После аспирантуры какое звание — какую учёную степень получают после оканчания аспирантуры? — 22 ответа
Аспирант это учёная степень
В разделе ВУЗы, Колледжи на вопрос какую учёную степень получают после оканчания аспирантуры? заданный автором шеврон лучший ответ это После окончания аспирантуры ученую степень не получают, ученую степень получают после защиты диссертации, это разнесенные по времени события. Диссертации бывают кандидатские и докторские, соответственно и степени – кандидат и доктор наук. Другой вопрос, что без аспирантуры почти никогда не случается защиты диссертации, за редкими уникальными исключениями.
Ну да, а научный сотрудник, младший или старший научный сотрудник, младший или старший преподаватель, доцент, профессор – это всё не учёные степени, а наименование занимаемой (нередко – в соответствие с ученой степенью, но бывает – и без неё) должности в научной или учебной организации.
Хренник Тихонов
Мудрец
(15482)
Да нет, может и не получить, если диссертацию не напишет. Ну сдаст он кандидатский минимум, но нужно же ещё сделать что-то важное для науки. Аспирантуры недостаточно для получения степени, это не школа и не институт, где всем выдают дипломы. Диссертация – это настоящий, практический труд, это то важное для науки, то, что до тебя никто никогда не делал – за это дают ученую степень, а не за сдачу кандидатского минимума и окончание аспирантуры.
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: какую учёную степень получают после оканчания аспирантуры?
Ответ от хлебосольный[гуру]
Везде по разному… Мл. науч. сотрудник, кандидат в доктора… и т. д.
Ответ от роскошничать[гуру]
Кандидат, напишете докторскую, будете доктором
Ответ от Оделиска[гуру]
младший научный сотрудник
Ответ от Иеланта[гуру]
в аспирантуре Вы защищаете свою кандидатскую… значит кандидата наук..
Ответ от 2 ответа[гуру]
Привет! Вот еще темы с нужными ответами:
Аспирантура на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Аспирантура
Ответить на вопрос:
22oa.ru
Ответы@Mail.Ru: магистратура, аспирантура, ученая степень…
Alice Davies Профи (864), закрыт здравствуйте, подскажите пожалуйста.
при поступлении в вуз, специалитет уже убрали, закончила бакалавром. диплом на отлично, рекомендация в магистратуру. задумываюсь о научной сфере деятельности и получении степени, и тут пара моментов.
1. как выглядит структура пути к этому? сначала поступить в магистратуру, потом аспирантура, в конце которой можно защититься на кандидата, верно? а потом?
2. где люди берут средства на жизнь, если постоянно заняты этим? вряд-ли же у всех какие то спонсоры, или кто-то не нуждается в сне.
заранее, спасибо.
Остальные ответы
Похожие вопросы
Также спрашивают
otvet.mail.ru
Система постдипломного образования в России
Аспирантура — образовательная программа подготовки преподавательских и научных кадров высокой квалификации (кандидатов наук). Это форма повышения научной квалификации выпускников специалитета и магистратуры в вузе либо другом научно-исследовательском учреждении.
Разновидности аспирантуры
Помимо аспирантуры, на данной ступени существуют также:
Адъюнктура — аспирантура вузов Вооружённых Сил Российской Федерации. Адъюнктом является военнослужащий, имеющий высшее профессиональное образование, обучающийся в адъюнктуре и подготавливающий диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.
Клиническая ординатура — форма повышения квалификации врачей в медицинских вузах, институтах усовершенствования и научно-исследовательских учреждениях.
Целью клинической ординатуры является подготовка высококвалифицированных специалистов для работы в органах и учреждениях здравоохранения или в порядке частной практики. Врачи, успешно прошедшие курс клинической ординатуры и сдавшие сертификационный экзамен, получают возможность самостоятельной работы по выбранной специальности. Обучение в клинической ординатуре осуществляется с отрывом от основного места работы. Продолжительность обучения два года.
