Основные классификации цивилизации – Основные”живые”цивилизации современного человечества, Основные цивилизации всей истории человечества, Итоговая классификация цивилизаций

Содержание

17. Основные характеристики и классификация цивилизаций. Различия между цивилизацией и культурой.

Понятия культуры и цивилизации часто не различаются и воспринимаются как тождественные. Они действительно имеют много общего, но вместе с тем, между ними существуют и заметные различия. По времени термин “цивилизация” возник гораздо позднее термина “культура” – лишь в XVIII веке. Все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации в конечном счете можно свести к трем основным.

В первом случае понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними отсутствуют сколько-нибудь существенные различия. В качестве примера можно указать на концепцию авторитетного английского историка А. Тойнби, который рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовный аспект и считая религию главным и определяющим элементом. Во втором случае между культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходства, так и важные различия. Подобного взгляда, в частности, придерживался французский историк Ф. Бродель, у которого цивилизация составляет базу культуры, выступая в качестве одного из элементов, образующих совокупность прежде всего духовных явлений. Сторонники третьего подхода резко противопоставляют культуру и цивилизацию. Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория немецкого культуролога О. Шпенглера, изложенная им в книге “Закат Европы” (1918 – 1922) , согласно которой цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Цивилизация следует за культурой, пишет Шпенглер. Культура, по его мнению, представляет собой живой и растущий организм, она дает простор для искусства и литературы, для творческого расцвета неповторимой личности и индивидуальности. В цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствует техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в безликие существа.

Эволюция цивилизации позволяет выделить в ней три основные стадии: 1) аграрно-традиционную, характерную для рабовладельческого и феодального общества; 2) индустриальную, связавшую с капитализмом. 3) Постиндустриальная. Она вызвана научно-технической революцией и высокими технологиями, которым соответствует постиндустриальное, информационное общество. Существуют также и другие классификации. Так, в зависимости от масштаба рассмотрения цивилизация может быть глобальной, то есть мировой, континентальной (например, европейская), национальной (французская, английская), региональной (североафриканская). Иначе смотрят на классификацию цивилизаций ученые-востоковеды, которые полагают, изначально она распалась на два “древа” – Запад и Восток, обладающие своими, неповторимыми путями развития. Наиболее важными признаками и чертами цивилизации считаются: 1) образование государства; 2) возникновение письменности; 3) отделение земледелия от ремесел; 4) расслоение общества на классы; 5) появление городов. В цивилизации особую роль играет технология. Для нее характерны устойчивая цивилизация, малоподвижность, инерционность, порядок и дисциплина. Она стремится к всеобщности и универсальности, что особенно заметно проявляется в последние годы, когда на наших глазах на основе новейших технологий создается единая всемирная цивилизация. Что касается культуры, то в ней первостепенное значение имеют национальная самобытность и оригинальность, неповторимость и уникальность, изменчивость и новизна, неудовлетворенность собой, критическое и творческое начало, самоценность, стремление к возвышенному идеалу.

studfiles.net

Классификация цивилизации — Мегаобучалка

Эволюция цивилизации позволяет выделить в ней две основные стадии:

1) аграрно-традиционную, характерную для рабовладельческого и феодального общества;

2) индустриальную, связавшую с капитализмом.

В современной литературе активно разрабатывается идея, согласно которой примерно с конца 50-х годов нашего столетия берет начало третья стадия цивилизации – постиндустриальная. Она вызвана научно-технической революцией и высокими технологиями, которым соответствует постиндустриальное, информационное общество.

Существуют также и другие классификации. Так, в зависимости от масштаба рассмотрения цивилизация может быть глобальной, то есть мировой, континентальной (например, европейской), национальной (французская, английская), региональной (североафриканская).

Иначе смотрят на классификацию цивилизаций ученые-востоковеды, которые полагают, изначально она распалась на два “древа” – Запад и Восток, обладающие своими, неповторимыми путями развития, из которых “естественным” и “нормальным” признается восточный, тогда как западный рассматривается как мутация, отклонение.

