Символ | Значение |
---|---|
α | Коэффициент теплового расширения, альфа-частицы, угол, постоянная тонкой структуры, угловое ускорение, матрицы Дирака, коэффициент расширения,поляризованность, коэффициент теплоотдачи, коэффициент диссоциации, удельная термоэлектродвижущая сила, угол Маха, коэффициент поглощения, натуральный показатель поглощения света, степень черноты тела, постоянная затухания |
β | Угол, бета-частицы, скорость частицы разделена на скорость света, коэффициент квазиупругой силы, матрицы Дирака, изотермическая сжимаемость, адиабатическая сжимаемость, коэффициент затухания, угловая ширина полос интерференции, угловое ускорение |
Γ | Гамма-функция, символы Кристофеля, фазовое пространство, величина адсорбции, циркуляция скорости, ширина энергетического уровня |
γ | Угол, фактор Лоренца, фотон, гамма-лучи, удельный вес, матрицы Паули, гиромагнитное отношение, термодинамический коэффициент давления, коэффициент поверхностной ионизации, матрицы Дирака, показатель адиабаты |
Δ | Изменение величины (напр. Δx), оператор Лапласа, дисперсия, флуктуация, степень линейной поляризации, квантовый дефект |
δ | Небольшое перемещение, дельта-функция Дирака, дельта Кронекера |
ε | Электрическая постоянная, угловое ускорение, единичный антисимметричной тензор, энергия |
ζ | Дзета-функция Римана |
η | КПД, динамический коэффициент вязкости, метрический тензор Минковского, коэффициент внутреннего трения, вязкость, фаза рассеяния, эта-мезон |
Θ | Статистическая температура, точка Кюри, термодинамическая температура, момент инерции, функция Хевисайда |
θ | Угол к оси X в плоскости XY в сферической и цилиндрической системах координат, потенциальная температура, температура Дебая, угол нутации, нормальная координата, мера смачивания, угол Каббибо, угол Вайнберга |
κ | Коэффициент экстинкции, показатель адиабаты, магнитная восприимчивость среды, парамагнитная восприимчивость |
Λ | Космологическая постоянная, Барион, оператор Лежандра, лямбда-гиперон, лямбда-плюс-гиперон |
λ | Длина волны, удельная теплота плавления, линейная плотность, средняя длина свободного пробега, комптоновского длина волны, собственное значение оператора, матрицы Гелл-Мана |
μ | Коэффициент трения, динамическая вязкость, магнитная проницаемость, магнитная постоянная, химический потенциал, магнетон Бора, мюон, возведённая масса, молярная масса, коэффициент Пуассона, ядерный магнетон |
ν | Частота, нейтрино, кинематический коэффициент вязкости, стехиометрический коэффициент, количество вещества, ларморова частота, колебательное квантовое число |
Ξ | Большой канонический ансамбль, кси-нуль-гиперон, кси-минус-гиперон |
ξ | Длина когерентности, коэффициент Дарси |
Π | Произведение, коэффициент Пельтье, вектор Пойнтинга |
π | 3.14159…, пи-связь, пи-плюс мезон, пи-ноль мезон |
ρ | Удельное сопротивление, плотность, плотность заряда, радиус в полярной системе координат, сферической и цилиндрической системах координат, матрица плотности, плотность вероятности |
Σ | Оператор суммирование, сигма-плюс-гиперон, сигма-нуль-гиперон, сигма-минус-гиперон |
σ | Электропроводность, механическое напряжение (измеряемое в Па), постоянная Стефана-Больцмана, поверхностная плотность, поперечное сечение реакции,сигма-связь, секторная скорость, коэффициент поверхностного натяжения, удельная фотопроводимость, дифференциальное сечение рассеяния, постоянная экранирования, толщина |
τ | Время жизни, тау-лептон, интервал времени, время жизни, период, линейная плотность зарядов, коэффициент Томсона, время когерентности, матрица Паули,тангенциальный вектор |
Υ | Y-бозон |
Φ | Магнитный поток, поток электрического смещения, работа выхода, диссипативная функция Рэлея, свободная энергия Гиббса, поток энергии волны, оптическая сила линзы, поток излучения, световой поток, квант магнитного потока |
φ | Угол, электростатический потенциал, фаза, волновая функция, угол, гравитационный потенциал, функция, Золотое сечение, потенциал поля массовых сил |
Χ | X-бозон |
χ | Частота Раби, температуропроводность, диэлектрическая восприимчивость, спиновая волновая функция |
Ψ | Волновая функция, апертура интерференции |
ψ | Волновая функция, функция, функция тока |
Ω | Ом, телесный угол, количество возможных состояний статистической системы, омега-минус-гиперон, угловая скорость прецессии, молекулярная рефракция,циклическая частота |
ω | Угловая частота, мезон, вероятность состояния, ларморова частота прецессии, Боровская частота, телесный угол, скорость течения |
tetran.ru
Количество вещества – это… Что такое Количество вещества?
Количество вещества — физическая величина, характеризующая количество однотипных структурных единиц, содержащихся в веществе. Под структурными единицами понимаются любые частицы, из которых состоит вещество (атомы, молекулы, ионы, электроны или любые другие частицы). Единица измерения количества вещества в СИ — моль.
Применение
Эта физическая величина используется для измерения макроскопических количеств веществ в тех случаях, когда для численного описания изучаемых процессов необходимо принимать во внимание микроскопическое строение вещества, например, в химии, при изучении процессов электролиза, или в термодинамике, при описании уравнений состояния идеального газа.
При описании химических реакций, количество вещества является более удобной величиной, чем масса, так как молекулы взаимодействуют независимо от их массы в количествах, кратных целым числам.
