Органическая химия 10 – Конспект урока по Химии “ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ. ПРЕДМЕТ ХИМИИ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ” 10 класс

Органическая химия. Учебник для 10-11 классов. Цветков Л.А.

Твитнуть

Поделиться

Плюсануть

Поделиться

Отправить

Класснуть

Запинить

 

Аннотация

Классический учебник по органической химии выдержал 25 изданий. Его содержание полностью отвечает как Государственному образовательному стандарту по химии, так и задачам изучения этого предмета в школах естественнонаучного профиля. Предмет органической химии. Изучая неорганическую химию, мы знакомились с веществами самого разнообразного состава и при этом ни разу не встречали, чтобы какой-нибудь один химический элемент непременно присутствовал во всех веществах. Органические вещества в своем составе наряду с другими элементами всегда содержат углерод. Изучение соединений углерода — их строения, химических превращений — и составляет предмет органической химии.

Пример из учебника

Вещества органические и неорганические. Наряду с углеродом в состав органических веществ чаще всего входят водород, кислород и азот, сравнительно реже — сера, фосфор, галогены и другие элементы. Известно несколько миллионов органических соединений, неорганических же веществ значительно меньше. Из всех химических элементов только углерод образует такое большое число соединений.
С органическими веществами мы встречаемся на каждом шагу. Они содержатся во всех растительных и животных организмах, входят в состав нашей пищи (хлеба, мяса, овощей и т.п.), служат материалом для изготовления одежды, образуют различные виды топлива, используются нами в качестве лекарств, красителей, средств защиты урожая и т.д.
Почти все органические вещества горючи и сравнительно легко разлагаются при нагревании. По образованию оксида углерода (IV) при горении или по обугливанию вещества при нагревании легко установить принадлежность его к органическим соединениям.

Резкой грани между органическими и неорганическими веществами не существует. Оксиды углерода, угольная кислота, ее соли и некоторые другие вещества по наличию в них углерода должны считаться органическими, но по свойствам они близки к неорганическим соединениям подобного типа и изучаются обычно в неорганической химии. Из курса биологии вам известно, что из неорганических веществ образуются органические, которые могут превращаться в неорганические. Все вещества природы взаимосвязаны, между ними существует единство.

Содержание

Введение 3
1. Теория химического строения органических соединений
Электронная природа химических связей 6
§ 1. Предпосылки теории строения

§ 2. Теория химического строения 8
§ 3. Изомерия 11
§ 4. Электронное строение атомов элементов малых периодов. Химическая связь 14
2. Предельные углеводороды 21
§ 5. Метан, его строение
§ 6. Строение и номенклатура углеводородов ряда метана 25
§ 7. Химические свойства предельных углеводородов 32
§ 8. Применение и получение предельных углеводородов 39
§ 9. Циклопарафины 42
3. Непредельные углеводороды 44
§ 10. Этилен, его строение
§ 11. Строение и номенклатура углеводородов ряда этилена 49
§ 12. Химические свойства углеводородов ряда этилена 54
§ 13. Применение и получение этиленовых углеводородов 60
§ 14. Диеновые углеводороды 63
§ 15. Каучук 64
§ 16. Ацетилен и его гомологи 68
4. Ароматические углеводороды 7g
§ 17. Бензол
§ 18. Гомологи бензола 84
§ 19. Многообразие углеводородов. Взаимосвязь гомологических рядов 88
5. Природные источники углеводородов 91
§ 20. Природный и попутный нефтяной газы
§ 21. Нефть. Нефтепродукты 93
§ 22. Переработка нефти 96
§ 23. Коксохимическое производство 106
6. Спирты и фенолы 110
§ 24. Строение предельных одноатомных спиртов
§ 25. Химические свойства и применение предельных одноатомных спиртов 117
§ 26. Спирты как производные углеводородов. Промышленный синтез метанола 122
§ 27. Многоатомные спирты 126
§ 28. Фенолы 128
7. Альдегиды и карбоновые кислоты 133
§ 29. Альдегиды
§ 30. Одноосновные карбоновые кислоты 141
§ 31. Представители одноосновных карбоновых кислот 147
§ 32. Связь между углеводородами, спиртами, альдегидами и кислотами 152
8. Сложные эфиры. Жиры 156
§ 33. Сложные эфиры
§ 34. Жиры 159
9. Углеводы 156
§ 35. Глюкоза
§ 36. Рибоза и дезоксирибоза 172
§ 37. Сахароза 174
§ 38. Крахмал 176
§ 39. Целлюлоза 180
10. Амины. Аминокислоты. Азотсодержащие гетероциклические соединения 197
§ 40. Амины
§ 41. Аминокислоты 192
§ 42. Азотсодержащие гетероциклические соединения 197
§ 43. Пиримидиновые и пуриновые основания 201
11. Белки и нуклеиновые кислоты 203
§ 44. Белки
§ 45. Нуклеиновые кислоты 212
12. Синтетические высокомолекулярные вещества и полимерные материалы на их основе 218
§ 46. Общая характеристика синтетических высокомолекулярных веществ
§ 47. Пластмассы 225
§ 48. Пластмассы (продолжение) 230
§ 49. Синтетические волокна 235
§ 50. Синтетические каучуки 240
Заключение 246
Лабораторные опыты 257
Практические работы 263
Оглавление 269

 

Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.

znayka.pro

ГДЗ по химии для 10‐11 класса органическая химия Цветков Л.А.

автор: Цветков Л.А..