Другие ученые также предлагают разделить все цивилизации на два типа, но дают им иное толкование: одна из них – техногенная – объявляется характерной для Западной Европы, а вторая – психогенная – для восточных стран, примером которой может служить индийская цивилизация прошлого. Наконец, иногда к цивилизации относят материальную культуру, а под собственно культурой имеют в виду духовную культуру.

При всем разнообразии существующих точек зрения на цивилизацию они во многом совпадают относительно рядя ее черт.

Наиболее важнымипризнаками и чертами цивилизации считаются:

1) образование государства;

2) возникновение письменности;

3) отделение земледелия от ремесел;

4) расслоение общества на классы;

5) появление городов.

При этом наличие первых двух признаков практически всеми признается обязательным, а необходимость остальных нередко ставится под сомнение.



В цивилизации особую роль играет технология, с помощью которой общество устанавливает отношения с природой. Для нее характерны: устойчивая цивилизация, малоподвижность, инерционность, порядок и дисциплина. Она стремится к всеобщности и универсальности, что особенно заметно проявляется в последние годы, когда на наших глазах на основе новейших технологий создается единая всемирная цивилизация.

Что касается культуры, то в ней первостепенное значение имеют национальная самобытность и оригинальность, неповторимость и уникальность, изменчивость и новизна, неудовлетворенность собой, критическое и творческое начало, самоценность, стремление к возвышенному идеалу.

Общество, культура и человек

Общество, культура и человек неразрывно, органически связаны между собой. Ни общество, ни человек не могут существовать вне культуры, роль которой всегда была и остается фундаментальной. Тем не менее оценка этой роли претерпела заметную эволюцию.

До относительно недавнего времени высокая оценка роли и значения культуры не вызывала сомнения. Конечно, и в прошлом были кризисные периоды в истории того или иного общества, когда существующий образ жизни подвергался сомнению. Так, в Древней Греции возникла философская школа киников, выступившая с позиций полного отрицания общепринятых ценностей, норм и правил поведения, явившаяся первой формой цинизма. Однако такого рода явления были все-таки исключением, и в целом культура воспринималась положительно.

Критика культуры

Ситуация начала существенно меняться в XVIII веке, когда возникла устойчивая тенденция критического отношения к культуре. У истоков этой тенденции стоял французский философ Ж.-Ж. Руссо, который выдвинул идею о моральном превосходстве “естественного человека”, не испорченного культурой и цивилизацией. Он также провозгласил лозунг о “возврате в природу”.

По другим мотивам, но еще более критически оценивал западную культуру Ф. Ницше. Свое отношение он объяснял тем, что в современной ему культуре господствуют наука и техника, не оставляющие места для искусства. В начале XX века австрийский психолог 3. Фрейд находит новые основания для критики культуры. Он смотрит на жизнь человека через призму двух основных, по его мнению, инстинктов – сексуального (инстинкт Эроса, или продолжения жизни) и разрушительного (инстинкт Танатоса, или смерти). Культура, согласно концепции Фрейда, своими нормами, ограничениями и запретами подавляет сексуальный инстинкт и потому заслуживает критической оценки.

Резко отрицательное отношение к культуре демонстрируют некоторые тоталитарные идеологии. В качестве примера в этом отношении можно указать на фашизм. Широкую известность приобрела фраза одного из героев нацистского писателя Йоста, который заявлял: “Когда я слышу слово “культура”, я хватаюсь за свой пистолет”. Для обоснования подобной позиции обычно используется уже знакомая ссылка на то, что культура якобы подавляет здоровые инстинкты человека.

megaobuchalka.ru

Классификация цивилизаций [Типы, Виды] — какие бывают, сколько, примеры, разновидности, вики — WikiWhat

Основная статья: Цивилизация

Содержание (план)

Пространственная характеристика цивилизаций показыва­ет, что их существует немало. Философы доводят общее коли­чество цивилизаций до двадцати одной и, обобщив их схожие принципы, останавливаются на пяти.

Первые цивилизации ограничивались в Северной Африке рекой Нил, Передней Азии — Евфратом и Тигром, Индии — Гангом, Средней Азии — Амударьей и Сырдарьей, Китае — Ху­анхэ и Янцзы. Позже вместо речной цивилизации пришла циви­лизация морская (например, средиземноморская цивилизация), как более полно отвечавшая возросшему уровню общественных процессов. Постепенно размах цивилизаций стал измеряться мировыми океанами.

