Права человека и пенитенциарная практика исполнение наказаний – Содержание дисциплины тема 1 история развития обеспечение прав человека в пенитенциарной практике состояние прав человека в пенитенциарном законодательстве и праве россии в начале ххв основные черты правового регулирования исполнения уголовных

Содержание

Б.3.41 Избирательное право

Цель преподавания дисциплины заключается в том, чтобы дать будущим юристам углублённые знания избирательного права и моделей избирательных систем Российской Федерации и зарубежных государств и ознакомить с практикой их использования. В настоящее время в мире усиливаются интеграционные процессы во многих сферах общественной жизни, возрастает интерес к изучению и взаимному использованию опыта развития национальных законодательств, обмену правовой информацией и научными идеями. Изучение эволюции избирательного права позволит выявить основные закономерности развития в рамках различных правовых семей и национальных законодательств.

Задачами изучения избирательного права являются: формирование у студентов представлений об эволюции избирательного права; усвоение студентами содержание важнейших законодательных актов в сфере избирательного права и контроля за проведением выборов; выработка у студентов основных категорий и понятий, используемых в сфере деятельности избирательных комиссий и избирательных технологий; выработка у студентов навыков практического применения норм правовых актов в сфере избирательного права при разрешении споров и коллизий.

Содержание курса: генезис и развитие избирательного права. Проблемы методологии анализа избирательных систем. Становление избирательного права в Западной Европе. Эволюция представительных органов от сословных к общенародным. Современное избирательное право зарубежных стран. Эволюция избирательного права России. Современное избирательное право России.

Б.3.42 Права человека и пенитенциарная практика (исполнение наказаний)

Целью учебной дисциплины «Права человека и пенитенциарная практика» является подготовка квалифицированных юристов, обладающих комплексом необходимых теоретических знаний об отраслевых характеристиках уголовно-исполнительного права, его источниках, практики его применения, обеспечивающего реализацию задач государства по укреплению законности и правопорядка в обществе, охраны и защиты прав и законных интересов человека и гражданина, осуществлению принципов социальной справедливости, и приобретение студентами навыков оказания юридических консультаций лицам, отбывшим уголовные наказания и практи­ческими навыками по методике предупреждения и выявления нарушений закона и навыками составления основных юридических документов.

Знания, полученные в ходе изучения дисциплины «Права человека и пенитенциарная практика», приобретенные умения и навыки помогут при освоении ряда дисциплин вариативной части профессионального цикла, а также для прохождения производственной практики.

Содержание дисциплины: права человека: понятие и сущность. Права человека в истории философско-правовой мысли. Правовой статус и структура прав человека и гражданина. Ограничения прав и свобод человека и гражданина.

Социально-правовое назначение и понятие правового положения (правового статуса) осужденных. Структура правового статуса осужденных.

Правой статус осужденных в истории пенитенциарных учреждений.

Уголовно-исполнительная политика в отношении регулирования правового статуса осужденных в переходный период.

Понятие, сущность и система прав и свобод осужденных к лишению свободы. Личные (гражданские) права осужденных. Социально-экономические и права осужденных.Законные интересы осужденных.

Понятие и система юридических средств и механизмов обеспечения прав осужденных.Государственный контроль за соблюдением прав осужденных. Прокурорский надзор и контроль за соблюдением прав осужденных. Контроль Уполномоченного по правам человека. Судебный контроль за соблюдением прав осужденных. Общественный контроль обеспечения прав осужденных.

Международные средства и механизмы обеспечения правового статуса осужденных.Система международно-правовой защиты прав и свобод осужденных.Международные средства и механизмы защиты прав осуждены ООН. Европейские средства механизмы защиты прав и свобод осужденных.

studfiles.net

Б.3.41 Избирательное право

Цель преподавания дисциплины заключается в том, чтобы дать будущим юристам углублённые знания избирательного права и моделей избирательных систем Российской Федерации и зарубежных государств и ознакомить с практикой их использования. В настоящее время в мире усиливаются интеграционные процессы во многих сферах общественной жизни, возрастает интерес к изучению и взаимному использованию опыта развития национальных законодательств, обмену правовой информацией и научными идеями. Изучение эволюции избирательного права позволит выявить основные закономерности развития в рамках различных правовых семей и национальных законодательств.

Задачами изучения избирательного права являются: формирование у студентов представлений об эволюции избирательного права; усвоение студентами содержание важнейших законодательных актов в сфере избирательного права и контроля за проведением выборов; выработка у студентов основных категорий и понятий, используемых в сфере деятельности избирательных комиссий и избирательных технологий; выработка у студентов навыков практического применения норм правовых актов в сфере избирательного права при разрешении споров и коллизий.

Содержание курса: генезис и развитие избирательного права. Проблемы методологии анализа избирательных систем. Становление избирательного права в Западной Европе. Эволюция представительных органов от сословных к общенародным. Современное избирательное право зарубежных стран. Эволюция избирательного права России. Современное избирательное право России.

Б.3.42 Права человека и пенитенциарная практика (исполнение наказаний)

Целью учебной дисциплины «Права человека и пенитенциарная практика» является подготовка квалифицированных юристов, обладающих комплексом необходимых теоретических знаний об отраслевых характеристиках уголовно-исполнительного права, его источниках, практики его применения, обеспечивающего реализацию задач государства по укреплению законности и правопорядка в обществе, охраны и защиты прав и законных интересов человека и гражданина, осуществлению принципов социальной справедливости, и приобретение студентами навыков оказания юридических консультаций лицам, отбывшим уголовные наказания и практи­ческими навыками по методике предупреждения и выявления нарушений закона и навыками составления основных юридических документов.

Знания, полученные в ходе изучения дисциплины «Права человека и пенитенциарная практика», приобретенные умения и навыки помогут при освоении ряда дисциплин вариативной части профессионального цикла, а также для прохождения производственной практики.

Содержание дисциплины: права человека: понятие и сущность. Права человека в истории философско-правовой мысли. Правовой статус и структура прав человека и гражданина. Ограничения прав и свобод человека и гражданина.

Социально-правовое назначение и понятие правового положения (правового статуса) осужденных. Структура правового статуса осужденных.

Правой статус осужденных в истории пенитенциарных учреждений.

Уголовно-исполнительная политика в отношении регулирования правового статуса осужденных в переходный период.

Понятие, сущность и система прав и свобод осужденных к лишению свободы. Личные (гражданские) права осужденных. Социально-экономические и права осужденных.Законные интересы осужденных.

Понятие и система юридических средств и механизмов обеспечения прав осужденных.Государственный контроль за соблюдением прав осужденных. Прокурорский надзор и контроль за соблюдением прав осужденных. Контроль Уполномоченного по правам человека. Судебный контроль за соблюдением прав осужденных. Общественный контроль обеспечения прав осужденных.

Международные средства и механизмы обеспечения правового статуса осужденных.Система международно-правовой защиты прав и свобод осужденных.Международные средства и механизмы защиты прав осуждены ООН. Европейские средства механизмы защиты прав и свобод осужденных.

studfiles.net

Права человека и основные аспекты реформирования уголовноисполнительной системы уис фсин россии

Тема 2. Права человека и основные аспекты реформирования уголовно-исполнительной системы УИС ФСИН России

ПЛАН

1. Общие положения реформирования учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

2. Основные задачи и цель реформирования УИС.

3. Направления реформирования учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Причины реформирования УИС. Правовая основа реформирования УИС.

2. Назовите основные этапы реформирования УИС 1991 – 2006 годы.

3. Назовите основные аспекты реформирования УИС.

4. Сформулируйте основные вопросы реформирования УИС и основную цель реформирования.