Например для реакции горения водорода (2H2 + O2 → 2H2
Так как использовать в расчётах непосредственно количество молекул неудобно, потому что это число в реальных опытах слишком велико, вместо измерения количества молекул «в штуках», их измеряют в молях. Фактическое количество единиц вещества в 1 моле называется числом Авогадро (NA
Количество вещества обозначается латинской n (эн) и не рекомендуется обозначать греческой буквой (ню), поскольку этой буквой в химической термодинамике обозначается стехиометрический коэффициент вещества в реакции, а он, по определению, положителен для продуктов реакции и отрицателен для реагентов. Однако в школьном курсе широко используется именно греческая буква (ню).
Для вычисления количества вещества на основании его массы пользуются понятием молярная масса: , где m — масса вещества, M — молярная масса вещества. Молярная масса — это масса, которая приходится на один моль данного вещества. Молярная масса вещества может быть получена произведением молекулярной массы этого вещества на количество молекул в 1 моле — на число Авогадро. Молярная масса (измеренная в г/моль) численно совпадает с относительной молекулярной массой.
По закону Авогадро, количество газообразного вещества так же можно определить на основании его объёма: = V / Vm, где V — объём газа (при нормальных условиях), Vm — молярный объём газа при Н. У., равный 22,4 л/моль.
Таким образом, справедлива формула, объединяющая основные расчёты с количеством вещества:
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 13 мая 2011. |
dic.academic.ru
Физики шутят – Сайт pta-fiz!
Физики шутят…
От станции отходит поезд. У открытой двери стоит физик. Внезапно поезд резко тормозит и физик, не
удержавшись на ногах, вылетает из двери и налетает на столб. Мимо идёт прохожий.
– Что с вами?! Вы живы? – прохожий.
– О-о-х! Да… Хорошо, что пополам…
– Что?!
– Ох, как хорошо, что пополам…
– Что пополам?! Нога пополам?!
– Эм вэ квадрат пополам… – отвечает физик.
Загруженный работой математик сидит над письменным столом. К нему подходит его ребенок и спрашивает:
— Папа, как пишется цифра восемь?
— Очень просто — поверни знак бесконечности на ПИ пополам.
В раю Архимед, Паскаль и Ньютон играют в прятки. Архимед водит и начинает считать. Паскаль убегает за
горизонт, а Ньютон оглядывается, берёт палку, рисует вокруг себя квадрат со стороной 1 метр и становится внутрь квадрата. Архимед заканчивает считать, открывает глаза и видит Ньютона:
– Э, нет! Ньютон на метр квадратный — это Паскаль!!
Новости из мира ядерной физики: Желудок у котенка не больше наперстка, следовательно, те два литра молока, которые он способен выпить за час, находятся в его желудке под давлением 50000 атмосфер, что в десять раз больше давления в эпицентре ядерного взрыва.
Подходит в метро в вагоне милиционер к спящему студенту, у которого на коленях лежит учебник Ландау «Теория поля». Милиционер: «Просыпайся, агроном! Конечная!»
Сидят две блондинки и обсуждают теоpию относительности атомных частиц втоpого поpядка. Подходит к ним физик.
Одна блондинка — дpугой:
Ученые физической лаборатории N-ского государственного университета опытным путем доказали, что практически любой фен для сушки волос может создать мощное воздушное сопротивление, способное сильно замедлять движение крупных объектов.
Опыты проводились на оживленных автотрассах, фен направлялся руками техника навстречу движущимся автомобилям, которые под этим воздействием снижали скорость, несмотря на их аэродинамические свойства, и могли ее набрать, только проехав техника с феном.
Одновременно ученые кафедры лингвистики этого же университета собрали огромный материал фольклорных выражений и металингвистических оборотов на основе высказываний водителей, проезжающих мимо техника с феном.
– Я не люблю читать научно-популярную литературу. Там мало формул, и ничего не понятно.
– Эффект Допплера: длина волны света, исходящего от приближающегося объекта, кажется короче, чем от
удаляющегося.
– Как это можно пронаблюдать?
– Когда поедете вечером на машине, заметьте, что от машин, приближающихся к Вам, идет белый свет, а от удаляющихся — красный.
Один Ньютон — это сила, с которой одно яблоко падает на одну голову с высоты одного метра.
На вопрос, почему отопление дали на 10 дней позже, министр энергетики заявил: “Стыдно не знать физику! Вода при нагревании расширяется и плохо пролазит в трубы“.
Оказывается, все космонавты дают расписку хранить в тайне, что Земля плоская и не вертится.
– Дети! Не трогайте, пожалуйста, оголенные провода мокрыми руками. Они от этого ржавеют и портятся.
Скорость звука — довольно странная штука. Родители что-то говорят тебе в двадцать лет, а доходит только в сорок…
Из анкеты девушки: “нужен заряд позитива :)))”
– Пиши прямо: “требую бомбардировку протонами”.
Радиопередача заканчивается: “Уважаемые радиослушатели, вы только что прослушали передачу о том, что приближающаяся к Солнечной системе черная дыра не представляет никакой опасности. Московское время – по-прежнему 16:51, и почему-то оно не изменялось на протяжении последнего получаса…”.
Черные дыры образовались там, где Бог поделил на ноль.
Дьявол поймал философа, физика и математика и поставил их на 50-метровую вышку, под которой, внизу, находился маленький, но глубокий бассейн. “Прыгайте, – сказал дьявол. – ваша жизнь в ваших руках”. Философ обратился к книгам, прочитал о бессмысленности жизни и прыгнул, но промахнулся мимо бассейна и разбился. Математик рассчитал зависимость вероятности собственной смерти от свойств траектории, прыгнул и лишь чуть-чуть промахнулся, вывихнув руку. Физик же построил все графики, посчитал скорость ветра, упругость вышки и прочее и только потом прыгнул… и улетел вверх! Ошибка вычисления/измерения: противоположный знак ответа!
Реальный факт. Лифшиц (как известно, он был соавтором Ландау в написании “Курса теоретической физики”) однажды читал лекцию по материалам курса. После лекции к нему подошел студент с раскрытым учебником. “Простите, профессор, – спросил студент. – Вот тут у вас написана формула… Потом “отсюда очевидно”… И еще одна формула. Но мне, например, совсем не очевидно, как вторая формула получается из первой!” На это Лифшиц, усмехнувшись, ответил: “Э, молодой человек! Это было очевидно для Ландау!”
