Отличие рассказа от научной статьи – Чем отличается статья от рассказа?

Содержание

Пять отличий художественной литературы от научной. Удобная таблица :: SYL.ru

Мир литературы удивителен и разнообразен, книг существует великое множество, и самое основное их деление – на научные и художественные. Рассмотрим, чем же они отличаются.

Цель

Отличие художественной литературы от научной состоит в цели написания произведения. Так, если роман, повесть или стихотворение может подарить читателю эстетическое наслаждение, дает ему возможность погрузиться в мир авторского замысла, то справочник или научное исследование имеет более приземленные мотивы – сообщение неких фактов, гипотез, проведение анализа какого-либо явления. Для написания подобных трудов, как правило, используются не только знания конкретного ученого, но и систематизация данных по определенному предмету, описываются достижения исследователей прошлых лет. С ними спорят или соглашаются. Цель научного трактата – информирование коллег о сделанном открытии, закрепление за собой права на него.

Сюжет

Если в художественном произведении имеется сюжет, то в научном трактате или монографии его нет, текст представляет собой последовательное изложение фактов, попытки их истолковать, объяснить, содержит гипотезы. Изложение строго логично, тогда как в романе или повести автор может работать с несколькими временными планами, забегая вперед либо возвращаясь назад.

При этом в одном произведении может быть ряд сюжетных линий, а в труде или трактате описываться несколько явлений или предметов, но наличие или отсутствие сюжета позволит отличить одно произведение от другого.

Использование художественных приемов

В чем отличие художественной литературы от научной по оформлению? Прежде всего, для первой важно не только содержание, но и форма. Писатель – это мастер слова. Он старается облечь свои мысли в идеальную форму, поэтому активно использует тропы: звучные эпитеты, яркие броские сравнения, гиперболы, параллелизм. Особого эффекта помогают достичь оксюмороны, эвфемизмы. Например, пьеса Толстого называется «Живой труп». Это оксюморон, то есть сочетание несочетающихся по смыслу слов. В действительности труп живым быть не может. Но именно этот троп помогает автору охарактеризовать характер главного героя, Федора Протасова, его мучения и искания, стремление уйти из жизни.

А вот научная литература тропы не использует. Речь ученого всегда точная, изучаемый предмет или явление описывается подробно, четко. Конечно, исследователь может использовать сравнения и определения, но лишь для того, чтобы как можно более детально описать объект своей работы. Преувеличения, оксюмороны в строгом трактате недопустимы.

Герои

Еще одно отличие художественной литературы от научной – в наличии или отсутствии героев. Так, в романе или поэме обязательно должно быть действующее лицо. В «Евгении Онегине» это сам Онегин, Татьяна, Ленский, Ольга. По ходу повествования с ними происходят разные события, герои претерпевают личностную эволюцию, общаются друг с другом. Некоторые персонажи являются главными, ключевыми для раскрытия авторского замысла, другие – второстепенными, необходимыми для обыгрывания какой-либо ситуации с главными героями или также для выражения идей писателя. Отдельные персонажи художественного произведения могут погибнуть по ходу повествования, что также дает возможность писателю донести до своего читателя важную информацию. Например, убийство Ленского на дуэли в романе Пушкина говорит о том, что Онегин, несмотря на умение и способность мыслить, еще не отошел от правил, навязанных презираемым им обществом.

В научных трактатах и трудах все обстоит иначе. В них нет героя. Можно, конечно, условно называть героями предмет и объект исследования, но в том, что с ними происходит, нет авторской фантазии. Ученые излагает все факты, опираясь на собственные наблюдения, может иметь место и домысливание. Например, описывая неизвестное науке насекомое, энтомолог может предполагать о назначении того или иного органа. Поэтому в статье или монографии имеются слова «полагаю», «предполагаю», «гипотеза». Постепенно, уже в других трудах каждая гипотеза проходит проверку фактами и опровергается или подтверждается.

Жанр

Еще одно отличие художественной литературы от научной состоит в использовании ими различных жанров. Так, для художественной свойственно прежде всего деление на прозу и поэзию, внутри которых выделяются повесть и роман, элегия и дума, пьеса и сказка. Каждый из жанров имеет свою специфику и отличительные черты. Мир научных трудов также довольно разнообразен: это трактаты, статьи, обзоры, доклады, авторефераты, рецензии.

