Предмет и объект примеры – Как написать дипломную работу. Часть 3. Проблема, цель, объект исследования и предмет исследования | “Всё могу

Содержание

Примеры взаимосвязи темы, объекта и предмета исследования

Тема исследования

Объект исследования

Предмет исследования

(возможные варианты)

Развитие творческого воображения младших школьников на уроках ИЗО

Процесс развития творческого воображения

а) возможности уроков ИЗО в развитии творческого воображения младших школьников;

б) методы и приемы развития творческого воображения младших школьников на уроках ИЗО;

в) уроки ИЗО как средство развития творческого воображения младших школьников

Окончание таблицы 1

Формирование нравственных понятий у младших школьников

Нравственное воспитание младших школьников

Формирование нравственных понятий у младших школьников на уроках чтения

Разноуровневый подход к контролю за качеством знаний младших школьников

Контроль над качеством знаний младших школьников

Содержание разноуровневых контрольных работ в начальной школе

Сформулированная общая цель исследования составляет его стратегию и потому требует постановки конкретных тактических задач. В отличие от цели, которая одна, задач должно быть несколько. В совокупности они образуют общую тактику реализации поставленной цели, а по отдельности представляют собой последовательные шаги продвижения к ней (см. табл. 2). Рекомендуемые формулировки задач: выявить, определить, охарактеризовать, исследовать, обосновать, раскрыть, проанализировать, рассмотреть, предложить, разработать.

Задача – это заданная в определенных конкретных условиях цель деятельности. Задачи работы конкретизируют цель исследования и подразделяют ее достижение на определенные этапы. Обычно в исследовании рекомендуется формулировать не более 5 задач.

Чтобы осмыслить задачи, Вам необходимо поставить перед собой вопрос: что нужно сделать, чтобы достигнуть цели, решить проблему исследования?

Формулируя задачи, следует помнить, что решая их, Вы фактически задаете программу исследования: сначала Вы описываете, изучаете, выявляете, даете характеристику, раскрываете специфику феномена; затем делаете предположения, разрабатываете программу и т.д.

Фактически основная часть текста – это постепенное решение поставленных во введении задач, поэтому часто формулировки задач совпадают или почти совпадают с названиями глав и параграфов основной части.

Таблица 2

Пример конкретизации цели исследования в его задачах

Тема исследования

Цель исследования

Задачи исследования

Православные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников в православной семье

Анализ теоретических аспектов проблемы для разработки форм проведения православных праздников как средства духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье

  1. Изучить сущность духовно-нравственного воспитания на основе анализа психолого-педагогической литературы.

  2. Выявить особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников.

  3. Определить особенности воспитания младших школьников в православной семье.

  4. Проанализировать возможности православных праздников в духовно-нравственном воспитании младших школьников.

  5. Проанализировать результаты экспериментальной работы.

  6. Разработать различные формы проведения православных праздников для младших школьников в семье

Окончание таблицы 2

Влияние отношений в семье на развитие личности младших школьников

Проанализировать теоретические аспекты и экспериментально подтвердить влияние отношений в семье на развитие личности младших школьников

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

  2. Выявить особенности детско-родительских отношений в семье.

  3. Определить особенности формирования личности ребенка младшего школьного возраста.

  4. Выявить взаимосвязь детско-родительских отношений в семье и личностных особенностей детей.

  1. Проанализировать результаты экспериментальной работы.

  1. Разработать программу взаимодействия с семьей по коррекции детско-родительских отношений

Во введении также указываются методы исследования. Наиболее распространенными из них являются теоретические методы (анализ философской, социологической, педагогической, психологической и методической литературы; обобщение, систематизация, сравнение, моделирование и т.п.) и практические методы (эксперимент, анкетирование, интервьюирование, тестирование, наблюдение, беседа и т.д.).

Гипотеза исследования

научное предположение, допущение, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией.

Формулируя гипотезу, Вы строите предположение о том, каким образом возможно решить поставленную Вами проблему.

Например, «Коррекционно-развивающая работа … будет эффективной при наличии следующих условий…».

Во введении также указывается база проведения эксперимента, количество испытуемых и их возраст. Например: «Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 138 г. Челябинска. В эксперименте приняли участие 25 детей в возрасте 7–8 лет».

Для того чтобы проверить, правильно ли сформулированы основные характеристики исследования, постарайтесь ответить на следующие вопросы:

– при выявлении проблемы исследования: «Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?»

– при выборе темы исследования: «Нашла ли отражение проблема исследования в его названии?»

– при обосновании актуальности: «Почему эту проблему необходимо изучать именно сегодня?»

– при определении объекта исследования: «Что будет исследоваться?»

– при определении предмета исследования: «Какие новые отношения, свойства, аспекты, стороны, функции и т. д. объекта подлежат исследованию или углубленному изучению?»

– при формулировке цели исследования: «Какой результат исследования Вы намерены получить?»

– при определении задач исследования: «Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? Позволяет ли последовательное решение этих задач достичь поставленную цель?»

– при выдвижении гипотезы исследования: «Каким из возможных путей следует идти, чтобы достичь цели исследования?»

studfiles.net

Объект и предмет исследования: примеры и определение понятий

При написании курсовой, дипломной или другой научной работы студент обязательно пишет вступление. При его разработке автор должен подробно описать такие обязательные элементы структуры, как актуальность представленной темы, цели и задачи, а также объект, предмет исследования.

У многих студентов, особенно на первом и втором курсе, возникают трудности с определением этих понятий. Без них структурировать свои знания, как и написать качественную работу, не получится. Позволят понять, что собой представляют объект и предмет исследования, примеры и определение этих элементов любого научного труда.

Общее определение

В словарях существует четкое определение того, что такое объект и предмет исследования. Примеры научных работ первокурсников доказывают, что сухих строк, представленных в официальных справочниках, недостаточно, чтобы внести ясность в понимание этих структурных элементов. Однако следует начать именно с определений. Это позволит совместить свои знания с конкретными примерами и вникнуть в суть вещей.