В аспирантуру (адъюнктуру), ординатуру и интернатуру государственных и муниципальных высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций на конкурсной основе принимаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование, подтвержденное дипломом специалиста или дипломом магистра.
Поступление
В аспирантуру высших учебных заведений, научных учреждений или организаций на конкурсной основе принимаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование
Прежде всего, необходимо иметь квалификацию специалиста или магистра, получить согласие будущего научного руководителя и сдать 3 экзамена: специальность, иностранный язык, философия науки.
Условия обучения
- Способы получения ученой степени кандидата наук:
- очная аспирантура,
- заочная аспирантура,
- соискательство,
- самостоятельная подготовка.
Первые два способа — для тех, кому необходимы постоянные исследования (например, лабораторные) в выбранной области наук и участие руководителя на пути к получению кандидатской степени. В случае самостоятельной подготовки длительность подготовки диссертации не ограничена, но все остальные требования к соискателям степеней остаются такими же, как и для аспирантов. О соискательстве вы сможете подробно прочитать в одной из следующих глав.
- По закону «О высшем и послевузовском образовании» обучение в аспирантуре (адъюнктуре) государственных и муниципальных высших учебных
заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций в России:
- 3 года в очной форме
- 4 года в заочной форме за исключением обучения по отдельным специальностям научных работников технических, естественных отраслей наук, срок обучения по которым может составлять 4 года в очной форме, 5 лет в заочной форме.
Во время обучения в аспирантуре вузов аспирант должен посещать дополнительные занятия по иностранному языку (ИЯ) и истории и философии науки (ИФН), обычно на первом году обучения. Необходимо будет также пройти педагогическую практику (не менее 50-100 академических часов). В аспирантурах научно-исследовательских учреждений этого требования нет. В некоторых университетах магистрам могут перезачесть экзамены по ИЯ и ИФН, при наличии в учебном плане соответствующего числа часов.
- Для успешного окончания аспирантуры необходимо подготовить рукопись диссертации и защитить её на заседании диссертационного совета,
созданного при вузе, НИИ или другом научном учреждении. Также нужно сдать кандидатский минимум (3 экзамена):
- иностранный язык (ИЯ),
- история и философия науки (ИФН).
Тема диссертационной работы соискателя и научный руководитель утверждается ученым советом вуза. Подготовку к кандидатским экзаменам и диссертацию соискатель готовит самостоятельно. Если базовое высшее образование аспиранта получено в другой научной отрасли, не имеющей отношения к теме диссертации, требуется дополнительный кандидатский экзамен на подтверждение знаний в новой научной отрасли.
Ученая степень
После успешного окончания аспирантуры и защиты кандидатской диссертации в диссертационном совете, аспирант становится кандидатом наук и может продолжить обучение в докторантуре. В некоторых европейских странах терминам аспирант и аспирантура соответствуют докторант и докторантура.
По результатам защиты диссертации в установленном порядке выдается диплом кандидата наук.
Лицу, имеющему ученую степень кандидата наук, ведущему преподавательскую, научную и методическую работу в области высшего и послевузовского профессионального образования, может быть присвоено ученое звание доцента.
Отсрочка от службы в армии
Граждане, получающие послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию учреждениях, имеют отсрочку от призыва на военную службу.
Т.к. закон не ограничивает количество поступлений в аспирантуру, в разных вузах на аспирантуре можно учиться 2-3 раза подряд по 3-4 года. Социальные гарантии
Аспиранты получают стипендию, финансирование научной работы, как правило, возлагается на выпускающую кафедру и факультет. Также источником финансирования может служить учреждение, в интересах которого ведётся научная работа.
Аспирантам, обучающимся в аспирантуре по заочной форме обучения, предоставляются места в общежитии на период сдачи экзаменов и выполнения работ по диссертации.
