Планирование воспитательной работы с осужденными – .

Содержание

Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы, основные формы и методы

Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.

Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания.

Распорядком дня исправительного учреждения могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, участие в которых обязательно для осужденных.

Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы. В исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению.

Правовое воспитание призвано формировать правопослушную личность на основе усвоения требований закона и норм человеческого общежития. В этом деле широко и повсеместно используются такие формы, как юридические консультации, открытые судебные заседания непосредственно в исправительных учреждениях, приемы осужденных по личным вопросам и т.п.

Трудовое воспитание – одно из наиболее действенных направлений (остановится) воспитательной работы в условиях изоляции преступника и существенного ограничения возможности использовать его умственный, физический и профессиональный потенциал. Кроме того, оно должно учитывать, прежде всего, физическое и психическое здоровье осужденных, необходимость профессиональной подготовки с учетом перспектив их устройства на работу после освобождения, а также их трудового использования на предприятиях и в организациях различных форм собственности. Одной из форм трудового воспитания является трудовое соревнование.

Физическое воспитание направлено на сохранение и укрепление физического и психического здоровья осужденных. Основными его формами являются ежедневная физическая зарядка, различные спортивные кружки и спортивные соревнования.84

Воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений.

Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов.

Для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях создается материально-техническая база в соответствии с нормами, утвержденными Правительством РФ.

Непосредственно воспитательная работа проводится на уровне отрядов исправительных колоний, которая осуществляется на основании Положения об отряде осужденных исправительного учреждения ФСИН, утвержденного Приказом Минюста РФ от 23 декабря 2005 г. № 259.

85Так общее руководство и контроль за организацией воспитательного процесса в отрядах осужденных осуществляет начальник исправительного учреждения, который обеспечивает:

– комплексный подход к организации и проведению воспитательной работы с осужденными, привлечение к участию в ней сотрудников всех отделов и служб ИУ, а также учителей общеобразовательных школ при исправительном учреждении и общеобразовательных школ воспитательных колоний, преподавателей и мастеров профессиональных училищ, представителей общественности, родственников осужденных;

– соблюдение прав и законных интересов осужденных, взаимодействие с правозащитными организациями, в установленном порядке осуществляющими контроль за деятельностью исправительного учреждения;

– выполнение требований нормативных правовых актов, регламентирующих режим в исправительном учреждении, осуществление мер по повышению его роли в исправлении осужденных;

– использование и совершенствование традиционных, выработку и внедрение новых форм и методов воспитательного воздействия на осужденных, а также положительного отечественного и зарубежного опыта, научных рекомендаций;

– создание, укрепление и развитие материальной базы для воспитательной работы с осужденными.

Руководство организацией воспитательной работы в отрядах осуществляет заместитель начальника учреждения по кадрам и воспитательной работе, на которого возлагается:

– контроль за разработкой планов воспитательной работы с осужденными в учреждении, комплексным применением к ним мер воспитательного воздействия;

– взаимодействие сотрудников отдела воспитательной работы с осужденными и начальников отрядов с сотрудниками других служб исправительного учреждения;

– методическое руководство советами воспитателей отрядов, самодеятельными организациями осужденных, контроль за их формированием и обучением, а также соблюдением уголовно-исполнительного законодательства в процессе их деятельности;

– обучение начальников отрядов, членов советов воспитателей отрядов и других сотрудников исправительного учреждения формам и методам воспитательной работы с осужденными, основам права, педагогики, психологии и социальной работы;

– привлечение к воспитательной работе с осужденными общественных и религиозных объединений, взаимодействие с организациями различных форм собственности с целью содействия осужденным в бытовом и трудовом устройстве, оказания им помощи в социальной адаптации после освобождения.

– непосредственное участие сотрудников центров трудовой адаптации осужденных в воспитательной работе с осужденными и работе советов воспитателей отрядов;

– проведение совместно с начальниками отрядов индивидуальной воспитательной работы с осужденными, направленной на решение социальных задач, связанных с их трудовой адаптацией;

– ежеквартальное обобщение совместно с сотрудниками воспитательного аппарата исправительного учреждения практики трудовой адаптации осужденных и осуществление мер по улучшению этой работы;

Непосредственно организует работу начальников отрядов начальник отдела по воспитательной работе с осужденными, который обеспечивает:

– разработку планов воспитательной работы в учреждении, определение задач, форм и сроков проведения мероприятий совместно с отделами и службами исправительного учреждения;

– контроль за составлением и выполнением начальниками отрядов квартальных планов воспитательной работы и планов индивидуальной работы с осужденными;

– оказание методической и практической помощи начальникам отрядов, а также их взаимодействие со службами исправительного учреждения;

– ежемесячный анализ обеспечения прав и законных интересов осужденных, а также состояния дисциплины среди них и дисциплинарной практики в исправительном учреждении, выявление причин и условий совершения осужденными правонарушений, выработку и принятие мер по повышению эффективности воспитательного воздействия на осужденных;

– проведение во взаимодействии с другими отделами и службами исправительного учреждения индивидуальной воспитательной работы с осужденными, содержащимися в строгих условиях отбывания наказания, штрафном (дисциплинарном) изоляторе, помещении камерного типа, едином помещении камерного типа, одиночных камерах;

– выявление и осуществление во взаимодействии с заинтересованными службами исправительного учреждения учета лиц, склонных к противоправным действиям, проведение с ними комплекса воспитательных мероприятий;

– формирование совместно с руководителями отделов и служб исправительного учреждения самодеятельных организаций осужденных, обучение формам и методам работы, контроль за их деятельностью;

– организацию во взаимодействии с другими отделами и службами исправительного учреждения рациональной занятости осужденных в свободное от работы время, проведение культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы;

– руководство секцией досуга осужденных совета коллектива колонии, формирование ее состава и обучение формам и методам работы;

– проведение в отрядах ежемесячных общих собраний осужденных.

Начальник отряда организует свою работу на основе квартального плана воспитательной работы с осужденными, составленного с учетом специфики учреждения, складывающейся обстановки в отряде и на производственных участках, где трудоустроены осужденные отряда, а также предложений других отделов и служб исправительного учреждения. План согласовывается с заместителем начальника учреждения по кадрам и воспитательной работе и утверждается начальником исправительного учреждения. Привлечение начальников отрядов к деятельности, не связанной с выполнением требований норм уголовно-исполнительного законодательства, нормативных правовых актов Минюста России, настоящего Положения, не допускается.

Кроме того, для осуществления воспитательной работы с осужденными организуется совет воспитателей отряда (далее СВО).

СВО создается приказом учреждения. В его состав входят: начальник отряда, другие сотрудники исправительного учреждения, имеющие навыки проведения воспитательной работы с осужденными, преподаватели общеобразовательной школы при исправительном учреждении и профессионального училища, представители общественности (по представлению начальника отряда) (в воспитательной колонии – воспитатели, представители родительского комитета). Начальник отряда является председателем СВО и планирует его работу в своем ежеквартальном плане.

В работе СВО могут принимать участие представители органов местного самоуправления, общественных и религиозных организаций (объединений), попечительского совета при исправительном учреждении.