Объектом исследования принято называть явление, процесс, которые порождают проблематику, затронутую в конкретно взятой работе. Это та часть научных знаний, с которой необходимо работать автору.

Предметом же в научной работе называется конкретно взятая составляющая выбранного объекта исследования. Это определенный вопрос, который затрагивается при рассмотрении затронутой проблематики. Это более узкое значение. Чаще всего при постановке темы работы предмет изучения участвует в ее формулировке.

Взаимодействие категорий

Как частная и общая категория соотносятся между собой объект и предмет научного исследования. Примеры этих элементов, взятые из работ студентов, говорят об их структурности. В объекте исследователи выделяют ту часть, которая впоследствии станет предметом исследования. Т. е. это та точка зрения, с которой будет рассмотрена проблематика представленной темы.

Например, если при раскрытии информации объектом было выбрано внедрение проекта, то его предметом могут быть ключевые моменты, ведущие к успеху представленного предприятия.

Следует помнить, те категории, которые являются объектом при раскрытии одной темы, могут оказаться предметом в изучении другой проблематики. Все зависит от точки зрения и подхода к изучению информации.

Объект

В процессе написания темы автор должен четко указать объект, предмет, цель исследования. Примеры позволяют понять, что относится к каждой категории. Объект обычно подразумевает некоторую часть нематериального или материального мира, который нас окружает. Эта реальность существует независимо от того, что мы о ней знаем.

К объектам исследования относятся социальные общности, физические тела или определенные процессы. Это все то, что может явно или скрыто содержать в себе противоречия, порождая определенную проблематику. На этот объект направлена познавательная деятельность исследователя.

При проведении научной работы необходимо в итоге получить определенный результат, сделать вывод. Составных частей объекта может быть довольно много. Чтобы сконцентрировать силы в едином направлении, необходимо четко понимать границы, которые определяют эту совокупность. Круг явлений, которые включает в себя объект, необходимо четко понимать при проведении своей работы.

Предмет

Цель, задачи, объект, предмет исследования, примеры которых встречаются в различных работах, должны быть четкими, конкретно указанными. Чтобы сложить представление об объекте, выбирается определенный подход, аспект, в рамках которого будет действовать автор.

Чтобы получить определенные новые знания, необходимо выделить ключевой момент в том поле деятельности, в котором происходит исследование. Проблема, затронутая в конкретно обозначенной теме, должна трансформироваться в конкретную формулировку одной из сторон объекта.

Предмет научной работы существует только в сознании автора. Он полностью зависит от знания исследователя. Выделить одну или несколько сторон объекта можно чисто абстрактно. Причем остальные процессы, характеризующие существование объекта, при этом можно учитывать или не принимать во внимание.

Образный пример

У студентов даже после прочтения определений может возникать вопрос о том, как определить объект и предмет исследования. Примеры, представленные образно, могут способствовать осознанию представленных категорий.

Допустим, исследователь – это студент. Он учится, гуляет, обитает в общежитии, каждый день питается в столовой. Это образная модель его сегодняшней жизни. Все, что сейчас происходит со студентом – это объект исследования.

Со временем в его жизни могут произойти перемены. Допустим, студент переехал в другой город. Там также есть университет, который он посещает, другое жилье и общение. Но, тем не менее, он ведет такую же жизнь, как и раньше. Объект исследования не изменился, а только подстроился под сегодняшние реалии.

Предметом в представленном примере могут быть передвижения студента на транспорте, его питание в кафе или посещение лекций. Это одна составляющая его жизни.

Выбор категорий экономической темы

Чтобы перенести представленный пример в плоскость написания научной работы, необходимо рассмотреть на конкретной теме объект и предмет исследования. Примеры по экономике будут одним из лучших способов усвоить новые знания.

Например, студент получил тему «Система управления валютными ресурсами государства». При этом выбор объекта и предмета не имеет четко установленных границ. Поэтому каждый исследователь имеет право выбора при постановке представленных категорий. Преподаватель может советовать, с какой стороны лучше рассмотреть представленную тему, но студент обязательно сам решает, с какой точки зрения исследовать проблематику.

В качестве объекта представленной темы могут служить, например, отношения финансового характера в государстве. Это нечто масштабное. Но постановка темы все же обозначит границы проведения будущих изысканий.

Любая часть найденного объекта может стать предметом исследования. Например, это может быть роль Центрального банка в осуществлении финансовых отношений между субъектами.

Еще несколько примеров

Практически для любой темы несложно будет выбрать объект и предмет исследования. Примеры по праву также довольно информативны. Тема может быть «Семья и брак». Объектом исследования в этом случае могут выступать права и обязанности членов семейных отношений. Предмет исследования – права и обязанности детей.

Если, например, дана тема по информатике «Особенности и принципы работы электронной почты», то объектом будет выступать электронная почта, а предметом – основные принципы ее функционирования.

Ошибки

Руководителями научных исследовательских работ выделяются основные ошибки, которые допускают студенты. Причем типовые несоответствия могут быть, когда автор определяет объект и предмет исследования. Примеры ошибок помогут не допустить их в своей работе.

При обозначении объекта исследования, согласно мнению преподавателей различных учебных и научных учреждений, возможны некоторые отклонения. Типовыми ошибками названы несоответствие категории теме, а также слишком узкие границы. Это не позволяет провести полноценное исследование.

При определении предмета исследования авторы также допускают типовые ошибки. Среди наиболее встречаемых названо несоответствие его выбранному объекту. Иногда предмет выходит за его границы. Также ошибкой может быть определение слишком широких границ исследования. Для полного охвата таких изысканий требуется целая научная группа.

