

         Неожиданный полет Менделеева одного, исчезновение шара в облаках и вдруг нахлынувший мрак, по словам Гиляровского, “удручающе подействовали на всех, как-то жутко стало”. Анну Ивановну увезли домой, в имение, оцепеневшую от ужаса. Тягостная атмосфера усилилась, когда в Клину была получена посланная кем-то невразумительная телеграмма: “Шар видели – Менделеева нет”.                                                                          Между тем полет прошел успешно. Шар поднялся на высоту более трех километров, пробил облака, и Менделеев успел понаблюдать за полной фазой затмения. Правда, перед спуском ученому пришлось проявить не только бесстрашие, но и ловкость. Запуталась веревка, идущая от газового клапана. Менделеев взобрался на борт корзины и так, вися над пропастью, распутал клапанную веревку.

 

      Пунктуальность

   

         Лица, близко знавшие Менделеева, свидетельствуют, что каждая цифра, им сообщаемая -даже с учебной целью – в Основах химии, неоднократно и весьма тщательно проверялась и публиковалась лишь после того, как автор получал уверенность   в том, что именно ее следует считать наиболее достоверной.

 Принципиальность и требовательность

   

         Известный русский академик Тищенко вспоминал: “Выдержать экзамен у Менделеева было нелегко. Как старательно я ни готовился к экзамену, но шел неуверенно и приготовился остаться на второй год, так как переэкзаменовка тогда не разрешалась”.

         Отдаваясь сам целиком работе, Дмитрий Иванович предъявлял жёсткие требования и к своим подчинённым, давая им вместе с тем большую самостоятельность. Любил, чтобы работа строилась по предварительно составленному плану, чтобы предварительно была высказана гипотеза, позволяющая по-новому решить вопрос, считал необходимым проверить полученные в результате исследования новые результаты в возможно большом числе практических направлений, не боялся как смело заявить о сделанном открытии, так и о сомнениях относительно полученных другими результатов, особенно если они шли вразрез с его идеями или принципами, которых он придерживался. 

         Самообладание
   
         Вспыльчив, но отходчив. Импульсивен. Воспоминания Тищенко: “Менделеев экзаменовал быстро, нервно, посмотрит, что написано на доске, даст несколько вопросов из разных концов курса, чтобы нащупать, насколько сознательно освоен курс, и решительно ставит отметку”.
            Педантизм
     
        Тот, кто будет писать мою биографию, скажет мне спасибо, – записал как-то          Д.И. Менделеев. И действительно, когда мы побываем в кабинете Менделеева, познакомимся с его личным архивом или опубликованными трудами, нас неизбежно будет поражать исключительная систематичность, которую проявлял Менделеев буквально во всём: его знаменитая периодическая система,  личная библиотека, записные книжки, альбомы с письмами,  личные вещи, сама программа работ, предпринятых им в течение всей жизни.
       Оригинальность             мышления
   

      Из многих черт, отличающих гениальных людей, исследователи творчества Д.И. Менделеева выделяют, прежде всего, две, наиболее ему свойственные. Это, во-первых, способность к резким скачкам мысли, к неожиданному сближению фактов и понятий, которые другим людям кажутся несопоставимыми.

        Общительность
     
         В его доме нередко было полно друзей, родных, визитёров. Самого хозяина иной раз не было дома. И немудрено, он был всё время в движении: на лекциях, в лаборатории, на заседаниях какого-либо общества или государственного учреждения, на заводе или в заграничной командировке. При этом он встречался со множеством людей, немало их стало его друзьями, единомышленниками, учёными.

arzgirmendeleev2009.narod.ru

Д. И. Менделеев – ученый, творец, человек

Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 1843 года в семье директора Тобольской гимназии.

Вся тяжесть забот о семье лежала на плечах Марии Дмитриевне Менделеевой – матери ученого. После смерти отца Ивана Павловича семья переехала в Петербург, где будущий великий ученый поступил в главный педагогический институт.

Зачисленный на естественное отделение физико-математического факультета, Д. И. Менделеев увлекся химией, лабораторными занятиями.

Закончил институт с золотой медалью, блестяще защитил диссертацию, это дало ему право на получение звания старшего учителя. Он полон планов проведения научных работ. Главным предметом его изучения становится физическая химия.

Открытие периодического закона было итогом изучения физико-химических свойств элементов. Для решения принципиальных вопросов систематики не хватало данных, известно было только 63 элемента, слабо были изучены свойства редких элементов. Наука первой половины XIX века находилась на позиции механического изучения веществ Д. М. Менделеев искал пути диалектического изучения природы и веществ.

Дмитрий Иванович Менделеев открыл свой периодический закон, когда до открытия ядра с протоном и даже электрона оставались десятки лет.

Периодический закон – это не только один из важнейших законов природы, но и методическая основа изучения химии.

Истинной эвристической находкой Д. И. Менделеева было оставление «белых пятен» для еще не открытых элементов. Это был настоящий прорыв, который затем был подтвержден коллегами.

Так открытие Генри Мозли закономерности нарастания числа протонов в ядре атома «атомное число», которое в периодической системе является одновременно номером элемента и зарядом его ядра.

Д. И. Менделеев сразу проник в суть проблемы технологий, хотя для его времени периодическая таблица не имела практического применения.

Но в этом суть теоретических достижений, которые создают «рынок» практических воплощений и создание новых технологий.

Действительно, за время жизни ученого Россия преобразилась и модернизировалась, что невозможно без развития химических технологий.

Поначалу Д. И. Менделеев зарабатывал себе на жизнь преподаванием. Как преподаватель химии, он бился над проблемой изобретения приемов, позволяющих надежнее и проще запомнить все разнообразные свойства химических элементов.

Д. И. Менделееву приходилось «крутиться» хватаясь за разную работу в той же палате мер и весов, занимался производством водки и серной кислоты. Такое «разнообразие» интересов ученого, который не получал после открытия периодической системы химических элементов никакого капитала, кроме морального, делало в его глазах тех же академиков «белой вороной». Именно поэтому выискивались всякие предлоги, чтобы не пустить Менделеева в Академию наук.

Одним из таких предлогов было увлечения 43-летнего Менделеева своей студенткой и последующая женитьба на ней «гражданским браком» при официально не расторгнутом церковном браке с прежней супругой.

Благодаря этому случаю Д. Менделеев оказывается в центре публичного интереса, став, таким образом, ученым, к которому шли люди со всеми проблемами.

Публичные лекции, реформа календаря, внедрение метрической системы мер, проблемы аэронавтики навели Д. И. Менделеева, что людьми можно управлять и организовывать в соответствии с законами природы. Таким образом он как бы распространял свою периодическую систему на людские общества. Он считал, что наука способна предложить парадигму общественного усовершенствования.

Все эти успехи на общественном поприще не снискали Менделееву уважения со стороны коллег. Они считали его поверхностным и увлекающимся человеком.

Действительно, многих ученых при жизни недооценивали, но оставшиеся научные открытия, литература ставила их в ряд крупнейших фигур своего времени.

В 2004 г. в Нью-Йорке издательством «Бейзик букс» вышла новая книга о Д. И. Менделееве. Автор книги Майкл Д. Гордин, который, работая над книгой, натолкнулся на полную драматизма историю не присуждения Нобелевской премии Д. И. Менделееву.

Считалось, что шведские Нобели были очень недовольны тем, что не получили наследства Альфреда, определенная часть которую к тому же была нажита в России. Сначала в Стокгольме отговаривались, что за такие «старые» открытия они премии не дают, затем решающую роль сыграл «прозападный» фактор в лице французского химика Анри Муассана, открывшего «фтор», всегубящий галоид.

Бонифатий Кедров, философ издал множество книг и статей о Д. И. Менделееве и периодической системе. Его книга «Мировая наука и Менделеев» освещает вопросы творческой взаимосвязи между русскими и западными, особенно английскими физиками и химиками. Сопоставляя дух научных исследований в отдельных странах, Менделеев приходит к выводу: «Читая французские или немецкие химические исследования, всегда слышишь как бы уже знакомый голос, а свежую мысль, новый ее оборот, чаще всего встречаешь у английских исследователей» [7 с. 5].