Аспиранты пользуются бесплатно оборудованием, лабораториями, учебно-методическими кабинетами, библиотеками, а также правом на командировки, в том числе в высшие учебные заведения и научные центры иностранных государств, участие в экспедициях для проведения работ по избранным темам научных исследований наравне с научно-педагогическими работниками высших учебных заведений и научными работниками научно-исследовательских учреждений (организаций).
Для приобретения научной литературы каждому аспиранту, обучающемуся за счет средств федерального бюджета, выдается ежегодное пособие в размере двух месячных стипендий.
Те, кто поступают в аспирантуру, имеют право на получение отпуска продолжительностью 30 календарных дней с сохранением средней заработной платы по месту работы.
Лица, обучающиеся в аспирантуре по очной форме обучения за счет средств бюджета, обеспечиваются государственными стипендиями и пользуются ежегодно каникулами продолжительностью два месяца.
Аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право на ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью 30 календарных дней с сохранением средней заработной платы.
К ежегодному дополнительному отпуску аспиранта добавляется время, затраченное на проезд от места работы до места нахождения аспирантуры и обратно с сохранением средней заработной платы. Указанный проезд оплачивает организация-работодатель.
Согласно Федеральному закону «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в российской федерации» (№ 122-ФЗ от 07.08.2000) организация-работодатель вправе предоставлять аспирантам по их желанию на четвертом году обучения дополнительно не более двух свободных от работы дней в неделю без сохранения заработной платы.
Для завершения диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук работникам предприятий, учреждений и организаций по месту работы предоставляются отпуска с сохранением заработной платы продолжительностью соответственно три или шесть месяцев в порядке, установленном положениями об аспирантах, докторантах и соискателях.
edu.glavsprav.ru
какие реформы нужны российской аспирантуре
Хочешь заниматься наукой — иди в аспирантуру. Это распространенное мнение, однако на деле многие могут отказаться от защиты диссертаций и просто получить диплом с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь». В Минобрнауки не в первый раз задумались о способах повышения количества выходящих из аспирантуры кандидатов наук. Один из них — сделать защиту кандидатской обязательной, а освоение педагогических компетенций перенести в элективную часть программы подготовки. Но нужны ли такие меры? Какие перспективы открываются перед выпускником аспирантуры?
Кандидат поневоле: какие реформы нужны российской аспирантуре
Изначально аспирантура была «заводом» по выпуску научно-педагогических кадров, то есть преподавателей университета. Да и сейчас, если человек намерен преподавать, ему желательно окончить аспирантуру, потому что там учат не только проводить научные исследования, но и работать со студентами, курировать научные проекты, вести занятия и читать лекции. Федеральные образовательные стандарты не обязывают аспирантов защищать кандидатские диссертации — в этом случае выпускник получает диплом о присвоении квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь». Кроме того, сегодня аспирантура — это третья ступень высшего образования. То есть ее программы должны органично продолжать программы бакалавриата и магистратуры по определенному направлению и не дублировать их.
На современном этапе система подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре имеет ряд противоречий и неточностей и вносит ряд вопросов, которыми задается академическое сообщество, отметила начальник отдела международной аспирантуры и докторантуры Университета ИТМО Мария Скворцова. По статистике, только треть аспирантов в России получают степень кандидатов наук.
«На данный момент после окончания аспирантуры присваивается двойная квалификация „Исследователь. Преподаватель-исследователь“, но совершенно естественным образом возникает вопрос о необходимости умения исследователя преподавать. Если мы говорим именно о преподавательской деятельности, то это, помимо специализированных навыков, требует также определенного таланта, которым зачастую не обладает даже ученый высокого уровня. Множество раз речь заходила о возможности разделения квалификаций в аспирантуре на две, но при этом возникает новое противоречие: нужны ли вузам преподаватели, которые не занимаются научной работой? При этом существует проблема, связанная с определением рынка труда для данной квалификации как в России, так и на международном уровне. Сложность заключается в том, что данная квалификация не предусмотрена международными квалификационными сетками, а в России не запрещено преподавать и выпускникам магистратуры, которые также получают набор педагогических компетенций, что несколько дублирует образование в аспирантуре и не позволяет выстроить единый трек бакалавриат-магистратура-аспирантура», — выделила еще несколько проблем Мария Скворцова.
