Школы норвегии – | NORGE.RU –

Школьное образование в Норвегии.: vodolei_13

Система образования, её принципы и приоритеты, на мой взгляд, являются продолжением национального менталитета и  общественных ценностей в государстве.  Мне нравится норвежский подход к обучению детей: его неавторитарность, осмысленность получения знаний, индивидуальнй подход, равенство. Это созвучно норвежской жизни.

Вообще, всё государственное образование в Норвегии бесплатно, включая полное среднее образование. Главный принцип – всеобщее равное право и доступность для всех членов общества. В Норвегии существует единая школьная система, основанная на общем стандарте. Есть государственный учебный план.

Ну, вроде бы,  пока с нами очень похоже. А вот дальше…

Кстати, вот “первый раз в первый класс”  ведут норвежскую принцессу Ингрид Александру  папа с мамой – кронпринц Хокон и кронпринцесса Метте-Марит.

фото

Преподавание ориентировано на индивидуальное развитие способностей и навыков учеников.  Что это значит? Это значит, что ребёнок  ценен сам по себе и развивается так, как  определено природой, а не учебным планом. Здесь не будут  сравнивать его успехи с другими детьми, поднимать насмех,  а постараются сделать так, чтобы ученик получил необходимые знания в комфортном для него темпе и обстановке.  Поэтому у каждого ученика есть свой личный план домашней и школьной работы на неделю, который он составляет вместе с учителем.

Школьное образование в Норвегии некоторым нашим соотечественникам придётся не по душе: тем, кто привык соизмерять успешность и значимость в цифрах-оценках.  Так вот, в Норвегии, до 8 класса оценки вообще не ставят.  Вот представьте себе, что у нас отменили оценки – это ж как же без вот этого: ” Два тебе, Сидоров, и завтра в школу без родителей не приходи! Где дневник? А голову ты дома не забыл?!”  Или вот  родителям как похвастаться, что у них дочь, например,  “круглая отличница”?  Вообще, многие наши родители растеряются: как теперь воспитывать, за что хвалить, за что “ремня всыпать”, если нет дневника с оценками?

В Норвегии много внимания уделяется осознанности учёбы, осмысленности  – что я узнал? (а не какую оценку получил).

Вместо оценок в норвежских школах  есть другие понятия: “работа в команде”, “обсуждение”, “принятие решения”. Уже с первых дней пребывания в школе детям прививается мысль, что личность каждого человека развивается лишь во взаимодействии с другими личностями. Поэтому учеба организована так, чтобы дети учились совместно оценивать последствия тех или иных решений.

Такие принципы воспитания , на мой взгляд,  формируют очень важные качества для дальнейшей жизни человека в обществе.

Одна из задач норвежской школы – сформировать у детей оптимистическую оценку собственных способностей. У нас – наоборот: “Сидоров, ты ж ЕГЭ не сдашь и никуда не поступишь! И даже дворником тебя не возьмут – гастарбайтеры уже заняли твоё место, Сидоров!” под дружный хохот класса, конечно…

Кстати, ещё одна удивительная особенность: в норвежских старших школах экзаменуют выборочно. О том, кто будет сдавать и какие именно дисциплины, учащиеся узнают за два дня до самого экзамена. Этих студентов выбирает Экзаменационный секретариат Норвегии, не располагая никакой информацией ни об учащихся, ни об их успехах в учебе.

А вы говорите –  ЕГЭ  –  тут вообще неизвестно кому “жребий выпадет”.

После старшей школы многие поступают в университеты и  колледжи – поле их окончания выдаётся диплом о высшем образовании. А можно получить т.н. “рабочую специальность” ещё в школе. Тем, кто помнит УПК (учебно-производственные комбинаты) в советских школах  поймут о чём речь.

Принцесса  на уроке.

Обучение начинается здесь с 6 лет.

Принцесса вместе с другими первоклашками. Видимо, норвежская “линейка”.


Вот рассказ человека, живущего в Норвегии 10 лет (кстати, они с женой русские и дети у них “светленькие” и никакие карательные органы на их детей ни разу посягали):
Образование, мягко говоря, не напряжное. Основной принцип: нельзя лишать ребенка детства. До 7 класса ребенку не ставят никаких оценок и не задают домашнего задания – у ребенка детство, и нельзя его отнимать у ребенка.
И даже потом, когда ребенок идет в среднюю школу и учителя начинают оценивать его знания, невозможно даже в страшном сне представить ситуацию, когда школьный учитель орет на ученика, что он бестолочь, дебил и на фразе: “чтобы завтра же родители были в школе!!!” – ломает линейку о голову ученика стол.
Нет, тут это полностью исключено. Принципы позитивного воспитания продолжают работать и в школе. Если ребенок все делает хорошо, учитель может написать в его тетради: “Превосходно! Великолепно!”. А если ученик дебил и полный ноль в предмете не успевает по предмету, то учитель может написать примерно так: “Хорошо, но тебе надо немного больше работать”. В устах норвежского учителя это самое страшное ругательство.

Конечно, там есть свои проблемы, но мне искренне нравится такой подход к обучению ибо, если человеку “не дано”, то сколько ни ори, не лупи ремнём, ни ставь двоек, ни пугай колонией для несовершеннолетних – жажды к знаниям и талантов не прибавится, а вот  неврозы, психозы и прочие душевные травмы обеспечены.

Конечно, механический перенос норвежской системы, например, в Россию невозможен: наши общественные ценности не позволяют: у нас отсутствует равенство – и в обществе, и в школе – достаточно посмотреть насколько в штыки принимается инклюзивное образование; у нас всё основано на авторитарности – и в обществе, и в школе – поэтому отними у учителя дневники, оценки, комиссию по делам несовершеннолетних (где, кстати, не положены психологи) и  пр. – и… впрочем, вы сами понимаете… Ну и наше понимание о том, что любыми путями родители “обязаны дать ребёнку высшее образование”, на котором паразитируют разные-всякие непонятные вузы-самозванцы, которые за деньги как бы учат и выдают дипломы, а вернее “корочки”, как говорят  в народе.  Паразитируют на этом родительском желании и сами дети, многие их которых буквально требуют с родителей, чтобы их “мотивировали” к хорошей учёбе… Интересно, что в Норвегии при поступлении в вуз, абитуриент должен  написать мотивационное письмо – зачем ему это надо и почему считает, что он справится с учёбой.

Многие наши соотечественники критикуют норвежскую систему образования за её “облегчённость”, и хвалят перегруженную нашу – говорят, что “лишних знаний не бывает”… Я вот тоже так думала, но теперь мне нестерпимо жаль впустую потраченного времени и усилий на изучение  АБСОЛЮТНО не ненужных мне в жизни узкоспециализированных знаний и умений в области физики, химии, биологии и пр. Ну  не понадобилось мне вычислять “возможность рождения у крольчихи потомства с голубыми глазами и т.п. И конспекты Ленинских работ не перечитываю  – а огромная шишка-мозоль на пальце от бесконечной писанины не проходила несколько лет после школы. И зачем это было надо: строчить ночами, не досыпая? А вот на то, чем мне действительно нравилось заниматься, у меня времени не хватало из-за этой самой перегруженности.  Жалею, очень.

В конце концов, количество  знаний и умений  ещё не делает человека счастливым…  И уж конечно, не  учёба  и поступление в престижный вуз в угоду родительским амбициям… А если вспомнить, сколько мы всего выбрасываем из головы сразу после того, как сдадим экзамен, закончим школу, вуз и пр., то реальное количество знаний, оставшееся в нашей голове оценить трудно.


Средняя школа имени Нурдаль Грига в Норвегии.(Nordahl Grieg videregående skole),Берген.

Ну, а теперь  подробнее о школьном норвежском образовании…

В Норвегии 38 учебных недель – в отличие от наших 34 –  норвежские школьники учатся еще и в июне.

Система обязательного школьного образования в Норвегии предусматривает 13-летнее обучение (10 лет – начальная и средняя школы и 3 года – старшая). Почти все школы являются государственными и обучение в них бесплатное. Характерной особенностью является жесткое разделение возрастных групп.  Начальная, старшая начальная  и средняя  школы, как правило, отделены от старшей; за исключением малонаселённых районов, где подобное невозможно по объективным причинам. 

Так, в школу в одном из норвежских поселков ходит только один ученик – двенадцатилетняя Андрин. Все дело в том, что девочка – единственный ребенок в поселке, в котором проживает всего 18 человек.

В начальной школе дети учатся, как правило, с 1-го по 4-й класс, в старшей начальной – с 5-го по 7-й и в средней – с 8-го по 10-й классы.

Начальные и средние школы

В возрасте 6 лет дети поступают в начальную школу (Barneskole), где обучение, как правило, носит характер развивающих игр. Дети воспринимают базовые навыки чтения, письма, счета, начинают изучать английский язык.

Кроме портфеля, родителям покупать не надо ничего. Учебники, тетради, ручки, бумага, все необходимое для уроков труда, кулинарии и многое другое есть в школе в достаточном количестве.

Распорядок дня:
8.30-10.00 – первый большой урок.
10.00 – 10.15 – завтрак (бутерброды приносят из дома, а пакетик молока и какой-либо фрукт бесплатно выдают в школе).
10.15-11.00 – прогулка
(по понедельникам короткий день, в это время оканчиваются занятия, и начинается группа продленного дня – до 14.00).

