Понятие интеллектуального труда и его значение в жизни общества – Понятие и сущность интеллектуального труда в современных экономико-социологических исследованиях

1. Понятие интеллектуального труда и его значение в жизни общества.

LostDiplom.ru – Банк студенческих работ

LastDiplom.ru – написание курсовых, контрольных, дипломов на заказ

КУЛЬТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА

(вопросы к зачету)

Современное человеческое общество живет в период, характеризующийся колоссальным увеличением объемов интеллектуального труда во всех сферах деятельности, начиная от педагогической и заканчивая экономической. Каждый человек постоянно вовлечен в те или иные трудовые процессы, трудовую деятельность. Под интеллектуальным трудом понимается мыслительный (умственный) процесс, осуществляемый при помощи таких усилий (способностей) человека, которые направлены на производство товаров и услуг. Результаты интеллектуального труда представляют собой преимущественно (но не всегда) нематериальные объекты, чаще всего информацию. Сущность интеллектуального труда заключается в том, что его результаты находят объективную форму выражения, «материализуются» в объектах интеллектуальной собственности.

Интеллектуальный труд по сравнению с физическим, традиционным в большей степени использует результаты так называемого прошлого труда, информации. Именно поэтому в процессах интеллектуального труда, в его продуктивности важную роль играют обучение, уровень и качество образования занятых им людей, их природные и приобретенные способности, квалификация и т.д.

Внедрение высоких информационных и интеллектуальных технологий существенным образом изменило характер труда человека, превратив его в интеллекту- альный творческий труд. Творческий труд – более совершенный вид деятельности. Именно он поможет трансформировать нашу экономику в постиндустриальную. В отличие от простого труда побудительный мотив труда творческого связан со стремлением к самореализации, развитию своих внутренних возможностей, умножению знаний и умений «Интеллект – интеллектуальный потенциал (силы) –интеллектуальный капитал (мощь, или определенным образом реализованные силы)» – это вполне обоснованная теоретически логическая цепочка. Если с помощью интеллекта осуществляется процесс производства новейших знаний, то интеллектуальные силы отражают факт их накопления, концентрации.

Сущностной основой интеллекта и интеллектуального капитала являются интеллектуальные знания.

Особенности современного типа производства с учетом реального процесса интеллектуализации труда позволяют определить специфику продукта интеллектуального труда. Последний может выступать не только в форме предмета труда, но и в форме орудия труда. Продукт интеллектуального труда принимает форму орудия труда, когда действующее знание используется для дальнейшего интеллектуального труда; при этом развитие духовного, в частности, знаний, должно стимулироваться интересами развития материального производства, и должно происходить по отношению к последнему опережающими темпами. Результат познавательного действия содержит в себе и объективное, и субъективное начало. Момент объективного предопределяется процессом реального производства, процессом реального использования орудий и предметов труда. Момент субъективного появляется в процессе осознанного, целенаправленного воздействия орудий познания на предметы познания. Это и есть новое знание. Если по содержанию и орудие, и предмет, и продукт имеют как момент объективного, так и момент субъективного, то по форме они все субъективны, поскольку находятся в уме человека. Новое знание может вновь становиться либо орудием, либо предметом познания, при этом доля субъективного в содержании в ходе этого процесса все увеличивается. Увеличение доли субъективного в содержании труда приводит к появлению формы “интеллектуально-трудовой деятельности”, которая в настоящее время играет определяющую роль в позитивном развитии экономики.

studfiles.net

Понятие интеллектуального труда и его значение в жизни общества.

Понятие интеллектуального труда и его значение в жизни общества.

Современное человеческое общество живет в период, характеризующийся колоссальным увеличением объемов интеллектуального труда во всех сферах деятельности,
начиная от педагогической и заканчивая экономической. Каждый человек постоянно вовлечен в те или иные трудовые процессы, трудовую деятельность. Под

интеллектуальным трудом понимается мыслительный (умственный) процесс, осуществляемый при помощи таких усилий (способностей) человека, которые направлены на производство товаров и услуг. Результаты интеллектуального труда представляют собой преимущественно (но не всегда) нематериальные объекты, чаще всего информацию. Сущность интеллектуального труда заключается в том, что его результаты находят объективную форму выражения, «материализуются» в объектах интеллектуальной собственности.

Интеллектуальный труд по сравнению с физическим, традиционным в большей степени использует результаты так называемого прошлого труда, информации. Именно поэтому в процессах интеллектуального труда, в его продуктивности важную роль играют обучение,

уровень и качество образования занятых им людей, их природные и приобретенные способности, квалификация и т.д.

Внедрение высоких информационных и интеллектуальных технологий существенным образом изменило характер труда человека, превратив его в интеллекту-
альный творческий труд. Творческий труд – более совершенный вид деятельности. Именно он поможет трансформировать нашу экономику в постиндустриальную. В отличие от простого труда побудительный мотив труда творческого связан со стремлением к самореализации, развитию своих внутренних возможностей, умножению знаний и умений «Интеллект – интеллектуальный потенциал (силы) –интеллектуальный капитал (мощь, или определенным образом реализованные силы)» – это вполне обоснованная теоретически логическая цепочка. Если с помощью интеллекта осуществляется процесс производства новейших знаний, то интеллектуальные силы отражают факт их накопления, концентрации.

Сущностной основой интеллекта и интеллектуального капитала являются
интеллектуальные знания.

Особенности современного типа производства с учетом реального процесса интеллектуализации труда позволяют определить специфику продукта интеллектуального труда. Последний может выступать не только в форме предмета труда, но и в форме орудия труда.

Продукт интеллектуального труда принимает форму орудия труда, когда действующее знание используется для дальнейшего интеллектуального труда; при этом развитие духовного, в частности, знаний, должно стимулироваться интересами развития материального производства, и должно происходить по отношению к последнему опережающими темпами.
Результат познавательного действия содержит в себе и объективное, и субъективное начало. Момент объективного предопределяется процессом реального производства, процессом реального использования орудий и предметов труда. Момент субъективного появляется в процессе осознанного, целенаправленного воздействия орудий познания на предметы познания. Это и есть новое знание. Если по содержанию и орудие, и предмет, и продукт имеют как момент объективного, так и момент субъективного, то по форме они все субъективны, поскольку находятся в уме человека. Новое знание может вновь становиться либо орудием, либо предметом познания, при этом доля субъективного в содержании в ходе этого процесса все увеличивается. Увеличение доли субъективного в содержании труда приводит к появлению формы “интеллектуально-трудовой деятельности”, которая в настоящее время играет определяющую роль в позитивном развитии экономики.



 

 


Дата добавления: 2015-07-25; просмотров: 779 | Нарушение авторских прав


Понятие и формы организации учебного труда. | Понятие культуры интеллектуального (учебного) труда. | Основные компоненты культуры интеллектуального труда студента вуза. | Показатели и оценка уровня культуры интеллектуального труда студентов. | Особенности культуры интеллектуального труда в условиях современной информационно-образовательной среды вуза. | Постановка учебных целей. | Займитесь неприятными делами | Приемы самоанализа, самооценка. | Модель принятия решений. | Капкан. |
mybiblioteka.su – 2015-2018 год. (0.006 сек.)

mybiblioteka.su

Образование как когнитивный институт общества — Мегаобучалка

Понятие интеллектуального труда и его значение в жизни общества.

Современное человеческое общество живет в период, характеризующийся колоссальным увеличением объемов интеллектуального труда во всех сферах деятельности,

начиная от педагогической и заканчивая экономической. Каждый человек постоянно вовлечен в те или иные трудовые процессы, трудовую деятельность.

Под интеллектуальным трудом понимается мыслительный (умственный) процесс, осуществляемый при помощи таких усилий (способностей) человека, которые направлены на производство товаров и услуг. Результаты интеллектуального труда представляют собой преимущественно (но не всегда) нематериальные объекты, чаще всего информацию. Сущность интеллектуального труда заключается в том, что его результаты находят объективную форму выражения, «материализуются» в объектах интеллектуальной собственности.