Таблица

Емко и коротко представим в таблице отличия художественной литературы от научной. Это поможет быстрее запомнить материал и при необходимости освежить его в памяти.

Коротко об отличиях

Параметр сравнения

Художественная

Научная

Цель

Эстетическое наслаждение

Сообщение о научном факте

Область применения

Искусство

Наука и техника

Черты стиля

Образность, эмоциональность

Сухое и последовательное изложение фактов

Жанры

Стихи, романы, повести, сказки

Доклад, монография, выступление, статья, учебник

В таблице представлены ключевые отличия художественной литературы от научной. В завершение отметим, что современные авторы нередко пытаются совместить черты, например, излагая в научном труде информацию эмоционально и с экспрессией. Однако с учетом сферы применения всегда можно быстро определить, относится то или иное произведение к научной или художественной словесности.

www.syl.ru

В чем отличие художественной литературы от научной? Примеры

Литература – это незаменимая часть культуры каждой страны. Без нее невозможно было бы обмениваться информацией, узнавать последние новости или изучать науки. Во всем своем великолепии литература предстает перед читателями в различных жанрах. И нередко сложно выбрать, какой книге предстоит отдать предпочтение. Особенно часто такие терзания возникают, когда читатель не знает, в чем отличие художественной литературы от научной. Что же, попытаемся ему помочь.

Все начинается с теории

Прежде чем классифицировать тексты на художественные и научные, стоит вооружиться теоретическими знаниями в этой области. То есть узнать о том, что такое научная и художественная литература.

  • Художественная литература – это своеобразная разновидность искусства, главным компонентом которого является слово.
  • Научная литература – представляет собой письменные работы, которые были созданы в ходе определенных исследований с применением некого научного метода. Этот вид литературы предназначен для предоставления информации ученым о последних достижениях на их поле деятельности.

Если смотреть только на эти определения, невозможно понять, в чем, собственно, проявляется отличие художественной литературы от научной, кроме как целевой аудитории.

Что такое стиль?

Поэтому стоит изучить этот вопрос более детально. Художественная и научная литература не получили оригинальных названий. Все дело в том, что первую создают художники, а во второй сплошь и рядом формулы. Все дело в особенностях (или, как принято говорить, стилях) написания текста.

Стиль – это оформление текста. Это своего рода «одежда» текста. Если говорить научно, то стиль – это система языковых средств и способов, которые используют для того, чтобы преподнести какую-либо информацию. Каждая система и способ используется в определенных случаях.

В чем же отличие художественной литературы от научной? Прежде всего в стиле текста. А если разбирать более подробно, тогда нужно знать об особенностях текстовых условностей каждого стиля.

Художественный стиль речи

Этот стиль эмоциональный и экспрессивный. Автор текста в основном ориентируется на отображение образов и эмоций, чем, собственно, и покоряет читателей.

Основные черты художественного стиля:

  • Герой и рассказчик в одном флаконе – свободное отображение своего «Я».
  • Текст передает образы, эмоциональный фон и настроение героев.
  • Автор может использовать множество стилистических конструкций в тексте: омонимы, антонимы, фразеологизмы, устаревшие слова, гиперболы и т.д. Выбор словесных оформлений у него неограничен.
  • В художественном тексте автор может применить множество разных стилей, красиво их «подогнав» под общий авторский слог.
  • В словах всегда есть скрытый смысл.

Основная цель текста в этом стиле – передать эмоции, создать у читателя определенный настрой. В этом и состоит первое отличие художественной литературы от научной.

Научный стиль

Тем не менее это еще не все отличительные характеристики стилей. Невозможно сравнивать художественный и научный стиль, не сказав ничего об особенностях содержания.

Основные черты научного стиля:

  • Автор объективен, беспристрастен. В тексте фигурируют местоимения «мы» или «они».
  • Много терминологии и речевых клише. Отсутствие или сведенное к минимуму употребление эмоционально-экспрессивной лексики.
  • Текст статичный и медленно читается из-за обилия наречий, прилагательных и существительных.
  • Текст построен логично, изложен последовательно, согласно тезисам.
  • Много вводных слов, которые объясняют явления или понятия.

В этом прослеживается еще одно отличие художественной литературы от научной.