Родительское собрание проводится один раз в начале года, чтобы обсудить предстоящие в учебном году воспитательные мероприятия и их количество. Два раза в год учитель приглашает родителей на индивидуальное собеседование, где рассказывает, как занимается их ребенок.

Начиная со второго класса, в программу вводятся такие предметы как математика, история, география, основы естественных наук. В начальной школе 20 учебных часов в неделю:
математика – 4,
норвежский – 6,
природоведение – 1,
английский язык – 1,
и изобразительная деятельность, труд, физкультура, музыка – по 1-2 часа и религия – 2 часа.
Кроме музыки, учитель в начальной школе обычно дает все предметы.

Почему ведутся уроки религии? Верующих в последнее время мало, но школа в Норвегии была создана 250 лет назад на базе церкви, и сегодня изучение Библии похоже больше на предмет истории.

Осенью 2010 года стартовала программа помощи по выполнению домашней работы, чтобы помочь уменьшить социальное неравенство.

В пятом классе начинается преподавание социальных дисциплин.

Уже с первых дней пребывания в школе детям прививается мысль, что личность каждого человека развивается лишь во взаимодействии с другими личностями. Поэтому учеба организована так, чтобы дети учились совместно оценивать последствия тех или иных решений. Каждый ученик составляет вместе с преподавателем личный план домашней и школьной работы на неделю. Успехи детей учитель отмечает в конце каждого дня в специальной тетради и, если это необходимо, пишет родителям свои замечания.

С 1-го по 7-й класс в норвежских школах отсутствует такое понятие, как “оценка”. Зато есть другие: “работа в команде”, “обсуждение”, “принятие решения”. Лишь с 8-го класса ученикам начинают выставлять оценки. Появляются новые предметы – экономика, экология, бухучет и дисциплины, предусматривающие профессиональную ориентацию. Большое внимание уделено совместному планированию деятельности учащихся и преподавателей. На этом этапе главное – сформировать у детей оптимистическую оценку собственных способностей.


Средняя школа имени Нурдаль Грига в Норвегии (Nordahl Grieg videregående skole)

Интересной особенностью обучения в средних школах Норвегии стало стремление правительства внедрить информационные технологии в школьное образование, выразившееся в том, что во многих регионах страны официальные власти предлагают студентам общеобразовательных профилей ноутбуки бесплатно или по крайне низкой цене.

Старшие школы

Обучение в старшей школе доступно во всей Норвегии.
Закон, принятый в 1994 году, дает каждому человеку в возрасте от 16 до 19 лет право на трехлетнее образование в старшей школе.
 Период профессионально-технического обучения в рамках старшей средней школы может быть продлен до 4-х лет с включением производственной практики в течение двух последних лет обучения.

В большинстве старших школ имеется два отделения: академическое (для дальнейшего получения высшего образования) и отделение профессионального мастерства (для получения рабочей специальности) . Нередко встречаются школы с дополнительным третьим отделением для учащихся-инвалидов .

Каждый имеет право быть принятым на один из подготовительных курсов, на который он подал заявление, и на двухлетнее обучение и практику по программе, основанной на материале подготовительного курса.

Начиная с осени 2006 г., учащимся старших школ будет предоставлен выбор направления их учебной и практической подготовки:


  • Спорт и физическая культура

  • Музыка, танцы и драматическое искусство

  • Дисциплина по специальности

  • Строительное и конструкторское дело

  • Дизайн и ремесла

  • Электротехника

  • Социальная помощь и здравоохранение

  • Средства массовой информации и коммуникации

  • Сельское хозяйство, рыболовство и лесоводство

  • Общественное питание

  • Сфера услуг, транспорт и связь

  • Техника и Промышленное производство

В первый год на изучение обязательных академических дисциплин отводится 30 часов в неделю. Дальше объем обязательных предметов уменьшается: на втором году старшей школы на обязательные предметы выделено 18 часов в неделю и 12 часов – на дисциплины по выбору, на третьем году это соотношение меняется еще раз – 14 часов и, соответственно, 16 часов.

Таким образом, студент старшей школы имеет возможность с каждым годом уделять больше времени тем предметам, которые его интересуют и которые он намерен изучать в дальнейшем в университете или колледже.

В норвежских старших школах экзаменуют выборочно. Так, после первого года в старшей школе экзамены сдают в среднем 10% учащихся, после второго – 25% и по окончании – 50%. О том, кто будет сдавать и какие именно дисциплины, учащиеся узнают за два дня до самого экзамена. Этих студентов выбирает Экзаменационный секретариат Норвегии, не располагая никакой информацией ни об учащихся, ни об их успехах в учебе.

Список предметов, по которым школьники сдают экзамены, всегда постоянен. Это информатика, экономика, математика (устная и письменная) и английский язык. Из этого списка обычно выбирают одну или две дисциплины. В качестве выпускных при завершении старшей школы, добавляют еще два обязательных экзамена – норвежский язык и один предмет по выбору.

Весьма популярны в старших школах отделения профессионального мастерства. Здесь в течение двух лет изучают слесарное, столярное и строительное дело, а потом еще два года проходят практику на предприятиях. Только после этого молодые люди получают диплом об окончании старшей школы с присвоением профессиональной квалификации. Отделения профессионального мастерства пользуются большой популярностью, так как их выпускники всегда получают хорошую высокооплачиваемую работу. В процессе учебы ребята не только осваивают весь производственный процесс – от закупки дерева, его сушки, обработки и создания небольших мебельных гарнитуров, но даже сами строят дома. Так, на территории школы Шедсмо построено учащимися под руководством преподавателей 5 деревянных домов. В них расположены учебные аудитории и мастерские для занятий будущих столяров, дизайнеров мебели, строителей.

Сертификат о полном среднем образовании.

Успешное завершение любого курса, предусмотренного рамками системы старшей школы, ведет к получению сертификата о полном среднем образовании.

А. Сертификат о полном среднем образовании с присвоением рабочей специальности

При выборе курса профессионального мастерства и при его успешном завершении учащиеся получают сертификат о полном среднем образовании с присвоением одной из рабочих специальностей. Уровень компетенции/владения той или иной специальностью подтверждается экзаменом.

Вне зависимости от места прохождения производственной практики и выбранной модели по курсу профессионального обучения учащиеся сдают единый экзамен, позволяющий при положительном результате получить сертификат о присвоении одной из рабочих квалификаций.

В. Сертификат о полном среднем образовании, дающий право на поступление в высшее учебное заведение.

Данный сертификат должен отражать наличие двух компонентов:
1) завершение 3-годичной программы старшей школы вне зависимости от курса специализации;
2) наличие учебного минимума по следующим дисциплинам:
– Норвежский язык – 14 час/нед.
– Английский язык – 5 час/нед.
– Обществознание – 2 час/нед.
– Новейшая история – 4 час/нед.
– Математика – 5 час/нед.
– Естествознание – 5 час/нед.
Общее количество – 35 час/нед.

Народные школы

После окончания школы молодые люди могут продолжить обучение в университете или колледже. А можно провести год в народной школе.

В переводе с норвежского Folkehogskole (Folk high school) означает “высшая народная школа”. Этот тип учебного заведения иногда называют “северным феноменом”. Первая такая школа появилась 150 лет назад в Дании. Затем они распространились по всей Скандинавии, где сегодня их насчитывается около 400.

82 народные школы расположены в Норвегии, причем, как правило, вдали от городского шума и суеты. Каждая народная школа имеет свою специализацию. В одной делают акцент на спорте, туризме, иностранных языках и искусстве фотографии, в другой – на музыке и сценическом искусстве, в третьей – на социальных науках, педагогике и журналистике.

Но диплом такой школы – это не свидетельство о получении специальности. Несмотря на то, что около 30% выпускников после окончания школы сразу устраиваются на работу, остальные продолжают образование, диплом народной школы дает его обладателю дополнительные очки при поступлении в университет. В задачу народных школ всегда входило не столько обучение, сколько формирование личности и помощь в выборе профессии. Ведь молодой человек изучает здесь только те предметы, с которыми в дальнейшем будет связана его учеба в университете и будущая работа. Кроме того, много времени в таких школах уделяется общению, работе “в команде”, проектам, походам, в которых участвуют вместе студенты и преподаватели.


Народная школа в Пасвике.
Ежегодно в школе учатся учащиеся и из России, которые приезжают в школу для изучения норвежского языка.
Помимо профильных направлений, которых у нас пять: фильми фото, конный спорт, езда на собачьих упряжках, охота и рыбалка, арктический туризм и норвежский язык для иностранцев — учащиеся могут выбрать и другие предметы: занятия в спортивном и тренажерном залах, греблю на каяке, плавание, музыку, уроки рисунка и живописи, спортивный театр и приготовление пищи. В школе есть собственное футбольное поле, специальная стена для тренировки альпинистов, плавательный бассейн, а также лыжня.