Интеллектуальный труд по сравнению с физическим, традиционным в большей степени использует результаты так называемого прошлого труда, информации. Именно поэтому в процессах интеллектуального труда, в его продуктивности важную роль играют обучение,
уровень и качество образования занятых им людей, их природные и приобретенные способности, квалификация и т.д.

Внедрение высоких информационных и интеллектуальных технологий существенным образом изменило характер труда человека, превратив его в интеллекту-
альный творческий труд. Творческий труд – более совершенный вид деятельности. Именно он поможет трансформировать нашу экономику в постиндустриальную. В отличие от простого труда побудительный мотив труда творческого связан со стремлением к самореализации, развитию своих внутренних возможностей, умножению знаний и умений «Интеллект – интеллектуальный потенциал (силы) –интеллектуальный капитал (мощь, или определенным образом реализованные силы)» – это вполне обоснованная теоретически логическая цепочка. Если с помощью интеллекта осуществляется процесс производства новейших знаний, то интеллектуальные силы отражают факт их накопления, концентрации.



Сущностной основой интеллекта и интеллектуального капитала являются
интеллектуальные знания.

Особенности современного типа производства с учетом реального процесса интеллектуализации труда позволяют определить специфику продукта интеллектуального труда. Последний может выступать не только в форме предмета труда, но и в форме орудия труда.
Продукт интеллектуального труда принимает форму орудия труда, когда действующее знание используется для дальнейшего интеллектуального труда; при этом развитие духовного, в частности, знаний, должно стимулироваться интересами развития материального производства, и должно происходить по отношению к последнему опережающими темпами.
Результат познавательного действия содержит в себе и объективное, и субъективное начало. Момент объективного предопределяется процессом реального производства, процессом реального использования орудий и предметов труда. Момент субъективного появляется в процессе осознанного, целенаправленного воздействия орудий познания на предметы познания. Это и есть новое знание. Если по содержанию и орудие, и предмет, и продукт имеют как момент объективного, так и момент субъективного, то по форме они все субъективны, поскольку находятся в уме человека. Новое знание может вновь становиться либо орудием, либо предметом познания, при этом доля субъективного в содержании в ходе этого процесса все увеличивается. Увеличение доли субъективного в содержании труда приводит к появлению формы “интеллектуально-трудовой деятельности”, которая в настоящее время играет определяющую роль в позитивном развитии экономики.

 

Образование как когнитивный институт общества.

Образование- процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду.

На более важные из социальных функций института образования.

1) Трансляция и распространение культуры в обществе – первая и наиболее существенная из них. Она заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области искусства, моральные ценности и нормы, правила поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям и т.п.). На протяжении всей истории человечества образование являлось главным источником знаний, инструментом просвещения общества. Также не следует забывать о том, что культура каждого народа имеет свои национально-этнические особенности, а стало быть, система образования играет исключительно важную роль в поддержании и сохранении национальной культуры, ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым, индивид становится носителем национального сознания и национальной психологии.

2) Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе. Благодаря этому, молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему. Обучение языку, истории отечества, литературе, принципам морали и нравственности служит предпосылкой для формирования у молодого поколения общеразделяемой системы ценностей, благодаря чему оно научается понимать других людей и самих себя, становятся сознательными гражданами страны.
Содержание осуществляемого системой образования процесса социализации и воспитания детей в значительной мере зависит от господствующих в обществе ценностных стандартов, морали, религии, идеологии. В доиндустриальных обществах религиозное воспитание являлось составной частью школьного обучения. В современном индустриальном обществе религия (церковь) отделена от государства, под контролем которого находится система формального образования, поэтому религиозное образование и воспитание осуществляется либо в рамках семьи, либо в специальных негосударственных учебных заведениях.

3) Социальная селекция – одна из важнейших функций института формального образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся (изменить профиль обучения для несправляющихся учеников и студентов, поощрять талантливых и способных). В ряде стран, в том числе и в нашей стране, существуют специальные образовательные программы для творчески одаренной молодежи, учебный труд которой непременно поощряется, а для максимального развития их задатков создаются благоприятные условия.

В современном обществе поиск и воспитание талантливой молодежи возводится в ранг государственной политики в области образования, так как бурное развитие науки и технического прогресса во многих других областях требует постоянного притока талантливой молодежи.
Процесс селекции, отбора наиболее способных к обучению учащихся осуществляется современной школой как бы авоматически, так как сама внутренняя микроструктура образования как раз и имеет своей главной задачей отбор и дифференциацию молодежи не только по способностям и талантам, но и в соответствии с индивидуальными интересами, возможностями, ценностными ориентациями. После обязательного восьмилетного образования значительная часть молодежи поступает на учебу в технические училища, другие продолжают учебу в средней школе, и часть ее выпускников поступают в вузы. После окончания вуза одни начинают трудовую деятельность в народном хозяйстве, другие поступают в аспирантуру, делают научную карьеру. С точки зрения социологической, чрезвычайно важны последствия осуществляемого институтом образования процесса селекции, так как его конечным результатом (когда различные группы молодежи завершают образование в различных учебных заведениях) является размещение людей по различным позициям в социальной структуре общества. Посредством этого достигается воспроизводство в обновление социальной структуры общества, без чего невозможно нормальное функционирование последнего. Другая важная сторона процесса социального размещения заключается в том, что он запускает механизм социальной мобильности; получение профессии, занятие социальной позиции в структуре той или иной организации, как правило открывает для многих людей путь профессиональной карьеры, продвижение по лестнице должностных иерархий и властных полномочий. Система образования, главным образом высшего, в современном индустриальном обществе служит важнейшим каналом социальной мобильности, ибо без вузовского диплома невозможно получить престижную и высокооплачиваемую работу. Уровень образования, наряду с властью, собственностью и доходом является важнейшим показателем социального статуса человека в современном обществе.

4) Функция социального и культурного изменения является прерогативой современного института образования. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами. Во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах высших учебных заведений. Способствуя научному прогрессу, высшая школа вместе с тем вносит свой существенный вклад в обогащение и расширение культурного наследия общества. Кроме того, в силу тесных связей университетов с промышленностью происходит характерная для западных стран интеграция науки, высшего образования и производства, результатом которой является ускорение научно-технического прогресса. Университеты все в большей степени становятся научно-исследовательскими центрами, выполняющими теоретические и прикладные исследования, экспериментальные разработки по заказу государственных ведомств и промышленных фирм. Наряду с этим развитие научных исследований в стенах вузов способствует совершенствованию системы высшего образования, так как новые научные идеи и открытия включаются в учебные программы, обеспечивают повышение качества специалистов.
Модель социальной организации (структуры) образования может быть предтставлена как состоящая из трех основных социальных позиций: 1) руководители и организаторы образования, 2) педагоги и 3) учащиеся. Эта структурная модель, значительно упрощает и огрубляет реальную картину, поскольку существуют различные типы учебных заведений (начальная и средняя школы, средние специальные учебные заведения, высшая школа и т.п.), с присущими им особенностями управления и педагогической деятельности, контингентом преподавателей и учащихся. Тем не менее с социологической точки зрения вполне допустимо выделить соответствующие трем указанным социальным позициям обобщенные образцы поведения, нормативные требования и ролевые предписания, посредством которых регулируется социальное взаимодействие в процессе образования.

