Общение детей курсовая – Курсовая работа на тему «Особенности общения детей дошкольного возраста» – Психология ребёнка дошк. и младшего шк. возраста

Содержание

Курсовая работа – Особенности общения дошкольника с взрослыми

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Новосибирской области

“Новосибирский педагогический колледж №1 им. А.С. Макаренко”

Реферат по теме:

“Особенности общения дошкольников с взрослыми”

2009 год

План

Введение

Параграф 1. Значимость взрослого для ребенка

Параграф 2. Особенности общения ребёнка с взрослым

Заключение

Список литературы

Введение

Общение является связующим звеном между людьми, способствует нахождению и передачи общего между ними (или может быть). Причем это общее может быть как что-то возникшее, только что, в процессе совместной деятельности, так и передаваемым через многие века знания. Развитие ребёнка во многом зависит от общения со взрослыми, которое влияет не только на психическое, но и, на ранних этапах, на физическое развитие ребенка. С точки зрения психологии (например, А.А. Леонтьев) общение понимается как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными между собою в психологическом отношении. Более простое определение дается М.И.Лисиной: общение -это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Только в общение со взрослыми людьми ребенок может получить общественно-исторический опыт человечества. Первые годы жизни ребенка являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. Л.С. Выготский считал, что отношение ребенка к миру — зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку. Если бы человек был с рождения лишен общения, то он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полуживотным, лишь внешне, анатома — физиологически напоминающим человека. Ребенок в процессе общения развивается, приобретает психические и поведенческие качества.

Дошкольник не может прочитать в книге ответы на все его интересующие вопросы, поэтому ему так важно общаться с взрослыми, благодаря ним дошкольник раскрываем мир для себя и познает всё лучшее и отрицательное, что есть у человечества.

Параграф 1. Понятие общение ребенка с взрослым

Одна из наиболее важных и оригинальных для психологии идей Л.С. Выготского заключается в том, что источник психического развития находиться не внутри ребенка, а в его отношениях со взрослым. Общение со взрослыми выступает как внешний фактор, способствующий развитию, но не как его источник и начало. Отношение взрослого к ребенку облегчает понимание социальных норм, подкрепляет соответствующее поведение и помогает ребенку подчиниться социальным влияниям. Психическое развитие при этом рассматривается как процесс постепенной социализации-адаптации ребенка к внешним для него социальным условиям.

Согласно позиции Л.С. Выготского, социальный мир и окружающие взрослые не противостоят ребенку и не перестраивают его природу, но являются органически необходимым условием его человеческого развития. Ребенок не может жить и развиваться вне общества, он изначально включен в общественные отношения, и чем младше ребенок, тем более социальным существом он является.

Такое понимание процесса психического развития выдвигает на первый план роль общения со взрослым. Процесс интериоризации (формирование структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности) внешних средств рассматривался Л.С. Выготским и его последователями вне зависимости от характера взаимоотношений и взаимодействия ребенка со взрослым. Взрослый выступал как абстрактный и формальный носитель знаков, сенсорных эталонов, интеллектуальных операции, правил поведения, т.е. как посредник между ребенком и культурой, но не как живой конкретный человек.

Отечественный психолог М.И. Лисина рассматривает общение ребенка со взрослым как своеобразную деятельность, предметом которой является другой человек. Подобно всякой другой деятельности, общение направлено на удовлетворение особой потребности. Потребность в общении нельзя свести к другим нуждам человека (например, в пище, во впечатлениях, в безопасности, в активности и т. д.). Психологическая сущность потребности в общении состоит в стремлении к познанию самого себя и других людей. Такое познание включает два пути или аспекта.

Первый путь заключается в том, что человек стремиться узнать и оценить свои отдельные качества и способности (что он может, умеет, знает).

Сделать это он может только с помощью других людей. Первый путь познания предполагает отстраненный, объективный анализ отдельных качеств — их обнаружение, оценку и сравнение путь познания себя и другого заключается в соединении, в приобщенности к другим людям. Пережив определенную связь с другим человеком (любовь, дружбу, уважение), мы как бы проникаем в его сущность, и здесь стремление к познанию удовлетворяется путем соединения, приобщенности. В таком соединение не приобретаются новые знания, но именно в отношениях с другим человеком осознает себя, открывает и понимает других во всей их целостности и уникальности и в этом смысле познает себя и другого.

Общение всякий раз имеет определенные мотивы, ради которых оно происходит. В широком смысле мотивом для общения является человек, а для ребенка – взрослый. М.И.Лисиной было выделено три группы качеств и три категории мотивов общения – деловые, познавательные и личностные.