Лифшиц входит к Ландау. Говорит: “Беда, Лев Давидыч! Я только что целую тетрадку выкладок в трамвае потерял! Как теперь писать будем?” Ландау (беспечно): “Ничего, напишем, как всегда: “Отсюда очевидно…””.
Цитаты Ландау:
- “Науки делятся на естественные, неестественные и противоестественные”,
- “У меня не телосложение, а теловычитание”,
- “Пока! Я пошел в институт почесать язык!”,
- “Жрец науки – это тот, кто жрет за счет науки?”,
- “Самый страшный грех – скучать! Вот придет Страшный суд, призовет тебя Господь и спросит: почему не воспользовался всеми благами жизни? почему скучал?”,
- “Произведение оптимизма на знание есть величина постоянная”,
- “Учеными могут быть собаки, и то после того, как их научат. А мы – научные работники!”,
- “Новая теория начинает господствовать, когда вымрут сторонники старой”,
- “Простые числа созданы для того, чтобы их умножать”,
- “Работать в корзину, но не в пустую!”,
- “Курица – не птица, логарифм – не бесконечность!”
Реальный факт.
Эйнштейн – Чарли Чаплину: “Ваш фильм “Золотая лихорадка” понятен во всем мире. Вы, несомненно, великий человек и будете признаны людьми!”
Чарли Чаплин – Эйнштейну: “Я вами восхищаюсь еще больше. Вашу теорию относительности не понимает никто, однако вы все же стали действительно великим человеком!”
Бога нет. Есть законы физики, которые если нарушишь попадешь в ад.
Диалог физиков:
– Но ведь в природе так не бывает!
– Природа тут ни причем. Мое уравнение. Что хочу, то и пишу!
Встречаются как-то физик и математик. Физик спрашивает:
– Слушай, почему у поезда колеса круглые, а когда он едет они стучат.
– Это элементарно. Площадь круга – ПИ ЭР квадрат, так вот этот квадрат, как раз и стучит.
Известно, что в году приблизительно пи на десять в седьмой секунд. И это просто объяснить с физической точки зрения. В самом деле: пи – потому что орбита у Земли круглая, в седьмой – потому что в неделе семь дней. Ну, а приблизительно – потому что орбита все-таки не совсем круглая, а эллиптическая.
Забавные истории про ученых.
Умер Альберт Эйнштейн. Предстал перед Богом. Бог ему говорит:– Я знаю вы великий учёный. Я выполню любую вашу просьбу.
Эйнштейн:- Я хочу узнать формулу мира.
Бог записал формулу.
– В ней есть одна ошибка! – восклицает Эйнштейн.
– Я знаю. – отвечает Бог.
Спросили однажды у Эйнштейна, как появляются гениальные открытия.
– Все очень просто, – ответил Эйнштейн. – Все учёные считают, что этого не может быть. Hо находится один дурак, который с этим не согласен, и доказывает, почему.
Легко объяснить, как работает беспроволочный телеграф. Представьте себе очень длинного кота – вы тянете его за хвост в Нью-Йорке, а он мяукает в Лос-Анджелесе. А беспроволочный телеграф – это то же самое, только без кота.
Однажды Hьютону гости пожаловались, что калитка в его сад туго открывается, и попросили сделать другую, получше.
– Я не знаю, куда лучше, – ответил физик. – И так каждый входящий наливает в бак для дома не меньше литра воды.
Отец кибернетики Норберт Винер славился чрезвычайной забывчивостью. Когда его семья переехала на новую квартиру, его жена положила ему в бумажник листок, на котором записала их новый адрес, – она отлично понимала, что иначе муж не сможет найти дорогу домой. Тем не менее, в первый же день, когда ему на работе пришла в голову очередная замечательная идея, он полез в бумажник, достал оттуда листок с адресом, написал на его обороте несколько формул, понял, что идея неверна и выкинул листок в мусорную корзину.
Вечером, как ни в чем не бывало, он поехал по своему прежнему адресу. Когда обнаружилось, что в старом доме уже никто не живет, он в полной растерянности вышел на улицу… Внезапно его осенило, он подошел к стоявшей неподалеку девочке и сказал: – Извините, возможно, вы помните меня. Я профессор Винер, и моя семья недавно переехала отсюда. Вы не могли бы сказать, куда именно?
Девочка выслушала его очень внимательно и ответила: – Да, папа, мама так и думала, что ты это забудешь.
Анекдотические истории на экзаменах.Экзамен по физике. экзаменатор:
– А это что за буква? Студент:- “Ц”.
– Что за “Ц”?
– Скорость света
– Это скобка! Давайте зачетку. Три.
Экзаменатор: Напишите формулу Планка.
Студент: Е равняется аш ню
Экзаменатор: Что такое ню?
Студент: Постоянная планки
Экзаменатор: А что такое аш?
Студент: Высота этой планки.
Сдает студент экзамен по электротехнике. Отвечает прекрасно, поражает экзаменатора своими знаниями, тот ставит ему “отлично”, а потом спрашивает:
– Слушайте, неужели вы действительно все так блестяще понимаете ?
– Да не все. – мнется студент. – Есть у меня один неясный вопрос. Ведь переменный ток – он вот такой. – Студент чертит рукой в воздухе синусоиду, – Так почему же он по прямым проводам проходит ?
Диалог на экзамене. Преподаватель:
– Что такое лошадиная сила?
– Это сила, какую развивает лошадь ростом в один метр и весом в один килограмм.
– Да где же вы такую лошадь видели!?
– А ее так просто не увидишь. Она хранится в Париже, в Палате мер и весов.
Старенький профессор астрономии поднимается на кафедру в черном смокинге и белых тапочках.