Заседания СВО проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Обсуждаемые вопросы протоколируются секретарем, избранным СВО. Решения СВО принимаются большинством голосов открытым голосованием. Решения, принимаемые в отношении конкретных осужденных, отражаются в дневниках индивидуальной воспитательной работы.

Итоги работы СВО подводятся на общем собрании сотрудников исправительного учреждения не реже одного раза в год.

Таким образом, в воспитательную работу привлекается большое количество должностных лиц исправительного учреждения, деятельность которых достаточно подробно регламентирована, так как направлена она на достижение целей, стоящих перед наказанием.

studfiles.net

Формы воспитательной работы с осужденными

Формы воспитательной работы с осужденными

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Сущность процесса воспитания. Принципы, определяющие содержание и направленность процесса перевоспитания

. Формы воспитательного взаимодействия с осужденными

2.1Понятие о формах воспитательного взаимодействия

.2Массовые и групповые формы воспитательного взаимодействия

.3Индивидуальные формы воспитательного взаимодействия

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Важность воспитательной работы с осужденными подчеркивается положениями Концепции развития УИС до 2020 года, согласно которой приоритетными задачами являются повышение эффективности социальной и психологической работы, разработка новых форм воспитательной работы, усиление психолого-педагогической работы с личностью.

В рамках совершенствования уголовно-исполнительной политики планируется не только создание новых видов учреждений, но и разработка новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, системы поощрений, а также иных стимулов к правопослушному поведению и активной ресоциализации.

Основными направлениями развития воспитательной работы с осужденными является обеспечение успешной ресоциализации осужденных. Необходимым условием исправления и успешной адаптации является освоение ими основных социальных функций. Поэтому предполагается внедрять новые индивидуальные формы работы, совершенствовать духовно-нравственное и патриотическое воспитание осужденных, вовлекать их в трудовую деятельность, участие в самодеятельных организациях, клубной и кружковой работе. Важным направлением реформирования УИС является индивидуализация наказания, с целью обеспечения адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристики.

Цель работы – рассмотреть основные формы воспитательного взаимодействия с осужденными.

1. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ. ПРИНЦИПЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОЦЕССА ПЕРЕВОСПИТАНИЯ

В ч. 1 ст. 109 УИК РФ определяется, что воспитательный процесс в местах лишения свободы является частью более широкого процесса исправления осужденных, основная цель которого – формирования уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение их образовательного и культурного уровня.

Достижению именно этих задач должны быть подчинены все остальные средства воздействия. Опыт разработки этих требований был в свое время приобретен в исправительных учреждениях Вологодской и Кемеровской областей, затем получил широкое распространение в пределах всей страны. Сейчас, правда, он в значительной степени утерян и далеко не в каждом исправительном учреждении персонал может четко представить его основные элементы. Однако с уверенностью можно сказать, что со стабилизацией социально-экономической обстановки в стране (а следовательно, и исправительной системы) этот оправдавший себя на практике опыт вновь будет востребован. Нормы, регулирующие воспитательную работу с осужденными (как и многие другие), носят поощрительный, стимулирующий характер. Так, в ч. 2 ст. 10 УИК РФ указывается, что участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания.

То есть подчеркивается мысль о том, что осужденные добровольно, по собственному побуждению принимают участие в проводимых воспитательных мероприятиях, где наибольшим образом реализуется их заинтересованность, проявляется их личностная направленность (а зачастую и одаренность).

Психологической сущностью процесса воспитания осужденных является перевод внешних по отношению к личности опыта, знаний, социально-одобряемых ценностей, норм правил общества во внутренний психический план личности, то есть в убеждения, установки, поведение осужденного.

Воспитательная работа с осужденными носит многофакторный характер: на личность осужденного может влиять семья, бригада (трудовой коллектив), осужденные с позитивными социальными установками, искусство (творчество), общественные организации, средства массовой коммуникации и др. Важная задача воспитателя – интегрировать все эти факторы, что делает процесс воспитания не только сложным, но и интересным.

Сложность воспитания заключается в том, что это долговременный и непрерывный процесс, требующей активной позиции самого осужденного, поэтому результаты воспитания могут носить отсроченный и неодинаковый для всех характер, обнаруживаться не сразу, а спустя некоторое время после освобождения. Вместе с тем, результат действий воспитателя должен выражаться в качественных сдвигах в сознании и поведении осужденных.

Воспитание будет эффективным не при прямом воздействии начальника отряда (социального работника) на осужденного, а только при их социальном взаимодействии. То есть сами осужденные должны принимать активное участие в воспитательном процессе, стремиться к овладению социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями. В.Сухомлинский говорил: «Никто не может воспитать человека, если он сам себя не воспитывает». Поэтому задача воспитания осужденных – разбудить их внутренние силы, направить на саморазвитие. Для этого необходимо обучать осужденных приемам и технике самовоспитания: самоанализу, саморегуляции, самооценке, самоконтролю и др. Важную роль в самовоспитании играет самосознание, формирование позитивной Я-концепции личности осужденного. Поэтому необходимым условием воспитательного процесса является участие осужденных в индивидуальных и групповых психокоррекционных программах.

Особенность воспитательного процесса в УИС заключается в том, что у большинства осужденных имеется уже хорошо сформированная устойчивая «криминальная» личность, поэтому процесс воспитания в большей степени является перевоспитанием. Поскольку необходима перестройка установок, взглядов и способов поведения, противоречащих этическим нормам и другим требованиям общества. Процесс изменения, ломки сознания и поведения очень сложен, поскольку должны изменяться стереотипы поведения, имеющие устойчивый характер. В основном все эти отклонения в развитии и поведении осужденного связаны с психологическими проблемами в развитии, с акцентуациями характера. Поэтому для эффективного перевоспитания осужденного требуется совместная работа начальника отряда (социального педагога), психолога, врача. Успешная психофизическая корректировка личности осужденного возможна при различных методов и приемов, как психотерапии, так и педагогики, при обязательном изучении личности и мониторинге развития осужденного.

В своей основе принципы перевоспитания осужденных имеют ту же методологическую базу, что и общие принципы воспитания. В них отражаются объективные связи и отношения, присущие формированию личности в обществе, однако это не означает их полного тождества. Учитывая тот факт, что процесс перевоспитания осужденных протекает в условиях исполнения уголовного наказания, следует отметить, что ряд принципов воспитания не может быть реализован в полном объеме, а другие претерпевают определенную трансформацию.

Под принципами перевоспитания в пенитенциарной педагогике понимаются руководящие идеи, исходные методологические положения, определяющие как содержание и направленность самого процесса, так и педагогическую деятельность сотрудников, воспитателей.

. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. Воспитание всегда строиться в соответствии с требованиями общества, должно отвечать его потребностям, то есть иметь целевую направленность. Целью воспитания в уголовно-исполнительной системе является исправление осужденных, формирование у них уважительного отношения к человеку и обществу. Таким образом, методы, формы и средства воспитания осужденных должны подбираться с учетом именно этой цели, а именно возвращение в общество осужденных с устойчивым сформированным правопослушным поведением.

. Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. Воспитательное воздействие на личность осужденного осуществляется с учетом всех факторов и сторон воспитательного процесса, через систему целей, содержания и средств воспитания.