Деловые мотивы выражаются в способности к сотрудничеству, к игре, к общей активности. В общение с ребенком взрослый выступает как партнер, как участник совместной деятельности. Ребенку важно, как взрослый умеет играть, какие у него есть интересные предметы, что он может показать и т.д.

Познавательные мотивы возникают в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познание нового. Взрослый выступает как источник новой информации и в то же время как слушатель, способный понять и оценить суждения и вопросы ребенка. Личностные мотивы характерны только для общения как самостоятельного вида деятельности, в это случае общение побуждается самим человеком, его личностью. Это могут быть отдельные личностные качества, а могут быть отношения с другим человеком как целостной личностью.

Деловые и познавательные мотивы общения включаются еще в другую деятельность (практическую или познавательную) и играют в ней служебную роль. Общение составляет лишь часть широкого взаимодействия ребенка и взрослого.

У младенцев общение со взрослыми играет как бы пусковую роль в развитии реагирования на важные раздражители. М.И.Лисина пишет, что младенец начинает реагировать на голос матери(взрослого) раньше, чем на другие первосигнальные раздражители. Без такого контакта со взрослыми наблюдается замедление других реакций на слуховые и зрительные раздражители. Психологические исследования показывают что общение ребенка со взрослым является главным и решающим условием становления всех психологических способностей и качеств ребенка: мышление, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее. Личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях со взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценным человеком. Понятно, что такое внимание и понимание он может получить, прежде всего, в семье. Когда люди общаются, друг с другом внешне видно поверхностную картину их общения – кто что говорит, кто как смотрит и т. д. Но есть и внутренняя картина, очень важная – межличностные отношения, т. е. то, что побуждает одного человека тянуться к другому. Когда ребенок задает вопрос нельзя точно сказать, что было мотивом к этому вопросу. Он может задать вопрос для того что бы обратить на себя внимание или действительно его интересует предмет о котором он спрашивает или ребенок хочет показать свои познания перед сверстниками. Если ребенок жалуется на поведение другого ребенка как на это надо реагировать, взрослому нет точного ответа, видь, мотивация неизвестна.

Личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях со взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценным человеком. Такое внимание ребенок может, прежде всего, получить в семье. Семья для ребенка становится первой, с кем он начинает общаться, именно там закладываются основы общения, которые в будущем ребенок будет развивать.

Ребенок не рождается с потребностью в общении. Она развивается в процессе общения с родителями, когда родители разговаривают с ним, лакают. Именно их в первые месяцы своей жизни видят дети.

На протяжении детства появляются и развиваются четыре различных формы общения, по которым можно судить о характере происходящего психического развития ребенка. Важной задачей является умение правильно определить и правильно развить ту или иную форму общения соответственно возрасту и индивидуальным возможностям малыша.

Параграф 2. Формы общения ребенка с взрослым

Первая форма общения ребенка со взрослым была названа ситуативно-личностной, которое протекает в период от одного до шести месяцев жизни. Сначала это общение выглядит как ответ на воздействие взрослого, потом ребенок начинает активно двигаться, привлекая к себе внимание, даже когда взрослый ругается, ребенок радуется потому что – это внимание к ребенку, обращенность к нему. Потребность во внимании взрослого – первая и основная потребность в общении – остается на всю жизнь. Зародыши всех важных качеств (развитие личности, активное, деятельное отношение к окружающему, интерес к предметам, способность видеть, слышать, воспринимать мир, уверенность в себе и т.д.) появляются в общении матери с младенцем. Младенец не выделяет отдельных качеств взрослого. Для него не является главным уровень знаний и умений взрослого, его социальное и имущественное положение, то как он выглядит и во что одет. Малыша привлекает личность взрослого его отношение к нему. Средством общения для данной формы является обмен взглядами, улыбками, вскриками и гулениями ребенка, ласковым разговором взрослого и носят исключительно экспрессивно – мимический характер. В этот период общение младенца со взрослым протекает вне какой – либо другой деятельности и само составляет ведущую деятельность ребенка. Для ситуативно–личностного общения характерны потребность во внимании и доброжелательности, личностные мотивы и экспрессивно – мимические средства общения.