В воспоминаниях В. Е. Тишенко – ученика и сотрудника Д. И. Менделеева привлекает описание различных тем разговора, вплоть до домашних дел.

Например, в обществе, а особенно между студентами было распространено мнение, что Дмитрий Иванович загребает огромные деньги, что он подделывает вина, что получил огромные деньги от нефтяника В. И. Рагозина. На самом деле это было совсем не так. Расходы у него были большие (на две семьи), а доходы, кроме казенного жалованья и пенсии – только литературный труд. Это Менделеев – то, с его мировой известностью!

В среде студенчества Д. И. Менделеев пользовался огромным уважением и популярностью. Но эта популярность приносила Дмитрий Иванович тяжелые минуты. К нему студенты обращались за помощью во время политических или академических выступлений, прося передать высшему начальству их пожелания, «петиции». Последняя из этих петиций была причиной его ухода из университета и лаборатории после 20 лет работы.

В подробных воспоминаниях А. А. Байкова, слушавшего у Д. И. Менделеева курс общей химии, описаны его исключительные душевные качества, с мужественным и неустрашимым характером; всецело преданный делу науки и стремлению к истине, ради которых был способен на геройский подвиги, даже с опасностью для своей жизни. Это с особенной яркостью проявилось в его знаменитом полете на воздушном шаре во время солнечного затмения.

Очень много дают для понимания могучей и своеобразной личности Д. И. Менделеев воспоминания М. Н. Младенцева – его сотрудника по главной палате мер и весов.

Много раз задавали вопрос Дмитрию Ивановичу, как он открыл периодический закон, и, задавая этот вопрос, указывали Дмитрию Ивановичу, что он гений.

Дмитрий Иванович почти всегда сердился и говорил: «Ну, какой же я гений. Трудился, трудился, всю жизнь трудился. Искал, ну и нашел»

Последователь Менделеева – чешский профессор Богуслав Браунер писал: «Я счастлив, что в течение двадцати шести лет поддерживал дружелюбные и научные отношения с этим великим человеком. Хотя он знал многие языки, но говорил и писал хорошо, даже блестяще на одном, на русском».

Менделеев был скромный и простой человек, являя собой образ истинно великого человека. О многосторонности научных интересов Менделеева свидетельствует то, что кроме химии и физики он занимался следующими предметами: астрономией, метрологией, геологией (о происхождении нефти), воздухоплаванием, кораблестроением, нефтяной, железной и химической промышленностью, сельским хозяйством и его отраслями, горным делом, металлургией, тарификацией, статистикой, народным просвещением, организацией отраслевых училищ и, наконец, спиритизмом. Он изобрел бездымный порох.

И. М. Сеченов, основоположник русской физиологической школы, вспоминает о молодом Д. И. Менделееве, о их встрече в заграничной командировке в Гейдельберге: «В эти месяцы я отправился в лабораторию Дмитрия Ивановича, он дал мне тему. Я с удовольствием принялся за работу. Быть учеником такого учителя, как Менделеев, было конечно и приятно, и полезно».

О других сторонах личности Д. И. Менделеева , о его поведении в кругу семьи и друзей вспоминал русских художник Я. Д. Минченков: «В домашней обстановке Дмитрий Иванович разговор вел простой, особо русского склада. От него веяло Русью, которую он любил».

Вопросы искусства были близки Менделееву в такой же степени, как и вопросы науки, а народное начало, вложенное в его натуру, находило отзвук в содержании искусства передвижников, с которыми он часто общался.

Из воспоминаний родных у Дмитрия Ивановича было любимое занятие для отдыха – чтение вслух романы с приключениями, особенно из жизни краснокожих индейцев.

Еще одно любимое занятие для отдыха – это клеить. Клеил он хорошо, чисто и аккуратно. Он наклеивал собранные им коллекции фотографий и гравюр с русских и иностранных картин, клеил футляры для альбомов, коробки, шкатулки, маленькие дорожные ящики, которые он заказывал из фанерок, потом обклеивал их кожей и выходили очень прочные чемоданы.

«С тех пор, как я знаю Дмитрия Ивановича», и до самых его последних дней он приблизительно вел дома и на работе все одинаковый, простой и труженический образ жизни». Из воспоминаний дочери А. Д. Менделеевой.

Вывод: Дмитрий Иванович Менделеев простой в обращении человек, отличный педагог и настоящий русский профессиональный интеллигент.

В практической части работы составлены карты психологического портрета, основные внешние черты, многогранные черты характера ученого, прожившего жизнь с заветом – «жить для других».

Внешний облик Дмитрий Ивановича Менделеева

Признаки Описание

1. Голова Внешность совершенно своеобразна. Грива длинных пушистых светло-каштановых волос вокруг высокого белого лба. По форме бороды представлял характерную голову, красивей и выразительней которой не найти даже у Доре в его иллюстрациях.

2. Глаза Очень выразительные, подвижные, ясные, синие, проникновенные.

3. Фигура При большом росте и немного сутуловатых широких плечах выделялась тонкая, длинная рука психического склада, с прямыми пальцами, с красивыми и крепкими ногтями и выразительными жестами.

4. Походка Быстрая, движения тела, головы и рук были живые и нервны и в разговоре и в деле: при отыскивании книг, инструментов, справок.

5. Одежда До крайности проста. Дома носил всегда широкую суконную куртку без пояса, самим им придуманного фасона, нечто среднее между курткой и блузкой, почти всегда темно-серого цвета.

Редко приходилось видеть его в мундире или во фраке.

6. Отношение к наградам Лентам и орденам, которых у него было много, до Александра Невского включительно, он не придавал никакого значения и всегда сердился, когда получал звезды, за которые надо было много платить.

7. Голос Тембр голоса у него был баритон, звучный, приятный, металлический, но в разговоре он переходил иногда и на глухие, низкие ноты баса, и на высокие теноровые.

Вывод: Разные люди, видевшие его в разные эпохи жизни, сходятся в определении его внешности в одном: он имел наружность какой-то другой эпохи.

Психологический портрет Дмитрия Ивановича Менделеева

№ Вопрос Ответ Д. И. Менделеева

1 Главная черта характера Не люблю, когда при мне про кого-нибудь говорили дурно

2 Любимое качество Правда, труд, прощение

3 Общественная активность Никогда не думал о том, какое впечатление произвожу на других и делаю все по движению сердца и по своему крайнему разумению

4 Ответственность Отдаваться всецело тому предмету, которым в данную минуту был занят, будь это научный вопрос, хозяйственный, общественный или даже домашнее дело.

5 Инициативность, увлеченность Когда купил именье, очень увлекался с/х опытами. Урожай получился такой, что крестьяне поражались.

6 Место, где любил жить Боблово

7 Любимый цветок Полевые цветы

8 Любимое животное Кошки, собаки

9 Любимая птица Канарейка, белый попугай

10 Любимые иностранные писатели У. Шекспир, Жюль Верн, В. Гюго

11 Любимые русские писатели Н. Г. Гоголь, Тютчев, А. С. Пушкин

12 Любимые герои художественных произведений Краснокожие индейцы

13 Любимые герои в жизни Петр I

14 Любимая пища Рис с красным вином, гречневая, ячневая каша

15 Любимый напиток Крепкий чай

Особенности волевых качеств личности ученого

Качества ученого, как личности Характеристика

1. Смелость Стремление к истине, способен на геройские подвиги, даже с опасностью для своей жизни. Летал на воздушном шаре во время солнечного затмения.

2. Решительность Дмитрий Иванович был человек не столько настоящий, сколько будущей Росси, решительный, предтеча ее грядущей славы.

3. Настойчивость Требователен к исполнению всеми своих обязанностей, настойчив в добросовестном, а не поверхностном выполнении

4. Самообладание Вспыльчив, часто раздражался и тогда шумно обрушивался на подвернувшегося в это время, но ни на кого не сердился и сам подходил с лаской к тому, кто был, может быть, перед ним виноват

5. Симпатия Готов был разорвать для Родины свою душу, видя тысячи нерешенных задач, в сущности, легко разрешимых

6. Доброта Необыкновенно добр, но не выносил, чтобы ему противоречили, и не любил слова «нет»

Заключение

Дмитрию Ивановичу Менделееву досталось при жизни довольно мало признания. Можете себе представить, какая могучая работа закипела бы под руками Менделеева, если бы он был призван к государственному труду в его молодые годы! «Но он был химик». Да что ж такое? Химия в математическом обосновании – есть философия природы и все же дает нечто уму, а не отнимает от него.