Немного о научно-популярном

Многие читателя склонны путать научную литературу с научно-популярной. Научно-популярная литература – это художественный текст о науке. Он предназначен как для опытных исследователей, так и для простого населения. Отличие художественной литературы от научно-популярной в том, что вторая объединяет основные черты двух литературных стилей. Здесь можно найти и образы, и эмоции, и сухую информацию, которая устрашает формулами и терминологией.

План и пример

Отличие между художественной и научной литературой действительно большое. Чтобы подытожить все написанное, стоит привести практический пример.

Отличие художественной литературы от научной (примеры):

  • Художественный стиль: «На горизонте уже задребезжали первые рассветные лучи, но в лагере никто не обратил на них внимания. Каждый солдат был погружен в свои мысли. Кто-то чистил дуло автомата, кто-то дописывал последние строки письма, а кто-то безучастно смотрел в сторону, где расположился противник. Сегодня должно было состояться решающее сражение. Целую ночь никто не смог сомкнуть глаз, а минуты раннего утра ползли словно улитки, пока кто-то не крикнул: «Началось!»…»

  • Научный стиль: «Берлинская наступательная операция началась утром 16 апреля 1945 года. 9000 советских орудий и минометов ударили по немецким позициям. За считаные минуты была уничтожена первая линия обороны. Воздушные бомбардировщики атаковали немецкие артиллерии и штабы. Было уничтожено 2145 единиц немецкой боевой техники… Германия объявила о своей капитуляции 8 мая 1945 года».

Два этих текста рассказывают о начале Берлинской наступательной операции – последнем сражении в Великой Отечественной войне. И если составить план: «Отличие художественной литературы от научной», то он будет иметь следующий вид:

  1. В научном тексте всегда будут указаны:
  • точные даты и цифры;
  • перечень основных действующих элементов;
  • оценка происходящего;
  • внимание к значимым моментам;
  • общие итоги;
  • цифры, протоколы, ведомости.
  1. Художественный текст имеет в своем составе:
  • впечатления о происходящем;
  • описание места, где происходят события;
  • средства выразительности, которые заставляют читателя переживать;
  • действительность нарисована в живых картинах.

Даже представленные небольшие примеры соответствуют большинству пунктов плана. О том, в чем заключается отличие художественной литературы от научной, кратко изложено в статье. Если первая представляет собой нечто возвышенное, чувственное и духовное, то вторая является ее прямой противоположностью – она излагает основные факты с применением сложной терминологии и, забыв об эстетике речевых оборотов, упрямо шагает к цели. Можно сказать, что они как небо и земля. Их бессмысленно сравнивать. Однако невозможно представить мир культуры как без художественных произведений, так и без научных трудов.

fb.ru

чем отличаются художественные рассказы от научно познавательных

Научно-познавательный рассказ – голые научные факты, их анализ.
Художественный рассказ – частично, или полностью вымысел.

Художественный текст – сообщение, направленное автором читателю, зрителю или слушателю. Художественный текст:
– передает информацию;
– вырабатывает новую информацию;
– хранит информацию.
Читатель художественного текста находится в отношении сотворчества к получаемому сообщению, он должен понять, что хотел сказать автор.
Нау́чный стиль — функциональный стиль речи, литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.
Стиль научных работ определяется в конечном счете их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее.
Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определённых наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, научная статья, доклад, учебник, курсовая работа и т. д.) , что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.
Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связи между частями высказывания, стремление авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.
1. Логичность – это наличие смысловых связей между последовательными единицами (блоками) текста.
2. Последовательностью обладает только такой текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.
3. Ясность, как качество научной речи, предполагает понятность, доступность. По степени доступности научные, научно-учебные и научно-популярные тексты различаются по материалу.

otvet.mail.ru

Что такое рассказ и чем он отличается от других жанров?

Жанр рассказа имеет очень древнее происхождение. Задолго до появления письменности люди рассказывали друг другу новости, повествовали о произошедших событиях. Народные сказки и притчи – вот прародители современного рассказа.

Некоторое время назад короткие эпические формы разделялись на собственно рассказы, новеллы, очерки. Сегодня различие между ними постепенно стирается

Так что такое рассказ сегодня? Это сравнительно небольшая форма эпического произведения. Чаще всего события и действующие лица рассказа группируются вокруг одного эпизода, одного события или характера.