В современной науке различают локально-региональные или континентальные цивилизации. Часто употребляются тер­мины: цивилизации Древнего Египта — Междуречья, античной Греции — Рима, Европы, Востока и др.

Цивилизации Востока и Запада

Цивилизация Востока и Европы (Запада) взаимно различаются по своей традиционной и техногенной природе. Так, в отличие от речной и сухопутной цивилизации Востока древним грекам удалось создать морскую цивилизацию, а в Новой и Новейшей истории европейцам — океанические цивилизации. В свою очередь, на Западе через ускорение научно-технического развития обеспечивались высо­кие темпы, соответственно улучшались условия жизни населе­ния, и все более сильное влияние Запада ощущалось во многих частях мира, в том числе и на Востоке. Определённым образом это обусловило столкновение цивилизаций, которое глубоко мыслящие интеллекты не могли не замечать. Так, английский поэт Д. Р. Киплинг в произведении «Баллада о Востоке и Запа­де» писал:

О, Запад есть Запад, Восток есть Восток.
И с мест они не сойдут,
Пока не предстанет Небо с Землёй
На Страшный господень суд.

Восток

см. Восток (макрорегион)

Как известно, первые цивилиза­ции возникли на Востоке. Восток, как географическое понятие, охватывает азиатский континент и север Африки. В нем в наиболее типичном виде выражаются нигде, кроме как здесь, не встречающиеся историко-культурный, об­щинный (совместное ведение хозяйства на общинной земле), традиционный (особое отношение к традициям и обычаям), общественно-политический (особый государственный тип, вы­ражающий приоритет общинности над индивидуализмом), ду­ховный (соседство различных религий, переплетение интуитив­ного и рационального) аспекты жизни людей. Хотя Восток по своим основным признакам является целостным миром, здесь не отрицается наличие ни разнообразных локальных цивилиза­ций, ни социально-культурных противоположностей.

В современной науке принята точка зрения, согласно кото­рой восточные цивилизации в определённой степени являются альтернативными цивилизациями европейско-христианской социально-культурной общности.

В духовной жизни Востока имели место абсолютизация религиозно-мифологических представлений и мышления. В мировоззрении людей тогда не было деления мира на Природу и Социум, на природное и неприродное. Поэтому у восточных людей восприятие мира было синкретичным («все существую­щее в единстве», «всё во всём»). При таком восприятии мира по­ведение людей, их судьба по законам Космоса не могут быть свободными. В таком мировоззрении судьбу людей определяют Природа, Социум и Государство. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Политическая жизнь на Востоке опиралась на принцип «силавластьсобственность».

Запад

Термин «Запад» вначале употреблялся для выражения цивилизационно-культурного развития Европы XV-XVII вв. В настоящее время под этим словом понимается совокупность та­ких духовных ценностей, как христианско-рационалистические традиции просвещения, представительная демократия, преиму­щества индивидуализма над коллективизмом, научно-технический прогресс и др.

«Западность» своими корнями уходит в глубокую антич­ность, в частности, в Рим эпохи достижения мирового уровня.

На этой странице материал по темам:
  • Разновидности у европейской цивилизации

  • Классификация цивилизаций таблица

  • Цивилизация классификации

  • Древний китай речная или морская цивилизация

  • Морская цивилизация это

Вопросы к этой статье:
  • Где, когда и каким образом возникли первые цивилиза­ции?

  • Чем характеризуются речная, морская и океанская циви­лизации?

  • Объясните соотношение географического и социально-культурного толкований термина «Восток».

  • Объясните научный статус термина «Запад».

wikiwhat.ru

Понятие цивилизация. Основные классификации цивилизаций и их критерии. Отличия Восточной цивилизации от Западной. Цивилизация номадов

Тема урока: Понятие цивилизация. Цель и задачи урока:

1. образовательная: знать понятие «цивилизация»; усвоить основные классификации цивилизаций и их критерии; отличия восточной цивилизации от западной; Казахстан в составе мировой цивилизации.

2. воспитательная воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, чувство гражданственности, активной жизненной позиции.

