Практические задания по ксе – Практическая работа по КСЕ [DOC]

Практическая работа по КСЕ [DOC]

МЭИ, 2014. — 6 с.
Задача1Перед Вами схема взаимосвязей основных естественных наук. Укажите междисциплинарные науки, обозначенные на схеме буквами А, Б, В, Г:
Задача2 Исходя из принципа причинности, признаваемого методологией естествознания, составьте причинно-следственную цепочку из следующих явлений:
1) вспышка молнии и раскаты грома
2) накопление электрического заряда на тучах
3) возникновение электрического разряда в атмосфере
Задача3 Расположите в последовательности, отражающей порядок их выполнения следующие этапы экспериментального метода Галилея:
1) экспериментальная проверка следствий из гипотезы
2) установление гипотез на основе данных наблюдений и опытов
3) вывод следствий из гипотез
Задача4 Завершением экспериментального доказательства существования электромагнитных волн явилась демонстрация Поповым в 1896 г. передачи первой радиограммы на расстоянии 250 м, заключавшейся в двух словах «Генрих Герц», посланной со скоростью распространения электромагнитных волн Vc = 3 108 м/с. Через какое время t посланный сигнал достиг приемника?

Задача5 Укажите основные формулы релятивистской механики
Задача6 Элементарными частицами, передающими взаимодействие, являются: гравитоны, фотоны, слабые бозоны, глюоны. Поставьте эти понятия в соответствие с типами фундаментальных взаимодействий в природе, передаваемых этими частицами.
Задача7 Сделайте правильный вывод из приведенного текста.
Согласно теории химического строения, атомы углерода могут соединяться разнообразными способами между собой и с атомами других элементов, образуя огромное разнообразие органических соединений,
Задача 8 Расположите в порядке, отражающем степень их усложнения, следующие уровни организации живой природы:
1) клеточный уровень
2) молекулярный уровень
3) популяционно-видовой уровень
4) организменный уровень
Задача
9. В результате дигибридного скрещивания двух чистых сортов гороха, имеющих желтые гладкие семена и зеленые морщинистые получены четыре, различающиеся по внешним признакам, группы семян гибридов второго поколения – желтые гладкие, желтые морщинистые, зеленые гладкие, зеленые морщинистые. Учитывая, что желтая окраска и гладкая форма семян является доминантной и, используя закон независимого комбинирования признаков Менделя, рассчитайте, сколько получено желтых гладких семян, если известно, что в остальных группах количества семян распределились следующим образом: желтые морщинистые – 900, зеленые гладкие – 900, зеленые морщинистые – 300.
Задача
10. Поставьте следующие биогеохимические функции живого вещества в соответствие с их определениями, сформулированными в учении Вернадского о биосфере.

www.twirpx.com

КСЕ Практические занятия для бакалавров

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Общие методические указания

Практические занятия проводятся в форме семинарских занятий: доклады-дискуссии, а так же практических работ натурного и виртуального фронтального естественнонаучного практикума. На итоговом занятии проводится тестовый контроль с помощью структурно-содержательных тестов.

Результаты контроля аудиторной и самостоятельной работы студентов на практических занятиях учитываются лектором при рейтинговом контроле и при приеме экзаменов и дифференцированных зачетов.

  1. С Е М Е С Т Р (36 часов)

  1. Вводное занятие: Концепция измерения в классическом и неклассическом естествознании (2 ч.).

  2. Практическая работа: Определение времени реакции человека на сигнал (световой и звуковой) (2 ч.).

  3. Интеллектуальная сфера культуры и её связь с общим естествознанием(2ч)

    1. Предмет кура «Концепции современного естествознания». Цель и задачи курса.

    2. Интеллектуальная сфера культуры и её связь с общим естествознанием.

    3. Научный метод познания.

    4. Модели развития науки.

    5. . Общая периодизация истории естествознания.

    6. История естествознания в контексте трансдисциплинарных стратегий естественнонаучного мышления..

4. . Развитие представлений о материи, движении и взаимодействии в контексте развития исследовательских программ и картин мира (4 ч.).

    1. Развитие представлений о материи, движении и взаимодействии в протонаучной картине мира.

    2. Развитие представлений о материи, движении и взаимодействии в классическом естествознании.

    3. Развитие представлений о материи, движении и взаимодействии в неклассическом естествознании.

    4. Развитие представлений о материи, движении и взаимодействии в постнеклассическом естествознании.