Она добавила, что существенным минусом нынешней системы подготовки кадров высшей квалификации является и то, что защита диссертации сейчас законна только на русском языке, что существенно затрудняет интеграцию российских исследований в международное научное пространство. Но самой серьезной проблемой нынешней системы подготовки кадров высшей квалификации является отсутствие взаимосвязи итоговой государственной аттестации при окончании аспирантуры и защитой диссертации для получения степени кандидата наук.
Представители министерства обсуждали проблемы третьей ступени высшего образования на форуме «Будущее науки», который состоялся в Казани. Чиновники подчеркнули, что зачастую выпускник аспирантуры просто не видит смысла защищать кандидатскую. Что это может ему дать? Еще один диплом?
Участники форума предположили, что можно сделать обязательной защиту кандидатской. Университет ИТМО активно участвует в рабочей группе по модернизации системы подготовки кадров высшей квалификации созданную под эгидой Минобрнауки.
Возможно, тогда обучение в аспирантуре будет более направленным. Однако, тогда, вероятно, следует объединить защиту кандидатской и сдачу итоговых экзаменов. При этом необходимо учитывать, что часть аспирантов захочет осваивать и преподавательские навыки, поэтому для них есть смысл оставить итоговые экзамены по дисциплинам. Или это будет защита проекта?
Очевидно, что в любом случае все вопросы упираются в индивидуализацию образования. Когда бывшие студенты поступают в аспирантуру, они преследуют разные цели: кто-то хочет заниматься наукой, кто-то хочет быть конкурентоспособным на рынке труда и получить более высокий статус в обществе. Ведь лидерские и организационные навыки, которые приобретают аспиранты, нужны для бизнеса или работы на ответственных должностях. Мы попросили аспирантов Университета ИТМО рассказать, какие плюсы и минусы они видят сегодня в системе аспирантуры.
Анастасия Абрамова, аспирант кафедры пищевой биотехнологии продуктов из растительного сырья
Анастасия Абрамова«Я думаю, что на первом курсе аспирантуры все планируют защищать кандидатские и заниматься наукой хотя бы эти три года. Хоть я и планирую защитить диссертацию, но в будущем хочу уйти в индустрию. Степень кандидата наук повысит мои профессиональные компетенции. Если говорить в общем, стоит понимать, что не всем вообще стоит идти получать высшее образование. Оно должно восприниматься не как что-то обязательное, но как ответственность, которую несут сами студенты. Чтобы стать профессионалами в своем деле, нужно много работать — каждый должен понимать это. Кому-то будет достаточно и среднего образования, на мой взгляд. В аспирантуре, я думаю, нужно предоставить возможность индивидуализировать программу. Например, многие „технари“ не хотят заниматься преподаванием — им интересны только исследования и IT. А другим людям, наоборот, будет полезно преподавание, какая-то социальная активность».
Алексей Сергушичев, бывший аспирант кафедры компьютерных технологий, готовится к сдаче кандидатской.
Университет ИТМО. Алексей Сергушичев«Я собираюсь продолжать научную карьеру, и защита является необходимым для этого условием. В целом, мне кажется, что аспирантура — это время, когда человек может заниматься исследованиями, чтобы потом защитить диссертацию. Я не очень понимаю, зачем, например, было решено сделать аспирантуру третьей ступенью образования. Мне кажется, необходимо дать университетам больше независимости в вопросах присуждения степеней. Как я понимаю, сейчас уже происходит движение в этом направлении. Также было бы неплохо все-таки оставить на выбор аспиранта, заниматься ему преподаванием или нет. Как, впрочем, можно было сделать выборными и ряд других дисциплин. Например, в какой-то момент аспирант понимает, что ему не хватает знаний в статистике, и он записывается на соответствующий курс. Правильная аспирантура — это достаточно сложный проект. Ты становишься экспертом в какой-то конкретной узкой области науки, носителем уникального знания, которым больше никто не обладает. Так что даже если человек понимает, что не собирается дальше заниматься научной деятельностью, время в аспирантуре точно не будет потрачено впустую».