Изучив объект и предмет исследования, примеры обозначения которых были подробно рассмотрены, каждый автор сможет правильно определить эти категории. Это дает возможность структурировать знания студента. При прочтении его работы гораздо проще понять, о чем идет речь.

autogear.ru

Примеры определения объекта и предмета — Мегаобучалка

 

Тема Объект Предмет
Разработка периодического издания о стрит-арте Стрит-арт Визуальные особенности стрит-арта
Разработка периодического издания о фотографии Фотография Технические стороны фотографии

 

 

2.3. Далее формулируется цель. Цель это результат, что вы ходите достигнуть. Для графического дизайна цель это передача определенной идеи, установление некой визуальной коммуникации. Объединяя понятия «идея» и «визуальная коммуникация» мы получаем «образ». Итак, цель – это разработка определенного образного решения. При формулировке цели можно рекомендовать следующий небольшой алгоритм:

– «берем глагол» (создать, разработать, спроектировать …),

– «берем качественные прилагательные» (интересный, привлекательный, визуально идентифицирующий, максимально четко воспринимаемый…),

– «берем слово «образ»,

– «берем слова из темы, которые обозначают проблему» и каркас цели готов. Далее уточняйте содержательный аспект. Можно поработать над качеством письменной речи. Основа у вас есть.

Отдельно хочется обратить ваше внимание на «прилагательные». В качестве примера были взяты четыре. Два первых воспринимаются как достаточно простые, два вторые, как сложные. Специально в качестве примера поставлены сначала такие общие слова как «интересный», «привлекательный». Если вы будете их использовать без пояснений, то они воспринимаются не как конкретная цель, а абстрактно. Даже может создаться впечатление, что вы не умеете формулировать цель. Когда говорим «интересный», то имеем в виду, как минимум «интересный для кого?». Т.е. необходимо мысль закончить. Другие прилагательные «визуально идентифицирующий», «максимально четко воспринимаемый» также требуют пояснений, но они включены в данное издание, чтобы показать вам, что образ имеет разные качественные характеристики, он индивидуален, поэтому формулируйте цель точнее. Оригинальный дизайн не может быть без индивидуальной цели.

 

2.4. После выявления объекта и предмета формулируются задачи курсовой работы, которые являются этапами в реализации цели. Задачи представлены в названиях глав и параграфов пояснительной записки. В сформулированных задачах содержится ответ на вопрос: что необходимо выполнить, чтобы дизайн был осуществлён, и цель была достигнута? Вначале задачи могут быть сформулированы умозрительно, в самом общем виде, на основе выданного задания к курсовой работе. В дальнейшем, в ходе изучения и анализа литературы, визуальных материалов по теме, задачи будут уточняться. Поскольку примерная структура пояснительной записки была представлена, то можно сказать, что вы можете в первом приближении сформулировать задачи. Чтобы задачи были четкими и конкретными при их формулировке используются следующие слова: «выявить», «установить», «определить», «проанализировать», «разработать», «раскрыть», «разработать». Если у вас возникает формальный вопрос «Сколько задач должно быть», то ответ такой «Задачи, как и цель индивидуальны. Но если для формулировки цели был представлен максимально упрощенный алгоритм, то и здесь можно ответить формально: Ориентируйтесь на цифру 5».



 

2.5. После определения задач излагаются методы исследования. При описании методов предпринята попытка определить, где данный метод, возможно, найдет применение в вашей работе. Необходимо уточнить, что область применения метода не ограничивается теми задачами, которые представлены здесь. Вовсе нет. Разработка каждой темы – это индивидуальная работа, организованная вами, поэтому выбор методов из представленного списка также за вами.

Эмпирические методы – это методы для изучения конкретных явлений. К ним относятся:наблюдение, интервью, фокус-группы, анкетирование, опрос (Интернет-опрос), собеседование, мнимая покупка, тестирование, счет, измерение, сравнение. Данная группа методов находит наибольшее применение при реализации теоретико-аналитической части курсовой работы: анализа проектной ситуации, аналогов, целевой аудитории, конкурентов, исследования потребностей заинтересованных лиц и др.

Мнимая покупка (наблюдение) является методом изучения потребителя посредством наблюдения за ним (например, в торговом зале). Мнимым покупателем можете быть вы: под видом обычного покупателя наблюдать за поведением потребителя.

Опросы и интервью позволяют собрать информацию об особенностях восприятия целевой аудитории, ее мнениях, например, об удобстве использования какого-либо объекта.

Отдельно хочется обратить внимание на метод фокус-группы, который предполагает проведение дискуссии, во время которой 7-10 респондентов, подобранных по определенным признакам, обсуждают определенную проблему. Данный метод позволяет выявить психологические установки, особенности восприятия, потребности.

Теоретические методы – это методы для логического исследования фактов, суждений, умозаключений и теоретических обобщения. К таким методам относятся:

– метод классификации, метод сравнений, системный и типологический методы, которые используются для анализа объектов графического дизайна (аналогов), для анализа своих эскизных поисков на начальном этапе разработки графического решения;

– метод стилистического анализа: используется для определения визуальных особенностей анализируемых объектов;

метод синтеза и обобщений: используется при сопоставлении и интеграции принципов, идей и результатов отечественных и зарубежных исследований в области теории и практики дизайна;

метод индукции: если теоретико-аналитическая часть строилась на базе конкретного визуального материала; метод дедукции: если сначала изучалась теория вопроса, а потом она рассматривалась в применении к конкретным случаям.

исторический метод: если необходимо обращение к историческому контексту, установление некой хронологии или этапов.

Использование различных методов обусловлено необходимостью решения различных задач при разработке темы. Рекомендации по использованию того или другого метода являются примерными и не ограничивают возможность их применения при решении других задач.

 

2.6. Следующим этапом при написании введения определяется практическая значимость. Курсовая работа носит конкретно-практический характер, здесь вы представите результаты, которые будут вами достигнуты. Речь не ограничивается указанием того, какие дизайн-разработки были выполнены, краткой их характеристикой. Вам необходимо также указать, что обеспечит внедрение данных разработок, на «что» и «как» они повлияют. Значение ваших разработок можно описать через подобные фразы: позволят привлечь внимание.., повысить…, сделать запоминаемым…; сократить.. и т.д.

 

2.7. При описании структуры дается краткое представление пояснительной записки, и описан состав практической части. Для более ясного понимания обратимся к упрощенной схеме данной части введения.

«Курсовая работа представлена теоретической и практической частями. Теоретическая часть, пояснительная записка, содержит введение, где раскрывается актуальность выбранной темы, объект, предмет исследования, цель и задачи, методы исследования и практическая значимость. В первой главе рассматриваются….. Вторая глава посвящена……. Заключение содержит основные выводы исследования. Библиографический список представлен … наименованиями. Практическая часть курсовой работы представлена оригинал-макетом периодического издания».

 

1.3. Концептуальная стадия

 

1. Что предполагает «сбор материала»

2. Что представляет собой исследовательская база,

или «Какие бывают источники»

3. Как организовать подбор источников?

4. Когда нужны цитаты, ссылки,

или «Всегда есть способ обосновать»

5. Как провести анализ и систематизацию информации,

или «Нюансы предпроектного анализа»

6. Разработка и описание дизайн-концепции

 

1. Работа с информацией сопровождает весь ход выполнения курсовой работы.

Если вы разрабатываете концепцию периодического издания, то собранные издания, статьи по его разработке представляют малую часть собранной информации. При этом, если данные издания раскрывают особенности верстки, то эта информация представляет интерес для стадии моделирования, непосредственной разработки дизайна. Для концептуальной стадии такого рода литература имеет косвенное отношение.

Таблица 7 (фрагмент табл. 1).

megaobuchalka.ru

4.2.2. Объект и предмет исследования

Объект и предмет исследования являются одними из основных категорий, отражающими методологию процесса научного познания.

Объект исследования– процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения [9, с. 14].

Предмет исследования– все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения(там же). Предмет исследования рассматривается как сторона объекта, который непосредственно вычленяется в нем сквозь призму проблемы [8, с. 26].

Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. Предмет вычленяется из объекта как его часть, которая становится наиболее важной в процессе исследования.

Очень важно обратить внимание на соответствие темы, объекта, предмета и цели исследования. Именно предмет исследования определяет тему и цель курсовой и дипломной работы.

В качестве предмета психологического исследования могут выступать: психические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения, деятельности и общения, пространственные, временные и интенсивностные характеристики явления и т.д. [11, с. 11].

Примеры формулировок объекта и предмета психологического исследования:

Пример 1:

Объект исследования – личность старшеклассника

Предмет исследования – самоотношение как фактор копинг-стратегий личности в ситуации профессионального самоопределения

Пример 2:

Объект исследования – организация

Предмет исследования – корпоративная культура как фактор мотивации труда сотрудников организации.

Пример3:

Объект исследования – межличностные отношения в подростковой группе

Предмет исследования – самооценка и тревожность как факторы социометрического статуса подростка в группе.

4.2.3. Цель, задачи и гипотезы исследования

Цель психологического исследования– желаемый конечный результат, благодаря достижению которого разрешается научная проблема, имеющая теоретико-познавательный или прикладной характер.

Обычно в рамках курсовых и дипломных работ формулируются следующие виды целей [11]:

  1. Выявление взаимосвязи или взаимовляиния психических явлений.

Важно обратить внимание, что при постановке подобной цели недостаточно установления только факта наличия взаимосвязи. Необходимо конкретизировать данную цель в задачах: определение ее тесноты, направленности устойчивости; выявление целостной структуры взаимосвязей и места той связи, которая находится в центре внимания исследователя.

Пример 1: Выявить взаимосвязь мотивации труда сотрудников с типом корпоративной культуры организации.

Пример 2: Изучить влияние имиджа руководителя на групповую сплоченность и социально-психологический климат в организации.

  1. Создание классификации, типологии

Разработка классификации предполагает, прежде всего, определение критериев (оснований) классификации, которые формулируются на основании анализа психологической литературы. Выделенные типы (группы) должны отражать существование значимых различий в проявлении изучаемого явления.

Пример 1: Определить типы представлений об успешном и удачливом человеке.

Пример 2: Построить типологию сотрудников в зависимости от уровня приверженности организации.

  1. Определение характеристик явления

Основанием для постановки такой цели могут быть: 1) обнаруженная исследователем или отмеченная в литературе неполнота описания психического явления, изучение которого достаточно актуально в данный момент; 2) противоречия между эмпирическими данными разных авторов.

Пример: Изучить социальные представления об успешном и удачливом человеке.

  1. Открытие новой (другой) природы явления

Исследователь очерчивает класс явлений, которые будут предметом его рассмотрения, отмечает противоречивость, недостаточность объяснения их сущности, вводит новые термины, понятия, связанные с изучаемым явлением.

Пример: Определить личностные детерминанты копинг-поведения в ситуации потери работы.

  1. Изучение динамики явления

Чаще всего в психологических исследованиях студентов изучается возрастная динамика определенного явления. Важно помнить, что данного рода исследования сочетают в себе использование двух типов организационных методов: 1) метода «поперечных срезов», позволяющего изучить возрастные особенности определенного явления; 2) метода «продольных срезов» (лонгитюда), направленного на изучение динамики явления в ходе развития личности.

Пример: Изучить динамику ответственности в младшем школьном возрасте

Кроме выше перечисленных в качестве целей психологического исследования более высокого уровня (исследования в кандидатской диссертации) могут быть выбраны:

  • Описание нового феномена, эффекта.

  • Выделение общих закономерностей функционирования явления.

  • Адаптация психодиагностической методики.

  • Создание психодиагностической методики.

studfiles.net

Объект исследования – это… Определение, примеры :: BusinessMan.ru

Приступая к началу какой-либо научной деятельности, первое, что необходимо сделать, – определить предмет и объект исследования. Эти понятия тесно связаны между собой, так как они объединяют непосредственно деятельность и условия, которые для нее созданы или ей сопутствуют. Обычно объект исследования – это небольшие или крупные социальные единицы, а в точности – отношения между участниками процесса изучения. Таким образом, объект исследования представляет собой единство объективного и субъективного.

Важность определения объекта исследования

Ни одна научная работа не имеет права претендовать на звание основательной и законченной, если ее не начали, решив выявить объект и предмет исследования. Этому моменту в исследовательском процессе следует придавать особое значение. Ведь вычленение из всех имеющихся задач единственно верной, нужной и актуальной для работы – есть первый шаг к проделыванию ответственного, обоснованного научного труда.

Характеристики и структура

Все объекты, подвергающиеся процессу исследования, обладают некоторыми характеристиками, как то: месторасположение, демографическо-социальный состав, численность, подразделения, в зависимости от различных факторов (цвет кожи, национальность, гендерный признак).

Каждый объект исследования – это отличная от подобных единица, которая обладает определенным индивидуальным характером взаимодействия с иными социальными группами и единичными объектами, окружающей средой и ее отдельными факторами. Важной чертой являются территориальные характеристики, которые определяются заранее до начала научного процесса.

Не менее важно перед стартом научной работы определить длительность, срок проведения научной работы, цель исследования, объект исследования и предмет.

Недопустимость смешения объекта и предмета исследования

Объект исследования – это тот фактор, выделение которого имеет огромное значение. В первую очередь необходимо уметь верно отличать от него предмет, ведь он является всего лишь составной частью первого. Нужно ответственно относиться к определению той объективной сферы, которая вызывает интерес исследователя, так же как и вычленять ту область, относительно которой ученый планирует получить новые сведения. Путаница в понимании того, что такое объект и предмет исследования способна привести к недостоверности глобальных выводов и подмене результатов исследования предположениями по поводу истин, которые установлены уже давно и не подлежат оспариванию.

Неверным будет определить объект научного исследования как широкую исследовательскую область, а предмет – узкую. Также часто исследователи совершают большую ошибку, считая объектом тех, кто принимает участие в процессе. Это не так. Нужно понять, что конкретно изучается и каким образом раскрываются функции и аспекты изучаемого.

Типичные ошибки в определении объекта исследования. Примеры из области педагогических исследований

Объектом социального научного изыскания в области педагогики наиболее часто выступает воспитательная образовательная деятельность, взаимоотношения между участниками процесса (коллективом и личностью, самообразованием и обучением, самовоспитанием и воспитанием), управление или организация учебно-познавательной деятельностью подростков, учреждением или процессами, происходящими в нем.

Предметом исследования, в отличие от объекта, можно определить цели воспитания и образования, прогнозирование, формы, содержание и методы проведения и организации педагогического процесса в целом. К нему же относят характеристику деятельности учеников и их педагогов, пути совершенствования процессов обучения и воспитания, характер и свойства требований и воздействий педагогов по отношению к своим воспитанникам.

Изучение объекта исследования во время педагогических изысканий происходит путем разбора разнообразных видов конфликтов и ситуаций, отношений между воспитанниками и их взаимодействия в коллективе (коллектив и личность, ученик и его родители, ученик и педагог, семья и школа, школа и ее руководство, общественность и ученики). Важными элементами предмета исследования принято считать процесс самообучения (ребенка и педагога), самопознание, самовоспитание, восприимчивость к советам и стороннему воздействию, воспитание жизненного опыта и его влияние на поступки и поведение.

Целесообразно при старте научно-исследовательского процесса выбрать какой-то один конкретный аспект для изучения, он и будет основным предметом исследования. Остальные объекты и методы будут лишь вспомогательными.

Предмет исследования как естественная неотрывная часть объекта

Предметом исследования являются различные стороны (отношения и свойства) объекта, которые связывают его с изучаемой актуальной проблемой либо определенной ситуацией. Именно на них обычно фокусируется главная задача ученого, проводящего то или иное социологическое исследование. Обычно в суть понятия предмета исследования включены только элементы, отношения и связи объекта, подлежащие исследованию в данном определенном научном труде. Определить предмет исследования – значит установить границы поиска, предположить наиболее существенные в области поставленной задачи связи и проблемы, допустить временные рамки возможного вычленения каждого и собрание всех элементов исследования в единое целое, в систему. Именно в предмете исследования обычно выражены все области и направления, выбранные для изучения, важнейшие цели и задачи, а также возможности предполагаемого их решения, которое предполагало бы соответствующие средства и методы.

Методы исследования

В науке объект исследования – это основное поле деятельности исследовательского процесса. Но в каждом отдельно взятом научном направлении можно выделить ряд объектов для исследования, каждый из которых представляет собой самостоятельную отдельную область, а вместе они являются логически связанным существом и целью исследовательского научного процесса в конкретном научном направлении.

Обычно, избирая такие объекты и методы исследования, решаются на изучение чего-то непознанного, неизученного ранее, либо части некоторого аспекта, который ранее наукой исследован не был. Предварительно перед фактом выделения вычленяются все неизвестные ранее явления в определенной области познания. Этот способ применяется в качестве научного метода при условии, что выделение индивидуального из общего возможно априори.

Значимость логических заключений

Выше описанное деление, производимое, согласно выбранным сферам нескольких наук сразу либо одной определенной научной дисциплины, производится с помощью логических рассуждений и применяется к сфере действия законов, на основании которых существует и функционирует определенная научная дисциплина или ряд научных дисциплин. Выясняется это опытным путем и значительно облегчает процесс изучения, помогая справляться с возникающими во время исследования трудностями.

Метод наблюдения и формирование гипотез

Значение первостепенной важности в вычленении объекта исследования имеет процесс наблюдения, при условии, что он возможен. Следующим важнейшим способом изучения объекта чаще всего называют эксперимент. Произвести связь между наблюдаемыми, ранее известными и вновь выясненными данными, помогает создание особых правил, научной логики и наличие уже известных данных. На основании сделанных после этого выводов, ученые делают предположения или гипотезы, которые, в свою очередь, по сути своей, представляют предсказательный метод исследования.

Нередко в процессе научного исследования, кроме выше перечисленных методов, применяют также дедуктику. Она является ретроспективным и наибольшую популярность имеет в точных науках, таких как математика, криминалистика.

Мировая научная деятельность с момента своего рождения прошла длинный путь, но до сих пор самым верным способом построить корректную научную теорию считается научный метод.

С точки зрения философии, объектом исследования является…

Философия позволяет провести анализ объекта и предмета исследования, с точки зрения общего и единичного. Как известно, любой процесс, вещь или явление имеют целый ряд свойств, характеристик и особенностей, которые присущи только им. Рассмотрим деревья в качестве примера. Береза, тополь, дуб и сосна имеют свои индивидуальные особенные качества. Это и есть частное или единичное. Как каждое частное является представителем чего-то общего, так и перечисленные выше элементы имеют такие общие характеристики, которые позволяют назвать их не иначе, как «деревья».


Получается, что все, существующее во вселенной, кроме индивидуальных характеристик, обладает характеристиками, свойственными другим процессам, предметам или явлениям. И это способствует выделению определенных групп и общих качеств их компонентов.

Функциональный аспект исследования

Произвести дополнение постигнутого в процессе исследования поможет рассмотрение особенностей реализации объектов во время познавательной деятельности. В данном случае предмет и объект способствуют решению разных задач. Объект занимается фиксацией самого факта наличия процесса или явления, которые подлежат изучению. Он обозначает законы развития, свойства и взаимосвязи функционирования того, что изучается. Предмет же уточняет рамки, ограничивающие область познания объекта. Он направлен на отражение существенных сторон, рассматриваемых с различных точек зрения. Многогранное, детальное отражение всех объективных аспектов знания способствует формированию глубины содержания научного исследования. Предмет фиксирует все законы, свойства и связи, присутствующие в научном знании и сформированные ранее в качестве логических образований.

Примеры объекта и предмета исследования в социологии

В программе каждого социологического исследования, как обязательный компонент, содержатся объекты социального исследования. Обычно они представляют собой некую структуру, состоящую из ряда упорядоченных взаимосвязанных элементов. Например, общество является объектом изучения множества наук: истории, философии, политологии и психологии, то есть его изучают с различных сторон и конкретизируют при помощи предмета исследования, где предметом являются связи, свойства, отношения, которые носят социальный характер. Так, при условии, что цель изучения – выявление причин невысокой успеваемости школьников, определение объекта исследования будет следующим: это социальная группа, часть общества, состоящая из детей школьного возраста.

А предметом научной деятельности в данном случае будут причины, взаимосвязи и характер отношений школьников друг с другом и окружающим миром.

businessman.ru

Как определить объект и предмет исследования примеры?

Опыт занятий с начинающими исследователями – студентами показывает, что различение объекта и предмета научного исследования — едва ли не самое трудное, с чем они сталкиваются в попытке упорядочить свои представления о направлении и структуре работы. Выделение предмета дает возможность автору сосредоточиться на главных для него характеристиках, свойствах объекта и фактах, связанных с этим главным.

По мнению Е.П. Тавокина, формулировка проблемы предопределяет выбор объекта исследования, в качестве которого может быть всё то, что явно или неявно содержит проблемное противоречие и порождает проблемную ситуацию.

Необходимо помнить, что под объектомисследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, живые организмы, социальные общности или отдельный человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали и существуют вне зависимости от того, знаем мы что-либо об их существовании или нет.

Им может быть определенный процесс, область существующей действительности или какое-либо отношение, содержащее в себе противоречие. Другими словами, объектом может быть все то, что явно или неявно содержит в себе противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект — это то, на что направлен процесс познания.

Действительность бесконечно многообразна. Студент должен получить некоторые конечные результаты в ее исследовании. Если он не выделит в том объекте, на который направлено его внимание, главный ключевой пункт, аспект или взаимосвязь, он может «расплыться мыслью по древу», пойти сразу во всех направлениях, что, понятно, ни к чему хорошему привести не может. Поэтому необходимо различать, с одной стороны, весь круг явлений, на которые направлено внимание исследователя, т.е. объект, а с другой — то, относительно чего он обязуется получить новое знание, — предмет его научной работы.

Далее выделяется предмет исследования, то есть конкретная трансформация формулировки проблемы, содержащая наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения её аспекты для данного объекта. (Например, проблема: противоречие между равными правами на трудоустройство и неравенством возможностей их реализации в различных социальных группах. Предмет: соотношение между планами на трудоустройство и реальными масштабами их реализации).

Иными словами, предмет исследования— часть, сторона объекта. Это те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.

Предмет исследования существует всегда только в сознании исследователя, т.е.

полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние других, не выделенных нами сторон. По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения. Например, каменное здание как объект существующей независимо от нас реальности может заинтересовать экономиста с точки зрения затрат на строительство, архитектора — с точки зрения архитектурного стиля и удачного включения в окружающий ландшафт, строителя фундамента — с точки зрения посадки здания в грунт и прочности основания, журналиста – с точки зрения проблем, существующих в доме или связанных со строительством, человека, проживающего в здании, — с точки зрения удобства внутренних помещений. Каждый может заинтересоваться и другими сторонами объекта, но только исходя из факта их влияния на интересующий его предмет.

Точное определение предмета избавляет исследователя от заведомо безнадежных попыток «объять необъятное», сказать «все», притом новое, об эмпирическом объекте, имеющем в принципе неограниченное число элементов, свойств и отношений.

Определяя предмет, мы одновременно открываем возможность прийти к конечному (для данного этапа) результату.

Таким образом, в самом объекте не содержится никакого предмета исследования. Предмет исследования может быть выделен как особое содержание посредством практических и познавательных действий с объектом. Выделение предмета исследования путем абстрагирования от других свойств объекта представляет собой необходимый этап в процессе научного познания окружающего нас мира. Целостное изучение объекта исследования не дает возможности охватить все его свойства и особенности. Рано или поздно появляется объективная необходимость сосредоточиться на изучении лишь отдельных его сторон (Е.П. Тавокин).

Предметнаучной работы — это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения иссле­дователя) признаки объекта, конкретная часть объекта. Он (предмет) определяет то, что находится в границах объекта и обусловливает содержание предстоящего исследова­ния. Один и тот же объект может быть предметом разных исследований или даже целых научных направлений. Предмет дипломной работы чаще всего либо совпадает с ее темой, либо они очень близки по звучанию.

Мастерство в определении предмета традиционно связывается с тем, насколько исследователь приблизился при его идеальном конструировании, во-первых, к сфере наиболее актуальных динамических состояний объекта (возможность объяснить происхождение и развитие, генезис, проявляющиеся внешне противоречия явления), и, во-вторых, к области существенных связей и элементов, изменение которых оказывает влияние на всю систему организации объекта.

Соотношение объекта и предмета можно кратко охарактеризовать так: объект (и это вполне естественно) объективен, а предмет субъективен.

Наконец, самым кратким и точным, хотя и требующим некоторых специальных знаний, определением будет такое: предмет — это модель объекта.

Иногда требование выделять объект и предмет исследования считают формальным. Это неверно. В действительности оно по-настоящему содержательно, поскольку помогает исследователю еще в начале работы определить прямую дорогу к поставленной цели, сосредоточить внимание на главном направлении. Предмет, если воспользоваться метафорой, помогающей понять суть проблемы, можно сравнить с магнитом, поднесенным к груде железных опилок. Появляется структура, беспорядочное нагромождение отдельных частиц поляризуется, приобретает определенные очертания. В исследовании становится возможным отделить главное от второстепенного, заданное от данного. Уже имеющееся «старое» (данное) знание выступает как средство получения новых нетривиальных результатов (заданного) — новых теоретических положений, закономерностей, принципов, более конкретных норм профессиональной деятельности и т.п.

Определение предмета полезно еще в одном отношении. Оно снимает претензии к полноте завершенного исследования, если работа выполнена в соответствии с заявленным предметом, т.е. если та сторона объекта, которую «взял» для изучения исследователь, рассмотрена им так, как обозначено в формулировке предмета, цели и задачи.

Можно и предмет обозначить формально, не подумав как следует. Это характеризует не категорию саму по себе, а ее небрежное использование.

Как показывает практика, различение категорий объекта и предмета дается с трудом. Наиболее распространенным недоразумением, фактически ликвидирующим различение двух рассматриваемых здесь характеристик, является представление о предмете как обозначении некоторого участка или объекта, избираемого для изучения: «объект шире, а предмет более узок». Но дело вовсе не сводится к размерам того или другого. Предмет — не кусок, отрезанный от объекта, а способ или аспект его рассмотрения. Объект рассматривается весь, целостно, в определенном ракурсе. Эта мысль хорошо выражена в определении категории предмета. Нужно ещё раз подчеркнуть, что требование различать и чётко формулировать объект и предмет исследования — не пустая формальность. Характер и способ определения этих методологических характеристик служит показателем степени углубления исследователя в сущность объекта и продвижения в самом исследовательском процессе. В этих определениях находит отражение уровень всего исследования на данной стадии. Не всегда удается сразу найти нужные слова. Это не значит, что первоначальное определение было ошибочным. Просто произошел переход на следующую стадию познания изучаемого участка действительности, и это должно найти отражение в новых, уточнённых представлениях исследователя о его работе.

Таким образом,объект научной работы — эта та часть практики или научного зна­ния, с которой исследователь имеет дело, другими словами — это та крупная, относительно самостоятельная часть объектной области, в которой находится предмет исследования. Он представляет собою процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, которая будет исследо­ваться.

Существует два принципиальных подхода в определении места рас­крытия объекта и предмета научной работы в последовательности раскры­тия научного аппарата:

а) после определения проблемы исследования. Цель показывает уро­вень, направленность, глубину решения проблемы. Полностью решить ту или иную, особенно гуманитарную, проблему далеко не всегда под силу студенту с учетом его возможностей и времени, отпускаемого на исследование;

б) после определения цели. В этом случае цель диктует границы иссле­дования и его содержание.

Каж­дый из указанных подходов справедлив в зависимости от проблемы и цели исследования. В одних случаях, когда из проблемы необходимо выделить границы возможно­го исследования и его объем (содержание), после определения объекта и предмета следует цель. В других, когда из проблемы полностью выделяется цель, она, в свою очередь, позволяет определить границы и содержание ис­следования.

Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 10194 | Нарушение авторского права страницы

fibradecor.ru

Объект и предмет исследования: примеры и определение понятий

Образование 30 ноября 2016

При написании курсовой, дипломной или другой научной работы студент обязательно пишет вступление. При его разработке автор должен подробно описать такие обязательные элементы структуры, как актуальность представленной темы, цели и задачи, а также объект, предмет исследования.

У многих студентов, особенно на первом и втором курсе, возникают трудности с определением этих понятий. Без них структурировать свои знания, как и написать качественную работу, не получится. Позволят понять, что собой представляют объект и предмет исследования, примеры и определение этих элементов любого научного труда.

Общее определение

В словарях существует четкое определение того, что такое объект и предмет исследования. Примеры научных работ первокурсников доказывают, что сухих строк, представленных в официальных справочниках, недостаточно, чтобы внести ясность в понимание этих структурных элементов. Однако следует начать именно с определений. Это позволит совместить свои знания с конкретными примерами и вникнуть в суть вещей.

Объектом исследования принято называть явление, процесс, которые порождают проблематику, затронутую в конкретно взятой работе. Это та часть научных знаний, с которой необходимо работать автору.

Предметом же в научной работе называется конкретно взятая составляющая выбранного объекта исследования. Это определенный вопрос, который затрагивается при рассмотрении затронутой проблематики. Это более узкое значение. Чаще всего при постановке темы работы предмет изучения участвует в ее формулировке.

Взаимодействие категорий

Как частная и общая категория соотносятся между собой объект и предмет научного исследования. Примеры этих элементов, взятые из работ студентов, говорят об их структурности. В объекте исследователи выделяют ту часть, которая впоследствии станет предметом исследования. Т. е. это та точка зрения, с которой будет рассмотрена проблематика представленной темы.

Например, если при раскрытии информации объектом было выбрано внедрение проекта, то его предметом могут быть ключевые моменты, ведущие к успеху представленного предприятия.

Следует помнить, те категории, которые являются объектом при раскрытии одной темы, могут оказаться предметом в изучении другой проблематики. Все зависит от точки зрения и подхода к изучению информации.

Видео по теме

Объект

В процессе написания темы автор должен четко указать объект, предмет, цель исследования. Примеры позволяют понять, что относится к каждой категории. Объект обычно подразумевает некоторую часть нематериального или материального мира, который нас окружает. Эта реальность существует независимо от того, что мы о ней знаем.

К объектам исследования относятся социальные общности, физические тела или определенные процессы. Это все то, что может явно или скрыто содержать в себе противоречия, порождая определенную проблематику. На этот объект направлена познавательная деятельность исследователя.

При проведении научной работы необходимо в итоге получить определенный результат, сделать вывод. Составных частей объекта может быть довольно много. Чтобы сконцентрировать силы в едином направлении, необходимо четко понимать границы, которые определяют эту совокупность. Круг явлений, которые включает в себя объект, необходимо четко понимать при проведении своей работы.

Предмет

Цель, задачи, объект, предмет исследования, примеры которых встречаются в различных работах, должны быть четкими, конкретно указанными. Чтобы сложить представление об объекте, выбирается определенный подход, аспект, в рамках которого будет действовать автор.

Чтобы получить определенные новые знания, необходимо выделить ключевой момент в том поле деятельности, в котором происходит исследование. Проблема, затронутая в конкретно обозначенной теме, должна трансформироваться в конкретную формулировку одной из сторон объекта.

Предмет научной работы существует только в сознании автора. Он полностью зависит от знания исследователя. Выделить одну или несколько сторон объекта можно чисто абстрактно. Причем остальные процессы, характеризующие существование объекта, при этом можно учитывать или не принимать во внимание.

Образный пример

У студентов даже после прочтения определений может возникать вопрос о том, как определить объект и предмет исследования. Примеры, представленные образно, могут способствовать осознанию представленных категорий.

Допустим, исследователь – это студент. Он учится, гуляет, обитает в общежитии, каждый день питается в столовой. Это образная модель его сегодняшней жизни. Все, что сейчас происходит со студентом – это объект исследования.

Со временем в его жизни могут произойти перемены. Допустим, студент переехал в другой город. Там также есть университет, который он посещает, другое жилье и общение. Но, тем не менее, он ведет такую же жизнь, как и раньше. Объект исследования не изменился, а только подстроился под сегодняшние реалии.

Предметом в представленном примере могут быть передвижения студента на транспорте, его питание в кафе или посещение лекций. Это одна составляющая его жизни.

Выбор категорий экономической темы

Чтобы перенести представленный пример в плоскость написания научной работы, необходимо рассмотреть на конкретной теме объект и предмет исследования. Примеры по экономике будут одним из лучших способов усвоить новые знания.

Например, студент получил тему «Система управления валютными ресурсами государства». При этом выбор объекта и предмета не имеет четко установленных границ. Поэтому каждый исследователь имеет право выбора при постановке представленных категорий. Преподаватель может советовать, с какой стороны лучше рассмотреть представленную тему, но студент обязательно сам решает, с какой точки зрения исследовать проблематику.

В качестве объекта представленной темы могут служить, например, отношения финансового характера в государстве. Это нечто масштабное. Но постановка темы все же обозначит границы проведения будущих изысканий.

Любая часть найденного объекта может стать предметом исследования. Например, это может быть роль Центрального банка в осуществлении финансовых отношений между субъектами.

Еще несколько примеров

Практически для любой темы несложно будет выбрать объект и предмет исследования. Примеры по праву также довольно информативны. Тема может быть «Семья и брак». Объектом исследования в этом случае могут выступать права и обязанности членов семейных отношений. Предмет исследования – права и обязанности детей.

Если, например, дана тема по информатике «Особенности и принципы работы электронной почты», то объектом будет выступать электронная почта, а предметом – основные принципы ее функционирования.

Ошибки

Руководителями научных исследовательских работ выделяются основные ошибки, которые допускают студенты. Причем типовые несоответствия могут быть, когда автор определяет объект и предмет исследования. Примеры ошибок помогут не допустить их в своей работе.

При обозначении объекта исследования, согласно мнению преподавателей различных учебных и научных учреждений, возможны некоторые отклонения. Типовыми ошибками названы несоответствие категории теме, а также слишком узкие границы. Это не позволяет провести полноценное исследование.

При определении предмета исследования авторы также допускают типовые ошибки. Среди наиболее встречаемых названо несоответствие его выбранному объекту. Иногда предмет выходит за его границы. Также ошибкой может быть определение слишком широких границ исследования. Для полного охвата таких изысканий требуется целая научная группа.

Изучив объект и предмет исследования, примеры обозначения которых были подробно рассмотрены, каждый автор сможет правильно определить эти категории. Это дает возможность структурировать знания студента. При прочтении его работы гораздо проще понять, о чем идет речь.

Источник: fb.ru

monateka.com

Оставить комментарий