 

megaobuchalka.ru

Понятие интеллектуального труда и его значение в жизни общества — реферат

 
 

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………3

1.Понятие интеллектуального труда…………………………………………….5

2.Значение интеллектуального труда в жизни общества….……………………9

Заключение……………………………………………………………………….14

Список литературы………………..…………………………………………….15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Каждый  сотрудник в современной организации  является работником «умственного труда», если в силу занимаемой им должности  или имеющихся знаний он отвечает за деятельность, которая непосредственно  влияет на способность данной организации функционировать и добиваться результата. Например, это может быть способность производственного предприятия выпускать новую продукцию или увеличивать свою долю на данном рынке или способность больницы предоставлять лучший уход за пациентами и т.д. Такой человек обязан принимать решения; его деятельность не может сводиться к исполнению приказов. Он должен нести ответственность за свою деятельность. Предполагается, что в силу своих знаний он более чем кто-либо другой способен принимать правильные решения. Его предложения могут отвергаться, он может быть понижен в должности или уволен, но если он находится при исполнении своих обязанностей, он отвечает за реализацию поставленных целей, качество исполнения заданий и вообще за достижения своей организации.

     Умственный  труд объединяет работы, связанные  с приемом и передачей информации, требующие активации процессов  мышления, внимания, памяти. Умственный труд заключается в переработке  и анализе большого объема разнообразной  информации, и как следствие этого – мобилизация памяти и внимания, частота стрессовых ситуаций. Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности (гипокинезией), что приводит к сердечно-сосудистой патологии; длительная умственная нагрузка угнетает психику, ухудшает функции внимания, памяти. Основным показателем умственного труда является напряженность, отражающая нагрузку на центральную нервную систему.

     Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.

     Деятельность, в которой основной движущей силой  являются знания, не поддается количественному измерению. Эту деятельность нельзя измерять по производственным затратам. Интеллектуальная деятельность определяется по ее результатам.

     Работниками интеллектуального труда можно  назвать тех руководителей и  отдельных специалистов, которые  в силу своего положения или имеющихся знаний должны в ходе своей деятельности принимать решения, оказывающие значительное воздействие на результат работы своей организации. Однако среди работников умственного труда таких немного. Как и во всех других областях, в интеллектуальной деятельности могут иметь место и рутина, и неквалифицированный труд. Тем не менее такие работники составляют весьма значительную долю занятых умственным трудом. Вряд ли для кого-нибудь теперь является секретом тот факт, что специалисты, способные принимать теоретические решения, так же важны для процветания организации, как и знающие свое дело управляющие. Однако далеко не все сознают, сколько людей, работающих в самой обычной современной организации, будь то промышленное предприятие, правительственное учреждение, лаборатория или больница, наделены ответственностью выносить решения, имеющие важное значение и необратимый характер. Ведь авторитет знаний также важен, как и авторитет занимаемого положения. Более того, эти решения являются разновидностью решений высшего руководства. Даже самый мелкий администратор способен выполнять функции президента компании или руководителя правительственного учреждения, иными словами, может планировать, организовывать, обобщать, мотивировать и оценивать. Горизонты его деятельности могут быть весьма ограниченными, но в пределах своей сферы он выступает как настоящий работник умственного труда. 

1.Понятие  интеллектуального  труда 

     Интеллектуальный  труд – труд, при осуществлении  которого рабочим органом, создающим  продукт, является мозг, преобладают затраты умственной энергии. Продуктом интеллектуального труда является изложенная на бумаге мысль (идея) для передачи другим, или воплощенная в чем-то (на полотне, в мраморе, ноу-хау и т.д.).

     В физическом труде в отличие от интеллектуального работающим органом являются мышцы, преобладает затрата физической (мышечной) энергии, продуктом труда является материальный объект – вещь, энергия и т.д. Вместе с тем во всяком физическом труде присутствует умственная деятельность (человек выполняет физическую работу осмысленно), а интеллектуальный труд предполагает затрату физической энергии – умственно работающий человек устает и физически, многие виды интеллектуального труда требуют большой физической нагрузки (труд скульптора, художника, гравера и т.д.). Главный критерий разделения – рабочий орган, производящий продукт, – мозг или мышцы. Интеллектуальный труд в значительной степени носит творческий характер.

     Результатом интеллектуальной деятельности является выраженный в объективной форме ее продукт, именуемый в зависимости от его характера произведением науки, литературы, искусства, изобретением или промышленным образцом. Каждому из этих результатов присущи свои особые условия их охраноспособности и использования, а также осуществления и защиты прав их авторов. Однако все они обладают рядом общих признаков.

     Во-первых, результаты интеллектуальной деятельности в отличие от объектов вещных прав имеют идеальную природу. Произведения науки и техники – это определенные системы научных и технических понятий или категорий. Литературные и художественные произведения представляют собой систему литературных либо художественных образов. Разумеется, указанные категории и образы обозначаются (выражаются во/вне) буквенными, цифровыми и иными знаками, символами, изобразительными или звуковыми средствами и зачастую существуют на определенных материальных носителях (бумаге, пленке, камне, холсте и т.п.). Однако от этого сами они не перестают быть идеальными объектами. Как всякие нематериальные объекты, не имеющие натуральной формы, результаты интеллектуальной деятельности не подвержены износу, амортизации. Они могут устаревать лишь морально.

     Во-вторых, право не может прямо воздействовать на мыслительные процессы, протекающие  в головном мозге человека. Процессы мыслительной деятельности остаются за пределами действия правовых норм. Тем не менее, не имея возможности непосредственно влиять на создание результатов интеллектуальной деятельности, право в состоянии позитивно воздействовать на этот процесс путем выработки правовых форм организации научно-технической и иной творческой деятельности и закрепления в дефинитивных нормах условий охраноспособности ее результатов.

     При всей важности знаний как общечеловеческого  ресурса, они никогда ранее не имели столь приоритетного значения, не могли стать полноценным экономическим ресурсом. Знание уникально по своей сути, обладает безграничностью в своем воспроизводстве и предопределяет особенности труда и форм его проявления. Все это, в свою очередь, предполагает теоретическое обоснование современной парадигмы социально-экономического развития, ее принципов, к числу которых следует отнести интеллектуализацию труда.

     Анализируя  категорию «интеллектуализация труда», необходимо дифференцировать некоторые понятия: интеллект, знание, опыт, информация. «Интеллект» – специфическая категория человеческого труда, близка по значению к понятию «человеческое мышление». По Ожегову, «интеллект» – это мыслительная способность, умственное начало у человека.

     Понятие «интеллект» тесно связано с понятием «знание», поскольку глубина знания определяет уровень интеллекта, а интеллект является средством познания. Следовательно, знание можно рассматривать как одну из характеристик интеллекта. С понятием «знание» связано понятие «опыт», который отражает сумму накопленных знаний за предшествующие периоды развития интеллектуальной деятельности. Величина этой суммы знаний прямо пропорциональна интеллекту и степени информационной насыщенности. Информацию следует рассматривать в качестве составляющей интеллекта. При этом информация сама по себе, не обработанная человеческим интеллектом, не является фактором экономического развития.

     Интеллектуализация  труда – это процесс постоянного  обогащения знаниями, приводящий к  увеличению доли интеллектуального  труда в деятельности человека (общества). Интеллектуальная деятельность, как одна из разновидностей труда, направлена на изменение информации, присущей объектам окружающего мира. Главными условиями интеллектуализации труда являются образование и генетические особенности человека.

     Особенности современного типа производства с учетом реального процесса интеллектуализации труда позволяют определить специфику  продукта интеллектуального труда. Последний может выступать не только в форме предмета труда, но и в форме орудия труда.

     Продукт интеллектуального труда принимает  форму орудия труда, когда действующее  знание используется для дальнейшего  интеллектуального труда; при этом развитие духовного, в частности, знаний, должно стимулироваться интересами развития материального производства, и должно происходить по отношению к последнему опережающими темпами.

     Результат познавательного действия содержит в себе и объективное, и субъективное начало. Момент объективного предопределяется процессом реального производства, процессом реального использования орудий и предметов труда. Момент субъективного появляется в процессе осознанного, целенаправленного воздействия орудий познания на предметы познания. Это и есть новое знание. Если по содержанию и орудие, и предмет, и продукт имеют как момент объективного, так и момент субъективного, то по форме они все субъективны, поскольку находятся в уме человека. Новое знание может вновь становиться либо орудием, либо предметом познания, при этом доля субъективного в содержании в ходе этого процесса все увеличивается.