Арина Буздалова, аспирант кафедры компьютерных технологий.
Университет ИТМО. Арина Буздалова«Я намерена защитить диссертацию. Это мотивирует более ответственно относиться к содержанию и результатам моей научной деятельности. В процессе подготовки диссертации формируется более глубокое и системное понимание собственных исследований, выявляются и устраняются их слабые места. Сама защита позволяет получить профессиональную оценку от научного сообщества. Более того, в аспирантуре человек получает много полезных навыков, которые можно использовать и вне науки. Например, это навыки, связанные с культурой мышления, умением анализировать, искать связи между различными понятиями, в том числе из разных областей знаний. Также это умение полно и внятно излагать свои мысли в различных формах: доклада, статьи и большого труда, такого как диссертация. Мне кажется, что люди поступают в аспирантуру по самым разным причинам. Для меня главную роль играет возможность самореализации и развития, соответствие моих способностей и интеллектуальных потребностей выбранному пути, очень важна свобода реализации творческих идей. Все перечисленное я нахожу в научной деятельности».
Павел Бурак, аспирант кафедры интеллектуальных технологий в гуманитарной сфере.
Университет ИТМО. Павел Бурак«Я намерен защищать кандидатскую, так как это документальное подтверждение твоих навыков и возможностей в плане мышления и умения проводить научные исследования. Что касается навыков преподавания, мне кажется, их наличие лишним не будет. Ведь преподавание — это, в первую очередь, умение объяснять, доносить свои мысли. А такие компетенции крайне полезны и в бизнесе, и в науке, и в других сферах деятельности. Хотя, я думаю, что большинство преподаваемых в аспирантуре дисциплин стоит сделать факультативными, так как в аспирантуре обучаются уже взрослые люди, которые понимают, чего они хотят. Если защиту кандидатской сделают обязательной, то это может сократить количество аспирантов. Но, на мой взгляд, это неплохо, так как сразу отсеются люди, которые продолжают обучение совсем не в образовательных целях».
news.ifmo.ru
Чем магистратура отличается от аспирантуры
В соответствии с Болонской системой существует несколько уровней образования. Первый уровень – бакалаврат; повышение квалификации специалиста (по специальной программе) – магистратура. Аспирантура – переходное звено от квалификации специалиста наивысшего уровня до квалификации научного работника. Бакалавр, магистр, аспирант – абсолютно разные уровни подготовки специалистов.
Определения
Чем магистратура отличается от аспирантуры?
Аспирантура – система подготовки преподавательских, научных кадров из числа магистров и специалистов. Аспирантуру можно проходить и в научно-исследовательских центрах, и в вузах.
Магистратура – система подготовки в вузах специалистов наивысшего уровня. Во время подготовки, такие специалисты работают по обязательным программам обучения, имея право выбора общего образовательного направления и углубленного изучения отдельных дисциплин из сферы специализации.
Отличия
Бакалавриат, магистратура, аспирантура – образовательные ступени в системе высшего образования. Студенты, выбравшие магистерскую программу обучения в вузе, проходят подготовку в магистратуре, где к работе каждого учащегося преобладает индивидуальный подход с учетом углубленного изучения отдельных предметов из сферы его специализации.
Человек, получивший диплом магистра (срок обучения – 2 года) имеет право заняться практической работой, если та соответствует полученной им специальности. Кроме того, магистр может осуществлять преподавательскую работу в средних учебных заведениях. Кроме того, магистры имеют право претендовать на обучение в аспирантуре.