Школа Ромерике, расположенная недалеко от Осло  специализируется в области театрального искусства. Школа считается одной из старейших в Норвегии. В школе можно учиться на театральном, музыкальном, сценографическом факультетах, а также осваивать звукорежиссерское мастерство, искусство театрального грима или стать мастером в области театральной светотехники. Студенты ставят около 30 театральных спектаклей в год, причем все – от написания сценария до гримирования актеров – делают сами. Постановки показывают жителям близлежащих городков и учащимся школ. Кроме этого, ребята организуют различные экспозиции.

Поступление в вузы

Вступительные экзамены в колледжи и университеты в Норвегии отсутствуют и, по сути, при поступлении в вуз проводится конкурс школьных аттестатов.

* * * * *

Ещё по теме в моём ЖЖ:
Высшее образование в Норвегии
Директор норвежской школы отвечает на вопросы российских коллег


По материалам :
http://norginfo.ru
http://yastudent.ru/articles/2/0/423.html
http://www.russisk.org/forum/content.php/264-%CE%E1%F0%E0%E7%EE%E2%E0%F2%E5%EB%FC%ED%E0%FF-%F1%E8%F1%F2%E5%EC%E0-%CD%EE%F0%E2%E5%E3%E8%E8


vodolei-13.livejournal.com

Образование в Норвегии

 Сегодня разговор пойдет о том, что представляет из себя образование в Норвегии. И начну свой рассказ об обязательном школьном образовании.  Я думаю будет интересно сравнить систему образования в наших пост советских школах и норвежским опытом в этой сфере.  А поскольку мои дети ходят в школу, это в двойне актуально.

 Принцип бесплатного образования норвежское государство проводит в жизнь на всех его этапах . В 1993 году началась реформа, целью которой, было повышение качества и уровня образования в целом.

 Вся программа обязательного образования разделена на этапы: с первого по четвёртый класс; с пятого по седьмой класс; с восьмого по десятый классы.

 Юноши и девушки с 16 до 19 лет имеют право получить полное среднее образование, которое необходимо и достаточно для поступления в училища торговли, колледж или университет. Образование в сельской местности, так же поддерживается на необходимом уровне. В стране функционирует около 80 сельских высших народных школ, где преподаются общеобразовательные предметы. Средства для их работы поступают в основном от местных властей (коммун), частных лиц или религиозных общин.

 Школьники в Норвегии учатся 13 лет (10 лет — начальная + средняя  и 3 года в старшей). Практически все школы находятся в ведение государства и поэтому обучение в них бесплатное. Школы подразделяются по возрастным категориям, поэтому в одном здании никогда не будут учиться шестилетние дети, 14-летние подростки и молодые люди которым исполнилось 18 лет. Начальная (barneskoler), старшая начальная (ungdomsskoler) и средняя (videregående skoler) школы всегда отделены от старшей (høyskoler).
 Кроме обязательных предметов начальной школы: математики, норвежского и английского языков, рисования и урока музыки, ребята с 1 до 4 класса, так же учат основы христианской религии и нравственности, домашнюю экономику и один предмет на свой выбор.

 С самого начала детям прививается идея, что человек как личность может развиваться только вместе с другими личностями. Дети учатся совместно оценивать последствия своих решений и поступков. Достижения детей преподаватель отмечает в конце каждого дня в специальном журнале и, если надо, пишет родителям свои замечания. Однако оценки учеников принято обсуждать лишь с родителями, они считаются конфиденциальной информацией.Выставлять их ученикам начинают лишь с 8 класса. Так же с 8 класса появляются новые предметы и дисциплины, предусматривающие профессиональную направленность. Большое внимание уделено формированию у детей оптимистической оценки собственных способностей.С 16 лет, подростки переходят в старшую школу, в которой учатся три года. Обычно в старшей школе имеются академическое отделение и отделение профессионального мастерства, но нередко для детей-инвалидов работает третье дополнительное отделение. Ученики старшей школы имеет возможность с каждым годом больше времени уделять внимание тем дисциплинам, которые им интересны и которые они собираются изучать затем в колледже или университете. Экзамены студенты старшей школы сдают выборочно, т. е. специальный совет (Экзаменационный секретариат Норвегии) выбирает учеников для сдачи экзаменов, но не всех, а лишь 10% на первом году, 25% втором году и по окончании 50% из них, причём секретариат, не располагает никакой информацией о учащихся, и о их успехах в учебе. Список экзаменационных предметов, не меняется. Это информатика, экономика, математика и английский язык. Из них выбирают одну — две дисциплины. В качестве выпускных по завершению старшей школы, прибавляются еще два обязательных — это норвежский язык и один предмет на выбор. О достаточно высоком уровне школьного образования говорит тот факт, что подавляющее большинство ребят по окончании старшей школы поступают в университеты.

 В старших школах очень популярны отделения где учащиеся обучаются профессиональному мастерству. В течение двух лет их обучают слесарному, столярному и строительному делу, а потом еще два года на предприятиях проходят практику. И лишь после этого учащиеся получают диплом , вместе с которым им присваивается профессиональная квалификация.

Popularity: 43%

Ещё по теме

Вы читали “О том как учат в Норвегии. Обязательное образование.“.

Поделитесь статьёй, которая вам понравилась, с другими:

norgehimmel.ru

Школьное образование в Норвегии.: ace1962


Система образования, её принципы и приоритеты, на мой взгляд, являются продолжением национального менталитета и  общественных ценностей в государстве.  Мне нравится норвежский подход к обучению детей: его неавторитарность, осмысленность получения знаний, индивидуальнй подход, равенство. Это созвучно норвежской жизни.

Вообще, всё государственное образование в Норвегии бесплатно, включая полное среднее образование. Главный принцип – всеобщее равное право и доступность для всех членов общества. В Норвегии существует единая школьная система, основанная на общем стандарте. Есть государственный учебный план.

Ну, вроде бы,  пока с нами очень похоже. А вот дальше…

Кстати, вот “первый раз в первый класс”  ведут норвежскую принцессу Ингрид Александру  папа с мамой – кронпринц Хокон и кронпринцесса Метте-Марит.

фото

Преподавание ориентировано на индивидуальное развитие способностей и навыков учеников.  Что это значит? Это значит, что ребёнок  ценен сам по себе и развивается так, как  определено природой, а не учебным планом. Здесь не будут  сравнивать его успехи с другими детьми, поднимать насмех,  а постараются сделать так, чтобы ученик получил необходимые знания в комфортном для него темпе и обстановке.  Поэтому у каждого ученика есть свой личный план домашней и школьной работы на неделю, который он составляет вместе с учителем.

Школьное образование в Норвегии некоторым нашим соотечественникам придётся не по душе: тем, кто привык соизмерять успешность и значимость в цифрах-оценках.  Так вот, в Норвегии, до 8 класса оценки вообще не ставят.  Вот представьте себе, что у нас отменили оценки – это ж как же без вот этого: ” Два тебе, Сидоров, и завтра в школу без родителей не приходи! Где дневник? А голову ты дома не забыл?!”  Или вот  родителям как похвастаться, что у них дочь, например,  “круглая отличница”?  Вообще, многие наши родители растеряются: как теперь воспитывать, за что хвалить, за что “ремня всыпать”, если нет дневника с оценками?

В Норвегии много внимания уделяется осознанности учёбы, осмысленности  – что я узнал? (а не какую оценку получил).

Вместо оценок в норвежских школах  есть другие понятия: “работа в команде”, “обсуждение”, “принятие решения”. Уже с первых дней пребывания в школе детям прививается мысль, что личность каждого человека развивается лишь во взаимодействии с другими личностями. Поэтому учеба организована так, чтобы дети учились совместно оценивать последствия тех или иных решений.

Такие принципы воспитания , на мой взгляд,  формируют очень важные качества для дальнейшей жизни человека в обществе.

Одна из задач норвежской школы – сформировать у детей оптимистическую оценку собственных способностей. У нас – наоборот: “Сидоров, ты ж ЕГЭ не сдашь и никуда не поступишь! И даже дворником тебя не возьмут – гастарбайтеры уже заняли твоё место, Сидоров!” под дружный хохот класса, конечно…

Кстати, ещё одна удивительная особенность: в норвежских старших школах экзаменуют выборочно. О том, кто будет сдавать и какие именно дисциплины, учащиеся узнают за два дня до самого экзамена. Этих студентов выбирает Экзаменационный секретариат Норвегии, не располагая никакой информацией ни об учащихся, ни об их успехах в учебе.

А вы говорите –  ЕГЭ  –  тут вообще неизвестно кому “жребий выпадет”.

После старшей школы многие поступают в университеты и  колледжи – поле их окончания выдаётся диплом о высшем образовании. А можно получить т.н. “рабочую специальность” ещё в школе. Тем, кто помнит УПК (учебно-производственные комбинаты) в советских школах  поймут о чём речь.

Принцесса  на уроке.

Обучение начинается здесь с 6 лет.

Принцесса вместе с другими первоклашками. Видимо, норвежская “линейка”.