– Дорогие студенты, я не буду читать вам лекцию. Я пришел прощаться. В моей обсерватории сегодня остановились часы, который шли без малого триста лет. Я уверен наступил Конец Света!
Студенты захихикали, заулюлюкали.
Когда шум стих, профессор заговорил снова:
– А теперь я скажу то, от чего вам сразу станет не смешно. У меня в обсерватории остановились солнечные часы!
Загруженный работой физик страдает над письменным столом. К нему подходит его ребенок и спрашивает:
– Папа, как пишется цифра восемь?
– Очень просто. Возьми бесконечность и поверни на пи пополам.
Гуляют два физика в лесу. Встречают медведя. Первый побежал, второй остался.
– Побежали! – кричит первый второму.
– Зачем? Моя скорость всё равно меньше скорости медведя. – говорит второй.
– Неважно, что твоя скорость меньше скорости медведя, важно, чтобы моя скорость была больше твоей. – отвечает первый.
Григорий Остер
Сборник задач по физике
Задача № 15.
Коля ловил девчонок, окунал их в лужу и старательно измерял глубину погружения каждой девчонки, а Толя только стоял рядышком и смотрел, как девчонки барахтаются. Чем отличаются колины действия от
толиных,
и как такие действия называют физики?
Ответ: и физики, и химики назовут колины и толины действия хулиганством и надают по шее обоим. Но надо признать, что с точки зрения бесстрастнойнауки Толя производил наблюдения, а Коля ставил опыты.
Задача № 28.
Что мешает семикласснику Васе, пойманному директором школы на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида?
Ответ: взаимное притяжение молекул семикласника мешает им расстаться навсегда и скрыться от директора.
Задача № 29
Ученый с мировым именем Иннокентий сконструировал средство передвижения, которое, рванув с места и отмахав за минуту 121 километр, вдруг замирает, пыхтит, топчется на одном месте и только через
два часа снова бросается в путь. За какое время ученый с мировым именем, катаясь на своем средстве, проедет 605 километров? Вычисли среднюю скорость средства во время этой прогулочки.
Ответ: восемь часов и пять минут понадобятся ученому, чтобы, трясясь и подпрыгивая, на своем средстве преодолеть 605 километров пути. Среднюю скорость вычисляйте сами.
Задача № 61
Петя ехал к бабушке на электричке, и всю дорогу над ним издевались какие-то два неведомые ему явления. Одно при каждой остановке толкало Петю вперед, а другое, когда вагон трогался – дергало
назад. Что это за хулиганские явления, и может ли транспортная милиция с ними справиться?
Ответ: над Петей глумились инерция движения и инерция покоя. С этими двумя явлениями не то что милиция, с ними никакие сухопутно-воздушно-морские вооруженные до зубов силы не справятся.
Задача № 62.
Три друга: Антон, Костя и Лешенька знают, когда красавица Леночка выходит из школы и в каком направлении
движется по прямой. Антон знает время, за которое красавица Леночка проходит некоторый путь. Костя знает величину этого некоторого пути в метрах, а Лешенька знает среднюю скорость, с которой
Леночка обычно движется. Обязательно ли Антону, Косте и Лешеньке собираться втроем, чтобы не упустить красавицу Леночку в конце некоторого пути и напихать ей снега за шиворот?
Ответ: вдвоем справятся. Направление известно. Зная время выхода и скорость, Антон с Лешенькой запросто вычислят, где конец пути, и в известное время туда прибегут. Костя с Лешенькой по скорости и пути узнают время, когда надо ловить Леночку. А Косте с Антоном и считать почти ничего не надо. Попалась, Леночка.
Задача № 63.
Если схватить Петю и резко встряхнуть – из карманов у него вылетят гвозди, ножик, рогатка, камешки, пробки,
кусочки свинца и 144 рубля мелочью. В чем причина такого удивительного явления природы?
Ответ: инерция – вот причина, по которой гвозди и прочая ерунда вылетает из карманов трехнутого Пети.
Задача № 64.
Что заметил передовой Галилей, когда от него сначала отстала инквизиция, а потом все остальные тела?
Ответ: инквизиция, конечно, не тело, но передовой Галилей верно заметил, что если к нему никто не пристает, то он либо находится в покое, либо равномерно и прямолинейно движется сам не зная куда. По инерции.
Задача № 65.
Почему мороженое, которое уронил Вовочка, катаясь на карусели, перестало весело кружиться вместе с лошадками и летит прямо в милиционера, присматривающего за порядком?
Ответ: когда Вовочка отпустил недоеденное эскимо, на эскимо перестала действовать карусель, кружившая его вместе с Вовочкой. Однако, скорость свою эскимо, по законам инерции, сохранило. И
помчалось прямолинейно и равномерно. Когда б ему ничто не мешало – вечно бы летело эскимо мимо звезд и
туманностей. Но на пути мороженого встал милиционер.
Задача № 66.
Однажды семикласник Вася, только что изучивший на уроке физики взаимодействие тел, был сбит с ног нечаянно выскочившим из школы третьекласником Димочкой. С какой целью Вася после этого случая
гнался за Димочкой полтора часа?
Ответ: чтобы привести в исполнение закон природы, по которому действие тела на другое тело не может быть односторонним. Всякое действие рождает противодействие.
Задача № 67.
Прогуливаясь по берегу озера, Миша пригласил Лялю посидеть в лодке без весел. Вдруг Ляля передумала сидеть с Мишей в лодке и выпрыгнула на берег. Как сложилась дальнейшая Мишина жизнь?
Ответ: в результате взаимодействия тел Ляли и лодки Миша уплыл на середину озера. А что с ним было потом – физике неизвестно.
Задача № 68.
Коля и Толя нашли сжатую пружину в пакетике, перевязанном веревочками, и стали эти веревочки развязывать. Тут-то пружина и распрямилась. В результате взаимодействия Толя с хорошей скоростью
улетел в одну сторону, а Коля с вдвое большей в прямо противоположную. Укажите, как отличается Толина масса
от Колиной?