    5. Основные идеи и понятия общего естествознания

5. . Монофундаментальность физики. Структурные уровни организации материи в рамках современной физики(2ч)

    1. Физика в контексте интеллектуальной культуры. Фундаментальность физики в естествознании.

    2. Общие представления о гипер-, мега-, макро-, микро-, гипомирах.

    3. Фундаментальные взаимодействия. Фундаментальные микрочастицы.

    4. Концепция пространственно-временных отношений. Физический вакуум.

    1. Фундаментальный принцип симметрии. Законы сохранения.

  1. Концепции квантовой механики. Понятие квантового микросостояния.

. Процессы в микромире. Элементы ядерной физики (2ч.).

6.1. Концепция корпускулярно-волнового дуализма материи.

6.2. Основополагающие концепции и методологические принципы квантовой механики.

6.3. Понятие квантового микросостояния. Физический смысл волновой функции.

6.4. Обобщенные в рамках понятия квантовой системы постулаты Н. Бора.

6.5. Бозоны и фермионы. Квантовые числа и соответствующие условия квантования.

6.6. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада.

6.7. Состав ядра. Изотопы. Удельная энергия связи ядра.

6.8. Общие представления о моделях ядра.

6.9. Ядерные реакции в контексте ядерной энергетики на Земле и в Космосе.

7. Порядок и беспорядок в природе ( 2 ч. )

    1. Динамические и статистические закономерности (теории) в познании природы.

    2. Основные характеристики (макропараметры) равновесного теплового макросостояния. Условия теплового равновесия для определенных видов контактов между макрообъектом и термостатом.

    3. Основные начала (законы) равновесной термодинамики.

    4. Обратимые и необратимые тепловые процессы. Термодинамический и статистический смысл энтропии.

    5. Статистические законы макросостояния и их физический смысл.

    6. Элементы неравновесной термодинамики диссипативных систем. Закономерности самоорганизации в природе.

  1. Практическая работа: Изучение одномерной модели броуновского движения(2 ч.).

9. Химические концепции познания мира (2ч.).

    1. Химия в контексте интеллектуальной культуры. Структурные уровни организации материи в рамках современной химии..

    2. Химические системы.

    3. Учение о составе вещества.

    4. Структурная химия.

    5. Проблемы учения о химических процессах

    6. Эволюционная химия.

    1. Панорама современного естествознания в концепции «стрел времени» (4 ч.).

    1. Общие понятия о космологии. Структура Мегамира

    2. Модель нашей Галактики и Метагалактики

    3. Виды звёзд и их краткие характеристики.

    4. Эволюция звёзд главной последовательности. Строение Солнца и его эволюция.

    5. Модель Солнечной системы. Слабый и сильный антропный принцип.

10.6 Основные этапы космологической шкалы («стрелы») времени.

10.7.Геохронологическая стрела (шкала) времени.

. 10.8. Структурные уровни материи в рамках геосфер Земли.

10.9. Что такое жизнь? Основные признаки живого.

10.10 Основные гипотезы («теории») происхождения жизни.

11. Практическая работа виртуального практикума: «Определение средней плотности Земли. Модели геосферы». (2ч.).

12. Эволюционная концепция биологического уровня организации материи (4 ч.).

12.1 Биология в контексте интеллектуальной культуры. Классификационные системы в биологии..

12.2 Структурные уровни биологической организации материи.

12.3 Основные понятия и законы генетики.

12.4. Генетика на молекулярно-генетическом уровне. Структуры ДНК и РНК. Генетический код.

12.5 Основные аксиомы биологии.

12.6 Основные положения эволюционных идей Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина.

12.7 Основные положения синтетической теории биологической эволюции (СТЭ). Макро- и микроэволюция.

12.8 Основные факторы и направления эволюционного процесс СТЭ.

13. Биосфера и человек (4ч.).

13.1 Человек как особый уровень организации живой материи.

13.2 Феномен человека “как существа трёхстороннего – биосоциокультурного”.

13.3 Концепции биосферы.

13.4 Концепции ноосферы.

13.5 Концепции экологии.

13.6 Коэволюционная синергетическая парадигма современного естествознания.

14. Тестовый контроль знаний (2ч.)

Литература: При подготовке к практическим занятиям используется основная и дополнительная литература, приведённая как к каждой лекции, так и в конце УМКД.

