Роль медицинской сестры в профилактике стоматологических заболеваний – Диссертация на тему «Роль гигиениста стоматологического в реализации программ профилактики стоматологических заболеваний в организованных детских коллективах» автореферат по специальности ВАК 14.01.14 – Стоматология

Содержание

Роль медицинской сестры в профилактике заболеваний полости рта 2, Медицина

Пример готовой дипломной работы по предмету: Медицина

ГЛАВА

1. БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПОЛОСТИ РТА И РОЛЬ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР ДЛЯ ИХ УСТРАНЕНИЯ 5

1.1 Количественная оценка микробиоценозов полости рта при заболеваниях пародонта 5

1.2 Роль медицинской сестры для физиотерапии в стоматологии и челюстно-лицевой хирургии 11

ГЛАВА

2. АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОВЕДЕНИЯ РАЦИОНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА У ПАЦИЕНТОВ С ВОСПАЛИТЕЛЬНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ПАРОДОНТА 18

2.1 Материалы и методы исследования 18

2.2 Результаты исследования и их обсуждение 19

2.3 Рекомендации по усилению роли медсестры в профилактике заболеваний полости рта…25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Содержание

Выдержка из текста

Поэтому рациональный уход как самим пациентом за полостью рта, так и медицинским персоналом и врачами является базовым методом профилактики и лечения воспаления тканей пародонта. Цель работы — изучение роли медицинской сестры в профилактике заболеваний полости рта.2) Исследовать роль медицинских сестер для устранения бактериологические причин заболеваний полости рта.

Поэтому рациональный уход как самим пациентом за полостью рта, так и медицинским персоналом и врачами является базовым методом профилактики и лечения воспаления тканей пародонта. Цель работы — изучение роли медицинской сестры в профилактике заболеваний полости рта.2) Исследовать роль медицинских сестер для устранения бактериологические причин заболеваний полости рта.

Цель исследования: Рассмотреть роль медицинской сестры в профилактике заболеваний передающихся половым путем.

Предмет исследования: медицинская сестра, как участник профилактики заболеваний передающихся половым путем Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи: Изучить современные представления об ИППП, как медико-соци альной, клинической и организационной проблеме здравоохранения. Выделить роль медсестры в профилактике заболеваний передающихся половым путем.

Заболевания мочевыделительной системы в настоящее время встречаются достаточно часто и, по данным медицинской статистики, занимают третье место, уступая лишь болезням сердца и органов дыхания. Задача медицинской сестры заключается в организации и оказании сестринской помощи, выполнения плана ухода за пациентами с заболеваниями мочевыделительной системы. Цель: изучить роль медицинской сестры в профилактике заболеваний мочевыделительной системы

В своей повседневной практике медицинскому работнику приходится сталкиваться с различными заболеваниями дыхательной системы. Целью данной работы является определение роли медицинской сестры в профилактике заболеваний органов дыхания.2)определим роль медицинской сестры в профилактике заболеваний органов дыхания.

Теоретическая и методологическая основы исследования. При написании данной выпускной квалификационной работы использованы труды таких авторов, как: Абаев С.В., Алдушин О.В., Асеев А.А., Босырев И.С., Баенкова О.Ф., Внукова Н.П., Галкин А.Н., Глазистов А.П., Жидков С.О., Жарков А.П., Исаев А.Н., Исмаилов Ф.Р. и др.

С учетом актуальности проблем определена цель исследования: изучение деятельности сестринской службы в послеоперационном этапе лечении на примере отделения хирургии

Список источников информации

1. Балян Л.Н. Практические возможности использования предметов и средств гигиены для полости рта при заболеваниях пародонта // Проблемы стоматологии. 2010. № 1. С. 20−23.

2. Витер В.И., Чирков С.В., Литвинов А.В. Диагностика локальных повреждений мягких тканей стенок ротовой полости у живых лиц // Фундаментальные исследования. 2014. № 10−7. С. 1294−1298.

3. Дзгоева Д.К., Золоев Р.В. Применение озонотерапии для лечения кандидоза слизистой оболочки полости рта у пациентов с наличием общего хронического заболевания // Вестник новых медицинских технологий. 2012. Т. 19. № 4. С. 35−36.

4. Дмитриева Э.А. Методические аспекты проведения занятия «первичные (самостоятельные) поражения слизистой полости рта» // Морфологiя. 2014. Т. 8. № 4. С. 66−70.

5. Заидо А., Морозов А.Н., Вечеркина Ж.В., Чиркова Н.В. Роль антисептической лечебно — профилактической жидкости во время стоматологического приема // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2014. Т. 13. № 4. С. 847−849.

6. Карасева В.В., Шнейдер О.Л. Целесообразность и особенности предортопедической хирургической подготовки полости рта сложно-челюстных больных // Проблемы стоматологии. 2014. № 6. С. 36−39.

7. Куттубаева К.Б., Сушко Н.Ю. Алгоритм лечения пациентов с сочетанными заболеваниями слизистой оболочки полости рта и внутренних органов // Вестник КГМА им. И.К. Ахунбаева. 2012. № 2. С. 60−64.

8. Луцкая И. Принципы эстетической стоматологии. — М.: Медицинская литература, 2012. — 212 с.

9. Луцкая И.К., Зиновенко О.Г., Андреева В.А. Кератозы слизистой оболочки полости рта // Здравоохранение (Минск).

2014. № 8. С. 18−25.

10. Никитин В.В., Пашкова Г. С., Исаджанян К.Е., Попова В.М., Жиленков Е. Л Поиск безопасных и эффективных методов коррекции баланса микрофлоры полости рта. Анализ опроса врачей-стоматологов // Пародонтология. 2014. Т. 19. № 2. С. 36−40.

11. Свирин В.В., Богданова В.О., Ардатская М.Д. Состояние микробиоценоза полости рта при воспалительных заболеваниях пародонта и возможность его коррекции // Кремлевская медицина. Клинический вестник. 2010. № 1. С. 11−17.

12. Севбитов А., Браго А., Канукоева Е., Юмашев А., Кузнецова М., Миронов С. Стоматология. Введение в ортопедическую стоматологию. Учебное пособие. Серия: Библиотека ПМГМУ им. И. М. Сеченова. — М.: Феникс, 2015. — 96 с.

13. Севбитов А., Браго А., Канукоева Е., Скатова Е., Кузнецова М., Золотова Е. Стоматология. Введение в кариесологию и пародонтологию. Учебное пособие. Серия: Библиотека ПМГМУ им. И. М. Сеченова. — М.: Феникс, 2015. — 144 с.

14. Янушевич О.О., Айвазова Р.А., Соколова Е.Ю. Фотоактивируемая дезинфекция как альтернатива традиционным методам антисептического воздействия в эндодонтии, пародонтологии и гастроэнтерологии // Эндодонтия Today. 2014. № 3. С. 3−8.

список литературы

referatbooks.ru

Организация профилактики стоматологических заболеваний | Книги по стоматологии

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА К ЕЕ ВНЕДРЕНИЮ

Фундаментом советского здравоохранения является профилактика, определяющая содержание и направление деятельности научных и практических медицинских учреждений. Конкретные формы ее осуществления изменялись иа разных исторических этапах развития человеческого общества, в зависимости от условий общественного и государственного строя, а также от уровня развития науки. П. Г. Дауге (1933) писал, что в первом директивном документе Наркомздрава в 1918 г. основное внимание было уделено развитию профилактических принципов в системе оказания стоматологической помощи населению. В настоящее время в основе организации всех служб здравоохранения лежит профилактический принцип. Единство лечебных и профилактических мероприятий составляет принципиальную основу организации медицинской помощи населению, что обусловливает эффективное внедрение в практику достижений науки. Стоматологическая наука относится к категории прикладных наук, где конечной целью всех исследований является создание эффективных методов лечения и профилактики стоматологических заболеваний.

Исходя из современных представлений об этиологии и патогенезе стоматологических заболеваний и в соответствии с рекомендациями Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения, профилактические мероприятия принято подразделять на первичные, вторичные и третичные. Под первичной профилактикой понимается комплекс общих мероприятий по укреплению здоровья человека в сочетании со специальными, направленными на предупреждение кариеса зубов, заболеваний пародонта, зубочелюстных аномалий и т. д.


Вторичная профилактика представляет собой комплекс методов лечения кариеса зубов и его осложнений, заболеваний пародонта и развившихся зубочелюстных аномалий. При этом используемые методы терапевтических и хирургических вмешательств направлены на обеспечение полноценной функции зубов, пародонта и зубочелюстного аппарата в целом. Основным организационным методом вторичной профилактики является плановое оказание стоматологической помощи (плановая санация) дошкольникам, школьникам, подросткам и взрослым организованных коллективов по участковому принципу. Метод плановой санации, который был использован уже в первые годы Советской власти, в настоящее время стал неотъемлемой частью в лечебно-профилактической деятельности всех стоматологических учреждений страны.

Третичная профилактика в стоматологии — это восстановление утраченной функции зубочелюстной системы в результате потери зубов или вследствие заболеваний, повлекших за собой сложные реконструктивные хирургические операции на лице и челюстях.

Мероприятия по предупреждению стоматологических заболеваний будут эффективными, если они осуществляются в плановом порядке и по комплексной системе, сочетающей в себе все уровни программы профилактики.

Конкретные меры и организационные принципы их использования изложены в методических указаниях Министерства здравоохранения СССР «Комплексная система профилактики стоматологических заболеваний» (1979). Теоретическим обоснованием для внедрения методов профилактики стоматологических заболеваний послужили исследования по развитию, структуре и функции зубов пародонта и зубочелюстного аппарата в

целом. Одним из важнейших методов комплексной системы профилактики является метод медико-педагогического убеждения в санитарно-гигиеническом обучении и воспитании детей и взрослых. Рекомендованные к применению методы и средства профилактики способствуют повышению резистентности зубов и пародонта или купируют патологические процессы на стадии предболезни. В течение ряда лет программа профилактики в соответствии с методическими указаниями Министерства здравоохранения  в порядке широкого эксперимента внедрялась в некоторых городах и селах нашей страны. В определенный возрастной период жизни человека программой предусмотрены соответствующие методы профилактики:

—    период беременности:

—    санитарно-просветительная работа;

— сбалансированное питание;

—    всесторонняя стоматологическая помощь;

—    дети в возрасте до 5 лет:

— рациональный режим питания с ограничением сахарозы;

—    предупреждение вредных привычек;

—    систематическое потребление препаратов фтора в местностях с недостаточным его содержанием в воде;

—    обучение гигиене полости рта и ее регулярное использование;

—    регулярная стоматологическая помощь;

—    дети в возрасте от 6 до 15 лет:

—    рациональный режим питания с ограничением сахарозы;

—    регулярная санитарно-просветительная работа;

—    регулярная гигиена полости рта;

—    систематическое потребление препаратов фтора;

—    местная обработка тканей зуба реминерализующими средствами и препаратами, предупреждающими образование зубного налета;

—    стоматологическая помощь в полном объеме; — подростки:

—    регулярная индивидуальная и профессиональная гигиена полости рта;

—    местное использование противокариозных средств;

—    сбалансированное питание;

—    регулярная стоматологическая помощь в полном объеме;

—    выявление и устранение профессиональных вредностей;

— взрослое население:

—    адекватная индивидуальная и профессиональная гигиена полости рта;

—    своевременная стоматологическая помощь в полном объеме;

—    устранение вредных привычек (курение) и профессиональных вредностей.

Внедрению комплексной системы профилактики, как показал опыт, накопленный в нашей стране, должны предшествовать следующие мероприятия:

—    определение контингента населения, где планируется проведение работы, выделение соответствующей численности врачей и среднего медицинского персонала, которые будут осуществлять реализацию программы;

—    изучение распространенности стоматологических заболеваний (кариес зубов, заболевание пародонта, флюороз, очаговая деминерализация и др.) у этого контингента и приобретение в достаточном количестве средств профилактики в соответствии с численностью населения, уровнем и характером заболеваемости;

—    изучение характера питания соответствующего контингента населения;

—    определение уровня содержания фтора в различных источниках и, как минимум, в питьевой воде;

—    определение уровня гигиенических знаний и состояния гигиены полости рта у разных групп населения.

Остановимся вкратце на общей характеристике каждого из этих мероприятий. Имеющийся опыт внедрения комплексной системы профилактики свидетельствует о высокой ее эффективности в предупреждении стоматологических заболеваний среди беременных женщин, детей дошкольного и школьного возраста, подростков, обучающихся в ПТУ, студентов вузов. Малоэффективна программа первичной профилактики оказалась при попытке ее внедрения на заводах и фабриках в связи со значительной разницей в возрасте рабочих, а также сравнительно высокой текучестью кадров. Поэтому при организации внедрения комплексной профилактики в первую очередь следует проводить работу в женских консультациях, детских садах, школах, ПТУ и техникумах, вузах.

Количество врачебного персонала, участвующего в реализации программы профилактики, определяется численностью контингента населения, где оно осуществляется, а также общей обеспеченностью врачами в данном регионе. Что касается медицинских сестер, то специальные подсчеты, исходя из имеющегося опыта, показали необходимость выделения 1 медицинской сестры на каждые 500 человек. При этом следует иметь в виду, что квалифицированные медицинские сестры могут выполнять до 80% общего объема работы. Здесь имеется в виду работа по гигиеническому воспитанию, непосредственное проведение профилактических процедур, контроль за индивидуальным использованием средств профилактики и т. д. Нормативов медицинского персонала, необходимого для осуществления программы первичной профилактики, пока не установлено.

Далее приступают к изучению распространенности стоматологических заболеваний и условий их возникновения. В ходе эпидемиологических исследований определяют уровень интенсивности кариеса зубов, заболеваний пародонта, зубо-челюстных аномалий и других видов патологии.

В настоящее время общепринятым показателем интенсивности кариеса зубов является индекс КПУ. Анализ обширного материала о распространенности и интенсивности кариеса зубов, проведенный Всемирной организацией здравоохранения (1980), позволил группе экспертов прийти к заключению, что величина индекса КПУ у детей в возрасте 12 лет, у подростков и юношей в возрасте 15 и 19 лет, у взрослых в возрасте 35—44 лет в полной мере отражает состояние заболеваемости зубов в каком-либо регионе. Для оценки уровня заболеваемости кариесом зубов у детей в возрасте 12 лет, ВОЗ * рекомендует следующие категории:

—    очень низкий при КПУ 0—1,1;

—    низкий    » » 1,2—2,6;

—    умеренный » » 2,7—4,4;

—    высокий    » » 4,5—6,5;

—    очень высокий » » 6,6 и выше.

Оценку состояния пародонта осуществляют путем вычисления в процентах лиц, имеющих зубные отложения, а также патологические изменения в нем. ВОЗ

считает, что состояние пародонта у детей в возрасте 15 лет в достаточной мере отражает распространенность заболеваний пародонта у группы населения конкретного района. Рекомендуется для общей оценки использовать 3 категории интенсивности заболеваний: низкая, умеренная и высокая.

Оценка состояния гигиены полости рта в большей группе населения также определяется путем установления процента лиц, имеющих мягкие зубные отложения в период обследования и в зависимости от возраста.

Методы эпидемиологических исследований для оценки состояния зубов, пародонта и гигиены полости рта изложены в главе II.

В настоящее время доказано, что характер питания человека отражается на состоянии зубов, пародонта и слизистой оболочки полости рта. Дефицит жизненно необходимых компонентов питания (белки, витамины, минеральные вещества) приводит к развитию кариеса зубов, заболеваний слизистой оболочки рта и пародонта. Большое значение имеет и качество продуктов питания, характер приготовления пищи. Все эти вопросы необходимо изучать до начала внедрения комплексной системы профилактики.

Важнейшим вопросом предварительного периода внедрения программы профилактики является определение содержания фтора в возможных источниках поступления его в организм. Оптимальное, поступление фтора в организм достигается в настоящее время разными путями. В нашей стране, как и во многих странах мира, наиболее эффективным считается метод искусственного обогащения питьевой воды препаратами фтора до оптимальных концентраций. Как показали многочисленные исследования у детей, пользовавшихся фторированной водой с рождения, к 6 годам кариеса молочных зубов и к 12 годам кариеса постоянных зубов вдвое меньше, чем у детей, проживавших в местностях с низким содержанием фтора в питьевой воде.

Однако искусственное фторирование воды возможно лишь при наличии централизованного снабжения водой. Оно может осуществляться путем смешивания двух источников питьевой воды, в одном из которых содержание фтора превышает оптимальный уровень, а также путем добавления препаратов фтора в центральный источник. Технологическое оснащение и строительство установок для фторирования питьевой воды обеспечи

вает Министерство коммунального и бытового хозяйства, а санитарный контроль на местах осуществляют органы Главного санитарно-эпидемиологического управления Министерства здравоохранения. Вполне понятно, что инициатива организации фторирования питьевой воды должна принадлежать главным стоматологам районных, городских, областных отделов здравоохранения и министерств здравоохранения республик, а также правлениям научных обществ на местах.

Фторирование питьевой воды является составной частью программы профилактики кариеса зубов. Исследования, проведенные в Центральном научно-исследовательском институте стоматологии, свидетельствуют и о благотворном влиянии фтора при заболеваниях пародонта. Известно, что оптимальным содержанием фтора в воде является 1 мг/л (0,8—1,2 мг/л). Однако общее количество принятого с питьевой водой фтора зависит от температуры воздуха (жители жарких климатических зон больше потребляют воды и ежедневная их доза фтора увеличивается). ВОЗ рекомендует придерживаться данных, полученных в США, об оптимальных дозах фтора в зависимости от климатических условий (табл. 5) .

В целом же искусственное фторирование питьевой воды рекомендуется в местностях, где естественное содержание фтора в источниках питьевой воды не более чем 0,7 мг/л.

Одним из обстоятельств, которое сдерживает повсеместное фторирование питьевой воды, является сравнительно высокая стоимость оборудования для фторирования и содержания персонала для контроля работы фтораторных установок. В больших странах нелегкой проблемой является также производство и доставка на места соответствующих препаратов.

В связи с этим в ряде стран используется другой метод дополнительного обогащения организма человека фтором — назначение таблеток фтористого натрия детям. Ощутимый противокариозный эффект отмечается, если дети принимают таблетки в течение 6—8 лет и не менее чем 250 дней в году. Ежедневная доза в зависимости от возраста ребенка колеблется от 0,5 до 2 мг фтористого натрия (табл.6).

 

Помимо таблеток препараты фтора можно назначать в растворе воды, в минеральной воде. Дети могут принимать под контролем соответствующее количество этой воды. При этом следует концентрацию рассчитать так, чтобы ребенок запомнил, что ему в течение дня нужно выпить, например, стакан или полстакана фторированной воды.

При любом методе дополнительного введения препаратов фтора в организм необходим постоянный контроль за состоянием зубов у детей, организация которого лежит на главных стоматологах соответствующих органов здравоохранения. Наш опыт свидетельствует о необходимости проведения ежегодных осмотров детей, которым оказывается профилактическая помощь. Однако врачи-стоматологи должны в ходе плановых санаций постоянно фиксировать внимание на ранней диа

гностике флюороза зубов как первого признака перенасыщения организма фтором.

Исследованиями последних лет доказана необходимость сочетанного использования препаратов фтора — приема внутрь и поверхностной обработки зубов. Для местной их обработки применяют растворы фтора, гелевые препараты, зубные пасты, а также фтористый лак. Помимо препаратов фтора, поверхность зубов необходимо обрабатывать другими реминерализующими средствами (ремодент, глюконат кальция). Для внедрения этих методов профилактики не требуется специальных условий. Организаторы стоматологической службы должны своевременно обеспечить представление заявок на эти препараты в магазины «Медтехника» в соответствии с реальной потребностью. Предварительные подсчеты показывают, что для одной профилактической обработки зубов ребенка требуется 1 г фтористого натрия и 0,5 ремодента. Исходя из программы профилактических мероприятий и числа детей в конкретном регионе, которым будет проведена обработка зубов (зависит от наличия медицинского персонала), составляется заявка на определенное количество средств профилактики.

Завершающим этапом предварительного периода внедрения программы профилактики является определение уровня гигиенических знаний разных групп населения. Оно может осуществляться путем опроса детей и взрослых или путем заполнения ими соответствующих анкет. При этом необходимо выяснить насколько каждый человек ориентируется в. следующих вопросах:

—    сущность и распространенность кариеса зубов и заболеваний пародонта, зубочелюстных аномалий, их симптомы, влияние на общее состояние здоровья;

—    основные причины, приводящие к возникновению стоматологических заболеваний;

—    потребность и регулярность посещения врача-стоматолога, причина возникновения боли до лечения и в период лечения;

—    влияние осложнений кариеса зубов, заболеваний пародонта на общее состояние здоровья;

—    роль гигиены полости рта в профилактике стоматологических заболеваний, правила пользования доступными средствами гигиены;

— роль питания в возникновении кариеса зубов и заболеваний пародонта.

В последующей работе, исходя из уровня гигиенических знаний, проводится санитарно-гигиеническое обучение разных групп населения.

Результаты наших исследований свидетельствуют о еще недостаточном уровне знаний детей, педагогов и родителей. Вероятно, это происходит потому, что пропаганда знаний по профилактике стоматологических заболеваний среди населения сводится лишь к предоставлению элементарных сведений, которые не могут повлиять на гигиеническое поведение населения. Это значит, что простая информация о гигиеническом воспитании должна быть заменена целенаправленным, научно обоснованным санитарным просвещением и прежде всего среди родителей, детей, педагогов, медицинских работников школ, воспитателей детских учреждений.

По нашим данным, у детей в возрасте 7—15 лет отмечается крайне неблагоприятное гигиеническое состояние полости рта, которое способствует росту заболеваемости кариесом зубов и заболеваний пародонта. Распространенность их достигает 100% в подростковом возрасте, а дети в возрасте 7—8 лет относятся к группе повышенного риска заболеваемости кариесом зубов, так как именно в этом возрастном периоде начинается смена молочных зубов на постоянные и формируется постоянный прикус.

Неудовлетворительное гигиеническое состояние полости рта у детей часто определяется не только неосознанностью действий ребенка, недостаточностью его гигиенических знаний, неумением чистить зубы, но и отсутствием примера и контроля со стороны старших в семье. Мы считаем, что усилия педагогов и медицинских работников должны быть направлены на всестороннее повышение эффективности преподавания школьникам вопросов гигиены с учетом современных достижений медицинской науки, в том числе и стоматологии.

Несмотря на то что клинические методы профилактики заболеваний зубов, а также новые методы, основанные на познании процесса деминерализации эмали зубов, уже прочно утвердились в стоматологической практике, методология системы пропаганды медицинских знаний и сегодня представляет собой актуальную проблему.

В нашей стране целенаправленные научные исследования по организации, содержанию и методике санитарного просвещения относятся к 30-м годам. В 1933 г.

в школах были введены учебные программы, построенные по предметному принципу. На ,протяжении многих лет работа по гигиеническому обучению и воспитанию школьников постоянно совершенствовалась.

Однако данные литературы позволяют сделать вывод, что санитарно-просветительная работа по пропаганде правил личной гигиены полости рта проводится еще недостаточно. Все усилия педагогов и медицинских работников сводятся к тому, чтобы сформировать у школьников элементарные знания по гигиене. Многие исследователи убедительно доказали, что такие знания не могут влиять на гигиеническое поведение населения. Для этой цели необходима целенаправленная медико-педагогическая работа, базирующаяся на закономерности связей между этиологией, патогенезом и клиническими проявлениями болезни.


Знакомство с наукой и методической литературой по санитарному просвещению в некоторых школах показало полное отсутствие наглядных пособий, предназначенных для гигиенического обучения и воспитания учащихся. Крайне ограниченное число плакатов (1—2), как и санитарный бюллетень, находится в медицинском кабинете и никакого познавательного значения для школьников не представляют.

У педагогов начальных классов отсутствуют планы и конспекты занятий по гигиеническому обучению и воспитанию учащихся. Уроки охраны здоровья не включены в общешкольное расписание занятий. Это свидетельствует об игнорировании медицинских уроков руководством школ. Из опроса педагогов некоторых школ Москвы выяснилось, что уроки практической гигиены в 1—3 классах заключаются в виде 15—20-минутных бесед 3—4 раза в месяц по усмотрению учителя. В 4-м классе вопросы охраны здоровья включены в программу занятий по природоведению. Проведенное Л. P. Kaceновой (1981) наблюдение за педагогическими процессами показало, что учителя излагают устаревшие данные и не применяют наглядных материалов и пособий. Практическая проверка гигиенических навыков у школьников не осуществляется.

Анализ данных главных врачей домов санитарного просвещения позволил сделать вывод, что состояние гигиенического обучения и воспитания в обследованных школах идентично с постановкой этой работы во всех школах Москвы. Причиной этого является, на наш взгляд, недостаточное количество методических материалов и наглядных пособий, отсутствие контакта между педагогами и врачами, что обусловливает низкий уровень ведения уроков охраны здоровья.

Таким образом, высокая распространенность стоматологических заболеваний среди школьников, недостаточная осведомленность родителей, педагогов и школьников в вопросах профилактики заболеваний зубов и пародонта, неудовлетворительная работа школ по пропаганде правил личной гигиены полости рта требуют активных действий со стороны врачей-стоматологов.

 

 

 

stomekspert.ru

Роль медицинской сестры в профилактике заболеваний полости рта., Медицина

Пример готовой дипломной работы по предмету: Медицина

Содержание

ГЛАВА

1. БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПОЛОСТИ РТА И РОЛЬ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР ДЛЯ ИХ УСТРАНЕНИЯ 5

1.1 Количественная оценка микробиоценозов полости рта при заболеваниях пародонта 5

1.2 Роль медицинской сестры для физиотерапии в стоматологии и челюстно-лицевой хирургии 11

ГЛАВА

2. АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОВЕДЕНИЯ РАЦИОНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА У ПАЦИЕНТОВ С ВОСПАЛИТЕЛЬНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ПАРОДОНТА 18

2.1 Материалы и методы исследования 18

2.2 Результаты исследования и их обсуждение 19

2.3 Рекомендации по усилению роли медсестры в профилактике заболеваний полости рта…25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Выдержка из текста

Применение физических факторов в стоматологии имеет отличия от их использования в других медицинских специальностях. Это необходимость специальной подготовки врачей и среднего медицинского персонала, учета особенностей анатомо-физиологического строения челюстно-лицевой области, применения специально изготовленных электродов и аппаратов и специально разработанных и внутриполостных методик, тщательный подбор доз физиотерапевтических факторов и длительности курса, повышенные требования к стерилизации. Кроме того, физические факторы в стоматологии используются так же для диагностических целей и хирургических мероприятий.

Актуальность работы.

Многочисленные данные литературы свидетельствуют о том, что низкий уровень индивидуальной гигиены полости рта является одной из причин возникновения и прогрессирования воспалительных заболеваний тканей пародонта .

Мягкий зубной налет, скапливаясь в области шеек зубов и в межзубных промежутках, способствует запуску механизма деструкции всего пародонтального комплекса, начиная с воспаления десны и разрушения зубодесневого прикрепления и заканчивая тяжелым деструктивным процессом в костной ткани альвеолярных отростков челюстей .

Отсутствие своевременного и качественного гигиенического ухода за полостью рта приводит к тому, что патогенное действие микроорганизмов продолжается, и воспаление приобретает хроническое течение. Поэтому рациональный уход как самим пациентом за полостью рта, так и медицинским персоналом и врачами является базовым методом профилактики и лечения воспаления тканей пародонта.

Несмотря на наличие самых разнообразных гигиенических средств на современном рынке и активную пропаганду в средствах массовой информации состояние гигиены полости рта у подавляющего большинства населения остается неудовлетворительным. Именно поэтому проблема гигиенического воспитания населения, мотивации к рациональной гигиене полости рта на приеме у врача-стоматолога остается по-прежнему чрезвычайно актуальной.

Цель работы — изучение роли медицинской сестры в профилактике заболеваний полости рта.

Задачи исследования:

1. Изучить бактериологические причины заболеваний полости рта.

2) Исследовать роль медицинских сестер для устранения бактериологические причин заболеваний полости рта.

3) Дать анализ роли медицинской сестры для физиотерапии в стоматологии и челюстно-лицевой хирургии.

4) Исследовать проведение рациональной гигиены полости рта у пациентов с воспалительными заболеваниями пародонта.

Список использованной литературы

1. Балян Л.Н. Практические возможности использования предметов и средств гигиены для полости рта при заболеваниях пародонта // Проблемы стоматологии. 2010. № 1. С. 20−23.

2. Витер В.И., Чирков С.В., Литвинов А.В. Диагностика локальных повреждений мягких тканей стенок ротовой полости у живых лиц // Фундаментальные исследования. 2014. № 10−7. С. 1294−1298.

3. Дзгоева Д.К., Золоев Р.В. Применение озонотерапии для лечения кандидоза слизистой оболочки полости рта у пациентов с наличием общего хронического заболевания // Вестник новых медицинских технологий. 2012. Т. 19. № 4. С. 35−36.

4. Дмитриева Э.А. Методические аспекты проведения занятия «первичные (самостоятельные) поражения слизистой полости рта» // Морфологiя. 2014. Т. 8. № 4. С. 66−70.

5. Заидо А., Морозов А.Н., Вечеркина Ж.В., Чиркова Н.В. Роль антисептической лечебно — профилактической жидкости во время стоматологического приема // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2014. Т. 13. № 4. С. 847−849.

6. Карасева В.В., Шнейдер О.Л. Целесообразность и особенности предортопедической хирургической подготовки полости рта сложно-челюстных больных // Проблемы стоматологии. 2014. № 6. С. 36−39.

7. Куттубаева К.Б., Сушко Н.Ю. Алгоритм лечения пациентов с сочетанными заболеваниями слизистой оболочки полости рта и внутренних органов // Вестник КГМА им. И.К. Ахунбаева. 2012. № 2. С. 60−64.

8. Луцкая И. Принципы эстетической стоматологии. — М.: Медицинская литература, 2012. — 212 с.

9. Луцкая И.К., Зиновенко О.Г., Андреева В.А. Кератозы слизистой оболочки полости рта // Здравоохранение (Минск).

2014. № 8. С. 18−25.

10. Никитин В.В., Пашкова Г. С., Исаджанян К.Е., Попова В.М., Жиленков Е. Л Поиск безопасных и эффективных методов коррекции баланса микрофлоры полости рта. Анализ опроса врачей-стоматологов // Пародонтология. 2014. Т. 19. № 2. С. 36−40.

11. Свирин В.В., Богданова В.О., Ардатская М.Д. Состояние микробиоценоза полости рта при воспалительных заболеваниях пародонта и возможность его коррекции // Кремлевская медицина. Клинический вестник. 2010. № 1. С. 11−17.

12. Севбитов А., Браго А., Канукоева Е., Юмашев А., Кузнецова М., Миронов С. Стоматология. Введение в ортопедическую стоматологию. Учебное пособие. Серия: Библиотека ПМГМУ им. И. М. Сеченова. — М.: Феникс, 2015. — 96 с.

13. Севбитов А., Браго А., Канукоева Е., Скатова Е., Кузнецова М., Золотова Е. Стоматология. Введение в кариесологию и пародонтологию. Учебное пособие. Серия: Библиотека ПМГМУ им. И. М. Сеченова. — М.: Феникс, 2015. — 144 с.

14. Янушевич О.О., Айвазова Р.А., Соколова Е.Ю. Фотоактивируемая дезинфекция как альтернатива традиционным методам антисептического воздействия в эндодонтии, пародонтологии и гастроэнтерологии // Эндодонтия Today. 2014. № 3. С. 3−8.

referatbooks.ru

2.Профилактика заболеваний

*** Взято с http://doctoraspirin.narod.ru ***

Понятие о профилактике стоматологических заболеваний

« Любите своего врача, пока вы здоровы, когда вы заболеете – убейте своего врача ». (древний Китай).

На данный момент во всем мира 2 самые распространенные стоматологические заболевания – кариес и заболевания пародонта.

Основной упор в России делается на лечение уже имеющихся заболеваний в ПР, но упора на профилактику нет. Необходимо перераспределение кадров. Зубные врачи переучиваются на стоматологов – гигиенистов. Выполняют: профессиональная гигиена ПР, герметизация фиссур, коррекция питания, обучение гигиене ПР.

В России отсутствуют государственные программы профилактики.

Профилактика– (от греч – предохранительный) система государственных, социальных, гигиенических и медицинских мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждения заболеваний.

Профилактика стоматологических заболеваний– обеспечивает высокого уровня здоровья ПР, предупреждает стоматологические заболевания.

Все мероприятия по профилактике делятся:

I Государственные

Самые обширные, захватывают население всей страны, целью является воспитание целого поколения населения с высоким уровнем здоровья.

Составляющие:

а) Охрана здоровья беременной женщины(во внутриутробном периоде закладывается 70% здоровья человека, закладка зубов, формирование челюстей и мягких тканей ПР). проводится антенатальная профилактика – воздействие на организм плода с целью создания у него выс ур здоровья ч/з организм беременной женщины.

Пример: в Шведции работает такая программа. Беременные женщины проходят курс обучения о том, как сохранить свою ПР здоровой и ПР ребенка. После обучения они сдают экзамен, при успешной сдаче они получают финансовое вознаграждение.

б) Охрана детства

в) Охрана окружающей среды

Контроль за системой оказания стоматологической помощи населению

Производство средств гигиены ПР и средств профилактики

Внедрение в массовый выпуск различных продуктов, содержащих сахарозаменители

II Социальные мероприятия.

Реализуются на уровне города, области, района, учреждения.

Составляющие:

  1. Финансирование профилактической работы в школы, дет. садах, яслях

  2. Внедрение здорового образа жизни (рациональный режим труда, отдыха и питания)

  3. Закупка средств гигиены

  4. Организация уголков и комнат здоровья

III Гигиенические мероприятия

Внедрение гигиенического обучения и воспитания детей и взрослых по вопросам профилактике стоматологических заболеваний.

Составляющие:

  1. Обеспечение контроля за состоянием воды и пищи.

Пример:содержание фторидов в Свердловской области в 5 раз меньше нормы (1 мг на 1 л), это проводит к тому, что у детей формируется ослабленная эмаль, поэтому после прорезывания зубы сильно подвержены кариесу. Необходимо фторирование воды.

Также в воде м б излишек фтора – флюороз (нарушение минерализации эмали, нарушен цвет эмали).

  1. Важно содержание углеводов в пище.

Правило:чем больше сладкого, тем меньше кариеса – работает не всегда.

Норма количества углеводов ребенку в день – 30-40г в дет саду (20г он должен получать в детском саду).

IV Cанпросветработа

Повсеместное внедрение знаний по уходу за ПР, мотивация. Работа средств массовой информации. Активные методы – лекции, беседы, уроки здоровья, акции. Минут активных методов – невозможно охватить большую часть населения.

V Медицинские мероприятия

Проведение ЭО населения. Разработка новых современных средств гигиены и средств профилактики.

Аминофторид – самое активное соединение фтора.

Контроль за эффективностью профилактики

Подготовка и обучение не медицинского и нестоматологического персонала.

1. Популяционные– охватывают население страны, области, города.

Фторирование воды, пищевых продуктов

Комплексные программы профилактики с целью снизить стоматологическую заболеваемость.

2. Групповые– направленные на небольшую группы детей, взрослых

уроки, беседы

прием фтористых таблеток

герметизация фиссур

3. Индивидуальные

Подбираются для конкретного человека. Высший уровень профилактики. Учет особенностей пола, возраста, финансовых возможностей.

Профессиональная гигиена

Местная флюоризация

Реминерализирующая терапия

Гермитизация фиссур

Уровни профилактики: (ВОЗ 1977)

Третичная – система мераприятий направленных на реабилитацию стоматологического статуса путем сохранения функций органов и тканей ЧЛО.

Имеющиеся резервы здоровья направляются для предотвращения более сложных заболеваний (протезирование, имплантация, лоскутные операции).

Вторичная – мероприятия, направленные на профилактику рецидивов заболевания или его осложнения.

Острый герметический стоматит может принимать рецидивирующую форму (навсегда!).

Первичная – самая эффективная, т к направлена на сохранение еще не тронутого здоровья.

Виды первичной профилактики:

1.этиологическая – направлена на устранение причины заболевания. Можно снизить кол-во кариесегенной микрофлоры в ПР. профессиональная и индивидуальная гигиена ПР. эффектиность 70-100%.

2.патогенетическая – направлена на укрепление твердых тканей зубов. Эффиктивность ее ниже предыдущей (40-50%)местная флюоризация, рептерапия, снижение употребления углеводов, нармализация функции слюнных желез. Слюна защищает твердые ткани зубов кальцием и фосфатом.в слюне всего 3 буферных систем.

3.общеукрепляющая – ненесет специфический характер для стоматологии. Направленна для повышение резистентности всего организма. Закаливание, сбалансированное питание, отсутствие вредных привычек.

Существуют вакцины против кариеса – они уже были проверенны на обезьянах, но имеются выраженные побочные действия, на человеке их использование еще не гуманно.

Антенатальная проф

Постнатальная проф.

3

studfiles.net

Диссертация на тему «Роль гигиениста стоматологического в реализации программ профилактики стоматологических заболеваний в организованных детских коллективах» автореферат по специальности ВАК 14.01.14 – Стоматология

1. Авраамова О.Г. Использование фторидсодержащих зубных паст в системе профилактики основных стоматологических заболеваний у детей (планирование и эффективность): Дис. . д-ра мед.наук. -М.,2005. 252с.

2. Авраамова О.Г., Леонтьев В.К. Перспективы разработки профилактических стоматологических программ в России (исторический и ситуационный анализ)//Стоматология.-1998.-Т.77,№2.-С.11-13.

3. Адамчик А.А. Ортодонтическое лечение детей и подростков с аномалиями прикуса и его влияние на функцию внешнего дыхания и ритма сердца: Автореф. дис.канд.мед.наук. М., 2000. – 37с.

4. Агапитов А.Е. К вопросу об идеологии, содержании и целеполаганиипервичной медицинской профилактики // Менеджер здравоохранения. 2010. – №2. – С.24-29.

5. Айназаров X. Влияние комплексной профилактики кариеса на эффективность его лечения пломбированием у детей: Автореф. дис. канд. мед. наук,- М., 1989.- 20с.

6. Аксамит Л.А. Диагностика начальной стадии деминерализации эмали методом окрашивания // Результаты клинических и экспериментальных исследований.- М, 1973.- С.4-5.

7. Алимский А.В. Возрастная динамика роста распространенности и изменения структуры аномалий зубочелюстной системы среди дошкольников и школьников // Стоматология.- 2002.-№5.- С.67-71.

8. Альтернативные системы стоматологического обслуживания. Доклад Комитета экспертов ВОЗ.- Женева, 1988.-62с.

9. Ю.Багдасарова О.А. Выбор рациональной системы профилактики кариеса зубов у детей школьного возраста: Автореф. дис. канд. мед. наук.- Самара, 2009.-25с.

10. Белоусов В.Г. Определение функций медицинских сестер стоматологических учреждений: Дис. канд.мед.наук. -М., 1974—130с.

11. Боровский Е.В., Иванов B.C., Максимовский Ю.М., Максимовская JI.H. Терапевтическая стоматология: Учебник. М.,2002.-240с.

12. З.Бочарова Н.И. Физическая культура дошкольника в ДОУ. М.,2007. -50с.

13. Букреева Н.М. Подарим детям красивую улыбку. Учебно-методическое пособие по организации профилактики стоматологических заболеваний у детей (для персонала дошкольных образовательных учреждений).- М.,2006.-30с.

14. Букреева Н.М., Леонтьев В.К., Сунцов В.Г. Организация гигиенического обучения и воспитания детей и подростков в программах комплексной профилактики стоматологических заболеваний: Методические рекомендации. М., 1991.-58с.

15. Виноградова Т.Ф. Диспансеризация детей у стоматолога. М., 1988. -140с.

16. Виноградова Т.Ф. О мерах по улучшению профилактики стоматологических заболеваний у детей // Стоматология. 1989.-Т.68, №5.-С. 4-7.

17. Галиуллин A.H. Общественное здоровье и здравоохранение: Уч.пособие. -М.:ИКЦ «Академкнига», 2008.-499с.

18. Гарифуллина А. Ж. Повышение эффективности профилактики стоматологических заболеваний у дошкольников путем усиления мотивации к гигиеническому обучению и воспитанию: Автореф. дис. . канд.мед.наук. Омск, 2006.-22с.

19. Гуненкова И.В., Текучева СВ., Свиридова К.И. Сравнительная характеристика распространенности зубочелюстных аномалий по данным исследований, проведенных в ЦНИИС и 4JIX // Ортодонтия.-2009.-№ 1 .-С.59.

20. Гринин В.М., Караханян В.Т., Максимовский Ю.М., Ерканян И.М. Мотивационные аспекты обращаемости пациентов в условиях участкового принципа организации стоматологической помощи. // Стоматология. 2003. – №2. -С.65-67.

21. Дауге П.Г. Социальные основы Советской стоматологии М., 1933.

22. Дзугаев К.Г., Стародубов В.И., Эйгин JI.E. Медицинские кадры в стоматологии. Монография. — М., 2001.-С. 132.

23. Дистель В.А., Сунцов В.Г., Вагнер В.Д. Анатомо-физиологические аспекты развития кариеса зубов и зубочелюстных аномалий: Метод, рекомендации. Омск, 1994. – 8с.

24. Дистель В.А., Вагнер В.Д., Сунцов В.Г. Карницкая И.В. Метод профилактики и лечения зубочелюстных аномалий, связанных с нарушением носового дыхания // Стоматологияю.- 1998. №2. – С.53-54.

25. Дорошина В.Ю. Профилактика стоматологических заболеваний у беременных как основа стоматологического здоровья детей раннего возраста: Дис. .канд.мед.наук.-М., 1997.- 135 с.

26. Иванов B.C. Заболевания пародонта 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Мед. информ. агентство, 1998.- 295 с.

27. Казначеев В.П., Казначеев С.В. Адаптация и конституция человека. Новосибирск: Наука, 1986. – 120 с.

28. Казначеев В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. М., 1996.-246 с.

29. Калининская А.А., Мещеряков Д.Г., Куницина Н.М., Васюкова B.C., Шляфер С.И. Организация работы и нормирование труда гигиениста стоматологического // Сестринское дело. 2005.- №7.- с.19 – 21.

30. Кисельникова Л.П., Хощевская И.А., Мчедлидзе Т.Ш., Иванова Г.Г. Участие гигиенистов стоматологических в проведении школьной профилактической программы //Институт стоматологии. 2003. -№4(21)- С.28-31.

31. Кисельникова Л.П., Мчелидзе Т.Ш., Хощевская И.А. и др. Современная концепция школьной стоматологии (7 лет от постановки проблемы до ее реализации)//Институт стоматологии. 2007.-№3(36) .-С.28-32.

32. Клюева Л.П., Беляев В.В., Мишина В.Е. Образовательная школьная программа по гигиене полости рта в Тверской области// Стоматологические заболевания у детей (эпидемиология, профилактика, лечение).-Тверь, 2000.-С.43-47.

33. Ковальский В.Л., Молдавская Н.А. Роль и значимость среднего медицинского персонала на приеме врача-стоматолога детской практики // Стоматология детского возраста и профилактика.-2005.-№3-4.-С.78-79

34. Корчагина В.В. Лечение кариеса зубов у детей раннего возраста. — М.: МЕДпресс информ, 2008. – 168 с.

35. Комплексная программа профилактики кариеса зубов и болезней пародонта у детей: Информационно-справочные материалы в помощь организаторам программ массовой профилактики стоматологических заболеваний.- М., 1988.- 61с.

36. КоролеваГ.М. Сравнительная оценка эффективности различных схем профилактики кариеса у детей, проводимых силами персонала детских дошкольных учреждений:автореф. дис. . канд.мед.наук -Санкт-Петербург, 1997. 17 с.

37. Косюга С.Ю. Эффективность программ профилактики основных стоматологических заболеваний у детей организованных коллективов Нижегородской области: автореф. дис. . канд.мед.наук М., 2001. -22 с.

38. Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний,- М., 2003.-214 с.

39. Кузьмина Э.М. Детская стоматология: решение проблем на пути поиска новых источников финансирования и более серьезного отношения к профилактике//Стоматология для всех.-2002.-№3.- С. 12-13.

40. Кузьмина Э.М. с соавт. Критерии оценки состояния полости рта и эффективности различных средств профилактики стоматологических заболеваний, (Метод, реком.), М., ММСИ, 1996. 36 с.

41. Кулаков А.А., Колесник А.Г., Шестаков В.Т. и др. Организация системы профилактики стоматологических заболеваний детского населения России. Концепция М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 96 с.

42. Курякина Н.В., Савельева Н.А. Стоматологическая профилактика. -М.: Медицинская книга, Н. Новгород: Издательство НГМА, 2003. -288 с.

43. Лаптева Л.И. Комплексная медико-педагогическая программа профилактики основных стоматологических заболеваний с учетом возрастных психо-физиологических особенностей детей и подростков: Дис. . .канд.мед.наук.-М., 2001.- 180 с.

44. Леонтьев В.К., Авраамова О.Г., Зимина В.И. и др. Влияние условий обучения детей чистке зубов различными пастами на состояние гигиены полости рта // Стоматология для всех. -2001.-№4.-С.34-39.

45. Леонтьев В.К., Авраамова О.Г. Понятие «здоровый ребенок» в стоматологии //Дентал Юг.-2008.-№1,- С.2-3.

46. Леонтьев В.К., Иванова Г.Г., Жорова Т.Н. Электрометрическая диагностика начального, фиссурного, рецидивного кариеса и других поражений твердых тканей зубов с законченной минерализацией эмали: Методические рекомендации. Омск, 1998.-20с.

47. Леонтьев В.К., Пахомов Г.Н. Профилактика стоматологических заболеваний. М., 2006. – 416 с.

48. Леус П.А. Профилактическая коммунальная стоматология.-М.: Медицинская книга, 2008. 288 с.

49. Лукиных Л.М. Восстановление эмали при кариесе в стадии белого пятна на этапах проводимой реминерализующей терапии // Труды V съезда Стоматологической Ассоциации России. М, 2000. – С.67-70.

50. Лукиных Л.М., Косюга С.Ю. Интенсивность и распространенность кариеса зубов и мотивация к регулярному уходу за полостью рта у детей // Новое в стоматологии . 2001. -№5.-С.73-75.

51. Макдональд Ральф Е., Эйвери Дейвид Р.Стоматология детей и подростков. М.: МИА, 2003. – 766 с.

52. Маслак Е.Е. Роль гигиениста в профилактике стоматологических заболеваний//Материалы Научно-практической городской конференции. Волгоград,2003. – С.5-9.

53. Маслак Е.Е., Коломыткина О.В. Школьная стоиатология как инструмент социальной защиты населения // Материалы XX Всероссийской научно-практической конференции Стоматология XXI века М.,2008.- С.245-247.

54. Методы оценки и коррекции стоматофобии / под ред.проф. А.В. Севбитова, проф. И.М. Макеевой. -М.:Медпрессинформ, 2009.- 32с.

55. Минаева И.Н. Профилактика зубочелюстно-лицевых аномалий, как составляющая часть комплексной программы профилактики стоматологических заболеваний // Стоматология дет. возр. и профилактика.-2006. №4,- С. 35-39.

56. Минаева И.Н., Морозова Н.В., Васманова Е.В. Обследование детей раннего возраста у стоматолога. М.,2004. – 25с.

57. Мониторинг и оценка оздоровления полости рта. Доклад Комитета экспертов ВОЗ. Женева, 1997.- 73с.

58. Морозова Н.В., Васманова Е.В., Ломагин В.В.и др. Особенности подходов к индивидуальной профилактике стоматологических заболеваний у детей//Стоматология дет. возр. и профилактика.-2002.-№3-4.-С.82-84.

59. Морозова Н.В., Басманова Е.В., Хроменкова К.В. и др. Профилактика в детской стоматологии // Стоматология для всех.- 1998.- №2(3).-С. 19-22.

60. Муравьева А.А. Модульные программы, основанные на компетенциях // Стоматологический колледж.- 2007.- №1.- С.6.

61. Набатова Т. А. Роль стоматологического просвещения родителей в поддержании здоровья полости рта детей: Автореф. дис. канд. мед. наук.- М., 2000.- 24с.

62. Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. Санкт-Петербург.,2001.- С.29-33.73.0кушко В.П. Аномалии зубочелюстной системы, связанные с вредными привычками и их лечение. М., 1975.- 157 с.

63. Пахомов Г.Н. Приоритеты коммунальных программ по стоматологии // Материалы VIII и ГХ Всерос. науч.-практ. конф.и труды VII съезда Стоматологической Ассоциации России.-М., 2002,- С.70-71.

64. Пахомов Г.Н., Синтез Дж. Л., Леонтьев В.К. и др. Фторидсодер-жащая зубная паста в интегрированной программе первоочередной стоматологической помощи населению.- М., 2002. 24с.

65. Персии Л.С. Ортодонтия. Диагностика. Виды зубочелюстных аномалий. Издание второе, переработанное. М.: ООО «Ортодент-Инфо». -1999. -271 с.

66. Попова Н.В. Особенности формирования зубочелюстной системы у детей раннего возраста в зависимости от вида вскармливания: Авто-реф. дис. . канд. мед. наук.- М., 2009.- 25с.

67. Приказ Минздрава СССР и Государственного Комитета СССР по народному образованию № 639/271 от 11 августа 1988 г. «О мерах по улучшению профилактики стоматологических заболеваний в организованных детских коллективах».- М., 1988. 87 с.

68. Приказ Минздрава СССР № 830 от 18 ноября 1988 г. «О комплексной программе развития стоматологической помощи населению в СССР до 2000 г.» М., 1988.

69. Приказ Минздрава РФ №033 от 6 февраля 2001 г. «О введении специальности «стоматология профилактическая» М.,2001.

70. Приказ Министерства Здравоохранения и Социального развития РФ№289 от 14 апреля 2006 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию стоматологической помощи детям в Российской Федерации» М.,2001.

71. Приказ МЗ и Соцразвития РФ от 3 декабря 2009г. «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи детям, страдающим стоматологическими заболеваниями» М.,2009.

72. Пухаев А.И. Становление специальности «Гигиенист стоматологический» в Новосибирске // Стоматологический колледж.-2006.-№02/03.- С. 7.

73. Разумеева Г.И., Удовицкая Е.В., Букреева Н.М. Первичная профилактика стоматологических заболеваний у детей.- Киев, 1987.152 с.

74. Садовничий В. А. Наука в России: сценарии развития // Россия. Третье тысячелетие. Вестник актуальных прогнозов. 2003. – T.I.- № 8.-С. 79.

75. Сахарова Э.Б. Эффективность программ профилактикистоматологи-ческих заболеваний в районе индустриального города //Профилактика стоматологических заболеваний. Тезисы V Всероссийского съезда стоматологов.Новосибирск 15-16 сентября 1988. -М.Д988.-С.48 49.

76. Стасенкова М.А. Клиническое обоснование эффективности комплекса методов профилактики и лечения кариеса постоянных зубов у детей младшего школьного возраста: автореф. дис. . канд. мед. на-ук.-М., 1996.- 24с.

77. Сунцов В.Г., Леонтьев В.К., Дистель В.А., Вагнер В.Д. Стоматологическая профилактика у детей. М:Мед.книга, 2003. – 344с.

78. Улитовский С.Б. Построение и проведение учебных занятий с детьми по гигиене полости рта // Новое в стоматологии.- 2004.,- №1. — С.15-17.

79. Фадеев Р.А, Зубкова Н.В., Хощевская И.В. Программа профилактики зубочелюстных аномалий и её реализация// Материалы XIX и XX Всероссийских науч.-прак. конференций, М., 2008. — с. 256 — 257.

80. Фаррелл К. Коррекция вредных миофункциональных привычек у детей // Стоматология детского возраста и профилактика стоматологических заболеваний. 2003.- № 1-2. – С. 14-18.

81. Федоров Ю.А.,Купец Т.В. Влияние на зубы и ткани полости ртафторсодержащих и других лечебно-профилактических зубных паст//

82. Стоматология дет. возр. и профилактика. 2005. -№1-2. -С. 20-25.

83. Флейшер Г.М. Как влияют вредные привычки на развитие зубочелю-стной системы // Стоматология сегодня — 2007. №10 (70). — с.56-58.

84. Фториды и гигиена полости рта. Доклад Комитета экспертов ВОЗ по гигиене полости рта и использованию фторидов. — Женева, 1995.-54с.

85. Хамадеева A.M. Оценка готовности населения и системы здравоохранения к реализации профилактики в области стоматологии: ав-тореф. дис. д-ра мед. наук.- Самара, 2000.-38с.

86. Хамадеева A.M., Архипов В.Д. Профилактика основных стоматологических заболеваний: Учебное пособие. Самара, 2001.- 230 с.

87. Ховиус М. Система образования гигиенистов стоматологических в Европе // Стоматологический колледж. 2007. – №1. – С.2.

88. Ховиус М. Международные стандарты учебных программ подготовки гигиенистов стоматологических // Стоматологический колледж. -2009. -№1.~ СЛ.

89. Хоменко JI.A., Биденко Н.В., Остапко Е.И. и др. Современные средства экзогенной профилактики заболеваний полости рта: Практическое руководство.- Киев, 2001.- 207 с.

90. Хорошилкина Ф.Я. Нарушения осанки при аномалиях прикуса // Ортодент-Инфо, -2000 №1. – С.40-47.

91. Хощевская И.А. Организация и принципы работы школьного стоматологического кабинета в современных условиях: Автореф. дис. .канд.мед.наук.- М.,2009.-26с.

92. Чапала В.М. Кто займется профилактикой? Проблемы ранней диагностики и коррекции аномалий прикуса у детей дошкольного возраста // Стоматология дет. возр. и профилактика. 2004. -№1-2. -С. 10-12.

93. Чапала В.М. Санитарно-просветительная работа в практике гигиениста стоматологического // Стоматологический колледж. 2005. -№1,2. – С.12.

94. Чебакова Т.И. Роль гигиениста стоматологического в осуществлении плановой санации // Стоматологический колледж.- 2007.-№1.-С.4.

95. Шадиев К.К. Актуальные проблемы развития стоматологической помощи населению Узбекистана.- Т.: Шарк, 1997. 160 с.

96. Шевченко О.В. Экономическое обоснование деятельностигигиениста стоматологического//Стоматологический колледж.- 2002.2.- С.2.

97. Шевченко О.В. XVI Международный симпозиум гигиенистовстоматологических // Стоматологический колледж.- 2004.- №6.- С.8.

98. Шевченко О.В. Интервью// Дентал Юг.- 2007.-№5.-С.12-14.

99. Шестаков В.Т., Янушевич О.О., Леонтьев В.К. Основные направления развития стоматологической службы России (Проект Концепции). М.: Медицинская книга. – 2008. – 200 с.

100. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.,1989.-С. 115-257.

101. Amin Т.Т., Al-Abad В.М. Oral hygiene practices, dental knowledge, dietary habits and their relation to caries among male primary school children in A1 Hassa, Sauda Arabia// Int. J. Dent. Hygiene — 2008 Vol.6, №3.-P.361 -370.

102. Axelsson P. Preventive materials, Methods, and Programs,Vol 4.-Quintessence Publishing СоДпс 2004.- 652 с.

103. Alison Meldrum M., Kathryn Ayers M., Murray Thomson W., et al. The Working Practices and Job Satisfaction of Dental Hygienists in New Zealand.// Journal of public health dentistry.- 1979. Vol. 66, № 3, P. 186-191.

104. Chadwick B.L., Hosey M.T. Child taming: how to manage children in dental practice. — Quintessence, 2003 127 p.

105. Darby M.L., Walsh M.M. Dental hygiene theory and practice, ed.2 Saunders, 2003. – 547 p.

106. Department of Health. NHS Dentistry Options for Change. London, 2002. 20p.

107. Eriksen H.M., Bergdahl J., Bergdahl M. A patient centred approach to teaching and learning in dental student clinical practice// Eur J Dent Educ, 2008-Vol.12-P. 170-175.

108. Friedman Jay W. Bringing oral health care to school-aged children.// Journal of Public Health Dentistry. 2008. – Vol.68, №4. – P. 187

109. Fu Y Jang B, Yin H. Perspectives on dental education in mainland China // Int Dent J.- 2006. Vol. 56 – P. 265-271.

110. Hannah A. New Zealand dentists, dental therapists, and dental hy-gienists: Work Force Analysis, Wellington, New Zealand.- 1998. — 25p.

111. Hetz G.F. Профилактика заболеваний полости рта в Германии. Современное состояние. // Новое в стоматологии. 2002. – №5. — с.10-11.

112. Johnson P.M. Dental hygiene regulation: a global perspective. // Int. J. Dent. Hygiene 2008. – Vol.6, №3. – P.221 – 228.

113. Kay EJ., Loker D. A systematic review of the effectiveness of health promotion aimed at improving oral health. Community Dent Health.-1998.-Vol.15.132- P.44.

114. Mahony D. Combining functional appliances in the straightwire system // J. Clin. Pediatr. Dent.- 2002.- Vol. 26, N 2.-P. 137-140.

115. Moore N.L. Suffer the little children: fixed intraoral habit appliances for treating childhood thumb sucking habits: a critical review of the literature // In. J. Orofacial Myology. -2002.- Vol. 28.-P.6-38.

116. Moyses S.T., Moyses S.J., Watt R.G., Sheiham A. Associations between health promoting schools’policies and indicators of oral health in Brazil.// Health Promotion International Oxford University Press, 2003. -Vol.18,№3-P.210-218.

117. Nash D, Friedman J.W., Kardos T.B., et al. Dental therapists: a global perspective. Int Dent J 2008. – V. 58 №2, p. 61-70.

118. Scottish Executive Health Department. Workforce Planning for Dentistry in Scotland a Strategic Review. Interim Report and Recommendations, September 2000. Edinburgh, The Stationery Office, 2000.

119. Shevchenko S.S. La realta russa // Equipe odonoiatrica ANID -2006, №1 -p.34

120. Sulik E. Judith The Fones.// RDH 2005 – №2, p.30 – 32.

121. Sundhedsstyrelsen. Tandplejeprognose, Udbud og Eftersp0rgsel for Tandplejepersonale i Danmark, 2000-2020. Kobenhavn, Sundhedsstyrelsen, 2001.

122. Tomar S. An assessment of the dental public health infrastructure in the United States.// Journal of public health dentistry, 2006 V.66, №1 -p. 5-16.

123. Tseveenjav В., Virtanen J.I., Wang N.J., Widstrom E. Working profiles of dental hygienists in public and private practice in Finland and Norway.// Int J Dent Hygiene, 2009 V. 7, № 1 – p. 17-22

124. US Department of Health and Human Services. Chapt.21 :Oral health In:Health People 2010, with understanding and improving health and objectives for improvung health (2nd edit).2 vols. Washington, DC.- 2000.

125. Virtanen J.I., Berntsson L.T., Lahelma E., Kohler L. Children’s use of general practitioner services in the five Nordic countries.// J Epidemiol Community Health, 2006 V. 60 – p. 162-167.

126. Wang J. Nina Variation in clinical time spent by dentist and dental hygienist in child dental care.//Acta Odontologica Scandinavica.- 1994. — Vol.52, №5-p. 280 — 289.

127. Wangberg S.C., Andreassen H.K., Prokosch H.U., et at., Relations between Internet use, socio-economic status (SES), social support and subjective health.// Health Promotion International Oxford University Press, 2007 – Vol.23, № 1 – P.70 – 77.

128. Wennhall Inger, Matsson Lars, Shroder Ulla, Twetman Svante Outcome of an oral health outreach programme for preschool children in a low socioeconomic multicultural area // International Journal of Paediatric Dentistry, 2008 Vol.18 – P. 84-90.

129. Widstrom E., Eaton K.A. Oral healthcare systems in the extended European Union // Oral Health Prev Dent 2004 – Vol.2 -P. 155-194.

www.dissercat.com

70. Содержание работы врачей-стоматологов по профилактике стоматологических заболеваний. Виды профилактики.

Первичная (социально-гигиеническая) – сохранение и укрепление здоровья населения, путём повышения благосостояния народа устранения или снижения влияния неблагоприятных факторов окружающей среды, формирование здорового образа жизни, борьбы с вредными привычками, повышение неспецифической резистентности организма, что исключает или снижает саму возможность многих заболеваний.

Реализуется на гос уровне, в трудовых коллективах, семье.

Вторичная – направлена на предупреждение возникновения обострений и осложнений (диспансеризация и своевременное выявление больных).Санация полости рта– полное излечение всех заболеваний органов полости рта, включающее в себя не только лечение зубов, но и профессиональную чистку, подготовку полости рта к дальнейшему ортодонтическому или ортопедическому лечению.

Третичная – восстановление утрачено функции зубов и зубочелюстного аппарата

Методы профилактики основных стом заболеваний:

  1. Стомат просвещение населения

  2. Обучение правилам рационального питания

  3. Обучение правилам гигиенического ухода за полостью рта

  4. Эндогенное использование препаратов фтора

  5. Применение средств местной профилактики

  6. Вторичная профилактика (санация полости рта)

Формы плановой санации полости рта и зубов классифицируются:

  1. Индивидуальная санация по обращаемости

  2. Разовая или периодическая организация санации

  3. Плановая профилактическая санация

71. Современные проблемы врачебной этики и медицинской деонтологии:эвтаназия, проблемы трансплантологии, ятрогении.

Термин «Эвтаназия» происходит от греческих слов ев- «хорошо», и танатос – «смерть», означая буквально «добрая», «хорошая» смерть. В современном по­нимании, данный термин означает сознательное действие или отказ от действий, приводящие к скорой и безболезненной (не всегда) смерти безнадежно больного человека, с целью прекращения некупируемой боли и страданий.

На практике применяется достаточно четкая классификация эвтаназии.

1) «медицинское решение о конце жизни». MDEL можно разделить на две большие категории:

a) Собственно эвтаназия – случаи активного участия врача в смерти пациента. Это, собственно, производимое врачом убийство больного с информирован­ного согласия последнего;

b) Ассисцируемый врачом суицид, когда врач приготовляет смертельное лекарство, которое больной вводит себе сам.

2) Случаи, когда роль врача сводится к согласованному с пациентом отказу от на­значений, позволяющих продлить жизнь больного, или же к осуществлению мер и/или увеличению доз облегчающего страдания лекарства (например, обезболи­вающего или снотворного), в результате чего жизнь больного сокращается. В ос­новном – это прием опиоидных анальгетиков. Также, к данной группе следует от­нести сознательное информирование безнадежно больного о смертельной дозе принимаемого им препарата.

В настоящее время в обществе имеется две противоположных подхода к проблеме эвтаназии: либеральный и консервативный.

Сторонники эвтаназии, хотя бы в форме прекращения лечения, считают ее допустимой по нескольким соображениям:

• Медицинским – смерть, как последнее средство прекратить страдания больного.

• Заботы больного о близких – «не хочу их обременять собой».

• Эгоистическим мотивам больного – «хочу умереть достойно».

• Биологическим – необходимость уничтожение неполноценных людей из-за угрозы вырождения человека, как биологического вида, вследствие накопление патологических генов в популяции.

• Принцип целесообразности

• Экономические

studfiles.net

Реферат – Профилактика стоматологических заболеваний

«ПРОФИЛАКТИКА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ»

План курсового реферата.

I Введение:

  1. Определение профилактики стоматологических заболеваний;

  2. Цели и задачи профилактики;

  3. Актуальность темы.

II Основная часть.

Методы профилактики основных стоматологических заболеваний:

  1. Стоматологическое просвещение населения;

  2. Обучение правилам рационального питания;

  3. Обучение правилам стоматологического ухода за полостью рта;

  4. Эндогенное использование препаратов фтора;

  5. Применение средств местной профилактики;

  6. Вторичная профилактика (санация полости рта).

III Резюме

IV Выводы

V Библиография

I Введение.

Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний поло-сти рта. Внедрение программ профилактики приводит к резко-му снижению интенсивности кариеса зубов и болезней паро-донта, значительному уменьшению случаев потери зубов в моло-дом возрасте и возрастанию количества детей и подростков с интактными зубами. Стоимость профилактических методов, в среднем, в 20 раз ниже стоимости лечения уже возникших сто-матологических заболеваний.

Стоматологическая заболеваемость в нашей стране достато-чно велика, и следует ожидать дальнейшего её увеличения, если не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на развитие заболевания.

Цели и задачи профилактики:

  • Уменьшение интенсивности и распространенности кариеса зубов; увеличение количества лиц, не имеющих кариеса.

  • Снижение процента лиц, у которых выявлены признаки поражения тканей пародонта; уменьшение количества секстантов с кровоточивостью, зубным камнем и патоло-гическими карманами в ключевой возрастной группе в соответствии с индексом нуждаемости в лечении болез-ней пародонта.

Актуальность темы:

Тема профилактики стоматологических заболеваний очень актуальна, поскольку результаты многочисленных исследований показывают, что интенсивность основных стоматологических заболеваний (кариеса зубов и болезни пародонта) среди насе-ления России достаточно высока.

Так, у трехлетних детей интенсивность кариеса временных зубов составляет в среднем 3,7, то есть у каждого трехлетнего российского ребенка почти 4 зуба поражены кариесом.

В дальнейшем, с возрастом, наблюдается значительное нарас-тание активности кариеса. К 15 годам среднее количество пораженных зубов среди подростков достигает 8,0. У взрослого населения поражаемость зубов кариесом достигает 100%.

Что касается состояния тканей пародонта, то оно оказалось неудовлетворительным у большинства населения России, неза-висимо от возраста и места проживания. К 35 – 44 годам и старше практически у всех обследованных выявились тяжелые поражения пародонта с преобладанием зубного камня и паро-донтальных карманов различной глубины.

Что касается Белгородской области, то за 2000 год пародон-тит зарегистрирован в 52, 18 случаев, а за 2001 год – 96,70 случаев.

II Основная часть.

Методы профилактики основных

стоматологических заболеваний:

  1. стоматологическое просвещение населения;

  2. обучение правилам рационального питания;

  3. обучение правилам гигиенического ухода за полостью рта;

  4. эндогенное использование препаратов фтора;

  5. применение средств местной профилактики;

  6. вторичная профилактика (санация полости рта).

Методы стоматологического просвещения – это беседы, лек-ции, семинары, уроки здоровья, игры и т.д.

Методы, предусматривающие заинтересованное участие насе-ления, называются активными. Их преимуществом является не-посредственная взаимосвязь и взаимодействие специалиста и аудитории, что обеспечивает наилучший эффект воздействия.

Методы не требующие активного участия населения, назы-ваются пассивными. Они не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время и на большую ауди-торию. Недостаток – отсутствие обратной связи между паци-ентами и специалистом.

Стоматологическое просвещение в зависимости от количества населения, вовлеченного в просветительскую работу, подраз-деляют на 3 организационные формы: массовая, групповая, индивидуальная.

Ступени, которые надо преодолеть любому человеку для выработки полезной привычки: знание => понимание => убеж-дение => навык => привычка.

Обучение правилам рационального питания.

Питание может влиять на ткани зубов двумя путями: во-первых, во время формирования зуба перед прорезыванием и, во-вторых, после прорезывания.

Для формирования резистентных к кариесу зубов одним из главных условий является полноценное в качественном и коли-чественном отношении питание беременной женщины, включа-ющее молочные продукты, минеральные вещества, витамины, овощи, фрукты. Большое значение имеет питание в первый год жизни ребенка, когда идет закладка и развитие постоянных зу-бов.

Возникновению и прогрессированию кариеса зубов у насе-ления способствуют следующие особенности питания:

  • высокое содержание в пищи легко ферментируемых углеводов, особенно сахара;

  • увеличение частоты приема пищи;

  • уменьшение употребления пищи, требующей интенсив-ного жевания, которое приводит к повышению тока слю-ны и «естественному очищению полости рта»;

  • уменьшение потребления пищи, способствующей ингиби-рованию кариесу зубов.

Индивидуальная гигиена полости рта.

Индивидуальная гигиена предусматривает тщательное и регу-лярное удаление зубных отложений с поверхностей зубов и десен самим пациентом с помощью различных средств гигиены.

Существует много методов чистки зубов. Один из них – стандартный метод чистки зубов Пахомова Г.Н. Он заключается в следующем: чистку зубов начинают с участка в области верх-них правых жевательных зубов, последовательно переходя от сегмента к сегменту. В таком же порядке проводят чистку зубов на нижней челюсти.

При очищении вестибулярных и оральных поверхностей моляров и премоляров зубную щетку располагают под углом в 450 к зубу и производят очищающие движения от десны к зубу. Жевательные поверхности зубов очищают горизонтальными движениями. При чистке оральной поверхности ручку щетки располагают перпендикулярно к окклюзионной плоскости зубов. Заканчивают чистку круговыми движениями.

Основным инструментом для чистки зубов является зубная щетка.

Существует 5 степеней жесткости зубных щеток: очень жесткие, жесткие, средние, мягкие, очень мягкие.

Наиболее широко применяются щетки средней степени жест-кости.

Зубочистки предназначены для удаления остатков пищи из межзубных промежутков и зубного налета с боковых поверх-ностей зубов.

Флюсы предназначены для тщательного удаления зубного налета и остатков пищи с труднодоступных для щетки контакт-ных поверхностей зубов.

Зубные пасты должны хорошо удалять мягкий зубной налет, остатки пищи; быть приятными на вкус, обладать хорошими дезодорирующим и освежающим действием и не иметь побочных эффектов: местнораздражающего и аллергизирующе-го.

Основными компонентами зубных паст является абразивные, гелеобразующие и пенообразующие вещества, отдушки, краси-тели.

Самым массовым лечебно-профилактическим средством явля-ются фторсодержащие зубные пасты. Поступление фторида в эмаль зубов увеличивает ее резистивность к кислотной демине-рализации за счет образования более устойчивых к растворению структур.

Зубные пасты, содержащие в своем составе фосфаты камня, натрия, глицерофосфаты кальция и натрия, глюконат кальция, окись цинка, обладают выраженным противокариозным дей-ствием.

В последнее время широко используют лечебно-профи-лактические зубные пасты, в состав которых входят несколько лекарственных растений (шалфей, мята перечная, ромашка, эхинация и др.).

Жевательная резинка – средство, позволяющее улучшить ги-гиеническое состояние полости рта за счет увеличения коли-чества слюны и скорости слюноотделения, что способствует очищению поверхности зуба и нейтрализации органических кислот, выделяемых бактериями зубного налета.

Зубные эликсиры предназначены для ополаскивания полости рта. Они улучшают очищение поверхностей зубов, предупре-ждают образование зубного налета, дезодорируют полость рта.

Эндогенные методы применения фторидов.

Применение соединяющих фтора для профилактики кариеса зубов можно условно разделить на два основных способа – системный (эндогенный) – поступление фторидов в организм с водой, солью, молоком, в таблетках или каплях; и местный (экзогенный) – использование растворов, гелей, зубных паст, лаков.

Средства для местного применения.

Фторидсодержащие лаки. Их используют для пролонги-рования периода воздействия фторидов на эмаль. Они образуют прилегающую к эмали пленку, остающуюся на зубах в течении нескольких часов, а в фиссурах, щелях и микропространствах – несколько дней и даже недель.

Средняя редукция прироста кариеса при применении лака составляет 50%.

Фторосодержащие растворы и гели.

Используют препараты с высокой концентрацией фторида натрия (2% раствор фторида натрия).

Эффективным реминерализирующим препаратом является «Ремодент», используемый в виде раствора для аппликации и зубной пасты.

Герметики для запечатывания фиссур зубов

Назначение герметиков заключается в создании физического барьера, предотвращающего попадание в ретенционные учас-тки эмали микроорганизмов ротовой полости и конечных про-дуктов их жизнедеятельности.

Этапы герметизации фиссур:

  • протравливание эмали зуба 35-37% ортофосфорной кислоты в течении 15-20 секунд;

  • отмывание кислоты с поверхности зуба водно-воздушной струей;

  • повторная изоляция зуба от слюны ватными валиками и слюноотсосом;

  • высушивание протравленной поверхности воздухом. Протравленная эмаль должна быть тусклой, матовой, меловидно-белого цвета.

  • Нанесение герметика должно проводиться немедленно тонким слоем по всей фиссурно-ямочной сети жевательной поверхности, исключая при этом образова-ние пузырьков воздуха и завышение окклюзионной высо-ты зуба.

  • Контроль за постановкой герметика осуществляется в следующие сроки: через неделю, месяц, полгода и год.

III Резюме

Таким образом, из вышеизложенного следует, что при отсутствии программ профилактики на популяционном уровне относительно невысокая поражаемость зубов кариесом и легкая степень заболевания парадонта у детей и подростков переходит у взрослых в достаточно тяжелую форму, что, в свою очередь, приводит к увеличению потребности в терапевтическом, хирургическом и ортопедическом лечении.

IV Выводы

Учитывая то, что интенсивность основных стоматологических заболеваний среди населения России достаточно высока, огром-ное значение имеет знание и проведение профилактических мероприятий.

В стоматологическом просвещении, помимо врачей-стомато-логов, должны участвовать психологи, педагоги и другие специ-алисты по обучению.

Целесообразно начинать мотивацию с педагогов и медицин-ских работников детских учреждений. После этого следует орга-низовать встречи с родителями детей, объяснить им возмож-ность и важность предотвращения заболеваний зубов и десен, рассказывать о правилах и особенностях чистки зубов у детей.

Важным этапом является мотивация детей. Занятия с детьми должны быть строго дифференцированы в зависимости от их возраста: если с маленькими детьми лучше проводить занятия в форме игры, то со старшими разговаривать надо так же, как со взрослыми.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что для улучшения стоматологического здоровья на уровне популяции необходимы усилия не только специалистов, но и общества в целом. Должно сформироваться общественное мнение, что забо-титься о здоровье полости рта так же необходимо, как и о кра-соте своей внешности.

referat.store

Оставить комментарий