Аспирантура, в свою очередь, является более высокой образовательной ступенью; это структурная единица вуза (или НИ-учреждения), основная задача которой – подготавливать средний и высший преподавательский состав.
Правом на обучение в аспирантуре обладают все студенты, имеющие дипломы специалистов или магистров и получившие, при этом, рекомендации от кафедры, а также от своих научных руководителей. Перед выпуском, аспирант защищает диссертацию кандидата наук, после чего он может продолжить научную работу. Сроки обучения аспирантов, в зависимости от формы обучения – 3-5 лет.
Аспирантура и магистратура (отличия)
- Аспирантура, условно говоря, третий уровень подготовки в вузах, в то время, как магистратура – второй.
- Аспирантура – форма подготовки преподавательского состава в вузах; магистратура подготавливает лишь специалистов высшей квалификации, впоследствии, имеющих право преподавать не в вузах, а в образовательных учреждениях более низкого уровня аккредитации.
- Магистратура – исключительно часть вузовской системы. Аспирантура может быть учреждена и при НИИ, и при других исследовательских организациях.
- Для того, чтобы поступить в магистратуру, необходимо иметь диплом специалиста или бакалавра. В аспирантуру можно поступить, обладая дипломом магистра или специалиста (не ниже).
- Окончив магистратуру, можно преподавать в средних специальных образовательных учреждениях. При этом, успешно отучившись на аспирантуре, гражданин получает право преподавания в вузах, а также (защитив кандидатскую диссертацию) – ученое звание кандидата наук.
Сравнивая структуру соотношения отличий между магистрами и аспирантами, можно провести грубую аналогию: это то же самое, что сравнивать между собой уровень образованности выпускников 9-11 классов или завучей с учителями. Точно, как после 9 класса, сразу не поступишь в вуз (или, будучи «рядовым» учителем, не станешь директором школы), невозможно получить степень кандидата наук, предварительно не пройдя аспирантуры.
edunews.ru
Сколько лет учиться в аспирантуре: нормативные сроки обучения
Переход на двухуровневую систему образования повлек за собой немалую путаницу. До сих пор не во всех ВУЗах принята эта система. Поэтому аспирантом можно стать после магистратуры и специалитета. Это уравнивает шансы тех, кто учится в разных учебных заведениях. Аспирантура нужна тем, кто хочет получить наиболее качественное образование и стать кандидатом наук в выбранной области. Уже несколько лет она является альтернативой второму высшему образованию. Специалисты с ученой степенью после окончания учебного заведения способны претендовать на более высокие должности, а также могут вести преподавательскую деятельность, что расширяет круг возможностей выпускника.
Отличия разных ступеней образования
Двухуровневая система образования была необходима, чтобы у выпускников из России была возможность поступить в европейские или американские учебные заведения без необходимости снова прослушивать базовый курс. Сейчас в нашей стране переходный период на эту систему. Пока еще не изменена оценка знаний (за границей она стобалльная) и не во всех ВУЗах имеется разделение на две ступени. Поэтому уровни подготовки студентов сейчас следующие:
- Бакалавр – в переводе с латинского это слово означает недоучка. Эта ступень подготовки на сегодня является самой низкой. После нее нельзя поступить в аспирантуру, но уже можно работать или поехать на обучение за границу. Срок получения знаний на бакалавриате – 4 года.
- Специалист – человек, который отучился в ВУЗе по одной из старых программ. В этом случае провести на студенческой скамье ему предстоит 5 лет. Одним из преимуществ специалитета является возможность дальнейшего поступления в аспирантуру. При этом студент экономит целый год. В магистратуру на бюджетную основу специалисту поступить уже нельзя, так как повышение ступени считается вторым высшим образованием.
- Магистратура – это вторая ступень обучения по европейской системе. Благодаря ей можно получить еще одну профессию или углубить знания в выбранной специальности. После прохождения курса необходимо защитить магистерскую диссертацию, что является хорошей подготовкой к аспирантуре. Срок обучения магистра – 2 года, после чего реально стать преподавателем ВУЗа.