3. развивающая уметь самостоятельно работать с материалом электронного учебника «Человек и общество»; энциклопедическим словарем, другими источниками знаний; вести анализ, синтез, обобщение, вывод.

«К 2030 году, я уверен, Казахстан станет Центральноазиатским Барсом, и будет служить примером для других развивающихся стран.

…Казахстанский Барс будет обладать и западной элегантностью, помноженной на передовой уровень развития, и восточной мудростью и выносливостью».

Н.А.Назарбаев. Послание Президента страны народу Казахстана «Казахстан-2030».

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: Урок- семинар.

МО: аналитический, словесный.

Средства обучения: ЭВТ, электронный учебник «ЧИО», схемы, эпиграф, иллюстрации (слайды по Восточной , Западной, кочевой цивилизации).

Ход урока: I) Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

II) Изучение нового материала.

План.

  1. Понятие цивилизация.

  2. Основные классификации цивилизаций и их критерии.

  3. Отличия Восточной цивилизации от Западной. Цивилизация номадов.

  4. Казахстан в составе мировой цивилизации.

А) Вступительное слово учителя. (Слайд №1-3)

Б) Мозговой штурм: Как вы понимаете слово «Цивилизация»? Учащиеся обмениваются мнениями.

Вводится понятие «Цивилизация». (Слайд №4).

Цивилизация – (лат. Civilis-гражданский, государственный)- качественные особенности духовной и социальной жизни, свойственные данному обществу в определенный период исторического развития. (Учащиеся записывают в тетрадь).

Учитель обобщает ответы учащихся и подводит их к выводу: Что любая цивилизация характеризуется не только свойственной ей существенно- производственной технологией, но и что важнее, всей культурой. Цивилизации свойственны основанные на духовности, морали, вере народа собственная философия, общественно значимые ценности, особые жизненные принципы и образ жизни.

В) Мини- дискуссия по вопросу: (Слайд №5-8) Единая мировая цивилизация или многообразие цивилизаций? Среди ученых_ обществоведов возникает спор: как в дальнейшем будет развиваться мировая цивилизация- придет человечество к единым, общим ценностям или сохранится историко-культурное нынешнее многообразие, которое углубившись, превратит общество в совокупность более или менее обособленно развивающихся цивилизаций?

  1. Учитель знакомит учащихся с основной классификацией цивилизации и их критериями. (Слайд №9. Схема 1. «Классификация цивилизаций»).

При анализе на основе цивилизационного подхода человеческое общество рассматривается с двух точек зрения: географического расположения и исторического развития, то есть по горизонтали и вертикали.

По географическому расположению человеческие цивилизации в основном делятся на Восточные и Западные.(Слайды №10-18,20-21)

А с позиции исторического развития – на традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества.

Вопрос:

Давайте, сравним Восточную и Западную цивилизации. В чем их отличия? Сходства.

Вывод: Духовности, созерцательности традиционного общества противостоит индивидуализм и деятельное начало западного общества.

  1. Какое место занимает в мировой цивилизации цивилизация номадов?

Кто такие номады? Номадизм?

(Слайд №19 .схема 2.)

VIII-IV до н.э. Саки Гунны IV в до н.э.- IIв н.э.

C III- до н.э. Уйсуни, кангюи Тюрки VI в

C XI в Кыпчаки и др. Татаро-монголы XIII в

C XVB в Казахи Джунгары XVII-XVIII вв.

Утрата независимости

Установление колониализма

Отказ от номадизма.

Учащееся раскрывают основные критерии кочевой цивилизации.

  1. Казахстан в составе мировой цивилизации.(слайд №22) Беседа.

Каким же путем идти Казахстану? Обращение к эпиграфу урока. В строительном материале совершенного Казахстана используются:

  • Лучшие достижения советской эпохи

  • Опыт мировой социальной демократии

  • Традиционные ценности казахского общества

  • Ценности людей разных культур.

Обобщение: Сегодня Казахстан является общепризнанным центром диалога мировых цивилизаций и культур.

В своем ежегодном Послании народу Казахстана Президент страны озвучил Стратегию, позволяющую Казахстану претендовать на место в сообществе конкурентоспособных государств.

III. Закрепление- беседа:

  1. Назовите черты западной цивилизации в жизни Казахстанского общества.