5. Назовите основные направления реформирования УИС.

6. Организация управления учреждениями и органами, исполняющими наказания.

7. Совершенствование правовых основ деятельности УИС.

8. Организация исполнения наказания в виде лишения свободы:

– совершенствование порядка и условий исполнения и отбывания наказания;

– воспитательная работа с осужденными;

– совершенствование форм и методов привлечения осужденных к труду;

– медицинское обслуживание осужденных;

– особенности исполнения наказания в отношении женщин и несовершеннолетних.

9. Деятельность уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказаний без изоляции от общества и иных мер уголовно-правового характера.

10. Организация содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

11. Развитие пенитенциарной науки.

12. Взаимодействие с органами внутренних дел и другими правоохранительными органами в борьбе с преступностью.

13. Работа с общественными объединениями, организациями, религиозными концессиями и средствами массовой информации.

14. международное сотрудничество.

ЛЕКЦИЯ 2

Тема 5. Соблюдение прав человека при применении к осужденным исправительного воздействия

ПЛАН

1. Соблюдение прав человека при правовом регулировании исполнения (отбывания наказания).

2. Соблюдение прав человека при правовом регулировании применения к осужденным средств исправления.

3. Дифференциация и индивидуализация исполнения наказания и применение к осужденным средств исправления.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Раскройте термины исполнение и отбывание наказания.

2. В чем заключается карательное воздействие при исполнении (отбивании) наказания?

3. Назовите средства исправительного воздействия, применяемые к осужденным.

4. Раскройте содержание следующих понятий: наказание, принуждение, кара, режим.

5. Назовите основные функции режима отбывания наказания.

6. Раскройте содержание дифференциации исполнения наказания и процесса исправительного воздействия.

7. Раскройте содержание индивидуализации исполнения наказания и применение мер исправительного воздействия.

ЛЕКЦИЯ 3

Тема 8. Контроль за соблюдением прав человека

при исполнении уголовных наказаний

ПЛАН

1. Социально – правовое назначение и понятие контроля за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.

2. Международный контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.

3. Ведомственный контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.

4. Прокурорский надзор за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.

5. Судебный контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.

6. Контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.

7. Участие общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Социально – правовое назначение и понятие контроля за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.

2. Международный контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.

3. Ведомственный контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.

4. Прокурорский надзор за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.

5. Судебный контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.

6. Контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.

7.Общественный контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.

ЛЕКЦИЯ 4

Тема 9. Участие общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание

ПЛАН

1. Традиционные формы участия общественности в работе учреждений и органов, исполняющих наказания.

2. Основные формы участия общественности в воспитательных колониях. Попечительские советы и родительские комитеты.

3.Новые формы участия общественности в работе с осужденными и лицами, заключенными под стражу в порядке меры пресечения.

4. Участие представителей религиозных организаций в работе с осужденными.

5. Условия участия общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Традиционные формы участия общественности в работе учреждений и органов, исполняющих наказания.

2. Каковы были полномочия Наблюдательных комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних?

3. Основные формы участия общественности в воспитательных колониях. 4. В чем заключается деятельность попечительских советов и родительских комитетов в воспитательной колонии.

5. Новые формы участия общественности в работе с осужденными и лицами, заключенными под стражу в порядке меры пресечения.

6. Попечительские общества. Средства массовой информации. Деятельность правозащитных организаций.

7. Участие представителей религиозных организаций в работе с осужденными.

8. Условия участия общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

ЛЕКЦИЯ 5

Тема 24. Основные требования международных актов к исполнению уголовных наказаний

ПЛАН

1. Понятие и классификация международных стандартов обращения с осужденными

2. Специальные международные стандарты обращения с осужденными к лишению свободы.

3. Международные правовые документы в отношении отдельных видов наказаний и правонарушителей.

4. Исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы в странах Западной Европы.

5. Исполнение уголовных наказаний в зарубежных странах бывших республиках СССР.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Раскройте основные положения международного руководства по передовым методам исправительной работы.

2. Понятие прав заключенных и основные принципы и условия лишения свободы.

3. Права человека, сохраняющиеся, при лишении свободы.

4. Какими основные правами все люди обладают, которые вне зависимости от обстоятельств, не могут быть отняты без законных оснований.

Какие права ограничиваются при задержании или заключении в тюрьму.

5. Назовите группы заключенных, на которые распространяются международные правовые акты исполнения уголовных наказаний, связанных с лишением свободы.

6. Назовите основные и ведущие принципы «Минимальных стандартных правил обращения с заключенными».

7. Какие цели и основные принципы. «Краткие типовые правила обращения с заключенными» следует рассматривать в свете начальных формулировок, целей и основных принципов исправительной работы?

8. Раскройте сущность и сфера компетенции «Минимальных стандартных правил обращения с заключенными».

9. Каковы основные принципы правовых норм, касающихся заключенных, которым не вынесен приговор?

10. Лица, содержащиеся под стражей в полицейских тюрьмах. Презумпция невиновности.

11. Режим для заключенных по делам, не рассмотренным судом.

12. Запрещение пыток и других способов жестокого, бесчеловечного и унизительного обращения или наказания.

13. Заключенные, содержащиеся в тюрьмах в порядке исполнения судебных решений по гражданским делам.

14. Заключенные, которым не вынесено обвинение.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Семинарские занятия как важный компонент учебного вузовского процесса предназначен для того, чтобы дать студентам углубленные знания по отдельным, как правило, наиболее сложным проблемам изучаемого курса. Эти занятия должны закрепить их навыки в пользовании научной и справочной литературой, грамотно и связно излагать свои мысли, выступая перед аудиторией.

Подготовка к семинарским занятиям – процесс сложный. Каким же образом следует к ним готовится? Существуют определенные, неоднократно проверенные практикой правила.

Не оставляй подготовку к семинару на последний день, ибо вам предстоит проработать и осмыслить большой по объему и сложный по содержанию материал.

Начиная работу, ознакомитесь с темой семинара и вопросами его плана. В дальнейшей работе, чтобы не «утонуть» в материале, не уйти от заданной темы, постоянно держите эти вопросы в памяти или хотя бы перед глазами.

Изучите соответствующую тему по учебникам и по лекции (если она уже прочитана вами). Это поможет «войти» в тему, уяснить ее важнейшие, опорные моменты.

Приступайте к подбору материала и при необходимости к его конспектированию (отслеживая наиболее важные мысли, а не путем механического переписывания) ответа на конкретный вопрос плана семинарского занятия.

Составьте развернутый план выступления по каждому вопросу семинарского занятия (а при необходимости подробный текст выступления), продумайте конечные выводы по ответу и т.д. В этих планах указывается последовательность изложения (что за чем, в каком порядке). Главные проблемы данного вопроса, а также необходимый цифровой материал с указанием источника. Каждое положение, факт должно иметь объяснение и доказательства его верности. Если существует несколько точек зрения на одну проблему, то дать их сравнительный анализ и высказать свою точку зрения.

Ваш ответ в идеале должен являться комбинацией материалов учебника, лекции, ваших собственных размышлений и комментариев. Материал лекции и учебника желательно держать в памяти как необходимый, хотя и явно недостаточный минимум содержания вашего ответа.

Таким образом, построение ответа, продумывание его содержания и структуры – это большой труд и непременное условие успешного выступления на семинарских занятиях.

Только такого рода подготовка гарантирует студенту не только качественное выступление на занятии, не только глубокие знания по проблемам управления, но и крайне необходимое для любого работника умственного труда и просто культурного человека умение грамотно, логично, эстетично, наконец, излагать свои мысли, взгляды, отстаивать свои убеждения.