Познание открытий, сделанных учеными, дает возможность сформировать представление о единстве и целостности материального мира, раскрыть закономерности процессов и явлений, происходящих в нем.

В периодической системе по положению химического элемента определяют свойства биогенных элементов, что состав организмов есть отражение химического состава окружающей и естественной среды и что количественное содержание тех или иных химических элементов в живом веществе зависит от величины относительных атомных масс.

Выявлено, что распространение элементов в природе и концентрация их в живых организмах подчиняются определенным закономерностям.

Например, элементы с четными номерами распространены в природе несколько больше, чем с нечетными номерами. Или, с увеличением атомного номера, атомной массы и радиуса атома возрастает токсичность элементов. Для примера сравним химический элемент кальций и барий.

Кальций – это макроэлемент, участвующий в образовании костной ткани животных и человека.

Барий – элемент этой же подгруппы, даже в больших количествах опасен для организма. Соли бария – ядовиты. При остром отравлении поражаются нервная система, сосуды, а при хроническом – костная ткань, костный мозг, печень.

Барий вытесняет из костей кальций и фосфор, что приводит к нарушению кальциевого обмена и тяжелому поражению костной ткани, известному под названием уровской болезни (размягчение костей).

Возможно, познание всех влияний биогенных элементов приведут к не возникновению болезней «века»: рак, спид, птичий грипп, а к их предупреждению.

Сто лет спустя в апреле 1955 г. именем Менделеева назван новый химический элемент № 101. Авторы открытия американские ученые во главе с Гленном Сиборгом предложили название «Менделевий» (Md).

Бороздит моря и океаны исследовательское судно «Менделеев», растет город Менделеевск на Каме, именем Менделеева назван подводный горный хребет в Арктике и кратер на Луне.

Ученых, которые были сведущи в различных областях знаний, в старину называли полигисторами. По словам М. В. Ломоносова «они знали разные науки так довольно, что могли в них производить новые приращения».

В девятнадцатом столетии это почетное звание унаследовал в России Д. И. Менделеев с девизом «Я немедленно двинул дело»

www.hintfox.com

Параллели между двумя ведущими теориями химии

Разделы: Химия, Внеклассная работа


Цели:

  • Сравнить жизнь и деятельность двух великих русских ученых и найти общее в судьбе, научных теориях, значении для науки
  • Почувствовать гордость за нашу Русскую землю, подаривших миру этих великих людей.
  • Развитие исследовательских навыков, творческих способностей.

А.М. Бутлеров – один из величайших русских ученых, он русский и по ученому образованию, и по оригинальности трудов.

(Д.И.Менделеев)

“… я люблю свою страну, как мать, а свою науку – как дух, который благословляет, освещает и объединяет все народы для блага и мирного развития духовных и материальных богатств”.

(Д.И.Менделеев)

При изучении этого раздела мы с учащимися выбрали форму защиты учебных проектов.

Защита учебного проекта включает в себя написание реферата и его презентацию другим участникам.

Подготовка конференции включала несколько этапов:

  1. Выбор темы учебного проекта.
  2. Написание реферата.
  3. Защита проекта.

Темы рефератов:

  • Дмитрий Иванович Менделеев – гениальный русский химик.
  • Александр Михайлович Бутлеров – величайший русский ученый.

Литература:

  1. Гроссе Э. Химия для любознательных. 1987 г.
  2. Тищенко В.Е., Младенцев М.Н. Дмитрий Иванович Менделеев, его жизнь и деятельность (Университетский период) 1861-1890 М. 1993 г.
  3. Дмитриев И.С. “Особая миссия Менделеева – Аргументы и факты, Санкт-Петербургский университет” 1996 г.
  4. Стариков В.И. “Д.И. Менделеев” 1984 г. Свердловск.
  5. Макареня А.А. “Менделеев в Петербурге” Лениздат. 1982 г.

На первом этапе подготовки учащимся дается примерный перечень тем для работы:

  • Годы жизни. Место рождения. Семья. Увлечение.
  • Личностные качества.
  • Совместная деятельность
  • Предпосылки.
  • История открытия.
  • Научные теории
  • Триумф.
  • Основные направления развития двух теорий.
  • Философские законы развития.
  • Значение

П этап – этап самостоятельной работы учащихся с учебником и дополнительной литературой.

Ш этап – обмен информацией, запись учащимися основного содержания в тетрадь.

Годы жизни. Место рождения Семья. Увлечения.

Бутлеров Александр Михайлович 1828-1886 гг.

Менделеев Дмитрий Иванович 1834-1907 гг

Выступления учащихся в тезисах:

Бутлеров А.М. – родился 15 сентября 1828 г. в городе Чистоноле Казанской губернии. Отец Бутлерова, Михаил Васильевич, участник Отечественной войны 1812 года, после отставки в чине подполковника жил в родовом селе Бутлеровка; мать Софья Александровна, скончалась в 19 лет, через несколько дней после рождения сына. Воспитанный отцом, человеком образованным, Саша во всем хотел походить на него.

Учился Бутлеров в частном пансионе, потом в первой Казанской гимназии. В 10 лет хорошо владел французским и немецким языками, занимался химическими опытами (один из них закончился взрывом, и преподаватели пансиона отправили провинившегося в карцер, повесив ему на грудь дощечку с надписью “великий химик”, собирал коллекции растений и насекомых.

В 1846 г. Александр заболел тифом и чудом выжил, а вот заразившийся от него отец скончался. Бутлерову было 18 лет, учился он на естественном отделении Казанского университета.

Менделеев Д.И. – родился в Сибири, в городе Тобольске. 8 февраля 1834 года семнадцатым и последним ребенком в семье Ивана Павловича Минделеева, директора Тобольской гимназии. В том же году отец Д.И. Минделеева ослеп. Когда Дмитрию было 13 лет – умер отец и все заботы о семье перешли к матери, Марии Дмитриевне, женщине выдающегося ума и энергии. Она успевала одновременно вести небольшой стеклянный завод и заботиться о детях, которым дала прекрасное по тому времени образование. Она умерла в 1850 г. Менделеев сохранил до конца своих дней благодарную о ней память.

Учился Д.И. Менделеев в Главном педагогическом институте в Петербурге у выдающихся учителей, умевших вызвать глубокий интерес к науке. Это были лучшие научные силы, того времени, академики и профессора Петербургского университета, такие, как математик М.В. Остроградский, физик Э.Х. Ленц, химик А.А. Воскресенский.

В 23 года от роду Д.И. Менделеев защитил диссертацию на степень магистра и стал доцентом Петербургского университета, где читал сначала неорганическую, а затем органическую химию.

В 1865 году он защитил диссертацию “О соединении спирта с водой” на степень доктора химии и через два года становится во главе кафедры неорганической (общей) химии.

Личностные качества.

А.М. Бутлерова

По свидетельству современников, Бутлеров был одним из лучших лекторов своего времени: он безраздельно владел аудиторией благодаря ясности и строгости изложения, которые сочетались у него с образностью языка.

Умение отдыхать – и в студенческие и в зрелые годы помогало Александру Михайловичу самозабвенно работать.

Общительный и дружелюбный, готовый к шутке и спору, скромный и трудолюбивый – таким запомнили Бутлерова многочисленные друзья, коллеги и ученики.

Д.И.Менделеева

Д.И. Менделеев обладал удивительно ясным химическим мышлением, он всегда ясно представлял конечные цели своей творческой работы: предвидение и пользу.

Это был могучий человек, потому что сделанное им под силу только гиганту, благодаря крепости духа, уверенности в том, что дело его необходимо.

Д.И. Менделеев – настоящий патриот. Это человек, любящий свою родину, страну, где родился. Он своей работой, всей своей жизнью способствовал благу и процветанию своей родины. Дмитрий Иванович – классический пример патриота России.

Обоих ученых отличали от других химиков:

  • Энциклопедичность химических знаний;
  • Умение анализировать и обобщать факты;
  • Научное прогнозирование;
  • Русский менталитет и русский патриотизм.