Некоторые специалисты отвечают на вопрос «что такое рассказ?» менее профессионально, но более понятно. Они утверждают, что рассказом можно считать повествование об определенных событиях. Именно этим, уверены они, рассказ отличается от новеллы или очерка. Новеллой сегодня принято считать короткое повествование, часто с острым сюжетом. Обычно новеллы характеризуются нейтральным, непредвзятым повествованием, острым сюжетом, крайне неожиданной развязкой.

Очерк отличается от рассказа отсутствием конфликта, большим количеством описаний.

Что такое рассказ? Это огромное количество повествовательных произведений, разных по тематике. С точностью перечислить все категории, темы и разновидности рассказов невозможно.

Однако можно выделить основные, наиболее популярные сегодня темы рассказов.

  • Юмористические. Их главная задача – вызвать улыбку у слушателей. Это, пожалуй, самый сложный вид литературы данного вида. Великими мастерами рассказов такого рода были А.П. Чехов, М. Зощенко и др. Сегодня на юмористических рассказах «специализируются» М. Задорнов, «Красная бурда», представители телепередачи «Аншлаг».
  • Фантастические рассказы. В них речь может идти о самых невероятных событиях, не имеющих места в реальной жизни. Фантастические рассказы сегодня так же многообразны, как прочие фантастические жанры. Они могут быть научно-популярными, мистическими, принадлежать к разряду фэнтези и т.п.

Известный писатель и человек веселого нрава Александр Грарк предлагает рецепт написания фантастического рассказа. Для этого, по его мнению, нужно найти самое невероятное объяснение самому простому (и, тем более, непростому) явлению. Хорошо так же включать в «тело» научно-популярного рассказа «научные» или просто малопонятные фразы. Если же говорить серьезно, то особенностями фантастических рассказов, действительно, является особенная лексика, особый способ рассказывания.

  • Рассказы про любовь. Самые популярные среди девушек и женщин. Они не просто передают историю чьей-то любви. Авторы, занимающиеся написанием любовных рассказов, стараются возбудить эмоции, «затронуть сердце» своих читателей.

Независимо от сюжета и тематики рассказов, все они имеют общие, характерные только для этого жанра признаки.

  • Краткость. Речь идет не столько о количестве страниц, сколько об установке автора на предельную краткость и конкретность. Эпизоды должны быть внятными, четко прописанными, конкретными.
  • Все рассказы должны быть стилистическим целым. Чаще всего они ведутся от лица только одного рассказчика, обладающего своим убеждением, манерой речи. Неважно, кто это – автор, герой, посторонний наблюдатель. Именно с его точки зрения мы воспринимаем происходящие события. Другое дело, соглашаемся мы с мнением рассказчика или нет.
  • Как уже говорилось выше, рассказ обычно повествует только об одном событии, эпизоде или герое.
  • Наконец, на вопрос о том, что такое рассказ, можно ответить так: это небольшое произведение, связанное единством стиля, настроения, ситуации.

fb.ru

Чем отличаются художественные рассказы от научно-познавательных текстов ?

Научно-познавательные тексты относятся к научному стилю речи. Чаще всего они используются в различных публицистических изданиях, для написания докладов, статей, тезисов и т.д.

В чем особенность научно-познавательной литературы?

Все ее основные особенности связаны, в первую очередь, с целью, которую говорящий ставит перед собой. В данном случае это передача информации читателю или слушателю. Именно поэтому в научной литературе преобладает монологическая речь. Также в произведениях такого стиля применяется много специальных слов, это могут быть термины или профессионализмы, связанные с его темой. А вот тропами научно-познавательные тексты обычно не богаты. Это связано с тем, что в них практически отсутствует описательная сторона, которая требует художественности. Нет в таком типе произведений и лирического героя, потому что авторское “я” в случае с научным стилем как бы обособлено от повествования и не требует эмоционального выражения.

Отдельно стоит упомянуть особенности использования типов речи. В случае с научными текстами мы чаще всего используем рассуждение, поскольку поясняем читателю (слушателю) свою точку зрения по какому-то вопросу. Повествование в научно-популярной литературе практически всегда присутствует в очень малом объеме. Описание же может использоваться, но оно обычно носит узкоспециальный характер.