Возможно, что в процессе работы вы столкнетесь с непонятными для вас выражениями, терминами, не сумеете до конца уяснить ту или иную мысль автора. В отдельных случаях ответы на важнейшие вопросы вы сможете найти в энциклопедических словарях, словарях иностранных слов, в «Большой советской энциклопедии» и другой справочной литературе. Прочие вопросы следует записать и задать их преподавателю на консультации или семинарском занятии. Помните, что нет ничего нелепее, чем ложная стыдливость в познавательном процессе, выражающаяся в нежелании задавать вопросы. Разумеется, если вопросы эти имеют отношение к изучаемому материалу и преследуют цель лучше его понять.

Заключительным актом к подготовке к семинарскому занятию должна стать небольшая самопроверка: «прокрутите» в памяти основной материал, попытайтесь объяснить наиболее важные понятия, категории, термины данного занятия, уточните расположение материала в вашем контексте первоисточника.

Проделав все это, вы действительно готовы к серьезной творческой работе на семинарских занятиях. Только в этом случае они будут вам интересны, вызовут чувство удовлетворения и дадут новые еще более глубокие знания.

В выступлении длительностью не более 10 – 15 минут обычно излагается главное содержание данной проблемы. В заключении делаются краткие выводы по своему ответу.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 2. Права человека и основные аспекты

реформирования уголовно-исполнительной

системы (УИС) России

ПЛАН

1. Причины реформирования УИС России и правовая основа реформирования.

2. История реформирования УИС России с 1991 года и по настоящее время.

3. Общие положения реформирования учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

4. Основные вопросы реформирования и цель реформирования УИС России.

5. Основные направления реформирования учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

6. Организация управления учреждениями и органами, исполняющими наказания.

7. Совершенствование правовых основ деятельности УИС.

8. Организация исполнения наказания в виде лишения свободы:

– совершенствование порядка и условий исполнения и отбывания наказания;

– воспитательная работа с осужденными;

– совершенствование форм и методов привлечения осужденных к труду;

– медицинское обслуживание осужденных;

– особенности исполнения наказания в отношении женщин и несовершеннолетних.

9. Деятельность уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказаний без изоляции от общества и иных мер уголовно-правового характера.

10. Организация содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

11. Развитие пенитенциарной науки.

12. Взаимодействие с органами внутренних дел и другими правоохранительными органами в борьбе с преступностью.

13. Работа с общественными объединениями, организациями, религиозными концессиями и средствами массовой информации.

14. международное сотрудничество.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Необходимо уяснить, что обеспечение прав человека в деятельности УИС одна из основных направлений в процессе реформирования. Раскройте основные причины реформирования УИС России. Дайте понятие и раскройте содержание правовой основы реформирования уголовно-исполнительной системы.

Назовите основные этапы реформирования УИС ФСИН России. Обеспечение прав человека среди лиц отбывающих уголовные наказания. Расскажите основных периоды реформирования УИС. Расскажите на конкретных примерах о корректировке уголовной политики в направлении гуманизации уголовного, уголовно-процессуального законодательства. Обеспечение социально-правовой защиты осужденных подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

В чем заключается подготовка персонала новой формации, способного адекватно воспринимать требования международных стандартов в сфере обращения с осужденными, поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, профессионально подготовленного и желающего работать в данной сфере деятельности. Обеспечение необходимых условий для внедрения в практику УИС отечественного и зарубежного опыта пенитенциарной деятельности и требований международных стандартов в области исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными, широкое привлечение общественных объединений, средств массовой информации к деятельности УИС. Разработка и принятие необходимых мер правового, управленческого, материального, финансового и иного ресурсного обеспечения, направленных на нормализацию размещения осужденных и лиц, находящихся под стражей, сокращение их численности.

В чем заключается обеспечение прав человека в реализации основных направлений реформирования УИС.

Тема 21. Правое регулирование освобождения от отбывания наказания

ПЛАН

1. Виды освобождения от отбывания наказания.

2. Условно-досрочное освобождение осужденных к лишению свободы.

3. Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

4. Помилование.

5. Освобождение от наказания в связи с болезнью.

6. Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей.

7. Реабилитация осужденного.

8. Порядок предоставления к досрочному освобождению от отбывания наказания.

9. Порядок освобождения осужденных.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Раскройте виды освобождения от отбывания наказания: условно-досрочное освобождение; замена наказания более мягким; в силу акта амнистии; ввиду помилования; в связи с состоянием здоровья; в связи с отсрочкой отбывания наказания беременной женщине, имеющей малолетних детей.

Расскажите об основных положениях условно-досрочного освобождения (ст. 79 УК РФ) осужденных, содержащихся в дисциплинарной воинской части и отбывающих лишение свободы. Для применения условно-досрочного освобождения необходимо наличие двух оснований материального и формального.

Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ) – один из видов досрочного освобождения от наказания – заключается в освобождении осужденного от наказания, назначенного судом , с одновременным назначением вместо неотбытой части, более мягкого наказания. Материальные и формальные основания замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

Освобождение от наказания в связи с болезнью (ст. 81 УК РФ). Медицинский и юридический критерий освобождения от наказания в связи с болезнью.

Реабилитация осужденного – немедленное освобождение с восстановлением во всех правах. Отмена приговора с прекращением уголовного дела.

Раскройте порядок представления к досрочному освобождению от отбывания наказания. Порядок освобождения осужденных. Помощь лицам, освобожденным от отбывания наказания.

Тема 25. Соблюдение прав человека при исполнении уголовных наказаний в зарубежных государствах

ПЛАН

1. Исполнение уголовного наказания в некоторых зарубежных странах.

2. Исполнение наказания в США.

3. исполнение наказания в Англии и Уэллсе.

4. Исполнение наказания во Франции.

5. Исполнение наказания в ФРГ.

6. Исполнение наказания в Японии.

8. Общие проблемы совершенствования наказания в зарубежных странах.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Исполнение уголовных наказаний в некоторых зарубежных странах.

Раскройте основные положения исполнение наказания в США. Пенсельванская систем отбывания наказания в виде лишения свободы. «Оборнская система» отбывания наказании в виде лишения свободы.

Влияние идей социологической школы уголовного права на мировую политику организации исполнения наказаний (начало XIX в.). В XX в. В США разрабатываются различные варианты исполнения наказания в виде лишения свободы, основанные на социологическом, психолого-педагогическом и смешанном подходах. Нормативно-правовые акты регламентирующие исполнение наказаний в США.

Институт пробации.

Классификация пенитенциарных учреждений в США.

Каковы основные положения исполнения наказания в Великобритании. История становления исполнения уголовных наказаний в Англии. Судебный прецедент как форма права в Англии. Роль статутного права. Меры е связанные с лишением свободы (отсрочка приговора, пробация, предоставление услуг обществу). Классификация тюрем в Великобритании и организация в них исполнения наказания.

Раскройте основные положения исполнение наказания во Франции, ФРГ и Японии.

Общие проблемы совершенствования исполнения в зарубежных странах. Повышение эффективности исполнения наказаний без изоляции осужденных от общества с тем, чтобы они могли служить альтернативой лишения свободы.

В чем заключается поиск вариантов эффективного исполнения лишения свободы в отношении исправимых преступников.

В чем заключается поиск вариантов эффективного исполнения лишения свободы в отношении исправимых преступников.

Разработка рациональных способов исполнения лишения свободы в отношении рецидивистов и других категорий преступников, упорно не желающих встать на путь исправления.

Общие проблемы для тюремных систем различных стран:

– переполненность пенитенциарных учреждений;

– состояние пенитенциарных учреждений;

– ограниченность ресурсного обеспечения пенитенциарных учреждений;

– безработица среди осужденных;

– распространенность среди осужденных туберкулеза и др.

ФАКУЛЬТАТИВНОЕ СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема № 8. Контроль за соблюдением прав человека при

исполнении уголовных наказаний.

П л а н

1. Международный контроль за соблюдением уголовных наказаний.

2. Ведомственный контроль.

3. Прокурорский надзор за деятельностью органов и учреждений УИС Минюста России.

4. Судебный контроль за деятельностью органов и учреждений УИС Минюста России.

5. Контроль органов государственной власти.

6. Участие представителей общественных организаций и движений в деятельности исправительных учреждений и органов ФСИН России.

Темы докладов, рефератов, сообщений

1. Участие общественности в деятельности учреждений органов исполняющих наказание.

2. Участие органов представительной власти в деятельности учреждений и органов исполняющих наказания.

3. Деятельность правозащитных организаций и благотворительных фондов.

4. Участие представителей религиозных конфессий в деятельности органов и учреждений УИС Минюста России.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Подготовка к выполнению работы

К контрольной работе следует приступать после изучения учебного материала по всему курсу. Нужно помнить, что выполнение письменной работы требует мобилизации знаний не только по курсу «Обеспечения прав человека в деятельности Уголовно-исполнительной системы», но и по ряду других отраслей права, уголовно-исполнительному, уголовному, так как во время отбывания осужденными наказания возникают различные правоотношения. Кроме того, уголовное право определяет виды уголовных наказаний и их сущность. Знание этой отрасли права поможет более успешно решить круг вопросов, охватывающих тем или иным заданием контрольной работы.

Выполнение письменной работы на базе изучения нескольких тем не может гарантировать положительной оценки, так как эти знания будут отрывочными и явно недостаточными.

Выполнение контрольной работы преследует цель – проверить способность студентов к самостоятельному изучению дисциплины, глубину и правильность усвоения материала, сориентировать их в нужном направлении, помочь овладеть знаниями по данному курсу и подготовить их к сдаче зачета.

Процесс подготовки к выполнению контрольной работы имеет важное значение и состоит из нескольких этапов:

– ознакомление с вариантом контрольной работы, рекомендованной литературы и нормативными источниками.

– изучение и систематизация данного материала.

– выполнение задания.

– оформление и представление работы на проверку.

Прежде чем преступить к работе, нужно четко уяснить поставленные в варианте вопросы и наметить круг проблем, которые следует решить. Это поможет эффективнее использовать рекомендованную литературу и нормативные источники.

Обычно вариант контрольной работы соответствует последней цифре номера зачетной книжки слушателя. Однако с согласия преподавателя вариант может быть выбран слушателем самостоятельно. В этом случае к контрольной работе предъявляются более высокие требования.

Из списка рекомендованной литературы слушатель должен выбрать необходимую для написания контрольной работы и ознакомиться с ней. В первую очередь изучаются законы и нормативные акты по исследуемым вопросам, затем учебники, монографии и статьи. В процессе работы над источниками необходимо выписать положения закона или иного нормативного документа, аргументирующего поставленные вопросы. Эти записи можно делать как в рабочей тетради, так и на отдельных карточках.

После систематизации имеющегося материала следует переходить к написанию (оформлению) контрольной работы. Заполнив титульный лист, студент переписывает вопросы задания, а затем (на основе литературных источников сделанных записей) дает четкие ответы на поставленные вопросы, аргументируя их положениями действующего законодательства, международными правовыми актами и пенитенциарной практикой зарубежных стран.

textarchive.ru

Содержание социальной защиты, мер безопасности и уголовного наказания

2015

Важно! При покупке готовой работы
сообщайте Администратору код работы:

140-05-15




Соглашение

* Готовая работа (дипломная, контрольная, курсовая, реферат, отчет по практике) – это выполненная ранее на заказ для другого студента и успешно защищенная работа. Как правило, в нее внесены все необходимые коррективы.
* В разделе “Готовые Работы” размещены только работы, сделанные нашими Авторами.
* Всем нашим Клиентам работы выдаются в электронном варианте.

* Работы, купленные в этом разделе, не дорабатываются.
* Работа продается целиком; отдельные задачи или главы из работы не вычленяются.

С условиями соглашения согласен (согласна)

Цена: 200 р. Купить эту работу

Вариант № 5.

Теоретический вопрос. Содержание социальной защиты, мер безопасности и уголовного наказания по Анселю.

Задача. Исследовав основные черты эльмирской пенитенциарной системы и борстальской системы обращения с несовершеннолетними осужденными, проведите их сопоставительный анализ. Какой системе, с вашей точки зрения, можно отдать большее предпочтение? (При недостаточности материала допускается анализ какой то одной из этих систем).

Критерии разграничения

эльмирская

борстальская

Время и место появления

 

 

Срок заключения

 

 

Возраст и категории осужденных

 

 

Наличие различных условий (стадий) отбывания наказания

 

 

Классификационные требования

 

 

Специфика средств исправления

 

 

Условно-досрочное освобождение

 

 

 

 

 



Цена: 200 р.

Купить эту работу



Все темы готовых работ →

Другие готовые работы по теме «юридические дисциплины»

www.sibznanie.ru

Содержание социальной защиты, мер безопасности и

2015

Важно! При покупке готовой работы
сообщайте Администратору код работы:

343-09-15




Соглашение

* Готовая работа (дипломная, контрольная, курсовая, реферат, отчет по практике) – это выполненная ранее на заказ для другого студента и успешно защищенная работа. Как правило, в нее внесены все необходимые коррективы.
* В разделе “Готовые Работы” размещены только работы, сделанные нашими Авторами.
* Всем нашим Клиентам работы выдаются в электронном варианте.
* Работы, купленные в этом разделе, не дорабатываются.
* Работа продается целиком; отдельные задачи или главы из работы не вычленяются.

С условиями соглашения согласен (согласна)

Цена: 200 р. Купить эту работу

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПРАКТИКА (ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ) ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Подготовил: доцент, к.ю.н. Тепляшин П.В. (0 кб)

Вариант № 5.

Теоретический вопрос. Содержание социальной защиты, мер безопасности и уголовного наказания по Анселю.

Задача. Исследовав основные черты эльмирской пенитенциарной системы и борстальской системы обращения с несовершеннолетними осужденными, проведите их сопоставительный анализ. Какой системе, с вашей точки зрения, можно отдать большее предпочтение? (При недостаточности материала допускается анализ какой то одной из этих систем).

Критерии разграничения

эльмирская

борстальская

Время и место появления

 

 

Срок заключения

 

 

Возраст и категории осужденных

 

 

Наличие различных условий (стадий) отбывания наказания

 

 

Классификационные требования

 

 

Специфика средств исправления

 

 

Условно-досрочное освобождение

 

 

 



Цена: 200 р.

Купить эту работу



Все темы готовых работ →

Другие готовые работы по теме «юридические дисциплины»

www.sibznanie.ru

По дисциплине «права человека и пенитенциарная практика » – Учебно-методический комплекс

Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей экономики и права

в г. Кирове

юридический факультет

кафедра уголовно-правовых дисциплин

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине:

«ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПРАКТИКА»

для студентов заочной формы обучения

по направлению: 030500 – «Юриспруденция»

по специальности: 030501 – «Юриспруденция»

г. Киров 2011

ББК- 67.409

П – 40

Рецензенты:

Кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Кировского филиала НОУ СПб ИВЭСЭП Ю.Е. Петухов.

Заместитель начальника УИН МЮ РФ по Кировской области, полковник внутренней службы С.И. Омелюхин

Печатается по решению Ученого совета филиала от Протокол №

Плюснин А.М.

П – 40 Права человека и пенитенциарная практика. Учебное пособие.- Киров: Кировский филиал Академии Минюста России.- 2011. – 98 с.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с программой курса по дисциплине «Права человека и пенитенциарная практика» и предназначен для слушателей заочной формы обучения по специальности Юриспруденция.

Комплекс содержит перечень тем для самостоятельного изучения, тематику примерных вопросов для итогового зачета, методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям, перечень рекомендуемой литературы.

ББК– 67.409

© Кировский филиал Академии Минюста России, 2006

© Плюснин А.М., 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………………4

Учебно-тематические планы……………………………………….……..7

Содержание дисциплины…………………………………………..…….15

Планы лекционных занятий……………………………………….……..27

Семинарские занятия…………………………………………….……….32

Задания для контрольных работ………….…………………………..…..38

Средства обеспечения дисциплины…………………..………………….42

Вопросы к итоговому контролю……………………………………..….43

Литература…………………………………………………………..…….46

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

1. Цель курса

Программа дисциплины «Права человека и пенитенциарная практика» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Специальность 030501.65– юриспруденция, квалификация – юрист.

Программа предназначена для слушателей – заочников изучающий «Права человека и пенитенциарная практика» в качестве обязательной специальной юридической дисциплины.

Курс дисциплины «Права человека и пенитенциарная практика» ставит своей целью:

– дать слушателям знания теоретических основ и закономерностей соблюдения прав человека при исполнении уголовных наказаний, выделяя ее специфику и роль в системе правовых наук;

– помочь овладеть знаниями по обеспечению прав человека в пенитенциарных учреждениях во всем многообразии научных подходов, направлений и концепций, как зарубежных, так и русских уголовно-правовых наук;

– способствовать подготовке широко образованных и творчески мыслящих специалистов, способных анализировать общественные отношения, возникающие в конкретных ситуациях при обеспечении прав человека в уголовно-исполнительной системе;

2. Задачи курса предполагают изучение:

– основные этапы развития обеспечения прав человека в пенитенциарной практике отечественной и зарубежных уголовно-исполнительных систем;

– права человека и основные направления – реформирования уголовно-исполнительной системы Минюста России;

– соблюдение прав человека при применении специальных средств, физической силы и обеспечения безопасности в исправительных учреждениях УИС;

– контроль за соблюдением прав человека при исполнении уголовных наказаний;

– сохранение достоинства человека при исполнении уголовных наказаний; труд, образование и воспитательная работа с осужденными;

– права осужденных на поддержание здоровья; контакты с внешним миром;

– процедуры обжалования и защиты от дискриминации при исполнении уголовных наказаний;

– основные требования международных правовых актов к исполнению уголовных наказаний.

3. Должен знать:

– историю развития обеспечения прав человека в пенитенциарной практике;

– основные направления реформирования уголовно-исполнительной системы УИС Минюста России и уголовной политики;

– систему обеспечения безопасности в исправительных учреждениях УИС осужденных и сотрудников; соблюдение прав человека при применении специальных средств, физической силы;

– обеспечение соблюдения законности при исполнении всех видов уголовных наказаний; международный контроль, ведомственный контроль, прокурорский надзор, судебный контроль, контроль органов власти и управления, участие общественности в деятельности УИС;

– порядок привлечение осужденных к труду, получение образования в местах лишения свободы, воспитательная работа; коммунально-бытовое обеспечение осужденных;

– порядок предоставления свиданий, телефонных разговоров, краткосрочных выездов за пределы ИУ; переписка осужденных; порядок доступа к СМИ; медицинское обслуживание осужденных;

– основные права осужденных на подачу жалоб. Защита всех осужденных от дискриминации. Особые правила отбывания наказания применяемые к женщинам, несовершеннолетним, национальным и религиозным меньшинствам. Основные положения международных правовых актов направленные против дискриминации всех лиц;

– общие, специальные и универсальные международные стандарты обращения с осужденными; «Минимальные стандартные правила обращения с заключенными»; международные правовые акты относящиеся к персоналу исправительных учреждений; «Стандартные минимальные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила).

4. Должен уметь:

– толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты для обеспечения прав человека в УИС;

– обеспечение соблюдение законодательства в деятельности УИС;

– юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства влияющие на соблюдение прав человека при исполнении уголовных наказаний;

– разрабатывать документы правового характера, давать квалифицированные юридические заключения и консультации по обеспечению соблюдения прав осужденных при исполнении уголовных наказаний;

– принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

– вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных;

– предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав осужденных и сотрудников.

Курс рассчитан на 110 часов, из них 12 часов лекций и 8 часов семинарских занятий, 90 часов самоподготовка.

Учебно-тематический план

Срок обучения – 6 лет. Базовое образование среднее (полное) общее

№№

п/п

Наименование тем

Макс.

кол-во

часов

Обязат.

кол-во

часов

в том числе

Форма

контроля

Лекции

сем.занят.

самостоят

1

2

3

4

5

6

7

8

1

История развития обеспечения прав человека в пенитенциарной практике.

4

4

2

Права человека и основные аспекты реформирования уголовно-исполнительной системы (УИС) России.

6

4

2

2

2

3

Сохранение достоинства человека при исполнении уголовных наказаний.

4

4

4

Процедуры обжалования и защиты от дискриминации при исполнении уголовных наказаний

4

4

5

Соблюдение прав человека при применении к осужденным исправительного воздействия

4

2

2

2

6

Соблюдение прав человека при реализации прав и обязанностей персонала учреждений и органов, исполняющих наказания

4

4

7

Обеспечение безопасности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания

4

4

8

Контроль за соблюдением прав человека при исполнении уголовных наказаний

6

4

4

2

9

Участие общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания

4

2

2

2

10

Соблюдение прав человека при исполнении наказаний не связанных с обязательной трудовой деятельностью

4

4

11

Соблюдение прав человека при исполнении наказаний без изоляции от общества

4

4

12

Правовое регулирование режима в исправительных учреждениях

4

4

13

Соблюдение прав человека при применении специальных средств, физической силы

4

4

14

Правовое регулирование труда осужденных к лишению свободы

4

4

15

Правовое регулирование воспитательного воздействия, общеобразовательного и профессионального обучения осужденных в исправительных учреждениях

4

4

16

Права осужденных на подержание здоровья. Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы

4

4

17

Закрепление в организационных основах деятельности исправительных учреждений соблюдение прав осужденных и сотрудников

4

4

18

Порядок и условия исполнения наказания в исправительных колониях и тюрьмах

4

4

19

Порядок и условия исполнения наказания в воспитательных колониях

4

4

20

Правовое регулирование исполнения пожизненного лишения свободы

4

4

21

Правовое регулирование освобождения от отбывания наказания

4

2

2

4

22

Социальная адаптация лиц освобожденных от наказания. Наблюдение и надзор за ними

4

4

23

Порядок и условия исполнения наказания в виде смертной казни

4

4

24

Основные требования международных актов к исполнению уголовных наказаний.

8

4

4

4

25

Соблюдение прав человека при исполнении уголовных наказаний в зарубежных государствах

4

2

2

2

И Т О Г О:

110

20

14

6

90

textarchive.ru

Содержание дисциплины тема 1 история развития обеспечение прав человека в пенитенциарной практике состояние прав человека в пенитенциарном законодательстве и праве россии в начале ххв основные черты правового регулирования исполнения уголовных

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. История развития обеспечение прав человека

в пенитенциарной практике

Состояние прав человека в пенитенциарном законодательстве и праве России в начале ХХв. Основные черты правового регулирования исполнения уголовных наказаний в царской России.

Уголовно-исполнительное законодательство и право в советский период и обеспечение в нем прав человека. 1917-1995 годы.

Основные нормативные акты в сфере исполнения наказаний в период с 1917 по 1923г. Положение об общих местах заключения (15 ноября 1920г).

Исправительно-трудовой кодекс 1924г., общая характеристика и учет в нем основных прав и свобод отбывающих уголовные наказания.

Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 26 марта 1928г «О карательной политике и состоянии мест заключения»; Создание исправительно-трудовых лагерей. Положение об исправительно-трудовых лагерях от 7 апреля 1930г.

Вторая кодификация и характеристика законодательства в период грубейших нарушений законности и репрессий (1933-1953). Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1933г. Постановление ЦИК и СНК СССР «О создании особого совещания при НКВД СССР» от 5 ноября 1934г и от 7 апреля 1935г « О восстановлении тюремного заключения».

Третья кодефикация законодательства и его характеристика (1954-1993). Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970г, общая характеристика и его значение для обеспечения прав человека.

Тема 2. Права человека и основные аспекты

реформирования уголовно-исполнительной

системы (УИС) России

Обеспечение прав человека в деятельности УИС одна из основных направлений в процессе реформирования.

Правовая основа реформирования уголовно-исполнительной системы.

Основные этапы реформирования УИС ФСИН России. Обеспечение прав человека среди лиц отбывающих уголовные наказания.

Основные периоды реформирования УИС. Корректировка уголовной политики в направлении гуманизации уголовного, уголовно-процессуального законодательства. Обеспечение социально-правовой защиты осужденных подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Подготовка персонала новой формации, способного адекватно воспринимать требования международных стандартов в сфере обращения с осужденными, поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, профессионально подготовленного и желающего работать в данной сфере деятельности. Обеспечение необходимых условий для внедрения в практику УИС отечественного и зарубежного опыта пенитенциарной деятельности и требований международных стандартов в области исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными, широкое привлечение общественных объединений, средств массовой информации к деятельности УИС. Разработка и принятие необходимых мер правового, управленческого, материального, финансового и иного ресурсного обеспечения, направленных на нормализацию размещения осужденных и лиц, находящихся под стражей, сокращение их численности.

Обеспечение прав человека в реализации основных направлений реформирования УИС.

Тема 3. Сохранение достоинства человека при

исполнении уголовных наказаний

Размещение осужденных. Нормы жилой площади в исправительных колониях. Основные направления улучшения содержания осужденных. Требования к помещениям, где размещаются и работают осужденные (вентиляция, освещение, поддержание температурного режима).

Гигиена. Обязанности персонала по соблюдению правил гигиены осужденными. Одежда и постельные принадлежности осужденных. Питание осужденных .Основные требования по обеспечению осужденных спортивным инвентарем и сооружениями для занятий физкультурой и спортом.

Привлечение осужденных к труду. Труд заключенных не должен приносить им страдания, Работа заключенных должна рассматриваться как положительный элемент в процессе их исправления и обучения, и также функционирования пенитенциарного учреждения. Находящиеся в заключении могут привлекаться к труду в зависимости от их физического и психического состояния – по заключению врача.

Основные положения обучения осужденных закрепленные в международных договорах. Право заключенных на образование гарантировано в Основных принципах для содержания заключенных, принятых ООН в 1990 –ом году, В Европейских тюремных правилах указывается необходимость обеспечения заключенных возможностью учиться. Общее и профессиональное образование осужденных к лишению свободы ст.ст. 108, 112 УИК РФ.

Подготовка осужденных лишенных свободы к освобождению. Физкультура, спортивные тренировки и культурные занятия.

Контакты с внешним миром. Важность контактов с внешним миром. Основные направления для поддержания контактов с внешним миром. Переписка. Свидания осужденных. Телефонные переговоры. Отпуск с проведением дома или временное условное освобождение. Книги, газеты, радио и телевидение.

Тема 4. Процедуры обжалования и защита от дискриминации

при исполнении уголовных наказаний

Общее право на жалобы. Основные права осужденных на подачу жалоб, которые базируются на международных договорах. Виды жалоб которые могут подавать осужденные: обвинения в преступной деятельности. Требования возмещения ущерба в гражданском порядке. Жалобы по поводу действий персонала. Обжалование принятых решений. Участие общественных организаций и независимых инспекций в разбирательстве жалоб осужденных.

Важность защиты осужденных от дискриминации. Все граждане равны. Государство должно защищать равные права всех граждан отличающие их друг от друга. Осужденные могут оказаться в меньшинстве и подвергнуться дискриминации по различным причинам: пол, возраст, национальность, язык, вероисповедание.

Заключенные женщины. Размещение осужденных женщин. Надзор за заключенными женщинами. Особенности обращения с заключенными женщинами в связи с их физиологией.

Несовершеннолетние осужденные. Молодые люди не умеют защищать себя. Они в местах лишения свободы особенно легко подвергаются дискриминации. Несовершеннолетних легче лишить свободы и прав. Лишение свободы задерживает и искажает развитие несовершеннолетних. Отрицательные аспекты заключения оказывают более тяжелое влияние на несовершеннолетних.

Национальные, языковые и религиозные меньшинства. Дискриминация против национальных, языковых и религиозных меньшинств встречается во многих странах. Тюрьмы отражают этнические, языковые и религиозные предрассудки общества. Один из способов защиты нацменьшинств = это наем их представителей на всех уровнях в качестве персонала.

Основные положения международных правовых актов направленные против дискриминации всех лиц.

Тема 5. Соблюдение прав человека при применении к осужденным исправительного воздействия

Понятие и правовое регулирование исправления (отбывания) наказания.

Понятие и правовое регулирование применения к осужденным средств исправления. Исправление осужденных – это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правовопослушного поведения. Основными средствами исправления осужденных являются: установленных порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения. Совокупность средств исправления осужденных при применении образует исправительное воздействие.

Тема 6. Соблюдение прав человека при реализации прав и обязанностей персонала учреждений и органов, исполняющих наказании

Требования к персоналу учреждений и органов, исполняющих наказания, различаются в зависимости от функций, присущих той или иной должности или работы.

Основные права и обязанности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Правовое положение (правовой статус) персонала характеризуется совокупностью прав и обязанностей его представителей, возлагаемых на них во время выполнения функции исполнения уголовного наказания. Права и обязанности должностных лиц персонала учреждений и органов УИС, также обозначают единым понятием – полномочия. Наряду с выраженными в обобщенном виде вопросами, которые призван решать персонал (предметами ведения), они в своей совокупности образуют его компетенцию.

Тема 7.Обеспечение безопасности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания

Понятие безопасности персонала и основные средства ее обеспечения. Правовые и организационные средства обеспечения безопасности персонала учреждений и органов УИС. Применение технических средств охраны и надзора, связи и телевидения и др. для организации безопасности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.

Основания и порядок применения мер безопасности и оружия. В числе средств обеспечения безопасности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, важное место занимают меры безопасности, обоснованное и правильное применение их к осужденным. К закрепленным в законе мерам безопасности относятся применение физической силы и специальных средств. В качестве исключительного средства обеспечения безопасности персонала применяется оружие.

Социально-правовая защита персонала учреждений и органов, исполняющих наказания

Тема 8. Контроль за соблюдением прав человека

при исполнении уголовных наказаний

Основное назначение системы контроля при исполнении уголовных наказаний.

Основные формы международного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

Государственный контроль. В нем следует выделить контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления, судебный контроль, ведомственный контроль и прокурорский надзор.

Общественный контроль также подразделяется на определенные виды: контроль общественных объединений (общественные организации, религиозные конфессии), за порядком и условиями отбывания осужденными наказания, контроль правозащитных организаций средств массовой информации, нормы осуществления данного вида контроля.

Тема 9. Участие общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание

Традиционные формы участия общественности в работе учреждений и органов, исполняющих наказания. Наблюдательные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних.

Основные формы участия общественности в воспитательных колониях. Попечительские советы и родительские комитеты.

Новые формы участия общественности в работе с осужденными и лицами, заключенными под стражу в порядке меры пресечения. Попечительские общества. Средства массовой информации. Деятельность правозащитных организаций.

Условия участия общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

Тема 10. Соблюдение прав человека при исполнении наказаний не связанных с обязательной трудовой деятельностью

Порядок и условия исполнения наказания в виде штрафа. Штраф применяется в качестве основного и дополнительного вида наказания. Орган занимающийся принудительным взысканием штрафа.

Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть основным или дополнительным наказанием. Органы исполняющие данный вид наказания.

Порядок и условия исполнения дополнительных наказаний. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, а также конфискация имущества.

Тема 11. Соблюдение прав человека при исполнении наказаний без изоляции от общества

Порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных работ. Сущность и назначение наказания в виде обязательных работ. Правовое регулирование наказания в виде обязательных работ.

Порядок и условия исполнения наказания в виде исправительных работ. Сущность наказания в виде исправительных работ. Организация и правовое регулирование исполнения наказания в виде исправительных работ. Воспитательная работа с осужденными. Применение мер поощрения и взыскания.

Порядок регулирования исполнения (отбывания) ограничения свободы. Социально-правовое назначение и сущность уголовного наказания в виде ограничения свободы. Правовое регулирование направления осужденных к ограничению свободы к месту отбывания наказания. Соблюдение прав человека при исполнении (отбывании) ограничения свободы. Применение основных средств исправления осужденных к ограничению свободы.

Тема 12. Правовое регулирование режима в исправительных учреждениях

Понятие режима в исправительных учреждениях и его основные функции. Сфера воздействия режима лишения свободы.

Содержание режима в исправительных учреждениях можно условно разделить на три основные группы: правила, относящиеся 1) к персоналу исправительных учреждений; 2) к осужденным; 3) к иным гражданам, находящимся в исправительных учреждениях или на прилегающих к ним территориям.

Соблюдение прав человека при изменении условий содержания осужденных к лишению свободы.

Организационные и правовые основания режима особых условий в исправительных учреждениях. Основания введение режима особых условий. Внешние основания введения режима особых условий. Внутренние основания введения режима особых условий.

Тема 13. Соблюдение прав человека при применении специальных средств, физической силы и обеспечения безопасности в исправительных учреждениях УИС

Основания применения физической силы, специальных средств и оружия. Физическая сила, в том числе и боевые приемы борьбы, применяются для задержания осужденных, пресечения преступлений и административных правонарушений, совершаемых осужденными и иными лицами. Специальные средства применяются в случае отражения нападения; пресечения массовых беспорядков, задержания правонарушителей, оказывающих злостное неповиновение или сопротивление; конвоирование и охраны осужденных; задержание и возвращения бежавших из-под стражи. Что применяется в качестве специальных средств в органах и учреждениях УИС Минюста России. основания применения огнестрельного оружия. Отличие средств безопасности от мер взыскания.

Основные положения применения физической силы, специальных средств и оружия базирующиеся на международных договорах. (Всеобщая деклорация прав человека. Международный пакт о гражданских и политических правах . Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и другие).

Тема 14. Правовое регулирование труда осужденных к лишению свободы

Основные принципы и формы организации труда осажденных. Подчинение производственной деятельности исправительных учреждений выполнению их основной задачи – исправлению осужденных. Обязательность труда. Сочетание труда и профессионального обучения осужденных. Выполнение работ по хозяйственному обслуживанию учреждений.

Условия труда осужденных к лишению свободы. Продолжительность рабочего вмени осужденных. Оплачиваемый отпуск осужденным. Включение в трудовой стаж времени привлечения осужденных к труду. Оплата труда осужденных к лишению свободы. Охрана труда, обязательное государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение осужденных к лишению свободы.

Тема 15. Правовое регулирование воспитательного воздействия, общеобразовательного и профессионального обучения осужденных в исправительных учреждениях

Воспитательная работа, самодеятельные организации осужденных к лишению свободы. Основные формы и виды воспитательной работы с осужденными. Массовая, групповая и индивидуальная воспитательная работа с осужденными. Нравственное, правовое, трудовое, физическое и иные виды воспитания осужденных к лишению свободы. Основные задачи самодеятельных организаций осужденных. Условия организации самодеятельных организаций осужденных. Меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы.

Общеобразовательное и профессиольное обучении осужденных к лишению свободы. Правовое регулирование общеобразовательного обучения осужденных. Условия организации общеобразовательного обучения осужденных.

Значение профессионального образования и профессиональной подготовки в деле исправления осужденных. Правовое регулирование профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных. Виды профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных: 1) обучение в профессионально-технических училищах (филиалах) системы профессионально-технического образования, которые создаются местах лишения свободы; 2) обучение на производстве исправительных учреждений. Функции профессионально-технического училища в исправительном учреждении.

Тема 16. Права осужденных на поддержание здоровья.

Материальнобытовое обеспечение осужденных к лишению свободы

Общие положения и понятие материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы. Основные направления материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы: 1) создание необходимых жилищных и комунально-бытовых условий; 2) обеспечения питания, достаточным для нормальной жизнедеятельности организма; 3) вещевое обеспечение; 4) организация функционирования торговой сети и иных источников дополнительного материально-бытового обеспечения.

Здоровье является элементарной потребностью человека. Состояние здоровья заключенных в тюрьмах влияет на состояние здоровья общества. Право на поддержание здоровья защищается международными договорами. Создание благоприятных условий для здоровья условий в местах лишения свободы – одно из главных направлений пенитенциарной политики России.

Основные принципы обеспечения осужденных медицинской помощью. Медицинская помощь должна быть бесплатной. Она должна соответствовать уровню хорошей медицинской помощи на свободе. Оказание специализированной медицинской помощи.

Тема 17. Закрепление в организационных основах деятельности исправительных учреждений соблюдения прав осужденных и соблюдение прав человека

Основы управления и финансирования исправительных учреждений. Структура и штаты ФСИН России. Бюджетное финансирование УИС. Структура исправительных учреждений. Виды исправительных учреждений. Внутренняя структура исправительных учреждений. Комплексы задач, решаемые различными частями и службами исправительных учреждений в рамках отведенной им компетенции.

Отряд осужденных как основное организационное звено в структуре исправительного учреждения. Основные принципы отрядной системы исправительного учреждения. Производственная и бытовая основа распределения осужденных по отрядам. Отряд – центр воспитательной работы с осужденными. Начальник отряда основной субъект и одновременно организатор исправительного воздействия на осужденных отряда. Основные функции совета воспитателей отряда. Организация в отряде самодеятельных организаций осужденных.

Тема 18. Порядок и условия исполнения наказания в исправительных колониях и тюрьмах

Соблюдение прав человека приисполнении наказания в исправительных колониях общего режима. Соблюдение прав человека при исполнении наказания в исправительных колониях строго режима. Исполнение наказания в исправительных колониях особого режима. Соблюдение прав человека при исполнении наказания в колониях поселениях.

Порядок и условия исполнения наказания в тюрьмах. Тюрьма – один из видов исправительных учреждений, предназначенный для отбывания наказания в виде лишения свободы наиболее опасными преступниками.

Тема 19. Порядок и условия исполнения наказания в воспитательных колониях

Особенности исполнении наказания в воспитательных колониях. Назначение воспитательных колоний. Условия отбывания наказания в воспитательных колониях. Труд лиц, содержащихся в воспитательных колониях. Организация общеобразовательного и профессионального обучения в воспитательных колониях. Особенности организации воспитательной работы в воспитательных колониях. Формы самодеятельных организаций в воспитательных колониях. Участие общественных объединений в работе воспитательных колоний.

Особенности применения к осужденным, содержащихся в воспитательных колониях, мер поощрения и взыскания. Существует обусловленная несовершеннолетним возрастом осужденных, содержащихся в воспитателях колониях, специфика в выборе и применении к ним мер поощрения и взыскания.

Тема 20. Правовое регулирование исполнения пожизненного лишения свободы

Пожизненное лишение свободы как самостоятельный вид уголовного наказания. Пожизненное лишение свободы как альтернативное наказание смертной казни. Разновидности пожизненного лишения свободы: по приговору суда, по Указу Президента РФ о помиловании осужденного смертной казни.

Исполнения наказания в виде пожизненного лишения свободы. Осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования пожизненным лишение свободы, отбывают наказание в колониях особого режима отдельно от лиц, совершивших преступление при особо опасном рецидиве. Особенности дисциплинарной практики в отношении осужденных к пожизненному лишению свободы. Особенности привлечения к труду осужденных к пожизненному лишению свободы. Психологическая работа с осужденными к пожизненному лишению свободы.

Тема 21. Правое регулирование освобождения от отбывания наказания

Виды освобождения от отбывания наказания: условно-досрочное освобождение; замена наказания более мягким; в силу акта амнистии; ввиду помилования; в связи с состоянием здоровья; в связи с отсрочкой отбывания наказания беременной женщине, имеющей малолетних детей.

Условно-досрочное освобождение (ст. 79 УК РФ) касается осужденных, содержащихся в дисциплинарной воинской части и отбывающих лишение свободы. Для применения условно-досрочного освобождения необходимо наличие двух оснований материального и формального.

Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ) – один из видов досрочного освобождения от наказания – заключается в освобождении осужденного от наказания, назначенного судом , с одновременным назначением вместо неотбытой части, более мягкого наказания. Материальные и формальные основания замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

Освобождение от наказания в связи с болезнью (ст. 81 УК РФ). Медицинский и юридический критерий освобождения от наказания в связи с болезнью.

Реабилитация осужденного – немедленное освобождение с восстановлением во всех правах. Отмена приговора с прекращением уголовного дела.

Порядок представления к досрочному освобождению от отбывания наказания. Порядок освобождения осужденных. Помощь лицам, освобожденным от отбывания наказания.

Тема 22. Социальная адаптация лиц освобожденных от отбывания наказания. Наблюдение и надзор за ними

Социальная адаптация лиц, освобожденных от наказания, и меры по её обеспечению. Понятие социальной адаптации. Разрыв социально-полезных связей. Помещение осужденного в отрицательно социальную среду таких же лиц, как он сам, т.е. преступников. Осужденные отучаются принимать самостоятельные решения.

Наблюдение за лицами, условно-досрочно освобожденными от наказания в виде лишения свободы. Главная цель наблюдения и проведения воспитательной работы – помочь осужденному адаптироваться в новых для него условиях, оказывать содействие в решении возникших вопросов, предотвращать рецидив, который чаще всего наблюдается в первое время после освобождения.

Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Общие понятия и цель административного надзора. Нормативно правовые акты, регламентирующие организацию административного надзора. Ответственность за нарушения правил административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Тема 23. Порядок и условия исполнения наказания в виде смертной казни

Применение смертной казни в истории Российского государства. Основания применения смертной казни в России в XIY – XX веках. Применение смертной казни в СССР.

Смертная казнь в действующем законодательстве России и зарубежных стран. За последние годы наблюдается тенденция, связанная с сужением круга преступлений, за которые может быть применена смертная казнь. В ст. 20 Конституции закреплено право граждан на жизнь и сказано, что к смертной казни виновные могут быть приговорены за особо тяжкие преступления против жизни. Решение Конституционного суда РФ о возможности применения смертной казни в России от 2 февраля 1999 года.

Порядок исполнения наказания в виде смертной казни.

Тема 24. Основные требования международных актов к исполнению уголовных наказаний

Международное руководство по передовым методам исправительной работы. Права заключенных, основные принципы и условия лишения свободы.

Права человека, сохраняющиеся, при лишении свободы. Вне зависимости от обстоятельств, все люди обладают основные правами, которые не могут быть отняты без законных оснований. Факт задержания или заключения в тюрьму ограничивает только некоторые права.

Особые группы заключенных, на которые распространяются международные правовые акты исполнения уголовных наказаний, связанных с лишением свободы.

Основные и ведущие принципы «Минимальных стандартных правил обращения с заключенными».

Цели и основные принципы. «Краткие типовые правила обращения с заключенными» следует рассматривать в свете начальных формулировок, целей и основных принципов исправительной работы.

Сущность и сфера компетенции «Минимальных стандартных правил обращения с заключенными».

Основные принципы правовых норм, касающихся заключенных, которым не вынесен приговор. Лица, содержащиеся под стражей в полицейских тюрьмах. Презумпция невиновности. Режим для заключенных по делам, не рассмотренным судом. Запрещение пыток и других способов жестокого, бесчеловечного и унизительного обращения или наказания.

Заключенные, содержащиеся в тюрьмах в порядке исполнения судебных решений по гражданским делам. Заключенные, которым не вынесено обвинение.

Тема 25. Соблюдение прав человека при исполнении уголовных наказаний в зарубежных государствах

Исполнение уголовных наказаний в некоторых зарубежных странах.

Исполнение наказания в США. Пенсельванская систем отбывания наказания в виде лишения свободы. «Оборнская система» отбывания наказании в виде лишения свободы.

Влияние идей социологической школы уголовного права на мировую политику организации исполнения наказаний (начало XIX в.). В XX в. В США разрабатываются различные варианты исполнения наказания в виде лишения свободы, основанные на социологическом, психолого-педагогическом и смешанном подходах. Нормативно-правовые акты регламентирующие исполнение наказаний в США.

Институт пробации.

Классификация пенитенциарных учреждений в США.

Исполнения наказания в Великобритании. История становления исполнения уголовных наказаний в Англии. Судебный прецедент как форма права в Англии. Роль статутного права. Меры е связанные с лишением свободы (отсрочка приговора, пробация, предоставление услуг обществу). Классификация тюрем в Великобритании и организация в них исполнения наказания.

Исполнение наказания во Франции, ФРГ и Японии.

Общие проблемы совершенствования исполнения в зарубежных странах. Повышение эффективности исполнения наказаний без изоляции осужденных от общества с тем, чтобы они могли служить альтернативой лишения свободы.

Поиск вариантов эффективного исполнения лишения свободы в отношении исправимых преступников.

Поиск вариантов эффективного исполнения лишения свободы в отношении исправимых преступников.

Разработка рациональных способов исполнения лишения свободы в отношении рецидивистов и других категорий преступников, упорно не желающих встать на путь исправления.

Общие проблемы для тюремных систем различных стран:

– переполненность пенитенциарных учреждений;

– состояние пенитенциарных учреждений;

– ограниченность ресурсного обеспечения пенитенциарных учреждений;

– безработица среди осужденных;

– распространенность среди осужденных туберкулеза и др.

планы лекционных занятий

ЛЕКЦИЯ 1

textarchive.ru

Оставить комментарий