Ответ: поскольку пружина послала Толю хоть и с хорошей, но вдвое меньшей скоростью чем Колю, Толина масса в два раза больше Колиной, тоже хорошей.
Задача № 69.
Лютый враг нежно прижался щекой к прикладу и нажал курок. Пуля массой 10 г выскочила из винтовки и понеслась искать невинную жертву со скоростью 800 м/с. А винтовка в результате отдачи со
скоростью 2 м/с послала врага в нокаут. Вычисли массу, сбившую с ног врага.
Ответ: врага нокаутировало его собственное оружие массой в 4 кг. Кто к нам с чем придет – от того и упадет.
Задача № 70.
Молекула воды испарилась из кипящего чайника и, подлетая к потолку, лоб в лоб столкнулась с неизвестно как прокравшейся на кухню молекулой водорода. Кто быстрей отлетел?
Ответ: та молекула, чья масса меньше. Молекула водорода. Нечего ей по кухням шастать.
Задача № 71.
Как без всяких весов убедиться, что массы близнецов-братьев Мити и Вити одинаковы?
Ответ: пусть братья с одинаковой скоростью помчатся по школьному коридору навстречу друг другу. Потом надо измерить веревочкой, на одинаковое ли расстояние отлетели братья от точки столкновения лбами. Если да, то то да. Если нет – значит одного из братьев в роддоме подменили.
Задача № 72.
Хорошо упитанная крупная молекула полихлорвинила с большой скоростью выскочила на перекресток и наехала на зазевавшуюся посреди улицы хилую, несчастную маленькую молекулу хлора. Кто отлетел от
перекрестка?
Ответ: молекула хлора, обладающая меньшей массой. Куда смотрит молекулярное гаи?
Задача № 73.
Однажды вечером единица измерения длины отправилась в путь, повстречала в сумерках единицу измерения массы, и, обознавшись, приняла ее за единицу измерения скорости. Кто обознался и кого этот
обознавшийся не узнал?
Ответ: метр не узнал килограмм. Давно не виделись.
Задача № 74.
Когда туманным вечером Ляля, внезапно разлюбив Мишу, выпрыгнула на берег из лодки, в которой они последний раз поцеловались, ее масса была 96 кг. Во сколько раз скорость, приобретенная Лялей при
прыжке, меньше начальной скорости с грустью поплывшего в туман Миши, если всем известно, что Мишина масса вместе с его байдаркой 48 кг.
Ответ: если масса оставшихся наедине лодки и Миши вдвое меньше Лялиной, то скорость, приобретенная этой
парочкой в миг разлуки с Лялей, в два раза больше начальной Лялиной скорости.
Задача № 75.
Ученый с мировым именем Иннокентий открыл кастрюлю, обнаружил там 400 граммов гречневой каши, выразил массу обнаруженной каши в тоннах и быстро съел. Сколько тонн каши съел ученый с мировым
именем?
Ответ: переступая от нетерпения с ноги на ногу и скребя ложкой по стенкам кастрюли, ученый с мировым именем съел 0,0004 тонны холодной гречневой каши. Очень проголодался.
Задача № 76.
На одной чаше весов сидит людоед, масса которого 280 кг, а на другой чаше, высоко над землей, стоят и плачут
четыре УбЛюды массой по 40 кг каждая. Сколько еще точно таких же УбЛюд нужно добавить на вторую чашу весов, чтобы между чашами установилось равновесие? Что получится, если после того, как
равновесие установится, людоед подарит каждой УбЛюде по ценному тяжелому подарку?
Ответ: чтобы уравновеситьсвою массу в 280 кг, людоеду потребуется познакомиться еще с тремя УбЛюдами. Только не стоит им дарить ценные тяжелые подарки – чаша тут же опустится на землю и УбЛюды быстренько разбегутся по домам. Тут-то людоед и грохнется.
Задача № 77.
Масса ископаемого диплодока Доки была 40 тонн, а масса нашего современника червячка Емели – 0,4 грамма.
вырази в граммах массу диплодока Доки и в тоннах массу червячка Емели.
Ответ: 40000000 грамм и 0,0000004 тонны. Как видите, и наши не лыком шиты. Нулей у нашего не меньше.
P.S.: А в попугаях – то я ГОРАЗДО длиннее!!!
Конец цитаты.
Задача № 78.
Чем отличается масса трех кубометров дров от массы трех кубометров дыма?
Ответ: хотя с виду этого не скажешь, масса дров гораздо больше. Это потому, что дым не такой плотный, каким кажется издалека.
Задача № 79.
Печальный дядя Боря хотел сам сварить себе суп, и у него получилось полкастрюли зеленой гадости. Объем этой гадости, которую дядя Боря не отважился попробовать, 0,001 куб.М. Масса этого
кубического дециметра гадости 1 кг 300 г. Вычисли плотность дядибориной гадости.
Ответ: плотность зеленой гадости, которую печальный дядя Боря так никогда и не смог оторвать от кастрюли, 1,3 г/куб.См.
Задача № 80.
Бабушка недоглядела и, оставшись в своей колыбельке без присмотра, младенец Кузя слепил из оказавшегося под руками вещества несколько физических тел. Как вычислить плотность таинственного
вещества?
Ответ: надо сначала взвесить физические тела и определить их массу. Потом надо смять их вместе, слепить одно кубическое тело и измерить его объем. После этого нужно разделить массу на объем и вымыть руки.
Задача № 81.
На дне рождения химика физика угостили двумя котлетами. Одна котлета из баранины с чесночком, другая из пластилина с мелкими гайками. Чем с точки зрения физика отличаются эти две котлеты? В чем с
точки зрения физики причина того, что эти котлеты имеют одинаковую форму и объем, но разные массы?