Для тех школ, где программой предусмотрено изучение органической химии в 10 и 11 классах, заслуженный педагог Цветков Л.А. написал решебник к школьному учебнику. Его содержание полностью соответствует требованиям школьной программы по химии в 10-11 классах общеобразовательных учреждений и Государственному образовательному стандарту по химии.

Сборник ГДЗ по химии за 10-11 класс Цветков по предмету химия необходим:

1. десятиклассникам, которым необходимо самостоятельно проверить правильность своего решения и исправить выявленные недочеты и ошибки;

2. ученикам, которые волнуются за свою успеваемость и стремятся подготовиться к каждому классному занятию;

3. выпускникам и первокурсникам, для которых готовые ответы, это справочный материал по пройденному курсу за десятый и одиннадцатый классы;

4. родителям, которым сборник поможет легко и быстро проверить домашнее задание, выполненное их ребенком;

5. учителям, которым необходимо составить эффективный план предстоящего классного занятия.

Автор в ГДЗ раскрыл решения всех заданий из пятидесяти параграфов учебника. Также школьники смогут воспользоваться готовыми алгоритмами к поэтапному оформлению семи практических работ и пятнадцати лабораторных опытов. Материал пособия заключен в двенадцать глав. И стандартно ученики начнут учебный год с познания основ органической химии.

Первая глава готовых ответов звучит как «Теория химического строения всех органических соединений». После изучения основных понятий, школьники перейдут к постижению предельных углеводородов. За этим последует третья глава, которая принесет информацию об особенностях непредельных углеводородов. Вся четвертая глава посвящена упражнениям на ароматические углеводороды.

Узнать о природных источниках углеводородов школьникам предстоит в пятой главе. Со следующей главы они начнут знакомиться со свойствами спиртов и фенолов. На тридцать восемь вопросов из седьмой главы, посвященной альдегидам и карбоновым кислотам, школьники найдут ответы в сборнике. Далее будут рассмотрены сложные эфиры и начнётся изучение жиров. Девятая глава предоставит информацию по углеводам. Амины, аминокислоты и азотсодержащие гетероциклические соединения рассмотрены в следующей главе.

Одиннадцатая глава продолжит тему нутриентов белки и нуклеиновые кислоты. И в завершении школьного курса химии, выпускники поговорят о синтетических высокомолекулярных веществах и о полимерных материалах, которые создаются на их основе. В конце издания расположены готовые ответы к лабораторным опытам и практическим работам.

gdzputina.ru

Органическая химия 10 кл. Л.А.Цветков 2013

ГДЗ – Органическая химия 10-11 кл. Л.А.Цветков


— М.: Гуманит. изд. центр Владос,  2006 – 2013 гг.
 

 
 