  2. Приведите примеры, подтверждающие мысль Н.А.Назарбаева о миссии Казахстана.

IV. Подведение итогов и оценка деятельности учащихся.

V. Д/З. написать сочинение- размышление о цивилизациях.

gigabaza.ru

Основные”живые”цивилизации современного человечества, Основные цивилизации всей истории человечества, Итоговая классификация цивилизаций

Группировка обществ-цивилизаций осуществляется английским историком по-разному, в зависимости от точки отсчета или конкретного познавательного задача, решается в том или ином случае. Скажем, я если речь идет о живых, существующих и сегодня, общества высшего, цивилизованного типа, то. Тойнби выделяет пять цивилизаций: 1) современный западнохристианского мира;

2) православное христианское общество в. Юго-Восточной. Европе и в. России;

3) исламское общество, расселены в зоне сухих степей и пустынь, которая пересекает диагонально. Северную. Африку и. Средний. Восток, от. Атлантического побережья до. Великой. Китайской стены;

4) индуистский общество на тропическом субконтиненте. Индии;

5) дальневосточное общество в субтропическом и умеренном регионах на территориях, расположенных между зоной степей и пустынь и. Тихим океаном77

4247 Основные цивилизации всей истории человечества

Осуществляя сравнительное исследование цивилизаций, ученый выделяет уже двадцать одну цивилизацию, поскольку речь идет уже не только о современных, но и о прошлых общества высшего типа”Таким образом, – под дсумовуе он, – наши студии позволили нам выделить девятнадцать обществ, большинство из которых соединена”материнско-дочерними”взаимоотношениями с одним или несколькими другими. Это общества западное, правосл вне, иранское, арабское (эти двое сейчас объединились в одно, исламское), индуистское, дальневосточное, эллинское, сирийское,. Индская, древнекитайское, минойская, шумерское,. Хеттское, вавилонское, египетское,. Андское, мексиканское,. Юкатанского и майянского. Мы выразили сомнение относительно разделения между обществами вавилонским и шумерским, и еще несколько пар тоже, возможно, следует рассматривать как одно общество, надела не”эпилогом”по египетской аналогии. Но мы уважать их индивидуальность, пока не найдем подходящие основания для противоположных выводов итоге, весьма желательно разделить также православное хри стиянське общество на православно-византийское и православно-русское, а общество дальневосточное – на китайское и корейско-японское. Это увеличило бы наше число до двадцати одного”7аше число до двадцяти одного”78.

4248 Итоговая классификация цивилизаций

Наконец, помимо рассмотренных выше, к основным следует, конечно, отнести и еще одну, загальнопидсумкову классификацию цивилизаций по. Тойнби. Она выглядит так:

Окончательная классификация цивилизаций по. Тойнби

И. Полностью развитые цивилизации

А

Независимые цивилизации, не родственные другими

-. Центральноамериканский (майя, мексиканская,. Юкатанского, кроме того, добавлено классическую фразу о центральноамериканскую цивилизацию на плато. Мексики и. Юкатана и на плато. Гватемалы)

-. Андская

родстве с другими

-. Шумеро-аккадский (в том числе вавилонская)

-. Египетская

-. Эгейская (этот термин теперь включает минойскую и. Элладской вариант эгейской цивилизации)

-. Инда

-. Древнекитайская (этот термин охватывает дальневосточную и пред-Шан цивилизации)

Родственные другими (первая группа)

-. Сирийская (родственная шумеро-аккадских, египетских,. Эгейском и. Хеттского)

-. Эллинская (родственная с. Эгейским)

-. Индийская (родственная. Инда, сюда надо еще добавить индуистскую)

Родственные другими (вторая группа)

-. Православно-христианская

-. Западная (родственные с сирийской и эллинской)

-. Исламская

Б

Сателлитные цивилизации

– миссисипских (сателлит центральноамериканской)

-. Юго-западная (сателлит центральноамериканской)

-. Пивничноандська (сателлит андской)

– эламские (сателлит шумеро-аккадской)

-. Хеттская (сателлит шумеро-аккадской)

-. Урарту (сателлит шумеро-аккадской)

-. Иранская (сателлит сначала шумеро-аккадской, а впоследствии сирийской)