Совместная деятельность.

Весной 1868 г. по инициативе знаменитого химика Менделеева Александра Михайловича Бутлерова пригласили в Петербургский университет, где он начал читать лекции и получил возможность организовать частную химическую лабораторию. Бутлеров разработал новую методику обучения студентов, предложив ныне повсеместно принятый лабораторный практикум.

Сохранились сведения о совместной преподавательской работе Бутлерова и Менделеева на кафедре химии Петербургского университета:

– неоднократно Д.И. Менделеев и А.М. Бутлеров принимали вместе экзамены по химии.

– совместно участвовали в работе совета по защите диссертаций.

– в их отношениях была и взаимная поддержка и практика заблуждений.

В 1861 г. Бутлеров излагает свою теорию строения органических соединений, и, любопытное совпадение

– в том же году Менделеев публикует две работы, целиком посвященные органической химии. Выходит его учебник “Органическая химия”, через два года появляется второе издание. За свой труд Д.И. Менделеев удостаивается Демидовской премии – высшей научной награды России того времени.

Предпосылки периодического закона:

Ко времени открытия Периодического закона было известно 63 элемента и описаны свойства их многочисленных соединений.

Работы ученых – предшественников Д.И. Менделеева: классификация Берцелиуса, триады Деберейнера, спираль Шанкуртуа, октавы Ньюлендса, таблица Мейера.

Съезд химиков в Карлсруэ, когда окончательно утвердилось атомно-молекулярное учение.

Предпосылки теории химического строения:

Известны сотни тысяч органических соединений, состоящих из углерода, водорода, кислорода, реже – азота, фосфора и серы.

Работы предшественников А.М. Бутлерова: введение термина радикал и теории радикалов; теория типов; введение термина “изометрия”; Франкланд и Кекуле утвердили понятие о валентности элементов; Кекуле развил представление о четырех-валентности углерода; Канницаро уточнил атомные и молекулярные массы.

Оба признавали заслуги Берцелиуса как разработчика первооснов классификации.

История открытия Периодического закона и теории строения.

Д.И. Менделеев и А.М. Бутлеров обобщили накопленный фактологический материал и дополнив его, положили в основу своих трудов.

Обе работы похожи тем, что авторство их неоднократно приписывалось западным химикам.

Однако Д.И. Менделеев расположил элементы в ряд по возрастанию атомного веса.

Главная особенность таблицы Д.И. Менделеева в том, что в вертикальных рядах размещены химически сходные элементы: литий и натрий, бериллий и магний, фтор и хлор, кислород и сера. При таком расположении ясно проявилась периодичность свойств у химических элементов. Так было сделано величайшее открытие эпохи.

Научные теории:

Теория периодичности.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Теория строения.

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова.

Обе ведущие теории современной химии были созданы великими русскими учеными и составляют вклад отечественной химии в мировую химическую науку. Обе теории прошли испытание временем и блестяще его выдержали, развиваясь и обогащаясь современными открытиями в химии.

Д.И. Менделеев предсказывает, описывает и указывает пути открытия еще неизвестных науке галлия, скандия и германия, назвав их экабор, экаалюминий, экасилиций.

Менее чем через шесть лет предсказания Д.И. Менделеева подтвердились. Жизнь продолжала проверять менделеевский закон на прочность.

Триумф.

Наконец пришло время триумфа. В 1875 г. был открыт галлий, 1879 г. – скандий, 1886 г. – германий. Существование в природе более 10 элементов предсказал Д.И. Менделеев.

Триумфом теории химического строения органических соединений Бутлерова явилось правильное объяснение на основе этой теории явлений изометрии.

В 1864-1866 годах выходит из печати тремя выпусками книга Бутлерова “Введение к полному изучению органической химии”. Этот вдохновенный труд был откровением Бутлерова – химика экспериментатора и философа, перестроившего весь накопленный наукой материал по принципу химического строения.

Книга Бутлерова вызвала настоящую революцию в химической науке. Она стала путеводной звездой в громадном большинстве исследований в области органической химии. Вышли издания почти на всех европейских языках.

Основные направления развития двух теорий:

Развитие обоих теорий происходит по философским законам (по спирали): формулировки положений корректируются в связи с новейшими научными открытиями, однако суть их остается прежней.

Философские законы развития:

Свойства химических элементов зависят от:

– их относительных масс,

– зарядов их атомных ядер;

– периодичности в изменении внешних электронных слоев атомов;

Свойства органических веществ зависят от:

– их химического строения,

– их пространственного строения,

– их электронного строения.

Значение:

Периодический закон оказался могучим научным орудием исследования, т.к. все дальнейшие поиски элементов осуществлялись с помощь этого закона.

Периодический закон является всеобщим законом природы, т.к. все физические и химические свойства вещества определяются строением атомов.

Созданная Д.И. Менделеевым на основе периодического закона периодическая система химических элементов играет роль путеводной звезды в развитии химии, физики и всего естествознания.

Последующее развитие атомной физики, открытие строения атомов позволили раскрыть причины периодичности в свойствах химических элементов, открытой Д.И. Менделеевым.

Создание теории химического строения органических веществ сыграло важнейшую роль в развитии органической химии. Из науки описательной она превращается в науку созидательную, синтезирующую, появилась возможность судить о взаимном влиянии атомов в молекулах различных веществ.

Теория химического строения создала предпосылки для объяснения и прогнозирования различных видов изомерии органических молекул, а также направлений и механизмов протекания химических реакций.

На основе этой теории химики создают вещества, которые заменяют природные, а иногда и превосходят по свойствам (каучуки, пластмассы, красители).

В обеих теориях так много общего в путях их становления, направлениях развития, общее в прогностической роли, общенаучном значении.

Завещание Д.И. Менделеева.

“Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а лишь развитие и надстройки обещаются”.

Завещание А.М.Бутлерова.

“… когда мы будем знать ближе натуру химической энергии, самый род атомного движения – когда законы механики получат и здесь приложение, тогда учение о химическом строении падет, … чтобы войти в низменном виде в круг новых, более широких воззрений.”

“Менделеев и Бутлеров! Это два титана, которые держат на своих плечах восточный портал всемирного интернационального здания химии” – так высоко оценил заслуги ученых академик А.Е. Арбузов на Менделеевском съезде проходившем в Казани в 1928 году.

Итак рассмотрены все вопросы плана. В тетрадях у учащихся записана важнейшая информация по данной теме.

Много дополнительной информации они услышали.

Проведение научно-практической конференции, посвященной изучению жизни и деятельности, выдающихся русских ученых Дмитрия Ивановича Менделеева и Александра Михайловича Бутлерова воспитывает у учащихся чувство гордости за свою страну и развивает интерес к изучаемому предмету.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Дмитрий Менделеев – биография, фото, личная жизнь, интересные факты

Дмитрий Менделеев: биография

Менделеев Дмитрий Иванович – русский ученый, гениальный химик, физик, исследователь в области метрологии, гидродинамики, геологии, глубокий знаток промышленности, приборостроитель, экономист, воздухоплаватель, педагог, общественный деятель и оригинальный мыслитель.

Детство и юность

Великий ученый родился в 1834 году, 8 февраля, в Тобольске. Отец Иван Павлович был директором окружных училищ и Тобольской гимназии, происходил из рода священника Павла Максимовича Соколова, русского по национальности.

Дмитрий Менделеев в детстве и молодости

Фамилию Иван поменял в детстве, будучи учащимся Тверской семинарии. Предположительно, это было сделано в честь его крестного отца, помещика Менделеева. Позднее неоднократно затрагивался вопрос о национальной принадлежности фамилии ученого. По одним сведениям, она свидетельствовала о еврейских корнях, по другим – о немецких. Сам Дмитрий Менделеев рассказывал о том, что фамилию присвоил Ивану его педагог из семинарии. Юноша произвел удачный обмен и тем прославился среди однокашников. По двум словам – «мену делать» – Иван Павлович был вписан в учебную ведомость.

Родители Дмитрия Менделеева

Мать Мария Дмитриевна (в девичестве Корнильева) занималась воспитанием детей и домашним хозяйством, имела репутацию интеллигентной и умной женщины. Дмитрий был в семье самым младшим, последним из четырнадцати детей (по другой информации – последним из семнадцати детей). В 10-летнем возрасте мальчик лишился отца, который ослеп и вскоре умер.