Пожалуйста выберите номер упражнения в этом окне * → §1 – §50§1 Вопрос 1§1 Вопрос 2§2 Вопрос 3§2 Вопрос 4§2 Вопрос 5§3 Вопрос 6§3 Вопрос 7§3 Вопрос 8§3 Вопрос 9§4 Вопрос 10§4 Вопрос 11§4 Вопрос 12§4 Вопрос 13§4 Вопрос 14§4 Вопрос 15§4 Вопрос 16§5 Вопрос 1§5 Вопрос 2§5 Вопрос 3§6 Вопрос 10§6 Вопрос 11§6 Вопрос 12§6 Вопрос 13§6 Вопрос 14§6 Вопрос 15§6 Вопрос 16§6 Вопрос 17§6 Вопрос 4§6 Вопрос 5§6 Вопрос 6§6 Вопрос 7§6 Вопрос 8§6 Вопрос 9§7 Вопрос 18§7 Вопрос 19§7 Вопрос 20§7 Вопрос 21§7 Вопрос 22§7 Вопрос 23§7 Вопрос 24§7 Вопрос 25§7 Вопрос 26§7 Вопрос 27§7 Вопрос 29§7 Вопрос 30§7 Вопрос 31§7 Вопрос 32§7 Вопрос 33§7 Вопрос 34§7 Вопрос 35§8 Вопрос 28§10 Вопрос 1§10 Вопрос 2§10 Вопрос 3§10 Вопрос 4§11 Вопрос 10§11 Вопрос 11§11 Вопрос 12§11 Вопрос 13§11 Вопрос 14§11 Вопрос 5§11 Вопрос 6§11 Вопрос 7§11 Вопрос 8§11 Вопрос 9§12 Вопрос 15§12 Вопрос 16§12 Вопрос 17§12 Вопрос 18§12 Вопрос 19§12 Вопрос 20§12 Вопрос 21§12 Вопрос 22§12 Вопрос 23§12 Вопрос 24§12 Вопрос 25§13 Вопрос 26§13 Вопрос 27§13 Вопрос 28§13 Вопрос 29§13 Вопрос 30§14 Вопрос 32§14 Вопрос 33§14 Вопрос 34§14 Вопрос 35§14 Вопрос 36§14 Вопрос 37§14 Вопрос 38§15 Вопрос 39§15 Вопрос 40§15 Вопрос 41§15 Вопрос 42§16 Вопрос 43§16 Вопрос 44§16 Вопрос 45§16 Вопрос 46§16 Вопрос 47§16 Вопрос 48§16 Вопрос 49§16 Вопрос 50§16 Вопрос 51§16 Вопрос 52§16 Вопрос 53§16 Вопрос 54§16 Вопрос 55§16 Вопрос 56§17 Вопрос 1§17 Вопрос 2§17 Вопрос 3§17 Вопрос 4§17 Вопрос 5§17 Вопрос 6§17 Вопрос 7§18 Вопрос 10§18 Вопрос 11§18 Вопрос 12§18 Вопрос 13§18 Вопрос 14§18 Вопрос 15§18 Вопрос 16§18 Вопрос 17§18 Вопрос 9§19 Вопрос 18§19 Вопрос 19§19 Вопрос 20§19 Вопрос 21§19 Вопрос 22§19 Вопрос 23§19 Вопрос 24§20 Вопрос 1§20 Вопрос 2§20 Вопрос 3§20 Вопрос 4§21 Вопрос 5§21 Вопрос 6§21 Вопрос 7§21 Вопрос 8§21 Вопрос 9§22 Вопрос 10§22 Вопрос 11§22 Вопрос 12§22 Вопрос 13§22 Вопрос 14§22 Вопрос 15§22 Вопрос 16§22 Вопрос 17§22 Вопрос 18§22 Вопрос 19§23 Вопрос 20§23 Вопрос 21§23 Вопрос 22§23 Вопрос 23§23 Вопрос 24§23 Вопрос 25§23 Вопрос 26§24 Вопрос 1§24 Вопрос 2§24 Вопрос 3§24 Вопрос 4§24 Вопрос 5§24 Вопрос 6§25 Вопрос 10§25 Вопрос 11§25 Вопрос 12§25 Вопрос 13§25 Вопрос 14§25 Вопрос 15§25 Вопрос 16§25 Вопрос 17§25 Вопрос 18§25 Вопрос 7§25 Вопрос 8§25 Вопрос 9§26 Вопрос 19§26 Вопрос 20§26 Вопрос 21§26 Вопрос 22§26 Вопрос 23§26 Вопрос 24§26 Вопрос 25§26 Вопрос 26§27 Вопрос 27§27 Вопрос 28§27 Вопрос 29§27 Вопрос 30§27 Вопрос 31§27 Вопрос 32§28 Вопрос 33§28 Вопрос 34§28 Вопрос 35§28 Вопрос 36§28 Вопрос 37§28 Вопрос 38§29 Вопрос 1§29 Вопрос 10§29 Вопрос 2§29 Вопрос 3§29 Вопрос 4§29 Вопрос 5§29 Вопрос 6§29 Вопрос 7§29 Вопрос 8§29 Вопрос 9§30 Вопрос 11§30 Вопрос 12§30 Вопрос 13§30 Вопрос 14§30 Вопрос 15§30 Вопрос 16§30 Вопрос 17§30 Вопрос 18§30 Вопрос 19§31 Вопрос 20§31 Вопрос 21§31 Вопрос 22§31 Вопрос 23§31 Вопрос 24§31 Вопрос 25§31 Вопрос 26§31 Вопрос 27§31 Вопрос 28§32 Вопрос 29§32 Вопрос 30§32 Вопрос 31§32 Вопрос 32§32 Вопрос 33§32 Вопрос 34§32 Вопрос 35§32 Вопрос 36§32 Вопрос 37§32 Вопрос 38§33 Вопрос 1§33 Вопрос 10§33 Вопрос 11§33 Вопрос 12§33 Вопрос 13§33 Вопрос 14§33 Вопрос 15§33 Вопрос 16§33 Вопрос 3§33 Вопрос 4§33 Вопрос 5§33 Вопрос 6§33 Вопрос 7§33 Вопрос 8§33 Вопрос 9§35 Вопрос 1§35 Вопрос 10§35 Вопрос 11§35 Вопрос 12§35 Вопрос 2§35 Вопрос 3§35 Вопрос 4§35 Вопрос 5§35 Вопрос 6§35 Вопрос 7§35 Вопрос 8§35 Вопрос 9§37 Вопрос 13§37 Вопрос 14§37 Вопрос 15§38 Вопрос 17§38 Вопрос 18§38 Вопрос 19§38 Вопрос 20§38 Вопрос 21§39 Вопрос 22§39 Вопрос 23§39 Вопрос 24§39 Вопрос 25§39 Вопрос 26§39 Вопрос 27§39 Вопрос 28§40 Вопрос 1§40 Вопрос 10§40 Вопрос 11§40 Вопрос 12§40 Вопрос 13§40 Вопрос 14§40 Вопрос 15§40 Вопрос 16§40 Вопрос 17§40 Вопрос 18§40 Вопрос 2§40 Вопрос 20§40 Вопрос 21§40 Вопрос 22§40 Вопрос 23§40 Вопрос 24§40 Вопрос 3§40 Вопрос 4§40 Вопрос 5§40 Вопрос 6§40 Вопрос 7§40 Вопрос 8§40 Вопрос 9§42 Вопрос 19§43 Вопрос 25§43 Вопрос 26§44 Вопрос 1§44 Вопрос 2§44 Вопрос 3§44 Вопрос 5§44 Вопрос 6§44 Вопрос 7§44 Вопрос 8§45 Вопрос 10§45 Вопрос 11§45 Вопрос 12§45 Вопрос 13§45 Вопрос 9§46 Вопрос 1§46 Вопрос 10§46 Вопрос 11§46 Вопрос 2§46 Вопрос 3§46 Вопрос 4§46 Вопрос 5§46 Вопрос 6§46 Вопрос 7§46 Вопрос 8§46 Вопрос 9§47 Вопрос 12§47 Вопрос 13§47 Вопрос 14§47 Вопрос 15§47 Вопрос 16§47 Вопрос 17§47 Вопрос 18§47 Вопрос 22§47 Вопрос 23§47 Вопрос 24§47 Вопрос 25§47 Вопрос 26§48 Вопрос 19§48 Вопрос 20§48 Вопрос 21§49 Вопрос 27§49 Вопрос 28§49 Вопрос 29§49 Вопрос 30§49 Вопрос 31§49 Вопрос 32§50 Вопрос 33§50 Вопрос 34§50 Вопрос 35§50 Вопрос 36§50 Вопрос 37§50 Вопрос 38§50 Вопрос 39§50 Вопрос 40