Отличие научного текста от художественного

Выше мы привели основные черты научно-познавательных произведений. Из этого можно сделать вывод, что их основные отличия от художественных состоят в следующем:

  1. В них меньше используются средства художественной выразительности;
  2. Они содержат термины и профессионализмы, соответствующие конкретной тематике;
  3. В них отсутствует лирический герой, а повествование является максимально абстрактным и обобщенным;
  4. В них отсутствует сюжет и, соответственно, динамика его развития, а также двигающие его герои;
  5. Основным типом речи в научной литературе является рассуждение, в то время как в художественной преобладают описание и повествование.

 

shkolnikru.com

Чем отличается художественнй рассказ от научно познават текста

Научно-познавательный рассказ – голые научные факты, их анализ.

Художественный рассказ – частично, или полностью вымысел.

Художественный текст – сообщение, направленное автором читателю, зрителю или слушателю. Художественный текст:

– передает информацию;

– вырабатывает новую информацию;

– хранит информацию.

Читатель художественного текста находится в отношении сотворчества к получаемому сообщению, он должен понять, что хотел сказать автор.

Нау́чный стиль – функциональный стиль речи, литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи. Стиль научных работ определяется в конечном счете их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее. Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определённых наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, научная статья, доклад, учебник, курсовая работа и т. д.) , что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории. Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связи между частями высказывания, стремление авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.

1. Логичность – это наличие смысловых связей между последовательными единицами (блоками) текста.

2. Последовательностью обладает только такой текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.

3. Ясность, как качество научной речи, предполагает понятность, доступность. По степени доступности научные, научно-учебные и научно-популярные тексты различаются по материалу.

iotvet.com

Научно-познавательный рассказ – что такое? Научно-познавательная литература

Научно-познавательный рассказ – что такое? Популяризация научных знаний об окружающем мире – необходимое звено в системе образования. Она дает возможность донести сложную информацию о содержании различных отраслей науки (естественных и гуманитарных) в доступной форме, литературным языком. К научно-популярной литературе относятся и биографии исторических лиц, деятелей науки и культуры, и повествования о путешествиях, рассказы о природе и физических явлениях, исторических событиях.

Оптимальный жанр

Если говорить конкретнее, применительно к детскому сознанию, только начинающему осваивать многообразие явлений и предметов, познанных человеком, то для развития потребностей необходима в первую очередь научно-познавательная литература. Она может быть представлена различными жанровыми образованиями. Самым простым и наиболее соответствующим детскому восприятию является рассказ. Компактный по объему, он позволяет сосредоточиться на какой-либо одной теме, на однородных явлениях, выбрав самые характерные.

Художественность или информативность?

Рассказ как жанр предполагает повествовательность, сюжетность, последовательное изложение фактов или событий. Рассказ должен заинтересовывать, содержать интригу, неожиданный, яркий образ.

Что такое научно-познавательный рассказ, и чем он отличается от художественного? Последний не имеет своей целью передачу какой-либо точной информации об окружающем мире, хотя она там не может не присутствовать. Художественный рассказ создает в первую очередь художественный образ мира, опирающийся как на знание, так и на вымысел.

Писатель использует известный ему фактологический материал не для того, чтобы кого-то познакомить с ним и пополнить знания о предмете, а чтобы, во-первых, создать убедительный образ (нарисовать словом), а во-вторых, выразить свое отношение к изображаемым реалиям: свои чувства, мысли – и заразить ими читателя. То есть выразить свой творческий потенциал.

К какому разряду можно отнести прозаические миниатюры М. Пришвина о природе? «Гаечки» – художественный или научно-познавательный рассказ? Или его же «Верхоплавки», «Говорящий грач»?

С одной стороны, автор совершенно достоверно, в деталях описывает внешний вид и повадки птичек. С другой, он сочиняет диалог, который якобы ведут между собой синички-гаечки, и очень ясно дает понять, какое удивление и восхищение вызывают в нем эти птички. В таком же духе он высказывается и в других рассказах. Безусловно, это художественные рассказы, тем более что в целом они складываются в широкую мозаичную картину, которая позволяет оценивать их в категориях художественной натурфилософии. Но и в познавательном значении им тоже не откажешь.