-. Корейский (сателлит древнекитайской)

-. Японская (сателлит древнекитайской)

-. Вьетнамский (сателлит древнекитайской)

-. Итальянский (сателлит эллинской, включая этрусками)

-. Юго-Восточная азиатская (сначала сателлит индийской, в. Индонезии и. Малайе – исламской)

-. Тибетская (сателлит индийской, включая. Монголией и. Калмыкией)

-. Русская (сначала сателлит православной, затем – западной) II. Недоразвитые цивилизации

-. Первая сирийская (времен гиксосов; омрачена египетской цивилизацией)

– несторианского-христианская (дальневосточная христианская; омрачена исламской)

– монофизитское-христианская (омрачена исламской)

-. Далекозахидна христианская (кельтская; омрачена западной)

-. Скандинавская (омрачена западной)

-. Средневековый западный”космос”городов-государств (омрачен западной) 79

uchebnikirus.com

Типы цивилизаций. Понятие цивилизации :: SYL.ru

Понятия «культура» и «цивилизация» изучаются в школе, однако школьная программа не позволяет выделить на их изучение достаточного количества времени, между тем с ними приходится сталкиваться постоянно. Особенно это касается тех, кто собирается стать социологом, психологом или историком.

Что такое цивилизация?

Под цивилизацией следует понимать относительно высокую степень культуры, которая появилась спустя какое-то время после варварства. Существует несколько подходов к данной терминологии и несколько концепций, с помощью которых выделяют типы цивилизаций. Само слово произошло от латинского civilis, что в переводе означает «гражданин».

Также под цивилизацией понимают какую-либо конкретную историческую популяцию, которая практиковала земледелие и ремесло, возводила города, использовала письменность, а также была объединена нормативностями порядка, установленного на существующей системе ценностей, разработанной обществом.

Что такое культура?

Понятия «культура» и «цивилизация» несколько различаются, поскольку первое включает в себя самую различную человеческую деятельность, все ее формы и способы самовыражения. Речь идет о накоплении обществом в целом и человеком в частности различных навыков и умений. Культуру также можно рассматривать как отображение человеческой объективности и субъективности.

Культура является общей совокупностью всевозможных форм деятельности, которые может осуществлять человек. Ученые именуют культурой целый набор кодов, которые навязывают человеку определенную модель поведения, при этом учитывая возможность появления собственных мыслей и переживаний. Источником появления культуры следует рассматривать познание и творчество, осуществляемые человеком.

Назад в прошлое

Древние цивилизации уже давно не дают покой историкам и культурологам всего мира, поскольку именно они создали технологии, которые сегодня уже окончательно утрачены. До сих пор нет точных данных о том, какая из цивилизаций возникла первой, каким образом это произошло, и что стало причиной ее зарождения.

Большинство историков склоняется к тому, что самый первый народ, который можно смело именовать цивилизацией, – шумеры, которые жили в период 3500-4000 лет до н. э. Спустя полторы тысячи лет существования она после междоусобных войн исчезла. Древние цивилизации оставили потомкам послание о том, что первая из них появилась на Крайнем Севере, но ее жители были уничтожены арктическими льдами. Упоминания об этой цивилизации можно найти в письменах индейцев, китайцев, египтян и даже эскимосов.

Типология цивилизаций

Чтобы хоть как-то типологизировать понятие цивилизации, были придуманы критерии, на основе которых рассматривались все жившие ранее народы. Речь шла об общих чертах духовной жизни, наличии общих интересов, способных повлиять на дальнейшее развитие, взаимослиянии культур, а также о взаимной зависимости экономического прогресса и исторической судьбы.

Благодаря всем этим критериям ученые сумели сформировать наиболее актуальные типы цивилизации: восточный, западный, современный, а также природные сообщества. Каждый из них обладает своими особенностями, полностью разобраться в которых сможет только весьма сведущий историк или культуролог.

Западные цивилизации

Западный тип цивилизации является особой разновидностью развития, которая включает в себя несколько этапов исторического и культурного роста Северной Америки и Европы. У такого типа существует целый ряд ценностей, среди них ориентация на новое, привитие уважения к личности человека, установка на индивидуальность каждой личности.