     Увеличение  доли субъективного в содержании труда приводит к появлению формы «интеллектуально-трудовой деятельности», которая в настоящее время играет определяющую роль в позитивном развитии экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Значение  интеллектуального труда в жизни общества 

     Развитие  науки, научно-технический прогресс привели к тому, что интеллектуальный труд приобрел массовые масштабы. Материальное производство настолько усложнилось, что даже так называемый физический труд требует исключительно высокой квалификации и все большего вкрапления в него непосредственно элементов труда умственного.

     Следствием  развития науки явилось значительное сокращение интервалов между открытиями фундаментальной науки и их применением. Так, В.Леонтьев в работе «Экономическое эссе» сформулировал положение о том, что экономическую динамику можно рассматривать как эволюцию научно-технического прогресса и «онаучивания» рабочей силы и труда.

     Исторически экономическое развитие стало происходить  более быстрыми темпами вследствие технологических изменений, порожденных, в первую очередь, научными открытиями. Превращение науки в непосредственную производительную силу общества через  прогрессивные средства производства и квалифицированную рабочую силу привело к значительному сокращению интервалов между открытиями фундаментальной науки и их применением.

     Если  ранее научное открытие какого-либо эффекта намного опережало его  внедрение в производство, то сегодня регистрация открытия сопровождается непосредственным анализом его технических возможностей. Так, если для внедрения в народное хозяйство паровой машины потребовалось примерно столетие, то для электрической энергии – 40 лет, двигателя внутреннего сгорания – 30 лет, а интегральных компьютерных микросхем – всего несколько лет. Сегодня смена поколений компьютеров происходит практически каждые 1-2 года. Если путь от открытия возможности делать фотографии до их производства длился 62 года (1777-1839), телефона – 56 лет (1820-1876), радиоприемников – 35 лет (1867-1902), радаров – 15 лет (1925-1940), то транзисторы были созданы через 5 лет после открытия эффекта.

     Рост  производства в настоящее время  носит экспоненциальный характер. Прирост  знаний пропорционален объему ранее накопленных знаний.

     Экспоненциальный  рост производства, возрастающая отдача от вложений при условии высокой  наукоемкости продукции подтверждается на практике деятельностью высокотехнологичных  компаний Microsoft, Google, Nokia и т.д.

     В последнее время интеллектуальный труд делят на креативный и эвристический.

     Под креативным трудом понимают преобразующий  труд, совершаемый группой людей, коллективом лиц (совокупностью интеллектуальных систем) с помощью посредников (технических систем) и в результате которого создается инновационный продукт. В свою очередь, эвристический труд – это преобразующий труд, может совершаться отдельной личностью (индивидуально-интеллектуальной системой)  с помощью посредников (технических систем)  и в результате которого создается инновационный продукт. Однако и в том, и в другом случае интеллектуальный труд предназначен для того, чтобы создавать нечто новое.

referat911.ru

Понятие и сущность интеллектуального труда

В статье с позиций и взглядов ученых на специфичность роли знания в развивающемся обществе рассмотрены понятие и сущность интеллектуального труда на основе системно-деятельностного подхода и ряда исследований, характеризующихся локальной направленностью на отдельные аспекты интеллектуального труда. В связи с этим поднят вопрос об актуализации интеллектуального труда и знаний в высшем профессиональном образовании. Выделены основные проблемы и противоречия для раскрытия и категориальной систематизации понятия интеллектуального труда, совокупность составляющих его элементов. Проанализированы специфика и место, сущность интеллектуального труда, факторы и условия повышения его эффективности. Показаны роль результатов интеллектуального труда в системе продуктов творческого труда и трансформация понимания института интеллектуальной собственности. Рассмотрены современные тенденции и особенности создания благоприятных  условий для  увеличения  доли интеллектуального труда в деятельности, что должно  привести    к рефлексивному «онаучиванию» интеллектуального труда и выразиться в укоренении компонентов культуры труда, требующих определенного уровня интеллекта, высокой степени проявления профессиональных и общеобразовательных знаний. 

Общемировой   процесс   интеллектуализации   труда   предполагает   укрепление   ее   позиций   в высшем профессиональном образовании, что обусловливает необходимость соответствующей технологии формирования культуры интеллектуального труда. Для ее внедрения существуют благоприятные факторы:

  • расширение международного сотрудничества;
  • стабилизация модели образования;
  • сохранение значительного научно-технического потенциала;
  • увеличение масштабов подготовки высококвалифицированных специалистов. С учетом роли знания в обществе и функций интеллектуального труда:
  • подвергнуты критическому рассмотрению современные взгляды на его сущность в разных науках;
  • предлагается определение интеллектуального труда на основе системно-деятельностного подхода.

В современном обществе во многих сферах деятельности значительно увеличился объем интеллектуального труда. Его преобладание и доминирование предполагают раскрытие интеллектуальной природы человека. Любой человек имеет определенный потенциал личности, который можно рассматривать через эмоциональную, биологическую, правовую, интеллектуальную и социальную составляющие, причем каждая последующая составляющая поглощает по содержанию предыдущие.

Интеллектуальный труд в качестве феномена современного общества стал уже объектом изучения психолого-педагогических наук. В рамках проведенных исследований выявлен узкопрагматический подход отношения в обществе к интеллектуальному труду, к механизму и регулированию правового использования результатов такого труда и возникающих при этом отношений в социуме.

Основой обеспечения конкурентоспособности и развития инновационных знаний является интенсивная интеллектуальная деятельность в области науки и техники. В зависимости от вида творческой интеллектуальной деятельности и особенности содержания результатов деятельности идет формирование объектов интеллектуальной собственности. Но ограниченность правового подхода к оценке индивидуального вклада конкретной личности, взаимоотношений в коллективе и социуме определяет необходимость комплексного исследования проблем деятельности человека с последующим установлением критериев для отдельных ее видов, выработки методологических способов оценки сложности интеллектуального труда, его количества и полученных результатов [1; 8].

Современные исследователи рассматривают с разных позиций понятие «труд». Это:

  • интеллектуальный труд как мыслительный процесс, который осуществляется посредством усилий или способностей человека и направлен на воспроизводство знаний, продуктов и образовательных услуг. К результатам интеллектуального труда относят нематериальные объекты; 
  • научно-техническая деятельность, лежащая в основе инновационной деятельности [2: 60, 61];
  • научно-техническая деятельность как разновидность интеллектуального труда, которая осуществляет интеллектуальные функции на научной основе;
  • основная форма жизнедеятельности индивида и общества в целом является средством самовыражения личности и весьма способствует утверждению достоинства человека [3; 55];
  • сложный, творческий вид деятельности.

Если рассматривать понятие «интеллектуальный труд» как процесс, то его можно охарактеризовать такими признаками, как цель, содержание и мотив. Основная цель интеллектуального труда — воспроизводство новых знаний и интеллектуальных ресурсов. Интеллектуальные ресурсы обогащают человека опытом, необходимым для решения проблем, исполнения дел и достижения целей. Их развитие начинается с обучения: в детском саду, в школе, в различных учреждениях профессионального и высшего образования. Разработка интеллектуальных ресурсов необходима для того, чтобы не отставать  от движущегося прогресса,  заниматься творческой деятельностью и личностным развитием, а также для определения и реализации своего предназначения. К интеллектуальным ресурсам относят воображение человека. Оно дает возможность моделировать новые предметы и ситуации, что необходимо для творческой деятельности, создания и последующего улучшения новых продуктов. Тренировка воображения способствует представлению собственной цели, определению плана ее достижения, т. е. всему тому, что повышает успешность человека.