. Принцип руководства и самостоятельной деятельности, активности осужденных. Главный закон развития личности гласит, что человек развивается в активной самостоятельной деятельности. Поэтому начальник отряда (социальный работник) должен стимулировать активность осужденных, их творческую работу, сохраняя при этом руководящие позиции.

. Принцип гуманизма, уважения к личности осужденного в сочетании с требовательностью к нему. Отношения начальника отряда и осужденного должны строиться на доверии, взаимном уважении, доброжелательности, авторитете воспитателя. Для достижения нужных результатов начальник отряда (социальный педагог) должен не только создавать благоприятный психологически климат в группе осужденных, но и проявлять высокую требовательность.

. Принцип опоры на положительное в личности. Только вера в эффективность воспитательного воздействия, а также положительное подкрепление успехов осужденного, благоприятные взаимоотношения воспитателя и воспитанника могут привести к достижению нужных результатов.

. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Группа осужденных может оказать как положительное, так и отрицательное влияние. Поэтому воспитание в группе, через общение, требует знания воспитателем социальной психологии и умений формировать общественные отношения.

. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей осужденных. Начальник отряда (социальный работник) должен знать типовые возрастные особенности и индивидуальные различия осужденных, учитывать их при выборе средств и методов работы с конкретными осужденными.

. Принцип единства действий и требований. Поскольку воспитание проходит под влиянием многих факторов – администрации ИУ, коллектива осужденных, семьи, то важным становится обеспечение единых и согласованных действий всех участников воспитательного процесса. Процесс воспитания осужденных не должен ограничиваться только исправительным учреждением, привлекаться к воспитанию должны и семья осужденного, близкие друзья и родственники, общественные организации и др.

Все перечисленные принципы тесно связаны между собой, отражают целостное представление о том, каким должно быть воспитание осужденных и как его нужно организовывать.

2. ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОСУЖДЕННЫМИ

.1 Понятие о формах воспитательного взаимодействия

Формы воспитательного взаимодействия составляют основу планов воспитательной работы в ИУ, в которых отражаются различные мероприятия, направленные на реализацию процесса перевоспитания. Формы воспитательного взаимодействия – это способы организации совместных усилий отдельных воспитателей, коллективов воспитателей, осужденных, групп и общностей осужденных в решении задач перевоспитания осужденных. В пенитенциарной педагогике наиболее распространенной является классификация форм воспитательного взаимодействия по объекту педагогического взаимодействия: отдельная личность – индивидуальная форма, группа – групповая общность осужденных – массовая форма.

При этом в качестве субъекта может выступать отдельный воспитатель, коллектив или группа сотрудников либо члены самодеятельных организаций или групп осужденных. Умелое использование и сочетание всех форм воспитательного взаимодействия позволяет субъекту воспитания занимать ведущее место в системе педагогических отношений, нивелировать специфическое влияние неформальных общностей осужденных с отрицательной направленностью, максимально использовать социально-психологические закономерности взаимного влияния людей. Именно в формах воспитательного взаимодействия более всего выражена специфика различных воспитательных систем.

Выбор формы педагогического воздействия определяется: 1. целями воспитания, традициями; 2. принципами и методами; 3. особенностями объекта и субъекта воспитания; 4. условиями, в которых протекает педагогический процесс.

2.2 Массовые и групповые формы воспитательного взаимодействия

воспитательный взаимодействие осужденный нравственный

Объектом в этом случае является общность осужденных, которая может и не быть объединена непосредственным общением. К массовым формам относятся общие собрания, строевые смотры, смотры полезных дел, торжественные линейки, проведение праздников с привлечением шефствующих организаций, представителей общественности, родителей, родственников осужденных, проведение дней отрядов и др. Эти формы часто носят характер средних и дальних перспектив для осужденных, ожидаемых ими, к которым они заблаговременно готовятся.

Несмотря на то что все формы воспитательного взаимодействия с осужденными взаимно обеспечивают друг друга, каждый комплекс форм решает свои задачи. При этом нельзя их делить на главные (например, индивидуальные) и второстепенные, так как решение основной задачи – исправление осужденного – не может быть осуществлено с помощью одного какого-либо комплекса, поскольку процесс воспитания объективно един и неделим.

Если в зависимости от конкретной педагогической ситуации на первый план выступает то или иное направление, та или иная форма, это лишь доказывает педагогическую аксиому о ее неповторимости и о необходимости творческого подхода в ее решении.

Более распространенными являются групповые воспитательные мероприятия (беседы, занятия по социально-правовым и экономическим вопросам, собрания отряда осужденных и др.). Основной группой здесь является отряд осужденных. Кроме того, воспитательные мероприятия могут проводиться с группами нарушителей дисциплины, группами осужденных, подготавливаемых к освобождению, группами лиц, содержащихся в помещениях камерного типа, и т.д.

В соответствии с приказом Минюста России от 30.12.2005 № 259 «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний» отряд осужденных создается в структуре исправительных учреждений с целью обеспечения управления исправительным процессом, создания необходимых условий для соблюдения прав и законных интересов, обеспечения личной безопасности осужденных, сохранения и поддержания их здоровья, проведения с ними воспитательной, психологической, социальной и иной работы, повышения образовательного, профессионального и культурного уровня, удовлетворения духовных запросов, подготовки к освобождению.

Количество осужденных в отряде устанавливается в соответствии с актами Минюста России: в исправительной колонии в пределах 50-100 человек, в зависимости от вида режима и численности осужденных; в воспитательной колонии – 50 человек.

Основная масса воспитательных мероприятий возлагается на начальника отряда исправительного учреждения (в воспитательной колонии – старший воспитатель – начальник отряда). Для этого должность начальника отряда замещается лицами начальствующего состава, имеющими, как правило, высшее профессиональное образование (педагогическое, психологическое или юридическое). Вместе с тем это не означает, что воспитательная работа осуществляется исключительно начальником отряда. В исправительных учреждениях реализуется принцип: каждый сотрудник мест лишения свободы – педагог и воспитатель.

Для оказания помощи начальнику отряда в осуществлении воспитательной работы с осужденными организуется совет воспитателей отряда. Он создается приказом начальника учреждения. В состав совета воспитателей отряда входят: начальник отряда, другие сотрудники исправительных учреждений, имеющие навыки проведения воспитательной работы с осужденными, преподаватели общеобразовательной школы и профессионального училища, представители общественности (по представлению начальника отряда), а в воспитательной колонии – воспитатели, представители родительского комитета. Начальник отряда является председателем совета и планирует его работу в своем ежеквартальном плане.

В работе совета воспитателей отряда могут принимать участие представители органов местного самоуправления, общественных организаций и религиозных конфессий, попечительского совета при исправительном учреждении.

Заседания совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Решения принимаются большинством голосов открытым голосованием. Решения, принимаемые в отношении конкретных осужденных, отражаются в дневниках индивидуальной воспитательной работы.

Итоги работы советов воспитателей отрядов подводятся на общем собрании сотрудников исправительного учреждения не реже одного раза в год.