Выбор демократии, рациональность, уважение к чужой собственности и идеалы терпимости в данном типе стоят на втором плане, однако играют достаточно значимую роль. По мере своего развития западная цивилизация трансформируется в техногенную, предпочитая развивать каждого своего гражданина. Речь в данном случае о культурном и духовном развитии, нежели о физиологическом.

Восточные цивилизации

Восточный тип цивилизации исторически стал первым и сформировался к началу третьего тысячелетия до нашей эры. Его можно отличить по характерным признакам: ориентация на традиционализм, слабое разнообразие форм жизнедеятельности, жизнь человека в данном типе является чем-то предопределенным свыше (социумом, силами природы, высшим разумом и т. д.).

В этом типе психологическая установка человека обращена не на собственное развитие и познание окружающего мира, а на безмятежное созерцание всего сущего вокруг. Социум здесь построен на принципе коллективизма. Государство в данном случае преобладает над обществом, лишая последнего права выбора. Главный способ управления – принуждение.

Современные цивилизации

Их также именуют техногенными. По мнению ученых, к этому типу пока что можно отнести только одну цивилизацию, которая сформировалась на территории Европы во времена средневековья, а затем распространилась по всему миру до конца XX века. Основами данного типа являются рациональность и ценность разума, которая здесь крайне важна, поскольку именно от него зависит прогресс техники и науки.

Главным признаком такой цивилизации является постоянное усовершенствование технологии, которое возможно благодаря постоянному использованию научного знания. Также здесь следует отметить научно-техническую революцию и обновление предметной среды, сформированной человеком, − именно в ней он на данный момент осуществляет свою деятельность.

С точки зрения некоторых ученых, в данном случае вообще сложно говорить о цивилизации как таковой, поскольку речь идет об исторических сообществах, которые жили в гармонии с природой, подчиняясь ее стандартному годовому циклу. Те народы, которые относились к такой цивилизации, сумели адаптироваться к природе так, чтобы поддерживать и воспроизводить жизнь в дальнейшем.

Члены таких исторических сообществ видели смысл собственной жизни в том, чтобы сохранить баланс между природой и человечеством. Для них важно было сохранить традиции, приемы труда, обычаи, которые никак не нарушали их духовного единства с окружающим миром. Такие сообщества, по мнению специалистов, не попадают под типы цивилизаций, поскольку вели кочевой или близкий к нему образ жизни.

Классификация с исторической точки зрения

Исторические типы цивилизаций подразделяются на три разновидности: постиндустриальный, индустриальный и доиндустриальный. Последний из них существовал примерно до начала XVIII века и развивался благодаря ремесленному производству, где использовались ручные орудия труда, а в качестве источника энергии выступала мускульная сила.

Индустриальная цивилизация появилась, когда человечество передает производство в руки машин. Общественные процессы синхронизируются, и управлять ими становится легче. Происходит максимализация духовных и материальных потребностей. Цивилизация динамически развивается, при этом она ориентирована на то, чтобы как можно скорее освоить внешнюю реальность.

Постиндустриальная цивилизация отличается огромным количеством информации, на основе которой можно создать новые орудия труда, которые освободят человечество и помогут ему обратить свое внимание на неизученные сферы жизнедеятельности. Социум в данном типе решает проблемы благополучия человека и его защищенности.

Внутреннее деление

Внутри каждой цивилизации могут существовать более мелкие образования. Типы обществ цивилизаций могут формироваться благодаря самым разным признакам. Чаще всего речь идет о религиозных, экономических и политических обществах, которые, сформировавшись в рамках одной цивилизации, могут действовать во благо или во вред ее представителям.

Также существует несколько уровней выделения цивилизаций. В первую очередь речь идет о глобальном (Запад, Восток), затем следуют региональный (юго-восточная) и локальный (в рамках одной нации). Эти уровни подразумевают, что представители цивилизации собираются вместе и пытаются разрешить текущие проблемы.

Нельзя сказать, что типы цивилизаций изучены до конца, поскольку сведений о том, как появилась самая древняя из них, нет до сих пор. Некоторые историки предполагают, что существовали и более древние цивилизации, однако никаких археологических находок, которые бы смогли это подтвердить, пока что найдено не было.

www.syl.ru

ЕГЭ. Общество. Тема № 11. Цивилизация и её типы |

Цивилизация – это слово иностранного происхождения, пришло в русский язык из греческого языка и обозначает « гражданский».