Художественно-познавательная литература

Ряд специалистов по литературоведению и преподаванию словесности в школе вводят такое понятие, как художественно-познавательная литература. Конечно, рассказы М. Пришвина, как, впрочем, и В. Бианки, Н. Сладкова, полностью укладываются в это понятие, соответствуют ему.

На этом примере хорошо видно, что понятие «научный познавательный рассказ» вряд ли может иметь точно очерченные и ограниченные рамки. Строго говоря, надо признать, что его функции служат в первую очередь учебным целям. Имеет значение не только содержание – определенная информация, необходимая для усвоения, но и то, как она организована, каким образом сообщается читателю.

Что такое научно-познавательный рассказ? Его функции

Научно-познавательное произведение раскрывает свою тему с исторических позиций, в развитии и в логической взаимосвязанности. Тем самым оно способствует становлению логического мышления, помогает осознавать причинно-следственную связь между явлениями. Умный рассказ может посодействовать переходу от предметного мышления к оперированию отвлеченными понятиями.

Он призван ввести в умственный обиход ребенка (или подростка) представление о специальной терминологии, используемой в той или иной отрасли знания. Причем это должно происходить поэтапно: от раскрытия содержания строгого научного понятия к более сложным текстам, использующим определенную терминологию.

Научно-познавательный рассказ стимулирует школьника к освоению специальной справочной литературы, помогает научиться пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками по различным отраслям знаний. Он содействует созданию четкого представления о системе справочных пособий, доступно раскрывающих терминологию или суть интересующего предмета.

Познавательная литература и воспитание

Расширение объема знаний, информативной базы формирующейся личности и одновременно воспитание интеллектуальной активности, стимулирование умственного роста – вот что такое научно-познавательный рассказ. Умело и талантливо составленный текст рассказа обязательно затрагивает и эмоциональную сферу. Только машина может оперировать «чистым», «голым» знанием.

Усвоение материала намного успешнее происходит на фоне заинтересованности. Научный познавательный рассказ должен вызывать желание прочесть что-то новое, формировать стремление к познанию. Поэтому личное отношение, личная авторская интонация – а это черта художественной литературы – все-таки являются необходимым компонентом такого произведения.

Неизбежность художественного уклона

Здесь нам придется вернуться к сопоставлению художественной и научно-познавательной литературы. Ее элементы, иллюстративность, описательность, создание словесной картинки и прежде всего наличие эмоциональной ауры и индивидуальной интонации наделяют произведение воспитательной функцией. Они пробуждают в маленьком читателе любознательность, помогают определиться с ценностным отношением к окружающему миру, с ценностными ориентациями.

Поэтому художественно-познавательная литература незаменима для восприятия в раннем школьном возрасте. Между этими двумя видами учебной литературы нет непроходимой пропасти. Художественно-познавательные рассказы соответствуют самой первой ступеньке образовательного процесса, она предшествует чтению научно-познавательных рассказов.

Научно-познавательный рассказ (определение)

Так что же это такое? Научно-познавательный рассказ – это разновидность обучающего пособия, введенного в учебный процесс с середины 70-х годов как внеклассное чтение. Тогда же была разработана и методика использования этой литературы, отработаны приемы ее усвоения и запоминания, способы мотивировать чтение. Определены ее функции: познавательная, коммуникативная, эстетическая.

Авторы подобных произведений, со своей стороны, применяют различные приемы, облегчающие понимание и запоминание изложенной информации. Повествование строится в форме вопросов и ответов, в форме диалога с читателем. Автор, ведущий повествование от первого лица, выступает в роли наставника, друга, советчика. Научно-познавательный рассказ – это и руководство по выполнению различных опытов и экспериментов, он включает в себя их описание и инструкции.

Познай самого себя

Человек как объект познания, как биологический и социальный феномен, а также естественная история, история общества – все это тоже является предметом изучения. Научно-познавательный рассказ про человека может быть посвящен бесконечному множеству тем.

Первостепенная необходимость для подрастающего поколения – проникнуться созданными поколениями людей нормами общественной морали, на которых и держится человеческая солидарность. Именно такой материал предоставляют, например, рассказы о великих людях прошлого, народных вождях, политических деятелях, гениях науки и культуры – всех тех, кто создавал человеческую цивилизацию.

fb.ru

Оставить комментарий