.3 Индивидуальные формы воспитательного взаимодействия

Они применяются с учетом индивидуальных – особенностей личности осужденного. К ним относятся индивидуальные беседы с осужденными, личные поручения, отчеты осужденных перед членами советов воспитателей, обсуждение их поведения на заседаниях актива, аттестация, разработка индивидуальных планов самовоспитания и др., т.е. вся система организованного влияния на личность осужденного, а не только форма «парного» (воспитатель – осужденный) взаимодействия (так называемая «парная педагогика»). На личность осужденного влияют как отдельные воспитатели, сотрудники, так и их коллективы, а также коллективы осужденных или его отдельные полномочные представители.

В пенитенциарной литературе и практике понятия индивидуальной формы взаимодействия отождествляют подчас с индивидуальной воспитательной работой, причем последней уделяется при описании воспитательного процесса гипертрофированное значение. Индивидуальная воспитательная работа – это деятельность субъекта воспитания, его работа, направленная на конкретную личность осужденного. Но только включение самого осужденного в процесс общения с субъектом воспитания позволяет применять к данному явлению понятие «взаимодействие». Индивидуальная воспитательная работа невозможна без специального, целенаправленного изучения личности осужденного, которое на практике совпадает с этапами адаптации осужденных: первоначальной, основной, заключительной, включающей подготовку к освобождению. Каждому из них соответствуют определенные методы изучения, набор которых зависит от целей конкретного этапа. Так, для первоначального этапа изучения личности осужденного характерными являются: изучение его личного дела; анализ данных медицинского освидетельствования; наблюдение за ним в период карантина, этапа вхождения в коллектив отряда, бригады, звена; ознакомительные и установочные беседы.

Изучение личности в течение основного этапа предполагает использование всех известных методов изучения, включая и методы, применяемые в первоначальный период. Важно выяснять и фиксировать не только отдельные поведенческие акты, но и систему отношений осужденных: к труду, учебе, воспитателям, другим осужденным, семье, родственникам и пр., и изменение данных отношений под влиянием целенаправленного воспитательного процесса, т.е. изучать личность в динамике. Необходимо определить положение осужденного в формальных и неформальных группах, его связи, отношение к активу, самодеятельным организациям и т.д.

Заключительный этап изучения личности осужденного практически совпадает с последними месяцами его пребывания в учреждении.

В этот период внимание воспитателей сосредоточивается на определении настроения осужденного, выяснении его планов на будущее, отношении к факту освобождения (следует отметить, что оно для осужденных неоднозначно, некоторые из них испытывают при этом подавленность, тревожность), что, несомненно, влияет на процесс адаптации на свободе. Итогом изучения личности осужденного является составление развернутой характеристики, в которой отражается уровень его ис-правленности, прогнозируется дальнейшее поведение в различных жизненных ситуациях.

Первоначальная оценка личности дается каждому осужденному по истечении трех месяцев его пребывания в учреждении на общем собрании первичного коллектива (звена), на котором обязательно присутствует один из членов совета воспитателей. С учетом выполнения новичком минимума единых требований коллектива общее собрание звена ходатайствует перед советом коллектива отряда о присвоении ему I степени исправления. Решения первичных коллективов осужденных рассматриваются на заседании совета коллектива отряда, затем материалы передаются в совет коллектива колонии, который составляет и одобряет единый список осужденных всех отрядов и передает его для утверждения на методический совет колонии.

Параллельно с оценкой осужденных самодеятельными организациями проводится их оценка советом воспитателей отряда. На заседание приглашаются, как правило, те осужденные, целесообразность присвоения ступени исправления которым вызывает сомнение. Решение совета воспитателей докладывается начальником отряда на методическом совете, на котором ежемесячно рассматриваются материалы о присвоении или лишении степеней исправления и выносятся соответствующие решения, которые утверждаются приказом начальника колонии. Выписка из приказа вкладывается в личное дело осужденного.

Порядок присвоения осужденным званий II и III степеней исправления аналогичен описанному выше, но при этом учитывается и мнение секций самодеятельных организаций, в которых работали аттестуемые.

Вопрос о присвоении II степени исправления рассматривается по истечении не менее шести месяцев пребывания осужденного в колонии, III – по отбытии половины срока наказания, но не менее одного года пребывания в колонии.

Осужденные, имеющие индивидуальные степени исправления, пользуются определенными льготами в получении посылок и передач, дополнительных свиданий, им разрешается выход за пределы колонии на оплачиваемые работы, при решении вопроса об условном и условно-досрочном освобождении и замене не отбытой части наказания более легким (перевод в колонию-поселение), представлении к помилованию также учитывается уровень исправленности осужденных.

Осужденные, имеющие звания I, И, III степеней исправления и допустившие нарушения режима содержания, понижаются в звании или лишаются его. Порядок лишения или понижения в звании аналогичен порядку его присвоения.

Описанный порядок динамики движения осужденных по степеням исправления создает условия их оценки не только администрацией, но и активом осужденных, что, во-первых, увеличивает авторитет их самодеятельных организаций, во-вторых, является своеобразной формой контроля за действиями администрации, когда в нарушение закона за определенные «заслуги» на свободу ранее полученных сроков выпускаются матерые рецидивисты, авторитеты уголовного мира и лица из числа властей предержащих.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитательная работа с осужденными направлена на формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.

Основными направлениями воспитательной работы являются нравственное, правовое, трудовое, эстетическое, экологическое, физическое воспитание. Воспитательная работа организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, условий содержания, срока наказания. Воспитательная работа с осужденными проводится в индивидуальных (объект воздействия – осужденный), групповых (отряд) и массовых (колония) формах на основе психолого-педагогических методов.

Это могут быть беседы, лекции, спортивные и культурно-массовые мероприятия, встречи со знатными людьми и т. д. Основной формой организации коллектива осужденных является отряд. Именно в рамках отрядного звена проводится основное количество воспитательных мероприятий. Организация работы отряда колонии регулируется Положением об отряде исправительного учреждения (Приказ Минюста РФ № 69 от 25.03.2003 г.).

Индивидуальная воспитательная работа проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденного и обстоятельств совершения им преступления. Индивидуальная воспитательная работа предполагает: изучение индивидуальных особенностей личности осужденного; выбор соответствующих средств психолого-педагогического воздействия; планирование индивидуальной работы; распределение личных поручений с учетом интересов и склонностей осужденного и педагогической целесообразности; личный контроль за выполнением поручений; индивидуальное шефство над осужденным сотрудником колонии и представителя общественности.

Для организации воспитательной работы в исправительных учреждениях создается необходимая материально-техническая база: клубы, спортивные сооружения, оборудование для кружков по интересам и т. д.

Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении мер поощрения и взыскания. Распорядком дня могут быть предусмотрены мероприятия, участие в которых для осужденных обязательно, т. е. неучастие в них рассматривается как нарушение требований режима.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997г. № 1-ФЗ // СЗ РФ. 1997, № 2, Ст. 198.

.Распоряжение Правительства РФ «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» от 14.10.2010г. № 1772-р // СЗ РФ. 2010, № 43, Ст. 5544.

.Приказ Минюста России «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний» от 30.12.2005г. № 259 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006, № 10.

.Бахтин А.А. О формах воспитательной работы с осужденными по действующему уголовно-исполнительному законодательству России. // Вестник Самарской Гуманитарной Академии. Серия: Право. 2009. № 1. С. 68-72.