Во время учебы в гимназии способностей Дмитрий не проявил, сложнее всего ему давалась латынь. Любовь к науке прививала мать, она же участвовала в формировании его характера. Мария Дмитриевна увезла сына учиться в Петербург.

Дмитрий Менделеев в молодости

В 1850 году в Петербурге юноша поступает в Главный пединститут на отделение естественных наук физмата. Его преподавателями были профессора Э. Х. Ленц, А. А. Воскресенский и Н. В. Остроградский.

Во время учебы в институте (1850-1855 годы) Менделеев демонстрирует незаурядные способности. Будучи студентом, он публикует статью «Об изоморфизме» и ряд химических анализов.

Наука

В 1855-м Дмитрий получает диплом с золотой медалью и направление в Симферополь. Здесь он работает старшим учителем гимназии. С началом Крымской войны Менделеев перебирается в Одессу и получает должность преподавателя в лицее.

Ученый Дмитрий Менделеев

В 1856-м он снова в Петербурге. Учится в университете, защищает диссертацию, преподает химию. Осенью защищает еще одну диссертацию и назначается приват-доцентом университета.

В 1859-м Менделеева отправляют в командировку в Германию. Работает в университете Гейдельберга, обустраивает лабораторию, исследует капиллярные жидкости. Здесь им были написаны статьи «О температуре абсолютного кипения» и «О расширении жидкостей», открыто явление «критическая температура».

Дмитрий Менделеев

В 1861-м ученый возвращается в Петербург. Создает учебник «Органическая химия», за что удостаивается Демидовской премии. В 1864-м он уже профессор, а спустя два года возглавляет кафедру, преподает и работает над «Основами химии».

В 1869-м представляет периодическую систему элементов, совершенствованию которой посвятил всю жизнь. В таблице Менделеев представил атомную массу девяти элементов, позднее добавил в свод группу благородных газов и оставил место для элементов, которые еще предстояло открыть. В 90-е годы Дмитрий Менделеев внес свой вклад в открытие явления радиоактивности. Периодический закон включал в себя доказательства связи свойств элементов и их атомного объема. Теперь рядом с каждой таблицей химических элементов находится фото первооткрывателя.

Химик Дмитрий Менделеев в лаборатории

В 1865–1887 годах разрабатывает гидратную теорию растворов. В 1872-м начинает изучать упругость газов, спустя два года выводит уравнение идеального газа. Среди достижений Менделеева этого периода – создание схемы дробной перегонки нефтепродуктов, применение цистерн и трубопровода. При содействии Дмитрия Ивановича сжигание черного золота в топках полностью прекратилось. Фраза ученого «Сжигать нефть — все равно, что топить печку ассигнациями» стала афоризмом.

Портрет Д.И. Менделеева в мантии доктора права Эдинбургского университета. Илья Репин

Еще одной сферой деятельности ученого стали географические исследования. В 1875 году Дмитрий Иванович побывал на Парижском международном географическом конгрессе, где представил на суд свое изобретение – дифференциальный барометр-высотомер. В 1887 году ученый участвовал в путешествии на аэростате в верхние слои атмосферы для наблюдения полного солнечного затмения.

В 1890-м ссора с высокопоставленным чиновником стала причиной ухода Менделеева из университета. В 1892-м химик изобретает методику получения бездымного пороха. Одновременно с этим его назначают хранителем Депо образцовых мер и весов. Здесь он возобновляет прототипы фунта и аршина, занимается вычислениями по сравнению русских и английских эталонов мер.

Прототипы фунта и аршина

По инициативе Менделеева в 1899 году факультативно вводится метрическая система мер. В 1905, 1906 и 1907 годах ученого выдвигают кандидатом на Нобелевскую премию. В 1906-м году Нобелевским комитетом премия присуждается Менделееву, но Королевская академия наук Швеции это решение не подтвердила.

Менделеев, являющийся автором более чем полутора тысяч трудов, имел огромный научный авторитет в мире. За свои заслуги ученый был удостоен многочисленных научных званий, российских и зарубежных наград, был почетным членом ряда научных обществ на родине и за границей.

Личная жизнь

В юности с Дмитрием случился неприятный случай. Ухаживания за девушкой Соней, с которой тот был знаком с детства, закончились помолвкой. Но изнеженная красавица к венцу так и не пошла. Накануне свадьбы, когда подготовка уже шла полным ходом, выходить замуж Сонечка отказалась. Девушка посчитала, что нет смысла что-то менять, если жизнь и так хороша.

Дмитрий Менделеев

Дмитрий болезненно переживал разрыв с невестой, но жизнь шла своим чередом. От тяжких дум его отвлекла поездка за границу, чтение лекций и верные друзья. Возобновив отношения с Феозвой Никитичной Лещевой, с которой был знаком ранее, стал с ней встречаться. Девушка была старше Дмитрия на 6 лет, но выглядела молодо, поэтому разница в возрасте была незаметной.

Дмитрий Менделеев с первой женой Феозвой

В 1862-м они стали мужем и женой. Первая дочь Маша родилась в 1863 году, но прожила только несколько месяцев. В 1865-м родился сын Володя, спустя три года – дочь Оля. К детям Дмитрий Иванович был привязан, но времени им уделял мало, так как жизнь была посвящена научной деятельности. В браке, заключенном по принципу «стерпится-слюбится», он не был счастлив.

Вторая жена Дмитрия Менделеева Анна Попова

В 1877-м Дмитрий знакомится с Анной Ивановной Поповой, которая стала для него человеком, способным в трудную минуту поддержать умным словом. Девушка оказалась творчески одаренным человеком: училась в консерватории игре на фортепиано, позже в Академии художеств.

Дмитрий Иванович устраивал у себя молодежные «пятницы», где и познакомился с Анной. «Пятницы» трансформировались в литературно-художественные «среды», завсегдатаями которых были талантливые художники и профессора. Среди них были Илья Репин, Иван Крамской, Архип Куинджи, Иван Шишкин, Николай Вагнер, Николай Бекетов и другие.

Дочь ученого – Любовь Менделеева

Женитьба Дмитрия и Анны состоялась в 1881 году. Вскоре у них родилась дочь Люба, сын Иван появился в 1883-м, близнецы Василий и Мария – в 1886-м. Во втором браке личная жизнь ученого сложилась счастливо. Позднее зятем Дмитрия Ивановича стал поэт Александр Блок, женившись на дочери ученого Любови.

Смерть

В начале 1907 года в Палате мер и весов проходила встреча Дмитрия Менделеева и нового министра промышленности Дмитрия Философова. После обхода палаты ученый заболел простудой, которая вызвала воспаление легких. Но даже будучи сильно больным, Дмитрий продолжал работу над рукописью «К познанию России», последними написанными им словами в которой стала фраза:

«В заключение считаю необходимым, хоть в самых общих чертах, высказать…».
Могила Дмитрия Менделеева

Смерть наступила в пять часов утра 2 февраля по причине паралича сердца. Могила Дмитрия Менделеева находится на Волковом кладбище Санкт-Петербурга.

Память Дмитрия Менделеева увековечена рядом монументов, документальных фильмов, книгой «Дмитрий Менделеев. Автор великого закона».

Интересные факты

  • С именем Дмитрия Менделеева связано множество интересных фактов биографии. Помимо деятельности ученого, Дмитрий Иванович занимался промышленной разведкой. В 70-е годы в США начался расцвет нефтяной промышленности, появились технологии, которые удешевили производство нефтепродуктов. Российские производители стали терпеть убытки на международном рынке из-за неспособности конкурировать по цене.
  • В 1876 году по ходатайству министерства финансов России и «Русского технического общества», сотрудничавшего с военным ведомством, Менделеев отправился за океан на выставку технических новинок. На месте химик изучил новаторские принципы изготовления керосина и других нефтепродуктов. А по заказанным отчетам железнодорожных служб Европы Дмитрий Иванович попытался расшифровать метод изготовления бездымного пороха, что ему и удалось.
Ученый Дмитрий Иванович Менделеев
  • У Менделеева было хобби – изготавливать чемоданы. Ученый шил себе одежду.
  • Ученому приписывают изобретение водки и самогонного аппарата. Но на самом деле Дмитрий Иванович в теме докторской диссертации «Рассуждение о соединении спирта с водою» изучил вопрос уменьшения объема смешиваемых жидкостей. В работе ученого не было и слова о водке. А стандарт в 40° был установлен в царской России еще в 1843 году.
  • Придумал герметические отсеки для пассажиров и пилотов.
  • Существует легенда, что открытие периодической системы Менделеева произошло во сне, но это миф, созданный самим ученым.
  • Сам скручивал папиросы, используя дорогой табак. Говорил, что никогда не бросит курить.