Вот рассказ человека, живущего в Норвегии 10 лет (кстати, они с женой русские и дети у них “светленькие” и никакие карательные органы на их детей ни разу посягали):
Образование, мягко говоря, не напряжное. Основной принцип: нельзя лишать ребенка детства. До 7 класса ребенку не ставят никаких оценок и не задают домашнего задания – у ребенка детство, и нельзя его отнимать у ребенка.
И даже потом, когда ребенок идет в среднюю школу и учителя начинают оценивать его знания, невозможно даже в страшном сне представить ситуацию, когда школьный учитель орет на ученика, что он бестолочь, дебил и на фразе: “чтобы завтра же родители были в школе!!!” – ломает линейку о голову ученика стол.
Нет, тут это полностью исключено. Принципы позитивного воспитания продолжают работать и в школе. Если ребенок все делает хорошо, учитель может написать в его тетради: “Превосходно! Великолепно!”. А если ученик дебил и полный ноль в предмете не успевает по предмету, то учитель может написать примерно так: “Хорошо, но тебе надо немного больше работать”. В устах норвежского учителя это самое страшное ругательство.

Конечно, там есть свои проблемы, но мне искренне нравится такой подход к обучению ибо, если человеку “не дано”, то сколько ни ори, не лупи ремнём, ни ставь двоек, ни пугай колонией для несовершеннолетних – жажды к знаниям и талантов не прибавится, а вот  неврозы, психозы и прочие душевные травмы обеспечены.

Конечно, механический перенос норвежской системы, например, в Россию невозможен: наши общественные ценности не позволяют: у нас отсутствует равенство – и в обществе, и в школе – достаточно посмотреть насколько в штыки принимается инклюзивное образование; у нас всё основано на авторитарности – и в обществе, и в школе – поэтому отними у учителя дневники, оценки, комиссию по делам несовершеннолетних (где, кстати, не положены психологи) и  пр. – и… впрочем, вы сами понимаете… Ну и наше понимание о том, что любыми путями родители “обязаны дать ребёнку высшее образование”, на котором паразитируют разные-всякие непонятные вузы-самозванцы, которые за деньги как бы учат и выдают дипломы, а вернее “корочки”, как говорят  в народе.  Паразитируют на этом родительском желании и сами дети, многие их которых буквально требуют с родителей, чтобы их “мотивировали” к хорошей учёбе… Интересно, что в Норвегии при поступлении в вуз, абитуриент должен  написать мотивационное письмо – зачем ему это надо и почему считает, что он справится с учёбой.

Многие наши соотечественники критикуют норвежскую систему образования за её “облегчённость”, и хвалят перегруженную нашу – говорят, что “лишних знаний не бывает”… Я вот тоже так думала, но теперь мне нестерпимо жаль впустую потраченного времени и усилий на изучение  АБСОЛЮТНО не ненужных мне в жизни узкоспециализированных знаний и умений в области физики, химии, биологии и пр. Ну  не понадобилось мне вычислять “возможность рождения у крольчихи потомства с голубыми глазами и т.п. И конспекты Ленинских работ не перечитываю  – а огромная шишка-мозоль на пальце от бесконечной писанины не проходила несколько лет после школы. И зачем это было надо: строчить ночами, не досыпая? А вот на то, чем мне действительно нравилось заниматься, у меня времени не хватало из-за этой самой перегруженности.  Жалею, очень.

В конце концов, количество  знаний и умений  ещё не делает человека счастливым…  И уж конечно, не  учёба  и поступление в престижный вуз в угоду родительским амбициям… А если вспомнить, сколько мы всего выбрасываем из головы сразу после того, как сдадим экзамен, закончим школу, вуз и пр., то реальное количество знаний, оставшееся в нашей голове оценить трудно.


Средняя школа имени Нурдаль Грига в Норвегии.(Nordahl Grieg videregående skole),Берген.

Ну, а теперь  подробнее о школьном норвежском образовании…

В Норвегии 38 учебных недель – в отличие от наших 34 –  норвежские школьники учатся еще и в июне.

Система обязательного школьного образования в Норвегии предусматривает 13-летнее обучение (10 лет – начальная и средняя школы и 3 года – старшая). Почти все школы являются государственными и обучение в них бесплатное. Характерной особенностью является жесткое разделение возрастных групп.  Начальная, старшая начальная  и средняя  школы, как правило, отделены от старшей; за исключением малонаселённых районов, где подобное невозможно по объективным причинам. 

Так, в школу в одном из норвежских поселков ходит только один ученик – двенадцатилетняя Андрин. Все дело в том, что девочка – единственный ребенок в поселке, в котором проживает всего 18 человек.

В начальной школе дети учатся, как правило, с 1-го по 4-й класс, в старшей начальной – с 5-го по 7-й и в средней – с 8-го по 10-й классы.

Начальные и средние школы

В возрасте 6 лет дети поступают в начальную школу (Barneskole), где обучение, как правило, носит характер развивающих игр. Дети воспринимают базовые навыки чтения, письма, счета, начинают изучать английский язык.

Кроме портфеля, родителям покупать не надо ничего. Учебники, тетради, ручки, бумага, все необходимое для уроков труда, кулинарии и многое другое есть в школе в достаточном количестве.

Распорядок дня:
8.30-10.00 – первый большой урок.
10.00 – 10.15 – завтрак (бутерброды приносят из дома, а пакетик молока и какой-либо фрукт бесплатно выдают в школе).
10.15-11.00 – прогулка
(по понедельникам короткий день, в это время оканчиваются занятия, и начинается группа продленного дня – до 14.00).

Родительское собрание проводится один раз в начале года, чтобы обсудить предстоящие в учебном году воспитательные мероприятия и их количество. Два раза в год учитель приглашает родителей на индивидуальное собеседование, где рассказывает, как занимается их ребенок.

Начиная со второго класса, в программу вводятся такие предметы как математика, история, география, основы естественных наук. В начальной школе 20 учебных часов в неделю:
математика – 4,
норвежский – 6,
природоведение – 1,
английский язык – 1,
и изобразительная деятельность, труд, физкультура, музыка – по 1-2 часа и религия – 2 часа.
Кроме музыки, учитель в начальной школе обычно дает все предметы.

Почему ведутся уроки религии? Верующих в последнее время мало, но школа в Норвегии была создана 250 лет назад на базе церкви, и сегодня изучение Библии похоже больше на предмет истории.

Осенью 2010 года стартовала программа помощи по выполнению домашней работы, чтобы помочь уменьшить социальное неравенство.

В пятом классе начинается преподавание социальных дисциплин.

Уже с первых дней пребывания в школе детям прививается мысль, что личность каждого человека развивается лишь во взаимодействии с другими личностями. Поэтому учеба организована так, чтобы дети учились совместно оценивать последствия тех или иных решений. Каждый ученик составляет вместе с преподавателем личный план домашней и школьной работы на неделю. Успехи детей учитель отмечает в конце каждого дня в специальной тетради и, если это необходимо, пишет родителям свои замечания.

С 1-го по 7-й класс в норвежских школах отсутствует такое понятие, как “оценка”. Зато есть другие: “работа в команде”, “обсуждение”, “принятие решения”. Лишь с 8-го класса ученикам начинают выставлять оценки. Появляются новые предметы – экономика, экология, бухучет и дисциплины, предусматривающие профессиональную ориентацию. Большое внимание уделено совместному планированию деятельности учащихся и преподавателей. На этом этапе главное – сформировать у детей оптимистическую оценку собственных способностей.


Средняя школа имени Нурдаль Грига в Норвегии (Nordahl Grieg videregående skole)

Интересной особенностью обучения в средних школах Норвегии стало стремление правительства внедрить информационные технологии в школьное образование, выразившееся в том, что во многих регионах страны официальные власти предлагают студентам общеобразовательных профилей ноутбуки бесплатно или по крайне низкой цене.

Старшие школы

Обучение в старшей школе доступно во всей Норвегии.
Закон, принятый в 1994 году, дает каждому человеку в возрасте от 16 до 19 лет право на трехлетнее образование в старшей школе.
 Период профессионально-технического обучения в рамках старшей средней школы может быть продлен до 4-х лет с включением производственной практики в течение двух последних лет обучения.

В большинстве старших школ имеется два отделения: академическое (для дальнейшего получения высшего образования) и отделение профессионального мастерства (для получения рабочей специальности) . Нередко встречаются школы с дополнительным третьим отделением для учащихся-инвалидов .

Каждый имеет право быть принятым на один из подготовительных курсов, на который он подал заявление, и на двухлетнее обучение и практику по программе, основанной на материале подготовительного курса.

Начиная с осени 2006 г., учащимся старших школ будет предоставлен выбор направления их учебной и практической подготовки:


  • Спорт и физическая культура

  • Музыка, танцы и драматическое искусство

  • Дисциплина по специальности

  • Строительное и конструкторское дело

  • Дизайн и ремесла

  • Электротехника

  • Социальная помощь и здравоохранение

  • Средства массовой информации и коммуникации

  • Сельское хозяйство, рыболовство и лесоводство

  • Общественное питание

  • Сфера услуг, транспорт и связь

  • Техника и Промышленное производство

В первый год на изучение обязательных академических дисциплин отводится 30 часов в неделю. Дальше объем обязательных предметов уменьшается: на втором году старшей школы на обязательные предметы выделено 18 часов в неделю и 12 часов – на дисциплины по выбору, на третьем году это соотношение меняется еще раз – 14 часов и, соответственно, 16 часов.

Таким образом, студент старшей школы имеет возможность с каждым годом уделять больше времени тем предметам, которые его интересуют и которые он намерен изучать в дальнейшем в университете или колледже.