Следующей формой общения ребенка со взрослым – ситуативно-деловая – и связанная с ним потребность в деловом сотрудничестве. Взрослый становиться нужный и интересный ребенку не сам по себе, а тем, что у него есть разные предметы и он умеет что-то с ними делать. К экспрессивно — мимическим средствам добавляются предметно — действенные – дети активно пользуются жестами, позами, выразительными движениями. Но предмет сам по себе ребенку не интересен, ему интересно как этим предметом можно пользоваться. Это происходит по двум причинам. Во-первых, для ребенка взрослый остается центром предпочтений, в силу чего он наделяет привлекательностью те предметы, к которым прикасается. Эти предметы становятся нужными и предпочтительными потому, что они в руках взрослого. Во-вторых, взрослый показывает детям, как можно играть в эти игрушки. Для того что бы дети начали играть с игрушками, взрослый обязательно должен сначала показать и рассказать, что можно с ними и как играть. Только после этого игра детей становится содержательной и осмысленной. Такие совместные игры представляю собой деловое общение или сотрудничество ребенка со взрослым. Потребность в сотрудничестве является основной для ситуативно-делового общения. Для неё характерны потребность в сотрудничестве, деловые мотивы и предметно-действенные средства общения. В таком общении ребенок овладевает предметными действиями, учится пользоваться бытовыми предметами (ложкой, вилкой, горшком, расческой, одеваться, умываться, играть с игрушкой и т.д.). Также здесь начинают проявляться активность и самостоятельность ребенка. Он становиться субъектом своей деятельности и самостоятельным партнером по общению. Появляются первые слова, ведь для того, чтобы попросить у взрослого нужный предмет, ребенку нужно назвать его. Причем эту задачу — сказать то или иное слово — ставит перед ребенком, только взрослый. Так во взаимодействии со взрослым по поводу предметов возникает и развивается главное – общение, мышление, речь.

Следующей формой общения ребенка со взрослым является внеситуативное общение то есть общение содержание которого выходит за пределы воспринимаемой ситуации. Внеситуативное общение становиться возможным только благодаря тому, что ребенок овладевает активной речью. Такое общение предъявляет новые требования к поведению взрослого, ему нужно разговаривать, рассказывать дошкольнику о том чего тот не видел и не знает, расширять его представление о мире. Существует две формы внеситуативного общения – познавательная и — личностная. Для внеситуативно-познавательного общения ребенка со взрослым характерно: хорошее владение речью, которое позволяет разговаривать со взрослым о вещах, не находящихся в конкретной ситуации; познавательные мотивы общения, любознательность, стремление объяснить мир, что проявляется в детских вопросах; потребность в уважение взрослого, которая выражается в обиде на замечания и отрицательные оценки. Ребенку нужно серьезное, уважительное отношение к его вопросам, интересам и действиям. Потребность в уважении, в признании становиться основной потребностью, побуждающей ребенка к общению часто говорят детям как надо себя вести и что надо делать и дети выбирают подчиняться, или не подчиняться, но к шести годам, правила поведения, человеческие отношения, качества, поступки интересуют самих детей. Им важно понять требования взрослых, утвердиться в своей правоте. Это начало внеситуативно-личностной формы общения самого сложного и высшего в дошкольном возрасте. Для него характерны: потребность во взаимопонимании и сопереживании; личностные мотивы; речевые средства общения. В неситуативно-личностное общение имеет важное значение для развития личности ребенка. Во-первых, он сознательно нормы и правела поведения и начинает сознательно следовать им в своих действиях и поступках. Во-вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя со стороны, что является необходимым условием сознательного управления своим поведением. В-третьих, в личностном общении дети учатся различать роли разных взрослых и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения в общении с ними. Общение предполагает взаимность и обоюдность. В процессе общения складываются определенные взаимоотношения. От характера отношений ребенка с окружающим во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него, они могут быть приязненными, доверчивыми, заинтересованными, равнодушными, спокойными, неспокойными и т.д. Именно взрослый становиться первым собеседником ребенка и от того как будет общаться взрослым во многом будет зависеть как будут развиваться ребенок. Если взрослый, выполняя свои обязанности по уходу за ребенком, делает это “сухо” ограничиваясь несколькими словами, то ребенок не сможет полностью удовлетворить свою потребность в общение. Ребенок который задает вопросы и не получает на них ответы, который стремиться познать мир вокруг но не находит поддержки и помощи теряет интерес к знаниям и такому ребенку в дальнейшем очень трудно учится в школе. Взрослый должен помогать формированию всех видов общения, тем самым помогая формированию личности ребенка. Общаясь взрослый должен говорить все время правду так как ребенок запоминает все и в будущем “нестыковка” информации может сильно подорвать доверие ребенка ко взрослому, что в будущем приведет к тому что все слова сказанные взрослым ребенок будет ставить под сомнения.