При выполнении практических работ используется учебные пособия: а) Акименко С.Б., Яворук О.А. Физика и естествознание. Практические работы: Учеб. пособие – М.: РИОР: ИНФРА – М, 2013. – 52 с.- (Высшее образование: Бакалавриат) Кудря А.П. Учебное пособие (ч. 2) “Физический эксперимент на компьютере” -Ростов н/Д ДГТУ, 2005. Кудря А.П., Смолянинов А.В., Лаврентьев А.А. М/у к виртуальной лабораторной работе “Определение средней плотности Земли”- Ростов н/Д ДГТУ, 2003.

Самостоятельная работа (36 часов): Самостоятельная подготовка ко всем семинарским занятиям , а так же к тестовому контролю на итоговом занятии по учебному пособию Наследников Ю.М., Шполянский А.Я. :Концепции современного естествознания: структурно-содержательные тесты,”- Ростов н/Д ДГТУ, 2010 – 87 с.

studfiles.net

Концепции современного естествознания Практическая работа №4

Тип работ: Практическая работа.

Предмет: Концепции современного естествознания. НГТУ 2012

Формат: Word 2007 (docx).

Количество листов — 6.

Решение подробное, с пояснениями. Все формулы редактируемые. Рисунки, графики вставлены как графические объекты.

В данной работе рассмотрены следующие задания:

[spoiler]

 Тема 1.1: ИСТОРИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Как получали знания об окружающем мире в ранних государствах: Шумере, Египте, Вавилоне? Каким целям служили полученные знания? Какие достижения  древних цивилизаций используются в наше время?
  2. В чем состоит особенность подхода к получению знаний о мире в Древней Греции? Перечислите философов, заложивших идейные основы материализма и идеализма.  Для этого проанализируйте их ответы на главный вопрос натурфилософии – что является первоосновой мира.
  3. Как понимали Демокрит и его последователи сущность атомов, пространства, времени и движения? Что  в учении атомизма говорится о причине и случайности?
  4. Каких взглядов придерживался Аристотель относительно первоосновы вещей, пространства, времени и движения?
  5. Выделите два главных критерия истинной науки, на которые указывает Леонардо да Винчи в рукописи «Об истинной и ложной науке»?
  6. Сравните точки зрения Рене Декарта и Фрэнсиса Бэкона на способы получения истинно научного знания. Отметьте их сильные и слабые стороны.

 Тема 1.2: НАУЧНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Какие методы применяются на эмпирическом уровне научных исследований? Чем отличается наблюдение от эксперимента?
  2. Какие методы применяются на теоретическом уровне научных исследований? В чем состоит прием абстрагирования?
  3. Опишите схему работы научного метода. Укажите основные этапы и связи между ними. Что служит главным критерием достоверности научного знания?
  4. В чем сущность критерия, называемого «бритвой Оккама»? Когда он применяется?
  5. Сформулируйте принцип соответствия. Почему он так важен для развития научного знания?
  6. Что такое научная картина мира? Перечислите известные Вам физические картины мира.

[/spoiler]

Задания рассмотренные в данной контрольной работе для ознакомления можно скачать здесь

Ссылка на скачивание файла с решением заданий отправляется на указаный Вами e-mail после оплаты.

[uwcart_basket]

helpzaochnik.ru

Практическая работа по КСЕ [DOC]

Практическая работа по КСЕ [DOC] – Все для студента
  • Добавлен пользователем feyamari
  • Отредактирован

Задача.
1.Перед Вами схема взаимосвязей основных естественных наук:
Укажите междисциплинарные науки, обозначенные на схеме буквами А, Б, В, Г:
1) геохимия.
2) биохимия.
3) биофизика.
4) геофизика.
Задача.
2. Исходя из принципа причинности, признаваемого методологией естествознания, составьте причинно-следственную цепочку из следующих явлений:
1) вспышка молнии и раскаты грома.
2) накопление электрического заряда на тучах.
3) возникновение электрического разряда в атмосфере.
Задача.
3. Расположите в последовательности, отражающей порядок их выполнения следующие этапы экспериментального метода Галилея:
1) экспериментальная проверка следствий из гипотезы.
2) установление гипотез на основе данных наблюдений и опытов.
3) вывод следствий из гипотез.
Задача.
4. Завершением экспериментального доказательства существования электромагнитных волн явилась демонстрация Поповым в 1896 г. передачи первой радиограммы на расстоянии 250 м, заключавшейся в двух словах «Генрих Герц», посланной со скоростью распространения электромагнитных волн Vc = 3108 м /с.”.
Через какое время t посланный сигнал достиг приемника?
Задача.
5. Укажите основные формулы релятивистской механики.
1. m = m0 /(1 – v2/c2)1/2.
2. l = l0 (1 -v2/c2)1/2.
3. S = gt2/2.
4. S = v0 t.
5.  t = t0 /(1 – v2/c2)1/2.
6. F =  m1 m2 /R2.

  • Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.
  • Регистрация

www.twirpx.com

Контрольные – Концепции современного естествознания

Концепции современного естествознания

ЗАДАНИЕ 1.

Придумайте свой пример системы. Назовите ее элементы одного уровня и разноуровневые. Каковы связи между ними (структура системы):
вертикальные – иерархические и горизонтальные – координационные?

Решение :

Биологическая система «пищевая пирамида» («пищевая цепь»).

В основании системы лежат растения различных видов – это элементы низшего (1-го) уровня. Травоядные животные, употребляющие растения в пищу, составляют 2-й уровень системы. Ещё выше в этой иерархии находятся плотоядные животные (хищники), образующие 3-й уровень системы.

Приведенная структура состоит из элементов – отдельных растений и животных, взаимодействующих между собой. Действительно, если взять уровни или элементы этой системы изолированно, то их поведение будет резко отличаться от поведения в рамках приведенной структуры: травоядные погибнут без корма, а хищники – без своей добычи.

Горизонтальные связи (т. е. взаимодействия в пределах одного уровня) проявляются, например, в виде конкуренции (между травоядными – за участок пастбища, между хищниками – за добычу).

Графически схема пищевой системы можно изобразить в виде цепи :

Растения -> Травоядные Животные -> Хищники.

Однако более точным будет иерархическая схема :

 

ЗАДАНИЕ 2.
С какой скоростью движется Земля по своей орбите? Орбиту Земли считать кругом радиусом 1,5 х1011 м.

Решение :

Уравнение линейной скорости для равномерного движения запишем как

V = s / t,

Где s — пройденный путь (в данном случае – длина окружности, которой является земная орбита),

T – время (в нашем случае это время, за которое Земля проходит путь s – т. е. один год).

Путь — длина окружности с заданным радиусом — равен

S= 2πr = 2 * 3,14 * 1,5 *1011= 9,4 *1011 (м).

Время одного оборота по окружности (орбите) – один год :

365 дней * 24 часа/день * 60 мин/час * 60 сек/мин = 31 536 000

≈ 3,2 *107 секунд.

Тогда искомая скорость составит

9,4 *1011 м / 3,2 *107 с ≈ 3,0*104 м/с.

ЗАДАНИЕ 3.

Человек массой 70 кг поднимается в лифте а) с ускорением a = 2 м/с2;
б) с постоянной скоростью v = 2 м/с. Каков вес человека в каждом из
случаев? В каком случае человек испытает невесомость?
Решение:

В расчётах для простоты будем рассматривать все векторы взятыми по модулю

А) кабина и находящийся в ней пассажир движутся с ускорением вверх. На человека здесь действуют две силы – сила тяжести mg, направленная вниз, и сила реакции опоры (пола кабины) R, направленная вверх. Равнодействующая этих сил F =R – mg направлена также вверх – соответственно направлению ускорения кабины и пассажира.

edutext.net

КСЕ УЧЕБНИК

Всему, что необходимо знать, научить невозможно. Учитель может сделать только одно – указать дорогу.

Р. Олдингтон

Введение

Наполеон говорил, что маленький чертеж он предпочитает пространному объяснению.

А. Эйнштейн считал признаком истинности теории простоту и стройность.

Оба суждения великих сходятся в одном: истинное знание всегда просто и четко. Так проявляется любая суть.

Очевидно, что и естественнонаучная истина проста – сложен путь к истине. Другой важный момент: истина системна и конкретна. Система – это главная связь. Общее естествознание – это поиск сущности природы. От общей к любой подчиненной связи – таков путь познания.

Конкретная связь всегда доступна изображению: наглядному, образному и через связь понятий. По этому принципу и построено наше учебное пособие: на основе системных моделей в виде соответствующих таблиц, схем, ключевых понятий и концептуальных программ.