В норвежских старших школах экзаменуют выборочно. Так, после первого года в старшей школе экзамены сдают в среднем 10% учащихся, после второго – 25% и по окончании – 50%. О том, кто будет сдавать и какие именно дисциплины, учащиеся узнают за два дня до самого экзамена. Этих студентов выбирает Экзаменационный секретариат Норвегии, не располагая никакой информацией ни об учащихся, ни об их успехах в учебе.

Список предметов, по которым школьники сдают экзамены, всегда постоянен. Это информатика, экономика, математика (устная и письменная) и английский язык. Из этого списка обычно выбирают одну или две дисциплины. В качестве выпускных при завершении старшей школы, добавляют еще два обязательных экзамена – норвежский язык и один предмет по выбору.

Весьма популярны в старших школах отделения профессионального мастерства. Здесь в течение двух лет изучают слесарное, столярное и строительное дело, а потом еще два года проходят практику на предприятиях. Только после этого молодые люди получают диплом об окончании старшей школы с присвоением профессиональной квалификации. Отделения профессионального мастерства пользуются большой популярностью, так как их выпускники всегда получают хорошую высокооплачиваемую работу. В процессе учебы ребята не только осваивают весь производственный процесс – от закупки дерева, его сушки, обработки и создания небольших мебельных гарнитуров, но даже сами строят дома. Так, на территории школы Шедсмо построено учащимися под руководством преподавателей 5 деревянных домов. В них расположены учебные аудитории и мастерские для занятий будущих столяров, дизайнеров мебели, строителей.

Сертификат о полном среднем образовании.

Успешное завершение любого курса, предусмотренного рамками системы старшей школы, ведет к получению сертификата о полном среднем образовании.

А. Сертификат о полном среднем образовании с присвоением рабочей специальности

При выборе курса профессионального мастерства и при его успешном завершении учащиеся получают сертификат о полном среднем образовании с присвоением одной из рабочих специальностей. Уровень компетенции/владения той или иной специальностью подтверждается экзаменом.

Вне зависимости от места прохождения производственной практики и выбранной модели по курсу профессионального обучения учащиеся сдают единый экзамен, позволяющий при положительном результате получить сертификат о присвоении одной из рабочих квалификаций.

В. Сертификат о полном среднем образовании, дающий право на поступление в высшее учебное заведение.

Данный сертификат должен отражать наличие двух компонентов:
1) завершение 3-годичной программы старшей школы вне зависимости от курса специализации;
2) наличие учебного минимума по следующим дисциплинам:
– Норвежский язык – 14 час/нед.
– Английский язык – 5 час/нед.
– Обществознание – 2 час/нед.
– Новейшая история – 4 час/нед.
– Математика – 5 час/нед.
– Естествознание – 5 час/нед.
Общее количество – 35 час/нед.

Народные школы

После окончания школы молодые люди могут продолжить обучение в университете или колледже. А можно провести год в народной школе.

В переводе с норвежского Folkehogskole (Folk high school) означает “высшая народная школа”. Этот тип учебного заведения иногда называют “северным феноменом”. Первая такая школа появилась 150 лет назад в Дании. Затем они распространились по всей Скандинавии, где сегодня их насчитывается около 400.

82 народные школы расположены в Норвегии, причем, как правило, вдали от городского шума и суеты. Каждая народная школа имеет свою специализацию. В одной делают акцент на спорте, туризме, иностранных языках и искусстве фотографии, в другой – на музыке и сценическом искусстве, в третьей – на социальных науках, педагогике и журналистике.

Но диплом такой школы – это не свидетельство о получении специальности. Несмотря на то, что около 30% выпускников после окончания школы сразу устраиваются на работу, остальные продолжают образование, диплом народной школы дает его обладателю дополнительные очки при поступлении в университет. В задачу народных школ всегда входило не столько обучение, сколько формирование личности и помощь в выборе профессии. Ведь молодой человек изучает здесь только те предметы, с которыми в дальнейшем будет связана его учеба в университете и будущая работа. Кроме того, много времени в таких школах уделяется общению, работе “в команде”, проектам, походам, в которых участвуют вместе студенты и преподаватели.


Народная школа в Пасвике.
Ежегодно в школе учатся учащиеся и из России, которые приезжают в школу для изучения норвежского языка.
Помимо профильных направлений, которых у нас пять: фильми фото, конный спорт, езда на собачьих упряжках, охота и рыбалка, арктический туризм и норвежский язык для иностранцев — учащиеся могут выбрать и другие предметы: занятия в спортивном и тренажерном залах, греблю на каяке, плавание, музыку, уроки рисунка и живописи, спортивный театр и приготовление пищи. В школе есть собственное футбольное поле, специальная стена для тренировки альпинистов, плавательный бассейн, а также лыжня.

Школа Ромерике, расположенная недалеко от Осло  специализируется в области театрального искусства. Школа считается одной из старейших в Норвегии. В школе можно учиться на театральном, музыкальном, сценографическом факультетах, а также осваивать звукорежиссерское мастерство, искусство театрального грима или стать мастером в области театральной светотехники. Студенты ставят около 30 театральных спектаклей в год, причем все – от написания сценария до гримирования актеров – делают сами. Постановки показывают жителям близлежащих городков и учащимся школ. Кроме этого, ребята организуют различные экспозиции.

Поступление в вузы

Вступительные экзамены в колледжи и университеты в Норвегии отсутствуют и, по сути, при поступлении в вуз проводится конкурс школьных аттестатов.

* * * * *

Ещё по теме в моём ЖЖ:
Высшее образование в Норвегии
Директор норвежской школы отвечает на вопросы российских коллег


По материалам :
http://norginfo.ru
http://yastudent.ru/articles/2/0/423.html
http://www.russisk.org/forum/content.php/264-%CE%E1%F0%E0%E7%EE%E2%E0%F2%E5%EB%FC%ED%E0%FF-%F1%E8%F1%F2%E5%EC%E0-%CD%EE%F0%E2%E5%E3%E8%E8


ace1962.livejournal.com

Школа в Норвегии.: matilda_i_ja

Продолжаю изучать обучение в школах за “бугром”

Сегодня – Норвегия.
На всех уровнях образовательной системы расходы на образование покрываются за счет государства. Начатая в 1993 реформа образования должна была повысить качество обучения.

Программа обязательного образования разделена на три ступени: от дошкольного обучения до 4-го класса, 5-7 классы и 8-10 классы. Подростки в возрасте от 16 до 19 лет могут получить полное среднее образование, необходимое для поступления в торговое училище, высшую школу (колледж) или университет. В сельских местностях страны функционирует около 80 высших народных школ, где преподают общеобразовательные предметы. Большинство этих школ получают средства от религиозных общин, частных лиц или местных властей.

Школьное образование

Система обязательного школьного образования в Норвегии предусматривает 13-летнее обучение (10 лет – начальная и средняя школы и 3 года – старшая). Почти все школы являются государственными и обучение в них бесплатное. Характерной особенностью является жесткое разделение возрастных групп: вы никогда не увидите, чтобы в одном здании учились шестилетние дети, 14-летние подростки и 18-летние молодые люди. Начальная (primary school), старшая начальная (upper primary) и средняя (lower secondary) школы всегда отделены от старшей (upper secondary).

Начальные и средние школы

В начальной школе дети учатся, как правило, с 1-го по 4-й класс, в старшей начальной – с 5-го по 7-й и в средней – с 8-го по 10-й классы.

В списке обязательных предметов начальной школы, помимо математики, родного и английского языков, рисования и музыки, значатся такие, как основы христианской религии и нравственное воспитание, домашняя экономика и одна дисциплина по выбору. Помимо обязательных предметов, учащиеся часто (90% случаев) осваивают еще и второй иностранный язык, а также участвуют в проектных работах.

Уже с первых дней пребывания в школе детям прививается мысль, что личность каждого человека развивается лишь во взаимодействии с другими личностями. Поэтому учеба организована так, чтобы дети учились совместно оценивать последствия тех или иных решений. Каждый ученик составляет вместе с преподавателем личный план домашней и школьной работы на неделю. Успехи детей учитель отмечает в конце каждого дня в специальной тетради и, если это необходимо, пишет родителям свои замечания.

С 1-го по 7-й класс в норвежских школах отсутствует такое понятие, как “оценка”. Зато есть другие: “работа в команде”, “обсуждение”, “принятие решения”. Лишь с 8-го класса ученикам начинают выставлять оценки. Появляются новые предметы – экономика, экология, бухучет и дисциплины, предусматривающие профессиональную ориентацию. Большое внимание уделено совместному планированию деятельности учащихся и преподавателей. На этом этапе главное – сформировать у детей оптимистическую оценку собственных способностей.

Старшие школы

Начиная с 16 лет, норвежцы посещают старшую школу, которую оканчивают спустя три года. В большинстве старших школ имеется два отделения: академическое (common subjects department) и отделение профессионального мастерства (skill department).

Нередко встречаются школы с дополнительным третьим отделением для учащихся-инвалидов (disabled department).

Типичным учебным заведением с тремя отделениями является старшая школа Шедсмо (Skedsmo videregaende skole) в городке Лиллестрем, основанная в 1986 году. В ней на академическом отделении около 350 человек изучают привычные всем математику, физику, литературу, географию и другие общеобразовательные предметы.