Заключение

Жизнь каждого нормального человека пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении — одно из самых важных человеческих потребностей. Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью, непонетостью другими людьми. Наиболее радостные и светлые чувства человек переживает в понимании другими, любви, дружбе все это рождает близость и связанность с другими. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может понять и почувствовать самого себя, найти свое место в мире. Общение- это всегда взаимная, обоюдная активность, предполагающая встречную направленность партнеров. Любой акт, нельзя считать общением (даже если он напоминает по внешним признакам взаимодействие), если предметом является тело, лишенное способности восприятия или ответной психической активности.

Взрослым иногда кажется, что психическое развитие ребенка происходит как бы само собой, но это не так. Взрослые являются не только условием для создания детям нормальной жизни, но источникам, двигателем психического развития.

Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка со взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка.

Именно взрослый открывает ребенку все разнообразие эмоции, речи, восприятия и т.д. и если взрослый не объяснит ребенку что снег белый, а земля черная, то ребенок сам этого так и не узнает.

Список литературы

Л.С. Выготский. Младенческий возраст//Собр. соч.: В 6 т.М.: Педагогика, 1982-1984.

О.Е. Смирнова. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие для студ. сред. педаг. учеб. заведений – М.: Издательский центр “Академия”.2000.

Л.Ф. Обухова, доктор психологических наук. Детская (возрастная) психология. Учебник.- М., Российское педагогическое агенство.1996 М.И. Лисина Потребность в общении//Лисина М.И.Проблемы онтогенеза общения.- М.: Педагогика, 1986(в сокращении)

www.ronl.ru

Общение со взрослыми детей дошкольного возраста 2, Психология

Пример готовой курсовой работы по предмету: Психология

Введение 3

Глава

1. Анализ психологической и педагогической литературы по проблеме общения детей дошкольного возраста со взрослыми. 5

1.1.Понятие общения. 5

1.2.Закономерости развития общения на протяжении дошкольного возраста. 8

1.3.Пути развития общения у детей дошкольного возраста. 11

1.4.Влияние общения на психическое развитие ребенка. 12

Глава

2. Экспериментальное исследование по проблеме развития общения у детей дошкольного возраста со взрослыми. 14

2.1. Констатирующий эксперимент. 14

2.2.Формирующий эксперимент. 19

2.3.Контрольный эксперимент. 24

Заключение 29

Список использованной литературы 33

Содержание

Выдержка из текста

Общение ребенка со взрослым облегчает понимание им социальных норм, подкрепляет соответствующее поведение и помогает ребенку подчиниться социальным влияниям. Цель исследования — выявить основные особенности особенности и закономерности общения ребенка со взрослым.- сформулировать основные пути развития общения детей дошкольного возраста;

В работах отечественных ученых Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и других было выдвинуто положение, согласно которому развитие ребенка принципиально отличается от развития детенышей любых животных: у человека основное значение приобретает общественно-исторический опыт, накопленный предшествующими поколениями.

Без усвоения этого общественно-исторического опыта полноценное развитие человеческого индивида оказывается невозможным. Но для такого усвоения необходимо общение ребенка со взрослыми людьми, которые уже в той или иной мере овладели этой культурой и способны передать ему накопленный опыт, научить его выработанным человечеством способам практической и умственной деятельности. Это доказали в своих исследованиях М.И. Лисина, Т.А. Репина, Д.Б. Эльконин и другие.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена целым рядом факторов: 1. В психологической науке и практике изучение страха у детей дошкольного возраста является предметом исследования проблемы «здоровья — нездоровья». Всеобщий охват социальных требований, психологических установок может препятствовать свободному проявлению личности дошкольника, это может способствовать развитию нервно-психических расстройств. 2. В психолого-педагогической литературе профилактика нежелательных тенденций в развитии личности ребенка рассматривается преимущественно в контексте проблем нарушения межличностного взаимодействия в социуме. Следует акцентировать внимание на проблему влияния страхов в формировании личности, на разработке коррекционных программ, направленных на преодоление выявленных нарушений.

Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться со взрослыми и сверстниками, то он ни стал бы культурно и нравственно развитым человеком, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживым, лишь внешне, анатомо — физиологически напоминающим человека.

Особенности общения детей дошкольного возраста в различных социо-культурных средах (кабардинцы, балкарцы, русские)

Степень научной разработанности темы. Проблемой развития речи детей дошкольного возраста занимались и занимаются многие известные уче-ные: Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Л. Н. Ефименкова, А. В. Ястребова, Г. В. Чиркина, Т. Б. Флерина и мн. др. Развитие речи детей как психического процесса изучали такие классики научной мысли, как Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, О. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, — А. Н. Гвоздева, Р. И. Жуковская, А. Л. Корпев, Л. В. Лопатина, С. А. Миронова, Н. В. Нищева, Л. Н. Смирнова, О. В. Трошина и др. Тем не менее, в этой проблеме существует много нерешенного.