Читайте также: Чем отличается магистратура от аспирантуры
Претендовать на кандидатскую степень можно только на основе специалитета или магистратуры. Можно прекратить обучение после бакалавриата, а позже платно и заочно углубить свои знания.
Сколько лет предстоит учиться в аспирантуре
Итак, если вы ходите получить образование за границей, то можно остановиться на бакалавриате.
Если вы не планируете выезд за пределы России и хотите стать аспирантом, то стоит отучиться на специалитете. После него, как и после магистратуры, получить звание кандидата наук и защитить диссертацию можно через 3 года, если обучение очное. На заочном отделении обучение продлевается еще на год – аспирантам предстоит учиться 4 года. Столько придется постигать науки, если вы учитесь на юриста или по другому гуманитарному направлению.
На некоторых специальностях срок обучения превышает установленные нормативы. Они считаются наиболее сложными и связаны со следующими науками:
- медициной;
- высшей математикой;
- различными отраслями химии и биологии;
- большинством направлений физики.
Продленный срок обучения действует на большинстве направлений технических специальностей. В этом случае очно подготовиться к получению кандидатской степени можно за 4 года, а на заочном отделении обучение будет длиться 5 лет. Такие сроки действуют на технических направлениях СамГТУ и МГУ.
Насколько и в каких случаях срок обучения может быть продлен
Необходимость продления срока аспирантуры рассматривается ректорами ВУЗов и руководителями научных учреждений индивидуально. В большинстве случаев разрешается продлить срок очной аспирантуры только по медицинским показаниям:
- необходимости отпуска по беременности;
- при продолжительном заболевании, свыше одного месяца.
Другие варианты не предусмотрены. Если аспирант учится заочно или платно, то по усмотрению руководства учебного заведения он может продлить свое обучение. Но не стоит рассчитывать на отдых, ведь научные руководители не любят больших перерывов в работе над кандидатской диссертацией или в научных публикациях. Особенно аккуратно стоит вести себя тем, кто учится за счет бюджетных средств.
Читайте также: Какую стипендию получают аспиранты
Ежегодно аспиранты могут претендовать на 2 месяца отпуска, но учащиеся очно чаще всего работают в это время в приемной комиссии. В течение учебного года аспирантам предстоит вести лекции и принимать зачеты у студентов. Дело в том, что проходящие очное обучение зачастую получают дополнительную квалификацию преподавателя высшей школы.
В рамках нашего сайта действует специальное предложение: вы можете воспользоваться консультацией нашего корпоративного юриста совершенно бесплатно. Все необходимо сделать – это оставить ваш вопрос в форме ниже.
vuzyinfo.ru
Бак: аспирантура в России стала третьей ступенью высшего образования
Российская аспирантура в кризисе: все больше не защитившихся в срок или забросивших диссертации аспирантов, а диссертации “на заказ” стали обычным делом. О ситуации рассуждает проректор по научной работе Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Дмитрий Бак.
Российская аспирантура в кризисе: все больше не защитившихся в срок или забросивших диссертации аспирантов, а диссертации “на заказ” стали обычным делом. Изменились и функции степени кандидата наук: все чаще “защищаются” люди, не собирающиеся заниматься наукой. О ситуации рассуждает проректор по научной работе Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Дмитрий Бак.
– Дмитрий Петрович, как изменилась аспирантура за последние 20 лет и что вы думаете об изменениях?
– Ключевое изменение в том, что аспирантура все больше превращается в еще один (высший) уровень образования. В советское время главным делом аспиранта было именно написание диссертации, все прочее играло вспомогательную роль: кандидатские экзамены, педпрактика приходились на первый год обучения, два следующих были посвящены общению с научным руководителем и исследовательской работе в архиве, библиотеке, лаборатории.
