Примеры эссе по литературе 11 класс – Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по литературе (11 класс) на тему: Примеры сочинений по литературе для подготовки к вступительному экзамену | скачать бесплатно

Содержание

Пример итогового сочинения-2018 по литературе в 11 классе: «Можно ли простить измену»?

Сентябрь 11th, 2017 risusan7
Друзья, знакомясь с примерами сочинений, помните, что их автор — это человек, которому тоже свойственно ошибаться. Не списывайте эти работы, так как получите «незачёт» из-за невыполнения требования № 2:
«Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).»

Трудно встретить человека, который не знает, что такое измена. Её описывают в художественных произведениях,  отражают в документальных фильмах и, увы, измена встречается в реальной жизни. Она имеет множество форм: измена любимому человеку, себе, другу, долгу… Но какое бы обличье она не приняла, возникает вопрос: как относиться к тому, кто нарушил верность? Можно ли простить измену или нет?

Мне кажется, что однозначный ответ дать нельзя. Всё зависит от мотива и последствий содеянного. Рассмотрим, к примеру, измену в рассказе А.П. Платонова «Возвращение». Алексей Иванов, возвращающийся с войны, не готов после тягот фронтовой жизни вновь стать мужем и отцом. Встретив девушку Машу, он остаётся на два дня в её городе. Когда же мужчина приезжает к жене и детям, он узнаёт, что супруга в его отсутствие была близка с другим. Главный герой собирается уехать к Маше, начать новую жизнь, но увидев бегущих за поездом своих ребятишек, одумывается. Почему он смог простить измену жены? Иванов осознал свой долг перед Любовью Васильевной и детьми. Скорее всего, Алексей вспомнил слова жены о том, что у неё в момент слабости умирала душа, умирала от непосильного труда и ответственности за их детей.

Вспомним другой пример измены. В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»  солдат Крыжнёв собирается выдать фашистам взводного командира. Предатель, чтобы сохранить свою жизнь, хотел изменить своему воинскому долгу. Можно ли было простить эту измену? Нет, потому что это повлекло бы смерть сослуживца и, возможно, других людей. Андрей Соколов, главный герой произведения, убивает изменника, чтобы спасти товарища.

Измена — это всегда предательство, потому что в её основе всегда лежит обман, который оборачивается чьей-то душевной болью. Стоит ли прощать измену? Ответ на этот вопрос, на мой взгляд, вправе давать только те, кто от неё пострадал.

(275 слов)

[Направление «Верность и измена»: пример итогового сочинения]

Читайте другие примеры итогового сочинения по литературе в 11 классе здесь.

Материал подготовила Наталья Александровна Зубова, создатель online школы «САМАРУС».

 

 

 

 


Комментирование и размещение ссылок запрещено.

samarus-school.ru

Примеры итоговых сочинений по литературе 2016-17 учебный год

Сочинение на тему: Что может привести человека к бесчестному поступку Автор: «ЛвШ» Просмотров: 41281
Сочинение на тему: Все победы начинаются с победы над самим собой Автор: «ЛвШ» Просмотров: 36042
Сочинение на тему: Опыт учит только тех, кто на нём учится Автор: «ЛвШ» Просмотров: 21207
Сочинение на тему: «И друзей, и недругов нужно судить равной мерой». Согласны ли вы? Автор: «ЛвШ» Просмотров: 14017
Итоговое сочинение по литературе блока тем «Честь и бесчестие» (вариант 3)
Автор: «ЛвШ»
Просмотров: 21850
Итоговое сочинение по литературе блока тем «Разум и чувство» (вариант 3) Автор: «ЛвШ» Просмотров: 33401
Итоговое сочинение по литературе блока тем «Победа и поражение» (вариант 2) Автор: «ЛвШ» Просмотров: 76887
Итоговое сочинение по литературе блока тем «Опыт и ошибки» (вариант 2) Автор: «ЛвШ»
Просмотров: 72217
Итоговое сочинение по литературе на тему «Дружба и вражда» (вариант 2) Автор: «ЛвШ» Просмотров: 119401
Итоговое сочинение по литературе на тему «Честь и бесчестие» (вариант 2) Автор: «ЛвШ» Просмотров: 43603

litera.su

Как писать сочинение по литературе: образец, примеры :: SYL.ru

Написание сочинения одним школьникам дается легко, а для других представляет трудности. Однако подобную работу вполне можно написать на хорошую оценку. Тренировка в написании сочинений, соблюдение некоторых правил, широкий кругозор школьника – это залог получения высокого балла.

Соответствие нормам

Как писать сочинение по литературе, чтобы получить по нему хорошую оценку? Работа школьника всегда должна соответствовать заданным параметрам. Она должна раскрывать тему, а поэтому школьнику необходимо понимать, что именно нужно писать и каким образом. Уже более трех столетий не теряют своей актуальности знаменитые слова Буало: «Что ясно понято, то четко прозвучит». Полезно помнить об этих словах и сегодня, ведь одна из самых распространенных ошибок школьников в написании сочинений – это неумение систематизировать материал, которое напрямую связано с недостатком понимания темы. Еще одна проблема – это неумение связывать все сочинение с его ведущей мыслью. Серьезной помехой может послужить и незнание жанровых форм.

Сочинение-описание

Три основных формы сочинения, которые считаются классическими, – это повествование, описание и рассуждение. В сочинении-описании обычно сначала учащийся раскрывает общее впечатление о том или ином явлении, а затем описывает его основные признаки. Последовательность изложения этих фактов свободна. Она может определяться отношением школьника к данным характеристикам. Ключевым фактором для успешного написания такого сочинения является правильный выбор художественно-изобразительных инструментов.

Как писать сочинение по литературе, если преподаватель задал работу в данном жанре? Прежде всего, необходимо придерживаться основного плана:

  1. Сначала необходимо описать общее впечатление о каком-либо явлении.
  2. Затем дать характеристику отдельно взятым признакам или деталям.
  3. Описать собственное отношение к описанному.

Пример сочинения-описания

Основная причина, которая заставляет школьников (а нередко и их родителей) задуматься над вопросом, как писать сочинение по литературе, – ЕГЭ. Однако не нужно дожидаться старших классов, чтобы учиться творческой работе. Если школьник приложит достаточно усилий и уже начиная с младших и средних классов отточит умение писать сочинения, в будущем это сыграет ему на руку. Поэтому не стоит пренебрегать написанием обычных работ. Рассмотрим пример, позволяющий школьнику научиться составлять сочинения-описания.

“На морском берегу около деревни Северное погода меняется всегда внезапно. Точно так же произошло и в этот раз. Еще с утра светило яркое солнце, но уже к обеденному времени картина начала меняться.

Грозные тучи заволокли небо до самого горизонта. Вдалеке можно было увидеть, как танцуют яркие молнии, вспыхивая то с одной стороны, то с другой. Где-то далеко можно было увидеть стену дождя, которая словно соединяла воедино небесную твердь и море. Волны разбивались о берег, становились все сильнее, словно их с каждой секундой наполняло негодование. Поселок опустел. Резкие порывы ветра тревожно развевали листья деревьев, раскачивали плетеные изгороди. Близился сильный шторм”.

Где пригодится умение писать сочинения-описания?

Сочинение-описание является заданием не только для младших классов. Нередко учащимся средней и старшей школы необходимо описать особенности изображения природы в различных стихотворениях. Например, задание может звучать так: «Описание красот родной земли в поэзии Сергея Есенина». Тренировка позволит школьнику научиться писать сочинения быстрее, и он уже не будет задумываться о том, как писать сочинение по литературе. План – это основа, которой необходимо придерживаться в любом жанре. Что касается описания, здесь важно помнить о первом пункте. Оно непременно должно начинаться с подачи общего впечатления о явлении.

Как писать сочинение (ЕГЭ, литература): шаблон работы в жанре рассуждение

Чтобы написать хорошее сочинение подобного плана, школьник может придерживаться следующего шаблона:

  • Введение к работе. Оно может состоять буквально из 2-3 предложений. Цель введения – подвести читателя сочинения к описываемой в нем проблеме. Можно рассмотреть структуру работы на примере сочинения-рассуждения «Нужны ли человеку жизненные цели?». Введение к подобному эссе может быть таким: «Каждый человек с юных лет слышит о том, что в жизни должна быть цель. У того, кто не ставит перед собой высоких задач, существование постепенно становится скучным и однообразным».
  • Обозначение проблемы. Время, когда школьники уже достаточно серьезно задумываются о том, как писать сочинение по литературе, – 11 класс. Ведь впереди их ждут выпускные экзамены, от сдачи которых во многом будет зависеть дальнейшая судьба учащегося. В этом возрасте школьники – это уже вполне взрослые юноши и девушки, и они смогут правильно сформулировать проблему в сочинении. Постановка проблемы также должна составлять от 2 до 4 предложений. Задача данной части – сформулировать ту проблему, к которой у школьника есть аргументы. Например: «Однако в последнее время все больше людей отказываются от постановки профессиональных и личных целей в пользу размеренного существования. Врачи и психологи уже давно бьют тревогу по поводу повышения количества нервных расстройств и различных телесных болезней среди тех, кого в обществе принято называть «успешными людьми», достигающими целей. Все большую популярность приобретает направление так называемых дауншифтеров – тех, кто отказался от блистательной карьеры ради земных радостей».
  • Собственный комментарий к описываемой проблеме. Объем данной части – от 4 до 7 предложений. «Люди неспроста выбирают для себя отказ от жизни, связанной с постоянным достижением целей. Ведь многие из этих целей являются не более чем иллюзией, ведь чем больше человек зарабатывает, тем больше ему хочется тратить. Помимо этого за статус и богатство нередко приходится платить слишком большую цену. Это стрессы, заболевания, недостаток свободного времени. Люди отказываются от бесконечной гонки за карьерой, даже несмотря на то что родные и близкие люди могут истолковать их решение превратно».
  • Позиция школьника. Учащийся может выразить свое согласие либо несогласие с описываемой проблемой. Ему необходимо сформулировать свой тезис, который необходимо доказать в следующем абзаце. Объем данной части должен быть небольшим и составлять 1-2 предложения. Например: «Однако я не могу согласиться с такой позицией. Ведь человек, который отказывается от сознательного стремления к увеличению благосостояния, подводит не только себя, но и свою семью».
  • Приведение аргументов. Это одна из наиболее объемных частей сочинения. Основной экзамен, заставляющий школьников задуматься над вопросом, как писать сочинение по литературе, – ЕГЭ. А для допуска к данному экзамену сочинение-рассуждение является обязательным. Поэтому над умением формулировать хорошие аргументы учащийся должен подумать заранее. Продолжим пример, описываемый в предыдущих пунктах шаблона. Как писать сочинение по литературе? Этот вопрос после детального рассмотрения алгоритма уже не будет таким болезненным для школьника. «Ведь человек, который не ставит перед собой серьезных целей, в конечном счете лишает финансовой стабильности и себя, и близких людей. Жизненные обстоятельства не являются данностью, которая устанавливается раз и навсегда. На поворотах судьбы человека могут ждать препятствия, трудности, опасности. И нередко от них невозможно избавиться, если не иметь хорошей материальной базы, которая в ряде случаев возможна для человека только при построении хорошей карьеры. Например, моя знакомая Марья Пантелеевна в возрасте 18 лет решила посвятить всю свою жизнь семье и воспитанию детей. Она сознательно отказалась от получения высшего образования и постановки карьерных целей, рассчитывая на поддержку своего супруга, Иннокентия Агафоновича. Но ее надежды не оправдались – Иннокентий Агафонович повстречал на склоне лет юную доярку Прасковью и оставил Марью Пантелеевну на одних алиментах с четырьмя детьми. Теперь моя знакомая очень жалеет, что в молодости не стала уделять внимание вопросам целеполагания. В этом отношении я могу согласиться с цитатой Э.М. Ремарка: Настоящий идеалист стремится к деньгам. Деньги – это свобода. А свобода – жизнь».
  • Заключение. Так как писать сочинение по литературе без хорошего заключения – сомнительная затея, школьнику важно подумать и о емкой концовке. В данной части школьник обобщает основные идеи своей работы. Он делает выводы, подводит итоги. Можно также призвать читателя к размышлениям на проблемную тематику. «Таким образом, без правильно поставленных целей человеческая жизнь становится не только более скучной и однообразной, но и подвергается опасности. Тот же, кто ставит перед собой достойные задачи, обеспечивает себе возможность для личностного роста, а также может противостоять жизненным проблемам и неурядицам».

Многие школьники ломают головы над тем, как писать сочинение по литературе. Шаблон позволит упростить это задание, сэкономить время и силы.

Сочинение-рассуждение. Подбор аргументов

Одним из наиболее частых заданий является сочинение-рассуждение. И важнейшей частью в его подготовке является подбор правильных тезисов. Аргументы представляют собой доказательства в пользу тезиса, доводы и объяснения автора сочинения. Так как писать итоговое сочинение по литературе в жанре рассуждения без хорошо подготовленных аргументов вряд ли получится, то к этому вопросу необходимо подойти с особой щепетильностью. Есть несколько типов аргументов:

  • Логические. Их еще называют рациональными доводами. С помощь данного вида аргументов отражается логика человеческого разума. Логические доводы – это факты, теории, гипотетические предположения, статистические данные, различные свидетельства очевидцев и т.д.
  • Иллюстрации. Без различных примеров из жизни или книг вряд ли будет полноценным сочинение по литературе. Как писать? Образец и шаблон позволяют школьнику упростить задание, но иллюстрации ему необходимо подобрать самостоятельно, проявив креативность. Данный тип аргументов – это примеры из личной жизни школьника или же из жизни его друзей. Полезно также дополнить сочинение яркими примерами из литературы. Можно также описать случай, который мог бы иметь место при стечении конкретных обстоятельств.
  • Авторитетные мнения. Это могут быть высказывания великих людей, выдающихся деятелей науки, искусства, политики, воспринимаемые в обществе как аксиомы. Можно приводить пословицы и поговорки, ведь в них также отражается глубокая мудрость народа.

Аргументы за и против

Для учащегося, который умеет аргументировать свою точку зрения, вопрос о том, как научиться писать сочинения по литературе, уже не будет столь острым. Школьник может спокойно использовать аргументы обоих видов – как за, так и против. Ведь доказательства могут как подтверждать какой-либо тезис, так и опровергать его. Здесь учащемуся необходимо уметь проявлять сдержанность и корректность. Развитое чувство такта позволит критиковать тезисы других авторов, с которыми школьник может не согласиться.

Пример аргумента

Например, учащемуся нужны аргументы к тезису «Орфография является важным аспектом в письменном общении». Если учащийся согласен с данным утверждением, он может привести доказательства за. То, как писать сочинение по литературе и подбирать к нему правильные аргументы, лучше всего рассмотреть на примерах. Можно подбирать тезисы исторического плана. Например: «Как-то раз, в военное время, на стене дома в полуразрушенном городе кто-то написал указатель «Оптека» и этим ввел в заблуждение своих бойцов. Ведь если за углом находилась аптека, то ради того, чтобы добыть лекарства раненым товарищам, можно было, рискуя жизнью, пробежать из одного конца улицы к другому. Но что если там находится оптика? Кому понадобятся очки и аксессуары в это опасное время?»

Данный пример может послужить аргументом в пользу необходимости соблюдать правила орфографии.

Сочинение-повествование

Еще одним классическим типом сочинения является повествование. В нем события излагаются одно за другим. В качестве самого краткого сочинения-повествования можно привести слова Цезаря: «Пришел, увидел, победил». Всего лишь три слова ярко и точно передают суть того, что произошло. Работа данного типа тесно связана со временем и пространством – ученику необходимо обозначить конкретное время и место действия, имена лиц, названия предметов.

Пример сочинения в жанре повествования

Как писать сочинение по литературе данного плана? Рассмотрим пример.

“Стоял тихий вечер в небольшом городке Ивановской области. В восемь вечера продавщица продуктового магазина Елена Павловна возвращалась домой. Когда она проходила мимо заброшенной гостиницы, ей почудился странный звук, похожий на скуление. Елена Павловна подошла к заросшей изгороди и увидела там двух небольших щенков. Видимо, кто-то решил избавиться от них и поэтому выбросил прямо около забора. Продавщица, недолго думая, достала из кармана тряпичную продуктовую сумку, завернула бедных щенят и понесла домой.

Однако уже через несколько месяцев оказалось, что щенки эти были вовсе не простыми дворнягами. Маленькие создания вымахали в двух огромных мастифов. Поэтому Елене Павловне пришлось подумать о смене работы, ведь прокормить этих двух друзей на свою зарплату она никак не могла. Продавщица поначалу очень расстроилась. Ведь выбросить щенков ей не позволяли внутренние убеждения. Но затем ей в голову пришла замечательная идея. Она решила открыть гостиницу для животных. Ее заведение стало настолько знаменитым, что Елена Павловна стала зарабатывать в несколько раз больше. Весь свой доход благородная женщина теперь тратит на то, чтобы обеспечить домашним животным комфортные условия обитания в то время, пока их хозяева находятся в отпуске”.

Заключение

С помощью образцов ученик сможет понять, как писать сочинение по литературе. Примеры позволяют быстрее разобраться, каким образом структурировать материал в работе того или иного жанра. Сочинение по литературе – это не такое сложное задание, как может показаться на первый взгляд. Если школьник хорошо знает тему, обладает грамотностью и богатым словарным запасом, такая задача не составит для него труда. Так как правильно писать сочинение по литературе – это не просто работать с заранее данным планом или шаблоном, но и уметь выражать собственное мнение по поводу конкретной проблемы, то во многом такая работа требует умения мыслить, выявлять проблемы, подбирать аргументы. Все эти навыки под силам развить любому школьнику.

www.syl.ru

Пример допускного сочинения 2018 по литературе в 11 классе: «Человек для общества или общество для человека»?

Сентябрь 15th, 2017 risusan7

Иллюстрация к комедии «Горе от ума» худ. Д.Н. Кардовский

Друзья, знакомясь с примерами сочинений, помните, что их автор — это человек, которому тоже свойственно ошибаться. Не списывайте эти работы, так как получите «незачёт» из-за невыполнения требования № 2:
«Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).»

Человек становится человеком только в обществе. Нельзя обрести мышление и речь, то есть то, что отличает нас от животных, не находясь в обществе себе подобных. Но и социум состоит из совокупности отдельных людей. Мыслящая личность время от времени задаётся вопросом, который звучит примерно так: «Человек для общества или общество для человека»?

На первый взгляд, всё просто. Конечно, человек для общества, потому что оно обладает более серьёзными рычагами влияния на отдельного индивида, чем он на общество. Естественно, это благо, когда надо обезвредить преступника, но часто под социальный пресс попадают яркие прогрессивные личности.

В литературе есть примеры столкновения личности и большинства, и часто этот конфликт заканчивался поражением героя. И неважно, насколько передовые взгляды у человека: если общество не готово воспринять новые идеи, оно будет «выдавливать» из своих рядов инакомыслящего. Сразу вспоминается главный герой комедии

«Горе от ума»  А.С. Грибоедова. Чацкий, получивший образование за границей, обличает пороки фамусовского общества: чинопочитание, взяточничество, невежество. Понятно, что делает он это резко, с юношеской горячностью, но Александр Андреевич  смело бросает в лицо представителям «века минувшего» некрасивую правду. Ответ не заставил себя ждать: пылкого обличителя объявляют сумасшедшим. Это трагическая история о том, как человек, пытавшийся показать обществу дорогу к лучшему его обустройству, оказался за непробиваемой стеной непонимания.

Правда, в мировой истории есть случаи, когда отдельная личность помогает сделать обществу огромный скачок в развитии. Майклу Фарадею мы обязаны приручением электричества, жизнь без которого сейчас трудно представить. И.П. Павлову — созданием науки о высшей нервной деятельности. А.С. Пушкина мы помним и чтим, как основоположника современного русского языка и литературы. Примеры сильного влияния отдельной личности на общество в литературе тоже встречаются. Так, Сим из рассказа Р.Брэдбери

«Лёд и пламя» благодаря своему упорству и храбрости  спас людей от скорой смерти, приведя их к космическому кораблю. Герой мог бы вместе с другими членами племени тихо провести свою короткую восьмидневную жизнь, но он предпочёл посвятить её борьбе за спасение с адской планеты. Такие личности, как Сим, преодолевают недоверие общества и ведут людей за собой к лучшему будущему. Но не стоит забывать, что любой гений вырастает не в вакууме, а среди других людей, влияющих на него.

По моему мнению, в философском уравнении «человек для общества» или «общество для человека» нужно поставить равенство, потому что любая личность нуждается в других людях,  а развитие социума зависит от вклада каждого здравомыслящего человека.

 

(381 слово)

[Направление «Человек и общество»: пример итогового сочинения]

Читайте другие примеры итогового сочинения по литературе в 11 классе здесь.

Материал подготовила Наталья Александровна Зубова, создатель online школы «САМАРУС».


Комментирование и размещение ссылок запрещено.

samarus-school.ru

Примеры сочинений ЕГЭ 11 класс

Примеры сочинения к части С ЕГЭ по русскому языку

 Вариант 1

В данном тексте автор Даниил Гранин поднимает проблему ответственности человека за данное им слово, и проблему эту автор напрямую связывает с вопросом чести и совести.

Гранин говорит о том, что слово – это не менее важная «вещь», чем убеждения. Гранин выделяет два типа людей: одни до конца верны своему слову, другие считают, что слово – это «просто слово». Многие люди, не ответственные за свои слова, говорят: «Ну эка беда, не принял, не сделал, не привёз». Люди такого типа ни во что не ставят данное слово.

Автор считает, что для порядочного человека важно, прежде всего, хранить верность себе, а значит своему слову, и с автором сложно не согласиться.

Похожие ситуации часто обыгрываются в литературе. Достаточно вспомнить произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка». В начале повести писатель упоминает пословицу: «Береги платье снову, а честь смолоду». Такое наставление дал Гринёву отец. В дальнейшем мы видим, как главный герой Пётр Гринёв несмотря на трудности ни разу не нарушает заветов отца и держит данное слово.

Говоря о проблеме текста, можно вспомнить народную пословицу: «Давши слово, держись, а, не давши, крепись». Ведь если человек дал слово, то он должен быть ответственным за него, должен быть сильным и мужественным. А если человек не способен ответить за свои слова, то ему остается только «крепиться».

В современном мире эта тема по-прежнему актуальна, так как редко сейчас встретишь людей, которые будут до конца верны своему слову.

 

Вариант 2.

 

 

 

Всегда ли достаточно родиться гением, чтобы стать великим человеком? Или моно стать гениальным благодаря трудолюбию? Я думаю, что именно эти проблемные вопросы поднимает в своём тексте Н.Михайлов. Автора волнует данная проблема, поэтому он и нас стремится привлечь к совместным рассуждениям.

В своём тексте Михайлов говорит о феномене гениальности. Наука до сих пор не может объяснить природу уникальных способностей. Одни учёные считают, что «дети индиго» рождены от брака с инопланетянами, другие думают, что появление таких детей – это результат генетического сбоя. Также в качестве аргумента автор рассказывает историю восьмилетней девочки, которой грозит инвалидность. При всём этом она прекрасно рисует, учит иностранные языки. Разве это не чудо? Только «источник «чуда» здесь – родители, которые сделали всё возможное и, вероятно, невозможное для своей дочери». В конце текста Михайлов задает риторический вопрос: «Стал бы мальчик Саша Пушкин гениальным поэтом, не окажись он в лицее?». Мне кажется, вряд ли.

Автор считает, что врождённые задатки только вместе с трудолюбием и помощью близких помогают гению стать поистине гениальным.

Соглашаясь с такой точкой зрения автора, приведу в пример историю Моцарта и Сальери из одноименной трагедии А.С.Пушкина. Оба композитора были талантливы, но Моцарт всё время работал над своим даром, совершенствовал мастерство, в то время как Сальери думал, что одного таланта достаточно и не нужно часами просиживать за инструментом, доводя талант до совершенства.

Говоря о проблеме текста, хочу сказать о гениальных детях в современном мире. Сейчас тоже рождается много талантливых и одарённых детей, которые могли бы достичь вершин в различных искусствах, науках, но современные родители из-за нехватки времени часто не замечают гениальности своих детей. Учителя также относятся к этому дару безразлично, а сверстники и вовсе смеются над теми, кто выделяется из толпы. Поэтому, заметив такого ребёнка, мы не должны зарыть его талант в землю, а наоборот, должны способствовать рождению из таланта гениальности.

Предложенный для анализа текст Н.Михайлова натолкнул меня на размышления об огромной роли общества в формировании гениальных личностей, ведь порой именно общество затаптывает в землю росточки этого таланта.

 

Вариант 3

 

 

 

 

Способна ли война уничтожить в человеке запасы человеческого? Или в природе человека заложена любовь даже к врагу? Мне кажется, именно эти проблемные вопросы поднимает в своём тексте В.Тендряков. Именно эта нравственная проблема волнует автора, поэтому он и нас стремится привлечь к совместным рассуждениям.

В своём тексте В.Тендряков описывает пожар в немецком госпитале. Несмотря на военные действия, в людях остаётся хоть капля сострадания и сопереживания. «Совершающаяся на виду трагедия ни для кого не была чужой», – пишет автор. Тендряков приводит конкретные примеры того, как бывшие враги способны прийти на помощь друг другу. Например, капитан гвардии Аркадий Кириллович, заметив, как «дрожал возле плеча немец с обмотанной головой», снял с себя теплый полушубок и протянул его немцу. Также автор рассказывает нам о подвиге солдата-татарина, который бросился в огонь, чтобы спасти немца-инвалида.

Автор считает, что люди были, есть и будут человечными. Человеческое «можно подавить, но не уничтожить».

Соглашаясь с такой точкой зрения автора, хочу вспомнить произведение В.Закруткина «Матерь человеческая», в котором описываются события Второй Мировой Войны. Оккупировав хутор, в котором жила Мария, главная героиня повести, её сын Васятка и муж Иван, фашисты всё разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана и Васятку повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребёнка. Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, повстречав раненого молодого немца, кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и мужа. Но немец, беззащитный мальчик, крикнул: «Мама! Мама!» И сердце русской женщины дрогнуло.

Говоря о проблеме текста, вспоминается сцена из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир», где русские и французы, бывшие в то время злейшими врагами, подшучивали и разговаривали друг с другом. «После этого нужно было, казалось, разрядить ружья, взорвать заряды и разойтись поскорее всем по домам», – говорит автор. Но этого не происходит, и Толстой сожалеет о том, что «запасы человеческого» остались неиспользованными.

В завершение хочу сказать, что предложенный для анализа текст В.Тендрякова натолкнул меня на размышление о том, что в каждом человеке есть человеческое, только у кого-то его больше, у кого-то меньше, и в трудных ситуациях это человеческое всегда проявит себя.

 

Вариант 4.

 

У каждого человека есть свои определенные цели и заветные мечты,к которым он стремиться на протяжении всей его жизни,пытаясь достичь их всевозможными путями.
Автора предложенного для анализа текста волнует проблема трудолюбия и ,конечно же ,заслуг этого труда.
В.Краснов четко показывает нам яркий пример из жизни – Альфреда Нобеля ,выдающегося ученого и химика ,автор размышляет, каким образом ,какими усилиями Нобель достиг большой известности и славы.
В данном тексте В.Краснов акцентирует внимание читателя не на необходимости в изучении различных наук,а именно на большом трудолюбие Альфреда Нобеля ,который начал свой путь к изучению наук на развалинах маленькой мастерской ,показывая читателю,что Нобель всего добился сам ,благодаря большой любви к труду и знаниям. 
Я полностью согласна с мнением автора данного текста о том ,что трудолюбие и стремление человека играют важную роль в жизни самого человека,осуществляя заветные его мечты .
Моя точка зрения находит подтверждение в произведении И.А.Гончарова “Обломов” .Где главный персонаж этого произведения сам Обломов ,является довольно умным человеком ,но по натуре он очень ленив ,он совершенно не к чему не стремиться ,пролеживая свою жизнь на старом диване ,и совершенно не задумываясь ,что он приобрел в этой жизни и что может оставить после себя .А ведь это очень важно !Важно ,что человек ,проживший ни один десяток лет ,оставит после себя ,о чем сможет задуматься следидущие поколение ,чем сможет оно гордиться .
Еще одним примером может стать всем известный русский ученый -естествоиспытатель, физик ,химик и поэт – Михаил Ломоносов .Любовь к труду и большая страсть к знаниям привели его в Москву за 1132 километров от родного дома ,он отправился совершенно один ,взяв с собой всего лишь немного денег ,”Грамматику ” и “Арихметику”.Ломоносов был жаден к знаниям,а любимые его занятие – это труд,который воплотил его мечту в жизнь ,благодаря которому Ломоносов стал известен на весь мир.
Таким образом ,трудолюбие играет большую роль в жизни каждого человека ,оно приносит нам “сладкие плоды” жизни и делает все невозможное – возможным.

infourok.ru

Сочинение по литературе в 11 классе

Уважаемые ученики! Сочинение по литературе требует особой, тщательной подготовки. Надеюсь, что дополнительные материалы, которые вы найдете на этой странице, помогут вам при подготовке.
Методические рекомендации для подготовки
Критерии оценивания сочинения.
Экспресс-подготовка
Примеры сочинений.  (190 примеров в книге сочинений, книгу можно скачать)
Рекомендации по написанию сочинения
Этапы подготовки к сочинению (Презентация)
Типичные ошибки и пути их преодоления
«Сочинение-допуск: подсказки для успешной сдачи…» (К каждому направлению подобраны тексты, которые можно использовать при написании сочинения)
Презентации по 4 направлениям (Дом / Любовь / Путь / Время).
Сочинения учеников (Более 50 сочинений на различные темы по направлениям 2015-2016 года).
Сочинения учеников (Новая подборка сочинений по направлениям этого года).
Консультация по одному набору тем!!! 031 Время, вперед! Время всегда движется вперед. Его нельзя остановить, но можно опередить, победить. Если ты сделаешь свою жизнь наполненной, интересной, полезной, твоё время не остановиться. Оно будет двигаться вперёд. Мы помним и сейчас имена людей, которые жили давно, но  обессмертили себя, реализовав свои таланты, способности. Это гениальные писатели, поэты, сумевшие опередить своё время. Они оставили потомкам прекрасные произведения, создав в них образы героев своего времени, размышления о вечных вопросах бытия, подарив нам классические образцы великого русского языка. В произведениях литературы мы находим много примеров героев, для которых время движется вперёд, и тех, кто не способен двигаться вместе со временем. Это и герои Л.Толстого, ищущие смысл жизни и находящиеся в вечном движении. Это и такие, как герой одноименного романа И.А.Гончарова Обломов, жизнь которого «дремлет» вместе с героем и время его остановилось. 015 Между жизнью и смертью. Нравственный выбор человека на войне. Любая война ставит человека на путь, который он не выбирает по собственной воле. Это путь между жизнью и смертью. И человек оказывается в ситуации выбора: сохранить свою жизнь любой ценой или мужественно встретить смерть, не уронив своё человеческое достоинство, честь, не предав товарищей, страну. Это тяжёлый нравственный выбор, и он не всем под силу. В произведениях русской литературы мы встречаем немало и тех и других примеров. Например, в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», в повести Василя Быкова «Сотников», в повести Б.Васильева «А зори здесь тихие», в рассказе М.Шолохова «Судьба человека».
056 Какую роль играла природа в литературных произведениях? Функции пейзажа в произведениях русской литературы разнообразны. Пейзаж создает фон, на котором происходят различные события в произведении, передает внутренне состояние героев, их переживания, создает определенное настроение у героя; задает общую тональность повествования, выступает в роли образа-символа.
062 Лицемерная любовь хуже ненависти. Любовь бывает разная. Любовь-страсть, любовь-жалость, любовь-страдание, любовь-месть. Но страшнее всего лицемерная любовь, потому что она скрыта под маской страсти, искренности. Её не всегда узнаешь, тем она и страша. Маску такой любви человек надевает ради достижения своих корыстных целей. Примеров в литературе мы встречаем немало. Например, любовь Молчалина в пьесе Грибоедова «Горе от ума» лицемерна и неискренна. Софью Фамусову он не любит, она нужна ему только для того, чтобы «добыть чин» и весело пожить. Но как искусно он притворяется! Другой пример – притворная любовь Элен Безуховой» к Пьеру в романе Толстого «Война и мир». Лицемерную маску искреннего чувства Элен надевает ради состояния Пьера. Но какое отвратительное зрелище открывается в тот момент, когда Толстой «срывает» с неё эту маску! Мы видим, какой ненавистью полна Элен по отношению к мужу. Её лицо искажено злобой.


024 «Какие вопросы задает человеку литература?»

При подготовке к сочинению предлагаю воспользоваться следующими материалами.

Вступление к сочинению

В книге Е.Н. Ильина «Как сдать экзамен по литературе» (М., 1995) предлагается пять вариантов зачинов.
Плюсы и минусы названного варианта
1.Академический «Писатель родился в таком-то году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в таком-то году…» Требует информированности, точности, некоторой деловой сухости
«Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…» Предполагает чёткое и мотивированное заявление своей позиции
«…Ненастная ночь. За окном шумит ливень, а в мокрые стёкла стучат тёмные ветки. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…» Рискует разочаровать к концу несоответствием формы и содержания, надо владеть искусством композиции
4. Дневниковый «Болконский… Что же он такое? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, это про меня. Хотя, конечно…» Для тех, кто может открыть перед чужими людьми свою душу
«Что вы, что вы над собой сделали!» – говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов… – все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь…»

Даёт возможность не искать первые слова (обычно самые трудные) даёт понять проверяющему, что вы знаете произведение

Одно из условий хорошего сочинения – самостоятельность. В каждой работе, помимо героев того или иного произведения, есть ещё один – автор сочинения. О нём можно узнать многое: что любит, презирает, что считает справедливым, к чему стремится его душа… Личностная позиция проявляется не в присутствии фраз: «я считаю», «по моему мнению», «мне кажется». Правда, и эти обороты могут быть употреблены вполне удачно. Личность ученика должна проявляться во всём: в выборе темы, её раскрытии, подборе аргументов и примеров. Вот тогда можно увидеть пристрастия ученика, его отрицательное отношение к чему-либо, можно увидеть личность. Интересно читать такие работы, в которых ученик словно бы беседует с читателем, предугадывает ход его мыслей, предостерегает от неверного истолкования тех или иных положений, указывает на продвижение от одного этапа обсуждения к другому. Примеры таких фраз приводит В.Н.Мещеряков.  Данные фразы, указывает автор, свойственны научно-популярному жанру. Многие из них можно использовать и в школьном сочинении по литературе.
Предвосхищение
неправильного хода мысли опережения в ходе мысли
– Вряд ли следует удивляться тому, что… – Почему, однако, нельзя воспользоваться – Даже если считать… одним из…, то и в этом случае.. – Было бы в высшей степени неправильным сопоставление… – В литературе уже было обращено внимание на …но… – Может возникнуть вопрос…  – Возникает вопрос:… – Вопрос этот может возникнуть у многих, поэтому…  – Конечно, не следует закрывать глаза на то, что… – Разумеется, необходимы предварительные исследования и на таком уровне… – Конечно, приведённые примеры достаточно просты, но…
– Было бы, однако, другой, не менее вредной крайностью утверждать, будто…  – Оговоримся сразу: ошибки здесь нет… – Было бы неверно, с одной стороны, преувеличивать расхождения между… с другой стороны, было бы не меньшей ошибкой… – Читатель, пожалуй, уже решил, что я ещё более решительный противник… – Но здесь всё гораздо сложнее – Логично ли…? – Это не самое лучшее решение было всё же объективно полезным… – Разумеется, такой подход вполне допускает…  – Конечно, можно  намного интенсивнее, чем это делается сейчас… – Об экономии и говорить не приходится… – Конечно… претерпят изменения. – Разумеется, предварительно потребуется…
         От выделения в сочинении только трёх абзацев (вступление, основная часть, заключение) надо отказываться ещё в среднем звене. Учащиеся должны понимать, что в абзаце раскрывается одна тема. Каждое предложение как бы готовит читателя к следующему. То, что является самым главным, мы помещаем в начале абзаца или в конце. Высказанная в абзаце мысль может детализироваться, объясняться, поясняться примерами, сопоставляться с другой.          Но и абзацы необходимо связывать между собой. «Закон сцепления» может действовать по-разному.
Его характеристика
1. Риторический Вопрос как бы возникает в сознании и читателя, и автора «Чему же посвящён рассказ А.М.Горького?» «Как поступает наш герой?» «Может писатель не прав?»
Автор работы открыто говорит о своих дальнейших намерениях «Рассмотрим теперь…» «Проанализируем этот рассказ…» «Ещё хочу сказать, что…»
Абзацы соединяются с помощью специальных слов: тоже, также, и, следующий… «Это качество проявляется также в том…» «Следующая черта, которую необходимо отметить…» «Писатель всегда внимательно относится и к портрету героев..»
4. Переход- противопоставление Противопоставление происходит с помощью слов: иной, другой, а, же, но… «Совсем иные взгляды свойственны…» «Для Булгакова же эта мысль неприемлема» «Другие методы использует Толстой»
5. Внутренняя связь Отсутствуют видимые лексические, синтаксические признаки связи. Она проявляется только при внимательном чтении текста, анализе смысла «Сколько препятствий может преодолеть на своём жизненном пути человек? Наверно, очень много, если есть цель, – если он понимает, ради чего живёт. А если цели нет, если человек ощущает, что он никому не нужен, тогда смерть. Герою романа Н.Островского пришлось побывать под пулями бандитов, он строил, стоя по колена в студёной воде, узкоколейку, выдержал тюрьмы, голод, насмешки врагов, сражался с болезнями. Павка Корчагин ещё в детстве узнал, ради чего стоит жить…»
Однообразие переходов лишает работу живости, энергичности, разнообразие свидетельствует о естественном течении мыслей, о том, что ученик хорошо владеет письменной речью. Варианты заключений Вариантов заключений в большинстве методических работ предлагается два: заключение-вывод заключение-следствие. Вывод – это не повторение аргументов, как часто бывает в детских работах. Это обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер. Нельзя заключительную мысль путать с идеей. Вот какой вариант заключения-вывода предлагает Н.П. Морозова например, к теме: «В мой жестокий век восславил я свободу»: «Итак, мы убедились, что лирика Пушкина выражала свободолюбивые идеи декабристов, она выступала против крепостной системы, против деспотизма неограниченной монархии… Рассмотренные нами стихотворения охватывают практически весь творческий путь Пушкина, от 1817 года («Вольность») до 1836 года, когда поэтом был написан «Памятник», строки из которого послужили заглавием всей темы сочинения. За год до смерти поэт главной заслугой своего творчества считал то, что в тот «жестокий век» он пробуждал в людях «чувства добрые» и восславлял свободу… Свободолюбие – это не временное увлечение молодого поэта, а органическая черта всего его творчества». Вывод-следствие характеризуется желанием сказать то, что выходит за рамки уже сказанного (влияние произведения на читателя, литературный процесс, актуальность темы, проблемы…). А.А. Муратов (Муратов А.А. Как сердцу высказать себя? М., 1994) предлагает использовать концовку-пуант, «покоряющую своей    внезапностью,    новизной    поставленного    вопроса    или  внезапно пришедшей мысли… «Катерина видела в смерти освобождение от жизни, от мысли о грехе, от «тёмного царства…». Конечно, всё могло обернуться именно так – иного выхода она не видела… А может, она просто хотела в единственный – последний – миг своей жизни ощутить себя птицей?!» Такая концовка звучит всегда эмоционально, указывая на неисчерпаемость темы. Удачными являются концовки, перекликающиеся с зачинами (при кольцевой композиции). Слова почти те же, а мысль должна звучать обязательно новая. Заканчивая разговор о вступлении и заключении, напомним ученикам о том, что объём этих частей должен составлять примерно четвёртую часть от всего сочинения.

Материалы к предлагаемым направлениям тем.

Краткая характеристика направлений и произведения.


Время 
Направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.
Полезный материал для подготовки!!!
Презентация. Направление”Время” (Советы выпускникам, речевые клише, список произведений, тренировочные задания).
Образец сочинения (“Какое, милые,.. тысячелетие на дворе?”)

Рекомендуемые произведения.

  • “Слово о полку Игореве” 
  • И.С. Тургенев “Отцы и дети”
  • А.П. Чехов “Вишнёвый сад”, “Крыжовник”
  •  А.М. Горький “Старуха Изергиль”
  •  А.И. Солженицын “Один день Ивана Денисовича” 
  • С. Есенин “Мы теперь уходим понемногу…”, “Не бродить, не мять в кустах багряных…”, “Я усталым таким еще не был…”, “Мне осталась одна забава”
  •  М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита” 
  • М.Ю. Лермонтов “Бородино”, “Монолог”, “Дума”(Печально я гляжу на наше поколенье…), “Герой нашего времени”, “Элегия” (“О! Если б дни мои текли…”)
  •  Л.Н. Толстой “Война и мир”, “Детство”, “Отрочество”, “Юность”
  • А..Грибоедов “Горе от ума”
  • И.А.Бунин “О счастье мы всегда лишь вспоминаем…”
  • М.А.Шолохов “Донские рассказы”
  • А.Т.Твардовский”По праву памяти”
  • А.А.Ахматова “Реквием”
  • В.Распутин “Прощание с Матерой”
  • Е.Замятин “Мы”
  • А.Куприн “Чудесный доктор”
  • Ф.М.Достоевский”Преступление и наказание”
  • А.Толстой “Петр Первый”
  • А.М.Горький Детство. В людях. Мои университеты.

Примерные формулировки тем сочинений по направлению “Время”

1. «Крутые у них времена».

 2. «Воистину железный век». 

3. «Какое, милые, тысячелетье на дворе?». 

4. «Время-это простор для развития способностей». 

5. «Время не любит, когда его тратят впустую». 

6. «Время – самое драгоценное из всех средств».
7. ” Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!” ( И. Гёте)
8. ” Счастливые часов не наблюдают”
9. « Единственной мерой времени является память »
10. “Мера жизни не в длительности, а в том, как вы ее   использовали”
11. “История – самый лучший учитель, у которого   самые плохие ученики”
12. ” Какой патриот, какому народу ни принадлежал   бы он, не хотел бы выдрать несколько страниц из   истории отечественной?”
13. ” История — свидетельница времени, свет истины, жизнь памяти, учительница жизни, вестница   старины.”
14. ” История — свидетельница прошлого, пример и   поучение для настоящего, предостережение для   будущего”
15. ” Согласны ли вы с утверждением, что личность   может быть бессмертна, благодаря своим   творениям и деяниям?”
16 ” Не дайте проскользнуть жизни меж пальцев”. И.С.Тургенев

17. “Времена не выбирают, в них живут и умирают” (А.Кушнер)

18. С веком наравне. “век нынешний и век минувший”

19.  Как-то по-разному идет время…

20. “Время – великий учитель”
21.Проблемы века
22.Время поиска 23.Время рассказать о человеке… 24.Человек и время 25.Общество и эпоха 26.Время мужания 27.Время испытаний 28.Пора взросления 29.Время, вперед! 30.Герой(и) нашего времени 31.« О времена, о нравы! » ( Марк Туллий Цицерон) 32.История – ключ к пониманию народа 33.Писатель – судья своего времени 34.” Время разбрасывать камни и время собирать камни” (Из Библии.) 35.« Времена не выбирают, в них живут и умирают » ( А.С.Кушнер) 36.« В наши подлые времена человеку совесть нужна » ( Н.Коржавин)

Цитаты 

  • Час ребёнка длиннее, чем старика (Шопенгауэр).
  • На день надо смотреть как на маленькую жизнь (М.Горький).
  • Настоящая любовь не та, что выдерживает долгие годы разлуки, а та, что выдерживает долгие годы близости (Хелен Роуленд)
  • Всё человеческое умение не что иное, как смесь терпения и времени(Бальзак)
  • Время потому исцеляет скорби и обиды, что человек меняется: он уже не тот, кем был. И обидчик, и обиженный стали другими людьми (Блез Паскаль) 

Не забывайте о стихах!

Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы. (Г.Р.Державин “Река времен”)

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет;

Настоящее уныло:

Всё мгновенно, всё пройдет;

Что пройдет, то будет мило.

 (А.С.Пушкин).Это стихотворение А.С. Пушкина о том, что жизнь – лишь мгновение, а любовь – вечное чувство, которое побеждает смерть, побеждает время.  


Дом 
 Направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

Рекомендуемые произведения.

Материалы к сочинению по теме “Дом”

Цитаты

  • Вражда с родными гораздо тягостнее, чем с чужими (Демокрит).
  • Семья начинается с детей (А.И.Герцен)
  • Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему (Л.Н.Толстой)
  • Добродетель родителей – большое приданое (Гораций).
  • Не по дому следует почитать хозяина, а дом по хозяину (Цицерон).
  • Береги жену, не давай ей воли (Д.И.Фонвизин).
  • В семейной жизни самый важный винт – это любовь (А.П.Чехов) 

Предлагаем вам примерные темы  по направлению “Дом”.

  1. Дом   –  центр мира для человека
  2. Дом – основа человеческого бытия
  3. Дом   –  хранитель православных ценностей
  4. Дом   –  прекрасная мечта о счастье
  5. Дом   –  жилище, местообитание семьи
  6. Дом   –  островок, крепость в хаосе революционных, военных    событий
  7. Дом   –  пристанище уставшей души, место её отдыха и восстановления сил.
  8. Дом   –  место сбережения духовных, нравственных, культурных традиций.
  9. Дом   –  утверждение вечности, красоты и прочности жизни.
  10. Дом – портрет души семьи.
  11. Дом   –  памятник человеку
  12. Потеря дома – крушение нравственных идеалов. ( О затоплении деревень в 70-80 годы 20 века.)
  13. Дом   –  разлад с собой и миром.  
  14. Дом   –  совесть для человека
  15. Дом   –  тревога
  16. Дом   –  судьба
  17. Дом   –  возрождение идеалов.
  18. Дом – Россия
  19. Дом – это место, где тебя всегда ждут
  20. « Родительский дом- начало начал »

Любовь 

Направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах

Рекомендуемые произведения.

  •  А.С. Пушкин “Евгений Онегин”, “Капитанская дочка”, лирика любви
  •  А.И. Куприн “Гранатовый браслет”, “Олеся”
  •   И.А. Бунин “Чистый понедельник”, “Солнечный удар”
  •   И.С. Тургенев “Отцы и дети”
  •   А.П. Чехов “Вишневый сад”, “Дама с собачкой” 
  •  М. Горький “Старуха Изергиль” 
  •  А.И. Солженицын “Один день Ивана Денисовича” 
  •  С. Есенин “Письмо к женщине”, “Мы теперь уходим понемногу…”, “Не бродить, не мять в кустах багряных…”, “Я усталым таким еще не был…”, “Мне осталась одна забава” 
  •  М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита” 
  •  М.Ю. Лермонтов “Бородино”, “Монолог”, “Дума”(Печально я гляжу на наше поколенье…), “Герой нашего времени”, “Элегия” (“О! Если б дни мои текли…”), лирика любви
  •  Л.Н. Толстой “Война и мир” 
  •  М.А. Шолохов “Тихий Дон” 
  • Ф.М. Достоевский “Белые ночи”, “Униженные и оскорбленные” 
  • А.Н. Островский “Гроза” 
  • Б. Васильев “Не стреляйте белых лебедей” 
  • И.А. Гончаров “Обломов”, “Обыкновенная история”
  •   И.С. Тургенев “Отцы и дети”, “Ася” 
  •  В.В. Маяковский “Лиличка”, “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви”, “Облако в штанах” 
  • Л. Улицкая “Доч Бухары” 
  •  А. Платонов “Дерево Родины” 
  • Э.М. Ремарк “Три товарища” 
  • В. Шекспир “Ромео и Джульетта”
  •   Маргарет Митчелл “Унесенные ветром” 
  • В. Гюго “Собор Парижской богоматери”, Человек,который смеется” 
  • Колин Маккалоу “Поющие в терновнике” 
  • Повесть о Петре и Февронии

Цитаты

  • Любовь – это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и всё ж она у тебя остаётся (Л.Н.Толстой).
  • Любить – это значит видеть человека таким, каким его задумал Бог (Ф.М.Достоевский).
  • На свете нет зрелища прекраснее, чем лицо любимой, и нет музыки слаще, чем звук любимого голоса (Ж. Лабрюйер)
  • Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь (И.С.Тургенев). 

Пословицы и поговорки о Родине

  • Своя земля и в горсти мила. 
  • Родная сторона – мать, чужая – мачеха. 
  • На чужбине словно в домовине. 
  • Всяк кулик свое болото хвалит.
  • Всякому мила своя сторона. Любит и нищий свое хламовище. 
  • На чужой стороне и весна не красна. Наша весна красным красна. 

Художественный фильм по повести Б.Васильева “Не стреляйте в белых лебедей” (произведение может быть использовано по темам “Дом”, “Любовь”, “Путь”)

Буктрейлер по повести 

Предлагаем вам примерные темы по направлению “Любовь”.
  1. Любовь на века
  2. Всегда ли любовь делает человека счастливым?
  3. Любовь сильнее смерти…
  4. Любовь и война…
  5. Любовь и разлука…
  6. Любовь есть духовное возрождение…
  7. Лики любви…
  8. « Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, высокой любви? »
  9. « От любви к женщине родилось все прекрасное на земле » ( А.М.Горький)
  10. Лицемерная любовь хуже ненависти.

Путь  Направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

Рекомендуемые произведения.

  • М.Ю. Лермонтов “Мцыри”, “Герой нашего времени”
  • Н.В.Гоголь “Мертвые души”
  •  Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание” 
  • А.Н.Некрасов “Кому на Руси жить хорошо”
  • И.А.Гончаров “Обломов”
  • А.П. Чехов “Ионыч”, “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”
  • И.А.Бунин “Чистый понедельник”, “Господин из Сан-Франциско”, стихотворение ” О счастье мы всегда лишь вспоминаем…” (дорога к счастью)
  •  М.А. Шолохов “Тихий Дон”, “Судьба человека”
  •  Л. Н. Толстой “Война и мир” 
  • Максим Горький “Детство. В людях. Мои университеты” 
  • Б.Васильев “Сотников”, “А зори здесь тихие”, “Не стреляйте в белых лебедей”
  • В.Распутин “Прощание с Матерой”
  • Ч.Айтматов “Плаха”
  • Янн Мартел “Жизнь Пи”
  • О.Уайльд. “Портрет Дориана Грея”. ( Главного героя уничтожают человеческие пороки: жажда наживы, высокомерие, безнравственность, убийство. Все совершённые им поступки отражаются на его портрете, ровно как и его возраст. Но неизбежна та минута, когда человеку придётся отвечать за свой выбранный жизненный путь. Дориан одинок: у него нет ни семьи, ни любимого человека рядом, нет настоящих друзей. В конце романа он умирает одиноким и мгновенно постаревшим).
Материалы для сочинения (даны примерные темы по направлению, схемы «Дорога длиною в жизнь», «Путь в никуда», «Путь России», «Образ дороги в художественных произведениях». Ученикам предлагается цитатный материал, на который можно опираться при написании сочинения). Подборка материалов по ключевому слову “Путь” (Рассмотрено “Путешествие из Петербурга в Москву” А.Н. Радищева, “Москва – Петушки” В.В. Ерофеева, путешествие героя “Мёртвых душ” Н.В. Гоголя, пути исканий героев “Войны и мира” Л.Н. Толстого, путь Раскольникова к преступлению и покаянию).

Цитаты

  • Сделай шаг, и дорога появится сама собой (Стив Джобс).
  • Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу (О.Генри).
  • У каждого из нас есть только одно истинное призвание  – найти путь к самому себе (Герман Гессе).
  • Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути (Фрэнсис Бэкон).
  • Когда достигаешь цели, понимаешь, что путь и был целью (Поль Валери).
  • Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно (Данте Алигьери).

Не забывайте о стихах!!!

Рождаясь, человек не видит линий
Идет вперед неведомой судьбой
И главное для человека в жизни
Какой он след оставит за собой

(Владислав Старостин).

Мы все умрем, людей бессмертных нет,
И это все известно и не ново.
Но мы живем, чтобы оставить след:
Дом иль тропинку, дерево иль слово.

(Расул Гамзатов)
Предлагаем вам примерные темы сочинений по направлению “Путь”
  1. Ах, дорожка, фронтовая…
  2. Долгий путь домой…
  3. Жизненный путь
  4. Путь познания
  5. Путь в вечность (Человек родом из вечности.)
  6. Дорога в никуда…
  7. Дорога чести
  8. Тип  « русского скитальца »  в литературе
  9. « Ещё народу русскому пределов не поставлено – пред ним широкий путь » ( Н.А.Некрасов)
  10. Путь верности природе – правый путь (Юн Сондо)
  11. Путь к себе…

Год литературы в России 

Направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.
Образец сочинения
Сочинения по направлениям “Время”, “Путь”, “Год литературы”
Образец сочинения (Роль книги в моей жизни).

Цитаты о книге, чтении, литературе.

  • Любить чтение – это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения (Монтескье).
  • Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым , а привычка записывать – точным (Ф. Бэкон).
  • Беседовать с писателями других веков почти то же, что путешествовать (Рене Декарт).
  • Каждый писатель до известной степени изображает в своих сочинениях самого себя, часто даже вопреки своей воле (Гёте).
  • Моим лучшим другом является тот, кто дал мне книгу, которую я ещё не читал (Авраам Линкольн). 

Пословицы и поговорки о книге

  • Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
  • Книги читать – скуки не знать.
  • Книга мала, а ума придала. 
  • Книга – друг человека. 
  • С книгой поведешься – ума наберешься. 
  • Дом без книги – день без солнца.
  • Испокон века книга растит человека

В мире мудрых мыслей

  • «Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития». (В.А. Сухомлинский)
  • «Если поищешь в книгах мудрости внимательно, то найдешь большую пользу для души своей». (Нестор-Летописец)
  • «Что может быть драгоценнее, чем ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми мира». (Л.Н. Толстой)
  • «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась». (А.И. Герцен)
  • «Как много людей, которые по прочтении иной хорошей книги открывали новую эру своей жизни!» (Г. Торо)
  • «Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению». (Фрэнсис Бэкон)
  •  «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». (Д.Дидро) 
  •  «Чтение – вот лучшее учение!» (А.С.Пушкин)Все мы путешественники в джунглях этого мира, и лучшее, что мы можем отыскать во время наших странствий – это честного друга. (Роберт Луис Стивенсон)

Предлагаем вам примерные темы сочинений по направлению

  1. « Моя любимая книга »
  2.  « Роль книги    в моей жизни »
  3. « Кто для Вас идеальный герой литературы? »
  4.  « Кого из литературных героев вы понимаете, но не принимаете? »
  5. « Можно ли обойтись без книг? »
  6. « Можно ли испытать радость, читая книгу? »
  7. « Какие вопросы задает человеку литература? » 
  8. Литература – это исповедь или проповедь?
  9. Какие мысли и чувства вызывают финальные сцены любимых книг?
  10. « Самые яркие персонажи в литературе – неудавшиеся отрицательные герои. Самые тусклые – неудавшиеся положительные ». ( С.Д.Довлтов)
  11. « Поэт в России – больше, чем поэт »
  12. « Хорошая книга – это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро. »( Ф.Абрамов)
  13. « Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению » ( Ф.Бэкон)
  14.   Юбилейные даты  « Года литературы в России »: 
  15. « Какие проблемы, поднимаемые А.А.Фетом ( А.А.Блоком, С.А.Есениным, А.И.Куприным), прошли сквозь время и актуальны сегодня? »
  16.  « А.А.Фет (А.А.Блок, С.А.Есенин, А.И.Куприн) в Вашем читательском опыте »,
  17. « Мой А.А.Фет (А.А.Блок, С.А.Есенин, А.И.Куприн) »  и т.д.

Другие материалы по этому направлению можно найти ЗДЕСЬ 

Вы можете воспользоваться и материалами прошлого года.

В творчестве М.Ю.Лермонтова находим тему любви к Родине,к женщине. Поэта волнуют проблемы своего времени и человека, выбора жизненного пути. Повторите творчество поэта!

Основные темы в творчестве М.Ю.Лермонтова.

Лекция Роман “Герой нашего времени”

Лекция “Мцыри”, “Песня про купца Калашникова”


Рекомендуемые произведения.
  • «Мцыри, 
  • «Герой нашего времени» 
  • «Кавказский пленник» 
  • «Маскарад» 
  • «Песня про царя Калашникова..» 
  • «Демон”
  • Лирика: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Родина», «Пророк», “Валерик”

Цитаты, которые полезно выучить.

(Из романа “Герой нашего времени”)

  • Жизнь — вечность, смерть — лишь миг.
  • Зло порождает зло.
  • Я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами.
  • Из двух друзей один всегда раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается.
  • У меня несчастный характер; воспитание  ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причина несчастья других, то и сам не менее несчастлив…
  • Гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно.
  • У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку.
  • Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец. И то и другое будет ложно.
  • Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья — и никогда не мог насытиться.
  • История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она — следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление.
  • Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его.
  • И, может быть, я завтра умру!… и не останется на земле ни одного существа, которое поняло бы меня совершенно
Презентация “Тема одиночества. Сочинение”

Произведения о войне,безусловно, связаны с понятиями времени (время исторических потрясений, испытаний для человека и страны), пути (выбора нравственного пути для каждого человека в годы испытаний), дома (Россия – общий дом, который необходимо защитить от врага, защита малой родины и своего родного дома,своих близких,родных, любимых),  любви ( любовь к стране, общее чувство патриотизма). Вопросы, заданные человечеству войной
Произведения для чтения:
  • «Слово о полку Игореве»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир», “Севастопольские рассказы”
  • М.А. Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон»
  • В.Л. Кондратьев “Сашка”
  • В.О. Богомолов “Иван” 
  • А.И. Приставкин “Ночевала тучка золотая”
  • Булгакова «Белая гвардия».
  • Василь Быков “Сотников”, “Знак беды”
  • Борис Васильев “А зори здесь тихие”,”А завтра была война”, “В списках не значился”
  • Константин Воробьёв “Это мы, Господи!”, “Убиты под Москвой”
  • В.Закруткин. “Матерь человеческая”.
  • Э.М. Ремарк «На Западном фронте без перемен» 
  • Леонид Андреев «Красный смех»
  • Светлана Алексиевич «У войны не женское лицо».

Примеры сочинений.

Сочинения по повести Василя Быкова “Сотников”

Сочинения по повести Бориса Васильева “А зори здесь тихие…”

Буктрейлер по повести “А зори здесь тихие…”

leramart7.blogspot.com

Готовимся к ЕГЭ: пример сочинения по литературе

Вопрос, озадачивающий каждого выпускника, которому предстоит сдача ЕГЭ: «Как писать сочинение по литературе?». Итоговая письменная работа является обязательным экзаменом, прохождение которого дает будущему абитуриенту возможность сдачи ЕГЭ. Заветный «зачет» по сочинению — это допуск к экзаменам по другим предметам. Итак, как выглядит идеальный пример сочинения по литературе ЕГЭ?

Технические особенности экзамена

Дата написания итогового сочинения выпускниками назначается на первую среду декабря. На выполнение задания выделяется 3 часа 55 минут. Оценивание работы происходит по системе «зачет/незачет». Требуемый минимум слов — 250, рекомендованный — около 350.

Работа участника должна демонстрировать высокий уровень его культуры речи и широту кругозора выпускника. Сочинение проверяет мышление одиннадцатиклассника, его умение отстаивать собственную точку зрения. Ко всему прочему, итоговое сочинение служит объективным показателем качества усвоения школьной программы, уровня знаний выпускника.

Примечательно, что темы сочинения ЕГЭ по литературе станут доступны лишь за 15 минут до старта экзамена: однако в начале учебного года выпускников уведомят о направлении, в котором будут сформулированы темы. Таким образом, школьникам предоставляется возможность подготовить базу из литературного материала.

«Скелет» сочинения по литературе

Одним из главным критериев оценивания работы является стройность и логическая последовательность предложений. Получив список тем и определив подходящую, следует составить план написания сочинения по литературе ЕГЭ на черновом листке. Также следует тезисно записать основные мысли, идеи и образы, возникшие в голове во время размышлений над заданной темой.

Четкая и ясная структура итогового сочинения — залог успешной сдачи экзамена. Классическая структура работы послужит ориентиром того, как писать сочинение по литературе ЕГЭ. Композиция письменных размышлений должна включать в себя следующие элементы:

1. Вступление.

2. Основная часть.

  • Первая тезисная формулировка + ее аргументация.
  • Вторая тезисная формулировка + ее аргументация.
  • Третья тезисная формулировка + ее аргументация.

3. Заключение.

Следует отметить, что объем основной части сочинения должен превышать объем суммированных вступительной и заключительной частей. Допустимо использование одного тезиса, если он полностью раскрывает тему, а количество слов достигнуто. Тем не менее, педагоги рекомендуют формулировать не менее двух пар «тезис-аргумент».

Вступление — фундамент работы

Вступительная часть сочинения должна познакомить экзаменатора с проблемой. Задача выпускника раскрыть во вступлении тематику, проблематику и актуальность сочинения. В написании первых абзацев работы одиннадцатикласснику помогут ответы на следующие вопросы:

  1. По произведению какого автора пишется сочинение/эссе?
  2. Какие моменты из биографии писателя/поэта известны?
  3. В чем заключается тема и идея произведения?

Важно помнить о балансе содержания и формы, как о секрете качественного и интересного текста.

Секреты написания основной части

Основная часть — это простор для освещения абитуриентом всех своих мыслей и эмоций относительно выбранного персонажа или обстоятельств, в которых он оказался. Сочинение-рассуждение должно строиться с опорой на литературные произведения. Обращаться к художественному тексту следует на уровне аргументации. Пример в сочинении по литературе ЕГЭ (не имеет значения, используется ситуация или отдельный персонаж) должен быть связанным с заданной темой.

Оценочный характер основной части заключается в том, что выпускник должен включить в сочинение собственные рассуждения, отразить эволюцию мысли, дать оценку главному герою или обстоятельствам — это придает работе авторитетность и экспертность.

Концовка: подводим итоги правильно

Продолжительные рассуждения в основной части сочинения должны постепенно формировать определенную итоговую мысль. Заключительная часть — это место для выводов. Примеры сочинений по литературе ЕГЭ показывают, что в заключении работы должен содержаться ответ на вопрос, поставленный во вступительной части. Условно говоря, основная часть — это доказательство приведенного во вступлении тезиса, а концовка — краткая теорема.

Важным этапом написания итогового сочинения является проверка. Школьник должен прочитать текст, корректируя ошибки орфографии, пунктуации и стилистики. Учителя рекомендуют проводить «ревизию» текста в несколько заходов, во время каждого из которых проверять работу на предмет отдельного рода ошибок.

Как будут оценивать экзаменационную работу

Критерии оценивания сочинения ЕГЭ по литературе хранят секрет успешного написания экзаменационной работы. Так, получение «зачета» по сочинению происходит в случае соответствия работы двум главным и одному из второстепенных критериев.

Так, в первую очередь, рассуждения одиннадцатиклассника должны отвечать заданной теме. Вторым важным аспектом в оценке работы являются приведенные аргументы и примеры, источниками для которых могут послужить произведения художественной, публицистической или научной литературы. Проверяя работу выпускника, экзаменаторы уделяют внимание второстепенным критериям: качеству речи, логичности изложения, композиционному построению рассуждений. Безусловно, одним из решающих факторов в оценке сочинения является грамотность и стилистическая составляющая текста. Воспользуйтесь следующим примером сочинения по литературе ЕГЭ.

«Незачет»: что делать?

В случае если, например, сочинение по литературе ЕГЭ не соответствовало первому или второму критерию, то за работу одиннадцатиклассник получит «незачет». Однако не стоит расстраиваться!

Всегда есть возможность отправиться на пересдачу экзамена. Кроме всего прочего, стоит отметить возможность написания итогового сочинения выпускниками прошлых лет, планирующих принимать участие во вступительной кампании текущего года.

Важно понимать, что успешное написание экзаменационной работы во многом зависит от регулярной практики. Не стесняйтесь пользоваться приведенной структурой текста-рассуждения, а также обращайте внимание на примеры сочинения по литературе ЕГЭ — они научат вас работать с любой темой.

fb.ru

Оставить комментарий