Рассматривая вопрос о развитии навыков общения у умственно отсталых детей, следует подчеркнуть мысль, впервые высказанную русским психологом и врачом Г. Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Большое значение придается проблеме психологической подготовки детей к школе, в решении которой ведущую роль играет общение с взрослым как центральное звено когнитивного и волевого развития ребенка.

От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе — группе детского сада — во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений детей.

Современные условия характеризуются гуманизацией воспитательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Психологи считают, что каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности: в дошкольном возрасте — это игра. Дидактическая игра является одним из самых эффективных методов и форм обучения детей дошкольного возраста, поэтому в системе коррекционно-педагогической работы специального дошкольного учреждения она занимает значительное место.

Пс и хика ребенка дошкольного возраста характеризуется повышенной раним о стью и легкой истощаемостью. Провести коррекционную работу со страхами детей дошкольного возраста. Научная новизна исследования состоит в выявлении взаимосвязи психических травм и развития страхов у детей дошкольного возраста, что п о служило основой для разработки коррекционной программы по работе с причинами страхов, с психическими травмами детей дошкольного возраста и выявило эффективность коррекционной работы.

Список источников информации

1. Ефимкина Р.П. Детская психология. — Новосибирск.: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. — 32 с.

2. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / под ред. В.В.Давыдова. — М.: Педагогика. —  1978. — 288 с.

3. Лисина М.И.Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни. Режим доступа: www.psylist.net/hrestomati/readerage 022. htm

4. Лисина М. И. Потребность в общении//Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения.- М.: Педагогика, 1986 .

5. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии/под ред. В. В. Давыдова. —  М., 1978.

6. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2000. — 160 с.

список литературы

referatbooks.ru

Особенности межличностного общения детей среднего дошкольного возраста, Психология

Пример готовой курсовой работы по предмету: Психология

Введение

Глава

1. Теоретические подходы к проблеме общения в психолого-педагогической литературе

1.1. Психологическая структура общения и межличностные особенности общения дошкольников

1.2. Возрастные особенности дошкольника

Глава

2. Изучение особенностей межличностного общения детей среднего дошкольного возраста

2.1. Диагностические методы исследования

2.2. Анализ результатов

Заключение

Список использованной литературы

Приложение Содержание

Выдержка из текста

2. Провести диагностическое исследование с целью определения эмоционального благополучия у детей и исследовать процесс воздействия развития навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста.

Степень разработанности проблемы. В литературе вопросам становления грамматического строя речи уделяется достаточно много внимания. В монографии А. Н. Гвоздева, в работах Г. Л. Розенгард-Пупко, Д. Б. Эльконина. А. А. Леонтьева, Н. X. Швачкнна. В. И. Бельтюкова, Тенкачевой Т.Р. и других подробно описано становление речи у детей начиная с самого раннего детства.

В научных работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других ученых отражены особенности восприятия произведений художественной литературы детьми дошкольного возраста.

Бедность словарного запаса всегда мешала полноценному общению и непосредственно влияла на развитие ребенка.

Раскрыть особенности развития речи детей в среднем дошкольном возрасте. Гипотеза — уровень сформированности словаря детей среднего дошкольного возраста повысится, если в работе по активизации словаря детей будут использованы произведения фольклора.

Целью исследования выступает дидактическая игра как средство формирования познавательной активности детей среднего дошкольного возраста.- изучение психологических и педагогических особенности детей среднего дошкольного возраста, — изучение реализации игрового метода в обучении детей среднего дошкольного возраста основным умениям и навыкам.

Условия развития игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста ДОУ

Теоретические обоснование проблемы развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе использования пальчиковых игр 61.1 Особенности психического развития детей среднего дошкольного возраста 6 Эмпирическое исследование проблемы эффективности развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе использования пальчиковых игр 19

База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад «Детство» № 160, город Нижний Тагил, (подготовительная к школе группа: 20 человек, из них:

1. девочек и 7 мальчиков).

Актуальность: в семье ребенок получает первый опыт взаимодействия. Сухомлинский, что”Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца”.Цель: изучить влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста

Список источников информации

1.Аверин В. А. Психология дошкольного детства. СПб: Питер, 2001.

2.Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. 378 с.

3.Бурлакова И.А. Развитие познавательных способностей в дошкольном возрасте. М.: МГППУ, 2005.

4.Детская практическая психология под ред. Т.Д. Марцинковской. М., 2000.