Сейчас в аспирантуре все больше учебных занятий, требующих посещения, аспиранты учатся не только на протяжении первого года. Это значит, что на подготовку диссертации остается попросту меньше времени. А если еще учесть, что нынешний аспирант, как правило, работает, иногда – содержит семью, то причины для снижения уровня работ аспирантов – налицо, даже помимо плагиата и прочего криминала.
Я думаю, что учебные занятия в аспирантуре уместны, только если они индивидуализированы и непосредственно работают на кандидатскую диссертацию аспиранта. Ведь мы уже вложили ресурс в обучение бакалавра, магистра, а для аспиранта главная задача – создать самостоятельный научный продукт.
– А с чем связано изменение роли аспирантуры?
– Это последствие попыток сближения различных систем высшего образования, причем речь идет не только о так называемом “Болонском процессе”, но и о сопоставлении европейской (“континентальной”) и англо-американской (“атлантической”) образовательных систем.
Реформируя аспирантуру, нельзя заимствовать только некоторые характеристики другой образовательной системы и в то же время надеяться, что они органически приживутся на нашей почве, не приведут к эклектике. Да, в американском “постдоке” главную роль играет именно обучение, но оно устроено принципиально иначе, это скорее узкотематические семинары научных руководителей.
Впрочем, и бакалавров за океаном готовят иначе. У нас поточные лекции читают профессора и доценты, а семинары доверяют ассистентам, там все обстоит почти наоборот, то есть индивидуализация обучения идет с самого начала, конечно, в ущерб “фундаментальности”…
– Как будет меняться аспирантура в ближайшее время?
– Давать какие-либо прогнозы сложно, но мне кажется, аспирантура и магистратура все больше дублируют друг друга. Магистранты тоже пишут диссертацию, ее отличие от кандидатской пока четко не зафиксировано. При этом статус кандидата наук на глазах меняется.
В советское время он воспринимался как ученый, преподаватель вуза, сейчас кандидат наук – это еще и “профессионал высшей категории”, способный не только работать в чужих проектах, но и вести свои.
Востребованность ученых степеней в среде чиновников – реальность сегодняшнего дня. С ней невозможно просто “бороться”, надо дифференцировать требования к “остепененным” следователям и “руководителям”. Кстати, и американская степень PhD (доктор философии) устроена так, что среди ее обладателей “философов” почти нет, это задает предельно широкие рамки для функционирования ученой степени.
– Как наличие двух нынешних научных степеней влияет на ситуацию с аспирантурой?
– Две нынешние научные степени осложняют и без того эклектичный ландшафт нашего высшего образования. Сейчас получается, что у нас четыре ступени превращения человека в профессионала высшей квалификации: бакалавр, магистр, кандидат наук, доктор. В большинстве стран их три (в разных конфигурациях). Вместе с тем, степень кандидата наук трудно просто “отменить”, она заслужила определенное признание. Кандидатскую степень не стоит конвертировать ни в какую другую – остались же в силе звания народного и заслуженного артиста несуществующей страны СССР!
– Сейчас многие аспиранты вынуждены работать. Какие меры стоит предпринять, чтобы дать им возможность учиться?
– Просто увеличить стипендию всем аспирантам бессмысленно, все равно до прожиточного минимума она вряд ли дотянет. Кстати, и доля аспирантов, защитившихся в срок, печально мала: среди аспирантов предостаточно тех, кто поступает только ради отсрочки от армии или для решения каких-то своих проблем.
Однако следовало бы выделить среди аспирантов тех, кто действительно готов заниматься наукой, и поощрить их на конкурсной основе, скажем, начиная со второго года обучения. Мы в РГГУ именно так и пытаемся поступать, правда, в вынужденно ограниченных масштабах. Наряду с действующими федеральными целевыми программами, конкурсами Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда – нужны новые масштабные федеральные проекты поддержки талантливых молодых аспирантов.
Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости
ria.ru