Один из путей изучения истории – цивилизационный. Так что же такое цивилизация и каковы её типы?

Цивилизация

Цивилизация – это общество на определённом этапе исторического развития, характеризующееся свойственными ему особенностями развития культуры, причём культуры в широком смысле, то есть того, что создало человечество и что значимое для него, вся материальная и духовная культура.

Существует несколько классификаций цивилизаций.

Первая классификация цивилизаций

  • Локальные цивилизации-общности людей, которые занимают определённую территорию и отличаются уникальными, только им свойственными особенностями социально-экономического и культурного развития. Складывается такая цивилизация на основе одного или нескольких этносов, имеет одну религию. Так в период Древнего мира уникальной были цивилизации Рима. Египта, индии и других государств.
  • Линейно – стадиальные цивилизации, их ещё называют мировыми, это этап в развитии общества, имеющий универсальные, то ест общие черты развития, свойственные всему человечеству в этот период, все локальным цивилизациям:

это примерно одинаковый уровень экономического, военного развития, политического устройства,

примерно один и тот же уровень знаний об окружающем мире.

одинакова роль  религии, хотя их в мировой цивилизации много

включает в себя представителей многих рас, этносов.

Так, в период Древнего мир как бы ни отличались Рим и Египет, но они стояли примерно на одном уровне развития(например, войны велись на колесницах и пешими лучниками,  не было же тогда в какой-то стране танков).

Линейно-стадиальные цивилизации:

Античность

Средневековье

Возрождение

Просвещение

Новое время

Новейшее время

Вторая классификация цивилизаций

  • Западная цивилизация
  • Восточная цивилизация

Сравнение западной и восточной цивилизации

Линии сравненияЗападная цивилизация

 

Восточная цивилизация

 

Роль религииРациональное сознание, Разделение светской и духовной сфер жизни, появление атеистов- людей,  не верящих в Бога.Велика роль религии , религиозных ценностей, вся жизнь людей и государства в целом основана на религиозных ценностях.
Восприятие мираРациональное и в то же время противоречивое.Эмоциональное, вера в судьбу, в постоянное чередование смертей и возрождений.
Отношение к природеМеньшая зависимость человечества от природы, использование интенсивных технологий, появление глобальной экологической проблемы.

Стремление подчинить себе природу.

Зависимость экономики от природных условий, экстенсивный характер  технологий, гармония с природой.
Политическая сфераПравовое государство, верховенство закона, строительство гражданского общества, выборность органов власти, парламентаризм.

Принцип разделения властей.

Развитые горизонтальные связи в обществе, прогрессивный тип развития.

Общество полностью подчинено государству, деспотический характер власти, власть выше закона.

Вертикальный тип связей, отношения господства и подчинения. Полная зависимость от властей, отсутствие горизонтальных связей.

Восточная деспотия, неограниченная власть, обожествление монарха.

Социальная сфераРазвитая классовая структура, а со временем стирание классовых различий, наличие профсоюзов, партий, общественных организаций.Сословная социальная система, трудность или невозможность перейти из одного сословия в другое, общинность,  замкнутость.
Человек в обществеПриоритет прав и свобод в человека, его интересов, индивидуализм сознания.

Приоритет свободной личности, которая обладает гражданскими правами. Ценность индивидуальной свободы и самостоятельности.

Принцип коллективизма, незащищённость большей части общества, беззаконие.

Приоритет системы подчинения личности обществу.

Экономическая сфераРазвитая частная собственность, рыночная экономика, престиж предпринимательской деятельности.Слабо развита частная собственность, в основном -общинная и государственная собственность. Защищена законом только собственность высшего слоя общества. Власть рождает собственность. Отсутствие власти — отсутствие собственности.
Отношение к прогрессуПрогрессивное развитие общества, модернизация, использование инноваций, развитие общества носит поступательный характер.Поддержание традиционного образа жизни, развитие общества носит циклический характер.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

 

 

obschestvoznanie-ege.ru

Оставить комментарий