В первый год на изучение обязательных академических дисциплин отводится 30 часов в неделю. Дальше объем обязательных предметов уменьшается: на втором году старшей школы на обязательные предметы выделено 18 часов в неделю и 12 часов – на дисциплины по выбору, на третьем году это соотношение меняется еще раз – 14 часов и, соответственно, 16 часов.

Таким образом, студент старшей школы имеет возможность с каждым годом уделять больше времени тем предметам, которые его интересуют и которые он намерен изучать в дальнейшем в университете или колледже.

В норвежских старших школах экзаменуют выборочно. Так, после первого года в старшей школе экзамены сдают в среднем 10% учащихся, после второго – 25% и по окончании – 50%. О том, кто будет сдавать и какие именно дисциплины, учащиеся узнают за два дня до самого экзамена. Этих студентов выбирает Экзаменационный секретариат Норвегии, не располагая никакой информацией ни об учащихся, ни об их успехах в учебе.

Список предметов, по которым школьники сдают экзамены, всегда постоянен. Это информатика, экономика, математика (устная и письменная) и английский язык. Из этого списка обычно выбирают одну или две дисциплины. В качестве выпускных при завершении старшей школы, добавляют еще два обязательных экзамена – норвежский язык и один предмет по выбору.

После старшей школы 80% ребят, как правило, поступают в университеты, а остальные 20% идут в колледжи, что свидетельствует о высоком уровне школьного образования.

Весьма популярны в старших школах отделения профессионального мастерства. Здесь в течение двух лет изучают слесарное, столярное и строительное дело, а потом еще два года проходят практику на предприятиях. Только после этого молодые люди получают диплом об окончании старшей школы с присвоением профессиональной квалификации. Отделения профессионального мастерства пользуются большой популярностью, так как их выпускники всегда получают хорошую высокооплачиваемую работу. В процессе учебы ребята не только осваивают весь производственный процесс – от закупки дерева, его сушки, обработки и создания небольших мебельных гарнитуров, но даже сами строят дома. Так, на территории школы Шедсмо построено учащимися под руководством преподавателей 5 деревянных домов. В них расположены учебные аудитории и мастерские для занятий будущих столяров, дизайнеров мебели, строителей.

Народные школы

После окончания школы молодые люди могут продолжить обучение в университете или колледже. А можно провести год в народной школе.

В переводе с норвежского Folkehogskole (Folk high school) означает “высшая народная школа”. Этот тип учебного заведения иногда называют “северным феноменом”. Первая такая школа появилась 150 лет назад в Дании. Затем они распространились по всей Скандинавии, где сегодня их насчитывается около 400.

82 народные школы расположены в Норвегии, причем, как правило, вдали от городского шума и суеты. Каждая народная школа имеет свою специализацию. В одной делают акцент на спорте, туризме, иностранных языках и искусстве фотографии, в другой – на музыке и сценическом искусстве, в третьей – на социальных науках, педагогике и журналистике.

Но диплом такой школы – это не свидетельство о получении специальности. Несмотря на то, что около 30% выпускников после окончания школы сразу устраиваются на работу, остальные продолжают образование, диплом народной школы дает его обладателю дополнительные очки при поступлении в университет. В задачу народных школ всегда входило не столько обучение, сколько формирование личности и помощь в выборе профессии. Ведь молодой человек изучает здесь только те предметы, с которыми в дальнейшем будет связана его учеба в университете и будущая работа. Кроме того, много времени в таких школах уделяется общению, работе “в команде”, проектам, походам, в которых участвуют вместе студенты и преподаватели.

Примером народной школы может служить школа Ромерике, расположенная недалеко от Осло и специализирующаяся в области театрального искусства. Школа считается одной из старейших в Норвегии. В школе можно учиться на театральном, музыкальном, сценографическом факультетах, а также осваивать звукорежиссерское мастерство, искусство театрального грима или стать мастером в области театральной светотехники. Студенты ставят около 30 театральных спектаклей в год, причем все – от написания сценария до гримирования актеров – делают сами. Постановки показывают жителям близлежащих городков и учащимся школ. Кроме этого, ребята организуют различные экспозиции.

Профессиональное образование

В Норвегии более ста колледжей (государственных или частных), которые есть в каждом районе и крупном городе. Это инженерные, экономические, педагогические, медицинские колледжи. Очень широко распространены в Норвегии колледжи, где учат будущих управленцев и социальных работников. Как правило, все эти учебные заведения предлагают различные программы продолжительностью от 1 года до 3 лет. Диплом колледжа дает право продолжить образование в университетской аспирантуре.

Высшее образование

Высшие учебные заведения Норвегии представлены четырьмя университетами, шестью специализированными высшими школами (колледжами) и двумя государственными художественными школами, 26 государственными колледжами в фюльке и курсами дополнительного образования для взрослых..

Старейший университет в Норвегии – университет Осло, основанный в 1811 году. На его восьми факультетах учится около 33 тыс. человек, включая 2 тыс. иностранцев. Остальные три университета открылись в середине XX века в городах Бергене (University of Bergen), Тромсе (University of Tromso) и Тронхейме (University of Trondheim).

В Норвегии диплом о высшем образовании получают как после окончания колледжа, так и после окончания университета. Разница в том, что колледж – это специализированное, профессиональное высшее учебное заведение, а университет в Норвегии всегда считался и считается научно-исследовательским центром.

Университеты готовят государственных служащих, служителей культа и преподавателей вузов. Кроме того, университеты почти полностью обеспечивают кадры врачей, стоматологов, инженеров и научных работников. Университеты занимаются также фундаментальными научными исследованиями. Библиотека университета Осло является крупнейшей национальной библиотекой.

Колледж – это специализированное и профессиональное высшее учебное заведение, дающее образование по одной-двум специальностям, например Сельскохозяйственный университет Норвегии (The Agricultural University of Norway), Норвежская государственная академия музыки (The Norwegian State Academy of Music), Школа экономики и делового администрирования (The Norwegian School of Economics and Business Administration) и др.

Обучение в государственных университетах и колледжах Норвегии почти бесплатное. Требуется лишь внести вступительный взнос ($30) и каждый семестр делать символические взносы в размере $37. Кроме того, любой студент в Норвегии, в том числе и иностранный, может получить кредит или стипендию в Statens Lanekasse (Государственном фонде образовательных кредитов). Кредит обычно дается на 20 лет и может быть частично погашен университетом во время учебы студента.

При университетах в Норвегии существуют студенческие организации, в ведении которых находится студенческое жилье, столовые, медицинское обслуживание. Все это финансируется государством, и поэтому обходится студентам очень дешево. Однако “студенческих квартир” не так много, и получить дешевое жилье может не каждый студент.

Поступление в вузы

Вступительные экзамены в колледжи и университеты в Норвегии отсутствуют и, по сути, при поступлении в вуз проводится конкурс школьных аттестатов.

Учеба в университете длится от 3,5 до 4 лет. Как правило, на гуманитарных факультетах учатся на полгода дольше, чем на факультетах естественных наук. Наиболее популярными специальностями в Норвегии сегодня являются информатика, журналистика, юриспруденция и экономика.

В конце учебы все студенты пишут дипломную работу и сдают экзамен по философии Examen philosophicum (независимо от того, по какой специальности они учатся). После этого присваивается степень Candidatus/candidata magisterii (Cand. mag.). С 1981 года государственные колледжи также получили право присваивать своим выпускникам степень Cand. mag.

Совершенно иначе строятся университетские программы по медицине, праву, экономике, инженерным наукам. Эти специальности считаются наиболее престижными и высокооплачиваемыми. Чтобы получить степень в одной из перечисленных выше наук и право на работу по специальности, нужно учиться по специальной программе от 4,5 до 6 лет. По окончании студентам присваиваются степени Sivilingenior (инженерные науки), Sivilokonom (экономика), Candidatus a juris (Cand. jur., право), Candidatus a medicinae (Cand. med., медицина).

В норвежских университетах и колледжах преподавание ведется на норвежском языке. Для иностранцев языку можно научиться бесплатно. Курсы норвежского работают при муниципалитетах в течение учебного года.

В Норвегии есть две университетские программы на английском языке. Их предлагают Norges Handelshoyskole в Бергене (Норвежская школа экономики и делового администрирования) и Handelshoyskolen BI в Осло (Норвежская школа менеджмента). В эти школы поступают норвежцы, которые хотят научиться бизнесу и экономике и работать на международном рынке, а также иностранцы.

Последипломное образование

Последипломное образование предлагают все университеты. Двухгодичный курс заканчивается присвоением степени Candidatus a philosophiae (Cand. philos.) по гуманитарным наукам, Candidatus a rerum politicarum (Cand. polit.) по общественным наукам и Candidatus a scientiarum (Cand. scient.) по математике и естественным наукам (для получения этой степени надо учиться 1,5 года). Те, кто собирается посвятить свою жизнь науке и исследовательской деятельности, могут пойти дальше и, защитив докторскую диссертацию, получить степень доктора.

                                                Спасибо сайту  Норвежский клуб

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

matilda-i-ja.livejournal.com

Норвегия: школьное образование

Мы продолжаем публиковать материалы об образовании за рубежом. В прошлых статьях мы рассказывали о воспитании детей в Японии и о том, за чем ходят дети в израильские школы. На этот раз поговорим о Норвегии.