Содержанием интеллектуального труда является целесообразное преобразование природных ресурсов и, соответственно, обусловленные этим затраты энергии и времени человека. Мотивы, как причины, побуждают человека трудиться [4; 92–103]. При этом те или иные аспекты деятельности связаны с причинами, побуждающими тратить энергию и время на производство ресурсов и благ.       В труде можно выделить:

  • регламентированный компонент, связанный с выполнением работы по заданной инструкции, технологии, регламенту. Исполнителем не вносятся в труд элементы новизны. Творческий потенциал не задействован и используется на примитивном уровне;
  • творческий компонент труда связан с созданием новых духовных или материальных благ, методов производства. Творческий компонент труда нацелен на поиск принципиально новых технологических, научных и организационных решений и часто сопряжен с необходимостью преодолевать устоявшиеся представления и стереотипы в коллективе, социуме, обществе;
  • шаблонный труд характерен для простых по квалификационному уровню ячеек в системе общественного труда;
  • креативный и эвристический компонент труда предназначен для создания нового продукта, обладающего полезностью;
  • информационную, «знаниевую» компоненту, как составляющую интеллектуального труда, когда его результаты многократно превышают затраты, но такой  труд  не  оценивается  по  затратам  [5; 96].

С социологических    позиций     понятийная    система     «интеллектуального    труда»    связана с качественными преобразованиями, комплексностью различных видов труда, деятельности, в системообразующем аспекте целеполагающих, творческих, инновационных функций деятельности.

В условиях стоимостной формы труда экономическая эффективность научного труда или ценность   интеллектуального   продукта   имеют   косвенное   выражение   стоимости   [5; 96].   Подходы к проблеме стоимостного измерения информации сводятся к примирению реальности интеллектуального производства со стоимостной формой осуществления производства. Теория стоимости, поднимая вопрос о производстве научной информации и их включенности в систему общественных отношений, рассматривает информацию и знания как продукт абстрактного труда.

В качестве целесообразной деятельности человека интеллектуальный труд направлен на создание   материальных   и   культурных   ценностей.   Воздействуя   на    окружающую    среду,   меняя    и приспосабливая ее к потребностям, люди обеспечивают существование, формируют условия для развития и прогресса общества. Творческий характер труда выражается в появлении новых идей, высокопроизводительных орудий труда, прогрессивных технологий, энергии, материалов, новых видов продукции, которые ведут к развитию потребностей [6; 9].

Интеллектуальный труд как сфера деятельности человека направлен на превращение природных, материальных и интеллектуальных ресурсов в необходимый продукт. Физический труд отличается    качественным    однообразием    выполняемых    действий,    количественной  равномерностью и ритмичностью, постоянным местом действия. Многие профессии с преобладанием физического труда имеют тенденцию к увеличению доли умственного компонента. На сегодняшний день большинство профессий характеризуются ускоренным темпом, резким увеличением объема информации, дефицитом времени для принятия решений, возрастанием социальной значимости решений и личной ответственности.

В таких условиях умственный труд связан с мыслительными операциями и работой, требующей аналитического, визуального и творческого мышления. По мере возрастания сложности существуют следующие виды умственного труда: исполнительский, операторский, управленческий, творческий труд. Таким образом, умственный труд представляет собой труд с преобладанием затрат умственной энергии. Рабочим органом такого умственного труда по созданию конечного продукта является мозг, т.е. интеллект, а его противоположностью — традиционный, физический труд. Умственный труд, связанный с приемом и переработкой информации, требует напряженного функционирования процессов памяти и внимания, эмоциональной сферы и мышления.

Понятие  «умственный   труд»   можно   рассматривать   в   качестве   родового   по   отношению к понятию «интеллектуальный труд». Умственный труд — это исполнительский труд, в котором присутствует творческая составляющая. В условиях совершенствования процессов интеллектуализации производства, развития новых технологий отождествлять умственный и интеллектуальный труд невозможно. Интеллектуальный труд по содержанию и характеру в контексте интеллектуальной собственности и интеллектуального производства не может рассматриваться как свойство умственного труда.

Интеллектуальный труд основывается на синтезе труда индустриальной эпохи и труда эпохи информационных технологий с новыми содержательными качествами. Понятие интеллектуального труда  разнится  с  понятием   умственного   труда   по   целому   ряду   содержательных   моментов. По характеру и содержанию интеллектуальный труд представляет собой:

  • персонифицированный труд как труд высокого качества и социальной эффективности;
  • монополизированный труд как право и способность к интеллектуальной деятельности определенной группы людей;
  • информационно-емкий и производительный труд, средством которого являются коммуникационные и интеллектуальные возможности человека и общества;
  • новый труд как синтез социальных и природных возможностей человека.

Таким образом, интеллектуальный труд — это качественно новый вид деятельности, генетической основой которого является духовное производство. Это труд, переоценивающий традиционные элементы и преобразующий в новые конфигурации.

В узком понимании интеллектуальный труд, как совокупность творческих видов умственной деятельности, обладает творческим характером, расходует энергию, связан с преобразованием информации и воспроизводством нового знания, с высокоэффективным и высокотехнологичным производством.

Интеллектуальный труд используется в науке и научном обслуживании, в образовании, управлении, культуре и искусстве, в высокотехнологичных отраслях промышленности. Интеллектуальный труд как особая социально-экономическая форма труда предполагает формирование определенных отношений. Анализ особенностей и способностей субъекта интеллектуального труда предполагает осмысление категории «интеллектуальный капитал» и его роли в создании стоимости интеллектуального ресурса. При этом исследователи отмечают, что в процессе создания интеллектуального продукта необходим учет:

  • численности и искусности сотрудников;
  • физических сил и способностей к труду;
  • высокоразвитых способностей, творческой силы;
  • мастерства, навыков, способностей;
  • обученного индивидуума;
  • персонального капитала.

Применение категории «интеллектуальный капитал» связан с явлением замещения труда знаниями — знания вовлекаются в практическую переработку ресурсов. Интеллектуальный капитал включает определенную интеллектуальную деятельность и более чем «чистый интеллект» человека. Поэтому знания, а не труд выступают в качестве источника стоимости. Теория стоимости замещается теорией стоимости, создаваемой знаниями. 

В постиндустриальных условиях знание является интеллектуальным ресурсом новой общественной формации. Интеллектуальный капитал составляют знания сотрудников, накопленные при разработке интеллектуальных продуктов, оказании образовательных услуг, а также ее организационная структура и интеллектуальная стоимость. Организационная структура представляет собой искусственно созданную форму управления знаниями. Интеллектуальный капитал определяется как ресурс, влияющий на эффективность достижения цели, обладающий признаками нематериального содержания. Формы интеллектуальных активов могут быть материальными, но их сущность и ценность находятся в нематериальной сфере. 

 

Список литературы

  1. Бромберг Г.В. Интеллектуальная собственность / Г.В. Бромберг. — М.: Приор, — 336 с.
  2. Кирсанов К.А. Теория труда / К.А. Кирсанов. — М.: Экзамен, 2003. — 416 с.
  3. Генкин Б.М.

articlekz.com

LostDiplom ru Банк студенческих работ

  1   2   3   4   5   6   7

LostDiplom.ru – Банк студенческих работ

LastDiplom.ru – написание курсовых, контрольных, дипломов на заказ

КУЛЬТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА

(вопросы к зачету)
1. Понятие интеллектуального труда и его значение в жизни общества.

Современное человеческое общество живет в период, характеризующийся колоссальным увеличением объемов интеллектуального труда во всех сферах деятельности,
начиная от педагогической и заканчивая экономической. Каждый человек постоянно вовлечен в те или иные трудовые процессы, трудовую деятельность. Под
интеллектуальным трудом понимается мыслительный (умственный) процесс, осуществляемый при помощи таких усилий (способностей) человека, которые направлены на производство товаров и услуг. Результаты интеллектуального труда представляют собой преимущественно (но не всегда) нематериальные объекты, чаще всего информацию. Сущность интеллектуального труда заключается в том, что его результаты находят объективную форму выражения, «материализуются» в объектах интеллектуальной собственности.