5.Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика. М., 2004.

6.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

7.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М., 1997.

8.Лохов М.И. Плохой хороший ребенок. Проблемы развития, нарушения поведения, внимания, письма и речи. СПб.: ООО «ЭЛБИ-СПб», 2008. 319 с.

9.Межличностные отношения ребенка от рождения до 7 лет. М., 2001.

10.Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М., Российское педагогическое агентство. 1996. 374 с.

11.Обухова Л.Ф., Кандакова Н.Н. Феномен 5 лет // Психологическая наука и образование. 2001. № 1.

12.Общение детей в детском саду и семье / под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. М.: Педагогика, 1990.

13.Панфилова М.А. Игротерапия общения. М.: ГНОМ и Д, 2000.

14.Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. М., 1978.

15.Рогов Е.И. Психология общения. М.: Владос, 2002.

16.Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. М.: Владос, 2003.

17.Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Моральное и нравственное развитие дошкольников. М.: Первое сентября, 2006.

18.Филиппова Г. Г. Как обучать искусству общения // Классный руководитель. № 8. 2002.

19.Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб., 2000.

20.Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. СПб.: Валерии СПД, 2002. список литературы

referatbooks.ru

Курсовая работа, Развитие общения у детей


ВУЗ, город:

Москва

Предмет: Педагогика

Курсовая работа по теме:

Развитие общения у детей

Страниц: 41

Автор: Александр

2006 год

Рекомендуем посмотреть похожие работы:

  1. Особенности развития общения в раннем возрасте. (Курсовая работа, 2008)

    … в раннем возрасте содержанием совместной деятельности ребёнка и взрослого становится усвоение культурных способов употребления предметов. Взрослый становится для ребёнка не …

  2. Развитие общения детей со взрослым в старшем дошкольном возрасте (Курсовая работа, 2010)

    … .Одной из важных сторон психического развития ребенка в дошкольном возрасте является развитие навыков общения, получение социального опыта и первичное научение …

  3. Использование изобразительной деятельности как средство развития связной речи у детей у детей с ЗПР (Дипломная работа, 2008)

    … деятельности у детей с церебральным параличом; -дети с нарушениями слуха, зрения, ранним детским аутизмом . Особенностью задержки психического развития (ЗПР … было показано, что неготовность детей с ЗПР к обучению выражается в несформированности сюжетно …

  4. Особенности развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста (Курсовая работа, 2010)

    … особенностей развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игре. Задачи направлены на рассмотрение: – развития познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста; – дидактической игры как …

  5. Влияние дымковской игрушки как средство развития чувства ритма у детей среднего дошкольного возраста (Курсовая работа, 2008)

    … игрушки на процесс чувства ритма у детей среднего дошкольного возраста. Принцип ритма основан на повторении элементов … развития чувства ритма у детей среднего дошкольного возраста Ритмическая … по дорожке: топа-топа-топа-топ, топа-топа-топа-топ. (бег на …

  6. Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческого воображения детей младшего школьного возраста (Дипломная работа, 2010)

    … воспитании. Большие возможности для развития творческих способностей представляет изобразительная деятельность детей, выполненная нетрадиционными методами. Познавательные процессы – это важная сторона …

  7. Развитие мыслительных операций у детей младшего возраста (Дипломная работа, 2009)

    … мышления детей младшего школьного возраста, предметом исследования являются особенности мыслительных операций у детей младшего школьного возраста. Цель: Изучение особенностей развития мыслительных …

Содержание

Введение . 3 стр.

Глава I. Теоретические основы развития общения

младших школьников…5 стр.

Глава II. Экспериментальное исследование особенностей

общения младших школьников.35 стр.

Заключение…41 стр.

Список использованной литературы42 стр.

Выдержка

Проблема общения младших школьников, несмотря на то, что мало исследована в литературе, очень актуальна. Дети постоянно меняются, как меняется и сама жизнь. Они больше умеют, знают, чем, например 20 лет назад. Изменяется и их отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. С появлением компьютера в жизни детей они меньше внимания стали уделять общению со сверстниками. Что касается общения младших школьников с учителем в современной школе, то оно лишено того содержания обаяния, уважения и доверия, которые были характерны для этой ситуации лет 30 и даже 20 тому назад. И дело не в том, что кто-то стал хуже или лучше (взрослые или дети), просто очень сильно меняется мир, а с ним и система человеческих ценностей. Еще по традиции даже студентам, обучающимся педагогическим специальностям, преподается, что учитель пользуется у младших школьников авторитетом, а жизнь приносит все больше и больше подтверждений обратному. Современные взрослые вообще очень рано перестают быть для детей безоговорочным авторитетом.