Система школьного образования в Норвегии вызывает самые противоречивые отклики среди тех, кто сталкивался с ней напрямую. Чаще всего возмущены привыкшие к строгой дисциплине, контролю и детальному изучению каждого предмета русскоязычные эмигранты. Пока родители решают, каковы плюсы и минусы европейских школ и что нужно каждому конкретному ребенку, мы попробуем взглянуть на систему воспитания и подход к детям в Норвегии глазами стороннего наблюдателя.


sxc.hu

Никакого стресса

Младшая школа в Норвегии ― своеобразное продолжение детского сада. Еще с пеленок малыши привыкают, что им позволено все не только дома, но и в государственных учреждениях (кстати, садик стоит совсем недешево): валяться в песке и ходить с соплями до подбородка; облизывать банку любимого йогурта и без стеснения целовать товарища; выменивать игрушки и звонить папе с мамой с требованиями различной степени важности. Терпения у воспитателей хватит на всех. Здесь детей укладывают спать, моют и одевают исключительно по их желанию. Столовых при садах и школах не существует, и все едят только принесенные из дома бутерброды, а значит не надо кого-либо заставлять доесть суп или пюре. К тому же, воспитателей всегда много и устать при таком режиме работы им довольно сложно.

Норвежские дети идут в школу с шести лет, и первый класс скорее является адаптационным, подготовительным, а значит не несет никакой эмоциональной нагрузки. Оценок здесь не ставят, весь год учат алфавит и складывают слоги в игровой форме, проводят много различных мастер-классов по изготовлению полезных для жизни вещей. К примеру, к Рождеству в каждой семье первоклассника появится салфетка на окно с вышитой горящей свечой. Учиться вышивать мальчику или рубить дрова девочке можно и нужно. Гендерные игры не особенно приветствуются. Все дети равны и одинаковы и, более того, могут воспитываться в однополых семьях — это не обсуждается, а толерантность приравнивается к главному, необходимому в жизни качеству.

Здоровый образ жизни и любовь к природе

Очень много внимания уделяется поддержанию здорового духа в здоровом теле, а также пониманию лесных законов. Норвегия, как известно, самая зеленая, самая экологически чистая европейская страна, и леса ее не просто бережно охраняются, но и нежно любимы. С малых лет школьников учат правильно разжигать костры, понимать поведение животных, ходить в походы и воспринимать любые погодные условия как нечто радостное. 

Вместо школьной формы обязательной одеждой каждого ученика является дождевик и резиновые сапоги, поскольку каждую большую перемену дети проводят на улице, независимо от происходящего за окном. В теплое время года позволено строить хижины из веток, залезать на деревья и рыть окопы, зимой — строить целые города и ледяные пещеры. Отдельным курсом проходят уроки на свежем воздухе, когда можно узнать, как собирать грибы или что делают совы днем. Порой приглашенные сказочники (в Норвегии существует такая профессия как профессиональный сказочник) выводят группы школьников в «долины троллей» и посвящают детей в тонкости обращения с озерами и их обитателями.

Осенью частью оздоровительной программы является бассейн, плавать в котором нужно порой и в одежде, чтобы почувствовать все беды утопающего и спасающего. После водных процедур дети могут идти с мокрой головой по улице и не заболевают на следующий день. Иммунитет в Норвегии выработан с коляски, а потому, увидев годовалого малыша в минусовую температуру без шапки, никто не удивится. Зимой все школьники в обязательном порядке катаются на лыжах. Существует шутка, рассказанная всерьез, что норвежцы рождаются с лыжами на ногах. Лыжи в самом деле любят, в них знают толк, их дарят друг другу на дни рождения и большие праздники, а умением спуститься красиво со склона хвастаются в социальных сетях.

Расписание занятий и группы продленного дня

Занятия начинаются в августе: конкретное число каждый раз обговаривается, но обычно к середине лета у всех детей уже готовы сочинения о проведенных каникулах, фотоальбомы и собранные по заданиями гербарии. Уроки начинаются в 8:30, но спешащие на работу родители могут оставлять детей в школе с шести утра. Так действует группа продленного дня. В отличие от образования она стоит немалых денег, более того, за опоздания родителей взымается определенная такса, поскольку каждый час воспитателя расписан, и лишние десять минут уже приравниваются к часу. Зато все дети, как правило, от продленки в восторге. На кухне они не только могут пить чай, но также готовить под руководством взрослых печенье и вырезать рожицы из овощей; в разноцветных комнатах найдется множество развивающих игр; на специальных площадках организованы игры в футбол или баскетбол.

Успеваемость

Школа в Норвегии находится на полном государственном обеспечении. Родителям не нужно покупать учебники, тетради, краски и альбомы ― все, вплоть до ручек и карандашей, выдается ребенку в первые же дни обучения. Все, кроме самого желания постигать науки. О способностях учеников говорить не принято: учителя хранят свое отношение к поведению и успеваемости подопечных в страшной тайне. Только раз в год, в назначенный день, они рассказывают родителю об успехах чада, тонко намекая на моменты, которые стоило бы доработать. Если родители согласны с тем, что их ребенку учиться сложнее, чем другим, то помощь в виде приглашенной комиссии не заставить себя ждать. Специалисты из разных областей несколько дней присутствуют на уроках, выявляя, с чем именно связаны трудности ребенка. Затем с ним работают отдельно, подтягивая до нужного уровня.

Предметов, как и методических материалов, в школе более, чем достаточно. Детей ненавязчиво учат не только родному и английскому языкам, математике и химии, но и умению выживать в трудных условиях и уважению к ближнему. При этом позиция учителей такова: все охватить невозможно, жажда первенства и хвастовство не приводят к добру. Никто никуда не торопится, и постепенное чувство, что торопиться по сути-то некуда, завладевает всем существом эмигрирующего в Норвегию жителя мегаполиса.

Текст: Нина Асташкина
Фото автора 

Обсудить на форуме

littleone.com

Международные школы в Осло, Школа в Норвегия

Для студентов, которые желают принять участие в международной школе Есть несколько различных вариантов.

Международная школа в Осло
PO Box 53 (Почтовый адрес: Gamle Ringeriksvei 53)
N – 1341 Bekkestua
Тел: 00 47 – 67 53 23 03
www.oslointernationalschool.no

Британская международная школа Ставангер
Gauselbakken 107
N – 4032 Gausel
Тел: 00 47 – 51 57 55 99
www.biss.no

Лицей Francais
Skovveien 9
0257 Осло
Tel: +47 22 92 51 20
http://www.rcassin.no/

Международный Школа Ставангер
Treskeveien 3
N – 4040 Hafrsfjord
Тел: 00 47 – 51 55 91 00
www.isstavanger.no

Международная школа в Бергене
Вильгельм Бьеркнеса ВЭИ 15
N – 5030 Landafas
Тел: 00 47 – 55 28 77 16
www.isb.gs.hl.no

Беррали Международная школа
Bispegt. 9C
N – 7013 Тронхейм
Тел: 00 47 – 73 52 16 44
www.birralee.no

Дополнительная информация о международных школ в Норвегии можно получить:
Европейский совет по международным школы
21B Лавант-стрит
Питерсфилд
Hants. GU32 3EL
Телефон 01730-268 244

Частные школы

До 2005 года норвежский права, которая состоялась частных средних школах незаконной, если они не предложили “религий или педагогической альтернатива”. Только частные школы религиозные (Христианской), Штайнер / Waldorf, и Danielsen. Есть в настоящее время еще несколько частных школ варианты, в том числе Монтессори, Nyskolen и Штайнер.

  • Nordstranda montesorriskule – частная школа методу Монтессори.
  • Санкт-Саннива Catholic School – академически отличное с упором на религию

Для получения дополнительной информации о частных школах, обратитесь к разделу “Международные школы”.

Библиотека

Deichmanske Bibliotek Публичная библиотека Норвегии крупнейших. Есть более чем 16 отраслей в городе Осло. Сбор включает в себя художественная литература, документальная литература, а также других средств массовой информации. есть многоязычная библиотека , которая обслуживает около 35 Языки.

Стоимость новой карты библиотека 20 NOK для меценатов в возрасте 16 лет и выше, 10 NOK, если до 16 лет. Существует также плата за замену карты, и за просроченные книги.

Deichmanske Bibliotek
Арне Garborgs Пласс 4
N-0179 OSLO
Тел: 23 43 29 00

www.easyexpat.com

В Норвегии можно учиться на английском, а заодно выучить и норвежский. Бесплатно / Travel.Ru / Страны и регионы

Норвегия до сих пор остается для нас загадочной и незнакомой страной. А между тем она славится одним из самых высоких уровней жизни в мире, гостеприимством и открытостью своих граждан и хорошо развитой системой высшего и последипломного образования.

В северной стране Норвегии добывают нефть на шельфах, ловят сельдь в Северном море, строят корабли и проводят зимние Олимпийские игры. Все это там делают хорошо, потому что хорошо этому научены. Но и в других областях норвежцы дают добротное и ценимое везде в Европе образование.

Колледж или университет?