Интеллектуальный труд по сравнению с физическим, традиционным в большей степени использует результаты так называемого прошлого труда, информации. Именно поэтому в процессах интеллектуального труда, в его продуктивности важную роль играют обучение,
уровень и качество образования занятых им людей, их природные и приобретенные способности, квалификация и т.д.

Внедрение высоких информационных и интеллектуальных технологий существенным образом изменило характер труда человека, превратив его в интеллекту-
альный творческий труд. Творческий труд – более совершенный вид деятельности. Именно он поможет трансформировать нашу экономику в постиндустриальную. В отличие от простого труда побудительный мотив труда творческого связан со стремлением к самореализации, развитию своих внутренних возможностей, умножению знаний и умений «Интеллект – интеллектуальный потенциал (силы) –интеллектуальный капитал (мощь, или определенным образом реализованные силы)» – это вполне обоснованная теоретически логическая цепочка. Если с помощью интеллекта осуществляется процесс производства новейших знаний, то интеллектуальные силы отражают факт их накопления, концентрации.

Сущностной основой интеллекта и интеллектуального капитала являются
интеллектуальные знания.

Особенности современного типа производства с учетом реального процесса интеллектуализации труда позволяют определить специфику продукта интеллектуального труда. Последний может выступать не только в форме предмета труда, но и в форме орудия труда.
Продукт интеллектуального труда принимает форму орудия труда, когда действующее знание используется для дальнейшего интеллектуального труда; при этом развитие духовного, в частности, знаний, должно стимулироваться интересами развития материального производства, и должно происходить по отношению к последнему опережающими темпами.
Результат познавательного действия содержит в себе и объективное, и субъективное начало. Момент объективного предопределяется процессом реального производства, процессом реального использования орудий и предметов труда. Момент субъективного появляется в процессе осознанного, целенаправленного воздействия орудий познания на предметы познания. Это и есть новое знание. Если по содержанию и орудие, и предмет, и продукт имеют как момент объективного, так и момент субъективного, то по форме они все субъективны, поскольку находятся в уме человека. Новое знание может вновь становиться либо орудием, либо предметом познания, при этом доля субъективного в содержании в ходе этого процесса все увеличивается. Увеличение доли субъективного в содержании труда приводит к появлению формы “интеллектуально-трудовой деятельности”, которая в настоящее время играет определяющую роль в позитивном развитии экономики.

2. Образование как когнитивный институт общества.

Наиболее важные из социальных функций института образования.

1) Трансляция и распространение культуры в обществе – первая и наиболее существенная из них. Она заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области искусства, моральные ценности и нормы, правила поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям и т.п.). На протяжении всей истории человечества образование являлось главным источником знаний, инструментом просвещения общества. Также не следует забывать о том, что культура каждого народа имеет свои национально-этнические особенности, а стало быть, система образования играет исключительно важную роль в поддержании и сохранении национальной культуры, ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым, индивид становится носителем национального сознания и национальной психологии.

2) Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе. Благодаря этому, молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему. Обучение языку, истории отечества, литературе, принципам морали и нравственности служит предпосылкой для формирования у молодого поколения общеразделяемой системы ценностей, благодаря чему оно научается понимать других людей и самих себя, становятся сознательными гражданами страны.
Содержание осуществляемого системой образования процесса социализации и воспитания детей в значительной мере зависит от господствующих в обществе ценностных стандартов, морали, религии, идеологии. В доиндустриальных обществах религиозное воспитание являлось составной частью школьного обучения. В современном индустриальном обществе религия (церковь) отделена от государства, под контролем которого находится система формального образования, поэтому религиозное образование и воспитание осуществляется либо в рамках семьи, либо в специальных негосударственных учебных заведениях.

3) Социальная селекция – одна из важнейших функций института формального образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся (изменить профиль обучения для несправляющихся учеников и студентов, поощрять талантливых и способных). В ряде стран, в том числе и в нашей стране, существуют специальные образовательные программы для творчески одаренной молодежи, учебный труд которой непременно поощряется, а для максимального развития их задатков создаются благоприятные условия.

В современном обществе поиск и воспитание талантливой молодежи возводится в ранг государственной политики в области образования, так как бурное развитие науки и технического прогресса во многих других областях требует постоянного притока талантливой молодежи.
Процесс селекции, отбора наиболее способных к обучению учащихся осуществляется современной школой как бы авоматически, так как сама внутренняя микроструктура образования как раз и имеет своей главной задачей отбор и дифференциацию молодежи не только по способностям и талантам, но и в соответствии с индивидуальными интересами, возможностями, ценностными ориентациями. После обязательного восьмилетного образования значительная часть молодежи поступает на учебу в технические училища, другие продолжают учебу в средней школе, и часть ее выпускников поступают в вузы. После окончания вуза одни начинают трудовую деятельность в народном хозяйстве, другие поступают в аспирантуру, делают научную карьеру. С точки зрения социологической, чрезвычайно важны последствия осуществляемого институтом образования процесса селекции, так как его конечным результатом (когда различные группы молодежи завершают образование в различных учебных заведениях) является размещение людей по различным позициям в социальной структуре общества. Посредством этого достигается воспроизводство в обновление социальной структуры общества, без чего невозможно нормальное функционирование последнего. Другая важная сторона процесса социального размещения заключается в том, что он запускает механизм социальной мобильности; получение профессии, занятие социальной позиции в структуре той или иной организации, как правило открывает для многих людей путь профессиональной карьеры, продвижение по лестнице должностных иерархий и властных полномочий. Система образования, главным образом высшего, в современном индустриальном обществе служит важнейшим каналом социальной мобильности, ибо без вузовского диплома невозможно получить престижную и высокооплачиваемую работу. Уровень образования, наряду с властью, собственностью и доходом является важнейшим показателем социального статуса человека в современном обществе.

4) Функция социального и культурного изменения является прерогативой современного института образования. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами. Во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах высших учебных заведений. Способствуя научному прогрессу, высшая школа вместе с тем вносит свой существенный вклад в обогащение и расширение культурного наследия общества. Кроме того, в силу тесных связей университетов с промышленностью происходит характерная для западных стран интеграция науки, высшего образования и производства, результатом которой является ускорение научно-технического прогресса. Университеты все в большей степени становятся научно-исследовательскими центрами, выполняющими теоретические и прикладные исследования, экспериментальные разработки по заказу государственных ведомств и промышленных фирм. Наряду с этим развитие научных исследований в стенах вузов способствует совершенствованию системы высшего образования, так как новые научные идеи и открытия включаются в учебные программы, обеспечивают повышение качества специалистов.
Модель социальной организации (структуры) образования может быть предтставлена как состоящая из трех основных социальных позиций: 1) руководители и организаторы образования, 2) педагоги и 3) учащиеся. Эта структурная модель, значительно упрощает и огрубляет реальную картину, поскольку существуют различные типы учебных заведений (начальная и средняя школы, средние специальные учебные заведения, высшая школа и т.п.), с присущими им особенностями управления и педагогической деятельности, контингентом преподавателей и учащихся. Тем не менее с социологической точки зрения вполне допустимо выделить соответствующие трем указанным социальным позициям обобщенные образцы поведения, нормативные требования и ролевые предписания, посредством которых регулируется социальное взаимодействие в процессе образования.

3. Понятие и формы организации учебного труда.

Формы обучения представляют собой целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему:

познавательного и воспитательного общения;

взаимодействия;

отношений обучающего и обучаемых.

Результатом такого взаимодействия является:

профессиональное совершенствование педагога;

усвоение учениками и студентами знаний, умений и навыков;

развитие психических процессов учеников и студентов;

развитие нравственных качеств учеников и студентов.