Проблема данной темы актуальна еще и тем, что именно в этот период происходит формирование личности. Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. А именно в этот период закладывается навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношения с окружающими людьми.

Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности..

Именно в этом возрасте усваиваются правила и нормы общения, которым он будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств. А характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей в течении его жизни.

Цель: Изучить развития общения младших школьников.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать имеющуюся литературу по исследованной проблеме.

2. Охарактеризовать психологические особенности общения младших школьников:

— рассмотреть понятие «общение», функции общения.

— раскрыть теоретические основы особенностей общения младших школьников со взрослыми, сверстниками, родителями, учителями в различных условиях.

— особенности эмоционального общения

— стили общения учителя и младших школьников

3. Экспериментально оценить коммуникативные качества младших школьников, а также их взаимоотношений с окружающими людьми.

Объект исследования: Младшие школьники.

Предмет: Процесс общения младших школьников.

Гипотеза: Мы предполагаем, что существуют следующие особенности общения младших школьников:

1. общение развивается в новых условиях (школа) и эмоционально зависит от учителя;

2. общение становится более целенаправленным, т.е. влечет познание культурных норм, ценностей, правил;

Методы исследования:

1) Анализ литературы по проблеме

2) Наблюдение

3) Эксперимент

Методика: анкета для родителей, воспитателей и учителей, предназначенная для оценивания коммуникативных качеств личности у младших школьников.

Список использованной литературы

1. Алексеев А. А., Архипова И. А., Бабий В. Н. Практикум по возрастной и педагогической психологии. М., 1987.

2. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников. М., 2001.

3. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. М., 1956.

4. Выготский Л. С. Собрание сочинений, том 4. М., 1982

5. Методики: Немов Р. С. Психология. М., 2000.

6. Мухина В. С. Детская психология. М., 1985.

7. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск, 1994.

8. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. М., 1994

9. Эльконин Б. Д. Особенности психического развития детей 6 -7 летнего возраста. М.,1988 г.

5 49

RUR 1490

Книги для самоподготовки по теме “Развитие общения у детей” – Курсовая работа

Развитие общения дошкольников со сверстниками

1989

ISBN


Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками

МОЗАИКА-СИНТЕЗ , 2013

ISBN 5431500775,9785431500770

В пособии рассматриваются аспекты общения детей с взрослыми и сверстникам, возможности развития как самого…

Развитие общения детей со сверстниками

МОЗАИКА-СИНТЕЗ , 2013

ISBN 5867755428,9785867755423


Развитие диалогического общения. Речь и речевое общение детей

МОЗАИКА-СИНТЕЗ , 2013

ISBN 5867750981,9785867750985


Эликсир здоровья : Единая система Норбекова и Сам Чон До

ОЛМА Медиа Групп , 2013

ISBN 5938780128,9785938780125


Развитие общения у дошкольников

1974

ISBN


Статьи по теме для самостоятельной работы

Профессор ВУ: в двуязычной семье при общении с ребенком важно не смешивать языки – ru.Delfi.lt

Дети, которые с самого детства слышат два языка, лучше понимают и чувствуют язык, лучше разбираются в грамматике и лексике. На прошлой неделе в Вильнюсском университете состоялась международная конференция по прикладной лингвистике «Языки и люди: пространство, время и идентичность». На конференции, на которую приехало немало известных ученых, в этот раз много говорилось о двуязычии и его… далее

Пути развития проекта “Мир Общения и Надежд” обсудили в Красном Кресте – Псковское Агентство Информации

В Псковском отделении Красного Креста прошел круглый стол по итогам реализации и перспективам развития проекта “Мир Общения и Надежд”. Этот проект осуществляется  с 2003 года на базе двух школ – Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №4 VI вида  Пскова и  Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №3 VIII вида Острова. Как сообщили Псковскому агентству информации в… далее

В Тамбове поддержат социальный бизнес – Российская Газета

Деловую программу третьей Покровской ярмарки, которая состоится в Тамбове 12-13 октября, посвятили развитию социального бизнеса. Человек в центре внимания” соберет сотни участников – как из Тамбовской области, так и из других российских регионов. В настоящее время социальный бизнес в Тамбовской области развивается не так стремительно, как того хотелось бы и властям, и жителям региона. Сам по… далее

«Пишите отказ». Как помочь «особым детям» и их родителям – Аргументы и факты

После того, как премьер-министр РФ Ольга Голодец обратила внимание Минздрава на некорректное поведение врачей в роддомах, которые рекомендуют родителям отказываться от детей с особенностями здоровья, в частности — с синдромом Дауна — и призвала… «У нас отказываются от детей с синдромом Дауна исключительно по глубочайшему невежеству или в силу каких-то неправильных мыслей и отношения к таким… далее

nadfl.ru

Курсовая работа воспитание культуры общения детей дошкольного возраста

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Факультет коррекционной педагогики

Отделение заочного образования

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

Выполнила студентка группы ЗФ-106/101-3-1

Профиль «Логопедия» Киселева В.А.