Открытия

  • Создал управляемый аэростат, который стал неоценимым вкладом в воздухоплавание.
  • Разработал периодическую таблицу химических элементов, ставшую графическим выражением закона, установленного Менделеевым в ходе работы над «Основами химии».
  • Создал пикнометр – прибор, способный определять плотность жидкости.
  • Открыл критическую температуру кипения жидкостей.
  • Создал уравнение состояния идеального газа, устанавливающее зависимость между абсолютной температурой идеального газа, давлением и молярным объемом.
  • Открыл Главную палату мер и весов – центральное учреждение Министерства финансов, заведовавшее поверочной частью Российской империи, подчинявшееся отделу торговли.

Фото

24smi.org

Менделеев Дмитрий Иванович 2 февраля 1834

Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) – русский ученый-энциклопедист. В 1869 г. открыл периодический закон химических элементов — один из основных законов естествознания. Он оставил свыше 500 печатных трудов, среди которых классические «Основы химии» — первое стройное изложение неорганической химии. Также Д.И. Менделеев является автором фундаментальных исследований по физике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, экономике, народному просвещению, тесно связанных с потребностями экономического развития России. Организатор и первый директор Главной палаты мер и весов. 

Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) – русский ученый-энциклопедист. В 1869 г. открыл периодический закон химических элементов — один из основных законов естествознания. Он оставил свыше 500 печатных трудов, среди которых классические «Основы химии» — первое стройное изложение неорганической химии. Также Д.И. Менделеев является автором фундаментальных исследований по физике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, экономике, народному просвещению, тесно связанных с потребностями экономического развития России. Организатор и первый директор Главной палаты мер и весов.

Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 г. в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева, в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. Дмитрий был в семье последним, семнадцатым ребёнком. В 1841-1849 гг. учился в Тобольской гимназии.

Высшее образование Менделеев получил на отделении естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в Петербурге, курс которого окончил в 1855 г. с золотой медалью. В 1856 г. в Петербургском университете защитил в магистерскую диссертацию и с 1857 г. в качестве доцента читал там же курс органической химии. В 1859-1861 гг. он был в научной командировке в Гейдельберге, где подружился со многими находившимися там учёными, в том числе с А.П. Бородиным и И.М. Сеченовым. Там он работал в своей небольшой домашней лаборатории, а также в лаборатории Р. Бунзена в Гейдельбергском университете. В 1861 г. опубликовал учебник «Органическая химия», удостоенный Петербургской Академией Наук Демидовской премии.

В 1862 г. Менделеев женился на падчерице знаменитого автора «Конька-Горбунка» Петра Павловича Ершова Феозвой Никитичной Лещевой, уроженкой Тобольска. В этом браке у него родилось трое детей, но одна дочь умерла в младенчестве. В 1865 г. ученый приобрел имение Боблово в Московской губернии, где занимался агрохимией и сельским хозяйством. Ф.Н. Лещева с детьми большую часть времени проживала именно там.

В 1864-1866 гг. Д.И. Менделеев был профессором Петербургского технологического института. В 1865 г. защитил докторскую диссертацию «О соединении спирта с водой» и тогда же был утверждён профессором Петербургского университета. Преподавал Менделеев и в других высших учебных заведениях. Принимал активное участие в общественной жизни, выступая в печати с требованиями о разрешении чтений публичных лекций, протестовал против циркуляров, ограничивающих права студентов, обсуждал новый университетский устав.

Открытие Менделеевым периодического закона датируется 1 марта 1869 г., когда он составил таблицу, озаглавленную «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве». Оно явилось результатом долголетних поисков. Он составил несколько вариантов периодической системы и на её основе исправил атомные веса некоторых известных элементов, предсказал существование и свойства ещё неизвестных элементов. На первых порах сама система, внесённые исправления и прогнозы Менделеева были встречены сдержанно. Но после открытия предсказанных им элементов (галлий, германий, скандий), периодический закон стал получать признание.  Периодическая система явилась своего рода путеводной картой при изучении неорганической химии и в исследовательской работе в этой области.

В 1868 г. Менделеев стал одним из организаторов Русского химического общества.

В конце 1870-х гг. Дмитрий Менделеев страстно влюбился в Анну Ивановну Попову, дочь донского казака из Урюпинска. Во втором браке у Д. И. Менделеева родилось четверо детей. Д.И. Менделеев был тестем русского поэта Александра Блока, женатого на его дочери Любови.

С 1876 г. Дмитрий Менделеев – член-корреспондент Петербургской АН, в 1880 г. выдвигался в академики, но был забаллотирован, что вызвало резкий общественный протест.

В 1890 г. Менделеев будучи профессором Петербургского университета, ушел в отставку в знак протеста против притеснения студенчества. Почти насильно оторванный от науки, Дмитрий Менделеев посвящает все свои силы практическим задачам.

При его участии, в 1890 г. создается проект нового таможенного тарифа, в котором последовательно проводится покровительственная система, а в 1891 г. выходит в свет замечательная книга: «Толковый тариф», представляющая комментарий к этому проекту и вместе с тем глубоко продуманный обзор промышленности, с указанием на ее нужды и будущие перспективы. В 1891 году Морское и военное министерство поручают Менделееву разработку вопроса о бездымном порохе, и он (после заграничной командировки) в 1892 г. блестящим образом выполняет эту задачу. Предложенный им «пироколлодий» оказался превосходным типом бездымного пороха, притом универсальным и легко приспособляемым ко всякому огнестрельному оружию.

С 1891 г. Менделеев принимает деятельное участие в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза-Ефрона, в качестве редактора химико-технического и фабрично-заводского отдела и автора многих статей служащих украшением этого издания. В 1900-1902 гг. Дмитрий Менделеев редактирует «Библиотеку промышленности» (изд. Брокгауза-Ефрона), где ему принадлежит выпуск «Учение о промышленности». С 1904 г. стали выходить «Заветные мысли» – историко-философский и социально-экономический трактат Менделеева, в котором содержится как бы его завещание потомству, итоги пережитого и передуманного по различным вопросам, касающимся экономической, государственной и общественной жизни России.

Дмитрий Иванович Менделеев умер 20 января 1907 г. от воспаления легких. Его похороны, принятые на счет государства, были настоящим национальным трауром. Отделение химии Русского Физико-Химического Общества учредило в честь Менделеева две премии за лучшие работы по химии. Библиотека Менделеева, вместе с обстановкой его кабинета, приобретена Петроградским университетом и хранится в особом помещении, когда-то составлявшем часть его квартиры. 

histrf.ru

Дмитрий Иванович Менделеев гениальный русский химик

Тарасова Нелли Степановна, учитель химии

Статья отнесена к разделам: Преподавание химии | Внеклассная работа

Цели:

  • Сравнить жизнь и деятельность двух великих русских ученых и найти общее в судьбе, научных теориях, значении для науки
  • Почувствовать гордость за нашу Русскую землю, подаривших миру этих великих людей.
  • Развитие исследовательских навыков, творческих способностей.

А.М. Бутлеров – один из величайших русских ученых, он русский и по ученому образованию, и по оригинальности трудов.

(Д.И.Менделеев)

“… я люблю свою страну, как мать, а свою науку – как дух, который благословляет, освещает и объединяет все народы для блага и мирного развития духовных и материальных богатств”.

(Д.И.Менделеев)

При изучении этого раздела мы с учащимися выбрали форму защиты учебных проектов.

Защита учебного проекта включает в себя написание реферата и его презентацию другим участникам.