Ответ: любой физик сразу отличает на вкус мясную котлету от пластилиновой. Тем более, что одна с чесночком, а другая с гайками. Если же рассуждать с точки зрения физики – у веществ, из которых слеплены эти котлеты, разная средняя плотность, поэтому при одинаковых объемах массы разные.
Задача № 82.
Ученый с мировым именем Иннокентий решил плотно пообедать и с аппетитом съел комплексный обед из трех блюд. Масса первого блюда – 550 граммов, объем – 0,0005 куб.М. Масса второго – 150 грамм,
объем – 0,0002 куб.М. масса компота – 1 кг 100 грамм, объем – 0,0011 куб.М. Как вычислить среднюю плотность плотного обеда, который ученый с мировым именем съел без хлеба?
Ответ: взять точно такой же комплексный обед. Компот, суп и котлеты с гарниром свалить в одну посуду, хорошо перемешать и взвесить. Если повар человек честный, получится 1 кг 800 грамм. Теперь делите ваш килограмм с граммами на кубические метры. Считайте, не ленитесь!
Задача № 83.
Масса пустой бутылки 450 г. Масса этой же бутылки, наполненной водой, 950 г. А масса бутылки, наполненной той горькой кислятиной, которую врачи прописали печальному дяде Боре пить три раза в день
перед едой, 980 г. Зная плотность воды 1 г/куб.См, определи, не морщась, плотность этой целебной кислятины, которую с отвращением три раза в день хлещет дядя Боря.
Ответ: плотность кислятины 1,06 г/куб.См. Дядя Боря хлещет ее с очень кислым выражением лица.
Задача № 84.
В цирке клоун одной левой поднимает огромную гирю, на которой написано 500 кг. На самом деле масса гири
в сто раз меньше. Объем этой гири 0,2 куб.М. Вычисли плотность цирковой гири.
Ответ: интересующийся плотностью вещества хочет знать, какова масса одного кубического метра или кубического сантиметра этого вещества. Плотность гири 0,025 г/куб.См – это плотность поролона. Сделай себе поролоновую гирю, покрась черной краской и каждое утро медленно выжимай раз по пять. Только не забывай кряхтеть. Мама будет потрясена.
Задача № 85.
После того как трое мышей на дне рождения мышки Мушки угостились одним крупным куском хозяйственного мыла, их общая масса увеличилась на 540 г. Мыло до того, как мыши его съели, имело размеры
10см, 12см, 3см. Определите плотность уже не существующего мыла.
Ответ: 1,5 г/куб.См – вот она плотность бывшего мыла.
Задача № 86.
В те редкие дни, когда мама загоняет среднеупитанного и плотного Петю в наполненную до краев ванну, на пол выливается 30000 куб.См воды. Масса Пети 30 кг. Определите среднюю плотность Пети.
Ответ: 30000 куб.См – это и есть Петин объем. Теперь узнаем массу одного одного кубического сантиметра Пети. Для этого разделим массу всего Пети на количество поместившихся в его объеме кубических сантиметров. 30000г:30000куб.См = 1г/куб.См. Петина плотность близка к плотности воды. Трудно будет Пете утонуть в ванне, а захлебнуться легко.
Задача № 87.
Вовочку вызвали к директору школы. Вовочка остановился перед дверью кабинета директора и твердо решил не входить никогда. Но тут на Вовочку налетел кто-то сзади и Вовочка, несмотря на свое
твердое решение, не только вошел в кабинет, но и, пробежав по директорскому ковру, прыгнул директоруна шею. Что, с точки зрения физики, побудило Вовочку на эти отважные действия?
Ответ: в приведенном примере Вовочкино тело пришло в движение и кинулось на шею директору под действием какого-то другого тела, наскочившего на Вовочку сзади. Причем, в отличие от директора,
физику совсем не интересует, кто же это на Вовочку наскочил. С точки зрения физики тело приходит в движение,
останавливается, меняет скорость или направление движения, когда на тело действует или к телу приложена сила. Вот и к Вовочке ее приложили. Да еще как!
Задача № 88.
Одно физическое тело захотело поменять три своих старых варежки на что-нибудь хорошее и, прийдя в движение, явилось на толкучку. До самого вечера тело с варежками, под действием других
толкавшихся на толкучке тел, то меняло направление своего движения, то останавливалось, то снова приходило в движение. Короче говоря, скорость движения тела весь день менялась, а поменять варежки
так и не удалось.
В чем причина изменения скорости движения тела с варежками?
Ответ: в напрасной надежде поменять варежки тело на толкучке взаимодействовало с другими телами и от этого все время меняло свою скорость. Не будем выяснять, кто и как толкал тело с варежками – скажем, что на него действовали разные силы. Сила – вот причина изменения скорости движения.
Задача № 89.
Почему американцы, которые живут прямо под нами на другой стороне земли, не сыплются с планеты как горох? И почему не сыплемся мы, когда вращающаяся земля переворачивается?
Ответ: потому что и мы, и американцы, и земля – все взаимно притягиваемся друг к другу. Это называется всемирным тяготением. Вот почему нас всех так и тянет в Америку.
Задача № 90.
Масса листика, сорвавшегося с березы, – 0,1 г, а масса кота Яшки, размечтавшегося о птичках и сорвавшегося с той же самой березы, 10 кг. Во сколько раз сила тяжести, действующая на планирующий
листик, меньше силы тяжести, действующей на планирующего кота?
Ответ: в 10000 раз. Во столько же раз, во сколько масса листика меньше массы кота. Птички считают, что это
справедливо.
Задача № 91.
Третьеклассник Перов равномерно бежал мимо пятиклассника Букина со скоростью 5 км/ч. После того, как Букин приложил к Перову силу, третьеклассник, не прилагая к этому никаких дополнительных
усилий, стал равномерно двигаться в том же направлении со скоростью 12 км/ч. К какому месту третьеклассника Перова приложил пятиклассник Букин свою силу? В каком направлении эта сила приложена?