Научный руководитель: Салаватулина Л.Р.,

к.п.н., доцент

Челябинск, 2014

Содержание:

Введение 4-6 стр.

1 Глава. Теоретические аспекты воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста 7 стр.

1.1. Проблемы воспитания культуры общения у детей, в педагогике и психологии 7-10 стр.

1.2. Особенности общения у детей дошкольного возраста 10-14 стр.

Выводы по 1 главе 14-15 стр.

2 Глава. Методические аспекты воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста 16 стр.

2.1. Психологическая характеристика детей дошкольного возраста 16-18 стр.

2.2. Исследования сформированности общения детей

дошкольного возраста 19-21 стр.

2.3. Содержание работы педагога по воспитанию культуры общения у детей дошкольного возраста 21-24 стр.

Выводы по 2 главе 24 – 25 стр.

Заключение 26-27 стр.

Список литературы 28-30 стр.

Приложение.

Введение.

Актуальность исследования. Актуальность исследования заключается в том, что вопросы о решающей роли воспитания культуры поведения в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Существует множество определений понятия «культура поведения». В педагогическом словаре культура поведения – соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими Воронин А.С. [2]. Культура поведения – совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, общении другими людьми), в котором находят внешнее выражение моральные эстетические нормы этого поведения. Культура поведения включает: манеры общения, этикет, высшая степень отточенности, отшлифованности действия и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни.

Л.Н. Толстой очень высоко оценивал воспитание культуры поведения и считал, что из всех наук, которое должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра [3].

Однако из педагогов наиболее ярко и полно охарактеризовала роль воспитания культуры поведения в развитие личности С.В. Петерина. Она считала, что культуру поведения дошкольника можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. А сама культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета, она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их [4].

Вопросам воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста большое внимание уделяли и другие современные педагоги и психологи. Как показали исследования Е.А. Алябьевой, Л.Р. Болотиной, И.Н. Курочкиной, С.Н. Николаевой, С.В. Петериной, эффективность воспитания культуры поведения во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта. В своих трудах ученые подчеркивают важность воспитания культуры поведения, нравственных чувств ребенка, развития нравственных отношений. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально- экономического и культурного развития, диктует необходимость формирования культуры поведения.

На современном этапе ведущую роль в воспитании детей дошкольного возраста играет формирование коммуникативных функций речи, как центральное звено развития ребенка. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является5 коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем. Если человек в первую очередь умеет слушать своего собеседника в процессе общения, при этом грамотно излагает свои мысли на хорошем уровне языка, без сленга и просторечья, мы можем сказать про такого человека, что он в полной мере владеет культурой общения. Так как одной из важных частей культуры общения является речь, поэтому и воспитывать культуру общения дошкольников необходимо именно через формирование коммуникативных функций речи.

Проблема исследования.

Содержание воспитательного процесса составляют качества и свойства всесторонне и гармонически развитой личности – интеллектуальные, физические, эстетические, трудовые, социальные, нравственные, духовные [1].

В старшем дошкольном возрасте формирование привычек культурного поведения, начатое в младшей и средней группе, активно продолжается. Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности и уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желания быть полезным окружающим. Формирование уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей большую роль, взаимоотношения детей усложняются.

Эффективным методом формирования навыков культуры поведения у старших дошкольников является этическая беседа. Такие беседы должны быть органически включены в систему многообразных методов воспитания.

Тема исследования: культура общения детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: содержание работы педагога по развитию и воспитанию культуры общения детей дошкольного возраста.

Цель исследования: раскрыть и обосновать содержание работы педагога по воспитанию культуры общения детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. изучить психолого-педагогическую литературу и на основе анализа определить понятие культуры общения детей дошкольного возраста;

2. раскрыть особенности содержания работы педагога по воспитанию культуры общения у детей дошкольного возраста;

3. изучить эффективность работы педагога по воспитанию культуры общения у детей дошкольного возраста. Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, обобщение; практические: наблюдение, эксперимент, тестирование. База исследования: ИП Теплякова «Школа скорочтения»

studfiles.net

Оставить комментарий