Ознакомление детей с поэзией в детском саду – Статья (подготовительная группа) на тему: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с поэзией | скачать бесплатно

Ознакомление детей с поэзией в детском саду. Методика заучивания наизусть стихотворений в возрастных группах.

 

С поэтическими произведениями дети знакомятся рано, они оказывают на ребят огромное воздействие: обостряют чувства, способствуют более эмоциональному восприятию содержания произведения; открывают богатство интонаций и звукового состава слова; развивают чувство ритма, рифмы, творческое воображение, юмор; помогают увидеть и выразить в словах впечатления от многоцветного окружающего мира; учат любить яркое, меткое слово. Для правильного восприятия поэтических произведений необходимо, чтобы дети понимали то, что им читают. Понимание обусловлено наличием у слушающих определённых знаний, определённого опыта. По мнению И.П.Павлова, пользование знаний, приобретёнными связями – есть понимание. Поэтому педагог должен считаться с опытом детей, их возрастом и развитием.

У каждого ребёнка можно развить интерес к поэзии. На запоминание и воспроизведение стихотворений, как показала Р.И. Жуковская, оказывают влияние следующие факторы:

– интерес к содержанию стихотворения, совершенству его формы.

– близость стихотворения детским интересам, индивидуальным вкусам.

– интерес к художественному изобразительному творчеству.

– возможность выявить свои творческие способности (принять участие в праздниках, в игре).

– характер оценочных суждений педагога.

– выразительность чтения стихотворений взрослыми.

– систематичность обучения.

– овладение детьми способами, приёмами запоминания.

Важно неоднократно прослушивать текст, повторять его, устанавливать последовательную логическую связь между отдельными частями

При заучивании стихотворений важно добиваться, чтобы все дети их хорошо запоминали. Психологи различают два основных вида запоминания: непроизвольное, происходящее без волевых усилий со стороны человека, и произвольное, являющееся результатом сознательно намерения запомнить. Произвольному запоминанию дошкольников необходимо учить. Для этого нужно, чтобы дети умели ставить перед собой цель – запомнить текст, и чтобы эта цель была понятна и конкретна. Произвольное запоминание – это внутренняя, интеллектуальная работа, необходимая детям в трёх отношениях: она помогает более быстрому обогащению речи, способствует интенсивному развитию эстетических чувств (чувства поэзии чувства прекрасного в языке), укрепляет память

Заучивание стихотворений– одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова.


В стихотворении рассматривают две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность). Необходимо научить ребенка понимать и воспринимать эти две стороны в их единстве.

Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми.

Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия.

В старших группах дети запоминают значительно большие по объему стихи (два четверостишия) с эпитетами и метафорами. На характер заучивания положительно влияет интерес к содержанию стихотворения. Быстрое запоминание зависит от установки на запоминание, мотивации (для чего нужно?).

Методические требования к заучиванию стихов.

Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.Е.А. Флерина, считала, что разучивать стихи надо индивидуально, в противном случае пропадает эстетическая сторона деятельности.

Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи (объем памяти у детей невелик), стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам), именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.

Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего за поминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.


В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии. Молчаливым детям предлагаются ритмичные стихи, потешки, песенки. Застенчивым – приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица. Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха.

В процессе заучивания наизусть воспитатель обращает внимание на выразительность чтения детьми. Нельзя допускать, чтобы при заучивании дети говорили монотонно, однообразно интонируя каждую строчку.

Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на природе. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать.

 

cyberpedia.su

Реферат – Ознакомление с поэзией в детском саду

Содержание

Введение 3
1. Значение поэзии в речевом развитии дошкольников 4
2. Требования к отбору поэтических произведений для детей 5
3. Особенности восприятия содержания и формы стихотворения дошкольниками 6
4. Методика заучивания стихотворений в детском саду 8
5. Использование в работе с детьми произведений малых фольклорных форм (загадок, пословиц и поговорок, песенок, потешек, небылиц, перевертышей) 10
Заключение 12
Список литературы 13
Задание: Составить развернутый план занятия по заучиванию стихотворения в старшей группе 14

Введение

На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными её жанрами.
Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.
Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.
Цель работы – рассмотреть методику ознакомления с поэзией в детском саду.