Ответ: раз скорость Перова возросла, а направление движения не изменилось, значит сила была приложена в направлении движения. Очевидно, где-то в районе спины. Возможно выше – в области шеи. Или ниже. Сила, как и скорость, имеет наравление.
Задача № 92.
Что такое вес тела?
Ответ: вес тела – это сила, с которой тело давит того, кто под ним лежит.
Задача № 93.
Если с интеллигентного, скромного и тактичного физика требуют деньги за два килограмма колбасы, а он видит, что весы с колбасой показывают всего один килограмм, то закричит ли физик на весь
магазин: “нет уж, простите, вес вашей поганой колбасы не два – только один килограмм!”?
Ответ: не закричит. Вежливый физик не станет так грубо выражаться, потому что помнит: в килограммах выражается лишь одна физическая величина – масса. Вес выражается совсем в других величинах – в ньютонах.
Задача № 94.
Какую силу должен прилагать пятиклассник Егор Букин, чтобы одной рукой держать за шивороты в воздухе трех первоклассников, общая масса которых 53 кг?
Ответ: 530 н. Для трех первоклассников этого вполне достаточно.
Задача № 95.
Как, не понимая ни бельмеса в физике, все-таки научиться вычислять действующую на тебя силу тяжести?
Ответ: не снимая ботинок и не вынимая из карманов гайки и гвозди, встань на весы. Помотри, сколько килограммов весы показывают – это твоя масса. Не вес, а масса. Запомни, не ВЕС, а МАССА!
Запомнил? Теперь быстро умножай свою массу на девять и восемь десятых. Только не спрашивай, зачем. Так надо! Умножил? Теперь припиши к тому что получилось буковку “н” и можешь хвастаться, что на
тебя действует
сила тяжести в столько-то ньютонов.
Задача № 96.
Массы голубого большого воздушного шарика и мелкого ржавого железного гвоздика, который мечтает этот шарик когда-нибудь проткнуть, одинаковы. Как отличаются силы тяжести, действующие на шарик и
гвоздик?
Ответ: никак не отличаются. Один голубой и воздушный, другой мелкий и ржавый. Ну и что? Массы у них одинаковы? Одинаковы! Значит одинаковы и действующие на обоих силы тяжести.
Задача № 97.
Перестала ли действовать сила тяжести на Вовочку, который уже долетел с крыши сарая до поверхности планеты Земля?
Ответ: нет, не перестала. Хотя Вовочка и кричит, что лежачих не бьют.
Задача № 98.
Почему Толя и Коля, по очереди прыгая со шкафа, оказываются на полу, а не летят дальше к нижним соседям?
Как называется сила, не пускающая к нижним соседям Колю и Толю?
Ответ: Толю и Колю не пускает к нижним соседям сила упругости пола.
Задача № 99.
Вороне, масса которой 1 кг, бог послал кусочек вкусного сыра. Ворона сидит на ветке. Ветка дерева под тяжестью вороны и сыра согнулась. Сила упругости, с которой согнувшаяся ветка давит действует
снизу на ворону с сыром, равна 10,8 ньютонов. Сможет ли лиса, облизывающаяся внизу и владеющая знаниями по
физике на уровне седьмого класса, вычислить массу божественно вкусного сыра?
Ответ: Сможет. Лисе известно, что сила упругости опоры, то есть ветки, действующая снизу на того, кто на ней сидит, равна силе, с которой сидящий, то есть ворона с сыром, действуют на опору сверху. Короче: сила упругости ветки равна весу вороны с сыром. Масса вороны – один килограмм, значит ее вес 9,8 ньютонов. А снизу действуют 10,8 ньютонов. Не хватает одного ньютона. Это и будет вес сыра. 1кг : 9,8н/кг = 0,102кг. Бог послал вороне кусочек сыра массой примерно в 102 грамма.
Задача № 100.
Какая сила тяжести действует на один килограмм картошки, висящий у дяди Пети в авоське за окном?
Ответ: на этот килограмм, как и на всякое другое висящее за окошком тело массой в один килограмм, действует сила тяжести, равная 9,8 ньютонов.
Задача № 101.
Когда один килограмм картошки, висевший у дяди Пети за окном в авоське, сорвался и полетел вместе с авоськой вниз, скорость его под действием силы тяжести с течением времени все увеличивалась и
увеличивалась. За что принимают физики силу, которая за 1 секунду изменяет скорость летящего
килограмма картошки на 1м/с?
Ответ: физики принимают такую силу за единицу измерения силы тяжести – 1 ньютон. Кстати, разные другие физические силы физики тоже любят измерять в ньютонах. Чтоб никто не обижался.
Задача № 102.
Наутро после встречи с друзьями физиками и математиками английский ученый Исаак Ньютон так ослабел, что его сила стала равна всего двум ньютонам. Сможет ли усталый ученый удержать в руках стакан
с кефиром массой 200 грамм?
Ответ: сможет, сможет. Ссила в 2 ньютона позволяет удержать целых 204 грамма кефира. Или такое же количество грамм рассола.
Задача № 103.
Счастливый жених, масса которого 55 кг, несет на руках красавицу невесту, масса которой 110 кг. С какой силой эта парочка давит на пол?
Ответ: 1617 ньютонов – вот сила, которую выдерживает пол. Пол-то выдержит, жениха жалко. Надорвется, бедняга.
Задача № 104.
Талантливый мальчик, на которого действует сила тяжести, равная 200-м ньютонам, стоит на стуле и читает
гостям свои стихи. Каков вес мальчика?
Ответ: если ножки у стула одинаковые, и сидение (опора, на которой стоит мальчик) расположено горизонтально относительно поверхности родной планеты, и если стул не шатается (опора неподвижна), тогда вес мальчика равен действующей на него силе тяжести, то есть тем же 200-м ньютонам.
Задача № 105.
Самое крупное животное в зоопарке – слониха Александра. Ее масса достигает 5 тонн, особенно после завтрака. Определите вес Александры после завтрака и сравните его с весом позавтракавшего без
всякого аппетита самого мелкого существа в зоопарке попугая Шурика, масса которого 100 г.