Форма обучения означает форму организации работы учащихся под руководством педагога, которая может быть:

коллективной;

групповой;

индивидуальной.

Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:

содержания;

обучающих средств;

методов обучения.

Форма организации обучения предполагает какой-либо вид учебного занятия (урок, лекцию, факультатив, кружок, экскурсию, мастерскую).

Единичная и изолированная форма обучения (урок, лекция, лабораторная работа, семинарское занятие и др.) имеет частное обучающе-воспитательное значение. Она обеспечивает усвоение обучаемыми конкретных фактов, обобщений, выводов, отработку отдельных умений и навыков. Система же разнообразных форм обучения, позволяющая раскрыть целостные разделы, темы, теории, концепции, применить взаимосвязанные умения и навыки, имеет общее обучающе-воспитательное значение, формирует у обучающихся системные знания и личностные качества. Система разнообразных обучающих форм, пронизанная и скрепленная ведущими идеями раздела, темы и едиными видами деятельности, обеспечивает усвоение системы изучаемой науки, формирование мировоззрения, учебных умений и навыков.

Различные системы обучения учащихся: индивидуальная, парная, групповая, коллективная – не являются взаимоисключающими. Например, классно-урочная система может включать в себя индивидуальные, групповые, коллективные занятия. Поэтому и система форм может включать коллективные, индивидуальные и другие занятия. В школе и вузе на протяжении столетий функционируют классно-урочная и лекционно-практическая системы обучения.

Необходимость системной зависимости и разнообразия форм обучения обусловлена своеобразием содержания образования, а также особенностями восприятия и усвоения учебного материала учащимися. Содержание науки и особенности обучающихся, в первую очередь возрастные, требуют соответствующей, адекватной формы обучения, определяют ее характер: место в процессе обучения, временную продолжительность, меняющуюся, подвижную структуру, способы организации, методическое оснащение. Различные сочетания этих компонентов дают возможность создавать разнообразие и многообразие обучающих форм.


Особенности и признаки классно-урочной системы обучения

Особенности и признаки лекционно-практической системы обучения

Основной единицей дидактического цикла и формой организации обучения является урок (длительностью 45 минут)

Урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, и все учащиеся работают под руководством учителя

Ведущая роль учителя состоит в том, что он не только организует процесс передачи и усвоения учебного материала, но и оценивает результаты учебы учащихся и уровень обученности каждого ученика, а также в конце года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс по своей дисциплине

Класс – это основная организационная форма объединения учащихся приблизительно одного возраста и уровня подготовки (как правило, состав класса почти не меняется)

Класс работает по единому учебному плану и программам согласно школьному расписанию учебных занятий

Для всех учащихся занятия начинаются строго по расписанию в заранее определенные часы

Учебный год определяется учебными четвертями и каникулами; каждый учебный день определяется количеством уроков по расписанию и временем на перерывы между занятиями

Учебный год заканчивается итоговой отчетной работой (экзаменом или контрольной) по каждой учебной дисциплине

Обучение в школе заканчивается сдачей выпускных экзаменов


Лекция – это основная форма передачи большого объема систематизированной информации как ориентировочной основы для самостоятельной работы студентов (занимает 90 минут)

Практическое занятие – это форма организации детализации, анализа, расширения, углубления, закрепления, применения и контроля за усвоением полученной учебной информации (на лекции и в ходе самостоятельной работы) под руководством преподавателя вуза

В качестве основы обучения в вузе выступает самостоятельная деятельность студента

Учебная группа – это центральная форма организации студентов (постоянный состав которой сохраняется, как правило, на весь учебный год)

Совокупность учебных групп представляет определенный курс обучения в вузе

Курс работает по единому учебному плану и программам согласно расписания учебных занятий

Учебный год делится на два семестра, зачетно-экзаменационный период и каникулы

Каждый семестр заканчивается сдачей зачетов и экзаменов по всем учебным дисциплинам

Обучение в вузе завершается сдачей выпускных экзаменов по ведущим дисциплинам и специальности (возможна защита диплома)

4. Влияние новых технологий на формы организации и содержание учебного труда.

В обучении и воспитании учащихся предпочтение отдаётся тем современным методам, которые помогают «оживить» урок, придают ему эмоциональную окраску, помогают воспитывать гражданственность, патриотизм, толерантность, следовательно, затронуть душу ребёнка, заинтересовать каждого ученика, соединять теорию с практикой, необходимой для жизни в целом.

Традиционные формы обучения, такие как лекции и семинары, имеют ограниченные возможности для изменения позиции учащегося, поскольку он всегда находится в состоянии обучаемого. Нетрадиционные же, в одном случае, ставят его в позицию учителя, в другом – сочинителя или художника и так далее. И чем разнообразней роли и занимаемая позиция, тем разностороннее развивается личность учащегося, а его мыслительная деятельность приобретает гибкий, системный характер.

Преимущество инновационных форм учебной деятельности состоит в повышении познавательной активности, интереса к знаниям, формировании установок на творческую деятельность, постоянный поиск, в предупреждении утомления, создании комфортной среды обучения и воспитания, развитии инициативности, рефлексивных умений, способностей эмоциональной саморегуляции, субъектных качеств учащихся.

На занятиях используются задания с намеренно допущенными в тексте ошибками для закрепления, контроля усвоения изученного материала, а также для глубокого осмысления наиболее важного теоретического материала. Такой материал печатается на отдельных листках, предлагается учащимся для самостоятельного изучения, обнаружения в ходе коллективного обсуждения ошибок в тексте, обоснования их сути.

Для обобщения и закрепления знаний по теме проводится семинар-игра: учащиеся делятся на команды, готовятся вопросы провоцирующие обнаружение и опровержение распространённых стереотипов, побуждающие к новым ассоциациям. При подготовке игры, учитываем такие требования, как логическую связь с изучаемым материалом, максимальную приближенность к реальным условиям, подготовку учебно-методической документации, четкое формулирование цели, задач и условий проведения игры, возможные варианты ее исхода, наличие необходимого оборудования и не в последнюю очередь – создание в ходе игры непринужденной атмосферы. Обязательно используется «мозговой штурм».

Программа производственного обучения при своей содержательной обширности и ограниченности отведенных на изучение часов оставляет учащимся мало времени для проявления усвоенных знаний, умений и навыков. Решить эту проблему помогают уроки-конкурсы, позволяющие продемонстрировать эрудицию, расширить кругозор, знания по оформлению того или иного материала. Проводить их целесообразней в преддверии итоговых проверочных работ, когда учащиеся овладели необходимым объемом знаний, умений и навыков.

Урок-конкурс проводится по следующей схеме – представление участников, разминка, которая состоит из вопросов, задаваемых по типу «вопрос-ответ», домашнее задание – наиболее существенное звено конкурса, так как неограниченность времени работы над ним позволяет учащимся раскрыть свой творческий потенциал. Такие задания должны быть занимательными по форме, проблемными по содержанию, непродолжительными по времени и обязательно учитывать межпредметные связи. Для заполнения неизбежных пауз необходимо предусмотреть какую-либо игру или музыкальную заставку.

Уроки-конкурсы позволяют реализовать следующие педагогические цели, пробудить у учащихся интерес к учению, углубить их знаниями с помощью дополнительных источников информации, подвести к осознанию гордости за свою профессию, развить потребность в творческом поиске, «оживить» изучаемые предметы, сплотить учебную группу, выявить лидеров.

Анализируя результаты исследования, можно сделать вывод о том, что применение инновационных технологий обучения в учреждении НПО расширяет кругозор учащихся в предметных областях и способствует формированию научного мировоззрения учащихся; способствует усвоению учащимися универсальных способов учебной деятельности; повышает познавательную мотивацию, развивает инициативность и интерес; актуализирует субъектные качества учащихся, способность к самопознанию и саморазвитию.