Перед закончившим школу юным норвежцем встает выбор: где учиться дальше – в колледже или университете. Диплом о высшем образовании дают и там и там. Вся разница в том, что университет – больше научный и исследовательский центр. А колледж – специализированное и профессиональное высшее учебное заведение.

В Норвегии четыре университета, старейший – университет Осло, основан в 1811 году, остальные три появились в середине нашего века. К университетам причислены и шесть университетских колледжей, дающих образование по одной-двум специальностям, например Сельскохозяйственный университет Норвегии (The Agricultural University of Norway), Норвежская государственная академия музыки (The Norwegian State Academy of Music), Школа экономики и делового администрирования (The Norwegian School of Economics and Business Administration) и др. (см. таблицу “Университеты Норвегии”).

Колледж (государственный или частный) есть в каждом районе и крупном городе Норвегии. Их больше 100, и это педагогические, инженерные, музыкальные, медицинские колледжи, колледжи управления и социальной работы, искусства и дизайна. Они предлагают различные учебные программы продолжительностью от 1 года до 3 лет. Диплом колледжа дает право продолжить образование в университетской аспирантуре.

Университетский курс длится 3,5 года на факультетах естественных наук и 4 года на факультетах гуманитарных и общественных наук. В конце учебы все студенты пишут дипломную работу и сдают экзамен по философии – Examen philosophicum (независимо от того, по какой специальности они учатся). После этого им присваивается степень Candidatus/candidata magisterii (Cand. mag.). С 1981 года государственные колледжи также получили право присваивать своим выпускникам степень Cand. mag.

Последипломное образование предлагают все университеты. Двухгодичный курс заканчивается присвоением степени Candidatus a philosophiae (Cand. philos.) по гуманитарным наукам, Candidatus a rerum politicarum (Cand. polit.) по общественным наукам и Candidatus a scientiarum (Cand. scient.) по математике и естественным наукам (для получения этой степени надо учиться 1,5 года). Те, кто собирается посвятить свою жизнь науке и исследовательской деятельности, могут пойти дальше и, защитив докторскую диссертацию, получить степень доктора.

Совершенно иначе строятся университетские программы по медицине, праву, экономике, инженерным наукам. Эти специальности считаются наиболее престижными и высокооплачиваемыми. Прием иностранцев на них ограничен. Чтобы получить степень в одной из перечисленных выше наук и право на работу по специальности, нужно отучиться по специальной программе от 4,5 до 6 лет. По окончании студентам присваиваются степени Sivilingenior (инженерные науки), Sivilokonom (экономика), Candidatus a juris (Cand. jur., право), Candidatus a medicinae (Cand. med., медицина).

Куда податься иностранцу

В норвежских университетах и колледжах, как нетрудно догадаться, преподавание ведется на норвежском языке. Мало кто из европейцев знает этот язык, разве что соседи норвежцев – шведы. Но языку можно научиться в Норвегии бесплатно. Курсы норвежского работают при муниципалитетах в течение учебного года. Кроме того, университеты Бергена, Осло, Трондхейма и Тромсо имеют подготовительные курсы норвежского языка для иностранных студентов.

Впрочем, для иностранцев в Норвегии есть две университетские программы на английском языке. Их предлагают Norges Handelshoyskole в Бергене (Норвежская школа экономики и делового администрирования) и Handelshoyskolen BI в Осло (Норвежская школа менеджмента). В эти школы поступают и норвежцы, которые хотят научиться бизнесу и экономике и работать на международном рынке.

Norges Handelshoyskole в Бергене финансируется государством, поэтому обучение в ней бесплатно для всех. Требуется лишь внести вступительный взнос в $30 и каждый семестр делать символические взносы в размере $37.

Самая популярная и престижная программа Norges Handelshoyskole – двухгодичный курс по международному бизнесу с присвоением степени магистра международного бизнеса (Master of International Business, MIB). Прием на программу MIB ограничен, каждый год набирается 30 студентов. Кроме MIB, школа предлагает и другие программы по международному бизнесу и менеджменту. Ежегодно школа принимает около 2.000 студентов.

Norges Handelshoyskole имеет и программы обмена с учебными заведениями Европы и США, однако студент из России не может принять в них участие.

Handelshoyskolen BI в Осло – самая крупная бизнес-школа Норвегии. Она имеет региональные отделения по всей стране. Школа предлагает два курса на английском языке: 11-месячную программу MBA и программу магистра наук (один или два года). В школе учатся студенты из 23 стран мира, большинство из них – именно на магистерских программах, хотя в школе есть и основной курс на степень бакалавра.

Программа MBA норвежской Handelshoyskolen BI – это сплав европейской и американской моделей бизнес-образования. Программа магистра наук имеет четыре специализации: финансы и экономика, международный маркетинг и стратегия, евроменеджмент и менеджмент в области энергоресурсов и охраны окружающей среды. На каждую специальность принимается 40 студентов в год.

Handelshoyskolen BI – частная школа, и обучение в ней, в отличие от бергенской школы, платное. Программа MBA стоит 105.000 норвежских крон (примерно $15.000) за весь курс обучения. Плата за программу магистра наук составляет 65.000 крон ($9.286, одногодичный курс) и 82.000 крон ($11.715, двухгодичный курс).

На магистерские программы Norges Handelshoyskole и Handelshoyskolen BI принимаются те, кто имеет степень Candidatus (или эквивалентную ей степень бакалавра, россияне – с вузовским дипломом или студенты выпускных курсов). Абитуриенты сдают экзамены по английскому языку TOEFL и GMAT (см. “i” 9(118), с. 9). Пропускной балл по этим экзаменам каждый год меняется и зависит от того, какой в этом году конкурс.

Как россиянину поступить в норвежский университет

Норвежцы, как и большинство европейцев, учатся в школе 12 лет. Поэтому нашего среднего образования для поступления в норвежский университет не хватает – надо проучиться как минимум год в российском вузе. Однако, как сказали корреспонденту “i” в посольстве Королевства Норвегии в Москве, брать или не брать выпускника нашей школы – в каждом университете решают в индивидуальном порядке. Может случиться, что и российского аттестата о среднем образовании окажется достаточно для поступления в норвежский университет.

Кроме документа об образовании в приемную комиссию надо представить свидетельство о знании английского языка (для поступающих на англоязычные програм- мы – сертификат о сдаче TOEFL или IELTS, (см. “i” 7(116), c. 5). Если вы поступаете в вуз, где обучение ведется только на норвежском, то вам придется сначала поучиться на подготовительных курсах норвежского языка.

Обучение в государственных университетах и колледжах Норвегии почти бесплатное (надо вносить символические взносы, примерно такие же, как в Norges Handel-shoyskole). Однако в чужой стране надо на что-то жить: на жилье, питание и т. д. требуется $$8.000-10.000 в год. При университетах в Норвегии существуют студенческие организации, в ведении которых находится студенческое жилье, столовые, медицинское обслуживание. Все это финансируется государством, и поэтому обходится студентам очень дешево. Однако “студенческих квартир” не так много, и получить дешевое жилье может не каждый студент.

По иммиграционному законодательству, студентам из России не разрешается работать во время учебы. Но подработать в свободное от учебы время (пусть полулегально), тем не менее, всегда можно.

Кроме того, любой студент в Норвегии, в том числе и иностранный, может получить кредит или стипендию в Statens Lanekasse (Государственном фонде образовательных кредитов). Кредит обычно дается на 20 лет и может быть частично погашен университетом во время учебы студента.

Statens Lanekasse

(The State Educational Loan Fund)

P.O. Box 195 Okern, N-0580 Oslo.

Tel.: +47 22 72 6700, fax +47 22 64 2636

После того, как вы обратились в университет и получили ответ, можно идти в посольство за учебной визой. Кроме визы необходимо получить и разрешение на пребывание в стране (student resident permit). Для этого надо представить в посольство следующие документы:

– заграничный паспорт;

– письмо о зачислении в норвежское учебное заведение;

– документ, подтверждающий вашу платежеспособность (справка из банка), или письмо из норвежского Statens Lanekasse о предоставлении кредита на учебу.

Разрешение на пребывание в стране дается строго на тот срок, что вы учитесь в Норвегии. Хотя иммиграционное законодательство гласит, что иностранец должен покинуть страну сразу же, как он закончит учебу, и вернуться туда он может только через пять лет, однако в исключительных случаях разрешение на пребывание в стране может быть продлено (например, если вы собираетесь продолжить образование в Норвегии или нашли там работу, и ваш работодатель подает просьбу о продлении разрешения).

Более подробную информацию об образовании в Норвегии, норвежских вузах, возможностях получения стипендии и т. д. можно получить в норвежском Министерстве религии, образования и науки (Ministry of Church, Education and Research), Совете университетов (The Norwegian Council of Universities) или Посольстве Королевства Норвегии в Москве.

Ministry of Church, Education and Research,

P.O. Box 8119 Dep., N-0032 Oslo.

Tel.: +47 22 34 9090, fax +47 22 34 9540

The Norwegian Council of Universities

Harald Harfagres gate 17, N-5007 Bergen

Tel.: +47 55 90 2737, fax +47 55 90 2748

Посольство Королевства Норвегии в Москве: Поварская ул., 7;

тел.: (095)290 3872/74, факс (095)200 1221.

05.06.1996

Источник: iностранец

guide.travel.ru

Оставить комментарий