Ответ: вес Александры 49000 н, а вес Шурика 0,98 н. Сравниваем, сравниваем, сравниваем…… – сравнили.
Задача № 106.
Печальный дядя Боря забрел в магазин и рассеянно попросил взвесить 1 ньютон сосисок и 2 ньютона повидла. Вычисли, какова общая масса дядибориной покупки.
Ответ: вообще-то g = 9,8 н/кг, но, поскольку дядю Борю все равно обвесят, для удобства будем считать g = 10 н/кг. Тогда общая масса сосисок с повидлом примерно 300 грамм. Сосисок дядя Боря взял бы еще полкило, но зарплата маленькая.
Задача № 107.
Тяжелоатлет, масса которого 60 кг, замахнулся на легкоатлета гирей, масса которой 10 кг. В свою очередь
легкоатлет массой в 70 кг целится в тяжелоатлета копьем массой 1 кг. На кого из них действует меньшая сила тяжести?
Ответ: на тяжелоатлета с гирей действует сила тяжести в 686 ньютонов, а на легкоатлета с копьем – 695,8 ньютонов. Тяжелоатлету легче.
pta-fiz.jimdo.com
страничка физика – Физики шутят
Экзамен по физике. экзаменатор:– А это что за буква? Студент:- “Ц”.
– Что за “Ц”?
– Скорость света
– Это скобка! Давайте зачетку. Три.
Экзаменатор: Напишите формулу Планка.
Студент: Е равняется аш ню
Экзаменатор: Что такое ню?
Студент: Постоянная планки
Экзаменатор: А что такое аш?
Студент: Высота этой планки.
Сдает студент экзамен по электротехнике. Отвечает прекрасно, поражает экзаменатора своими знаниями, тот ставит ему “отлично”, а потом спрашивает:
– Слушайте, неужели вы действительно все так блестяще понимаете ?
– Да не все. – мнется студент. – Есть у меня один неясный вопрос. Ведь переменный ток – он вот такой. – Студент чертит рукой в воздухе синусоиду, – Так почему же он по прямым проводам проходит ?
Диалог на экзамене. Преподаватель:
– Что такое лошадиная сила?
– Это сила, какую развивает лошадь ростом в один метр и весом в один килограмм.
– Да где же вы такую лошадь видели!?
– А ее так просто не увидишь. Она хранится в Париже, в Палате мер и весов.
Старенький профессор астрономии поднимается на кафедру в черном смокинге и белых тапочках.
– Дорогие студенты, я не буду читать вам лекцию. Я пришел прощаться. В моей обсерватории сегодня остановились часы, который шли без малого триста лет. Я уверен наступил Конец Света!
Студенты захихикали, заулюлюкали.
Когда шум стих, профессор заговорил снова:
– А теперь я скажу то, от чего вам сразу станет не смешно. У меня в обсерватории остановились солнечные часы!
Загруженный работой физик страдает над письменным столом. К нему подходит его ребенок и спрашивает:
– Папа, как пишется цифра восемь?
– Очень просто. Возьми бесконечность и поверни на пи пополам.
Гуляют два физика в лесу. Встречают медведя. Первый побежал, второй остался.
– Побежали! – кричит первый второму.
– Зачем? Моя скорость всё равно меньше скорости медведя. – говорит второй.
– Неважно, что твоя скорость меньше скорости медведя, важно, чтобы моя скорость была больше твоей. – отвечает первый.
fizicus.ucoz.ru
A. Количество вещества — PhysBook
Количество вещества. Постоянная Авогадро
Количество вещества, содержащегося в теле, определяется числом молекул (или атомов) в этом теле. Поскольку число молекул в макроскопических телах очень велико, для определения количества вещества в теле сравнивают число молекул в нем с числом атомов в 0,012 кг изотопа углерода \(~^{12}_6C\).
Количество вещества ν — величина, равная отношению числа молекул (атомов) N в данном теле к числу атомов NA в 0,012 кг изотопа углерода \(~^{12}_6C\):
\(~\nu = \frac{N}{N_A} . \qquad (2)\)В СИ единицей количества вещества является моль. 1 моль — количество вещества, в котором содержится столько же структурных элементов (атомов, молекул, ионов), сколько атомов в 0,012 кг изотопа углерода \(~^{12}_6C\).
Число частиц в одном моле вещества называется постоянной Авогадро.
\(~N_A = \frac{0,012}{m_{0C}}= \frac{0,012}{1,995 \cdot 10^{-26}}\) = 6,02·1023 моль-1. (3)Таким образом, 1 моль любого вещества содержит одно и то же число частиц — NA частиц. Так как масса m0 частицы у разных веществ различна, то и масса NA частиц у различных веществ различна.
Массу вещества, взятого в количестве 1 моль, называют молярной массой М:
\(~M = m_0 N_A . \qquad (4)\)В СИ единицей молярной массы является килограмм на моль (кг/моль).
Между молярной массой Μ и относительной молекулярной массой Mr существует следующая связь:
\(~M = M_r \cdot 10^{-3} .\)Так, молекулярная масса углекислого газа 44, молярная 44·10-3 кг/моль.
Зная массу вещества и его молярную массу М, можно найти число молей (количество вещества) в теле\[~\nu = \frac{m}{M}\].
Тогда из формулы (2) число частиц в теле
\(~N = \nu N_A = \frac{m}{M} N_A .\)Зная молярную массу и постоянную Авогадро, можно рассчитать массу одной молекулы:
\(~m_0 = \frac{M}{N_A} = \frac{m}{N} .\)Литература
Аксенович Л. А. Физика в средней школе: Теория. Задания. Тесты: Учеб. пособие для учреждений, обеспечивающих получение общ. сред, образования / Л. А. Аксенович, Н.Н.Ракина, К. С. Фарино; Под ред. К. С. Фарино. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2004. — C. 124-125.
www.physbook.ru