Лабораторные опыты →1 – 15Опыт 1Опыт 2Опыт 3Опыт 4Опыт 5Опыт 6Опыт 7Опыт 8Опыт 9Опыт 10Опыт 11Опыт 12Опыт 13Опыт 14Опыт 15           Практические работы →1 – 7Работа 1Работа 2Работа 3Работа 4Работа 5Работа 6Работа 7

Содержание:

1. Теория химического строения органических соединений. Электронная природа химических связей …
§ 1. Предпосылки теории строения
§ 2. Теория химического строения
§ 3. Изометрия
§ 4. Электронное строение атомов элементов малых периодов. Химическая связь
2. Предельные углеводороды
§ 5. Метан, его строение
§ 6. Строение и номенклатура углеводородов ряда метана
§ 7. Химические свойства предельных углеводородов
§ 8. Получение и применение предельных углеводородов
3. Непредельные углеводороды
§ 10. Этилен, его строение
§ 11. Строение и номенклатура углеводородов ряда этилена
§ 12. Химические свойства углеводородов ряда этилена
§ 13. Применение и получение этиленовых углеводородов
§ 14. Диеновые углеводороды
§ 15. Каучук
§ 16. Ацетилен и его гомологи
4. Ароматические углеводороды
§17. Бензол
§ 18. Гомологи бензола
§ 19. Многообразие углеводородов. Взаимосвязь гомологических рядов
5. Природные источники углеводородов
§ 20. Природный и попутный нефтяной газы …
§ 21. Нефть. Нефтепродукты
§ 22. Переработка нефти
§ 23. Коксохимическое производство
6. Спирты и фенолы
§ 24. Строение предельных одноатомных спиртов
§ 25. Химические свойства и применение предельных одноатомных спиртов
§ 26. Спирты как производные углеводородов. Промышленный синтез метанола
§ 27. Многоатомные спирты
§ 28. Фенолы
7. Альдегиды и карбоновые кислоты
§ 29. Альдегиды
§ 30. Одноосновные карбоновые кислоты
§ 31. Представители одноосновных карбоновых кислот
§ 32. Связь между углеводородами, спиртами, альдегидами и кислотами
8. Сложные эфиры. Жиры
§ 33. Сложные эфиры
§ 34. Жиры
9. Углеводы
§ 35. Глюкоза
§ 36. Рибоза и дезоксирибоза
§ 37. Сахароза
§ 38 Крахмал
§ 39. Целлюлоза
10. Амины. Аминокислоты. Азотсодержащие гетероциклические соединения
§ 40. Амины
§ 41. Аминокислоты
§ 42. Азотсодержащие гетероциклические соединения
§ 43. Примидиновые и пуриновые основания
11. Белки. Нуклеиновые кислоты
§ 44. Белки
§ 45. Нуклеиновые кислоты
12. Синтетические высокомолекулярные вещества и полимерные материалы на их основе
§ 46. Общая характеристика синтетических высокомолекулярных веществ
§ 47. Пластмассы …..
§ 48. Пластмассы {продолжение)
§ 49. Синтетические волокна
§ 50. Синтетические каучуки
Лабораторные опыты
Практические работы



* для выбора упражнения  нажмите на стрелку вниз, чтобы открылся список.

reshebnik5-11.ru

ГДЗ по химии 10-11 класс Цветков Органическая химия решебник

Практические работы

1 2 3 4 5 6 7

Лабораторные опыты

2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

1. Теория химического строения органических соединений

§ I. Предпосылки теории строения:

Vopr_1 Vopr_2

§ 2. Теория химического строения:

Vopr_3 Vopr_4 Vopr_5

§ 3. Изометрия:

6 7 8 9

§ 4. Электронное строение атомов элементов малых периодов.:

10 11 12 13 14 15 16

2. Предельные углеводороды

§ 5. Метан, его строение:

1 2 3

§ 6. Строение и номенклатура углеводородов ряда метана:

4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

§ 7. Химические свойства предельных углеводородов:

18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

§ 8. Получение и применение предельных углеводородов:

28 29 30 31 32 33 34 35

3. Непредельные углеводороды

§ 10. Этилен, его строение:

1 2 3 4

§ 11. Строение и номенклатура углеводородов ряда этилена:

5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

§ 12. Химические свойства углеводородов ряда этилена:

15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

§ 13. Применение и получение этиленовых углеводородов:

26 27 28 29 30 31

§ 14. Диеновые углеводороды:

32 33 34 35 36 37 38

§ 15. Каучук:

39 40 41 42

§ 16. Ацетилен и его гомологи:

43 44 45 46 47 49 50 51 52 53 54 55 56

4. Ароматические углеводороды

§17. Бензол:

1 2 3 4 5 6 7 8

§ 18. Гомологи бензола:

9 10 11 12 13 14 15 16 17

§ 19. Многообразие углеводородов.:

18 19 20 21 22 23 24

5. Природные источники углеводородов

§ 20. Природный и попутный нефтяной газы:

1 2 3 4

§ 21. Нефть. Нефтепродукты:

5 6 7 8 9

§ 22. Переработка нефти:

10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

§ 23. Коксохимическое производство:

20 21 22 23 24 25 26

6. Спирты и фенолы

§ 24. Строение предельных одноатомных спиртов:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

§ 25. Химические свойства и применение предельных одноатомных спиртов:

7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

§ 26. Спирты как производные углеводородов. Промышленный синтез метанола:

19 20 21 22 23 24 25 26

§ 27. Многоатомные спирты:

27 28 29 30 31 32

§ 28. Фенолы:

33 34 35 36 37 38

7. Альдегиды и карбоновые кислоты

§ 29. Альдегиды:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

§ 30. Одноосновные карбоновые кислоты:

11 12 13 14 15 16 17 18 19

§ 31. Представители одноосновных карбоновых кислот:

20 21 22 23 24 25 26 27 28

§ 32. Связь между углеводородами, спиртами, альдегидами и кислотами:

29 30 31 32 33 34 35 36 37 38

8. Сложные эфиры. Жиры

§ 33. Сложные эфиры:

1 2 3 4 5 6 7

§ 34. Жиры:

8 9 10 11 12 13 14 15 16

9. Углеводы

§ 35. Глюкоза:

1 2 3 4 5 6 7 8

§ 36. Рибоза и дезоксирибоза:

9 10 11 12

§ 37. Сахароза:

13 14 15 16

§ 38 Крахмал:

17 18 19 20 21

§ 39. Целлюлоза:

22 23 24 25 26 27 28

10. Амины. Аминокислоты. Азотсодержащие гетероциклические соединения

§ 40. Амины:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

§ 41. Аминокислоты:

13 14 15 16 17 18

§ 42. Азотсодержащие гетероциклические соединения:

19 20 21 22 23 24

§ 43. Примидиновые и пуриновые основания:

25 26

11. Белки. Нуклеиновые кислоты

§ 44. Белки:

1 2 3 4 5 6 7 8

§ 45. Нуклеиновые кислоты:

9 10 11 12 13

12. Синтетические высокомолекулярные вещества и полимерные материалы на их основе

§ 46. Общая характеристика синтетических высокомолекулярных веществ:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

§ 47. Пластмассы:

12 13 14 15 16 17 18

§ 48. Пластмассы {продолжение):

19 20 21 22 23 24 25 26 27 32

§ 49. Синтетические волокна:

27 28 29 30 31 32

§ 50. Синтетические каучуки:

33 34 35 36 37 38 39 40

gdz.me

Основные принципы номенклатуры органических соединений (химия 10 класс)

Дополнительные сочинения

В ходе урока вы сможете изучить тему «Основные принципы номенклатуры органических соединений». Узнаете названия веществ по номенклатуре IUPAC, которой придерживаются во всем мире, рассмотрите алгоритм выбора основной цепи, порядок составления названия органических соединений. Научитесь составлять названия органических соединений по структурной формуле.

Тема: Введение в органическую химию

Урок: Основные принципы номенклатуры органических соединений

1. Номенклатура ИЮПАК

Некоторые названия органических веществ, например, спирт и эфир, пришли к нам еще от алхимиков, очень многие вещества получили свои имена в девятнадцатом веке. Одни названия прямо указывают, из чего было впервые выделено данное вещество: винный спирт, гераниол, яблочная, щавелевая, муравьиная кислоты и т. д. Другие – отражают способ получения вещества: серный эфир, имя открывшего их ученого и т. п.

В настоящее время общепринятой считается номенклатура, разработанная союзом ИЮПАК, хотя до сих пор широко применяются как тривиальные названия (уксусная кислота, мочевина), так и названия, составленные по принципам устаревших номенклатур (изооктан, тетраметилэтилен и т. п.)

· Номенклатура ИЮПАК составлена по заместительному принципу. Считается, что структурная формула состоит из основной цепи – атомов углерода, соединенных между собой в неразветвленную цепочку – и присоединенных к ним заместителей. Заместитель – это любой атом или группа атомов, которые замещают атом водорода в неразветвленной структуре основой цепи.

· Функциональные группы, которые непосредственно связаны с основной цепью или входят в ее состав, в номенклатуре ИЮПАК называют характеристическими группами.

· Название в номенклатуре ИЮПАК состоит из корня, который обозначает длину основной цепи, а также приставок и суффиксов, отражающих наличие и расположение заместителей, кратных связей и функциональных групп.

· Название может содержать все блоки, а может – только два: корень и суффикс кратности связей.

· Корень названия вещества происходит из названий неразветвленных алканов с аналогичной длиной цепи.

Рис. 1. Принципы названий по номенклатуре ИЮПАК

2. Названия неразветвленных алканов

Чтобы составить название вещества, необходимо знать названия неразветвленных алканов. Табл. 1.

Первые четыре названия: метан, этан, пропан и бутан возникли исторически, а остальные происходят от греческих корней, обозначающих число атомов углерода в молекуле.

Все названия неразветвленных алканов состоят из корня и суффикса кратности связи –ан. Этот суффикс обозначает то, что вещество предельно – не содержит двойных и тройных связей.

Двойную связь обозначает суффикс –ен, тройную – –ин.

Неразветвленную цепь можно выбрать разными способами. Для того, чтобы название было однозначным, в номенклатуре существует алгоритм выбора основной цепи.

3. Алгоритм выбора основной цепи

1. В основную цепь входит «старшая» характеристическая группа.

2. В основную цепь максимально включены характеристические группы и кратные связи.

3. Основная цепь максимально длинная из всех возможных.