Однако, пока нам приоткрыты только 4-5%материи и энергии, а загадки «темной материи» и «темной энергии» только задаются астрофизикой и космологией. Движение к конкретной и системной истине осуществляется через мегапроектные эксперименты международного и национального характера, в частности, с помощью Большого адронного коллайдера (БАК) и целого ряда новых астрофизических проектов и приборов иракетно-космическойтехники.Структурно-системнаяиерархичность общих уровней материи в рамкахмикро-,макро- и мегамиров явно стремится к целостности как в рамках холизма, когда целое доминирует, предшествует своим частям, так и редукционизма, в котором единое расщепляется на части, понимаемые более первичными, предшествующими целому.

Важно понимать, что материя и сознание – парные фундаментальные понятия, то же самое, что объективная реальность и субъективная реальность соответственно.

Эта фундаментальная двусторонность объективной и субъективной реальностей и обусловила компетентностный подход к образованию вместо традиционных ЗУНов (знания, умения, навыки). Конечно, структура «компетенции» опирается прежде всего на знания, но в рамках как объективной, так и субъективной реальностей.

Определенный субъективизм понимания, действия и бытия человека, как существа трехстороннего – «биосоциокультурного» задает модульную структуру учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» (КСЕ) и определяет особую роль самостоятельной работы студентов, которая организуется на основе всех видов аудиторных занятий и дополнительных консультаций. Очевидно, что обучаемый помимо лекций и учебного пособия может проработать материал курса и в рамках, по крайней мере, основной

studfiles.net

Практические занятия по дисциплине «Концепции современного естествознания»

Практические занятия по дисциплине «Концепции современного естествознания»

для студентов заочной формы обучения на 2012-2013 уч. год

Практическая работа № 1 Время 2 часа

Тема 2.Методология современного научного познания

Логика и закономерности развития науки

Цель: Формирование мировоззренческих представлений об общих закономерностях развития науки

Задачи:

1.Познакомиться с основными направлениями генезиса науки

2.Углубить понимание закономерностей научных открытий

3.Изучить методы научного познания

Темы для обсуждения:

1. Модели генезиса науки:

– Томас Кун – Модель научных революций

– Имре Лакатос – Концепция научно-исследовательских программ

2. Логика научных открытий

3. Понятие о научной методологии и методах научного познания

Литература:

1.Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студ. высш.учеб.заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

2. Концепции современнного естествознания: Учебник для вузов/ В.Н.Лавриненко, Г.В.Баранов и др.; Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, В.П.Ратникова. – 2-е изд., перераб. и доп. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

3.Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.

4.Лакатос И. Методология научных исследовательских программ// Вопр. философии. 1995. №4.

5.Розин В.М. Специфика и формирование естественных, технических и гуманитарных наук. Красноярск, 1989.

6.Сухотин А. Парадоксы науки. М., 1978.

Учебно-материальная база:

Индивидуальная тетрадь для проведения практических работ по дисциплине «Концепции современного естествознания»

Практическая работа №2 Время 2 часа

Тема 10. Человек и окружающая среда

Экология и здоровье человека

Цель: Определение влияния экологических факторов на состояние здоровья человека

Задачи:

1.Овладеть навыками проведения скрининговых методов оценки здоровья человека

2.Выявить причины (неблагоприятные экологические факторы), вызывающие преждевременное старение организма

3.Совершенствовать умения необходимые для проведения расчетных математических операций.

Темы для обсуждения

1.Понятие об экологических факторах и их классификация

2.Адаптация организма, ее виды. Пределы адаптации.

3.Критерии здоровья человека, уровни здоровья, способы увеличения резервов здоровья

Литература:

1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – М., 1987.

2. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. – М., 1993.

3. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – М., 1990.

4. Концепции современнного естествознания: Учебник для вузов/ В.Н.Лавриненко, Г.В.Баранов и др.; Под ред. Проф. В.Н.Лавриненко,В.П.Ратникова. – 2-е изд., перераб. и доп. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

5. Практикум по психофизиологической диагностике: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 128 с.

6. Чумаков Б.Н. Валеология: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 407 с.

Учебно-методическая база: Индивидуальная тетрадь для проведения практических занятий по дисциплине «Концепции современного естествознания», методическая разработка Войтенко «Расчетный метод описания интегрального описания здоровья человека», весы напольные, тонометр, секундомер, калькулятор, бланк анкеты.

textarchive.ru

Оставить комментарий