Подготовка конференции включала несколько этапов:

  1. Выбор темы учебного проекта.
  2. Написание реферата.
  3. Защита проекта.

Темы рефератов:

  • Дмитрий Иванович Менделеев – гениальный русский химик.
  • Александр Михайлович Бутлеров – величайший русский ученый.

Литература:

  1. Гроссе Э. Химия для любознательных. 1987 г.
  2. Тищенко В.Е., Младенцев М.Н. Дмитрий Иванович Менделеев, его жизнь и деятельность (Университетский период) 1861-1890 М. 1993 г.
  3. Дмитриев И.С. “Особая миссия Менделеева – Аргументы и факты, Санкт-Петербургский университет” 1996 г.
  4. Стариков В.И. “Д.И. Менделеев” 1984 г. Свердловск.
  5. Макареня А.А. “Менделеев в Петербурге” Лениздат. 1982 г.

На первом этапе подготовки учащимся дается примерный перечень тем для работы:

  • Годы жизни. Место рождения. Семья. Увлечение.
  • Личностные качества.
  • Совместная деятельность
  • Предпосылки.
  • История открытия.
  • Научные теории
  • Триумф.
  • Основные направления развития двух теорий.
  • Философские законы развития.
  • Значение

П этап – этап самостоятельной работы учащихся с учебником и дополнительной литературой.

Ш этап – обмен информацией, запись учащимися основного содержания в тетрадь.

Годы жизни. Место рождения Семья. Увлечения.

Бутлеров Александр Михайлович 1828-1886 гг.

Менделеев Дмитрий Иванович 1834-1907 гг

Выступления учащихся в тезисах:

Бутлеров А.М. – родился 15 сентября 1828 г. в городе Чистоноле Казанской губернии. Отец Бутлерова, Михаил Васильевич, участник Отечественной войны 1812 года, после отставки в чине подполковника жил в родовом селе Бутлеровка; мать Софья Александровна, скончалась в 19 лет, через несколько дней после рождения сына. Воспитанный отцом, человеком образованным, Саша во всем хотел походить на него.

Учился Бутлеров в частном пансионе, потом в первой Казанской гимназии. В 10 лет хорошо владел французским и немецким языками, занимался химическими опытами (один из них закончился взрывом, и преподаватели пансиона отправили провинившегося в карцер, повесив ему на грудь дощечку с надписью “великий химик”, собирал коллекции растений и насекомых.

В 1846 г. Александр заболел тифом и чудом выжил, а вот заразившийся от него отец скончался. Бутлерову было 18 лет, учился он на естественном отделении Казанского университета.

Менделеев Д.И . – родился в Сибири, в городе Тобольске. 8 февраля 1834 года семнадцатым и последним ребенком в семье Ивана Павловича Минделеева, директора Тобольской гимназии. В том же году отец Д.И. Минделеева ослеп. Когда Дмитрию было 13 лет – умер отец и все заботы о семье перешли к матери, Марии Дмитриевне, женщине выдающегося ума и энергии. Она успевала одновременно вести небольшой стеклянный завод и заботиться о детях, которым дала прекрасное по тому времени образование. Она умерла в 1850 г. Менделеев сохранил до конца своих дней благодарную о ней память.

Учился Д.И. Менделеев в Главном педагогическом институте в Петербурге у выдающихся учителей, умевших вызвать глубокий интерес к науке. Это были лучшие научные силы, того времени, академики и профессора Петербургского университета, такие, как математик М.В. Остроградский, физик Э.Х. Ленц, химик А.А. Воскресенский.

В 23 года от роду Д.И. Менделеев защитил диссертацию на степень магистра и стал доцентом Петербургского университета, где читал сначала неорганическую, а затем органическую химию.

В 1865 году он защитил диссертацию “О соединении спирта с водой” на степень доктора химии и через два года становится во главе кафедры неорганической (общей) химии.

Личностные качества.

А.М. Бутлерова

По свидетельству современников, Бутлеров был одним из лучших лекторов своего времени: он безраздельно владел аудиторией благодаря ясности и строгости изложения, которые сочетались у него с образностью языка.

Умение отдыхать – и в студенческие и в зрелые годы помогало Александру Михайловичу самозабвенно работать.

Общительный и дружелюбный, готовый к шутке и спору, скромный и трудолюбивый – таким запомнили Бутлерова многочисленные друзья, коллеги и ученики.

Д.И.Менделеева

Д.И. Менделеев обладал удивительно ясным химическим мышлением, он всегда ясно представлял конечные цели своей творческой работы: предвидение и пользу.

Это был могучий человек, потому что сделанное им под силу только гиганту, благодаря крепости духа, уверенности в том, что дело его необходимо.

Д.И. Менделеев – настоящий патриот. Это человек, любящий свою родину, страну, где родился. Он своей работой, всей своей жизнью способствовал благу и процветанию своей родины. Дмитрий Иванович – классический пример патриота России.

Обоих ученых отличали от других химиков:

  • Энциклопедичность химических знаний;
  • Умение анализировать и обобщать факты;
  • Научное прогнозирование;
  • Русский менталитет и русский патриотизм.

Совместная деятельность.

Весной 1868 г. по инициативе знаменитого химика Менделеева Александра Михайловича Бутлерова пригласили в Петербургский университет, где он начал читать лекции и получил возможность организовать частную химическую лабораторию. Бутлеров разработал новую методику обучения студентов, предложив ныне повсеместно принятый лабораторный практикум.

Сохранились сведения о совместной преподавательской работе Бутлерова и Менделеева на кафедре химии Петербургского университета:

– неоднократно Д.И. Менделеев и А.М. Бутлеров принимали вместе экзамены по химии.

– совместно участвовали в работе совета по защите диссертаций.

– в их отношениях была и взаимная поддержка и практика заблуждений.

В 1861 г. Бутлеров излагает свою теорию строения органических соединений, и, любопытное совпадение

– в том же году Менделеев публикует две работы, целиком посвященные органической химии. Выходит его учебник “Органическая химия”, через два года появляется второе издание. За свой труд Д.И. Менделеев удостаивается Демидовской премии – высшей научной награды России того времени.

Предпосылки периодического закона:

Ко времени открытия Периодического закона было известно 63 элемента и описаны свойства их многочисленных соединений.

Работы ученых – предшественников Д.И. Менделеева: классификация Берцелиуса, триады Деберейнера, спираль Шанкуртуа, октавы Ньюлендса, таблица Мейера.

Съезд химиков в Карлсруэ, когда окончательно утвердилось атомно-молекулярное учение.

Предпосылки теории химического строения:

Известны сотни тысяч органических соединений, состоящих из углерода, водорода, кислорода, реже – азота, фосфора и серы.

Работы предшественников А.М. Бутлерова: введение термина радикал и теории радикалов; теория типов; введение термина “изометрия”; Франкланд и Кекуле утвердили понятие о валентности элементов; Кекуле развил представление о четырех-валентности углерода; Канницаро уточнил атомные и молекулярные массы.

Оба признавали заслуги Берцелиуса как разработчика первооснов классификации.

История открытия Периодического закона и теории строения.

Д.И. Менделеев и А.М. Бутлеров обобщили накопленный фактологический материал и дополнив его, положили в основу своих трудов.

Обе работы похожи тем, что авторство их неоднократно приписывалось западным химикам.

Однако Д.И. Менделеев расположил элементы в ряд по возрастанию атомного веса.

Главная особенность таблицы Д.И. Менделеева в том, что в вертикальных рядах размещены химически сходные элементы: литий и натрий, бериллий и магний, фтор и хлор, кислород и сера. При таком расположении ясно проявилась периодичность свойств у химических элементов. Так было сделано величайшее открытие эпохи.

Научные теории:

Теория периодичности.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Теория строения.

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова.

Обе ведущие теории современной химии были созданы великими русскими учеными и составляют вклад отечественной химии в мировую химическую науку. Обе теории прошли испытание временем и блестяще его выдержали, развиваясь и обогащаясь современными открытиями в химии.

Д.И. Менделеев предсказывает, описывает и указывает пути открытия еще неизвестных науке галлия, скандия и германия, назвав их экабор, экаалюминий, экасилиций.