4. Основная цепь – самая разветвленная.

4. Названия характеристических групп

Например, в основную цепь необходимо включить кратные связи (правила 2), даже, если она при этом не будет самой длинной (правило 3).

       

В таблице 2 приведены примеры названий характеристических групп. Стрелочка справа показывает увеличение старшинства: в данной таблице, чем выше группа, тем она «старше». Название старшей характеристической группы определяет суффикс названия вещества. Остальные характеристические группы при этом обозначаются приставками, наравне с прочими заместителями.

Таб. 2. Названия характеристических групп

5. Порядок составления названий веществ

1. В структурной формуле выбирают основную цепь, используя алгоритм выбора основной цепи.

2. Основную цепь нумеруют так, чтобы старшая характеристическая группа получила наименьший номер. Если такая группа отсутствует, наименьший номер получает кратная связь, причем, принято, что двойная связь старше тройной. В случае отсутствия кратных связей нумерацию проводят так, чтобы заместители получили наименьшие номера.

3. Перечисляют заместители с их номерами в алфавитном порядке, затем записывают корень названия, отвечающий числу атомов углерода в основной цепи, добавляют суффикс кратных связей и суффикс старшей характеристической группы.

4. Если в молекуле присутствует несколько одинаковых заместителей или кратных связей, то употребляют приставку, обозначающую их число (ди-, три-, тетра-, пента-, гекса – и т. д.). Числа в названиях отделяют дефисами, между числами ставят запятые.

6. История возникновения названий веществ

В ходе урока вы смогли изучить тему «Основные принципы номенклатуры органических соединений». Вы узнали названия веществ по номенклатуре IUPAC, которой придерживаются во всем мире. Рассмотрели алгоритм выбора основной цепи, порядок составления названия органических соединений. Научились составлять названия органических соединений по структурной формуле.

Список литературы

1. Рудзитис Г. Е. Химия. Основы общей химии. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – 14-е издание. – М.: Просвещение, 2012.

2. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В. В. Еремин, Н. Е. Кузьменко, В. В. Лунин и др. – М.: Дрофа, 2008. – 463 с.

3. Химия. 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В. В. Еремин, Н. Е. Кузьменко, В. В. Лунин и др. – М.: Дрофа, 2010. – 462 с.

4. Хомченко Г. П., Хомченко И. Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – 4-е изд. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2012. – 278 с.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Interneturok. ru .

2. Органическая химия .

3. Химик .

Домашнее задание

1. №№ 8, 9 (с. 22) Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия: Органическая химия. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – 14-е издание. – М.: Просвещение, 2012.

2. Назовите по международной номенклатуре трехатомный спирт глицерин.

3. Напишите структурную формулу 2,5-диметил,3-этилоктана. К какому гомологическому ряду относится это вещество?

Закрепите материал с помощью тренажёров

    Тренажёр 1 Тренажёр 2 Тренажёр 3

dp-adilet.kz

Химия: 10 класс

Химия: 10 класс

Предмет химии включает в себя множество разделов, изучающих химические элементы, их состав, свойства, взаимопревращения, а также явления, сопровождающие данные явления.

Первое определение химии как науки дал русский учений Михаил Васильевич Ломоносов. Звучит следующим образом: «Химическая наука рассматривает свойства и изменение тел, объясняет причину того, что происходит с веществами при химических превращениях.

Но, несмотря на то, что одно из наиболее точных определений науки химии появилось только в XIX веке, история данного учения началась еще в I-II веке.

Химия пережила несколько этапов:

За всю свою многовековую историю:

  1. Предалхимический период, просуществовавший до III века;
  2. Алхимический период просуществовал до XVII века. Данный период ознаменован поиском философского камня и тесной связью с мистикой и астрономией;
  3. Период объединения просуществовал всего век, но за короткий срок открыл миру новый предмет химии, знания о котором полностью подтверждаются экспериментальными данными выдающихся ученых того времени;
  4. Период количественных законов охарактеризовал первую половину XIX века, в которой химия становится точной наукой благодаря большому количеству законов. Главные выдающиеся деятели того времени: Лавуазье, Берцелиус, Авогадро, Фарадей и другие;
  5. После середины XIX века наука химия совершает большой скачок в своей развитии. Открываются новые законы, элементы и их соединения и на сегодняшний день химия занимает одно из ведущих мест в отраслевой структуре страны.

Химия относится к естественным наукам, изучающим окружающий нас мир. Тесно связана с такими науками, как биология, физика, геология. Случается так, что, объединяясь, эти науки образуют новые разделы: геохимия, биохимия, физическая химия и другие. Современная химия состоит из большого числа подразделов, по своей масштабности представляющих собой отдельные предметы для изучения: неорганическая химия, органическая химия, аналитическая химия, коллоидная химия.

Классификация неорганических веществ

Неорганические соединения – это вещества, состоящие из всех элементов периодической системы Д. И. Менделеева. Исключения составляют соединения углерода, в большинстве своем являющиеся органическими, и благородные газы, у которых полностью завершен наружный энергетический уровень, и они не вступают в химические реакции.