1. Значение поэзии в речевом развитии дошкольников
В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.
Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков [1].
Многие ученые, педагоги, занимающиеся проблемами методики развития речи, отмечают огромное положительное влияние поэзии на развитие речи ребенка. Н.А. Стародубова в своем труде «Теория и методика развития речи дошкольников» пишет, что поэтические произведения оказывают на ребят огромное воздействие: обостряют чувства, способствуют более эмоциональному восприятию содержания произведения; открывают богатство интонаций и звукового состава слова; развивают чувство ритма, рифмы, творческое воображение, юмор; помогают увидеть и выразить в словах впечатления от многоцветного окружающего мира; учат любить яркое меткое слово [4].
Начинать знакомство детей с поэтическими произведениями необходимо с раннего возраста. Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человечка. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание; овладение орфоэпией. С этой же целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др.

2. Требования к отбору поэтических произведений для детей
Чем меньше ребенок, тем проще те художественные образы, которые в нем воплощаются. Каждое же словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь.
Требования к поэтическим произведениям для детей:
1) простота и четкость ритма,
2) краткость самого стишка и отдельных строк,
3) простота и ясность знакомых детям образов,
4) отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности [7].
Так как мышление ребенка в этом возрасте (3-4 г.) отличается образностью, то им легче запоминать стихи с яркими, конкретными образами. Слушая такие произведения, дети могут мысленно «нарисовать» себе его содержание. Для заучивания можно использовать коротенькие потешки и стихи (например, А. Барто «Игрушки»; Е. Благинина «Огонек»; Д. Хармс «Кораблик», стихи С.Маршака и др.). В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети.
По объему — это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания. Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов. Также не стоит забывать и материал народного творчества. Прелестные народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку отлично отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких.


refbox.org

Реферат – Ознакомление с поэзией в детском саду

Содержание

1. Значение поэзии в речевом развитии дошкольника 3
2. Требования к отбору поэтических произведений для детей 4
3. Особенности восприятия содержания и формы стихотворения дошкольниками 5
4. Методика заучивания стихотворений в детском саду 7
5. Использование в работе с детьми произведений малых фольклорных форм. 12
Составить развернутый план занятия по заучиванию стихотворения 13
Список литературы 15

1. Значение поэзии в речевом развитии дошкольника

Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. В. Г. Белинский, обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».
Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.
В стихотворении рассматривают две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность). Необходимо научить ребенка понимать и воспринимать эти две стороны в их единстве.
В развитии ребенка, его интеллектуальных способностей и чувства языка важную роль играет чтение вслух. Ребенок с самого нежного возраста способен определять интонацию, хорошо чувствует ритм речи. И тут огромную роль в развитии малыша приобретают детские стихи. Самые первые книжки и тексты, которые читаем детям мы взрослые — это именно забавные смешные прикольные стихи малышам [1].
Это потому, что поэтическая речь очень существенно отличается от обычной речи. Она ритмически четко организована, а это особенно важно в стихах для детской аудитории. Поэзия, вообще, богата яркими образами, красочна, зрелищна и фонетически очень насыщена. Большое число аллитераций обогащают ее. Ребенок чувствует эту особенность, и тянется интуитивно именно к таким произведениям. Всем знакомая картина — достаточно прочитать вслух малышу: «Идет бычок качается…» и он с энтузиазмом продолжает знакомый стишок. В детской поэзии, как правило, четкие и звонкие, легко угадываемые рифмы, которые прекрасно запоминаются. Это способствует заучиванию их наизусть.
Стихи воспитывают у читателя особое, бережное, вдумчивое и не прагматическое отношение к литературе. Часто от прозаического произведения люди ожидают конкретную пользу — мораль, совет, вывод. А поэзия, особенно, лирическая этого лишена полностью. Но зато она позволяет насладиться сполна красотой слова и ритма. Исходя из всего этого, можно сказать, что заучивание стихов наизусть является наиболее эффективным методом обучения и превосходит другие развивающие занятия [5].

2. Требования к отбору поэтических произведений для детей

Прежде всего, они должны отличаться высокой художественностью и достоверностью. Стихи следует подбирать доступные и понятные детям по тематике, содержанию, языку.
Информация, заложенная в поэтических строчках, должна формировать яркие, зримые, конкретные образы, то есть неизменным условием отбора произведением является изобразительность и выразительность художественного образа.
Изобразительность помогает реально представить цвет, форму, пропорции, то есть внешние признаки объектов и явлений действительности.
Выразительность наделяет художественное слово способностью вызывать эмоции, чувства и слушателя, подчеркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки. Она заостряет впечатления и воображение, то есть устанавливает мыслительную деятельность человека.
Изобразительность и выразительность в поэзии тесно связаны между собой.
При знакомстве с опоэтизированной природой педагог должен дать детям возможность почувствовать прелесть, неповторимость природы, уяснить её значение в жизни человека, научить сравнивать, как отражено одно и то же природное явление в разных поэтических строках [2].


refbox.org

Ознакомление с поэзией дошкольников — контрольная работа

Описание.

Выдержка из работы.

 
 
 
 

КАФЕДРА
ДОШКОЛЬНОГО И ПРЕДШКОЛЬНОГО 
ОБРАЗОВАНИЯ 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА  
 
 

ОЗНАКОМЛЕНИЕ 
ДЕТЕЙ С ПОЭЗИЕЙ В ДОУ 

 
 

                                                                        

 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

 
 
 

План 

 

Введение 

1. Значение поэзии 
в развитии речи детей 

2. Подбор стихотворений 
для заучивания 

3. Методика заучивания 
стихотворений и приемы, способствующие 
выразительному чтению    стихотворений 

4. Творческий 
конспект по заучиванию стихотворений 
в старших группах 

Заключение 

Список литературы 

 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

 
 

       Введение 

       В
методике развития речи особое место 
занимает работа, направленная на воспитание
у детей любви к поэзии, ознакомление
с поэтическими произведениями, развитие
умений воспринимать и выразительно
воспроизводить стихи. 

       Заучивание 
стихотворений – одно из средств 
умственного, нравственного и эстетического 
воспитания детей. Вопрос о заучивании
детьми стихотворений должен быть связан
с развитием эстетического восприятия
поэзии, художественного слова. В 
дошкольном возрасте важно учить детей
воспринимать и оценивать поэтическое
произведение, воспитывать художественный
вкус. Воспринимая поэтические образы,
дети получают эстетическое наслаждение.
Стихи действуют на ребенка силой и обаянием
ритма, мелодики; детей привлекает к себе
мир звуков. 

       Цель 
контрольной работы — основные методики
заучивания стихотворений в детском 
саду и связь изучения поэзии с 
развитием речи.  

      1.
Значение поэзии 
в развитие речи 
детей
 

       Начинать 
знакомство детей с поэтическими
произведениями необходимо с раннего
возраста. Кроха еще лежит в коляске, а
мама уже декламирует ему ритмичные «Идет
бычок качается», «Наша Таня громко плачет»,
народные потешки, прибаутки, мелодичные
колыбельные напевы. Когда чадо подрастет,
этот первый, заложенный в подсознании
опыт, облегчит ему сознательный подход
к процессу заучивания. Поэтому, можно
сказать, что материнское (семейное) общение
играет большую роль в подготовке ребенка
к восприятию и воспроизведению художественных
произведений.

        

       Заучивание 
стихотворений для дошкольников имеет
огромную пользу: расширяется кругозор,
рифма дает возможность обрести внутреннюю
гармонию, развивается память, формируется
культурный уровень маленького человечка.
Каждое словесное произведение, усвоенное
памятью ребенка, обогащает словарный
фонд, формирующий его собственную речь.
Выразительность исполнения развивает
технику речи: дикцию, дыхание; овладение
орфоэпией. С этой же целью проводятся
разнообразные упражнения, развивающие
речевой слух, отчетливое произношение
звуков и слов; упражнения на развитие
интонационной выразительности, воспитание
умения определять смысл логических ударений
и др. (Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное
чтение и рассказывание в детских садах.
– М., 1960).  

       Наиболее 
благоприятным периодом для заучивания
стихотворений является возраст 4-5 лет.
Именно в этот возрастной отрезок начинает
особенно быстро развиваться память малыша.
И, если до четырех лет мы не ставим перед
ребенком задачи запомнить произведение,
а просто «начитываем» их количество —
что запомнит, то запомнит, то после четырех
лет необходимо уже целеноправлено учить
малыша запоминать текст наизусть. И, чем
больше ребенок будет учить наизусть —
тем больший объем памяти сформируется
у него для дальнейшего обучения.  

       Многие 
ученые, педагоги, занимающиеся проблемами
методики развития речи отмечают огромное
положительное влияние поэзии на развитие
речи ребенка. Н.А. Стародубова в своем
труде «Теория и методика развития речи
дошкольников» пишет, что «поэтические
произведения оказывают на ребят огромное
воздействие: обостряют чувства, способствуют
более эмоциональному восприятию содержания
произведения; открывают богатство интонаций
и звукового состава слова; развивают
чувство ритма, рифмы, творческое воображение,
юмор; помагают увидеть и выразить в словах
впечатления от многоцветного окружающего
мира; учат любить яркое меткое слово». 

 
 

       2.
Подбор стихотворений 
для заучивания 
 

                     
Заучивание стихов на разных возрастных
этапах имеет свои особенности. Малыши
быстро запоминают короткие стихи, в которых
много глаголов, существительных, где
есть конкретность образа, динамика действия.
В старших группах дети запоминают значительно
большие по объему стихи (два четверостишия)
с эпитетами и метафорами.  

       Существуют 
определенные рекомендации, составленные
на основе психо-возрастных особенностей
детей, по подбору стихотворений для заучивания
в детском саду.  В «Программе воспитания
в детском саду» педлагается список произведений,
разработанный с учетом этих рекомендаций. 
Кроме того, воспитатель может сам подбирать
стихи из вновь вышедших, учитывая интересы
детей. 

В младшем
дошкольном возрасте
требования подбора
стихов для занятий следующие:  

1) простота и 
четкость ритма; 

2) краткость 
самого стишка и отдельных 
строк; 

3) простота и 
ясность знакомых детям образов;

4) отсутствие 
описательного и созерцательного 
моментов при ярко выраженной 
действенности. 

       Так
как мышление ребенка в этом возрасте
(3-4 г.) отличается образностью, то им легче 
запоминать стихи с яркими, конкретными 
образами. Слушая такие произведения,
дети могут мысленно «нарисовать» себе
его содержание.  

       Для
заучивания можно использовать коротенькие 
потешки и стихи (например, А. Барто 
«Игрушки»; Е. Благинина «Огонек»; Д.
Хармс «Кораблик», стихи С.Маршака 
и др.). В них описываются хорошо
знакомые игрушки, животные, дети. По объему
— это четверостишия, они понятны по содержанию,
просты по композиции, ритм пляшущий, веселый,
с явно выраженной рифмой. Часто есть момент
игрового действия. Эти особенности стихов
облегчают процесс их заучивания. Наличие
игровых моментов, небольшой объем стихов
дают возможность часто повторять текст
и использовать игровые приемы в процессе
заучивания стихов. 

       Также
не стоит забывать и материал народного 
творчества. Прелестные народные песенки,
шутки, прибаутки, потешки как по содержанию,
так и по форме и языку отлично отвечают
требованиям, которые должны предъявляться
к стихам для маленьких. 

       В
среднем дошкольном
возрасте
рекомендуются более сложные
по содержанию и форме стихи, увеличивается
их объем (например, Е. Благинина «Мамин
день», «Не мешайте мне трудиться»; С. Маршак
«Мяч» и др.). В стихах этой возрастной
группы уже могут встречаться художественные
образы, элементы сравнения, метафоры,
эпитеты (например, в стихотворении Е.
Серовой «Одуванчик» есть такие образные
эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер
душистый, цветок пушистый). 

       В
старшем дошкольном
возрасте
совершенствуется умение осмысленно,
отчетливо, ясно и выразительно читать
наизусть стихи, проявлять инициативу
и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются
достаточно сложные по содержанию и художественным
средствам стихи (А. С. Пушкин «Ель растет
перед дворцом»; И. Суриков «Зима»; Е. Благинина
«Посидим в тишине»; Е. Серова «Незабудки»;
С. Есенин «Белая береза»). В подготовительной
к школе группе даются для заучивания
басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»,
«Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука».
Ребята очень любят их слушать и рассказывать,
хотя конечно им еще сложно понять аллегорический
смысл басни. Но для этого, воспитатель
должен провести подготовительный анализ
басни, подвести детей, с помощью сравнений
с нашей повседневной жизнью, к пониманию
басни. Л.А. Панкратова разработала несколько
примеров объяснений басен Крылова. Одно
такое объяснение можно найти в книге
Н.А.Стародубовой «Теория и методика развития
речи дошкольников». 
 

       Кроме
психо-возрастного критерия подбора 
поэтических произведений, в методиках 
по развитию дошкольников (в основном
это книги, пособия для воспитателей
и родителей, статьи из интернета) встречается 
метод подбора стихов по психо-эмоциональному
критерию. Чтобы стихотворение легко училось,
оно должно по содержанию соответствовать
не только возрасту, но и темпераменту
ребенка. Шалунам лучше предлагать для
запоминания стихи ритмичные, веселые,
деткам спокойным — размеренные, плавные.
Молчаливым детям тоже можно предложить
ритмичные стихи, потешки, песенки (так
они смогут выплеснуть стесняющую их энергию).
Застенчивым будет приятно услышать свое
имя в потешке, поставить себя на место
действующего лица. Внимания требуют дети
со слабой восприимчивостью к ритму и
рифме стиха. Конечно, в школе с их темпераментом
никто считаться не будет, но, пока они
только учатся учить стихи, воспитатель
может помочь им в этом именно таким «эмоциональным»
подбором. Ведь ребенку необходимо понять
технику запоминания, а это легче делать
на том материале, который «сердцу ближе».  

3.
Методика заучивания 
стихотворений и 
приемы, способствующие 
выразительному чтению 
стихотворений
 

       Существует 
много способов и методик заучивания
стихов. Рассмотрим основные особенности
заучивания стихотворений дошкольниками. 

       Для
методики заучивания стихов очень существенно 
знание особенностей восприятия и запоминания 
стихов детьми. Дети очень любят 
игру с рифмами и со звуками, что 
несомненно помагает в запоминании.
Но помимо этого, очень важна установка
на запоминание, мотивация детей (для чего
нужно?). Это могут быть чтение стихов на
утреннике; чтение маме и бабушке, чтобы
их порадовать; выступить перед малышами
и другие мотивы. Установка мобилизует
память, внимание; ребенок старается быстрее
и лучше запомнить текст. 

       Характерной
чертой памяти маленьких детей является
ее механический характер. Но даже трехлетние
малыши обнаруживают смысловую память,
которую необходимо развивать, так 
как осмысленное запоминание 
гораздо прочнее механического. Поэтому
важно довести до сознания детей смысл
произведения, заранее готовить их к восприятию. 

       Существенное 
значение имеют приемы обучения заучиванию
стихов и качество художественного 
исполнения их взрослыми. 

       Заучивание 
стихов включает в себя два связанных
между собой процесса: слушание поэтического
произведения и его воспроизведение, то
есть чтение стихотворения наизусть. Как
уже говорилось выше, воспроизведение
поэтического текста зависит от того,
насколько глубоко и полно ребенок поймет
произведение, прочувствует его. Задача
подготовить ребенка к восприятию стихотворения,
прочитать стихи так, чтобы дети их почувствовали
и поняли, представляет для педагога известную
сложность. 

       Вот
некоторые методические требования
к заучиванию стихов: 

       —
Не рекомендуется заучивать стихи 
хором, так как искажается или 
пропадает смысл стихотворения; 
появляются дефекты речи, закрепляется 
неправильное произношение; пассивные 
дети при хоровом чтении остаются 
пассивными. Хоровое повторение 
текста мешает выразительности,
приводит к монотонности, ненужной тягучести,
искажению окончаний слов, вызывает у
детей быстрое утомление от шума. «Читая
хором, – писала Е. И. Тихеева, – дети рубят,
скандируют стихи, отбивают рифмы, приобретают
одну и ту же манеру крикливого бессмысленного
чтения, убивающего всякую индивидуальность».Такой
же точки зрения придерживалась Е. А. Флерина,
полагая, что разучивать стихи надо индивидуально,
в противном случае пропадает эстетическая
сторона деятельности. 
 

       —
Поскольку для запоминания рекомендуются
короткие стихи (объем памяти у детей невелик),
стихотворение заучивается целиком (не
по строкам и строфам), именно это обеспечивает
осмысленность чтения и правильную тренировку
памяти. 

       —
Не следует требовать полного 
запоминания стихотворения на одном
занятии. Психологи отмечают, что для этого
необходимо от 8 до 10 повторений, которые
следует распределить в течение какого-то
отрезка времени. Для лучшего за поминания
рекомендуют менять форму повторения,
читать по ролям, повторять стихи при подходящих
обстоятельствах. 

       Алексеева
М.М. и Яшина Б.И. в своем пособие 
«Методика развития речи и обучения
родному языку дошкольников» 
предлагают для заучивания с малышами
метод использования иллюстраций 
к фрагментам стиха.  Их метод 
основан на том факте, что дети познают
окружающий их мир с помощью наглядно-образного
мышления. Этот способ заучивания можно
спутать с демонстрацией обычных иллюстраций,
но это совершенно не верно.

       Картинный
фон, который наблюдает ребёнок,
одновременно с чтением стиха, помогает
воспринять стихотворение по двум органам
чувств – зрительному и слуховому, а значит,
лучше его понять и запомнить. Для лучшего
запоминания детям достаточно даже простого
схематического изображения к строчке
или смысловому фрагменту.

       Авторы 
предлагают игру состоящую из нескольких
занятий, где после каждого смыслового
фрагмента происходит остановка, чтобы
малыш мог внимательно рассмотреть картинку.
Воспитатель может предложить ребятам
рассказать своими словами то, что они
услышали, а при необходимости повторить
фрагмент.

       Прежде,
чем приступить к  заучиванию стихотворения,
воспитателю (или родителю, так как 
это пособие предназначено для 
всех граждан, интресующихся дошкольным
развитием)  следует прочитать 
его с выражением. Если стихотворение 
будет прочитано взрослым наизусть
– будет просто замечательно. Затем нужно
обязательно объяснить детям незнакомые
или непонятные слова и выражения. После
этого прочитать стихотворение еще раз,
не торопясь, акцентируя смысловые моменты.
После повторного прочтения нужно рассказать
детям об авторе этого произведения, а
также  о том, как и когда оно написано.
Такой подход облегчает восприятие поэзии
и развивает системное мышление.

       Обязательно
нужно рассмотреть с  детьми иллюстрации 
к стихотворению, ответить на  вопросы 
к стихотворению. Затем воспитатель
должен прочитать стихотворение еще раз.
Так, у детей сформируется цельное восприятие
произведения. А теперь можно приступить
к заучиванию стихотворения. Необходимо
предупредить ребят, что это произведение
они будут учить наизусть, мотивировать
детей на заучивание. 

       Когда
стихотворение будет выучено, пусть 
малыши нарисуют свои картины к нему.
Можно сделать подшивку таких 
рисунков, и время от времени рассматривать 
их, воссоздавая в памяти выученные 
ранее тексты. Это интересное занятие
(создание их собственного альбома иллюстраций)
даст детям возможность видеть результаты
своей деятельности, поддерживать литературный
багаж, тренировать память. 

dipland.ru

12.Методика развития речи в процессе ознакомления с художественной литературой.

Можно
рассматривать как средство осуществ
всех задач развития речи реб усвоения
языка, его эстетич функций. Важн. Газада
– воспит у детей интереса и любви к худ
слову.

Воспитатель
формирует у детей умение воспринимать
литературное произведение. Слушая
рассказ (стихотворение и др.), ребенок
должен не только усвоить его содержание,
но и пережить те чувства,
настроения, которые хотел передать
автор. Важно также учить детей сопоставлять
прочитанное (услышанное) с фактами
жизни.

.
Формы работы с худ. Литер-ой.

1.Ознакомление
с художественной литературо
й
Здесь предусматриваются развитие
эмоциональной сферы ребенка, усвоение
морально-этических норм. Виды работ:
чтение стихов, сказок, рассказов, беседы
о прочитанном, игровые драматизации.2.
Освоение специальных средств
литературно-речевой деятельности

Авторы предлагают знакомить детей со
средствами выразительности (эпитет,
сравнение и т.д.), звуковой стороной
речи. С этой целью рекомендуется
проводить такие формы работы, как беседа
о прочитанном, описание картинок,
персонажей произведений (причем в
старшем дошкольном возрасте предлагается
отмечать не только наглядные признаки
— форму, цвет, — но и не наглядные —
грустный, веселый), дидактические
словесные игры, пересказы, выразительное
чтение, заучивание, драматизация,
сочинение новых сказок.
3.
Построение наглядных моделей при
пересказе,

сочинении новых произведений,
драматизации
Материал рекомендуется
отбирать из детских книг и хрестоматий
в соответствии с принципом усложнения
и в связи с некоторым соответствием с
временами года
задачи:

приобщить детей к высокохудожественной
литературе;
• формировать запас
литературные и художественных
впечатлений;
• формировать у детей
представление о характерной структуре,
типичны-персонажах и сюжетно-тематическю
единицах литературных произведений
(в частности, сказок) и способы их
творческого применения

• формировать
у детей динамичные представления о
развитии и изменении художественного
образа, его многозначности и
многосвязности;• развивать отношение
детей к книге как к произведению
эстетической культуры (бережное
отношение к книге, стремление
самостоятельно и повторно рассматривать
иллюстрации)

13.Методика ознакомления дошкольников с поэзией.

Осуществляя
подготовку к занятиям, воспитатель
производит отбор поэтических произведений,
прочитывает их. Чтобы вдуматься в смысл
стихотворения, выделить авторские
интонации, точнее передать поэтичность
образов. Для этого педагог должен
расставить логические смысловые
ударения, наметить паузы, определить
ритм и темп чтения.

В
работе с детьми можно использовать
следующие приемы:

показ
картины по теме произведения;

• прослушивание
грампластинок с записью стихотворения
в исполнении мастеров художественного
чтения;

придумывание
названия к стихотворению;

Методические
требования к заучиванию стихов

  1. Не
    рекомендуется заучивать стихи хором,
    так как искажается или пропадает смысл
    стихотворения; появляются дефекты
    речи, закрепляется неправильное
    произношение;

  2. Стихотворение
    заучивается целиком (не по строкам и
    строфам). Это обеспечивает осмысленность
    чтения и правильную тренировку памяти.

  3. Не
    следует требовать полного запоминания
    стихотворения на одном занятии. Для
    лучшего запоминания рекомендуют менять
    форму повторения, читать по ролям,
    повторять стихи при подходящих
    обстоятельствах.

  4. В
    процессе заучивания стихов следует
    учитывать индивидуальные особенности
    детей, их склонности и вкусы, отсутствие
    у отдельных детей интереса к поэзии.

Необходимо
создавать «атмосферу поэзии» в детском
саду, когда поэтическое слово звучит
на прогулке, в повседневном общении,
на природе.

studfiles.net

Реферат – Ознакомление с поэзией в детском саду

В среднем дошкольном возрасте рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается их объем (например, Е. Благинина «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться»; С. Маршак «Мяч» и др.). В стихах этой возрастной группы уже могут встречаться художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты (например, в стихотворении Е. Серовой «Одуванчик» есть такие образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый).
В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявлять инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А. С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»; И. Суриков «Зима»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Е. Серова «Незабудки»; С. Есенин «Белая береза»).
В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука». Ребята очень любят их слушать и рассказывать, хотя конечно им еще сложно понять аллегорический смысл басни. Но для этого, воспитатель должен провести подготовительный анализ басни, подвести детей, с помощью сравнений с нашей повседневной жизнью, к пониманию басни.

3. Особенности восприятия содержания и формы стихотворения дошкольниками
Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия детьми.
Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме. Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью. Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание. Поэтому и хорошо запоминаются стихи, в которых налицо образность, предметность, лаконизм. Этим требованиям отвечают стихи А. Барто, С. Капутикян, С. Маршака и других.
Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия. В старших группах дети запоминают значительно большие по объему стихи (два четверостишия) с эпитетами и метафорами. На характер заучивания положительно влияет интерес к содержанию стихотворения. Быстрое запоминание зависит от установки на запоминание, мотивации (для чего нужно?). Это могут быть чтение стихов на утреннике; чтение маме и бабушке, чтобы их порадовать; выступить перед малышами и другие мотивы. Установка мобилизует память, внимание; ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст.
Следует учитывать и то обстоятельство, что в непроизвольной деятельности, когда не ставится задача запомнить стихотворение, дети легко усваивают и запоминают целые страницы. В произвольной деятельности, на занятиях, когда ставится задача запомнить стихотворение, дети испытывают трудности. Установлено, что способность к произвольному запоминанию можно формировать у детей начиная с 4-5 лет. Задача воспитателя – вести детей от непроизвольного запоминания к произвольному. Необходимо, чтобы дети умели ставить цель – запомнить [5].
Характерной чертой памяти маленьких детей является ее механический характер. Но даже трехлетние малыши обнаруживают смысловую память, которую необходимо развивать, так как осмысленное запоминание гораздо прочнее механического. Поэтому важно довести до сознания детей смысл произведения, заранее готовить их к восприятию.
Следовательно, на запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, а также содержание и форма поэтического текста. С другой стороны, существенное значение имеют приемы обучения заучиванию стихов и качество художественного исполнения их взрослыми.
Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение, то есть чтение стихотворения наизусть. Воспроизведение поэтического текста зависит от того, насколько глубоко и полно ребенок поймет произведение, прочувствует его. В то же время выразительное чтение – самостоятельная, сложная художественная деятельность, в процессе которой развиваются способности ребенка.
Задача подготовить ребенка к восприятию стихотворения, прочитать стихи так, чтобы дети их почувствовали и поняли, представляет для педагога известную сложность. Если детям предоставляется возможность самим разобраться в содержании стихотворения, они не всегда справляются с этим и часто не осознают смысл.
Более глубокому воздействию стихов на ребенка помогает предварительная подготовка к их восприятию (объяснение непонятных слов, рассматривание картинок, экскурсии, наблюдения в природе и др.).

4. Методика заучивания стихотворений в детском саду
В начале занятия необходимо создать эмоциональный настрой, вызвать состояние, благоприятное для восприятия и запоминания поэтического произведения. Поводится небольшая беседа, связанная с темой стихотворения. В ходе ее используются вопросы, напоминание о событии из детской жизни, близком к содержанию текста. Настроить детей можно загадкой, картинкой, игрушкой. Старшим детям можно дать литературный портрет поэта. Заинтересовав детей и создав у них настроение, воспитатель называет жанр, автора («Я прочитаю стихотворение Сергея Александровича Есенина «Поет зима – аукает») [3].
После такой беседы происходит выразительное чтение стихотворения (наизусть) без установки на запоминание, чтобы не отвлекать детей от восприятия музыкальности, напевности, красоты стихотворения. От того, насколько выразительно прочитан текст, зависит восприятие его детьми.
Пауза после чтения педагога дает детям возможность пережить минуты эмоционального сопереживания, когда ребенок находится во власти поэзии.
С целью более глубокого восприятия стихотворения и подготовки к его воспроизведению проводится анализ произведения. Это беседа о стихотворении, которая ведется с опорой на текст: система вопросов, помогающая углубить понимание содержания и особенности художественной формы в их единстве (язык, образные средства выразительности). В ходе беседы у ребенка вырабатывается личное отношение к героям и событиям, формируются эстетические оценки прекрасного. Анализ должен быть точным, кратким, эмоциональным. Сначала выясняется, о чем стихотворение, понравилось ли оно, что запомнилось. Затем идет анализ словесных характеристик, выявление музыкально-ритмической структуры произведения («Какими словами говорится о зиме в стихотворении И. Сурикова «Зима»? Как описывается лес? Какими словами начинается и заканчивается стихотворение?»).


refbox.org

Реферат – Ознакомление с поэзией в детском саду

Содержание

Введение 3
1. Значение поэзии в речевом развитии дошкольников 4
2. Требования к отбору поэтических произведений для детей 5
3. Особенности восприятия содержания и формы стихотворения дошкольниками 6
4. Методика заучивания стихотворений в детском саду 8
5. Использование в работе с детьми произведений малых фольклорных форм (загадок, пословиц и поговорок, песенок, потешек, небылиц, перевертышей) 10
Заключение 12
Список литературы 13
Задание: Составить развернутый план занятия по заучиванию стихотворения в старшей группе 14

Введение

На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными её жанрами.
Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.
Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.
Цель работы – рассмотреть методику ознакомления с поэзией в детском саду.

1. Значение поэзии в речевом развитии дошкольников
В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.
Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков [1].
Многие ученые, педагоги, занимающиеся проблемами методики развития речи, отмечают огромное положительное влияние поэзии на развитие речи ребенка. Н.А. Стародубова в своем труде «Теория и методика развития речи дошкольников» пишет, что поэтические произведения оказывают на ребят огромное воздействие: обостряют чувства, способствуют более эмоциональному восприятию содержания произведения; открывают богатство интонаций и звукового состава слова; развивают чувство ритма, рифмы, творческое воображение, юмор; помогают увидеть и выразить в словах впечатления от многоцветного окружающего мира; учат любить яркое меткое слово [4].
Начинать знакомство детей с поэтическими произведениями необходимо с раннего возраста. Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человечка. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание; овладение орфоэпией. С этой же целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др.

2. Требования к отбору поэтических произведений для детей
Чем меньше ребенок, тем проще те художественные образы, которые в нем воплощаются. Каждое же словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь.
Требования к поэтическим произведениям для детей:
1) простота и четкость ритма,
2) краткость самого стишка и отдельных строк,
3) простота и ясность знакомых детям образов,
4) отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности [7].


refbox.org

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о