Менее чем через шесть лет предсказания Д.И. Менделеева подтвердились. Жизнь продолжала проверять менделеевский закон на прочность.

mirznanii.com

Наше творчество

 

 

  Наша презентация

 

 

 

Д.И.Менделееву

  

  Кем восхищаться люди будут вечно?

  Кто постигал суть мирозданья вновь?

  И пусть несётся время быстротечно,

  О нем мы сохраним и память, и любовь.

                             

  Его законы не пустые звуки:

  Ведь он по праву гений всех времён,

  Он подарил всю жизнь свою науке –

  Таких немного знаем мы имён.            

                              

  Был труд ему опора

  В открытиях за теченье лет.

  Ничто не скрылось от такого взора:

  Ведь гениальней человека нет.

                             

  Пройдут века, и много поколений

  Единогласно скажут вам опять:

  Менделеев есть наш гений;

  И чувство гордости здесь  не унять.

                              

  И пусть гласит нам заповедей свод:

  «Не воссоздай себе кумира!»,

  Но быть, как он, стремится людской род,

  Чтобы постичь творенья всего мира!!!

 

Савонова Яна 


       Размышления о Менделееве Д.И.   

 

 

  Дмитрий Иванович Менделеев, память о нем, о его открытиях – это не просто страница истории. Это человек, близкий нам, современной  молодежи, по духу и очень значимый для нас сегодня.

  Как много сделал он для науки, для России, для всей мировой цивилизации! Его деятельность настолько обширна, что можно только удивляться, как все смог совершить один человек. В середине двадцатого века, когда был получен 101 элемент периодической системы элементов, он был назван «менделевий», в знак признания выдающихся заслуг ученого.

  Менделеев – это не только часть нашего прошлого. Он наш интеллектуальный, духовный современник. И если бы он всю жизнь занимался только фундаментальной наукой, одного этого было бы достаточно, чтобы обессмертить его имя.

  Пример его жизни, его жизненной позиции делают его героем нашего времени.

Менделеев не был кабинетным ученым, он был практическим работником в сфере прикладной науки, экономики, государственного строительства, мыслителем, чьи размышления о России, о ее будущем представляют интерес и по сей день.

В 1905 году Менделеев опубликовал свою замечательную, совсем не по химии, книгу «Заветные мысли». В ней он, беспокоясь о будущем России, высказал идею умножения жизни будущих поколений родного государства.

   В своих «Заветных мыслях» Менделеев много размышлял над вопросами развития промышленности и сельского хозяйства на основе передовых по тому времени научных достижений и технологий.

   Менделеев не оставил без внимания тарифную систему и внес вклад в ее разработку, что отвечало интересам России.

  Менделеев много сделал для укрепления обороноспособности страны: он разработал технологию производства бездымного пороха, занимался развитием в России зарождавшегося тогда воздухоплавания.

   Можно еще очень долго перечислять те идеи и дела Дмитрия Ивановича, которые актуальны в наши дни. Россия не сама по себе стала великой страной. Это сделал труд и талант очень многих людей. И Дмитрий Иванович Менделеев – яркий пример такого человека. Идеи, дела Менделеева, его пример рано относить к прошлому. Они нужны нам сегодня и будут нужны завтра.

   Если наше поколение по-другому взглянет на жизнь, перестанет рассчитывать на удачу или на государство, поверит в свои силы, станет по-менделеевски решительно браться за реальные дела – это будет лучшей благодарностью потомков Дмитрию Ивановичу Менделееву.

  Дмитрий Иванович – это человек, который достоин и способен стать символом динамичной, сильной России, устремленной в будущее.

 

 

 

 Михайлова Мария


“Вещий сон”

 

 Константинова  Екатерина


 

Ученому и человеку

 

Россия славится своими именами.

Не понаслышке знаем мы,

Какими тяжкими трудами

Давались гению плоды.

 

Наш Менделеев, наше достояние

Всё кропотливо изучал,

Пришёл он к тайне мирозданья,

Поэтому великим стал.

 

Его отвага, смелость, вдохновение

В различных опытах, экспериментах  и делах

Давали ему силу и терпение,

И блеск всегда бывал в его глазах.

 

Его труды мы никогда не позабудем,

Он людям в химию открыл врата,

Ему почёт и слава вечно будут,

Его вклад в жизнь поможет нам всегда.

Федулова Ольга

 


 

  Дмитрий Иванович Менделеев является одним из самых известных людей, привнесших свой вклад в развитие химии.

   Успеху Менделеева сопутствовал не только его «химический» талант, но и личностные черты. Многогранность его личности, необузданное стремление к самообразованию, увлечение исследованиями в  различных сферах жизни – все эти качества отличают Менделеева как человека, обладающего волевым, сильным характером.

Новикова Марина


 

Дмитрий Иванович Менделеев,
безусловно,- русский гений,
выдающийся учёный,
вечной славой освящённый.
Был семныдцатым ребёнком,
В учёбе он не выделялся громко
до институтских лет,
До первых значимых побед.
И золото – то подтвержденье,
Что для него был свет-ученье.
Он уезжал и возвращался,
Трудами в сферах занимался
Различных областей наук.
Он не просиживал на месте,
стремился со своей семьёй быть вместе.
И был заботлливым отцом,
что так, что брака пред концом
Любил, страдал, желал безумно,
Покоя вновь не находил.
Он ехал за Анютой юной,
Которую боготворил.
И этот брак светил так ярко,
Что в доме снова было жарко
От теплоты, любви супругов.
Он написал немало слов
Науки – словно богослов.
И в химии, в России в целом,
Оставил ясный след он мелом.
Он, изучая, всех учил,
Его всяк знал и всяк любил.
Он открывал, и, предлагая
Решения, где все не зная,
Уж руки опускали вновь.
Навеки имя Менделеев
Осталось в мире, в именах,
Как имя центра мавзолея,
Разумности великой прах. 

 

                Тарасов Станислав


 

Менделеев Дмитрий Иванович

 

 Как много мы знаем из истории России ученых. И, конечно же, каждый гражданин России да и не только России слышал такую фамилию как Менделеев.

  Дмитрий Иванович Менделеев был великим русским химиком. Мало кто помнит, что он был последним семнадцатым ребенком  в семье директора гимназии. Вскоре после его рождения отец ослеп , поэтому воспитанием детей занималась мать. Учеба  его не очень интересовала, ему больше нравилось посещать стекольный завод. Действительно какая там учеба ,если можно на завод сходить. В гимназии он не делал успехов,  но когда поступил в институт стали проявляться способности. И вот в 1869 году Менделеев открыл периодический закон химических элементов. Эту таблицу можно по праву назвать знаменитой. К тому же, наверное, у каждого человека фамилия Менделеева ассоциируется именно с этой таблицей, названой в честь Менделеева. Так же где-то  можно услышать, что Менделеев каким то образом связан с установленным стандартом в 40 градусов (водка).но на самом деле ,когда царское правительство установило этот стандарт ему было тогда всего 9 лет и не о какой водке он и думать не мог. В жизни Менделеева был такой случай ,о котором можно было бы снять приключенческий фильм. По заданию правительства Д. И. Менделеев должен был разгадать  секрет бездымного пороха. И русский ученый по характеру груза (железнодорожных перевозок Франции) сумел определить необходимые вещества для создания пороха.

  Менделеев не из тех ученых, которые всю свою жизнь посвятили одному исследованию. Нет, он был разносторонним ученым и является автором более 500 печатных трудов в различных областях. Его научные достижения в химии, физике, метрологии, воздухоплавания, метеорологии, экономике и т.д. тесно связаны с развитием производственных сил России. Также нельзя не сказать, что именно Менделеев  предложил промышленный способ фракционного  разделения нефти.

  Он скончался в возрасте 73 лет от воспаления легких. В честь него в России учреждена золотая медаль. Она считается одной из самых престижных в области мировой химии.

  Хотелось бы еще раз отметить, что Менделеев был семнадцатым ребенком в семье. Семнадцатого могло бы и не быть, а именно он стал великим ученым. А если не было бы его, значит и его достижений. Возможно, все они были бы открыты, но гораздо позже и совсем не русским ученым. Такими учеными мы должны гордиться, что мы в принципе и делаем.

 

                                          Антипенко Валерия

 


dmitrijmendeleev.narod.ru

Оставить комментарий