Все неорганические вещества делятся на простые и сложные. К простым веществам, в свою очередь, относятся металлы, неметаллы и благородные газы. К металлам относятся простые вещества, состоящие из элементов металлов, способные отдавать валентные электроны, то есть проявлять восстановительные свойства. Неметаллы – простые вещества, состоящие из элементов неметаллов и способные принимать электроны, то есть проявлять окислительные свойства. Благородные (или инертные газы) – особая группа неорганических веществ, названная так из-за своей неактивности (инертный с греч. –  недеятельный).  Сложные вещества делят на оксиды, основания, кислоты и соли. Оксиды – бинарные соединения, одним из компонентов которых является кислород в степени окисления -2. Основания – сложные вещества, в состав которых входят один или несколько атомов металла и гидроксогруппы ОН. Кислоты – сложные вещества, состоящие из одного или нескольких атомов водорода и кислотного остатка. Соли – продукты взаимодействия кислот и основания, состоят из атомов металла и кислотного остатка.

Органические соединения

Необходимым компонентом  жизнедеятельности всех живых организмов являются органические вещества, которые изучает органическая химия. Все органические вещества делят на ациклические и циклические. В частности к ациклическим углеводородам относятся предельные и непредельные углеводороды.

Ациклические углеводороды

Предельные углеводороды – простейшие органические соединения, в состав которых входит углерод и водород. Общая формула для всех предельных – , где n – число атомов углерода. Другое название предельных – алканы. По-другому их еще называют насыщенными, вследствие того, что все четыре валентности углерода «насыщены» атомами водорода.

Непредельными углеводородами называются органические вещества, атомы углерода у которых могут быть соединены между собой двойными или тройными связями. Также их называют ненасыщенные, так как в отличие от алканов атом углерода у непредельных может присоединить меньшее число атомов водорода.  К непредельным углеводородам относятся алкены – вещества с одной двойной связью в молекуле, алкины – вещества с тройной связью в молекуле и алкадиены –  вещества, содержащие в себе две двойные связи.

Ароматические углеводороды

Кроме ациклических, в органической химии есть и циклические углеводороды, к которым относятся ароматические или арены. Это соединения, имеющие бензольное кольцо. Общая формула . Первый представитель класса ароматических углеводородов – бензол, формула которого . Последующие гомологи бензола можно рассматривать как его производные, где один или несколько атомов водорода замещены на радикалы.

Кислородсодержащие соединения

Большое число органических веществ представляют собой кислородсодержащие соединения, их физические и химические свойства обусловлены наличием функциональной группы.

Спирты

Спирты – класс органических соединений, где один или несколько атомов водорода замещены гидроксогруппой ОН. Спирты делят на предельные и непредельные. К предельным углеводородам относятся вещества, не имеющие кратных связей. Предельные спирты в свою очередь делятся на одно-, двух- и многоосновные. Одноосновные в составе имеют только одну функциональную группу ОН, двухосновные – две, а у многоатомных спиртов количество ОН групп может быть самым различным.

Карбонильные соединения. Карбоновые кислоты

Карбонильные соединения – группа веществ, имеющие в своем составе функциональную группу С=О. К таким веществам относятся альдегиды, кетоны и, в меньшей степени, карбоновые кислоты.

Альдегиды и кетоны имеют карбонильную функциональную группу и являются продуктами окисления спиртов.

Карбоновые кислоты – сложные органические вещества, имеющие в своем составе карбоксильную группу , примыкающую к углеводородному радикалу. Карбоновые кислоты имеют общую формулу . Первый представитель гомологического ряда – муравьиная кислота, имеющая структурную формулу НСООН.

Углеводы

Углеводы – сложные вещества, имеющие общую формулу . Углеводы – природные соединения, являющиеся продуктами фотосинтеза. Простейшие углеводы, не подвергающиеся гидролизу, объединяют в группу моносахариды. Более сложные углеводы – дисахариды и олигосахариды подвергаются гидролизу и некоторые из соединений являются полимерами.

Азотсодержащие

Еще один класс углеводородных соединений составляют азотсодержащие. К ним относятся амины, аминокислоты, нитросоединения и др.

Амины

Амины – производные аммиака, в которых один  или несколько атомов из атомов водорода заменены на радикал. Амины делят на алифатические (предельные и непредельные), ароматические и смешанные. Общая формула аминов N. Амины проявляют основные свойства в большей степени, чем аммиак, поэтому их часто называют органическими основаниями.

Белки

Белки  – это сложные высокомолекулярные соединения, представляющие собой природные полимеры. Состоят из мономеров – аминокислот, соединенных между собой пептидными связями. Из-за наличия и амино- и карбоксильной группы белки считаются амфотерными веществами.

Нуклеиновые кислоты

Нуклеиновые кислоты – гетероциклические соединения, представляющие собой полимеры. Мономерами нуклеиновых кислот являются нуклеотиды. Существует всего 2 вида нуклеиновых кислот: ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота и РНК – рибонуклеиновая кислота. ДНК находится в хромосомах и является важнейшим носителем наследственной информации. РНК участвует в биосинтезе белка и большей частью находится в цитоплазме клетки.

www.13min.ru

Классификация органических соединений (химия 10 класс). Методическая разработка

Дополнительные сочинения

Данный урок познакомит вас с темой «Классификация органических соединений». Будут систематизированы знания учащихся об органических веществах, определены критерии классификации органических соединений. Вы узнаете о составлении схемы классификации органических веществ, что такое скелет молекул, как классифицируют вещества по классам и функциональным группам.

Тема: Введение в органическую химию

Урок: Классификация органических соединений

1. Критерии классификации органических веществ

Классификация по составу

Органические соединения подразделяют по составу на:

ü углеводороды – вещества, состоящие только из углерода и водорода;

ü кислородсодержащие органические соединения, в состав которых входят атомы углерода, водорода и кислорода;

ü азотсодержащие органические соединения – содержат, кроме атомов углерода, водорода (и иногда кислорода) еще и атом азота.