.Зауторова Э.В. Пенитенциарная педагогика: Учебное пособие. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2005.

.Зубарев С.М. Уголовно-исполнительное право. Конспект лекций. М.: Юридическая литература, 2010.

.Каковы основные направления и формы воспитательной работы с осужденными? URL: #”justify”>.Кикоть В.Я, Столяренко A.M, и др. Юридическая педагогика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

.Социальная, воспитательная и психологическая работа с осужденными. Официальный сайт ГУФСИН России по Самарской области. URL: #”justify”>.Филимонова. О.В. Уголовно-исполнительное право России. Учебник и основные нормативные правовые акты М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 2013.


diplomba.ru

Планирование воспитательной работы с осужденными в исправительном учреждении открытого типа

Please use this identifier to cite or link to this item: http://elib.psu.by:8080/handle/123456789/13117

Title: Планирование воспитательной работы с осужденными в исправительном учреждении открытого типа
Authors: Павленко, Д. А.
Keywords: Право
Уголовное право
исправительные учреждения
воспитательная работа
планирование
исправительный процесс
Issue Date: May-2015
Publisher: Полоцкий государственный университет
Citation: Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D, Экономические и юридические науки. – 2015. – № 6. – С. 185-190
Series/Report no.: Серия D, Экономические и юридические науки;2015. – № 6
Abstract: Планирование воспитательной работы с осужденными – одна из основных функций администрации исправительного учреждения открытого типа, состоящая в определении воспитательных мероприятий, реализация которых наиболее оптимальна для достижения задач воспитательной работы с осужденными в конкретном планируемом периоде. Планирование является фундаментом воспитательной работы с осужденными. Пути оптимизации планирования воспитательной работы с осужденными видятся в четком формулировании общих требований к порядку организации планирования и содержанию организационно-плановых документов с учетом положений нормативных правовых и правых актов, научно-методических разработок и эффективных наработок в практической деятельности по осуществлению воспитательного воздействия на осужденных в исправительных учреждениях открытого типа.= Planning of educational work with convicts is one of the main functions of the administration of an open type correctional institution, which includes the process of determining of educational activities, the implementation of which is optimal to achieve the objectives of educational work with convicts in a particular planning period. Planning is the basis of educational work with convicts. Naturally, errors in planning lead to the decrease in the efficiency of educational activities and, as a result, hinder the achievement of objectives of educational work with convicts. Accordingly, optimization of planning is one of the ways to improve educational work with convicts, to increase its efficiency. To optimize the planning of educational work with convicts it is necessary to formulate clearly the general requirements to the order of organization of planning and to the contents of organizational and planning documents taking into account the provisions of normative legal acts, available scientific and methodical learning aids and achievements of practical activities concerning educational influence on convicts in open type correctional institutions.
Description: PLANNING OF EDUCATIONAL WORK WITH CONVICTS IN OPEN TYPE CORRECTIONAL INSTITUTION A. PAULENKA
URI: http://elib.psu.by:8080/handle/123456789/13117
ISSN: 2070-1632
Appears in Collections:2015, № 6

Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.

elib.psu.by

Глава 9. Формы воспитательной работы с осуждёнными — Мегаобучалка

Форма – способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением. Содержание – единство всех основных элементов целого, его свойств и связей, существующее и выражаемое в форме и неотделимое от неё[87].

Отношение формы и содержания характеризуется единством, отражая взаимосвязь двух сторон природной и социальной реальности. Однако это единство является относительным.

Во взаимоотношении содержания и формы содержание представляет подвижную сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета.

Педагогический процесс в ИУ имеет своё содержание и соответствующую ему форму. Изменение в содержании любой составной части исправления осуждённых (трудовом, нравственном, правовом и т. д.) неизбежно влечёт за собой определённые изменения и формы воспитательных воздействий. Форма зависит от содержания, но и обладает относительной устойчивостью и самостоятельностью.

Форму следует отличать от метода. Если под методами исправления в пенитенциарной педагогике понимаются «способы непосредственного или опосредованного педагогического влияния на сознание, чувства и поведение осуждённых»[88], то под формами педагогического взаимодействия принято понимать способы организации конкретного педагогического явления в пространстве и времени[89].

В теории исправления осуждённых существует множество классификаций форм воспитательных воздействий на осуждённых, произведённых по разным основаниям. Наиболее общей является следующая классификация форм: индивидуальные, групповые, коллективные и массовые[90]. Эта классификация основана на объекте педагогического процесса.

Основу индивидуальной воспитательной работысоставляют индивидуальные формы педагогических воздействий. Они применяются с учётом индивидуальных особенностей личности. Индивидуальные формы педагогического взаимодействия осуществляются в основном через индивидуальную воспитательную работу, которая, как свидетельствуют теория и практика исправления осуждённых, является важнейшим направлением деятельности исправительных учреждений и базируется на индивидуальном подходе. Индивидуальный подход как принцип педагогики предполагает организацию педагогического воздействия на конкретного осуждённого, основанного на всестороннем знании личности и условий жизни. Индивидуальная работа проводится в течение всего периода взаимодействия с осуждённым, поэтому её можно определить следующим образом: индивидуальная воспитательная работа с осуждённым – это комплекс целенаправленных воздействий субъекта на объект, результатом которых является изменение (исправление) личности осуждённого. Следовательно, объектом индивидуальной работы выступает конкретный осуждённый, а субъектом – не только отдельный сотрудник – воспитатель осуждённых, но и коллектив осуждённых, группы и отдельные, положительно направленные осуждённые, а также представители благотворительных, общественных, религиозных организаций (объединений) и родственники осуждённых[91].



Индивидуальная работа предусматривает изучение личности осуждённых, прежде всего характера и направленности совершённого преступления, составление программы индивидуальных воспитательных воздействий на каждого человека, организацию самовоспитания и т. п.

Формы, в которых осуществляется воспитательное воздействие в процессе индивидуальной работы – аттестование осуждённых; дисциплинарная практика; индивидуальное шефство; самовоспитание; индивидуальная беседа; переписка с родственниками; общественные и личные поручения; вовлечение осуждённых в общественно полезную деятельность; контроль за поведением осуждённых.

Как уже отмечалось ранее, в рамках реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года разрабатываются индивидуальные формы работы, обеспечивающие оказание социальной, психологической и педагогической помощи каждому осуждённому с учётом его характеристики.

В данном контексте речь идёт о справедливой и эффективной системе стимулов законопослушного поведения осуждённых, разработке мер дисциплинарного воздействия за незначительные правонарушения и новых мер поощрения, применяемых к осуждённым, а также к подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в следственных изоляторах. Важное место среди них отводится системе «социальных лифтов».

Развитие идеи «социальных лифтов» нашло отражение в материалах международной научно-практической конференции «Воспитательный центр для содержания несовершеннолетних осуждённых: актуальные проблемы реализации концептуальной модели», проходившей в г. Вологде в 2010 г. Под «социальными лифтами» понимается стимулирование правопослушного поведения осуждённых путём последовательного снижения уровня правоограничений[92]. Применительно к воспитательному центру речь идёт о последовательном изменении условий отбывания наказаний от строгих до обычных и облегчённых.

Несколько иной, скорее, процедурный аспект изложен в приказе ФСИН России от 14.03.2011 № 144 «Об объявлении решения коллегии Федеральной службы исполнения наказаний об итогах деятельности уголовно-исполнительной системы за 2010 год и задачах на 2011 год», где под «социальными лифтами», понимается система «аттестования осуждённых по ряду конкретных критериев с целью получения объективной оценки их исправления и выработки мер воспитательного воздействия»[93].

В методических рекомендациях по использованию системы «социальных лифтов» в исправительных учреждениях ФСИН России в условиях действующего законодательства «социальные лифты» рассматривают как «механизм изменения условий отбывания наказания, изменения вида исправительного учреждения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, условно-досрочного освобождения посредством оценки комиссией исправительного учреждения поведения осуждённых с помощью определённых критериев»[94].

В приведённом определении можно выделить несколько заложенных в него смысловых компонентов. Прежде всего, это механизмизменения условий отбывания наказания, т. е. некая процедура, соблюдение которой является обязательной для принятия решения об изменении правовых ограничений для осуждённых. Этот механизм предполагает сбор документов, характеризующих поведение осуждённого, порядок рассмотрения личного дела, принятие решения об изменении условий и т. п. Во внимание принимаются условия отбывания наказания как среда нахождения осуждённого, которая может оцениваться им и окружающими с положительной или отрицательной стороны. С правовой точки зрения, среда отбывания наказания определяется различными видами режимов, видами исправительных учреждений, которые могут улучшать или ухудшать положение личности вследствие правовых ограничений и (или) дозволений, т. е. быть благоприятной или неблагоприятной[95].

По смыслу определения, осуждённый, точно выполняющий требования администрации (критерии) с соблюдением установленной процедуры (механизма), может быть поощрён, переведён в более комфортные условия отбывания наказания – «подняться на лифте». Невыполнение требований администрации, нарушение порядка отбывания наказания даёт основание для применения к «нерадивой» личности наказания посредством ухудшения условий отбывания наказания – «опуститься на лифте». Таким образом, фактически речь идёт о поощрении и наказании (взыскании), «кнуте» и «прянике» и порядке их применения, т. е. средствах управления поведением личности, хорошо известных в воспитательной практике исправительных учреждений с давних пор. Взять хотя бы Вологодскую систему так называемых «ступенистов», которая, как и лифты, предполагала развитие, движение осуждённого с одной ступени на другую с соответствующим набором стимулов, льгот, ограничений, лишений и т. п. Эта система была одобрена и рекомендована на уровне Коллегии МВД СССР ко всеобщему распространению в 1977 г., прежде всего, за её результативность (уровень рецидива преступлений по освобождению в области был почти в три раза ниже среднего по стране). Важно отметить ещё одну «небольшую» деталь этой системы: её автор (И. П. Зайцев является единственным представителем исправительно-трудовой системы, в педагогической энциклопедии) и главные разработчики начинали её создание не с осуждённого, которому предстояло двигаться по ступеням, а с коллектива воспитателей, представлявшего собой коллектив единомышленников[96].

При таком, приведённом выше, понимании содержание понятия «социальные лифты» не является чем-то принципиально новым. Может показаться, что оно имеет некую системность и процедурную обусловленность, однако поощрение и наказание также являются системообразующими понятиями, находящимися во взаимосвязи и взаимообусловленности, реализация которых определяется известными принципами и правилами.

Объектом воспитательного воздействия при групповых формах является группа и личность в группе. Воспитатель организует воздействие не на личность непосредственно, а на группу. В процессе проведения диспута или беседы на нравственную тему важно вызвать в группе благоприятный настрой, используя для этих целей внушение, доказательство, пример собственного поведения.

В коллективных формах воздействия объектом являются коллектив и личность в коллективе. Включение личности в систему коллективных отношений способствует проявлению её индивидуальных свойств и качеств. Организуя воспитательное воздействие на коллектив осуждённых, воспитатель-сотрудник должен знать и коллектив как группу людей, и каждую личность в нём, используя при этом организационное влияние коллектива на своих членов через систему требований, правил поведения, традиций.

Формами коллективного воздействия являются собрания бригады, отряда, класса, День отряда, лекция, диспут, викторина, выпуск стенной печати и оформление наглядной агитации и т. д.

Объектом массовых форм воздействия является масса осуждённых, как правило, в масштабе колонии. Основу таких форм составляют такие мероприятия, как митинги, общие собрания, торжества, посвящённые знаменательным датам, спартакиады и т. д.

При развитых коллективных отношениях в массовых формах воздействия отражаются перспективы развития, цели и результаты деятельности коллективов отрядов колонии. Они являются ожидаемым событием, в подготовке которого участвует большинство осуждённых. Во избежание формализма в проведении массовых мероприятий необходимо применять принцип индивидуального и дифференцированного подхода.

Результативная организация педагогического процесса в ИУ предполагает оптимальные соотношения индивидуальных и групповых (коллективных, массовых) форм воспитательных воздействий на осуждённых. Нужно отметить, что действенность всех форм в решающей степени зависит от личности воспитателя.

В процессе исправления нельзя ограничиваться какой-либо одной формой воспитательного воздействия на осуждённых. Важнейшее требование к воспитательной работе – это применение разнообразных форм её организации и постоянное их совершенствование. Несмотря на многообразие и сложность форм воспитательных воздействий на осуждённых, все они служат общей цели – исправлению лиц, лишённых свободы.

Раздел IV. Содержание воспитательной работы
с осуждёнными в исправительных учреждениях

megaobuchalka.ru

Приказ МВД РФ от 02.04.1997 N 201

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 2 апреля 1997 г. N 201
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ
В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ
ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
О САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ОСУЖДЕННЫХ
В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ
В целях совершенствования организации воспитательной работы в воспитательных колониях МВД России и приведения ее в соответствие с требованиями Уголовно – исполнительного кодекса Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Инструкцию об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Министерства внутренних дел Российской Федерации (Приложение 1).
1.2. Примерное положение о самодеятельных организациях осужденных в воспитательных колониях (Приложение 2).
2. Министрам внутренних дел республик, начальникам ГУВД, УВД краев, областей, г. Москвы, г. Санкт – Петербурга и Ленинградской области, автономных образований:
организовать изучение и исполнение утвержденных настоящим Приказом инструкции и примерного положения сотрудниками уголовно – исполнительной системы, имеющими отношение к деятельности воспитательных колоний.
3. Ответственность за организацию исполнения настоящего Приказа возложить на ГУИН МВД России.
Заместитель Министра,
генерал – лейтенант
внутренней службы
П.Г.МИЩЕНКОВ

Приложение 1
к Приказу МВД России
от 2 апреля 1997 г. N 201
ИНСТРУКЦИЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ
В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ МИНИСТЕРСТВА
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция регулирует вопросы организации воспитательной работы с осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях МВД России .
——————————–
В дальнейшем – ВК, если иное не предусмотрено по тексту.
1.2. Воспитательная работа с осужденными осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами МВД России.
1.3. Воспитательная работа в воспитательной колонии является составной частью единого учебно – воспитательного процесса и заключается в планомерном и целенаправленном воздействии на осужденных в целях их исправления, формирования у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общения, повышения общеобразовательного и культурного уровня, подготовки к самостоятельной правопослушной жизни в обществе.
1.4. Воспитательная работа проводится дифференцировано с учетом психофизических особенностей, свойственных подростковому возрасту, и индивидуальных особенностей подростков с применением передовых форм и методов психолого – педагогического и воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных.
1.5. Персональную ответственность за организацию воспитательной работы несет начальник колонии. Непосредственное ее проведение обеспечивают заместитель начальника колонии по воспитательной работе, инструктор по воспитательной работе, старшие воспитатели (они же начальники отрядов) и воспитатели, психологи, старший инспектор по физкультурно – спортивной работе, старший инспектор по трудовому и бытовому устройству, работники общеобразовательной школы и производственно – технического училища, методист, заведующий клубом, библиотекарь, руководители кружков (Приложение 1). В проведении воспитательной работы с осужденными участвуют и другие работники колонии.
1.6. Методическое обеспечение воспитательной работы возлагается на методический кабинет, в котором изучается и обобщается положительный опыт колонии и создается необходимая информационно – методическая база для всех служб учреждения по проведению воспитательной и профилактической работы.
1.7. Высшим методическим постоянно действующим коллегиальным органом в колонии является учебно – воспитательный совет.
2. Планирование воспитательной работы с осужденными
в воспитательной колонии
2.1. Организационной основой воспитательной работы с осужденными является план. Планирование ведется в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В воспитательной колонии составляются:
план работы ВК на полугодие, в котором отдельным разделом планируется воспитательная работа;
план отдела по воспитательной работе с осужденными на квартал;
планы работы старшего воспитателя, воспитателя и других должностных лиц на месяц и каждый день.
Кроме того, ведется планирование личной работы каждым сотрудником, а также планирование мероприятий по воспитательной работе по мере необходимости.
2.2. Непосредственное планирование воспитательной работы осуществляется на основе анализа деятельности колонии, отряда, отделения за предыдущий период по всем основным направлениям воспитательной работы с учетом изменений в составе осужденных, состояния дисциплины, оперативной обстановки в учреждении, а также соответствующих приказов и указаний.
2.3. Раздел плана воспитательной работы на полугодие и план отдела по воспитательной работе на квартал составляются заместителем начальника колонии по воспитательной работе, обсуждаются на учебно – воспитательном совете и утверждаются начальником колонии; планы работы старшего воспитателя утверждаются заместителем начальника колонии по воспитательной работе, план работы воспитателя утверждает старший воспитатель. Планы работы других должностных лиц, участвующих в проведении воспитательной работы, утверждает заместитель начальника колонии по воспитательной работе.
2.4. Планирование воспитательной работы призвано обеспечить координацию усилий работников общеобразовательной школы, режимных, оперативных и производственных отделов, частей по вовлечению всех сотрудников колонии, общественных объединений, религиозных организаций, родителей и близких родственников осужденных в решение задач по исправлению осужденных в воспитательных колониях.
2.5. В планах отражаются основные направления воспитательной работы, вопросы индивидуально – воспитательной работы с осужденными, их общеобразовательного и профессионального обучения, руководства самодеятельными организациями, деятельности психологической службы, проведения методической, кружковой и клубной работы, взаимодействия с религиозными организациями, работы родительских комитетов и попечительского совета, бытового и трудового устройства освобождающихся из ВК и др.
2.6. При планировании воспитательной работы учитывается расстановка личного состава, определяется персональная ответственность за исполнение планируемых мероприятий, сроки их реализации. Планы доводятся до исполнителей не позднее чем за пять дней до начала планируемого периода.
Ответственность за обеспечение выполнения всех пунктов плана, касающихся организации и проведения в ВК воспитательной работы, несет заместитель начальника колонии по воспитательной работе. В отряде – начальник отряда, в отделении – воспитатель.
2.7. Планирование личной работы осуществляется каждым сотрудником и преследует цель рационального использования рабочего времени.
Исходными данными для планирования личной работы являются планы колонии, указания и поручения руководства ВК, функциональные обязанности сотрудников.
План личной работы утверждается вышестоящим должностным лицом не позднее 30 числа месяца, предшествующего планируемому.
Каждый сотрудник должен иметь рабочую тетрадь, зарегистрированную в секретариате ВК, куда вносятся: выписки из раздела полугодового плана, квартального плана отдела по воспитательной работе с осужденными, ежемесячные планы личной работы, мероприятия на день, отметки об их выполнении, итоги работы за каждый месяц, квартал, полугодие.
3. Основные направления и формы воспитательной работы
с несовершеннолетними осужденными
3.1. Основными направлениями, по которым проводится воспитательная работа в ВК, являются: нравственное, правовое, трудовое, эстетическое и физическое воспитание.
Воспитательная работа может проводиться и по другим направлениям с учетом возможностей учреждения, сложившихся традиций и обычаев.
3.2. Работа по нравственному воспитанию нацелена на формирование морально – этических установок, а также на то, чтобы несовершеннолетний познакомился с основами этики, психологии общения, приобщился к общечеловеческим ценностям.
3.3. Правовое воспитание направлено на то, чтобы подросток получил представление о сущности взаимоотношений между гражданином и государством, убедился в необходимости соблюдения правовых норм, научился давать оценку степени общественной опасности преступления. Кроме того, несовершеннолетний должен приобрести знания о своих правах и обязанностях в области трудоустройства, образования, семьи и брака, жилья и быть сориентированным в том, в какое учреждение должен обратиться в необходимом случае.
3.4. Трудовое воспитание нацелено на развитие у осужденного трудовых навыков, приобретение им профессии для трудоустройства после освобождения, развитие собственной активности подростка, спектра его способностей. При этом учитываются потребности рынка труда.
3.5. Эстетическое воспитание направлено на эмоциональное развитие подростков, развитие способности воспринимать достижения человеческой культуры.
3.6. Физическое воспитание призвано решать задачи поддержания физического и психического здоровья несовершеннолетнего в условиях малоподвижного образа жизни в местах лишения свободы и организации досуга осужденных.
3.7. Воспитательная работа с осужденными в воспитательных колониях организуется в групповых (массовых) и индивидуальных формах на основе психолого – педагогических методов.
3.8. Групповые и массовые формы воспитательной работы (занятия, лекции, собрания, конкурсы, диспуты, вечера, смотры художественной самодеятельности, конференции, спортивно – зрелищные мероприятия, спартакиады, кружковая работа, самодеятельные организации и др.) предполагают проведение воспитательной работы с различными по величине группами несовершеннолетних и направлены на обучение подростков общению и взаимопомощи, укрепление правопорядка и дисциплины в воспитательной колонии.
3.9. Индивидуальная воспитательная работа ведется с учетом особенностей личности каждого осужденного с ориентацией на успешную его адаптацию к жизни на свободе.
Она проводится на основе психологического изучения личности каждого осужденного психологами колонии, с учетом данных ими рекомендаций по изменению личностных качеств, способствовавших дезадаптации подростка в обществе.
3.10. Индивидуальная воспитательная работа предполагает:
изучение индивидуальных особенностей и социально – психологической направленности личности осужденных;
выбор и использование средств психолого – педагогического воздействия на осужденного;
индивидуальное планирование работы с конкретной личностью;
проведение бесед;
дачу личных поручений воспитателем с учетом интересов и склонностей осужденного и педагогической целесообразности;
осуществление личного контроля воспитателя за поведением, выполнением поручений, отношением к труду и учебе;
индивидуальное шефство над отдельными осужденными работников колонии, закрепление других осужденных, твердо вставших на путь исправления, которые проводят работу под контролем воспитателя и с его помощью.
Одновременно с осужденным проводится индивидуальная работа с помощью психологических методов.
3.11. Выводы по результатам изучения несовершеннолетнего и проведения с ним индивидуальной психолого – педагогической воспитательной работы заносятся ежемесячно в дневники индивидуальной работы с осужденными и составляется психолого – педагогическая характеристика, которая приобщается к личному делу осужденного и учитывается при решении вопроса об изменении условий отбывания наказания.
4. Основные этапы воспитательной работы
Работа с вновь прибывшими осужденными в карантине
4.1. Пребывание в карантине используется для предварительного изучения несовершеннолетнего, особенностей его характера, установления степени педагогической запущенности, определения образовательного уровня, а также для исследования состояния здоровья и проведения санитарно – гигиенических мероприятий.
4.2. В карантине с несовершеннолетними осужденными по специальной программе проводятся занятия, целью которых является подготовка к новым условиям жизни, режимным требованиям, правилам поведения и взаимоотношений с администрацией, осужденными, а также формирование установок на ближайшую и дальнейшую перспективы.
4.3. Воспитательное воздействие на несовершеннолетних осужденных в карантине проводится в форме занятий, бесед, вечеров вопросов и ответов, встреч с сотрудниками воспитательной колонии. В карантине осужденным предоставляется возможность читать книги, газеты, журналы, прослушивать центральные и местные радиопередачи, смотреть телепередачи.
4.4. По итогам пребывания несовершеннолетних осужденных в карантине комиссия в составе начальника ВК, его заместителей, психолога, врача, директора школы и ПТУ, представителей отделов и частей, старших воспитателей проводит распределение подростков по отрядам и отделениям.
При направлении осужденного в отряд воспитатель карантина и психолог заполняют дневник индивидуальной работы с осужденным, в котором составляется перспективный план воспитательной работы с каждым подростком с учетом психологической характеристики и психоэмоционального состояния подростка, данных личного дела и полученных сведений в период пребывания в карантине, а также предусматривается краткое изложение воспитательных задач, форм и методов дальнейшего изучения личности, средств и форм воздействия на осужденного.
Воспитательная работа с осужденными в отрядах
и отделениях
4.5. Основные организационные формы воспитательной работы с осужденными реализуются в отряде и отделениях.
В отряде обеспечивается комплексное воспитательное воздействие на осужденных и создаются необходимые условия для его эффективной реализации. Комплектование отряда и отделений осуществляется с учетом педагогической, режимной и производственной целесообразности. При распределении осужденных по отделениям учитываются индивидуально – психологические особенности подростков и их психологическая совместимость, образовательный уровень и другие факторы.
Отряд размещается, как правило, в одном помещении, где оборудуется кабинет старшего воспитателя (начальника отряда), воспитателя и комната воспитательной

www.lawmix.ru

3.1 Проведение профилактических мероприятий с осужденными. Организация воспитательной работы с осужденными

Похожие главы из других работ:

Методы и формы социальной работы, используемые в работе с клиентами уголовно-исполнительной инспекции

2. Особенности социальной работы с осужденными

К объектам социальной работы при исполнении уголовных наказаний без изоляции от общества относятся: условно осужденные; осужденные к обязательным работам; осужденные к исправительным работам; несовершеннолетние осужденные…

Обеспечение общественной безопасности сотрудниками ОВД во время проведения массовых мероприятий

I. Понятие и виды массовых мероприятий. Задачи органов внутренних дел и особенности охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий

Обеспечение общественной безопасности сотрудниками ОВД во время проведения массовых мероприятий

Глава 1. Понятие и виды массовых мероприятий. Задачи органов внутренних дел и особенности охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий

Организация воспитательной работы с осужденными

Глава 3. Особенности воспитательной работы с осужденными

Основные проблемы законодательной регламентации организации и проведения публичных мероприятий в России

Глава 2 Понятие и сущность права граждан на проведение публичных мероприятий

Особенности исполнения лишения свободы в исправительных учреждениях разных видов

3. Исполнение наказания в лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждениях

Действующий УИК РФ ввел новый вид исправительных учреждений – лечебные исправительные учреждения (ч. 1 ст. 74). В указанных учреждениях отбывают наказание осужденные, больные открытой формой туберкулеза, алкоголизмом или наркоманией (ч. 2 ст…

Особенности осуществления предвыборной агитации

1.2 Проведение предвыборной агитации посредством агитационных публичных мероприятий

Наряду с предвыборной агитацией в СМИ политические партии и кандидаты распространяют агитационную информацию о своей деятельности путем проведения агитационных публичных мероприятий, а также осуществляя выпуск и распространение печатных…

Особенности проведения профилактических мер по противодействию коррупции в системе государственной гражданской службы

Глава 2. Особенности профилактических мер по противодействию коррупции в системе государственной гражданской службы РФ

Порядок приема и постановки на учет в уголовно-исполнительную инспекцию

§ 2. Порядок проведения первоначальной беседы с осужденными

В день явки осужденного инспекция проводит с ним первоначальную беседу, в ходе которой: 1. проверяет документы, удостоверяющие личность осужденного, составляет анкету, в которой отражаются гражданство, место регистрации и жительства, работы…

Правовое регулирование и организация получения образования осужденными к лишению свободы в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы

2.1 Организация получения общего образования осужденными

Все заключенные имеют право участвовать в культурной и общеобразовательной деятельности, направленной на всестороннее развитие человеческой личности. В ч. 2 ст…

Правовое регулирование и организация получения образования осужденными к лишению свободы в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы

2.2 Организация получения профессионального образования осужденными

Профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы осуществляются по правилам ст. 108 УИК РФ. Согласно положениям данной статьи…

Семейно-бытовые преступления

2. Методы и способы реализации профилактических мероприятий по недопущению правонарушений и преступлений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений

В последние годы все большее внимание общественности и правоохранительных органов привлекает насильственная преступность в семье, представляющая собой одну из наиболее распространенных и социально опасных форм агрессии…

Современные методы и средства расследования ДТП

3.1 Современные технические средства для профилактических мероприятий ДТП

Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России на подразделения ГИБДД возложен широкий спектр функций…

Субъекты криминологического предупреждения преступности несовершеннолетних

Требования, которым должны соответствовать родители с профилактических позиций

По-нашему мнению, родители с профилактических позиций должны соответствовать следующим требованиям: 1) вести здоровый образ жизни (не курить, не пить…

Сущность права граждан на проведение публичных мероприятий

Глава 2. Понятие и сущность права граждан на проведение публичных мероприятий

pravo.bobrodobro.ru

Оставить комментарий