Комплексное использование в учебном процессе представленных инновационных технологий помогает более полно реализовывать цели преподавания предметов с учетом современных требований к подготовке компетентных специалистов, способных к постоянному саморазвитию и самообразованию, и как результат – в дальнейшем удачно складывающая карьера после окончания лицея.

  1   2   3   4   5   6   7

topuch.ru

Понятие культуры интеллектуального труда. — КиберПедия

Понимание сути и содержания понятия культуры интеллектуального труда прямым образом зависит от содержания отдельных понятий, входящих в его состав и их взаимосвязи. Определим исходные понятия.

Интеллект – от лат. Intellectus – познание, понимание, рассудок;

– в словаре С.И. Ожегова определяется как «мыслительная способность,

умственное начало человека», т.е. связывается с познанием,

мышлением;

Наиболее распространенные трактовки

– разумение, понимание, постижение;

– относительно устойчивая структура умственных способностей человека

Трактовки в рамках специальных подходов

– Педагогический: интеллект как способность к обучению;

– Биологический: интеллект как способность адаптироваться к новой

ситуации;

– Структурный: интеллект как способность адаптации к цели, т.е.

совокупность необходимых способностей для достижения цели.

Интеллектуальный труд – труд, при осуществлении которого рабочим органом, создающим продукт, является мозг, преобладают затраты умственной энергии;

– умственный труд специалистов, содержащий большую долю творчества. К интеллектуальному труду относятся те виды трудовой деятельности, которые характеризуются преобладанием нервно-психических нагрузок, связанных с напряжением, глубиной, объемом внимания[2], памяти[3], восприятия[4], мышления[5].

Часто интеллектуальный труд противопоставляют физическому труду: если главным органом человека, обуславливающим процесс интеллектуальной деятельности, является мозг, то в физическом труде «работающим» органом являются мышцы. При этом нельзя забывать, что во всяком физическом труде присутствует умственная деятельность: человек выполняет физическую работу осмысленно; а интеллектуальный труд предполагает затраты физической энергии – умственно работающий человек физически устает.

С развитием цивилизации происходит усиление роли интеллектуального труда. Еще академик В.И. Вернадский предсказывал, что будущий человеческий прогресс будет происходить в сфере знаний и интеллекта, названной им ноосферой.[6] В современном обществе и его экономике интеллектуальный труд уже занял прочные позиции и преобладает по отношению к физическому труду. Доля интеллектуального труда в современном производстве постоянно возрастает. Следовательно, возрастает и необходимость в работниках, обладающих способностями к интеллектуальному труду (высокий уровень интеллекта, общеобразовательных и профессиональных знаний), более того, обладающих высокой культурой интеллектуального труда. Качество культуры интеллектуальной деятельности также исторично, т.е. зависит от общественного прогресса. Так, формирование новых информационно-интеллектуальных навыков, используемых в современном профессиональном взаимодействии, происходит в связи с появлением новых инструментов и технологий. Так, появление 550 лет назад книгопечатания внесло изменение в процессы получения и хранения информации, появление около 150 лет назад возможности перемещения на большие расстояния с помощью новых транспортных средств привело, по большому счету, к ускорению процессов научно-технического прогресса. Очевидно влияние на развитие интеллектуальных навыков появившихся 130 лет назад телефонной связь, 110 лет – радиосвязи, 80 лет – телекоммуникаций, 50 лет – компьютеризации, позже – сети Интернет, около 30 лет – сотовой связи. [7]



 

 

В 21 веке в рамках развития сфер и направлений интеллектуальной деятельности набирает силу виртуальный инжиниринг — проектирование, конструирование и построение трёхмерных моделей реальных объектов, что значительно улучшает качество и сокращает время подготовки документации, выдаваемой на лазерном диске. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки ускоряет и удешевляет виртуальная лаборатория, позволяющая заменить вещественно-энергетические испытания технических устройств, узлов, систем и блоков контрольными манипуляциями с их виртуальными (графическими, объемными или цифровыми) аналогами. В подготовке кадров возможность подлинного прорыва открывает виртуальная школа. Она обеспечивает передачу на любое расстояние в режимах on-lain и off-lain программного пакета информационно-образовательных услуг и позволяет осуществить корректировку усвоения материала с помощью интернетовских технологий, принципиально отличающихся от форм чисто дистанционного обучения созданием эффекта присутствия в классе или аудитории. [8]



Таким образом, основой нового хозяйственного уклада, складывающегося на фундаменте информатизации и компьютеризации постиндустриального общества, выступает интеллектуальная деятельность, оттесняющая на второй план инструментальное и машинное производство материальных благ и услуг.[9]

Интеллектуальная деятельность представляет собой умственное (духовное) производство знаний, идей и новаций в различных сферах материальной жизни, техники и технологий, науки, литературы и искусства, производства, культуры и быта, управления, менеджмента, создания и оригинального использования программного обеспечения. Несколько лет назад одна из нобелевских премий по экономике была присуждена за аргументацию включения в стоимость конечного продукта информационно-аналитического сопровождения программ и проектов в связи с явной тенденцией возрастания их роли в успешном экономическом развитии.[10]

Определений культуры существует огромное множество. Общепринятым считается следующее определение: культура – совокупность достижений производственных и духовных отношений людей. Иногда под культурой понимают высокий уровень, высокую степень выполнения, развития, умения чего-либо. Этот момент очень важен для понимания сути понятия культуры интеллектуального труда. В нашем случае также важен контекст рассмотрения культуры как информационной культуры, которая представляет собой воспитание личности на основе глубокого сознательного усвоения норм умственной деятельности, познания и ценностной ориентации познания.

Становится совершенно очевидным, что овладение навыками интеллектуального труда на высоком уровне является необходимой потребностью будущего конкурентоспособного специалиста

На основе проведенного анализа связанных между собой понятий интеллекта, интеллектуального труда и культуры сформулируем определение культуры интеллектуального труда.

С одной стороны, возможно определение культуры интеллектуального труда как системы рациональных способов умственной деятельности, которая состоит, прежде всего, из приема, усвоения, переработки и передачи информации.

С другой стороны, культура интеллектуального труда – это качество личности, характеризующее уровень развития ее интеллектуальных, познавательных, исследовательских и организационно-технических сторон, обеспечивающих рациональность и высокую продуктивность умственной деятельности.

Не менее верным будет считать, что культура интеллектуального труда – это культура умственного труда, определяющая умение ставить цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с разнообразными источниками информации и оргтехникой.

Наиболее содержательно и широко это понятие трактуется с педагогической точки зрения: культура интеллектуального труда – это степень совершенства умственных действий на основе знаний, гуманистической мотивации, интеллектуальных умений и навыков, отражающих основные особенности образовательной культурной среды, в условиях которой происходит становление личности профессионала, позволяющих свободно оперировать в процесс обучения и самообучения человека.

Исходя из вышесказанного, учитывая возрастающую необходимость формирования интеллектуальной культуры специалистов на ступени высшего образования, определим культуру интеллектуального труда применительно к учащемуся, студенту.

Культура интеллектуального труда – это не просто черта личности, а синтез качеств личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение к учебной, познавательной и профессиональной деятельности, уровень таких интеллектуальных, организационно-деятельностных, гигиенических и эстетических сторон, дающих возможность студенту качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять любую умственную работу.

Результат культуры умственного труда – это

· знания, которые человек приобретает о предмете своей деятельности,

· освоение тех способов, умений и приемов, которыми он пользовался в своем интеллектуальном труде, совершенствование которых обеспечивает человеку наибольшую успешность в его последующей деятельности.

Овладеть культурой умственного труда – значит усвоить и реализовать то лучшее в гигиене умственной деятельности, что выработано опытом предшествующих поколений.

Формируясь на основе определенных личностных качеств, культура интеллектуального труда, в свою очередь, оказывает влияние на полноценное развитие личностных качеств.

cyberpedia.su

Оставить комментарий