Однако при этом в одну группу кислородсодержащих соединений попадают вещества с очень разными свойствами, такие, например, как уксусная кислота, сахар и целлюлоза.

Классификация по строению

Рис. 1. Классификация по строению

Наиболее полезна для химиков классификация органических веществ по их строению. Рис. 1. Внутри этой классификации существуют признаки, позволяющие наиболее полно охарактеризовать вещества.

2. Классификация по типу скелета

Первый признак классификации органического соединения по строению – тип скелета молекулы.

Скелет – это последовательность связанных атомов углерода в молекуле, основа структуры органического соединения.

Рис. 2. Разновидности углеродного скелета

Кроме атомов углерода, в состав скелета могут входить и другие атомы, например, O, S, N, если они связаны, по меньшей мере, с двумя атомами углерода.

Например, в диметиловом эфире СН3-О-СН3 атом кислорода включен в скелет молекулы, а в этаноле Ch4-Ch3-OH – нет. Молекулы, в скелет которых, кроме атомов углерода, входят атомы других элементов, называются гетероатомными(«гетеро-» – лат. «разный»).

Скелет молекулы может быть неразветвленным – все атомы углерода соединены последовательно – и разветвленным. Цепь из атомов углерода может быть замкнутой. Такую замкнутую группу атомов называют циклом. Поэтому скелет молекулы бывает или ациклическим, (т. е. не циклическим) или циклическим. В скелете различают первичный, вторичный, третичный, четвертичный атомы углерода.

Первичным называют атом углерода, связанный только с одним другим атомом углерода, вторичным – с двумя, третичным – с тремя, а четвертичным – с четырьмя другими атомами углерода.

Рис. 3. Наличие кратных связей и бензольных колец

3. Классификация по наличию кратных связей и бензольных колец

Второй признак классификации – наличие (или отсутствие) в молекуле кратных связей и бензольных колец. Органические вещества, содержащие только простые (одинарные) связи, называют предельными или насыщенными. Вещества, которые содержат не только простые, но и кратные (двойные или тройные) связи между атомами углерода, называют непредельными или ненасыщенными. На один атом углерода в их молекулах приходится меньшее число атомов водорода, чем у предельных соединений. Если вещество содержит бензольное кольцо, то его принято называть ароматическим соединением. Вещества, в состав которых не входят ароматические группировки, называют алифатическими. Иногда можно встретить устаревшее название алифатических соединений – соединения жирного ряда.

       

Рис. 4. Классификация по наличию функциональных групп

4. Классификация по наличию функциональных групп

Третий признак классификации – наличие (или отсутствие) функциональных групп. Производные углеводородов образуются при замещении атома водорода на какой-либо другой атом (Cl, Br) или группировку атомов (OH – гидроксогруппа, Nh3 – аминогруппа и т. п.). Такие атом или группировка атомов во многом определяют свойства вещества, и поэтому многие из них называют функциональными группами. По числу функциональных групп в молекуле вещества делят на монофункциональные, полифункциональные (несколько одинаковых групп) и гетерофункциональные (разные функциональные группы).

Вещества, обладающие одинаковыми функциональными группами и (или) одинаковым набором кратных связей, имеют сходные свойства, поэтому их относят к одному классу органических соединений. Например, вещества, содержащие ОН-группу, относятся к классу спиртов. СН3ОН – метиловый спирт, С2Н5ОН – этиловый спирт и т. д.

Вещества, содержащие кратные связи, тоже образуют классы близких по свойствам соединений. Соединения с двойной связью, называются алкенами, с тройной связью – алкинами. Предельные углеводороды, или алканы – это соединения, не содержащие ни кратных связей, ни функциональных групп. Они также составляют отдельный класс органических веществ. Ароматические углеводороды называют аренами.

5. Гомологические ряды

Ряды веществ с похожими свойствами, состав которых отличается на одну или несколько групп Ch3-, называют гомологическими рядами. Члены гомологических рядов по отношению друг к другу – гомологи. По сути, гомологические ряды составляют классы органических соединений. Рис. 5.

Рис. 5. Примеры гомологических рядов

Гомологи обладают одинаковыми химическими свойствами.

6. Примеры классификации разных органических веществ

Данный урок познакомил вас с темой «Классификация органических соединений». Были систематизированы знания учащихся об органических веществах, определены критерии классификации органических соединений. Вы узнали о составлении схемы классификации органических веществ, что такое скелет молекул, как классифицируют вещества по классам и функциональным группам.

Список литературы

1. Рудзитис Г. Е. Химия. Основы общей химии. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – 14-е издание. – М.: Просвещение, 2012.

2. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В. В. Еремин, Н. Е. Кузьменко, В. В. Лунин и др. – М.: Дрофа, 2008. – 463 с.

3. Химия. 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В. В. Еремин, Н. Е. Кузьменко, В. В. Лунин и др. – М.: Дрофа, 2010. – 462 с.

4. Хомченко Г. П., Хомченко И. Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – 4-е изд. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2012. – 278 с.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Interneturok. ru .

2. Органическая химия .

3. Химик .

Домашнее задание

1. №№ 2, 3 (с. 22) Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия: Органическая химия. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – 14-е издание. – М.: Просвещение, 2012.

2. К какому гомологическому ряду относится анилин? Есть ли в этом соединении функциональные группы?

3. Приведите пример классификации веществ по наличию кратной связи.

Закрепите материал с помощью тренажёров

    Тренажёр 1 Тренажёр 2 Тренажёр 3

dp-adilet.kz

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *