Проблемы эффективности в социальной работе – Программа и учебно-методические материалы дисциплины по специальности 35. 00. 00 Социальная работа — Программа

5. Проблемы эффективности в социальной работе

Эффективность
суть
степени
реализации
цели.
Конечным
выражением
этой
степени
служит
результат:
он
совпадает
с
целью
в
большей
или
меньшей
степени.
Сущность
эффективности
социальной
работы
выражается
в
способности
целостной
системы
или
ее
отдельных
элементов
позитивно
реагировать
и
отвечать
на
запросы,
потребности
населения,
прежде
всего
социально
уязвимой
его
части.
Поэтому
понятие
эффективности
социальной
работы
можно
сформулировать
следующим
образом-
это
максимально
возможное
в
данных
условиях
достижение
целей
по
удовлетворению
социальных
потребностей
населения
(клиента)
при
оптимальных
затратах.

Условия
эффективности
существования
системы
социальной
работы:

       
культуро-социосообразность
социальной
работы;

        адекватность
системы
социальным
задачам
и
реальным
возможностям
общества;

        готовность
и
подготовленность
общества
к
реализации
предлагаемой
системы
социальной
работы.

Одним
из
важнейших
условий
совершенствования
организации
социальной
защиты
и
социального
обслуживания
населения
как
составных
частей
всей
социальной
работы,
является
использование
базовой
информации,
объективно
отражающей
состояние
системы
и
ее
элементов.
Роль
инструмента
для
получения
такой
информации
выполняет
система
критериев
и
показателей
эффективности
социальной
работы,
которая
должна
содержать,
как
минимум,
данные
о
клиентах,
предоставленных
им
услугах
и
их
результатах.

Главное,
что
отличает
социальную
работу
от
других
видов
социальной
деятельности
– ее
подчинение
задачам
возрождения
человеческого
достоинства,
вмешательство
в
социальную
среду
ради
преодоления
депревации
и
деструкции,
осуществление
интеграции
социальных,
социокультурных,
психологических
и
физических
влияний
на
личность,
индивидуум,
обеспечение
гармонии
человека
и
среды,
нормальное
социально-психологическое
функционирование
человека
в
различных
ситуациях
и
средах.

Эффективность
деятельности
специалистов
по
социальной
работе
может
определяться
на
основе
как
общих,
так
и
специфических
критериев.
Общие
критерии
эффективности
социальной
работы
служат
для
оценки
ее
эффективности
в
целом,
скажем
в
масштабе
территориальной
социальной
службы
или
отдельного
учреждения
социального
обслуживания
на
определенной
территории,
а
специфические
— для
оценки
основных
видов
социального
обслуживания,
форм
и
методов
социальной
работы
с
различными
категориями
населения.
Выделим
принципы,
на
которых
основывается
эффективность
социальной
работы
с
клиентом:

1)
умение
точно
сформулировать
проблему
клиента;

2)
анализ
факторов,
вызвавших
проблему,
а
также
препятствующих
или
благоприятных
решению
проблемы;

3)
оценка
разрешимости
проблемы;

4)
разработка
плана
действий;

5)
вовлечение
клиента
в
разрешение
проблемы;

6)
оценка
изменений,
достигнутых
в
положении
клиента.

Критерии,
так
же
как
и
показатели
эффективности
осуществления
социальной
работы
в
стране
могут
применяться
на
макроуровне
(на
уровне
государства),
мезоуровне
(республика,
город,
район),
и
микроуровне
(на
уровне
индивида,
клиента).

Что
же
касается
макроуровня,
где,
как
правило,
имеется
в
виду
преодоление
социальных
девиаций
или
стабилизация
негативных
тенденций
социального
здоровья
общества
и
его
постепенное
улучшение,
то
здесь
очень
трудно
выделить
индикаторы,
которые
бы
позволяли
определить
конкретный
вклад
социальных
работников
в
преодоление
таких
девиаций
и
проблем,
как
бедность,
безработица,
бездомность,
социальное
нездоровье
в
виде
наркомании,
алкоголизма,
проституции
т.п.,
так
как
их
решение
во
многом
зависит
от
характера
проведения
социально-экономических
реформ
в
стране,
от
осуществления
социальной
политики,
от
эффективности
реализации
механизма
социальной
безопасности.

На
уровне
всего
общества
можно
оценивать
эффективность
федеральных
целевых
программ,
которые
предусматривают
федеральную
поддержку
различных
регионов
в
развитии
социального
обслуживания
населения.
Например,
в
рамках
президентской
программы
«Дети
России»
реализуются
такие
федеральные
целевые
программы,
как
«Дети-инвалиды»,
«Развитие
социального
обслуживания
семьи
и
детей»,
«Профилактика
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних»,
в
которых
поставлены
различные
общие
задачи
перед
министерствами
и
ведомствами,
имеющими
социальные
службы.

Выделение
средств
из
федерального
бюджета
на
поддержку
территориальных
социальных
служб
в
рамках
указанных
программ,
предусматривает
оценку
деятельности
этих
служб,
определение
эффективности
социальной
работы,
осуществляемой
специалистами
этих
служб.

Большое
значение
в
повышении
эффективности
социальной
работы
имеет
микроуровень-
непосредственно
деятельность
социального
работника
на
уровне
клиента.

Критерии
и
показатели
эффективности
отдельных
специалистов
по
социальной
работе,
прежде
всего
контактных
социальных
работников,
имеют
первостепенное
значение
не
только
для
преодоления
существующего
сочетания
высокого
уровня
профессионализма
специалистов
и
элементарной
некомпетентности
целого
ряда
работников
социальных
служб,
не
только
для
формирования
позитивной
мотивации
профессиональной
деятельности.
Они
нужны
прежде
всего
для
защиты
клиентов
социальных
служб,
исключения
или
смягчения
различного
рода
отклонений
в
социальном
обслуживании
населения.
Здесь
эффективность
социальной
работы
может
выражаться
в
качестве
показателей,
позволяющих
отслеживать
динамику
восстановления
(или
развития)
сущностных
сил
человека
под
влиянием
деятельности
специалиста
по
социальной
работе.

Имеется
количественная
и
качественная
природа
критериев
и
показателей
эффективности
социальной
работы.
В
то
же
время
они
носят
комплексный
характер.
Как
правило,
выделяется
группа
нормативных
критериев,
отражающих
эффективность
процесса
предоставления
социальных
услуг,
и
система
показателей,
позволяющих
определить
состояние
клиентов
социальных
служб.
Непосредственным
основанием
для
выделения
критериев
эффективности
социальной
работы,
осуществляемой
через
социальные
службы,
служат
цели
и
задачи
социального
обслуживания
тех
или
иных
категорий
населения.
При
этом
оправдано
их
подразделение
по
уровням
и
объектам,
т.е.
они
подразделяются
по
уровням:
общество
в
целом,
регион,
населенные
пункты,
районы,
микрорайоны,
по
объектам
— клиент,
малая
социальная
труппа,
община
и
т.п.

Можно
отметить
два
существенных
понимания
эффективности
социальной
работы.
Во-первых,
она
понимается
как
соотношение
достигнутых
результатов
и
затрат,
связанных
с
обеспечением
этих
результатов.
Главное
в
этом
вопросе
— измерение
(описание)
результатов
и
затрат.
Эффективность
может
выражаться
как
расчетная,
планируемая,
а
также
как
фактическая
(реально
достигнутые
результаты
работы
с
клиентами).Во-вторых,
может
использоваться
оценка
эффективности
социальной
работы,
и
в
частности
социального
обслуживания,
по
основным
видам
предоставления
социальных
услуг
или
комплексу
услуг.
В
этом
случае,
а
он,
как
известно,
чаще
всего
применяется,
принципиальная
проблема
– это
определение
субъектов,
которые
высказывают
свои
мнения,
суждения,
умозаключения.
В
их
число,
как
правило,
включаются
руководители
органов
государственного
управления,
лидеры
общественных
объединений,
специалисты
в
области
социальной
работы,
практические
социальные
работники,
инспекторы
— контролеры
и,
конечно,
сами
клиенты.

Четыре
группы
критериев
и
показателей.
Первая
группа
– критерии
и
показатели
эффективности
федеральных
и
региональных
целевых
программ,
направленных
на
развитие
социальной
защиты
и
социального
обслуживания
различных
категорий
населения.
Вторая
– критерии
и
показатели
эффективности
деятельности
социальных
служб.
Третья
– критерии
и
показатели
эффективности
деятельности
специалистов
социальных
служб.
Четвертая
– критерии
и
показатели
эффективности
социального
образования,
и
в
частности
подготовки
и
переподготовки
в
высших
учебных
заведениях
специалистов
по
социальной
работе.

studfiles.net

Проблемы эффективности в социальной работе. — Socialpol

Под Э. понимается следствие, результат какого-нибудь действия. Поскольку разл виды деят-ти существенно отличаются др от др, Э. как рез-т деят-ти выражается по-разному.
При расчете эффективности используется несколько компонентов: результат, цель, затраты и условия труда.
Формула эффективности:   Э=Р/Ц+З+У
Применительно к СР можно расшифровать каждый компонент.
Главная цель СР – удовлетворение потребностей клиентов (подцели: усиление степени самостоятельности, максимальное проявл своих способностей и возм-тей, создание чел-ких условий для проживания и т.д.)
Затраты
• материальные (организация и создание разл соц служб, фин обеспеч потребн клинетов)
• Физические/умственные .
• Временны.
Условия труда
• Санитарно-гигиеннические (микроклимат, освещенность, шум, заболевания)
• Психофизиологические (физ нагрузка, псих напряжение)
• Соц-психологич (соц-психол климат в обществе в целом, в семье)
• Эстетические (интерьер, рабочее место)
Эффек-ть имеет неск выражений, в зависимости от того, что в конкр момент представляет собой СР.
• Эф-ть СР как науки может быть выражена в ур-не знаний, степени приобретенных умений, создании новых технологий, овладении инновационными технологиями.
• Эф-ть СР как учебного процесса может быть выражена как целостное представление выпускников о СР, ее основ направ-х, технологиях. В данном случае Эф – это степень выполнения требования гос стандарта по образов в области СР.
• Эф-ть СР как практической деят-ти отражает степень изученности и удовл-ти соц потребностей разл категор людей, степень их соц защищенности.
Эффективностиь СР также зависит от соц потребностей, например, при работе с малооимущ семьями в первую очередь предусматривают удовлетвор их потреб-стей в норм питании, минимальн жилищ условиях, возм-ти учиться в школе. Работа с инвалид требует удовлетвор потребн в выздоровлении, поддержании здоровья, решение задач, обусловленных их физич и умств ограниченностью.
Те или иные направл соц работы предусматривают удовл раз потребностей. 
Для того чтобы определить практич эффек-ть СР нужны показатели, на которые соц раб-к будет ориентироваться. В нашем случае такими показателями явл: материальное положение (семьи, индивида), состояние здоровья (инвалидность), семейное положение клиента, зависимость (алкоголь, наркотики и др).
Для определения эффективности использую разл методы: сравнит анализ, целенаправл наблюдение, матем моделирование, прогнозирование.
При определ эфф-ти СР нужно учитывать специфику кажд отдельного объекта, каждого вида соц раб, какие технолог необх применить и др.

Записи:
  1. Технологии социальной работы в пенитенциарных учреждениях
  2. Исторические этапы становления социальной работы в России.
  3. Основные цели, задачи и функции социального обслуживания.

socialpol.ru

Проблемы эффективности в социальной работе.

Под
Э. понимается следствие, результат
какого-нибудь действия. Поскольку разл
виды деят-ти существенно отличаются др
от др, Э. как рез-т деятельности выражается
по-разному.
При расчете эффективности
используется несколько компонентов:
результат, цель, затраты и условия
труда.
Формула эффективности:  
Э=Р/Ц+З+У
Применительно к СР можно
расшифровать каждый компонент.
Главная
цель СР – удовлетворение потребностей
клиентов (подцели: усиление степени
самостоятельности, максимальное проявл
своих способностей и возм-тей, создание
чел-ких условий для проживания и
т.д.)
Затраты 
• материальные
(организация и создание разл соц служб,
фин обеспеч потребн
клинетов)
• Физические/умственные
.
• Временны.
Условия
труда 
• Санитарно-гигиеннические
(микроклимат, освещенность, шум,
заболевания)
• Психофизиологические
(физ нагрузка, псих напряжение)
• Соц-психологич
(соц-психол климат в обществе в целом,
в семье)
• Эстетические (интерьер,
рабочее место)
Эффек-ть имеет неск
выражений, в зависимости от того, что в
конкр момент представляет собой
СР.
• Эф-ть СР как науки может быть
выражена в ур-не знаний, степени
приобретенных умений, создании новых
технологий, овладении инновационными
технологиями.
• Эф-ть СР как учебного
процесса может быть выражена как
целостное представление выпускников
о СР, ее основ направ-х, технологиях. В
данном случае Эф – это степень выполнения
требования гос стандарта по образов в
области СР.
• Эф-ть СР как практической
деят-ти отражает степень изученности
и удовл-ти соц потребностей разл категор
людей, степень их соц защищенности.
Эффективностиь
СР также зависит от соц потребностей,
например, при работе с малооимущ семьями
в первую очередь предусматривают
удовлетвор их потреб-стей в норм питании,
минимальн жилищ условиях, возм-ти учиться
в школе. Работа с
инвалид требует удовлетвор потребн в
выздоровлении, поддержании здоровья,
решение задач, обусловленных их физич
и умств ограниченностью. 
Те
или иные направл соц работы предусматривают
удовл раз потребностей.  
Для
того чтобы определить практич эффек-ть
СР нужны показатели, на которые соц
раб-к будет ориентироваться. В нашем
случае такими показателями явл:
материальное положение (семьи, индивида),
состояние здоровья (инвалидность),
семейное положение клиента, зависимость
(алкоголь, наркотики и др).
Для определения
эффективности использую разл методы:
сравнит анализ, целенаправл наблюдение,
матем моделирование, прогнозирование.
При
определ эфф-ти СР нужно учитывать
специфику кажд отдельного объекта,
каждого вида соц раб, какие технолог
необх применить и др.

Объекты и субъекты социальной работы

В
качестве объекта социальной работы в
ее широкой трактовке выступают все
люди, все население. Это объясняется
тем, что жизнедеятельность людей, всех
слоев и групп населения зависит от тех
условий, которые в значительной мере
предопределяются уровнем развития
общества, состоянием  социальной
сферы, содержанием социальной политики,
возможностями ее реализации.
Вместе
с тем население структурировано по
различным основаниям. И в нем выделяют
таких людей, такие группы и слои, которые
оказались в сложно жизненной ситуации,
когда они либо вовсе мне могут, либо
лишь частично могут разрешить возникшие
перед ними социальные и другие
проблемы.
Поэтому при рассмотрении
данного вопроса надо расширить толкование
объекта.
1. Первая группа объектов
социальной работы – это группы населения,
которые оказались в сложной жизненной
ситуации. Когда говорят о практической
социальной работе, то в первую очередь
имеют в виду оказание помощи, поддержки,
социальную защищенность (здоровье,
девиантное поведение, пожилой возраст,
неблагополучное положение семей и отд
категорий гражлан, бехдомность, сиротство
и др)
2. Второй важнейшей группой
объектов социально работы являются
различные сферы жизнедеятельности
людей.
• Сфера производства,
производственной и социальной
инфраструктуры (среда, обстановка,
процесс создания материальных благ;
отрасли, которые обслуживают данную
сферу; население и т.д.).
• Городские,
сельские, а также промежуточные формы
расселения. Важно учитывать размеры
поселений, концентрацию в них населения,
уровень развития производственных сил,
виды производства, насыщенность объектами
культурно-бытового назначения,
благоустройство, развитие транспорта,
средств связи и т.д.
• Сфера
здравоохранения —  система,
государственных и частных учреждений,
проводимые мероприятия по охране
здоровья и др.
• Сфера образования,
включающая все виды и формы обучения,
подготовке и переподготовке  кадров,
соответствующая инфраструктура.
• Сфера
науки (НИИ и лаборатории, учреждения,
коллективы, ученые).
• Культурно-досуговая
сфера – часть нерабочего времени,
используемая на отдых и развлечения.
• Силовые
структуры (подразделения осуществляющие
защиту государства от внешних враждебных
сил и оппозиции внутри страны).
• Пенитенциарная
система – это исправительно-трудовые
учреждения.
• Социально-этническая
среда.
• Сфера бытового
обслуживания.
Таким образом, объектом
социальной работы выступают специфические
сферы жизнедеятельности людей, все люди
(при широкой трактовке), отдельные
личности и группы, нуждающиеся в
постоянной помощи (в узкой трактовке),
попавшие в трудную жизненную
ситуацию.
Субъекты.
Все функции по
оказанию помощи нуждающимся выполняет
субъект социальной работы. К субъекту
относятся все те люди и организации,
которые ведут социальную работу и
управляют ею.’Это и государство в целом,
осуществляющее социальную политику.
Это и благотворительные организации,
общества милосердия типа Общества
Красного Креста и Красного Полумесяца.
Это и общественные организации: Детский
фонд им. В. И. Ленина, Российская ассоциация
социальных служб. Ассоциация социальных
педагогов и социальных работников. Союз
офицеров и др.
Но главным субъектом
социальной работы являются, разумеется,
не организации, не объединения, а люди,
занимающиеся социальной работой
профессионально или на общественных
началах.

studfiles.net

Проблемы эффективности в социальной работе — Социальная работа

Эффективность — соотношение между достигнутыми результатами и затратами, связанными с обеспечением этих результатов. Систему критериев и показателей оценки эффективности социальной работы можно рассматривать как совокупность, упорядоченных, органично связанных характеристик (признаков) и процедур (методик), позволяющих адекватно оценить состояние социальной работы и выявить резервы ее развития.

Специфика социальной работы, имеющей творческий характер не всегда может быть оценена с использованием методик математических зависимостей. Иногда полезным оказывается аналитический метод, который количественно менее точен по сравнению с математическим, но позволяет достаточно полно рассмотреть явления. Оценка эффективности социальной работы должна учитывать как достижения в количественных параметрах, так и в качественных характеристиках.

Эффективность социальной работы, может измеряться в глобальном масштабе (на макроуровне), на среднем уровне (республика, регион, город). Эффективность – это обобщенный интегральный показатель качества системы. Он определяется как внутренними свойствами системы (значениями различных показателей, характеризующих потенциал и ресурсы), так и условиями, в которых система функционирует. Цель социальной службы (СС) – макс. удовлетворение соц. запросов (потребностей) населения при оптимальных затратах. Цель управления СС – создание условий, способствующих достижению целей СС.

Экономическая эффективность управленческой деятельности определяется как соотношение полезного результата (эффекта) и объема использованных (затраченных) ресурсов. Управленческая эффективность – рациональное достижение целей (внутренняя эффективность  характеризует наилучшее использование ресурсов; внешняя эффективность  характеризует достижение организацией цели). Типичной операцией в оценивании качества явл. ранжирование. Объекты (явления, процессы) называют ранжированными, если некоторое их количество упорядочено в соответствии с опред. качеством, которым они обладают в разной степени.

В практике социальной работы ранжирование может применяться в различных ситуациях:

1). Упорядочение объектов (процессов, явлений) с т. з. расположения их в пространстве и времени; такая процедура производится в случае, когда интересуются взаимным, пространственным или временным расположением объектов.

2). Упорядочение объектов в соотв. со степенью выраженности некоторого качества, которую невозможно измерить по к-л объективной шкале.

3). Упорядочение в соотв. с некоторыми измеримыми или поддающимися счету качествами. Например, можно ранжировать людей по степени потери трудоспособности или методы патронажа по распространенности их применения; степень выраженности качества всегда может быть практически измерена.

4). Упорядочение в соотв. с некоторым качеством, которое в принципе измеримо, однако в настоящий момент не м.б. измерено по причинам практического или теоретического характера.

Состав методов оценки эффективности применительно к формам соц. обслуживания: Формы социального обслуживания: 1). Обслуживание на дому. 2). Соц. обслуживание в полустационарных учреждениях. 3). Соц. обслуживание в стационарных учреждениях. 4). Срочное соц. обслуживание.

Применяемые методы оценки эффективности: параметрический, удовлетворение потребностей, затратный, анкетный опрос, беседа, интервью экспертная оценка, динамический, синтетический.

Определение критериев эффективности деятельности организации связ. с системой ценностей, которые меняются во времени, что необходимо учитывать при решении исследовательских задач, выработке стандартов СР.

Вообще, критерий эффективности социальной работы – это признак, на основании которого оценивается результативность социальной работы, другими словами мерило оценки ее эффективности.

Критерии эффективности социальной работы многообразны. Бывают количественные и качественные. В качестве обобщенного критерия эфф-сти соц. деятельности выступают соц. нормативы и стандарты, в сравнении с которыми оцениваются результаты достижения цели. Соц. нормативы – это расчетные величины затрат рабочего времени, мат. и финансовых ресурсов, применяемых в соц. практике. К ним относятся нормативы потребления, системы соц. гарантий, защиты, поддержки населения. Критерии обуславливаются целями и задачами предоставления соц. услуг, и степенью их реализации.

Имеется два взгляда на эффективность социальной работы: 1). Оценка соотношения достигнутых результатов и затрат, связ. с обесп. этих результатов. 2). Оценка эфф-сти СР – мнения, суждения, высказывания субъекта (руководители, клиенты, специалисты, представители контролирующих органов, СМИ), который производит субъективную оценку эфф-сти СР

ifreestore.net

Проблемы эффективности в социальной работе

Понятие эффективности социальной работы и специфика ее проявления в социальной сфере. Критерии эффективности социальной работы: сущность, количественная и качественные характеристики. Гносеологический и аксиологический аспекты критериев эффективности. Система нормативных критериев эффективности. Проблемы нормативных критериев социальной работы на контактном и административном уровнях.

Методы оценки эффективности. Метод «задачи-результаты». Метод «задачи – результаты – затраты». Параметрический метод. Метод факторов эффективности / неэффективности. Метод выявления степени удовлетворения потребностей клиентов. Социологические методы. Статистический анализ. Сравнительный анализ. Социально-демографический анализ.

Понятие критериев эффективности специалиста по социальной работе. Социальная ориентированность специалиста как общий критерий его пригодности к социальной работе. Критерии компетентности социального работника. Взаимосвязь компетентности специалиста с эффективностью социального обслуживания клиентов.

Пути повышения эффективности социальной работы.

а) количественные и качественные показатели эффективности в социальной работе;

б) общие и специфические критерии эффективности в социальной работе.

  • Аминов Н.А. Психодиагностика специальных способностей социальных работников/ Н.А. Аминов, Н.А. Морозов, А.Л. Смятских// Социальная работа. М., 1992. Вып. 2.

  • Баркер Р. Словарь социальной работы/ Р. Баркер. М., 1994.

  • Бернер Г. Теория социально-психологической работы/ Г. Бернер, Л. Юнссон. М., 1992.

  • Данакин Н.С. Технология социальной работы/ Н.С. Данакин. М., 1996.

  • Иванов В.Н. Социальные технологии: Курс лекций/ В.Н. Иванов. М., 1999.

  • Материалы краевого семинара «Проблемы детской инвалидности и пути их решения». Красноярск, 1998. С. 85.

  • Москалева Н.И. Социальная защита малоимущих слоев населения/ Н.И. Москалева// Финансы. 1996. № 7. С. 30.

  • Обучение практике социальной работы. Международный взгляд и перспективы/ Под ред. М. Доэла, С. Шардлоу. М., 1997. Гл. 3, 7,
    12, 13.

  • Обучение социальной работе: преемственность и инновации. М., 1996.

  • Основы социальной работы: Учебник/ Отв. ред. П.Д. Павленок. М.,1998.

  • Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация. М.,1993.

  • Рамон Ш. Милосердие и умение: Социальный работник как профессия/ Ш. Рамон, Т. Шанин// Вестник высшей школы. 1991. № 11.

  • Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т./ Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. М., 1996 — 1997.

  • Словарь-справочник по социальной работе. М., 1997.

  • Справочное пособие по социальной работе. М., 1997.

  • Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. М., 1992.

  • Энциклопедия социальной работы. Т. 1 — 3. М., 1993 — 1994.

  • Понятие социальной практики. Структура, формы и виды социальной практики. Основные компоненты практики социальной работы: цели, задачи, способы вмешательства в проблемы клиента. Понятие «социальные сети». Структура социальных сетей.

    Основные направления практики социальной работы: социальная работа в системе социальной защиты, в образовании, в здравоохранении, в армии; работа с социально незащищенными группами населения и т.д.

    Уровни практики социальной работы: индивидуальный, групповой, общинный, социетальный.

    Формы и методы практики социальной работы: социальная помощь, социальная профилактика, социальная реабилитация, социальная адаптация, социальный контроль и др.

  • Закон РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» № 122-ФЗ от 02.08.95// Собрание законодательства РФ. 1995. № 32. Ст. 3198.

  • Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24.11.95 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.

  • Закон РФ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» № 195-ФЗ от 10.12.95 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4872.

  • Закон Красноярского края «Об основах социального обслуживания населения в Красноярском крае» № 12-386 от 17.12.96// Красноярский рабочий. 1997. 11 янв.

  • Правовая защита семей, воспитывающих детей-инвалидов: Сб. нормат. актов. М.: Минсоцзащиты России, 1996.

  • Сборник нормативно-правовых актов по вопросам социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в нестационарных условиях. Части I, II. М.: Минтруд России, ЦБНТИ, 1997.

  • Баркер Р. Словарь социальной работы/ Р. Баркер. М., 1994.

  • Безлепкина Л.Ф. Социальная защита в действии/ Л.Ф. Безлепкина// Экономика и жизнь. 1996. № 18.

  • Бобков В. Социальное обеспечение: что из зарубежного опыта целесообразно заимствовать/ В. Бобков// Человек и труд. 1998. № 12.

  • Бондаренко И.Н. В интересах пожилых людей/ И.Н. Бондаренко, В.С. Лазарева// Работник социальной службы. 1997. № 1.

  • Введение в социальную работу: Теоретические и прикладные аспекты: Учеб. пособие / Под общей ред. Н.Г. Стойко. Красноярск, 1998.

  • Для семей и детей (о социальной защите в Красноярском крае)// Социальное обеспечение. 1995. № 6. С. 7.

  • Долотин Б. «Старшее поколение». О Федеральной программе/ Б. Долотин// Экономика и жизнь. 1996. № 34.

  • Качанова Е.И. Социальная защита населения в условиях рыночной экономики/ Е.И. Качанова. Екатеринбург, 1994.

  • Леннеер-Аксельсон Б. Психосоциальная работа с детьми и подростками/ Б. Леннеер-Аксельсон// Социальная работа. М., 1992. Вып.1.

  • Леннеер-Аксельсон Б. Психосоциальная помощь населению/ Б. Леннеер-Аксельсон, И. Тюлефорс. М., б/д.

  • Материалы краевого семинара «Проблемы детской инвалидности и пути их решения». Красноярск, 1998.

  • Москалева Н.И. Социальная защита малоимущих слоев населения/ Н.И. Москалева// Финансы. 1996. № 7.

  • Обучение практике социальной работы. Международный взгляд и перспективы/ Под ред. М. Доэла, С. Шардлоу. М., 1997. Гл. 3, 7, 12, 13.

  • Опыт социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Красноярском крае. Красноярск, 1998.

  • Панов А.М. Социальная работа в России/ А.М. Панов. М., 1995.

  • Пинкус А. Практика социальной работы/ А. Пинкус, А. Минахан. М., 1995.

  • Принцип активизации в социальной работе. М., 1997.

  • Приоритетные задачи усиления социальной политики// Российский экономический журнал. 1997. № 5, 6. С. 38.

  • Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т./ Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. М., 1996 — 1997.

  • Саппс М. Опыт социальной работы. Введение в профессию/ М. Саппс, К. Уэллс. М., 1994.

  • Социальная защита граждан в России. М., 1995.

  • Социальная защита семьи и детей (зарубежный опыт). М., 1992.

  • Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. М., 1991. Вып. 1, 2.

  • Социальная поддержка инвалидов, ветеранов войны и труда. М., 1992.

  • Социальная политика в России: Сб. документов. М., 1992.

  • Социальная работа в учреждениях здравоохранения. М., 1992.

  • Социальное обслуживание семьи и детей// О положении детей в Российской Федерации: Ежегодный государственный доклад. 1995 год. М., 1996.

  • Топчий Л.В. Проблемы социального обслуживания в России: достижения и «черные дыры»/ Л.В. Топчий// Ученые записки МГСУ. 1996. № 3.

  • Чорбинский С.И. Социальная работа и социальные программы в США/ С.И. Чорбинский. М., 1992.

  • Энциклопедия социальной работы. Т. 1 — 3. М., 1993 — 1994.

  • Основные тенденции становления социальной работы как научной теории в Европе.

  • Основные тенденции становления социальной работы как научной теории в России.

  • Основные тенденции развития практики социальной работы
    в России.

  • Основные направления государственно-правового регулирования практики социальной работы.

  • Отечественная и западноевропейская парадигмы помощи: сущность и различие.

  • Методы теории социальной работы.

  • Модели и методы социальной работы в социуме.

  • Комплексно-ориентированные модели социальной работы.

  • Психолого-ориентированные модели социальной работы.

  • Социолого-ориентированные модели социальной работы.

  • Взаимосвязь профессиональных ценностей социальной работы и общечеловеческих ценностей.

  • Гуманистические ценности социальной работы и приоритеты социальной политики.

  • Концепция жизненных сил человека, индивидуальной и социальной субъектности в теории и практике социальной работы.

  • Субъектно-объектные отношения в практике социальной работы.

  • Практика социальной работы со случаем.

  • Практика социальной работы с группами.

  • Практика социальной работы в микросоциальной среде.

  • Субъектно-объектная целостность человека и ее учет в социальной работе.

  • Социальная работа и ее взаимосвязь с науками о человеке и обществе (возможны конкретные варианты: социальная работа и социология, социальная работа и психология, социальная работа и социальная педагогика и т.п.).

  • Системный подход в социальной работе.

  • Социальная политика и социальная работа: общее и особенное.

  • Социальная работа как инструментарий социальной политики.

  • Социальное управление и его связь с социальной работой.

  • Социальная сфера и социальная работа: проблемы развития и взаимосвязи в современных условиях.

  • Ресурсные системы социальной сферы и социальная работа: проблемы взаимосвязи.

  • Социальные отношения как основа и предпосылка социальной работы.

  • Социальные права человека и социальная безопасность: проблемы взаимосвязи.

  • Особенности обеспечения социальной безопасности различных категорий населения.

  • Социальная безопасность и социальная работа: их роль в защите интересов и потребностей основных социальных групп и общностей.

  • Организационно-правовые формы социальной защиты населения.

  • Принципы системы социальной защиты населения – научная основа ее становления и развития.

  • Приоритетные направления развития и совершенствования системы социальной защиты населения в современных условиях.

  • Субъекты социальной защиты населения и проблемы активизации их деятельности.

  • Основные теоретические подходы к решению проблем социальной защиты населения в современных условиях.

  • Организационно-правовые основы социальной работы.

  • Общественные и благотворительные организации как субъекты социальной работы.

  • Государственный и негосударственный сектора социальной работы: общее и особенное.

  • Принципы взаимодействия организаций государственного и негосударственного секторов социальной работы.

  • Основные направления социальной политики в области социальной защиты (конкретизировать: пожилых, инвалидов, семьи, детей, молодежи и др.).

  • Здоровье и здоровый образ жизни как целевые параметры социальной работы.

  • Медико-социальные аспекты социальной работы.

  • Теория личности в социальной работе.

  • Проблема социального неравенства и роль социальной работы в ее решении.

  • Бездомность как социальная проблема и пути ее решения в России.

  • Сиротство как социальная проблема.

  • Бедность и нищета как проблемы XXI века.

  • Малообеспеченность как проблема социальной работы.

  • Безработица молодежи как социальная проблема.

  • Одиночество как социальная проблема.

  • Старение населения как социальная проблема.

  • Социальные проблемы молодежи в современных условиях.

  • Социально-экономические проблемы занятости в современных условиях и роль социальной работы в их разрешении.

  • Инвалидность как социальная проблема.

  • Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция.

  • Образ жизни и проблемы семей, имеющих в своем составе
    инвалидов.

  • Концепция независимой жизни и право личности на свободу выбора в демократическом обществе.

  • Государственная социальная политика в отношении инвалидов.

  • Девиантное поведение как проблема социальной работы.

  • Формы проявления девиантного поведения и их содержательная характеристика.

  • Алкоголизация детей и подростков как социальная проблема.

  • Наркомания как социальная проблема.

  • Подростковая преступность как социальная проблема.

  • Жестокое обращение с детьми как социальная проблема.

  • Детская жестокость как социальная проблема.

  • Проституция как социальная проблема.

  • Суицидальное поведение: понятие, типология, причины.

  • Безнадзорность как социальная проблема.

  • Межнациональные конфликты и проблемы социальной работы с вынужденными переселенцами.

  • Клиент социальной работы: типология и классификация.

  • Дети как объект социальной работы (возможна конкретизация: дети-сироты, дети-инвалиды, безнадзорные дети, дети вынужденных переселенцев, одаренные дети и т.п.).

  • Подростки как особый объект социальной работы.

  • Молодежь как объект социальной работы.

  • Семья (конкретизировать: неполная, многодетная, молодая и т.п.) как объект социальной работы.

  • Структура и социальные проблемы современной российской
    семьи.

  • Пожилой человек как объект социальной работы.

  • Лица без определенного места жительства как объект социальной работы.

  • Военнослужащие как объект социальной работы.

  • Вынужденные переселенцы как объект социальной работы.

  • Лица, пострадавшие от радиационного воздействия, как объект социальной работы.

  • Женщины как объект социальной работы (возможна конкретизация: женская безработица, женщины и насилие, материнство, дискриминация женщин и т.п.).

  • Группы социального риска и специфика их изучения в социальной работе.

  • Лица, вышедшие из мест лишения свободы, как объект социальной работы.

  • Инновационные формы подготовки и переподготовки специалистов по социальной работе.

  • Проблемы подготовки специалистов по социальной работе в
    России.

  • Проблемы повышения квалификации и непрерывного обучения профессионального социального работника.

  • Профессионально-этические нормы социальной работы.

  • Нравственные основы в социальной работе с пожилыми.

  • Нравственные основы в социальной работе с инвалидами.

  • Личность специалиста социальной работы и проблемы ее формирования.

  • Проблемы статуса социальной работы в обществе.

  • Функции социального работника как конкретизация его профессиональной деятельности.

  • Формы подготовки социальных работников в России.

  • Формирование многоуровневой системы подготовки специалистов по социальной работе.

  • Профессиональная культура социального работника.

  • Социальный работник как субъект общественных изменений.

  • Основные направления повышения эффективности социальной
    работы.

  • Эффективность социальной работы: методы и методики ее оценки.

  • ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ

  • Актуальность проблем социальной работы в условиях современной России.

  • Эволюция взглядов на социальную работу. Развитие теории социальной работы за рубежом.

  • Понятие социальной работы. Проблема разнообразия определений социальной работы.

  • Объект и предмет теории социальной работы.

  • Основные понятия и категории в теории социальной работы.

  • Основные закономерности и методологические принципы теории социальной работы.

  • Методы теории социальной работы. Метод, методика, методология в социальной работе.

  • Социальная работа в системе научного знания.

  • Социальная работа как наука.

  • Социальная работа как учебная дисциплина.

  • Социальная работа как вид профессиональной деятельности.

  • Социальная работа как институт современного общества.

  • Социолого-ориентированные модели социальной работы.

  • Психолого-ориентированные модели социальной работы.

  • Комплексно-ориентированные модели социальной работы.

  • Социальная работа и философия.

  • Социальная работа и социология.

  • Социальная работа и психология.

  • Социальная работа и социальная педагогика.

  • Социальная работа и медицина.

  • Социальная работа и право.

  • Системный подход в социальной работе.

  • Практика социальной работы: понятие, цели, задачи, средства,
    условия.

  • Понятие «субъект» в практике социальной работы. Основания для классификации.

  • Понятие «объект» в практике социальной работы. Основания для классификации.

  • Субъектно-объектные отношения в практике социальной работы.

  • Понятие «клиент» социальной работы, типы взаимоотношений работник-клиент.

  • Проблемы взаимодействия теории и практики социальной работы.

  • Междисциплинарный и интегративный характер социальной
    работы.

  • Нравственно-гуманистический характер социальной работы.

  • Принципы социальной работы как вида профессиональной
    деятельности.

  • Профессиональные требования к социальному работнику.

  • Основные сферы деятельности и профессиональные/личностные качества социального работника.

  • Проблемы становления и развития многоуровневой системы подготовки социальных работников.

  • Социальное образование: содержание и организация.

  • Уровни социальной работы. Проблема критериев определения уровней социальной работы.

  • Понятие направления в социальной работе. Критерии выделения направлений в социальной работе. Основные направления социальной работы в современном обществе.

  • Проблема разграничения уровней, направлений, форм и методов социальной работы.

  • Социальное обслуживание и его место в системе социальной
    работы.

  • Эффективность социальной работы: общее понятие, составляющие, показатели и индикаторы.

  • Общественно значимые функции социальной работы. Многосубъектность социальной работы как социального института.

  • Государство как субъект социальной работы.

  • Социальные отношения в обществе как предметная сущность социальной работы.

  • Социальные проблемы и противоречия, роль социальной работы в их разрешении.

  • Государственная социальная политика и социальная работа: основные направления взаимодействия.

  • Взаимодействие государственных структур и общественных объединений в формировании и реализации социальной политики.

  • Нормативно-правовые основы социальной работы.

  • Понятие и система социальной защиты: факторы становления и
    развития.

  • Организационно-правовые формы системы социальной защиты; принципы, субъекты, объекты социальной защиты.

  • Соотношение и взаимодействие института права и института социальной работы.

  • Концепции государства всеобщего благосостояния и социального государства. Роль социальной работы в построении и существовании социального государства.

  • Роль социальной работы в реализации дополнительных прав отдельных категорий населения.

  • Организационная структура социальных служб и их функции.

  • Общественные и благотворительные организации социальной
    направленности: формы и методы их деятельности.

  • Специфика социальной работы с различными группами населения.

  • Социализация личности и социальная работа в школе.

  • Социальная работа с подростками с отклоняющимся поведением.

  • Малообеспеченные группы населения как объект социальной
    работы.

  • Проблемы занятости в обществе и социальная помощь
    безработным.

  • Проблемы социальной поддержки пожилых людей и инвалидов.

  • Миграционные процессы в обществе и их социальные последствия.

  • Семья и ее социальная защита.

  • Тенденции развития российского общества и перспективы социальной работы.

  • АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

    Рабочая программа и учебно-методические материалы дисциплины для студентов специальности «Социальная работа»

    Редактор Н.Ф. Ткачук

    Подписано в печать 28.02.2003 г. Формат 60х84/16

    Усл. печ. л. Уч.-изд. л.

    Тираж 80 экз. Заказ

    Красноярского государственного университета.

    660041 Красноярск, пр. Свободный, 79.

    Отдел оперативной полиграфии.

    660075 Красноярск, ул. Маерчака, 6.

    textarchive.ru

    Тема 23. Проблемы эффективности в социальной работе

     

    Понятие эффективности наибольшее развитие и использование получило в экономике, где оно традиционно понимается как соотношение результата и затрат, обеспечивших его получение. Поскольку результат экономической деятельности, в частности, производственной, практически всегда удаётся выразить количественно – в натуральных или денежных единицах, то в экономической науке и практике возможно рассчитать данный показатель и придать ему численное значение. Более того, у экономистов существуют и более конкретные показатели, такие, как эффективность отдельных видов экономической деятельности – эффективность производства, эффективность затрат на персонал, эффективность систем управления производством, эффективность рекламы и т.д.

    Однако использование данного понятия не ограничивается только экономикой. Оно применяется во множестве видов человеческой деятельности, – там, где бывает нужно оценить …
    её результаты. Правда, в отличие от экономической деятельности, в других областях не всегда удаётся придать ей количественный характер, и, как следствие, приходится довольствоваться качественными оценками эффективности. В самом общем смысле эффективность понимается как свойство, характеристика средств или способов человеческой деятельности – а именно, способность данных средств (способов) деятельности приводить к нужному результату, соответствующему цели деятельности.

    Таким образом, в широком философском контексте понятие эффективности выступает как характеристика отношения целей и средств деятельности. Данное значение этого понятия является исторически первым и может характеризовать как отдельные средства и способы деятельности, так и их совокупность, когда они составляют целостную систему. Можно, скажем, оценить эффективность оружия, в том числе и древнего. Например, баллисты и катапульты были эффективным средством при взятии крепостей, а «греческий огонь» доказал свою эффективность при атаке военных кораблей противника. Сегодня мы можем сказать, что противотанковые ракеты – эффективное средство защиты от танков, если они позволяют успешно уничтожать эти машины на поле боя. Оценки эффективности оружия распространены так широко не случайно, поскольку результат их действия жизненно важен для сражающихся, и, кроме того, он виден здесь же, непосредственно во время боя.

    Но не менее важное значение и широкое распространение понятие эффективности получило в гуманитарной деятельности, где целью является помощь человеку, или спасение его жизни. Часто оно используется, к примеру, в медицине, где говорят об эффективности тех или иных лекарственных средств при лечении определённых болезней, или об эффективности медицинских процедур. Результат здесь не менее важен и также нагляден, доступен чувственному восприятию.

    В практической деятельности, где нужно добиться определённого результата, данное понятие часто используется нерефлексивно, или же имплицитно, т.е. неявно содержится в рассуждениях и размышлениях людей и собственной деятельности. Оно «работает» в процессе планирования, осуществления и оценки деятельности как категория, т.е. форма мышления в соответствии с которой строится мышление и практическая деятельность. Древний охотник, к примеру, не знал, что такое эффективность – в том смысле, что он не знал такого понятия. Но он понимал, что если наконечники стрел смазать соком ядовитых растений, то они смогут быстрее убить крупное животное, т.е. дадут больший эффект.

    Таким образом, люди, по существу, думали об эффективности и выбирали наиболее эффективные средства, ведущие к достижению цели столько, сколько существует на земле человечество. Когда первобытный человек, или его предшественник из гоминид, вместо того, чтобы расщеплять кости животных камнем стал обрабатывать этот камень в виде рубила или топора, он стремился к большей эффективности. Так и сегодня, если лекарство помогает нам избавиться от болезни, мы признаём его эффективным средством, если нет – говорим, что оно в данном случае неэффективно. Исторически первое понятие эффективности выступало как показатель способности средства достигнуть результата, т.е. эффективность оценивалась путём сравнения целей и результатов деятельности. Авторы некоторых изданий, в том числе учебных пособий, обозначают данный способ оценки эффективности как метод «задачи-результаты».[51]

    Подобное нерефлексивное использование понятия эффективности продолжалось до тех пор, пока не началась рационализация общественной жизни и деятельности человека. Как известно, данный процесс получил название модернизации и обусловил переход от общества традиционного к обществу индустриальному. До этого времени люди мало задумывались о рациональности своих действий, как и вообще мало что анализировали. Чаще всего они действовали по готовой схеме, в соответствии с традицией, будь то материальное производство, социальное поведение или духовная жизнь.

    Макс Вебер убедительно показал, что модернизация, которую пережило европейское общество, означала переход к рациональной экономике – рыночным отношениям, торговле, разделению труда и т.д., рациональной социальной организации – открытым общностям и высокой мобильности и даже «рациональной» религии – протестантизму. С этого периода люди стали задумываться не только о результате и необходимых средствах для его получения, но и о том, как эти средства или способы можно было бы минимизировать с точки зрения экономии ресурсов без ущерба для результата. Протестантская этика трудолюбия, рациональности и бережливости непосредственно коррелировала с экономической категорией эффективности.

    С дальнейшим развитием человеческой деятельности стали планироваться не только результаты, но и средства, затраты, необходимые для её ведения. Наиболее явно данная закономерность проявляет себя в профессиональных видах деятельности, где существует определённый социальный заказ, разделение труда и источников ресурсов, а значит и внешний контроль, формализованная отчётность о расходовании средств. Соответственно и в государственном секторе, и в частном, действует принцип экономного, рационального расходования средств. Таким образом, стремление к большей эффективности – это проявление рациональности в деятельности, рационального подхода к выбору и расходованию средств. С развитием рыночной экономики и товарно-денежных отношений, люди стали думать не только о результате, но и о цене, которую за него приходится платить. Эффективность стали оценивать количественно – сравнивая затраты и полученные доходы, т.е. экономические результаты.

    В настоящее время в различных областях применяются оба метода оценки эффективности: и затраты-результаты, и задачи-результаты. Как следствие при анализе той или иной деятельности встаёт вопрос выбора методов оценки её эффективности. Метод, построенный на отношении «задач и результатов», отражает в большей степени субъективный аспект деятельности, отражающий стремление общества и человека к определённым целям. Второй метод – «затраты-результаты», отражает, в свою очередь, её объективный аспект, показывая насколько достижимы планируемые результаты в данных исторических условиях. Соответственно, первый способ отражает возможность, как она изображается в наших целях, второй – действительность – то, насколько она позволяет к этим целям приблизиться.

    Первый, метод, допускающий количественную оценку эффективности, широко применяется в экономике. В экономической деятельности в условиях рынка есть возможность уточнения данного понятия, и сегодня, исследуя и описывая процесс организации и осуществления производства, экономическая наука использует такой показатель, как рентабельность (производства, продукции, основных фондов и т.п.), который характеризуется отношением прибыли к стоимости производственных фондов, или затратам, и допускает прямое математическое вычисление. С другой стороны, в рыночной экономике с её стихийным саморегулированием, где нет обязательного планирования наподобие того, которое существовало в командно-административной экономической системе, нет и не может быть чётко поставленных количественно выраженных однозначных целей. В ней действует множество случайных факторов, а бизнес и предпринимательство заранее предполагает готовность участников этой деятельности пойти на риск потери вложений. Соответственно, экономисты чаще сравнивают не цели и результаты, а затраты и полученные результаты.

    В социальной сфере, где основное содержание деятельности представляет собой работу с людьми, эффективность подсчитать сложнее, чем в экономике, так как результат чаще всего невозможно представить в денежном выражении. Зато здесь стоят более определённые цели, сформулированные, исходя из общественных потребностей. Поэтому здесь логично использовать метод оценки эффективности задачи-результаты, когда сравнивается должный, предполагаемый эффект от деятельности социальных служб с реальным результатом их деятельности.

    Простейший вариант подобной качественной оценки строится по принципу эффективно-неэффективно. Он реализуется тогда, когда результат практически совпадает с поставленными целями, или, наоборот, существенно отличается от них. В ситуации, когда результат очевиден, не требуется специального сбора информации и вывод может быть сделан без какого-либо глубоко анализа. Если, скажем, в стране созданы, существуют и функционируют социальные службы, но социальные проблемы как были, так и остаются на том же уровне или, напротив, усугубляются, то можно сделать вывод, что деятельность этой системы неэффективна.

    В данном случае оценка даётся, исходя из сравнения конечного результата деятельности и целей, которые ставит перед этой системой общество и государственное руководство. Вместе с тем, она может не учитывать влияния дополнительных факторов – демографических, техногенных, природных, экономических и т.д. Общая оценка эффективности деятельности системы социальных служб не даёт ответа на вопрос об эффективности работы отдельных звеньев этой системы. Конечный же результат зависит и от эффективности руководства, и от эффективности использования финансовых средств, и от эффективности деятельности самих учреждений и т.д.

    Таким образом, оценивая эффективность института социальной работы, необходимо выделять как эффективность его отдельных элементов, так и общую эффективность функционирования всего института в целом. Наиболее сложным вопросом при определении эффективности в деятельности какой-либо системы, является вопрос о критериях, в соответствии с которыми она будет оцениваться. Под критерием обычно понимают определённый признак системы, на основании которого производится оценка или классификация чего-либо. В случае оценки эффективности деятельности системы, её критерием может выступать соответствие значения какого-либо показателя (или совокупности показателей) эталонным, или плановым значениями, отражающим ожидаемые результаты, или цели деятельности.

    Следовательно, выделяя какой-либо критерий оценки эффективности, в качестве его основы используют некоторые показатели, отражающие существенные стороны функционирования системы и результаты деятельности. В деятельности социального учреждения в качестве показателя может, к примеру, использоваться количество лиц, получивших социальные услуги, а критерием эффективности будет являться соответствие фактического значения этого показателя запланированному.

    Второй способ оценки эффективности, основанный на сопоставлении затрат и результатов, в социальной сфере напрямую, непосредственно не применим, так как результатом деятельности социальных служб является определённое состояние индивида, группы, общности, характер их социальных связей, которые, не имеют прямого денежного выражения. Однако, он может применяться, если этим результаты нормировать, придать им условные значения в рамках специально разработанной шкалы (шкалировать результаты). Тогда можно говорить о том, какие значения данного показателя достигнуты в том или ином учреждении на единицу затрат на данный вид деятельности.

    Однако для того, чтобы подобный критерий был универсальным, необходимо учесть влияние внешних факторов, которые могут быть различными для разных учреждений. Необходимо, чтобы при использовании выбранного критерия они находились в равных условиях. Среди показателей, которые должны быть заложены в качестве основы критериев оценки эффективности деятельности социальных служб, можно выделить объективные и субъективные. Объективные – характеризующие конкретные параметры деятельности самих учреждений, субъективные – оценки клиентов и их удовлетворённость качеством полученных услуг, общественное мнение, характер публикаций в СМИ и т.п. Все показатели должны отвечать определённым требованиям, а именно:

    — они должны быть объективируемы, т.е. поддаваться наблюдению, регистрации, или измерению;

    — показатели должны отражать существенные стороны деятельности учреждений;

    — показатели должны быть нормированными, т.е. учитывающими индивидуальные особенности самого учреждения и влияние внешних факторов.

    Рассмотрим пример. Как мы уже сказали, в качестве одного из показателей может быть использовано количество клиентов, обслуженных данным учреждением за определённый период времени. Данный показатель абсолютный, и не учитывает размеры учреждения и другие факторы. Поэтому точнее оценить результативность деятельности учреждения помогут относительные показатели – нормированные, т.е. полученные в результате соотнесения абсолютного числа клиентов с характеристиками данного учреждения. В нашем случае это будет количество лиц, получивших услуги в учреждении, выраженное в процентах от общего количества мест, либо его штата и т.п.

    Однако и такой показатель будет не совсем точен, поскольку не учитывает профиля социального учреждения и связанной с ним специфики деятельности, а также внешних факторов – количества жителей территории, закреплённой за данным центром, демографический и социальный состав населения, степень социального благополучия/неблагополучия района. Следовательно, в первичный показатель необходимо внести поправки, помножив его на «весовые» коэффициенты, отражающие перечисленные условия.

    Для того чтобы получить многомерную картину деятельности системы социальных служб и оценить эффективность разных её элементов, необходимо использовать различные критерии, опирающиеся на комплекс показателей. Скажем, в случае, если мы хотим оценить эффективность использования помещений и связанных с ними материальных ресурсов, мы должны учитывать наполняемость данного центра. Если же нас интересует эффективность охвата данной категории населения на выделенной территории, то необходимо учитывать процент тех, кто получил услуги центра от общего количества нуждающихся в них жителей этого района.

    Итак, в реальной практике необходимо вводить комплекс различных показателей, на основании которых будет оцениваться эффективность деятельности того или иного учреждения. Каждый из этих показателей необходимо уточнять и корректировать, чтобы он отражал действительный вклад учреждения и его работников, и позволял отфильтровать наложение других факторов, влияющих на формирование общей картины результата их деятельности. Уточнить подобные показатели можно введением нормирующих коэффициентов, отражающих специфику деятельности и разнообразные внешние условия. Более подробно изучением этого вопроса вы займётесь в курсе экономики и менеджмента социальной работы.

    В оценке деятельности социальных учреждений нельзя ограничиваться только такими объективными показателями, ибо это может невольно породить у них стремление к погоне за «планом», ростом показателей ради отчётности. Чтобы этого не происходило, необходимо контролировать и оценивать не только количество, но и качество предоставляемых услуг. Сделать это непросто, учитывая, что результат их деятельности трудно объективировать. Тем не менее, если учесть, что главный объект внимания учреждений социального обслуживания – это их клиенты, то одним из главных показателей качества услуг должна стать удовлетворённость клиента полученными услугами. Современные тенденции в развитии систем контроля качества в самых различных сферах деятельности свидетельствуют о том, что качество всё чаще рассматривается как положительная оценка потребителя. «Субъективные» показатели должны применяться в комплексе с остальными, только так можно получить многомерную картину деятельности учреждений социальной сферы и адекватно её оценить.

    Чтобы оценить эффективность работы системы социальных служб необходимо знать значения многих показателей их деятельности. Для того чтобы иметь подобную всестороннюю информацию о деятельности социальных центров, необходима организация постоянного мониторинга, т.е. систематического наблюдения с измерением (фиксированием) ряда разнообразных показателей. Пока не создано подобной комплексной системы показателей измерения эффективности, а те, что используются, оценивают их деятельность достаточно односторонне, в основном, с точки зрения формальных или количественных показателей.

    Иногда можно встретить возражения против введения «субъективных» показателей, по которым оценивается эффективность работы социальных служб. Часто они строятся на том, что субъективные оценки людей могут не отражать действительной картины, люди могут заблуждаться, неверно оценивать, наконец, проявлять предвзятость. Ответить на данное возражение несложно. Как свидетельствует опыт деятельности различных учреждений, работающих с людьми, там, где к клиентам относятся с доверием, доброжелательно и уважительно, добросовестно выполняют свои обязанности, люди никогда не злоупотребляют подобным доверием. Если же учесть, что за помощью обращается человек в трудной ситуации, возможно в стрессовом состоянии, вряд ли он будет настроен против тех людей, которые ему помогли в эту минуту, или в этот жизненный период.

    Одним из принципов социальной работы, как вы помните, является принцип доверительности. И при умелом привлечении субъектов-клиентов социальных служб к подобному мониторингу можно не опасаться злоупотребления с их стороны оказанным доверием. Существуют, к тому же, различные методики статистической обработки данных, которые позволяют выявить и исключить из рассмотрения крайние, и, следовательно, вероятно ложные оценки. Такие предварительные процедуры, как разъяснительная беседа, или ориентационный семинар по заполнению предложенных форм, объяснение, что неадекватная оценка отразится на работниках данного центра, помогут людям осознать и ответственно относится к участию в комплексном мониторинге деятельности учреждений социальной сферы. Таким образом, необходимо переходить к комплексной оценке эффективности работы учреждений социальной сферы, и чем скорее это произойдёт, тем лучше будет и для клиентов и для самих социальных служб.

    В случае использования «субъектных» показателей, они также нуждаются в переводе в количественную форму. Здесь также можно использовать введение специально разработанной шкалы возможных значений данного показателя. Скажем, пожилому человеку, заполняющему раз в месяц, или раз в полгода анкету комплексного мониторинга работы одного из отделений центра социального обслуживания, который он посещает, на вопрос, как он оценивает его деятельность, можно предложить выбрать одну из нескольких несколько оценок: полностью удовлетворён, вполне удовлетворён, в основном, отчасти удовлетворён и т.д.

    При дальнейшей обработке результатов мониторинга полученные данные необходимо сравнивать с определённым эталоном, который позволил бы определить, высока или нет эффективность работы данного центра. В качестве эталонных можно выбрать усреднённые значения показателей успешно работающих учреждений, т.е. фактически принять их за «эталон» эффективности. Данные эталонные значения необходимо понимать не как наивысшие, или идеальные, а скорее как норму, с которой сравниваются результаты деятельности других учреждений данного типа и на которую они должны ориентироваться. Таким образом, шкалируя результаты деятельности учреждений, можно придавать им количественное выражение, что допускает их измерение и дальнейшую обработку с целью комплексной оценки эффективности их деятельности.

     

    refac.ru

    Тема 23. Проблемы эффективности в социальной работе

    Количество просмотров публикации Тема 23. Проблемы эффективности в социальной работе — 84

    Понятие эффективности наибольшее развитие и использование получило в экономике, где оно традиционно принято понимать как соотношение результата и затрат, обеспечивших его получение. Поскольку результат экономической деятельности, в частности, производственной, практически всœегда удаётся выразить количественно – в натуральных или денежных единицах, то в экономической науке и практике возможно рассчитать данный показатель и придать ему численное значение. Более того, у экономистов существуют и более конкретные показатели, такие, как эффективность отдельных видов экономической деятельности – эффективность производства, эффективность затрат на персонал, эффективность систем управления производством, эффективность рекламы и т.д.

    При этом использование данного понятия не ограничивается только экономикой. Оно применяется во множестве видов человеческой деятельности, – там, где бывает нужно оценить её результаты. Правда, в отличие от экономической деятельности, в других областях не всœегда удаётся придать ей количественный характер, и, как следствие, приходится довольствоваться качественными оценками эффективности. В самом общем смысле эффективность принято понимать как свойство, характеристика средств или способов человеческой деятельности – а именно, способность данных средств (способов) деятельности приводить к нужному результату, соответствующему цели деятельности.

    Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в широком философском контексте понятие эффективности выступает как характеристика отношения целœей и средств деятельности. Данное значение этого понятия является исторически первым и может характеризовать как отдельные средства и способы деятельности, так и их совокупность, когда они составляют целостную систему. Можно, скажем, оценить эффективность оружия, в т.ч. и древнего. К примеру, баллисты и катапульты были эффективным средством при взятии крепостей, а ʼʼгреческий огоньʼʼ доказал свою эффективность при атаке военных кораблей противника. Сегодня мы можем сказать, что противотанковые ракеты – эффективное средство защиты от танков, в случае если они позволяют успешно уничтожать эти машины на поле боя. Оценки эффективности оружия распространены так широко не случайно, поскольку результат их действия жизненно важен для сражающихся, и, кроме того, он виден здесь же, непосредственно во время боя.

    Но не менее важное значение и широкое распространение понятие эффективности получило в гуманитарной деятельности, где целью является помощь человеку, или спасение его жизни. Часто оно используется, к примеру, в медицинœе, где говорят об эффективности тех или иных лекарственных средств при лечении определённых болезней, или об эффективности медицинских процедур.
    Размещено на реф.рф
    Результат здесь не менее важен и также нагляден, доступен чувственному восприятию.

    В практической деятельности, где нужно добиться определённого результата͵ данное понятие часто используется нерефлексивно, или же имплицитно, ᴛ.ᴇ. неявно содержится в рассуждениях и размышлениях людей и собственной деятельности. Оно ʼʼработаетʼʼ в процессе планирования, осуществления и оценки деятельности как категория, ᴛ.ᴇ. форма мышления в соответствии с которой строится мышление и практическая деятельность. Древний охотник, к примеру, не знал, что такое эффективность – в том смысле, что он не знал такого понятия. Но он понимал, что если наконечники стрел смазать соком ядовитых растений, то они смогут быстрее убить крупное животное, ᴛ.ᴇ. дадут больший эффект.

    Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, люди, по существу, думали об эффективности и выбирали наиболее эффективные средства, ведущие к достижению цели столько, сколько существует на земле человечество. Когда первобытный человек, или его предшественник из гоминид, вместо того, чтобы расщеплять кости животных камнем стал обрабатывать данный камень в виде рубила или топора, он стремился к большей эффективности. Так и сегодня, в случае если лекарство помогает нам избавиться от болезни, мы признаём его эффективным средством, в случае если нет – говорим, что оно в данном случае неэффективно. Исторически первое понятие эффективности выступало как показатель способности средства достигнуть результата͵ ᴛ.ᴇ. эффективность оценивалась путём сравнения целœей и результатов деятельности. Авторы некоторых изданий, в т.ч. учебных пособий, обозначают данный способ оценки эффективности как метод ʼʼзадачи-результатыʼʼ.[51]

    Подобное нерефлексивное использование понятия эффективности продолжалось до тех пор, пока не началась рационализация общественной жизни и деятельности человека. Как известно, данный процесс получил название модернизации и обусловил переход от общества традиционного к обществу индустриальному. До этого времени люди мало задумывались о рациональности своих действий, как и вообще мало что анализировали. Чаще всœего они действовали по готовой схеме, в соответствии с традицией, будь то материальное производство, социальное поведение или духовная жизнь.

    Макс Вебер убедительно показал, что модернизация, которую пережило европейское общество, означала переход к рациональной экономике – рыночным отношениям, торговле, разделœению труда и т.д., рациональной социальной организации – открытым общностям и высокой мобильности и даже ʼʼрациональнойʼʼ религии – протестантизму. С этого периода люди стали задумываться не только о результате и необходимых средствах для его получения, но и о том, как эти средства или способы можно было бы минимизировать с точки зрения экономии ресурсов без ущерба для результата. Протестантская этика трудолюбия, рациональности и бережливости непосредственно коррелировала с экономической категорией эффективности.

    С дальнейшим развитием человеческой деятельности стали планироваться не только результаты, но и средства, затраты, необходимые для её ведения. Наиболее явно данная закономерность проявляет себя в профессиональных видах деятельности, где существует определённый социальный заказ, разделœение труда и источников ресурсов, а значит и внешний контроль, формализованная отчётность о расходовании средств. Соответственно и в государственном секторе, и в частном, действует принцип экономного, рационального расходования средств. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, стремление к большей эффективности — ϶ᴛᴏ проявление рациональности в деятельности, рационального подхода к выбору и расходованию средств. С развитием рыночной экономики и товарно-денежных отношений, люди стали думать не только о результате, но и о цене, которую за него приходится платить. Эффективность стали оценивать количественно – сравнивая затраты и полученные доходы, ᴛ.ᴇ. экономические результаты.

    Сегодня в различных областях применяются оба метода оценки эффективности: и затраты-результаты, и задачи-результаты. Как следствие при анализе какой-либо деятельности встаёт вопрос выбора методов оценки её эффективности. Метод, построенный на отношении ʼʼзадач и результатовʼʼ, отражает в большей степени субъективный аспект деятельности, отражающий стремление общества и человека к определённым целям. Второй метод – ʼʼзатраты-результатыʼʼ, отражает, в свою очередь, её объективный аспект, показывая насколько достижимы планируемые результаты в данных исторических условиях. Соответственно, первый способ отражает возможность, как она изображается в наших целях, второй – действительность – то, насколько она позволяет к этим целям приблизиться.

    Первый, метод, допускающий количественную оценку эффективности, широко применяется в экономике. В экономической деятельности в условиях рынка есть возможность уточнения данного понятия, и сегодня, исследуя и описывая процесс организации и осуществления производства, экономическая наука использует такой показатель, как рентабельность (производства, продукции, базовых фондов и т.п.), который характеризуется отношением прибыли к стоимости производственных фондов, или затратам, и допускает прямое математическое вычисление. С другой стороны, в рыночной экономике с её стихийным саморегулированием, где нет обязательного планирования наподобие того, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ существовало в командно-административной экономической системе, нет и не должна быть чётко поставленных количественно выраженных однозначных целœей. В ней действует множество случайных факторов, а бизнес и предпринимательство заранее предполагает готовность участников этой деятельности пойти на риск потери вложений. Соответственно, экономисты чаще сравнивают не цели и результаты, а затраты и полученные результаты.

    В социальной сфере, где основное содержание деятельности представляет собой работу с людьми, эффективность подсчитать сложнее, чем в экономике, так как результат чаще всœего невозможно представить в денежном выражении. Зато здесь стоят более определённые цели, сформулированные, исходя из общественных потребностей. По этой причине здесь логично использовать метод оценки эффективности задачи-результаты, когда сравнивается должный, предполагаемый эффект от деятельности социальных служб с реальным результатом их деятельности.

    Простейший вариант подобной качественной оценки строится по принципу эффективно-неэффективно. Он реализуется тогда, когда результат практически совпадает с поставленными целями, или, напротив — существенно отличается от них. В ситуации, когда результат очевиден, не требуется специального сбора информации и вывод должна быть сделан без какого-либо глубоко анализа. В случае если, скажем, в стране созданы, существуют и функционируют социальные службы, но социальные проблемы как были, так и остаются на том же уровне или, напротив, усугубляются, то можно сделать вывод, что деятельность этой системы неэффективна.

    В данном случае оценка даётся, исходя из сравнения конечного результата деятельности и целœей, которые ставит перед этой системой общество и государственное руководство. Вместе с тем, она может не учитывать влияния дополнительных факторов – демографических, техногенных, природных, экономических и т.д. Общая оценка эффективности деятельности системы социальных служб не даёт ответа на вопрос об эффективности работы отдельных звеньев этой системы. Конечный же результат зависит и от эффективности руководства, и от эффективности использования финансовых средств, и от эффективности деятельности самих учреждений и т.д.

    Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, оценивая эффективность института социальной работы, крайне важно выделять как эффективность его отдельных элементов, так и общую эффективность функционирования всœего института в целом. Наиболее сложным вопросом при определœении эффективности в деятельности какой-либо системы, является вопрос о критериях, в соответствии с которыми она будет оцениваться. Под критерием обычно понимают определённый признак системы, на основании которого производится оценка или классификация чего-либо. В случае оценки эффективности деятельности системы, её критерием может выступать соответствие значения какого-либо показателя (или совокупности показателœей) эталонным, или плановым значениями, отражающим ожидаемые результаты, или цели деятельности.

    Следовательно, выделяя какой-либо критерий оценки эффективности, в качестве его основы используют некоторые показатели, отражающие существенные стороны функционирования системы и результаты деятельности. В деятельности социального учреждения в качестве показателя может, к примеру, использоваться количество лиц, получивших социальные услуги, а критерием эффективности будет являться соответствие фактического значения этого показателя запланированному.

    Второй способ оценки эффективности, основанный на сопоставлении затрат и результатов, в социальной сфере напрямую, непосредственно не применим, так как результатом деятельности социальных служб является определённое состояние индивида, группы, общности, характер их социальных связей, которые, не имеют прямого денежного выражения. При этом, он может применяться, в случае если этим результаты нормировать, придать им условные значения в рамках специально разработанной шкалы (шкалировать результаты). Тогда можно говорить о том, какие значения данного показателя достигнуты в том или ином учреждении на единицу затрат на данный вид деятельности.

    При этом для того, чтобы подобный критерий был универсальным, крайне важно учесть влияние внешних факторов, которые бывают различными для разных учреждений. Необходимо, чтобы при использовании выбранного критерия они находились в равных условиях. Среди показателœей, которые должны быть заложены в качестве основы критериев оценки эффективности деятельности социальных служб, можно выделить объективные и субъективные. Объективные – характеризующие конкретные параметры деятельности самих учреждений, субъективные – оценки клиентов и их удовлетворённость качеством полученных услуг, общественное мнение, характер публикаций в СМИ и т.п. Все показатели должны отвечать определённым требованиям, а именно:

    — они должны быть объективируемы, ᴛ.ᴇ. поддаваться наблюдению, регистрации, или измерению;

    — показатели должны отражать существенные стороны деятельности учреждений;

    — показатели должны быть нормированными, ᴛ.ᴇ. учитывающими индивидуальные особенности самого учреждения и влияние внешних факторов.

    Рассмотрим пример.
    Размещено на реф.рф
    Как мы уже сказали, в качестве одного из показателœей должна быть использовано количество клиентов, обслуженных данным учреждением за определённый период времени. Данный показатель абсолютный, и не учитывает размеры учреждения и другие факторы. По этой причине точнее оценить результативность деятельности учреждения помогут относительные показатели – нормированные, ᴛ.ᴇ. полученные в результате соотнесения абсолютного числа клиентов с характеристиками данного учреждения. В нашем случае это будет количество лиц, получивших услуги в учреждении, выраженное в процентах от общего количества мест, либо его штата и т.п.

    При этом и такой показатель будет не совсœем точен, поскольку не учитывает профиля социального учреждения и связанной с ним специфики деятельности, а также внешних факторов – количества жителœей территории, закреплённой за данным центром, демографический и социальный состав населœения, степень социального благополучия/неблагополучия района. Следовательно, в первичный показатель крайне важно внести поправки, помножив его на ʼʼвесовыеʼʼ коэффициенты, отражающие перечисленные условия.

    Для того чтобы получить многомерную картину деятельности системы социальных служб и оценить эффективность разных её элементов, крайне важно использовать различные критерии, опирающиеся на комплекс показателœей. Скажем, в случае, в случае если мы хотим оценить эффективность использования помещений и связанных с ними материальных ресурсов, мы должны учитывать наполняемость данного центра. В случае если же нас интересует эффективность охвата данной категории населœения на выделœенной территории, то крайне важно учитывать процент тех, кто получил услуги центра от общего количества нуждающихся в них жителœей этого района.

    Итак, в реальной практике крайне важно вводить комплекс различных показателœей, на основании которых будет оцениваться эффективность деятельности того или иного учреждения. Каждый из этих показателœей крайне важно уточнять и корректировать, чтобы он отражал действительный вклад учреждения и его работников, и позволял отфильтровать наложение других факторов, влияющих на формирование общей картины результата их деятельности. Уточнить подобные показатели можно введением нормирующих коэффициентов, отражающих специфику деятельности и разнообразные внешние условия. Более подробно изучением этого вопроса вы займётесь в курсе экономики и менеджмента социальной работы.

    В оценке деятельности социальных учреждений нельзя ограничиваться только такими объективными показателями, ибо это может невольно породить у них стремление к погоне за ʼʼпланомʼʼ, ростом показателœей ради отчётности. Чтобы этого не происходило, крайне важно контролировать и оценивать не только количество, но и качество предоставляемых услуᴦ. Сделать это непросто, учитывая, что результат их деятельности трудно объективировать. Тем не менее, в случае если учесть, что главный объект внимания учреждений социального обслуживания — ϶ᴛᴏ их клиенты, то одним из главных показателœей качества услуг должна стать удовлетворённость клиента полученными услугами. Современные тенденции в развитии систем контроля качества в самых различных сферах деятельности свидетельствуют о том, что качество всё чаще воспринимается как положительная оценка потребителя. ʼʼСубъективныеʼʼ показатели должны применяться в комплексе с остальными, только так можно получить многомерную картину деятельности учреждений социальной сферы и адекватно её оценить.

    Чтобы оценить эффективность работы системы социальных служб крайне важно знать значения многих показателœей их деятельности. Для того чтобы иметь подобную всœестороннюю информацию о деятельности социальных центров, необходима организация постоянного мониторинга, ᴛ.ᴇ. систематического наблюдения с измерением (фиксированием) ряда разнообразных показателœей. Пока не создано подобной комплексной системы показателœей измерения эффективности, а те, что используются, оценивают их деятельность достаточно односторонне, в основном, с точки зрения формальных или количественных показателœей.

    Иногда можно встретить возражения против введения ʼʼсубъективныхʼʼ показателœей, по которым оценивается эффективность работы социальных служб. Часто они строятся на том, что субъективные оценки людей могут не отражать действительной картины, люди могут заблуждаться, неверно оценивать, наконец, проявлять предвзятость. Ответить на данное возражение несложно. Как свидетельствует опыт деятельности различных учреждений, работающих с людьми, там, где к клиентам относятся с доверием, доброжелательно и уважительно, добросовестно выполняют свои обязанности, люди никогда не злоупотребляют подобным доверием. В случае если же учесть, что за помощью обращается человек в трудной ситуации, возможно в стрессовом состоянии, вряд ли он будет настроен против тех людей, которые ему помогли в эту минуту, или в данный жизненный период.

    Одним из принципов социальной работы, как вы помните, является принцип доверительности. И при умелом привлечении субъектов-клиентов социальных служб к подобному мониторингу можно не опасаться злоупотребления с их стороны оказанным доверием. Существуют, к тому же, различные методики статистической обработки данных, которые позволяют выявить и исключить из рассмотрения крайние, и, следовательно, вероятно ложные оценки. Такие предварительные процедуры, как разъяснительная беседа, или ориентационный семинар по заполнению предложенных форм, объяснение, что неадекватная оценка отразится на работниках данного центра, помогут людям осознать и ответственно относится к участию в комплексном мониторинге деятельности учреждений социальной сферы. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, крайне важно переходить к комплексной оценке эффективности работы учреждений социальной сферы, и чем скорее это произойдёт, тем лучше будет и для клиентов и для самих социальных служб.

    В случае использования ʼʼсубъектныхʼʼ показателœей, они также нуждаются в переводе в количественную форму. Здесь также можно использовать введение специально разработанной шкалы возможных значений данного показателя. Скажем, пожилому человеку, заполняющему раз в месяц, или раз в полгода анкету комплексного мониторинга работы одного из отделœений центра социального обслуживания, который он посœещает, на вопрос, как он оценивает его деятельность, можно предложить выбрать одну из нескольких несколько оценок: полностью удовлетворён, вполне удовлетворён, в основном, отчасти удовлетворён и т.д.

    При дальнейшей обработке результатов мониторинга полученные данные крайне важно сравнивать с определённым эталоном, который позволил бы определить, высока или нет эффективность работы данного центра. В качестве эталонных можно выбрать усреднённые значения показателœей успешно работающих учреждений, ᴛ.ᴇ. фактически принять их за ʼʼэталонʼʼ эффективности. Данные эталонные значения крайне важно понимать не как наивысшие, или идеальные, а скорее как норму, с которой сравниваются результаты деятельности других учреждений данного типа и на которую они должны ориентироваться. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, шкалируя результаты деятельности учреждений, можно придавать им количественное выражение, что допускает их измерение и дальнейшую обработку с целью комплексной оценки эффективности их деятельности.

    referatwork.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о